Конспекты занятий по ментальной арифметике по теме «Уровень 2 «Братья».
Методические материалы для проведения занятий по ментальной арифметике
Учитель математики:
Самсонова И. Б.
2019 г.
Пояснительная записка к блоку внеурочных занятий курса «Ментальная арифметика» по теме «Уровень 2 «Братья».
Цель данного блока: знакомство обучающихся с формулами сложения и вычитания «Помощь брата», развитие фотографической памяти, логики и воображения, слуха и наблюдательности, концентрации внимания.
Задачи:
познакомить ребят с фундаментальными упражнениями формул сложения и вычитания «Помощь брата»;
тренировать внимательность, зрительную память, скорость при помощи флэш-карт;
повысить чувство уверенности в себе, помогая тем самым личностному развитию;
научить быстро и рефлекторно выполнять нужные действия;
Блок содержит 6 занятий:
Формулы сложения «Помощь брата» — 2 занятия
Формулы вычитания «Помощь брата» — 2 занятия
Решение примеров на сложение и вычитание двузначных и трёхзначных чисел по формулам «Помощь брата» -2 занятия.
Формы организации образовательного процесса: групповая (в группе 10-12 человек).
Формы организации учебного занятия: беседы, практические занятия, соревнование в решении примеров на время.
Педагогические технологии: личностно-ориентированное, технология индивидуализации обучения, технология разноуровневого обучения, технология дистанционного обучения.
На занятиях используются упражнения нейрогимнастики, таблицы Шульте, рисунки для рисования двумя руками (упражнения на согласованность действий между полушариями головного мозга), устные диктанты, работа на офлайн тренажерах, подвижные игры с мячом.
Для выполнения домашних заданий детям в начале года раздаются комплекты упражнений для нейрогимнастики (кинезиологические упражнения), таблицы Шульте (для тренировки периферического зрения), клиновидные таблицы и сборники примеров для домашней отработки.
Необходимое оборудование на занятиях:
Секундомеры;
Цветные карандаши;
Мячи;
Ноутбуки с установленными офлайн тренажёрами;
Флэш-карты;
Абакус демонстрационный и ученические;
Карточки с базовыми упражнениями.
Занятие №1
Сложение 5: «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4.
Ход занятия
I.Приветствие.
Вспомнить яркие моменты предыдущей темы, поинтересоваться, какие были трудности.
II. Разминка.
Решение примеров на простое сложение. Учитель читает вслух цепочки примеров на сложение двузначных и трёхзначных чисел.
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 |
23 | 125 | 21 | 51 | 211 | 501 |
11 | 212 | 12 | 22 | 121 | 122 |
55 | 501 | 50 | 15 | 510 | 250 |
10 | 51 | 14 | 11 | 153 | 125 |
99 | 889 | 97 | 99 | 995 | 998 |
Дети решают на абакусе и записывают ответы в бланки ответов.
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 |
Среди примеров есть такие, которые дети ещё не умеют выполнять. После выполнения задания ответы сверяются. Дети выявляют проблему: есть примеры, для решения которых не хватает знаний.
III. Постановка цели занятия.
Ребята вместе с педагогом формулируют цель занятия:
-познакомиться с новыми правилами сложения и научиться решать проблемные примеры.
IV. Нейрогимнастика.
« Кулак-ребро-ладонь»
Д етям показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Повторить 10 раз.
V.Изучение новой темы.
Педагог предлагает вспомнить состав числа 5. Это нужно для изучения новой темы. Учитель рассказывает, что «Братья» это 5 пальцев на руке, и показывает, как можно использовать «Братьев» при счёте на абакусе и вводит новые формулы.
«Брат 4»
+4= +5 – 1
т.е прибавить 4 означает прибавить 5 и вычесть 1.
Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:
№1 | №2 |
1+4 | 11+4 |
2+4 | 12+4 |
3+4 | 13+4 |
4+4 | 14+4 |
Идём дальше: Формула «Брат 3». Принцип тот же, и он не вызовет у вас никаких сложностей.
П
осмотрите, как это делаю я. На счетах откладываю 4 косточки. Мне нужно прибавить 3. Как это сделать? «Просто» мы не можем прибавить, не хватает земных косточек! Именно в таких случаях мы используем правило «Братьев».Прибавить 3 – это, то же самое, что прибавить 5 и вычесть 2.
+3= +5 – 2
Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:
№1 | №2 |
1+3 | 11+3 |
2+3 | 12+3 |
3+3 | 13+3 |
4+3 | 14+3 |
Изучение формулы «Брат 2».
— Посмотрите, как это делаю я. На счетах откладываю снова 4 косточки. Мне нужно прибавить 2. Как это сделать? Вспоминаем состав числа 5, у двух братьев всегда на страже трое, которые мы отнимем.
Прибавить 2 – это, то же самое, что прибавить 5 и вычесть 3.
+2= +5 – 3
Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:
№1 | №2 |
1+2 | 11+2 |
2+2 | 12+2 |
3+2 | 13+2 |
4+2 | 14+2 |
Изучение формулы «Брат 1».
Итак, последняя формула сложения «Брат». Принцип выполнения аналогичен предыдущим. На счетах откладываю 4 косточки. Мне нужно прибавить 1. помним, что у одного брата всегда на страже остаются четыре брата, которые мы и двигаем. При этом земные с небесной косточкой двигаем на себя.
Прибавить 1 – это, то же самое, что прибавить 5 и вычесть 4.
+1= +5 – 4
Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:
№1 | №2 |
1+1 | 11+1 |
2+1 | 12+1 |
3+1 | 13+1 |
4+1 | 14+1 |
VI.Разминка. Упражнение «Ёжики»
Ёжикам надо нарисовать иголки двумя руками одновременно. Потом их обвести и раскрасить. Дерево посередине тоже рисуем двумя руками одновременно, начиная снизу.
VII.Выполнение арифметических действий на абакусах.
— Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новыми правилами
«Брат 1» +1= +5 – 4
«Брат 2» +2= +5 – 3
«Брат 3» +3= +5 – 2
«Брат 4» +4= +5 – 1
Предлагаю закрепить формулы на практике.
+1=+5-4 | +2=+5-3 | +3=+5-2 | +4=+5-1 | ||||
4+1 | 34+11 | 3+2 | 53+22 | 3+3 | 43+33 | 4+4 | 24+44 |
24+1 | 64+21 | 13+2 | 23+12 | 2+3 | 22+33 | 11+41 | 11+44 |
14+31 | 114+221 | 23+3 | 113+12 | 22+3 | 212+313 | 14+4 | 114+224 |
44+11 | 224+12 | 33+2 | 533+202 | 32+3 | 223+331 | 14+34 | 334+114 |
VIII. Домашнее задание.
1.Отработать правила сложения по теме «Брат».
2.Выполнять упражнения из нейрогимнастики.
3.Ежедневно 5 минут уделять внимание на развитие моторики на абакусе.
4.Счет с помощью тренажера 7-10 минут. Работа с печатным материалом (формулы сложения по теме «Брат»).
5.Счет ментально 7-10 мин.
Занятие №2.
Базовые упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата».
Ход занятия
I.Приветствие.
Установление контакта с детьми, создание положительной рабочей атмосферы на занятии. Раскрасить двумя руками одновременно радугу, цветами, которые нравятся детям.
II. Проверка домашнего задания. Решение у доски неправильно решённых примеров.
III.Работа с флэш-картами.
Педагог быстро чередует флэш-карты перед учениками, ученики, не опуская головы, записывают числа с флэш-карт в тетрадь. В конце упражнения дети меняются тетрадями и сверяются с учителем. Данное упражнение тренирует зрительную память, внимательность, скорость запоминания изображения числа на абакусе.
IV. Нейрогимнастика. Кошка
И сходное положение: большой палец и мизинец обоих рук подняты вверх, остальные пальцы прижаты к ладони.
Маленькая кошка
Села у окошка.
Хвостиком играет,
М ышку поджидает.
Ладонь развернуть вертикально вверх, пальцы выпрямить и развести в стороны. Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.
Если когти точит кошка,
Будет дождик за окошком.
Повторить 5 раз.
V. Отработка навыков счета.
Работа на абакусах. Выполнение базовых упражнений: Ребята по очереди выходят к демонстрационному абакусу и показывают работу с правилами.
1+4
2+4 2+3
3+4 3+3 3+2
4+4 4+3 4+2 4+1
Двузначных чисел:
11+4 11+44
12+4 12+44 12+3 12+33
13+4 13+44 13+3 13+33 13+2 13+22
14+4 14+44 14+3 14+33 14+2 13+22 14+1 14+11
Решение примеров ментально. Учитель диктует, дети записывают ответы в тетрадь.
+1+4+2+11
+2+3+12+1
+3+3+22+1
+4+1+32+2
Если у ребёнка не получается решать ментально, можно разрешить смотреть на абакус, но не дотрагиваться. Дети меняются тетрадями и вместе с учителем проверяют результаты.
VI.Работа с таблицей Шульте. Направляем свой взгляд в центр таблицы, и, как бы фиксируем это положение, даём себе команду делать минимальные движения. Включаем секундомер и начинаем поиск цифр от 1 до 25. Глаза, при этом должны совершать минимальные движения. Вся работа происходит именно в размытом спектре зрения. После завершения выключить секундомер. Помним желаемый результат 10 секунд, допустимый – 20-30 секунд.
Решение примеров с двузначными числами на абакусах по формулам «Помощь брата» (+1,+2,+3,+4). Ребята работают индивидуально, дети, у кого есть проблемы вместе с учителем работают у доски.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
64 | 73 | 13 | 64 | 15 | 11 | 13 | 33 | 24 | 46 |
12 | 24 | 40 | 32 | 43 | 42 | 72 | 43 | 35 | 22 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
64 | 27 | 54 | 45 | 51 | 52 | 11 | 84 | 42 | 16 |
14 | 42 | 24 | 32 | 44 | 43 | 44 | 12 | 42 | 43 |
Обучающиеся, которые справились с задание взаимно проверяют работы, при обнаружении ошибок вместе решают ещё раз и исправляют неправильный ответ. Далее работают в рабочих тетрадях «Помощь брата» (+1,+2,+3,+4)
VII. Домашнее задание.
1. Выполнять упражнения из нейрогимнастики.
2. Ежедневно 5 минут уделять внимание на развитие моторики на абакусе.
3. Отработать правила сложения по теме «Помощь брата+».
4.Счет с помощью тренажера 7-10 минут. Работа с печатным материалом (формулы сложения по теме «Помощь брата»).
5.Счет ментально 7-10 мин.
Занятие №3
Вычитание 5: «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4.
Ход занятия
I.Приветствие.
Установление контакта с детьми, создание положительной рабочей атмосферы на занятии. Ребята становятся в круг, в середине вода. Вода передаёт мяч по очереди ребятам с пожеланиями на сегодняшний день (хорошего настроения, успешного дня…)
II. Проверка домашнего задания. Решение у доски неправильно решённых примеров. Если есть вопросы, повторение правил, разбор похожих примеров.
III. Нейрогимнастика.
«Лезгинка»
Р ебенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 10-15 смен позиций. Необходимо добиваться высокой точности и скорости смены положений.
IV. Постановка цели занятия.
Ребята вместе с педагогом формулируют цель занятия:
— познакомиться с новыми правилами вычитания и научиться решать проблемные примеры.
V.Изучение новой темы.
Педагог предлагает повторить состав числа 5. Это нужно для изучения новой темы. Дети вспоминают, что «Братья» это 5 пальцев на руке, учитель показывает, как можно использовать «Братьев» при вычитании на абакусе и вводит новые формулы.
Изучение формулы «Брат 4».
На счёт отложим 5 косточек. Нам нужно отнять 4 косточки. Но нам на этой спице не хватает земных косточек. Тогда будем пользоваться формулой «Брат 4».
-4= -5 + 1
Вычесть 4 – это, то же самое, что и вычесть 5 и прибавить 1.
Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:
№1 | №2 |
5-4 | 15-4 |
6-4 | 16-4 |
7-4 | 17-4 |
8-4 | 18-4 |
Изучение формулы «Брат 3».
Принцип тот же. Посмотрите, как это делаю я. На счетах откладываю 5 косточек. Мне нужно вычесть 3. Как это сделать? «Просто» мы не можем вычесть, нет земных косточек! Тогда отнимем 5 и прибавим 2.
Вычесть 3 – это, то же самое, что и вычесть 5 и прибавить 2.
-3= -5 + 2
Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:
№1 | №2 |
5-3 | 15-3 |
6-3 | 16-3 |
7-3 | 17-3 |
8-3 | 18-3 |
Изучение формулы «Брат 2».
На абакусе откладываю снова 5 косточек. Мне нужно вычесть 2. Как это сделать? Вспоминаем состав числа 5, у двух братьев всегда на страже трое, которые мы прибавим.
Вычесть 2 – это, то же самое, что и вычесть 5 и прибавить 3.
— 2= -5 + 3
Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:
№1 | №2 |
5-2 | 15-2 |
6-2 | 16-2 |
7-2 | 17-2 |
8-2 | 18-2 |
Изучение формулы «Брат 1».
Итак, последняя формула вычитания «Брат». Принцип выполнения аналогичен предыдущим. На абакусе откладываю 5 косточек. Мне нужно вычесть 1, помним, что у одного брата всегда на страже остаются четыре брата, которые мы и двигаем. При этом земные с небесной косточкой двигаем от себя. Движения большим и указательным пальцем, косточки строго двигаем в одну сторону, одновременно.
Вычесть 1 – это, то же самое, что и вычесть 5 и прибавить 4.
-1= -5 + 4
Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:
№1 | №2 |
5-1 | 15-1 |
6-1 | 16-1 |
7-1 | 17-1 |
8-1 | 18-1 |
VI.Разминка.
Клиновидная таблица
Глядя на центральную линию, двигаем полоску вниз. При каждом движении полоски стараться увидеть цифры, которые находятся по разным сторонам и называть слева направо. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке нужно вернуться на два шага назад и продолжить.
VII.Выполнение арифметических действий на абакусах.
— Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новыми правилами
«Брат 1» -1= -5 + 4
«Брат 2» -2= -5 + 3
«Брат 3» -3= -5 + 2
«Брат 4» -4= -5 + 1
Предлагаю закрепить формулы на практике.
-1=-5+4 | -2= -5 + 3 | -3= -5 + 2 | -4= -5 + 1 | ||||
55-11 | 945-511 | 15-2 | 415-12 | 56-53 | 785-383 | 78-24 | 657-444 |
85-81 | 254-113 | 75-2 | 655-322 | 67-17 | 556-333 | 66-14 | 685-414 |
35-21 | 375-241 | 66-2 | 536-212 | 95-73 | 685-353 | 55-54 | 566-444 |
75-51 | 755-411 | 85-2 | 765-422 | 86-63 | 779-334 | 67-14 | 796-444 |
VIII. Домашнее задание.
1.Обязательно отрабатываем счет по теме «Сложение. Брат».
2.Выполняем упражнение из нейрогимнастики.
3.Ежедневно 5 минут уделяем развитию моторики на абакусе.
4.Счет с помощью тренажера 7-10 минут. Работа с печатным материалом.
5.Счет ментально 7-10 мин.
Занятие №4
Базовые упражнения на вычитание с 5. Решение примеров на вычитание методом «Помощь брата».
Ход занятия
I. Приветствие.
Установление контакта с детьми, создание положительной рабочей атмосферы на занятии. Раскрасить двумя руками одновременно солнышко с облаками любимыми цветами.
II. Проверка домашнего задания. Решение у доски неправильно решённых примеров. Если есть вопросы, повторение правил, разбор похожих примеров.
III. Работа с флэш-картами.
Педагог быстро чередует флэш-карты перед учениками, ученики, не опуская головы, записывают числа с флэш-карт в тетрадь. В конце упражнения дети меняются тетрадями и сверяются с учителем. Данное упражнение тренирует зрительную память, внимательность, скорость запоминания изображения числа на абакусе.
IV. Нейрогимнастика. Домик.
Задание выполняется двумя руками.
1)Руки в положении (1). Начиная с большого пальца нужно раскрывать по одному пальцу: Раз (2), два, три, четыре, пять (3) вышли пальчики гулять. (пошевелить всеми пальцами).
2)Начиная с мизинца, сжимать по очереди в кулак. Раз (4), два, три, четыре, пять (5), в домик спрятались опять.
Повторить 3 раза.
V. Отработка навыков счета.
Работа на абакусах. Выполнение базовых упражнений вместе с учителем:
5-4
6-4 5-3
7-4 6-3 5-2
8-4 7-3 6-2 5-1
Двузначных чисел:
15-4 15-14 15-3 15-13 15-2 15-12 15-1 15-11
16-4 16-14 16-3 16-13 16-2 16-12
17-4 17-14 17-3 17-13
18-4 18-14
Решение примеров ментально. Учитель диктует, дети записывают ответы в тетрадь.
+19-2-1-4
+18-1-3-2
+19-3-2-4
+17-2-10-1
Дети меняются тетрадями и вместе с учителем проверяют результаты.
VI.Работа с таблицей Шульте. Направляем свой взгляд в центр таблицы, и, как бы фиксируем это положение, даём себе команду делать минимальные движения. Включаем секундомер и начинаем поиск цифр от 1 до 25. Глаза, при этом должны совершать минимальные движения. Вся работа происходит именно в размытом спектре зрения. После завершения выключить секундомер. Помним желаемый результат 10 секунд, допустимый – 20-30 секунд.
Решение примеров с двузначными числами на абакусах. Помощь брата (-1,-2,-3,-4)
Ребята работают индивидуально, дети, у кого есть проблемы вместе с учителем работают у доски.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
61 | 53 | 65 | 76 | 95 | 53 | 78 | 51 | 55 | 46 |
-41 | -22 | -32 | -14 | -44 | -33 | -54 | -11 | -35 | -22 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
64 | 87 | 56 | 45 | 58 | 59 | 75 | 86 | 38 | 66 |
-24 | -42 | -24 | -32 | -44 | -19 | -63 | -52 | -24 | -43 |
Ребята, которые справились с задание взаимно проверяют, при обнаружении ошибок вместе решают ещё раз и исправляют неправильный ответ. Далее работают в рабочих тетрадях «Помощь брата» (-1,-2,-3,-4)
VII. Домашнее задание.
1. Выполнять упражнения из нейрогимнастики.
2. Ежедневно 5 минут уделять внимание на развитие моторики на абакусе.
3. Отработать правила сложения по теме «Помощь брата-».
4.Счет с помощью тренажера 7-10 минут. Работа с печатным материалом (формулы вычитания по теме «Помощь брата»).
5.Счет ментально 7-10 мин.
Методическая разработка по математике: Мастер-класс «Обучение элементам ментальной арифметики»
Добрый день уважаемые коллеги! Я предлагаю принять участие в мастер – классе по теме «обучение элементам ментальной арифметики»
21 век – это век скоростей. Мы привыкли к скоростному интернету, к современным средствам передвижения, к быстрому получению большого объема информации. Но не всегда ребенок успевает усвоить и запомнить такое количество информации, поэтому необходимо вводить инновационные методики. Фраза, «кто не успевает, тот опаздывает», стала определяющей в нашей жизни. Поэтому мы стараемся найти методики, позволяющие ускорить процесс усвоения информации детьми разного возраста. И одна из таких методик Ментальная арифметика.
Ментальная арифметика – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью вычислений на счетах абакус.
Что Ментальная арифметика дает детям:
— быстрый устный счет
— умение концентрировать внимание
— усидчивость
— развитие памяти, воображения
— уверенность в себе, в возможности достижения любых целей
— повышение успеваемости по всем предметам
У нас не существует методик обучения устному счету, а эта методика подходит всем, Заняться обучением ментальной арифметики можно в любом возрасте. Эта методика действенна в профилактике атеросклероза и развитии памяти. Она не зависит от того, есть ли у вас математические способности. Единственное, что необходимо для хорошего результата, это постоянные тренировки. Ментальная арифметика весьма эффективна в обучении гиперактивных детей. Они учатся концентрировать внимание, у них вырабатывается усидчивость. Эта методика развивает сразу оба полушария и поэтому задействует все процессы: внимание, слуховую и зрительную память, моторику. Занятие состоит не только из счетов, но и упражнений на развитие логики, мышления, воображения. Если на занятиях дети будут только считать и представлять абакус в уме, то через месяц счеты перестанут их занимать. Поэтому, чтобы усилить эффект, требуется что — то новое и динамичное.
Так что же представляет из себя абакус Он состоит из рамки прямоугольной формы, вертикальных спиц, косточек и планки, которая разделяет абакус. Верхние косточки называют – братья или небесные, нижние – друзья или земные. Если к центральной планке не придвинуто никаких косточек, это обозначает 0. Когда считают на абакусе, есть одно правило. Большим пальцем мы поднимаем косточки вверх, т.е прибавляем, а указательным опускаем вниз – отнимаем. Это упражнение называется крабик. Повторите вместе со мной. Давайте посчитаем: внизу находятся единички 1, 2, 3, 4 – косточки закончились. Как же нам набрать 5? Это верхняя косточка. Все верхние косточки это 5. Набираем 6, 7, 8, 9. Как же будет 10? Чем хорош абакус. На нем очень легко объяснить детям, как набираются многозначные числа. Дело в том, что как мы число записываем, так его и набираем на абакусе. Если для числа 10 нам нужны цифры 1 и 0. Мы так и делаем. 20, 30, 40.
Давайте попробуем потренироваться. Назовите какое число сейчас на абакусе. 32.
Усложним задачу 63.
Давайте еще одно число определим на абакусе 99. Молодцы.
Еще немного усложним 167
Предлагаю усложнить еще. Назовите число 783. Замечательно.
А теперь посчитайте 2774
С набором чисел все понятно. Это не сложно. Абакус это очень наглядно и ощутимо.
Как же происходит сложение и вычитание? Когда мы косточки придвигаем – мы складываем, когда опускаем – вычитаем. Предлагаю попробовать посчитать
2774-1113=1661. Отнимать мы будем с тысяч.
1661+3322=4983. Молодцы.
4983-322=4661
Теперь понятно каким образом происходит сложение и вычитание на абакусе.
Я предлагаю вам перейти к практической работе.
Перед вами лежат карточки с изображением абакуса. Посчитайте какое число записано на абакусе и запишите ответ в пустое окошко. Проверим у всех правильно получилось? Молодцы.
А теперь возьмите карточки с примерами. Я покажу вам на одном из примеров, как их решать. Решая примеры, мы используем формулы на состав числа 5 и 10. Сравните ответы которые у вас получились с теми, что записаны ниже. Вы очень хорошо справились.
Когда только учатся счету, работаю на абакусе, но в дальнейшем этот предмет убирают и учатся представлять абакус в уме, ментально. Это очень удобно, вы будете независимы не от каких предметов. Сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и представить визуально абакус. Поставьте правильно руки, и составте на абакусе число 3. У всех получилось? Хорошо.
Это была 1 часть занятия. Далее мы поиграем в игры, которые развивают мышление, воображение, память, логику.
Сейчас я предлагаю вам поиграть в игры, которые могут быть использованы в работе с детьми для развития логики, мышления, воображения. Это лабиринты, рисование и штриховка двумя руками, таблицы Шульте. С нее мы и начнем. Это таблица со случайно расположенными объектами, служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определенном порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно, например для обучения детей скорочтению. За одну минуту вам надо по порядку найти цифры на картинке от 20 до 30. Время пошло. Кто из вас справился с заданием и нашел все цифры? Молодцы.
Еще одна игра: назови цвет. В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое читает. Задание: Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух ЦВЕТ каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Хорошо. Молодцы.
Сейчас мы с вами будем рисовать и заштриховывать рисунок сразу двумя руками. Возьмите карандаши в обе руки и заштрихуйте картинки. Направление в котором надо выполнить штриховку указано. А вы обведите разные предметы двумя руками. Время на выполнение задания 2 минуты. Проверьте друг друга, как у вас получилось. Отлично.
Перед вами еще одна игра на внимание « движение букв».
Это упражнение на концентрацию внимания. В верхней строчке написаны буквы, мы их читаем. А какую руку поднимаем, смотрим на буквы в нижней строке. «п» правую, «л» левую, «о» обе руки. Я вам сейчас покажу. Молодцы.
Я приглашаю вас выйти ко мне в круг, мы немного отдохнем и выполним кинезиологические упражнения. Эти упражнения помогают детям развивать сразу оба полушария мозга, становиться более расслабленными в своих движениях, обрести уверенность в успехе.
Правой рукой на голове делаем движение вверх — вниз, левой круговые движения. Поменяем руки.
Упражнение «перекрестные шаги»
Упражнение «птичка – цветок»
Ментальная арифметика развитие внимательности
Поурочное планирование Урок № 5
Цель урока: познакомить детей со значением цифры 3, развивать наблюдательность, внимание, память, воображение (при помощи ментальной карты).
1. Приветствие, подвижная игра (цель: создание в группе положительного настроя, а также мотивации для включения в познавательную деятельность) 5 минут.
— Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?
— Я очень рада видеть ваши весёлые глаза. Вижу, что вы готовы к работе.
Дети встают в круг.
— Я сейчас брошу мяч одному из вас (желательно тому, кто максимально отдален), называя имя этого ребенка, который, в свою очередь, бросает мяч другому участнику, называя его имя.
И так продолжается до тех пор, пока все не привыкнут к данному порядку. После чего учитель бросает мяч, называя имя того, кому бросает, и того, кто стоит слева. На этом занятии меняется привычный ход игры, детям приходится быть более внимательными. Более того, в процессе игры тренируется скорость принятия решений, ведь детям нужно быстро перестроиться с привычного хода игры на новый.
2. Повторение пройденного материала (3 минуты).
— С каким числом вы познакомились на прошлом занятии?
— Какая цифра показывает число два?
— Напишите ее в воздухе. На что похожа эта цифра?
— Что значит «пара»?
— Каких предметов всегда два? Какие предметы всегда состоят из двух частей?
3. Работа с соробаном: знакомство со значением цифры 3, тренировка моторики рук (10 минут)
— Поработаем с соробаном! Покажите большой палец правой руки. Им мы будем поднимать друзей: 1-2-3. Посмотрите на расчетную линейку: сколько бусин на ней?
— Какой цифрой мы обозначаем число три? На что она похожа?
Игра «Цифры на спине» (парная работа): Напишите пальчиком цифру на спине своего напарника, а он пусть угадает что это за цифра. Затем меняемся ролями.
— Кто хочет первым поработать с большим соробаном?
Один учащийся подходит к соробану.
— Покажи какое-нибудь число на соробане, а ребята пусть скажут какое это число.
Дать возможность каждому ребенку поработать с большим соробаном.
Мотивация
4. Работа с учебником и ментальной картой: закрепление навыков письма цифры 3, развитие воображения с помощью ментальной карты (7 минут).
— Откройте учебник на стр. 6. Найдите цифру 3. Кто изображен слева от цифры 3? Сколько рыб?
— Обведите пальцем цифру 3. Посмотрите на правую картинку. Что показывает соробан? Сколько бусин вы видите? Возьмите карандаш и обведите цифру 3 на страницах 6 и 7.
Показать ментальную карту.
— У меня в руках ментальная карта. Что на ней изображено? (соробан)
— Что нарисовано на бусинах? (смайлики)
— Можно ли передвигать бусины на ментальной карте? (нет)
Раздать каждому учащемуся по ментальной карте.
— Представьте, как вы поднимаете одну бусинку. (следить за тем, чтобы дети двигали большим пальцем) Какое число получается на соробане? (1)
— Обнулите соробан. Что стало с бусинами? (друзья опустились, расчетная линейка пуста) Как вы обнуляли соробан? (проводили «клювиками» вдоль расчетной линейки)
— А теперь представьте, что поднимаете две бусины, а затем еще одну. Сколько бусин у расчетной линейки?
— Какие вы молодцы! У вас отлично получается!
— Поиграем?
5. Игра «Что есть что»
6. Работа с интерактивной доской (MentalAr.ru): дети учатся правильно работать с соробаном, поднимать друзей большим пальцем, опускать — указательным (5 минут).
7. Задание «Найди лишнее»: развитие логического мышления, умения объединять и классифицировать предметы по признаку количества (5 минут).
Раздать детям распечатки, на каждой из которых по четыре картинки.
— Обведите лишнюю картинку и расскажите, почему она лишняя.
8. Итоги урока (3 минуты).
— С какими числами вы сегодня работали?
— Что изображено на ментальной карте?
— Можно ли двигать на ней бусинки?
— Что вам больше всего запомнилось на уроке?
Домашнее задание: рассказать родителям, чем занимались на занятии, поработать с соробаном, попробовать нарисовать свою ментальную карту.
Экстра-задание: на доске написать в столбик цифры 1, 2 и 3, а справа нарисовать (или поместить картинки) один, два и три предмета. Соотнести цифру с предметами. Затем дети сами на листочках делают подобное задание друг для друга.
Игра «Что есть что»
Автор публикации
40 Комментарии: 15Публикации: 397Регистрация: 06-06-2017Упражнения по скорочтению на занятиях по ментальной арифметике
Упражнения по скорочтению на занятиях по ментальной арифметике
3
УПРАЖНЕНИЯ ПО СКОРОЧТЕНИЮ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКЕ
Многие школы в занятия Ментальной арифметикой включают упражнения по Скорочтению. Я не исключение. Но, давайте, заранее определимся, что понимается под этим термином.
Это отнюдь не школьная техника чтения, и никакого отношения к чтению вслух не имеет. Те родители, которые надеются , что их школьники после курса скорочтения повысят показатели по технике чтения, очень ошибаются. Поэтому, чтобы не обнадеживать их, сразу рассказываю что можно ожидать, а чего нет от наших занятий.
Итак, Скорочтение – это умение читать быстро тексты про себя с высокой скоростью до 600 слов в минуту. В то время, как при обычной скорости (до 180 слов в минуту) запоминание составляет примерно 50% информации, при скорочтении запоминание прочитанной информации не ниже 70% и у некоторых натренированных людей приближается к 100%.
Какие упражнения удачно были использованы мною на занятиях?
Упражнение №1.
Выборочное чтение текстов и слов. То есть, берем два текста: зеленый и синий – и соединяем их, можно сплетать только слова, а можно и буквы в словах.
Выглядит готовый текст так:
УОСЕЖ ННЕНБЯОЯ ОСЕПОНЬЮ ДЫРШАЛАО
Или вот так:
КОРОЧЕ ОЧЕЙ СТАНОВИЛСЯ ОЧАРОВАНЬЕ ДЕНЬ
Затем даем задания: Прочитайте только зеленый текст. А теперь прочтите синий.
Обычно ребята делают это с удовольствием.
Упражнение №2.
Чтение перевернутого текста.
Печатаем текст, часть текста переворачиваем его вверх ногами и читаем.
Можно перевернуть весь текст, и читать его снизу вверх; можно каждую строку в отдельности.
Упражнение №3.
Чтение палиндромов. То есть пишем текст задом на перед и читаем.
.дерепан модаз ток имин аз а ,едеписолев ан идевдем илахе
В Интернете есть конверторы, которые моментально преобразуют нормальный текст в перевернутый и задом наперед. Мне нравится вот этот: https://olegon.ru/pr/flip.html
Упражнение №4.
Чтение текстов с пропущенными буквами.
Кк крчт крокдил, есл кшку прглтл?
(Как кричит крокодил, если кошку проглотил?)
Упражнение №5.
Чтение текстов по обрезанным строкам с верхней или нижней половине. Так же можно смешивать обрезанные строки.
Упражнение №6.
Найти и посчитать в тексте заданное слово.
Упражнение №7.
Таблицы Шульте. Можно пользоваться готовыми таблицами. Можно составлять самим. Можно заменять числа на буквы, слоги и слова. Предложить детям на скорость отыскивать в таблице заданные слово (слог, букву).
Упражнение №8.
«Собери текст». Дается текст, в предложениях которого слова перепутаны местами. Надо восстановить его.
Упражнение №9.
Слова «выпали» из текста. Внизу текста список слов, в тексте вместо пропущенных слов многоточие. Надо как можно быстрее восстановить текст.
В интернете можно найти подобные задания, а так же другие упражнения для развития навыка скорочтения. Мне показалось проблематичным выполнение некоторых из них детьми. К тому же не ясно как проконтролировать выполнение. Например:
Метод «зеленой точки»
Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.
Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.
Метод «тик-так»
Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.
Чтение по диагонали
Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.
Этот же метод можно использовать со скольжением сверху вниз, охватывая боковым зрением всю строку.
Недавно нашла в Интернете в свободном доступе книгу О.И. Крупенчук «77 упражнений для увеличения скорости чтения», которая очень помогает мне в подготовке материала к занятиям. В ней автор предлагает таблицы со словами, тексты для поиска заданных слов, с пропусками слов, головоломки, тексты для чтения.
У моих подопечных, по свидетельству их родителей повысилась техника чтения. Но вот, к сожалению, навык скорочтения до занятий не замеряли. Основным показателем для меня в работе является то, что ребята с удовольствием выполняют данные задания, просят включать их в каждый урок, а родители их поддерживают.