Упражнения для детей с фитболом – Методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Методическая разработка «Детский фитнес с использованием фитбол — мячей в детском саду»

Статья (старшая, подготовительная группа) на тему: Упражнения с фитболом для детей от 5 лет


                    Упражнения с фитболом для детей от 5 лет

Васильченко Виктория,        

Специалист. по физ. воспитанию ГБДОУ 59

Упражнения с фитболом развивают координацию движений, укрепляют мышцы спины, улучшают пищеварение, работу дыхательной системы. Существует множество различных комплексов упражнений. В данной статье я даю  вам ряд упражнений и предлагаю выбрать те, которые могут стать вам наиболее удобными и любимыми.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК

1. Стоя, поднять фитбол перед грудью на вытянутых руках, зафиксировать и вернуться в исходное положение.

2. То же, но фитбол поднять над головой.

3. То же, но хват правой рукой сверху фитбола, а левой — снизу и наоборот.

4. Стоя, перенос фитбола прямыми руками над головой справа налево и наоборот.

5. Стоя, сжимать «дыхательный» мяч руками перед грудью, над головой, опущенными вниз руками.

6. Стоя, вращение фитбола на вытянутых руках вправо-влево.

7. Стоя, сжимать фитбол на вытянутых руках перед грудью, над головой, внизу.

8. Наклон вперед, фитбол в руках, завести его за голову и вернуться в исходное положение (спина прямая) .

9. Поворот с фитболом в руках вправо-влево (руки выпрямлены в локтевых суставах) .

10. То же, но руками при поворотах сжимать фитбол.

И. Наклон вперед, маховые движения прямыми руками с фитболом вверх-вниз.

12. То же, но хват правой рукой сверху фитбола, левой -снизу и наоборот.

13. Те лее движения руками в исходное положение сидя.

14. Те же движения руками в исходное положение лежа на спине.

15. Исходное положение — стоя, фитбол лежит на внутренней части предплечий. Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах, удерживая фитбол руками.

16. Лежа на животе, руками удерживать фитбол на полу -откатить руками фитбол и вернуть его в исходное положение.

17. То же, но фитбол приподнять над головой, подержать и опустить.

18. Исходное положение — стоя, в обеих руках «дыхательные» мячи. Отвести руки с мячами в стороны; а) — до горизонтального уровня; б) — выше горизонтального уровня; в) — по диагонали; г) — руками, имитируя движения лыжника.

19. Исходное положение — стоя, фитбол в руках за головой. Поднять фитбол над головой за спиной, подержать и опустить.

20. Исходное положение — стоя, фитбол в опущенных руках за спиной. Сгибая руки, поднять фитбол за спиной вверх и опустить в исходное положение.

21. Исходное положение — лежа на спине, фитбол в руках перед грудью. Поднять фитбол над головой и опустить.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ БРЮШНОГО ПРЕССА

1. Исходное положение — лежа на спине, фитбол в руках над головой. Перейти в положение сидя, перекатывая фитбол по груди, животу и ногам, затем вернуться в исходное положение.

2. Исходное положение — то же, но сесть, ноги под углом 45°.

3. Исходное положение — лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы на полу, фитбол между ногами, руки за головой. Сжимая фитбол ногами, перейти в положение сидя.

4. То же, но сесть, ноги под углом 45°.

5. Исходное положение — лежа на спине на фитболе, руки за головой, приподнять до горизонтального уровня над фитболом голову и плечи. Зафиксировать и вернуться в исходное положение.

б. Исходное положение — лежа на спине на фитболе, одна рука на фитболе, другая за головой. Поднимая голову и плечи, повернуть туловище влево, затем вправо.

7. Лежа на фитболе на боку, руки в упоре на фитбол. Откатить фитбол от себя и вернуться в исходное положение.

8. То же, но опора на фитбол одной рукой, другая в «крылышке» и наоборот.

9. Исходное положение — лежа на боку, фитбол между ногами. Поднять фитбол согнутыми в коленных суставах ногами.

10. То же, но поднять фитбол прямыми ногами и вернуться в исходное положение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ СПИНЫ

1. Исходное положение — лежа грудью на фитболе, стопы в упоре на полу, руки за спиной. Разгибание в грудном отделе позвоночника.

2. То же, но руки в «крылышки».

3. То же, но руки вверх.

4. То же, но попеременное движение прямых рук вперед-назад.

5. То же, но руками выполнять упражнение «ножницы».

6. Исходное положение — лежа грудью на фитболе, руки на полу, ноги в упоре стопами на полу. Поднять до горизонтального уровня правую ногу, затем левую ногу.

7. То же, но поднять обе ноги одновременно до горизонтального уровня.

8. То же, но поднять одну ногу, согнутую в коленном суставе до 90°.

9. То же, но ногами — горизонтальные и вертикальные «ножницы».

10. Стоя, опора на мяч на предплечьях, ноги в упоре стопами на полу на ширине плеч. Мах правой ногой назад, в сторону, затем то же — левой ногой.

11. Прямые ноги на фитболе, руки в упоре на полу. Не прогибаясь в спине, согнуть и разогнуть колени, подтягивая фитбол к груди.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ СВОДА СТОПЫ

1. Сидя на фитболе, упор кистями рук на колени. Одновременно ставить стопы то на носки, то на пятки, то на наружный свод.

2. Исходное положение — лежа на полу, одна нога голенью лежит на фитболе, другая нога выполняет «гусеничку» стопой вперед и назад.

3. Исходное положение — сидя на фитболе, стопы на «дыхательном» мяче. Опора на «дыхательный» мяч носками, пятками, наружным сводом стопы.

4. То же, но одна нога в упоре носком, другая пяткой и наоборот.

5. Исходное положение — сидя на фитболе, захватить «дыхательный» мяч между стопами и прокатывать его ногами.

6. Исходное положение — сидя на фитболе, катать мяч стопами вперед-назад.

7. «Гусеничка» поочередно стопами на «дыхательном» мяче, сидя на фитболе.

8. Исходное положение — сидя на фитболе, захватить «дыхательный» мяч между стоп, немного приподнять, сжать фитбол ногами, выпустить на пол, опять захватить (повторить 4-6раз) .

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ГИБКОСТИ И ПОДВИЖНОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА И СУСТАВОВ

1. Исходное положение — сидя на фитболе, правая рука через теменную часть головы фиксирована на левой височной области. Наклонить правой рукой голову вправо, спина прямая. Повторить то же другой рукой.

2. Исходное положение — сидя на фитболе, руки в замок за спиной. Поднять руки вверх до максимально возможного уровня. Спина прямая.

3. Исходное положение — лежа на спине на фитболе. Тянуть руки в стороны — вверх, ноги в упоре на полу.

4. Исходное положение — лежа на спине на фитболе, руки за головой. Сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, стопы на полу.

5. Исходное положение — стоя на коленях, фитбол перед грудью. Откатить фитбол от себя, зафиксировать положение с небольшим прогибом позвоночника и вернуться в исходное положение.

6. Исходное положение — сидя на полу, ноги в стороны, руки на фитболе. Откатить и прикатить фитбол вперед-назад.

7. Исходное положение — сидя на фитболе, глубокий наклон вперед. Руками обхватить между ногами фитбол и потянуть к себе.

8. Исходное положение — сидя на фитболе. Наклоны вправо-влево, одна рука на фитболе, другая тянется вверх.

9. Исходное положение — лежа на фитболе боком, обе руки вверх. Одной рукой тянуть другую руку вверх.

10. Исходное положение — сидя на фитболе, одна нога согнута в коленном суставе, лежит на другой ноге. Наклон вперед, руки в упоре на мяче сзади.

11. Исходное положение — сидя на фитболе, одна нога в упоре на пятке. Тянуться к одной ноге, затем — к другой ноге.

12. Исходное положение — стоя, одна нога на фитболе. Руками придерживая фитбол тянуться к другой ноге.

13. Исходное положение — лежа на спине, ноги на фитболе. Поднять максимально вверх правую ногу, затем левую.

14. Исходное положение — стоя у фитбола. Одной рукой фиксировать его, другой рукой подтянуть пятку к ягодице, сгибая ногу в коленном суставе.

15. То же, лежа грудью на фитболе. Одна рука в упоре на полу, другая подтягивает пятку к ягодице.

16. Исходное положение — стоя на одном колене, другая нога вытянута и отведена в сторону, руки на мяче перед грудью. Откатить фитбол от себя и вернуться в исходное положение.

17. Исходное положение — стоя в коленно-кистевом положении, одна нога отведена в сторону и лежит на фитболе. Откатить фитбол от себя и вернуться в исходное положение.

18. Исходное положение — сидя на полу, ноги врозь. Откатить фитбол от себя и к себе, спина прямая.

19. Выпад вперед, фитбол сбоку для опоры одной руки на предплечье; то же с другой стороны.

20. Исходное положение — стоя на одном колене, другая нога вытянута вперед. Откатить фитбол вперед и вернуться в исходное положение.

Будьте здоровы!

Материал по физкультуре (младшая группа) по теме: Мастер-класс «Фитбол-гимнастика для малышей»

МДОУ «ЦРР – детский сад «Дружба»

г.Качканар

Мастер – класс

 

Подготовила и провела:

воспитатель

Путяшева Екатерина Сергеевна

Цель мастер-класса: Знакомство участников семинара с опытом использования фитболов для укрепления здоровья детей, а также формирование и расширение представлений  об основных правилах организации двигательных упражнений на фитболах с детьми раннего  возраста и практическом их выполнении.

Задачи:

— Расширять представления родителей и педагогов о различных формах использования фитбола;

— Представить участникам мастер-класса приемы упражнений, игр на фитболе, используемых для развития двигательной активности детей раннего возраста;

— Формировать навык правильной посадки на фитболе;

— Формировать умения технически правильно выполнять простые двигательные упражнения на фитболах;

— Убедить родителей и педагогов в важности и целесообразности физического развития детей раннего возраста.

Форма проведения: практическое занятие с родителями и педагогами.

Материально-техническая база: спортивный зал, фитболы, карточки- памятки для родителей.

Продолжительность проведения: 10 минут.

Практическая значимость: овладение родителями и педагогами навыками работы с фитболами.

Участники: мастер-класс рассчитан на родителей дошкольников, воспитателей ДОУ.

Структура мастер-класса:

• Вступительное слово по теме «Фитбол-гимнастика для малышей».

• Практическая часть – занятие с родителями и детьми  с показом  упражнений на фитболе.

• Рефлексия – итог занятия.

Ожидаемый результат: участники получат опыт использования упражнений на фитболе, способствующих физическому развитию  детей .

Вступительное слово:

Рождение малыша – это всегда чудо. И все мы хотим, чтобы наши дети были крепкими, здоровыми, сильными, умными и счастливыми. Как же помочь нам, взрослым, своим детям? Многим из вас знакомы вот такие яркие, красивые, большие мячи. Первое впечатление, что на таких мячах можно только прыгать, что в наших квартирах не совсем удобно. Меня заинтересовало, как же можно еще по-другому заниматься на них и использовать мячи в работе с детьми, как на мячах заниматься дома, какую пользу они принесут здоровью.

Упражнения на фитболе для малышей старше 1 года помогут совершенствовать физическое развитие. Польза от физических занятий для ребенка общеизвестна. Гимнастический мяч для занятий с детьми используется давно, причем для малышей он применяется с рождения. Но и после достижения ребенка года и в более старшем возрасте фитбол отлично подходит для гимнастических занятий дома.

Сам фитбол должен быть размером 75 см в диаметре. Такой размер наиболее удобен для ребенка и может быть использован и другими членами семьи. Выбирайте известные фирмы изготовители, так как качество фитбола зависит от резины, из которой он изготовлен. В идеале мяч должен выдерживать 200-300 кг, тогда фитбол считается устойчивым.

Для занятия ребенок должен быть здоров и находится в хорошем настроении. Вы можете использовать так же любую ритмическую музыку. Ежедневные регулярные занятия будут приносить малышу радость. Продолжительность занятия для ребенка 1-1,5 лет составляет 10-15 минут. С детьми 1,5-3 года – 20-25 минут. Вы можете выполнять элементы гимнастики на фитболе постепенно в течение дня по мере желания крохи.

Упражнение №1.

Начинаем занятие с прыжков на мяче. Для этого вы фиксируете мяч между своих ног или между ногами и опорой (стенкой, кроватью). Ребенок может быть как спиной от вас, так и спиной к вам. Держим ребенка за корпус, показываем как пружинит мяч и приподнимаем ребенка немного вверх, совершая прыжки. Сначала это просто прыжки вверх-вниз, около 10-20 прыжков. Затем начинаем поворачивать малыша при прыжках вправо и влево. Обязательно сопровождайте занятие чтением потешек и стишков, таким образом, вы развиваете у малыша и чувство ритма.

Упражнение №2

Далее сажаем малыша на ягодицы. Мяч продолжаем удерживать в неподвижном состоянии. Ритмично пружиним мяч, малыша при этом придерживаем за бедра. Ваша задача только придерживать ребенка, он должен сам удерживаться на мяче включая в работу мелкие мышцы спины и пресса. К тому же это отличное упражнение на развитие равновесия

После серии прыжков (10-20) начинаем покачивать мяч вправо- влево (2-3 раза), затем вверх-вниз (2-3 раза). После чего начинаем двигать мяч по кругу по часовой стрелке, затем против часовой (так же по 2-3 раза в каждую сторону). Покачивания должны быть небольшой амплитуды, особенно сначала, постепенно по мере тренировки малыша амплитуду движений можно увеличивать.

Упражнение №3

Малыша помещаем на живот. Придерживаем ребенка за боковые поверхности туловища. Сначала выполняем пружинящие движения (около 10-20). Затем начинаем покачивать малыша вправо-влево (3-4 раза), вперед-назад (3-4 раза). Начинаем с небольшой амплитуды движений, постепенно ее увеличиваем. Малышу занятие должно приносить удовольствие. Если какое-то упражнение ему не нравится, то отложите его на потом.

Выполняем круговые движения малыша на фитболе по часовой стрелке (2-3 раза) и против часовой стрелки (2-3 раза).

Упражнение №4

«Дотянись». Для данного упражнения можно положить несколько игрушек на пол, чтобы ребенку было интересно тянуться к ним. Покачиваем малыша вперед-назад, стараемся, чтобы ручками кроха коснулся пола, обратно движение совершаем пока ножки малыша не коснуться пола. Старайтесь, чтобы ребенок оторвал обе руки от поверхности мяча. Выполнять 2-3 раза.

Упражнение №5

«Самолетик». В том упражнении ребенок находится животом на фитболе, вы вкладываете в его ладошки свои большие пальцы и разводите руки ребенка в стороны, корпус тела выдвигая вперед. Малыш должен прогнуть спинку и удерживать равновесие тела. Задержитесь в таком положении несколько секунд. Выполнять 1-2 раза.

Упражнение №6

Кроху укладываем на спинку. Сначала выполняем пружинящие покачивания (10-20), затем движения вправо-влево (2-3 раза), вперед-назад (2-3 раза), вращения по часовой стрелке и против часовой стрелке (по 2-3 раза). Придерживаем малыша за туловище в области таза или в области верхней части бедер.  Малыш должен помогать удерживать свое тело, напрягая мышцы спины и пресса. Можно так же разложить несколько игрушек на полу, чтобы ребенку было интересно до них дотянуться. Лучше всего для этой цели подходят небольшие мячики.

Упражнение №7

 Малыш находится на спине. Берем его за ручки в области запястий (ножки впереди от нас). Откатываем мяч от себя, вытягивая малыша за руки, и затем притягиваем к себе, сажая при этом ребенка. Выполнять 8-10 раз.

Упражнение №8

«Виражи». Удерживаем ребенка за левую ручку и левую ножку. Правым боков совершаем прокаты на фитболе вправо-влево и вперед-назад (по 3-4 движения). Затем меняем положение.

Регулярные занятия укрепят физическое состояние вашего ребенка. Вы можете сами придумывать новые упражнения и еще больше разнообразить занятие. Помните, что ваше хорошее настроение и настроение малыша – это главное.

Уважаемые родители! Наш мастер-класс закончился. В заключение хочу подарить каждому из вас карточки с комплексом упражнений на фитболе. Желаем здоровья Вам и Вашим детям.

Методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Методическая разработка «Детский фитнес с использованием фитбол — мячей в детском саду»

Методическая разработка

 

 «Детский фитнес с использованием фитбол-мячей в детском саду»

(возраст детей от 3 до 7 лет)

Составитель: инструктор по физической культуре Павлова О. В.

Пояснительная записка

    Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников. Именно этим требованиям отвечает методика работы с фитбол-мячами. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.

    Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствуют повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. Т. А. Соловьева (1997) справедливо указывает, что современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать заболевания, то есть быть профилактической. Ее не могут заменить программы по лечебной физической культуре, так как они адресованы детям с предпатологией и патологией.

    Фитбол («fit» — оздоровление, «ball» — мяч). Фитбол – большой мяч диаметром 45 – 78 см, который используется в оздоровительных целях. Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья.

    Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи (Казанская А. В., Пикалева Е. Ю., 2001):

    • Развитие двигательных качеств;

    • Обучение основным двигательным действиям;

    • Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;

    • Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;

    • Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

    • Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;

    • Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;

    • Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;

    • Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности;

    • Развитие мелкой моторики и речи.

Цель:

    • Развивать физические качества и укреплять здоровье детей.

Задачи:

Оздоровительные:

  1. Укреплять здоровье детей с помощью фитболов.
  2. Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.
  3. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям с помощью фитболов.

Образовательные:

  1. Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость.

Вспомогательные:

  1. Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.

Программа создает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол-гимнастикой, которая формирует двигательную сферу ребенка в развитии силы мышц, поддерживающих правильную осанку, способности удерживать равновесие, развивает физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.

Для организации работв по программе необходимо создать следующие условия:

    • физкультурно-музыкальный зал;

    • приобрести фитбол-мячи,  индивидуально подобранные для ребенка в зависимости от роста;

    • коврики по количеству детей;

    • магнитофон, музыкальный центр, аудиокассеты и диски;

    • разработать конспекты занятий совместной деятельности;

    • составить график занятий и совместной деятельности;

    • проведение занятия совместно с воспитателем (для соблюдения техники     безопасности).

Содержание

 Занятия с фитболами  можно начинать со второй младшей группы. С младшего возраста нужно познакомить детей с фитболом, дать представление о форме, физических свойствах мяча с помощью игровых упражнений. Использование фитболов начинать с помощью сказки. Например: фитбол – это «колобок». Дети слушают сказку и выполняют движения. Начиная со средней группы, в совместную деятельность вводится бодрящая гимнастика после сна. Она включает пружинистые качания на фитболе, которые улучшают подвижность суставов и повышают эмоциональное состояние ребенка и активируют на дальнейшее сотрудничество с педагогом.

    В основе игр с фитболом лежат общеразвивающие упражнения. Каждое упражнение необходимо повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз.

    Продолжительность одного занятия в младшей группе не должна превышать 15 минут, в средней – 20 минут, в старшей – 25 минут, в подготовительной – 30 минут. Количество занятий два в неделю.

Оборудование: мячи по количеству человек в группе (мяч подбирается с учетом ростовых параметров), коврики по количеству детей, магнитофон, диски, кассеты с музыкой.

Подготовительная часть

Ходьба вокруг мячей «змейкой», бег вокруг мячей друг за другом, держа мяч за «рожки» на спине и т. д. В исходном положении сидя на мяче можно делать дыхательную гимнастику. А затем выполняют упражнения на мяче в исходном положении – сидя на мяче (выполняется сидя на мяче, с пружинящими движениями). Разминка проводится под веселую детскую музыку. Во время разминки выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами.

Упражнения:

    • Наклоны головой вперед-назад и вправо-влево. Темп медленный.

    • Повороты головой направо — налево. Темп медленный.

    • Круговые вращения руками вперед и назад. Темп средний.

    • Наклоны туловища вправо-влево. Темп средний.

    • Повороты туловища направо – налево. Темп средний.

    • «Лестница» — поднимать руки поочередно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка руками и обратно поочередно то же (плечи, пояс, два хлопка внизу по мячу).  

    Постепенно темп упражнений можно увеличивать.

    • Ходьба, сидя на мяче, вперед-назад (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.

    • Ходьба, сидя на мяче, вправо-влево (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.

    • Прыжки на мяче как можно выше, отрываясь от пола.

    • Прыжки, сидя на мяче. Вокруг себя (подпрыгиваем, постепенно переставляя ноги и двигаемся по кругу).

Основная часть

Выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лежа на мяче (на спине, на животе), лежа на коврике (на спине, на животе).

Упражнения стоя:

    • Стоя на коврике, мяч в руках. Поднимание прямых рук с мячом вверх-вниз (5-10 раз)

    • Стоя на коврике, мяч в руках. Повороты туловища вправо-влево (руки с мячом на уровне груди)

    • «Маятник». Руки с мячом справа сверху, опускаем их вниз и поднимаем влево вверх

    • Ходьба по кругу, держа мяч над головой (руки прямые). Можно ходить и «змейкой», постепенно, то увеличивая, то уменьшая темп

    • Отбивание мяча одной рукой, двумя и поочередно на месте и в движении

    • Бросание мяча вверх и ловля его. Также упражнение можно выполнять в парах.

    • Катание мяча друг другу

     • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Удержание равновесия. Ноги прямые. Руки в стороны

    • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Катание мяча вперед-назад и (или) вправо-влево

    • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Приседания 5 раз. Руки в стороны. Ноги в коленях прямые.

    • Стоя, ноги на ширине плеч, руки касаются мяча. Прокатывание мяча вперед и назад, не отрывая ноги от пола (колени прямые). Нужно прокатить мяч как можно дальше

Упражнения, сидя на мяче:

    • Перекаты с носочков на пятки. Руки в стороны

    • Сидя на мяче (пятки и голень как можно ближе к мячу), ноги оторвать от пола и удерживать равновесие как можно дольше. Руки в стороны

    • Ходьба вперед, не отрывая ягодиц от мяча, постепенно опуская спину на мяч. Лежа на спине, удерживать равновесие (руки в стороны), затем постепенно поднимаясь, идти назад

Упражнения, лежа на коврике, на спине:

    • Лежа на коврике, на спине, мяч под ногами. Катание мяча вперед – назад, сгибая и выпрямляя ноги

    • Лежа на коврике, на спине, мяч под ногами. Поднимание и опускание ног поочередно. Ноги прямые.

     • Лежа на коврике, на спине, мяч обхватить ногами с двух сторон. Поднимание и опускание прямых ног. Руками можно держаться за коврик

    • Лежа на коврике, на спине, мяч под ногами, руками держаться за пол. Поднимание и опускание таза

Упражнения, лежа на коврике, на животе:

   • Лежа на коврике, на животе, руки впереди с мячом. Поднимание и опускание туловища (по возможности подниматься как можно выше). Можно удерживать положение наверху несколько секунд

Упражнения, лежа на мяче, на животе:

    • «Качалочка». Стоя на коленях, перекат на мяче вперед на прямые руки и вернуться обратно на колени

    • Лежа на животе, на мяче, руками упереться в пол, ноги прямые, не касаются пола. Туловище параллельно полу. Удерживать равновесие несколько секунд

    • Лежа на животе, на мяче. Руками упереться в пол. Сгибать и выпрямлять ноги поочередно или одновременно. Ноги не касаются пола.

    • Лежа на животе, на мяче, ходьба на прямых руках вперед и назад. Ноги прямые, параллельно полу

    • «Самолет». Лежа на животе, прямыми ногами упереться в пол, спину поднять как можно выше, руки в стороны. Удерживать позу несколько секунд

Упражнения, лежа на спине, на мяче:

    • «Звездочка». Лежа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Удерживать положение несколько секунд

    • Перекаты на спине вперед – назад. Лежа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Выполнять сгибание и разгибание ног

    • «Мостик» на мяче выполняется с помощью педагога, который поддерживает и страхует ребенка. Во время выполнения упражнения нужно оттолкнуться ногами от пола, выполнить перекат назад на мяче и поставить руки на пол. Вначале можно выполнять только перекаты на руки и обратно, отталкиваясь от пола то руками, то ногами

Заключительная часть

    В заключительной части выполняются дыхательные упражнения стоя, сидя на мяче, лежа на мяче, на релаксацию, в сопровождении медленной музыки, ходьба и бег вокруг мячей и подвижные игры с фитболом.

Программные задачи для каждого занятия практически едины для каждого номера занятия в любом блоке.

1-е занятие:

    • Познакомить с первыми четырьмя упражнениями комплекса

    • Познакомить с техникой выполнения упражнений на фитболе, используя метод круговой тренировки

2-е занятие:

    • Познакомить со следующими четырьмя упражнениями комплекса

     • Разучить первые четыре упражнения на фитболе

3-е занятие:

    • Закреплять навыки выполнения всего комплекса упражнений

    • Закрепить навык выполнения упражнений на фитболе

4-е занятие:

    • Совершенствовать умение выполнять комплекс упражнений

    • Совершенствовать навык выполнения упражнений на фитболе.

Методика проведения

Эффективность фитбол-гимнастики зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Это показ физических упражнений, использование наглядных пособий (фотографии схемы построения), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, индивидуальной помощи.

    В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

    В среднем и старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки), чаще упражнения выполняются в соревновательной форме.

    Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями, которые демонстрируются несколько раз. Для уточнения построения используются наглядные пособия в виде схемы или с помощью фотографии. Прием подражания действиям животных или явлениям природы и общественной жизни очень помогает при обучении детей физическим упражнениям. Подражая, например, действиям зайчика, дети входят в образ и с большим удовольствием прыгают на фитболах. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, способствуют закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.

    Зрительные ориентиры помогают детям уточнить направления движения и разнообразить занятие. Зрительные ориентиры используют обычно после того, как у детей уже создано общее представление о разучиваемых движениях.

    Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений на фитболе, а так же, как сигнал для начала и окончания действия, для эмоционального подъема. В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные сопровождения на фортепиано или аудиозапись, удары в бубен, хлопки в ладоши и пр.

    Индивидуальная помощь при обучении физическим упражнениям используется для уточнения посадки на фитболе, для создания правильных мышечных ощущений, создания уверенности, успеха. Многие физические упраженения имеют условные названия, которые помогают освоить движение на фитболе, отражают характер движения, например: «Боксер», «Перекат», «Паровоз» и т.д.

    Словесное описание используется при обучении детей старшего дошкольного возраста.

    Сюжетный рассказ используется для возбуждения у детей интереса к занятиям, желания ознакомиться с техникой их выполнения. Например, воспитатель рассказывает сказку «Колобок», а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки. Загадки, а беседа помогает выяснить интересы детей, способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.

    С целью закрепления двигательных навыков  упражнения на фитболе следует проводить в игровой и соревновательной формах. При выполнении физических упражнений в соревновательной и игровой форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство и т.д.)

    Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1 – 1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале. При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

Список используемой литературы

  1. Теоретико – методические основы занятий фитбол — аэробикой. Е.Г. Сайкина, С. В. Кузьмина СПб, 2011
  2. Фитбол тренинг. Пособие по фитбол — аэробике и фитбол — гимнастике. С.В. Веселовская, М. ННОУ Центр «Фитбол», 1988
  3. Фитбол- гимнастика в оздоровлении организма. Клубкова Е. Ю., СПб, 2001
  4. Интернет ресурсы

 

   

   

 

«Фитбол-гимнастика для красивой осанки» | Социальная сеть работников образования

Фитбол – гимнастика для красивой осанки

Фитбол – большой гимнастический мяч, разноцветный, упругий тренажер для занятий.  Изобретены такие мячи были в Швейцарии в 50-х годах прошлого века, и распространились по всему миру. Правила выбора мяча: при росте до 165см — диаметр мяча – 45см, для людей ростом от 165 до 175см — диаметр мяча – 55см, при росте более 175см – диаметр мяча – 65см. При посадке на мяче бедра располагаются почти горизонтально, спина прямая, ноги стоят на ширине плеч, стопы прижаты к полу, руки лежат на коленях.

Заниматься на мячах могут дети дошкольного возраста, школьники, взрослые люди,  также эти занятия полезны будущим мамам и  грудным детям.

 Эффективность применения больших гимнастических мячей для оздоровления организма и профилактики заболеваний обусловлена воздействием колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски и суставы.

Упражнения с этими мячами способствуют созданию сильного мышечного корсета вокруг позвоночника, развитию выносливости, ловкости, координации движений, улучшению работы внутренних органов.

Занятия на мячах улучшают общее самочувствие, повышают эмоциональный тонус, создают оптимальные условия для правильного положения туловища, способствуя улучшению осанки и профилактики ее нарушений.

 

Этапы работы с фитболами

 

  1. Знакомство с мячом и его свойствами как тренажером для оздоровительных занятий. Правила подбора мяча. Обучение навыкам правильной посадки на мяче. Инструкция по технике безопасности и правила поведения во время занятий на мячах. (1-2 занятия).
  2. Освоение  упражнений на мячах в различных исходных положениях. (6 — 8 занятий).
  • упражнения ОР для верхнего плечевого пояса, рук;
  • упражнения для шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника;
  • упражнения для укрепления мышц спины;
  • упражнения для мышц брюшного пресса;
  • упражнения для мышц бедер, голени, стопы;
  • упражнения для гибкости позвоночника;
  • упражнения на равновесие, координацию движений;
  • упражнения для релаксации.
  1. Закрепление освоенных навыков работы с мячами. (4 — 6 занятий).
  2. Повышение сложности упражнений, увеличение количества повторений, совершенствование полученных навыков. (4 занятия).
  3. Изучение комплексов упражнений для красивой осанки. Формирование навыка правильной осанки. (10 -12 занятий).
  4. Составление комплексов упражнений самостоятельно.  (2 – 4 занятия).
  5. Оценка результатов занятий. 

 

Примерный план занятия:

 

Вводная часть:

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Сообщение темы занятия.

Тема занятия: «Фитбол для красивой осанки».

 

Цель: Ознакомить детей с фитбол-мячом как тренажером для красивой осанки.

Задачи:

1. Знакомство с фитболом и его свойствами.

2. Обучение навыкам правильной посадки на фитболе. Инструктаж по технике безопасности.

3. Изучение комплекса упражнений для укрепления мышц туловища.

4. Развитие чувства равновесия при выполнении упражнений на мяче.

5. Развитие основных физических качеств: силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации движений.

6. Воспитание навыков правильной осанки.

 

Основная часть. Ход занятия:

 

  1. Вступительная беседа.

Что такое фитбол? Его назначение и свойства. Какие бывают фитболы.

Кто может заниматься на фитболах. Правила выбора мяча.

 Просмотр слайдов по теме занятия.

Правильная посадка на мяче. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Практическая часть.

Разминка. Выполнение упражнений в И.П.сидя на мяче.  (Звучит ритмичная музыка).

Комплекс упражнений для красивой осанки. Демонстрация упражнений.

  1. Задание на закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа по карточкам.

Индивидуальный и групповой показ упражнений.

Подвижная игра. «Паровозик».

  1. Релаксация (звучит музыка для релаксации).
  2. Рефлексия.

Вопросы для рефлексии:

Что нового вы узнали на занятии?

Что больше всего понравилось вам на занятии?

Какое настроение у вас стало после этого занятия?

 

Комплекс упражнений для разминки

 

И.п. – сидя на мяче.

Правильная посадка на мяче, легкое покачивание вверх-вниз, не отрываясь от мяча.

  1. 1 — поднять одну руку вперед, ладонью внутрь, 2 — поднять другую руку вперед, ладонью внутрь, 3 — поднять одну руку вверх, ладонью внутрь, 4 — поднять другую руку вверх, ладонью внутрь, 5-6 — опустить руки вниз.
  2. Покачаться на мяче.
  3. Упражнения для шеи и вестибулярного аппарата. 1 – наклон головы вперед, 2 – голову прямо, 3 — наклон головы вправо, 4 – голову прямо, 5 — наклон головы влево, 6 – голову прямо.
  4. Поднять одну руку в сторону (1), наклонить голову в сторону руки и потянуться (2), голову прямо (3), опустить руку (4). Повторить другой рукой.
  5. Подпрыгивая на мяче, шагать вокруг него высоко поднимая колени в одну, затем в другую сторону.
  6. Покачиваясь  на мяче, согнуть обе руки в локтях, напрягая мышцы, прижать руки к груди – “сильные” – выпрямить вперед – “слабые”.
  7. Покачиваясь на мяче, поставить ногу вперед на пятку (1), в сторону (2), вперед (3), приставить (4). Повторить с другой ноги. 
  8. Покачиваясь на мяче, поставить ногу вперед на носок (1), в сторону (2), вперед (3), приставить (4). Повторить с другой ноги.
  9. Упражнение “бокс” руками.
  10. Сидя на мяче, достать до пола руками (1), выпрямиться (2), руки в крылышки (3-4).
  11. Покачиваясь на мяче, руки в стороны (1), вверх – хлопок в ладоши (2), в стороны (3),  вниз – хлопок по бедрам (4).
  12. Дыхательные упражнения: Поднять руки вверх, потянуться – вдох, опустить руки вниз – выдох.
  13. Стать на колени перед мячом, руки на мяче, откатить мяч пальчиками от себя, подкатить мяч к себе.
  14. То же, только сидя на пятках.
  15. Сидя на полу, держать мяч между согнутыми коленями. Сжимать мяч с боков коленями и руками.
  16. То же, только поднимать мяч вверх и опускать его вниз.
  17. Мяч на выпрямленных ногах, руки на мяче. Наклон вперед – вниз (1)– спрятаться за мяч (2), выпрямиться (3-4).
  18. Стоя, поднять мяч вверх (1) – прямые руки – вперед (2) – опустить руки вниз (3-4).
  19. Игры, сидя на мяче – “Ладушки”, «Паровозик»
  20. Эстафеты: — катание мяча пальчиками; прыжки на  хопах, догнать мяч,
  21. ведение мяча.
  22. Дыхательные упражнения.
  23. Упражнения на расслабление, лежа спиной на мяче.

 

Методические указания: каждое упражнение повторять 6 – 8 раз, дыхание не задерживать.

 

Комплекс упражнений на фитболе для красивой осанки

 

И.П. – сидя на мяче

1. «Часики».

Выполнение: руки положить на мяч; выполнять наклоны вправо-влево, руками коснуться пола.

2. «Красивая талия».

Выполнение: поставить руки на пояс, выполнять круговые вращения тазом, сначала вправо, затем влево.

3. «Повороты».

Выполнение: руки перед грудью, повороты вправо-влево с разведением рук.

4. «Вперед-назад».

Выполнение: руки на коленях, ноги не подвижны, покататься вперед-назад.

5. «Наездник».

Выполнение: сидя на мяче, обхватив мяч ногами с двух сторон, руки на поясе или в стороны.  (Упражнение на равновесие)

 

И.П. — лежа на спине.

1. «Поднимание головы».

Выполнение: ноги согнуты в коленях стопы на полу, руки за головой. Поднять голову, подбородком коснуться груди. Вернуться в и.п.  

2. «Качели».

Выполнение: лежа на мяче, сгибая и разгибая ноги в коленях выполнять  покачивающие движения вперед — назад.

3. «Повороты туловища».

Выполнение: поворот туловища влево, правый локоть тянется влево и наоборот.

 

И.П. — лежа на животе.

1. «Махи руками»

Выполнение:  упор на пальцы ног, одна рука вытянута вперед, другая вдоль туловища. Поочередные махи руками.

2. «Плавание».

Выполнение: упор руками на полу, ноги на весу, выполнять «кроль» ногами.

3. «Тачка».

Выполнение: ходьба на руках вперед-назад.

4. «Качели».

Выполнение: стоя на коленях, мяч под животом,  руки свисают вниз, оттолкнуться коленями от пола – упор на руки,  вернуться в и.п.

5. «Отжимание»

Выполнение: стойка на руках, мяч под бедрами. Отжиматься от пола.

6. «Звездочка».

Выполнение: лежа на животе, руки и ноги в стороны. Удержать равновесие.

 

Методические указания: каждое упражнение повторять 4 – 8 раз, дыхание не задерживать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *