УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА | Твой Карапуз.RU
Исследуя окружающий мир, малыш знакомится со свойствами предметов: формой, размером и, конечно, цветом. Нужно ли специально учить кроху различать цвета или это умение придет само, по мере накопления знаний и жизненного опыта? Зачем делать это, скажем, в год, если в три года ребенок, возможно, освоит цвета быстрее? И если учить малыша цветам, то как это делать?Чуть-чуть физиологии
Задаваясь вопросом, как научить малыша различать цвета, мы допускаем некоторую ошибку. Различает цвета ребенок практически с рождения. Первенство здесь занимает желтый цвет. Именно его малыш может видеть первым. Чуть позже добавляются красный и оранжевый. Через некоторое время кроха уже различает синий и зеленый, а к шести месяцам — фиолетовый. Так что преобладание желтых, красных и оранжевых цветов в малышовых погремушках отнюдь не случайно. Это напрямую связано с особенностями цветового зрения грудничков.
Говоря же об обучении цветам, мы должны подразумевать способность малыша осознанно выделить тот или иной цвет, сгруппировать предметы по цвету, назвать нужный цвет или оттенок. Все эти умения развиваются не сразу, но, безусловно, им нужно уделять должное внимание. И дело здесь вовсе не в том, чтобы малыш освоил цвета быстрее, чем его сверстники. Цвет, форма и размер являются для ребенка некими эталонами, усвоив которые, он базирует на них знания о тех или иных предметах и явлениях. И чем раньше эти эталоны сформируются, тем больше полезной информации сможет понять и усвоить малыш, тем лучше он будет развиваться в целом. Кроме того, умение различать цвета — прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса. Человеческий глаз способен выделять до 10 миллионов (!) различных оттенков. Возможно, столько нам и не понадобится. Но стремиться к совершенству, безусловно, стоит. Совершенствуясь в изучении цветов, малыш узнает о том, что они могут изменяться от светлого к темному, их можно разделить на теплые и холодные, пастельные и контрастные. И именно веселые игры цвета помогут вашему крохе подняться на самую первую ступенечку лесенки в яркий мир цветов и оттенков.
Первые понятия
Для маленького человечка, который только-только делает свои первые открытия в большом и прекрасном мире, цвет не является чем-то отдельным, обособленным. Он прочно связывается с конкретными предметами, которые чаще всего имеют тот или иной цвет, т.е. цвет для малыша является не абстрактным понятием, а ассоциативным. Обычно мы так и говорим малышу: «Красный помидор, зеленая травка». Но помидор может быть и зеленым, и бурым, и розовым. А травка не всегда зеленая. Она бывает и салатовой, а осенью — и вовсе желтой. Так стоит ли с раннего детства навязывать малышу подобные цветовые стереотипы и вводить его в заблуждение? Будет лучше, если, показывая крохе нарисованный помидор, вы скажете: «Это — помидор. Он красный». Чувствуете разницу? То же самое относится и к игрушкам. Давая крохе мячик, мы обычно говорим: «Вот синий мячик». Что для малыша звучит как единое слово, как название конкретного предмета «синиймячик». Но теперь мы уже знаем, как будет лучше построить фразу:
«Малыш, это — мячик. Он синий. А это — кубик. Он тоже синий». Так, постепенно, накапливая жизненный опыт, ребенок научится разделять предмет и его свойства. Он сделает для себя важное открытие, поняв, что красным может быть и помидор, и машина, и вон та скамейка на улице. И если мы будем как можно чаще обращать внимание крохи на цветовые свойства предметов, то и открытие это он сделает гораздо быстрее.
Называя малышу те или иные цвета, не нужно ограничиваться «основными»: синим, красным. зеленым, желтым. И уж тем более не стоит учить цвета обособленно: сначала запомним красный, потом зеленый. Не искажайте названия цветов, не называйте голубой цвет — синим, а розовый или малиновый — красным. Малыши прекрасно различают оттенки, ничуть не хуже нас с вами. И им непонятно, почему совершенно разные цвета мама называет одним и тем же словом. Чтобы не возникало подобной путаницы, на начальных этапах обучения старайтесь подбирать те игрушки или предметы, цвет которых можно назвать красным или зеленым однозначно.
Мы построим красный дом
Играть с малышом в «цветные» игры можно с рождения, и мы именно это и делаем, показывая крохе разноцветные игрушки и называя их цвет. Но после 6 месяцев, когда цветовое зрение крохи уже полностью сформировано, эти игры приобретают еще большее значение. Собирая с малышом пирамидку, проговаривайте названия цветов: «Давай мы наденем на стержень красное колечко. А это колечко — синее, давай наденем и его». Играя кубиками, выстраивайте для крохи две башенки, например, красную и желтую, приговаривая при этом: «Смотри, вот кубик красного цвета. Где у нас красная башенка? Здесь. Сюда мы и положим этот красный кубик. А вот желтая башенка. Какой кубик нам нужен? Желтый! Вот желтый кубик! Посмотри, какие башенки у нас с тобой получились: желтая и красная». Подобным образом можно выкладывать одноцветные дорожки из кубиков («Зайка любит скакать по синей дорожке, а собачка — по белой»), строить гаражи для машин и домики для кукол. Пусть вас не расстраивает, если сверху красной башенки малыш упорно ставит желтый кубик. Наберитесь чуть-чуть терпения, и понимание обязательно придет.
Малышам начиная с 1 года можно предлагать игры-сортировки: разложить цветную мозаику или крупные пуговицы по чашечкам соответствующих цветов, «покормить» зверюшек разноцветными кубиками-«конфетами» («Куколка любит зеленые конфеты, а лошадка — синие»). Можно поиграть в строительство домов, отвозя в один угол комнаты на грузовике только синие кубики, а в другой — только красные. Дома получатся синим и красным соответственно.
Возьмите кубик любого цвета и предложите крохе найти такой же. Если он не понимает, что вы от него хотите, сделай это сами, комментируя свои действия: «Вот кубик, он красный. Найди такой же кубик. Где другой красный кубик? Вот он! Смотри, у нас одинаковые красные кубики». Постепенно малыш поймет суть игры и будет с радостью отыскивать в куче строительного набора фигурку нужного цвета.
Можно поиграть и чуть иначе. Выложите дорожку из красных кубиков, а в серединку положите один желтый. Спросите ребенка, какой кубик не красный. Если вопрос крохе непонятен, возьмите любую игрушку и «пройдитесь» ею по дорожке, комментируя свои действия: «Я иду красной дорожке. Это кубик красный, это кубик красный… Ой, а этот другой, не красный — желтый! Он лишний! Нужно поменять его на красный! Ну вот, теперь вся дорожка красная, одинаковая!» Такая игра полезна не только для изучения цветов. Она развивает мыслительные способности малыша, учит его думать и анализировать.
Хорошим подспорьем могут стать и специальные обучающие книжки, где каждая страница посвящена одному цвету. С ними изучение цветов пойдет быстрее. Покупая такое пособие сыну или дочурке, обращайте внимание на качество полиграфии, чтобы напечатанные цвета соответствовали реальным.
Цветные игры
Все малыши любят играть в ролевые игры. И эти игры тоже можно направить в нужное нам русло. Так, на этапе изучения цветов можно играть, например, в «почтальона» и «цветные остановки». Почтальоном будет малыш. В маленькой детской сумочке у него лежат разноцветные картонные прямоугольники («письма»). Их нужно разнести игрушкам на улицу нужного цвета. Улицы можно обозначить листами цветного картона. На Фиолетовой улице живут кошка и собачка — им по письму фиолетового цвета. А в Оранжевом переулке оранжевые письма получают мишка и кукла Таня. Для игры в «цветные остановки» можно устроить в разных местах квартиры эти самые остановки, отмечая их все теми же листами картона или сооружая из кубиков нужного цвета. Теперь уже малыш будет водителем грузовика, исполняющего роль пассажирского транспорта. В кузове сидят небольшие игрушки, которые маминым голосом командуют: «Водитель, отвезите нас, пожалуйста, на Белую остановку». И грузовик катит к белому листу картона, высаживает пассажиров и забирает новых. Можно раздать игрушкам разноцветные билетики, обозначающие нужную им остановку. Роль билетов сыграют «письма» из предыдущей игры.
Очень простую дидактическую игру для изучения цветов можно сделать из обычного цветного картона. Отбираем по одному листу каждого цвета. Это у нас будут «полянки». Из такого же картона вырезаем различные разноцветные фигурки с простым силуэтом: фрукты, бабочки, цветочки, зайки, цыплята и т.п. Теперь предложите малышу «спрятать» цыплят от лисы или зайчиков от волка. Для этого их нужно посадить на «полянку» своего цвета. Если малыш все сделает правильно, то зайчиков почти совсем не будет видно. Расскажите крохе, что цветочки любят расти на полянках своего цвета, и предложите ему положить каждый цветок на свою полянку. А потом рассадим бабочек на соответствующие цветы. Листы цветного картона могут быть и «гаражами», куда малыш «поставит» вырезанные машинки, и «конюшнями», где поселятся разноцветные лошадки, и «скворечниками», куда прилетят скворцы всех цветов радуги. Одним словом, в такой игре ваша фантазия ничем не ограничена. Главное условие: малышу должно быть интересно.
Краски-раскраски
При обучении детей различать цвета вам помогут краски и фломастеры. Рисуя вместе с крохой, все время называйте тот цвет, который набираете на кисточку: «Какую мы с тобой краску набрали? Желтую! Давай нарисуем желтой краской желтое солнышко! А цыпленочка мы каким цветом нарисуем? Тоже желтым! Солнышко желтое и цыпленок желтый!» Действия малыша тоже непременно комментируйте: «Ты набрал зеленую краску. Вот умница, ты нарисовал зеленую травку!»
Дети с удовольствием рисуют и фломастерами: они яркие и не требуют больших усилий для получения штрихов. Подберите специально для крохи фломастеры с цветными колпачками. Когда малыш закончит рисовать, попросите помочь вам подобрать к каждому фломастеру его колпачок. Не забывайте при этом называть цвета. Иногда имеет смысл «случайно» ошибиться, надеть колпачок не на тот фломастер, чтобы доставить крохе радость исправить мамину ошибку. Благодаря этой простой забаве мои дети уже в полтора года безошибочно находили по моей просьбе не только «основные» цвета, но и оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой…
Вообще, рисуя с малышом, мы имеем массу возможностей потренироваться в умении различать цвета. Например, нарисуем разноцветные воздушные шарики и попросим кроху пририсовать к ним ниточки таких же цветов. И, конечно, назовем эти цвета. Или нарисуем несколько разноцветных домиков. Посмотри, малыш, чего у наших домиков не хватает? Конечно, окошек! Ну-ка, нарисуй домикам окошки, чтобы они были того же цвета, что и домики. Точно так же можно рисовать лучики разноцветным солнышкам, лить дождик из разноцветных тучек, пририсовывать блюдца разноцветным чашкам. Нарисуйте на бумаге по три одинаковых цветочка разными карандашами (три красных, три синих, три розовых и т.п.) и попросите малыша собрать одинаковые букеты — соединить линией растения одинакового цвета. Одним словом, подобных заданий можно придумать очень много. Ну и, конечно, не забудьте познакомить кроху с цветами радуги. Ведь рисовать радугу — это так здорово!
Волшебные превращения
Для малыша смешивание красок — это не только возможность закрепить названия знакомых цветов, но и самое настоящее волшебство! Расскажите ему, почему красный, желтый и синий называют основными цветами. Все дело в том, что, имея всего три эти краски, мы можем получить любой другой необходимый цвет (кроме белого и черного). А вот сами эти цвета невозможно получить путем смешивания. Попробуем? Для пущей наглядности будем использовать не палитру, а стеклянные баночки (например, от детского питания) или стаканы. В пять из них нальем воды и растворим акриловые или гуашевые краски пяти цветов: красного, синего, желтого, черного и белого. Пусть малыш назовет их. Теперь возьмите пустую баночку и скажите ребенку таинственным голосом, что сейчас у вас получится настоящий фокус: в баночке появится оранжевая вода. Налейте в нее немного жидкости красного и желтого цветов, и у вас получится замечательный оранжевый раствор! Вот так фокус! Спросите у малыша, что можно раскрасить оранжевым цветом. Апельсин и мандарин, солнышко и цветок…
Продолжим наши эксперименты. Смешаем синий и желтый растворы — получим зеленый. Добавим немного красной воды в синюю — получим фиолетовую. А если еще долить красной, выйдет бордовая. Всякий раз решайте вместе с малышом, какие предметы могут быть такого цвета, как получившийся в баночке. Оказывается, голубой цвет легко получить, смешав синий и белый, а розовый выйдет, если смешать белый с красным. А что получится, если в баночку с белой водой влить чуть-чуть черной? В банке будет серая вода. Причем чем больше мы будем лить черной краски, тем темнее будет наш серый цвет.
Пусть малыш под вашим руководством поэкспериментирует с цветной водой в свое удовольствие. Это так увлекательно, что провозиться можно долго. Только старайтесь обязательно как-нибудь «обозвать» получившийся цвет. Или предложите малышу обратное задание: вы называете цвет (например, коричневый), а малыш пытается его получить путем смешения красок. Для коричневого нам понадобится красный и зеленый.
Тепло и холодно
Малышу, который более-менее освоился с основными цветами, расскажите, что почти все цвета можно разделить на холодные и теплые. Так синяя, голубая, фиолетовая краски и все другие цвета, где заметны синие оттенки, считаются холодными. А красная, желтая, оранжевая краски (и все оттенки с желтыми полутонами) называют теплыми. Чтобы малышу было легче это запомнить, назовем холодные тона цветами неба, а теплые — цветами земли. Можно нарисовать вместе с ребенком теплую и холодную страну. Чтобы ярко увидеть разницу между холодной и теплой страной, их можно нарисовать на одном листе. Итак, рисуем желтую пустыню, песок, жгучее солнце, желто-зеленые верблюжьи колючки. И верблюд у нас окрашен в коричнево-желтые тона. А на холодном севере основными цветами станут белый, синий, голубой, фиолетовый. И даже шкура белого медведя слегка отливает холодной синевой. Действительно, на таких картинках разница между теплыми и холодными цветами особенно очевидна. Будто веет раскаленным зноем от одной картинки и снежным холодом от другой. Пусть малыш сам попробует получать более теплые и более холодные тона, добавляя разные цвета к одной и той же краске.
Кобальт, зелень и ультрамарин
Обычно умение называть цвета приходит несколько позже, чем умение цвета выделять. Часто мамы, жалуясь на то, что малыш не знает цветов, путают две разные вещи: знание и умение назвать. Как правило, к двум годам большинство детишек уже ЗНАЮТ основные цвета. Они легко найдут в куче разноцветных кубиков синий и нарисуют по просьбе мамы желтые «каляки-маляки». Но далеко не все малыши эти цвета НАЗЫВАЮТ. По этому поводу волноваться не стоит. Просто продолжайте играть в «цветные» игры, рисуйте красками, обращайте внимание на разноцветные предметы на прогулке и почаще «озвучивайте» названия цветов и оттенков. И очень скоро малыш все это усвоит.
Если кроха упорно не хочет называть цвета, можно предложить ему игру в цветовые ассоциации. Кстати, многие малыши сами придумывают названия цветам. Так, розовый может быть «цветом домика Барби», коричневый — «как Винни-Пух», а голубой, скажем, «как моя любимая чашечка».
Кстати сказать, многие названия цветов сами по себе являются ассоциативными. Например, сиреневый (как сирень), баклажановый, лимонный, салатный, оранжевый (от англ. orange — апельсин). Запомнить такие названия малышу будет несложно, если вы вместе подумаете: а почему тот или иной цвет или оттенок называется именно так, на что он похож? Эта замечательная игра поможет не только выучить новые цвета, но и расширит словарный запас, потренирует наблюдательность малыша, научит его думать и делать выводы. Вот еще примеры таких цветов: шоколадный, фисташковый, малиновый, бисквитный, васильковый, соломенный, оливковый, золотой, бирюзовый, морской волны, сливовый, стальной, персиковый, кирпичный, томатный и т.п.
Попробуйте сыграть с сыном или дочуркой в «Светофор». Конечно, в эту игру веселее играть на улице с компанией ребятишек, но можно и дома. Итак, мама играет роль водящего-«светофора». Она загадывает какой-нибудь цвет (например, фиолетовый), а малыш должен постараться отыскать этот цвет в своей одежде.
Учимся различать цвета
Исследуя окружающий мир, малыш знакомится со свойствами предметов: формой, размером и, конечно, цветом. Нужно ли специально учить кроху различать цвета или это умение придет само, по мере накопления знаний и жизненного опыта? Зачем делать это, скажем, в год, если в три года ребенок, возможно, освоит цвета быстрее? И если учить малыша цветам, то как это делать?
Чуть-чуть физиологии
Задаваясь вопросом, как научить малыша различать цвета, мы допускаем некоторую ошибку. Различает цвета ребенок практически с рождения. Первенство здесь занимает желтый цвет. Именно его малыш может видеть первым. Чуть позже добавляются красный и оранжевый.
Через некоторое время кроха уже различает синий и зеленый, а к шести месяцам — фиолетовый. Так что преобладание желтых, красных и оранжевых цветов в малышовых погремушках отнюдь не случайно. Это напрямую связано с особенностями цветового зрения грудничков.
Говоря же об обучении цветам, мы должны подразумевать способность малыша осознанно выделить тот или иной цвет, сгруппировать предметы по цвету, назвать нужный цвет или оттенок. Все эти умения развиваются не сразу, но, безусловно, им нужно уделять должное внимание. И дело здесь вовсе не в том, чтобы малыш освоил цвета быстрее, чем его сверстники. Цвет, форма и размер являются для ребенка некими эталонами, усвоив которые, он базирует на них знания о тех или иных предметах и явлениях.
И чем раньше эти эталоны сформируются, тем больше полезной информации сможет понять и усвоить малыш, тем лучше он будет развиваться в целом. Кроме того, умение различать цвета — прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса. Человеческий глаз способен выделять до 10 миллионов (!) различных оттенков. Возможно, столько нам и не понадобится.
Но стремиться к совершенству, безусловно, стоит. Совершенствуясь в изучении цветов, малыш узнает о том, что они могут изменяться от светлого к темному, их можно разделить на теплые и холодные, пастельные и контрастные. И именно веселые игры цвета помогут вашему крохе подняться на самую первую ступенечку лесенки в яркий мир цветов и оттенков.
Первые понятия
Для маленького человечка, который только-только делает свои первые открытия в большом и прекрасном мире, цвет не является чем-то отдельным, обособленным. Он прочно связывается с конкретными предметами, которые чаще всего имеют тот или иной цвет, т.е. цвет для малыша является не абстрактным понятием, а ассоциативным. Обычно мы так и говорим малышу: «Красный помидор, зеленая травка».
Но помидор может быть и зеленым, и бурым, и розовым. А травка не всегда зеленая. Она бывает и салатовой, а осенью — и вовсе желтой. Так стоит ли с раннего детства навязывать малышу подобные цветовые стереотипы и вводить его в заблуждение? Будет лучше, если, показывая крохе нарисованный помидор, вы скажете: «Это — помидор. Он красный». Чувствуете разницу?
То же самое относится и к игрушкам. Давая крохе мячик, мы обычно говорим: «Вот синий мячик». Что для малыша звучит как единое слово, как название конкретного предмета «синиймячик». Но теперь мы уже знаем, как будет лучше построить фразу:
«Малыш, это — мячик. Он синий. А это — кубик. Он тоже синий». Так, постепенно, накапливая жизненный опыт, ребенок научится разделять предмет и его свойства. Он сделает для себя важное открытие, поняв, что красным может быть и помидор, и машина, и вон та скамейка на улице. И если мы будем как можно чаще обращать внимание крохи на цветовые свойства предметов, то и открытие это он сделает гораздо быстрее.
Называя малышу те или иные цвета, не нужно ограничиваться «основными»: синим, красным. зеленым, желтым. И уж тем более не стоит учить цвета обособленно: сначала запомним красный, потом зеленый. Не искажайте названия цветов, не называйте голубой цвет — синим, а розовый или малиновый — красным.
Малыши прекрасно различают оттенки, ничуть не хуже нас с вами. И им непонятно, почему совершенно разные цвета мама называет одним и тем же словом. Чтобы не возникало подобной путаницы, на начальных этапах обучения старайтесь подбирать те игрушки или предметы, цвет которых можно назвать красным или зеленым однозначно.
Мы построим красный дом
Играть с малышом в «цветные» игры можно с рождения, и мы именно это и делаем, показывая крохе разноцветные игрушки и называя их цвет. Но после 6 месяцев, когда цветовое зрение крохи уже полностью сформировано, эти игры приобретают еще большее значение.
Собирая с малышом пирамидку, проговаривайте названия цветов: «Давай мы наденем на стержень красное колечко. А это колечко — синее, давай наденем и его». Играя кубиками, выстраивайте для крохи две башенки, например, красную и желтую, приговаривая при этом: «Смотри, вот кубик красного цвета. Где у нас красная башенка? Здесь. Сюда мы и положим этот красный кубик. А вот желтая башенка. Какой кубик нам нужен? Желтый! Вот желтый кубик! Посмотри, какие башенки у нас с тобой получились: желтая и красная».
Подобным образом можно выкладывать одноцветные дорожки из кубиков («Зайка любит скакать по синей дорожке, а собачка — по белой»), строить гаражи для машин и домики для кукол. Пусть вас не расстраивает, если сверху красной башенки малыш упорно ставит желтый кубик. Наберитесь чуть-чуть терпения, и понимание обязательно придет.
Малышам начиная с 1 года можно предлагать игры-сортировки: разложить цветную мозаику или крупные пуговицы по чашечкам соответствующих цветов, «покормить» зверюшек разноцветными кубиками-«конфетами» («Куколка любит зеленые конфеты, а лошадка — синие»). Можно поиграть в строительство домов, отвозя в один угол комнаты на грузовике только синие кубики, а в другой — только красные. Дома получатся синим и красным соответственно.
Возьмите кубик любого цвета и предложите крохе найти такой же. Если он не понимает, что вы от него хотите, сделай это сами, комментируя свои действия: «Вот кубик, он красный. Найди такой же кубик. Где другой красный кубик? Вот он! Смотри, у нас одинаковые красные кубики». Постепенно малыш поймет суть игры и будет с радостью отыскивать в куче строительного набора фигурку нужного цвета.
Можно поиграть и чуть иначе. Выложите дорожку из красных кубиков, а в серединку положите один желтый. Спросите ребенка, какой кубик не красный. Если вопрос крохе непонятен, возьмите любую игрушку и «пройдитесь» ею по дорожке, комментируя свои действия: «Я иду красной дорожке. Это кубик красный, это кубик красный… Ой, а этот другой, не красный — желтый! Он лишний! Нужно поменять его на красный! Ну вот, теперь вся дорожка красная, одинаковая!» Такая игра полезна не только для изучения цветов. Она развивает мыслительные способности малыша, учит его думать и анализировать.
Хорошим подспорьем могут стать и специальные обучающие книжки, где каждая страница посвящена одному цвету. С ними изучение цветов пойдет быстрее. Покупая такое пособие сыну или дочурке, обращайте внимание на качество полиграфии, чтобы напечатанные цвета соответствовали реальным.
Цветные игры
Все малыши любят играть в ролевые игры. И эти игры тоже можно направить в нужное нам русло. Так, на этапе изучения цветов можно играть, например, в «почтальона» и «цветные остановки». Почтальоном будет малыш. В маленькой детской сумочке у него лежат разноцветные картонные прямоугольники («письма»). Их нужно разнести игрушкам на улицу нужного цвета. Улицы можно обозначить листами цветного картона. На Фиолетовой улице живут кошка и собачка — им по письму фиолетового цвета.
А в Оранжевом переулке оранжевые письма получают мишка и кукла Таня. Для игры в «цветные остановки» можно устроить в разных местах квартиры эти самые остановки, отмечая их все теми же листами картона или сооружая из кубиков нужного цвета. Теперь уже малыш будет водителем грузовика, исполняющего роль пассажирского транспорта. В кузове сидят небольшие игрушки, которые маминым голосом командуют: «Водитель, отвезите нас, пожалуйста, на Белую остановку».
И грузовик катит к белому листу картона, высаживает пассажиров и забирает новых. Можно раздать игрушкам разноцветные билетики, обозначающие нужную им остановку. Роль билетов сыграют «письма» из предыдущей игры.
Очень простую дидактическую игру для изучения цветов можно сделать из обычного цветного картона.
Отбираем по одному листу каждого цвета. Это у нас будут «полянки». Из такого же картона вырезаем различные разноцветные фигурки с простым силуэтом: фрукты, бабочки, цветочки, зайки, цыплята и т.п. Теперь предложите малышу «спрятать» цыплят от лисы или зайчиков от волка. Для этого их нужно посадить на «полянку» своего цвета. Если малыш все сделает правильно, то зайчиков почти совсем не будет видно. Расскажите крохе, что цветочки любят расти на полянках своего цвета, и предложите ему положить каждый цветок на свою полянку.
А потом рассадим бабочек на соответствующие цветы. Листы цветного картона могут быть и «гаражами», куда малыш «поставит» вырезанные машинки, и «конюшнями», где поселятся разноцветные лошадки, и «скворечниками», куда прилетят скворцы всех цветов радуги. Одним словом, в такой игре ваша фантазия ничем не ограничена. Главное условие: малышу должно быть интересно.
Краски-раскраски
При обучении детей различать цвета вам помогут краски и фломастеры. Рисуя вместе с крохой, все время называйте тот цвет, который набираете на кисточку: «Какую мы с тобой краску набрали? Желтую! Давай нарисуем желтой краской желтое солнышко! А цыпленочка мы каким цветом нарисуем? Тоже желтым! Солнышко желтое и цыпленок желтый!» Действия малыша тоже непременно комментируйте: «Ты набрал зеленую краску. Вот умница, ты нарисовал зеленую травку!»
Дети с удовольствием рисуют и фломастерами: они яркие и не требуют больших усилий для получения штрихов. Подберите специально для крохи фломастеры с цветными колпачками. Когда малыш закончит рисовать, попросите помочь вам подобрать к каждому фломастеру его колпачок. Не забывайте при этом называть цвета.
Иногда имеет смысл «случайно» ошибиться, надеть колпачок не на тот фломастер, чтобы доставить крохе радость исправить мамину ошибку. Благодаря этой простой забаве мои дети уже в полтора года безошибочно находили по моей просьбе не только «основные» цвета, но и оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой…
Вообще, рисуя с малышом, мы имеем массу возможностей потренироваться в умении различать цвета. Например, нарисуем разноцветные воздушные шарики и попросим кроху пририсовать к ним ниточки таких же цветов. И, конечно, назовем эти цвета. Или нарисуем несколько разноцветных домиков. Посмотри, малыш, чего у наших домиков не хватает? Конечно, окошек! Ну-ка, нарисуй домикам окошки, чтобы они были того же цвета, что и домики. Точно так же можно рисовать лучики разноцветным солнышкам, лить дождик из разноцветных тучек, пририсовывать блюдца разноцветным чашкам.
Волшебные превращения
Для малыша смешивание красок — это не только возможность закрепить названия знакомых цветов, но и самое настоящее волшебство! Расскажите ему, почему красный, желтый и синий называют основными цветами. Все дело в том, что, имея всего три эти краски, мы можем получить любой другой необходимый цвет (кроме белого и черного).
А вот сами эти цвета невозможно получить путем смешивания. Попробуем? Для пущей наглядности будем использовать не палитру, а стеклянные баночки (например, от детского питания) или стаканы. В пять из них нальем воды и растворим акриловые или гуашевые краски пяти цветов: красного, синего, желтого, черного и белого. Пусть малыш назовет их. Теперь возьмите пустую баночку и скажите ребенку таинственным голосом, что сейчас у вас получится настоящий фокус: в баночке появится оранжевая вода. Налейте в нее немного жидкости красного и желтого цветов, и у вас получится замечательный оранжевый раствор! Вот так фокус! Спросите у малыша, что можно раскрасить оранжевым цветом. Апельсин и мандарин, солнышко и цветок…
Продолжим наши эксперименты. Смешаем синий и желтый растворы — получим зеленый. Добавим немного красной воды в синюю — получим фиолетовую. А если еще долить красной, выйдет бордовая. Всякий раз решайте вместе с малышом, какие предметы могут быть такого цвета, как получившийся в баночке. Оказывается, голубой цвет легко получить, смешав синий и белый, а розовый выйдет, если смешать белый с красным. А что получится, если в баночку с белой водой влить чуть-чуть черной? В банке будет серая вода. Причем чем больше мы будем лить черной краски, тем темнее будет наш серый цвет.
Пусть малыш под вашим руководством поэкспериментирует с цветной водой в свое удовольствие. Это так увлекательно, что провозиться можно долго. Только старайтесь обязательно как-нибудь «обозвать» получившийся цвет. Или предложите малышу обратное задание: вы называете цвет (например, коричневый), а малыш пытается его получить путем смешения красок. Для коричневого нам понадобится красный и зеленый.
Тепло и холодно
Малышу, который более-менее освоился с основными цветами, расскажите, что почти все цвета можно разделить на холодные и теплые. Так синяя, голубая, фиолетовая краски и все другие цвета, где заметны синие оттенки, считаются холодными. А красная, желтая, оранжевая краски (и все оттенки с желтыми полутонами) называют теплыми.
Чтобы малышу было легче это запомнить, назовем холодные тона цветами неба, а теплые — цветами земли. Можно нарисовать вместе с ребенком теплую и холодную страну. Чтобы ярко увидеть разницу между холодной и теплой страной, их можно нарисовать на одном листе. Итак, рисуем желтую пустыню, песок, жгучее солнце, желто-зеленые верблюжьи колючки.
И верблюд у нас окрашен в коричнево-желтые тона. А на холодном севере основными цветами станут белый, синий, голубой, фиолетовый. И даже шкура белого медведя слегка отливает холодной синевой. Действительно, на таких картинках разница между теплыми и холодными цветами особенно очевидна. Будто веет раскаленным зноем от одной картинки и снежным холодом от другой. Пусть малыш сам попробует получать более теплые и более холодные тона, добавляя разные цвета к одной и той же краске.
Кобальт, зелень и ультрамарин
Обычно умение называть цвета приходит несколько позже, чем умение цвета выделять. Часто мамы, жалуясь на то, что малыш не знает цветов, путают две разные вещи: знание и умение назвать. Как правило, к двум годам большинство детишек уже ЗНАЮТ основные цвета.
Они легко найдут в куче разноцветных кубиков синий и нарисуют по просьбе мамы желтые «каляки-маляки». Но далеко не все малыши эти цвета НАЗЫВАЮТ. По этому поводу волноваться не стоит. Просто продолжайте играть в «цветные» игры, рисуйте красками, обращайте внимание на разноцветные предметы на прогулке и почаще «озвучивайте» названия цветов и оттенков. И очень скоро малыш все это усвоит.
Если кроха упорно не хочет называть цвета, можно предложить ему игру в цветовые ассоциации. Кстати, многие малыши сами придумывают названия цветам. Так, розовый может быть «цветом домика Барби», коричневый — «как Винни-Пух», а голубой, скажем, «как моя любимая чашечка».
Кстати сказать, многие названия цветов сами по себе являются ассоциативными.
Например, сиреневый (как сирень), баклажановый, лимонный, салатный, оранжевый (от англ. orange — апельсин). Запомнить такие названия малышу будет несложно, если вы вместе подумаете: а почему тот или иной цвет или оттенок называется именно так, на что он похож? Эта замечательная игра поможет не только выучить новые цвета, но и расширит словарный запас, потренирует наблюдательность малыша, научит его думать и делать выводы. Вот еще примеры таких цветов: шоколадный, фисташковый, малиновый, бисквитный, васильковый, соломенный, оливковый, золотой, бирюзовый, морской волны, сливовый, стальной, персиковый, кирпичный, томатный и т.п.
Попробуйте сыграть с сыном или дочуркой в «Светофор». Конечно, в эту игру веселее играть на улице с компанией ребятишек, но можно и дома. Итак, мама играет роль водящего-«светофора». Она загадывает какой-нибудь цвет (например, фиолетовый), а малыш должен постараться отыскать этот цвет в своей одежде.
Источник
Самое читаемое:
Учимся различать цвета — Все о детях
Рейтинг Советы родителям о том, как наглядно и разнопланово обучать ребенка различать цвета |
Уже в двухлетнем возрасте дети способны приступить к изучению названий цветов и эффективно использовать образовательные способности своего головного мозга. Так как же научить их различать цвета?
При обучении детей такому абстрактному понятию, как цвет, очень важно понимать суть этого процесса. Чтобы дети научились различать цвета, они должны аккумулировать сотни информационных фрагментов, которые помогут им разобраться в концепции цвета.
При этом в значительной мере им помогает анализ того, чем цвет не является, т. е. так называемые «отрицательные примеры». Когда вы показываете ребенку яблоко и говорите, что оно зеленого цвета, малыш может запомнить его форму и решить, что именно она подразумевается под словом «зеленый». Поэтому необходимо показывать также яблоко другого, не зеленого цвета.
- С помощью примеров мы должны помочь нашим детям узнать, что цвет не имеет формы. Зеленым могут быть яблоко, ткань или лист.
- С помощью примеров мы должны помочь нашим детям узнать, что цвет не имеет размера. Зеленый предмет может быть маленьким, большим и даже огромным.
- С помощью примеров мы должны помочь нашим детям узнать, что цвет можно видеть как снаружи, так и внутри. Предмет зеленого цвета может висеть на дереве и стоять в шкафу.
- С помощью примеров мы должны помочь нашим детям узнать, что цвет может иметь различную текстуру. Предмет зеленого цвета может быть гладким (яблоко) или неровным (трава).
Вы улавливаете мысль?
Каждый раз, когда вы показываете ребенку что-то зеленое, но с разными качествами, вы улучшаете и расширяете его понимание концепции цвета. Чем больше примеров вы демонстрируете детям, тем лучше они научатся различать цвета.
Обучать детей распознавать цвета – довольно простая задача, для ее осуществления нужны лишь настойчивость и многократные повторения – два навыка, которых вам будет вполне достаточно.
Как научить детей различать цвета
1. Когда вы показываете что-то, скажем, красный воздушный шарик, используйте слово «цвет» вместе с названием предмета. Вместо того чтобы говорить «Это красный», лучше сказать «Это шарик красного цвета».
2. Не проверяйте детей на знание цветов, прежде чем вы закончите их изучение. Это может побудить их отказаться от дальнейшего обучения и отвратить от него.
3. Когда вы учите детей распознавать цвета, помните, что рецептивная речь (понимание устной или письменной речи) должна предшествовать экспрессивной речи (речевому высказыванию). Т. е. дети учатся указывать правильный цвет задолго до того, как смогут назвать его вслух. (Например, когда вы находитесь в начале процесса обучения, попросите ребенка собрать все предметы синего цвета. Если он не уверен, покажите ему несколько таких предметов, чтобы он поняли, о чем идет речь.)
4. Придерживайтесь основных цветов – красного, синего, желтого, черного и белого, а уже потом начинайте добавлять другие цвета.
5. Лучше посвящать время изучению каждого цвета по отдельности. Замечательно помогают недели, посвященные определенному цвету, – «Зеленая неделя» или «Синяя неделя», например. Чем больше вы повторяете изучение одного цвета, тем лучше, а неделя дает вам возможности знакомить ребенка с определенным цветом большое количество раз.
6. Понятие цвета закрепляется в голове ребенка лучше, если он познает этот цвет различными способами. При изучении цвета дети могут познавать и определять цвета с помощью всех чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, и чем больше познавательного опыта они получают, тем легче запоминают цвета. Будьте изобретательными и придумывайте необычные идеи обучения.
Советы о том, как обучить детей распознавать цвета, используя «недели цвета»
1. На «цветной неделе» одевайте детей в одежду соответствующего цвета.
2. Готовьте желе цвета недели.
3. Используйте тарелки цвета недели.
4. Учите детей заворачивать подарки в упаковочную бумагу цвета данной недели.
5. Используйте чашки цвета недели.
6. Растворите немного пищевого красителя в воде, когда ребенок принимает ванну, или просто купите цветную пену для ванн (она, кстати, тоже содержит пищевой краситель).
7. Пусть дети вырезают фигурки из бумаги цвета недели.
8. Пейте соки цвета недели.
9. Пеките кексы с добавлением пищевого красителя цвета недели. Если у ваших детей нет серьезной аллергии на пищевые красители, их небольшое количество не повлияет на здоровье малышей, но зато принесет большую пользу при обучении.
10. Когда вы учите ребенка красному цвету, ешьте клубнику, малину и т. д.
11. Во время «черной недели» ешьте чернику и изготавливайте из нее различные сладости, а также ешьте черный кунжут или выбирайте маленькие черные семена из хлеба.
12. Во время «коричневой недели» ешьте шоколад.
13. Просите детей подыскать в вашем гардеробе одежду того цвета, который вы изучаете на этой неделе.
14. Во время каждой «цветной недели» просите детей вырезать из журналов фрагменты изображений этого цвета.
15. Во время «синей недели» играйте с водой и рассказывайте о существах, живущих в море и океане.
16. Изготавливайте помпоны или несложные мягкие игрушки того цвета, который вы изучаете на этой неделе.
17. Во время «оранжевой недели» ешьте мандарины, апельсины и морковь.
18. При изучении синего цвета пусть дети рисуют карандашами и ручками синего цвета.
19. Когда вы изучаете с детьми цвета, называйте следующие сравнения: «Желтый, как солнце», «Синий, как небо», «Коричневый, как ствол нашей яблони».
20. Когда вы изучаете красный цвет, пусть дети играют с помадой и оставляют на бумаге следы от поцелуя накрашенными губами.
21. Во время «зеленой недели» ешьте зеленые яблоки и огурцы.
22. Во время «коричневой недели» делайте с детьми овсяное печенье.
23. Когда вы изучаете зеленый цвет, выходите на улицу и собирайте зеленые листья.
24. Во время «красной недели» ешьте арбузы и помидоры.
25. Когда вы изучаете желтый цвет, используйте карандаши и маркеры желтого цвета.
26. Если у вас есть простыня цвета, который вы изучаете с ребенком на этой неделе, сделайте из нее палатку, «волшебную» накидку или скатерть для пикника.
27. Во время «белой недели» делайте оригами из белой бумаги и готовьте с детьми рис.
28. Используйте детский лак для ногтей цвета недели. Девочки любят лак для ногтей, и вы можете приобрести его самых разных цветов.
29. Когда вы изучаете красный цвет, говорите о любви и вырезайте сердечки из красной бумаги.
30. Во время каждой цветной недели играйте в игру «Я заметил что-то… цвета», а остальные игроки должны угадать предмет.
31. Во время «коричневой недели» делайте шоколадные пирожные.
32. Во время «коричневой недели» рисуйте рисунки различными оттенками коричневой краски.
33. Во время «желтой недели» купите и съешьте ананас, сделайте с детьми лимонад.
34. Во время каждой цветной недели используйте самоклеящиеся этикетки соответствующего цвета.
35. Во время «зеленой недели» ешьте листья салата и зеленый виноград.
36. Во время «красной недели» ешьте красный болгарский перец.
37. Во время «розовой недели» купите розовую сладкую вату.
38. При изучении цветов сядьте вместе с детьми, просмотрите журналы и обсудите предметы различных цветов.
39. Во время «красной недели» ешьте помидоры черри.
40. Во время «красной недели» попросите ваших детей собрать все красные части конструктора (делайте то же самое с каждым цветом на каждой цветной неделе).
41. Во время каждой цветной недели пусть дети рисуют аэрозольными красками на улице (под вашим присмотром).
42. При изучении цветов приносите из библиотеки книги с богатыми иллюстрациями или альбомы с репродукциями картин великих художников.
43. Во время «зеленой недели» говорите о природе и растениях и высаживайте их на вашем приусадебном участке.
44. Во время «светло-коричневой недели» говорите о песке и играйте в песочнице.
45. При изучении цветов пусть дети рисуют кисточками и пальцами, используя цвет этой недели.
46. Во время «коричневой недели» положите картофель в воду и наблюдайте, как он прорастет.
47. При изучении цветов вы можете раскрасить соль и красиво засыпать ее в баночку.
48. Во время «зеленой недели» используйте ручку с зеленой подсветкой.
49. Принесите домой мороженое того цвета, который вы изучаете на этой неделе.
50. Во время «зеленой недели» ешьте авокадо.
51. Во время «желтой недели» ешьте бананы и делайте из них разные съедобные поделки.
52. Сделайте тесто цвета соответствующей недели, и пусть ваш малыш играет с ним.
53. Покажите ребенку различные оттенки одного цвета и попросите его нарисовать как можно больше оттенков красного, зеленого и других цветов.
54. После изучения отдельно черного и белого цветов организуйте черно-белый день.
55. В «черно-белый» день рассказывайте о зебрах, енотах, пандах.
56. В «черно-белый» день принесите черную и белую ткань и дайте ребенку поиграть ее кусочками.
57. В «черно-белый» день вырезайте фигурки из черной бумаги и приклеивайте их на белый лист.
58. Во время «серой недели» говорите о серых облаках, слонах и носорогах, посмотрите также мультфильм «Дамбо».
59. Когда вы закончите знакомить ребенка со всеми цветами, расскажите ему о серебряном и золотом цвете и о соответствующих видах металлов.
60. При изучении серебряного и золотого цветов используйте монеты.
61. Во время «золотой недели» ешьте шоколадные конфеты в форме монет.
62. При изучении серебряного и золотого цветов покажите детям ювелирные изделия из серебра и золота.
63. Когда ребенок выучит все цвета, проводите занятия на тему о радуге – используйте рассказы, рисунки, познавательную информацию, опыты по «созданию» радуги.
64. Когда ребенок выучит все цвета, играйте в игру «Я заметил что-то… цвета», используя различные цвета (а не только какой-то один).
65. Когда ребенок выучит все цвета, смешивайте их – смешайте тесто разных цветов (подкрашенное пищевыми красителями) и посмотрите, какой цвет получится в итоге.
66. Когда ребенок выучит все цвета, смешайте соки разного цвета и посмотрите, какой цвет получится.
67. Когда ребенок выучит все цвета, расскажите ему о хамелеонах.
68. Когда ребенок выучит все цвета, делайте вкусные коктейли с сиропами и фруктовыми соками в прозрачных стаканах, чтобы наслаждаться разнообразием различных красок.
69. Когда ребенок выучит все цвета, играйте с разноцветными мячами. Когда вы бросаете или ловите мяч, то должны назвать его цвет.
70. Когда ребенок выучит все цвета, выпекайте хлеб или пироги с разноцветной посыпкой.
Помните: чем больше вы говорите о цветах, тем легче будет мозгу вашего ребенка запомнить и зафиксировать для себя данную информацию и затем, соответственно, эффективнее ее использовать.
Дети не могут научиться распознавать цвета самостоятельно. Они наблюдают цвета и изучают их вместе с родителями или воспитателями. При этом дом и семья – это прекрасное место, чтобы познакомить малышей с палитрой всевозможных цветов. Чем раньше ваши дети изучат цвета, чем сильнее в их мозге разовьются соответствующие нейронные связи, и тем более развитыми они будут в целом.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 2 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Развитие ребенка
20.01.2016
Source: childdevelop.ru
Читайте также
Как научить ребенка различать цвета
«Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для роста и развития»
(Б. А. Базыма)
Если вы хотите научить ребенка различать цвета, стоит разобраться в особенностях детского восприятия, чтобы правильно организовать процесс обучения и не требовать от ребенка невозможного. Итак…
razvitie-krohi.ru
Возрастные особенности цветовосприятия
- Новорожденные видят мир черно-белым.
Показывайте черно-белые орнаменты и геометрические фигуры.
- В 4-5 месяцев ребенок может распознавать основные цвета спектра.
Показывайте ему чистые оттенки, без примесей и переходов цвета. В этом возрасте малыш лучше видит красные оттенки, с них и начинайте знакомство с цветом.
- К 7-му месяцу у ребенка появляется возможность различать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий).
- Дети учатся различать и запоминать цвета благодаря ассоциациям.
Ребенок воспринимает цвет в единстве с предметом и словом. Например, «желтый» — это лимон или солнышко. Если показать малышу картинку, где солнышко зеленого цвета, вы поставите его в тупик. На вопрос «Что это?» он, возможно не сможет ответить.
- Полноценное цветовосприятие формируется у ребенка к восьми годам.
Чувство цвета можно развить. Начните изучение цветов с базовых, а затем подключите оттенки.
- Аномалии цветоощущения у детей встречаются приблизительно с такой же частотой, как и у взрослых.
Если заметите какие-то отклонения, обратитесь за консультацией к врачу.
- Цветовые предпочтения меняются с возрастом.
Дети любят цвет, реагируют на него, играют с ним. Знакомство с цветом помогает им познавать окружающий мир, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. У детей разного возраста цветовые предпочтения отличаются. Это стоит учитывать при оформлении интерьера детской комнаты, покупке одежды и пр.
Как учить с ребенком цвета в 1-2 года
www.o-krohe.ru
Можно ли учить с ребенком цвета, если он еще не умеет говорить?
Не только можно, но и нужно! Ребенок способен понять и запомнить то, что вы будете ему рассказывать и показывать. А повторить слова он сможет позже, когда научится говорить, пока достаточно того, что он может указать на нужный цвет или предмет пальчиком. В будущем, когда он сможет осознанно строить фразы, он с легкостью сможет объяснить разницу между тем или иным цветом.
С какого цвета начать?
- По мнению педагогов, надо начинать обучение с красного и желтого цвета.
- Начинайте изучать цвета с любимого фрукта. Если ребенок любит апельсин, он легко запомнит оранжевый цвет.
- Можно играть с пластилином или цветным тестом и называть ребенку цвета. Трогая пластилин, контактируя с ним, ребенок быстрее запомнить тот или иной цвет.
- Предлагайте карандаши и фломастеры для рисования, называя, какого они цвета. Как можно чаще употребляйте эти названия: «Подай мне, пожалуйста, красный карандаш», «Давай закроем колпачком синий фломастер».
zhenomaniya.ru
- Из игрушек для запоминания цветов хорошо подходят пирамидки, кубики, крупные детали конструктора, формочки, разноцветная посудка, крупная мозаика и др.
heaclub.ru
- Почаще озвучивайте цвета и действия с цветными предметами: «Мишка любит пить из КРАСНОЙ чашки, кукле Маше нравится ЗЕЛЕНОЕ платье».
- Учите цвета во время прогулок. «Мы идем по зеленой траве», «смотрим, какие синее небо!», «Вот папина черная машина».
- Сравнивайте тот или иной цвет со знакомыми малышу предметами. «Лопатка красная, как твоя шапочка», «Это ведерко такое зеленое, как огурец».
Как учить с ребенком цвета в 3-4 года
- Включайте образовательные мультики, где четко называют цвета разных предметов.
- Если разрешаете ребенку играть в компьютерные игру, подберите такие, где необходимо собирать или разбивать предметы по цветам.
- Играйте в цветной конструктор, создавая фигуры определенных цветов и называя их.
s1.maminklub.lv
- Предлагайте сортировать предметы по цветам.
mama-love.ru
Чем младше ребенок, тем меньше предметов для сортировки нужно ему предлагать.
heaclub.ru
- Сделайте своими руками дидактические игры.
s1.maminklub.lv
- Придумайте «цветные сказки». Например: » Жил-был носовой платочек. Однажды он упал в чашку с красным компотом и сам стал красным».
- Произносите названия цветов в разном контексте: «Это красный шарик», «Шарик красного цвета», «Это шарик, он красный» и т.п. Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький).
- Разрешите ребенку поиграть с продуктами и предметами на кухне. Все можно трогать и даже есть! Но сначала нужно разложить по кучкам в соответствии с цветом. Например, лимон, банан и тарелка — желтые, перец, помидор и кастрюля — красные и т.п.
- Поиграйте в игру «Колпак». Сделайте из разноцветного картона колпачки. Рассказывайте стишок, а ребенок пусть выбирает нужный колпак: «Еду, еду в гости на лошадке в желтой (любой цвет) шапке».
- Поиграйте в игру «Найди лишний». Возьмите 2-3 предмета одного цвета и один совершенно другого. Предложите ребенку исключить предмет, который отличается от остальных по цвету.
Как учить с ребенком цвета в 5-6 лет
Выбирайте изображения с крупными деталями и жирным контуром. Рекомендации ТУТ. Есть раскраски-подсказки с цветными контурами. Раскрашивая, повторяйте названия цветов, рассказывайте, какие они красивые, какие карандаши похожи по цвету, а какие различаются.
Чем чаще вы будете побуждать ребенка называть и показывать то, что недавно узнали, тем лучше он это запомнит.
- Не отчаивайтесь.
Если ребенок ленится, плохо запоминает или неправильно произносит названия цветов, не паникуйте и не ругайте его. Постарайтесь разнообразить игры с цветами, поэкспериментировать с новыми способами запоминания.
Как научить ребенка различать цвета? Методики и полезные советы
Ваш ребенок путается, называя цвета? Значит, он плохо различает их или просто не знает правильного названия. Поэтому родителям стоит обратить на это внимание и заняться обучением своего чада.
Многие родители с легкостью могут отметить, что уже к трем годам большинство детей уверенно могут назвать основные, а вот уже годам к шести – даже многие оттенки.
Как научить ребенка различать цвета? Чем раньше вы начнете заниматься со своим малышом, тем быстрее он постигнет все тонкости цветовой гаммы и сможет грамотно выражать свои мысли. А там и до рисования недалеко.
Обучение это совсем нетрудное, стоит только посвящать этому достаточно времени и терпения. Чтобы ваши занятия не носили спонтанный характер, можно посоветовать воспользоваться одним из приведенных способов.
Метод 1
Этот способ предполагает повседневное обучение крохи при непосредственном общении. Можно показывать малышу какой-то цвет на прогулке, а потом предложить ему посчитать встречающиеся предметы этого цвета. Например, автомобили. Пусть темой дня станет, к примеру, красный цвет. А ребенок должен указывать или считать все машины красных оттенков. Это превратится в довольно веселую игру, и совсем не важно, сколько автомашин насчитает ваш малыш. Главное, он освоит, как выглядит красный цвет.
Метод 2
Эта методика учит ребенка рисованию, она предназначена для детей постарше. Для ее освоения потребуется приобрести яркие карандаши или фломастеры. Выберите из пачки один карандаш и предложите малышу рисовать только этим цветом. Например, выбрав оранжевый, рисуйте солнце, апельсин, лисичку и другие объекты оранжевого цвета. Так ваш ребенок будет учиться образному мышлению. Очень помогают при этом различные книжки-раскраски. Пусть ребенок самостоятельно учится раскрашивать картинки, достаточно просто показать ему, как это сделать.
Метод 3
Можно воспользоваться специальными развивающими кубиками, пирамидками и другими игрушками, которые можно приобрести в детских отделах. Неплохо будет воспользоваться специальными книжками, снабженными веселыми стишками и считалочками о цветах, и даже интерактивными приложениями. С их помощью дети очень быстро осваивают материал.
Метод 4
Эта методика предполагает использовать специальные развивающие игры. Можно подсмотреть их в книгах или в Интернете, а можно и придумывать самим. Главное, чтобы тема соответствовала обучению распознавать цвета. Даже простое собирание разбросанных игрушек можно превратить в увлекательное занятие, попросив ребенка сначала убрать игрушки, например, зеленого цвета, потом – синего, потом – красного и т. д. Так вы сразу убьете двух зайцев: научите малыша соблюдать порядок и лишний раз закрепите его знание различных цветов.
Употребляя все эти методики, помните, что, пока дети совсем маленькие, достаточно учить их различать основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный. Потом можно добавить к их числу оранжевый, фиолетовый, голубой, розовый, серый, коричневый и т. д. Так постепенно добавляйте различные оттенки.
Лучше учить цвета по ассоциациям. Например, серая мышь, голубое небо, красный арбуз, белый мишка и т. п.
Важные советы как научить ребенка различать цвета
Уважаемые родители, многие до вас уже прошли со своими детьми эту важную стадию, поэтому не грех и воспользоваться советами от «бывалых» пап и мам.
Вот главные рекомендации опытных родителей:
- Регулярно общайтесь со своим ребенком, пусть даже он пока не разговаривает, но слышит вас отлично, каждый день, разговаривая со своим пока еще бессловесным малышом, вы уже даете ему необходимые для жизни знания;
- Используйте положительные эмоции, начинайте учить ребенка распознавать цвета любимых предметов – игрушки, чашки, фрукта, малыш будет лучше запоминать именно то, что ему нравится;
- Закрепляйте новые знания на практике, выучив с ребенком название нового цвета, все время повторяйте это, например, просите его, чтобы он принес красный мячик или зеленые брючки;
- Побуждайте ребенка радоваться новой «победе», пусть он расскажет об этом своему другу или подружке, бабушке, дедушке, а лучше сам продемонстрирует свои знания перед всеми;
- Не используйте в разговоре уменьшительно-ласкательные названия, например, синенький, желтенький, лучше меняйте построение фраз, сказав однажды зеленый шарик, немного измените сочетание – шарик зеленого цвета, этот шарик зеленый;
- Лучше начинать изучение цветов с красного, малышам он кажется самым красивым, потом не следует начинать изучение нового цвета, не разучив хорошо старого, для самых маленьких лучше оставить на потом все полутона – розовый, салатовый и т. д.
Уважаемые родители, изучение цветовой палитры поможет в дальнейшем обучить вашего малыша буквам и цифрам, поэтому следует отнестись к этому с должным вниманием и терпением.
Если что-то не получается, не стоит выходить из себя, раздражаться и бросать дело на середине. Лучше вспомните, что вы и сами были когда-то детьми, вас тоже кто-то всему этому научил, и теперь ваша очередь обучить всему маленькое существо. Не отчаивайтесь, и все у вас получится. Удачи!
Видео как научить ребенка различать цвета
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Учимся различать цвета
Сложно переоценить роль цвета в нашей жизни. Любой малыш воспринимает цвета по-своему. В начале своей жизни кроха учится обращаться с цветом, различать и опознавать цвета и оттенки. Есть много развивающих игр для формирования у ребенка понимания о разнообразии цвета.
Одна из самых простых игр: Возьмите большой лист цветной бумаги и положите на него листок такого же цвета, но размером поменьше. Объясните ребенку, на примере этих двух листов, что такое одинаковый цвет. Перемешайте эти листки с листками других цветов, и снова разберите листки по цветам. Теперь нужно, что бы малыш попробовал сам, снова перемешайте все листки и дайте ему, разобрать их по цветам самому. Не переживайте, если у него не получится с первого раза, немного терпения и в скором времени он с легкостью будет справляться с этим заданием.
Прогуливаясь с ребенком, обращайте его внимание на предметы одинакового цвета. Вот красный флажок, а вот у девочки красный шарик. По пути домой, находясь в автобусе или автомобиле можно поискать машины одинаковых цветов. Даже если ваш малыш еще не говорит, он сможет, ясно дать вам понять о выполнении задания, а вы обязательно повторите название цвета и подсчитайте количество замеченных машин. Не лишним будет похвалить ребенка, сказать ему какой он молодец, и как прекрасно он справился с этим заданием.
В подобную игру можно играть и дома. Это апельсин, он такого же цвета, как твоя оранжевая коляска. Это мамина розовая кофточка, точно такого же цвета как твои колготочки, ну и таких вещей, у себя дома, вы можете найти сколько захотите.
Когда ребенок научится выполнять эти задания, усложните задачу: дайте ему краски и попросите выбрать такой же цвет, как желтая уточка, фиолетовый ослик, розовый зайчик. Пусть ваш ребенок, закрасит соответствующими красками весь лист.
Когда ребенок начнет легко справляться с этими заданиями, покажите ему, как при помощи смешивания одних цветов, получаются совсем другие. Такая игра, уж точно не останется без внимания. Интереснее всего смешивать акварельные краски на сыром листе бумаги, кроме красивых новых цветов, при растекании появляются еще и причудливые формы. В каком нибудь из пятен, вы можете помочь ребенку, разглядеть пушистого зайца. Фантазия ребенка безгранична и не заставит себя ждать, он быстро втянется в новое развлечение.
Учитесь играя, ведь так гораздо интересней!
Как научить ребенка различать цвета: формирование, ошибки, игры
Содержание статьи:
Обучение ребенка цветовосприятию представлено множеством методик, каждый из родителей может выбрать что-то особенное, подходящее как малышу, так и его воспитателям. Дети начинают явственно различать цвета начиная с первого полугодия жизни, к трем годам дети должны четко знать названия основной палитры, с уверенностью их определяя.
Формирование функциональности восприятия цветовой гаммы
Как научить ребенка различать цвета? Этому помогут рекомендации не только профессионалов, но и родителей, уже обучивших своих детей.
- Овладение навыками различия цветов с раннего возрастного периода – детские способности к обучению и самообучению часто преуменьшаются. Не владение навыками разговорной речи, отрывочные фразы, произносимые малышом, заставляют старших сомневаться в его возможностях. Процесс запоминания у малышей отлично налажен и постоянные повторы с описательными характеристиками цветов любимых игрушек отложатся в памяти у ребенка. При прохождении небольшого отрезка времени, когда чадо начнет самостоятельно выстраивать осмысленные предложения, объяснить ему разницу в цветах станет еще проще.
- Эмоциональная основа – самые яркие образы, волнительные моменты и приток эмоций откладывается в недрах памяти четче, чем простые повторения. Монотонное проговаривание определенного цвета или цветов не даст необходимого результата – человек помнит образы, а не звук.
- Применение на практике – очередной изученный цвет требует практического подкрепления – чаще просите ребенка принести что-то определенного оттенка. Если день проходит под эгидой изучения синего – значит, малыш должен приносить вещи именно этого оттенка. Так производится запоминание на основе практических занятий.
- Деление новыми знаниями с окружающими – ребенок должен свободно сообщать взрослым о новом выученном предмете. Старшее поколение должно принимать в обучении непосредственное участие – пусть с их помощью он ищет предметы определенного цвета и приносит им. Это вторичный вариант применения знаний на практике.
- Изменение слов по падежам – для того, чтобы малыш не путался в названиях (красный, красного и т.д.) необходимо закреплять эти знания и отличия в его памяти. В это же время необходимо отказаться от уменьшительно-ласкательных форм (зелененький, желтенький) – дети могут запоминать ласковые названия и отрицать стандартные.
- Отказ от изучения оттенков – не все взрослые способны назвать все оттенки зеленого, красного и синего. Перегружать детскую память ненужные подробностями при развитии первичных навыков нежелательно.
- Изучение следующего цвета только после уверенного знания предыдущего – в случае быстрого «забывания» малышом ранее изученного материала, необходимо возвращаться к нему до полного усвоения и безошибочного определения.
Учить ребенка различать цвета нужно без чрезмерного давления и ругани – малыш испугается и перестанет тянуться ко всему новому и интересному. Многими родителями в это время допускается ошибка – высмеивание малыша из-за путаницы в цветах вызывает его замкнутость и недоверие к родителям.
Постоянные ошибки цветоопределения
Как научить ребенка различать цвета безошибочно? В отдельных случаях попытки развития восприятия и узнавания цветов терпят поражение. Малыш склонен путать названия палитры, забывать их. Причины возникновения такой забывчивости заключаются:
- разница в темпах развития – кто-то воспринимает обучение с легкостью, другому оно просто не дается;
- позднее начало обучения – если начать изучение цветов в 2,5 года, то не стоит требовать от малыша мгновенных результатов – у остальных детей на это образование ушло несколько лет;
- попытки сравнения – если чаду постоянно повторять, что соседский ребенок умнее, лучше – он начнет отрицать любую информацию со стороны взрослых, замкнется в себе;
- дальтонизм – заболевание исключительно мужского пола, определяющееся в периоде обязательного цветообучения, спектр искажения может распространятся от красно-зеленой слепоты до сер-белого восприятия.
Родителям следует усвоить, что нельзя сравнивать детей одного и того же возраста – каждый малыш – индивидуальная личность. То, что он не воспринимает цвета не значит, что он не будет легко обучаем в других развивающих программах.
Обучение в игровом ракурсе
Педагогика требует творческого подхода к урокам образования. Дети легче запоминают все навыке на основе игры и эмоций, связанных с ней.
- Рисование – в процессе происходит обучение ребенка передаче зрительных картин на бумагу и запоминание цветовой гаммы. Солнце – желтое, небо – сине и т.д.
- Лепка – что может быть веселее, чем вылепленная собственноручно зеленая лягушка или красный мячик?
- Наклеивание на рисунок – яркие листы цветной бумаги помогут малышу не только различать цвета, но и поспособствуют развитию мелкой моторики рук. Лавное – терпеливо относится к криво наклеенным кусочкам бумаги и размазанному по столу канцелярскому клею.
- Обучение в процессе прогулок – любое встреченное животное, деревья, трава, цветы имеют собственные цвета. Практические занятия совместно с новыми действующими предметами склоняют малыша к быстрейшему запоминанию.
- Запоминание на примере одежды – постарайтесь одеваться в одинаковой гамме с чадом, не забывая произносить названия выбранных цветов.
- Распределение предметов по цветам – в современных магазинах есть масса специализированных развивающих игр – отдельные коробки, окрашенные в определенный оттенок и мелкие детали того же цвета, которые необходимо разложить в соответствии палитре.
- Запоминание в стихотворной или песенной форме – дети любят стихи и песенки, в виде этих форм восприятие происходит быстрее. Не стоит забывать, что устная речь всегда подкрепляется материальными образами – при стихотворении о голубой лошадке она должна быть в наличие. Только так ребенок быстрее научиться различать цвета.
- Обучение по книгам – вся детская литература снабжена яркими красочными картинками – на фоне интересной сказки, ребенок скорее воспримет серого волка и Красную шапочку.
- Цветные фломастеры – разрисовывание специальных «раскрашек» для малышей с помощью взрослых, поможет в усвоении материала.
- Игра в шарики – на планшете или компьютере – составление шариков по цветам помогает в обучении. Отдельные родители являются противниками данного метода обучения – боясь ухудшения зрения младенца. В этом случае на помощь придут цветные кубики.
Как научить ребенка различать цвета быстрее? Все зависит от степени его восприятия и родительского терпения. Неспешное обучение дает больше положительных результатов, чем завышенные требования.
Занятиям с малышом должны быть отведены несколько часов в день – в большинстве случаев родители тратят это время на совместные игры, без образовательного подхода.
Для более полного ознакомления с болезнями глаз и их лечением – воспользуйтесь удобным поиском по сайту или задайте вопрос специалисту.