Психосоматика насморка у ребенка: взгляд на проблему…
Распознать причины часто повторяющихся простудных заболеваний у ребенка бывает непросто. Беспричинные на первый взгляд воспаления полости носа могут иметь неожиданное происхождение. Какое именно – рассмотрим в статье.
Психосоматические причины насморка у детей
Раздражающая, тревожащая внешняя среда опасна для телесного здоровья маленького человечка, особенно, если он от рождения раним, чувствителен. Вероятные психологические причины возникновения психосоматического насморка у маленьких пациентов:
Авторитарная обстановка в семье
Случается так, что родители, близкие люди бывают грубы, деспотичны, склонны к подавлению, контролю. В такой обстановке ребенок не проявляет себя, его не признают полноправным членом семейства, не видят в нем личность. В этом случае частые воспаления слизистой носа можно интерпретировать как «нежелание дышать этим воздухом». Маленький домочадец, таким образом, отгораживается от грубого обращения за завесой болезни, получает требуемую долю тепла и заботы.
View this post on Instagram
Осень, сезон простуд или нет?🙄 Сегодня в рубрике #теорияпсихосоматики20 расскажем про синусит. 👇👇👇 🔹Биологический конфликт: конфликт зловония: что-то воняет, в прямом и переносном смысле. В переносном смысле это значение, близкое к «Мне надоело!», «Я терпеть это не могу!» , «я это на дух не выношу» сленговое: «Меня это достало». Или это конфликт чутья быть не в состоянии учуять что-то. Невозможность учуять (знать), что предстоит в будущем или когда это произойдет. (Собака вытягивает нос вверх, чтобы учуять что-то. Если она что-то учуяла, то она может оценить свое положение). Страхи, дурные предчувствия. Также это может быть конфликт территории: «я хочу избавиться от этого запаха, от назойливого гостя, захватчика». ⠀ 🔹Примеры: кто-то не курит, но вынужден находиться среди курящих людей. Человек становится жертвой моббинга и не может больше выносить своих обидчиков. Ученики узнают в конце учебного года, что у них в следующем году будет новая учительница = конфликт чутья+невозможность узнать, что ожидает в будущем. ⠀ 🔹Ткани: слизистая носа, боковых пазух носа-эктодерма/лобная доля головного мозга. ⠀ 🔹Активная фаза Распад клеток (изъязвление) плоского эпителия и слизистой в полости носа или боковых паузах. Чем дольше длится конфликт, тем глубже эффекты субстанции. Сухость слизистой, возможны сухие корочки. ⠀ 🔹Биологический смысл. Расширение воздушных путей, чтобы лучше учуять. ⠀ 🔹Фаза исцеления: восстановление, отек и сужение полости носа или боковых пазух, звуки при дыхании. Зуд, возможны кровотечения, насморк. Усиление за счет синдрома. ⠀ 🔹Кризис исцеления: чихание, кровотечение из носа, возможна лихорадка или зябкость. ⠀ Не забудьте сохранить пост в закладки или отправить другу. Слушайте свое тело и держите нос по ветру!😉 #psy20 #psy20_синусит #психосоматика #синусит #теорияпсихосоматики20
A post shared by PSY2.0 ШКОЛА ПСИХОСОМАТИКИ (@psy2.0) on
Излишняя опека
Противоположная крайность – гиперопека со стороны родителей становится психическим обоснованием постоянных ринитов и синуситов. Заласканные сын или дочка не проявляют самостоятельность, везде, во всем видят опасность. Дети в семье с таким укладом нередко слышат навязчивые фразы типа «надень шапку – заболеешь», «не мочи ноги – простудишься», «не ходи босиком – появятся сопли». Слыша такие слова, внушаемый малыш во всем видит угрозу здоровью, теряет иммунитет, болеет.
Стрессовые ситуации.
Стрессовых моментов, когда ребенок чувствует себя незащищенным, слабым, желает отгородиться, замкнуться, очень много. Выделяют такие: поступление в школу, детский сад, переезды, рождение младшего брата или сестры, неудачи в школе, трудности в общении со сверстниками, наставниками.
Чтобы обособиться от страшащей действительности (перед сложной контрольной в школе), воспитанник заболевает. Это нельзя назвать симуляцией – психосоматический насморк имеет самые типичные реальные проявления, но основой ее являются именно психические факторы.
Напряженные отношения между отцом и матерью.
Если родители много ссорятся, малыш (особенно это касается детей младшего возраста) чувствует дискомфорт, зачастую считает себя виновником происходящего. Плохое самочувствие сына, дочери примиряет родителей, в семействе воцаряется затишье, маленький член семьи успокаивается. Психосоматика насморка такова, что при возникновении подобных обстоятельств, психологическая нагрузка возрастает, обменные процессы замедляются, ухудшается кровоснабжение слизистых. Как следствие, происходит отек слизистой носа – возникает ринит.
Внимание: психосоматической причиной насморка может стать длительное вынужденное состояние, при котором ребенок при помощи мышечных зажимов пытается проявить у себя те качества и черты, которые ожидает от него окружение.
Быть тем малышом, который нравится маме и папе, желают все дети. В практике случается так, что играя роль, ребенок затрачивает много усилий, истощает иммунную систему, в результате развивается недомогание.
Почему не все заболевают
Практика показывает, что острые ситуации, возникающие в повседневной жизни, по – разному воздействуют на детей. Контакт с вирусоносителем не всегда приводит к заболеванию. Стрессовая ситуация, пережитая ребенком, не всегда заканчивается физическим недомоганием. Переохлаждение, перегрев, отравление некачественной пищей неодинаково влияют на телесное состояние.
Основой вышеописанных явлений психологи называют тонкопсихологическое равновесие и стойкость к стрессу. Стрессовая ситуация ослабляет иммунитет. Малыш, ощущающий душевный баланс, находящийся в приподнятом настроении, надежно защищен от атаки вирусов, бактерий: иммунитет защищает его отлично. Подавленное настроение, чувства угнетенности, неудовлетворения, обезоруживают иммунные клетки – приходит заболевание.
Мнение психолога
Американская писательница, новатор, исследователь в области психологии Луиза Хей говорила о том, что скрытые переживания человека, длящиеся продолжительное время, способны проецироваться на физическое тело человека. Большинство патологий имеют своим фундаментом психологические причины.
Нос человека символизирует чувство собственного достоинства. Ситуации, в которых малыш чувствует себя униженным, неспособным к действию, отстающим вызывают воспалительные процессы в полости носа.
Психоэмоциональными обстоятельствами возникновения насморка у малышей Луиза Хей считает следующие:
- дефицит внимания, который испытывает малыш со стороны родителей;
- напряженные отношения между отцом и матерью, которые постоянно чувствует младший член семьи.
Такие ситуации маленькие пациенты в состоянии нейтрализовать при помощи болезненного состояния, психосоматического насморка. Возникшие проблемы с детским здоровьем примиряют мать и отца, активизируют поток внимания, улучшают микроклимат. Ребенок восполняет нехватку тепла и заботы. С выздоровлением ситуация повторяется, приводя в действие рычаги, заставляющие вновь проявиться болезненным симптомам.
Разорвать круг поможет изменение психологического климата, которое подарит крохе достаточное количество внимания, тепла, вернет ему значимость, веру в свои силы.
Эффективный выход из ситуации – занятие одним общим делом вместе с сыном или дочерью: совместное приготовление обеда, посадка деревьев, уборка в доме. Коллективная деятельность поможет малышу почувствовать свою значимость, укрепит чувство собственного достоинства.
С мнением Луизы Хей соглашается знаменитый философ, автор книг о личностном развитии – Лиз Бурбо. В своих трудах писательница отождествляет дыхание человека с жизнью, а нарушение дыхательного процесса – следствие неспособности наслаждаться существованием.
Определяем первопричину
Психосоматический насморк требует должного внимания, лечения. Причина возникновения заболевания диктует способы избавления от возникшего недуга. Не зная первопричин появления неприятных симптомов, врач предписывает традиционное лечение для маленького пациента, которое не является эффективным.
Усилия, прилагаемые опекунами и педиатрами для избавления от симптомов, не приносят желаемого результата, возвращаются снова. Опасность таится в том, что традиционные методы лечения не только не приносят облегчения, но приводят к обратному эффекту: постоянные промывания и капли для носа вызывают привыкание, иссушают носоглотку, раздражают.
Психосоматический насморк у ребенка поддается лечению только в том случае, когда выравнивается, стабилизируется психологическая обстановка в семействе, устраняются причины, привлекшие недуг.
Скрытая опасность
Если ребенок многократно пропускает занятия в детском саду или школе из-за ринита, необходимо задуматься о психологической подоплеке недомоганий, убедиться в том, что действия, высказывания родителей или воспитателей не вызывают дискомфорта, а душевный фон дома и в учебном учреждении ровный, доброжелательный.
Нельзя пренебрегать болезненным состоянием и откладывать лечение, если воспаление слизистой носа возникает слишком часто. Игнорирование симптомов с большой вероятностью приведет к хроническому течению заболевания и осложнениям, гаймориту, бронхиту.
Нужно помнить о том, вернуть здоровое телесное состояние можно, изучив психосоматику насморка, устранив выявленные негативные обстоятельства.
Внимание: особенно опасно для здоровья, когда ринит, вызванный тонкопсихологическими причинами, путают с аллергическим. В таком случае больному назначаются противоаллергические препараты, не облегчающие состояние. Если лечение аллергического насморка не приводит к желаемому результату, то нужно рассматривать психологическую подоплеку недуга
.
Для точной постановки диагноза и окончательной установки причины течения из носа, необходимо учитывать целостную картину заболевания всю имеющуюся симптоматику: слезотечение, зуд, покраснения кожи.
Подверженность чужому влиянию и насморк
Психологами давно установлена зависимость между физическим и психическим здоровьем человека. Слабовольные, легко внушаемые люди чаще страдают психосоматическими заболеваниями. Если убеждением является то, что ринит заразен и общение с больным человеком непременно приведет к ухудшению состояния, то непременно появятся симптомы в виде отека носовой полости, затруднения дыхания, появления излишней носовой слизи.
Это касается других распространенных убеждений, таких, как:
- «промочишь ноги в дождь – появится насморк»
- «переохладишься – заболеешь» и так далее.
Поэтому говоря с ребенком, необходимо помнить об особенностях психики. Избегать подобных фраз в общении с ним. Особенно это касается тех детей, которые от рождения нерешительны. Так же подвержены чужому влиянию, легко поддаются внушению, верят каждому слову взрослого.
Для таких детей непререкаемый авторитет взрослого полезен: родителю достаточно повторять малышу. Он абсолютно здоров, силен, крепок, чтобы его здоровье укрепилось.
Как вернуть здоровье
Вышеизложенная информация может быть интерпретирована так, что психосоматический насморк не нуждается в медикаментозном лечении. Но когда у ребенка активно развивается воспалительный процесс, повышена температура тела. Имеются обильные выделения из носа, то душевные переживания задвигаются на второй план.
Необходимо снять острые симптомы течения болезни, стабилизировать физическое состояние. Только после этого искать причины появления неприятного недуга. Каждый случай возникновения не поддающегося лечению насморка уникален и требует детального изучения и вдумчивого подхода. Родителям придется осознать проблемы и переживания малыша, проанализировать последние семейные события.
Иногда анализ обстоятельств не под силу родителям маленьких пациентов и тогда возникает необходимость привлечения специалистов. Опытные психологи помогут найти скрытые причины возникновения заболевания. Так же укажут пути выхода из ситуации, а значит, вернут здоровье.
Психосоматические причины возникновения насморка у ребенка требуют пристального изучения и внимания взрослых. При подозрении на психологическую подоплеку недуга. Необходимо устранить дисбаланс, вернуть душевное равновесие и спокойствие каждому члену семьи.
что это такое, как происходит диагностика и лечение
Диагностика недержания мочи у ребенка зачастую ограничивается поиском соматических причин недуга. Урологи обследуют мочевой пузырь, почки и другие органы выделительной системы для обнаружения инфекции, воспаления или функционального нарушения. При этом психологические факторы отодвигаются на второй план. Психотерапевты и психологи считают, что такой подход нецелесообразен. У многих пациентов недержание мочи обусловлено воздействием неблагоприятных психологических факторов и задержкой становления рефлексов.
Психосоматика энуреза у детей также может быть связана с психическими патологиями невротического спектра, включая тревожное расстройство личности.
Основные сведения
Энурез представляет собой нарушение контролируемого опорожнения мочевого пузыря. Обычно непроизвольное выделение мочи возникает в ночное время. У многих детей появляется несколько эпизодов недержания мочи во время сна. Такое заболевание оказывает воздействие на психологическое состояние ребенка. Негативная реакция родителей, выражающаяся наказаниями и отчитываниями, еще сильнее усугубляет состояние. Возможно формирование психологических осложнений, вроде повышенного беспокойства и фобий.
Распространенность энуреза среди детей варьируется в зависимости от возраста. У пятилетних детей вероятность возникновения такого расстройства примерна равна 18-20%. В возрастной категории от 7 до 14 лет распространенность не превышает 10%. В более позднем возрасте заболевание формируется очень редко. В целом риск появления недержания мочи у пациента зависит от соматического здоровья, особенностей воспитания и психологического состояния. Лечением должны заниматься специалисты разного профиля, включая психологов, педагогов и психиатров.
Классификация
Любая форма детского энуреза имеет свои особенности. Врачи учитывают время манифестации, частоту проявлений эпизодов и характер сопутствующих симптомов. Основная классификация включает первичный и вторичный энурез:
- первичный характеризуется постоянными эпизодами недержания мочи в ночное время;
- вторичный проявляется неконтролируемым мочеиспусканием после длительной ремиссии (если ребенок не мочился в течение 6-8 месяцев, и эпизоды возобновились, врачи говорят о наличии вторичной формы расстройства).
Время возникновения приступов обязательно учитывается. У большинства пациентов диагностируется ночной энурез, при котором приступы болезни не появляются в режиме бодрствования. Исключительно дневное недержание мочи является редким недугом. Считается, что такая форма чаще обусловлена соматической патологией. Также выделяют смешанный энурез, при котором симптомы появляются в разное время.
Последний вариант классификации ориентируется на симптоматику. Классическая форма болезни характеризуется только неконтролируемым опорожнением мочевого пузыря. В то же время возможно появление других симптомов, включая психосоматику. Например, ребенок может страдать от болей в животе, ночных кошмаров, постоянного беспокойства и фобий.
Что такое психосоматика
В сфере медицины и психологии существует смежное направление, изучающее влияние психологических факторов на формирование и течение соматических (телесных) заболеваний. При этом психосоматическим заболеванием называют такой патологический процесс, который возник только из-за воздействия психогенных факторов на организм человека. Энурез является отличным примером психосоматики, поскольку у многих детей недержание мочи связано с определенными личностными чертами и особенностями семейных отношений.
Психосоматика учитывает особенности взросления, воспитания, межличностных отношений, познавательных возможностей и других аспектов жизни. Важно понимать, что регуляция сознательной деятельности является функцией головного мозга, то есть нервные процессы неразрывно связаны с психической деятельностью. Соответственно, нельзя исключать взаимное влияние этих компонентов друг на друга. Многочисленные исследования позволили доказать, что неблагоприятные психосоматические факторы увеличивают риск развития панкреатита, псориаза и других соматических расстройств.
Частным аспектом психосоматики является изучение телесных проявлений психических расстройств. Многие психопатологические заболевания проявляются псевдосоматическими нарушениями, вроде боли, кожного зуда и физической слабости. Когда пациент, страдающий от шизофрении, депрессии или другого расстройства, обращается к врачу с такими жалобами, специалисту не удается обнаружить объективные причины возникновения подобных симптомов. В то же время изучение психосоматики позволяет специалистам сразу обнаружить первопричину некоторых симптомов.
Психогенный энурез
Во время диагностики недержания мочи урологи исключают наличие инфекции, воспаления, врожденных дефектов выделительной системы и неврологических расстройств. Не во всех случаях удается обнаружить четкие клинические предпосылки к формированию такого недуга. Направление пациента на консультацию к детскому психиатру или психотерапевту позволяет обнаружить другие причины развития болезни. Эти специалисты фокусируются на эмоциональном состоянии ребенка.
Психосоматика детского ночного энуреза объединяет все несоматические причины формирования. Важно понимать, что человек может сознательно контролировать опорожнение мочевого пузыря, поэтому во время обследования необходимо оценить состояние когнитивных и волевых качеств больного. Исключаются первичные психические расстройства, влияющие на контроль физиологических отправлений. Проводится поиск дополнительной симптоматики, способной указать на источник проблем.
Поиск факторов развития
Психосоматические причины энуреза у ребенка включают внешние и эндогенные факторы. Неблагоприятные внешние воздействия обычно обусловлены любыми формами межличностного взаимодействия, включая общение с родителями и сверстниками. Также учитывается способность пациента к социальной и стрессовой адаптации. Эндогенные факторы обусловлены предрасположенностью психики больного к определенным нарушениям. Эти состояния могут иметь наследственное происхождение.
Возможные причины и факторы риска:
- Хронический стресс, обусловленный неблагоприятной домашней обстановкой, конфликтами со сверстниками и трудностями в обучении. Детская психика менее резистентна к стрессу, поэтому на определенном этапе возникают осложнения.
- Сформированные страхи, влияющие на общее самочувствие пациента. Фобические проявления характерны для детского возраста, поэтому родители не всегда обращают внимание на поведение ребенка. В то же время некоторые фобии могут усиливаться и провоцировать формирование соматических недугов, включая энурез.
- Неустойчивая самооценка. Личностное развитие в возрасте от 5 до 14 лет происходит неравномерно. Психологическое благополучие во многом зависит от условий жизни ребенка. Формирование заниженной самооценки может стать причиной психосоматических расстройств.
Таким образом, поиск психосоматики необходимо начинать с изучения личности пациента. При этом необходимо отличать первичные особенности от вторичных нарушений, обусловленных энурезом.
Процесс взросления
Нервная система человека проходит через основные этапы развития еще во время внутриутробного периода жизни, однако после рождения формирование органов не останавливается. Головной и спинной мозг продолжают активно развиваться вплоть до наступления совершеннолетия. Взросление нервной системы включает рост различных отделов органов, нарастание функциональных резервов и формирование новых условных рефлексов. Любые нарушения этого процесса могут привести к появления соматических недугов, включая энурез.
Непроизвольное мочеиспускание является нормой для новорожденных. Родители не пытаются научить младенца опорожнять мочевой пузырь самостоятельно. К 3-4 годам в норме должен сформироваться рефлекс, сдерживающий непроизвольное мочеиспускание. Человек обучается сознательной регуляции физиологических процессов. В то же время становление рефлекса может быть нарушено или отложено из-за влияния психосоматики. Речь может идти об отставании в развитии, возникновении психических расстройств и других состояниях.
Коморбидные состояния
Существуют соматические и психические заболевания, связанные общим патологическим механизмом. Так, психосоматика энуреза не всегда является единственным осложнением психологического неблагополучия ребенка. Выявление дополнительных недугов помогает врачам подтверждать диагноз и выбирать наиболее продуктивные методы лечения.
Заболевания, которые часто бывают у детей с энурезом:
- Нарушение речевого развития. Дети в возрасте 5-7 лет должны обладать достаточно развитой речью, позволяющей начинать обучение в образовательных учреждениях. В то же время некоторые дети в этом возрасте знают только несколько слов или не говорят вовсе. Такое состояние свидетельствует об отставании развития рефлексов нервной системы.
- Тревожно-фобическое расстройство личности — распространенная психопатология, характеризующаяся повышенным беспокойством, паническими атаками, избегающим поведением и разнообразной психосоматикой. Энурез может быть осложнением недуга или сопутствующим (коморбидным) состоянием.
- Олигофрения — значительная задержка в развитии, обусловленная поражением центральной нервной системы во время внутриутробного развития. Это частный вариант психосоматики энуреза у детей.
- Шизофрения — аффективное психическое расстройство, характеризующееся нарушением мышления, поведенческими аномалиями и эмоциональными расстройствами. У детей, страдающих от шизофрении, часто присутствует нарушение процесса мочеиспускания.
Поиск коморбидных состояний играет важную роль в уточнении причины развития энуреза в случае, если соматическую патологию не удалось обнаружить.
Как проводится диагностика
Любая психосоматика является показанием к проведению обследования. Если врач общей практики уже исключил неврологические и урологические нарушения, больного направляют к психотерапевту. Врач расспрашивает пациента и изучает особенности индивидуального анамнеза. В ходе беседы раскрываются детали психологического состояния обследуемого. Исключается наличие шизофрении, тревожного расстройства, отставания в развитии и других патологий, вызывающих энурез. Врачу необходимо сузить спектр поиска до психогенных факторов.
В диагностике психосоматики важную роль играют специальные тесты и опросы. Психотерапевт оценивает уровень тревоги и депрессии у больного. Выявляются фобии, влияющие на повседневное самочувствие ребенка. Например, он может жаловаться на регулярные ночные кошмары. Исключаются специфические психологические факторы энуреза в детском возрасте, вроде сильного психотравмирующего воздействия. Родители обязательно должны участвовать в процессе обследования.
Методы лечения
Психосоматика энуреза отлично поддается коррекции. Лечение необходимо начинать как можно раньше, поскольку закрепление негативных личностных особенностей в детском возрасте способно снизить качество всей дальнейшей жизни. Главным методом коррекции является психотерапия. Обычно практикуется семейная терапия, позволяющая одновременно воздействовать на пациента и улучшать характер межличностных отношений. Когнитивно-поведенческие техники дают возможность устранить страх и фобии.
Медикаментозная терапия при психосоматике требуется редко. Лекарственные препараты, воздействующие на психику, назначаются только при обнаружении серьезного психического расстройства, вроде шизофрении или панических атак. При обычном психогенном энурезе могут быть назначены мягкие успокоительные средства. Соблюдение врачебных рекомендаций поможет добиться скорейшего выздоровления.
Психосоматика у детей. Почему болеют наши дети?
Воздействие психосоматики на здоровье людей изучается длительное время. Ранее было установлено, что развитие заболеваний может произойти из-за психосоматики у детей. При этом не столь важно, в каких условиях растет ребенок в неблагополучной или обычной семье. Обычно причины болезни лежат на поверхностном уровне. Но иногда причина может быть гораздо глубже. В этом случае нужно будет обратиться за помощью к специалисту.
Психосоматика
Дети болеют часто, и молодые родители волнуются за состояние своего малыша, воспринимая болезнь как испытание. Родители этих детей постоянно обращаются к специалистам, выполняют все требуемые рекомендации, следят за тем, чтобы ребенку было тепло. Также родители запрещают своим чадам посещать многолюдные места, чтобы они не заразились какой-нибудь инфекцией. Но иногда, ребенок, за которым тщательно следят, постоянно болеет: выздоравливает от одного заболевания и через пару дней лежит уже с другой болезнью. В данном случае родителям нужно знать, что, возможно, постоянное появление болезней происходит из-за психосоматики у детей. Педиатр не может найти истинную причину болезни, так как по всем анализам и осмотру у малыша нет патологии. Поэтому нужно обратиться за помощью к психологу. Возможно, состояние ребенка ухудшается не из-за физических расстройств организма, а вследствие психологического нарушения. Психологи определяют причину расстройства психики малыша и устраняют проблему. На сегодняшний день серьезной проблемой в медицине становится психосоматика заболеваний детей. Обычно психологическое расстройство наблюдается у малышей, страдающих от заболеваний желудочно-кишечного тракта, диабета, аллергии, астмы. Число заболеваний постоянно растет, хоть и медицина находится на высоком уровне, но врачи ничего не могут сделать. Для того чтобы вылечить ребенка, необходимо обратиться к психологу и устранить проблему.
Взрослые пациенты также часто сталкиваются с психосоматикой заболевания. Причем выявить причину появления заболевания сложно. Порой причины расстройства кроются в прошлом, в детстве человека. А проявления детского психологического расстройства влияют уже на взрослого сформировавшегося человека.
На сегодняшний день большинство детей страдают от нестабильного давления, проблем с желудком. Также встречаются дети с атеросклерозом. Все перечисленные заболевания ранее считались возрастными. Почему от детской психосоматики страдает множество малышей?
Причины появления психосоматических расстройств
Каждый человек, в том числе и ребенок, может испытывать отрицательные эмоции, переживать и обижаться. Ребенок не знает, что ему делать, и не понимает, что с ним происходит. В подростковом возрасте дети начинают понимать причины своего дискомфорта и пытаются разобраться с проблемами.
Малыши чувствуют внутреннее давление, но не могут объяснить ощущение, поэтому они не рассказывают об этом. Также маленький ребенок не знает, как можно снять напряжение, сковавшее весь организм. Из-за накапливания напряжения появляется психосоматика у ребенка. Психологическая подавленность начинает проецироваться на физическое состояние пациента. Таким образом, у малыша появляются хронические заболевания, которые вновь ухудшают общее состояние ребенка. Также у детей могут проявляться кратковременные болезни, о причинах которых он не знает. Часто симптомы различных болезней начинают проявляться, если ребенок начинает задумываться об этом. Например, малыш не желает идти в детский сад. Он начинает капризничать, но такие действия не помогают, и родители все равно отводят его в садик. Так как плач не помог, он начинает придумывать болезнь. Говорит родителям о том, что у него болят горло или живот. Также ребенок может симулировать заболевание. Но если после симулирования у него действительно появились симптомы болезни, то нужно задуматься о психосоматике.
Факторы
Существуют факторы, которые воздействуют на здоровье ребенка и зависят от особенностей конкретного малыша, воздействия внешних факторов и людей, а также от предрасположенности к каким-либо заболеваниям:
- Генетика. Заболевания, которые передаются от родителей.
- Осложнения, которые были во время беременности женщины. К осложнениям можно отнести болезни, которые перенесла будущая мама, инфекции и травмы, которым подверглась беременная женщина. Во время беременности развивается плод и происходит формирование внутренних органов у малыша. При негативном воздействии (инфекции, травмы, болезни) у будущего ребенка могут появиться проблемы со здоровьем.
- Нарушения нервной системы.
- Появление стафилоккока после рождения ребенка.
- Нарушение гормонального фона малыша.
- Отклонения в биохимических данных от нормы.
Если на малыша имеет влияние какой-то фактор из списка, то его здоровье может ухудшиться. Опасности будут подвергнуты наиболее слабые органы в организме. Если бы не психосоматика у детей, то, возможно, не было бы никаких заболеваний. Несмотря на то, что вышеперечисленные факторы имеют большое значение, но основную роль в развитии заболевания играет психика. Ребенок должен чувствовать себя хорошо дома, в детском саду, школе, в общественных местах. Человек должен ощущать себя равным другим людям. В процессе воспитания малышей важна адаптация в коллективе.
Психосоматика в самом раннем возрасте человека
Во время проведения исследований специалисты выявили, что какие-либо заболевания могут быть заложены во время беременности женщины. Это утверждение является спорным, так как плод не может испытывать различного рода переживания. Но стоит отметить, что во время беременности эмоции у женщины становятся наиболее насыщенными, также она часто испытывает раздражение. Негативные эмоции могут отрицательно повлиять на здоровье будущего ребенка. Во время исследований также осматривались дети, которые были нежеланными. Женщины считали их ошибкой и воспринимали всю беременность негативно. По их мнению, беременность была не вовремя и разрушила множество планов. Нежеланные дети уже в первые дни своего рождения страдали от множества различных болезней. В основном дети заболевали такими болезнями, как язва желудка, бронхит, ОРВИ, астма, бронхит, аллергия, болезни сердца. То есть еще не рожденный малыш чувствовал свою ненадобность и пытался самостоятельно себя уничтожить.
Для того чтобы плод развивался правильно, женщина должна желать эту беременность. Беременную женщину нужно всегда поддерживать. Весь негатив, который испытывает будущая мама, будет отрицательно сказываться на здоровье малыша.
Но даже если беременность была желанной, женщина все равно чувствует то, как к ней относятся другие люди. Если она не находит понимания и любви, то станет испытывать отрицательные эмоции. Также на психосоматику у ребенка влияют эмоции родителей в первые месяцы жизни. Малыш после рождения отделяется от матери и становится отдельной личностью. Но все же связь между ними сохраняется, и ее настроение передается малышу. Негативные эмоции передаются из-за того, что мама становится внешним миром. С помощью матери ребенок начинает впервые воспринимать окружающую его действительность. Таким образом, он смотрит на реакцию окружающих и сам начинает проявлять активность. Причем все переживания и обиды матери будут передаваться ребенку на эмоциональном уровне.
Для того чтобы избежать психосоматики у детей, необходимо создать в доме условия, которые не позволят матери переживать, ведь ребенок будет воспринимать все эмоции. Важно, чтобы и мать понимала это. Она должна настроиться на позитив во время беременности и после рождения малыша. Положительные эмоции помогут избежать психосоматических последствий, и ребенок будет расти здоровым.
Кашель
Появление кашля, а также насморка у детей может быть связанно не только с простудой. Причиной психосоматики кашля у детей может стать неблагожелательная атмосфера в доме. Если в семье появляются проблемы, ребенок хочет обратить на себя внимание. И он вспоминает те моменты, когда за ним ухаживали и дарили тепло во время простуд. Подсознание детей провоцирует появление симптомов заболевания на физическом уровне. Также кашель может появиться во время сильных нагрузок в период учебы. Организм защищает ребенка и дает ему выходной в виде болезни для передышки. Психосоматика кашля у детей проявляется при отсутствии выбора. Например, если ребенку всегда указывают на то, что он должен делать и не дают выразить собственное мнение. В дальнейшем кашель может превратиться в астму.
Аллергия как симптом психологического нарушения
Основной причиной психосоматики аллергии у детей является атмосфера в доме. В первые месяцы жизни малыш чувствует чужие эмоции, но не может рассказать о своем состоянии. Его негативные чувства будут проявляться аллергией. Уже в дошкольном позднем возрасте ребенок может привлечь внимание родителей и рассказать о том, что его тревожит. Но, как правило, родители не прислушиваются к малышу, а лишь следят за его его физическим здоровьем. При воспитании детей в тоталитарной семье им и вовсе запрещается выражать эмоции негативным образом (например, плакать). Длительное сдерживание чувств и обид может привести к различным заболеваниям, в том числе к аллергии.
Психосоматика аллергии у детей также проявляется при возникновении проблем во взаимоотношениях родителей. При частых ссорах в семье, скандалах, рукоприкладстве у ребенка появляются различные патологии. Психологическое состояние аллергиков индивидуально у каждого. Но основной причиной аллергии является непереносимость какой-либо ситуации или человека. Это может быть окружение в детском саду, обида и злость на мать или отца. Проявлением отрицательных эмоций у малыша становятся зуд, сыпь, кашель, астма, проблемы с пищеварением.
Дерматит
Состояние кожи является показателем состояния здоровья человека. Любые заболевания отражаются на состоянии кожи. Часто психосоматика дерматита у детей связана с серьезными эмоциональными потрясениями, переживаниями, злостью, обидами. Например, если дерматит появляется на коже рук или ног, то возможно, малыш не желает делать то, что его заставляют (идти гулять, посещать детский сад). Дерматит на голове, лице может быть следствием психологического давления, конфликтов в семье, неуверенности в себе. В более серьезных ситуациях дерматит может стать симптомом появления у ребенка фобии или какой-либо другой проблемы. Психосоматические заболевания у детей чаще всего проявляются, если ребенок является эмоционально неуравновешенным. То есть ему намного тяжелее пережить проблему, чем другим деткам. У малышей происходит внутренний психологический конфликт, который они не могут решить самостоятельно. В данном случае может понадобиться помощь специалиста.
В первые месяцы жизни ребенка контакт с матерью установлен. Но для того чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, необходимы прикосновения. Так ребенок почувствует себя любимым и нужным. При отсутствии тактильных отношений матери и ребенка происходит дисбаланс, и начинают появляться различные заболевания. В старшем возрасте атопический дерматит проявляется из-за конфликтов в семье или проблем со сверстниками. Например, ребенку в детском саду кажется, что с ним никто не хочет играть и все над ним насмехаются и обижают. Чувствуя негативные эмоции, ребенок становится подавленным, у него пропадает желание общаться с другими детьми, а также малыш может почувствовать себя хуже других. Вследствие данных отрицательных эмоций у детей может появиться дерматит.
Рвота
Психосоматика детей может привести к появлению тошноты и рвоты. Если ребенок чувствует постоянную тошноту или его рвет без видимых на то причин, то стоит задуматься о психосоматике болезни. Возможно, ребенок не может принять то или иное событие в его жизни. Также тошнота и рвота могут быть вызваны страхом. Например, ребенок боится отвечать на уроке, не хочет рассказывать стих на публику. Бывают и более серьезные проблемы в семье. Рвота может проявиться и при проблемах во взаимоотношениях родителей или при разводе. Сложно определить психосоматику детских болезней. Для того чтобы устранить симптомы и болезни, необходима помощь специалистов и родителей.
Устранение болезней
Если ребенок постоянно заболевает одной и той же болезнью, то родителям стоит задуматься о психосоматике. Возможно, болезнь – это всего лишь симптом психологического сбоя у ребенка. Почему болеют дети? Психосоматика поможет ответить на данный вопрос родителям. Для того чтобы избавиться от болезни, необходимо:
- проконсультироваться со специалистом, психологом;
- выявить причину болезни;
- получить направление на определенную терапию.
Во время посещения психолога также важна откровенность родителей. Возможно, какое-либо событие в жизни семьи стало отправной точкой для болезни. Часто специалисты направляют детей на иглотерапию, климатотерапию. Также для успокоения детей выписываются различные седативные препараты. Препараты ни в коем случае нельзя давать самостоятельно. Можно покупать успокаивающие средства только по направлению врача.
Заключение
Почему болеют наши дети? Детская психосоматика может стать причиной множества недугов у детей. Родители могут думать: «Какие могут быть проблемы у ребенка?» Но проблемы у детей действительно есть. Дети сильнее воспринимают окружающую действительность, так как они намного впечатлительнее взрослых. Чтобы болезни отступили, ребенку нужно дарить счастливые моменты в жизни. Также важно давать право выбора в каких-либо вопросах для того, чтобы он почувствовал свою самостоятельность. Право выбора должно быть не во всем у маленького ребенка, так как не все решения могут быть верными с его стороны. Например, дать право выбора — это не значит разрешить ребенку идти на улицу зимой без шапки или куртки только из-за того, что он так захотел. Право выбора должно проявляться в мелочах и постепенно расширяться с возрастом малыша. Например, можно спросить у ребенка: «Какую куртку ты наденешь сегодня, красную или зеленую?» Малыш будет понимать, что он самостоятельно решает какие-то вопросы в своей жизни. Если постоянно ребенку говорить о том, что он должен делать, то впоследствии он перестанет быть самостоятельным и не сможет принимать решения, будучи взрослым. Также у ребенка дома должны быть обязанности для того, чтобы он понимал свою необходимость и значимость в жизни семьи. Хорошая атмосфера дома, внимание родителей, ощущение нужности и значимости помогут детям избавиться от множества психологических и физических заболеваний.
психосоматические причины у детей и взрослых, сухого кашля или трахеита, першения в горле, с мокротой
Кашель сам по себе не появляется, у него всегда имеется причина. И это касается не только традиционного медицинского подхода, который рассматривает кашель, как симптом, а не как отдельную болезнь, но и психосоматической медицины, которая считает, что кашель развивается у людей при определенных психологических и психогенных факторах.
В этой статье мы рассмотрим психосоматические причины кашля и расскажем, как его лечить у детей и взрослых.
Общие сведения
С кашлем с одинаковой частотой сталкиваются все – и взрослые, и дети. Но дети кашляют чаще, и традиционная медицина считает, что дело – во врожденной узости детских дыхательных путей. Кашель представляет собой симптом, который проявляется как форсированный выдох через рот. Мышцы дыхательных путей сокращаются по сигналу раздраженных рецепторов. В кашле участвуют рецепторы носа, глотки, трахей и бронхов, плевры.
Роль кашля трудно переоценить: таким безусловным защитным рефлексом организм пытается избавиться от всего, что мешает нормальному дыханию в дыхательных путях. Кашлем организм человека пытается изгнать из путей мокроту, гной, кровь, инородные тела, к которым относятся пыль, частицы пищи. Поэтому жалобы пациента на кашель всегда расцениваются врачом как сигнал к активным диагностическим действиям: пока не будет обнаружена причина симптома, лечения назначать не будут.
Психосоматические причины
Обратите внимание на физиологический смысл существования кашля – это защита, освобождение от ненужного, мешающего нормальному дыханию. С психосоматической точки зрения кашель имеет точно такое же значение.
Органы дыхания символизируют связь человека с внешним миром. Причем связь эта должна быть исключительно взаимной – вдох (принята информация из мира), выдох (отдано что-то в мир).
Нарушение нормального дыхания за счет форсированных выдохов – попытка человека отдать что-то, что мучительно терзает его внутри, что он не может сказать словами, выразить действием. Тогда в дело вступает подсознательная часть, которая пристально следит за тем, чтобы человек выживал в любой ситуации и активирует кашель для выведения наружу того, что так раздражает внутри.
Психосоматический кашель узнать очень просто: врач не находит ни одной причины, по которой человек может кашлять (анализы нормальные, рентгеновские снимки не показывают патологических изменений в легких). Вот тут и нужно обратиться к психосоматическим значениям. Либо причина нашлась, но лечение не помогает, либо кашель возвращается очень часто. Все эти ситуации должны навести на мысль, что истинная причина кроется где-то за пределами легких.
Довольно часто кашель начинает мучить людей, которые добились многого – достигли должности, положения в обществе, они живут с ощущением собственной уникальности и значимости, в результате все те, что живут во внешнем мире, становятся, по его мнению, менее достойными внимания.
Выдох нарушается, развиваются различные патологии органов дыхания, которые проявляются по-разному, и единственным общим для всех групп дыхательных недугов является такой симптом, как кашель.
Кашлем и разными недугами дыхательной системы страдают и люди, которые не хотят принимать новое из мира, которые стараются ухватиться за старое, привычное. Так, пенсионеры, которые не приемлют идею платить за услуги ЖКХ через интернет и предпочитают часами стоять с квитанцией на почте, чаще приходят к терапевту с жалобами на кашель, чем те, кто с удовольствием постигает все новинки современного мира.
Кашляют чаще и те, кто живет высокими идеалами, мечтами, в результате чего часто разочаровывается. Мир они видят не таким, каков он на самом деле, и соприкосновение, взаимодействие с ним приносит боль человеку – учащаются выдохи, становятся более поверхностными вдохи, начинается заболевание с кашлем. История знает немало ярких примеров таких взрослых, особенно сильно были распространены легочные патологии типа чахотки (туберкулеза) в эпоху декабристов, в смутные революционные годы.
Посмотрите в лица великих революционных деятелей – они все довольно худые, имеют впалые щеки, воспаленные глаза. Они жили высокими идеалами, в которые верили, и мир вокруг не приносил им удовлетворения и радости. В результате почти все они страдали заболеваниями бронхов и легких и мучились от многолетнего, изводящего кашля.
Вспомните и о тургеневских барышнях: кашель и недуги органов дыхания свойственны и тем, кто не собирается творить революций и переворотов, а просто живет в вымышленном мире, в мире собственных мечтаний и грез. Эти возвышенные люди могут быть очень образованными, умными, начитанными, но внешний мир они наотрез не хотят «вдыхать» в том виде, в котором он существует. Начинается раздражающий кашель.
Кашлем часто начинают страдать и люди, которые находят себя в чем-то конкретном, часто – в религии. Они не только получают радость оттого, что веруют, им жизненно нужно, чтобы радоваться начали все близкие и друзья, соседи и коллеги по работе. Поэтому они начинают навязывать всему миру свою веру и ее догмы и, наталкиваясь на непонимание и отторжение со стороны окружающих, будут заходиться в мучительном кашле.
Психоаналитики обратили внимание на такую деталь: когда человеку есть, что сказать, но он предпочитает промолчать по каким-то личным соображениям, он почти сразу начинает покашливать.
Слова и мысли становятся преградой для свободного дыхания, нарушается обмен с миром.
Если собеседник кашляет в тот момент, как вы ему что-то излагаете, психологи считают, что это признак его явного несогласия с вашим мнением, но озвучить свое собственное он не может.
У детей
Кашель у детей, по психосоматике, довольно часто бывает психогенным. То есть причин для него ни педиатр, ни ЛОР не обнаруживают. Часто психогенный кашель называют аллергическим. Но даже если у ребенка часто повторяется бронхит, ларинготрахеит, случаются приступы сильного кашля, психологию детских болезней обязательно нужно изучить, это поможет оперативно решить проблему и избавить ребенка от неприятного симптома.
Жить в выдуманном мире – для детей в целом нормально. Они постоянно что-то придумывают, наделяют игрушки волшебными свойствами, одухотворяют их, воображают что-то и живут в этом чудесном мире вполне комфортно.
Воображение и фантазия – важные условия развития детской психики на определенных этапах. Когда взрослые это понимают и поддерживают выдумки, принимают участие в этом «мире», у детей очень редко развиваются проблемы с органами дыхания. Обратное происходит, если взрослые начинают грубо «обрывать крылья» мечте: «не сочиняй», «не придумывай», «так не бывает», «волшебников не существует», «не обманывай», «не могли гномы разбросать игрушки в твоей комнате» и т. д.
Чем больше взрослый старается «приземлить» фантазирующее чадо, тем больше чадо старается изолироваться от взрослого, спрятать от него свой вымышленный мир, не показывать его, жить в нем отдельно. Чем более крепкую стену выстроит малыш, тем выше вероятность развития сильного психогенного кашля.
Такие дети не понимают, как можно контактировать с реальным миром, не находят компромисса, и часто на этой почве формируются очень тяжелые заболевания органов дыхания, например, бронхиальная астма. Если состояние ребенка сопровождается сильной обидой, то не исключено развитие пневмонии, онкологического заболевания легких.
Если родители жалуются на то, что ребенок постоянно кашляет, у него «слабые легкие», нужно обязательно оценить степень доверия в этой семье и узнать, насколько учитываются интересы самого ребенка. Если его высокие устремления не находят поддержки, если в семье все темы разговоров сводятся лишь к деньгам, материальным ценностям, если духовному не придается никакого значения, то нечего и удивляться, что ребенка душит сильный сухой кашель, непродуктивный, не приносящий никакого облегчения.
Еще одна категория кашляющих детей – дети богатых родителей. Часто они растут, не испытывая ни в чем нужды, у них есть все лучшее, все, о чем ровесники из обычных семей, одноклассники могут только мечтать. В результате у ребенка формируется особенное отношение к материальному, а вместе с ним и к остальным детям. К ровесникам они относятся в лучшем случае снисходительно, чувствуют себя выше и лучше, буквально людьми другого сорта, высшего. Так формируются хронические заболевания органов дыхания – мир становится «второсортным», вдыхать его не слишком приятно.
Маленькие дети страдают кашлем и заболеваниями органов дыхания и по более банальной и очевидной причине. Мешают им нормально дышать сами родители, которые окружают чадо такой гипертрофированной опекой, что ему и вдох сделать спокойно нельзя. За него решают, что надеть и что покушать, его не спрашивают, чего он сам хочет, родители, по их словам, лучше знают, что будет на благо ребенку.
Кашлем ребенок пытается «докричаться» до них, призывает их выслушать уже и его мнение, поинтересоваться, что он может им сказать. Даже если малыш еще грудной и говорить не умеет, кашлем он выражает свое несогласие с чем-то.
Отдельно нужно рассказать о довольно распространенных ситуациях непонятного частого кашля у детей, которые растут в любви и заботе. Мама, папа, бабушки, дедушки порой так боготворят малыша (такое часто бывает в случае с долгожданными детьми, с рожденными в позднем возрасте), что сразу делают кроху главным членом семьи, а себя – обслуживающим персоналом. Жизнь всего семейства подчиняется интересам одного человечка – ребенка. На любую проблему родители смотрят с точки зрения, насколько это приемлемо для Настеньки, Коленьки, Сашеньки.
Как гром среди ясного неба для них обычно звучат легочные диагнозы – как же так, ведь за ребенком так внимательно следят, ему дают только лучшие продукты, его берегут от сквозняков! А дело вовсе не в микробах, не в холоде, не в витаминах, а в том, что окружающий мир ребенок-«божок» воспринимает как нечто менее ценное, чем он сам. Вдыхать его становится не слишком приятно.
Подростки часто кашлем реагируют на стрессы и обиды. Не оценили первую влюбленность, не ответили взаимностью – произошла обида, и развился бронхит. Не получается занять то место в обществе сверстников, о котором мечтается – возникает обида, развивается пневмония. Не понимают родители, дома нет ощущения единства, поддержки – опять же развивается обида и разочарование, начинается трахеит, бронхит или воспаление легких.
Психогенный кашель
Кашель, который вообще развивается без предпосылок (при отсутствии заболеваний, что подтверждают анализы), нуждается в отдельных разъяснениях. У взрослых он часто, помимо вышеперечисленных факторов развития легочных недугов, бывает вызван огромным желанием привлечь к себе внимание, если другими способами сделать это никак не удается.
Очень чувствительные люди, с тревожным складом психики, со склонностью во всем обвинять себя, могут кашлем «наказывать» себя за неудачи, которые случились, по их мнению, из-за них самих.
Люди, которые долгое время копят раздражение из-за того, что вынуждены выполнять обязанности, которые им в тягость, но не могут об этом открыто сказать (например, из-за страха лишиться работы, утратить отношения и т. д.), могут страдать долгим хроническим психогенным кашлем. Объяснять они его окружающим будут чем угодно: аллергией на пыль или кошек, курением, вредной работой и т. д.
Обычно смена деятельности благотворно влияет на здоровье, и кашель прекращается.
Как найти причину и вылечиться?
Начать стоит с анализа собственных чувств и эмоций: проверьте, нет ли затаенной обиды, раздражения на кого-то или на какие-то недавние события, не умалчиваете ли вы что-то, что уже назрело и просится быть высказанным. Наедине с самим собой можно не стесняться, поэтому важно как можно честнее ответить себе, если ли у вас хоть один предрасполагающий к психогенному кашлю фактор из описанных выше.
Ответы на эти вопросы станут одновременно и ключом к излечению. Если есть обида, нужно простить, если есть, что сказать надоевшему начальнику-диктатору, скажите ему это, все равно с работой, которая вызывает мучительный психогенный кашель, нужно расставаться, чтобы не довести себя до онкологической проблемы.
Если проблема в семье и действия родных вас «давят», не дают дышать, постарайтесь проговорить это, рассказать им, так будет выше вероятность, что вас поймут и что-то изменится. Кашель же пройдет почти сразу после того, как вы решитесь высказать правду.
Учитывая многообразие причин детского кашля, важно понаблюдать за ребенком, если он уже достаточно большой, с ним можно поговорить, используя те же вопросы: «на кого ты обижен», «кто мешает тебе говорить правду», «что в окружающем мире тебе не нравится» и т. д.
Обратите внимание и на дополнительные симптомы: першение в горле означает сильное раздражение, которое испытывает ребенок или взрослый, исчезновение голоса, осиплость – запрет говорить, кашель с обильной мокротой – старая, тяготящая обида, которая уже начала уходить, частями, постепенно.
Лечение зависит от того, какова причина, важно устранить ее. Если ребенок чрезмерно избалован и возведен на пьедестал, нужно аккуратно его сместить оттуда, если он мечтатель, поддержите его мечты, рисуйте вместе с ним его вымышленных космических воинов и будьте счастливы вместе, ведь кашель отступит.
Вылечить кашель у тихони, который не привык говорить о своих обидах, будет несколько сложнее, не исключено, что может понадобиться помощь психолога.
Психолог Луиза Хей предлагает вылечить кашель позитивными аффирмациями, которые помогут поменять неприязненное отношение к миру на благожелательное: «Мир меня любит и принимает, я с любовью и уважением принимаю все, что есть в этом мире».
Психотерапевт Валерий Синельников предлагает техники работы с подсознанием, в которое сам человек вполне может поселить новую программу – позитивного мышления, оно поможет изменить реальное отношение к миру и вылечить кашель.
Полезны психотехники по работе с гневом и раздражением, мотивационная терапия, релаксационные занятия плаванием, йогой, обретение радости в мелочах, чтобы человеку было приятно делать вдохи и выдохи без мучительных кашлевых спазмов.
Подробнее о психосоматике кашля у детей и взрослых смотрите в следующем видео.