У детей 2 3 лет период в обучении лепки называется: Консультация для воспитателей «Методика обучения лепке в каждой возрастной группе» – Консультация по аппликации, лепке (младшая группа) по теме: «Методика обучения детей дошкольного возраста лепке»

Консультация по аппликации, лепке (младшая группа) по теме: «Методика обучения детей дошкольного возраста лепке»

Консультация для воспитателей

«Методика обучения детей дошкольного возраста лепке»

        Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями — изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.

        Исследования и опыт работы с детьми показывают, что дошкольников можно научить относительно правильному изображению человека и животного.

        При лепке живых существ дети передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной.

        Поэтому важно, чтобы воспитатель учил детей изображению основных форм предметов с их яркими, характерными признаками. На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции предметов, овладевать определенными техническими умениями. Эти общие задачи конкретизируются для каждой возрастной группы. Например, для первой младшей группы научить детей лепить простейшие формы (цилиндр, диск, шар). Для средней группы — уточнять представление о форме предметов и их строении. Для старшей группы — видеть сходство и различие предметов, их положение в пространстве, замечать характерные признаки.

        Постепенно дети учатся создавать выразительные образы. Как подсказывает опыт, занятия лепкой можно начинать с двухлетними детьми. В этом возрасте у малышей появляется желание вылепить из глины предметы, которые их окружают. Но изображение получается неотчетливым. Во время лепки для ребенка 2-3 лет наиболее значительными являются свойства материала (вязкость, пластичность, величина, вес), но не форма и строение предметов. Этот период, как и в рисовании, называется доизобразительным, но в лепке он проходит быстрее.

        Это объясняется тем, что знакомство с объемным, осязаемым материалом, его пластичностью быстрее вызывает у ребенка осмысленный интерес и его действия становятся более логичными. В этот период, как уже указывалось, детей увлекают свойства материала, они отрывают от общего кома глины отдельные кусочки, нагромождают один на другой, раскатывают на дощечке, расплющивают рукой о доску. Если дети осваивают материал под руководством взрослого, то они быстрее переходят к изобразительному периоду. Продольными и вращательными движениями ладоней сначала просто о стол или доску, а затем между ладонями они видоизменяют бесформенный ком глины. 2-3-летние дети, как правило, лепят всей кистью руки, так как движения пальцев у них еще нескоординированы. Слабый зрительный контроль у детей этого возраста влияет на изображение формы предмета.

        В результате ребенок может передать лишь общую форму предмета, без его характерных свойств и деталей.

        Задачи обучения лепке вытекают из особенностей развития детей и в основном сводятся к общим учебно-воспитательным задачам:

  • содействовать формированию у детей интереса к лепке;
  • знакомить их со свойствами материала;
  • учить правильно пользоваться глиной;
  • помочь овладеть техническими приемами: от общего куска отрывать небольшие куски, раскатывать, соединять;
  • научить создавать простейшие формы (цилиндры, палочки, диски, шары), на основе чего дети смогут воспроизводить более сложные предметы (самолеты, баранки, пирамидки).

        Сам процесс лепки вызывает у детей радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек глины расплющивается, скатывается в шарик, столбик и т. д. Они с большим интересом занимаются лепкой. Малышей увлекает возможность отрывать от глины куски, соединять их. Ребенок наблюдает изменение первичного кома глины, и это также производит на него впечатление (был шарик, сжал его между ладонями — получилась лепешка, раскатал комок — получился столбик или шарик).

        Интерес детей к действию с глиной и ее свойствам нужно использовать и направлять на формирование желания изображать предметы. Иначе, если ребенку дать увлечься лишь ее свойствами, то он будет размазывать ее, разбрасывать по полу и т. д. Воспитатель начинает занятия лепкой не с изображения предметов, а сначала учит отрывать от кома глины небольшие кусочки, вновь соединять их в комок, раскатывать между ладонями, получившиеся формы раскладывать на доске. На этих занятиях дети знакомятся со свойствами глины, учатся брать ком глины в левую руку, а правой отщипывать от него небольшие кусочки, раскатывать между ладонями прямыми и вращательными движениями.

        Обычно дети двух лет своей работе не дают никакого названия, но у некоторых из них на основе ассоциации по форме или признаку движения появляется стремление дать название изделию, которое они вылепили. Воспитатель в таких случаях должен выразить свое одобрение.

        По мере усвоения элементарных действий с глиной дети постепенно приобретают необходимые навыки в лепке простейших форм, которые являются основой для лепки самых разнообразных предметов.

        Сначала дети учатся изображать цилиндрическую форму: столбик, палочки (глина раскатывается между ладонями продольными движениями, которые напоминают движения во время рисования прямых вертикальных линий).

        В связи с тем что у ребенка двух лет зрительный контроль еще не выработан, а движения рук недостаточно координированы, ему трудно соразмерить свою силу, отчего у одного и того же ребенка столбики могут получиться разной длины и толщины. Но это не имеет существенного значения, так как главное — закрепление движения, с помощью которого ребенок может создать цилиндрическую форму.

        Следующий этап — научить детей изображать шаровидные формы: шарик, мяч, апельсин. Здесь также важно добиться четкости формообразующего движения рук. Это сложнее, чем создание цилиндрической формы, так как требует от ребенка большего анализа действий, слаженности движений обеих рук.

        Когда дети освоят изображение шара, они учатся лепить диск (лепешку, печенье). Эта форма получается от расплющивания шаровидной формы между ладонями. Таким образом, малыш знакомится с новым движением и возможностью видоизменять одну форму для получения другой.

        Программа данной группы включает и воспроизведение предметов, состоящих из форм, изготовлению которых уже обучились дети (самолеты — из нескольких столбиков, баранка — из согнутого столбика, пирамидка — из нескольких колец или дисков, гриб — из цилиндра и диска, погремушка — из столбика и шарика).

        Таким образом, дети первой младшей группы под руководством воспитателя в какой-то степени овладевают умением изображать основные формы, а с их помощью и создавать некоторые предметы.

        

Задачи и содержание обучения во второй младшей группе.

Дети 3-4 лет уже знают, что из глины можно лепить, однако еще не умеют обращаться с ней. Они пока плохо представляют себе, как от движения рук зависит получаемая форма предмета. Программа для детей 3-4 лет повторяет программу первой младшей группы, но расположена четко по кварталам и предусматривает более самостоятельную работу детей, чем в предшествующей группе. Ребята должны ориентироваться в понятиях «величина», «форма», «количество». Задача воспитателя этой группы — пробудить у дошкольников инициативу в работе, воспитывать эстетические чувства.

В программе дается ряд упражнений, которые помогут педагогу в обучении детей лепке. Цель их — научить маленького ребенка согласованно работать обеими руками, соразмерять нажим ладоней на ком глины. Тематика, которая предлагается в программе, дает возможность разнообразить задания. Так, можно предложить для лепки столбик или несколько столбиков, палочку, колбаску, карандаш.

        Следующий этап — это овладение умением видоизменять знакомую форму для получения какого-то другого предмета, а именно свертывать, например, палочку или столбик в колечко, баранку и т, д. Благодаря этому упражнению, в котором предусматривается раскатывание глины прямыми движениями, дети закрепляют приобретенные навыки. Здесь же воспитатель помогает детям освоить соединение концов цилиндрической формы и скреплять их. Если форма столбика получается почти механически (под воздействием ладоней), то при изображении кольца ребенку нужно зрительно проконтролировать правильность формы кольца или баранки. В работу включаются пальцы, что очень важно для создания более сложных фигур. Во время занятий воспитатель обращает внимание детей на то, как лучше пользоваться глиной, чтобы не пачкать стол, одежду (лепить надо на дощечке, перед лепкой засучивать рукава). Здесь же он учит различать и правильно называть величины: большая, больше, меньше, длинная, короткая, мало, много, один, два, три.

        Далее дети учатся раскатывать ком глины между ладонями круговыми движениями, что сложнее для трехлетних детей, чем овладение движениями по прямому направлению.

        Тут нужны зрительный контроль и координация движений обеих рук, чтобы раскатываемый ком принял округлую форму. Упражняясь в движениях по кругу, дети могут вылепить шарик, мяч, вишню, яблоко. На этом этапе обучения они не изображают характерные детали предметов, так как усваивают лишь движения, которые образуют форму шара.

        Следующим этапом обучения является видоизменение шара. Малыши учатся расплющивать шар между ладонями, для того чтобы сделать диск. Этим они овладевают быстро, и вскоре из шара они лепят в форме диска лепешку, печенье, пряник.

        После того как дети усвоят изображение основных форм (шар, цилиндр, диск), можно перейти к лепке несложных предметов (снеговик, самолет). Задания должны быть простыми: вылепить снеговика только из двух шаров — большого и маленького; самолет — из трех удлиненных кусков глины.

        Детей нужно научить плотно прижимать одну часть к другой, не нарушая формы частей. Постепенно в процесс лепки включаются пальцы. Это очень важный и ответственный момент, так как последующая работа над лепной формой в других группах будет требовать все большего включения пальцев, а не ладоней. В связи с этим малышей надо научить защипывать края формы концами пальцев. Дети могут вылепить пряник, пирожное или торт с украшениями, выполненными путем защипывания.

        Программой предусматривается закрепление полученных умений на темах, которые могут быть связаны с летними впечатлениями: лепка ягод, грибов, некоторых овощей, фруктов, насекомых. К переходу в среднюю группу дети должны вполне свободно владеть необходимой техникой лепки и изобразительными умениями для создания несложных предметов.

Задачи и содержание обучения в средней группе.

Дети 4 — 5 лет заметно отличаются по своему развитию от ребят младшей группы и физически, и умственно. Их словарный запас больше, чем у малышей, а следовательно, повышается регулирующая роль речи. Ребенок средней группы более внимателен, он уже может выслушать объяснение воспитателя, но ему еще трудно сосредоточиться на длительном объяснении.

        Четырехлетние дети начинают уже выделять некоторые функциональные признаки предметов. У них чаще проявляются эстетические чувства по отношению к окружающему миру. Но, несмотря на это, результаты лепки у детей средней группы мало чем отличаются от работ младшей группы. Они еще не справляются с изображением формы, искажают пропорциональные соотношения частей предметов, не умеют вполне самостоятельно пользоваться приемами лепки. Поэтому воспитатель должен пробуждать у детей устойчивый интерес к занятиям лепкой, развивать координированные движения рук, уточнять представления о форме предметов и их строении, учить передавать эти представления в лепке. Дети должны научиться чувствовать форму, ритм, симметрию, пропорции.

        В начале года программой предусматривается повторение пройденного материала, а именно раскатывать ком глины прямыми и круговыми движениями ладоней, расплющивать его. Это повторение дает возможность воспитателю не только закрепить пройденное, но и потребовать от детей более точного изображения форм на знакомых предметах, проследить правильно ли двигаются руки у детей при изображении шаровидной, цилиндрической форм и диска.

        В начале года надо учить ребят создавать круглую, цилиндрическую и овальную формы пальцами.

        В младшей группе дети учились защипывать края формы, делать отверстия пальцами, когда надо было украсить предмет. Начиная со средней группы, детей нужно приучать выполнять пальцами в основном всю работу, так как красивая форма не может получиться только от механического воздействия ладонями на ком глины.

        Дети учатся лепить овал из шаровидной или цилиндрической формы, передавать характерные детали формы таких предметов, как яблоко, орех, морковка, гриб, огурец, кабачок, лимон. Работая над их изображением, ребенок может вылепить основу, раскатывая ком глины между ладонями, а детали выполнить пальцами.

        Например, основой для изображения морковки может быть цилиндрическая форма, полученная путем раскатывания глины между ладонями, а дальнейшее изображение характерной формы и деталей делается пальцами. На данном этапе обучения воспитатель должен помнить, что у детей четырех лет мелкие мышцы кисти руки еще недостаточно окрепли, а поэтому им трудно справиться с крупной формой. Кроме того, создание формы пальцами требует определенного хода мысли, рассуждений и зрительного контроля. Дальнейшее обучение детей связано с формированием умения изображать предметы, состоящие из нескольких частей. В какой-то степени они этому уже учились в предшествующей группе.

        На пятом году жизни дети учатся точнее передавать форму и структуру предметов. Кроме того, они знакомятся с изображением человека и животного. Воспитатель может вылепить снегурочку, снеговика, девочку в шубке, птичку, кролика, ежа, рыбку, поросенка. Все эти предметы требуют соблюдения формы, пропорций, но могут быть изображены пока упрощенно. Например, для того чтобы выполнить девочку в шубке, дети лепят столбик, придают ему коническую форму, затем раскатывают маленький шарик для головы и удлиненную цилиндрическую форму для рук, которую делят пополам. В результате плотного соединения частей получается фигурка в несложном исполнении. Но изображение даже таких простых предметов требует от детей знания формы, пропорций, изобразительных и технических умений. При изображении птички ребята знакомятся с новым техническим приемом — оттягиванием глины от общей формы для получения таких деталей, как клюв, лапки, но вначале от детей еще не требуют усвоения этого приема. Программа предусматривает и повторение упражнения для развития движений пальцев.

Воспитатель должен научить детей защипывать края формы кончиками пальцев, заострять и закруглять конец столбика. В качестве упражнений дети лепят морковь, угощение для кукол (пирожки, печенье, ватрушки).

        Ребята средней группы знакомятся с новыми изобразительными и техническими умениями. Например, учатся оттягивать от формы мелкие детали при изображении цыплят и птиц, вдавливать пальцами округлую форму, чтобы получить полую, загибать края расплющенной формы. Тематика, предлагаемая программой, помогает закрепить приобретенные навыки. Дети могут вылепить посуду для кукол: миски, тарелки, чашки с блюдцами. При изображении птиц они учатся плотно скреплять части, прижимая их одну к другой и замазывая пальцем места скреплений.

        В летнее время дети свободно применяют полученные в течение года умения и лепят различные предметы, которые наблюдают во время прогулок на участке, в лесу и т. д.

Задачи и содержание обучения в старшей группе.

Изобразительная деятельность детей 5 лет становится разнообразнее и сложнее. Это связано с тем, что в психологическом и физиологическом отношении ребенок стал более развитым. Окрепли и руки, но мелкие движения пальцами детям производить трудно. Ребенок на шестом году жизни может анализировать форму, части предмета и запоминать их.

        Дети этого возраста уже намного самостоятельнее в процессе работы над формой, способны подмечать наиболее яркие, красивые стороны предметов.

        Таким образом, можно сформулировать общие задачи по лепке в этой группе: необходимо у детей развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять их представления о форме предметов, их различии и сходстве, характерных признаках, положении в пространстве.

        Учитывая, что ребята этого возраста стали более самостоятельны в творчестве, необходимо поощрять их инициативу, сообразительность. Известно, что на развитие изобразительной деятельности детей влияют знание формы предметов, их строение, но не меньшее значение имеет овладение техническими и изобразительными средствами лепки.

В старшей группе усиливается внимание к умению передавать характерные особенности формы, а также к изображению динамики.

        Программа строится таким образом. Сначала дети лепят знакомые предметы, овощи, фрукты. На одном занятии они могут вылепить 2-3 предмета разной формы и величины. И немаловажно, чтобы они путем сравнения научились выделять и передавать наиболее яркие, характерные признаки предметов.

        Воспитатель продолжает работу с детьми над изображением фигур человека и животного. Данная задача решается в этой группе несколько по-иному, чем с детьми четырех лет. Используя способность дошкольников к анализу, им можно предложить лепку этих предметов с игрушек, скульптур малой формы, изделий народных умельцев. Надо отметить, что лепка с натуры требует особого внимания к форме, характерным деталям и особенностям ее строения, учит следить за получающейся формой и сравнивать ее с натурой.

        Дымковские куклы и фигуры животных, тульские глиняные игрушки должны помочь ребенку понять элементарное строение предметов, кроме того, они подсказывают способы несложного выполнения лепки из целого куска.

        Техника лепки в этой группе продолжает совершенствоваться. Особое внимание уделяется работе пальцами. Основные формы предметов, туловище и голова человеческой фигуры, туловище и ноги животного предлагается лепить способом вытягивания из одного куска глины.

        Дети должны уметь передавать признаки предметов: длинный, короткий, толстый и тонкий. В связи с тем что тематикой в основном является изображение человека и животных, появляется необходимость знакомить ребят с приемами установки фигур в вертикальном положении и учить их понимать относительную величину частей.

        Воспитатель показывает, как надо скреплять части, чтобы они плотно прилегали одна к другой. Предметами для изображения могут быть Снегурочка, мальчик на санках, заяц, собака, мишка. Здесь дошкольники могут использовать приемы, которыми они пользовались при изображении дымковских и тульских игрушек. Для развития мелких мышц кисти руки и движений пальцами детям предлагается лепить посуду для кукол, горшки, миски, чашки по мотивам керамических народных изделий. Эти занятия связаны не только с развитием изобразительных навыков, но и с упражнением детей в таких технических приемах, как лепка из целого куска, вдавливание, вытягивание, прищипывание, работа над мелкими деталями и фактурой, которая в данном случае должна быть очень гладкой. Изготовление посуды открывает возможность использовать умения, полученные на занятиях рисованием, т. е. роспись глиняных изделий ангобом или гуашью.

        Для того чтобы фигурки были выразительными, дети должны изображать человека и животных в действии. Изображение действия в лепке является одним из выразительных средств, которое усваивается ребенком быстрее, чем в рисовании, так как в лепной работе он имеет дело с реальным объемом и ему не нужно прибегать к условным средствам, как при изображении на листе бумаги. Движения, которые изображают дети, очень несложные: поднятые руки или расставленные ноги у человеческой фигуры, вытянутые вперед лапы у животных. Предлагаемая тематика может быть следующая: «Петрушка танцует», «Мишка играет», «Кошка с клубком», т. е. даются те предметы, приемы изображения которых детям известны.

Задачи и содержание обучения в подготовительной группе.

        Задачи и содержание обучения в подготовительной к школе группе. Летом дети закрепляют свои знания в области изобразительного искусства, знакомясь ближе с природой, приобретая новый жизненный опыт в понимании окружающего.

        У детей 6-7 лет имеются необходимые данные для создания выразительного образа в лепке. Это определяется тем, что их кругозор стал намного шире. Идет дальнейшее развитие творческого воображения. Окрепла мускулатура кисти руки, а с ней развились мелкие движения пальцев. Развиваются эстетические оценки качеств предметов, появляются собственные суждения об окружающих предметах и событиях. Ребенок начинает понимать не только форму, строение, но и состояние предмета.

        Характер лепки детей 6-7 лет сильно отличается от работ дошкольников младшего возраста. У них появляется желание точнее изобразить форму предмета, обогатить образ дополнительными деталями и предметами, показать его в движении. В работе они используют многие приемы лепки и дополнительные материалы. Но старшие дошкольники с помощью выразительных средств в лепке живых существ передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей у них все еще остается обобщенной.

        Происходит это вследствие того, что им трудно понять сложное строение формы предметов.

        Перед воспитателями подготовительной группы стоят следующие задачи по обучению детей лепке: развивать зрительное и мускульное восприятия формы предметов, учить использовать в лепке самые разнообразные средства для создания выразительного образа и осваивать различные изобразительные и технические приемы — развивать творческую инициативу.

        В подготовительной группе дети хорошо знакомы с такими объемными формами, как шар, цилиндр, конус, диск.

        Основываясь на знании их, дошкольники подготовительной группы должны лепить уже знакомые им предметы — овощи и фрукты. Очень важно на данном этапе обучения потребовать от детей уточнения формы и пропорций, научить внимательно работать с натурой, рассматривая ее со всех сторон, сравнивать получившееся с моделью. Можно предложить вылепить небольшую композицию по представлению после рассматривания овощей или фруктов: овощи в корзине, фрукты на тарелке, в вазе. После того как работы высохнут, дети могут их окрасить.

        Для изображения подобных композиций можно предложить цветной пластилин, цвет которого явится дополнительным выразительным средством и позволит изобразить мелкие детали, что бывает трудно сделать из глины.

        В начале года дети вспоминают, как лепить птиц, коней, кукол по типу народных глиняных игрушек, уточняют приемы лепки из целого куска путем постепенного вытягивания отдельных частей. Им можно показать новый способ изображения дымковской куклы, когда юбка лепится из пласта глины в виде колокола, а верхняя часть туловища и голова — из конусообразного куска глины, затем обе части соединяются. Руки изображаются каждая в отдельности и прикрепляются к общей форме. Так, постепенно дети учатся изображать фигуры человека и животного.

        Как известно, изображение действия является одним из средств выразительности. Ребенок должен хорошо представлять изображаемый объект в определенном положении. Наиболее простые темы для изображения: «Мальчик держит флажок», «Мальчик бежит на лыжах», «Мальчик и девочка делают зарядку». В этих темах определены конкретные действия, которые нужно изобразить. Но могут быть и такие темы: «Лиса крадется за добычей», «Лиса слушает песенку гусей». Эти темы сложнее. Чтобы их решить, ребенку нужно знать повадки зверей, их движения (как зверь прислушивается к шороху в лесу, как ведет себя во время испуга, охоты, обороны, нападения). Для этого воспитатель может прочитать сказку, где точно подмечены характеры зверей.

        В подготовительной группе много внимания уделяется сюжетной лепке. В течение года ведется работа над усовершенствованием изображения формы, пропорций предметов. Дети закрепляют приемы лепки из целого куска, учатся прочно устанавливать фигуры с глиняными подставками и без них, продолжают обучаться использованию таких выразительных средств, как движение дополнительных предметов и деталей. Воспитатель может предложить ребятам окрашивать готовые изделия ангобом или гуашью. В подготовительной группе дети могут самостоятельно упражняться в отборе и употреблении приемов лепки для изображения тех или иных предметов.

Методика обучения лепке в каждой возрастной группе. Виды лепки.

Методика обучения лепке в каждой возрастной группе.

Виды лепки.

1 Предметная лепка – это изображение отдельного предмета. Обычно проводится тогда, когда дети знакомятся с новым способом лепки, лепят новый предмет. Это может быть снеговик, неваляшка, разнообразные животные и человек.

2 Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой. Обычно проводится тогда, когда дети уже умеют лепить отдельные предметы. Сюжетами могут быть: Дед Мороз и Снегурочка, дети играют в мяч, птицы клюют зерна и др.

3 Декоративная лепка – это лепка посуды и предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.). К декоративной лепке относят и создание рельсов, т.е. украшение плоской формы разнообразными объемными деталями

Способы  и приёмы лепки:

Младшая группа – раскатывание палочек продольными движениями о доску, между ладонями; скатывание шариков вращательными движениями; сплющивание.

Применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение.

В мл гр дети лепят: палочки, столбики, колечки, яблоки, колобок, печенье.

Средняя группа – добавляются новые способы: вдавливание, растягивание (оттягивание), прищипывание, сглаживание (примазывание)

Используется полный или частичный показ с объяснением. Используются приёмы, расширяющие представления об окружающем: рассматривание предметов, наблюдение явлений окр. жизни. Приём обыгрывания темы и результата. Приём сравнения помогает детям правильно передавать пропорции.

Педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходства и отличия.

Старшая группа — добавляются способы: вытягивание деталей из целого куска; ленточный способ, скульптурный способ изображения, лепка из целого куска (пластический).

Приёмы: заглаживание поверхности, налепливание, углубления, рельефы, вытягивание

Дети должны уметь пользоваться стеками, уметь передавать движение. Используется частичный показ, рассматривание предметов, наблюдение, беседы.

1и 2 младшая группа

Первые занятия по лепке проводят в течение 5–8 мин с каждой подгруппой.

После ознакомления с материалом (с глиной) приступают к фронтальным занятиям со всей группой. На данном этапе применяется

информационно-рецептивный метод, т. е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Поэтому воспитатель поясняет каждое свое действие.  

Длительность таких занятий со всей группой – не более 10— 12 мин. Воспитатель сидит за столом, перед ним – доска с подготов­ленной глиной. Дети располагаются на стульях, поставленных полукругом. Воспитатель лепит не более 2–3 предметов, чтобы детям не надоело наблюдать за работой. Занятие заканчивается чтением потешки или пением.

Необходимое условие при обучении малышей – введение игровых приемов, обыгрывание тех предметов, которые они будут лепить.

По мере приобретения навыков работы с глиной дети могут лепить и по собственному замыслу, но эти занятия сложны для малышей; поэтому подводить детей к лепке по собственному замыслу надо постепенно.

Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Педагог обязательно рассказывает детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки, в целом занятию дает положительную оценку.

средняя группа

Для успешного прохождения и закрепления программы в течение года воспитатель отбирает соответствующие приемы обучения. Используют приемы, активизирующие внимание ребят во время лепки, а также приемы, расширяющие представления об окружающем.

Чтобы дети запомнили строение предмета, проводится обследование. Наглядные объяснения педагога (где туловище, где голова и т. д.) повторяют дети. У них должно сложиться представление о предмете в целом: форма, ее части, пропорциональные соотношения. Тогда, выполняя задание, дети осознанно будут решать поставленную задачу.

Особого внимания требуют занятия по замыслу, которые подготавливаются всей предшествующей работой. В начале занятия воспитатель подводит детей к выбору темы. Для этого он просит вспомнить, что они видели на прогулке, о ком им читали и т. д. После определении темы, начала работы воспитатель вопросами, советами направляет внимание детей на выразительность изображения. «Что делает твой зайка? – спрашивает воспитатель.– Сделай так, чтобы всем было ясно, что зайка сидит». Так педагог активизирует мыслительную деятельность, учит детей работать над образом.

Расширяя представления детей о форме, пропорциях предмета, способах лепки, педагог, анализируя результаты работы, проводит короткую беседу, с тем, чтобы ребята задумались над конечным результатом. Воспитатель дополняет ответы детей, обращая внимание на форму, пропорции и строение, прочность соединения частей.

старшая группа

С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно слож­но, так как все время приходится сравнивать с образцом свое изделие.

Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались.

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий – развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ра­нее, творческая активность в способах лепки.

Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые предметы.

В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадают, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов.

Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов

Методика обучения лепке в каждой возрастной группе.. Государственное учреждение образования «Озерцовский ясли-сад»

Виды лепки.

1 Предметная лепка – это изображение отдельного предмета. Обычно проводится тогда, когда дети знакомятся с новым способом лепки, лепят новый предмет. Это может быть снеговик, неваляшка, разнообразные животные и человек.

2 Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой. Обычно проводится тогда, когда дети уже умеют лепить отдельные предметы. Сюжетами могут быть: Дед Мороз и Снегурочка, дети играют в мяч, птицы клюют зерна и др.

3 Декоративная лепка – это лепка посуды и предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.). К декоративной лепке относят и создание рельсов, т.е. украшение плоской формы разнообразными объемными деталями

Способы  и приёмы лепки:

Младшая группа – раскатывание палочек продольными движениями о доску, между ладонями; скатывание шариков вращательными движениями; сплющивание.

Применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение.

В мл гр дети лепят: палочки, столбики, колечки, яблоки, колобок, печенье.

Средняя группа – добавляются новые способы: вдавливание, растягивание (оттягивание), прищипывание, сглаживание (примазывание)

Используется полный или частичный показ с объяснением. Используются приёмы, расширяющие представления об окружающем: рассматривание предметов, наблюдение явлений окр. жизни. Приём обыгрывания темы и результата. Приём сравнения помогает детям правильно передавать пропорции.

Педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходства и отличия.

Старшая группа — добавляются способы: вытягивание деталей из целого куска; ленточный способ, скульптурный способ изображения, лепка из целого куска (пластический).

Приёмы: заглаживание поверхности, налепливание, углубления, рельефы, вытягивание

Дети должны уметь пользоваться стеками, уметь передавать движение. Используется частичный показ, рассматривание предметов, наблюдение, беседы.

1и 2 младшая группа

Первые занятия по лепке проводят в течение 5–8 мин с каждой подгруппой

.

После ознакомления с материалом (с глиной) приступают к фронтальным занятиям со всей группой. На данном этапе применяется информационно-рецептивный метод, т. е. подражательныйповторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Поэтому воспитатель поясняет каждое свое действие.  

Длительность таких занятий со всей группой – не более 10— 12 мин. Воспитатель сидит за столом, перед ним – доска с подготов­ленной глиной. Дети располагаются на стульях, поставленных полукругом. Воспитатель лепит не более 2–3 предметов, чтобы детям не надоело наблюдать за работой. Занятие заканчивается чтением потешки или пением.

Необходимое условие при обучении малышей – введение игровых приемов, обыгрывание тех предметов, которые они будут лепить.

По мере приобретения навыков работы с глиной дети могут лепить и по собственному замыслу

, но эти занятия сложны для малышей; поэтому подводить детей к лепке по собственному замыслу надо постепенно.

Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Педагог обязательно рассказывает детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки, в целом занятию дает положительную оценку.

средняя группа

Для успешного прохождения и закрепления программы в течение года воспитатель отбирает соответствующие приемы обучения. Используют приемы, активизирующие внимание ребят во время лепки, а также приемы, расширяющие представления об окружающем.

Чтобы дети запомнили строение предмета, проводится обследование. Наглядные объяснения педагога (где туловище, где голова и т. д.) повторяют дети. У них должно сложиться представление о предмете в целом: форма, ее части, пропорциональные соотношения. Тогда, выполняя задание, дети осознанно будут решать поставленную задачу.

Особого внимания требуют занятия по замыслу, которые подготавливаются всей предшествующей работой. В начале занятия воспитатель подводит детей к выбору темы. Для этого он просит вспомнить, что они видели на прогулке, о ком им читали и т. д. После определении темы, начала работы воспитатель вопросами, советами направляет внимание детей на выразительность изображения. «Что делает твой зайка? – спрашивает воспитатель.– Сделай так, чтобы всем было ясно, что зайка сидит». Так педагог активизирует мыслительную деятельность, учит детей работать над образом.

Расширяя представления детей о форме, пропорциях предмета, способах лепки, педагог, анализируя результаты работы,проводит короткую беседу, с тем, чтобы ребята задумались над конечным результатом. Воспитатель дополняет ответы детей, обращая внимание на форму, пропорции и строение, прочность соединения частей.

старшая группа

С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно слож­но, так как все время приходится сравнивать с образцом свое изделие.

Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались.

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий – развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ра­нее, творческая активность в способах лепки.

Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые предметы.

В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадают, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов.

Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов

Консультация по аппликации, лепке (младшая группа) на тему: консультация для воспитателей «методика обучения детей дошкольного возраста лепке»

Консультация для воспитателей

«Методика обучения детей дошкольного возраста лепке»

        Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями — изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.

        Исследования и опыт работы с детьми показывают, что дошкольников можно научить относительно правильному изображению человека и животного.

        При лепке живых существ дети передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной.

        Поэтому важно, чтобы воспитатель учил детей изображению основных форм предметов с их яркими, характерными признаками. На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции предметов, овладевать определенными техническими умениями. Эти общие задачи конкретизируются для каждой возрастной группы. Например, для первой младшей группы научить детей лепить простейшие формы (цилиндр, диск, шар). Для средней группы — уточнять представление о форме предметов и их строении. Для старшей группы — видеть сходство и различие предметов, их положение в пространстве, замечать характерные признаки.

        Постепенно дети учатся создавать выразительные образы. Как подсказывает опыт, занятия лепкой можно начинать с двухлетними детьми. В этом возрасте у малышей появляется желание вылепить из глины предметы, которые их окружают. Но изображение получается неотчетливым. Во время лепки для ребенка 2-3 лет наиболее значительными являются свойства материала (вязкость, пластичность, величина, вес), но не форма и строение предметов. Этот период, как и в рисовании, называется доизобразительным, но в лепке он проходит быстрее.

        Это объясняется тем, что знакомство с объемным, осязаемым материалом, его пластичностью быстрее вызывает у ребенка осмысленный интерес и его действия становятся более логичными. В этот период, как уже указывалось, детей увлекают свойства материала, они отрывают от общего кома глины отдельные кусочки, нагромождают один на другой, раскатывают на дощечке, расплющивают рукой о доску. Если дети осваивают материал под руководством взрослого, то они быстрее переходят к изобразительному периоду. Продольными и вращательными движениями ладоней сначала просто о стол или доску, а затем между ладонями они видоизменяют бесформенный ком глины. 2-3-летние дети, как правило, лепят всей кистью руки, так как движения пальцев у них еще нескоординированы. Слабый зрительный контроль у детей этого возраста влияет на изображение формы предмета.

        В результате ребенок может передать лишь общую форму предмета, без его характерных свойств и деталей.

        Задачи обучения лепке вытекают из особенностей развития детей и в основном сводятся к общим учебно-воспитательным задачам:

  • содействовать формированию у детей интереса к лепке;
  • знакомить их со свойствами материала;
  • учить правильно пользоваться глиной;
  • помочь овладеть техническими приемами: от общего куска отрывать небольшие куски, раскатывать, соединять;
  • научить создавать простейшие формы (цилиндры, палочки, диски, шары), на основе чего дети смогут воспроизводить более сложные предметы (самолеты, баранки, пирамидки).

        Сам процесс лепки вызывает у детей радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек глины расплющивается, скатывается в шарик, столбик и т. д. Они с большим интересом занимаются лепкой. Малышей увлекает возможность отрывать от глины куски, соединять их. Ребенок наблюдает изменение первичного кома глины, и это также производит на него впечатление (был шарик, сжал его между ладонями — получилась лепешка, раскатал комок — получился столбик или шарик).

        Интерес детей к действию с глиной и ее свойствам нужно использовать и направлять на формирование желания изображать предметы. Иначе, если ребенку дать увлечься лишь ее свойствами, то он будет размазывать ее, разбрасывать по полу и т. д. Воспитатель начинает занятия лепкой не с изображения предметов, а сначала учит отрывать от кома глины небольшие кусочки, вновь соединять их в комок, раскатывать между ладонями, получившиеся формы раскладывать на доске. На этих занятиях дети знакомятся со свойствами глины, учатся брать ком глины в левую руку, а правой отщипывать от него небольшие кусочки, раскатывать между ладонями прямыми и вращательными движениями.

        Обычно дети двух лет своей работе не дают никакого названия, но у некоторых из них на основе ассоциации по форме или признаку движения появляется стремление дать название изделию, которое они вылепили. Воспитатель в таких случаях должен выразить свое одобрение.

        По мере усвоения элементарных действий с глиной дети постепенно приобретают необходимые навыки в лепке простейших форм, которые являются основой для лепки самых разнообразных предметов.

        Сначала дети учатся изображать цилиндрическую форму: столбик, палочки (глина раскатывается между ладонями продольными движениями, которые напоминают движения во время рисования прямых вертикальных линий).

        В связи с тем что у ребенка двух лет зрительный контроль еще не выработан, а движения рук недостаточно координированы, ему трудно соразмерить свою силу, отчего у одного и того же ребенка столбики могут получиться разной длины и толщины. Но это не имеет существенного значения, так как главное — закрепление движения, с помощью которого ребенок может создать цилиндрическую форму.

        Следующий этап — научить детей изображать шаровидные формы: шарик, мяч, апельсин. Здесь также важно добиться четкости формообразующего движения рук. Это сложнее, чем создание цилиндрической формы, так как требует от ребенка большего анализа действий, слаженности движений обеих рук.

        Когда дети освоят изображение шара, они учатся лепить диск (лепешку, печенье). Эта форма получается от расплющивания шаровидной формы между ладонями. Таким образом, малыш знакомится с новым движением и возможностью видоизменять одну форму для получения другой.

        Программа данной группы включает и воспроизведение предметов, состоящих из форм, изготовлению которых уже обучились дети (самолеты — из нескольких столбиков, баранка — из согнутого столбика, пирамидка — из нескольких колец или дисков, гриб — из цилиндра и диска, погремушка — из столбика и шарика).

        Таким образом, дети первой младшей группы под руководством воспитателя в какой-то степени овладевают умением изображать основные формы, а с их помощью и создавать некоторые предметы.

        

Задачи и содержание обучения во второй младшей группе.

Дети 3-4 лет уже знают, что из глины можно лепить, однако еще не умеют обращаться с ней. Они пока плохо представляют себе, как от движения рук зависит получаемая форма предмета. Программа для детей 3-4 лет повторяет программу первой младшей группы, но расположена четко по кварталам и предусматривает более самостоятельную работу детей, чем в предшествующей группе. Ребята должны ориентироваться в понятиях «величина», «форма», «количество». Задача воспитателя этой группы — пробудить у дошкольников инициативу в работе, воспитывать эстетические чувства.

В программе дается ряд упражнений, которые помогут педагогу в обучении детей лепке. Цель их — научить маленького ребенка согласованно работать обеими руками, соразмерять нажим ладоней на ком глины. Тематика, которая предлагается в программе, дает возможность разнообразить задания. Так, можно предложить для лепки столбик или несколько столбиков, палочку, колбаску, карандаш.

        Следующий этап — это овладение умением видоизменять знакомую форму для получения какого-то другого предмета, а именно свертывать, например, палочку или столбик в колечко, баранку и т, д. Благодаря этому упражнению, в котором предусматривается раскатывание глины прямыми движениями, дети закрепляют приобретенные навыки. Здесь же воспитатель помогает детям освоить соединение концов цилиндрической формы и скреплять их. Если форма столбика получается почти механически (под воздействием ладоней), то при изображении кольца ребенку нужно зрительно проконтролировать правильность формы кольца или баранки. В работу включаются пальцы, что очень важно для создания более сложных фигур. Во время занятий воспитатель обращает внимание детей на то, как лучше пользоваться глиной, чтобы не пачкать стол, одежду (лепить надо на дощечке, перед лепкой засучивать рукава). Здесь же он учит различать и правильно называть величины: большая, больше, меньше, длинная, короткая, мало, много, один, два, три.

        Далее дети учатся раскатывать ком глины между ладонями круговыми движениями, что сложнее для трехлетних детей, чем овладение движениями по прямому направлению.

        Тут нужны зрительный контроль и координация движений обеих рук, чтобы раскатываемый ком принял округлую форму. Упражняясь в движениях по кругу, дети могут вылепить шарик, мяч, вишню, яблоко. На этом этапе обучения они не изображают характерные детали предметов, так как усваивают лишь движения, которые образуют форму шара.

        Следующим этапом обучения является видоизменение шара. Малыши учатся расплющивать шар между ладонями, для того чтобы сделать диск. Этим они овладевают быстро, и вскоре из шара они лепят в форме диска лепешку, печенье, пряник.

        После того как дети усвоят изображение основных форм (шар, цилиндр, диск), можно перейти к лепке несложных предметов (снеговик, самолет). Задания должны быть простыми: вылепить снеговика только из двух шаров — большого и маленького; самолет — из трех удлиненных кусков глины.

        Детей нужно научить плотно прижимать одну часть к другой, не нарушая формы частей. Постепенно в процесс лепки включаются пальцы. Это очень важный и ответственный момент, так как последующая работа над лепной формой в других группах будет требовать все большего включения пальцев, а не ладоней. В связи с этим малышей надо научить защипывать края формы концами пальцев. Дети могут вылепить пряник, пирожное или торт с украшениями, выполненными путем защипывания.

        Программой предусматривается закрепление полученных умений на темах, которые могут быть связаны с летними впечатлениями: лепка ягод, грибов, некоторых овощей, фруктов, насекомых. К переходу в среднюю группу дети должны вполне свободно владеть необходимой техникой лепки и изобразительными умениями для создания несложных предметов.

Задачи и содержание обучения в средней группе.

Дети 4 — 5 лет заметно отличаются по своему развитию от ребят младшей группы и физически, и умственно. Их словарный запас больше, чем у малышей, а следовательно, повышается регулирующая роль речи. Ребенок средней группы более внимателен, он уже может выслушать объяснение воспитателя, но ему еще трудно сосредоточиться на длительном объяснении.

        Четырехлетние дети начинают уже выделять некоторые функциональные признаки предметов. У них чаще проявляются эстетические чувства по отношению к окружающему миру. Но, несмотря на это, результаты лепки у детей средней группы мало чем отличаются от работ младшей группы. Они еще не справляются с изображением формы, искажают пропорциональные соотношения частей предметов, не умеют вполне самостоятельно пользоваться приемами лепки. Поэтому воспитатель должен пробуждать у детей устойчивый интерес к занятиям лепкой, развивать координированные движения рук, уточнять представления о форме предметов и их строении, учить передавать эти представления в лепке. Дети должны научиться чувствовать форму, ритм, симметрию, пропорции.

        В начале года программой предусматривается повторение пройденного материала, а именно раскатывать ком глины прямыми и круговыми движениями ладоней, расплющивать его. Это повторение дает возможность воспитателю не только закрепить пройденное, но и потребовать от детей более точного изображения форм на знакомых предметах, проследить правильно ли двигаются руки у детей при изображении шаровидной, цилиндрической форм и диска.

        В начале года надо учить ребят создавать круглую, цилиндрическую и овальную формы пальцами.

        В младшей группе дети учились защипывать края формы, делать отверстия пальцами, когда надо было украсить предмет. Начиная со средней группы, детей нужно приучать выполнять пальцами в основном всю работу, так как красивая форма не может получиться только от механического воздействия ладонями на ком глины.

        Дети учатся лепить овал из шаровидной или цилиндрической формы, передавать характерные детали формы таких предметов, как яблоко, орех, морковка, гриб, огурец, кабачок, лимон. Работая над их изображением, ребенок может вылепить основу, раскатывая ком глины между ладонями, а детали выполнить пальцами.

        Например, основой для изображения морковки может быть цилиндрическая форма, полученная путем раскатывания глины между ладонями, а дальнейшее изображение характерной формы и деталей делается пальцами. На данном этапе обучения воспитатель должен помнить, что у детей четырех лет мелкие мышцы кисти руки еще недостаточно окрепли, а поэтому им трудно справиться с крупной формой. Кроме того, создание формы пальцами требует определенного хода мысли, рассуждений и зрительного контроля. Дальнейшее обучение детей связано с формированием умения изображать предметы, состоящие из нескольких частей. В какой-то степени они этому уже учились в предшествующей группе.

        На пятом году жизни дети учатся точнее передавать форму и структуру предметов. Кроме того, они знакомятся с изображением человека и животного. Воспитатель может вылепить снегурочку, снеговика, девочку в шубке, птичку, кролика, ежа, рыбку, поросенка. Все эти предметы требуют соблюдения формы, пропорций, но могут быть изображены пока упрощенно. Например, для того чтобы выполнить девочку в шубке, дети лепят столбик, придают ему коническую форму, затем раскатывают маленький шарик для головы и удлиненную цилиндрическую форму для рук, которую делят пополам. В результате плотного соединения частей получается фигурка в несложном исполнении. Но изображение даже таких простых предметов требует от детей знания формы, пропорций, изобразительных и технических умений. При изображении птички ребята знакомятся с новым техническим приемом — оттягиванием глины от общей формы для получения таких деталей, как клюв, лапки, но вначале от детей еще не требуют усвоения этого приема. Программа предусматривает и повторение упражнения для развития движений пальцев.

Воспитатель должен научить детей защипывать края формы кончиками пальцев, заострять и закруглять конец столбика. В качестве упражнений дети лепят морковь, угощение для кукол (пирожки, печенье, ватрушки).

        Ребята средней группы знакомятся с новыми изобразительными и техническими умениями. Например, учатся оттягивать от формы мелкие детали при изображении цыплят и птиц, вдавливать пальцами округлую форму, чтобы получить полую, загибать края расплющенной формы. Тематика, предлагаемая программой, помогает закрепить приобретенные навыки. Дети могут вылепить посуду для кукол: миски, тарелки, чашки с блюдцами. При изображении птиц они учатся плотно скреплять части, прижимая их одну к другой и замазывая пальцем места скреплений.

        В летнее время дети свободно применяют полученные в течение года умения и лепят различные предметы, которые наблюдают во время прогулок на участке, в лесу и т. д.

Задачи и содержание обучения в старшей группе.

Изобразительная деятельность детей 5 лет становится разнообразнее и сложнее. Это связано с тем, что в психологическом и физиологическом отношении ребенок стал более развитым. Окрепли и руки, но мелкие движения пальцами детям производить трудно. Ребенок на шестом году жизни может анализировать форму, части предмета и запоминать их.

        Дети этого возраста уже намного самостоятельнее в процессе работы над формой, способны подмечать наиболее яркие, красивые стороны предметов.

        Таким образом, можно сформулировать общие задачи по лепке в этой группе: необходимо у детей развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять их представления о форме предметов, их различии и сходстве, характерных признаках, положении в пространстве.

        Учитывая, что ребята этого возраста стали более самостоятельны в творчестве, необходимо поощрять их инициативу, сообразительность. Известно, что на развитие изобразительной деятельности детей влияют знание формы предметов, их строение, но не меньшее значение имеет овладение техническими и изобразительными средствами лепки.

В старшей группе усиливается внимание к умению передавать характерные особенности формы, а также к изображению динамики.

        Программа строится таким образом. Сначала дети лепят знакомые предметы, овощи, фрукты. На одном занятии они могут вылепить 2-3 предмета разной формы и величины. И немаловажно, чтобы они путем сравнения научились выделять и передавать наиболее яркие, характерные признаки предметов.

        Воспитатель продолжает работу с детьми над изображением фигур человека и животного. Данная задача решается в этой группе несколько по-иному, чем с детьми четырех лет. Используя способность дошкольников к анализу, им можно предложить лепку этих предметов с игрушек, скульптур малой формы, изделий народных умельцев. Надо отметить, что лепка с натуры требует особого внимания к форме, характерным деталям и особенностям ее строения, учит следить за получающейся формой и сравнивать ее с натурой.

        Дымковские куклы и фигуры животных, тульские глиняные игрушки должны помочь ребенку понять элементарное строение предметов, кроме того, они подсказывают способы несложного выполнения лепки из целого куска.

        Техника лепки в этой группе продолжает совершенствоваться. Особое внимание уделяется работе пальцами. Основные формы предметов, туловище и голова человеческой фигуры, туловище и ноги животного предлагается лепить способом вытягивания из одного куска глины.

        Дети должны уметь передавать признаки предметов: длинный, короткий, толстый и тонкий. В связи с тем что тематикой в основном является изображение человека и животных, появляется необходимость знакомить ребят с приемами установки фигур в вертикальном положении и учить их понимать относительную величину частей.

        Воспитатель показывает, как надо скреплять части, чтобы они плотно прилегали одна к другой. Предметами для изображения могут быть Снегурочка, мальчик на санках, заяц, собака, мишка. Здесь дошкольники могут использовать приемы, которыми они пользовались при изображении дымковских и тульских игрушек. Для развития мелких мышц кисти руки и движений пальцами детям предлагается лепить посуду для кукол, горшки, миски, чашки по мотивам керамических народных изделий. Эти занятия связаны не только с развитием изобразительных навыков, но и с упражнением детей в таких технических приемах, как лепка из целого куска, вдавливание, вытягивание, прищипывание, работа над мелкими деталями и фактурой, которая в данном случае должна быть очень гладкой. Изготовление посуды открывает возможность использовать умения, полученные на занятиях рисованием, т. е. роспись глиняных изделий ангобом или гуашью.

        Для того чтобы фигурки были выразительными, дети должны изображать человека и животных в действии. Изображение действия в лепке является одним из выразительных средств, которое усваивается ребенком быстрее, чем в рисовании, так как в лепной работе он имеет дело с реальным объемом и ему не нужно прибегать к условным средствам, как при изображении на листе бумаги. Движения, которые изображают дети, очень несложные: поднятые руки или расставленные ноги у человеческой фигуры, вытянутые вперед лапы у животных. Предлагаемая тематика может быть следующая: «Петрушка танцует», «Мишка играет», «Кошка с клубком», т. е. даются те предметы, приемы изображения которых детям известны.

Задачи и содержание обучения в подготовительной группе.

        Задачи и содержание обучения в подготовительной к школе группе. Летом дети закрепляют свои знания в области изобразительного искусства, знакомясь ближе с природой, приобретая новый жизненный опыт в понимании окружающего.

        У детей 6-7 лет имеются необходимые данные для создания выразительного образа в лепке. Это определяется тем, что их кругозор стал намного шире. Идет дальнейшее развитие творческого воображения. Окрепла мускулатура кисти руки, а с ней развились мелкие движения пальцев. Развиваются эстетические оценки качеств предметов, появляются собственные суждения об окружающих предметах и событиях. Ребенок начинает понимать не только форму, строение, но и состояние предмета.

        Характер лепки детей 6-7 лет сильно отличается от работ дошкольников младшего возраста. У них появляется желание точнее изобразить форму предмета, обогатить образ дополнительными деталями и предметами, показать его в движении. В работе они используют многие приемы лепки и дополнительные материалы. Но старшие дошкольники с помощью выразительных средств в лепке живых существ передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей у них все еще остается обобщенной.

        Происходит это вследствие того, что им трудно понять сложное строение формы предметов.

        Перед воспитателями подготовительной группы стоят следующие задачи по обучению детей лепке: развивать зрительное и мускульное восприятия формы предметов, учить использовать в лепке самые разнообразные средства для создания выразительного образа и осваивать различные изобразительные и технические приемы — развивать творческую инициативу.

        В подготовительной группе дети хорошо знакомы с такими объемными формами, как шар, цилиндр, конус, диск.

        Основываясь на знании их, дошкольники подготовительной группы должны лепить уже знакомые им предметы — овощи и фрукты. Очень важно на данном этапе обучения потребовать от детей уточнения формы и пропорций, научить внимательно работать с натурой, рассматривая ее со всех сторон, сравнивать получившееся с моделью. Можно предложить вылепить небольшую композицию по представлению после рассматривания овощей или фруктов: овощи в корзине, фрукты на тарелке, в вазе. После того как работы высохнут, дети могут их окрасить.

        Для изображения подобных композиций можно предложить цветной пластилин, цвет которого явится дополнительным выразительным средством и позволит изобразить мелкие детали, что бывает трудно сделать из глины.

        В начале года дети вспоминают, как лепить птиц, коней, кукол по типу народных глиняных игрушек, уточняют приемы лепки из целого куска путем постепенного вытягивания отдельных частей. Им можно показать новый способ изображения дымковской куклы, когда юбка лепится из пласта глины в виде колокола, а верхняя часть туловища и голова — из конусообразного куска глины, затем обе части соединяются. Руки изображаются каждая в отдельности и прикрепляются к общей форме. Так, постепенно дети учатся изображать фигуры человека и животного.

        Как известно, изображение действия является одним из средств выразительности. Ребенок должен хорошо представлять изображаемый объект в определенном положении. Наиболее простые темы для изображения: «Мальчик держит флажок», «Мальчик бежит на лыжах», «Мальчик и девочка делают зарядку». В этих темах определены конкретные действия, которые нужно изобразить. Но могут быть и такие темы: «Лиса крадется за добычей», «Лиса слушает песенку гусей». Эти темы сложнее. Чтобы их решить, ребенку нужно знать повадки зверей, их движения (как зверь прислушивается к шороху в лесу, как ведет себя во время испуга, охоты, обороны, нападения). Для этого воспитатель может прочитать сказку, где точно подмечены характеры зверей.

        В подготовительной группе много внимания уделяется сюжетной лепке. В течение года ведется работа над усовершенствованием изображения формы, пропорций предметов. Дети закрепляют приемы лепки из целого куска, учатся прочно устанавливать фигуры с глиняными подставками и без них, продолжают обучаться использованию таких выразительных средств, как движение дополнительных предметов и деталей. Воспитатель может предложить ребятам окрашивать готовые изделия ангобом или гуашью. В подготовительной группе дети могут самостоятельно упражняться в отборе и употреблении приемов лепки для изображения тех или иных предметов.

Методика обучения лепке в разных возрастных группах

1 МЛАДШАЯ ГРУППА

Обучение в первой младшей группе имеет свои особенности. Так, в начале года, когда дети еще не привыкли к занятиям, их объединяют маленькими группами (по 5—6 детей). Воспитатель садится рядом и медленно, размеренно показывает и объясняет необходимые действия с глиной.

Первые занятия по лепке проводят в течение 5—8 мин с каждой подгруппой.

После ознакомления с материалом (с глиной) приступают к фронтальным занятиям со всей группой. На данном этапе применяется информационно-рецептивный метод, т. е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Поэтому воспитатель поясняет каждое свое действие («Положу кусок глины на ладонь и покрою другой ладонью, а потом покатаю его между ладонями вперед и назад — получится столбик»), еще раз повторяет («Когда раскатываешь глину между ладонями вперед и назад, получается столбик»).

Подобные пояснения звучат на каждом занятии, чтобы дети активнее воспринимали определенную последовательность при изображении и в дальнейшем могли самостоятельно использовать приобретенные умения.

Часть занятий можно проводить, демонстрируя процесс изображения знакомых детям предметов. Малыши обычно с интересом наблюдают, как из куска глины получаются цыпленок или птичка, погремушка, зайчик, куколка; радуются тому, что узнают эти предметы; называют, определяют знакомую форму частей, выражая жестами и смехом свое удовольствие.

Длительность таких занятий со всей группой—не более 10— 12 мин. Воспитатель сидит за столом, перед ним — доска с подготовленной глиной. Дети располагаются на стульях, поставленных полукругом. Воспитатель лепит не более 2—3 предметов, чтобы детям не надоело наблюдать за работой. Занятие заканчивается чтением потешки или пением.

 

Необходимое условие при обучении малышей — введение игровых приемов, обыгрывание тех предметов, которые они будут лепить.

Интерес к лепке вызывается у детей и тем, что этими предметами можно действовать, играть. Например, покатать вылепленный мячик по дорожке или наклонной доске, образовать подобие забора у домика из нескольких столбиков.

Рис. 1. Забор возле домика

Занятия по лепке в первой младшей группе носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом. Задание дает воспитатель, пока дети не освоят способов лепки.

По мере приобретения навыков работы с глиной дети могут лепить и по собственному замыслу, но эти занятия сложны для малышей; поэтому подводить детей к лепке по собственному замыслу надо постепенно, активизируя их мыслительные процессы разнообразными методами и приемами обучения, скажем, с помощью наводящих вопросов: «Дети, что получится, если к шарику прикрепить столбик? (рис.2) Что выйдет, если согнуть глиняную палочку? и т.д.

Рис. 2. Погремушка из глины

Важный момент в проведении занятия — оценка деятельности детей. Педагог обязательно рассказывает детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки, в целом занятию дает положительную оценку (хвалит всех).

Большое значение в процессе обучения имеют правильно подготовленный материал и оборудование; хорошо подготовленная глина (один шарик диаметром 5 см на каждого) и плотно лежащие на столе толстые доски (толщиной в 1 см) или кафельные плитки (15 х 15 см). Легковесные подкладки в виде кусков клеенки, картона, бумаги использовать на занятиях по лепке не рекомендуется, так как у детей появляется желание поиграть этими предметами.

Занятия по лепке в первой младшей группе проводят раз в неделю. Однако вначале, чтобы закрепить новый способ работы, занятия можно проводить более концентрированно — 2 раза в неделю.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различать и лепить шар, цилиндр, диск, ориентировать в величине, составлять из них несложные фигуры.

Основное место педагог отводит информационно-рецептивному и репродуктивному методам. Вместе с детьми он рассматривает шары, мячи, фрукты, карандаши и другие знакомые предметы. Важно, чтобы при этом они подержали предметы в руках, ощутили объем, размер. Для этого составляются небольшие группы по 5—6 детей. Можно предложить покатать предмет между ладонями: если он шарообразной формы — круговыми движениями, если цилиндрической — продольными.

Подобным образом, обследуются и предметы, состоящие из нескольких частей, например кукла-неваляшка. В таком случае внимание ребят педагог направляет сначала на форму основных частей — туловище, голова, а потом — более мелких, дополняющих образ,— руки.

Такое активное знакомство с формой предмета не только подводит к пониманию формы, но и позволяет понять строение. Одновременно уточняются пропорциональные соотношения между частями: туловище по размеру самое большое, голова меньше, чем туловище, а руки совсем маленькие.

Кроме того, анализируется и количество частей: одно туловище, одна голова, две руки.

Почти все эти задачи ставились в первой младшей группе; во второй младшей группе знакомство с основными геометрическими телами включает и первоначальное обобщение: усвоив форму шара или цилиндра, увидеть их в дальнейшем в других предметах (шар — в яблоке, апельсине, ягодах; цилиндр—в столбике, в заготовке для бараночек и др.).

На первых занятиях по лепке воспитателю целесообразно показать приемы изображения и объяснить их.

Малыши сидят лицом к воспитателю. Педагог берет ком глины и комментирует свои действия («Беру кусок глины, кладу на ладонь и раскатываю его вот так: вперед-назад, вперед-назад. Вот какой получился столбик!»). Все действия при показе способов должны быть четкими и понятными. Для лучшего закрепления того или иного способа изображения воспитатель предлагает перед лепкой произвести необходимые движения в воздухе. Показ и объяснение способов изображения занимают на занятии не более 3—4 мин.

Обучение детей во второй младшей группе (также и детей от 2 до 3 лет) должно предусматривать развитие детской самостоятельности. Поэтому в тех случаях, когда приемы знакомы, их не показывают.

Результат от занятия достигается только в том случае, если воспитатель сумеет заинтересовать детей предстоящей лепкой. Для этого он обыгрывает тему занятия, замечая, что дети будут лепить пряники для кукол, или предлагает вылепленной кукле-неваляшке дать в руку маленький флажок или поставить цыплят на зеленый лист бумаги, изображающий луг, или поместить около курицы-наседки, которую заранее вылепил воспитатель. С помощью игровой ситуации дети лучше понимают образ, который они создают, что очень важно, так как основная цель занятия — научить детей создавать в лепке выразительный образ, пользуясь разными средствами.

Кукла с флажком        Курица с цыплятами

Анализ детских работ в конце занятия весьма ответственный момент в процессе обучения. Но, как и в первой младшей группе, педагог анализирует в основном не качество отдельных изображений, а общий результат (некоторым детям можно указывать на недостатки).

Все приемы обучения, которые использует воспитатель, направлены на развитие умственной активности и самостоятельности с помощью разнообразных способов лепки.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Для успешного прохождения и закрепления программы в течение года воспитатель отбирает соответствующие приемы обучения. Используют приемы, активизирующие внимание ребят во время лепки, а также приемы, расширяющие представления об окружающем.

В группе и во время прогулок организует рассматривание предметов и наблюдение явлений окружающей жизни, которые предлагает ребятам для изображения.

Педагог направляет внимание детей лишь на основную форму, на элементарные пропорции и строение и только на те действия, которые они могут понять, а потом изобразить. Например, рассматривая птичек, педагог обращает внимание на овальное туловище, на круглую голову, на маленький клюв в сравнении с головой, на плоский хвост, на то, где голова, где хвост.

Чтобы дети запомнили строение предмета, проводится обследование. Наглядные объяснения педагога (где туловище, где голова и т. д.) повторяют дети. У них должно сложиться представление о предмете в целом: форма, ее части, пропорциональные соотношения. Тогда, выполняя задание, дети осознанно будут решать поставленную задачу.

На первых этапах обучения, чтобы был понятен способ лепки, воспитатель, зрительно анализируя части предмета, прибегает к сравнению с теми предметами, которые дети хорошо знают. Например, когда дети лепят куклу, педагог отмечает, что руки у нее, как столбики, а туловище напоминает толстую морковку.

Умения детей 4 лет еще невелики, многое им не удается. Вначале не всегда получается овальная форма, не соединяются части путем примазывания. Вот почему воспитатель объясняет и показывает способ лепки, полный или частичный. В основном же детям показывают незнакомые способы лепки или те, которые недостаточно освоены.

В средней группе педагог учит детей применять некоторые выразительные средства: изображать не только основную форму предмета, но и характерные детали. Рассматривая предметы, он направляет внимание детей на такие особенности, как углубление (яблоко), вытянутый черенок (кабачок) и т. п. В самом начале обучения выразительным средствам, чтобы повысить интерес к результату лепки, воспитатель подготавливает из картона черенки (для морковки), листочки (для яблока). Постепенно в процессе обучения дети сами начнут лепить из глины черенки, а затем — и листочки.

Поможет создать более яркий образ, кроме наблюдений за живыми объектами, и метод «рассматривание игрушек, выполненных воспитателем (скульптуры малой формы, фигурки). Отбираются две однородные фигурки, но в различном ракурсе, например птички клюют корм, кролики грызут морковку: одна из птиц сидит спокойно, другая — клюет корм; один кролик поджал под себя лапки, рядом с ним — морковка, другой сидит на задних лапах, передними держит морковку.

Лепка птиц в разных положениях

Другой, не менее действенный прием обученияобыгрывание темы и результата работы. Так, всех вылепленных птиц дети размещают на одной подставке, называя ее кормушкой. Кормушку воспитатель лепит заранее, чтобы дети имели возможность видеть его работу (можно использовать для этой цели доску или толстый картон). Тема «Лепка торта» связывается с приготовлением угощений для кукол: в начале занятия дети лепят угощение для кукол, в конце вылепленными изделиями сервируют стол, вокруг которого усаживают кукол.

Правильные пропорции дети научатся передавать, освоив прием сравнения. Например, изображая куклу, ее руки, педагог берет заранее вылепленный столбик, делит его пополам и, прикладывая получившиеся части, демонстрирует одинаковую длину. Умение сравнивать части, детали изображения дети используют при лепке разных предметов, например корзиночки из колец: лепят дно-диск и 4 столбика одинаковой длины. Из трех составляют корзинку, а четвертый используют для ручки.

Чтобы вызвать у детей интерес, положительное отношение к занятию, яркие образные представления, воспитатель за день до занятия или вначале читает короткие сказки, стихи и загадки, содержание которых поможет раскрыть предстоящую тему (например, «Хвост крючком, нос пятачком. Кто это?»).

Более выразительный образ можно создать с помощью стеки-палочки. Педагог показывает, как режут ею глину на части, снимают лишнюю, наносят на некоторые предметы мелкие детали, узоры. Так, чтобы изобразить кролику глаза, фигурку устанавливают на подставке, придерживают левой рукой, а правой с помощью стеки намечают глаза.

Особого внимания требуют занятия по замыслу, которые подготавливаются всей предшествующей работой. В начале занятия воспитатель подводит детей к выбору темы. Для этого он просит вспомнить, что они видели на прогулке, о ком им читали и т. д. После определении темы, начала работы воспитатель вопросами, советами направляет внимание детей на выразительность изображения. «Что делает твой зайка? — спрашивает воспитатель.— Сделай так, чтобы всем было ясно, что зайка сидит». Так педагог активизирует мыслительную деятельность, учит детей работать над образом.

Расширяя представления детей о форме, пропорциях предмета, способах лепки, педагог, анализируя результаты работы, проводит короткую беседу, с тем, чтобы ребята задумались над конечным результатом. Воспитатель дополняет ответы детей, обращая внимание на форму, пропорции и строение, прочность соединения частей.

СТАРШАЯ ГРУППА

В старшей группе воспитатель применяет методы и приемы, которые определяются конкретной темой и общими задачами.

С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как все время приходится сравнивать с образцом свое изделие.

Лепка с натуры требует предварительного знакомства с предметами. Для этого лучше объединять детей, в небольшие группы. Каждый берет предмет в руки и, ощупав его форму, рассказывает.

На занятии натуру рассматривают еще раз. Воспитатель определяет пропорции и уверенным движением руки подчеркивает форму предмета, затем задает детям вопросы, направляющие их внимание на характерные особенности формы, на ее решение. Если дети знают, как лепить, они приступают к изображению, в противном случае воспитатель частично показывает необходимые способы.

Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались, например уточка-свистулька по типу архангельской народной игрушки. Способ изображения исходной формы знаком детям; поэтому воспитатель показывает лишь, как из овала вытягиваются шея, голова и хвост.

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий — развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ранее, творческая активность в способах лепки.

Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель проводит с детьми наблюдения за живыми объектами, читает художественную литературу, рассматривает иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т. д.

Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллюстрации, а учились выделять свойства, качества предметов, необходимые для изображения.

Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые предметы.

В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадают, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов.

Во время беседы в начале занятия уточняется композиционное решение. Например, дети лепят кошку с котятами. Решается, какой должна быть подставка, в каком положении могут быть котята и кошка. Поощряются интересные композиционные решения. В процессе занятия воспитатель следит за каждым ребенком, за тем, как создается форма предмета, как передаются пропорции, действия, композиция.

На результаты лепки оказывает влияние ситуация, которую создает воспитатель.

Так, перед занятием он может заметить детям, что вылепленную посуду можно использовать для игры, добавляет, что обожженная в муфельной печи посуда украсит кукольную столовую. Поэтому каждый должен постараться и вылепить красивый сосуд, который можно украсить рельефом или расписать красками.

Ситуации могут быть и другого характера. Воспитатель говорит детям, что они будут лепить фигурки для предстоящей выставки или сделают броши, бусы для своих мам, бабушек, сотрудников детского сада к празднику 8 Марта.

Чтобы заинтересовать детей, воспитатель в начале занятия может прочитать четверостишие, загадать загадку. Тем самым он создает у детей хорошее настроение и направляет их внимание в начале занятия на обдумывание образа. Педагог выбирает стихи и загадки, которые содержат яркую характеристику особенностей, присущих предметам.

Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов.

Если дети лепили по представлению, то воспитатель предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли передана форма, какими способами лепили. Иногда оценку работам дают не сами авторы. В таком случае воспитатель следит за тем, чтобы оценка детей была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выполнил работу.

Если ребята лепили с натуры, воспитатель при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, просит сравнить с натурой.

Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются несколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, потом разбираются форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.

Формы анализа могут быть разные: дети сидят на своих местах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к себе некоторых детей, и они анализируют чью-то работу; все изделия размещают на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ. Иными словами, все зависит от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

В подготовительной к школе группе дается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов можно проводить или по предложению воспитателя, или по замыслу детей.

На занятиях по замыслу дети учатся самостоятельно выбирать тему для лепки, способы изображения, средства выразительности.

Занятия по замыслу проводятся в течение всего года, по мере того как дети накапливают знания и умения. Иногда воспитатель направляет замысел детей: например, предлагает вылепить любой персонаж из сказки А. Толстого «Золотой ключик», передать любой эпизод из сказки А. Пушкина «Золотая рыбка».

Творческое решение замыслов в лепке предполагает большой объем зрительных образов, которые ложатся в основу их изображения. Для этого воспитатель с детьми наблюдает и рассматривает предметы, отмечая в них красоту и пластику формы, характерные, свойственные данному предмету черты.

Для выразительного изображения дети должны знать повадки животных. Внимание детей обращают на то, как вытянул петушок шею и поднял голову во время пения, как запрокинула голову курица, пьющая воду, как вытянуты туловище и хвост (в одну ровную линию) у убегающей лисы, как прижимает к спинке уши испуганный заяц. Все эти знания помогут детям во время лепки сделать образ выразительным.

Педагог использует любую возможность, чтобы показать животных, иногда проводит целенаправленные наблюдения. Если перед наблюдениями детей предупреждают, что они будут рассматривать петушка, а потом лепить его из глины, то дети внимательно рассмотрят и лучше запомнят его особенности. Во время наблюдений воспитатель задает детям вопросы, направляя их внимание.

Можно рассматривать с детьми иллюстрации в книгах, где персонажи представлены в динамике.

Наиболее сложно детям изображать человека. Поэтому воспитатель организует рассматривание кукол (санитарка, космонавт, школьница и т. д.), проводит наблюдения на улице, во время прогулки: на катке или в парке, обращает внимание детей на фигуру человека, соотношение ее частей, предлагает сравнить фигуры взрослого и ребенка («Кто выше: девочка или ее мама? У кого из них длиннее руки, ноги?»).

Выразительность готовых лепных фигур зависит и от того, как передана одежда. Поэтому воспитатель привлекает внимание детей к тому, как одеты девочка и мама: девочка обута в валенки, а мама — в сапожки; на голове у девочки вязаная шапочка с помпоном, у мамы — большая меховая шапка.

А как отобразить движение? Лучше всего обратить внимание детей на то, как двигаются люди. Вот скользит на лыжах мальчик. Туловище и голова немного наклонены вперед, одна нога согнута в колене и выставлена вперед, другая нога сзади и выпрямлена, одна рука несколько согнута в локте и находится перед лыжником, а другая отведена назад.

Объясняя на занятии суть динамики в лепке, лучше всего расчленять действие на составные части («Для того чтобы заглянуть под стол, Маша-растеряша встала на колени, руками оперлась о пол, нагнула голову и заглянула под стол»).

Для рассматривания на занятии по лепке можно предложить народные игрушки, отличающиеся у каждого народа специфическим содержанием и оформлением. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко, дагестанские — тонким узором белого ангоба, узбекские глиняные игрушки оформлены налепами или углубленным рельефом

Рассматривая игрушки, педагог обращает внимание детей на пластику перехода от одной части к другой, на то, каким способом вылеплено и оформлено изделие.

Для лучшего знакомства с народной игрушкой воспитатель проводит дидактические игры: «Магазин игрушек» (следует угадать игрушку по описанию других детей) или «Устроим выставку дымковской игрушки» (из множества игрушек, выставленных на столе, отбираются те, которые нужны для выставки).

В подготовительной к школе группе воспитатель показывает лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативу детям. В процессе занятия дети самостоятельно планируют свою работу, отбирают способы лепки. Воспитатель наблюдает за тем, как они лепят, и задает вопросы, если на то есть необходимость: например, если он видит, что у слона, которого изобразил ребенок, очень короткий хобот. Воспитатель предлагает вспомнить и подумать, сможет ли таким хоботом слон переносить бревна.

Обучая детей предметной или сюжетной лепке, воспитатель использует художественную литературу: подбирает произведения, где персонажи оказывались в самых разнообразных ситуациях. Важно, чтобы во время слушания у детей формировались живые действенные образы.

В подготовительной к школе группе воспитатель может применять игровые приемы: например, провести игру в гончарную мастерскую. Игра предваряется рассказом о том, как мастера создают посуду и другие изделия, а дети, увлеченные услышанным, начинают лепить посуду для игры (в «магазин»).

Увлечет детей и предложение вылепить в подарок декоративные плитки бывшим фронтовикам ко Дню Победы или мамам к празднику 8 Марта. Плитки можно объединить в декоративный фриз, например из бабочек.

Лепка фриза

Изготовление декоративных плиток требует предварительного рисунка. Эскиз создают за день или за два до занятия.

Работу над пластинкой ведут в два приема. Сначала по размеру эскиза подготавливают пластинку. Это техническая работа, которая требует точности движений и аккуратности. Подготовленные пластинки завертывают в полиэтиленовую пленку и сохраняют до следующего занятия, на котором дети по эскизу делают рельеф. Так же, как и на сосудах, узоры на пластинках выполняют углубленным или высоким рельефом, а затем, если нужно, подвергают росписи ангобом.

Развитие творческой активности и самостоятельности зависит от того, как поставлена работа в детском саду, как продумывает и организует процесс занятия педагог. Если в старшей группе в основном рабочее место (глина, оборудование) для каждого ребенка подготавливали воспитатель и дежурные, то в подготовительной группе уже сам ребенок берет себе то количество глины, которое ему нужно, и стеки для лепки. Лепят дети сидя за обычными столами, на доске или поворотных станках.

Рис. 26. Поворотный станок для лепки

В том случае, если лепка связана с окраской ангобом, занятие делится на две части: первая часть занятия — лепка предметов, а вторая — окраска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *