Тв норма: NORMATV — г.Одесса, ул.Ген. Бочарова, 71а – что это, норма, повышено, понижено

Содержание

Что это за анализ — коагулограмма? Расшифровка МНО, АЧТВ, РФМК, ПВ. Норма при беременности

Закрыть
  • Болезни
    • Инфекционные и паразитарные болезни
    • Новообразования
    • Болезни крови и кроветворных органов
    • Болезни эндокринной системы
    • Психические расстройства
    • Болезни нервной системы
    • Болезни глаза
    • Болезни уха
    • Болезни системы кровообращения
    • Болезни органов дыхания
    • Болезни органов пищеварения
    • Болезни кожи
    • Болезни костно-мышечной системы
    • Болезни мочеполовой системы
    • Беременность и роды
    • Болезни плода и новорожденного
    • Врожденные аномалии (пороки развития)
    • Травмы и отравления
  • Симптомы
    • Системы кровообращения и дыхания
    • Система пищеварения и брюшная полость
    • Кожа и подкожная клетчатка
    • Нервная и костно-мышечная системы
    • Мочевая система
    • Восприятие и поведение
    • Речь и голос
    • Общие симптомы и признаки
    • Отклонения от нормы
  • Диеты
    • Снижение веса
    • Лечебные
    • Быстрые
    • Для красоты и здоровья
    • Разгрузочные дни
    • От профессионалов
    • Монодиеты
    • Звездные
    • На кашах
    • Овощные
    • Детокс-диеты
    • Фруктовые
    • Модные
    • Для мужчин
    • Набор веса
    • Вегетарианство
    • Национальные
  • Лекарства
    • Антибиотики
    • Антисептики
    • Биологически активные добавки
    • Витамины
    • Гинекологические
    • Гормональные
    • Дерматологические
    • Диабетические
    • Для глаз
    • Для крови
    • Для нервной системы
    • Для печени
    • Для повышения потенции
    • Для полости рта
    • Для похудения
    • Для суставов
    • Для ушей
    • Желудочно-кишечные
    • Кардиологические
    • Контрацептивы
    • Мочегонные
    • Обезболивающие
    • От аллергии
    • От кашля
    • От насморка
    • Повышение иммунитета
    • Противовирусные
    • Противогрибковые
    • Противомикробные
    • Противоопухолевые
    • Противопаразитарные
    • Противопростудные
    • Сердечно-сосудистые
    • Урологические
    • Другие лекарства
    ДЕЙСТВУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
  • Врачи
  • Клиники
  • Справочник
    • Аллергология
    • Анализы и диагностика
    • Беременность
    • Витамины
    • Вредные привычки
    • Геронтология (Старение)
    • Дерматология
    • Дети
    • Женское здоровье
    • Инфекция
    • Контрацепция
    • Косметология
    • Народная медицина
    • Обзоры заболеваний
    • Обзоры лекарств
    • Ортопедия и травматология
    • Питание
    • Пластическая хирургия
    • Процедуры и операции
    • Психология
    • Роды и послеродовый период
    • Сексология
    • Стоматология
    • Травы и продукты
    • Трихология
    • Другие статьи
  • Словарь терминов
    • [А]
      Абазия .. Ацидоз
    • [Б] Базофилы .. Булимия
    • [В] Вазектомия .. Выкидыш
    • [Г] Галлюциногены .. Грязи лечебные
    • [Д] Дарсонвализация .. Дофамин
    • [Е] Еюноскопия
    • [Ж] Железы .. Жиры
    • [З] Заместительная гормональная терапия
    • [И] Игольный тест .. Искусственная кома
    • [К] Каверна .. Кумарин
    • [Л] Лапароскоп .. Лучевая терапия
    • [М] Магнитотерапия .. Мутация
    • [Н] Наркоз .. Нистагм
    • [О] Общий анализ крови .. Отек
    • [П] Паллиативная помощь .. Пульс
    • [Р] Реабилитация .. Родинка (невус)
    • [С] Секретин .. Сыворотка крови
    • [Т]

Оплатить услугу тв компании «Норма ТВ Одесса» банковской картой

Оплатить услугу ТВ компании «Норма ТВ Одесса» банковской картой

  1. Оплатить трансляцию ТВ компании «Норма ТВ Одесса» в режиме online
  2. Выгода интернет-платежей
  3. Регистрация на Ipay.ua и ее преимущества

ТВ компания «Норма ТВ Одесса» – это популярный одесский провайдер, имеющий большое покрытие и предоставляющий полный набор сетевых услуг для компаний и частных лиц. Среди предложений компании кабельное и цифровое телевидение высокого качества. Для клиентов разработано несколько вариантов пакетов услуги ценовых предложений, среди которых каждый найдет подходящий для себя. Технические возможности компании позволяют производить подключение новых абонентов быстро и без дополнительных финансовых трат.

Компания предоставляет абонентам бесплатный сервис SMS-напоминаний о наличии задолженности по счету.

Для оплаты услуг ТВ компании «Норма ТВ Одесса» можно посетить отделение банка, воспользоваться терминалом или совершить платеж через интернет, пользуясь функционалом сайта online-платежей Ipay.ua.

Чтобы оплатить вещание ТВ компании «Норма ТВ Одесса» нужно иметь банковскую карту с положительным балансом и доступ в интернет.

Для проведения операции на главной странице нужно нажать на логотип провайдера или найти его при помощи строки поиска. Перейдя на страницу для оплаты нужно:

  • ввести ID абонента;
  • указать сумму для перевода;
  • вбить данные банковской карты: номер, срок действия и CVV2;
  • кликнуть кнопку «Продолжить».

После подтверждения операции, платеж будет выполнен за считанные секунды. За проведение финансовой операции сервисом взимается комиссия, которая ниже, чем в некоторых платежных терминалах. Если банком установлено ограничение на интернет-платежи, то нужно его снять до операции.

Выгода интернет-платежей

Онлайн-платежи – это современный финансовый инструмент, пользуясь которым не нужно иметь бумажных денег. Используя расчеты через интернет, человек получает:

  • возможность производить оплату «здесь и сейчас» по той же цене, что и за наличные;
  • высокую скорость расчетов;
  • удобный контроль над движением денег на счету.

Безналичный расчет все больше проникает в нашу жизнь, а сайт электронных платежей Ipay.ua делает процесс удобным и выгодным. Универсальный сервис дает возможность реализовать различные финансовые операции, не выходя из дома или офиса.

Регистрация на Ipay.ua и ее преимущества

Имея персональный кабинет на сайте можно оплачивать счета, делать покупки в интернете и выполнять любые финансовые операции. При этом в удобном формате можно просматривать отчеты о переводах, распечатывать квитанции, настраивать платежи. Постоянные клиенты сайта Ipay.ua получают массу преимуществ:

  • экономию времени, заплатить за кабельное можно не отрываясь от телевизора;
  • стабильность работы независимо от времени суток;
  • быстрое перечисление денег и подтверждение операции на e-mail;
  • простой и интуитивно понятный функционал сайта;
  • отсутствие скрытых платежей;
  • выгодную систему бонусов, подарков и программу лояльности;
  • высокий уровень безопасности личных данных.

Также зарегистрированным пользователям доступна удобная услуга создания шаблонов и возможность осуществлять платеж за несколько кликов мышкой.

Быстрые переводы с iPay.ua – это удобно и безопасно.

*Айпэй юэй, айпей юей, 2018

Швидкі перекази з iPay.ua – це зручно та безпечно.

*Айпей юей, 2018

Стандарт цифрового ТВ в России: формат вещания

На смену аналогового пришло цифровое вещание. Оно характеризуется передачей графической информации в высоком качестве. На практике, в нашей стране работает несколько форматов: кабельное, спутниковое, эфирное вещание.

Последний формат нашел особое распространение. Разберемся, какие особенности имеет стандарт цифрового ТВ в России. Рассмотрим их более подробно.

Содержание статьи

Формат вещания цифрового телевидения в России

Кабельное телевидение функционирует путем потоковой передачи информации в MPEG-4. Технология аналогична обмену данными через сеть интернет. Вещание осуществляется по коаксиальному кабелю с высокой пропускной способностью, подключаемой к телевизору или приставки при помощи разъема Ethernet. В связи с тем, что для обеспечения работы кабельного, нужно создание определенной инфраструктуры. Доступно оно далеко не всем.

Говоря про такой стандарт как спутниковое ТВ, то отметим, что оно функционирует через универсальный приемник, который позволяет обеспечить как аналоговое, так и цифровое вещание. Оборудование является всеволновым и способно осуществлять прием сигналов при частоте до 3 GHz.

Эфирное распространено больше всего. Его работа обеспечивается путем передачи сигнала от вещателя и последующего распространения за счет ретрансляторов. Каждая такая вышка способна обеспечить вещание до десяти каналов, которые собираются в .

Форматы вещания

Форматы вещания

Сегодня в России работает два мультиплекса. Первые десять каналов являются информационными и новостными, а вторые десять – развлекательными.

В каком формате вещает цифровое телевидение?

Основной – это MPEG-4. При этом технологии не стоят на месте и в зависимости от региона, качество транслируемого изображения может быть лучшим.

Разрешение цифрового ТВ в России

Сегодня в российском пространстве применяется несколько основных стандартов изображения. В каком качестве вещает цифровое ТВ в нашей стране? Это SD, HD и Full HD.

С каким разрешением вещает цифровое эфирное телевидение?

  1. SD – 720 на 576 пикселей.
  2. HD – характеризующийся высокой четкостью. Разрешение составляет 1280 на 720 пикселей.
  3. Full HD – один из наиболее предпочтительных вариантов. Разрешение составляет 1920 на 1080 точек.
Разница между форматамиРазница между форматами

Разница между форматами

Нужно понимать, что в зависимости от региона, телевизионное вещание может отличаться. Это объясняется распространенностью того или иного формата оборудования в конкретно взятом регионе.

Как следствие, тоже самое касается стандарта телевизионного вещания и разрешения. К примеру, если говорить про Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область, то здесь техническое оснащение позволяет осуществлять вещание в стандарте Full HD, с максимальным разрешением изображения.

Говоря же про удаленные населенные пункты, которые не имеют соответствующей инфраструктуры, то здесь идет речь больше про эфирное телевидение, являющееся доступным за счет установленных ретрансляторов.

В последние годы наблюдается положительная динамика развития данного вопроса. В частности, многие удаленные от столицы регионы страны получают возможность доступа к трансляциям, которые осуществляются в современных и актуальных сегодня форматах. При этом далеко не всегда телевизоры, используемые нашими согражданами, могут поддерживать Full-HD вещание.

Стандарты спутникового цифрового телевидения, описание и отличия

В настоящее время существуют разные стандарты спутникового цифрового телевидения.

Стандарты спутникового ТВ и их отличия от других стандартов цифрового телевидения

Стандарты сигналов спутникового ТВ-вещания

Цифровое ТВ – это технология трансляции видеоизображения и звука при помощи кодирования сигнала. Привычное всем телевидение, которое принимается обычной телевизионной антенной, называется «аналоговым».

Основной недостаток аналогового сигнала – слабая защита от помех, а также очень широкая полоса радиочастотного спектра, которая требуется для трансляции одного канала.

Поэтому эфир ограничивается несколькими десятками телеканалов. Аналоговый сигнал не дает возможности сделать удобную для пользователя и оператора услугу (например – ввести функцию быстрого подключения и отключения пакета каналов). Кроме этого, аналоговое телевидение требует передатчиков высокой мощности с большой территорией охвата.

Цифровой формат не имеет всех этих недостатков. Основное преимущество «цифры» в том, что есть техническая возможность сжимать сигнал при помощи специальных алгоритмов (например – MPEG). Сжатие дает возможность на частотном диапазоне одного аналогового ТВ-канала уместить до 10 цифровых каналов, причем качество изображения при этом будет даже лучше.

Основные преимущества цифрового TB:

  • высокая устойчивость к помехам, возможность сжатия сигнала;
  • высокое качество картинки;
  • очень большое количество эфирных каналов спутникового телевидения по сравнению с аналоговым телевидением.

Мировые стандарты цифрового спутникового TB

В разных странах и регионах разные стандарты. В России и странах Европы – это стандарт DVB (Digital Video Broadcasting).

Стандарт DVB-S (DVB-S2)

dvb-s2 логотипDVB-S (в более современной модификации называется DVB-S2) – это спутниковый вариант цифровой передачи телесигнала. В понимании всех простых обывателей закрепилось представление, что для просмотра спутниковых каналов обязательно требуется спутниковая антенна (тарелка) и ресивер. Но это не совсем так. Если телевизор поддерживает стандарт DVB-S2, то понадобится так называемый «САМ-модуль» — устройство для условного доступа. Он вставляется в телевизор, после чего телевизор подключается к спутниковой антенне.

Новый стандарт поддерживает все современные видеодеки высокого качества. Высокая скорость подключения, при которой возможна передача изображения с высоким разрешением. Более надежный стандарт в плане передачи сигнала вещания от источника к конечному потребителю. Есть возможность прямого доступа в интернет.

DVB S2 совместим с предыдущей версией стандарта — DVB S.

Цель разработки

Новый стандарта справился с задачей устранить недочеты предыдущих стандартов – низкие скорости DVB S и низкие искажения стандарта SAT. Дает возможность применять передачу цифрового ТВ из студии в студию, раздавать сигналы на эфирные ретрансляторы.

Используется как техническая поддержка в формировании сети для передачи данных или создания IP-линий.

Заложенные в ресиверы стандарта DVB S2 механизмы оказались несовместимыми с некоторыми старыми стандартами. Тогда были введены 2 новых режима. Один можно использовать для получения обычных услуг, второй – для применения в профессиональных сетях.

DVB-S2 имеет 4 возможные схемы модуляции. Для вещания используются QPSK и PSK, а для профессиональных сетей – высокоскоростные схемы 16 APSK и 32 APSK.

Защита от помех осуществляется при помощи перемежения данных и наложения двухуровневого кода для прямой коррекции. Чаще всего удается исправить 8-12 ошибок.

Стандарт DVB-S2X

DVB-S2X логотип

Является расширенной версией стандарта DVB-S2, привносит в него ряд дополнительных возможностей и функций. Обеспечивает более высокую производительность основных приложений, в том числе DTH-платформы, раздачу сигнала, VSAT. Стандарт обеспечивает возможность использования рабочего диапазона для реализации других потребностей современного рынка электроники, в том числе работы мобильных гаджетов.

Характеризуется более высокими показателями спектральной эффективности соотношения «сигнал – шум», который является типичным для всех профессиональных приложений. Поддерживает очень низкие показатели C/N, до уровня -10 dB для мобильных приложений. (Они применяются для работы морских судов, самолетов, поездов и т.д.)

Работа стандарта DVB-S2X основывается на принципах уже давно хорошо себя зарекомендовавшей версии DVB-S2. Используется схема прямой коррекции ошибок (FEC) LDPC в сочетании BCH FEC в качестве внешнего кода.

Спецификация новой версии была опубликована в «Синей книге DVB». После этого почти все поставщики приемного и передающего оборудования объявили о том, что поддерживают новый стандарт.

Новая версия стандарта была представлена практически одновременно с появлением новой системы видеокомпрессии HEVC. Предполагается, что в новых ресиверах будет предусмотрена поддержка двух технологий для обеспечения более эффективной работы HD.

Телевизор со встроенным спутниковым ресивером имеет некоторые преимущества

Основной плюс телевизоров, поддерживающих разные цифровые стандарты, состоит в том, что можно существенно экономить средства на покупке аппаратуры. Кроме этого, при настройке каналов и переключении их используется только один пульт от телевизора, и не требуется пульт ДУ для приставки, т.к. ее вообще может не быть.

Ресивер нередко встраивается прямо в телевизор. Он способен принимать сигнал со спутника через антенну, но большинство спутниковых каналов закодированы, а встроенного декодера в телевизорах нет. Чтобы обеспечить качественный прием сигнала, требуется установка декодера. Поэтому при покупке телевизора с встроенным тюнером не стоит верить продавцам, что одного только встроенного в телевизор тюнера достаточно для избавления от всех помех.

Ресивер в телевизоре должен соответствовать стандарту DVB-S2. Бывает, что при покупке телевизора возникает путаница, т.к. в него может быть встроен тюнер с другим стандартом – DVB-T или DVB-C. Такие тюнеры для приема спутникового ТВ не подходят.

Установка и монтаж оборудования при встроенном в телевизор тюнере и при использовании отдельного внешнего тюнера почти ничем не отличаются. Телевизоры со встроенным тюнером поддерживают протокол DiSEqC-1.0, который обеспечивает прием сигнала минимум от 4 спутников.

Подключение и настройка приема сигнала формата DVB-S2

Для примера можно рассмотреть настройку телевизора LG-32LN575U. Данная модель имеет встроенный тюнер, поддерживающий требуемый стандарт. Практически каждый телевизор с поддержкой этого стандарта имеет и функцию приема САМ-модуля, которая принимает карту доступа платного вещания.

После подключения телевизора к спутниковой антенне нужно войти в настройки транслятора. Перейти во вкладку «Каналы», в котором найти пункт «Автопоиск». В качестве источника входного спутникового сигнала выбрать «спутник» и нажать «далее».

Следующий шаг – выбор спутника и настройка показа. Можно нажать на раздел «Смена настройки спутника», чтобы провести настройку. Можно нажать на «далее», чтобы провести поиск каналов на том спутнике, который уже выставлен.

В настройках спутника откроется окно с большим количеством настроек. Если картинка показывает максимальный уровень сигнала и качества, то значит, антенна правильно настроена на спутник. Можно закрыть окно и нажать на «далее», чтобы выбрать параметры поиска. Если нет САМ-модуля, то можно поставить галочку возле пункта «Пропуск зашифрованных каналов», т.к. все равно не получится их смотреть. После этого нажать на «выполнить». Система запустит режим сканирования и поиска каналов. После его окончания можно сразу переходить к просмотру каналов, либо можно войти в «Настройки», далее – во вкладку «Каналы». Там можно отсортировать найденные каналы, настроить их.

Пакети TV — Сайт ТРК Норма-4, кабельне телебачення, Інтернет в м.Херсоні

Пакети TV

(Тарифи діють з 01.09.2019 року)

Пакет «Аналоговий» — 80 грн./міс.

Список каналов данного пакета: 

Піксель KRATU
ЕКО-ТВ Milady television
Новий канал Обоз
СТБ Еспресо TV
Україна SEA TV
НТН Оце
ТЕТ NEWS ONE
НЛО-ТВ 112 Украина
ICTV UA: ПЕРШИЙ
М1 Paramount Comedy
5 канал Мега
Скіфія Da Vinci Learning
ВТВ плюс 1+1
РАДА Эпоха
КРТ ПЛЮС ПЛЮС
Extreme Sports Channel Nickelodeon
Індиго tv Херсон Плюс
Перший діловий TV 1000 ACTION
Сонце Прямий
К2 Культура
К1 ІНТЕР
O-TV Инфоканал
ZIK Дача
TV1000 EAST Зоопарк
ЯТБ HDFashion&LifeStyle
2+2 Английский клуб ТБ
Твій ПЛЮС Maxxi-TV
ZOOM UA:КРИМ
Бігуді STAR FAMILY

ATR
4 Канал
VIASAT EXPLORE
Enter-фильм Фауна
24 news М2
Трофей ТВ Униан
 

Пакет «Базовий» — 80 грн./міс. (цифрове)

Список каналов данного пакета: 

УНІАН ТБ NEWS ONE
Paramount Comedy Горизонт
CNL TV Промінь
ПРАВДАТУТ Еспресо TV
Твій ПЛЮС ZIK
UA: ПЕРШИЙ Обоз ТВ
ATR КРТ
KRATU Солнце
Kiev TV ЧП.INFO
Вінтаж
Фауна
Скіфія Эпоха
112 Украина КДРТРК
Херсон Плюс Телевсесвіт
ВТВ плюс Культура
Індиго tv ПЛЮС ПЛЮС
Ескулап TV HDFashion&LifeStyle
До Тебе
ЕКО-ТВ
1 Західний MUSIC BOX
Трофей
Бигуди
Надія Караван-TV
НТН UA:КРИМ
К1 Терра
Мега ЯТБ
ZOOM Da Vinci Learning
Enter-фильм EUROSPORT
К2 Еврокино
Піксель 1 канал українського радіо
Iнтер НАТАЛІ
Extreme Sports Channel
СТБ Україна
М1 Английский клуб ТБ
Milady television

Новий канал
М2 STAR FAMILY
24 news Зоопарк
Перший діловий Nickelodeon
ОЦЕ ЕU Music
Инфоканал Беларусь 24
Максі-ТВ Прямий
ТЕТ

2+2
Глас О-TV
Чорноморська ТРК Дача
РАДА НЛО-ТБ
Малятко-TV ICTV
5 канал 1+1
4 канал
ЛЯЛЄ
8 канал
Радіо «Культура»
 

Телевизионный канал (полоса радиочастот) — Википедия

Советский видеомагнитофон «Электроника ВМ-12» (вверху):
1 — кнопки переключателя программ. Каждая кнопка могла быть настроена на любой метровый или дециметровый канал.
Советский чёрно-белый лампово-полупроводниковый телевизор 1980-х годов (внизу):
2 — рукоятка селектора метровых каналов.
3 — переключатель между «метровым» и «дециметровым» селекторами каналов.
4 — рукоятка плавной настройки дециметровых каналов.
Не каждый советский телевизор комплектовался на заводе селектором дециметровых каналов, хотя возможность самостоятельной установки была. Дело в том, что в СССР телепередачи в дециметровом диапазоне велись только в нескольких крупных городах.

Телевизио́нный кана́л — полоса радиочастот в диапазоне метровых и дециметровых волн (МВ и ДМВ), предназначенная для передачи в сетях эфирного, кабельного или мобильного телевидения:

Последнее можно отнести и к спутниковому телевидению. Однако традиционно для него в данном случае используется термин «транспондер», что не совсем точно, так как транспондер — это физическое устройство, а не полоса радиочастот. С другой стороны, диапазоны спутникового телевидения расположены на сверхвысоких частотах, а ширина полосы исчезающе мала по сравнению с абсолютными частотами мультиплексов (транспондеров), которые могут и не иметь стандартных значений границ радиочастот.

Не следует путать радиотехнические средства, обеспечивающие передачу аудиовизуальной информации, с самой этой информацией, которую пользователь может увидеть на экране своего телевизора (новости, концерт, фильм или настроечную таблицу). Собственно полоса радиочастот не является строго телеканалом, наоборот — как аналоговые, так и цифровые стандарты определяют необходимую им ширину радиочастот для одного канала (или мультиплекса), а их границы регламентируются стандартами отдельных стран. Термин телевизионный канал (телеканал, ТВК) продолжает использоваться и в контексте цифрового вещания, так как для границ мультиплексов в большинстве случаев сохранены и полосы и номера ТВК, соответствующие аналоговому телевещанию.

Часть спектра в полосе телевизионного сигнала SECAM-D/K. График относительно несущей изображения.
Спектр в полосе телевизионного сигнала PAL-I.
Спектр в полосе телевизионного сигнала NTSC-M.
Спектр в полосе телевизионного сигнала DVB-T2
на примере эфирного ТВК 53.

Исторически сложилось, что в разных странах используются разные телевизионные стандарты, отличающиеся принципом кодирования сигнала — аналоговое телевидение и цифровое телевидение. Аналоговые стандарты (см. таблицу) в свою очередь отличаются друг от друга значениями:

  • несущих частот изображения и звука,
  • ширины полосы радиочастот целого канала и её составляющих — полос яркости, цветности и звука,
  • частотных границ каналов и их нумерацией,
  • числом строк и полярностью видеосигнала,
  • частот кадровой и строчной развёртки,
  • а также применяемыми стандартами кодирования цвета (NTSC, PAL, SECAM) и другими техническими особенностями.

Цифровые стандарты наследуют из этого списка ширину полосы радиочастот канала (первоначально аналогового) и вместе с ней границы большей части каналов (зависит от страны), несущей частотой можно условно считать середину данной полосы, что строго говоря не верно, ибо спектр цифрового сигнала сложен из множества отдельных элементов и лишь на графическом изображении выглядит как например аналоговый спектр яркости с центром в середине полосы. Цифровые стандарты разработаны европейской группой DVB, есть и стандарты, созданные силами отдельных стран (США, Япония, Китай и Корея). Остальные страны принимают либо наиболее распространённые DVB-стандарты, либо американские ATSC, либо японские ISDB, китайский стандарт принят только Кубой. Во многих странах уже прекращено аналоговое вещание.

Типичная ширина полосы может составлять 17/10, 5, 6, 7, 8 и 10 МГц, чаще используется ширина в 8 МГц. Значение ширины полосы прямо пропорционально количеству передаваемой в спектре информации, а также влияет на помехоустойчивость.

Абонент принимает аналоговые телевизионные сигналы и (или) цифровые мультиплексы либо через эфир (с помощью индивидуальной или коллективной антенны), либо при посредстве кабельных операторов. Эти операторы могут ретранслировать частотные каналы по своим кабельным сетям, изменив при этом , занимаемые ими в эфире. Такая же ситуация возможна в системах коллективного телеприёма отдельного жилого дома или гостиниц, санаториев и т. д. В разных населённых пунктах один и тот же аналоговый телеканал может передаваться в эфир на разных частотных каналах, например во Владивостоке российский «Первый канал» передаётся на первом метровом канале, в Хабаровске — на третьем, а в посёлке Хор — на девятом, равно как и общероссийские цифровые мультиплексы «РТРС-1» и «РТРС-2» имеют индивидуальную частотную сеть вещания в зависимости от региона страны. В ряде случаев (ввод в строй новых мощностей на телецентре, ремонт телепередающей аппаратуры, изменение контракта между собственником средства массовой информации и передающим телерадиоцентром) вещание может быть продолжено на другом частотном канале.

Некоторые бытовые электронные устройства (например, советские игровые приставки «Видеоспорт-3», «Электроника Экси Видео 01» и др), приставки «Dendy», бытовые видеомагнитофоны, домашние компьютеры 1980-х — начала 1990-х годов («БК», «Микро-80» и др.) могут подключаться к телевизору с помощью антенного коаксиального высокочастотного кабеля. В этих устройствах имеется модулятор высокой частоты одного ТВК, тюнер телевизора может настраивается на его приём ровно также как и на обычный эфирный или кабельный аналоговый частотный канал. Частота канала (номер ТВК), на котором передаётся телевизионный сигнал от устройства к телевизору может быть изменён в настройках этого устройства, чтобы избежать помех, если в населённом пункте уже идут передачи на этой частоте.

Параметры полос телеканалов наиболее распространённых аналоговых систем
Стандарт
разложения
Ширины полос радиочастот, МГц Примечания
Канал
целиком
Только
видео
Разнос несущих
видео и звука
Остаточная
боковая
B 7 5 5,5 0,75 вещание сворачивается, только МВ
D 8 6 6,5 0,75 см. таблицу ниже, только МВ
G 8 5 5,5 0,75 вещание сворачивается, только ДМВ
H 8 5 5,5 1,25 вещание сворачивается, только ДМВ
I 8 5,5 5,9996 1,25 вещание свёрнуто
K 8 6 6,5 0,75 см. таблицу ниже, только ДМВ
K’ (K1) 8 6 6,5 1,25 вещание свёрнуто
L 8 6 6,5 1,25 вещание свёрнуто
M 6 4,2 4,5 0,75 вещание практически свёрнуто, только Куба и Бразилия
N 6 4,2 4,5 0,75 Аргентина, Парагвай, Уругвай

Стандарты полос телевизионных каналов[править | править код]

В России и на постсоветском пространстве[править | править код]

В таблице представлены частотные диапазоны и частотные телевизионные каналы, используемые в России и на постсоветском пространстве, а также в бывших социалистических странах. Этот телевизионный стандарт в целом соответствует стандарту OIRT. Стандарты разложения, применявшиеся в большинстве стран-участниц организации «OIRT» — «D» для МВ и «K» для ДМВ, а стандарт кодирования цвета — SECAM, поэтому в качестве наименования данного стандарта чаще встречается обозначение «SECAM-D/K». Впрочем, после распада СССР некоторые телецентры и особенно кабельные операторы передают цвет и в стандарте PAL или даже в PAL+. После интеграции «OIRT» в организацию «EBU» и с распадом организации «СЭВ» стандарт SECAM постепенно заменялся на PAL и в Восточной Европе. Номера и частоты каналов при этом сохранялись, но в ряде стран произведено перераспределение частотных ресурсов в пользу иных видов связи, отличных от аналогового эфирного телевидения, как в диапазоне ДМВ, так и в МВ.

Необходимо отметить, что кроме собственно стандартов разложения аналогового телевидения (см. таблицу выше), под обозначениями «D» и «K» (и другими) понимают и стандарты границ частотных каналов в соответствующих диапазонах частот, особенно за пределами постсоветского пространства. Тем не менее, система «K» для ДМВ в этом отношении практически идентична системам «I», «G», «H» и «L» с последовательностью каналов начиная с 21-го. А система «D» для МВ более оригинальна, в современном виде (с 1965 года) она представляет собой 12 каналов, последовательность которых соблюдается лишь внутри трёх поддиапазонов (I, II и III). От прежней системы OIR (наименование организации «OIRT» до 1960 года) из 13 каналов в МВ (выпускавшиеся в 1950-е годы советские телевизоры могли принимать от трёх до пяти частотных телевизионных каналов[1]) сохранились лишь три — современные 1-й, 2-й и 3-й. Таким образом, 1-й и 2-й каналы представляют собой один из старейших в мире ТВ-диапазон I (48,5—66 МГц), 3-й канал дал начало оригинальному ТВ-диапазону II (76—100 МГц), но ТВ-диапазон III имеет близкие аналоги в других системах.

Кроме России, стандарт OIRT (или «SECAM-D/K») используется (или использовался) в следующих странах:

Частоты и номера каналов эфирного и кабельного телевидения. Стандарт OIRT и стандарты России[2][3]
Номер
ТВ канала
(ТВК)
Частотные границы
канала (полосы), МГц
Аналоговое телевидение Частота для настройки
цифрового телевидения
(середина полосы), МГц
нижняя верхняя Несущая частота
изображения, МГц
Несущая частота
звука, МГц
Метровые волны (МВ)
ТВ-диапазон I[2] (МВ, каналы 1—2)
1 48,5 56,5 49,75 56,25
2 58 66 59,25 65,75
Полоса, выделенная для стереофонического радиовещания[4] (диапазон УКВ OIRT)
65,9 74 На радиоприёмниках диапазона УКВ OIRT
возможно прослушивание звукового сопровождения 2-го канала.
А на некоторых телеприёмниках — радиопрограмм.
ТВ-диапазон II[2] (МВ, каналы 3—5)
3 76 84 77,25 83,75
4 84 92 85,25 91,75
5 92 100 93,25 99,75
Полоса, выделенная для стереофонического радиовещания[4] (часть диапазона УКВ CCIR)
100 108 На радиоприёмниках диапазона УКВ CCIR (FM-диапазон, 87,5—108 МГц)
возможно прослушивание звукового сопровождения 4-го и 5-го каналов,
с японским FM-диапазоном (76—89,9 МГц) — 3-го канала.
А на некоторых телеприёмниках — FM-радиопрограмм.
Допускается распределение сигналов радиовещания в полосе частот
87,5—100 МГц в кабельных распределительных сетях,
не использующих полосы частот 4-го и 5-го каналов[3].
1-я кабельная полоса[3] (МВ, каналы СК 1—8)
СК 1 110 118 111,25 117,75 114
СК 2 118 126 119,25 125,75 122
СК 3 126 134 127,25 133,75 130
СК 4 134 142 135,25 141,75 138
СК 5 142 150 143,25 149,75 146
СК 6 150 158 151,25 157,75 154
СК 7 158 166 159,25 165,75 162
СК 8 166 174 167,25 173,75 170
ТВ-диапазон III[2] (МВ, каналы 6—12)
6 174 182 175,25 181,75 178
7 182 190 183,25 189,75 186
8 190 198 191,25 197,75 194
9 198 206 199,25 205,75 202
10 206 214 207,25 213,75 210
11 214 222 215,25 221,75 218
12 222 230 223,25 229,75 226
2-я кабельная полоса[3] (МВ, каналы СК 11—19)
СК 11 230 238 231,25 237,75 234
СК 12 238 246 239,25 245,75 242
СК 13 246 254 247,25 253,75 250
СК 14 254 262 255,25 261,75 258
СК 15 262 270 263,25 269,75 266
СК 16 270 278 271,25 277,75 274
СК 17 278 286 279,25 285,75 282
СК 18 286 294 287,25 293,75 290
СК 19 294 302 295,25 301,75 298
Дециметровые волны (ДМВ)
3-я кабельная полоса[3] (диапазон Hyperband, ДМВ, каналы СК 20—40)
СК 20 302 310 303,25 309,75 306
СК 21 310 318 311,25 317,75 314
СК 22 318 326 319,25 325,75 322
СК 23 326 334 327,25 333,75 330
СК 24 334 342 335,25 341,75 338
СК 25 342 350 343,25 349,75 346
СК 26 350 358 351,25 357,75 354
СК 27 358 366 359,25 365,75 362
СК 28 366 374 367,25 373,75 370
СК 29 374 382 375,25 381,75 378
СК 30 382 390 383,25 389,75 386
СК 31 390 398 391,25 397,75 394
СК 32 398 406 399,25 405,75 402
СК 33 406 414 407,25 413,75 410
СК 34 414 422 415,25 421,75 418
СК 35 422 430 423,25 429,75 426
СК 36 430 438 431,25 437,75 434
СК 37 438 446 439,25 445,75 442
СК 38 446 454 447,25 453,75 450
СК 39 454 462 455,25 461,75 458
СК 40 462 470 463,25 469,75 466
ТВ-диапазон IV[2] (ДМВ, каналы 21—34)
21 470 478 471,25 477,75 474
22 478 486 479,25 485,75 482
23 486 494 487,25 493,75 490
24 494 502 495,25 501,75 498
25 502 510 503,25 509,75 506
26 510 518 511,25 517,75 514
27 518 526 519,25 525,75 522
28 526 534 527,25 533,75 530
29 534 542 535,25 541,75 538
30 542 550 543,25 549,75 546
31 550 558 551,25 557,75 554
32 558 566 559,25 565,75 562
33 566 574 567,25 573,75 570
34 574 582 575,25 581,75 578
ТВ-диапазон V[2] (ДМВ, каналы 35—60)
35 582 590 583,25 589,75 586
36 590 598 591,25 597,75 594
37 598 606 599,25 605,75 602
38 606 614 607,25 613,75 610
39 614 622 615,25 621,75 618
40 622 630 623,25 629,75 626
41 630 638 631,25 637,75 634
42 638 646 639,25 645,75 642
43 646 654 647,25 653,75 650
44 654 662 655,25 661,75 658
45 662 670 663,25 669,75 666
46 670 678 671,25 677,75 674
47 678 686 679,25 685,75 682
48 686 694 687,25 693,75 690
49 694 702 695,25 701,75 698
50 702 710 703,25 709,75 706
51 710 718 711,25 717,75 714
52 718 726 719,25 725,75 722
53 726 734 727,25 733,75 730
54 734 742 735,25 741,75 738
55 742 750 743,25 749,75 746
56 750 758 751,25 757,75 754
57 758 766 759,25 765,75 762
58 766 774 767,25 773,75 770
59 774 782 775,25 781,75 778
60 782 790 783,25 789,75 786
Дополнительный кабельный диапазон[3] (ДМВ, каналы 61—69)
61 790 798 791,25 797,75 794
62 798 806 799,25 805,75 802
63 806 814 807,25 813,75 810
64 814 822 815,25 821,75 818
65 822 830 823,25 829,75 826
66 830 838 831,25 837,75 834
67 838 846 839,25 845,75 842
68 846 854 847,25 853,75 850
69 854 862 855,25 861,75 858

Из этой таблицы видно, что ширина полосы частот каждого канала (или мультиплекса) составляет 8 МГц, и эти полосы идут подряд. Защитные полосы (расфильтровки) включены в основную ширину полосы частот канала. Несущая частота сигнала звукового сопровождения (в этой таблице) на 6,5 МГц больше несущей частоты видео. Передаваемый спектр цифрового стереосигнала NICAM — +5,85 ± 0,25 МГц от частоты видеосигнала[источник не указан 2073 дня].

В некоторых социалистических странах[править | править код]

  • На Кубе используется NTSC-M, как в США. Несовместим с российским. Несущая частота сигнала звукового сопровождения на 4,25 МГц больше несущей частоты видео, количество строк — 525.
  • В Китае используется PAL-D, совместим с российским стандартом, кроме цвета, разница — практически только в нумерации каналов.
  • В КНДР и Румынии — PAL-D/K, совместим с российским стандартом, кроме цвета, разница — практически только в нумерации каналов.
  • В Югославии и Албании — PAL-B/G (как в ФРГ), несовместим с российским. Несущая частота сигнала звукового сопровождения на 5,5 МГц больше несущей частоты видео.
  • В ГДР использовался SECAM-B/G, несовместим с советским. Совместим по частотам с стандартом ФРГ, кроме цвета.

В остальном мире[править | править код]

Когда речь идёт о совместимости стандартов, следует помнить, что существуют мультисистемные телеприёмники, способные работать без проблем в очень многих странах.

  • Справочная книга радиолюбителя-конструктора. книга 1; М., Радио и Связь, 1993; стр 95
  • С. А. Ельяшкевич, стр 22

Стандарт разложения (телевидение) — Википедия

Станда́рт разложе́ния, форма́т развёртки — характеристика стандарта телевизионного вещания и видеозаписи, определяющая количество строк изображения, частоту смены кадров (полей), а также режим развёртки. Телевизионная развёртка применяется не только в телевидении, но и в других областях, требующих отображения информации, в том числе в компьютерных мониторах. Поэтому, стандарты разложения относятся к компьютерной графике и цифровым видеоинтерфейсам. От стандарта разложения зависит чёткость получаемого изображения и ширина полосы частот, занимаемая телевизионными каналами.

Сравнительная информационная ёмкость изображения разных стандартов разложения

Стандарт разложения характеризуется количеством строк, кадровой частотой и используемой разновидностью развёртки.

Количество строк изображения[править | править код]

Основными стандартами разложения принято считать европейский 625/50, утверждённый МККР в 1952 году[1], и американский 525/60, принятый в США в 1941 году национальной комиссией NTSC-I, созванной FCC в 1940 году[Примечание 1]. В первом изображение передается при помощи 625 строк в 2 полукадрах (по 288 в активной части кадра) с частотой их следования 50 Гц[2], а во втором при помощи 525 строк с частотой 60 полукадров в секунду. Существующие до сегодняшнего дня стандарты разложения появились в эпоху электронно-лучевых трубок и несут след этих технологий. Они содержат область гашения, поэтому число строк в каждом стандарте превышает их количество, реально участвующее в построении изображения. Часть строк генерировалась горизонтальной отклоняющей катушкой вхолостую во время обратного хода кадровой развертки, и вынужденно включалась в стандарт, который фактически отражает полное количество периодов строчной развёртки, приходящееся на один период кадровой. В европейском стандарте разложения, принятом в России по ГОСТ 7845-79[3], из 625 передаваемых строк активных — только 576, поэтому в компьютерной графике этому стандарту разложения соответствует разрешение 576i (480i в американском стандарте).

Количество строк систем аналогового телевидения выбиралось исходя из того, что при чересстрочной развёртке оно должно быть нечётным, а при прогрессивной — чётным[4]. Конструирование систем кадровой и строчной развёрток предполагает кратное соотношение их рабочих частот для устойчивой работы. При таких соотношениях, соответствующих простым числам, строчную частоту можно получать при помощи относительно простых цепей последовательного умножения кадровой. Такой подход предполагает строгую математическую зависимость между количеством строк и кадровой частотой стандарта, поэтому при создании большинства стандартов использованы произведения целых чисел, не превышающих 7. При выборе кадровых частот, кратных частоте промышленного переменного тока, наличие множителей, кратных 50 или 60, предопределяет применимость стандартов в разных странах с разными параметрами электроэнергетики.

  • 2 × 3 × 5 = 30 строк с прогрессивной развёрткой: довоенные системы малострочного механического телевидения, действовавшие в Америке, Европе и в СССР;
  • 2 × 3 × 3 × 5 = 90 строк с прогрессивной развёрткой;
  • 2 × 2 × 2 × 2 × 2 × 3 = 96 строк с прогрессивной развёрткой;
  • 2 × 2 × 3 × 3 × 5 = 180 строк с прогрессивной развёрткой при 25 кадрах в секунду: система, использовавшаяся в Германии с марта 1935 года до перехода на 441-строчную систему[5];
  • 2 × 2 × 2 × 2 × 3 × 5 = 240 строк, 25 полных кадров в секунду: британская экспериментальная система Бэйрда. С 1936 года стандарт использовался в первой электронной системе советской разработки, реализованной на ленинградском телецентре[6][7];
  • 3 × 3 × 3 × 3 × 3 = 243 строки с чересстрочной развёрткой;
  • 7 × 7 × 7 = 343 строки с чересстрочной развёрткой: ранний североамериканский и довоенный польский стандарт, также использовавшийся до введения 441-строчного стандарта на московском телецентре, оснащённом оборудованием RCA[8]. Произведение не содержит ни одного множителя, кратного частотам 50 и 60 Гц. Это и предопределило недолгую жизнь стандарта, от которого отказались сразу после войны;
  • 3 × 5 × 5 × 5 = 375 строк;
  • 3 × 3 × 3 × 3 × 5 = 405 строк, 50 полукадров в секунду: первая британская система электронного вещания BBC-1, внедрённая в 1936 году. Таким же количеством строк обладала система механического телевидения Scophony[9];
  • 2 × 2 × 2 × 5 × 11 = 440 строк с прогрессивной развёрткой;
  • 3 × 3 × 7 × 7 = 441 строка: чересстрочный стандарт RCA (60 полукадров в секунду), действовавший в США до внедрения современного стандарта на 525 строк[10], а также на советском телевидении (50 полукадров в секунду) до мая 1951 года[1]. Официально утверждён в качестве вещательного стандарта СССР 27 декабря 1940 года вместо 343-строчного (ГОСТ 60—40[11]), но фактически не использовался из-за войны[12]. Также применялся во Франции, Италии и Германии[8];
  • 2 × 3 × 3 × 5 × 5 = 450 строк с прогрессивной развёрткой;
  • 5 × 7 × 13 = 455 строк: французский довоенный стандарт, использовавшийся параллельно с 441-строчным;
  • 3 × 5 × 5 × 7 = 525 строк, 60 полукадров в секунду: современная американская система телевидения стандартной чёткости;
  • 3 × 3 × 3 × 3 × 7 = 567 строк: голландский послевоенный стандарт;
  • 5 × 11 × 11 = 605 строк: система, предложенная в США незадолго до внедрения системы на 525 строк;
  • 5 × 5 × 5 × 5 = 625 строк, 50 полукадров в секунду: современная европейская система телевидения стандартной чёткости;
  • 3 × 3 × 7 × 13 = 819 строк, 50 полукадров в секунду: французский аналоговый стандарт 1949 года;
  • 3 × 7 × 7 × 7 = 1029 строк: нереализованный французский стандарт, предложенный в 1948 году;
  • 2 × 3 × 5 × 5 × 5 = 750 строк с прогрессивной развёрткой и частотой 50 кадров в секунду. Используется в цифровом стандарте HDTV 720p50[Примечание 2];
  • 2 × 2 × 2 × 2 × 3 × 3 × 5 = 750 строк с прогрессивной развёрткой и частотой 60 кадров в секунду. Используется в цифровом стандарте HDTV 720p60;
  • 3 × 3 × 5 × 5 × 5 = 1125 строк одинаково пригодны для частот 60 и 50 полукадров в секунду: аналоговый стандарт телевидения высокой чёткости, послуживший основой для цифрового стандарта 1080i[Примечание 3];
  • 2 × 5 × 5 × 5 × 5 = 1250 строк с кадровой частотой 25 Гц и чересстрочной развёрткой: европейский аналоговый стандарт ТВЧ «Эврика-95», использовавшийся до принятия международного[13];

Четыре последних соотношения актуальны для аналогового телевидения высокой чёткости, действовавшего в некоторых странах до появления современных цифровых стандартов ТВЧ[14]. Современные системы цифрового телевидения высокой чёткости, основанные на предыдущих аналоговых, учитывают только 720 и 1080 активных строк. Кроме того, числовая кратность повышает удобство кодирования в цифровых стандартах.

Кадровая частота[править | править код]

При выборе частоты смены кадров разработчики стандартов разложения руководствовались физиологическими характеристиками зрительного анализатора человека и общемировым стандартом частоты киносъёмки и проекции, равным 24 кадрам в секунду[15]. Частота кадров телевизионных систем выбиралась максимально близкой к кинематографическим стандартам для удобства телекинопроекции. В то же время, чересстрочная развёртка большинства аналоговых стандартов была компромиссом между заметностью мельканий экрана и шириной полосы частот, занимаемой видеосигналом. Удвоение частоты мельканий по сравнению с кадровой, лежащей ниже физиологического порога заметности, достигнуто последовательной передачей чётных и нечётных строк в двух полях вместо одного кадра[15]. Частота полей в системах 625/50 и 525/60 также продиктована электронно-лучевыми технологиями. Считалось более удобным конструировать генераторы кадровой развертки с частотой, близкой к частоте промышленного переменного тока. Поэтому в американском стандарте разложения присутствует полукадровая частота 60 Гц, а в европейском — 50. При этом оба стандарта обеспечивают примерно одинаковую ширину полосы видеосигнала за счет близких частот строчной развертки: 15625 Гц и 15734 Гц соответственно[Примечание 4]. С появлением системы цветного телевидения NTSC кадровая частота американского стандарта разложения, используемого совместно с этой системой, была уменьшена до 29,97 кадров в секунду. Это требовалось из-за особенностей NTSC, частота поднесущей которой должна быть кратна кадровой, и не повлияло на совместимость с чёрно-белыми телевизорами, рассчитанными на частоту 30 кадров[16].

Разновидности развёртки[править | править код]

В различных стандартах разложения могут применяться как чересстрочная, так и прогрессивная развёртки. Первые телевизионные системы, особенно механические, использовали прогрессивную развёртку. Чересстрочная впервые появилась в ранней американской системе 343/60 и в дальнейшем стала стандартом для всех вещательных систем. Однако, наряду с очевидными преимуществами при передаче по ограниченному каналу, чересстрочная развёртка обладает рядом неустранимых недостатков, ухудшающих качество изображения и утомляющих зрение. Появление систем телевидения повышенной чёткости и совершенствование HDTV позволило во многих случаях отказаться от чересстрочной развёртки в пользу более совершенной прогрессивной. Использование последней приводит к удвоению объёма передаваемой информации и не всегда приемлемо для телевещания. Напротив, компьютерные видеоинтерфейсы используют только прогрессивную развёртку для снижения утомляемости при длительной работе с компьютером.

Использование стандартов разложения в различных системах аналогового телевидения[17]
Стандарт Год введения Количество
строк
Кадровая
частота, Гц
Ширина полосы
видео, МГц
Модуляция видео Модуляция
несущей звука
Традиционная
цветная система
A 1936 405 25 3 позитивная амплитудная ч/б
B 1950 625 25 5 негативная частотная PAL/SECAM
C 1953 625 25 5 позитивная амплитудная ч/б
D 1948 625 25 6 негативная частотная PAL/SECAM
E 1949 819 25 10 позитивная амплитудная ч/б
F 819 25 5 позитивная амплитудная ч/б
G 625 25 5 негативная частотная PAL/SECAM
H 625 25 5 негативная частотная PAL
I 1962 625 25 5.5 негативная частотная PAL
J 1953 525 30 (29,97) 4.2 негативная частотная NTSC
K 625 25 6 негативная частотная PAL/SECAM
K’ 625 25 6 негативная частотная SECAM
L 1970-е 625 25 6 позитивная амплитудная SECAM
M 1941 525 30 (29,97) 4.2 негативная частотная NTSC, PAL (Бразилия)
N 1951 625 25 4.2 негативная частотная PAL

Устаревшие аналоговые стандарты[править | править код]

Некоторые стандарты, появившиеся одновременно с ныне действующими, не выдержали конкуренции с наиболее распространенными и прекратили своё существование. Так, в Великобритании с 1936 по 1985 годы использовался стандарт «BBC-1» с разложением на 405 строк и чересстрочной разверткой при частоте 50 полей в секунду[1]. После принятия Соединённым Королевством в 1964 году современного общеевропейского стандарта в 625 строк, обе системы существовали параллельно в Британии, Ирландии и некоторых кабельных сетях Гонконга до выработки ресурса телевизоров, выпущенных для старого стандарта. Во Франции с 1949 года был принят стандарт разложения на 819 строк с той же кадровой частотой при чересстрочной развертке[12]. Количество активных строк равнялось 737, поэтому иногда встречается его современное обозначение 737i. Этот стандарт использовался в чёрно-белом телевидении до 1984 года во Франции каналом TF-1 и в Монако, и был первым в мире стандартом высокой четкости. В настоящее время упомянутые стандарты не применяются вследствие несовместимости с общеевропейским. Кроме того, количество строк французского стандарта не имеет ни одного множителя, кратного кадровой частоте, что снижает устойчивость системы.

Трудности передачи телевизионного сигнала на большие расстояния и сложность генераторов строчной и кадровой развёрток делали бессмысленным изготовление мультистандартных устройств, способных воспроизводить видеосигналы разных стандартов разложения. До появления цифровых устройств вывода все телевизоры поддерживали только один стандарт разложения, и для просмотра видеосигнала, соответствующего другому стандарту, требовался монитор того же стандарта. В противном случае, вместо изображения на экране воспроизводились мелькающие полосы. Телестудии, ретранслируя телесигнал, или покупая видеозапись в чужом стандарте, переводили их в свой, первоначально используя оптическое преобразование, существенно ухудшавшее качество изображения[18][19]. Появление технологий электронной интерполяции, основанных на кварцевых линиях задержки или на ферритовой памяти, позволило улучшить качество преобразования, поскольку не требовало пересъёмки оптического изображения[18]. В любом случае, в эфир мог попасть только видеосигнал, соответствующий местному вещательному стандарту.

Не менее серьёзные проблемы совместимости разных стандартов разложения существовали при аналоговой магнитной видеозаписи. Независимо от способа записи — поперечно-строчного или наклонно-строчного — каждое телевизионное поле записывается кратным количеством магнитных головок. В наиболее распространённых бытовых форматах VHS и Betamax одно поле записывалось одной головкой за пол-оборота барабана видеоголовок. В результате одна секунда видео европейского стандарта разложения записывается на 50 дорожках, «прочерчиваемых» головками на магнитной ленте за 25 оборотов барабана. Равный по длительности видеосигнал американского стандарта требует 60 дорожек такой же ширины. Поэтому, скорости перемещения магнитной ленты в видеомагнитофонах одного и того же формата, но рассчитанных на разные стандарты, отличались. Например, в видеоформате VHS стандартная скорость магнитной ленты при частоте 25 кадр/с составляла 2,339 см/с, а при частоте 30 кадр/с — 3,335 см/с. Следствием этого была различная частота вращения БВГ для разных стандартов разложения. Последнее необходимо для соблюдения «принципа строчной корреляции», подразумевающего синфазность расположения строчных синхроимпульсов соседних видеодорожек[20].

В результате, большинство моделей видеомагнитофонов выпускались в двух вариантах, рассчитанных на конкретный регион, и абсолютно несовместимых. Одной и той же видеокассеты при записи в разных стандартах хватало на разное время. Кассеты формата VHS обозначались «E-180» для «европейских» аппаратов, и «T-120» для «американских», вмещая соответственно 3 и 2 часа видео на ленту примерно одинаковой длины. Несмотря на полную взаимозаменяемость «чистых» кассет одного формата, пригодных для записи любым аппаратом, видеозапись, сделанная видеомагнитофоном, рассчитанным на один стандарт разложения, не могла быть воспроизведена таким же, рассчитанным на другой стандарт. То же относится ко всем профессиональным видеомагнитофонам: например, в формате «Бетакам» скорость магнитной ленты при европейском стандарте разложения составляет 10,15 см/с, тогда как при американском — 11,86[21]. Механические отличия лентопротяжных трактов делали создание мультистандартных видеомагнитофонов невозможным, хотя к началу 1980-х годов большинство устройств легко поддерживали любые системы цветного телевидения. К стандартам разложения это не относилось, и проблемы их совместимости остались неразрешёнными вплоть до появления цифровой видеозаписи[21]. Оптические видеодиски, основанные на цифровых стандартах и лишённые сегментированности магнитной записи, могут быть воспроизведены любым устройством своего формата независимо от стандарта разложения записанного изображения.

Интересен тот факт, что VHS и S-VHS — единственные форматы с одинаковой механикой для обоих стандартов 25 и 30 кадр/с, то есть для воспроизведения соответствующей записи достаточно изменить скорость ленты и обороты БВГ. Мультистандартные (525/30 и 625/25) видеомагнитофоны VHS не были редкостью в Европе, но совершенно неизвестны в США[источник не указан 549 дней].

Появление бытовых устройств цифровой видеозаписи и видеодисков, лишённых проблем совместимости стандартов разложения, потребовали универсальности телевизоров, на которых просматриваются записанные фильмы. Все современные телевизоры и мониторы выпускаются мультистандартными, то есть они автоматически распознают стандарт разложения входного видеосигнала и переключаются в режим, соответствующий этому стандарту[22]. Они пригодны для просмотра программ аналогового и цифрового телевидения с любым стандартом разложения. Тем не менее, до настоящего времени вещание на конкретной территории может вестись только в стандарте разложения, принятом соответствующими законами и нормативами[3]. Поэтому, любой видеосигнал, не соответствующий принятому стандарту разложения, перед выходом в эфир в обязательном порядке преобразуется в этот стандарт[17].

Стандарты разложения цифрового телевидения[править | править код]

В эпоху современных цифровых технологий вещательные стандарты и форма видеосигнала аналогового телевидения сохраняются прежними, чтобы обеспечить возможность приема изображения телевизорами, использующими электронно-лучевые трубки. Ведь кроме количества строк и полей, стандарт разложения предусматривает также количество и форму синхроимпульсов и гасящих импульсов, необходимых генераторам развёрток таких телевизоров. Новейшие стандарты разложения, принятые в телевидении высокой четкости HDTV, предусматривают только цифровую передачу изображения, но всё равно предусматривают передачу гасящих и синхроимпульсов, занимающих часть сигнала. Эта часть называется областью цифрового гашения. Два основных стандарта HDTV содержат 720 и 1080 строк при полукадровой частоте 50 и 60 Гц[13]. Кроме того, существуют варианты с чересстрочной и прогрессивной (построчной) развертками.

Стандарты разложения цифрового телевидения высокой и сверхвысокой чёткости
Стандарт разложения Развертка Разрешение,
пикселей
Соотношение сторон Частота кадров, Гц Применение
кадра пикселя
720p прогрессивная 1280×720 16:9 1:1 24, 50, 59.94 HDTV, BD, HD DVD, HDV
960×720 16:9 1.33:1 23.975, 24, 25, 29.97, 30, 50, 59.94, 60 DVCPROHD
4:3 1:1 25, 29.97 DVCPRO HD
1080i чересстрочная 1920×1080 16:9 1:1 23.975, 24, 25, 29.97, 30, 50, 59,94, 60 HDTV, BD, HD DVD, HDV
1440×1080 16:9 1.33:1 25, 29.97 HDCAM, HDV, DVCPROHD
4:3 1:1 25, 29.97 HDV
1280×1080 16:9 1.5:1 29.97 DVCPRO HD
1080p прогрессивная 1920×1080 16:9 1:1 23.975, 24, 25, 29.97, 30, 50, 59,94, 60 HDTV, BD, HD DVD, HDV
1440×1080 4:3 1.33:1 24 (23.975), 25, 29.97 HDCAM, HDV
2160p прогрессивная 3840×2160 16:9 1:1 23.975, 24, 25, 29.97, 30, 50, 59.94, 60, 120 UHDTV1
4320p прогрессивная 7680×4320 16:9 1:1 23.975, 24, 25, 29.97, 30, 50, 59.94, 60, 120 UHDTV2, Super Hi-Vision

Для обозначения стандартов разложения в цифровом телевидении и видео применяют короткую запись с указанием количества строк в сигнале, режима развёртки («p» или «i») и иногда через косую черту частоту кадров. Например, 1080i/25 означает чересстрочное разложение изображения на 1080 активных строк при частоте полей 50 Гц и частоте кадров, равной 25 Гц или 720p/50, что означает построчное разложение изображения на 720 активных строк при частоте кадров, равной 50 Гц.

  • Мобильное видео:
    • 144p/10 (176×144 пикселей, прогрессивная развёртка)
  • Телевидение пониженной четкости (LDTV):
    • 240p (320×240 пикселей, прогрессивная развёртка)
    • 288p (352×288 пикселей, прогрессивная развёртка)
  • Телевидение стандартной четкости (SDTV):
    • 480i (аналоговый стандарт NTSC имеет 480 строк с чересстрочной разверткой (2 поля по 240 строк))
    • 576i (PAL, 720×576 пикселей, чересстрочная развёртка (2 поля по 288 строк))
  • Телевидение повышенной чёткости (EDTV):
    • 480p (720×480 пикселей, прогрессивная развёртка)
    • 576p (720×576 пикселей, прогрессивная развёртка)
  • Телевидение высокой чёткости (HDTV):
    • 720p (1280×720 пикселей, прогрессивная развёртка)
    • 1080i (1920×1080 пикселей, чересстрочная развёртка (2 поля по 540 строк))
    • 1080p (1920×1080 пикселей, прогрессивная развёртка)
  • Телевидение сверхвысокой чёткости (UHDTV)
    • 2160p UHDTV1 (3840×2160 пикселей, прогрессивная развёртка)
    • 4320p UHDTV2 (7680×4320 пикселей, прогрессивная развёртка)
  1. ↑ Впоследствии, эта же комиссия, созванная вторично (NTSC-II) в 1953 году, приняла стандарт цветного телевидения NTSC, совместимый с чёрно-белыми телевизорами. Однако, совпадение названий не означает тождественности стандарта разложения и системы кодирования цвета: например стандарт PAL-M, принятый в Бразилии, сочетается с разложением NTSC
  2. ↑ Из 750 строк на экране видимы только 720
  3. ↑ Из 1125 строк на экране видимы только 1080
  4. ↑ 15750 Гц для PAL-M
  1. 1 2 3 Леонид Чирков, 1998.
  2. ↑ Параметры развертки (рус.). Принцип построения телевизионного сигнала. «Принцип действия». Дата обращения 16 августа 2012. Архивировано 19 августа 2012 года.
  3. 1 2 ГОСТ 7845-92 Система вещательного телевидения. Основные параметры. Методы измерений (рус.). Электронный фонд нормативно-технических документов. Дата обращения 16 августа 2012. Архивировано 20 августа 2012 года.
  4. ↑ Телевидение, 2002, с. 55.
  5. Владимир Маковеев. Олимпийскому телевидению — 70 лет! Берлинская Олимпиада 1936 года (рус.) // «Broadcasting» : журнал. — 2006. — № 5.
  6. Лев Лейтес. К 80-летию отечественного телевизионного вещания (рус.) // «MediaVision» : журнал. — 2011. — № 7. — С. 67.
  7. Eric Westman. TV in Leningrad (англ.). Early Television Stations. Early Television Museum. Дата обращения 27 октября 2012. Архивировано 23 ноября 2012 года.
  8. 1 2 А.Е.Пескин, В.Ф.Труфанов. Мировое вещательное телевидение. Стандарты и системы / И. С. Балашова. — М.,: «Горячая линия — Телеком», 2004. (недоступная ссылка)
  9. Peter F. Yanczer. The Scophony System (англ.). Scophony.com. Дата обращения 3 сентября 2012. Архивировано 18 октября 2012 года.
  10. ↑ What standards did other countries use before 1945? (англ.). 405-Line Television in History FAQs. Radiocraft. Дата обращения 24 ноября 2012. Архивировано 10 декабря 2012 года.
  11. Лев Лейтес. К 60-летию начала ТВ-вещания в стандарте 625 строк (рус.) // «625» : журнал. — 2008. — № 7. — ISSN 0869-7914. Архивировано 4 марта 2016 года.
  12. 1 2 В. Маковеев. От черно-белого телевидения к киберпространству (рус.). Музей телевидения и радио в Интернете. Дата обращения 30 августа 2012. Архивировано 16 октября 2012 года.
  13. 1 2 Recommendation BT.709 (англ.) (недоступная ссылка). МККР (April 2002). Дата обращения 29 ноября 2012. Архивировано 10 декабря 2012 года.
  14. С. Н. Ярышев. Цифровые методы записи и воспроизведения видеоинформации / Н. Ф. Гусарова. — СПб.,: НИУ ИТМО, 2012. — 86 с.
  15. 1 2 Телевидение, 2002, с. 34.
  16. ↑ Телевидение, 2002, с. 257.
  17. 1 2 Преобразователи стандартов, 2005.
  18. 1 2 Телевидение, 2002, с. 377.
  19. ↑ Техника кино и телевидения, 1967, с. 48.
  20. Валерий Самохин, Наталия Терехова. Формату VHS — 30! (рус.) // «625» : журнал. — 2006. — № 8. — ISSN 0869-7914. Архивировано 13 марта 2012 года.
  21. 1 2 Параметры формата Betacam SX (рус.). Всё о видео и DVD. «VideoDATA». Дата обращения 28 октября 2012. Архивировано 23 ноября 2012 года.
  22. А.Е.Пескин, В.Ф.Труфанов. Концепция построения многостандартных цветных телевизоров // Мировое вещательное телевидение. Стандарты и системы. — М.,: «Горячая линия — Телеком», 2004. — 308 с. — ISBN 5-93517-179-1. (недоступная ссылка)
  • В. Е. Джакония. Глава 15. Преобразователи телевизионных стандартов // Телевидение. — М.,: «Горячая линия — Телеком», 2002. — С. 377—386. — 640 с. — ISBN 5-93517-070-1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *