Сюжетно-ролевая игра для начальных классов «У врача»
Цель: развивать речевую активность детей
Задачи:
Помочь учащимся вспомнить и закрепить, какие бывают врачи; что лечит каждый из них;
Развивать речь, мышление, внимание.
Учить анализировать и синтезировать материал для поиска ответов на вопросы и задания воспитателя.
Обучать правилам ведения диалога и игровым приёмам,
Формировать умение общаться в ходе игры;
Воспитывать уважение к людям, помогающим в сложных ситуациях.
Тип урока: комбинированный
Средства обучения: мультимедийная презентация «У врача», презентация в программе Смарт
Ход урока:
I. Организационный момент
Аутогенная тренировка «Ритуал начала дня»
Все встают в круг. проговаривая слова, хлопать в ладошки. Сначала медленно, затем убыстряя темп.
Мы с товарищем вдвоем,
Замечательно живем.
II. Мобилизующий этап. Определение темы занятия
Логическое упражнение:
– Как думаете, о чём будем говорить? Знаете? (нет. Не знаем).
— Чтобы узнать о чём будем говорить, надо отгадать кроссворд.
— Посмотрите на доску (смарт)
(ВАТА, ШПРИЦ, ГРАДУСНИК, ГОРЧИЧНИК, БИНТ)
— Как думаете о чём будем говорить?
-Я думаю, будем говорить о врачах.
III. Постановка цели занятия.
— Сегодня на занятии будем говорить о врачах. Повторим какие бывают врачи, что они лечат. Научитесь правильно вести беседу в регистратуре и у врача. Будем играть.
IV
. Повторение изученного.Повторение изученного материала начинается с пословицы, связанной с темой урока.
Болеешь – лечись, а здоров – берегись.
(Это значит, что если ты заболел, то должен лечиться, а если ты здоров, то надо беречь свое здоровье.)
– А как надо беречь здоровье? – задает воспитатель следующий вопрос.
(Чтобы сберечь здоровье, надо соблюдать режим дня, заниматься спортом, закаляться, правильно питаться.)
– Если люди не закаляются, не занимаются спортом, плохо питаются, не соблюдают режим дня, то могут заболеть.
Если вы заболели, что надо делать?
(Надо обратиться к врачу).
Врач лечит нас, когда мы болеем.
— Каких врачей вы знаете? Правильно.
Какой доктор поможет детям вылечиться? (педиатр)
— Ребята, а взрослые болеют? Кто вылечит взрослых? (терапевт)
— Кого из врачей-специалистов знаете или к кому ходили на прием?
— Будем играть.
— Игра называется «Кто что лечит?» — смотрите документ
V. Изучение нового материала
— Когда вы болеете, что делаете?
(Вызываете врача на дом. Идёте в больницу с мамой).
-Что есть в больнице, знаете? (Нет. Не знаем.)
— Давайте посмотрим, что есть в больнице.
(Показывает больницу на слайде).
— Заходим в больницу. Это регистратура.
Слово регистратура трудное.
Послушайте, прочитаю я.
Прочитайте про себя.
Кто прочитает хорошо?
— Что делают в регистратуре?
Регистратура – это место где вас записывают на приём к врачу.
— Как записаться на приём к врачу вы знаете?
— Будем учиться, записываться на приём к врачу.
— Будем играть.
– Кто будет больным?
— Что у тебя болит?
— ,,,,, заболел (а).
— Что надо делать?
(Вызвать врача. Пойдёт в больницу).
— Пришли в больницу. Что будем делать? Пойдём в регистратуру.
— Как надо записаться на приём к врачу знаете? (Нет).
— Давайте составим слово и узнаем, как правильно надо записаться к врачу на приём.
Весь материал — смотрите документ.
Проект (1 класс) на тему: Проект сюжетно-ролевой игры «Выборы президента» для учеников начальной школы
Проект сюжетно-ролевой игры «Выборы президента»
для учеников начальной школы
Вид проекта: краткосрочный, групповой, игровой.
Участники: ученики 2 класса.
Сроки реализации: февраль 2015г.
Актуальность проекта
Современное общество предъявляет к человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и обязанности, прописанные в Декларации прав человека.
Россия – огромная страна, богатая своей историей, традициями, значимыми событиями. К таким значимым событиям можно отнести и выборы.
И очень важно, чтобы при ознакомлении детей дошкольного возраста с избирательным правом, «эта громада важной информации не легла на ребенка на сухом теоретическом уровне. Она должна быть окрашена эмоциями, которые вызывают и даже провоцируют взрослые. Т. Гризик».
Цель проекта: дать детям элементарные представления о предвыборной кампании и проведении выборов, способствовать формированию активной жизненной позиции.
Интегрированные задачи:
- Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты.
- Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру.
- Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
- Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.
- Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение
- Продолжать обогащать словарь.
- Продолжать расширять представления о родном крае.
- Углублять и уточнять представления о Родине – России.
- Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.
- Познакомить с правами детей.
- Закрепить знания детей о праве выбирать и быть избранным.
Ожидаемый результат:
1. Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.
2. Может моделировать предметно-игровую среду.
3. Знает герб, флаг, гимн России. Имеет представление о родном крае.
4. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.
5. Способен самостоятельно действовать.
6. Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью.
7. Соблюдает правила поведения в общественных местах.
Ресурсное обеспечение: кадровый ресурс, информационный, материально-технический.
ЭТАПЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Подготовительный – выявление проблемы, определение цели и задач.
Проблема: сегодня мы можем наблюдать отчуждение граждан от политики. Последние выборы показывают снижение электоральной активности населения, несмотря на все усилия властных структур и избирательных комиссий. Особенно низкую активность проявляет молодежь, в том числе впервые голосующие. Население не верит в демократические ценности, не готово защищать и отстаивать свои права, не использует демократические процедуры для воздействия на власть. России нужно гражданское общество, в центре которого стояла бы активная личность, способная к конструктивному диалогу с властными структурами.
Гипотеза: если будет реализован проект, то у детей расширятся знания о своей малой Родине городе Сухой Лог, и о родной стране России, а также будут формироваться знания о правах и выборах президента.
Цель: совместный поиск решения задач проекта практическим путем (изготовление предметной среды для игры, обогащение представлений о родном городе, о республике и стране, формирование предпосылок поисковой деятельности.
Виды деятельности:
— коммуникативная (беседы, разучивание стихотворений),
— игровая (дидактические игры, настольно-печатные, сюжетно-ролевые),
-поисково-познавательная (составление партийных программ, речи кандидатов, агитационных плакатов, символики партий),
— художественно-продуктивная (аппликация, развитие песенных навыков).
ВЗАИМОСВЯЗЬ С СОПУТСТВУЮЩИМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ
1. Сюжетно-ролевая игра «Телевидение»
2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
3. Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Формы и методы работы с родителями
1. Беседы о важности данной проблемы.
2. Консультации по сюжетно-ролевым играм.
3. Выпуск памятки «Сюжетно-ролевые игры для младших школьников».
4. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевй игре «Выборы президента».
5. Оформление альбома «Как я ходил на выборы».
II. Основной
Конспект сюжетно-ролевой игры «Выборы президента»
Цель: развитие игровой деятельности.
Задачи: продолжать учить организовывать игру на основе знаний, полученных из бесед, литературных произведений, просмотра иллюстраций. Расширять и обогащать словарь, поддерживать диалог в игре. Развивать правильные взаимоотношения детей в коллективе, согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре. Воспитывать интерес и желание играть, доводить игру до логического завершения.
Игровой материал: кабина для голосования, урна для голосования, столы для избирательной комиссии, бюллетени, паспорта, списки избирателей, ручки, микрофон, продукты, пакеты, сумочки, кошельки, деньги, кассовый аппарат, музыкальный центр, видеокамера, стульчики.
Примерные роли: председатель избирательной комиссии, член избирательной комиссии, кандидаты в президенты, корреспондент, продавец, артисты, избиратели.
Ход игры
1. Организационный момент
Учитель: Ребята, в нашем независимом детском государстве «Мир улыбок» прошла большая предвыборная кампания. И сегодня, в день выборов, вам нужно сделать свой выбор и проголосовать за одного из кандидатов. А прежде чем мы отправимся на избирательный участок, давайте вспомним правила голосования.
Игра «Правила голосования»
Учитель: Вижу вы готовы к выборам. Наш избирательный участок открывается, добро пожаловать.
Члены избирательной комиссии сидят за столами. Избиратели заходят, получают бюллетень, проходят в кабинку для голосования, делают свой выбор и опускают бюллетень в урну для голосования.
Учитель: На нашем избирательном участке работает магазин, где вы можете приобрести продукты по низким ценам.
Дети после голосования посещают магазин.
Корреспондент: Добрый день, уважаемые телезрители. Мы ведем свой репортаж с избирательного участка №2, где проходят выборы президента независимого детского государства «Мир улыбок». Как вы можете заметить, избиратели активно принимают участие в голосовании. Я тоже считаю важным сделать свой выбор, поэтому мы прерываем ненадолго наш репортаж, чтобы проголосовать.
Корреспондент берет бюллетень и голосует.
Корреспондент: Продолжаем наш репортаж. Представляем вашему вниманию председателя избирательной комиссии Камаева У.Э.. Добрый день, скажите, пожалуйста: «Как проходят выборы на вашем участке? »
Председатель избирательной комиссии: Добрый день. Выборы проходят очень активно. Мы постарались организовать все так, чтобы избирателям было комфортно и интересно. У нас открыт магазин, где избиратели по низким ценам могут приобрести продукты. Также организован небольшой концерт.
Корреспондент: Большое спасибо. А мы обратимся к избирателям.
Скажите: «В какой стране вы хотели бы жить? »
1. В той, в которой места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда.
2. А я мечтаю жить в стране,
Где дома не полыхают в огне.
Где не слышны глухие взрывы
И где закаты так красивы.
3. Хочу, чтобы руководители страны
Все были бы честны, добры, умны,
Чтобы страну свою любили
Всегда с народом рядом были.
4. Я хочу, чтоб жители в стране
Жить могли все весело и дружно,
Чтоб спокойно спать они могли
И не знали страшного оружия.
После голосования и посещения магазина, избиратели рассаживаются на стульчиках в концертном зале.
Учитель: Голосование завершилось. А пока избирательная комиссия подсчитывает голоса, мы приглашаем вас на концерт.
Концертная программа: частушки про выборы.
Учитель: Подсчет голосов завершен.
Корреспондент: Уважаемые телезрители, подсчет голосов завершен. Давайте узнаем результаты голосования.
Председатель избирательной комиссии: Мы подсчитали голоса и готовы объявить результат. За Бердышева Кирилла проголосовало ___ человек, за Кораблеву Арину ___ человек, За Рахимжанову Зарину ___ человек. В выборах победил (а). Он (а) стал (а) президентом нашего детского государства «Мир улыбок». Инаугурация назначена на 5 марта.
Корреспондент: На этом наш репортаж с избирательного участка № 7 закончен. Всего вам доброго, уважаемые телезрители. До новых встреч.
Учитель: Уважаемые избиратели, вы можете поздравить победителя выборов.
Итоговый этап: презентация игры родителям, видеофильм для родителей.
Словарный минимум
Выборы, избиратели, граждане государства, символика, права, кандидаты в президенты, избирательная комиссия, президент, предвыборная кампания, урна для голосования, бюллетень, кабинка для голосования, список избирателей, председатель избирательной комиссии, избирательный участок; действия: выбирать, голосовать, агетировать, налюдать.
Используемая литература
1. http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/syuzhetno-rolevaya-igra-kak-uslovie-socializacii-doshkolnika
2. http://festival.1september.ru/articles/582897/
3. http://edu.tatar.ru/n_chelny/page92724.htm/page610873.htm
4. http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-delovoi-igry-vybory-prezidenta-lesa.html
5. Н. Е. Веракса. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. М., 2010.
6. Декларация о правах ребенка.
7. Конституция РФ и РБ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
СТИХОТВОРЕНИЕ
«РАЗМЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ИЗБИРАТЕЛЯ»
— О чем ты думаешь, родной? – однажды сына я спросила…
И, заглянув, в его огромные глаза недетскую серьезность уловила.
— Ты знаешь, мамочка, — сынок мне отвечал, —
Сегодня ночью сон я увидал,
В нем люди жили все без горя и заботы,
Довольные зарплатой и работой.
И дети там счастливые живут,
В сады и школы ходят, веселыми растут.
И все с уверенностью в будущее смотрят…
Так вот, хотелось бы и мне
Жить в этой сказочной стране…
— Твой сон, сыночек, может явью стать.
Но нужно в ВЫБОРАХ участие принять!
На что малыш мне отвечал:
— И пусть пока я только мини-избиратель,
И «голос» мой, конечно, не в зачет.
Пусть выбор делаю не я, а моя мама –
Ведь ей я доверяю на все сто!
Пока хожу я в садик, скоро в школу…
И быть хочу уверенным вдвойне,
Что те, кому отдали мы свой голос,
ЧТО ОБЕЩАЛИ – СДЕЛАЮТ!
И мне дадут возможность
Подрастать и развиваться
В единой, сильной и родной стране!
Ну а пока я – просто маленький мальчишка,
Цветочек жизни, будущего всход,
Но верю я, что из таких детишек
РОССИИ БУДЕТ СТРОИТЬСЯ ОПЛОТ!
(Шпилева Ольга Ивановна)
ИГРА «ПРАВИЛА ГОЛОСОВАНИЯ»
Цель: Закрепить правила поведения в общественных местах, правила проведения голосования.
Вы пришли голосовать,
Громко здесь нельзя (кричать).
Не нужно бегать и скакать,
Чтобы людям (не мешать).
Свой выбор делая, друзья,
Полагайтесь (на себя).
Каждый должен думать сам
И не подглядывать (к друзьям).
Выбирай, кого захочешь
И кто больше (нравится).
ЧАСТУШКИ ПРО ВЫБОРЫ
Выбор – дело каждого,
Нужное и важное.
Выбор сделать все должны
Чтобы лучше жили мы!
И вот день выборов настал
Сегодня я пораньше встал
Вместе с мамой и сестрой
Идем мы делать выбор свой.
Я на выборы иду,
Всю семью с собой веду.
Мы на выборы шагаем,
За страну переживаем.
Пусть пока я маловат,
И хожу я в детский сад.
Но я скоро подрасту
И на выборы пойду.
СТИХОТВОРЕНИЕ
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, в которой места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда.
А я мечтаю жить в стране,
Где дома не полыхают в огне.
Где не слышны глухие взрывы
И где закаты так красивы.
Хочу, чтобы руководители страны
Все были бы честны, добры, умны,
Чтобы страну свою любили
Всегда с народом рядом были.
Я хочу, чтоб жители в стране
Жить могли все весело и дружно,
Чтоб спокойно спать они могли
И не знали страшного оружия.
Методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему: Использование ролевых игр на уроке окружающего мира.
Использование ролевых игр на уроке окружающего мира
В рамках программы
«Начальная школа 21 века»
Н.Ф . Виноградова.
Сделать серьезное занятие для ребенка
занимательным – вот задача первоначального обучения.
К. Д. Ушинский.
В программе « Начальная школа 21 века» уделяется большое внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника. Это достигается применением в методике обучения ‘скрытых’ образцов, преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Для этого в учебно-методическом комплекте впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры (дидактической игры) в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по окружающему миру, особенно в 1 и 2 классах.
На своих уроках окружающего мира я провожу следующие игры :
Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач, т. д.
Игры-поручения по содержанию проще, а продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручения.
Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывание игровых действий.
В методических рекомендациях к урокам окружающего мира предложены игры , но мне бы хотелось показать читателям примеры , других дидактических игр, которые так же можно использовать при изучении различных тем.
Так при проведении урока на тему: «Лесные новости » в 1 классе, мной была проведена игра «Туристы».
Игра «Туристы»
Цель которой – познакомить детей с особенностями леса.
Продолжительность игры 40 минут, то есть весь урок проходил в форме игры.
Ход игры:
Ребятам пришло письмо из леса с просьбой о помощи. Кто-то в лесу нарушил тишину и расставил капканы. Что бы их убрать, необходимо было выполнить различные задания. В классе было сформировано три команды туристов. Перед каждой командой стояла задача: придумать название команды и внимательно слушать задания и инструкции учителя.
Первый капкан, который должны были убрать дети, назывался «Загадки». Детям было предложено 6 загадок об обитателях леса. После того, как дети справились с эти капканом, им было предложено следующее задание-ловушка, разгадать кроссворд.
На следующем этапе ребятам было предложено 2 ситуации на тему охраны природы и правила поведения в лесу. Эти ситуации были предложены как письма от лесника.
Первая ситуация: « Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели отдохнуть и пообедать. Вынули из бумаги хлеб с яйцом. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сели, боясь пошевелится. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды, бумагу и бросила их под куст. Лида завернула яичную скорлупу в бумагу и положила в сумку. Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст, ведь мы в лесу. Никто не увидит. Лида тихо ответила подруге. Как вы думаете, ребята, что ответила девочка своей подруге?» Вторая ситуация: «Под кочкой в сыром болотце заметил Петя маленького славненького лягушонка.
- Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Петя. – Как же плохо тебе, бедняжке, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно!
Дома Петя посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.
- Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, в сухости и чистоте. Не то, что в своем грязном болоте!»
Эти ситуации ребята обыграли, и обсудили, как надо правильно поступать в таких случаях.
Затем из каждой команды были выделены два помощника. Ребятам были розданы картинки с изображением животных. Первая команда – медведь, сверчок, вторая – лиса, крот, третья – заяц, гусеница. Перед детьми стояла задача, изобразить своей команде животного с картинки. Ребятам очень понравилось это испытание.
А напоследок мы вместе с детьми вспомнили как нужно вести себя в лесу и нарисовали запрещающие знаки. Весь урок прошел в форме игры, и у ребят было много впечатлений.
Урок в 1 классе по теме «Родная страна» , посвященное дню космонавтики. Была проведена игра «Космонавты» с целью познакомить детей с разнообразием космических явлений и предметов.
ИГРА « МЫ космонавты»
Время проведения игры 40 мин.
При проведении этой игры ребята разделились на команды, воображали себя космонавтами. Они летали на ракете по всему космосу. Правила игры были достаточно просты: за каждый правильный ответ на вопрос получали звездочку и новую информацию о космосе. Ребятам были заданы вопросы: Когда совершил свой первый полет в космос Юрий Гагарин?
Что значит орбитальный полет?
Какое животное полетело в космос?
Что такое невесомость?
Что находится в космосе?
Какие планеты вы знаете?
Какая планета самая маленькая, а какая большая?
Как называются космические обломки?
Что такое спутник?
В конце занятия мы провели рефлексию: детям было предложено нарисовать, сто им больше всего понравилось; определили лучшую команду космонавтов, подвили итоги.
При проведении урока в 1 классе «Здоровая пища » из раздела « Ты и твоё здоровье.» была проведена игра «Овощи и фрукты».
Игра «Овощи и фрукты».
Цель игры – систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах. Познакомить с понятием витамины. Дидактическая игра длилась 15 минут. Детям были объяснены правила игры. В воображаемой корзине лежали овощи и фрукты (картинки). Чтобы определить, что изображено на картинке, дети должны были задавать вопросы, требующие однозначного ответа: да, нет. Например, он круглый? Он сладкий? Он желтый? В нашей «корзине» находились : морковь, яблоко, лук, редиска, абрикос, апельсин, лимон, огурец, банан. После того как фрукт и овощ был угадан, ребятам предлагалось назвать, какие витамины в нем содержатся. Игра детям очень понравилось, так как овощи и фрукты были натуральными.
При проведении урока во 2 классе на тему «Почему нужно мыть руки и чистить зубы?» из раздела «Ты и твоё здоровье. » на уроке было проведена игра «Врачи».
Игра «Врачи»
Цель – сформировать понимание необходимости гигиенических процедур – чистка зубов, мытье рук.
Время проведения 30 мин.
Ход игры.
Выбор объекта игры (их было два – чистка зубов и мытье рук) происходил на основании отгадывания загадки:
На красной жердочке,
Сидят белые курочки. (зубы)
Поэтому первым объектом игры были зубы. Ребята рассмотрели свои зубы, и учились, как правильно надо их чистить. У каждого ребенка была расческа вата и своя зубная щетка.
Ребятам была предложена еще одна загадка:
Костяная спинка
Желтая щетинка,
С мятной пастой дружит
Нам усердно служит. (зубная щетка)
На примере расчески ребята учились чистить свои зубы. Главным правилом игры являлось то, что бы ребята повторяли за учителем, который был на данном уроке врачом.
На втором этапе игры ребята учились правильно мыть руки, но перед этим мы провели конкурс, у какого ряда самые чистые руки. Раздали каждому ряду по почищенной картошке, что бы каждый подержал ее в руках. Оказалось, что у ребят были достаточно чистые руки. После этого учитель вызывал с каждого ряда по два человека, и они учились мыть правильно руки. Все остальные повторяли в воздухе, а ребятам у доски была налита вода, на столе лежало мыло и полотенце. Основным правилом являлось то, что бы ребята повторяли за учителем.
В конце урока была проведена рефлексия. Ребятам были заданы вопросы: Для чего нам нужно чистить зубы и мыть руки?
Что может произойти с человеком, если он не будет чистить зубы и мыть руки?
На уроке во 2 классе по теме « Что такое здоровье .» из раздела «Ты и Твоё здоровье.» проводилась дидактическая игра «День – ночь»
Игра «День – ночь.»
Цель — показать значение сна, сформировать умение правильно вести себя перед сном.
Правила игры таковы: учитель называет фразу, если это нельзя делать перед сном, то ребята подпрыгивают, а если это можно делать перед сном или ночью, то ребята показывают сон. Детям были предложены фразы:
Мы чистим зубы и умываемся.
Мы прыгаем и бегаем.
Мы проветриваем комнату..
Мы смотрим страшный фильм.
Мы кушаем.
Мы читаем книгу.
Мы слушаем музыку.
Мы кричим.
Мы гуляем.
Мы деремся.
Мы поливаем цветы.
Мы собираем портфель.
Мы делаем уроки.
Мы делаем уборку.
Эта игра помогла легче запомнить правила поведения перед сном.
Кроме того, было проведено несколько внеклассных занятий , посвященных охране природы. Все занятия проходили в форме игры.
Занятие №1
Игра «Санитары природы».
Цель которой показать значение природы в жизни человека Класс разделился на три команды, и каждая команда придумала себе название. Все ребята были санитарами природы. Мы начали свою игру с отгадывания загадок на тему явления природы и остановились на водной среде. По картинкам ребята отгадывали водоемы, после чего обсуждали охрану водоемов, рисовали знаки запрещающие засорять водоемы. После этого затронули вопросы охраны воздуха, показывая знаки запрещающие засорять воздух, ребята обсуждали что влияет на загрязнение воздуха. От загрязнения воздуха страдают не только люди, но животные и растения. Детям было предложено нарисовать знак запрещающий губить животных и растения. Ребята обыграли ситуацию про то, как два мальчика спорили, поджигать сухую траву или нет. Это вызвало бурную реакцию детей, они начали живо обсуждать эту тему. Подводя итог занятия, мы вспомнили, какие же должен помнить правила каждый человек, что бы быть здоровым.
Занятие №2
Игра «Поможем природе»
Цель: Закрепить знания учащихся о природе, о ее влиянии на душу человека. Развивать мышление, воображение, творческие способности учащихся. Воспитывать общечеловеческие ценности и положительные черты характера.
Ход урока: На доске вывешены сердца людей, влюбленных в природу: в леса, в цветы, в горы, в облака и т.д. (предыдущее занятие).
Учащиеся отгадывают, чье это сердце.
Звучит музыка. Под музыку учитель читает детям высказывания о природе. (Книга 2, стр. 12, 13, 17, 23. А. Лопатина, М. Скребцова)
Беседа:
Учитель: Ребята, перечислите качества человека, которого можно назвать другом природы (качества записываются на доску).
- Может ли без этих качеств человек быть настоящим человеком?
- Нужны ли эти качества в профессии людей?
- Как и чем любовь к природе может помочь представителям разных профессий в их работе, например: врачу, ученому, учителю, повару, художнику?
- Перечислите все, чему природа может научить человека. (Доброте, милосердию, щедрости и т.д.).
- Кто в природе учит человека этим качествам?
(Красоте людей учат: цветы, деревья, горы, закаты и т.д.).
Все дети – люди, учитель – представитель мира природы (можно взять одного ребенка).
Дети по очереди перечисляют, что люди могут сделать для данного представителя мира природы, чтобы жизнь его стала и была лучше.
Учитель: Но это могут сделать только настоящие люди, обладающие всеми замечательными качествами, светлыми помыслами и поступками. А этому надо каждому из нас долго учиться и воспитывать все это хорошее и доброе в своей душе, в своем сердце.
/ Предлагает поиграть в игру и поучиться этому /
Занятие №3
Игра «Добрый мир природы .»
Детям раздаются карточки с изображением или названием разных
обитателей мира природы. (Дети могут сами придумать себе название игры «Кем ты будешь?»)
Ведущий – учитель (карточка – «человек»).
Каждый от имени своего обитателя должен ответить на вопрос:
Какую пользу приносит его обитатель миру людей?
6. Игра «Продолжи предложения»:
Природа радуется, когда люди …
Природа сердится, когда люди …
Природа плачет, когда люди …
Природа гордится, когда люди …
Природа болеет, когда люди …
Учитель: Представьте, что все люди научились слышать и понимать язык природы.
Что изменилось бы тогда в природе? в нашей жизни?
7. Рисунок.
Учитель: В какое время года или явление вы влюблены?
Нарисуйте сердце влюбленного человека в море, в горы, в звезды, в снег, в деревья, в цветы, в птиц и т.д.
А эти игры можно провести во 2 классе изучая тему «Кто живёт рядом с тобой.», «Можно ли изменить себя?»
Игра «Светлые помыслы и поступки»
Дети встают в круг (можно сидя за партой). Педагог бросает каждому ребенку мяч, предлагает ту или иную ситуацию, например: «Ты помог маме по хозяйству». Если ребенок считает этот поступок светлым, то он ловит мяч. Если не согласен, то ситуация обсуждается.
Предлагаемые ситуации:
- Ты сказал неправду, а затем тебе стало стыдно, и ты во всем признался.
- Ты сказал неправду своему другу, потому что твой друг тоже тебе сказал неправду.
- Ты уступил место, потому что тебя об этом попросили.
- Ты пожалел голодную собаку.
- По школе бегают старшеклассники. Ты не останавливаешь их и не делаешь замечания, потому что они старше тебя.
- Один человек совершил геройский поступок, но погиб. А другой просто долго живет. Кого бы ты хотел выбрать себе в друзья? На кого бы ты хотел быть похож?
Учитель: На что похожа жизнь первого человека и жизнь второго человека?
/ Иллюстрирует две жизни – зажигает детям свечу и лист бумаги.
Лист бумаги горит ярко, но быстро сгорает, а свеча горит не так ярко, но долго /.
Учитель: Подумайте над этим и скажите свое мнение.
Письменная работа: Написать сочинение на тему
«Два огня», «Свет души».
Игра «Что поможет душе расти?»
Дети встают в круг. Учитель бросает мяч каждому ребенку, спрашивает его: «Труд помогает душе расти?». Если ребенок согласен, то он ловит мяч и объясняет почему ( «да» или «нет»).
- Книги помогают душе расти?
- Искусство — « —
- Друзья — « —
- Родители — « —
- Деньги — « —
- Еда — « —
- Сон — « —
- Страдание — « —
- Спорт — « —
- Одежда — « —
- Рисунок.
Учитель: Чувствовали ли вы в себе душу, и в какие моменты?
Расскажите об этих моментах и нарисуйте цветок своей души.
- Итог.
Рисунки рассматриваются и склеиваются в общее панно
«Сад цветущих душ»
Надеюсь , что данные дидактические игры помогут коллегам сделать урок интересным, а не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые требуют решения. Считаю, что использование в учебном процессе системы сюжетно-ролевых игр обеспечит благоприятную адаптацию ребенка к школе, позволит снять перегрузку обучающихся, будет способствовать сохранению психологического здоровья учащихся младших классов.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Школа»
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Цель: развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью.
Задачи:
1.Формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительные, дружеские отношения детей друг к другу, к взрослым.
2.Углублять положительный интерес к школе.
3.Поддерживать интерес к решению задач, используя разные способы (в уме, на пальцах, счетный материал).
4.Развивать диалогическую речь, культуру общения.
Материал: портфель, азбука,математика,тетради,дневники,альбомы, краски, цветные карандаши,пенал с необходимым наполнением,слоговые домики,вывеска «1 класс»,геометрические фигуры,палочки,счетный материал,монеты,журнал для учителя,карточки с заданиями,очки для учителя,стаканы под воду,подставки,тряпочки,вывеска «Буфет»,ветрина,ценники,столы ,угощения,два фартука,два колпака)
Ход игры.
В-ль: Ребята,я расскажу вам историю, которая произошла сегодня утром. Шла я утром в школу и увидела на дороге лежит портфель, такой одинокий, беспомощный.Видит бабушка идет. Он ее и спрашивает: «Бабушка, это не вы меня потеряли?».А та отвечает: «Нет, у меня не было такого портфеля».
Машина остановилась на перекрестке,портфель у водителя спрашивает «Дяденька, я не ваш?».Тот внимательно посмотрел на портфель и строго сказал: «Нет, у меня был другой».
Подошла я к портфелю поближе, а он мне и говорит: «Посмотрите на меня внимательно, я не ваш?». Я ему: «Нет,у меня такого никогда не было,но я смогу тебе помочь.У меня есть друзья-дети из моей группы продленного дня.Они такие добрые и отзывчивые,умные и сообразительные.Вот мы вместе с портфелем пришли к вам. Ребята, поможем портфелю?(Да) Портфель, если хочешь, можешь остаться у нас!»
Портфель: Спасибо вам. Мне у вас очень нравиться!
В-ль: А хотите узнать, что находиться внутри портфеля?
На уроках каждого ученика есть помощники. А что это за помощники, узнаете, отгадав загадки.
(После того, как дети отгадали загадку, отгадки-предметы появляються на столе)
Говорит она беззвучно,
Не понятно и не скучно.
Станешь вчетверо умней (книга)
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Что такое я? (тетрадь)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая,
Сделать ровную черту,
Всем я помогаю (линейка)
Как ему работу дашь,
Зря трудился карандаш (ластик)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все,что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это ? (карандаш)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, ластик,скрепки,кнопки,
Что угодно для души (пенал)
В-ль: Какими словами можно объединить все эти предметы?
Дети: Школьные пренадлежности.
Портфель: Да, это школьные пренадлежности, которые необходимы ученику в школе.Где они должны всегда лежать?
Дети: В портфеле» (В-ль складывает предметы в портфель)
В-ль: Дети, а что такое школа?
Дети: Школа-Это место,где учатся,где получают знания. В школу ходят все дети.
В-ль: Правильно. А кто учит детей в школе?
Дети: Учитель.
В-ль: А чему он учит?
Дети: Писать,считать,читать ,рисовать.
В-ль: А каким должен быть учитель?
Дети: Добрым, умным, вежливым, требовательным, много знать,терпеливым.
В-ль: Ой! Мы ведь с вами забыли сказать , а какими должны быть ученики?
Дети: Послушными, на уроке поднимать руку,нельзя выкрикивать на уроке,должны внимательно слушать учителя.
В-ль: Правильно,но все ли знают эти правила ,мы сейчас проверим.
(Словесная игра «Правила поведения в школе»)
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным)
Все пиши, не отставая,
Слушай не…(перебивая)
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все…(понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку…(поднимать)
На математике считают,
На перемене …(отдыхают)
Если друг стал отвечать,
Не спеши …(перебивать)
А помочь захочешь другу-
Подними спокойно…(руку)
Знай, закончился урок,
Коль услышал ты …(звонок)
В-ль: Молодцы, вы все знаете правила поведения в школе! Назовите профессии людей, которые работают в школе?
Дети: Учителя,библиотекарь,директор,завуч,секретарь,вахтер,охранник.уборщицы,повара и кухонные рабочие.
В-ль: Давайте выберем профессию, подходящую для каждого.Я буду играть с вами и у меня будет роль школьного вахтера, я буду давать звонки на урок по расписанию .(В-ль выполняет роль координатора игры)
В-ль: Итак ,сегодня мы с вами будем играть в сюжетно-ролевую игру «Школа». Перед началом игры мы должны с вами посоветоваться и решить,какой урок будет проходить в нашей школе.
Дети: Урок математики
В-ль: Хорошо,после урока я предлагаю вам сходить в буфет. Но чтобы интересно было всем, давайте сделаем так, что на уроке будет учителем кто-нибудь из вас, да и роль продавца в буфете ,я думаю, тоже по плечу тому, кого вы выберете. Согласны?
Дети: Да
(Идет распределение ролей)
В-ль: Основные роли распределили, а кем же будут остальные дети?
Дети: Учениками
В-ль: Для чего в школе используют звонок?
Дети: Это сигнал начала и конца урока
Портфель: Я убедился,что вы действительно умные,добрые,сообразительные и отзывчивые дети. Много знаете о школе, мне с вами интересно и я с удовольствием понаблюдаю за тем,как вы будете играть .
В устроенном классе на партах лежат школьные принадлежности, заранее изготовленные детьми: маленькие тетрадки,карандаши,ручки,альбомы, дневники.
Но, прежде, нам надо превратить группу в класс.
(В-ль обращает внимание детей на дверь, на которой висят два звуковых домика и вывеска)
В-ль: Как вы думаете, какой из этих домиков — школа и почему?
Дети: Первый домик школа,где пять окошечек потому, что в слове «Школа» — пять звуков ш-к-о-л-а.
(В-ль записывает в окошечки слово, убирает другой домик, переворачивае вывеску на которой написано «1 класс»,дети читают ее. Звучит песня «Чему учат в школе?»,ставят столы в два ряда).
В-ль: Портфель поставим у доски,отсюда ему хорошо будет видно всех
Утром взрослые собираются на работу, дети в школу. Уроки длятся долго и родители дают детям деньги для того, чтобы они смогли что-нибудь купить в буфете.
(В-ль раздает детям монеты)
Вместе с воспитателем:
Утром в школу мы идем-раз-два,раз-два.
На урок звенит звонок:раз-два,раз-два.
Учитель просит-надо встать;
Когда он сесть позволит-сядь.
Ответить хочешь-не шуми,
Только руку подними.
(Звенит звонок на урок,учитель выходит за дверь, дети садятся за парты.Входит учитель с журналом в руках.Дети встают)
Уч.: Здравствуйте ,ребята!
Дети: Здравствуйте!
Уч.: Садитесь, пожалуйста!Сейчас у нас урок математики.Какое сегодня число?(дети называют,учитель записывает на доске)
Достаньте из портфеля цветные карандаши,счетные палочки и цифровые веера, они нам будут нужны.
Первое задание
Уч.: Я знаю,что вы любите решать задачи.Слушайте внимательно,хорошенько подумав, поднимите веера цифр и покажите свои ответы. Решать можете в уме, с помощью пальцев, счетного материала.
1.Маша сорвала в подарок маме две розы,подумала и сорвала еще одну.
Сколько роз Маша подарила маме?
Почему так получилось? Запишите на доске.
2.Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает:
Сколько их теперь играет?
3.Шесть ежат в лесу играли,
Землянику собирали.
А один улегся спать.
Сколько их гуляет?
(ответы)
Уч.: Молодцы,задачи решили. Давайте поиграем в игру «Кто знает ,тот дальше считает»( Называние цифр по порядку,продолжает дальше тот,кто знает следующую цифру)
А сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку «Буратино»
Буратино потянулся,
(руки поднять через стороны вверх,потянуться,поднявшись на носочки)
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
(наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел,
Ключик видно не нашел.
(повороты вправо,влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Молодцы ,ребята, присаживайтесь!
Уч.: Второе задание
Работаем парами.Сгруппируйте геометрические фигуры по форме (цвету,размеру). А затем по образцу составьте картинку.
Выполняют задание учителя
Подойдите,посмотрите друг у друга.Если заметите что-то не так,исправьте!
Третье задание(учитель раздает листы с заданием)
На листе изображены буквы и цифры.Все буквы дети должны обвести любым цветным карандашом в квадрат, а цифры в кружок.
Уч.: Толя,что ты будешь делать?(повторяет задание учителя)
Отлично справились с заданием!
Вы хорошо отвечали сегодня на уроке!Урок закончен, наведите порядок на своих столах, сложите школьные принадлежности в портфель. Перемена. Дежурные проверят порядок и помоют доску.
Сейчас большая перемена.Кушать хотите? Возьмите деньги(монеты) и идем все в буфет.
(Все идут в буфет. Дети встают в очередь и покупают что хотят на свои деньги,ведут диалог с буфетчицей)
В-ль: Вот и закончился сегодняшний учебный день в школе. Я в вас не ошиблась,вы действительно добрые,отзывчивые и умные ребята. Думаю в школе вы будете учиться только на «10».
Портфель: Ребята,вам понравилось играть в школу?А мне с вами так интересно, что я хочу пожить у вас в классе.В следующий раз еще поиграем,согласны? А я постараюсь придумать для вас еще что-нибудь интересное.
В-ль: Всем спасибо, до свидания!
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №32 г. Могилева»
Сюжетно-ролевая игра:
«Школа»
Воспитатель ГПД:
Ветрова Е.В.
2015/2016 учебный год
План-конспект занятия на тему: Сюжетно — ролевая игра «Школа»
-Я приглашаю на свой мастер – класс 12 человек
— Дети, скажите какой сейчас месяц, число?
— Какое важное событие в вашей жизни произойдет 1 сентября этого года?
— А вы хотите совершить путешествие в этот день, т.е. в 1 сентября.
— А вам хотелось бы сейчас стать школьниками?
-А кто ведет первоклассников в школу?
-Значит, в нашей игре будет семья
-Семья пойдет в магазин покупать цветы учителю. Кто работает в магазине? А, те, кто покупает?
— Ученики придут в школу, а в школе работают? Кто работает в школьной библиотеке? А кто работает в столовой?
— Давайте составим небольшой план нашей игры.
Сначала учитель, продавец, библиотекарь и повар занимают свои места. Остальные будут семьями
— Где будут жить наши семьи?
— После того, как распределились по домам, что делают родители и ученики?
-Родители привели детей в школу, и мама уходит готовить праздничный обед, сначала покупая продукты в магазине.
— 1сентября – день знаний! В этот день проходит один занимательный урок, после него дети посещают столовую, а потом идут в библиотеку. Зачем?
— Что делают ученики, когда заканчиваются уроки в школе?
— А сейчас распределим роли.
— Дети, давайте закроем глаза и все вместе назовём каждый месяц года: май, июнь, июль, август, сентябрь. Откроем глаза. Сегодня – 1 сентября!
Учитель, продавцы, библиотекарь и повар занимают свои места.
Остальные дети делятся на подгруппы, договариваются,
кто из них будет мама, папа, ученики
Семья идет в магазин покупать
цветы для учителя.
Родители провожают ученика в школу.
В школе дарят цветы учительнице.
Родители возвращаются домой, и договариваются, кто из них идёт на работу, а кто остается дома ждать ученика со школы.
Звенит звонок.
— Добрый день, дорогие мои первоклассники Вот и настал долгожданный день 1 СЕНТЯБРЯ. Я поздравляю вас с этим замечательным праздником. Я хочу, чтобы этот учебный год стал для вас увлекательным и занимательным.
— Давайте познакомимся. Меня зовут Ирина Ивановна, Я ваша классная мама. Напишите ваше имя на лепестке ромашки
— Что у нас получилось? Сложив каждый лепесток, у нас получился целый цветок. Цветок как семья мы являемся частью нашей школьной семьи.
— Теперь мы знаем немного друг друга.
— Ребята, послушайте загадку:
Стоит чудесная скамья
На ней уселись ты да я.
Скамья ведёт обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс (парта)
— Вы правы! Посмотрите на наш класс как здесь чисто и уютно. Очень много людей позаботились о том, чтобы вы пришли в этот просторный светлый класс. Мы с вами будем уважать труд людей и содержать наш класс в порядке.
— Ребята, а вы знаете, что, приходя в гимназию, вы будете получать подарки, но это не конфеты и не пирожные, это знания
— Что должно быть у каждого ученика?
Отгадайте загадки и помогите мне собрать портфель.
— Что же должно лежать в портфеле ученика?
1. Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь… (линейка)
2. На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладёшь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я… (пенал)
3 То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка
Можешь и нарисовать.
Что такое? Я … (тетрадь)
4. Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (карандаш)
5.Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым (Кисточка и краски)
6. Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (книга)
-Ваша первая учебная книга «Азбука»
Сами книги не растут
Сделать книги нужен труд.
Тетради, книги береги,
Не рисуй, не мни, не рви.
— Я уверена, что к занятиям вы уже основательно подготовились. И нам остаётся дать клятву первоклассников. Я буду говорить слова, а вы добавляете слово «ДА!
Клятва Первоклассников.
Гимназию будем любить мы всегда!
С радостью будем ходить мы сюда!
Будем спокойны как в речке вода!
Мы яркими будем как в небе звезда!
Чтобы гимназия нами была горда!
Пусть трудно бывает нам иногда
Ругаться не будем мы никогда!
И всё замечательно будет тогда!
-А сейчас я предлагаю вам посетить школьную столовую и библиотеку
Методическая разработка по чтению (2 класс) по теме: Урок — ролевая игра
Ход урока.
1.Организационный момент. Слайд №1.
— Вы все сегодня участники ролевой игры: чтецы, которые готовились к чтению заранее, «критики». Нам потребуются и другие лица. Как вы думаете, тяжело ли войти в роль героев рассказа.
— Какова роль судьи?
— Кто такой адвокат?
— Какая общая цель нашего урока?
— Зачем нужен этот урок каждому из вас?
Предположительные ответы детей:
— Судья будет судить главного героя рассказа.
— Адвокат – это защитник.
— Чтецы прочитают выразительно рассказ.
— «Критики» оценят выступления товарищей.
— Мы будем обсуждать героев рассказа.
— Нам нужно понять, чему учит рассказ.
— Нужно не бояться говорить вслух своё мнение.
— Я думаю, что урок будет интересным.
2. Мотивация.
— О том, что Земля — наш общий дом, что надо беречь всё живое, говорили на уроках риторики и рисования. Каким нужно быть человеком, чтобы сохранить красоту природы, поговорим сегодня.
— Перед вами портрет писателя Л.Н. Толстого. Слайд №2. Он жил в 60-е годы 19 века, больше 100 лет назад. Открыл школу для крестьянских детей и писал для них поучительные рассказы. Вы недавно познакомились с его рассказом «Косточка». Сегодня знакомимся с другим рассказом этого автора. Расшифруйте его название.
Шифровка лежит на парте у каждого ученика.
П h R I т u s n и u g f ч v w r к l j а ( нужно догадаться зачеркнуть иностранные буквы)
— Молодцы, это рассказ «Птичка». Слайд №3.
3. Слушание и осмысление.
Рассказ читается у доски (3 человека, чтецы готовились заранее )
— Спасибо, ваше чтение оценят наши «критики» (двое детей в роли «критиков» заранее готовят журнал оценивания)
— Как оценили чтецов критики? Какие оценки поставили за чтение?
Памятка критика. Слайд №4
Обращение ко всем:
— Почему рассказ называется «Птичка»? Ведь в рассказе главные герои – люди?
— Птичка – это тоже живое существо. Она главный герой рассказа.
— Поделитесь вашими первыми впечатлениями. Что вас особенно взволновало?
— Меня взволновал отрывок…(зачитывает). Я особенно переживал, когда…
Катя:
— Серёжа был слишком беззаботным, легкомысленным. Он думал, что чиж – это игрушка, поиграл, надоела, можно бросить. А чиж – это живое существо.
Миша:
— Серёжа забыл про чижа, а ведь за ним надо ухаживать. Он был не готов к такому ответственному поручению, он был ещё маленький и глупый.
Вова:
— А мы считаем, что чижа нельзя было вообще ловить, он привык жить на воле, пел песенки, может, у него было своё родное гнездо где-то. Поэтому-то чиж так рвался из клетки.
— С кем согласен писатель: с дядей Серёжи, подарившим сетку, или с мамой, которая сказала: «Не хороша игрушка»?
Дети при ответе пользуются словами со слайда №5
— Я думаю… Я считаю… Мне кажется…
— Мы думаем, что мама права, так как игрушка действительно не хороша.
— Почему погиб чижик? Обсудите этот вопрос в паре. Готовность к ответу покажите «домиком» (дети поднимают руки вместе, образуя ворота).
— Мы думаем… Мы решили …Мы считаем…
( отвечая, дети пользуются словами-помощниками на слайде №5)
упрямый безответственный маленький беспомощный
беспечный легкомысленный глупый
«Критики» высказывают своё мнение, отмечают лучшую пару, индивидуальные ответы детей.
4. Тихая пауза. Музыкальная композиция №1.
— Мы сейчас закроем глаза и подумаем, что же почувствовал мальчик, когда увидел утром погибшую птичку.
На слайде № 6 появляются слова-помощники: страх, боль, печаль, радость, горе, раскаяние, угрызения совести.
Дети выбирают нужные слова для ответа. Остальные соглашаются с выбором или не соглашаются.
5. Анализ поступков героев рассказа.
— Теперь представьте себя на месте героев рассказа. Придумайте продолжение. Начало звучит так: « Если бы я был…»
Каждой группе даётся карточка, вырезанная в виде птички, с началом рассказа:
1 группа « Если бы я был дядей Серёжи, то я бы …»
2 группа « Если бы я была мамой Серёжи, то …»
3 группа « Если бы я был Серёжей, то …»
4 группа « Если бы я был адвокатом (защитником) на суде, то я бы
защитил…»
5 группа « Если бы я был судьёй, то я осудил бы …» (костюм судьи, папка готовятся заранее)
6 группа «Если бы я был чижом и мог говорить, то я бы сказал…»
Работа в группах по 4 человека. Защита читательского мнения. От каждой группы выступает ученик и защищает мнение своей группы, представляя себя в роли Серёжи, чижа, мамы, дяди, судьи и адвоката.
Артём:
— Если бы я был судья, то осудил бы дядю Серёжи за плохой подарок: нельзя дарить детям сетки для птиц!
Маша:
-Я осуждаю маму Серёжи за то, что она не смогла убедить сына выпустить чижа.
Настя:
— Я осуждаю Серёжу за то, что он поймал птицу, лишил её свободы. Потом плохо ухаживал за ней.
Кирилл:
В роли судьи.
— Все эти люди виновны в гибели птички. Серёжа виноват больше всех. Его ждёт наказание – муки совести. А совесть может грызть хуже зверя, она беспощадна. Он больше никогда не будет ловить птиц. Будем надеяться, что он исправится.
Андрей:
В роли адвоката.
— Если бы я был адвокат, я бы защитил дядю. Он считаю, что он не виноват в гибели чижа. Может, он хотел, чтобы Серёжа полюбил птичку, научился ухаживать за ней, поить, кормить, чистить клетку. Ведь многие люди держат у себя птиц и других домашних питомцев.
Дима:
В роли чижа.
— Я жил в лесу и любил солнышко, прыгал с ветки на ветку, пел песенки. Однажды мы с другими птичками полетели к дому человека поклевать зёрнышки. Я хотел поклевать зёрнышек, но тут сверху на меня упала какая-то сетка. Я попался в ловушку! Прошу вас, выпустите меня! Я хочу на волю!
Анна:
Роль мамы.
— Если бы я была мамой Серёжи, я бы уговорила Серёжу выпустить чижа на волю из клетки. Серёжа очень упрямый, но нужно, чтобы он сам понял и исправил свои ошибки. Ведь ему жить дальше!
Коля:
В роли Серёжи.
— Я очень виноват, простите меня. Я не хотел смерти этой птичке. Я просто хотел держать её у себя, ухаживать за ней. У неё так билось сердце! А потом она умерла из-за меня. Я больше никогда не буду ловить птиц!
— Спасибо за то, что вы были активны и искренни, высказывая своё читательское мнение. Вы уже знаете, что существует для каждого человека суд совести. Кто согласен с судьёй? Кто согласен с адвокатом? Почему?
— Я согласен с судьёй, так как считаю…
— Я согласен с адвокатом, т. к…
— Можно, я тоже выскажу своё читательское мнение?
Я думаю, ребята, что Л.Н. Толстой обращается к нам рассказом «Птичка» через века, чтобы мы с детства шли дорогой добра, бережно относились ко всем живым существам.
6.Музыкальная композиция №2. Слайд № 7.
— Прочитайте вопрос про себя. Послушаем песню « Дорога добра». Вслушаемся в слова этой песни, они и должны стать ответом на вопрос.
После прослушивания дети высказываются.
7. Словарная работа.
На дополнительной доске появляется модель человека и модель дороги в будущее.
— Какие хорошие качества мы будем воспитывать в себе и возьмём их с собой в будущее?
Дети выбирают слова на карточках и располагают их на модели дороги магнитами, остальные карточки снимают с доски.
Честность сердечность зависть
Доброта забота беспечность
Злоба дружелюбие справедливость
Жестокость лживость ответственность
8. Подведение итогов.
— Подведём итоги урока. Слайд №8.
Оценивание.
— Слово предоставляется «критикам» для оценивания по памятке.
На альбомном листе «критики» выставляют оценки, выступивших по ролям, выбирают самый интересный ответ урока.
— Давайте оценим и «критиков». Справились ли они со своей работой?
Вывод. Ответили ли мы на главные вопросы урока? Слайд №9.
— Понравился ли вам урок? Что бы вы хотели изменить в этом уроке или предложить что-то новое?
— Нам понравился урок, потому что он заставил нас думать.
— Этот рассказ заставляет меня задуматься о том, что человек может погубить маленькую жизнь. А он должен беречь всё живое.
— Л.Н.Толстой учит нести ответственность за свои поступки, учит тому, какой должна быть семья, как правильно воспитать маленького человека.
Приложение.
Что отвечали дети на уроке,после обсуждения в группах.
Материал на тему: Конспекты сюжетно- ролевых игр
Конспект сюжетно-ролевой игры-ситуации
«Магазин овощей и фруктов»
Основная область: социализация
Интеграция областей: коммуникация, познание.
Задачи:
1. Закреплять умение наиболее достоверно отображать в игре социальные взаимоотношения.
2. Закреплять представления детей о профессии продавца, о роли покупателя.
3. Развивать у детей желание сделать что-то приятное и полезное для другого человека.
4. Прививать элементы навыков социального общения, развивать ролевой диалог «продавец – покупатель», «покупатель-покупатель».
5. Закреплять правила поведения в общественных местах, продолжать формировать представления об этических нормах.
6. Формировать положительные взаимоотношения между детьми, развивать нравственные чувства (ориетацию в понятиях «добро» и «зло»)
7. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
8. Формировать желание у детей наблюдать за социальными ролями взрослых
9. Закреплять у детей умение считать до 5 и умение применять его в социальной действительности.
Предварительная работа:
- Беседы: «Определим какой магазин: промтоварный, продуктовый, смешанный», «Что готовим из овощей и фруктов», «Здоровье вашей семьи», «Вкусный арбуз»
- Дидактические игры: «Кто самый вежливый», лото «Сад и огород»
- Продуктивная деятельность: совместное с детьми и родителями создание предметно-развивающей среды для игры (изготовление ягод из соленого теста, пошив фартука и нарукавников для продавца, изготовление монет из цветного картона, чеки из бумаги).
- Чтение художественной литературы: Л. Уланова «Правильная покупка», Ю. Тувим «Овощи», Д. Хармс «О том, как старушка чернила покупала», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»
- Рассматривание иллюстраций на тему «Магазин»
- Словарная работа: касса, чек, витрина, ценник.
Основная работа:
Воспитатель вовлекает детей в сюжетно-ролевую игру через создание проблемной ситуации, далее во время распределения ролей становится сам непосредственным участником игры и принимает на себя роль продавца с согласия остальных участников игры (5 человек), затем эта роль передается ребенку.
Ход:
Дети и воспитатель сидят на стульях в кругу.
Воспитатель: Ребята, представляете, я вчера была в овощном магазине со своей дочерью, попросила ее самостоятельно купить пару огурцов, пару помидор для салатика и рассчитаться. Она испугалась и растерялась. Это конечно, не беда, мы будем тренироваться. Но я сразу подумала «А смогли бы ребята из моей группы самостоятельно купить что-нибудь и как часто они с мамами и папами ходят в магазин?»
Дети: отвечают по-разному.
Воспитатель: У меня предложение, давайте поиграем в магазин, заодно и посмотрим как и кто умеет совершать покупки. Но не в обычный, а в магазин овощей и фруктов. Это продуктовый или промтоварный магазин?
Дети: продуктовый.
Воспитатель: Верно. Можно я первая буду продавцом?
Дети: Да
Происходит распределение ролей. Возможно, что в процессе распределения дети выберут роли семейных или иных пар(папа-мама, муж-жена, мама-дочка и др.).
В группе стоит прилавок с эмблемой «Овощи и фрукты», на котором разложены фрукты, овощи, ягоды, развешаны ценники (ярлычки с кружечками), количество изображенных кружков соответствует стоимости товара, на прилавке стоят касса с лотком для монет и чеками, рядом стойка с пакетами, в которые складываются покупки, недалеко стоит подставка с листами цветной бумаги зеленого цвета и латок с большими мячами (как варианты предметов-заместителей). Рядом с «магазином», создана предметно-развивающая среда для игры в «Дом».
Воспитатель надевает фартук и манжеты. Детям-покупателям раздаются кошельки с монетами. Продавец занимает место за прилавком, покупатели выстраиваются в очередь. В очереди происходит взаимодействие в ролевом диалоге «покупатель-покупатель».
Воспитатель-продавец: В нашем магазине продаются только самые лучшие и свежие фрукты и овощи прямо из огорода( если зима, фразу пропускаем). Добрый день, что вы хотели?
1 ребенок-покупатель: Здравствуйте, дайте мне пожалуйста помидор.
Воспитатель-продавец: Хорошо, из всех овощей я больше всего люблю помидоры. Вам, наверное, на салатик?
1 ребенок-покупатель: Да
Воспитатель-продавец: Тогда нужно взять и лук к нему.
1 ребенок-покупатель: Давайте.
Воспитатель-продавец: Подскажите, сколько стоит, а то я ценник из-за прилавка не вижу.
1 ребенок-покупатель: 3 монетки помидор и 1 монетка лук.
Воспитатель-продавец: Отлично, и того…
1 ребенок-покупатель: 4 монетки.
Отдает деньги продавцу.
Воспитатель-продавец забирает деньги, складывает помидор и лук в пакет, выбивает на кассе чек, кладет в пакет и чек, отдает покупателю.
Воспитатель-продавец: спасибо за покупку, приходите к нам еще.
Предполагается, что ребенок-покупатель пойдет «Домой», где сможет выложить покупки и заново вернуться в магазин. Эта ситуация создает предпосылки для возникновения параллельной сюжетной линии – игры в «Дом».
2 ребенок-покупатель: Здравствуйте!
Воспитатель-продавец: Добрый день!
В игре, возможно, возникнет негативная ситуация, когда некоторые дети-покупатели не захотят придерживаться очереди, будут толкать друг друга, пытаясь залезть вперед. Естественно, воспитатель должен направить игру в позитивное русло и сказать фразу о том, что очереди нужно придерживаться, друг друга нужно уважать и не мешать работе продавца, так как труд продавца очень тяжелый.
Воспитатель-продавец: Что вы хотели?
2 ребенок-покупатель: Мне нужны яблоко и груша.
Воспитатель-продавец: Без проблем! Это очень полезные фрукты, в которых много витаминов. Яблоко есть кисло-сладкое и сладкое. Вам какое?
2 ребенок-покупатель: Сладкое.
Воспитатель-продавец: Хорошо. Яблоко – три монеты, а груша – 2 монеты, и всего…
2 ребенок-покупатель: 5 монет.
Воспитатель-продавец складывает покупки в пакет, 2 ребенок-покупатель протягивает 5 монет.
Воспитатель-продавец: Все верно, спасибо за покупку, приходите к нам еще. Досвидание.
2 ребенок-покупатель: Досвидание
Так как изначально дети знают, что это магазин овощей и фруктов, то просят они только их. Но так как обычно в магазинах овощей и фруктов продаются и ягоды, воспитатель, руководя игрой, сам предлагает детям-покупателям приобрести ягоды.
Воспитатель-продавец: Здравствуйте.
3 ребенок-покупатель: Здравствуйте.
Воспитатель-продавец: Что Вам подать?
3 ребенок-покупатель: Дайте мне морковь и банан.
Воспитатель-продавец: Значит Вам нужны и фрукты и овощи сразу?
3 ребенок-покупатель: Да.
Воспитатель-продавец: А почему бы Вам не купить еще и ягод. У нас подвезли свежую клубнику.
3 ребенок-покупатель: Да, пожалуйста.
На бананах и ягоде нет ценников. Предполагается, что игра будет строиться таким образом, что 3 ребенок-покупатель спросит цену товара.
3 ребенок-покупатель: А сколько у Вас стоит банан и ягода?
Воспитатель-продавец: Банан 3 монеты, ягода 1 монету, а стоимость моркови указана в ценнике.
3 ребенок-покупатель: 2 монеты.
Воспитатель-продавец: Итого шесть монет.
Воспитатель-продавец может назвать шесть монет с опережающим обучением, дав ребенку возможность задуматься, но если ребенок не может посчитать, можно сказать 4 и 2 монеты. Воспитатель- продавец упаковывает покупку.
Воспитатель-продавец: Всего доброго, кушайте на здоровье. Передайте привет своей жене.
3 ребенок-покупатель: Спасибо, передам. Досвидание.
Этот диалог может натолкнуть ребенка на мысль вовлечь в игру еще одного играющего, либо на создание им параллельной сюжетной линии игры в «Дом».
Воспитатель предлагает поменяться ролями и отдает вести главную роль продавца ребенку, а сам подключается к играющим, принимая дополнительную роль покупателя, и становится в очередь. Если сюжет начинает «пробуксовывать», воспитатель использует косвенное руководство игрой и влияет на общение продавца и 4 покупателя.
Воспитатель-покупатель (обращается к продавцу): Добрый день, не могли бы Вы обслужить нас быстрее, а то очередь длинная, а я опаздываю на работу.
Ребенок-продавец: Да, конечно. Что Вам?
Если 4 покупатель молчит, воспитатель-покупатель как бы выводит его на беседу.
Воспитатель-покупатель: Женщина, посмотрите сколько всего вкусного и полезного и апельсины и яблоки и груши и огурчики с помидорчиками на салат, только попросите у продавца, он мигом Вас обслужит.
4 ребенок-покупатель выражает свою просьбу.
Очень важно, чтобы дети умели вводить в игру предметы-заместители. Если этого не происходит, воспитатель, используя косвенное руководство или в прямом ролевом диалоге, способствует этому процессу.
Воспитатель-покупатель(обращается к другому покупателю): Вы знаете. Вчера я брала здесь такие вкусные арбузы и вам советую купить, не пожалеете. Такие круглые, а внутри красные, сочные, а косточки черные-черные, это значит спелые арбузы.
Ребенок–покупатель: Здравствуйте, дайте пожалуйста арбуз.
Ребенок-продавец может срезу сориентироваться и взять в качестве арбуза мяч, если этого не происходит, воспитатель ему помогает.
Воспитатель-покупатель: Вон, кажется, Вам в ящиках красивые арбузы подвезли (указывает на контейнер с мячами).
Ребенок-продавец: Да, конечно, сейчас подам.
Производится расчет.
Воспитатель-покупатель (продавцу): Здравствуйте, дайте мне тоже один арбузик за 3 монеты, на салатик свежий огурец за 2 монеты и зеленый салат, его что-то на прилавке у Вас нет, но мне он очень нужен.
Ребенок-продавец (не смог сам найти предмет-заместитель): У нас нет салата.
Воспитатель-покупатель (указывая на стойку с зеленой цветной бумагой): Как нет, а вон же он.
Ребенок-продавец: Сейчас подам. Стоит 1 монету. И всего 3 и 2 и 1 будет 5 монет.
Производится расчет, возможно при помощи воспитателя.
Воспитатель-покупатель (обращается к ребенку-покупателю): Мы с Вами из одного дома. Вы меня не узнали?
Ребенок-покупатель: Нет.
Воспитатель-покупатель: Жаль. Меня зовут Виктория. А Вас?
Ребенок-покупатель: Борис.
Воспитатель-покупатель: Очень приятно. Вы на машине ?
Ребенок-покупатель может сориентироваться, найдя предмет-заместитель, но если не сможет, воспитатель помогает ему, вовлекая тем самым его в новую сюжетную линию, это может быть игра «Дорога» или «Заправка» или др.
Ребенок-покупатель: Нет.
Воспитатель-покупатель (составляет стулья в форме авто или складывает объемные мобили): А я на машине. Давайте я Вас довезу.
Ребенок-покупатель: С удовольствием.
Далее либо игра плавно переходит в другую сюжетную линию, либо эти линии проходят одновременно («Дом», «Поездка», «Заправка» и т.д.), количество детей увеличивается, на основе личных симпатий они объединяются в группы до 6-7 человек максимум.