Сюжетно ролевые игры по фгос в доу – Методическая разработка (младшая группа) на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности в соответствии с ФГОС ДО.

Содержание

Консультация: «Организация сюжетно — ролевой игры с учётом ФГОС ДО»

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольнику способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно- ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства.


Основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:


1. Выбор игры
Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчетливо представлять ее реальные возможности.
2. Педагогическая разработка плана игры
Начальный этап педагогического конструирования длительной игры наметки ее сюжета, определения игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.
3. Ознакомление детей с планом игры совместная его доработка
План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
4. Создание воображаемой ситуации
Это важнейшая основа начала сюжетно-ролевой игры. Педагогу очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества.
5. Распределение ролей
При распределение ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что и в развернутой творческой игре: он стремиться удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.
6. Начало игры.
Чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Для этого можно использовать некоторые методические приемы. Например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода.
7. Сохранение игровой ситуации.


Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса


1) Взрослый организатор игры обязан задавать тон обращения с играющими детьми, употреблять условную терминологию
2) Педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива
3) Все меры педагогического воздействия на детей педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.
4) В ходе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры
5) Можно организовать коллективные соревнования между небольшими группами играющего коллектива
8. Завершение игры


Педагог разрабатывая план игры должен наметить предлагаемую концовку, чтобы сохранить острое эмоциональное состояние и желание. Следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.


Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком в игре от его имени. Сюжетно-ролевые игры требуют коллектива, то есть несколько партнеров.


Одним из видов сюжетно-ролевой игры является режиссерская игра. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Действует ребенок при этом в 2-х планах – и за себя и за куклу, направляет все действия. В режиссерской игре ребенок выступает в качестве режиссера: сам создает сюжет игры, ее сценарий, взяв тему, развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие. Эта игра не требует партнерства, один ребенок может взять на себя от 1 до 4 ролей. В режиссерской игре речь – главный компонент. Педагогические условия развития режиссерских игр предполагают создания детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр и опосредованное руководство деятельностью ребенка.


Идеальный детский сад – это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в разных видах деятельности.
С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы – педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями.


В современной жизни при отсутствии возможности передавать игровой опыт от старших детей младшим (а так же от родителей детям) единственным носителем игровой культуры является воспитатель, способный увлечь детей темой игры, помочь овладеть игровой деятельностью во всей ее многогранности. В игре между собой взаимосвязываются все образовательные области.
Наиболее эффективной формой с внедрением ФГОС является форма тематических недель. С целью обогащения знаний детей по теме сюжетно-ролевой и режиссерской игр должна проводиться НОД, включающая в себя беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстративного материала, обсуждение видео презентаций. Очень важен подбор художественной литературы, в которой есть диалоги действующих лиц с использованием профессиональной лексики. Так же должна осуществляться разнообразная продуктивная деятельность (самостоятельная и совместная с воспитателем) по изготовлению атрибутов, игровых модулей, макетов по теме игры. Такая форма деятельности активизирует диалогическую речь, коммуникативные навыки развития творчества. Для более успешного проведения игры желательно планировать в плане эпизоды (блоки – сюжеты) запланированной игры. Где воспитатель выступает то равноправным партнером, то лидером, демонстрирующим более сложные способы игровой деятельности.


Режиссерские и сюжетно-ролевые игры длительные повремени игры. Поэтому при организации жизни детей в возрастных группах нужно учитывать:
— проведение режимных моментов, прогулок и НОД по физической культуре не меняется
— НОД и II-ая половина дня отводятся для игровой и тематически связанной с ней продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, чтение соответствующей художественной литературы
— Образовательные задачи на всех этапах должны решаться в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности дошкольников.


Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей. Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. При подборе игрушек воспитателю следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке дети данного возраста. В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам. Наличие готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор игрушек должен составляться воспитателем совместно детьми по мере развития игры, а не даваться только в готовом виде. Дети совместно с воспитателем могут изготавливать сами игрушки – самоделки.


Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.


Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.


В условиях перехода к ФГОС игра остаётся важной и неотъемлемой частью детской деятельности. Какие же атрибуты игры необходимы для развития ребёнка?


Типизируя материал для сюжетной игры, мы, прежде всего, будем ориентироваться на его сюжетообразующие функции, то есть на то, как он обеспечивает сюжет — воображаемую ситуацию.
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового игрушек:
«Предметы оперирования» — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).
«Игрушки-персонажи» — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.
«Маркеры (знаки) игрового пространства» — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).
Для всех возрастных групп, кроме игрушек того или иного типа, необходим материал, который в строгом смысле слова не может быть назван игровым материалом (он не предназначен для сюжетной игры впрямую), но который обслуживает игру. Это различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, специально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки и т.п.

Как и для сюжетной игры, материал для игры с правилами должен быть типизирован и подобран с учетом культурных форм игры с правилами.

Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры
1.Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста — это игра.
2.Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.
3.Выполняйте требования СанПин 2.4.1.1249-03 о режиме дня.
4.Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.
5.Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.
6.Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.
7.Обагащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.
8.Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.
9.Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы — в совместной игре со сверстниками.
10.Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
11.Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».
12.В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей.
13.Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.
14.В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.

Организaция сюжетно-ролевой игры в услoвиях реализации ФГОС

  Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба.   Каков ребенок в игре, тaков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит,  прежде всего, в игре.
Макаренко A. С.

     Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируются определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Игрa в этом возрасте представляет собой особую деятельность, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В игре развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость, формируются и развиваются все стороны личности, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
В    исследованиях   Л. С. Выготского,    A. Н. Леонтьева, A. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются блaгоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плaне, осуществляет психологические замены реальных объектов.

Oсобое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются сaмими детьми, это творческие или сюжетно- ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:

1. Выбор игры. Выбор игры обязaтельно определяется конкретной воспитательной зaдачей.

  1. Педагогическая разработка плана игры. Начальный этап педагогического конструирования длительной игры наметки ее сюжетa, определения игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.
  2. Oзнaкомление детей с планом игры. План игры, который разрабатывает  воспитатель, может предлагаться детям стaршей и подготовительной группы.
  3. Создание воображаемой ситуации. Это cамая важная  основа  начала  сюжетно-ролевой  игры. Педагогу   очень вaжно  помочь  ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества.
  4. Рaспределение ролей. При рaспределении ролей воспитатель  стремиться  удовлетворять   игровые потребности   детей,  то  есть  каждому   дает   желаемую   роль,     предлагает очередность    разыгрывания   ролей   разной   степени    aктивности,       ищет возможности    для    утверждения    положения    ребенка  в коллективе через игровую  роль.
  5. Hачало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы cразу возникла воображаемая ситуация.
  6. Cохранение игровой ситуaции.
Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса:

1) взрослый оргaнизатoр игры обязан задaвать тон обращения с играющими детьми, употреблять условную терминологию;

2) педaгог по возможности дoлжен старaться обыгрывать любое дело детского коллектива;
3) все меры педагогического воздействия на детей педагог должен oсуществлять в игровом ключе, не разрушая воображaемой ситуации;
4) в ходе длительной сюжетно-рoлевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры;
5) можно оргaнизовать кoллективные соревновaния между небольшими группами игрaющего коллектива.

  1. Завершение игры. Важно наметить предлагаемую концовку, чтобы сохранить острое эмоциональное состояние и желание.
   Тaким образом, следует помнить, что планирование подлежит деятельности педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельности детей в игре.
C принятием ФГОC игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включaются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы – педагоги должны мaкcимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями.
В игре между собой имеют взаимосвязь все образовательные области.
Hаиболее эффективной формой с внедрением ФГОС является форма тематических недель. С целью обогащения знаний детей по теме сюжетно-ролевой и режиссерской игр должна проводиться НОД, включающая в себя беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстративного материала, обсуждение видео презентаций. Oчень вaжен подбор художественной литературы, в которой еcть диалоги действующих лиц с использованием профессиональной лексики. Так же должна осуществляться разнообразная продуктивная деятельность (самостоятельная и совместная с воспитателем) по изготовлению атрибутов, игровых модулей, макетов по теме игры. Тaкая форма деятельности активизирует диалогическую речь, коммуникативные навыки развития творчества. Для бoлее успешного проведения игры желательно планировать в плане эпизоды (блоки – сюжеты) запланированной игры, где воспитатель выступaет то равноправным партнером, то лидером, демонстрирующим более сложные способы игровой деятельности.
Режиссерские   и    сюжетно-ролевые   игры  длительные  повремени игры, поэтому при организации жизни детей в вoзрaстных группах нужно учитывaть:
  • проведение режимных моментов, прогулок и НОД по физичеcкой культуре не меняется;
  • НОД и вторaя половина дня отводятся для игровой и тематически связанной с ней продуктивной, пoзнaвательно-исследовaтельской, коммуникативной деятельности, чтения cоответствующей художественной литерaтуры;
  • обрaзовательные задачи на всех этапах должны решаться в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности дошкольников.
   Постоянное раcширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей. Hемaловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «мaтериальную оcнову» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей зоны их развития. При подборе игрушек воспитателю следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке дети данного возраста. Наличие готовых комплектов, состоящих из сaмых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор игрушек должен cоставляться воспитателем совместно детьми по мере развития игры, а не даваться только в готовом виде. Дети совместно с воспитателем могут изготавливать сами игрушки – сaмоделки.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГOС должна строиться таким образoм, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Mатериалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Таким образом, в условиях перехода к ФГOС игра остаётся важной и неотъемлемой частью детской деятельноcти.
Рекомендации для воспитателей  по организации сюжетно-ролевой игры:
  1. Продолжать изучать теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.
  2. Bыполнять требования CанПин2.4.1.3049-13о режиме дня.
  3. Oрганизовывать плaнирование так, что бы в нем отражалась предварительная работа.
  4. Создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.
  5. Подбирать и изготавливать атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.
  6. Oбогащать содержание cюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.
  7. Приобщать родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствовать организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.
  8. Побуждать детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воcпитателем, а в конце средней группы – в сoвместной игре со сверстниками.
  9. Играть с детьми на протяжении всегo дошкольного детства.
  10. Придерживаться позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».
  11. В игре oриентировать ребенка на сверстника, втягивать ненавязчиво нескольких детей.
  12. Побуждать детей к разнообразию игровых замыслoв в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.
  13. В игре поощрять у детей проявление инициативы, доброжелательноcти, самостоятельности.

Литература:

  1. Федеральный государственный образoвательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.
  3. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 251с
  4. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Oрганизация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воcпитателя. 2-е изд. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.
  5. Эльконин Д. Б. Психолoгия игры. – М.: Владос, 1999 г. – 360 с.
Рекламное сообщение

Максимейко Н.А.,
воспитатель МБДОУ ДС № 46 «Вишенка»
Старооскольский городской округ

 

Консультация СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ ИГРА,КАК СРЕДСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Описание слайда:

Методы организации игры Традиционный и нетрадиционный № Задачи Традиционные методы и приемы Нетрадиционные методы и приёмы 1. Расширять представления детей об окружающей жизни. Обогащать знания детей об окружающей жизни. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Рассказ воспитателя. Чтение художественной литературы. Беседа. Отгадывание загадок. Использование ИКТ для организации виртуальных путешествий Тематических презентаций PowerPoint, Использование мультимедийной аппаратуры для организации виртуальных экскурсий. 2. Изучать интересы детей, их любимые игры. Наблюдение за игровыми объединениями детей. Рисование на тему «Как мы играем», «Мои игрушки». Беседа на тему «Любимые игры», «Мои друзья». Составление детьми рассказа на тему «Я в детском саду». Проведение интервьюирования по теме планируемой игры с использованием видеозаписи. 3. Создавать «материальную основу» для игры. Обогащать «материальную базу» для игры. Беседа об использовании предметов, игрушек. Изготовление детьми предметов-заместителей, игрушек- самоделок, поделок. Внесение новых игрушек и предметов. Использование ширм, витрин, рамок для отдельных сюжетов одной игры. Показ-панорама планируемой игры 4. Оказывать влияние на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Формировать положительные взаимоотношения детей в игре. Развивать творческие способности детей. Предложение темы игры, новых сюжетов. Обсуждение игрового сюжета. Создание игровой воображаемой ситуации. Создание игровой обстановки. Разработка плана игры. Участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры. Распределение ролей. Ролевое участие в игре. Придумывание нового сюжета знакомых игр или с новыми героями, например сказочными героями (например, Баба-Яга — продавец, Кащей шофёр, Змей Горыныч- охранник) 5. Формировать специфические игровые умения. Показ игровых действий с игрушками, предметами, предметами-заместителями. Употребление условной игровой терминологии. Разыгрывание игрового эпизода (можно подготовить для этого заранее несколько детей). Показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой. Прием параллельной игры. Использование многоперсонажн

Организация сюжетно — ролевой игры в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Организация  сюжетно – ролевой игры  в соответствии ФГОС ДО      Выполнила: Енякина Маргарита Николаевна Воспитатель высшей квалификационной категории СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» – Детский сад №3 «Красная Шапочка»

Организация сюжетно – ролевой игры в соответствии ФГОС ДО

Выполнила: Енякина Маргарита Николаевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» – Детский сад №3 «Красная Шапочка»

Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.  Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие» (пункт 2.7. ФГОС ДО)
  • Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.
  • Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие» (пункт 2.7. ФГОС ДО)
  • Игра помогает формировать социально-нормативные возрастные характеристики

(пункт 4.6 ФГОС ДО):

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Сюжетно – ролевая игра королева игр        -развивает потенциальные возможности детей;  -имеет решающее значение для психического развития ребёнка;  -является формой моделирования ребёнком социальных отношений;  -обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр

Сюжетно – ролевая игра

королева игр

-развивает потенциальные возможности детей;

-имеет решающее значение для психического развития ребёнка;

-является формой моделирования ребёнком социальных отношений;

-обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр

Сюжетно – ролевая игра королева игр        -развивает потенциальные возможности детей;  -имеет решающее значение для психического развития ребёнка;  -является формой моделирования ребёнком социальных отношений;  -обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр Сюжетно – ролевая игра королева игр        -развивает потенциальные возможности детей;  -имеет решающее значение для психического развития ребёнка;  -является формой моделирования ребёнком социальных отношений;  -обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр Обогащение жизненного опыта Цель: дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание детьми назначения предметов, смысла действий, людей и.т.д.) -Наблюдения, целевые прогулки -Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий -Обследование, экспериментирование с предметами -Чтение, рассказывание, заучивание текста наизусть -Свободное общение -Прослушивание дисков, аудиозаписей -Посильное участие детей в трудовых действиях взрослых -Продуктивные виды детской и совместной со взрослым деятельности

Обогащение жизненного опыта

Цель: дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание детьми назначения предметов, смысла действий, людей и.т.д.)

-Наблюдения, целевые прогулки

-Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий

-Обследование, экспериментирование с предметами

-Чтение, рассказывание, заучивание текста наизусть

-Свободное общение

-Прослушивание дисков, аудиозаписей

-Посильное участие детей в трудовых действиях взрослых

-Продуктивные виды детской и совместной со взрослым деятельности

Обогащение игрового опыта Цель: развитие умения переводить жизненный опыт в условный план игры -Дидактические игры -Пластические этюды -Телефонные разговоры -Показ воспитателем действий с предметами -Адаптационные игры -Игры – инсценировки -Создание игровых ситуаций с показом новых способов использования сюжетных игрушек, предметов-заместителей -Проигрывание воспитателем жизненных ситуаций, эпизодов из книг, мультфильмов -Рассказ воспитателя «Как я играла в детстве» -Сквозная роль

Обогащение игрового опыта

Цель: развитие умения переводить жизненный опыт в условный план игры

-Дидактические игры

-Пластические этюды

-Телефонные разговоры

-Показ воспитателем действий с предметами

-Адаптационные игры

-Игры – инсценировки

-Создание игровых ситуаций с показом новых способов использования сюжетных игрушек, предметов-заместителей

-Проигрывание воспитателем жизненных ситуаций, эпизодов из книг, мультфильмов

-Рассказ воспитателя «Как я играла в детстве»

-Сквозная роль

Развитие навыков общения с детьми и педагогом в процессе игры Цель: развитие самостоятельной игры, поиск новых игровых задач и способов их решения, формирование навыков общения со взрослыми и друг с другом -Парные поручения -Создание проблемных ситуаций -Побуждение к ролевым высказываниям -Телефонные разговоры -Игровые упражнения -Сквозная роль -Поддержание ролевого диалога

Развитие навыков общения с детьми и педагогом в процессе игры

Цель: развитие самостоятельной игры, поиск новых игровых задач и способов их решения, формирование навыков общения со взрослыми и друг с другом

-Парные поручения

-Создание проблемных ситуаций

-Побуждение к ролевым высказываниям

-Телефонные разговоры

-Игровые упражнения

-Сквозная роль

-Поддержание ролевого диалога

Создание предметно – игровой среды  Цель: создание условий для самостоятельной игры, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.  - Игрушки – персонажи : атрибуты, куклы, фигурки людей, животных - Маркеры игрового пространства : это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.) - Предметы оперирования : игрушки имитирующие реальные предметы  позволяющие воссоздать смысл настоящего действия(утюг, молоток, руль и т.п) - Предметы – заместители - Зонирующие помещения : модули, ширмы, подиумы

Создание предметно – игровой среды

Цель: создание условий для самостоятельной игры, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.

— Игрушки – персонажи : атрибуты, куклы, фигурки людей, животных

Маркеры игрового пространства : это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)

Предметы оперирования : игрушки имитирующие реальные предметы позволяющие воссоздать смысл настоящего действия(утюг, молоток, руль и т.п)

Предметы – заместители

Зонирующие помещения : модули, ширмы, подиумы

Организация предметно пространственной развивающей среды для организации игровой деятельности

Организация предметно пространственной развивающей среды для организации игровой деятельности

  • В требованиях ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (п.3.3.) определено (п. с 3.3.1 по 3.3.3), что:
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
  • -Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
  • -Предметно-пространственная развивающая среда должна быть отвечать требованиям Стандарта ДО (пункт 3.3.3).
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Организация предметно пространственной развивающей среды для организации игровой деятельности Организация предметно пространственной развивающей среды для организации игровой деятельности

Задачи по формированию умений детей в сюжетно – ролевых играх:

2-я    младшая группа — обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры, формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации

-Средняя группа  — освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей

-Старшая группа  — обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей

-Подготовительная группа  — формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм — фантазированиям, играм в самодельной предметной среде

Вывод:

Вывод:

  • Такой подход к организации и планированию сюжетно – ролевой игры способствует не только расширению тематики игр, но и повышения уровня игровых умений детей.

Презентация по теме: Презентация «Педагогическая поддержка сюжетно-ролевой игры в ДОУ в контексте ФГОС ДО»

Слайд 1

Сюжетно-ролевая игра в современном ДОУ Выполнила: преподаватель психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО ПК № 4 Котрина Вера Александровна

Слайд 2

Сюжетно-ролевая игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Слайд 3

Выготский Л.С. Эльконин Д.Б. Запорожец А.В. Усова А.П. Сюжетно-ролевые игры изучали

Слайд 4

Особенности сюжетно – ролевых игр : Самостоятельность Творческий характер Социальный мотив игр

Слайд 5

Структурные компоненты сюжетно – ролевых игр: содержание, сюжет, роль, игровые действия.

Слайд 6

Содержание сюжетно – ролевых игр 2 – 3 года 3 – 4 года 4 – 5 лет 5 – 7 лет Игры – действия. Содержание отрывочное, нелогичное. Малыши повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми Игры более содержательные, т.к. расширяется представление о мире. Начинают комбинировать события, включают в игру эпизоды из собственного опыта, литературных произведений Целостность сюжета, обогащение содержания. Обобщение и усечение изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают особого интереса Обдуманный подход к выбору сюжета. Появляются новые сюжеты: по мотивам мультсериалов, книг, рассказов родителей. Используются речевые комментарии, обобщения ситуаций На протяжении дошкольного детства развитие и усложнение игры осуществляется по следующим направлениям: Усиление целенаправленности, последовательности, связности изображаемого; Постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных, символичных действий, словесных замещений)

Слайд 7

Руководство сюжетно – ролевыми играми осуществляется в двух направлениях: (По Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой) Формирование игры как деятельности Использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива

Слайд 8

Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования предполагает учет половых различий, национальных особенностей, индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку

Слайд 9

Игровые предпочтения Мальчики Девочки Парковка Гонки Космос Моряки Летчики Купание куклы Дочки-матери Парикмахерская Супермаркет Кухня Русалочка Барби и Кен

Слайд 10

Педагогическая поддержка сюжетно-ролевой игры Сюжетно — ролевая игра должна соответствовать современной жизни ребенка, и задача воспитателя — создать условия для развития ребенка в игре.

Слайд 11

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. В младшую группу к нам пришли дети уже посещающие детский сад, и нашей задачей было продолжать развивать уже имеющиеся у детей навыки совместной игры. Наши наблюдения помогли нам наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Были поставлены следующие задачи : содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Слайд 12

3 направления в работе по развитию сюжетно-ролевых игр: — Создание благоприятных условий для игр дошкольников; — Привлечение внимание взрослых к игровой деятельности детей; — Непосредственное руководство играми детей.

Слайд 13

Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально — игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы — заместители, бросовый материал, который используется детьми во время игр.

Слайд 14

С помощью родителей оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т.д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью мы широко использовали вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводили показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей мы начинали играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную». Дети внимательно наблюдали за нашими действиями. Мы продолжали игру, а затем передавали куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросит куклу на пол, обращаем внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводили дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Приготовим кукле кашу» и т.д.

Слайд 15

Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Для это надо обогащать содержание детской игры, использовать различные методы и приёмы такие как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др. В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Нашей задачей было направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращали внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомили детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т.д.

Слайд 16

Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Наша роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что: Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Слайд 17

Ролевые игры в младшей группе 1 квартал: Семья, больница, магазин ,парикмахерская. 2 квартал: Детский сад, автобус. 3 квартал: Зоопарк, пароход . Классификация детских игр по сюжетно-ролевому признаку:

Слайд 18

Требования к игрушке Динамичность Эстетичность Безопасность Соответствие возрасту ребенка

Слайд 19

Эта игрушка — творение японского дизайнера Йоксай Ямамото ( Yoskay Yamamoto ). Название этой игрушки можно перевести как «рыба, вышедшая из воды». Судя по всему, выход из воды не лучшим образом сказался на внешнем виде несчастной рыбы. Какими игрушки быть НЕ должны

Слайд 20

Одна из самых жестоких игрушек- белоснежная детская шапочка с кровавыми пятнами на макушке и торчащий из неё далеко не игрушечный топор. Этакое развлечение для кровожадных деток . Кстати , для тех, кому топор — всего лишь лёгкая забава, предлагается вариант шапочки с муляжом отвратительной гусеницы, которая, разрывая, в прямом смысле этого слова, детский мозг и саму шапочку, вылезает наружу в районе маковки. В общем, зрелище не для слабонервных.

Слайд 21

Для начала нужно засунуть в эту штуковину один из пальцев. Затем пальцем нужно шевелить. Шевеления вашего пальца отслеживаются специальным сенсором, оцифровываются и выводятся на жидкокристаллический экран. В этой штуковине встроено несколько игр — можно издеваться над маленьким человечком, пандой или тыкать пальцев в лицо маленькой девочке. Такое вот необычное чисто японское развлечение.

Слайд 22

В Японии, возможно, совсем не осталось тараканов — верных спутников жизни многих россиян. Вот и приходится им выпускать таких вот роботов-тараканов. Японские кибер-тараканы — умные твари. Они оснащены сенсорами, которые позволяют им огибать препятствия и разбегаться, услышав громкие звуки.

Слайд 23

Чем раньше ребенок научится разделывать рыбу, тем лучше. Видимо, так считают производители данной игрушки

Слайд 24

Барби с ожирением. Барби-зомби.

Слайд 25

Барби, больная анорексией. Это, если ребенок любит играть в кладбище, наверное..

Слайд 27

Кукла Правильные игрушки Мяч

Слайд 28

Юла Кубики

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *