» Чем полезны сюжетно-ролевые игры дошколят?
Игра — самое главное занятие в жизни ребёнка. А игры, которые создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место. Называются они сюжетно-ролевыми. В них детьми воспроизводится всё, что они видят вокруг: разные проявления жизни, деятельность взрослых. Так ребёнок начинается социализироваться, то есть вливаться в детский коллектив, моделируя своё поведения, развивая коммуникативные и лидерские качества, оценивая свои поступки и сверстников. Читайте в нашей статье об особенностях, значении и пользе сюжетно-ролевых игр дошколят.
Значение игры для дошкольника
В игре ребёнок отрабатывает навыки общения
Дошкольный период — важнейшее время для развития личности. Именно в эти годы малыш получает первые знания о жизни, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера. Многое из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность. Таким образом, игра становится для дошколёнка лучшим способом усвоения информации и общественного опыта.
Большое значение для становления ребёнка дошкольного возраста как личности имеют сюжетно-ролевые игры.
«Сюжетно-ролевые игры — это игры коллективного характера, формирующие у детей способность общаться со сверстниками».
Приблизительно с трёх лет сюжетно-ролевая игра занимает в жизни младшего дошкольника основное место. Именно в этой сфере развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, дошкольники отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать малышу себя частью детского коллектива, критически относиться к себе и людям.
Играем в жизнь
Без сюжета нет игры
Сюжет — основной элемент сюжетно-ролевой игры. Без него игры не будет. Сюжет — это та область деятельности, которую воспроизводят дети. Играя, дошкольник воспроизводит действия, события, взаимоотношения из жизни, при этом его игровые действия (осматривать пациента, готовить пирог, строить дом и т. д.) — главные средства, с помощью которых он реализует сюжет. Сюжеты игр бывают разными.
«А знаете ли вы, что со временем сюжеты игр изменяются? Их содержание зависит от исторического периода, состояния экономики страны, природных и географических особенностей местности, культурных традиций. Есть и сюжеты игр без времени, например, в «Больницу», «Семью», «Школу».
Следующий важный элемент игры — это её содержание, которое ребёнок воплощает при помощи определённой роли. Роль — это главный компонент игры и средство реализации сюжета. Роль для ребёнка — это его позиция. То есть, малыш, принимая роль, отождествляет себя с каким-то героем и живёт в игре по принципу соответствия этой роли, основанной на собственных представлениях. В основе роли — правила поведения, который кроха заимствует из взрослого мира, перенимая манеру поведения взрослых. Уже в три года малышу хочется действовать не только самостоятельно, но и как взрослому.
Одна из особенностей сюжетно-ролевых игр — их социальная направленность
Особенности и польза сюжетно-ролевой игры:
- Определённые правила и их соблюдение детьми.
- Социальная направленность игр.
- Богатая эмоциональная палитра.
- Развитие интеллекта.
- Активное развитие творчества.
- Речевое развитие.
Играя в сюжетно-ролевые игры, малыш развивается интенсивно и разносторонне.
Виды сюжетно-ролевых игр
- Бытовые: «Дом», «Семья», «Дочки-матери», «Праздник», «День рожденья».
- Производственные и общественные: «Школа», «Магазин», «Почта», «Салон красоты», «Библиотека», «Больница», «Автобус», «Поезд», «Милиция», «Пожарная бригада», «Стройка», «Армия» и другие.
- Героико-патриотические: «Герои войны», «Полёт в космос» и т. д.
- Литературные: по сюжетам известных детям литературных произведений, мультфильмов, телепрограмм
- Режиссёрские: игры, в которых ребёнок сам озвучивает кукол и выполняет за них действия.
Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет
Игры младших дошкольников отличаются по содержанию от игр более старших детей
Игры младших дошкольников отличаются по содержанию от игр более старших детей. Это обусловлено недостаточным опытом малышей, особенностями и уровнем их умственного и эмоционального развития, процессов познавательной сферы. Кроха пока ещё не может представить в своём воображении весь игровой процесс и уловить логическую цепочку следующих друг за другом событий. Поэтому содержание игр малышей поначалу не совсем логичное, отрывочное, несколько бессвязное. В раннем детстве малыши повторяют несложные действия с игрушками, которые показывают им взрослые.
«Игры младших дошкольников состоят из бытовых действий: дети возят, катают, варят, купают и пр. Чуть позже появляются роли: я — доктор, я — шофёр, я — мама. Выбранная роль направляет игру ребёнка: теперь малыш выбирает только те действия, которые свойственны выбранной роли: к примеру, «мама» выбирает продукты и посуду для приготовления обеда, доктору нужен градусник и т. д. Дети используют для игры и символические предметы, и воображаемые, и реальные».
На рубеже трёх и четырёх лет игры ребёнка становятся более интересными. Это связано с тем, что у детей появляются новые знания о мире. Дети уже комбинируют различные события, включая при том в игры элементы сюжетов из своего опыта или детский произведений (сказок, мультфильмов).
Для ребёнка среднего дошкольного возраста выбор роли становится важным: малыш хочет выполнять ту роль, которая ему нравится.
Сюжетно-игровая деятельность ребёнка 3-4 лет носит следующий характер:
- наличие отдельных игровых действий игрового характера
- фактическое осуществление роли без названия её
- сюжет представляет собой цепочку из двух действий
- участие взрослого в удержании воображаемой ситуации.
Игра в «Повара» будет интересна ребёнку 3-4 лет
Приведём несколько примеров игр, которые интересны будут ребёнку 3-4 лет:
- «Идём на прогулку».
Цель: обучение ребёнка подбору одежды по сезону, изучение названий предметов одежды, их элементов.
Содержание игры: ребёнок готовит куклу к прогулке, подбирая ей нужную одежду, заботливо одевая куклу в правильно последовательности, называя одежду.
- «В магазин за покупками».
Цель: обучение детей называть и классифицировать предметы, расширение их словарного запаса, формирование коммуникативной культуры дошкольников, воспитание основ вежливости.
Содержание игры: нужно распределить роли, кто — продавец, кто покупатель, и вести игру в соответствии с ролями. Покупатели посещают магазин, выбирают покупки, продавец вежливо обслуживает их.
- «У доктора».
Цель: обучение ребёнка внимательности, чуткости, уходу за больными, пониманию функций медицинских приборов, увеличение словарного запаса.
Ход игры: ребёнок в роли доктора, а игрушки — в ролях пациентов. Пациенты приходят на приём, доктор должен их осмотреть, поставить диагноз, назначить и провести лечение.
- «День рождения у куклы».
Цель: расширение знаний ребёнка о сервировке стола для праздничного обеда, закрепление знаний о столовых предметах приборах, воспитание внимательности, заботливости, ответственности, желания помочь, расширение словарного запаса.
Содержание игры: нужно сообщить ребёнку, что у куклы Марины сегодня день рождения. Ребёнок берёт игрушки и оправляется в гости к кукле, поздравляет её, а затем кукла приглашает всех к столу угоститься праздничным тортом и чаем. Ребёнок должен помочь кукле накрыть стол.
- «Строительство дома».
Цель: ознакомление ребёнка со строительными профессиями, инструментами и техникой, которые облегчают труд строителей, обучение сооружению постройки простой конструкции, расширение знаний о профессии строителя, совершенствовать словарный запас путём ввода понятий «здание», «строитель», «строительный материал».
Содержание игры: предложите ребёнку построить просторный светлый дом из кубиков или других материалов, в котором бы поселились игрушки. Попутно знакомьте малыша со строительными профессиями, показывая тематические изображения и предлагая поиграть в ту или иную профессию: каменщика, маляра, плотника, крановщика, водителя грузовика и т. д.
Во что интересно играть детям 5-6 лет
Игры средних и старших дошкольников характеризуются целостностью сюжета и взаимосвязанностью событий
Ребёнку 5-6 лет уже интересна не сама игра, а взаимоотношения между персонажами. Именно поэтому дети не любят брать на себя роли, которые им неприятны или непонятны. В этом возрасте дети взаимодействуют с помощью речи, а игры становятся очень эмоциональными. В играх большое значение имеют диалоги – именно с помощью них и устанавливается взаимодействие между участниками игры.
Игры средних и старших дошкольников характеризуются целостностью сюжета и взаимосвязанностью событий. Ребята обдуманно подбирают сюжет игры, планируют его развитие. Они очень эмоционально и живо реагируют на события, разворачивающиеся в процессе игры. Здесь они проявляют свои творческие способности, воображают, придумывают.
Сюжетно-игровая деятельность ребёнка 5-6 лет характеризуется:
- распределением ролей до начала игры
- переходом к ролевым действиям, которые отображают социальные функции людей
- цельным логическим сюжетом
Какие игры могут заинтересовать ребёнка 5-6 лет?
- «В библиотеке»
- «Космонавты»
- «Оказание медицинской помощи»
- «Семья»
- «Цирк» («Фокусники», «Артисты»)
- «В кафе»
- «Кругосветное путешествие»
- «На дорогах города»
- «Олимпиада»
- «В мастерской»
- «На станции технического обслуживания автомобилей»
- «Аптека»
- «Почта»
- «В самолёте»
- «Школа»
- «На выставке» и многие другие.
Смотрите видео о сюжетно-ролевых играх в детском саду
Помните, что сюжетно-ролевые игры в жизни дошкольников — очень важный вид деятельности. В такой игре у ребёнка развиваются умственные, творческие и коммуникативные способности. Поощряйте детей играть и придумывать новые сюжеты, помогайте им.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!Картотека (средняя группа) по теме: Сюжетно-ролевые игры для детей 4-5 лет
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Магазин; игрушки у врача____________________________3
Аптека; день рождения Степашки_______________________4
Строим дом; в библиотеке_____________________________5
Семья; космонавты___________________________________6
В кафе; на дорогах города_____________________________7
Зоопарк; веселое путешествие; детский сад ________________8
Парикмахерская; правила движения _____________________9
мы-спортсмены; школа________________________________10
космическое приключение______________________________11
Магазин
Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.
Игрушки у врача
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.
Аптека
Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.
День рождения Степашки.
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».
Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.
Строим дом.
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
В библиотеке
Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».
Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.
Семья
Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.
Космонавты
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.
В кафе
Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригасить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.
На дорогах города
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.
Зоопарк
Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.
Веселое путешествие
Цель: познакомить детей с профессией водителя, воспитать уважение к этой профессии, расширить словарный запас детей.
Оборудование: автобус, сделанный из стульчиков, руль, кепка водителя, насос.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в веселое путешествие на автобусе. Выбирается Водитель автобуса, проводится обсуждение, что должен делать водитель в дороге, какие инструменты нужно взять с собой на случай поломки. Пассажиры собирают необходимые в дороге вещи. Педагог напоминает, что нужно соблюдать правила дорожного движения, и все отправляются в путь. В дороге можно читать стихи, петь любимые песни. Автобус делает остановки, Пассажиры отдыхают, а Водитель проверяет состояние автомобиля, при необходимости ремонтирует.
Детский сад
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.
Парикмахерская
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.
Правила движения
Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД – милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.
Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.
Мы – спортсмены
Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.
Школа
Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду учителя, расширить словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.
Космическое приключение
Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.
Консультация (средняя группа) по теме: Руководство сюжетно-ролевой игрой детей 3—4 лет
РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ
ДЕТЕЙ 3—4 ЛЕТ
Для своевременного формирования сюжетно-ролевой игры наиболее успешным является использование метода комплексного руководства. Содержание комплексного руководства на этапе формирования сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста. В данной статье рассматривается один из компонентов комплексного руководства игрой — ознакомление детей с окружающим в деятельности.
При ознакомлении с окружающим в соответствии с задачами программы мы особое внимание уделяли соблюдению следующего требования: дети не должны быть пассивными наблюдателями, их постоянно нужно включать в активную деятельность.
Дети с большим желанием передают в своих играх хорошо знакомые бытовые процессы (кормление, укладывание спать, прогулка, разнообразная деятельность в детском саду), т. е. те жизненные ситуации, в которых они сами постоянно участвуют. В таких играх способы игрового поведения детей разнообразны. Мы предположили, что, если у детей сформировать достаточно высокий уровень обобщения в бытовых играх, им будет легче переносить усвоенные способы игрового поведения в другие игровые ситуации. Поэтому работу начали с усложнения способов и средств решения игровых задач в играх, возникающих по инициативе детей, используя для этого общение взрослого с ребенком.
Наряду с этим знакомили детей с трудом взрослых, организуя экскурсии (в медицинский кабинет, пищеблок), целевые прогулки к проезжей части дороги. Некоторые экскурсии, например в магазин, в парикмахерскую, предлагали осуществлять родителям.
К каждой экскурсии разработали вопросы, заставляющие детей не просто перечислять то, что они видят, а осознавать увиденное. В процессе экскурсий включали детей в активную деятельность. Так, в медицинском Кабинете врач нескольким детям поставил градусники, другим измерил рост, вес, прослушал фонендоскопом. В конце посещения всем детям дали витамины, подарили пустые коробочки от лекарств, чтобы в группе можно было с ними развернуть игру.
После каждой экскурсии проводили беседу, во время которой дополнялись и закреплялись полученные детьми сведения. В ходе бесед вспоминали характерные черты личности человека той или иной профессии. Например, врач добрый, вежливый, строгий; шофер серьезный, внимательно смотрит на дорогу. Выясняли, почему им необходимы такие качества. В дальнейшем это поможет детям более выразительно передавать ролевые образы в играх.
Большое внимание уделяли включению детей в труд. Часто в утреннее время с небольшой группой детей наблюдали за трудом няни, отмечая, как старательно, ловко она работает, давали детям посильные поручения. Например, няня просила детей 3 лет помочь ей разложить ложки на столы, протереть мокрой тряпкой подоконник. Детей 4 лет ставили в такую ситуацию, когда они сами должны были предложить свою помощь няне. Няня говорила: «У меня сегодня много работы: пол надо вымыть, за завтраком на кухню сходить, салфетки на столы расстелить». Если дети не предлагали помощь, то педагог обращался к ним с просьбой помочь няне выполнить часть работы. Вместе определяли, что можно сделать.
Родителям советовали привлекать детей к посильному труду
дома. Им рассказали о том, какой объем поручений может выполнить ребенок 3—4 лет, какие требования следует предъявлять к оценке результатов его труда. Было отмечено, что активное участие детей в труде способствует появлению новых игровых действий (по аналогии с трудовыми операциями), игра обогащается.
Мы не стремились к тому, чтобы через экскурсии и беседы дать детям полный объем знаний об окружающем, иногда специально не рассказывали им о чем-то, чтобы вызвать желание самостоятельно приобретать знания. Часто, отмечая, что детям явно недостаточно знаний для того, чтобы развернуть интересную, содержательную игру, мы предлагали им о чем-то спросить у родителей, самим посмотреть, как бывает в жизни, т. е. побуждали самостоятельно выяснить то, о чем они не знают или имеют неточные знания.
Например, играя в магазин, некоторые дети-покупатели сами брали с прилавка продукты. Детям предложили посмотреть, как
мамы делают покупки в магазине. Вместе с ними выяснили, что только в магазинах самообслуживания покупатели сами берут продукты. Оборудовали в группе такой магазин для игры.
Младшим дошкольникам трудно выделить главные моменты в процессе наблюдения, поэтому мы проводили беседу с родителями о том, как нужно знакомить детей с окружающим: знания должны быть доступные, надо объяснять все, что делает взрослый, зачем он это делает; обязательно включать детей в активную деятельность. Например, в магазине самообслуживания привлекать детей к осознанному выбору покупок, предложить выбранную покупку положить в корзину, по дороге из магазина дать что-то донести до дома. После посещения парикмахерской поговорить с ребенком о работе парикмахера, зачем нужна красивая стрижка; дома предложить сделать куклам красивые прически. Следующий компонент комплексного руководства — обучающие игры — мы использовали для того, чтобы с их помощью совершенствовать средства выразительности роли. С этой целью мы использовали игры-драматизации. На занятиях по родному языку в свободное время драматизировали несложные потешки, небольшие стихотворения, обращая внимание на интонацию, выразительность голоса. На музыкальных занятиях, в подвижных играх предлагали выразительно передать движения различных персонажей: как ходит мишка, как скачет зайчик и т. п.
Иногда приходилось помогать детям 3 лет переносить знания об окружающем в игровой условный план. Если, например, ребенок без особого желания раскладывал на столе посуду, воспитатель включался в игру, обязательно взяв на себя какую — о роль, например мамы, которая варит дочкам обед. В таком случае в процессе игры педагог называл каждую игровую задачу, все игровые действия сопровождал словом, чтобы их смысл был понятен ребенку. Если ребенок был заинтересован игрой, воспитатель обращался к нему с каким-нибудь поручением по
смыслу игровой ситуации, например просил налить воды в чайник и поставить его на плиту или испечь пирожки. Педагог специально предлагал такие ситуации, чтобы ребенок включал в игру более обобщенные способы и средства решения игровых задач. Например, в игрушечный чайник надо налить воображаемую воду, вместо пирожков использовать предметы-заместители — бумажки.
В работе с детьми четвертого года жизни взрослый включался в игру более избирательно. Если его активность была большая, ребенок мог остановить: «Не надо, я сам». В таких случаях обучающие игры сразу исключали.
Организуя среду для сюжетно-ролевой игры, игровой материал вносили постепенно, по мере получения детьми знаний об окружающем, чтобы игрушки помогали вспомнить те события с которыми недавно познакомили. После закрепления и уточнения знаний вносили какую-то новую игрушку или самодельные атрибуты, а иногда один настоящий предмет, например кухонную доску (эти предметы должны быть безопасными для детей). Считаем, что настоящие предметы помогают лучше войти в роль. В оснащении игровой среды особое место отводили предметам-заместителям.
В игры детей третьего года жизни предметы-заместители вводили в совместной игре, так как требовался пример действия с ними. Дети принимали с большим удовольствием предметы-заместители, а в дальнейшем по собственной инициативе включали их в свои игры. Дети четвертого года часто сами обращались к взрослым с просьбой дать недостающий предмет. В таких случаях вместе думали, чем можно заменить его. Например, перед тем, как разлить чай, девочки спрашивали друг у друга: «Где заварка?» С этим же вопросом они обратились к воспитателю. Им было предложено выбрать заварку из природного материала. Девочки взяли семена липы, разложили их в чашки и уже после этого стали наливать чай.
Иногда детей специально ставили перед необходимостью самостоятельно подобрать предмет-заместитель. Девочки отвели своих дочек в детский сад, позанимались с ними и стали укладывать спать; их спросили: «Разве у воспитателя в группе только дочки?» Девочки сразу взяли еще несколько кукол, но кроваток на всех не хватило. У детей уже был опыт использования в игре бумаги вместо кроватей (по предложению воспитателя). Нам было интересно выяснить, смогут ли дети перенести усвоенные знания в новые условия. В данной ситуации девочки быстро нашли выход из создавшегося положения: они взяли крышки от коробок и уложили на них кукол.
Предметы-заместители разнообразили и обогащали игровые действия детей. Однажды в игре девочка на вопрос, чем она кормит дочку, сказала, что кормит ее котлетами. При этом она брала из тарелки ложкой воображаемые кусочки котлет, подносила ее ко рту куклы. Педагог поинтересовался: «И фарш для котлет ты уже приготовила?» Вместе решили, что листок бумаги будет мясом. В игру включился ряд новых игровых действий: девочка положила бумажку в мясорубку, покрутила ее, потом достала и порвала на мелкие кусочки. Разложила кусочки бумаги на сковородке, поставила на плиту, жарить, осторожно ножом и вилкой перевернула котлеты и только после этого стала кормить свою дочку, но уже не ложкой, а вилкой.
Для того чтобы дети могли постоянно включать в игру предметы-заместители, в игровые уголки поставили коробки с природным материалом, с кусочками картона разной формы, обклеенными цветной бумагой, с кусочками поролона, меха, различными
коробочками. Мы использовали в основном мелкие предметы — заместители, хотя считаем, что в игре необходимы и крупные заместители например скрепленные на шарнирах доски, которым
можно придать форму парохода, кузова машины или отгородить ими кукольную комнату. Заместителями нужно заменять те предметы, о которых у детей нет достаточно четких представлений.
Если предмет хорошо знаком, то лучше дать игрушки, в которых передаются достоверные детали, или предложить какой то реальный предмет.
Общаясь с каждым ребенком в ходе игры, пытались активизировать его опыт таким образом, чтобы он самостоятельно ставил игровые задачи. Для этого предлагали вспомнить, что видели на экскурсиях. Готовое решение игровой задачи давали крайне редко, в основном чтобы показать результат игры.
В процессе игры добивались более выразительной передачи
роли, напоминали о поведении людей разных профессий. Однажды
мальчик, подвозивший на машине кубики, ехал так быстро, что
сломал постройку, для которой вез кубики. Воспитатель обратил-
ся к нему: «Когда шофер сидит за рулем, он очень внимательный,
ведь он везет грузы. А ты так быстро ехал на своей машине, что даже сломал постройку». Если девочки небрежно обращались с куклами, с другими игрушками, напоминали о том, как с ними обращаются мамы. В игре девочка сняла с кровати покрывало, бросила его на пол, воспитатель обратился к ней: «Разве мама бросает на пол покрывало?» Девочка смущенно ответила: «Нет, она его вешает на кровать»,— аккуратно свернула и повесила на спинку кровати. Мы добивались, чтобы игровые действия не только соответствовали выполняемой роли, но и подводили детей к ролевому общению друг с другом. Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод о том, что при комплексном руководстве успешно формируется сюжетно — ролевая игра детей. Возрастает самостоятельность детей в постановке игровых задач, которые решаются постепенно усложняющимися способами и с помощью более обобщенных средств. В игре используются развернутые и обобщенные игровые действия с предметами-заместителями и воображаемыми предметами. У детей повышается интерес к роли, они используют разнообразные средства ее выразительности. Зарождается ролевое общение друг с другом.
План-конспект занятия (средняя группа) по теме: Сюжетно — ролевая игра детей 4-5 лет
Сюжетно-ролевые игры детей среднего дошкольного возраста
Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач и др. (игры в путешествия, в корабль, моряков, военных, строительство, почту). Во-вторых, возросший интерес детей к книге, к окружающему способствует обогащению содержания прежних игр. У ребенка этого возраста повышается интерес к взаимоотношениям людей в труде. Дети начинают понимать, что в совместном коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми; у них возникают представления о дружбе, товариществе. Эти представления находят отражение в игре. Однако порою в играх детей можно наблюдать проявление негативных сторон нашей жизни. Воспитатель должен вовремя направить ход игры в положительное русло.
Особого внимания педагога требуют игры с новым содержанием. Важно, с одной стороны, поддержать интерес детей к игре, с другой — направить их общение.
В игровой деятельности ребенка 4-5 лет находит свое место и театрализованная игра. Дети с удовольствием драматизируют знакомые сказки («Колобок», «Лиса и Заяц», «Кот, Петух и Лиса»), стихи К. Чуковского «Телефон», «Путаница», «Айболит» и др. В возрасте 5 лет у ребенка возникает интерес к смелым, отважным поступкам. Ему нравится драматизировать рассказы на эту тему.
Драматизируя литературные произведения, дети стремятся к правдивому изображению героев, эмоционально переживают все описанные события. Игровой образ, созданный по литературному произведению, находит выход и в других играх, что характеризует уровень развития творчества у детей, их способность отражать в игре главное, типичное.
Дети этого возраста любят совместные игры, объединяясь в небольшие — по 6-7 человек- группы на основе личных симпатий, привязанностей. Однако в коллективных играх наблюдаются некоторые противоречия. С одной стороны, накопленный запас знаний и желание использовать их в играх, поделиться ими со сверстниками способствуют зарождению увлекательных игровых замыслов, реализация которых требует в большинстве случаев определенного количества участников. С другой стороны, возможности для проявления чуткости, доброты, отзывчивости, для согласованности игровых действий у детей 4-5 лет еще невелики. Такое расхождение между желанием развернуть коллективную игровую деятельность и практическим его осуществлением связано с недостаточным уровнем развития нравственных чувств. Знания, представления о том, что такое хорошо, что такое плохо, что включает в себя понятия «зло», «добро», почему необходимо оказывать друг другу помощь и т. д., ребенок имеет, но у него мал жизненный опыт, нет устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развито умение поступаться своими желаниями, интересами в пользу другого, учитывать возможности сверстника, оценивать его положительные качества. Отсюда вытекает неумение детей согласовывать свои замыслы. Одному кажется, что интереснее его выдумка, другому — что увлекательнее его предложение.
Часто неумение согласовывать замыслы приводит к распаду игры, разрушению дружеских контактов. Данную особенность следует учитывать при руководстве игрой. Необходимо помогать детям из многих предложений выбирать самое интересное и в то же время использовать по мере возможности и другие, воспитывая тем самым умения уважать замыслы друг друга, быть внимательными, поступаться личными желаниями.
В формировании у дошкольников умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга эффективны такие приёмы, как раскрытие перед детьми лучших, положительных качеств каждого ребенка, поддержка его предложений, а также создание практических ситуаций, где бы воспитанники могли проявить чувство ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения.
Если на одну роль претендуют несколько детей, воспитатель должен прийти им на помощь так, чтобы по возможности были удовлетворены все заявки. Исходя из особенностей развития игры, в средней группе методы руководства должны быть направлены на обогащение детей впечатлениями, знаниями о событиях, происходящих в нашей стране, о социальной сущности коллективного труда взрослых, их добросовестном отношении к своему делу. При ознакомлении с окружающим необходимо использовать методы и приемы, помогающие ребенку эмоционально пережить ту ситуацию трудовых действий, с которой его в данный момент знакомят. Связь эмоций с мышлением и воображением в процессе познания помогает сосредоточить внимание ребенка на восприятии конкретных фактов, образов, поступков, усиливает переживаемые детьми чувства, способствует зарождению желания действовать самим. Инсценировка литературных произведений в процессе этических бесед, встречи с людьми разных профессий, дидактические игры, экскурсии обеспечивают не только накопление знаний, но и развитие чувств детей, формирование положительного отношения к труду взрослых, к профессиям.
Наряду с общими методами ознакомления с окружающим необходимо использовать специфичные, непосредственно влияющие на развитие игрового замысла, творчества, усложнение содержания игры, обогащение игровых образов. К таким методам следует отнести рассказ педагога с демонстрацией иллюстративного материала на тему игры.
На 5-м г. жизни у детей появляются любимые роли. Изображая в игре конкретное или придуманное лицо, ребенок стремится реализовать собственные знания, представления о его поступках чувствах, мыслях, делах. И на протяжении многих игр он передаёт через любимую роль личностные качества, свое отношение к той или иной профессии и пр.
Выполнение любимой роли в различных игровых ситуациях увеличивает продолжительность и силу чувств, переживаемых ребенком, закрепляет складывающиеся дружеские взаимоотношения.
Немаловажное значение приобретают беседы воспитателя по поводу дальнейшего хода игры, беседы-рассказы о возможных действиях детей в той или иной роли. Такие беседы способствуют формированию самостоятельности в выборе темы игры, развитии ее содержания. Дети ставятся перед необходимостью сговариваться между собой, спокойно выслушивать мнение друг друга и выбирать наиболее интересное, увлекательное. У них воспитывается способность самостоятельно продумывать дальнейший ход игры, планировать, что нужно сделать, какие игрушки им необходимы, как использовать строительный материал.
Особого внимания со стороны педагога требует оказание ребёнку помощи в создании игрового образа. Для того, чтобы каждый воспитанник сумел в ролевом исполнении передать динамику действий изображаемого лица, его эмоциональные проявления, поступки, отношения с людьми, мысли, дела, нужно путем специального подбора литературных произведений дать ему знания, представления, обогащающие игровой образ. Благотворное влияние создание детьми игровых образов оказывают индивидуальные беседы по поводу выполнения роли, индивидуальные задания, поручения.
Педагог, участвуя в играх, может брать на себя главную, ведущую роль или быть одним из рядовых участников, но в любом случае он должен руководить игрой, направлять инициативу и творчество детей.
Дети не всегда удовлетворяются готовой игрушкой, у них нередко возникает желание самостоятельно изготовить атрибуты для игры. Игрушка, сделанная своими руками, доставляет ребенку творческую радость, воспитывает интерес к созидательному процессу и, естественно, способствует развитию содержания игры. Предлагаю вашему вниманию некоторые конспекты игровых – занятий по созданию детьми атрибутов для сюжетно – ролевых игр.
«Огурцы и помидоры для овощного магазина».
Программные задачи: учить детей изображать предметы овальной формы, воспитывать умение изменять направление движения по одной дуге к другой; передавать различие между предметами овальной формы и круглой; равномерно располагать два предмета на листе бумаги; закреплять приемы закрашивания предметов красками соответствующего цвета; учить оперировать ножницами, вырезая предмет по контору.
Материалы: одноцветные геометрические формы: овал и круг, картинки с изображением помидора и огурца; листы бумаги по количеству детей, кисточки, гуашь.
Ход игры.
Игровая ситуация: « Мне позвонил знакомый продавец из овощного магазина, и сказал, что не успели завести овощи, а магазин скоро откроется. Попросил меня ему помочь, но я ребята не успею приготовить столько овощей для продажи, мне необходимы помощники, а вы хотите мне помочь (ответы детей). Ребята продавец попросил приготовить огурцы и помидоры. Посмотрите на картинку (можно рассмотреть муляжи), показывая на один из овощей спросить детей что, это за овощ, какой он формы, какого цвета. Необходимо заострить внимание детей на том, что помидор он круглой формы и красный, а огурец овальной формы и зеленый.
В процессе работы следить, как дети рисуют круглую и овальную форму, правильно ли пользуются красками при закрашивании.
В конце работы (после того как работы высохнут) предложить детям вырезать готовые овощи, погрузить все в грузовик и отправить в овощной магазин.
Далее проводится сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
«Овощной магазин»
Строим магазин. Его конструкция может быть любая – коробка, дом из конструктора и т.д. Рассказываем, какие магазины бывают (продуктовый, магазин игрушек, магазин мебели). «А у нас овощной магазин». Ставим на витрину товар. Знакомим малыша с работой продавцов, вначале игры роль продавца на себя берет воспитатель, а затем может передать ее ребенку. Товар можно взять из игрушек детей или слепить из пластилина, а так же нарисовать и вырезать. Обращаем внимание на культуру общения между покупателем и продавцом. Вводим новые слова: касса, чек, витрина.
Еще один вариант проведение подготовки к игре «Магазин»
Математическая тема.
Рисуем ценники возле каждого товара. Покупатель должен дать такое же количество «денег» (пусть квадратиков). Закрепляем названия геометрических фигур и цветов. Например, ценники могут быть разной формы. Деньги – вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры. Они должны совпасть. Беседуем: сколько заплатили, сколько привезли товара, как разместили (выше, ниже).
Еще один вариант – покупка по описанию. Чтобы купить какой-либо товар в магазине, опишите его: этот предмет круглый, у него есть стрелки и цифры, говорит он «тик-так».
Перспективный план сюжетно – ролевой игры в средней группе дошкольного возраста.
Название игр | Содержание игровых навыков и умений | Методические приемы |
«Семья» | Мама готовит еду, кормит дочку и папу. Дочка заболела, папа везет дочку и маму в поликлинику. Мама стирает и гладит белье, идет с дочкой в кукольный театр. Дочка заболела, мама вызывает врача. Мама с дочкой наряжают ёлку, мама отводит дочку в парикмахерскую, покупает в магазине еду, готовит обед, встречает гостей. В гости приехала бабушка на день рождения, мама готовит праздничный обед, накрывает на стол, дарят подарки, читают стихи. Праздник 8 марта. Поездка на пикник в лес, готовят бутерброды, едят в лесу, играют в лесу, любуются природой. | Рассматривание иллюстраций по темам. Беседы: кто дома ухаживает за детьми, кто любит детей. «Как вы были в кукольном театре». «Как мы ходили за покупками в магазин», «Как мы ходили в парикмахерскую», «Как мы готовимся к новому году», «Как надо встречать гостей», «Что бы ездила машина», «Как мы ходили в кабинет медсестры», «Мой день рожденье», «Моя бабушка», «Что возят и как работают разные машины», «Какая бывает посуда», «Разные машины ездят по улицам города», «Наш друг светофор», «Как мы играем и занимаемся в детском саду», «Как мы отмечаем мамин праздник в детском саду», «Как мы поздравили маму дома», «Наш красивый участок», «Как мы измеряем вес и рост», «Что делать, если поранились», «В новом магазине много разных отделов», «Наш весенний праздник», «Как мы ездили в лес», «Как работает продавец», «Вежливые покупатели», Как работает кафе», «Больница Айболита», «Моя собака заболела», «Что продают в аптеке». Продуктивная деятельность: Подготовка билетов в кукольный театр. «Консервированные овощи». «Фрукты на красивом блюде». «Расческа для Шарика». «Новогодние сувениры». «Построим большой автомобиль». «Грузовик для кота». «Машина с грузом». «Чайный сервиз». «Украсим тарелочку для Мишутки». «Пожарная машина». «Машина скорой помощи». «Подарки маме и бабушке». «Рецепты врача». «Светофор», «Ветрина», «Меню для зайчика», «Мое любимое домашнее животное», «Этикетки для лекарств». Чтение: З.Александрова «Мой мишка». К. Чуковский «Айболит», В.Борестов «Про машины», чтение стихов о маме, бабушке, А. Барто «Мы с Тамарой». Дидактические игры: «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу обедом», «Расскажем, как лечится у врача». «Измерим Мишке температуру», «Что нужно врачу», «Красивые прически для кукол», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для куклы», «На чем люди ездят», «Опеши и назови», «Как нужно встречать гостей», «Для чего эта посуда», «Накроем стол к чаю (обеду)», «Объявляем остановки», «Правила движения», «Мой друг светофор», «Поучим зайку правильно разговаривать с продавцом», «Что лишние». Наблюдения: Целевая прогулка в магазин, наблюдение, за работай медсестры, целевая прогулка по улицам, наблюдение за играми старших детей, наблюдение за трудом взрослых, посильный труд в помощь взрослым, |
«Поликлиника» «Скорая помощь» «Аптека» | Мама приводит дочку к врачу. Врач принимает больных, спрашивает, где болит, измеряет температуру, ставит градусник. Врач приходит к больной девочке, осматривает ее, ставит градусник, выписывает лекарство, мама покупает лекарство. Врач принимает больных, осматривает, выписывает лекарство, медсестра делает укол. Врач приезжает на скорой помощи, осматривает, делает укол, выписывает рецепт на лекарство. Родители приводят детей к врачу. Он осматривает детей, измеряет рост и вес, выписывает рецепт, медсестра смазывает ранку, бинтует ее. Больные приходят за лекарством, рассматривают витрины, выбирают лекарство, спрашивают провизора или показывают рецепт. | |
«Кукольный театр» | Показ детьми знакомой сказки в детском саду. Строители строят здание театра, артисты репетируют, билетер продает билеты, рассаживает зрителей, артисты читают стихи, поют песни, танцуют. | |
«Салон красоты» | Работают мужской и женский залы. Мастера стригут, бреют, моют голову, причесывают клиентов. Они вежливы и внимательны. | |
«Транспорт, строительство» | Шоферы берут машины, заправляют бензином, ездят осторожно, чтобы не, наехать на людей, возят материалы на строительство, строители строят гараж. На улице ездят разные машины, они возят грузы. Пожарные приезжают на пожарной машине, тушат пожар, спасают людей. Водители ездят на разных машинах: грузовых, легковых, скорой помощи, пожарной машине соблюдая правила. Водитель автобуса объявляет остановку, пассажиры заходят в автобус, оплачиваю проезд, вежливы и внимательны к другим пассажирам. | |
«Магазин» | В магазине продают овощи и фрукты. Продавец взвешивает продукты, покупатели вежливо разговаривают с продавцом, называют нужные овощи и фрукты. В магазине продается кухонная, чайная, столовая посуда и столовые приборы, продавец предлагает товары и рассказывает о их назначении, покупатели просят показать посуду, платят деньги. Открылся новый магазин с разными отделами, продавцы предлагают разные товары. В магазине открылся отдел одежда и обувь, покупатели вежливо обращаются к продавцам. | |
«Детский сад» | Воспитатель встречает детей, играет с ними, проводит музыкальное занятие. Субботник в детском саду. Весенний праздник. | |
«Кафе» | Повара закупают продукты в магазине, готовят еду, кормят посетителей. |