Сюжетно ролевые игры для детей 3 4 лет: Картотека (младшая группа) на тему: Картотека сюжетно-ролевых игр для детей 3-4лет – Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет

Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет

Собираемся на прогулку

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду по сезону, учить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщённые понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Ход игры

В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребятам пора собираться на прогулку, и они предлагают кукле пойти с ними. Кукла говорит, что она не умеет одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно надеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

Магазин

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей, продолжать знакомить с правилами взаимовежливости.

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, сумки, деньги.

Ход игры: 

Воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте магазин (овощной, продуктовый, хозяйственный), куда будут ходить покупатели. Помочь детям в распределении ролей: кто будет продавцом, кто — покупателем. Покупатели  приходят в магазин за покупками, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. 

Игрушки у врача

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура».

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры: 

Воспитатель предлагает поиграть, выбирается доктор, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Катя прищемила дверью пальчик и т. д. Доктор осматривает больного: слушает, смотрит горлышко, измеряет температуру, прописывает лекарства, делает уколы, поит микстурой, таблетками.  Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

День рождения куклы Кати

Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда».

Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к кукле Кате, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Ход игры: 

Воспитатель сообщает детям о том, что у куклы Кати сегодня день рождения, предлагает пойти к ней в гости и поздравить её. Дети берут игрушки, идут в гости к кукле и поздравляют её. Кукла Катя предлагает всем чай с тортом и просит помочь ей накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры. Далее все приглашаются к столу, начинается праздничное чаепитие.

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширять знания детей об особенностях труда строителей, расширять словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «строитель», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Ход игры: 

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – строители, они строят дом; другие – водители, они подвозят строительный материал на стройку. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Дед Мазай и зайцы

Цель: объединить детей, познакомить детей со сказками, стихами, загадками о зайцах, воспитывать любовь к животным.

Оборудование: два весла из бумаги, шапочки-ушки из бумаги.

Ход игры: 

Предварительно воспитатель знакомит детей со стихотворением А. Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»: рассказывает о содержании стихотворения, зачитывает отрывки из него или читает полностью. После этого предлагает детям поиграть, представить, что внезапно началось наводнение, а дети – это зайчики, попавшие в беду.

В игровом зале расставляются стульчики – это островки среди воды, дети-Зайчики на них садятся. Дед Мазай (педагог) плывет на лодке по залу, Зайчики пищат, дрожат, просят о помощи. Мазай собирает по одному испуганных зайчат, сажает их в лодку: дети тесно сбиваются в кучку, идут за воспитателем. После того как все зайчики спасены, педагог рассказывает детям стишки, загадывает загадки, поет песенки про зайчиков.

В игре можно использовать следующий материал:

Зайка (М. Сорокина)

По тропинке зайчик скачет,

Отчего-то горько плачет.

Что у зайки за беда,

Кто обидел и когда?

«Рыжехвостая лисица

Утащила рукавицы.

Лапки мерзнут у зайчишки,

Помогите мне, детишки!»

Мы возьмем клубок и спицы,

Зайке свяжем рукавицы.

Как теплее лапкам станет,

Зайка плакать перестанет.

Зайка (А. Барто)

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

Русская народная песенка

Заиньки перебегают

То лужок, то лесок.

Землянику собирают,

Скок да скок! Скок да скок!

Здесь полянка мягче шёлка,

Оглянись, оглянись!

Берегись лихого волка,

Берегись, берегись!

Заиньки уснули сладко,

Лес шумит, лес поет!

– Убегайте без оглядки:

Волк идет! Волк идет!

Ожившие игрушки

Цель: научить детей вживаться в образ.

Оборудование: мешочек с игрушками.

Ход игры: 

Воспитатель говорит: «Ребята, как вы думаете, игрушкам грустно оттого, что они не могут разговаривать? Давайте представим, что они ожили и рассказывают, откуда они появились, кто в них играл, не обижали ли вы их, в какие игры они хотели бы еще сыграть». Дети по очереди подходят к воспитателю, вытаскивают на ощупь игрушку из мешка и рассказывают короткую историю этой игрушки от первого лица.

Не прозевай!

Цель: развить в детях умение действовать по сигналу и играть в коллективе, проверить внимательность детей.

Оборудование: маски-шапочки из бумаги с изображением котят.

Ход игры: 

Воспитатель предлагает поиграть в следующую игру: он будет читать стихотворение, а дети при слове «котенок» («киса», «кошка» и т. д.) должны сказать хором «мяу» и сделать вид, что умываются ладошкой, как кошка. Для игры можно использовать стихотворение С. Михалкова «Котята», а также следующие стихотворения:

Русская народная потешка

Котя, котенька, коток,

Котя – серенький хвосток,

Приходи, котя, спать,

Нашу Машеньку качать.

Про кошку (Е. Стеквашова)

Мою pучки, мою ножки,

Мою спинку нашей кошке.

Кошка очень pассеpдилась:

«Я сама уже умылась».

Рыбалка (Е. Стеквашова)

Ловим pыбу вместе с кошкой,

Мы с утpа pыбачим с ней.

Кошке – мелкую pыбешку,

Мне, конечно, покpупней.

Hемудpеная наука —

Наблюдать за поплавком.

Может быть, поймаю щуку,

Может, попадется сом.

Hо везет пока лишь кошке:

Щука не клюет на крошки.

Клубок (В. Степанов)

За клубком котенок

Прыгнул, как тигренок,

Лапками катает,

Зубками кусает.

Шляпа (В. Степанов)

Не спеша, на мягких лапах

По квартире ходит шляпа —

Это кот, усатый кот

В шляпе папиной идет.

Мурочка (В. Степанов)

Мурка шерстку прилизала,

Новый бантик повязала.

А еще нашлись у кошки

Рукавички и сапожки.

Улыбнулась Мурочка:

– Я теперь – снегурочка.

Обновки (П. Воронько)

Я купила кошке

К празднику сапожки,

Причесала ей усы,

Сшила новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать!

Театральное представление

Цель: научить детей вживаться в образ, действовать коллективно.

Оборудование: костюмы или шапки-маски сказочных персонажей.

Ход игры: 

Воспитатель читает детям сказку (к примеру, сказку «Репка»), а потом задает вопросы: «Что посадил дед? Кто помогал деду вытащить репку? А смог бы дед один вытащить репку, как вы думаете? А кто из персонажей вам больше нравится?» После обсуждения сказки воспитатель предлагает детям поиграть в театр. Педагог распределяет роли среди желающих, читает вслух сказку, актеры действиями ее изображают. Не занятые в спектакле дети становятся зрителями. Затем дети меняются ролями – зрители становятся актерами и наоборот. По желанию детей можно еще раз проиграть эту же сказку или другую.

Ромашки на лугу

Цель: развитие внимательности, воображения у детей.

Оборудование: аудиозаписи небольших отрывков грустной и веселой мелодий.

Ход игры: 

Воспитатель предлагает детям поиграть. «Представьте, что игровой зал – это большой луг. Все дети – это ромашки на лугу. Звучит веселая музыка – значит, наступило утро, все ромашки радуются, раскачиваются на месте, поднимая вверх руки. Когда звучит грустная музыка, идет сильный дождь, ромашки закрывают глаза, обнимают себя за плечи, им холодно и страшно. Если наступает тишина, наступила ночь, ромашки присаживаются на корточки, подкладывают ладошки под щеку и спокойно спят».

Педагог ходит среди детей, поощряет их актерские способности.

Поливаем огород

Цель: научить детей внимательно вслушиваться в обращенные к ним слова, пополнить запас знаний о растениях.

Оборудование: красные фишки, лейка.

Ход игры

Воспитатель проводит с детьми беседу об огороде, задает вопросы: что такое огород, что на нем растет, для чего люди сажают огород, что нужно для того, чтобы растения на огороде хорошо росли? Дети отвечают, педагог помогает, затем предлагает поиграть, говорит: «Мы с вами вспомнили столько вкусных овощей, фруктов, ягод. Узнали, что растения не могут жить без воды. А давайте теперь представим, что у нас тоже есть огород, и будем его поливать. Только поливать нужно внимательно». Дети встают в круг, один из них берет в руки леечку и становится в центр круга – он будет поливать огород. Дети идут по кругу, хором говорят:

Дождик долго не идет,

Поливаем огород.

В лейку воду набираем

И на грядке поливаем…

Дети останавливаются и по очереди называют любые фрукты и овощи, а также вещи, которые полива не требуют: например редис, морковь, сапог, ромашка, лопата, телефон. Игрок с леечкой должен ответить «поливаю» или «не поливаю». 

После игры воспитатель предлагает детям отгадать загадки на «огородную» тему.

В игре можно использовать следующие загадки:

В землю голову он спрятал,

Остры стрелы обнажил,

Если был бы он послаще,

Я бы с ним тогда дружил.

(Лук)

Зеленый, полосатенький,

В середине сладенький.

(Арбуз)

Золотое решето

Черных домиков полно.

(Подсолнух)

Магазин «Детский мир»

Цель игры: познакомить детей с работой продавца, привить элементы навыков социального общения.

Оборудование: различные игрушки, фантики от конфет.

Ход игры: 

Воспитатель говорит: «Все дети любят играть в игрушки. У вас дома много игрушек?» Дети отвечают – да, много. Воспитатель спрашивает, откуда они появились? Дети отвечают – подарили, купили. Воспитатель спрашивает, были ли дети в магазине детских игрушек, предлагает детям рассказать, как это произошло, с кем они ходили в магазин, какую игрушку купили. После этого воспитатель предлагает поиграть в магазин игрушек. Дети рассаживают игрушки на «витрине» (стеллаже, столе, шкафу) и делятся на продавцов и покупателей. Так как магазин создан детьми, в роли денег выступают фантики от конфет. Покупатель приходит в магазин, выбирает понравившуюся игрушку. Продавец показывает игрушку, рассказывает, как в нее надо играть, сколько она стоит. Покупатель расплачивается фантиками и уходит. Играет следующая пара продавец – покупатель. Далее дети меняются ролями.

В ходе игры педагог корректирует поведение игроков, если это необходимо, напоминает, в какие моменты нужно сказать слова «спасибо» и «пожалуйста».

Уложим кукол спать

Цель: закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте приемом приложения друг к другу, воспитывать доброжелательность.

Оборудование: 2 куклы, разные по росту, 2 кроватки разной длины, 2 стула разной высоты, 2 простыни разной длины, 2 одеяла разной ширины.

Ход игры

В гости к детям приходят две куклы. Дети знакомятся с ними, играют, угощают их вкусным печеньем, чаем. Дети и не заметили, как пришла пора отдохнуть куклам. Их надо уложить в кроватку. Так как эти куклы разные по росту, им надо правильно подобрать кроватку и постель. Дети с помощью воспитателя выполняют это задание. Из коробочки они достают простыни, одеяло, сравнивают их и застилают постель, правильно укладывают кукол спать. Воспитатель следит за речью детей, акцентируя внимание на то, чтобы они правильно употребляли слова результата сравнения: «выше – ниже»; «шире – уже»; «длиннее – короче».


По материалам книги авторов Богачкиной Н.А., Молодцовой Е.Е., Огурцовой Л.А., Петровской В.Н., Ткаченко И.В. «Ролевые игры для детей»

Статья (средняя группа) на тему: Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет.

Дошкольное детство — это особенный период в развитии ребёнка, во время которого перестраивается его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте ребёнок становится более любознательным и активнее изучает окружающую среду. Игра становится ведущим типом деятельности дошкольников. Именно игра выступает способом переработки полученных из окружающего мира знаний и впечатлений. В современной психолого-педагогической литературе накоплен определенный объём знания, необходимого для постановки и решения исследуемой проблемы. Данным вопросом занимались Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Э. Эриксон. Д.Б. Эльконин утверждал, что сюжетно-ролевая игра есть отражение усиливающейся связи дошкольника и социума. Эта связь особая и характерная только для дошкольного возраста. Единицей развития формы игры Д.Б.Эльконин считал роль, ведь именно роль в процессе игры выполняет своеобразную функцию связи ребёнка и общества. Роль тесно связана с сюжетом. Сюжет может меняться, потому что он находится в зависимости от различных условий, в которых находится ребёнок. Чем шире будет развиваться кругозор дошкольника, тем ярче и богаче будут сюжеты его игр. На развитие сюжетно-ролевой игры влияет ряд условий. Во-первых, к ним относится, как уже говорилось ранее, кругозор ребёнка. Он включает в себя житейский опыт, например, знания о предметах, их свойствах, посещение различных общественных мест, таких как магазины, больницы, театры, различные выставки, городские парки. Во-вторых, немаловажен опыт общения со взрослыми и сверстниками. Исходя из того, кем будет являться партнёр по игре, дошкольник будет выстраивать игру по-разному. В-третьих, ребёнок необязательно должен участвовать в какой-либо ситуации, чтобы потом отобразить её в своей игре. Материалом для его игры может послужить абсолютно всё, что он видит, даже если он не осознаёт это. В-четвертых — это заинтересованность играющих.В игре помимо роли и сюжета есть такой немаловажный компонент, как содержание игры. Содержанием игры считается то, что ребёнок воспроизводит в качестве центрального момента в человеческих отношениях. И каждый ребёнок по-своему будет отражать это содержание в своей игре. Таким образом, в процессе игры не только совершенствуются психические познавательные процессы, но проявляются их особенности, черты эмоционально-волевой сферы, а также развивается потребность в общении, появляются прочные представления о предметах и их функциях. Поэтому успешная игровая деятельность необходима для овладения ребёнка социальным опытом и развития психических процессов.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (5 сюжетов) для детей 3-4 лет

Сюжетно-ролевая игра «Семья» для детей 3-4 лет

Сюжет №1«Готовим обед»

Задачи: Знакомить детей со способом приготовления блюда: суп. Учить проговаривать качества продукта и действия с ним (посолить, размешать, порезать, почистить и т. д., продолжать закреплять названия продуктов питания: соль, картофель, капуста, лук, мясо курицы, чай и пр. Развивать игровой опыт детей, стремление к игровому общению со сверстниками. Воспитывать у детей бережное отношение к куклам, желание ухаживать за ними. Воспитывать навыки культурного поведения за столом.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по теме семья, закрепление названий овощей, посуды, организация проигрывания элементов в игровых центрах.

Оборудование: Игровой центр «Дом», кастрюля, половник, набор овощей (муляжи, игрушечная посуда, фартуки, колпачки).

Ход игры:

Воспитатель: посмотрите, ребята, к нам пришла гостья. Кто это? Правильно, это Маша. У нее с собой такая красивая корзинка. Маша, для чего тебе эта корзинка?

Маша: Я хочу сварить суп для мамы и папы.

В.: Давайте поможем Маше. Что вы любите есть на обед?

Дети: Суп.

В.: Давайте покажем, как варить вкусный суп, поможем Маше?

Д.: Давайте.

В.: Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет!

Это проще простого,

Это раз – и готово

(Если мама готовит обед)

Но, бывает, что некогда маме

И обед себе варим мы сами.

И тогда

(Не пойму в чем секрет)

Очень трудно готовить обед.

А кто кроме мамы может еще приготовить обед?

Как вы думаете, это просто – готовить? Ваши мамы и бабушки готовят каждый день и у них получается очень вкусно.

У нас с вами есть продукты. Но не все, что в корзинке принесла Маша годится для еды. Давайте посмотрим, что нам подходит для супа, а что – нет. В корзинке, наряду с муляжами продуктов, лежат кубики, машинки и пр. Дети определяют, что подходит Маше для супа, а что лучше убрать.

В.: С продуктами мы определились. Теперь мы, должны одеться, ведь мы собираемся готовить. Фартуки не дадут нам запачкаться, а колпачки не дадут волосам попасть в еду. (Дети одеваются с помощью воспитателя в колпаки и фартуки)

Что теперь нужно с ними сделать с нашими овощами?

Д.: Помыть!

В.: Правильно! Конечно, помыть. Иначе на продуктах останутся плохие микробы.

(Дети вместе с воспитателей берут продукты из корзинки и моют их).

В.: А теперь, ребята, давайте нарежем овощи, чтобы их было удобно варить и наш суп получился вкусным.

Дети, руководствуясь показом, объяснением и помощью воспитателя, нарезают продукты.

В.: Теперь наш суп должен вариться. Давайте положим наши продукты в эту замечательную, большую кастрюлю, ведь супа должно хватить на всех! (Дети по очереди складывают свои продукты в кастрюлю, затем размешивают половником.)

В.: Вот и варится наш вкусный суп! Пока он кипит на плите, давайте накроем на стол. (Дети сервируют стол, при помощи воспитателя.)

Ах, какой вкусный суп мы с вами сварили для наших гостей! Вы такие молодцы, так хорошо справились! Настоящие повара! Как много супа у нас получилось! Давайте нальем Маше в кастрюльку. У нас еще осталось. Хватит и для нас, и для наших гостей!

Конспект сюжетно-ролевая игра: «Семья» для детей 3-4 лет.

Сюжет №2: «Встречаем гостей»

Задачи: Формировать представления о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. Дать элементарное представление по сервировке стола. Учить детей общаться между собой, распределять роли. Развивать разговорную речь, самостоятельность; закрепить культурно-гигиенические навыки.

Предварительная работа: Рассматривание семейных фотографий, картинок с изображение семьи; беседы по теме игры «Семья», «Готовим обед», «Ждем гостей», «Идем в гости», «Правила поведения за столом»; д\и «Напоим куклу чаем», «Накормим куклу обедом» и другие.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи, игрушки-угощения (печенье, кекс-пирог, пирожки) и т. д.

Игровые роли: Хозяева и гости.

Сюжет: Все игровые действия развертываются вокруг подготовки к приему гостей и заботы о них.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, Бабушка приезжает в гости. Все хлопочут об устроении встречи. Одни члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им. Встреча гостей.

Поездка за бабушкой на вокзал,

Встреча любимой Бабушки и гостей. Хозяева рассаживают гостей, предлагая им самые удобные места. Во время чаепития гостей занимают интересной беседой; их приветливо угощают: «Кушайте пожалуйста», «Попробуйте этот пирог», «Возьмите кусочек кекса», «Угощайтесь печеньем», «Не хотите ли еще чаю? »…

Однако, предлагая угощения, дети должны соблюдать чувство меры, не быть назойливыми (об этом воспитатель рассказывает в предварительной беседе, до начала игры) .

Развлечение гостей.

После чаепития хозяева предлагают гостям и бабушке просмотр семейных фотографии (дети комментируют свои фотографии. Весело обсуждают).

Прощание с гостями.

Наступает вечер, пора прощаться с гостями. Хозяева благодарят гостей за визит, приглашают еще в гости:

— До свидания!

— Спасибо, что пришли!

— Приходите к нам еще!

— Мы рады были вас видеть!

Гости в свою очередь благодарят хозяев за вкусные угощения:

— Мы рады, что вы нас встретили!

— Спасибо за угощения, все было очень вкусно!

— Нам понравились ваши игры и развлечения!

— До свидания!

Задачи: учить детей отражать в играх события реальной жизни; воспитывать навыки коллективной игры, умение договариваться между собой о распределении ролей.

Итоги:

— Кто был у нас в гостях?

— Чем мы угощали гостей?

О чем говорили с гостями?

— Какие вежливые слова употребляли в игре?

Методические рекомендации.

Все ошибки, допущенные хозяевами или гостями лучше обсудить коллективно после окончания игры. Хорошо договориться с детьми о повторном проведении игры через одну-две недели.

Конспект сюжетно-ролевая игра: «Семья» для детей 3-4 лет.

Сюжет №3: «День рождения»

Задачи: Подвести детей к понятию «семейные традиции». Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни. Развивать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, использовать предметы-заместители, воспитывать культуру поведения. Формировать умение владеть речью, как средством общения и культуры, обогащать активный словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Предварительная работа: В течение года проводились празднования дней рождений детей в детском саду и дома, дети принимали участие в сервировке стола к обеду, в течение пребывания детей в детском саду ведётся работа по нравственному воспитанию (вежливое обращение друг к другу, умение культурно себя вести в общественных местах).

Оборудование: Наличие игровой зоны с мебелью, набор чайной посуды, украшения для детей, украшения для создания праздничной атмосферы, куклы по количеству детей, муляжи хлебобулочных изделий.

Игровые роли: Подружки, друзья.

Ход игры:

Действия педагога направлены на куклу.

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Это кукла Таня. А что это она нам принесла? Давайте посмотрим… (воспитатель показывает красочную открытку, в которой написано поздравление для куклы Тани) .

Педагог обращает внимание на внешний вид куклы и предлагает задачу на сообразительность.

-Дети, сегодня у Тани день рождения. Посмотрите, какая она нарядная и красивая. У неё сегодня праздник. Таня мне что-то говорит… Она нас тоже приглашает на свой праздник. Вот только Таня совсем не знает, как можно отпраздновать день рождения. Поможем ей? Давайте с вами вспомним и расскажем Танечке, как мы празднуем дни рождения в группе, дома. (рассказы детей из опыта) .

Дети с помощью воспитателя наряжаются в праздничную одежду, организуют в игровом уголке праздничную обстановку с помощью воздушных шариков.

Для поддержания интереса педагог по ходу задаёт вопросы:

-Что же нам ещё нужно для празднования дня рождения? (ответы детей). Кто хочет быть подружкой Тани? Как тебя будут звать? Кто будет другом Тани? (дети подбирают имена куклам).

-Посмотрите, какое хорошее настроение у Тани, она улыбается! К ней пришли подружки и друзья. А кто хочет сказать пожелания для Тани? (дети, от лица кукол говорят пожелания).

-Таня приглашает всех потанцевать. (звучит музыка, дети танцуют с куклами). Как весело на дне рождении!

-А сейчас Таня просит, чтобы мы ей помогли накрыть на стол. Что же нам понадобится? Как называется посуда? Куда положим салфетки? Для чего они нужны? (ответы детей).

-Таня приглашает всех за праздничный стол. Угощайтесь, накладывайте на тарелочки пирожные (муляжи, помогайте друг другу. Приятного аппетита!

Дальше игра продолжается самостоятельно.

Конспект сюжетно-ролевая игра: «Семья» для детей 3-4 лет.

Сюжет №4: «Печем пирожки»

Задачи: учить выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры. Развивать познавательные способности детей. Воспитывать доброжелательное общение со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: Чайный сервиз, кастрюля для замешивания теста, противень, духовка, детали из строительного набора, предметы – заместители: мука, молоко, сахар, соль, яйцо.

Количество играющих детей: три-пять детей.

Ход игры:

-Сережа, ты хочешь со мной поиграть? Я буду пирожки печь. Ты хочешь пирожок? Давай еще позовем Ульяну и Женю. Девочки тоже хотят играть.

-Посмотрите, что у меня есть (показывает кастрюлю)

-Я буду тесто месить для пирожков. Возьму муку, налью молока, посолю. Добавлю сахар, масло. Вот так, вот так! (Перемешивает в коробке детали из строителя). Вот и тесто поднялось. Пирожки получатся пышные, румяные. Выложу тесто на стол, посыплю мукой, буду месить.

Пальчиковая гимнастика «ТЕСТО»

Тесто мы месили, (Делаем вид, будто месим тесто)

Мы пирог лепили, (Лепим пирожки)

Шлеп, шлеп,

Шлеп, шлеп (Хлопаем в ладоши)

Слепим мы большой пирог! (Показываем большой пирог)

С разной начинкой сделаю пирожки: с капустой, с картошкой.

-Сережа, ты с чем любишь пирожки? С повидлом? Вот этот пирожок для тебя, он с повидлом (показывает, как лепить пирожок.

Тогда берите тесто и помогайте мне лепить пирожки.

Дети берут из кастрюли кирпичики и делают вид, что формируют пирожки.

Когда каждый ребенок сформировал по одному пирожку, воспитатель задает вопрос:

-Ой, а куда же мне положить пирожки? На чем будем их печь?

Будем пирожки класть на противень, как у мамы на кухне.

-Вот здесь будет Сережин пирожок с повидлом. А Ульяна, с чем любишь пирожок? Хочешь с капустой или с яблоками? Вот он, пирожок с яблоками и Жене слепим.

-У нас осталось еще тесто, давайте еще пирожок сделаем. Кто мне поможет?

-Женя, замеси тесто. Вот как у тебя хорошо получается!

-А теперь лепи пирожок вот так, как я. Клади его на противень. (Предлагает другим детям.) Много пирожков получилось. Не осталось ни одного свободного места. Надо в духовку ставить, пусть пекутся.

А где же у нас будет духовка? Включай побыстрей! Поставили пироги. Пока пекутся, можно и отдохнуть, Книжки почитать немножко.

Воспитатель:

— А сейчас проверим, как там наши пирожки?

Смотрит в духовку:

-Пирожки уже зарумянились, они готовы. Я сейчас их вытащу из духовки. Осторожно, горячо! Воспитатель берёт прихватку и достаёт «горячие» пирожки из духовки.

Воспитатель наклоняется над противнем и нюхает пирожки:

— Понюхайте, как вкусно пахнут наши пирожки.

Дети нюхают пирожки.

Воспитатель: Пирожки пшеничные, пирожки отличные!

До чего же хороши, с пылу, с жар, из печи!

Поставим противень на стол остывать.

Давайте, попьем чаю с пирожками.

Воспитатель: А кто мне поможет чай приготовить?

-Неси, Женя, чайник. Открывай кран, наливай воду.

Женя подходит к воображаемому крану, открывает его и подставляет чайник под воображаемую струю воды.

Воспитатель: Женя, смотри, уже полный чайник воды набрался, закрывай скорее кран.

Воспитатель: Неси его на плиту. Что нужно сделать, чтобы вода в чайнике нагрелась? Включи печку.

Накрываем на стол и называем предметы посуды: «чайник», «чашки», «блюдца», «сахарница», «тарелочки под пирожки», «чайные ложки», «салфетница».

Воспитатель: Пирожки на столе, пора и чай по чашкам разливать. Сережа, ты какой чай будешь пить?

Воспитатель кладет из коробочки в Сережину чашечку воображаемый пакетик чая.

— А ты, Ульяна, какой чай будешь пить?

Воспитатель: Кто мне поможет кипяток в кружечки налить? Ответы детей.

Воспитатель: Аккуратно, Женя, чайник горячий, не обожгись (разливает чай по чашкам).

Воспитатель: Ой, ребята, а чай – то не сладкий, что же делать?

Воспитатель: Сережа, подай, пожалуйста нам сахарницу.

Воспитатель (кладет ложечкой воображаемый сахар в чашку и размешивает его, предлагая детям повторить ее действия: Спасибо, Ульяна. Какой вкусный чай! (Воспитатель делает вид, что отпивает из чашечки немного чая). Вам нравится чай?

Воспитатель: Берите пирожки, угощайтесь. Дети повторяют действия воспитателя.

-Угощайтесь. Вкусно?

(Если дети будут брать «пирожок» в рот, остановить их.)

-Сережа, мы ведь играем. Это же не настоящий пирожок. Вот так его едим — «понарошку». А в рот брать не нужно.

(Воспитатель берет пирожок и делает вид, что откусывает кусочек). Очень вкусно!

Воспитатель: Какие мы с вами молодцы. Испекли такие вкусные пирожки, устроили чаепитие.

— Дети, а у нас остались еще пирожки?

А давайте-ка угостим ими других ребят. Дальше сюжет разворачивается самостоятельно.

Конспект сюжетно-ролевая игра: «Семья» для детей 3-4 лет.

Сюжет №5: «Купание куклы Маши».

Цель: поддержка детской самостоятельности и инициативности в сюжетно-ролевой игре

Задачи: формировать умение купать куклу, выполнять последовательно цепочку игровых действий; закрепить счет: один, два, много; стимулировать и поддерживать речевую активность детей во время действий с куклой, употреблять в речи названия предметов, действий: ванночка, мыло, мочалка, полотенце, намыливать, смывать, вытирать; развивать культурно-гигиенические навыки; развивать элементарные трудовые умения; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре; воспитывать желание выглядеть чистыми, опрятными

Оборудование: кукла, ванночка, мыло, мочалка-губка, полотенце.

Предварительная работа: чтение художественной литературы «Девочка Чумазая» (А. Барто).

Ход игры:

(Дети играют самостоятельно в игровом уголке, кукла заранее немножко испачкана – нос, руки, лицо).

Раздается стук в дверь.

Воспитатель обращается к детям:

Тук – тук раздается звонкий стук

Кто-то в гости спешит

Кто-то в двери стучит

Это кукла Маша к нам пришла.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с Машей.

Дети: Здравствуй Маша.

Воспитатель: Ребята, Маша на прогулке очень сильно испачкалась, а Мишка ее пригласил на день рождение.

Воспитатель: Ребята мы можем помочь Маше?

Дети: Да

Воспитатель: Как мы можем помочь кукле?

Дети: Куклу нужно помыть

Воспитатель: Давайте поможем ей. Маша, хочешь купаться?

Кукла: — Хочу (измененным голосом, за куклу).

Воспитатель: Хорошо. А что нам для этого нужно?

Дети: Ванна, мыло, мочалка, полотенце.

Воспитатель: Принеси, пожалуйста, ванночку. (Садим куклу в ванну без воды)

Воспитатель: Ребята мы можем помыть Машу?

Дети: Нет, у нас нет воды.

Воспитатель: Сейчас я налью воды. (наливаем воду в ванночку). Ребята, а сейчас мы можем помыть Машу?

Воспитатель поливает куклу водичкой и читает вместе с детьми потешку: «Водичка».

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: давай, Маша, мы тебе поможем помыть голову, руки, нос, уши и ты снова станешь чистой!

В процессе мытья воспитатель спрашивает у детей:

-У Маши сколько рук?

Дети: Две руки

-А голов?

Дети: Одна голова

-А носов?

Дети: Один нос

-А ушей?

Дети: Два уха.

Приговаривает: «Будет мыло пениться. Грязь куда-то денется.

(Дети по очереди помогают воспитателю купать куклу).

Воспитатель: Воспитатель ставит куклу на ноги, обливает куклу водой из кувшина, приговаривая слова из стихотворения Е. Благининой «Аленушка»

«Теплую водичку. Льем на нашу птичку». «Вот и вымыли Машу».

Воспитатель: Ребята мы помогли Маше?

Дети: Да! Она чистая, красивая.

Дети: Мыли куклу, чтобы она была чистой и пошла на день рождение.

Воспитатель: Мы помогли Маше, она чистая опрятная.

Методическая разработка по физкультуре (младшая группа) по теме: картотека сюжетно-подвижных игр для детей 3-4 лет

Прячем мишку

Задачи: развивать внимание, вызвать положительные эмоции.

ХОД ИГРЫ.

Взрослый прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка? Ищи мишку!», взрослый ищет его вместе с ребенком.

Когда ребенок найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы найти было сложнее. После игры с мишкой прячется сам взрослый, крича «Ку-ку». Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другое место. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

Ау, ау!

Задачи:

— развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве;

— различать левую и правую стороны.

                                                            ХОД ИГРЫ

 Ребенок прячется в комнате и время от времени говорит: «Ау, ау!», а другой        

ребенок ищет его. Взрослый читает стихи:

Я скажу тебе «Ау!»,

Угадай, где я стою?

Ты найди меня, найди,

Здесь я; где-то на пути?

Где я, где — реши скорей:

Иль левее, иль правей!

Повнимательнее будь,

Все облазить не забудь!                          (А. Ануфриева) 

Наседка и цыплята

Задачи:

— развивать внимание ловкость, быстроту.

МАТЕРИАЛ: Веревка или скамейка.

                                                  ХОД ИГРЫ.

 Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки веревкой отгорожен «курятник», где помещаются «цыплята» (дети) с «наседкой». Сбоку в стороне находится «большая птица» (один из малышей). «Наседка» покидает «курятник», подлезает под веревку и отправляется на поиски корма.

Она зовет «цыплят»: «Ко-ко-ко», «цыплята» на ее зов подлезают под веревку и вместе с ней гуляют на площадке («клюют зернышки»: наклоняются, приседают и т. д.). При словах взрослого: «Летит большая птица!», «цыплята» убегают домой. Из игры выбывают «цыплята», пойманные «большой птицей».

Птичка

Задачи: развивать внимание, умение быстро бегать.

                                                      ХОД ИГРЫ:

Дети сидят на стульчиках или на коврике, один ребенок изображает птичку, он

сидит на корточках впереди всех. Взрослый поет:

— Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай.

Улетела — ай!

(А. Барто) 

После слов «Улетела — ай!» ребенок-«птичка» улетает,  т. е. убегает, махая руками,

как крыльями, и прячется. Взрослый предлагает детям найти «птичку». Все бегут,

находят «птичку» и приводят к взрослому, после чего игра повторяется.  

                                                                Чижик

Задачи: развивать навыки общения, умение подражать движениям, чувство

ритма.

                                                             ХОД ИГРЫ:

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В стороне стоит «чижик» (один из малышей).

Дети вместе с взрослым поют и играют.

Мы откроем все окошки,

Приготовим зерна, крошки.

Ты к нам, чижик, прилетай,

С нами, чижик, поиграй!

(Дети поднимают сцепленные руки — «окошки».)

Чижик к деткам прилетел,

Чижик песенку запел:

Клю-клю-клю, клю-клю-клю.

Очень крошечки люблю!

(«Чижик» прилетает в круг, дети сыплют воображаемые зерна, которые «чижик»

«клюет», а дети постукивают пальчиками по полу.)

Чижик с детками все пляшет,

Чижик крылышками машет.

Веселятся детки с ним,

С птичкой чижиком своим.

(«Чижик» пляшет в середине круга, и дети подражают его движениям.)

Попрощаюсь с вами, детки,

Не хочу жить в вашей клетке.

Я в свой садик улечу,

Я на ветке жить хочу!

(А. Ануфриева) 

(«Чижик» «вылетает» из круга, машет ручкой, как бы прощаясь с детьми. Они в

ответ также машут ручками.)

                                                              Вороны

Задачи: развивать способность к подражанию, умение ритмично двигаться.

                                                ХОД ИГРЫ:

Дети изображают ворон, они стоят «стайкой» и подражают всем движениям                                                                                        

взрослого, который поет или говорит нараспев:

           Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны.

«Кар-кар-кар!»

Целый день они кричали,

Спать ребяткам не давали.

«Кар-кар-кар!»

(Дети бегают по комнате, размахивают ручками, как крыльями.)

Только к ночи умолкают,

Спят вороны, отдыхают.

Тихо. «Кар-кар-кар!»

(А. Ануфриева) 

(Садятся на корточки, ручки под щечку — «засыпают».)

                                                Воробушки

Задачи: развивать быстроту, ловкость.

                                              ХОД ИГРЫ:

Дети сидят в одном из углов комнаты и «спят». Взрослый поет, а дети двигаются в

такт песенке:

В гнезде воробушки живут

И утром все встают.

«Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик» —

Так весело поют.

(«Воробушки» встают, машут «крылышками», «чирикают».)

Довольно в гнездышке сидеть,

Пора на солнышко лететь.

» Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик» —

И крылышки согреть.

(«Вылетают» из угла комнаты, кружатся, «чирикают».)

Вот возле домика есть сад, летите крошечки искать,

«Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик» — И крошечки искать.

(«Летят» на другой конец комнаты, садятся на корточки, постукивают пальцами по полу — клюют.)

Будь осторожен, воробей,

Крадется кошка из дверей.

«Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик» —         появляется «кошка» — взрослый гонится за воробышками, они вскакивают и прячутся в «гнезде»

Все в гнездышко скорей!                      

(А. Ануфриева) 

                                                  Пчелки

Задачи: развивать ловкость.

                                                  ХОД ИГРЫ:

 Дети изображают пчел, бегают по комнате, размахивая ручками-крыльями,

«жужжат»» Появляется взрослый — «медведь» — и говорит:

— Мишка-медведь идет,

Мед у пчел унесет.

Пчелки, домой!

«Пчелки» летят в определенный угол комнаты — «улей». «Медведь», переваливаясь,

идет туда же. «Пчелки» говорят:

— Этот улей — домик наш.

Уходи, медведь, от нас!

Ж-ж-ж-ж-ж!

(А. Ануфриева) 

«Пчелки» машут крыльями, прогоняя «медведя», «улетают» от него, бегая по

комнате. «Медведь» ловит их.

 

                                                  Зайки

     Задачи: обучать прыжкам на месте, создать эмоциональный настрой детей на игру.

 

                                                         ХОД ИГРЫ:

      Дети стоят кружком, один в центре. Взрослый поет, а дети двигаются в соответствии        со словами песенки:

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком.

(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, «всматриваются», «Зайчик» сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.)

Зайка, зайка, поскачи,

Твои лапки хороши.

Стал наш заинька скакать,

Малых деток забавлять.

(Хлопают в ладошки, «зайка» скачет.)

Вместе с зайчиком скорей

Мы подпрыгнем веселей!

(Все дети прыгают на своих местах, а «зайчик» — в центре круга.)

Появляется «волк» (взрослый), все дети убегают.

                                            Шишки

Задачи: развивать внимание, координацию движений.

МАТЕРИАЛ: Корзина с шишками (могут быть мячики или другие небольшие предметы).

                                                     ХОД ИГРЫ:

   Ребенок сидит на стуле или на ковре. Взрослый приносит корзиночку и предлагает ребенку пойти с ней «в лес» за шишками. По полу рассыпают шишки, ребенок бежит «в лес» и «собирает шишки» в корзиночку под песенку.

Оля по лесу гуляла,

Оля шишки собирала.

Ай, люли, ай, люли!

Оля шишки собирала,

И в корзиночку их клала.

Ай, люли, ай, люли!

(После этого взрослый спрашивает сколько шишек собрано и просит показать наполненную корзиночку. Присев на корточки, малыш ставит на пол корзиночку и отдыхает.)

Села Оля отдыхать,

Захотелось ей поспать.

Баю-бай, баю-бай.

(А. Ануфриева) 

   Появляется «мишка» (взрослый берет игрушечного мишку). «Мишка» рычит (не очень громко, чтобы ребенок не испугался) и спрашивает: «Где мои шишки?» Взрослый, обращаясь к ребенку, говорит: «Мишка за шишками идет. Скорее высыпай шишки и беги домой!»

   Ребенок высыпает шишки из корзиночки и убегает на свое место.

«Мишка» сначала идет медленно, чтобы дать возможность ребенку высыпать шишки, а затем догоняет ребенка, приговаривая: «Где мои шишки?» Ребенок показывает пустую корзинку и отвечает: «У нас нет шишек, уходи, мишка!» «Мишка» уходит, игра повторяется по желанию ребенка.

                                                     

                                               

                                                 Бабочки

Задачи: развивать умение двигаться красиво, подражать движениям бабочек.

МАТЕРИАЛ: Картонные ободки с нарисованными бабочками, колокольчик, мелки,      картинки с ласточками.        

                                                ХОД ИГРЫ:

Детям показывают картинки с изображением ласточек и рассказывают, какие они красивые и быстрые, например: «Птицы летают высоко над землей, их не надо ловить и обижать». Взрослый поет армянскую народную песенку «Ласточка»:

Ласточка — «Тивит, тивит» —

К нам в гости летит,

Ах, к нам летит!

А под крылышком ее

Весна сидит,

Ах, весна сидит!

Взрослый рассказывает, что весной начинают летать и яркие бабочки, надевает на головы детей ободки с бабочкой, а на асфальте мелом рисует цветы. Потом звонит в колокольчик, и по этому сигналу «бабочки» начинают «летать», резвиться. После следующего сигнала колокольчика «бабочки» садятся на нарисованные цветки (приседают на корточки).

                                       Игра с мишкой

          Задачи: развивать умение быстро бегать, ловкость. 

                                        ХОД ИГРЫ:

Взрослый ходит по комнате, переваливаясь, и изображает медведя. Ребенок стоит в         противоположном конце комнаты. Взрослый говорит:

— Мишка по лесу гулял,

Нашу Машеньку искал.

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал.

(«Мишка» садится на стул и «засыпает». Ребенок бегает вокруг.) Далее говорит:

— Стала Машенька плясать,

Стала ножками стучать.

Мишка, мишенька, вставай,

Нашу Машу догоняй!

(А. Ануфриева) 

(«Мишка» просыпается, «рычит» и догоняет ребенка.)

                                     Игра с собачкой

Задачи: способствовать формированию чуткого отношения к животным, расширять словарный  запас ребенка.        

МАТЕРИАЛ: Игрушечная собачка, мисочка.

                                           ХОД ИГРЫ:

Взрослый держит в руках игрушечную собачку и говорит:

— Гав-гав!

— Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

(А. Ануфриева) 

Затем идет с собачкой к кому-нибудь из детей и отдает ее. Ребенок держит собачку за лапу, а взрослый просит покормить ее. Собачке приносят мисочку с воображаемой едой. Собачка «ест суп» и «лает»: «Гав-гав!»

Взрослый говорит ребенку: «Это собачка говорит тебе «спасибо!»

                                                 Воронята.

ЗАДАЧИ: Развивать способность к подражанию, внимание.

МАТЕРИАЛ: Игрушечная собачка, мисочка.

                                                       ХОД ИГРЫ:

Дети-«воронята» сидят на стульях, расставленных полукругом. Дети «спят» (закрывают глаза, склонив головку на руки со сложенными ладошками) под стихотворение.

Воронята крепко спят,

Все по гнездышкам сидят.

А проснутся на заре,

Будут каркать во дворе.

(«Воронята» просыпаются, машут крыльями, кричат «кар-кар-кар». Затем, «летают» (бегают) по комнате, размахивая разведенными в стороны руками-крыльями. Во время «полета воронят», взрослый поет дальше.)

Полетели, полетели,

Воронята полетели, «Кар!» (2 раза)

Вышла тетя на дорожку,

Воронятам сыплет крошки.

(Выходит на середину и сыплет из чашки воображаемые крошки. Дети садятся на стульчики, а взрослый продолжает петь.)

Воронята прилетали,

Все до крошки поклевали. (2 раза)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук —

Клювами стучали. (2 раза)

(Дети подбегают к тому месту, где «насыпаны крошки», садятся на корточки и «клюют», стучат пальчиками о пол.) Взрослый говорит:

Тузик по двору гулял,

Вороняток испугал!

(А. Ануфриева) 

(Взрослый берет игрушечную собачку, «лает» и догоняет убегающих детей.)

В дальнейшем «сыплют крошки» и изображают собачку сами дети

                                                     Кот и мышь

ЗАДАЧИ: Развивать внимание, ловкость, быстроту.

                                                       ХОД ИГРЫ:

 Взрослый изображает кота, ребенок — мышку. Ребенок сидит «в норке» (за стульчиком), «кот» ходит по комнате, говоря при этом:

— Котик по двору идет,

Ищет мышек Васька-кот,

Ищет мышек кот.

Тихо мышка сидит,

На кота она глядит,

На кота глядит.

(Е. Тихеева) 

Взрослый садится на стул и закрывает глаза — «спит». Ребенок-«мышка» подходит на близкое расстояние, видит, что «кот спит», бегает и играет вокруг «кота». «Кот» потягивается, открывает глаза, «мяукает» и бросается ловить «мышку». Ребенок-«мышка» убегает в «норку».

 

                                                        Пес Барбос

          ЗАДАЧИ: развивать внимание, ловкость, быстроту.

МАТЕРИАЛ: Игрушечная собачка.

                                                      ХОД ИГРЫ:

 Взрослый сидит на стуле, в руках у него игрушечная собачка, которая «спит».          Взрослый говорит:

— Вот сидит наш пес Барбос,

В лапы спрятал черный нос.

(Ребенок встает с места и подходит к собачке.)

Ну, Барбос, скорей вставай!

И Наташу догоняй!

(Е. Тихеева) 

Взрослый с собачкой бежит за ребенком и говорит: «Гав-гав!» Пойманный ребенок садится на место, и игра начинается снова.

                                               Мишка-медведь

ЗАДАЧИ: учить ритмично хлопать и двигаться.

                                     ХОД ИГРЫ:

Дети сидят кружком, один из них в центре круга. Взрослый говорит:

— Выходи-ка, Мишенька, попляши, попляши.

Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши.

А мы вокруг Мишеньки хороводом пойдем,

Песенку веселую запоем, запоем!

Будем, будем в ладушки ударять, ударять!

Будет, будет Мишенька нам плясать, нам плясать!

(А. Ануфриева) 

«Мишка» в центре круга пляшет, дети хлопают в ладошки.

                                                   Карусель

                                                              ХОД ИГРЫ:

 Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и говорят или поют:

— Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

(Е. Тихеева) 

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.

 

                                                         Гуси

                                                            ХОД ИГРЫ:

 Взрослый («птичница») стоит на одном конце площадки, а ребенок- «гусь» — на противоположном.

Птичница говорит:

— Гуси, гуси!

Гуси:

— Га-га-га.

Птичница:

— Есть хотите?

Гуси:

— Да-да-да!

Птичница:

— Идите ко мне!

«Гусь» (или несколько «гусей») бежит к ней, раскинув руки-«крылья» в стороны, «клюет» воображаемые зернышки. Затем «птичница» говорит: «Кыш! А ну-ка, бегите в поле!»

Ребенок бежит, помахивая ручками-«крыльями», на прежнее место.

Игра повторяется снова.

                                             

                           

                                Мотылек

           

             ЗАДАЧИ: развивать умение красиво и плавно двигаться.  

             МАТЕРИАЛ: Яркий сачок.

                                         ХОД ИГРЫ:

 Взрослый поет, а ребенок изображает мотылька.

На зеленом на лужку

Мотыльки летают

И с цветочка на цветок

Весело порхают.

(Малыш бегает, руки в стороны — «мотылек летает».)

Тетя вышла на лужок,

У нее в руках сачок.

Берегись-ка, мотылек,

Улетай скорей, дружок!

(А. Ануфриева) 

(Взрослый держит в руках яркий сачок. После слов «Берегись-ка, мотылек» ребенок убегает, и взрослый «ловит» его сачком.)

                                                 

                                     

                                         

                                           Куры и петух

        ЗАДАЧИ: формировать словарный запас

   

                                                       ХОД ИГРЫ:

  У одной из стен на стульчиках сидят ребята-«куры», а напротив них на большем расстоянии гуляет «петух». В одном из углов комнаты «Кошкин дом», в котором сидит «кошка». Взрослый сидит с ребятами-«курами», показывает на гуляющего «петуха» и поет:

— Петя в желтых сапогах ходит по песку,

А потом как закричит:»Ку-ка-ре-ку!»

(Ребенок-«петух» кричит.)

Взрослый говорит:

— Выходите, курочки, собирайте крошки,

Жучков, паучков на моей дорожке,

(«Куры» выбегают, машут «крыльями».)

Взрослый говорит:

— Куры крыльями махали: «Ко-ко-ко-ко-ко-ко!»

Куры носиком стучали :» Ко-ко-ко-ко-ко-ко!»

Дай нам, Петя, крошки. Крошек не жалей,

Дай еще немножко — Будет веселей! «Ко-ко-ко-ко-ко-ко!»

(«Куры» возле «петуха» стучат пальцами по полу, кричат «Ко-ко-ко!» Выходит «кошка», крадется к «петуху».)

«Кошка» поет: — Выйду, выйду на дорожку,

Мяу-мяу-мяу! Там, где куры ищут крошки,

Мяу-мяу-мяу! К петушку поближе подойду

И с собою Петю уведу.

(Хватает «петуха», уводит его в домик. «Куры» убегают к себе на стульчики.) «Кошка» говорит «петуху»: «Ты, Петя, посиди, а я еще за курочками схожу». «Кошка» уходит, «петух» убегает из домика и опять начинает ходить и собирать крошки. Игра повторяется. «Кошка» опять уводит «петуха» в домик и уходит, на этот раз «заперев» дверь на замок. Взрослый говорит «курам»: «Кошка ушла, пойдемте Петю спасать!»

— Куры громко закричали — «Ко-ко-ко-ко-ко!»

И за Петей побежали — «Ко-ко-ко-ко-ко!»

Выходи к нам, Петя, Собирай-ка крошки,

Жучков, паучков На своей дорожке!

(«Куры» отпирают дверь в домике. Выходит «петух».)

Взрослый говорит:

— Вот все и собрались!

(Встают в круг, «петух» в середине.)

Все вместе:

— А теперь скорей, дружок, Соберемся мы в кружок.

Покажи нам ножку, Петя, поскорей, Покружись ты с нами, Петя, веселей!

Ля-ля-ля-ля-ля!

(А. Ануфриева) 

                                           

                                     Курочка-хохлатка

 

      ЗАДАЧИ:  развивать ловкость.

                                       

                                        ХОД ИГРЫ:

 Взрослый и дети ходят стайкой по комнате. Взрослый изображает «курицу», дети — «цыплят». В стороне сидит старший ребенок — это «кошка». Взрослый говорит:

— Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка «Ко-ко» —

Не ходите далеко.

(Взрослый приближается к «кошке».)

Говорит:

— На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет!

(А. Ануфриева) 

«Кошка» открывает глаза, «мяукает» и бежит за «цыплятами», которые убегают в определенный угол комнаты — «курятник», к «курочке-маме».

«Курица» защищает «цыплят», разводя руки в стороны и говоря при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!»

                                                Кот Васька

      ЗАДАЧИ: развивать быстроту, расширять словарный запас.

                                                ХОД ИГРЫ:

 Дети (мышки) сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок изображает кота, он прогуливается перед «мышками» (идет на носочках, оглядывается то вправо, то влево, мяукает).

Взрослый и дети поют:

— Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

Он бежит домой,

Он бежит стрелой!

(«Кот» бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него, «засыпает

Взрослый поет:

— Глазки закрываются.

Спит иль притворяется?

Зубы у кота — острая игла!

(Одна «мышка» идет посмотреть, спит ли «котик». Рассмотрев, она машет руками, как бы приглашая других «мышек». «Мышки» подбегают и скребут по стулу, где «спит котик».)

Взрослый говорит:

— Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут.

Тише мыши, уходите,

Кота Ваську не будите.

Как проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Вот проснулся Васька-кот —

Разогнал весь хоровод!

(Русская народная песенка)         

«Кот» догоняет «мышек», а они убегают от него.

 

                                                        Огород

ЗАДАЧИ: развивать координацию движений, умение действовать по команде.

                                                     ХОД ИГРЫ:

 Ребенок изображает курочку, а взрослый — дедушку-сторожа. На полу мелом проводят черту, объясняя ребенку, что за чертой «огород».

В огороде у ребят

Есть морковка и салат,

Все для ребят,

Все для ребят!

Старый дедушка ходил,

Он морковку сторожил.

Кыш, куры, кыш,

Кыш, куры, кыш!

(«Дедушка» с палкой ходит в «огороде».)

Старый дедушка устал,

Сел на травку, задремал.

Дедушка спит,

Дедушка спит.

(Садится, дремлет.)

Курочки бегут, бегут

И цыплят к себе зовут

Морковку щипать,

Морковку щипать.

(Дети-«курочки» выбегают на носочках.)

Дедушка нас услыхал,

Всех курочек прогнал.

Кыш, куры, кыш,

Кыш, куры, кыш!

(А. Ануфриева) 

(Щиплют «овощи», поглядывая на «дедушку». «Дедушка» просыпается и прогоняет «курочек».)

«Куры с цыплятами» убегают. Игра повторяется снова. «Дедушку» может изображать ребенок, а «курочку» — взрослый.

                                             Солнечные зайчики

ЗАДАЧИ: развивать ловкость.

МАТЕРИАЛЫ: Маленькое зеркальце.

                                                   ХОД ИГРЫ:

Взрослый зеркалом делает солнечных зайчиков и говорит при этом:

— Солнечные зайчики

Играют на стене,

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

(А. Ануфриева) 

Затем по команде: «Лови зайчика!» — ребенок бежит и пытается поймать «зайчика». Игра обычно проходит шумно и весело, ее можно повторить 2-3 раза.

  

                                               Сорви яблоко

ЗАДАЧИ: обучать прыжкам.

МАТЕРИАЛ: Яблоки или шарики.

                                                    ХОД ИГРЫ:

 Взрослый изображает яблоню, в каждой руке он держит по яблоку или шарику. Руки вытянуты на уровне головы ребенка — это «ветки», которые шевелятся от ветра. Ребенку предлагают сорвать яблоко. Он протягивает руки к нему, но «яблоня» сразу не поддается: «ветки» качаются из стороны в сторону, вверх и вниз.

Ребенок подпрыгивает, стараясь схватить яблоко, и, в конце концов, это ему удается.

«Сорванные» яблоки остаются у ребенка, а взрослый берет другие яблоки и предлагает «сорвать» их.

 

                                                         Кот и мыши

ЗАДАЧИ: развивать координацию движений.

МАТЕРИАЛ: Часы или будильник.

                                                            ХОД ИГРЫ:

 Взрослый-«кот» сидит на стуле и «спит». Рядом стоят игрушечные часы или настоящий будильник. Ребенок-«мышка» бегает на носочках вокруг «кота». Взрослый говорит:

— Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон —

Убежали мышки вон!

(С. Маршак) 

Взрослый хлопает в ладоши, ребенок-«мышка» убегает в «норку», а «кот» гонится за ним.

 

                                                        Кто поймает?

ЗАДАЧИ: развивать ловкость.

МАТЕРИАЛ: К палке-удочке привязан шнурок, на конце которого рыбка.

                                                       ХОД ИГРЫ:

Взрослый водит удочкой над головой ребенка, то, приближая рыбку, то удаляя. Ребенок должен поймать рыбку. Когда ему это удается, ребенок танцует, а взрослый поет:

— Саша наш — молодец!

Саша наш — удалец!

Саша рыбку поймал,

А потом поплясал!

(А. Ануфриева)

                                                  Зайки

ЗАДАЧИ: развивать быстроту

 

                                             ХОД ИГРЫ:

 Ребенок изображает «зайчика», а взрослый — «волка». «Зайчик» делает то, о чем поется в песенке, а на последних словах песенки: «Волк идет!» — «волк» бежит за «зайчиком», который убегает от него.

Заиньки перебегают

То лужок, то лесок.

Землянику собирают,

Скок да скок! Скок да скок!

Здесь полянка мягче шелка,

Оглянись, оглянись!

Берегись лихого волка,

Берегись, берегись!

Заиньки уснули сладко,

Лес шумит! Лес поет! —

Убегайте без оглядки:

Волк идет, волк идет!

(Русская песенка) 

 

                                              Кто умеет чисто мыться?

ЗАДАЧИ: расширять словарный запас.

                                                    ХОД ИГРЫ:

 Игра сопровождается движениями, описанными в тексте песни:

Кто умеет чисто мыться?

Кто водицы не боится?

Это мы! Это мы!

Кто не хочет быть грязнушкой,

Хорошенько моет ушки?

Это мы! Это мы!

Умываться мы умеем,

Мы мочалкой моем шею.

И вот так! И вот так!

А чтоб чисты были ножки,

Мы помыли их немножко.

И вот так! И вот так!

А потом помоем ловко

Мы над тазиком головку.

И вот так! И вот так!

Мы помылись, как большие,

Вот мы чистые какие!

Посмотри! Посмотри!

(А. Ануфриева) 

  

                                          Бабушка и кот.

ЗАДАЧИ: развивать ловкость.

МАТЕРИАЛ: Корзиночка с клубочками.

                                              ХОД ИГРЫ:

 Ребенок изображает «котенка», который бегает, «умывается», затем садится на стульчик — » заборчик «. Входит «бабушка» в платочке, с очками на носу, с корзиной в руках, наполненной клубочками (клубочки можно сделать из яркой тесьмы или лоскутков). Взрослый говорит и вместе с ребенком выполняет соответствующие движения:

Наша бабушка идет

И корзиночку несет.

Села тихо в уголочек,

Вяжет деточкам чулочек.

Посидела, повязала

И тихонько задремала.

(«Бабушка» вяжет чулок. «Она роняет корзинку, и клубочки рассыпаются по полу.)

Вдруг котенок прибежал

И клубочки подобрал.

(«Котенок» выбегает из-за «заборчика», собирает клубочки и прячется обратно.)

Как же мне вязать чулочки?

Где же, где мои клубочки?

(А. Ануфриева) 

(«Бабушка» просыпается и ищет клубочки.)

«Бабушка» заглядывает за «заборчик», находит «котенка» и просит отдать ей клубочки. Собрав клубочки в корзину, «бабушка» садится и «вяжет чулочки». Затем опять «засыпает», и игра повторяется. В конце игры «бабушка» предлагает «котенку» поплясать с клубочками. Они держат клубочки и вместе танцуют.

 

                                            Спрячу куклу Машу

ЗАДАЧИ: обучать игре с куклой, развивать внимание.

МАТЕРИАЛ: Большая кукла.

                                                    ХОД ИГРЫ:

 Ребенок сидит на стульчике. Взрослый держит в руках куклу и говорит, что куколка Маша сейчас спрячется, а ребятишки будут ее искать. Ребенок идет в другую комнату, взрослый прячет куклу. Ребенок возвращается, взрослый поет:

— Спрячу куклу Машу,

Спрячу куклу нашу.

Оля к куколке пойдет,

Оля куколку найдет.

Ребенок находит куклу, взрослый хлопает в ладоши.

Если ребенок долго не находит куклу, взрослый ему помогает.

 

                                            Птицы и автомобиль

ЗАДАЧИ: развивать внимания, умение быстро бегать.

МАТЕРИАЛ: Игрушечный автомобиль.

                                         ХОД ИГРЫ:

 Дети-«птички» «летают» по комнате, размахивая руками, как крыльями, а взрослый напевает:

— Прилетели птички,

Птички-невелички.

Летали, летали,

Крыльями махали.

(Дети-«птички» «летают».)

Так они летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали,

Зернышки клевали.

(А. Ануфриева) 

(«Птички» прыгают на скамеечку и приседают на полусогнутых ногах, затем прыгают на пол, садятся на корточки, стучат пальчиком об пол — «клюют».)

Появляется взрослый с игрушечным автомобилем в руках, раздается гудок, и автомобиль, управляемый взрослым, едет. Взрослый приговаривает или поет:

— Автомобиль по улице бежит,

Пыхтит, спешит, в гудок гудит.

Тра-та-та, берегись, посторонись!

Дети-«птички» быстро убегают от автомобиля и встают на скамейку.

 

                                                 Ниточка

ЗАДАЧИ: развивать умение действовать согласованно.

МАТЕРИАЛ: Катушка с нитками.

                                                ХОД ИГРЫ:

Детям показывают катушку и объясняют, как на них наматывают нитки. Малышам предлагают изобразить, как это происходит. Все берутся за руки: тот, кто стоит первым, будет исполнять роль «катушки». Он стоит в середине комнаты и крепко держит за руку второго малыша, а тот — третьего и т. д. Получилась «ниточка».

Взрослый, взяв за руку последнего малыша, ведет всех по кругу до тех пор, пока вся «нитка» не намотается на «катушку». Малыши двигаются приставным шагом и приговаривают: «Ниточка, ниточка, накручивается!»

Потом «ниточка» разматывается, дети идут назад, не отпуская рук, повторяя считалку:

— Ниточка, иголочка,

Ти-ти, улети.

Обратно ко мне прилети!

 

                                                  Игра в поезд

ЗАДАЧИ: развитие разных групп мышц, развитие умения действовать    согласованно.

МАТЕРИАЛ: Две длинных рейки (или веревки).

                                                   ХОД ИГРЫ:

 Взрослый или один из детей — «паровоз», все остальные дети изображают вагоны. На полу лежат длинные рейки — рельсы. Дети сидят верхом на стульчиках друг за другом. «Паровоз гудит», и «поезд трогается».

Дети могут двигать руками и произносить:

— «Чу-чу-чу!»

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде этом

Ребята сидят.

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу» —

Пыхтит паровоз.

Далеко, далеко

Ребят он повез.

(А. Ануфриева) 

Дети идут друг за другом между рейками, «по рельсам». По сигналу «Быстрей!» — бегут, по команде «Стой!» «поезд» подходит к станции и останавливается. Дети выходят, гуляют по комнате, бегают. «Паровоз» уезжает за водой. По сигналу: «Поезд отправляется!» — все встают на свои места и продолжают коллективное движение.

На пути надо проехать по мосту, то есть пройти по скамейке, подняться на горку и спуститься с нее (подняться по наклонной доске и сбежать по другой такой же доске). Подъезжая к другой станции, «поезд» останавливается, дети снова могут погулять, «собрать цветы», затем «поезд» едет дальше.

Закончить игру можно большой остановкой: дети шагают на месте — «стучат колеса», шагают все медленнее и медленнее — «поезд останавливается».

В этой игре можно использовать другой текст песни:

Деток поезд к нам везет

В лес и на полянку,

Будут дети там гулять,

Повстречают зайку.

«Так-так-так, так-так-так» —

Все колесики стучат!

«Чу-чучу» — белку встретим и лису.

Едем, едем мы быстрей,

Не боимся мы зверей!

Паровоз идет потише —

Значит, остановка ближе —

«Ду-ду-ду», стоп!

 

                                                    Кошкин дом

ЗАДАЧИ: развивать чувство ритма, умение разыгрывать простой знакомый сюжет.

МАТЕРИАЛ: Домик кошки (сделан из кубиков или стульев), ведерко, лейка, фонарик, лопатка, кусок красной материи («огонь»), колокольчик.

                                                      ХОД ИГРЫ:

Ребенок идет по кругу, хлопает в ладоши, чтобы лучше воспринять ритм и согласовать с ним ходьбу. Взрослый поет песенку:

— Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Бежит курочка с ведром,

А лошадка с помелом,

А собачка с фонарем,

Серый заюшка с листом.

Взрослый громко звонит в колокольчик, дети бегут туда, где лежат ведерко, лейка и т.д., берут игрушки и «гасят пожар» (огонь изображается с помощью красной материи, наброшенной на кошкин домик).

Вместе с взрослым они произносят:

— Раз! Раз! Раз! Раз!

И огонь погас!

 

                                                       Игра с куклой

ЗАДАЧИ: обучать игре с куклой.

МАТЕРИАЛ: Кукла.

                                                              ХОД ИГРЫ:

 Ребенок сидит на ступеньке, напротив взрослый, в руках у него кукла. Взрослый поет и делает с куклой движения, соответствующие словам песни:

Вот красивая игрушка —

Наша куколка Катюшка,

Может хлопать, может петь.

Кто желает посмотреть?

Ну, довольно веселиться,

Надо Кате спать ложиться.

Катя, глазки закрывай,

Баю-баю-баю-бай!

Катя, мой лицо и шейку,

Мылься мылом хорошенько.

Воду ты не разливай,

Сухо ручки вытирай.

Причесалась и умылась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *