Сюжетно ролевые игры для детей 2 3 лет – Методическая разработка (младшая группа) на тему: Примеры ролевых диалогов для сюжетно-ролевых игр с детьми 2-3 лет

Содержание

Картотека (младшая группа) на тему: «Картотека сюжетно-ролевых игр для 2-3 лет»

Игра «Детский сад»

Цель. Ознакомление детей с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развитие способности взять на себя роль.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, предметы-заместители

Подготовка к игре. Экскурсия по детскому саду (в группы, музыкальный зал, медицинский кабинет, кухню). Экскурсия к месту получения няней готовой продукции для детей (по подгруппам). Систематические наблюдения за трудом няни. Наблюдения за работой воспитателя, медсестры, музыкального работника. Наблюдения за играми старших детей. Рассматривание картин «Детский сад», «Ясли» (серия «Наша Таня»). Игра-занятие «Повар детского сада готовит детям обед», «Праздник в детском саду». Беседа «Кто заботится о нас в детском саду». Чтение рассказа Н. Забилы «Ясочкин садик», А. Барто «Игрушки», Н. Кашниной «Первый день в детском саду». Лепка угощений для кукол; конструирование песочного ящика, веранды, коллективная постройка «Площадка нашей группы». Слушание музыкального произведения А. Филиппенко «Детский сад».

Игровые роли. Повар, врач, няня, воспитатель, музыкальный работник.

Ход игры.

Воспитатель может начать игру с экскурсии по детскому саду. Во время экскурсии он обращает внимание детей на то, что в саду много групп и много детей. Всем детям в саду живется весело и интересно, потому что о них заботятся взрослые: повар готовит пищу, занятия, врач делает детям прививки, лечит их, няня убирает в групповой комнате, подает пищу, воспитатель занимается с детьми, играет с ними.

После экскурсии воспитатель спрашивает детей, что они видели, и предлагает каждому попробовать побыть поваром, няней, воспитателем, музыкальным работником.

Педагог может сначала сам показать действия с предметами. Например, играя роль повара, воспитатель готовит необходимые предметы для приготовления супа: кастрюлю, ложку, чтобы мешать суп, морковь, картофель и т. д. При этом воспитатель использует предметы-заместители. После этого предлагает одному из детей сварить суп.

Так, педагог может разыгрывать несколько сюжетов. Постепенно происходит слияние нескольких сюжетов в единую интересную игру. Например, две девочки играют с куклами, поднимают их с постели, одевают их, разговаривают между собой, поодаль от них другая девочка организует детскую столовую, она сажает за стол трех кукол и расставляет перед ними столовые приборы. Данную ситуацию воспитатель может использовать следующим образом: он подсказывает двум девочкам, что мамам уже пора идти на работу, а детям — в детский сад, там уже начинается завтрак. Таким образом, педагог способствует естественному объединению двух играющих группировок в одну. Игра уже продолжается на более высоком уровне. А воспитатель тем временем может уже «звонить в автопарк» и узнавать, почему в детский сад еще не направили машину — детскому саду нужны продукты и т. д.

Игра «Семья»

Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Игровой материал. Куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные.

Подготовка к игре. Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций: Е. Благинина «Аленушка», 3. Александрова «Мой мишка». Постройка мебели.

Игровые роли. Мама, папа.

Ход игры.

 Игра начинается с того, что педагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать и играть». Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату.

После этого воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, ласково разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы.

Затем дети играют с куклой самостоятельно.

Когда дети достаточное количество времени поиграли сами, воспитатель организовывает совместную игру. При организации игры он должен учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с педагогом строят из стульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами.

После этого воспитатель может внести еще одну Куклу — подружку Оксаны, куклу Катю. Педагог знакомит детей с новой куклой, рассказывает, как нужно с ней играть, где обе куклы будут жить.

Игры с двумя куклами уже сами по себе обязывают к совместной деятельности сразу нескольких детей. В это время близость воспитателя, а часто и включение его в игру необходимы. Уже в последующем, когда дети уже несколько раз поиграют в эту игру, воспитателю бывает достаточно только напомнить о возможных ролях, чтобы началась игра: «Дети, кто хочет быть мамой Оксаны? А мамой Кати? А кто хочет быть воспитателем?». Каждый из детей начинает выполнять свои обязанности.

Игра «Шоферы»

Цель. Познакомить детей с профессией шофера. Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре.

Игровой материал. Разнообразные машины, строительный материал, рули, светофор, фуражка регулировщика.

Подготовка к игре. Наблюдения за машинами на улице, целевые прогулки к автопарку, бензоколонке, автогаражу. Рассматривание картины «Автобус». Разучивание стихотворения А. Барто «Грузовик». Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Наблюдение за играми старших детей и совместные игры с ними. Разучивание подвижной игры «Воробышки и автомобиль». Чтение и рассматривание иллюстраций: «Наша улица», рассматривание фотографий из серии «Маленькие шоферы». Постройка гаража из строительного материала.

Игровые роли. Шофер, механик, бензозаправщик.

Ход игры. 

Воспитатель может начать игру с прогулки по улице и наблюдений за машинами. В ходе наблюдений внимание детей педагог обращает на разнообразие машин, на то, что перевозят машины.

После прогулки в беседе с детьми воспитатель задает им следующие вопросы: «Какие машины вы видели на улице? Что везли машины? Как называется человек, который управляет машиной? Кто регулирует движение на улицах? Как пешеходы переходят улицу?».

Затем воспитатель предлагает детям поиграть в шоферов, взяв на себя роль регулировщика. Дети рисуют на земле дорогу с перекрестками и проезжей частью. Мальчики — «шоферы» «едут по мостовой», придерживаясь правой стороны улицы. Девочки — «мамы» с колясками гуляют по тротуару. Переходить дорогу разрешается только на перекрестках и только на зеленый свет светофора.

В последующей работе педагог знакомит детей с тем, что машины заправляются бензином. Дальнейшее уточнение и систематизация знаний позволяет детям в играх с машинами выделять три-четыре роли: шофер, механик, бензозаправщик.

При последующем проведении игры воспитатель может предложить детям послушать рассказ куклы-шофера: «В автопарке (гараже) работает много шоферов. Все они дружны между собой. Есть у них одно очень хорошее правило — никогда не оставлять товарища в беде, помогать всем и во всем: знакомым или незнакомым — любому шоферу. Вот едет, например, шофер и видит, что впереди на дороге стоит машина. Он обязательно остановится и спросит, что случилось, и непременно поможет: отольет из своей машины немножко бензина, поможет заменить колесо или просто возьмет на прицеп и довезет до гаража. Вот как дружно живут наши шоферы».

Затем воспитатель предлагает детям поиграть самостоятельно в игру «Как будто шоферы уходят в рейс».

В следующий раз игру можно начать с прочтения рассказа «Как машина зверят катала».

«Стоит на дороге машина. Сама синяя, кузов желтый, колеса красные. Красивая машина! Увидели ее лесные звери, остановились, смотрят. Аи, да машина! Хороша машина!

Любопытная белочка подбежала поближе. Заглянула в кузов. Нет никого! Прыгнула белочка в кузов, а машина-то и поехала: вперед-назад, вперед-назад.

Подъехала машина к зайчику, загудела: бип-бип-бип!

Прыгнул в машину зайчик. И опять машина поехала: вперед-назад, вперед-назад.

Подъехала машина к медвежонку, загудела: бип-бип-бип!

Влез медвежонок в кузов. Поехала машина: вперед-назад, вперед-назад. Белочка, зайчик и медвежонок рады!

Влез в кузов ежик. Поехала машина: вперед-назад, вперед-назад. Ура!

Накатались малыши, устали.

Первой из машины выпрыгнула белочка, за ней..? — зайчик. Потом вылез..? — медвежонок. А ежик — он ведь прыгать не умеет — никак не может слезть. Расстроился! Медвежонок, вот умница-то, вернулся и протянул ежику лапу. Воспитанные люди и звери всегда помогают друг другу.

Только ежонок вылез из машины, она и уехала. «До свидания, синяя машина! Спасибо тебе!» — закричали ей вслед зверята».

После прочтения рассказа воспитатель может предложить детям самостоятельно.

Игра «Куклы»

Цель. Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению. Воспитание культуры поведения во время еды. Закрепление знаний о названиях одежды. Закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, картинки с изображением элементов картины «Игра с куклой».

Подготовка к игре. Рассматривание иллюстрации «Игра с куклой».

Игровые роли. Мама, повар, няня.

Ход игры. 

Подготовка к игре начинается с рассматривания картины «Игра с куклой». Дети сидят за двумя-тремя сдвинутыми в линию столами, лицом к воспитателю. Рассматривают картину, называют то, что видят («Купают куклу», «Девочка купает», «Смывает с куколки мыло», «Мальчик держит полотенце, чтобы вытереть куклу»).

После этого воспитатель обращается к детям: «Перед вами картинки (лежат изображением вниз), переверните их. Посмотрите на свои картинки и скажите, у кого ванночка, у кого мыло? у кого колготки?…» Ребенок, нашедший нужную картинку, кладет ее около большой картины.

Вот и помогли мы девочке в белом фартуке. Все приготовили для того, чтобы выкупать куклу».

Педагог предлагает вниманию детей рассказ по этой картине: «Решили дети выкупать куклу. Принесли табуретку, поставили на нее ванночку, налили в ванночку теплой воды. Рядом, на красную скамеечку, положили зеленую губку и мыло. Раздели куклу. Одежду ее аккуратно разложили на большом стуле, а малюсенькие синие ботиночки поставили под стул. «Сейчас, сейчас, потерпи еще немножко, — уговаривает куклу девочка в белом фартуке. — Смою с тебя мыло, а потом сухо-насухо вытру. Видишь, Илюша рядом стоит, большое белое полотенце в руках держит…».

Воспитатель может использовать различные варианты игр с куклами.

1-й вариант. Кукла Катя обедает.

На столе стоит чайная, столовая и кухонная посуда. Кукла Катя сидит за столом. Воспитатель говорит: «Дети, Катю надо покормить обедом. Здесь стоит разная посуда. На стол перед Катей будем ставить лишь то, что нужно для обеда». Поочередно дети находят нужные предметы. Воспитатель спрашивает, что это и для чего. По просьбе воспитателя дети находят все предметы: тарелки, вилку, ложку, хлебницу, правильно их называют и красиво расставляют на столе, не забыв постелить скатерть и поставить салфетницу. Желают Кате приятного аппетита, после обеда убирают посуду.

2-й вариант. Подбери посуду для кукол.

Воспитатель ставит на стол три куклы: повар стоит у плиты, кукла-няня в халате готовит к обеду посуду, за столом сидит кукла-девочка. Воспитатель с детьми рассматривает кукол, беседует о том, что они делают, какая им нужна посуда. На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, воспитатель говорит, как он называется. Потом спрашивает об этом предмете у детей. Для поддержания интереса можно спрашивать так: «А эта посуда, наверное, никому не нужна?». Половник, чайник, ложка нужны и повару, и няне.

После этого педагог спрашивает каждого из детей, кем бы он хотел сейчас быть: поваром, няней или девочкой, собирающейся обедать. Предлагает детям самим поиграть.

3-й вариант. «Кукла хочет спать».

Педагог приносит куклу и говорит, что кукла очень устала и хочет спать, просит детей помочь ей раздеться.

Дети поочередно по указанию воспитателя снимают с куклы одежду и, аккуратно сложив ее, кладут на кукольный стул. Так, один ребенок снимает фартук, другой — платье и т. д. Воспитатель руководит их действиями, помогая правильно сложить ту или иную часть туалета куклы, показывая, как надо правильно это сделать. Когда кукла совсем разделась (осталась лишь в рубашке), ей надевают тапочки и ведут ее к кровати. Уложив куклу в постель, воспитатель поворачивает ее набок, кладет ее руки под щеку, заботливо укрывает, нежно гладит по голове и говорит: «Спи!» Показав детям, что кукла заснула, воспитатель просит их вести себя тихо и, приложив палец к губам, на цыпочках, вместе с детьми покидает групповую, где спит кукла.

Игра «Угощение»

Цель. Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел. После этого педагог помогает каждому индивидуально приготовить «еду», показывает

Игровой материал. Предметы-заместители, игровая посуда, игрушечные собачки, пушистый воротник.

Подготовка к игре. Чтение и обсуждение рассказа Н. Калининой «Помощники».

Игровые роли. Повар.

Ход игры. 

Воспитатель может использовать разные варианты игры в зависимости от того, на что направлены игровые действия.

1-й вариант. Действия педагога направлены на детей.

Педагог спрашивает у ребят: «Кто хочет играть со мной? Приглашаю играть всех: Сашу, Павлика, Алену и Виталика. А Ирочка хочет с нами играть? Сейчас я буду печь вам булочки. Испеку булочки — буду вас кормить. Видите, у меня много теста в кастрюле». Показывает большую детскую кастрюлю, наполненную деталями строительного материала — желтыми или красными полусферами. «Булочек много получится, всем хватит. Садитесь вот сюда, на ковер, отдыхайте, а я буду готовить». Воспитатель рассаживает детей так, чтобы им были видны его действия. «Возьму большой лист (крышка коробки от настольно-печатной игры). Буду класть на него булочки. Эту булочку делаю Валюше (берет из коробки одну деталь, производит круговые движения, напоминающие скатывание шарика, и кладет ее на «лист»). Покатаю, покатаю тесто, готова булочка для Валюши. А эту булочку сделаю для Кирюши (называя имена детей, педагог удерживает их внимание на себе). Вот и все.

Никого не забыла. Всем булочки сделала. Теперь их можно печь в духовке». Помещает «лист в духовку» и тут же его вынимает. «Все булочки уже испеклись» (ставит лист на стол, нюхает булочки). «Как вкусно пахнут. Сейчас понарошку попробую одну». Воспитатель показывает, как это надо делать в игре, говорит, что эти вкусные, сладкие. Затем угощает каждого ребенка. Опрашивает детей, понравились ли им булочки. Сетует и то, что булочки получились слишком большими и ;разу всю не съесть. После этого педагог предлагает тем, сто наелся, положить оставшиеся кусочки на лист, чтобы доесть потом.

Затем воспитатель говорит: «А сейчас давайте поиграем в прятки. Вы будете хитренькими ребятками. Спрячетесь кто за стул, кто за шкаф, а кто-то даже, может быть, под стол спрячется. Вы спрячетесь, а я буду вас искать. Хотите так поиграть? Сейчас я закрою глаза руками и буду считать, а вы прячьтесь. Раз – два – три – четы — пять, я иду искать».

Воспитатель ищет ребят, при этом, радуясь, когда кто-нибудь находится. Игру можно повторить два-три раза.

Затем педагог приглашает детей снова покушать булочки, а то все наигрались и уже снова есть захотели. «Хотите кушать булочки?» — раздает детям булочки и говорит: «Вот сейчас доедите булочки — молочка дам вам попить. Кто наелся — кладите остатки вот сюда, на лист, и подходите ко мне. Я молочка вам налью». Каждому воспитатель дает чашечку и наливает воображаемое молоко. Можно предложить детям добавки — вторую чашечку молочка.

В заключение воспитатель переключает детей на самостоятельную игру: «Вы наелись и напились, а теперь идите играть с игрушками».

2-й вариант. Игровые действия детей направлены на воспитателя.

Воспитатель предлагает детям: «Давайте, ребята, будем играть. Очень хочу поиграть с Ромочкой, с Виталиком…». Количество детей, участвующих в игре, может быть любым. Можно играть со всеми детьми или только с теми, кто подойдет к воспитателю. «Я как будто пришла с работы. Устала. И голова что-то болит. Не могу даже приготовить себе еду. А есть очень хочется. Кто мне, ребятки, приготовит что-нибудь покушать?». Ребята отзываются на просьбу воспитателя. «Посмотрите, сколько у меня продуктов, целый ящик. Что же вы мне приготовите? Вот в ящике лежит капуста и морковка (показывает зеленый шарик и красный конус). Можно суп вкусный сварить. Я знаю, Маша умеет суп варить. Машенька, сваришь мне суп? Вот тебе овощи: капуста и морковка. Вот плита (большой кубик, перевернутая коробка). А кастрюльку сама найдешь, ладно? Саша, сваришь мне картошку? А кто еще будет варить мне картошку? А сколько здесь ягод?! Хороший компот получится! Кто сварит мне компот?». детям не более одного — двух игровых действий по приготовлению еды.

Затем воспитатель продолжает: «У кого готова еда, может меня покормить. Я уже руки вымыла и за стол села». «Что же ты, Верочка, мне приготовила? Суп? Наверное, очень вкусный. Можно я попробую? Налей мне, пожалуйста, тарелочку супа. Ой, как вкусно. Суп с морковкой, с капустой Объедение! Я еще хочу съесть одну тарелку супа. Можно? Спасибо тебе, Верочка, большое-пребольшое. Ты сварила очень вкусный суп». Неважно, если эта процедура затягивается и остальные дети ждут своей очереди кормить педагога. Наблюдение за действиями воспитателя и действиями детей, игровое общение очень интересно им. Оно, несомненно, обогатит их опыт.

После кормления воспитатель выражает благодарность всем детям: «Какие молодцы — меня накормили. Я отдохнула, наелась. Да и голова перестала болеть. Ну, вот, а теперь можно и повеселиться. Хотите потанцевать?» (дети вместе с воспитателем танцуют под музыку).

Воспитатель побуждает детей к самостоятельному принятию игровой цели: «Ой! Что-то я потанцевала и опять есть захотела. Кто меня еще покормит? А чем ты меня будешь кормить, Саша?» Вновь повторяется процедура кормления и выражения благодарности.

Затем воспитатель завершает игру: «Я уже так наелась, что не могу съесть всю кашу, которую ты сварил, Алеша. Еще половина кастрюли осталась. Покорми кашей зайку. Он уже прибегал ко мне, узнавал, кто варил кашу». Педагог может предложить детям заняться другим видом деятельности, дает им, например, карандаши и бумагу и т. п.

3-й вариант. Игровые действия детей направлены на игрушки.

Воспитатель включает детей в игру: «Ребятки, идите скорее все сюда. Посмотрите, кто к нам прибежал». Показывает собачек и предлагает познакомиться с ними, погладить. «Слышите, как они скулят. Давайте спросим у собачек, может быть, они хотят есть». Оказывается, что они действительно голодны.

После этого педагог «успокаивает» собачек. Рассказывает им, какие вкусные супы, каши и прочее могут варить наши дети. «Не волнуйтесь, собачки. Видите, как много детей у нас в группе, и все они умеют очень хорошо готовить. Кто суп, кто кашу, кто картошку и даже компот… и яичницу умеют делать. Не переживайте, сейчас мы вас накормим. Ребята, вы хотите приготовить собачкам еду?».

Затем педагог побуждает каждого ребенка к принятию игровой цели: «Вот эта собачка выбрала тебя, Кирюша. Что ты ей приготовишь?». Если ребенок не справляется с поставленной перед ним задачей, воспитатель предлагает ему какой-нибудь свой вариант: «Я догадалась, что больше всего твоя собачка любит суп с косточкой». Собачка в знак согласия лает.

Так, по очереди, каждому ребенку педагог дает по собачке и способствует принятию индивидуальной игровой цели.

Когда все собачки нашли своих хозяев, воспитатель предлагает детям взять необходимые «продукты» из ящиков с предметами-заместителями. Во время того, как ребята готовят еду, педагог спрашивает у детей: «Как себя ведет щенок. Он слушается тебя, Нина, не мешает готовить? А что ты ему варишь? Он любит, чтобы каша была сладкая. Ты положишь в кашу сахар?». «Шарик, ты рад, что тебе Витя варит мясо? Вот здесь сиди и не лезь в кастрюлю, а то еще обожжешься — плита горячая». «Ты знаешь, Витя, твоя собачка такая чистюля. Она, когда покушает, бежит мыть мордочку и лапки. Ты поможешь ей потом умыться?».

Завершая процедуру кормления, педагог говорит: «Ребятки, послушайте, что вам хотят сказать собачки. Они говорят вам спасибо за то, что вы вкусно их накормили». «Собачки говорят, что теперь они захотели спать, что спать они любят на ковриках в тихом уголочке за шкафом или под стулом. Вот вам коврики». Дети укладывают собачек.

После этого воспитатель может познакомить детей с новой игровой целью — игрой в цирк. Шепотом подзывает детей к себе и говорит, чтобы они шли потихоньку, а то вдруг собачки проснутся. Сообщает, что в группу прибежала «мама» собачек. Она хочет показать детям собачий цирк. Спрашивает детей, видели ли они по телевизору, как выступают собаки в цирке. Рассказывает, как хорошо умеет выступать «мама» собачек. Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и посмотреть собачий цирк. Педагог показывает два-три игровых действия с цирковой собачкой. Собака может прыгать через палочку, залезать на башню из кубиков, кувыркаться, считать ребят и т. п. Дети хлопают собачке. Для того, чтобы собачка стала цирковой, наденьте ей на шею красивый «пушистый» воротник.

После выступления «мама» собачек просит разбудить ее щенят и принести их. Воспитатель складывает щенят в коробку. Уносит ее. Собака «прощается» с детьми и «уходит». Воспитатель приглашает ее почаще приходить к детям.

Консультация на тему: Организация сюжетно-ролевой игры с детьми 2-3 лет

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Майдаровская начальная школа- детский сад № 46

——————————————————————————————————————————————————————————-

141533, Московская обл., Солнечногорский р-н, пос. Майдарово тел./ факс 8(496)263-71-31

                                                                                                           e-mail [email protected]

Открытое мероприятие

Мастер-класс

по теме

«Организация сюжетно-ролевой игры»

Подготовила и провела:

воспитатель младшей группы

Каширина Юлия Николаевна

2016г.


        Мастер-класс «Организация сюжетно-ролевой игры»

Цели:

1. повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры;

2. совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми;

   3. привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно – ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению.

    4. повысить значимость организации игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ


Задачи. 
1. Систематизировать знания педагогов о сюжетно – ролевой игре. 
2. Познакомить с технологической картой сюжетно-ролевой игры. 
З. Формировать у педагогов позитивного настроения, инициативы в творческом процессе.

Комплексно – методическое обеспечение:
— Компьютер, мультимедийный проектор;
— Готовые карточки – схемы;
— Карточки – задания;
— Маркеры, фломастеры;
— Картон;
— Технологическая карта игры.

— Атрибуты для ролей:
Космонавт – шлем, пилотка,
Мама — сумочка,
Папа – кепка,
Медик – повязка,
Инопланетянин – волосы,
Руководитель полета – наушники,
Тренер – гантели,
Журналист – фотоаппарат

Ход мастер — класса

Добрый день, уважаемые коллеги!

Приветствую вас на мастер – классе, надеюсь на плодотворное сотрудничество. 
Чтобы узнать тему мастер — класса прошу вас ответить на вопрос. 
Что является средством развития личности дошкольников и средством их общения. Что можно назвать формой организации детского общества, а также способом обучения и самообучения. Это может быть средством коррекции развития ребенка, диагностическим средством и даже психотерапевтическим.

Совершенно верно – это ИГРА. 


«Организация сюжетно-ролевых игр дошкольников»

Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми  играми

Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир. Этот период считается классическим возрастом игры. И в частности одной из самых развитых её форм, который в психологии и педагогике получил название сюжетно -ролевой (или творческой).

Общая характеристика сюжетно- ролевой игры

        Сюжетно-ролевая игра это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых, в специально создаваемых игровых(воображаемых) условиях, воспроизводят жизнь взрослых и отношения между ними.

Анализируя многочисленные исследования отечественных ученых Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. П. Усова и др. можно сделать вывод,  что сюжетно-ролевая  игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания, психического развития и социализации детей дошкольного возраста.

К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «… материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой »

Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций.

Игра  — это  отражение ребенком окружающей реальности; и хотя оно основывается на воображении ребенка, в этой условной обстановке реальны действия играющих, реальны и искренни детские эмоции. В игре ребенок комбинирует, объединяет свои впечатления и жизненный опыт.

Игра – это импровизация, ребенок не говорит длительно свою роль, не продумывает ее, замысел игры развивается спонтанно, непредсказуемо.

Игра – это самостоятельная деятельность ребенка, в ней ребенок впервые вступает в общение со сверстниками, с партнерами по игре, учится устанавливать с ними отношения, основанные на симпатии, дружбе, взаимопомощи, осваивается детьми социальный опыт, мир человеческих отношений.

Игра — это школа воспитания чувств  дошкольников, их нравственных качеств. Именно сформированные  в игре моральные качества влияют на поведение ребенка в жизни, и наоборот, навыки, приобретенные в результате ежедневного  общения детей друг с  другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игровых ситуациях.

Игра – это средство интеллектуального развития ребенка. Знания,  представления, умения, навыки, полученные в процессе обучения, в семье, находят непосредственное отражение и  практическое применение в детских  играх.

Игра – действенное средство коррекции нарушений эмоционально-волевой и познавательной сферы, речи, общей и мелкой моторики.

Игра – это способ  развития детского воображения и творческих способностей,   радость творчества, радость созидания. Они проявляются в поиске средств для воплощения игрового  замысла, в подборе атрибутов и предметов-заменителей для игры, развитии игрового  сюжета, интерпретации ребенком роли в сюжетно-ролевой игре. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.

Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни. Большинство  детских сюжетно-ролевых игр отражает труд взрослых: малыши подражают воспитателю, врачу, шоферу, летчику, пожарному, отражают бытовые действия членов семьи и их отношения. В  игре закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

В игре ребенок обладает возможностью проявлять способность, казалось бы, не характерную для дошкольников, к самовоспитанию.

Игра – это работа ребенка над самим собой. Это,  не означает, что ребенок сознательно ставит перед собой цель самосовершенствоваться. Нет, ребенок и не думает об этом: он просто играет  – летит на самолете, гонится за пиратами по южным морям и т.д. Вот тут, незаметно для него и осуществляется большая работа изменения самого себя: весело, играючи осваивает он новые пласты жизни; тренирует память, мышление, воображение; получает новые знания о взаимоотношениях людей, о природе и окружающей действительности.

Через игру осуществляется социализация ребенка в обществе сверстников. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Структурные компоненты сюжетно – ролевой игры:

  • Сюжет
  •  Содержание
  •  Роль 

Сюжеты игр условно  делят на:

  • Бытовые (игры в семью, детский сад)  
  • Производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.),
  • Общественные (игры  в библиотеку, школу и т.д.).

Содержание игры

Д.Б.Эльконин, определил содержание так: «То, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми, в их бытовой, трудовой, общественной деятельности»

Роль  это средство реализации сюжета. А для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры..

Развитие роли в сюжетно-ролевых играх происходит на протяжении всего дошкольного детства: от исполнения ролевых действия (варить, купать, мыть и т.д.)  к ролям-образам (я – мама, я – шофер и т.д.).

Дети играют в то, что они видят вокруг и что является для них особенно привлекательным. Но что же именно в окружающей действительности стимулирует игру дошкольника? И всякие ли яркие впечатления ребенка дают материал для ролевой игры? Я предлагаю вам рассмотреть ситуацию, описанную Д.Б.Элькониным.

 «Воспитатель подготовительной группы  организовала для детей экскурсию в зоопарк, в ходе которой знакомила ребят с разными животными – с их внешним видом, повадками, образом жизни т.д. По окончании экскурсии она побеседовала  с детьми о тех животных, которых они наблюдали в зоопарке, ввела в группу игрушки этих животных, ожидая, что они начнут играть в «Зоопарк». Однако дети ни в первый, ни в последующие дни в запланированную воспитателем игру не играли.

Тогда воспитатель повторила  экскурсию в тот же зоопарк. Но в ходе второй экскурсии она знакомила детей не только с животными, но и с деятельностью сотрудников зоопарка: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, сотрудники, которые осуществляют кормление и уход за животными, ветеринар лечит заболевших животных, ставит им прививки, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. В этот же день дети организовали игру в «Зоопарк» в группе Постепенно в игру вводились новые персонажи, усложнялся сюжет.»

— Как вы думаете, почему игры не получилось после первой экскурсии?

Первая — это сфера предметов (вещей), как природных, так и созданных руками человека; вторая—сфера деятельности людей и их отношений. Данные результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними и что ее содержанием является именно эта реальность. Таким образом, содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предметы, не машины, не сам по себе производственный процесс, а отношения между людьми, которые осуществляются через определенные действия, т.к деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты игр многообразны и  изменчивы.

Заострю ваше внимание еще на одной ситуации:

Сюжетно – ролевая  игра стала центром многочисленных исследований взрослых, ему посвящают семинары, научные работы. Профессионалы часто посещают детские садики, чтобы посмотреть, как дети учатся в играх различным социальным ролям. Но зачастую дети уже не играют. Они делают то, что хотят видеть взрослые, старательно уча малышей «шаблонным играм».

В результате мы получаем уже не игру. Приведу пример из опыта Е.Е. Кравцовой, описанного ею в курсе лекций по дисциплине «Психологические основы дошкольного воспитания».

«Несколько лет назад мне с моими коллегами довелось быть в одном детском саду, где игра, по мнению специалистов, там работающих, была особенно хорошо поставлена. Очень мне захотелось посмотреть эту игру. И вот я в старшей группе. Дети играют «во врача». За столом, уставленным бутылочками от лекарств самой разной формы, сидят мальчик и девочка в белых халатах, шапочках с красным крестом. Это врач и медсестра. Перед их «кабинетом», совсем как в жизни, сидят в очереди дети с куклами и мишками на коленях — это мамы с детьми. По очереди, степенно дети входят к врачу. Он у всех подряд проверяет горло, потом меряет температуру, затем сестра выписывает «рецепт». Посмотрев на эту процедуру, начинаю сильно хромать и стонать и подхожу к очереди. «А где ваша дочка?» — спрашивают дети. «А я без дочки, у меня болит нога, я не могу терпеть, я поранила пятку. Ой, ой, ой! Как больно! Можно мне без очереди?»

Дети заинтригованы — нарушился привычный распорядок, знакомая им последовательность событий. После некоторого колебания они пропускают меня без очереди. Врач уже слышал, что к нему пришел необычный пациент — я без дочки и иду вне очереди. Тем не менее, он предлагает мне показать горло.

— Откройте рот.
— Но у меня болит пятка.
— Откройте рот, надо посмотреть горло.
— Зачем? Я наступила на гвоздь, и у меня идет кровь!
— Тогда давайте измерим температуру.
— Температура здесь ни при чем.
— Сестра, выпишите рецепт (совсем растерявшись)».

Описана как раз не игра, а шаблонное действие, и, увы, видимо виной тому ошибка воспитателей. Часто взрослые хотят видеть в детях серьезность, правильность со своей точки зрения, но ведь в каждом возрасте свои задачи, и для дошкольников очень важно развить фантазию, воображение. Поэтому зачем заставлять ребенка учиться читать с трех-четырех лет? В какой-то мере это, может быть, правильно, но нельзя забывать о том, что нельзя упускать время. В школьном возрасте значение воображения и фантазии уже далеко не такое, как в дошкольном. Следовательно, раньше времени научив ребенка правильным, с нашей точки зрения, действиям, мы навсегда лишаем его возможности максимально использовать другие свои резервы.

В насыщенной, интересной игре, наполненной фантазиями и воображением, ребенок растет, развивается, а в простом повторении заученных фраз? Скорее деградирует. Здесь нет развития. Но сухость и негибкость малыша находит свою причину в том, что ребенок когда-то не научился играть в более простые игры, которые в сумме и складываются в сюжетно-ролевую.

Как часто вы играете со своими воспитанниками в сюжетные игры?

Ответы участников.

Какие трудности вы испытываете при организации сюжетно-ролевой игры?

Ответы участников, например, отсутствие мотивации, нет коммуникативных навыков, не умеют договариваться, распределять роли, подбирать игрушки – заместители, доводить игру до логического завершения. 

Конечно все  сталкиваются с такими же проблемами.
Как правило, все из них сводятся к основной проблеме –

Проблеме организации сюжетной игры.

Успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога.

Во-первых, педагогу необходимы условия для развития  игрового сюжета (предметно-развивающая среда). Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.

Во-вторых, сюжетно–ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.

В-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы, направленные на формирование  игровых интересов детей, на обогащение  содержания игры и на воспитание у них умения жить в коллективе.


Основными методами педагогического руководство детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога,

 создание проблемных ситуаций,

прямые и косвенные воздействия на игру и играющих.
Кроме этих методов, я хочу предложить вам  использование технологических карт сюжетно-ролевой игры.


Что такое технологическая карта? 
Ответы участников, например, это схема игры, поэтапное описание игры.
В толковом словаре дается такое определение.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. 
Существуют технологические карты блюд, изделий, процессов, уроков. А я предлагаю составить и использовать технологическую карту игры – пошаговую инструкцию для детей по организации сюжетной игры. Технологическая карта предлагает новый подход организации сюжетной игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель воспитатель помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений.
Но как же дети смогут «прочитать» технологическую карту. Конечно, только если они сами ее и составят.

Предлагаю вам пример технологической карты, которая поможет организовать любую сюжетно-ролевую игру. Она универсальна для любого возраста и любого сюжета.
А вам я предлагаю понять какие правила игры  нарисованы. 

Соотнесите картинку с действием. 

вот так должно быть

Для удобства можно использовать такое оформление технологической карты. 


Посмотрите, здесь расписаны все основные шаги, кроме одного – это шаг номер 4 «Поиграйте». Для каждого игрового сюжета и для каждой возрастной группы содержание этого этапа будет разное.
Давайте составим технологическую карту игры «Космическое путешествие».

Одна группа разработает схемы игровых действий космического путешествия, характерных для детей средней группы (возраст 4-5 лет). Вот ваши ситуации. 
1. Строительство ракеты.
2. Семья провожает космонавтов.
3. Возвращение космонавта домой.

Вторая группа разработает схемы для детей старшей группы детского сада (возраста 5-6 лет). 
1. Физическая подготовка и спорт космонавтов для преодоления невесомости.
2. Связь космонавтов с землёй.
3. Выход космонавтов на орбиту.

Третья группа разработает схемы для детей 6-7- лет. 
1. Подготовка отряда космонавтов, медицинский осмотр.
2. Встреча с инопланетянами.
3. ЧП на корабле.

У вас есть описание игровых ситуаций, ваша задача изобразить их графически и дополнить ими существующие пробелы в технологической карте.
Все необходимое у вас на столах. По окончании работы каждая группа представляет полученный результат. На работу вам дается 7 минут. Приступайте к работе.
Уважаемые коллеги,  для вас загадки. На экране вы видите, схемы, догадайтесь какие игровые ситуации представлены. 

Уважаемые коллеги, представляйте свои технологические карты. 
Первая группа представляет технологическую карту для детей среднего дошкольного возраста.
Вторая группа представляет технологическую карту для старшей группы, обратите внимание, как меняется сюжет игры.
Третья группа представляет технологическую карту для подготовительной группы. Вы заметили, что увеличилось количество возможных ролей, и усложнился сюжет игры.
А теперь поиграем. Вернемся к нашей схеме. 
Шаг первый – приглашаем друзей. Выходите. 
Шаг второй – распределение ролей. Уважаемые коллеги предлагаю вам взять по одному предмету из этой космической коробки. Обсудите друг с другом, кем вы будете. .
Шаг третий – необходимо выбрать игровые предметы. А теперь представьтесь нам и расскажите, что вы будете делать.

Участники выбирают атрибуты игры, представляют свою роль и придумывают свой игровой сюжет.

Проиграть по схеме для  детей 6-7 лет.
И переходим к пятому шагу – прибери игрушки. Присаживайтесь на свои места.

Как вы считаете – такая технологическая карта поможет воспитателю организовать сюжетно-ролевую игру с детьми. 
Игра – это, прежде всего, взаимоотношения, которые формируются поэтапно (А. П. Усова), начиная от уровня неорганизованного поведения, проходя  стадии одиночных игр, игр рядом, уровень кратковременного, а затем и долговременного общения, достигая наивысшего уровня – Уровня постоянного взаимодействия на основе общих интересов, симпатий.

Современные темы сюжетно-ролевых игр. Плюсы и минусы современных игр.

  «Игра, как затопленная Атлантида,

 находится на грани исчезновения»

Шмаков С.А

На сегодняшний день можно констатировать, что детская игра стала другой. Я не буду  делать оценку, стала детская игра лучше или хуже, оставим это компетентным экспертам. Остановимся на том, что она просто стала другой. И процесс этот вполне закономерен, если рассматривать изменившуюся социальную действительность. Меньше стало многодетных семей, где сюжетные игры передаются от старшего поколения к младшему. Исчезли дворовые сообщества, где ребенок учился играть.

Появилась новая игровая реальность в виде компьютерных игр, которые все чаще становятся основой игровых сюжетов.

Современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя роли телевизионных героев.

Еще одной особенностью игр современных дошкольников ученые считают отсутствие традиционных профессиональных сюжетов (повар, моряк, почтальон).

 «+»

«-»

Не меняется суть игры: при всем многообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения.

Из игр уходит воспроизведение трудовой действительности.

…..

Я предлагаю подумать  дома о положительных и отрицательных сторонах  современных детских игр. И применять сделанные выводы на практике.

3.  Рефлексия

И в заключении  я предлагаю участникам заглянуть в это «ОКНО». Когда мы смотрим в окно, видим много разного: и хорошего, и негативного, и интересного.

Я попрошу вас отметить что интересного, нового вы «увидели» сегодня. Что понравилось, вызвало положительные эмоции, оказалось полезным. А что, может быть, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или представленная информация оказалась  не нужной и  бесполезной.

(Участники заполняют предварительно заготовленные бланки

Методическая разработка (младшая группа) на тему: Конспекты проведения сюжетно-ролевых игр с детьми 2-3 лет

                             СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

                       Игра 1. “Кукла Маша у нас в гостях”.

Программное содержание:

  • закрепить знание детей о чайной посуде;
  • активизировать их речь;
  • формировать навыки поведения за столом, общение с гостем;
  • воспитывать приветливость, заботливость.

Игровые действия. Накрыть игрушечный стол для кормления – чаепитие куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, придвинуть стул.

                                                       Ход игры

Игра проводится в игровом уголке. Дети садятся на поставленные полукругом стулья. Воспитатель сообщает, что кукла Маш обещала сегодня прийти в гости.

Воспитатель: Как мы встретим Машу?

Саша: скажем: “Здравствуй!”

Воспитатель: Да, скажем: “Здравствуй, Маша!” и сделаем поклон головой (показывает). А как мы предложим Маше стул? Педагог ставит стул и говорит: “Садись, Маша, пожалуйста”.

Раздается тук в дверь. Няня вводит большую куклу Машу. Маша здоровается. Дети отвечают так, как показывает воспитатель.

Воспитатель: Сашенька, предложи, пожалуйста, Маше стул.

Саша с готовностью несет стул и говорит: “Садись, Маша, пожалуйста!”

Воспитатель: Мы рады, Маша, что ты пришла к нам в гости. Ребята, давайте угостим Машу чаем!

Саша: Маша, пей чай!

Воспитатель: нужно сказать: “Садись, Маша, чай пить”.

Саша повторяет приглашение, Маша благодарит.

Воспитатель: Катя, а какую посуду надо приготовить для чая? Правильно, чашку, блюдце, ложечку. Коля, расставь, пожалуйста, посуду на столе. Налей кукле Маше чай из чайника. (Коля наливает) . А чем мы будем угощать куклу? Конфетами и печеньем. (Катя ставит тарелку с угощением перед куклой.)

Кукла Маша пробует чай, и он ей кажется невкусным.

Воспитатель: Маша почему тебе не нравится наш чай?

Маша: Он несладкий.

Воспитатель: Дети, а что мы забыли поставит на стол? Правильно, сахарницу. Коля, положи кусочек сахара в чашку Маши. (Коля выполняет просьбу воспитателя.) Молодец, Маша, а сейчас вкусный чай?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в чайный сервиз входит и сахарница – посуда для сахара.

Кукла Маша благодарит детей за угощенье и приглашает тоже попить чай с конфетами и печеньем. Все дети садятся за стол и пьют чай. За столом воспитатель напоминает, какую посуду необходимо приготовить для чая. После чаепития Маша прощается с детьми и уходит.

                                Игра 2. “Кукла Лена обедает”.

Программное содержание:

  • закрепить знание детей о столовой посуде;
  • активизировать их речь;
  • воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Игровые действия. Отобрать предметы, относящиеся к столовой посуде. Накрыть стол к обеду.

Ход игры

Игра проводится в игровом уголке. На столе, поставленном в стороне, стоит посуда: чайная, столовая, кухонная. Кукла Лена сидит за столом.

– Дети! Лену надо покормить обедом, – говорит воспитатель и показывает на стол, за которым сидит кукла. – А здесь стоит посуда, –указывает на другой стол. – Будем играть так: на стол нужно ставить лишь, то для обеда.

Поочередно по приглашению воспитателя дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши, в случае ошибки – грозят пальчиком.

– Вова, что ты поставишь Лене на стол?
– Я ставлю вот это.
– Как это называется?
– Тарелка для супа, глубокая.

В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а Вова ставит перед куклой тарелку. По просьбе воспитателя другие дети находят таким же образом все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелку глубокую и мелкую, ложку, вилку и чашку. Правильно их называют и расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками.

В конце игры воспитатель просит детей пожелать кукле Лене приятного аппетита, а после обеда предлагает одному из детей убрать все со стола.

                           Игра 3: “Увлекательное путешествие”.

Программное содержание:

  • закрепить знание о столовой посуде;
  • активизировать их речь;
  • воспитывать культуру поведения за столом, заинтересовать всех детей.

Игровые действия. Развивать сюжет путешествия по станциям.

Ход игры

Игра проводится на коврике. Построена машина из стульев, лежит руль. Воспитатель предлагает отправиться в путешествие, во время которого мы будем заезжать на станцию “Кафе” (где нас ждет кукла Катя).

Воспитатель: Ребята посмотрите на картину, что вы видите? (Автобус.) Правильно это автобус. Скажите мне, пожалуйста, что есть у автобуса? (Правильно, дверь, колеса, окна.) А для чего автобусу нужны колеса? (Правильно чтоб он ехал.)

Ребята, а сейчас я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие, давайте займем места и отправимся. А водителем буду я. А еще мы вами заедем, в гости к кукле Кате она нас ждет.

Здравствуй Катя! Как твои дела? (Садимся за стол, идет закрепление посуды – кружка, блюдце, чайник, сахарница.) Попили чай. Спасибо Катя напоила нас чаем. До свидания! Ребята занимаем свои места и отправляемся в сад.

Ребята вам понравилось наше с вами путешествие? Скажите мне на каком мы с вами ездили транспорте? (Автобус.) К кому мы с вами ездили в гости? (Кукле Кате.) Ну все мои хорошие теперь мы с вами пойдем к деткам они нас уже ждут.

Методическая разработка (младшая группа) на тему: Примеры ролевых диалогов для сюжетно-ролевых игр с детьми 2-3 лет

Тема: “Магазин”

Оборудование:

Фотографии продавца за работой, модуль магазина, кассовый аппарат, игрушки, сумочки, форма продавца.

Роли:

продавец, покупатели, помощник продавца.

Ход игры:

Кукла Катя сообщает об открытии магазина игрушек: «Ребята! Мне только что сказали, что в нашей группе открылся новый магазин, в нем можно купить игрушки! Я пойду и куплю себе новую матрешку».

Воспитатель надевает себе шапочку продавца, фартук и обращается к кукле:

Воспитатель (Продавец)
 Покупатели
— «Здравствуйте, что вы хотите купить в нашем магазине? »
Воспитатель отвечает за куклу:  
— «Добрый день! Дайте мне, пожалуйста, матрешку».

— Пожалуйста, вот вам матрешка. Оплатите, пожалуйста: два рубля. (показывает, как нужно хлопнуть по руке продавца 2 раза). Спасибо, вот вам чек. До свидания, приходите еще.

— До свидания, приду обязательно, — проговаривает воспитатель за куклу, продолжая ролевой диалог.

— А что вы хотите купить?

 –спрашивает воспитатель- продавец стоящего рядом ребенка и побуждает его назвать выбранную игрушку.

.

— Я хочу купить лошадку, — отвечает воспитатель за покупателя.

— Она стоит 1 рубль (воспитатель побуждает ребенка прикоснуться к руке продавца 1 раз…

—  Дима, подай, пожалуйста, лошадку (у продавца появился помощник Дима… Возьмите чек.

Воспитатель подсказывает покупателю, что нужно сказать «спасибо» и попрощаться. Ребенок с удовольствием выполняет эти действия.

Воспитатель замечает:

-Чья же дочка плачет, Настя… твоя? Наверное, ей грустно без друга, купи ей котенка (мягкую игрушку).

Настя с пупсом подходит к прилавку поближе:

-Здравствуйте! — подбадривающим голосом обращается воспитатель-продавец.

— Здравствуйте, — робко подыгрывает Настя.

— Какую игрушку вы выбрали?

— Котенка.

— Дима, подай, пожалуйста, мягкую игрушку-котенка… Возьмите, с вас 3 рубля.

Настя «рассчитывается» и прощается с продавцом

-спасибо

Воспитатель предлагает самому активному ребенку поработать продавцом, надевает на него шапочку и фартук, помогая вести ролевой диалог и последовательно выполнять действия.

Выполняя ролевые действия покупателя, дети берут сумочки, кукол (дочерей, сыновей). Выбирают им игрушки, вступают в диалог с «продавцом», расплачиваются, прощаются.

Тема: “Кукла Света заболела”

Оборудование: кукла Света, набор доктора детский (очки, градусник, шприц, фонендоскоп), костюм доктора взрослый и детский, пустые коробки от лекарств.
Роли: доктор, пациент
Ход игры: 
Воспитатель: Ребята, кукла Света заболела. Давайте узнаем, что случилось со Светой?
Наша кукла заболела.
Утром даже не поела.
Еле глазки открывает,
Не смеётся, не играет.
Целый день она молчит,
Даже «мама» не кричит.

Воспитатель

Дети

— Ребята, что же делать?

—  Надо позвать доктора.

— Правильно, сейчас я надену белый халат. Я — доктор и буду лечить Свету. Вот здесь у меня будет больница.

— Чем мне измерить температуру Кукле Свете?

— Градусником?

— Правильно! Да, температура высокая. Давай посмотрим горлышко, открой ротик. Горлышко красное.

—  Сейчас я возьму фонендоскоп и послушаю куклу Свету. Подскажите, что говорит доктор, когда слушает больного?

— Дышите — не дышите!

— Я выпишу кукле Свете таблетки, принимать их нужно утром и вечером по одной и обязательно пить кипяченое молоко с медом.

— Выздоравливайте.

— Следующий.

В роли больного выступает ребенок.

— Здравствуйте, больной, что у вас болит?

— У меня болит ухо.

— Закапайте в ухо лекарство, и вам станет легче. Идите домой и ложитесь отдыхать.

— До свидания.

— Кира, давай ты будешь доктором.

Игра продолжается с участием детей.


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Примеры ролевых диалогов к совместным

сюжетно-ролевым играм с детьми 2-3 лет

Разработала:

воспитатель 1 младшей группы

Нестерова Варвара

Александровна

Санкт-Петербург

2016 г.

Картотека (младшая группа) на тему: Сюжетно-ролевые игры для малышей

Игры с игрушечными животными

Игра-ситуация «Игры с Жучкой»№1

Воспитатель подходит к игрушечной собачке и обращается к играющим детям: «Возле нашего детского сада гуляет собачка. Как ее зовут, я )е знаю. Кто ее хозяин? Миша, ты? Что же ты так далеко ушел, твоя собачка испугалась. Смотри, она прижала ушки, испуганно смотрит по сторонам. (Ребенок берет собачку.) Собачка, ты любишь своего хозяи на? А ты, Миша, любишь свою собачку? Давайте, ребятки, спросим у хозяина собачки, как ее зовут. (Ребенок называет имя собачки.) Ее зовут Жучка. А что она умеет делать? Жучка, ты умеешь прыгать? Прыгай через палочку (Мальчик держит палочку, а воспитатель берет собачку—и собачка «перескакивает через барьер».) Ай да молодец, Жучка. Еще раз, еще раз. Ты хочешь кушать, Жучка? Скоро хозяин покормит тебя. Где твоя миска? (Ребенок дает собачке «корм», она «ест».) Смотри, Мишенька, твоя собачка виляет хвостиком, радостно скулит, ластится. Она наелась и повеселела. А теперь, Жучка, можешь идти спать. Где твое место? На коврике? А где коврик?» (Ребенок показывает.)

Далее дети играют с собачкой самостоятельно.

Игры с игрушечными животными

Игра-ситуация «Цирк зверей»№2

Воспитатель вешает на доску афишу на которой нарисованы животные и сообщает: «Внимание, внимание! Сегодня к нам приехал цирк. В цирке будут выступать дрессированные звери! Спешите, спешите!

В цирке веселые зверята: Обезьяна, лев, тигрята. «Дорогие зрители, Купить билеты не хотите ли?»

Воспитатель раздает детям «билеты в цирк» и сообщает: «Первым выступает лев. Он умеет прыгать: ап! Еще раз: ап! (Демонстрирует прыжки игрушечного льва через перекладину) Молодец! Давайте похлопаем.

Теперь выходит тигр. Он тоже умеет высоко прыгать через обруч. (Демонстрирует прыжок игрушечного тигра.) Красиво прыгал, ловко! Похлопаем ему тоже. Проворная обезьянка умеет качаться на качелях:

вверх-вниз! Вверх-вниз! (Демонстрирует умения игрушечной обезьянки.) А вот и попугай, он умеет петь куплеты:

Я попугай, сижу на ветке,

Распеваю песни в клетке.

Билет берите

И приходите!

Выступление зверей-артистов окончено. До свидания!» Звери выходят на поклон, дети аплодируют. Примечание. Через 1—2 дня игру можно повторить, а затем оставить оборудование в группе для самостоятельной игры детей.

Цикл сюжетно-ролевых игр для детей 2-3 лет. — Публикации — Твори! Участвуй! Побеждай!

Автор:
Елесина Любовь Николаевна Воспитатель, МАДОУ «Мальвина», г. Ноябрьск, Тюменская обл.

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАЛЬВИНА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

629810, Россия, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Холмогорская, 49А, тел. (3496) 35-14-27,

тел./факс (3496) 39-64-76, e-mail: [email protected], сайт: http://malvina.vitalina.ru.

ОКПО 47198893, ОГРН 1028900708473, ИНН/КПП 8905024676/890501001

Цикл сюжетно-ролевых игр

для детей 2-3 лет

Елесина Л.Н.

воспитатель

МАДОУ «Мальвина»

Кукла Маша у нас в гостях

Цель: закрепить знания детей о чайной посуде; активизировать их речь; формировать навыки поведения за столом, общения с гостем; воспитывать приветливость, заботливость.

Материал: кукла Маша, стол, стулья, чайный сервиз, конфеты, печенье

Предварительная работа: рассматривание картины «Дети играют с куклой»; чтение стихотворения Е.Благининой «Аленушка»;

Ход игры: Игра проводится в игровом уголке. Дети садятся на поставленные полукругом стулья. Воспитатель сообщает детям, что кукла Маша обещала сегодня прийти в гости.

Воспитатель: Как мы встретим Машу?

Дети: Скажем «Здравствуй!»

Воспитатель: Да, скажем: «Здравствуй, Маша!». А как мы предложим Маше стул? Посмотрите, дети, я покажу вам.

Педагог ставит стул и говорит: «Садись, Маша, пожалуйста».

Раздается стук в дверь. Воспитатель вводит большую куклу Машу. Маша здоровается. Дети отвечают так, как показывал воспитатель.

Воспитатель: Мы рады, Маша, что ты пришла к нам в гости. Ребята, давайте угостим Машу чаем! Нужно сказать: «Садись, Маша, чай пить» (дети повторяют приглашение, Маша благодарит).

Воспитатель: Дети, а какую посуду надо приготовить для чая? Правильно, чашку, блюдце, ложечку. Ваня, расставь, пожалуйста, посуду на столе. Налей кукле Маше чай из чайника. (Ваня наливает) А чем мы будем угощать куклу? Конфетами и печеньем (дети ставят тарелку с угощением перед куклой). (Кукла Маша пробует чай, и он ей кажется невкусным)

Воспитатель: Маша, почему тебе не нравиться наш чай?

Маша: Он не сладкий.

Воспитатель: Дети, а что мы забыли поставить на стол? Правильно, сахарницу. Саша, положи кусочек сахара в чашку Маши. (Саша выполняет просьбу воспитателя) Молодец. Маша, а сейчас вкусный чай?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в чайный сервиз входит и сахарница – посуда для сахара.

Кукла Маша благодарит детей за угощение и приглашает тоже попить чай с конфетами и печеньем. Все дети садятся за стол и пьют чай. За столом воспитатель напоминает, какую посуду необходимо приготовить для чая. После чаепития Маша прощается с детьми и уходит.

Кукла Катя обедает.

Цель: закрепить знания детей о столовой посуде; активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Материал: кукла Катя, стол, стулья, тарелки глубокие и мелкие, ложки, вилки, чашки, салфетки.

Предварительная работа: Рассматривание картины «Игры с куклой» Е.И.Радиной; рисование тарелочек; игра «Для чего это нужно?»

Ход игры: Игра проводиться в игровом уголке. Кукла Катя сидит за столом. На столе, поставленном в стороне, стоит посуда: чайная, столовая.

Воспитатель: Дети, Куклу Катю надо покормить обедом. Здесь стоит посуда. На стол нужно поставить лишь то, что нужно для обеда.

Поочередно по приглашению воспитателя дети находят нужный предмет.

Воспитатель: Вова, что ты поставишь на стол?

-Я поставлю вот это.

— Как это называется?

-Тарелка для супа, глубокая.

Вова ставит перед куклой тарелку. По просьбе воспитателя другие дети находят таким же образом предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелку глубокую и мелкую, ложку, вилку, чашку. Правильно их называют и расставляют на столе. Не забывают поставить и салфетки. В конце игры воспитатель просит детей пожелать кукле Кате приятного аппетита, а после обеда предлагает одному из детей убрать все со стола.

От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

Нужны ли детям 2-3 лет сюжетно-ролевые игры?

Наборы для профориентации – распространенное оборудование для детских садов. Однако все чаще мы сталкиваемся с вопросом, с какого возраста ребенок сможет играть с такими наборами. Ведь для этого дошкольнику нужно понять принцип сюжетно-ролевой игры. Давайте подробно разберем эту тему.

Ребенок начинает интересоваться окружающим миром с самого раннего возраста. Уже с двух лет малыш стремится стать частью мира взрослых. Он старается активно участвовать во всех процессах, даже тех, которые ему недоступны.

В 2-3 года ребенок осознает, что способен на самостоятельные действия. В этом возрасте он внимательно изучает окружающий мир и подражает действиям взрослых. Так дети младшего школьного возраста впервые играют в сюжетно-ролевые игры.

Причем девочки чаще играют роль мамы, бабушки или другой знакомой женщины: изображают телефонный разговор, укладку волос, приготовление обеда или уборку.

Мальчики чаще имитируют мужские занятия: управляют автомобилем, что-то мастерят, играют в хоккей импровизированными клюшками, иногда даже пытаются боксировать и отжиматься.

Особенно активно ребенок воспроизводит те явления, что произвели на него самые сильные впечатления. Если он впервые увидел и услышал поезд, то еще долго будет играть в паровозик с вагонами, пытаясь воспроизвести стук колес и оглушительный сигнал. А если побывал в зоопарке, то главным героем его игр станет животное, которое больше всего запомнилось.

Взрослые роли для всестороннего развития ребенка

В ролевой игре для ребенка важна сама “примерка” функций взрослого в различных жизненных ситуациях. Главное, во время игры направить малыша в нужном направлении, однако никоим образом не настаивать на определенном развитии сюжета. Тогда СРИ не только занимают кроху на какое-то время, но и способствуют достижению ключевых педагогических целей.

  • Воспитание у детей личностных качеств.
    В процессе игры закладываются основные понятия: что такое хорошо и что такое плохо, какие действия характеризуют человека доброго, а какие – злого. При этом не обязательно делать акцент на каких-то человеческих качествах. Играя, ребенок делает собственные выводы.
  • Ранняя социализация детей.
    Малыш обучается общению с родителями, взрослыми и другими детьми, которые его окружают. Также у ребенка появляется своя точка зрения, и он учится это мнение отстаивать.
  • Формирование самооценки ребенка.
    Успехи в игре помогают ребенку получить уверенность в себе и своих силах. Это важнейшее качество, необходимое человеку для постановки и достижения целей на протяжении всей жизни.
  • Физическое развитие детей через подвижные СРИ.
    Малыш учится ходить и бегать, работать с различными предметами. У ребенка развивается мелкая моторика, улучшается координация, крепчает опорно-двигательный аппарат.
  • Синхронное развитие правого и левого полушарий головного мозга.
    В сюжетно-ролевых играх предметная деятельность ребенка сопряжена с одновременной работой его памяти, логического мышления, внимания и воображения. Поэтому такие игры комплексно раскрывают интеллектуальные и творческие способности детей, способствуют раннему развитию речи.

Ролевые игры обеспечивают гармоничное развитие детей. Однако у детей младшего дошкольного возраста интерес к сюжетно-ролевым играм появляется при определенных условиях.

Что нужно для ролевой игры с детьми 2-3 лет

С двух лет ребенок легко усваивает правила от взрослых или старших товарищей. Однако он не может придумать игру сам. Пока не умеет. Что-то должно послужить толчком к старту игры. И вот тут на помощь приходят наборы для профориентации и другие СРИ для дошкольников .

Рассмотрим на примере. Дайте 2-летнему мальчику игрушечный руль или автомобиль. Еще минуту назад он скучал и не знал, чем заняться. Когда появился “нужный” предмет, память выдала сюжеты из прошлого: что малыш видел дома, на прогулке, по ТВ, в Интернете.

Так зарождается сценарий. Малыш играет в “папа едет встречать маму” или “полицейский гонится за злодеем”. Причем на этом этапе игры у ребенка уже включается и наблюдение, и логическое мышление, и фантазия, и социальная активность.

Игрушечный фен в руках девочки превращает малышку в стилиста из парикмахерской, куда ходит ее мама. При виде шатра-дерева ребята в ясельной группе представляют себя мультяшными белочками или ежиками, которые прячутся от лисы.

Как видим, сценарий напрямую зависит от предметной обучающей среды, личного опыта малышей и их коммуникабельности. И оборудование стоит на первом месте, потому как служит отправной точкой для старта игры.

 

Вот почему важно, чтобы младшие группы детского сада были оснащены наборами для ролевых игр, включая игрушки и комплекты для профориентации. И чем разнообразнее это оборудование, тем проще педагогу привлечь к развивающим играм всех детишек в группе. Тем легче раскрыть индивидуальные способности каждого воспитанника.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *