Содержание занятия, методические приемы | Организация детей и предполагаемые ответы. |
1. Постановка проблемы. ‑Дети, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только посмотрите, какой он грустный. –Что случилось, Буратино? (Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет. ) –Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое–кустарником. | Дети соглашаются помочь Буратино. |
2. Чтение схем. –Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема? | Эта схема подходит дереву. |
–А как вы догадались? | |
–Правильно! А какому растению подходит вторая схема? | Эта схема подходит кустарнику. |
–Почему? | Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья. |
–По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются. –Женя, как ты думаешь, чем похожи деревья и кустарники? | У деревьев и кустарников есть корни и листья. |
–Саша, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники? | У дерева один ствол, а у кустарника много. |
–Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник. Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть. | |
3. Физкультминутка. Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. ‑А теперь, Буратино, дети покажут тебе какие в природе бывают деревья и кустарники. | Дети выполняют движения за воспитателем. |
4. Отгадывание загадок. Деление предложенных объектов на группы, опираясь на схемы. –Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях. Он стоит высокий стройный. Лист на нем резной, узорный, Ветками качает он. Кто скажите это?. . Клен – это дерево или кустарник? Почему вы так думаете? | Клен. Дерево. Потому, что у клена один ствол. |
Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена? | |
На листочках там и тут Фиолетовый салют. Это в теплый майский день Распускается Сирень – Это дерево или кустарник? Почему? | Сирень. Кустарник. Потому что у сирени много тонких стволов. |
У меня иголки Длиннее, чем у елки. В высоту. Если я не на опушке, Ветки только на макушке. (Сосна) Я на розу так похож, Разве, что не так хорош. Но зато мои плоды Всем пригодны для еды. (Шиповник) Не заботясь о погоде В сарафане белом ходит. И в один из теплых дней Май сережки дарит ей. (Береза) Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки. Тот, кто деток соберет, Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина) | Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают под схему дерева или кустарника. |
–Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст. А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и куст, чтобы Буратино не забыл все, чему мы его научили сегодня. Посмотрите, как это сделаю я. (Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника) | Дети рисуют схематичное изображение дерева и кустарника. В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке – дерево или кустарник. |
План-конспект занятия (окружающий мир, младшая группа) по теме: Конспект занятия по экологии по теме: «Сравнение дерева и кустарника»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Белоярского района
«Общеобразовательная средняя(полная)школа п.Лыхма»
Конспект занятия по экологии
по теме: «Сравнение дерева и кустарника»
Дашковская Инна Николаевна,
Воспитатель.
Задачи:
*формировать представление о том, что дерево и кустарник это растения, у них общие существенные признаки(корень, стебель, лист),есть различия-у дерева один ствол а у кустарника много стволов.
*развивать аналитическое мышление.
*воспитывать интерес к жизни растений.
*закрепить умения передавать в движениях характер музыки.
*Эмоционально откликаться на музыку Мендельсона «Весенняя песня».
Модели:
Особенности строения дерева и кустарника(корень ,стебель-ствол, лист).
Схемы «Дерево», «Кустарник», картинки деревьев и кустарников. На каждого ребёнка лист бумаги, карандаш.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришёл Буратино, посмотрите какой он грустный. Буратино, что случилось?(подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет).Оказывается Буратино не знает чем отличается дерево от куста. Давайте поможем Буратино разобраться, какое растение называют – дерево, а какое –кустарник. Посмотрите, перед вами 2 схемы, как вы думаете, к какому растению подходит первая схема?
Дети: Эта схема подходит к дереву.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Потому что у дерева один ствол.
Воспитатель: Правильно! К какому растению подходит вторая схема?
Дети: Эта схема подходит к кустарнику.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что, у кустарника много стволов.
По этим схемам можно догадаться, что у дерева и кустарника есть много общего, и чем они отличаются.
Воспитатель: Никита, как ты думаешь, чем похожи деревья и кустарники?
У деревьев и кустарников есть корень, ствол, листья.
-Саша как ты думаешь
Чем отличаются деревья и кустарники?
Дети: У дерева один ствол, а у кустарника много.
-Вот буратино, теперь ты знаешь, чем дерево отличается от кустарника.
Ребята Буратино немного устал и хочет с вами поиграть.
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Загадки:
*Он стоит высокий стройный лист на нём резной узорный, ветками качает
Он, кто скажите это…(клён)
на листочках там и тут, фиолетовый салют, это в тёплый майский день распускается (сирень…).
*я на розу так похож, разве, что не так хорош, нравятся всем плоды мои всем пригодны для еды (шиповник).
*не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, и в один из тёплых дней, май серёжки дарит ей (берёзы).
(Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают под схему дерева или кустарника).
Итог занятия:
Воспитатель: Вот Буратино, теперь ты сможешь определить, где дерево, а где кустарник. На прощанье ребята подарят тебе рисунки. Дети давайте нарисуем для Буратино дерево и кустарник.
(Дети под музыку рисуют дерево и кустарник).
Используемая литература: Программа «Детство», «Методическое пособие . О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
Кустарники и травы — урок. Окружающий мир, 2 класс.
Кустарники — это растения, у которых несколько тонких одревесневших стеблей, покрытых корой (стволиков).
Кустарники — это многолетние растения. Размеры их меньше, чем у деревьев. К этой группе относятся сирень, малина, калина, лещина, боярышник, шиповник, смородина, крыжовник.
Травы — это растения, у которых сочные зелёные стебли.
Травы ниже кустарников. Но есть среди них и великаны — подсолнечник, кукуруза.
Травянистые растения не живут долго. Некоторые травы живут на протяжении одного года. Весной они прорастают из семян. Летом цветут. Осенью дают плоды и семена и отмирают.
Конспект занятия по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Деревья и кустарники»
Конспект занятия по окружающему миру
для детей средней группы.
Тема: «Деревья и кустарники»
Цель: учить различать деревья и кустарники.
Задачи:
Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.
Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).
Учить схематично изображать дерево, куст.
Развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта).
Воспитывать интерес к миру растений.
Пособия и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А 5, карандаш.
Словарь: названия деревьев кустарников(береза, ель, сосна, клен, шиповник, сирень, черноплодная рябина), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки).
Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» с помощью сказки – оживления «Как дерево с кустарником встретились», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников.
Последующая работа: рассматривание предметных картинок «Деревья», «Кустарники». Д/и: «Деревья и кустарники», п/и: «Найди дерево (куст)».
«Деревья и кустарники».
Содержание занятия, методические приемы
Организация детей и предполагаемые ответы.
1. Постановка проблемы.
Дети, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только посмотрите, какой он грустный.
–Что случилось, Буратино?
(Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет. )
–Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое–кустарником.
Дети соглашаются помочь Буратино.
2. Чтение схем.
–Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?
Эта схема подходит дереву.
–А как вы догадались? Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.
–Правильно! А какому растению подходит вторая схема? Эта схема подходит кустарнику.
–Почему? Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.
–По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.
–Женя, как ты думаешь, чем похожи деревья и кустарники? У деревьев и кустарников есть корни и листья.
–Саша, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники? У дерева один ствол, а у кустарника много.
–Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.
Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть.
3. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
А теперь, Буратино, дети покажут тебе какие в природе бывают деревья и кустарники. Дети выполняют движения за воспитателем.
4. Отгадывание загадок. Деление предложенных объектов на группы, опираясь на схемы.
–Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.
Он стоит высокий стройный.
Лист на нем резной, узорный,
Ветками качает он.
Кто скажите это?. .
Клен – это дерево или кустарник?
Почему вы так думаете?
Клен.
Дерево.
Потому, что у клена один ствол.
Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена? Под схему «дерево».
На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается
Сирень – Это дерево или кустарник?
Почему?
Сирень.
Кустарник.
Потому что у сирени много тонких стволов.
У меня иголки
Длиннее, чем у елки.
Очень прямо я расту
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (Сосна)
Я на розу так похож,
Разве, что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник)
Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит.
И в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина) Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают под схему дерева или кустарника.
–Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст.
А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и куст, чтобы Буратино не забыл все, чему мы его научили сегодня.
Посмотрите, как это сделаю я.
(Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника)
Дети рисуют схематичное изображение дерева и кустарника.
В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке – дерево или кустарник.
План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Кустарники и деревья: в чем различия?
«ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ: в чем различия?»
Цель: 1. Познакомить детей с различиями между деревьями и кустарниками.
2. Научить детей разделять предложенные объекты на группы,
опираясь на схему и выделять существенные общие признаки
деревьев и кустарников (корень, ветки, листья) и различия
(количество стволов и высота).
3. Воспитывать интерес к миру растений.
Материал: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников.
Ход занятия:
-Дети, сегодня к нам пришел в гости медвежонок, давайте с ним поздороваемся.
-Здравствуй, медвежонок.
-Только посмотрите, он, почему то грустный.
-Спросите, что с ним случилось?
-Что с тобой случилось, медвежонок? Что произошло?
— Мы с мамой живем в лесу. Меня мама отправила за медом. Я знаю, что мед находится только на деревьях в дупле. Но не умею я отличать дерево от куста. Вот поэтому я такой грустный.
-Ребята, вы хотите помочь медвежонку?
-Да
-А вы умеете отличать деревья от кустов? Как вы это делаете?
-Да, деревья высокие, а кусты низкие.
-Правильно. Давайте покажем, какие бывают высокие деревья
Дети поднимают высоко руки
-А теперь, какие низкие кусты.
Приседают
-А разве деревья не бывают низкие?
Бывают, когда еще молодые.
-Ну, вот видите, я же сказал, что это сложно – отличить дерево от куста.
-Для того чтобы помочь медвежонку, нам с вами нужно вспомнить из каких частей состоят все растения?
(на доску вывешиваются отдельные части растений, названные детьми)
— Корень, стебель (ствол), лист, цветок, ветки.
— Правильно, у всех растений есть корни, стволы или стебли, листья, цветки, а у деревьев и кустарников еще и ветки.
— Оно высокое, у него есть ствол, много веток, листья.
Детям показываются еще два рисунка с изображением дерева и куста.
— Посмотрите на эти два рисунка, на каком из них изображено дерево, а на каком куст?
-Дерево- высокое, куст – низкий.
-Хорошо, они отличаются высотой. Высоту мы с вами изобразим стрелкой. Давайте с вами сравним дерево и куст на таблице:
Сравнивая рисунки, заполняется таблица символами (таб.№1)
— У дерева и у куста есть…
-корни
-стволы
— листья
-цветы
-ветки
-И мы с вами все хорошо знаем, что когда дерево высокое, его от куста отличает…-Высота
— Правильно! Значит, напротив дерева мы ставим какую стрелку?
— А напротив куста мы ставим какую стрелку?
— Большую, т.к. деревья высокие
— Маленькую, т.к. кусты низкие
— Молодцы!
— Мы знаем, что деревья и кусты могут отличаться не только высотой, есть еще отличия. Давайте с вами попробуем их найти.
-Давайте еще раз внимательно посмотрим на эти два рисунка, чем еще отличаются между собой эти два растения?
-У дерева один ствол, а у куста их много.
— Правильно, это еще одно отличие, его мы тоже с вами отметим на таблице. Значит, напротив дерева мы ставим какую карточку? — С одной палочкой, т.к. у дерева один ствол.
-А у куста? -Карточку, где много палочек
— Правильно, у куста много стволов, поэтому именно такую мы карточку поставим возле куста.
— Вот мы с вами нашли еще одно отличие, кроме высоты они отличаются еще и количеством стволов.
-Давайте, изобразим деревья, у которых один ствол.
Дети соединяют ноги вместе, изображая ствол
-А теперь кусты. Дети расставляют ноги.
— А что еще может отличать дерево от куста?
— Молодцы. Давайте и это отличие мы отмети с вами на нашей таблице. Напротив дерева ставим значок толстый, а напротив куста — тонкий. Давайте изобразим толщину. — Толщина стволов. У дерева – толстый, а у куста – тонкий.
— Молодцы, мы с вами наши еще одно отличие.
— Очень хорошо мы потрудились.
— Давайте проверим, правильно ли мы с вами нашли отличия? У нас есть волшебный сундучок, в котором лежит ответ на вопрос чем же так не похожи куст и дерево?
«Волшебный сундучок» (рисунки дерева и куста, на которых изображены знаки отличия.)
-Давайте в него заглянем и еще раз проверим себя, правильно мы определили различия.
— Посмотрите, здесь лежат две схемы, на которых что изображено?Дерево и куст.
— Правильно, а на обратной стороне, нарисован ответ. Что он обозначает?
— Дерево высокое, у него один ствол, он толстый.
— Куст низкий, у него много стволов и они тонкие.
— Совпадают ли ответы из волшебного сундучка с нашими? Да
— Значит, мы с вами все правильно определили, молодцы!
Физминутка.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом гулять пойдем.
Отдохнули, снова встали,
Дружно, смело зашагали.
Вдруг тут ветер налетел.
Дунул ветер нам в лицо ,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Дерево все выше, выше.
— Ребята, давайте спросим медвежонка, все ли он запомнил, все ли понял?
— Я не совсем уверен, что все понял. Я вам принес рисунки деревьев и кустов. Вы помогите мне, пожалуйста, их разделить, тогда уж я точно все запомню и буду ходить за медом, точно зная, где его можно будет добыть.
Дети раскладывают картинки в два разных конверта,
— Вот теперь то наш медвежонок повеселел, теперь он никогда не перепутает дерево с кустарником. Давайте мы ему подарим наши конвертики.
План-конспект занятия по окружающему миру на тему: Конспект нод «Деревья и кустарники»
1. Постановка проблемы.
Дети, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только посмотрите, какой он грустный.
Что случилось, Буратино?
(Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет.)
Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое – кустарником.
2. Чтение схем.
Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?
А как вы догадались?
Правильно! А какому растению подходит вторая схема?
Почему?
По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.
Женя, как ты думаешь, чем похожи деревья и кустарники?
Саша, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?
Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.
Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть.
3. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
А теперь, Буратино, дети покажут тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.
4. Отгадывание загадок. Деление предложенных объектов на группы, опираясь на схемы.
Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.
Он стоит высокий стройный.
Лист на нем резной, узорный,
Ветками качает он.
Кто скажите это?..
Клен – это дерево или кустарник?
Почему вы так думаете?
Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена?
На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается …
Сирень – Это дерево или кустарник?
Почему?
У меня иголки
Длиннее, чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (Сосна)
Я на розу так похож,
Разве, что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник)
Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит.
И в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина)
–Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст.
А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и куст, чтобы Буратино не забыл все, чему мы его научили сегодня.
Посмотрите, как это сделаю я.
(Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника.)
Дети соглашаются помочь Буратино.
Эта схема подходит дереву.
Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.
Эта схема подходит кустарнику.
Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.
У деревьев и кустарников есть корни и листья.
У дерева один ствол, а у кустарника много.
Дети выполняют движения за воспитателем.
Клен.
Дерево.
Потому, что у клена один ствол.
Под схему «дерево».
Сирень.
Кустарник.
Потому что у сирени много тонких стволов.
Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают под схему дерева или кустарника.
Дети рисуют схематичное изображение дерева и кустарника.
В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке – дерево или кустарник.