Специализация полушарий головного мозга – Загадки полушарий головного мозга или влияние развития полушарий головного мозга на выбор деятельности учащихся

Специализация полушарий головного мозга

В 1881 г, биопсихолог Роджер Сперри (1914-1994) был удостоен Нобелевской премии за работу но изучению специфических возможностей полушарии головного мозга. Сперри и другие ученые показали, что правое и левое полушария демонстрируют различные возможности в тестах вербальных, перцептивных, музыкальных и других способностей.

Каким способом можно проверить работу лишь одной стороны мозга?

Один из способов — исследование людей, перенесших операцию «расщепления мозга». При этой редкой хирургической операции разрезают мозолистое тело, чтобы устранить тяжелую эпилепсию. В результате мы получаем человека, имеющего, в сущности, два головных мозга внутри одного тела. После хирургического вмешательства вопрос сводится лишь к тому, чтобы направить информацию либо в одно полушарие, либо в другое.

«Расщепленный мозг»

 Разделение полушарий удваивает сознание. Сперри сказал: «Другими словами, каждому полушарию, по-видимому, свойственны собственные независимые и частные ощущения, собственные восприятия, собственные понятия и собственные побудительные импульсы».

Каким образом функционирует после операции человек с расщепленным мозгом?

Наличие двух «головных мозгов» в одном теле может создать серьезную дилемму. Когда один пациент с расщепленным мозгом одевался, он иногда одной рукой стягивал брюки вниз, а другой — натягивал их. Однажды этот пациент схватил левой рукой свою жену и сильно ее потряс. Его правая рука галантным образом пришла на помощь женщине и перехватила воинственную левую руку. Хотя подобные конфликты могут иметь место, намного более типичны случаи, когда пациенты с расщепленным мозгом ведут себя совершенно нормально. Причина здесь в том, что обе половины мозга имеют почти одинаковый опыт на один и тот же момент времени. Кроме того, если возникает конфликт, одна половина обычно берет верх нал другой.

Эффекты расщепления мозга легче всего наблюдать во время специальных тестов. Например, мы можем высветить символ доллара, направив его в правую половину мозга пациента но имени Том. А изображение вопросительного знака направить в левую половину его мозга. Далее Тома просят нарисовать то, что он видит, пользуясь вслепую левой рукой. Левая рука рисует символ доллара. Если затем Тома попросят указать правой рукой на картинку того, что нарисовала его «невидимая» левая рука, он укажет на вопросительный знак. Короче говоря, у человека с расщепленным мозгом одно полушарие может не знать, что происходит во втором. Это крайний случай ситуации, когда «правая рука не встает, что творит левая

Отличие левого и правого полушария головного мозга

Функции головного мозга разделяются примечательным образом. К примеру, приблизительно 95% всех взрослых людей используют левое полушарие в языке (устной речи, письме и понимании). Вдобавок левое полушарие обладает превосходством в математике, определении времени и ритма, координировании порядка сложных движений, таких, которые требуются для осуществления речи.

Напротив, правое полушарие реагирует только на простейший язык и счет. Работа с правой стороной мозга подобна разговору с ребенком, который понимает лишь с десяток слов. Чтобы ответить на вопросы, правое полушарие должно использовать невербальные реакции, например указание рукой на объекты.

Хотя правая сторона мозга и слаба в языке, она обладает собственными талантами, прежде всего перцептивными навыками. Во время теста правое полушарие лучше распознает узоры, лица и мелодии, решает конструкторские задачи или рисует картинку. Оно также участвует в распознавании и выражении ЭМОЦИЙ.

 

За что ответственны полушария головного мозга

Левое полушарие

■ Язык

■ Ощущение времени

■ Речь

■ Ритм

■ Письмо

■ Упорядочение

■ Счет сложных движений

 

Правое полушарие

■ Невербальные

■ Распознавание способности и выражение эмоций

■ Перцептивные навыки

■ Пространственные

■ Представления навыки

■ Распознавания узоров,

■ Пониманиелиц, мелодий элементарного языка

 

Один мозг, два стиля

В целом левое полушарие участвует главным образом в анализе. Оно также последовательно обрабатывает информацию. Правое полушарие, видимо, обрабатывает информацию одновременно и целостно.

Подводя еще один итог, мы можем сказать, что правому полушарию лучше удается собирать отдельные элементы окружающего мира в согласованную картину; оно видит целостные паттерны и общие взаимосвязи. Левый мозг фокусируется на мелких деталях.

Правый мозг смотрит на мир широким панорамным взглядом; левый видит отдельные детали крупным планом. Фокус внимания левого мозга является локальным, а правого — глобальным.

Люди решают конструктивные задачи и делают рисунки, как правило, лишь с помощью правого полушария? Выполняют ли они остальные действия только с помощью левого полушария?

Нет. Верно, что некоторые задания требуют преимущественного использования одного или другого  полушария, но в любой момент времени активен весь мозг. Меняется лишь баланс активности между полушариями. В норме люди не думают лишь одним из полушарий. При выполнении большинства задач «реального мира» полушария разделяют работу между собой. Каждое делает то, что оно умеет делать лучше, и делится информацией с другой стороной. Вот почему популярные курсы, утверждающие, что они обучают в правостороннему мышлению», игнорируют тот факт, что каждый человек уже пользуется правым полушарием при мышлении. Умение хорошо делать нечто требует таланта и способности перерабатывать информацию обоими полушариями. Разумным можно назвать мозг, который одновременно схватывает как отдельные детали, так и общую картину.

Кун «Все тайны поведения человека»

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka} 

 


< Предыдущая   Следующая >

2.4. Специализация полушарий головного мозга в детстве

2.4. Специализация полушарий головного мозга в детстве

Мозг человека покрыт парным образованием – полушариями. Исследования многих лет свидетельствуют о неравнозначности их функций, которая, однако, не одинакова на разных этапах онтогенеза. Например, удаление левого полушария у взрослых при лечении больных, имеющих опухоли большого размера в нем, приводит к необратимым речевым потерям. Но подобная операция в младенчестве не сказывается на речевых способностях [26]. Это свидетельствует о необычайной пластичности (способности к перестройкам) мозга сразу же после рождения и способности полушарий брать на себя функции другого при его повреждении. Выявлено, что у новорожденных нет различий при удалении правого или левого полушарий.

Современные данные свидетельствуют о том, что полушария специализируются по способу обработки информации: правое полушарие обрабатывает любую информацию целостно, одновременно, тогда как левое – последовательно. Именно поэтому левое полушарие и у леворуких, и у праворуких людей отвечает за анализ речи, которая представляет собой последовательность предложений, состоящих из последовательности слов, каждое из которых является последовательностью звуков или букв (в зависимости от того, устная речь или письменная). Правое полушарие же специализируется на целостном, образном восприятии действительности, восприятии пространства, отвечает за анализ и узнавание мимики лица и за экспрессию (выраженность) собственных эмоций человека [98]. После рождения правое полушарие несколько опережает в развитии левое. Оно интенсивно развивается в первый год постнатальной жизни, но потом с развитием речи фактически подавляется левым [268].

Между полушариями существуют реципрокные отношения, то есть при возбуждении одного из них тормозится активность другого. Поскольку в любую деятельность включено не все полушарие, а только определенные его области, то, соответственно, подавляется не все другое полушарие, а только парные по отношению к первому области. Но в этом последнем полушарии вокруг области со сниженной активностью возникает область с повышенной активностью по тому же механизму взаимного подавления. Именно поэтому практически в любую деятельность включены оба полушария, но особым для каждого образом. Например, когда левое полушарие, в котором расположен центр речи, активируется в разговоре, то правое полушарие отвечает за эмоциональную и интонационную сторону общения.

У детей дошкольного возраста активность правого полушария выше не только в образной, но и в словесной деятельности [180]. Примерно до четырех лет правое и левое полушария одинаково владеют речью. Только с возрастом усиливается частота левостороннего доминирования ЭЭГ активности.

Согласно современным представлениям [157], организация межполушарного взаимодействия в процессе развития ребенка происходит параллельно созреванию структур, обеспечивающих взаимодействие полушарий мозга. Эти структуры называются комиссурами. Они представляют собой тяжи нервов, связывающие различные участки полушарий между собой (рис. 2.9). Самая большая из этих комиссур называется мозолистым телом. Именно созревание этих тяжей определяет интенсивность взаимодействия полушарий между собой и распределение нагрузки между ними. Индивидуальные различия в скорости созревания мозолистого тела (то есть покрытие этих нервных тяжей миелиновой оболочкой, обеспечивающей их изоляцию) и будет определять уникальную особенность распределения функций между полушариями [98].

Рис. 2.9. Главные комиссуры человека

Первый этап развития межполушарных взаимоотношений охватывает внутриутробный период и первые 2–3 года жизни ребенка. Он связан с формированием подкорковых связей на уровне ствола мозга. Позднее, в возрасте от 3 до 7 лет, активно созревает взаимосвязь между полушариями на уровне гиппокампа – структуры, которая играет большую роль в механизмах памяти. При нарушении этих связей возникает ухудшение запоминания и хранения информации. Параллельно формируется доминирование левого полушария по речи. Рост числа леворуких детей в настоящее время кроме других причин связан, в первую очередь, с увеличением количества детей (около 70 %), у которых наблюдаются органические или функциональные изменения в процессе развития этих комиссур [156].

Завершающий этап в становлении межполушарных взаимодействий ребенка связан с созреванием мозолистого тела и продолжается от семи до 12–15 лет. До этого момента оно преимущественно было включено в организацию взаимодействия задних отделов правого и левого полушарий, одновременно усиливая контроль над другими комиссурами. Зрелость мозолистого тела позволяет ему обеспечивать связи на уровне лобных долей головного мозга, которые отвечают за регуляцию осознанного поведения. У взрослых людей эти отделы составляют 27 % всей коры.

За счет межполушарных взаимодействий возможно закрепление функционального приоритета лобных отделов левого полушария, что позволяет ребенку не только выстраивать свои собственные программы поведения, ставить перед собой определенные цели, но и менять их в зависимости от условий. Этот уровень, как самый молодой и поздно созревающий (как в индивидуальном, так и в эволюционном развитии), является наиболее уязвимым, подверженным различным внешним воздействиям [156].

Вполне возможно, что именно созревание комиссур определяет скорость и специфику формирования межполушарной асимметрии в сенсорной и моторной сферах.

Как показали исследования, проведенные на детях [159], основы функциональной специализации являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Раньше других появляется асимметрия биоэлектрических показателей в моторных и сенсорных областях коры, позже – в ассоциативных: префронтальных и заднее-теменно-височных зонах коры головного мозга [72].

Специализация полушарий в различных познавательных процессах также формируется постепенно. Еще в 7 лет у детей при внимании обнаруживаются изменения активности в обоих полушариях, тогда как у взрослых – только в левом. При познавательных процессах ребенка возникает локальная (ограниченная) активность левого полушария и генерализованная (обобщенная) активность правого полушария. При этом характер участия различных областей коры левого и правого полушарий зависит от конкретной познавательной задачи. Полушарное разделение зрелого типа формируется только к девяти годам. С усилением вовлечения лобных долей в речевые процессы мозговая организация речи становится более избирательной и левосторонней [181].

У подростков 13–14 лет отсутствует свойственная левому полушарию взрослых возможность опознания изображения путем вычленения только значимого признака без анализа всех остальных свойств. Такой способ опознания называется классификационным. У детей и левое, и правое полушария описывают все признаки объекта при опознании. Полушарная специализация в зрительном опознании отчетливо проявляется с 16–17 лет. Этому соответствует четкая полушарная асимметрия позитивно-негативного комплекса связанных с событием потенциалов в лобной коре, его максимальная выраженность в 16–17 лет отмечается в лобной области. Окончательное формирование системы классификационного анализа связано со структурно-функциональным созреванием переднеассоциативных отделов коры и усилением роли лобных областей левого полушария в процессе опознания.

К концу подросткового возраста формируется зрелый тип функциональной организации зрительного восприятия, при котором ведущая роль правого полушария принадлежит сенсорному анализу стимулов и их запоминанию, а левого – классификационному опознанию [72]. Подобная специализация ведет к экономии затрат мозгом при выполнении отдельных операций.

Можно перечислить факторы, которые способствуют функциональной специализации в онтогенезе. К ним относятся:

– созревание нейронов корковых зон коры и их связей, обеспечивающее зрелый тип структурной организации левого и правого полушарий мозга;

– структурно-функциональное созревание лобных областей коры, участвующих в обработке сенсорной информации на разных этапах: от приема сигнала до заключительных познавательных операций.

Созревание лобных областей происходит одновременно с возникновением полушарных различий в способах опознания объектов. Взрослый тип опознания объектов связан с опознанием по классификационному типу в левом полушарии и путем полного описания – в правом. Созревание фронто-таламической регуляторной системы (то есть системы связи лобного отдела коры с подкорковыми структурами) обеспечивает избирательность и пластичность функциональной организации мозговых структур [181].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Специализация левого и правого полушарий

Многочисленные эксперименты, связанные с анализом функций полуша­рий мозга, дали значительное количество информации, которую можно сум­мировать следующим образом. Полушария эквипотенциальны относитель­но простых функций и специализированы относительно сложных. Левое по­лушарие обрабатывает информацию, поступающую в мозг, последователь­но. Именно с этим связано его участие в функционировании речи, представ-

105

ляющей собой последовательность слов, каждое из которых является пос­ледовательностью фонем. Правое полушарие обрабатывает сигналы одно­временно и холистически (целостно). Левому свойственен аналитический подход в решении задач, а правому — синтетический.

Правое полушарие отражает внешнюю среду по принципу дедукции, от общего к частному, когда синтез предшествует анализу, а левое — по прин­ципу индукции, от частного к общему, при этом анализ предшествует син­тезу (Бианки, 1985). Структуры левого полушария являются субстратом фор­мально-логического мышления, правого — ассоциативно-эмпирического, метафорического (Деглин, Черниговская, 1990). В первом представлено обобщенно-инвариантное описание объекта, во втором — полное и конк­ретное (Невская, Леушина, 1990). Есть свидетельства, что обработка инфор­мации в двух полушариях последовательна, но в левом происходит ее пол­ный просмотр, а в правом имеет место самопрекращение этого процесса (Цветовский, 1992).

Долгое время считалось бесспорным, что левое полушарие связано с язы­ком и речью, тогда как правое отвечает за пространственную ориентацию. Связь левого полушария с языковой функцией выявлена не только у чело­века. Ф. Ноттебом (Nottehbom, 1980) обнаружил левосторонний контроль вокализации у певчих птиц, поскольку из 87 изученных им видов у 86 было отмечено левостороннее расположение центра пения.

Сейчас доказано участие и правого полушария в продукции речи. Так, при его повреждении речь становится безжизненной, механистичной, блек­лой. Люди же с повреждением левого полушария сохраняют способность петь и даже заучивать новые тексты (Trask, 1995). Анализ музыкальных про­изведений обеспечивается активностью обоих полушарий (Коновалов, От-махова, 1983). Правое полушарие способно различать некоторые граммати­ческие категории, понимать метафоры и идиомы, решать силлогизмы. Счи­тают, что оно обладает грамматическими способностями на уровне детей 5 лет (Траченко, 2001).

В целом при оценке величины удаленных предметов правое полушарие вносит коррекцию в геометрию образа на сетчатке с помощью механизма константности восприятия (Меншуткин, Николаенко, 1987). В правом по­лушарии представлен план построения обеих половин тела, а в левом — только контралатеральной (De Renzi, 1982). Правое полушарие, по-видимо­му, тесно связано с диенцефальным отделом, левое — со специфическими активирующими системами ствола (Каменская и др., 1976).

Результаты исследований на животных различных видов свидетельству­ют о том, что правое полушарие головного мозга в большей мере приспо­соблено к восприятию и переработке пространственной информации и эмо­ций, причем левое полушарие играет подчиненную роль в обеспечении про­цесса научения, сравнения и коммуникации (Bradshow, 1990). С активаци­ей правого полушария связывают и состояние гипноза (Gruzelier, 1986). Ско­рость выполнения невербальных заданий положительно коррелировала с уровнем пространственной синхронизации внутри правого полушария (Ми-ролюбовидр.,2001).

106

Раннее развитие интеллекта у девочек также связано с устойчивым пред­почтением руки в младенческом возрасте (Daniel e. а., 1991). У семилетних детей высокие значения коэффициента интеллекта, оцененные по Вексле-ру, чаще встречаются в группах с выраженной сенсомоторной асимметри­ей (Nikolaeva, 1997; 1998).

Полушария различным образом участвуют в регуляции иммунитета. Кора левого полушария контролирует количество и активность особого класса лимфатических клеток, которые дифференцируются в тимусе, поэтому и на­зываются Т-клетками. Кора правого полушария антагонистически влияет на левое. Повреждения коры не отражаются на функциях других клеток, ответ­ственных за иммунитет, таких как В-клетки (называются так от слова brain — мозг, поскольку их дифференциация происходит в костном мозге) и мак­рофаги (Renoux, Biziere, 1986).

В XVII веке Б. Паскаль выдвинул предположение о существовании “гео­метрического” и “интуитивного” разума. Для геометрического разума и для деятельности левого полушария характерны высокий уровень осознаннос­ти, легкость вербализации, аналитичность, склонность к оперированию аб­страктными символами. Интуитивный разум и деятельность правого полу­шария характеризуются бессознательностью, трудностью вербализации, це­лостностью восприятия (van den Hoof, 1985).

Прогресс в изучении функциональной сенсомоторной асимметрии при­вел к попытке классифицировать когнитивные способности людей по типу полушарного доминирования. Правополушарный когнитивный стиль име­ют люди, описывающие себя как невербальные и интуитивные. Испытуе­мые, считающие себя более аналитичными и вербальными, относятся к ле-вополушарному когнитивному стилю (Bakan, 1971). В то же время Ж. Бомо с соавторами (Beaumont e. а. 1984) выступили с критикой концепции полу-шарности в когнитивной сфере, утверждая, что нет убедительных эмпири­ческих доказательств в пользу этой концепции.

Задержка формирования полушарной специализации, при более выра­женном запаздывании созревания нервных сетей левого полушария ведет к психическому инфантилизму (Киренская-Берус и др,, 2001).

Сферы специализации полушарий головного мозга – Ветер Перемен

Сферы специализации  полушарий головного мозга

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим, но…

левое полушарие мозга доминирует при выполнении только следующих функций:

  • Обработка вербальной информации: левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.
  • Аналитическое мышление: Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты.
  • Буквальное понимание слов: Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.
  • Последовательное мышление: Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.
  • Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.
  • Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

Сферы специализации правого полушария

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим.

Правое полушарие  отвечает за выполнение следующих функций:

  • Обработка невербальной информации: правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
  • Параллельная обработка информации: в отличие от левого полушария, которое обрабатывает информацию только в четкой последовательности, правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.
  • Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.
  • Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.
  • Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.
  • Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…» также задает правое полушарие.
  • Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.
  • Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.
  • Секс: За секс отвечает правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого процесса.
  • Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.
  • Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.
  • Контролирует движения левой половины тела: когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария.

Активизировать все эти функции Вы можете посещая классы “Разбуди свой мозг” и ” Будь молод“

Специализация и взаимодействие полушарий головного мозга в познавательной деятельности на уроках математики

Трудно в жизни сделать что-то великое, имея познания только в одной узкой области. Психологи считают, что человек может успешно работать творчески в том случае, когда его психика обеспечивает баланс между способностями и восприятием, как знаково-цифровой, так и образной информации. В современном мире человечество регулярно увеличивает свое информационное богатство, которое в основном знаковое (общественно-политическая, техническая, учебная литература, таблицы, справочники и т.д.). Непомерный рост знаковой информации, которую необходимо усвоить для успешной учебы и работы, создает угрозу для баланса человеческого восприятия.

Психологи настаивают на необходимости сочетать серьезное естественнонаучное и техническое образование с гуманитарным. Все большую популярность приобретает такая парадоксальная мысль: для улучшения усвоения знаковой информации, которую несут такие предметы, как математика, физика, химия и т. д. нужно учить детей лучше усваивать образную информацию – музыку, живопись, пластику. Интересно, что некоторые вузы обязывают своих студентов включать в индивидуальные планы один из курсов гуманитарного цикла. Среди которых есть такие: “Архитектура поздней готики и раннего Возрождения”, “Музыка Вивальди, Баха, Генделя”, “Пушкин и его последователи”.

Дарвин писал: “Если бы мне пришлось вновь прожить жизнь, я установил бы для себя правило; читать какое-то количество стихов и слушать музыку по крайней мере раз в неделю, может быть путем таких упражнений мне удалось бы сохранить активность тех частей мозга, которые теперь атрофировались”.

Мир знает множество великих людей, которые проявили свои диаметрально-противоположные способности на практике:

  • Художник А.Б.Дюрер написал первый учебник геометрии на немецком языке,
  • М.Ю.Лермонтов являлся автором задач,
  • С.В.Ковалевской принадлежит несколько художественных произведений, в том числе и драма “Борьба за счастье”,
  • Профессор математики Латуидж Доджсон (1832 – 1898) являлся в тоже время Льюисом Кэрроллом – первоклассным детским писателем (“Алиса в Стране чудес”, “Алиса в Зазеркалье”). Королева Виктория потребовала к себе все его сочинения и была удивлена, когда ей принесли целую охапку учебников по геометрии,
  • А.М.Волков – доцент кафедры высшей математики Московского института – детский писатель, автор книги “Волшебник Изумрудного города”.
  • А.Эйнштейн отмечал влияние художественных образов на научное творчество.

Многие деятели искусства и литературы питали глубокий интерес к математике, а математики проявляли себя как художники, писатели.

Почему это происходит? Почему нет “узкой” специализации?

Головной мозг является органом познания окружающего мира, причем, каждое полушарие специализируется на определенных способах этого познания. В своих работах американский психолог Р. Сперри писал, что изолированное левое полушарие ответственно за абстрактное мышление, символические взаимоотношения и логический анализ деталей, особенно временные взаимоотношения. Оно может говорить, писать и проводить математические вычисления, в своей общей функции оно аналитично и схоже с компьютером. Оно также более агрессивно, исполнительно и как лидирующее полушарие контролирует нервную систему. Правое полушарие немое и обычно лишено возможности общаться с внешним миром. Оно, по выражению Сперри, “пассивный, молчаливый пассажир, который полностью доверяет ответственность за поведение левому полушарию”. Из-за его молчаливости правое полушарие считалось полностью подчиненным левому полушарию. Благодаря своим исследованиям, Сперри обнаружил, что правое полушарие, вопреки прежним воззрениям, во многих отношениях находится в более высоком положении, чем левое. Это особенно справедливо по отношению к конкретному мышлению, пространственному сознанию и восприятию сложных взаимоотношений. Оно также является высшим полушарием, когда вопрос касается слуховых восприятий и понимания музыки, оно может лучше узнавать мелодии и лучше различать голоса и интонации. В других областях однако правое полушарие, несомненно, находится в подчинении к левому. У него почти полностью отсутствует способность считать, и оно может производить простое прибавление до 20. Оно полностью лишено возможности вычитать, умножать и делить. Правое полушарие может читать и понимать значение простых, односложных существительных, но не может воспринимать смысл прилагательных и глаголов. Оно не может писать, но оно абсолютно выше по отношению к левому полушарию, когда дело касается восприятия пространства и воспроизводства картин в трех измерениях.

Специализацию и взаимодействие полушарий головного мозга в познании человеком окружающего мира можно проследить по рисунку.

 

 У одних людей доминирует правое полушарие, у других — левое полушарие. Определить это можно с помощью теста.

Тест И.П.Павлова.

Разложите карточки по три на три группы так, чтобы в каждой было что-то общее.

Наглядный материал — девять карточек, на каждой написано по одному слову:

Орел, чешуя, бегать, перья, летать, рыба, шерсть, плавать, овца.

Оценка результатов:

ВАРИАНТ №1

1-я группа карточек: рыба, орел, овца.

2-я группа карточек: бегать, плавать, летать.

3-я группа карточек: шерсть, перья, чешуя.

ВЫВОД: Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.

ВАРИАНТ №2.

1-я группа карточек: рыба, плавать, чешуя.

2-я группа карточек: орел, летать, перья.

3-я группа карточек: овца, бегать, шерсть.

ВЫВОД: Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.

ВАРИАНТ №3.

Одновременное выполнение теста вариантов №2 и №1.

ВЫВОД: Смешанный тип.

Предлагаемая таблица показывает, в какой деятельности успешны “правополушарные” учащиеся, в какой — “левополушарные”, что необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Мотивационный этап

“Правополушарные” учащиеся

“Левополушарные” учащиеся

Пространственная организация Рабочая полусфера — левая Рабочая полусфера – правая
Цветовая организация Светлая доска – темный мел Темная доска – светлый мел
Условия, необходимые для успешной учебной деятельности Гештальд (образы)

Контекст

Связь информации с реальностью, практикой.

Творческие задания

Эксперименты

Музыкальный фон

Речевой и музыкальный ритм

Технология

Детали

Абстрактный линейный стиль

изложения информации

Неоднократное повторение учебного материала

Тишина на уроке

Формирование мотивации Завоевание авторитета

Престижность положения в коллективе

Установление новых контактов

Социальная значимость деятельности

Стремление к самостоятельности

Глубина знаний

Высокая потребность в умственной деятельности

Потребность в образовании

Операционный этап

   
Восприятие материала Целостное

Интонационная сторона речи

Визуалисты (зрительное)

Дискретное

Смысловая сторона речи

Аудисты (слуховое)

Переработка информации Быстрая

Мгновенная

Медленная.

Последовательная.

Интеллект Невербальный

Интуитивный.

Вербальный

Логический

Деятельность Приверженность к практике Приверженность к теории
Эмоции Экстравертированность Интровертированность

Результативный этап

   
Самоконтроль Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски.

Свободная конверсация

Высокий самоконтроль речи

Высокий самоконтроль изложения материала

Методы проверки Устный опрос

Задания с ограниченным сроком выполнения

Вопросы “открытого” типа (собственный развернутый ответ)

Решение задач

Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения.

Вопросы “закрытого” типа (выбрать готовый вариант ответа)

Методы

дифференцированного

подхода в обучении.

Математика Синтез

Задания на время

Работа в группе

Формулировка теорем

Оперирование пространственными связями.

Задания в картинках

Геометрия (пространственное мышление)

Схемы, таблицы, карточки.

Анализ

Вневременные задания

Работа в одиночку.

Доказательство теорем.

Оперирование знаками

на плоскости.

Задания в символах.

Алгебра (логическое, последовательное мышление на плоскости)

Многократное повторение.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, активизировать мыслительную деятельность на протяжении всего урока. Необходимо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для раскрытия перед ребенком спектра приложения познавательной активности.

Одним из главных условий осуществления учебной деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Чтобы добиться хороших результатов, необходимо сделать обучение желанным процессом. Французский писатель Анатоль Франс писал: “ Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”. Математика один из школьных предметов, который не всем дается легко, и как следствие этого – потеря интереса к изучению предмета. Один из путей достижения психологической комфортности в обучении математики – тот, при котором учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, – способности человеческого восприятия.

Приемы развития познавательной активности могут быть разнообразны. Обратим внимание на использование когнитивно–графических и когнитивно–визуальных работ.

Когнитивный (от латинского coqnitio – знание-познание) — познаваемый, соответствующий познанию.

Визуальный (от латинского visualis) – зрительный, видимый.

Когнитивно-визуальными могут быть:

Формулы (смотри приложение),

пояснения к определениям. (Смотри рисунок.)

 Как часто для отработки умений и навыков построения графиков функций нужно проделать работу, которая не вызывает у учащихся особого восторга но она необходима! Но совсем другое дело, когда формулы и графики оживают, превращаясь в конкретную картину:

Задание: построить графики функций

у = 1/2(х — 1)2 – 6,

у = -1;

-2 < х < 4

у = (х — 1)2 – 4,

у = -2;

-1/2 < x < 2,5

у = -2(х + 1)2 + 3,

у = -1;

— 2,4 < x < 0,4

 Отработка навыка работы с координатной плоскостью требует от детей большой усидчивости, терпения, внимания – но интерес к работе поддерживает то, что если работа будет выполнена правильно, то получается не безликая кривая, а вполне осмысленная картина, которая сразу же дает оценку всей работе “художника”, покажет и “плюсы”, и “минусы”.

Задание: изобразите на координатной плоскости точки и соедините каждую точку с последующей точкой отрезком.

ПЕТУХ

( 0; 1) (-15;10) (-4;-11) (16; -6)
(-1; 2) (-12; 9) (-3;-12) (18;-11)
(-2; 4) (-11; 8) ( 1;-12) (21; -12)
(-1; 4) (-13; 6) (0;-11) (19;-10)
(-3; 7) (-11; 6) (2;-10) (17; -4)
(-2; 7) (-12; 4) ( 0;-10) (21; -8)
( -4; 9) (-12; 3) ( 0; -8) (24; -9)
( -3; 9) (-11; 1) ( 2; -7) (21; -7)
( -7; 11) (-10; -1) ( 3; -5) (17; -1)
( -5; 12) ( -8; -4) ( 4; -5) (16; 1)
( -4; 13) ( -6; -6) ( 5; -4) (15; 3)
( -4; 14) ( -5; -8) ( 6; -6) (12; 8)
( -5; 13) ( -6;-11) ( 6; -5) ( 9; 9)
( -6; 14) ( -9;-11) ( 7; -6) ( 6; 9)
( -7; 13) ( -8;-12) ( 8; -5) ( 3; 8)
( -8; 14) (

Специализация полушарий головного мозга в детстве

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 27Следующая ⇒

 

Мозг человека покрыт парным образованием – полушариями. Исследования многих лет свидетельствуют о неравнозначности их функций, которая, однако, не одинакова на разных этапах онтогенеза. Например, удаление левого полушария у взрослых при лечении больных, имеющих опухоли большого размера в нем, приводит к необратимым речевым потерям. Но подобная операция в младенчестве не сказывается на речевых способностях [26]. Это свидетельствует о необычайной пластичности (способности к перестройкам) мозга сразу же после рождения и способности полушарий брать на себя функции другого при его повреждении. Выявлено, что у новорожденных нет различий при удалении правого или левого полушарий.

Современные данные свидетельствуют о том, что полушария специализируются по способу обработки информации: правое полушарие обрабатывает любую информацию целостно, одновременно, тогда как левое – последовательно. Именно поэтому левое полушарие и у леворуких, и у праворуких людей отвечает за анализ речи, которая представляет собой последовательность предложений, состоящих из последовательности слов, каждое из которых является последовательностью звуков или букв (в зависимости от того, устная речь или письменная). Правое полушарие же специализируется на целостном, образном восприятии действительности, восприятии пространства, отвечает за анализ и узнавание мимики лица и за экспрессию (выраженность) собственных эмоций человека [98]. После рождения правое полушарие несколько опережает в развитии левое. Оно интенсивно развивается в первый год постнатальной жизни, но потом с развитием речи фактически подавляется левым [268].

Между полушариями существуют реципрокные отношения, то есть при возбуждении одного из них тормозится активность другого. Поскольку в любую деятельность включено не все полушарие, а только определенные его области, то, соответственно, подавляется не все другое полушарие, а только парные по отношению к первому области. Но в этом последнем полушарии вокруг области со сниженной активностью возникает область с повышенной активностью по тому же механизму взаимного подавления. Именно поэтому практически в любую деятельность включены оба полушария, но особым для каждого образом. Например, когда левое полушарие, в котором расположен центр речи, активируется в разговоре, то правое полушарие отвечает за эмоциональную и интонационную сторону общения.

У детей дошкольного возраста активность правого полушария выше не только в образной, но и в словесной деятельности [180]. Примерно до четырех лет правое и левое полушария одинаково владеют речью. Только с возрастом усиливается частота левостороннего доминирования ЭЭГ активности.

Согласно современным представлениям [157], организация межполушарного взаимодействия в процессе развития ребенка происходит параллельно созреванию структур, обеспечивающих взаимодействие полушарий мозга. Эти структуры называются комиссурами. Они представляют собой тяжи нервов, связывающие различные участки полушарий между собой (рис. 2.9). Самая большая из этих комиссур называется мозолистым телом. Именно созревание этих тяжей определяет интенсивность взаимодействия полушарий между собой и распределение нагрузки между ними. Индивидуальные различия в скорости созревания мозолистого тела (то есть покрытие этих нервных тяжей миелиновой оболочкой, обеспечивающей их изоляцию) и будет определять уникальную особенность распределения функций между полушариями [98].

 

Рис. 2.9. Главные комиссуры человека

 

Первый этап развития межполушарных взаимоотношений охватывает внутриутробный период и первые 2–3 года жизни ребенка. Он связан с формированием подкорковых связей на уровне ствола мозга. Позднее, в возрасте от 3 до 7 лет, активно созревает взаимосвязь между полушариями на уровне гиппокампа – структуры, которая играет большую роль в механизмах памяти. При нарушении этих связей возникает ухудшение запоминания и хранения информации. Параллельно формируется доминирование левого полушария по речи. Рост числа леворуких детей в настоящее время кроме других причин связан, в первую очередь, с увеличением количества детей (около 70 %), у которых наблюдаются органические или функциональные изменения в процессе развития этих комиссур [156].

Завершающий этап в становлении межполушарных взаимодействий ребенка связан с созреванием мозолистого тела и продолжается от семи до 12–15 лет. До этого момента оно преимущественно было включено в организацию взаимодействия задних отделов правого и левого полушарий, одновременно усиливая контроль над другими комиссурами. Зрелость мозолистого тела позволяет ему обеспечивать связи на уровне лобных долей головного мозга, которые отвечают за регуляцию осознанного поведения. У взрослых людей эти отделы составляют 27 % всей коры.

За счет межполушарных взаимодействий возможно закрепление функционального приоритета лобных отделов левого полушария, что позволяет ребенку не только выстраивать свои собственные программы поведения, ставить перед собой определенные цели, но и менять их в зависимости от условий. Этот уровень, как самый молодой и поздно созревающий (как в индивидуальном, так и в эволюционном развитии), является наиболее уязвимым, подверженным различным внешним воздействиям [156].

Вполне возможно, что именно созревание комиссур определяет скорость и специфику формирования межполушарной асимметрии в сенсорной и моторной сферах.

Как показали исследования, проведенные на детях [159], основы функциональной специализации являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Раньше других появляется асимметрия биоэлектрических показателей в моторных и сенсорных областях коры, позже – в ассоциативных: префронтальных и заднее-теменно-височных зонах коры головного мозга [72].

Специализация полушарий в различных познавательных процессах также формируется постепенно. Еще в 7 лет у детей при внимании обнаруживаются изменения активности в обоих полушариях, тогда как у взрослых – только в левом. При познавательных процессах ребенка возникает локальная (ограниченная) активность левого полушария и генерализованная (обобщенная) активность правого полушария. При этом характер участия различных областей коры левого и правого полушарий зависит от конкретной познавательной задачи. Полушарное разделение зрелого типа формируется только к девяти годам. С усилением вовлечения лобных долей в речевые процессы мозговая организация речи становится более избирательной и левосторонней [181].

У подростков 13–14 лет отсутствует свойственная левому полушарию взрослых возможность опознания изображения путем вычленения только значимого признака без анализа всех остальных свойств. Такой способ опознания называется классификационным. У детей и левое, и правое полушария описывают все признаки объекта при опознании. Полушарная специализация в зрительном опознании отчетливо проявляется с 16–17 лет. Этому соответствует четкая полушарная асимметрия позитивно-негативного комплекса связанных с событием потенциалов в лобной коре, его максимальная выраженность в 16–17 лет отмечается в лобной области. Окончательное формирование системы классификационного анализа связано со структурно-функциональным созреванием переднеассоциативных отделов коры и усилением роли лобных областей левого полушария в процессе опознания.

К концу подросткового возраста формируется зрелый тип функциональной организации зрительного восприятия, при котором ведущая роль правого полушария принадлежит сенсорному анализу стимулов и их запоминанию, а левого – классификационному опознанию [72]. Подобная специализация ведет к экономии затрат мозгом при выполнении отдельных операций.

Можно перечислить факторы, которые способствуют функциональной специализации в онтогенезе. К ним относятся:

– созревание нейронов корковых зон коры и их связей, обеспечивающее зрелый тип структурной организации левого и правого полушарий мозга;

– структурно-функциональное созревание лобных областей коры, участвующих в обработке сенсорной информации на разных этапах: от приема сигнала до заключительных познавательных операций.

Созревание лобных областей происходит одновременно с возникновением полушарных различий в способах опознания объектов. Взрослый тип опознания объектов связан с опознанием по классификационному типу в левом полушарии и путем полного описания – в правом. Созревание фронто-таламической регуляторной системы (то есть системы связи лобного отдела коры с подкорковыми структурами) обеспечивает избирательность и пластичность функциональной организации мозговых структур [181].

 




Функциональная специализация полушарий головного мозга человека

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение   3

 

Основная часть:

1. Понятие межполушарной  асимметрии   4

2. Доминантность полушарий   6

3. Сферы специализации  левого и правого полушарий   8

4. Взаимодействие полушарий  в психической деятельности человека  11

5. Половые особенности функциональной специализации полушарий   12

 

Заключение   14

 

Литература   15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
Установление взгляда на головной мозг, как на орган психической деятельности можно причислить к величайшим научным открытиям человечества. За последние двадцать лет изучение организации и деятельности мозга продвигалось ускоренными темпами. В прошедшее десятилетие удалось найти методы, с помощью которых можно выявлять взаимоотношения между различными частями этого органа. Интеллектуальный и творческий потенциал личности зависит от бесконечного множества факторов, особая комбинация которых и даёт определённый результат. Одним из таковых факторов является функциональная асимметрия и специализация полушарий, а также их интегральное взаимодействие, которое определяет не только интеллект, но и многие функциональные особенности организма.

 
Достижения отечественной нейропсихологии, нашедшие отражение в многочисленных трудах её основателя, профессора Александра Романовича Лурии раскрыли функциональное значение многих мозговых структур. Они показали участие стволовых и подкорковых образований в поддержании оптимального тонуса коры, необходимого для осуществления психических процессов, роль затылочных, височных и теменных областей в получении, переработке и хранении внешней информации, вклад лобных долей в обеспечении программирования, регуляции и контроля протекающей деятельности. 
 
В настоящее время особенности функциональной специализации правого и левого полушария мозга хорошо исследованы. Накопленные факты характеризуют закономерности функционирования зрелого мозга, в котором системы связей, объединяющие мозг человека и психические процессы носят устойчивый, фиксированный характер.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: 
1. Понятие межполушарной асимметрии

Межполушарная асимметрия психических процессов – это функциональная характеристика полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое. Организм человека в процессе приспособления к сложным условиям окружающей материальной среды использует в качестве одного из механизмов адаптации формирование собственных асимметрий, среди которых выделяют: 

  • моторные асимметрии — неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемая каждым полушарием мозга;
  • сенсорные асимметрии — неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела;
  • психические асимметрии — специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности.

 
Каждая конкретная форма функциональной асимметрии отличается своей степенью, мерой выраженности. Можно говорить о сильной или слабой асимметрии. 
 
У человека асимметричное развитие полушарий начинается уже на этапе эмбриогенеза. В конечном итоге формируется индивидуальный профиль межполушарной функциональной асимметрии, который представляет собой изменчивое в онтогенезе образование, имеющее половые различия и закономерную возрастную динамику. 
 
Функциональная асимметрия больших полушарий у взрослого человека есть продукт действия биосоциальных структур. Как показали исследования, проведённые на детях, основы функциональной специализации являются врождёнными, но по мере развития ребёнка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. 
 
Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого билатерального принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь. 
 
Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Функциональная асимметрия полушарий известна давно: подавляющее большинство человечества делится на правшей и левшей, почти у всех у нас есть ведущий глаз и ведущее ухо.  
 
Современные представления о функционировании целостного мозга определяют его как динамичную систему, способную к функциональным перестройкам своей текущей деятельности. Функциональные перестройки задают уровни приоритетов и веса связей между мозговыми структурами, вовлечёнными в текущую деятельность, таким образом, чтобы наиболее результативно, с точки зрения мотивации, и наиболее минимизировано – в плане энергетических затрат – реализовать текущую деятельность. Возможности для этого заложены в свойствах мозга сочетать жёстко закреплённые и пластичные формы структурной организации и функциональной активности. В результате при нормальном развитии организма в процессе взаимодействия с внешним миром складывается определенный тип внутримозговых и межполушарных взаимодействий, что, в свою очередь, формирует определенный тип функциональной асимметрии мозга. 
 
Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова отмечают, что психические процессы, зависимые от правого полушария мозга по существу включают в себя сенсорные асимметрии, т.е. совокупность признаков функционального неравенства органов чувств. Психические процессы, зависимые от левого полушария тесно соотносятся с двигательными асимметриями — совокупностью признаков неравенства рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности. 
 
Таким образом, под функциональной асимметрией понимается различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушария мозга в осуществлении психических функций. Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии.  

2. Доминантность полушарий

Все системы мозга, объединённые различными типами волокон, работают по принципу иерархической соподчинённости, благодаря которому одна из систем, доминирующая в конкретный период времени в той или иной психической деятельности, осуществляет управление другими системами, а также контролирует это управление на основе прямых или обратных связей. Головной мозг имеет как вертикально организованную структуру, работающую по принципу: «чем выше, тем пластичнее», так и организацию горизонтальную, представленную в основном ассоциативными процессами, как в рамках одного полушария, так и при взаимодействии двух полушарий. Наиболее ярко горизонтальный принцип проявляется в согласованной и взаимодополняющей работе двух полусфер мозга при их асимметрии, выражающейся в своеобразной специализации полушарий по отношению к ряду психических процессов. 
 
Концепция доминантности полушарий была сформулирована английским неврологом Х. Джексоном на основании многочисленных клинических наблюдений, свидетельствующих о том, что нарушения речи возникают только при поражении левого полушария, в то время как поражения правого полушария обычно не сопровождаются нарушениями речевых функций.  
 
В настоящее время хорошо известен тот факт, что доминантность полушарий головного мозга по речи значительно варьирует от субъекта к субъекту, обнаруживая высокую зависимость от очень многих факторов, среди которых решающая роль принадлежит мануальной доминантности, т.е. ведущей руке. Однако, Симерницкая Э.Г. отмечает, что сопоставление результатов нейропсихологических исследований левшей с результатами правшей показало, что влияние левшества на развитие и проявление нарушений высших психических функций при мозговых поражениях не является однозначным. Оно зависит от возраста возникновения мозгового заболевания, от его характера и локализации, от его общей длительности и многих других факторов. 
 
Представление о ведущей роли левого полушария в речевых процессах было распространено на все виды психической деятельности, в результате чего это полушарие получило название «ведущего, доминантного полушария». В результате проведённых исследований сформировалась теория тотального доминирования левого полушария человека в высших психических функциях, или она еще может быть обозначена, как «иерархическая теория полушарного доминирования». Левое полушарие признавалось доминирующим не только в отношении языка, но для концептуального мышления, определенных типов моторной деятельности и ориентации тела.  
 
Представление о доминировании левого полушария подразумевало, что правое полушарие является подчинённым, или субдоминантным, т.е. что оно не имеет каких-либо специфических свойств, как это отмечается по отношению к левому. Однако некоторые учёные отвергали эту одностороннюю формулировку природы доминантности мозговых полушарий и настаивали на том, что и правое полушарие имеет только ему одному присущие особенности. 
 
В настоящее время проблема межполушарной асимметрий рассматривается как проблема функциональной специфичности полушарий, как проблема своеобразия того вклада, который вносит каждое полушарие в организацию любой психической функции. В этом принимает участие как левое, так и правое полушарие, но при этом каждое вносит свой специфический вклад. 
 
Таким образом, теорию тотального доминирования левого полушария сменило мнение о неотъемлемом взаимодействии полушарий. Ни одно из них не может быть рассмотрено как доминирующее по отношению к какой-либо функции или деятельности. Каждое полушарие доминирует по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, которое оно вносит в организацию психической функции. 

3. Сферы специализации  левого и правого полушарий

Учёные исследовали различия между правым и левым полушариями головного мозга человека с помощью специальных психологических методов. В качестве испытуемых выступали не обычные люди, а пациенты, которые пережили электрошоковую терапию, «выключавшую» одно из полушарий мозга, или оперативное вмешательство, заключавшееся в пересечении нервных путей, связывающих полушария мозга друг с другом. Это позволило выяснить, как именно работают наши полушария по отдельности. В процессе этих исследований выяснилось, что правое полушарие мозга человека ответственно за восприятие информации и её эмоциональную окраску, а левое полушарие – за логический анализ и принятие решений. Проще говоря, правое полушарие воспринимает и переживает, а левое – размышляет и действует.

Основной сферой специализации правого полушария является образное мышление и интуиция. Оно отвечает за выполнение следующих функций: 

  • Обработка невербальной информации. Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
  • Параллельная обработка информации. В отличие от левого полушария, которое обрабатывает информацию только в чёткой последовательности, правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и, благодаря ему, мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.
  • Пространственная ориентация. Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки. 
  • Музыкальность. Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария.
  • Метафоры. С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему, мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем.
  • Воображение. Правое полушарие даёт нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. 
  • Художественные способности. Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.
  • Эмоции. Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.
  • Мистика. За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.
  • Мечты. Правое полушарие отвечает также и за мечты. 
  • Контролирует движения левой половины тела. Если поднять левую руку, это означает, что данная команда поступила из правого полушария.

 
Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, оно доминирует при выполнении следующих функций: 

  • Обработка вербальной информации. Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.
  • Аналитическое мышление. Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты.
  • Буквальное понимание слов. Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.
  • Последовательностное мышление. Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.
  • Математические способности. Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.
  • Контроль движений правой половины тела. 

 
Таким образом, изучая полушария в  отдельности, исследователи получили возможность определить, за что отвечает каждое из них. В ходе тщательного изучения учёные установили, что каждое полушарие головного мозга имеет свою область специализации и обрабатывает информацию своим собственным способом. Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении. Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. 
 

4. Взаимодействие  полушарий в психической деятельности  человека

В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга  изучается, прежде, всего, как проблема функциональной специфичности полушарий, т. е. как проблема специфичности  того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую  деятельность. Долгое время считалось, что оба полушария мозга абсолютно  самостоятельны и представляют собой  такой же парный орган, как почки  или легкие.  
 
На сегодняшний день имеется большое количество данных о неравнозначности деятельности левого и правого полушарий головного мозга человека. Это касается не только анатомических и физиологических особенностей каждого из них, но и психологических проявлений, что было установлено, в том числе и в наблюдениях за больными со сходными поражениями левого и правого полушарий. У человека эти различия выражены более отчётливо. Так, зона Вернике (верхние отделы вторичных зон височной области) в левом полушарии на одну треть больше симметричной ей зоны правого полушария, нейроны левого полушария крупнее нейронов правого полушария и даже диаметр кровеносных сосудов в левом полушарии больше, чем в правом. Есть сведения о различиях в организации левого и правого таламуса, левого и правого хвостатого ядра в тех ядрах таламуса, которые связаны с речью.  
Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия — одна из наиболее актуальных проблем естествознания. Признаки асимметрии обнаруживаются в целостной психической деятельности, что подтверждают данные о различных изменениях в восприятии, эмоциональных переживаниях, двигательном поведении и т.п. при избирательном поражении правого и левого полушарий головного мозга. Между ними складываются сложные и противоречивые взаимоотношения. С одной стороны, они «дружески» участвуют в работе мозга, дополняя способности каждого, с другой стороны, «соперничают», как бы мешая друг другу заниматься своим делом.  Когда полушария функционируют правильно, то взаимодействие между ними выражается в идеальном «партнёрстве».

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о