Система дьенеша – Консультация на тему: Значение «Логических блоков Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников.

Содержание

Система Дьенеша, Раннее развитие детей – “Навигатор Образования”

Большинство методик раннего развития дает детям только общие представления о математике, которые ограничиваются навыком устного счета и решением простейших задач и примеров. В результате у ребенка создается впечатление, что математика – это скучное занятие, далекое от творчества и возможности проявить фантазию. Однако Ваш малыш наверняка посмотрит на математику «другими глазами», если обратиться за помощью к методике Золтана Дьенеша.

Большинство методик раннего развития дает детям только общие представления о математике, которые ограничиваются навыком устного счета и решением простейших задач и примеров. В результате у ребенка создается впечатление, что математика – это скучное занятие, далекое от творчества и возможности проявить фантазию. Однако Ваш малыш наверняка посмотрит на математику «другими глазами», если обратиться за помощью к методике Золтана Дьенеша, которая, к сожалению, не пользуется у нас такой популярностью как методика Монтессори или Вальдорфская система.

Сразу отметим, что методика Дьенеша помогает детям не только осваивать различные математические понятия в легкой и интересной игровой форме, но и развивать важные психологические процессы, необходимые для полноценного и всестороннего развития. Поэтому данную методику можно использовать и в качестве самостоятельной программы обучения, и как дополнительный элемент занятий.

Несколько слов о Золтане Дьенеше

Золтан Пал Дьенеш с самого детства увлекался математикой, поэтому нет ничего странного в том, что всю свою жизнь он решил посвятить «царице точных наук», а также ее популяризации не только в своей родной Венгрии, но и во всем мире. Уже в 23 года Золтан получил докторскую степень по математике, однако не успокоился на этом и продолжил свое образования. Для того, чтобы понимать, как проходят мыслительные процессы при решении математических задач, он получил дополнительную степень по психологии.

Большую часть своей профессиональной карьеры Дьенеш занимался изучением психо-математики (более 10 лет он возглавлял Центр исследования психо-математики при Шербрукском университете). На основе собственных практических наработок и результатов многочисленных исследований им была разработана уникальная авторская программа по изучению математики, доступная для понимания детям самых разных возрастных категорий.

В основу методики Золтана Дьенеша легли различные логические игры, увлекательные математические задания и развивающие учебные пособия, направленные на стимулирование интереса у детей к занятиям математикой, а также развитие комбинаторики, логического мышления, аналитических способностей, речи, памяти и внимания.

Особенности системы Дьенеша

Методика Золтана Дьенеша включает в себя шесть взаимосвязанных стадий изучения математики, в которых учтены психологические аспекты решения математических задач.

Первая стадия – свободная игра, в ходе которой дети пытаются решить незнакомую задачу методом проб и ошибок, перебирая различные варианты решений.

Вторая стадия – изучение правил игры, с помощью которых до детей «доносится» необходимая математическая информация.

Третья стадия – сравнение, позволяющее разнообразить игры со сходной структурой правил различными материалами, и тем самым прийти к понимаю, что от смены материала суть игры не меняется.

Четвертая стадия – знакомство с содержанием чисел, благодаря чему ребенок начинает понимать суть игры и общее составляющее всех математических игр.

Пятая стадия – символическая, включающая в себя описание игровых карт с помощью символов, для чего ребенок может придумать собственные символические системы.

Шестая стадия – формализация, состоит из рассмотрения нескольких вариантов описания карт игр, в результате чего ребенок понимает, что первоначальное описание может быть аксиомой, а его собственные выводы – теоремой.

Подчеркнем, что методика Дьенеша полностью исключает решение математических задач в тетрадках или изучение математических правил в скучных учебниках. Все занятий – это веселые игры, песни и танцы во время которых дети легко и быстро приобретают математические знания и навыки, а также получают первые представления о таких сложнейших математических понятиях, как алгоритм, логическая операция и кодирование информации. При этом дети, чаще всего, даже не догадываются, насколько сложные понятия они осваивают в ходе увлекательных занятий по программе «новой математики» Золтана Дьенеша.

Как проходят занятия по системе Дьенеша

Занятия по методике Дьенеша включают в себя:

  • игры с так называемыми блоками Дьенеша, среди которых имеются задания для детей самых разных возрастных категорий. Например, для детей младшего возраста (около 3-х лет) идеально подойдет игра «такой – не такой» (перед ребенком раскладывают фигуры разных форм, цветов и размеров, среди которых ему нужно найти «такие или не такие» фигуры, в соответствии с показанным взрослым примером). Для детей постарше можно выбрать игру в переводчика, в ходе которой нужно не просто найти такую или не такую фигуру, но и объяснить чем одна фигура отличается от другой.
  • игры с обручами – позволяют освоить и закрепить навыки пространственной ориентации. Для этого родители кладут на пол два (и более) обруча разного цвета таким образом, чтобы они пересеклись (как олимпийские кольца). Ребенку необходимо положить фигурку заданного формата внутри синего.. вне красного… вне синего и красного обруча. Чем больше обручей, тем больше может быть вариантов заданий.
  • сказочная страна Руритания – в ней живут озорные близнецы Элис и Брюс, вместе с которыми дети имеют возможность принять участие в увлекательных историях и окунуться в мир геометрии и алгебры.

В процессе занятий малыши в легкой игровой форме изучают геометрические формы и параметры предметов, приобретают навыки сравнения и анализа разносторонней информации, создают математические модели, логические цепочки и ряды, а также учатся принимать необходимые решения.

Недостатки системы Дьенеша

Как это не покажется странным, но специалисты никаких недостатков в системе Дьенеша не нашли. Однако изучение отзывов родителей, которые уже занимаются по данной системе, позволило выявить такие недостатки, как:

  • Ограниченное цветовое разнообразие в блоках Дьенеша;
  • Для ребят постарше, которые решают более сложные задачи, одного набора блоков Дьенеша порой недостаточно;
  • Некорректное понятие «толщина», вследствие чего ребенку иногда сложно объяснить, например, почему квадрат всегда плоский;
  • В России достаточно сложно найти альбомы для занятий по система Дьенеша.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Методика Дьенеша для раннего развития детей

Каждая из них имеет свои плюсы, но сегодня речь пойдет об одной из них – это замечательная система Дьенеша венгерского педагога, влюбленного в математику и постаравшегося поделиться своим увлечением с большим числом людей. Многие считают этот предмет скучным и трудным, между тем, математика учит человека логическому мышлению, умению абстрагировать и классифицировать, заниматься анализом и синтезом.

Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры

Система Дьенеша наглядно демонстрирует, что даже малыши, при правильном подходе, быстро учатся анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Разумеется, обучение должно происходить в форме игры, которая совмещает и развлечение, и обучение.

Игры, в которых используются блоки Дьенеша, помогают задействовать весь практически неисчерпаемый творческий потенциал ребенка, развивают его речь, стимулируя к построению сложных предложений с использованием союзов и смысловых и формообразующих частиц.

Логические блоки Дьенеша учат самого маленького человечка обозначать различные свойства предмета, видеть разницу и классифицировать ряд объектов по внешним признакам, выделять главные свойства и т. д. По мере усложнения игры происходит переход к основам информатики, в простой форме идет обучение таким понятиям, как кодирование, алгоритмы, логические операции и умозаключения.

Блоки Дьенеша – кубики и фигурки помогают родителям в виде увлекательной игры совершенствовать творческие и интеллектуальные способности ребенка. Педагогическая диагностика подтвердила, что система Дьенеша дает возможность в игровой форме освоить математические понятия от простых к более сложным, и развить важные для малышей психологические процессы.

Методика Дьенеша – изучение математики в шесть этапов

В зависимости от возраста ребенка, методика Дьенеша предлагает поочередные шесть этапов изучения математики – игры начинаются с самых простых понятий и постепенно усложняются.

  • На первой стадии познание математики происходит в виде свободной игры – она заключается в том, что ребенку предлагается задание, которое он решает, перебирая все варианты, т. е. методом проб и ошибок находится правильное решение. Игры на этом этапе немного хаотичны, нет никаких правил, происходит ознакомительный период – малыш изучает фигурки и кубики, привыкает к тому, что они совершенно разные.
  • Постепенно игры становятся сложнее, и на этом этапе начинается непосредственно обучение. Малышу предлагается проводить анализ – сравнить кубики и фигурки по форме, размеру, толщине или форме. Вводятся правила игры, и объясняется, что их нужно соблюдать. На этом этапе ребенок начинает понимать, что, не зная правил, невозможно выиграть.
  • На третьем этапе игры малыш продолжает сравнивать объекты в соответствии с присущими им свойствами. Малыш начинает понимать, что с одними и теми же правилами игры могут использовать различные предметы, для этого одна задача обыгрывается на различных кубиках и фигурках, и ребенок учиться абстрагироваться от предметов, т. е. видеть общую цель.
  • Четвертый этап учит понимать смысл чисел. Игры должны опираться на визуальное восприятие – таблицы, карточки, диаграммы и т. д.
  • Этот этап можно назвать символическим, ребенка в виде игры подводят к пониманию того, что к одному и тому же результату могут приводить разные серии шагов.
  • Заключительная и самая длительная стадия, в ходе которой ребенок учится понимать язык символов. Правила и описания игры усложняются, вводятся понятия теоремы – требующей доказательства, и аксиомы – не требующей доказательства.

Многие взрослые пугаются и считают, что для ребенка это сложно, но любой опытный педагог подтвердит, что дети очень хорошо мыслят абстракциями и то, что иной раз кажется сложным для восприятия взрослых, ребенок легко и быстро усваивает.

Необходимо только не перегружать его, а двигаться и работать постепенно по ступенькам – от простого к сложному. В результате игры ребенок учится решать достаточно сложные математические задачи.

Логические блоки Дьенеша – как с ними работать, чтобы игры были интересны

Логические блоки Дьенеша состоят из 48 геометрических фигур, среди которых нет одинаковых по форме, цветам, размерам и толщине. К комплекту прилагается методическое руководство, с которым следует обязательно ознакомиться до того, как приступите к играм. Самое главное — не забывайте в дополнение к советам применять собственную фантазию, делайте все, чтобы игры увлекали детей и нравились им, только тогда вы с ребенком добьетесь успехов.

Игры в блоки Дьенеша для самых маленьких начинайте с самых простых, используя понятие «как это». Например, предложите найти все фигурки, одинаковые по цвету (все синие треугольники), или по форме — собрать треугольники разных цветов или размеров, и т. д.

Затем усложните игры – возьмите любую фигурку и предложите подобрать к ней разные, «не как это» – к треугольнику найти кружок, квадрат, прямоугольник.

Усложняйте игры, ставя более трудные задачи – выстраивая варианты цепочек из блоков, чередуя разные и одинаковые условия. Учите малыша строить аналогии – выложите один ряд из 5-6 фигур и предложите создать второй, но с различными характеристиками, например, формы те же, а цвет или размер другой.

Игры на развитие умения проводить анализ – аналог домино, когда играют несколько человек и выкладывают цепочку, подбирая к концам соответствующие фигурки, но другого цвета или размера. Предложите разделять фигурки по свойствам между участниками игры, а это могут быть куклы, мишки, зайцы и т. д.

К

ак видите, вариантов очень много, постепенно вы начнете придумывать что-то еще, чтобы разнообразить задания и сделать их занимательными.

Самое главное, наблюдайте за настроением малыша, ни в коем случае не заставляйте его работать, если он устал и уже не может концентрировать внимание. Игры должны быть интересны ему, а чтобы заинтересовать его, используйте их как поощрение за что-то, например: «Вот съешь кашу, только тогда пойдем играть и возьмем с собой зайца».

Кстати, по отзывам многих, игры в блоки Дьенеша интересны и взрослым, они учат совершенствоваться – ведь это не поздно делать в любом возрасте.

Дьенеш, Золтан Пал — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Дьенеш.

Золтан Пал Дьенеш (венг. Zoltán Pál Dienes; 1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.

Родился в Австро-Венгрии в 1916 году. Родители — Пал (англ.)русск. и Валерия Дьенеш. Детские годы прошли в Венгрии, Австрии, Италии и Франции. С детства очень увлекался математикой, которой занимался и его отец. В возрасте 16 лет переехал в Великобританию, где закончил Лондонский университет и в 1939 году получил докторскую степень по математике. В дальнейшем, чтобы лучше понимать мыслительные процессы, получил дополнительную степень по психологии

[1].

В 1961 году эмигрировал из Великобритании в Австралию, а затем в 1966 году — в Канаду, где более 10 лет работал директором Центра исследования психо-математики (Centre de Recherche en Psychomathématiques) при Шербрукском университете (Квебек)[2]. Его достижением в области психо-математики (психология изучения математики) стала разработка игрового подхода к развитию детей. Его идея заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев, таким образом, что дети даже могут и не подозревать, что изучают сложные математические концепции. Разработчик «блоков Дьенеша» и других игр и методических материалов по изучению математики[1].

Основатель международной исследовательской группы по математическому образованию и журнала «Journal of Structural Learning»[1]. После выхода на пенсию преподавал неполный рабочий день в департаменте образования Университета Акадия

[2].

Будучи религиозным человеком, в 1952 году стал членом Религиозного общества Друзей (квакеры). Увлекался музыкой, искусством и природой. Свободно владел французским, итальянским, венгерским, немецким и английским языками. Любил активный отдых: пешеходный туризм, лыжные гонки и плавание[1].

Умер 11 января 2014 года в городе Вулфвилл графства Кингс канадской провинции Новая Шотландия[1].

Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Дьенеш разработал различные увлекательные логические игры. В своих занятиях он использовал специальные блоки, которые называл «логическими». При помощи их ребёнок мог научиться кодировке (классификации) определённой информации, ребёнок учится разделять блоки по свойствам (цвет, размер, форма, толщина), запоминать и обобщать.

Кроме того, занятия и игры с использованием блоков влияют на развитие детской речи, поскольку во время занятий детям приходится произносить названия геометрических фигур, отвечать на вопросы и выражать свои мысли.

Разработанные в 1960-х годах, блоки Дьенеша популярны во многих странах и применяются до сих пор в различных вариантах исполнения (объёмные, плоскостные) для развития детей и подготовки к школе[3][4]. Наряду с ними, в систему игровых упражнений для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста включаются и другие аналоги: палочки Кюизенера, игры Воскобовича и другие игры[5].

Автор многочисленных статей, образовательных материалов и более 30 книг, включая мемуары «Memoirs of a Maverick Mathematician» (ISBN 1-84426-192-1) и сборник своих стихов «Calls from the Past» (ISBN 1-84426-190-5). Несмотря на свой 90-летний возраст, в 2009 году опубликовал книгу «A Concrete Approach to the Architecture of Mathematics» (University of Auckland, New Zealand)[1].

Некоторые книги и публикации:

  • Dienes, Z. P. (1960). Building up mathematics.London: Hutchinson.
  • Dienes, Z. P. (1963). An experimental study of mathematics-learning.London: Hutchinson.
  • Dienes, Z. P. (1964). The power of mathematics.London: Hutchinson Educational.
  • Dienes, Z. P. (1965). Modern mathematics for young children.Harlow, England: ESA Press.
  • Dienes, Z. P., & Jeeves, M. A. (1965). Thinking in structures.London: Hutchinson
  • Dienes, Z. P., & Golding, E. W. (1966). Exploration of space and practical measurement. New York: Herder and Herder.
  • Dienes, Z. P., & Golding, E. W. (1967). Geometry through transformations I: Geometry of distortion. New York: Herder and Herder.
  • Dienes, Z. P., & Golding, E. W. (1967). Geometry through transformations II: Geometry of congruence. New York: Herder and Herder.
  • Dienes, Z. P., & Golding, E. W. (1967). Geometry through transformations III: Groups and coordinates. New York: Herder and Herder.
  • Dienes, Z. P. (1971). An example of the passage from the concrete to the manipulation of formal systems. Educational Studies in Mathematics, 3, 337—352.
  • Dienes, Z. P. (1973). Mathematics through the senses, games, dance and art. Windsor, England: The National Foundation for Educational Research.
  • Dienes, Z.P. (1987). Lessons involving music, language and mathematics. Journal of Mathematical Behavior, 6, 171—181.
  • Dienes, Z. P. (1999). Getting to know the rotations of the cube. New Zealand Mathematics Magazine, 36(3),14-27.
  • Dienes, Z. P. (2000a). Logic axioms. New Zealand Mathematics Magazine, 37(1), 21-35.
  • Dienes, Z. P. (2000b). The theory of the six stages of learning with integers. Mathematics in School, 29, 27-33.
  • Dienes, Z. P. (2001a). Circular villages (Part 1).New Zealand Mathematics Magazine, 38(1), 23-28.
  • Dienes, Z. P. (2001b). Circular villages (Part 2). New Zealand Mathematics Magazine, 38(2), 25-33.
  • Dienes, Z. P. (2003). Memoirs of a maverick mathematician (2nd ed.). Leicester, England: Upfront. ISBN 1-84426-192-1
  • Dienes, Z. P. (2003). I Will Tell You Algebra Stories You’ve Never Heard Before. Leicester, England: Upfront Publishing Ltd. ISBN 1-84426-191-3
  • Dienes, Z. P. (2004a). Points, lines and spaces. New Zealand Mathematics Magazine, 41(3), 33-42.
  • Dienes, Z. P. (2004b). Six stages with rational numbers. New Zealand Mathematics Magazine, 41(2), 44-53.
  • Dienes, Z. P. (2009). A Concrete Approach to the Architecture of Mathematics. University of Auckland, New Zealand.

Почётный доктор Университета Кан Нижняя Нормандия (Франция), Сиенского университета (Италия), факультета повышения квалификации и обучения персонала Университета Печа (Венгрия, 24 апреля 2010[2]), Университета Маунт Эллисон (Канада), Эксетерского университета (Великобритания)[1].

В 2003 году за выдающийся вклад в математическое образование назначен чрезвычайным членом канадской исследовательской группы по математическому образованию[1].

В 1938 году женился на своей подруге детства Тессе Кук (Tessa Cooke), с которой вместе прожили 68 лет до её смерти в 2006 году. Пять детей и 14 внуков[1].

Профессор Майкл Томас[2]:

Имя Золтана Дьенеша стоит в одном ряду с Жаном Пиаже и Джеромом Брунером в качестве легендарной личности, чьи теории обучения оставили неизгладимое впечатление в области математического образования.

Оригинальный текст (англ.)

The name of Zoltan P. Dienes stands with those of Jean Piaget and Jerome Bruner as a legendary figure whose theories of learning have left a lasting impression on the field of mathematics education.

  • Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша). Учебное пособие к логическим блокам Дьенеша, для детей от 2 до 7 лет.. — Санкт-Петербург, 1993. — 46 с.

Игры на развитие логического мышления. Система Дьенеша

Существует большое количество различных методик, которые направлены на развитие различных способностей у детей. В предыдущей статье мы рассмотрели методику раннего развития Марии Монтессори, в данной статье я хотела бы остановиться на  интересной методике развития логического мышления, а именно на системе Дьенеша.

Кто такой Дьенеш и на чем основана его система? Что такое логические блоки и зачем они нужны? Какие есть игры на развитие логического мышления?  Чему научатся дети, развивающиеся по системе Дьенеша? На эти вопросы вы узнаете ответы из данной статьи.

Содержание статьи

Золтан Дьенеш

Золтан Дьенеш – венгерский педагог, психолог и математик. Дьенеш хотел сделать математику более доступной и понятной для детей. Он не понимал, почему математику считают трудной. Почему некоторые дети овладевают ей с легкостью, а другим она дается тяжело. Дьенеш провел много различных исследований и изобрел собственный наглядный материал для развития логического мышления (логические блоки или кубики Дьенеша) ребенка с помощью игры. Он создал уникальную авторскую методику обучения (которая получила название «новая математика») деток дошкольного возраста математике. В основу данной методики развития было положено изучение математики при помощи различных увлекательных игр.

Также следует отметить, что Золтан Дьенеш также придумал сказочную страну «Руританию», создал теорию шести стадий изучения математики, разработал  многочисленные логические игры.

Логические блоки

Логические блоки – это набор, состоящий из 48 объемных геометрических фигур. Следует заметить, что в наборе нет ни одной точно такой же фигуры. Логические блоки Дьенеша – это своего рода уникальный конструктор для развития аналитический способностей у детей с помощью разнообразных интересных развивающих игр. С помощью данных игр дети тренируют память, внимание и восприятие, учатся анализировать информацию.

Геометрические фигуры в наборе различаются по следующим свойствам:

  • —       Форме. Объемные геометрические фигуры в форме круга, квадрата, треугольника и прямоугольника.
  • —       Цвету. Данные фигуры раскрашены в три основных цвета – красный, желтый и синий.
  • —      Размеру. Большие и маленькие.
  • —       Толщине. Толстые и тонкие.


Следовательно, каждая геометрическая фигура в наборе характеризуется по четырем признакам: форме, цвету, размеру и толщине.

В данной методике используется принцип “от простого к более сложному”. Следовательно, блоки Дьенеша можно использовать как для развития детей двух лет (самые простые игры), так и для развития логического мышления детей предшкольного и школьного возраста. По данным блокам можно заниматься как в группе, так и индивидуально.

Чему научатся дети, развитие которых происходит по системе Дьенеша?

  • — дети смогут выявлять и абстрагировать в предметах определенное свойство (цвет, форма, толщина, размер).
  • — научатся сравнивать, классифицировать или обобщать предметы по необходимому признаку (цвету, форме, размеру, толщине).
  • — смогут анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по двум, трем, четырем признакам.
  • — научатся грамотно строить предложения, используя союзы и, или, частицу не. Научатся использовать более сложные грамматические структуры предложений.
  • — у детей развиваются способности производить действия в уме.

Перед тем, как начинать играть с ребенком с данным дидактическим материалом, нужно дать ребенку данные фигуры в свободный доступ. Пусть ребенок их потрогает, внимательно рассмотрит, ощупает, изучит самостоятельно. Только после этого переходите к конкретным развивающим играм.

Игры для детей двух лет


Для детей этого возраста следует использовать игры, с помощью которых малыши научаться различать предметы по свойствам, а также освоят понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер, толщина.

Игра “Найди меня” (классификация по одному признаку)

— найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку:

  • * найди все фигуры желтого (красного, синего) цвета. Найди все фигуры как эта по цвету (показываете малышу фигуру нужного цвета; спрашиваете, какого она цвета)
  • * найти все геометрические фигуры в форме круга (квадрата, треугольника, прямоугольника). Найти все фигуры как эта по форме (показываете малышу фигуру нужной формы; спрашиваете, какая это форма)
  • * найти все маленькие (большие) фигуры. Найти все фигуры как эта по размеру (показываете малышу фигуру нужного размера; спрашиваете, маленькая фигура или большая)
  • * найти все тонкие (толстые) фигуры. Найти все фигуры как эта по толщине (показываете малышу фигуру нужной толщины; спрашиваете, какая она).

— найти фигуру, которая не соответствует определенному признаку:

  • * найти все не красные (синие, желтые) фигуры. Найти все не такие по цвету фигуры как эта (покажите ребенку фигуру определенного цвета, попросите найти все фигуры с цветом, отличным от заданного цвета)
  • * найти все не круглые (квадратные, треугольные, прямоугольные) геометрические фигуры. Найти все не такие по форме геометрические фигуры как эта (покажите ребенку фигуру определенной формы, попросите найти все геометрические фигуры с формой, отличной от увиденной ребенком)
  • * найти все не маленькие (большие) фигуры. Найти все фигуры не такие по размеру как эта (покажите ребенку фигуру определенного размера, попросите найти все фигуры с размером, отличным от заданного вами размера)
  • * найти все не толстые (тонкие) фигуры. Найти все фигуры не такие как эта по толщине (покажите ребенку фигуру определенной толщины, попросите найти все фигуры с толщиной, отличной от увиденной ребенком)

— Какая эта  фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?

 Игра

Положите перед ребенком три фигуры, пусть ребенок закроет глаза.

— уберите одну из фигур. Какая фигурка пропала?

— поменяйте две детали местами Что изменилось?

Игра “Что лишнее?”

Положите перед ребенком три детали, две из которых схожи по одному признаку, а третья отличается по данному признаку.

Например, красный треугольник, зеленый квадрат, красный прямоугольник (по цвету)

Красный круг, зеленый круг, синий квадрат (по форме)

Игра “Угадай, что это”

Складываем блоки в мешочек и просим ребенка на ощупь угадать, что он держит или просим найти определенную фигуру на ощупь.

Пройдя все простые игры, можно начинать изучать более сложные развивающие игры и задания.

Игры на развитие логического мышления для детей более старшего возраста

Игра “Цепочка или паровозик”


От любой фигуры нужно построить цепочку или паровозик.

Варианты игр.

* чередуя детали по определенному признаку.

Например,

  • -по цвету: синяя, желтая, синяя, желтая…
  • — по размеру: маленькая, большая, маленькая, большая…
  • — по форме: квадрат, круг, квадрат, круг…

* построить паровозик так, чтобы каждая следующая фигура отличалась от предыдущей только по одному признаку (цвету, форме, размеру, толщине)

Например,

  • — только по цвету: красный большой толстый квадрат, синий большой толстый квадрат, зеленый большой толстый…
  • — только по форме: зеленый большой тонкий круг, зеленый большой тонкий квадрат, зеленый большой тонкий треугольник…

* построить цепочку так, чтобы рядом не было фигур одинаковых по двум признакам.

Например,

  • — по форме и цвету: красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник…
  • — по цвету и размеру: красный маленький круг, зеленый большой круг, синий маленький квадрат…

* построить паровозик, чтобы рядом были фигуры одинаковые по одному признаку, но разные по другому признаку.

Например,

  • — Одинаковые по размеру, но разные по форме: маленький квадрат, маленький круг, маленький треугольник…
  • — Одинаковые по цвету, но разные по размеру: красный большой круг, красный маленький квадрат, красный большой треугольник…

Игра “Домино”

Все блоки делятся между участниками (2-4 человека) поровну. Каждый участник ходит по очереди. Между участниками согласовывается, какими фигурами нужно ходить. Это могут быть фигуры разного цвета или фигуры одинакового цвета, но разной формы.  Если у участника нет нужной фигуры, он пропускает ход.

Игра “Второй ряд”

Цель данной игры построить ряд из пяти блоков, а сверху над ним разместить второй ряд фигур, отличающийся по определенному признаку.

Например,

  • Первый ряд: красный круг, зеленый квадрат, красный треугольник
  • Второй ряд: синий круг, красный квадрат, синий треугольник – отличается по цвету от первого ряда.
  • Второй ряд: красный треугольник, зеленый круг, красный круг – отличается по форме от первого ряда.

Игра “Раздели фигуры”

Суть игры заключается в том, что необходимо разделить блоки по одному из свойств (форме, цвету, размеру или толщине) между участниками данной игры.

Например,

  • *по форме. Мишке достанутся все круглые блоки, зайчику все треугольные, а уточке квадратные.
  • * по размеру. Мишке все маленькие, а зайке большие блоки.

Игра “Клад”

Перед ребенком выкладываем восемь фигур и под одним из них прячем наш клад (монетку, картинку, пуговичку). Ребенок должен задавать вопросы, на которые можно отвечать только да или нет.

Например,

— Клад под толстым блоком

— Нет. (Ребенок делает вывод, что клад под тонким блоком)

— Клад под красным блоком?

— Нет.

-Под желтым?

— Нет. (Ребенок делает вывод, что клад под синим блоком)

— Клад под маленьким блоком? И так далее.

Игра “Уборка”

Мама убирает в коробку только красные блоки, ребенок круглые, мама большие и так далее.

Здесь представлены не все игры на развитие логического мышления. Есть еще более сложные игры для детей школьного возраста.

Представленные игры помогают развивать логическое мышление, способствуют развитию аналитических способностей, а также формируют навыки для решения логических задач. Основной целью использования блоков Дьенеша является помощь детям в решении логических задач на разбиение по свойствам просто и с помощью интересных игр.

В статье мы рассмотрели различные игры на развитие логического мышления у детей, а также узнали кто такой Дьенеш и что такое логические блоки.

А вы используете данную систему для развития логического мышления вашего ребенка? Знали ли вы о существовании системы Дьенеша?

P.S.

  1. Поделитесь, пожалуйста, информацией с вашими друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей. Спасибо.
  2. Подписывайтесь на обновления блога, узнавайте много полезной информации, получайте бесплатно электронную книгу детских сказок!

С уважением, Ирина Гаврилик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *