Сценарий сюжетно ролевой игры – Учебно-методический материал (старшая группа) на тему: Сценарий сюжетно — ролевой игры «Город мастеров»

Сценарий сюжетно-ролевой игры для дошкольников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №24 «КОСМОС»

КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ)

ПО ТЕМЕ «МОРЯКИ»

СОСТАВИТЕЛЬ: АНОШИНА Н.Б.,

ВОСПИТАТЕЛЬ

СУРГУТ, 2016 ГОДА

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Представление о себе и окружающем мире», «Физическое развитие», «Художественная литература», «Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно-ролевая игра

Тема: «Моряки»

Цель: создание условий для развития игровых навыков у детей дошкольного возраста с ОНР. 

Коррекционно-образовательная задача: продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры, используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов; закреплять умения детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с взятой на себя ролью, правилами и общим игровым замыслом; закреплять умение детей использовать в игре разные постройки, готовые игрушки и предметы-заместители, подбирая атрибуты для сюжетной игры; 

Коррекционно-развивающая задача: развивать память, слуховое внимание, мышление, словесно-логическое мышление; эмоционально – положительное отношение к игре, игровым персонажам. 

Коррекционно-воспитательная задача: формировать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых. Прививать детям навык вежливого общения друг с другом; 

Коррекционно-речевая задача: расширять словарный запас детей по данной теме; учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Пополнять активный словарь существительными, прилагательными, глаголами, наречиями.

Словарь: капитан, рулевой, матрос, повар, официант, доктор, пассажиры, корабль, поплывем, и др. «капитан» — отдает приказы членам команды, ведет пароход; 
«рулевой» — управляет штурвалом в соответствии с командами капитана; 
«матрос» — выполняют приказы капитана; 
«повар» — готовит обед на кухне парохода; 
«официант» — накрывает на столы в кафе и обслуживает посетителей; 
«доктор» — лечит больных пассажиров, используя инструменты набора и предметы-заместители; 
«пассажиры» — путешествуют, отдыхают. 
Оборудование: стулья, штурвал, флажки, плоскостные спасательные круги, бинокль, рупор, фуражка капитана, матросские воротники и бескозырки, якорь, кухонная посуда, муляжи продуктов, меню, костюм доктора, медицинский набор для доктора, кошельки с деньгами для пассажиров, билеты, предметы-заместители. 

Предварительная работа

: чтение рассказа о моряках, отгадывание загадок, рисование,

аппликация.

План НОД

Организационный момент. Педагог подходит к детям и говорит: 
— Ребята, посмотрите, нам принесли приглашение на летнюю прогулку по реке на пароходе. Вы хотели бы отправиться на прогулку? 
Дети подходят к педагогу, рассматривают приглашение. Отвечают на вопросы педагога. 

Вводная беседа.- Раз мы будем путешествовать по реке, то какой транспорт нам нужен? 
— Давайте построим пароход. 
— Где у нас будет палуба, капитанский мостик, штурвал для управления, каюты для пассажиров, каюта доктора и кухня со столовой? 
Вместе с педагогом строят пароход, определяют роли. 

Распределение ролей. 
— А теперь вспомним, кто работает на пароходе? Значит нам нужны: 
• капитан; 
• рулевой – держать верный курс; 
• матросы; 
• повар; 
• официант; 
• доктор – оказывать первую помощь; 
• а все остальные будут пассажирами. 

Дети отвечают на вопросы педагога. 
В случае отказа детей от своих ролей, педагог предлагает поменяться ролями. 
Дети самостоятельно выбирают роли по своему желанию. 

Объяснение обязанностей и правил. Подготовка к игре. 
Педагог подходит к каждому персонажу и объясняет игровые действия. 
1) Капитан точно определяет направление пути и четко отдает приказы членам команды. 
2) Рулевой внимательно слушает и точно определяет направление следования парохода, сообщает о всех преградах на пути капитану. 
3) Матросы выполняют все приказы капитана. 
4) Повар на кухне готовит обед для пассажиров и команды. Для этого необходимо запастись продуктами для обеда. 
5) Официант накрывает стол и разносит порции пассажирам. 
6) Доктор оказывает больным пассажирам первую помощь во время прогулки. Нужно взять с собой инструменты и медикаменты. 
7) Пассажиры могут взять с собой детей или домашних питомцев, обязательно наденьте головные уборы, чтобы не напекло голову. 

— А я буду кассиром, буду пассажирам продавать билеты на пароход. Нужно сначала купить билеты, и только потом отправляться на прогулку. 
Дети готовят необходимое оборудование и атрибуты для игры, костюмы и дополнительные элементы для образа. Дети выполняют игровые действия по содержанию игрового сюжета, обращаясь друг к другу, соответственно взятой на себя игровой роли. 

Средства расширения сюжета. 
— Граждане, приобретайте билеты на прогулочный пароход. 
— Уважаемые пассажиры, пожалуйста, встаньте в очередь. 
— Пропустите, пожалуйста, женщину с ребенком! 
— Не волнуйтесь, пожалуйста, все успеют купить билеты на пароход. 
Педагог участвует в игре, как второстепенный персонаж, но косвенно руководит игрой, обращаясь ко всем играющим с вопросами. 
«Пассажиры» — дети встают друг за другом в очередь к кассе. Достают из кошельков деньги, чтобы купить билеты на прогулку на пароходе. 

Средства расширения сюжета: 
1) — Капитан, скажите, пожалуйста, пароход готов к отплытию? Разрешите проверить пароход? Да, действительно все готово к отплытию, можно опускать трап и принимать пассажиров. 

Вы сами проверите билеты у пассажиров? 
Педагог берет на себя роль пассажира. 
Дети-пассажиры проходят на пароход, показывая билеты капитану. Капитан проверяет билеты у пассажиров. 
2) — Подскажите, пожалуйста, мое место. 
«Матросы» рассаживают пассажиров. 
3) — Уважаемый капитан, мы рады воспользоваться услугами вашего парохода, но скажите, пожалуйста, мы скоро отправимся? 
Капитан приветствует пассажиров и объявляет отправление. 
4) — Скажите, пожалуйста, какой курс держит наш пароход? 
Рулевой сверяет по карте маршрут. 
5) — Кто может показать, где находится столовая? Спасибо. 
Матрос показывает столовую пассажирам, там их обслуживает официант. 
6) — Официант, принесите, пожалуйста, меню, я хочу сделать заказ. Спасибо. 
Ситуация обеда в столовой (Какое блюдо вы нам можете рекомендовать? Сколько стоит этот коктейль? Как вам понравился этот салат? И т.д.). 
Дети могут задавать друг другу вопросы, просить о помощи (подайте, пожалуйста, салфетку). 
7) — Уважаемый матрос, расскажите нам, пожалуйста, бывают ли нападения пиратов в данном квадрате? Могут ли они захватить наш пароход? 
Матросы рассказывают пассажирам разные ситуации или могут ее обыграть. 
8) — Уважаемый капитан, кажется, там за бортом кто-то кричит (или педагог-пассажир сам «падает» за борт и кричит о помощи). Посмотрите скорее. 
Капитан приказывает матросам бросить спасательные круги. 
9) — Позовите доктора. 
Ситуация спасения утопающего. 
Доктор оказывает больному первую помощь. 
10) — Капитан, скажите, скоро будет остановка? Вы объявите о ней нам? 
11) — Капитан, вы разрешите нам сойти на берег, прогуляться? 
12) — Мы можем собрать букет для группы или ягод для десерта пока вы осмотрите пароход. Может ему необходим ремонт? 
Капитан объявляет об остановке и предлагает пассажирам прогуляться на берегу. 
Пассажиры сходят на берег, на прогулку, собирают цветы, ягоды. Члены команды осматривают и ремонтирую пароход. 
13) Педагог обращается к одному из пассажиров: 
— Спросите у капитана, не пора ли нам возвращаться на пароход. Закончили ли они ремонт парохода? 
Пассажиры спрашивают у капитана, когда отплытие. 
Капитан приглашает всех пассажиров на пароход. 

Итог. Оценка. 
Ситуация обратного пути. 
— Как вам понравилась наша прогулка? 
— Что понравилось больше всего? 
— Кто из команды вам больше понравился? Почему? 
— Кто из пассажиров вел себя невоспитанно? Кто был вежливым? 
— Еще хотите в путешествие? Обязательно отправимся. 
Дети рассказывают о своих впечатлениях. 

— Вы все были большие молодцы!

Учебно-методический материал (старшая группа) на тему: Сценарий сюжетно — ролевой игры «Город мастеров»

Тип занятия: Сюжетно-ролевая игра

Вид занятия: Игра-путешествие.

Тема: Путешествие в «Город мастеров»

Актуальность:

Актуальность заключается в том, что игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально — действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития». В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.
Значение игры в жизнедеятельности дошкольника трудно переоценить. Отметим следующее. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. 

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, независимое от игры. 
Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями. Теперь сформулируем цель нашей работы.

Новизна:

Новизна опыта работы прослеживается в удачной комбинации известных методов и приемов организации и проведения сюжетно-ролевых игр и методов развития социализации личности ребенка-дошкольника. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают творческие способности, эстетические чувства. Дети становятся добрее, учатся жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Обучение и воспитание детей осуществляю не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решений которых эти способности формируются, а эти знания, умения и навыки усваиваются. Поэтому перспективный план обучения детей игресоставлен с постепенным усложнением. Так если в младшей группе (3-4 года) идет обучение детей наиболее простым играм («Дочки-матери», «Шофёры» и т.д.) с последующим закреплением полученных знаний и умений (беседы, составление рассказов и т.д.), то к подготовительной группе дети владеют широким спектром сюжетно-ролевых игр и имеют возможность применить многообразие своих знаний и умений в жизни

Программное содержание:1. Развивать у детей  интерес к сюжетно-ролевой игре, оказать помощь в создании игровой обстановки.

2. Развивать речь,обогащать словарный запас, закреплять заукопроизношенние. 3.Формировать у детей умение использовать строительный и напольный материал в игре,разнообразно действовать с ним.
4.Закрепить ранее полученные знания  о труде врача, парикмахера, продавца, строителя.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Предварительная работа:

  1. Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием
    альбома «Профессии»
  2. Загадывание загадок,чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», Михалков«А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?»        
  3. Пальчиковые игры: «Семья», «Гномики», «Мама лепит пирожки».

Ра бота с родителями:

1.Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери» (пошив кукольного белья, одежды для кукол)                                   2.Оформление игровых уголков:«Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Юный строитель»

Ход игры:

Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.

Воспитатель: У вас, у всех растут года

Будет и семнадцать.

Где работать вам тогда,

чем заниматься?

Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, окончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?

А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?

А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.

А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.

Качу, лечу во весь опор.

Я сам шофёр и сам мотор!

Нажимаю на педаль

и машина мчится вдаль.

И, так, поехали! (звучит песенка «Весёлые путешественники»)

Вот мы и приехали в «Город мастеров».Выходите из автобуса.

Посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? А где можно поработать, я вам сейчас покажу.

Вот здесь у нас «Парикмахерская»

Здесь светло и интересно:

Зеркала, духи и кресла, зал большой,

Но видно, даже,

Лучше, чем у вас в трельяже.

«Магазин»

А сейчас мы в магазине

-Все продукты на витрине:

Чай, конфеты, колбаса

-Разбегаются глаза.

 Подходите, покупайте,

Деньги в кассу отдавайте.

Посмотрите, а вот здесь у нас «Больница» Всегда внимательно, с любовью наш доктор лечит вас, ребят. Когда поправит вам здоровье — Он больше всех бывает рад!

А вот здесь у нас строительная площадка.

Строителя знает весь район,

Мастер он отличный

Со своей бригадой он

Строит дом кирпичный.

Дом среди других домов

И стройней и выше.

Говорят до облаков

Дом достанет крышей.

А вот здесь у нас живут Куклы, зайцы, мишки, ждут, когда к ним придут Мамочки-малышки.

Теперь вы видите, как много интересного в нашем городке. Вы можете потрудиться там, где вам понравится.

По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.

Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился,

закрывается больница, магазин, заканчивают работу на стройке. Все садятся на автобус и возвращаются в детский сад.

А если вам, ребята, понравилось в городке, мы с вами будем ездить туда каждый день.

Сценарий сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Телевидение»

Сценарий сюжетно-ролевой игры «Телевидение»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о труде работников телевидения – ведущих, корреспондентов, операторов, формировать умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.

Задачи:

Воспитательная – воспитывать уважение к профессии работников телевидения, любознательность, формировать дружеские отношения детей в игре, закреплять знания о правилах поведения.

Образовательная – обогащать знания детей о профессиях

Развивающая – развивать интерес к профессиям, связанным с телевидением, расши-

рять кругозор, знакомить с новыми понятиями, такими, как «оператор»,  «коррес-

пондент», «интервью», «сюжет», «канал».

Материал:

Видеокамера, микрофон, ноутбук, фотоаппарат, «хлопушка», рации, стол, стул, папка с текстом для ведущего, беджики, символика программы, гармошка.

Ход игры:

Восп. -Ребята, как люди узнают, что нового произошло за день в стране, если они целый день заняты своими делами?

Да, для этого люди смотрят телевизор – а именно, новости.

Каждый вечер на нескольких каналах показывают новости, что произошло, что изменилось, какие приезжали известные люди и прочее.

А хотите, мы с вами сегодня поиграем в программу «Новости» Тогда, нам надо распределить роли, кто кем будет.

Восп. -Давайте вспомним, какие же роли в игре «Телевидение» — есть ведущие, корреспоненты, оператор, сценарист, гримёр, костюмер, режиссёр, помощник режиссера, гости, могут быть и зрители, а главным является редактор, который определяет тему, сюжет. Вот сколько много специалистов работает в студии над одной телепередачей

А теперь , чтобы начать играть мы должны распределить роли:

Восп.- Роль главного редактора я возьму на себя; Выбираем ведущего, он должен какими качествами обладать?

Восп.- Правильно грамотно говорить, быть общительным, смелым, так кто у нас будет ведущий?…

Восп. — видеооператор, должен хорошо разбираться в видеопаратуре, умело монтировать снятый материал, кто желает быть в роли видеооператора?

Восп. – для снятия сюжета должен быть сценарий, кто его пишет? … Правильно режиссёр, выбираем режиссёра.

Восп. – при съёмке телепередачи ещё нужен помощник режиссёра, который используя кинемотаграфическую хлопушку помогает в синхронизации кадров, чем облегчит работу оператора при монтаже телепередачи. Вспомните, как он говорит… Дубль первый,…. снято!

Восп. – а ещё нам необходим гримёр, он должен видеть все неточности в причёске, макияже и умело исправлять. Кто у на с будет гримёром.

Восп. – а ещё нам не снятиь передачу без приглашённого гостя, кто будет гостем?

(и так далее по количеству играющих это может быть и костюмер, звукорежиссёр и др.)

Восп. -Так роли распределили, возьмите себе необходимое оборудование, материалы.

Игра начинается.

(все работники телевидения, кроме гостя)

Восп. – (редактор) Здравствуйте мои коллеги, я вас приглашаю в кабинет редактора, присаживайтесь.

Сегодня в эфир должна выйти наша телепередача по рубрикой «Любимая профессия» а рассказать я предлагаю о работниках дошкольных образовательных учреждений и пригласить к нам в студию музыкального руководителя ……..(ФИО) детского сада №11 «Малышок».

Восп. — Обращается к режиссёру, я жду от вас сценарий.

Уважаемые коллеги приступайте к работе.

(Режиссёр отдаёт сюжет, редактор согласует и разрешает съёмку)

Режиссёр – заняли все свои места, приготовились к съёмке.

— За столом в студии сидит ведущий и гость,

— Гримёр поправляет причёски

— пом. режиссёра с хлопушкой делает дубль

— оператор снимает

Примерный сценарий

Ведущий – Здравствуйте уважаемые телезрители, в эфире детское телевидение, вы смотрите телепередачу «Новости», сегодня в рубрике «Любимая профессия» мы предлагаем видоматерил из жизни детского сада № « …..», где побывали наши корреспонденты (смотрят на экран). Спасибо нашему кореспонденту и видиооператору и мы продолжаем наш эфир.

Сегодня мы пригласили в гости музыкального руководителя детского сада № «» (ФИО). Уважаемая (ИО), мы рады приветствовать вас в нашей студии, хочу вам задать вопрос, почему же вы выбрали профессию музыкального работника, и пришли работать в детский сад?

Ведущий – на каком инструменте вы играете? А какой самый любимый у вас инстумент…

Гость — ……

Ведущий – уважаемые телезрители, мы прерываем на некоторое время свой эфир для рекламы на канале, оставайтесь с нами….

— Хлопушка проходит

Реклама:

………

— Хлопушка проходит

Ведущий (ИО), в вашем детском саду нам рассказали, что вы очень красиво поёте, нам бы очень хотелось услышать в вашем исполнении песню, инструменты у нас в студии имеются.

Гость встаёт, берёт гитару и поёт.

Ведущий – Уважаемая (ИО), было очень приятно с вами беседовать. Спасибо, что вы посетили нашу телепередачу и прошу вас нашим телезрителям на прощание сказать несколько слов о музыке.

Гость….

Ведущий – спасибо, до свидания.

Уважаемые телезрители сегодня в эфире с вами была ……. До новых встреч!

— Хлопушка проходит … Снято!

Оператор идёт за компьютер и монтирует передачу

Идёт к редактору подаёт запись. Редактор изучает и даёт указания пускать в эфир.

Ребята, на этом наша игра закончилась, вам понравилось? Вы бы хотели стать ведущим или корреспондентом новостей? Про какие новости нам сегодня рассказывали в программе? Какие новые слова вы сегодня узнали? Молодцы, вы всё запомнили, теперь вы сможете сами играть в эту игру, и придумывать новые сюжеты, новые новости.

Сценарий сюжетно-ролевой игры «Школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сельменьгская средняя школа» филиал детский сад №27 «Теремок»

Сценарий сюжетно-ролевой игры «Школа».

Подготовительная группа «Василек»

Выполнила воспитатель первой категории Вилачева Марина Ивановна

поселок Сельменьга, Архангельская область

2016 г.

План подготовки к сюжетно-ролевой игре

Диагностические беседы о школе, составление «открытых писем» для родителей

Экскурсии на пришкольный участок, на уроки в1 и 11 классы.

НОД «Познание» «Знакомство с трудом учителя»

Тематическая неделя «Школа»

Кружковые занятия «Путешествие в прошлое ручки»,«Путешествие в прошлое карандаша»,«Путешествие в прошлое бумаги»,«Путешествие в прошлое книги»

Просмотр фильма «Нарисованные и100рии. Истории о том, как появились книги»

Сюжетно-ролевые игры «Урок математики», «Урок письма», «Урок грамоты»

Сюжетно-ролевая (режиссерская) игра «Школа» с образными игрушками

Изготовление тетрадей

Мини-музей «Школа»

Школьная парта

Математические наборы

Прописи-раскраски

Простые карандаши, фломастеры, восковые мелки

Бумага для самостоятельной игровой и творческой деятельности

Мольберт, магнитная доска, мел

Цифры, арифметические знаки и другой демонстрационный материал для магнитной доски

Комплект игрушечных парт для игры с мелкими игрушками, образные игрушки, мелкий строительный материал

Задачи по развитию игры:

  • Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе игровой деятельности; расширять представления детей о школе, организации школьной жизни.

  • Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.

  • Развивать мышление, творческие способности, эмоционально – волевую сферу.

  • Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители.

  • Воспитывать дружественные взаимоотношения, согласовывать игровые действия, повысить желание детей учиться в школе, формировать позитивное отношение к процессу обучения.

  • Воспитывать любовь и уважение к труду учителя.

Роли:

  • Учитель—ведет урок; спрашивает детей; пишет на доске; проверяет тетради, ставит оценки.

  • Ученики—сидят за партой; пишут в тетрадях, на доске; отвечают на вопросы; поднимают руку; на перемене ходят в столовую.

  • Директор—дает распоряжения учителям; направляет на уроки; пишет расписание уроков; распределяет учеников по классам; следит за дисциплиной на переменах.

  • Повар—готовит еду для учеников и учителей; накрывает на стол; убирает со стола, моет посуду.

  • Медицинская сестра—следит за здоровьем детей; оказывает первую помощь; делает прививки.

Основные сюжетные линии:

Учитель ведет урок, ученики выполняют задания, директор (вахтер)подает звонки, повара готовят еду, накрывают на столы, медицинская сестра делает прививки.

Ход игры (тактика игрового взаимодействия с детьми)

1часть.

Воспитатель вносит сверток-сюрприз. Ребята, а вы любите загадки? Как вы думаете что у меня в свертке? Сейчас я загадаю загадку, если вы отгадаете, тогда я могу развернуть сверток.

На каникулах скучает,

Тихо и спокойно в ней,

После — школьников встречает

Днем распахнутых дверей. (Школа)

Воспитатель: Верно, это-школа.

Достает из свертка предметы: указку, мел, колокольчик, колпачки поваров, врача

Вопросы воспитателя:

  1. Все эти предметы имеют какое-то отношение к школе?

  2. Назовите профессии людей, которые работают в школе? (Учителя, библиотекарь, директор, вахтер-гардеробщица, уборщицы, повара, водитель).

  3. Что делает в школе учитель? (Учитель учит детей)

  4. Каким должен быть учитель? ( Учитель должен быть умным, строгим, культурным, добрым).

Учитель

Быть учителем – призванье.

Нужно так детей любить,

Чтобы душу и старанье

Без остатка им дарить.

Быть примером подражанья,

Интересно объяснять,

Чтоб имели все желанье

На уроках отвечать.

(О. Повещенко )

5. Что же делают повара? (Повара готовят еду.)

6. Что могут приготовить повара? ( Повара могут приготовить суп, борщ, рыбу, котлеты и т.д.)

Повар

Повар у плиты творит,

Как на крыльях он парит.

Все бурлит вокруг него,

Кухня – кузница его.

Каждое его творенье —

Просто сказка, объеденье,

Мысли, творчества полет.

Тот, кто пробовал, поймет.

7. Что делает директор? (Дает указания учителям, следит за дисциплиной)

8. А как называют детей, которые посещают школу? (Ученики, школьники).

9. Каким же должен быть ученик? (Послушным, аккуратным, воспитанным и т. д.)

10. Какие уроки бывают в школе в разных классах?

Воспитатель: А давайте поиграем сейчас в школу!

2 часть.

Воспитатель: Давайте распределим роли в нашей игре.

Дети распределяют роли, учителя математики и грамоты или письма, учеников, поваров, по желанию медсестры, уборщицы и т.д.

Воспитатель: Я тоже буду играть с вами, и у меня будет роль директора, я буду давать указания учителям и подавать звонки на урок по расписанию (воспитатель координирует игру).

Теперь распределим, где у нас будет учительская, класс, столовая и др.

Воспитатель и дети произносят волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть!

(Учитель готовится к уроку; раскладывают школьные принадлежности заранее изготовленные детьми: маленькие тетрадки, карандашина парты; повара идут в столовую надевают фартуки, колпачки).

3 часть.

Сюжетно – ролевая игра «Школа».

Воспитатель- директор даёт звонок на урок.

«Ученики» встречают учителя стоя.

«Учитель»: Дети, здравствуйте, садитесь. Начинается урок математики!

В процессе урока ребенок – «учитель» дает задания:

Возможные варианты на усмотрение ребенка

-просит назвать цифры и геометрические фигуры

-сосчитать в прямом порядке и обратном;

-назвать «соседей» числа;

-назвать время по часам

Работа в тетрадках:

— записывают цифры, рисуют геометрические фигуры.

3.

Воспитатель-«директор» даёт звонок на перемену.

Переменка

«Учитель» предлагает детям пройти в столовую на обед и убирает своё рабочее место.

Во время проведения «урока» «повара» имитируют приготовление пищи и накрывают столы для обеда.

Обед

«Ученики» отправляются в столовую, моют руки, рассаживаются за столы. Повара говорят детям меню обеда. Идет импровизированный прием пищи.

Имитация обеда длится не более пяти минут.

После обеда повара убирают посуду на место, снимают униформу.

Воспитатель даёт звонок на урок «письма-грамоты».

«Ученики» говорят спасибо поварам и возвращаются в класс.

Детей встречает «Учитель письма-грамоты»

«Учитель» рассказывает, чем дети будут заниматься на уроке.

Воспитатель даёт звонок с урока.

Директор объявляет о срочной вакцинации против эпидемии. Ученики и учителя идут к медсестре на прививку.

Директор подает звонок и объявляет о конце учебного дня.

4 часть. Итог игры.

— Игра закончена. Понравилось вам игра?

Дети сами дают оценку своим игровым персонажам: учителям, ученикам, поварам.

Воспитатель: Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам за игру!

Благодарит детей за хорошую игру:

«учителей» — за интересные уроки,

«учеников» — за хорошую учебу,

«повара» — за быстрое обслуживание и вежливое обращение с ними и т.д.

Сборник ролевых игр — Внеурочка

СЦЕНАРИЙ 
сюжетно — ролевой игры для старшеклассников 
«Карьера +» 

Ведущий. Добрый день, дорогие участники, гости и зрители нашей необычной встречи! Почему необычной – спросите вы. Да потому, что сегодня наши лидеры попробуют примерить на себя необычные роли – роли успешных руководителей. 

Ведущий: Каждый человек стремится стать успешным в жизни. Но успех приходит только к тому, кто нашел себя, нашел именно ту область, где он может достичь успеха. Путь к жизненному успеху начинается в школе. 

Ведущий: Именно в старших классах закладываются первые кирпичики в фундамент профессиональной карьеры человека. Почему бы уже сейчас не поставить себе цель стать профессионалом высокого класса в избранной профессии и руководителем какого-либо предприятия, фирмы, агентства? 

Ведущий: И пусть у нас сегодня только игра под названием 
«Карьера +», но она нас может многому научить, научить работать над собой, ставить цели и искать пути их достижения. 

Ведущий: Игра сюжетно-ролевая, значит, каждый участник будет исполнять свою роль, войдет в образ современного руководителя. 
Сюжеты игры будут самыми разнообразными и позволят и участникам, и зрителям показать свои способности и творческий потенциал.
Ведущий: Итак, мы начинаем. Прошу участников занять свои места 
Цель стать руководителем сегодня перед собой поставили: 

Участник под № 1 – Артемьев Дмитрий- ведущий хирург 

Участница под № 2 – Пелькина Виктория- главный режиссер 
киностудии 

Участница под № 3 – Курмаева Анастасия — топ-менеджер по 
персоналу 
Участница под № 4- Кравец Ксения — директор гимназии 

Участница под №5 — Белякова Виктория — заведующая 
педиатрическим отделением 

Участник под № 6 – Стрельников Дмитрий — председатель совета директоров коммерческого 
банка 

Ведущий. А сейчас я с удовольствием представляю вам нашу экспертную группу которая будет анализировать ход игры, отмечать наиболее интересные ответы и действия игроков. Каждый ее участник – образец современного руководителя, профессионал в своем деле.

Итак, в составе нашей экспертной группы: 
1. Светлана Николаевна Кирпичева – методист муниципального учреждения «Методический кабинет» 
2.Бирюкова Светлана Владимировна – директор Дома детского творчества «Гармония, 
3. Любовь Викторовна Назарова- директор Центра детского творчества «Светлячок» 
4. Оксана Александровна Абапова – директор Станции юных техников. 

Ведущий.Ну вот мы и познакомились с нашей уважаемой экспертной группой, а теперь познакомимся поближе с нашими участниками. Первый этап нашей игры (домашнее задание)назовем так: 
«Визитная карточка участника» 
Слово участнику под № 1- Артемьеву Дмитрию 
под№2 — Пелькиной Виктории 
под№3 — Курмаевой Анастасии 
под№ 4 — Кравец Ксении, 
под№5 — Беляковой Виктории, 
под№6 — Стрельникову Дмитрию 
( выступления участников 3-5мин.) 
Ведущий. Все участники добавили штрихи к своему портрету руководителя, экспертная группа постаралась это оценить и мы переходим к первому заданию. 
Ведущий. Представьте, что вас пригласили в телестудию на передачу «Каков он современный руководитель?» Вам предстоит принять участие в дискуссии по заданной теме. Вам необходимо проявить общую культуру и эрудицию и принять активное участие в обсуждении проблемы. 

Вопрос Артемьеву Дмитрию: Каковы, на ваш взгляд главные качества современного руководителя? 

Вопрос Стрельникову Дмитрию: Согласны ли вы с утверждением, что руководитель-мужчина эффективнее руководителя-женщины? 

Вопрос Пелькиной Виктории: Как вы считаете, руководителя должны назначать или избирать? 

Вопрос Курмаевой Анастасии: С какого возраста человека можно выдвигать на руководящую должность? 

Вопрос Кравец Ксении: Какого стиля руководства вы придерживаетесь? 

Вопрос Беляковой Виктории: назовите плюсы и минусы 
руководящей должности. 

А теперь давайте послушаем наших экспертов, как они оценивают состоявшуюся дискуссию. Чьи ответы были наиболее оригинальными?
Пожалуйста, вам слово_______ 

Ведущиий: Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в первые минуты знакомства и разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос и умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни. 

Ведущий: Следующее задание игрокам. Проявите свою фантазию и попробуйте представить рабочий день руководителя. Составьте график работы на день. 

Ведущий: Пока наши участники составляют «График работы на день», мы попробуем сформулировать основные правила делового этикета. Для начала выясним, что такое деловой этикет. 
Предлагаю ответить зрителям___________ 

Ведущий. Деловой этикет — правила общения, взаимодействия и поведения людей в процессе профессиональной деятельности, а также формы обхождения с окружающими, виды обращений и приветствий, манеры и принятая форма деловой одежды. 

Ведущий: Итак для того чтобы сформулировать первое правило, я попрошу вас ответить на вопрос: 
Как вы считаете, на чем должны быть основаны деловые отношения? 
Ведущий: Из всего вышесказанного вытекает 
Правило 1. Честность и надежность в деловых отношениях. Стремление деловых людей быть честными и надежными в деловых контактах — это проявление их внутренней установки на стабильность и поддержание с партнерами долгосрочных отношений. 

Ведущий: А представьте, что партнер дал согласие на поставку некоторого оборудования, но в срок его не поставил, так как решил поискать более выгодные условия. 
Ведущий: Какое правило делового этикета он нарушил? 

Ведущий. Совершенно верно это и есть наше второе правило: Обязательность. Из записной книжки делового человека вычеркивается или помечается особым знаком телефон партнера, который проявил необязательность, совершил подлог или обман. Характеристика такого партнера в деловой сфере передается по личным каналам, и сформировать положительное отношение к себе ему бывает нелегко. Деловая репутация создается годами, а утратить ее можно в считанные минуты без права на реабилитацию. 

Ведущий. Переходим к третьему правилу: Соблюдение норм служебной субординации. Как вы это понимаете? В чем суть данного правила? 

(зрители отвечают) 
Четкая субординация предполагает: власть и подчинение, исполнительскую дисциплину, контроль, координацию своих действий с действиями других сотрудников, запрет на действия подчиненного через голову своего непосредственного руководителя, знание и выполнение служебных обязанностей. 
Ведущий: А сейчас такая ситуация: в престижную фирму пришел человек устроиться на работу. Открыв его трудовую книжку руководитель видит, что этот человек очень часто меняет место работы. Как вы думаете, примут ли этого человека на работу? 

Ведущий: Какое правило вытекает отсюда? 

Ведущий. Итак следующее правило это — Преданность сотрудников своему учреждению. 

Ведущий: Теперь представьте, в солидном учреждении человек пришел на работу в джинсах. О чем это говорит? 

Ведущий: В итоге из всего вышесказанного мы можем сформулировать пятое правило — Соблюдение норм поведения и внешнего вида. 

Ведущий: В солидных организациях не встретишь шумных и демонстративно раскованных людей. Здесь ценят чувство собственного достоинства, деловитость, собранность, умение контролировать собственные эмоции. Общаются в сдержанной манере, профессионально и информативно. 

Ведущий: И следующий вопрос для обсуждения. Каждый из вас знает, что в наше время большую роль в экономике любого предприятия и страны в целом играет конкуренция. 

Ведущий: Есть такое современное понятие: деструктивная конкурентоспособность. 
Как вы думаете, что оно обозначает? 

Ведущий: Для того чтобы понять давайте с вами определим, что такое конкуренция – это взаимоотношение, активное соревнование, борьба за существование. 

Ведущий: Понятие деструктивная – это нарушение, разрушение нормальных структур чего –либо. 
Что должно лежать в основе конкурентной борьбы? 

Ведущий.Правило 6. Соблюдение нравственных норм в конкурентной борьбе. Человек должен двигаться к цели не путем обмана или предательства, а с помощью интеллектуальных усилий и творческого подхода к делу. 

Ведущий: А теперь давайте послушаем, как спланировали свой рабочий день наши руководители. 

Ведущий: И снова нашим участникам предстоит выполнить практическое задание. 

Провести: 

1.Хирургу Артемьеву Дмитрию визит к пациенту . 

2. Режиссеру Пелькиной Виктории – кастинг на главную роль 

3. Интервью топ-менеджера Гаспрома Курмаевой Анастасии 1каналу 

4. Директору гимназии Кравец Ксении составить благодарственное 
письмо спонсору. 

5. Заведующей педиатрическим отделением Беляковой Виктории провести увольнение сотрудника в связи с сокращением штата. 

6. Прием иностранного гостя в коммерческом банке председателем совета директоров Стрельниковым Дмитрием без переводчика. 

Ведущий: Просим участников выполнить задание 

Слово нашим экспертам. 

Вопрос к участникам и зрителям. 
Ведущий. Кто может пояснить смысл выражения «корпоративная культура»? 

Корпоративная, или организационная, культура учреждения представляет из себя взаимосвязь следующих компонентов: 
моральные ценности; 
цели труда; 
особенности деловых отношений; 
психологический климат в коллективе; 
удовлетворенность или неудовлетворенность работников своим трудом; 
наличие перспективы роста работников и системы поощрения; 
уровень стабильности — текучести кадров. 
Ведущий: Я предлагаю нашим участникам составить 5 правил, отражающих корпоративную культуру вашего учреждения. У вас 5 минут. 
Ведущий: Пока наши участники составляют свод правил, мы продолжим разговор об особенностях делового этикета. 

Ведущий: Любой руководитель должен знать правила ведения деловых переговоров. Начнем с внешних атрибутов. 

Ведущий: Как вы думаете, какой формы должен быть переговорный стол? 

Ведущий: А знаете ли вы почему деловые встречи чаше всего проводятся за круглом столом? 

Ведущий.Круглый стол — символ союза и объединения. При рассаживании в круг снимаются статусные различия. Если необходимо подчеркнуть статусные различия, используют квадратные или прямоугольные столы. На деловых встречах и переговорах часто организуются деловые завтраки, обеды и ужины, на которых проявляются не только профессиональные качества, но и уровень культуры человека. 

Ведущий: Каковы правила поведения во время делового обеда или ужина? 

Ведущий.Навыкам поведения за столом необходимо специально учиться, поскольку именно по тому, как человек ведет себя за столом, можно дать ему безошибочную оценку. Можно определить его темперамент, уровень развития самоконтроля, оценить его отношение к жизни и своим партнерам. 
Ведущий: Особое значение придается умению партнера-мужчины употреблять алкогольные напитки. Положительное впечатление создается о человеке в том случае, если он ведет себя спокойно, свободно и естественно, поддерживает светскую беседу. 

Ведущий.А если вы оказались на таком мероприятии, и не уверены в том, как правильно пользоваться всем разнообразием столовых приборов и как есть то или иное блюдо, то не следует спешить, спокойно понаблюдайте за манерами других людей или попросите официанта разделать какое-то экзотическое блюдо, или откажитесь от него. 

Ведущий: Деловой этикет позволяет сохранять приличия и не нарушать «границы разумного» даже при наличии делового конфликта. 

Ведущий Деловой этикет — это культура, к которой мы все должны стремиться, потому что это действительно выгодно и потому что так работает и живет весь цивилизованный деловой мир. 

Ведущий: А теперь послушаем наших участников. 

Ведущий: Какие же правила, составляющие корпоративную культуру, выбрали для своего учреждения наши участники. 

Артемьев Дмитрий, 
Пелькина Виктория, 
Курмаева Анастасия, 
Кравец Ксения, 
Белякова Виктория, 
Стрельников Дмитрий 
Ведущий: Предоставим слово экспертам. 

Ведущий. Ну и последнее испытание. Ежедневно руководителю приходится оказываться в нестандартной ситуации, в которой его спасают находчивость, сообразительность и чувство юмора. И вам мы предлагаем ответить на вопросы гостей и зрителей. 
(вопросы-ответы) 
Может быть, у зрителей есть вопросы к гостям? 
(вопросы-ответы) 
Ведущий.Ну что ж, подведем итоги. «Тяжела ты, шапка Мономаха», -наверняка подумали сегодня наши игроки, примерившие на себя роли руководителей. Тяжела, но не неподъемна. И все вы сегодня показали нам и свои способности, и творческий потенциал. А потому я предоставляю слово нашим экспертам для приятной миссии — подведение итогов. 
(награждение) 

Ведущий: Наша встреча подошла к концу, а с ней и заканчивается сюжетно-ролевая игра «Карьера +». В память о нашей встрече разрешите вручить деловые папки нашим участникам. Пусть наша игра станет первой ступенью карьерного роста будущих руководителей.
Ведущий: До свидания, до новых встреч!

Сценарий сюжетно-ролевой игры «Путешествие по Цветочному городу»

Сценарий сюжетно–ролевой игры

«Путешествие по Цветочному городу»

для детей разновозрастной группы 3-5 лет

Автор — составитель: Пудовкина Наталья Викторовна, воспитатель группы полного дня

филиала МБОУ Сосновской СОШ № 1 в с. Атманов Угол.

Цель: Развитие воображения, закрепление знаний, умений о труде водителя, контролера, официанта, повара, на основе которых ребята смогут развить сюжетную игру.

Задачи: Закрепить названия цвета. Познакомить с правилами поведения в автобусе. дать представление детям о городе. Формировать положительных отношений между детьми. Повторить с детьми правила дорожного движения, различных видов транспорта. Воспитать у детей уважение к труду водителя, контролёра, официанта, повара. Учить действовать по инструкции воспитателя.

Предварительная работа:

Беседа о предстоящем виртуальном путешествииРассматривание картин, иллюстраций с изображением транспорта, шофера в автобусе, наблюдение за транспортом, создание игровой обстановки. Чтение художественной литературы: И.Павлова «На машине», Б.Житкова «Светофор», Л.Кузнецова «Дети и дорога».

 Материалы: кепка шофера, руль, билеты цветные, сумка для кондуктора, деньги из листов бумаги, пешеходный переход (полоски «зебра»), столик, игрушечная посуда и продукты, салфетки, скатерть, вазочка с цветами.

Игровые роли: шофер, контролер, пассажиры, официант, повар.

Ход игры.

В — Ребята, вы любите путешествовать?

Д — Да.

В — Сегодня я вам предлагаю отправиться в интересное путешествие по городу. Согласны?

В -На чем мы поедем?

Д — Машине, автобусе.

В — Предлагаю вам поехать на автобусе, потому что нас много. Где нам взять автобус?

Д – Построим из стульчиков.

В — Хорошая идея.

В — Стульчики будут вместо сидений?

Д — Да.

В — Как поставим стульчики?

Д – Парами. И поставим стульчик для водителя.

Строительство автобуса (звучит тихая музыка).

В-Вот мы с вами построили автобус. Для того, чтобы нам поехать на автобусе, нужно выбрать водителя. (Дети выбирают водителя, считаем считалку «Вот горит зелёный свет»).

В — Водителя выбрали, а контролёром и экскурсоводом буду я, потому что вы еще не знаете город. Я вас познакомлю с улицами города, а вы будете пассажирами.

В-Покупайте билетики, проходите в автобус, садитесь на свое место. (Кондуктор раздает билетики. Дети занимают места в соответствии с цветом билетика).

Когда мы садимся в автобус, то показываем контролёру билеты.

В — Давайте ребята мы с вами вспомним правила поведения в транспорте.

Д – Надо пристегнуть ремни, нельзя шуметь, баловаться, надо внимательно слушать контролёра,  когда он объявляет остановку.

В – Вы хорошо усвоили правила поведения в автобусе. Занимаем свои места.

Водитель автобуса – Внимание, автобус отправляется! Пристегните ремни безопасности.

Под музыкальное сопровождение шофёр отправляет автобус в рейс. 

Звучит музыка «Мы едем, едем, едем…»

В – (Объявляет  остановку) Станция «Луговая».

Выходите из автобуса. Чтобы пройти на лужайку, нужно обойти автобус сзади и перейти дорогу. Дорогу переходят по пешеходному переходу, вот по этой полосатой дорожке, которая называется «зебра». Также обратите внимание на знак «Пешеходный переход». Дети переходят дорогу и попадают на лужайку с цветами.

-Посмотрите на лужайку. Что вы видите на ней? (Цветы)

Воспитатель: Да, цветы небывалой красоты.

Пчелы, бабочки кружатся,

На цветы они садятся.

Проводится дидактическая игра «Найди цветок для бабочки».

(Посади бабочку на цветок соответствующего цвета.)

В – Прошу вас всех в автобус, наше путешествие по городу продолжается. Осторожно двери закрываются, пристегните ремни.

Следующая остановка «Стадион». Тихонько и осторожно выходим,  не толкаемся.

В – Чем занимаются люди на стадионе?

Д – Бегают, прыгают.

В –На стадионе мы с вами будем делать гимнастику и заниматься физическими упражнениями, чтобы вырасти большими и сильными, а еще поиграем в игру «Цветные машинки»

Физминутка.

1 упражнение:«Бабочка»

Утром бабочка проснулась,

улыбнулась, потянулась,

Раз — росой она умылась,

Два — изящно покружилась,

Три — нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

2 упражнение:«Наши ручки»

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

В – Понравилось вам на стадионе?

Давайте теперь поиграем. (Игра)

В – Прошу  вас всех в автобус, наше путешествие по городу продолжается.

Осторожно! Двери закрываются,  пристегните ремни.

Воспитатель: Сейчас мы с вами зайдем в кафе и покушаем.

Все пассажиры, кондуктор и водитель заходят в кафе. В кафе работают официанты (2 ребенка).

Официанты дают посетителям меню (блюда в меню изображены на картинках). Каждый ребенок выбирает то, что он хочет, и называет цвет фрукта или блюда. Официанты обслуживают посетителей, повар на кухне готовит еду.

После того, как все покушали, расплачиваются и возвращаются к автобусу.

В – На этом наша экскурсия заканчивается. Прошу занять свои места в автобусе, пристегнуться – мы едем обратно в детский сад.  Садятся в автобус и поют песню «Разноцветные шары»

Следующая остановка — детский сад.

Дети выходят из автобуса и рассказывают,  как они путешествовали.

В – На чем мы путешествовали?

Д —  На автобусе.

В — Чем мы занимались во время путешествия?

В – Вам путешествие понравилось? Родителям расскажите про путешествие?

(Ответы детей)

Литература

1.      Деркунская В.А., ХарчевниковаА.Н.Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие. Центр педагогического образования, 2016 г.
2.      Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет. Методическое пособие.АРКТИ, 2016 г.
3.      Захарова Т.Н. Ролевые игры в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 4 до 7 лет. Академия развития, 2015 г.
4.      Краснощекова Н. В.Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Феникс, 2006 г. 

Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/25/kartoteka-syuzhetno-rolevykh-igr

http://lib.exdat.com/docs/15110/index-3287.html

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *