Ручная моторика: Статья по логопедии по теме: развитие ручной моторики – Мелкая моторика: ее значение и развитие

Статья по логопедии по теме: развитие ручной моторики

РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ

Необходимость развития моторики рук у детей дошкольного возраста обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

Развитие ручной моторики у детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки дошкольников к овладению письмом.

Существуют различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронного движений пальцев рук. Также проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:

1. Конструирование из кубиков домиков, башен, сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

2. Раскладывание и складывание разборных игрушек.

3. Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4. первоначально складывают по образцу, потом – по памяти.

4. Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений.

5. Обведение контуров предметных изображений.

6. Раскрашивание контурных изображений предметов  цветными карандашами.

7. Вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам.

8. Наматывание ниток на катушку, клубок.

9. Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.

10. Работа с пластилином.

11. Работа с мозаикой.

12. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.

13. Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь – ребро.

14. Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот.

С детьми можно проводить пальчиковые игры без речевого сопровождения:

«Лесенка».

К кончику большого пальца правой руки прикладывается кончик указательного пальца левой руки. Затем кончик указательного пальца левой руки соединяется с кончиком большого пальца правой руки. Далее также большими и средними пальцами, большими и безымянными пальцами.

«Оса».

Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им. То же – левой рукой, затем обеими.

«Дети бегут».

Указательный и средний палец правой руки «бегают» по столу. То же – левой рукой, затем одновременно.

«Очки».

Образовать два кружка большим и указательным пальцами обеих рук, соединить их.

«Двое разговаривают».

Обе руки согнуты в кулак, большие пальцы поднимаются вверх, то сближаются, то удаляются.

«Птичка пьет водичку».

Пальцы левой руки слегка согнуты в кулак, указательный палец левой руки опускается в отверстие.

«Гнездо».

Ладони соединяются около мизинцев, пальцы обеих рук слегка согнуты.

«Лодочка».

Ладони прижаты друг к другу, сверху слегка раскрываются.

«Солнечные лучи».

Руки скрещиваются перед грудью, пальцы расставлены.

«Елка».

Ладони прижимаются тыльной стороной друг к другу, пальцы скрещиваются.

«Игра на рояле».

Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:

Одним пальцем: 1,2,3,4,5;5,4,3,2,1.

Двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

Методическая разработка по теме: Игры и упражнения на развитие ручной моторики

Развитие ручной моторики

 1. Конструирование из кубиков домиков, башен и т.д., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

 2. Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков).

 3. Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4. Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем — по памяти.

 4. Складывание из палочек, бусинок геометрических фигур, изображений, букв.

 5. Обведение контуров предметных изображений.

 6. Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.

 7. Вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам.

 8. Наматывание ниток на катушку, клубок.

 9. Застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание.

 10. Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей).

 11. Работа с мозаикой.

 12. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.

 13. Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак — ладонь — ребро.

 14. Поочередная смена положений рук: левая рука — кулак, правая — ладонь; затем наоборот: правая рука — кулак, левая — ладонь.

 15. С детьми проводятся пальчиковые игры без речевого сопровождения.

Пальчики «здороваются».

 Кончик большого пальца левой руки «здоровается», поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца этой же руки;

 то же упражнение выполняется пальцами правой руки;

 то же упражнение выполняется одновременно пальцами правой и левой руки;

 пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами правой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.).

Дети бегут.

 Указательный и средний палец правой руки «бегают» по столу;

 то же упражнение проводится пальцами левой руки;

 то же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук (дети бегут наперегонки).

Игра на рояле.

 

Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:

 одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.

 двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

«Пальчики»

 Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.

 Этот пальчик хочет спать. (Загибают мизинец.)

 Этот пальчик лег в кровать. (Загибают безымянный палей.)

 Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибают средний палец.)

 Этот пальчик уж уснул. (Загибают указательный палец.)

 Этот крепко-крепко спит. (Загибают большой палец.)

 Встали пальчики, ура. (Распрямляются пальцы рук.)

 В школу нам идти пора. (Указательный и средний пальцы левой руки

 «бегут» по столу.)

 Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

«Этот пальчик…»

 Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.

 Этот пальчик — дедушка. (Сгибают большой палец.)

 Этот пальчик — бабушка. (Сгибают указательный палей.)

 Этот пальчик — папочка. (Сгибают средний палец.)

 Этот пальчик — мамочка. (Сгибают безымянный палец.)

 Этот пальчик — я. (Сгибают мизинец.)

 Вот и вся моя семья. (Разгибают пальцы.)

 Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

Материал на тему: Развитие мелкой моторики

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

        Мелкая моторика – одна из важнейших функций. Детям с плохо развитой ручной моторикой бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой, счетными палочками. Они отказываются от лепки и аппликаций, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

        С незрелостью пальцевого гнозиса связывают и нарушения счетных операций. При овладении счетом, особенно на начальных этапах, большую роль играют внешние действия с использованием движений пальцев рук, которые помогают овладеть десятичным счетом, связанным с количеством пальцев на правой и левой руках. У детей с нарушениями ручной моторики задерживается овладение счетом и счетными операциями. В связи с этим развитие мелкой моторики является важным условием профилактики и коррекции дискалькулии.

        Развитие ручной моторики осуществляется в несколько этапов:

  1. подготовительный;
  2. формирование статической организации движений;
  3. формирование динамической координации движений.

        Для занятий по формированию ручной моторки можно дать следующие рекомендации:

  1. Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет соответствовать возможностям ребенка.
  2. Выполнение упражнений должно быть регулярным.
  3. Время выполнений упражнений должно быть оптимальным, иначе внимание и интерес ребенка быстро иссякает.
  4. Повторение инструкции, проговаривание действий в процессе выполнения упражнений.

І ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Сущность данного этапа заключается в подготовке детей к овладению ручным праксисом: создание благоприятной атмосферы, желания, заинтересованности.

        Детям двух лет и старше для развития мелкой моторики на подготовительном этапе можно предложить следующие игры:

  1. «Переложи игрушки». Ребенок сидит за столом, перед ним высокий сосуд и мелкие предметы (пуговицы, бусины и т.д.). Ребенок должен держать сосуд левой рукой, а правой бросать в него предметы. Затем то же самое ребенок выполняет другой рукой.
  2. «Забей мяч в ворота». Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола – «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.
  3. «Перебираем крупу». Необходимы две пустые коробочки и одна – со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.
  4. «Разорви лист по линиям». Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге геометрические фигуры.
  5. «Шаловливый котенок». Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.
  6. «Строитель». Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребенку дается задание собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, домик, поезд, заборчик, машину и т. д.
  7. «Шофер». На столе раскладываются маленькие предметы (игрушки) на расстоянии 5 см друг от друга. Понадобиться также какой-нибудь деревянный или пластмассовый кружок. Передвигая кружок одним пальцем, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.
  8. «Шнуровка». Берется большая карточка, на которой имеются отверстия. При помощи шнурка выполняются следующие задания: провести нитку через все отверстия по краю карточки; протянуть шнурок в каждое второе отверстие; провести шнурок только через дырочки, обведенные красным цветом и т.д.
  9. «Художник». Ребенок ставит локоть ведущей руки на стол, берет в руки «волшебную палочку» (указку, счетную палочку, карандаш). По просьбе взрослого «волшебная палочка» рисует по воздуху буквы, цифры, предметы, геометрические фигуры. Рука при этом остается неподвижной, работают только пальцы и кисть. Следить, чтобы «палочка» была зажата пальцами правильно и «рисунок» был похож.

ІІ ФОРМИРОВАНИЕ СТАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

        Хорошую тренировку статических движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей и т.д.

        В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

         К статическим относятся упражнения с изображением пальцами различных фигурок.

Второй этап включает следующие упражнения:

  1. «Флажок». Соединить четыре пальца вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
  2. «Очки». Соединить в кольцо  большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.
  3. «Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль».
  4. «Стол». Левую ладонь сжать в кулак, поставить на стол, правую раскрыть и положить сверху.
  5. «Стул». Поставить на стол сжатый кулак правой руки, левую приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку.
  6. «Бочка». Неплотно сжать руку в кулачок.
  7. «Птичка пьет из бочки». Поднести к «бочке» вторую руку, указательный палец опускать в отверстие и поднимать.
  8. «Гнездо». Соединить круглые ладони.
  9. «Птичка в гнезде». Соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать вовнутрь.
  10.  «Птенцы в гнезде». Обхватить все пальцы правой руки левой ладони.
  11.  «Крыша». Кончики пальцев рук соединить в наклонном положении ладоней.
  12.  «Мостик». Положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга.
  13.  «Кораблик». Округленные ладони снизу плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты сверху.
  14.  «Скворечник». Кончики пальцев, вытянутые вверх, соединить, большие пальцы загнуть внутрь.
  15.  «Болтливые человечки». Поставить на стол два кулака с поднятыми вверх большими пальцами.
  16.  «Ворота». Кисти рук поставить на ребро, кончики пальцев соединить.
  17.  «Летит оса». Пальцы сжать в кулак, один поднять вверх. Выполнять им вращательные движения. Повторить другими пальцами.
  18.  «Зайчик». Указательный и средний пальцы поднять вверх и развести в стороны, остальные прижать к ладони.
  19.  «Гусь». Поставить локоть на стол. Четыре пальца соединить вместе и слегка округлить. Расположить их и большой палец параллельно столу.
  20.  «Петушок». Большой и указательный пальцы соединить. Остальные пальцы подняты вверх в полусогнутом положении один за другим.
  21.  «Курочка». Большой и указательный пальцы соединить. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
  22.  «Улитка». Кулак правой руки прижат к столу ладонью вниз, указательный и средний пальцы разведены и выпрямлены вперед.
  23.  «Улитка в домике». Положение правой руки то же. Левая рука лежит на тыльной стороне правой руки.
  24.  «Кошка». Средний и безымянный пальцы соединить с большим, указательный и мизинец поднять вверх.
  25.  «Мышка». Положение пальцев то же. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному
  26.  «Лиса». Ладони прижать друг к другу. Согнуть вовнутрь мизинцы и указательные пальцы, большие поднять вверх.

Теневые игры

        Еще одним занятием для развития статической организации движений пальцев рук является теневая игра, которая проводится в затемненной комнате.

        Источник света освещает экран. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых падает тень. Теневая игра может сопровождаться короткими диалогами сценками.

        Большой эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния от руки до источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур.

Упражнения для теневых игр:

  1. «Орел». Руки повернуть ладонями от себя, большие пальцы наложить друг на друга. Остальные пальцы соединить и вытянуть в стороны.
  2. «Рыбка». Ладони соединить, все пальцы, кроме указательных и больших вытянуть вперед. Указательные пальцы – в замке, большие направлены вовнутрь ладоней.
  3. «Волк». Ладони прижать друг к другу. Согнуть вовнутрь указательные пальцы, большие поднять вверх. Мизинцы соединить и отвести в сторону.
  4. «Лось». Локоть правой руки опирается на стол. Пальцы вытянуты и соединены. Тыльная сторона левой руки соприкасается с тыльной стороной правой руки. Пальцы левой руки полусогнуты и раздвинуты.

Также в теневых играх могут изображаться и другие предметы.

Примерные тексты теневых игр,

 направленных на развитие мыслительной деятельности

 и счетных операций.

Дети играют в теневой театр, изображают животных и одновременно решают математические задачки.

  1. Сосчитай животных.

Юля приехала в деревню к бабушке. У бабушки жили собака, кошка, двое гусей, две курицы и петух. Сколько всего животных было у бабушки?

  1. Сколько игрушек?

Скоро Новый год. Папа принес домой елку. Аня и Володя стали ее наряжать. Сначала Володя повесил маленький домик. Аня достала из коробки кораблик и рыбку и повесила их на елку. Володя прикрепил к ветке красный флажок.  Потом Аня украсила елку фигурками животных: зайца, лисы, мышки. Володя добавил еще кошку и петушка. Сколько всего игрушек повесила Аня? Сколько Володя? Сколько всего игрушек ребята повесили на елку? Кто больше повесил игрушек? На сколько?

  1. Утро.

Проснулось солнышко и стало всех будить. Первый луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел : ку-ка-ре-ку! Второй луч упал на высокую скалу. Орел расправил крылья и полетел. Третий луч упал на зайчика. Передернул ушками зайчик и весело запрыгал по зеленому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Четвертый луч попал в улей. Выползла оса и полетела на поляну. Пятый луч попал в дом и добрался до постели маленького лентяя: светит ему прямо в глазки, а он повернулся на другой  бок и опять заснул.

        Кто проснулся третий по счету? Каким по счету проснулся орел? Кто проснулся после зайчика? И т.д.

ІІІ ФОРМИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

Данный этап предполагает выполнение «подвижных» пальчиковых игр с речевым сопровождением и с сопровождением счета, а также задания на развитие предметно-практической деятельности.

Подвижные пальчиковые игры:

1. «Человечки». (Движения указательного и среднего пальцев по поверхности стола)

Побежали вдоль реки

Пальцы наперегонки!

2. «Овощи».

Один, два, три, четыре!

Дети овощи лепили:

Лук, редиска, кабачок,

Огурец и чесночок.

(Сжимать – разжимать кулаки; соединять полусогнутые ладони обеих рук; все пальцы поочередно соединяются с большими пальцами обеих рук)

3. «Пальчики». (Сгибать пальцы по очереди, начиная с большого)

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий в дом несет,

Четвертый высыпает,

Самый маленький – шалун

Все, все, все съедает.

4. «Дружные пальчики». (Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху).

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот – средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот – указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

5. «Алые цветки        ». (Ладони соединены в форме тюльпана. Пальцы медленно раскрываются, плавно покачиваются, затем они медленно закрываются). Кисти рук покачиваются.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головками качают.

Упражнения на развитие предметно-практической деятельности

1. Составление фигурок из счетных палочек или спичек.

Ребенка просят выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению следующие фигуры:

Квадрат, треугольник, кубик.

Ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое.

Мост, качели, лейка, танк, лопата, коробка карандашей, ракета, пароход, грибок, горка.

Беседка, снежинка, кораблик, башня, песочница, самолет, кровать, телевизор.

2. «Сделай так же».

У логопеда – набор карточек с изображениями человечков в разных позах. У ребенка – палочки и маленький кружок. Выбрав одну карточку, взрослый показывает ее ребенку в течение нескольких секунд. Играющий должен запомнить положение человечка, а затем сложить из палочек и кружка такого же.

3. «Нитяные узоры».

Для работы необходимы тонкие веревочки. Ребенок по карточке-образцу должен выложить узор, петли, завязать узелки.

Развитию мелкой моторики способствуют задания:

  1. Изготовление бус;
  2. Собирание мозаики;
  3. Лепка;
  4. Аппликация;
  5. Обведение трафаретов с их последующей штриховкой;
  6. Работа с дошкольными прописями.

Проект по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме: Развитие мелкой моторики в процессе занятия ручным трудом.

            МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №1 с. Завьялово».

                                 

                                         Реферат на тему:

    Развитие мелкой моторики в процессе занятия ручным трудом.

                                                                                Автор: Мерзлякова О.П.

                                                                                Должность: воспитатель

                                                                                Стаж работы: 8,5 лет.

                                                         2014г.

  Содержание:

1 . Введение

2 .  Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики  детей  

      дошкольного  возраста.

     1.1.Что такое мелкая моторика?  И почему она важна для детей.

     1.2. Проблемы развития мелкой моторики.

     1.3. Возрастные особенности развития мелкой моторики рук детей.

     1.4. Направления работы по развитию мелкой моторики.

3. Глава 2. Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук.

    2.1. Ручной труд в развитии детей дошкольного возраста.

    2.2. Что ручной труд развивает у детей?

    2.3. Анализ работы по развитию мелкой моторики рук .

4. Заключение.

5. Список литературы.

6. Приложение.

Введение.

Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Мелкая моторика взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью, воображением, оптико-пространственным восприятием (координацией, зрительной и подвижной памятью. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. 
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научиться ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

 Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким .

«Рука – развивает мозг» – это утверждение уже многократно доказано. Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для успешного обучения в школе. Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время. Тревожно, что исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения. Увидев, что у большинства ребят в группе возникают большие трудности: пальцы малоподвижны, движения не точны.

Поэтому я и выбрала тему: «Развитие мелкой моторики рук  в процессе занятия ручным трудом».

Цель моей работы:

Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста через организацию  ручного труда – оригами, вышивание лентами.

Строя свою работу, я поставила перед собой следующие задачи:

-Подобрать и проанализировать литературу, касающуюся проблемы развития    мелкой моторики;

-Собрать практический материал по ручному труду;

-Совершенствование знаний, умений, навыков детей.

— Расширение их представлений о декоративно-прикладном      искусстве.

 -Развитие психических познавательных процессов, таких как воображения, восприятия, память, внимание

 -Развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия.

—  Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

—  Развивать точность и координацию движений руки.

 — Умения доводить начатое дело до конца.

В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою коррекционную работу как традиционные, так и нетрадиционные методы, и приёмы для развития мелкой моторики у детей.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохраняет не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навыки письма.

Глава1. Теоретические основы развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

  1. Что такое мелкая моторика? И почему она важна именно для детей.

Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Мелкая моторика — это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным — важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности. Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать.

Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Мелкая моторика разнообразных бытовых и учебных действий – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.

Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования учённых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество — игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.

Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте 5 лет. Движение теперь становятся все более ограниченным, и включает только предплечье, запястье и пальцы. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз, и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Ребенок в этом возрасте может вырезать зигзаги, окружности и волны; рисовать кистью, не нажимая сильно на бумагу.

Противостояние большого пальца развивается последним, примерно в шестилетнем возрасте: большой палец должен в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец становится настолько подвижным, что с его участием можно сделать кольцо и можно согнуть его (палец) поперек ладони ногтем вверх. Если большой палец не может становиться «напротив» кончиков других пальцев или поворачиваться, как описано выше, то у ребенка плохо развивается хватка «щипцами».

В возрасте 7 лет ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом, например, есть ножом и вилкой. Он обладает взрослой внешней хваткой, когда рисует, пишет и держит ложку. Ребенок может самостоятельно нарезать продукты, вырезать фигуры в виде букв S, Z и спиралей, а также может свободно удерживать ручку при письме.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой и тканью, в отличие от младших дошкольников они уже имеют практические навыки и владеют основными техническими приёмами.

Особое внимание необходимо уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект. За два месяца тренировки пальцев рука полностью готова к письму. Движения кисти пальцев становятся точными и координированными. Затем под руководством воспитателей дети выполняют работы в тетрадях по письму.

Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны.

1.2 Проблемы развития мелкой моторики

Проблемы развития мелкой моторики изучаются достаточно давно. Многие ученные показали в своих исследованиях роль двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления, а так же доказали, что первой и главной врожденной формой деятельности является двигательная. И. П. Павлов считал, что речь — это мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Многие ученные, в том числе и современные считают, что все способности детей находятся в кончиках их пальцев. Важно развитие мелкой моторики рук для речевого развития ребенка. В настоящее время разработано достаточно много упражнений, которые помогают развить пальцевую моторику, их мы рассмотрим чуть позже.

Известна книга М. М. Кольцовой «Ребенок учиться говорить» (М.М. & М.С., 2004), в ней подчеркивается важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Ряд наблюдений и исследований привел автора к выводу существования возрастных особенностей. Например, развитие движений пальцев соответствует возрасту то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает — отстает и развитие речи. В своей книге М.М. Кольцова говорит о таких исследованиях как, связь функции кисти рук и речи. Они оказались связанны, и тренировки пальцев рук являются мощным физиологическим стимулом развития речи детей. (М.М. & М.С., 2004)

1.3 Возрастные особенности развития мелкой моторики рук детей.

Развитие происходит постепенно. Как уже сказано выше это происходит последовательно, начиная от периода новорожденности. Мы остановились на том, что ребенок, начиная брать и удерживать предмет, перекладывает предмет, например, какую либо игрушку из руки в руку. Начинает узнавать предметы на расстоянии. При захвате предмета участвует большой палец и конечные фаланги других. В игре ребенок начинает исследовать предметы различными путями. В возрасте 1.6 -3 года у ребенка формируется зрительное восприятие предметов. А так же появляется преобладающая рука, которая со временем может меняться. В возрасте 3-4 года ребенок должен уметь обводит по конурам, хорошо брать мяч. В возрасте 4-5 лет ребенок должен закрашивать простые формы. Копировать печатные буквы. Рисовать различные круги, квадраты, диагонали т.д. Например, рисование человечка. В 5-6 лет должны быть навыки аккуратно раскрашивать картинки, писать буквы и числа.

Развитие моторики рук может иметь свои возрастные особенности. В возрасте 1-2 года ребенок может держать два предмета в одной руке, чертить карандашом различные каракули, переворачивать страницы книги. В возрасте 2-3 года ребенок может открывать различные ящики и доставать их содержимое, играет с песком, нанизывает бусы, лепит незатейливые фигурки с пластилина или глины. В 3-4 года четко держит карандаш или ручку пальцами, собирает и строит различные постройки с кубиков и многое другое. В 4-5 лет рисует карандашами, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина несколько частей, т.е. например ручки, ножки, голова и т.д. Умеет шнуровать ботинки.

В норме к 6-7 годам заканчивается созревание определенных зон головного мозга, которые отвечают за мелкую моторику и развитие речи. Соответственно развивать мелкую моторику начинают задолго до поступления в школу. Это значит, что родители и работники детских учреждений должны этим активно заниматься. Вообще развивать мелкую моторику нужно с раннего возраста, например у малышей новорожденных можно массировать кончики пальцев, всем известны такие игры как « Сорока» и многое в этом роде. Все это благоприятно влияет. Должно уделяться много времени играм, упражнениям и т.д. все это поможет развить ребенка интеллектуально, да и вообще проводить время в приятной игре с малышом. А в дальнейшем это благоприятно отразиться на школьном обучении. Родители должны замечать все «мелочи» поведения ребенка в играх и увлечениях. Так же малышам нужно прививать самообслуживание, например, учить застёгивать пуговички, шнуровать обувь, держать ложку и т.д. В дошкольном возрасте развитие моторики является главной и неотъемлемой частью.

 1.4. Направления работы по развитию мелкой моторики.

      Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги используют накопленный опыт по данному  направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируется в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей  детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных  функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы:

— систематичность проведения игр и упражнений. Не  следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.

— последовательность (от простого к сложному).

— все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Любое достижение ребёнка должно быть оценённым.

  Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и тд.

  Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики — рисование, лепка, аппликация, конструирование, вышивание. Необходимо привить детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Её можно мять, рвать, разглаживать, резать.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто к данному процессу привлекают родителей: работы выходного дня, конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т.д. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, вышиванием, бумагопластикой, ребёнок не научиться писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку ребёнка умелой.  

Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, родители и педагоги уверенно и целенаправленно идут вперёд к ее достижению. Разработав для этого свои методы и приёмы и, используя их в работе с детьми, обязательно будет заметна положительная динамика, а главное – будет развиваться умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой), самостоятельно  одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки, дети быстро учатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные  особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, педагоги продолжают добиваться поставленной цели.

  Таким образом, целенаправленная,  систематическая и планомерная работа по развитию  мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное —  способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит  его к успешному обучению в школе.

Глава 2. Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук.

2.1 Ручной труд в развитии детей дошкольного возраста

Ручной труд тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Разновидности ручного труда повторяются в возрастных группах, изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения.

Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. р.) . Дошкольный возраст приносит ребёнку новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитьё, вышивание, аппликация ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: гнев, обиду, боль, радость.

2.2. Что ручной труд развивает у детей

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Занимая ребёнка ручным трудом, помогаем ему в развитии мелкой моторики рук. Причины отставания в развитии мелкой моторики рук нужно связать с современным уровнем научно-технического прогресса. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребёнка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов, или мультфильмы, тогда ребёнок не будет отвлекать от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой и в виде ручного труда – это требует внимания, заботы, терпения, времени.

Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

В младшем дошкольном возрасте ручной труд заключается в разнообразной предметной деятельности:

— застёгивание и расстёгивании пуговиц;

— шнурование  ботинок;

— шнуровка на специальных рамках;

— нанизывание колец на тесьму;

— игры с мозайкой;

— сортировка мозайки по ячейкам;

— игры с конструкторами;

— перебирание круп, зёрен.

Занятия ручным трудом позволяет снять стресс, помогает выразить чувства и приобщать к социальной активности необщительных детей.

Практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующих улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Через ручной труд можно определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, что является показателем интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Дети часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыками письма. Неподготовленности к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

Занятия ручным трудом окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему более самостоятельным и уверенным в себе. К концу дошкольного возраста кисти рук ребёнка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

2.3.Анализ работы по развитию мелкой моторики рук.

Начав работу с этой группой и наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию. У них не были сформированы навыки самообслуживаниям. Мелкая моторика развита плохо. В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Для диагностики я использовала задания различной степени трудности.

 На первом этапе мною производилась диагностика координационной работы левой и правой рук. Для этого дети выполняли следующие упражнения:

  1. Ребенку предлагается положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).
  2. «Шагать» пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук)
  3. «Загибание пальчиков» (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца).
  4. «Щепоть-ладонь» — «ладонь-щепоть» (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).
  5. Проделать движение – чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.
  6. «Поскакать» (пальцами обеих рук, начиная с мизинца
        Кроме пальчиковых упражнений мною были использованы также различные графические упражнения. На втором этапе диагностики применяла следующие методики:
  1. Ребенку предлагалось как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
  2. Детям предлагалось обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией.
  3. Детям предлагали заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Использовали разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д.


Результаты диагностики:
На каждом этапе  были выявлены различные ошибки при выполнении заданий.
Этап пальчиковых упражнений:
При выполнении упражнения ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы.

При выполнении 2-го задания неточность отмечалась в том, что в движения включались не все пальцы, которые были заданны в образце. Некоторые дети при повторном показе этого движения шагают безымянными и средними пальцами или средним и указательным пальцами, присоединяя время от времени безымянный палец. Существенная ошибка наблюдалась, когда ребенок не дифференцировал движения пальцев, действуя всеми, одновременно.

В ходе выполнения 3-го задания выяснилось, что некоторым детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В одних случаях требуется повторная проба с показом взрослым движения и движения выполняется с усиленным зрительным контролем, с напряжением, разливающимся на другие части тела. Многие дети после повторного показа смогли сами загнуть пальчики, но в некоторых случаях дети самостоятельно вообще не смогли выполнить движение.
В ходе выполнения 4-го задания, затруднения возникали в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть.  Аналогичные затруднения возникали и при выполнении движения кулак-ладонь-ребро.
Выполнение 6-го задания практически у всех детей вызвало трудности при выполнении: дети либо постукивали всеми пальцами одновременно, либо совершали движения очень медленно, неправильно выполняли движения двумя руками одновременно.
Этап графических упражнений:
С рисованием домика удовлетворительно справились 50% детей, которым понадобилась незначительная помощь педагога, у остальных детей задание вызвало очень большие трудности: не могли правильно держать карандаш, совсем не соотносили образец и то, что у них получалось. Ошибками являлись: замена одного элемента другим; отсутствие элемента; разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; сильный перекос рисунка.
При рисовании по точкам дети часто отрывали карандаш, не понимали, в какой последовательности соединять точки, не могли правильно провести линию. Но, тем не менее, успешно с заданием справилось 60% детей, остальные сделали это с моей помощью, 10% детям понадобилось, чтобы их водили рукой по бумаге, так как самостоятельно они не могли этого сделать.
Штриховка также вызвала у детей большие трудности: они не понимали, в какой последовательности располагать линии, пытались просто «малевать». Кроме того, очень часто вылезали за контур рисунка. После нескольких повторений успешно справились с заданием40% детей, остальные – с моей помощью.

Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% – средний.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

Прежде чем приступить к работе для себя определила несколько направлений:

          Первое направление- развитие мелкой моторики рук через пальчиковую гимнастику, массаж рук с использованием разнообразных предметов, дидактические игры. Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогают ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Для решения этой задачи было принято решение – создать в группе мини-центр «Мелкой моторики».  Для содержательного наполнения центра, необходимо было изучить имеющийся опыт по этому направлению. Оказалось, много игр и пособий можно изготовить своими руками. На сегодняшний день мини-центр оборудован фабричными играми: разными видами конструкторов: магнитный, мягкий, деревяннный, «Мелкое лего»; магнитные игры, шнуровки; игры Воскобовича: «Чудо — крестики», «Чудо — цветик»; игры Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат»; и играми, изготовленными родителями: «орехи» «Золушка», дидактические игры .

Большим подспорьем в работе с детьми стала картотека пальчиковых игр и упражнений. В ее подготовке приняли участие и родители – поделились опытом семейного воспитания. Такое многообразие игр позволяет детям развивать разные группы мышц рук. Кроме того, подобные игры развивают усидчивость, внимание и другие психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе. Пополнение мини-центра происходит регулярно в зависимости от возрастных особенностей детей.

        Второе направление- работа с бумагой. Я часто использую в работе с детьми такой вид как оригами. Мы с ребятами часто делаем поделки методом оригами. Свои «игрушки» дети дарят родителям на праздники.  Оригами знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает конструктивные и творческие способности, мелкую моторику рук, пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать, создавать конструкцию по образцу, воспитывать у детей трудолюбие.  Детей очень привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках — это оригами. Конструирование из бумаги представляет для детей дошкольного возраста некоторые трудности,  так как бумага- это плоский материал и его надо перевести в объемные формы. Поэтому надо с самого начала научить детей простейшим приемам работы с бумагой .  Воспроизведение действий показанных взрослым, не является для ребенка просто механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои действия, следить, чтобы  при сгибании противоположные стороны и углы совпали.

  Третье направление- работа с пластилином. 

 Дети очень любят лепить. Лепка является одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности. Такая деятельность интересна и  разнообразна. Дети  с удовольствием выполняют задания.

Четвертое направление – работа с тканью. Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является вышивание. Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе  вышивания. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движение рук и глаз.

 При планировании работы по ручному труду всегда учитываю возрастно-психологические, индивидуальные особенности и физические возможности детей.

        Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Родители — самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Я же в свою очередь, при взаимодействии с родителями использую папки-передвижки, регулярно провожу индивидуальные беседы: рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия формируют ручную умелость. Для родителей  я провела ряд консультаций по вопросам организации этой деятельности. Работы своих детей  родители могут видеть на выставках. Стенды регулярно обновляются к праздникам. Также родители принимают активное участие в изготовлении поделок.

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что ручной труд является эффективным методом развития мелкой моторики рук. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов,  кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.  

Заключение.

Проводимая работа дала положительные результаты. Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в группе детского сада и семье способствовала:

-совершенствованию мелкой моторики рук

-совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела) ;

-совершенствованию активной речи, словарного запаса;

-совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

-совершенствованию навыков учебной деятельности.

 Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей.

2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики.

3. Продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;

4. Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;

Список литературы: 

  1. Артемов А.В. «Декоративно-прикладное искусство», изд., М., 1990г.
  2. Навицкая О.П. «Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры . Маленькие подсказки для родителей». М., 2006г.
  3. Аксенова М. Н. «Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи».
  4. Кольцова М.М. «Развитие моторики».
  5.  Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».
  6. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
  7. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику. С.-П., 2000г.
  8. Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.
  9. Упражнения для правильного развития мелкой моторики рук. Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 1998г.
  10.  Соловьёва Н.Г. «Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники бумагопластика» Айрис Пресс 2004г.
  11. Горунович, Е. «Содержание и методика обучения детей 5-6-летнего возраста декоративной деятельности и ручному художественному труду». — Минск, 1989.
  12. Давыдова, Г. Н. «Пластилинография. Цветочные мотивы». — М., —  2011г.
  13. Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду». —  М.: — «Просвещение», 2002 г.
  14. Соколова С. В. « Оригами для дошкольников».  — С. -П., 2001г.

Статья на тему: Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста

Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста

Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Исследования учёных показали, что уровень развития мышления и речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, ручной моторики. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее будет ребёнок, тем быстрее он начнёт говорить.

         Именно поэтому на современном этапе в обучении и воспитании детей пристальное внимание уделяется детской руке. Педагоги и психологи придают большое значение развитию мелких движений пальцев рук, ручной моторики.

В то время как ребёнок выполняет различные действия своими руками и пальчиками, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребёнок просто забавляется, а он тем временем активно познаёт мир и … умнеет. Поэтому чем больше ребёнок действует, используя руки и пальчики, тем активнее у него развиваются мозг и речь. Ведь как утверждал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский — ум ребёнка сосредоточен именно на кончиках пальцев. Чем больше у ребёнка возможностей для самостоятельного исследования окружающего, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.

Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Уже к трём годам движения рук ребёнка достигают значительного развития. Но руки ещё недостаточно ловки, подвижны. Не всегда движения целенаправленны, точны, подчиняются задаче деятельности. Особенно это относится к таким деятельностям, в которых используются орудия, инструменты, требующие специальных, точно координированных движений рук. Они развиваются в процессе деятельности, путём систематического обучения и постоянных упражнений ребёнка.

Всем, конечно же, хотелось бы, чтобы ребёнок удивлял окружающих своими познаниями, и интеллектом,  своей развитой речью. Для этого нужно совсем немного — заниматься с ним, развивать мелкую моторику рук ребёнка.

Для развития мелкой моторики рук ребёнка существует много различных средств и все они доступны, при этом не требуют существенных затрат.

Средства развития мелкой моторики: пальчиковые игры и упражнения; шнуровки; работа с бумагой; рисование и раскрашивание; конструирование; лепка; графические упражнения, штриховка; игры со счётными палочками…

Для развития у детей рук и пальцев очень эффективны пальчиковые игры и упражнения. Доказано что игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Поэтому об играх с пальчиками и ладошками мы можем говорить как о великолепном универсальном и развивающем средстве. Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Во время игр стимулируется речевое и интеллектуальное развитие.

Кроме перечисленных выше средств эффективно использовать игры с подручными материалами. Подобные игры нравятся детям младшего возраста. Рассмотрим некоторые из них. Нанизывание на шнурок различных предметов: пуговиц, бусинок и т.д.; застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; закручивание и раскручивание крышек баночек, бутылочек, флакончиков; игры с прищепками; игры с крупой.

Хотелось бы отметить, что подобранные задания и упражнения дети готовы выполнять охотно и многократно, что, в свою очередь, обеспечивает необходимую эффективность в развитии детей.

Не надо забывать, что уровень развития моторики у всех детей разный, поэтому задания и упражнения подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Главное — проявлять терпение, если регулярно заниматься с детьми, их пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения – точными и слаженными. Что в свою очередь будет надёжным фундаментом для общего развития ребёнка. Как уже было сказано ранее дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг. Наряду с развитием мелкой моторики рук, развиваются память, внимание, интеллект.

Помните, что, используя игры с детскими пальчиками, ладошками и ручками, развивая тонкую моторику, вы сможете положительно влиять на всестороннее развитие ребёнка. Играя в подобные игры, наши дети развиваются.

Статья по теме: Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

 

Развитие мелкой моторики

 

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма

.Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности

.Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму

.Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А.Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К.Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

 

Статья по теме: Значение и виды работ по развитию мелкой моторики у дошкольников.

Значение и виды работы по развитию мелкой моторики

у дошкольников.

И.М. Сеченов писал, что, «движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой»

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

Существует тесная взаимосвязь между тонкими движениями пальцев рук и функциональной зрелостью коры мозга ребёнка. Формирование мелкой моторики влияет на развитие артикуляции и связности устной речи, на формирование навыка письма и косвенным образом на общее интеллектуальное развитие ребёнка.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, игры с мозаикой, конструирование из мелких деталей. Для девочек (возможно и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё,

Учёные считают, что наибольшее влияние на развитие мышления ребёнка  второго года жизни оказывают действия по соотнесению предметов по размеру, форме. Например, чтобы закрыть коробочку, следует подобрать крышку (чтобы закрыть матрёшку – найти её вторую часть и т.д.) И действия, в процессе которых один предмет (ложка, вилка, сачок, карандаш и др.) употребляется для воздействия на другой предмет. Способ использования таких предметов ребёнок узнаёт от взрослого. Самые любимые и важные для развития руки и мозга игры – с песком, водой и глиной.

Учёными замечено, что в сознании ребёнка данного возраста глубоко зафиксированными оказываются только названия тех предметов, которые «прошли» через его руку.

На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. Руки ребёнка в постоянном движении, в работе.

Понаблюдайте, сколько видов деятельности сменит малыш за час, сколько успеет потрогать, разобрать, вставить, достать, сложить, показать, поломать и «починить».

Рука маленького труженика на четвёртом году жизни освоится с множеством рамок для застёгивания – расстёгивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т.д.; с купанием и одеванием куклы – голыша; научится стирать платочки, носочки; научится резать варёные овощи для салатов, красиво накрывать стол, складывая по-разному бумажные и полотняные салфетки; мыть за собой посуду. И всё это будет косвенно готовить руку к письму. Руками ребёнок начнёт осваивать и сенсорные эталоны: величину, длину, форму, цвет, вкус, структуру поверхности и многое другое. От ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления – к пониманию. Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями – «орудиями мысли». В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений, целеполагания: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно – моторная и вербальная (словесная) познавательная деятельности дополняли одна другую.

Постепенно хаотичные восприятия ребёнка, накопленные за предыдущие три года жизни, начнут систематизироваться и упорядочиваться.

Пятый год жизни. В этом возрасте дети любят играть с завязанными глазами. «Руки видят!» – делают они открытие и готовы снова и снова перепроверять свои возможности.

Для таких игр нужны буквы и цифры, вырезанные из плотного картона, металла или выпиленные из дерева.

Шестой год жизни: «рука готовится к школе»

Если руку ребёнка развивали с рождения, то на шестом году жизни он совершенствуется в «ручной умелости»: осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя ткань, бумагу, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, ножницы, молоток, грабли, щётки, лейки, лопаты и др.

Для развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.

Методы и приёмы работы с детьми.

1. Игры с пальчиками. 2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками. 3. Пальчиковые игры со стихами. 4. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика. 5. Пальчиковый театр. 6. Театр теней. 7. Пальчиковые игры со скороговорками. 8. Ручной труд (шитьё, вышивание, плетение, оригами, лепка, нанизывание бус из бумаги, рябины, бисера и т.д.). 9. Специальные упражнения по подготовке руки к письму. 10. Движения с мелкими предметами.

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе. Значение игр «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия.

Скороговорки всегда можно «переложить на пальцы», то есть придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять. Вначале произнести скороговорку чётко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом проделывать вместе с детьми. У кого из детей не получается, взять его руки в свои и вместе выполнять движения от начала до конца. В процессе работы над скороговоркой менять темп, интонацию, громкость. Это помогает развитию речи ребёнка, его координацию.

Пальчиковая гимнастика стимулирует развитие речевых зон коры головного мозга, а также способствует развитию руки (первые три пальца и смежная с ними часть ладони) и смежного с ней двигательного поля в коре головного мозга. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Ручной труд: плетение, нанизывание бус, оригами, мозаика, вырезание, вышивание, лепка, игровые упражнения с мелкими предметами и т.д. Если эти игры, занятия и упражнения применять в комплексе, то они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность, гибкость и координацию движений. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.

Самообслуживание. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т.п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.

Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно и непрерывно, систематически. Для неё необходимо выделить определённое время в режиме дня и сетке занятий, желательно начинать её как можно раньше и не позднее, чем за год до поступления в школу.

Список источников

1.  Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии / ,

2.  Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики ж-л «Для самых-самых маленьких» / Т.Ю. Бардышева. – М., 2001

3.  Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002 – с. 46: ил.

4.  Бехтерев В.Н. Общие основы рефлексологии человека / В.Н. Бехтерев. – М., 1928.

5.  Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997 – 224 с.

6.  Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М., 1982.

7.  Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать / С.Е. Гаврина. – «Академия развития», 1998.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *