Ритм дня вальдорф: Ритм дня | Творчество с детьми

Содержание

Ритм дня | Творчество с детьми

Чтобы мама не сошла с ума, находясь весь день дома с детьми, ей просто жизненно необходим чёткий распорядок дня. В вальдорфской педагогике это называется ритм дня. Ритм помогает ребенку легко переходить от деятельности к деятельности, вселяет в ребенка чувство уверенности и защищенности. Определенные занятия детей и мамы, свободная игра, трапезы совершаются в определенной последовательности. Ритм дня при этом входит в привычку ребенка и воспринимается им как само собой разумеющийся ход жизни.

Важным условием при определении ритма дня является сочетание тех видов детской деятельности, которые требуют от ребенка концентрации, с теми, в которых ребенок может расслабиться. Можно представить ритм дня как живое чередование «вдоха» и «выдоха». Хорошо, когда в ритме дня спокойные занятия сменяются подвижными, занятия с мамой — сменяются индивидуальными.
Определение ритма дня является очень творческим процессом для мамы. Раз созданный, этот индивидуальный ритм в дальнейшем будет сохраняться, поддерживаться. Вместе с тем, при его выработке можно опереться на уже опробованные в практике вальдорфской педагогике варианты ритмов дня.

Примеры построения ритма дня

7.30 — 8.30 — подъём, утренний моцион
8.30 — 9.00 — завтрак
9.00 — 10.30 — свободная игра
10.30 — 10.40 — уборка игрушек
10.40 — 11.10 — музыкально-ритмическая игра
11.10 — 12.30 — одевание и прогулка
12.30 — 12.40 — сказка
12.40 — 13.10 — обед
13.10 — 15.10 — дневной сон
15.10 — 15.30 — подъём детей
15.30 — 15.50 — полдник
15.50 — 17.00 — игры и занятия по недельному ритму: живопись, лепка, выпечка и т.д.
17.00 — 17.30 — уборка и одевание
17.30 — 18.00 — прогулка
18.00 — 19.00 — ужин
19.00 — 20.00 — спокойные игры
20.00 — 20.30 — купание
20.30 — 21.00 — чтение
21.00 — ночной сон

Ритм дня в детском саду

РИТМ ДНЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Непременным условием при определении ритма дня является целесообразное со-четание видов деятельности, требующих от ребенка как концентрации, так и рассла-бления. Употребляя образное сравнение, можно представить ритм дня как живое чередование вдоха и выдоха. Занятия в группе под руководством взрослого, позво-ляющие вбирать, впитывать новые знания и опыт, ассоциируются с «вдохом», само-стоятельная активность ребенка, стимулирующая проявление себя и способствующая самовыражению – более напоминает «выдох». В ритме дня спокойные занятия сме-няются подвижными, групповые виды деятельности – индивидуальными. Особого внимания воспитателя требуют переходные моменты в ритме, соединяющие собой разные по характеру и содержанию части дня.

 ВДОХ – ВЫДОХ

 

8:00 – 8:30 ПРИХОД ДЕТЕЙ
8:00 – 9:45 ВЫДОХ   СВОБОДНАЯ ИГРА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РИТМУ НЕДЕЛИ (глажка белья, рукоделие, живопись, выпечка, стирка, уборка)
9:45 – 9:55 УБОРКА ИГРУШЕК
9:55 – 10:10 ВДОХ   УТРЕННИЙ КРУГ, УТРЕННЕЕ ПРИВЕТСТВИЕ, ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
10:10 – 10:15 УМЫВАНИЕ, ПРИЧЕСЫВАНИЕ
10:15 – 10:25 ВТОРОЙ ЗАВТРАК
10:25 – 10:35 РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ЭПОХАМ ГОДА
10:35 – 10:40 ТУАЛЕТ
10:40 – 10:50 ОДЕВАНИЕ НА ПРОГУЛКУ
10:50 – 12:00 ВЫДОХ  ПРОГУЛКА
12:00 – 12:10
РАЗДЕВАНИЕ
12:10 – 12:15 УМЫВАНИЕ
12:15 – 12:30 ЖЕСТОВЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ ОЖИДАНИЯ
12:30 – 12:40 ВДОХ   СКАЗКА (в течении недели рассказывается одна и та же сказка)
12:40 – 12:55 ОБЕД
12:55 – 13:00 РАЗДЕВАНИЕ, ТУАЛЕТ
13:00 – 15:15 ВЫДОХ   ЗАСЫПАНИЕ, СОН
15:15 – 15:30 ПРОБУЖДЕНИЕ, ПОДЪЕМ
15:30 – 15:40 ОДЕВАНИЕ, РАСЧЕСЫВАНИЕ
15:40 – 15:55 СВОБОДНОЕ РИСОВАНИЕ, ПРОСМОТР КНИЖЕК, НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
15:55 – 16:10
ВДОХ   ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В КРУГУ, ИГРЫ-ОЖИДАНИЯ, ПРОЩАНИЕ
16:10 – 16:15 УМЫВАНИЕ
16:15 – 16:30 ПОЛДНИК
16:30 – 17:10 ВЫДОХ   СВОБОДНАЯ ИГРА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РИТМУ НЕДЕЛИ (лепка, рукоделие, ремесло, подготовка к праздникам)
17:10 – 17:20 УБОРКА
17:20 – 17:25 ТУАЛЕТ
17:25 – 17:30 ОДЕВАНИЕ НА ПРОГУЛКУ
17:30 – 18:00 ПРОГУЛКА, УХОД ДОМОЙ

 

Начало дня жестко не зафиксировано. Родители приводят детей в сад от 8:00 до 8:30. Каждого ребенка воспитательница приветствует, здороваясь с ним персонально. Как правило, к приходу детей воспитательница уже занимается какой-нибудь работой, в зависимости от недельного ритма – в понедельник гладит белье, во вторник занимается живописью, в среду рукодельничает или мастерит украшения для предстоящего праз-дника и т.д. Дети свободны в выборе – они могут присоединиться к воспитательнице в ее деятельности или начать самостоятельную игру. 

Детей младшего возраста еще не так интересует результата игры, ему важно само действие,движение и его ритмичное повторение. Для детей старшего возраста важно, чтобы игра по окончании игрового времени не просто обрывалась, а имела свое логическое завершение.Воспитатели внимательно относятся к тому, чтобы выход из игры был завершенным. Например, если дети играли в театр, то спектакль должен окончиться, и все – актеры, зрители – разойтись по домам. Если же дети очень увле-чены действием, то закончить его может «антракт». В этом случае сцену сохраняют до следующего дня.

После свободной игры на несколько минут дети успокаиваются и затем концен-трируются на общей песне или ритмической игре. Это так называемый «утренний круг». Как правило, песня или игра-стихотворение сопровождаются движениями детей, изо-бражающими их содержание. Сценические роли вариативны и разнообразны: от гномов и великанов до восходящего солнца или деревьев, раскачивающихся на ветру.

Очень важной частью жизни группы является прием пищи, который в вальдорфской пе-дагогике принято называть трапезой. Дети вместе с воспитательницей сервируют стол, готовят угощение – нарезанные кусочки фруктов или овощей. Все происходит просто и воспроизводит атмосферу теплого дома.

После завтрака, перед прогулкой, начинается пальчиковая или ритмическая игра. Такая игра всегда связана с текущим временем года и помогает детям настроиться на прогулку. Основным содержанием прогулки на свежем воздухе является свободная или подвижная игра. Кроме того, возможны и другие виды активности – работа на участке (уход за насаждениями), прогулка по близлежащей местности. Каждое время года предлагает свои возможности. 

После прогулки – снова игра, но уже игра-ожидание. Такая игра помогает малышам успокоиться после активной прогулки и настроиться на сказку, которую будет рас-сказывать воспитатель. В вальдорфской педагогике принято именно рассказывание ска-зок а не чтение. Сказка, как правило одна и та же, рассказывается в течение нескольких дней. Сказки или истории подбираются по возможности в соответствии с временем года или праздником. Так, в осенний период, когда день становится все короче, а ночь длин-нее, на передний план выходят мотивы борьбы света и тьмы, на Пасху – мотивы смерти и воскресения, отражающиеся в народных сказках, таких, например, как Царевна-ля-гушка. 

Далее следуют обед, дневной сон, свободное рисование, рукоделие, различные виды игр, уборка… Всему есть свое место в жизни группы детского сада в течение одного дня. При этом многообразии видов деятельности главным остается принцип ритми-ческого членения, позволяющий чередовать занятия, не допуская состояния переу-томления, с сохранением естественности процесса воспитания и обучения.

Ритм дня — пишет Nastya на BabyBlog

Пример ритма дня в Вальдорфском саду.

На это примере вы можете организовать ваш ритм дня дома.

Это не просто режим дня, это циклы концентрации и расслабления, которые поочередно сменяют друг друга.
Итак, малыш приходит в группу. Воспитательница ласково здоровается за руку с каждым, потом – общее приветствие. День начался, и ребенок осознает свое место в этом мире здесь и сейчас.

После короткого приветствия – свободная игра. Это способ самовыражения. Именно в игре детям необходимо пережить события и ощущения, которыми наполнена их жизнь. Ребятишки играют, а воспитатели рядом с ними занимаются своими взрослыми делами – готовят еду, шьют кукол, рукодельничают. 

Ритм дня

Любой ребенок может к ним присоединиться, а может остаться в детской компании. К собственным желаниям ребенка вальдорфские педагоги относятся с большим уважением: малыш присоединяется к взрослым делам только в том случае, если ему самому этого хочется. Его можно лишь пригласить к взрослому творчеству, но опять же – не словами! – а действием.
После свободной игры обычно происходит уборка. Это очень важный «собирательный» момент. Помните, в какие баталии превращается порой дома уборка игрушек? А в саду воспитательница начинает прибирать разбросанные игрушки, напевая немудреную песенку: «Все на место положу, аккуратно все сложу…»

И почему-то все дети присоединяются к разбору игрушечных завалов, которые так быстро образуются после любой игры. Это еще один важный момент: все должно вернуться на свои места. Каждая кукла – на свою кроватку в кукольном домике, все ракушки, желуди, каштаны – в свою корзинку, шелковые платочки – на полку и т.д.
Также можно действовать и дома. У каждой куклы должно быть свое спальное место, и кукол при этом не должно быть много. Иначе ведь не уследишь за всеми игрушечными детьми…
После уборки – интенсивная музыкально-ритмическая (или хороводная) игра. Здесь на первый план выступает взрослый, воспитатель. В песнях и движениях он переживает явления природы, сельскохозяйственный цикл, а дети, настроившись на его ощущения, осознают свою причастность к большому миру. Такая игра требует высокой степени концентрации.
И после нее – снова расслабление, свободная игра на прогулке.
Потом обед, который почему-то хочется высокопарно назвать совместной трапезой. И дети, и взрослые садятся за общий деревянный стол, покрытый льняной скатертью или салфетками… А собственноручно нарезанный салат подается в красивых глиняных тарелочках.
После обеда – сон в уютных кроватках под лоскутными одеялами, потом – полдник, лепка из воска или рисование.

Вот пример Ритм Дня мамы Лены Гринталь.

7.30 — 8.30 — подъём, утренний моцион 
8.30 — 9.00 — завтрак 
9.00 — 10.30 — свободная игра 
10.30 — 10.40 — уборка игрушек
10.40 — 11.10 — музыкально-ритмическая игра 
11.10 — 12.30 — одевание и прогулка 
12.30 — 12.40 — сказка 
12.40 — 13.10 — обед 
13.10 — 15.10 — дневной сон 
15.10 — 15.30 — подъём детей 
15.30 — 15.50 — полдник 

15.50 — 17.00 — игры и занятия по недельному ритму: живопись, лепка, выпечка и т.д. 
17.00 — 17.30 — уборка и одевание 
17.30 — 18.00 — прогулка 
18.00 — 19.00 — ужин
19.00 — 20.00 — спокойные игры
20.00 — 20.30 — купание
20.30 — 21.00 — чтение 
21.00 — ночной сон

Ритм – носитель здоровья | Творчество с детьми

Согласно Р. Штайнеру, «ритм является носителем здоровья», как вообще всех жизненных процессов. Ритмическая система организма, имеющего своим центром сердце и лёгкие, представляет собой срединное звено трёхчленного организма, располагаясь между полюсом нервной системы и органов чувств, концентрирующегося, главным образом, в голове, и системой обмена веществ и конечностей.

То или иное заболевание можно трактовать как смещение равновесия в сторону одного из этих полюсов.

Ритмическая система, которая в течение всей жизни никогда не устаёт, представляет собой некое динамическое равновесие – источник здоровья. Поэтому соблюдение ритма смены различного рода деятельности в течение дня, недели, года, многократные повторения уже бывших мотивов рассматриваются как важнейший принцип с гигиенической точки зрения.

Маленькие дети не могут сами организовать свою жизнь в соответствие со здоровыми ритмами. Поэтому так важно, чтобы мы взрослые сознательно помогали ребёнку войти в здоровый ритм. Чем более ритмична жизнь ребёнка, тем его развитие протекает более здоровым образом

Повторение и ритм – важнейшее условие душевного благополучия ребёнка.

Предсказуемость и регулярность влияют на познавательное развитие ребёнка.

Если ритм ребёнка сбивается незначительно, то он проявляет беспокойство, становится либо усталым, либо слишком возбуждённым. Если ритм сбивается сильно, то начинает болеть. Если ритм просто отсутствуют, то эти качества (нервозность, раздражительность, возбуждённость, или апатия – в зависимости от темперамента ребёнка) становятся его постоянными качествами, несмотря на то, что изначально они ребёнку не присущи.

Если вы частенько жалуетесь, что у вас растёт хулиган или каприза, — оглянитесь на себя: выстроили ли вы для своего ребёнка ритм его жизни?

Ритм отличается от режима тем, что первый не может быть раз и навсегда задан. Он должен меняться и плавно двигаться — в зависимости от обстоятельств и изменяющегося возраста ребёнка.

К примеру, дневной сон ребёнка год за годом может изменять свои временные границы, но ночной сон должен соблюдаться, по возможности, строго и оставаться более или менее неизменным.

Ритм ребёнка очень хорошо дисциплинирует родителей. Если через пару часов ужин и вечернее купание – то мамочке пора прощаться с подругой, как бы хорошо ни сиделось.

Ритм малыша близок к некоему эталону биологического ритма. Летом после захода солнца, а зимой уже около 21 часа всё живое спит: все лесные и домашние животные, цветы, деревья, птицы.

Если родители работают допоздна, то младенцу лучше будет с няней, хотя в детском развитии мать никто не может заменить, даже родная бабушка. Ведь именно мать создаёт для своего малыша ритм, отвечает за ритмичность вообще.

Кроме родной матери никто не сможет привить ребёнку и создать для него его собственный мир. Поэтому очень важно, архиважно не отдавать ребёнка до трёх лет в детский сад.

Ведь именно в первые 3 года жизни у ребёнка формируются не только все основные навыки , но также и физические органы и системы. И для здорового развития родная мать необходима. Ребёнок чувствует себя под материнской защитой — и все силы организма пускает на здоровое развитие.

Общие рекомендации по ритму дня для дошкольника
  • Пытайтесь сохранить спокойным ночной сон ребёнка. Ночной сон – это святое. Укладывайте ребёнка спать всегда в одно и тоже время. 21 час – это время, по крайней мере, подготовки ко сну и совместной уборке игрушек. В летнее время можно несколько подвинуть границы ночного сна.
  • В одно и тоже время организуйте завтрак, обед, полдник и ужин.
  • Распланируйте день так, чтобы активная игра проходила в одно и тоже время. Обзаведитесь семейными традициями (песенки, приглашающие к трапезе, зажжённая свеча на столе перед едой, рассказывание сказки перед сном, ритуал «обзор дня» и т.д.).
  • Чтобы ребёнок чувствовал себя защищённым и не боялся ночного сна, можно петь ему колыбельные песенки.
  • Ритм дня делится на фазы, когда дети могут свободно играть или гулять, и фазы перехода от свободной активности к состоянию восприятия, как это имеет место при рассказывании сказки, проведении музыкально-ритмической игры или приёме пищи.

Как только ритм дня установится, начнёт дышать вся семья, ведь теперь жизнь снова вошла в свою колею.

Подготовлено по книгам «Как воспитывать ребёнка от рождения до 21 года» С.Смирновой, «Вальдорфский детский сад сегодня» М. Компани и П.Ланг, «Вальдорфский детский сад» В.Загвоздкина.

Один день в вальдорфском детском саду — КиберПедия

ПЕРВАЯ ФАЗА РИТМА ДНЯ — «ВЫДОХ»:
«СВОБОДНАЯ ИГРА»

Ритм дня выглядит примерно так: начало дня жестко не зафиксировано. Родители приводят детей в сад, скажем, от 8 до 8.30. В Германии, как правило, группа создается не по территориальному признаку. Многие родители живут достаточно далеко, и поэтому разброс бывает довольно значительным. В российских условиях заметна та же тенденция — в вальдорфские сады приходят дети родителей, интересующихся воспитанием и развитием своих детей. Они, читая литературу, расспрашивая знакомых, «находят» вальдорфский детский сад и иногда проделывают довольно долгий путь и во внутреннем, и во внешнем смысле. Поэтому «детская география» вальдорфских детского сада и школы может быть довольно широкой. Это одна из причин, почему не стоит строго фиксировать начало работы группы.

Каждого ребенка воспитательница приветствует, здороваясь с ним отдельно — персонально. Таким образом, как бы символически, удостоверяется, что ребенок «принят» в группу. Этот жест индивидуального принятия не лишен значения для самочувствия ребенка в группе. В группе, как правило, около 20—25 детей, что как для ФРГ, так и других стран Европы, считается нетипично большим количеством. Почти всегда основной воспитательнице помогает практикантка. Первая часть дня, как правило, это «Свободная игра» (см. выше).

Когда дети входят, воспитательница уже на месте и занимается какой-нибудь работой: может быть она готовит завтрак, занимается рукоделием или мастерит украшения для предстоящего праздника. Дети могут присоединиться и начать делать что-то вместе с воспитательницей. Но, в большинстве случаев, они идут в игровой уголок и, как правило, сразу, без дальнейших пояснений, начинают играть. Кто-то строит дом, кто-то идет на прием к врачу, кто-то начинает играть в дочки-матери. А, может быть, сегодня у куклы Кати день рождения, к ней собираются гости и нужно готовить обед?.. и т. д. В богатом природном игровом материале — желуди, шишки, кора и прочее, о чем мы упоминали выше, — дети находят для своей игры пластичное «сырье», из которого можно сделать все, что угодно.

Очень важно, чтобы дети удовлетворили бы свою потребность в свободной игре. Поэтому на «Свободную игру» должно быть выделено не менее 1,5—2 часов. Свободная игра — это, на языке вальдорфских педагогов, «выдох», то есть ребенок предоставлен самому себе, дабы он мог раскрыть свои собственные творческие силы, переработать индивидуальный опыт в игре.



Но важно также, чтобы игра имела свой конец, и все было убрано на свои места. Однако воспитательница не говорит детям: «Теперь игра закончена, пожалуйста, убирайте все на место». Такого в вальдорфском детском саду стараются не произносить. Поступая так, мы обращаемся к представлению ребенка через слово. Но, как было сказано выше, воля ребенка не направляется осознанным решением, мотивом которого у взрослого выступают представления, выражаемые вербально, посредством слова. Ребенок идет от действия к представлению, а от восприятия к действию. Таким образом, задача воспитательницы: необходимое завершение игры и порядок «развить» из самой игры. Например, если дети играли в театр, то спектакль должен окончиться, и все разъезжаются по домам. Если же дети очень увлечены получившейся сценой, тогда может наступить «антракт», и сцену не убирают до следующего дня.

ВТОРАЯ ФАЗА — «ВДОХ»: «УТРЕННИЙ КРУГ»

После свободной игры, кончающейся обычно около 10 часов, наступает «вдох», т. е. дети делают нечто вместе и под руководством воспитательницы. И это обычно так называемый «утренний круг». На несколько минут наступает покой и концентрация на общей песне или ритмической игре. Как правило, песня или игра — стихотворение — сопровождаются движениями детей, изображающими содержание песни или стиха — это и есть «райген», описанный в особом разделе выше. Дети могут изображать плотника или портного, деревья, раскачивающиеся на ветру, или восход солнца, гномов и великанов. Очень важно, что эти движения носят художественный характер. Они тоже возникают из подражания: воспитательница делает, дети свободно воспроизводят. Никакого давления или корректуры не производится, каждый делает, как получается, и все — хорошо.

Раз в неделю может прийти эвритмист — и тогда будет небольшой урок эвритмии. Эвритмия[18] — это искусство движения, в котором выражается звуковая сторона речи, а также музыка. Затем дети вместе идут в туалет, изображая, быть может, поезд или что-либо подобное.



После туалета все моют руки и показывают воспитательнице. Та подтверждает чистоту рук каждого ребенка символически, например, капнув на ладошку капельку масла. Дети растирают это масло так, что руки становятся теплыми. (Детям очень нравится эта процедура). Эти символические действия («ритуалы») сопровождают многие моменты детской жизни, например, прием пищи, отход ко сну и т. д. Приведенные выше примеры с поездом, каплей масла есть, естественно, не жесткие рекомендации, а лишь примеры, как это можно осуществлять. Каждая «детская садовница» находит свои формы для таких переходных моментов. Это могут быть песенка или стишок, звонок колокольчика или зажигание свечки и т. д.

ПРИЕМ ПИЩИ — «ТРАПЕЗА» —
ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ГРУППЫ

После возвращения из туалета все садятся завтракать. В противоположность широко распространенной сегодня практике, завтрак готовится вместе с детьми — часть детей участвует в этом во время утренней свободной игры — самой воспитательницей и ее помощницей. Это крайне важный момент: дети видят, как готовится пища! Все происходит естественно, как дома. В каждом детском саду есть «печка», где, может быть, пекут вместе с детьми замешанное тесто, которое получили из муки, размолотой на ручной мельнице также вместе с детьми. Процесс принятия пищи, таким образом, перестает быть чем-то абстрактным и безличным, так что с приемом пищи — этим бичом государственных детских садов, — проблем, как правило, не возникает.

Отношение к пище связано с нравственно-религиозным аспектом воспитания. Атмосфера благодарности, благоговения ко всему что дается, дарится человеку, по мнению вальдорфских педагогов, есть основа нравственной жизни личности. Перед завтраком дети поют песенку или читают изречение, в которых выражается благодарность Земле, Солнцу, Хлебу. Это выражение благодарности может принимать самые разные формы. Может быть взят стих из псалма Давида, общепринятая в данной местности молитва перед едой или свободное изречение, например, стихотворение Христиана Моргенштерна «Всякий плод в земле растет». Содержание здесь не столь важно, так как дети улавливают прежде всего не абстрактное содержание, а отношение к этому взрослых. Важно только, чтобы предлагаемые образы носили наглядно чувственный и одновременно «духовный» характер.

Атмосфера благодарности, пробуждение благоговения перед всем, что дается, дарится человеку, есть необходимый компонент формирования здоровых основ развития личности. Согласно Рудольфу Штайнеру, ребенок не безразличен в своем отношении к нравственным категориям. В период дошкольного детства у ребенка есть совершенно непосредственное, естественное внутреннее отношение к добру[19]. Доброе для ребенка одновременно и красивое, и истинное, правдивое. И если он не находит этого «добра» в своем окружении, то он просто заболевает и часто даже физически. В сказке добро должно непременно побеждать, а зло быть наказано. Мир добр — таков девиз этого периода воспитания. Атмосфера добра — условие здорового развития ребенка. Этот аспект зачастую упускается из виду и не учитывается в программах дошкольного воспитания в нашу интеллектуалистическую и прагматическую эпоху.

ТРЕТЬЯ ФАЗА — «ВЫДОХ»:
«ИГРЫ И ПРОГУЛКА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ»

После того, как завтрак закончен, — это также общий и «ритуализированный» акт — все идут в гардероб, одеваются и снова «выдох»: идут на прогулку. Основным занятием детей на свежем воздухе является свободная или подвижная игра. Однако, эта часть дня может быть занята и другими видами деятельности. Сегодня это может быть работа в саду; завтра — прогулка по близлежащей местности.

Во время прогулки дети и взрослые «замечают» разнообразнейшие вещи: может быть, они проходят мимо строящегося дома; там работают маляры и плотники; а вот птичка, она поет или собирает корм для своих птенцов. Зимой можно кататься на санках, лепить снежную бабу и проч. Каждое время года предлагает свои возможности.

 

Если сейчас осень, то время собирать осенние листья для украшения праздничного уголка, и т. д.

Это общее «замечание» различных вещей во время прогулки есть немаловажный элемент воспитательной работы. Воспитательница ненавязчиво обращает внимание детей на различные явления, прежде всего, деятельность взрослых, и маршрут прогулки может быть выстроен сознательно, с учетом этого обстоятельства. Именно наблюдая деятельность взрослых в различных ситуациях — магазин, стройка, врачебный кабинет — дети получают побуждение к интенсивной свободной игре.

Здесь практика вальдорфского детского сада согласуется с данными отечественной психологии. Согласно проведенным исследованиям, прогулка становится игрой тогда, когда взрослые обращают внимание детей на деятельность взрослых, например, в зоопарке или при поездке за город. Тогда дети, спустя некоторое время, начинали играть в зоопарк. В противном же случае игры не возникало. (См. Д. Б. Эльконин «Психология игры»).

 

ЧЕТВЕРТАЯ ФАЗА — «ВДОХ»:
«СКАЗКА»

После возвращения с прогулки, которое символизируется, быть может, звонком колокольчика, — дети обычно тянут руки, желая позвонить «можно сегодня я!», — опять следует фаза «вдоха»: воспитательница рассказывает (нет, не читает, а именно рассказывает!) сказку. Рудольф Штайнер сравнивал сказку с питанием души: «Человеческая душа имеет неуничтожимую потребность вобрать в свою плоть и кровь вещества сказки, подобно тому, как организм имеет потребность вбирать в себя питательные вещества». Значение сказки для детского развития — отдельная тема. Здесь лишь добавим, что для дошкольного возраста полезно в течение нескольких дней рассказывать одну и ту же сказку так, что дети, спустя короткое время, знают ее наизусть. Это ритмическое повторение благотворно влияет на детское развитие.

Сказки или истории — как правило, это традиционные русские народные сказки — подбираются по возможности в соответствии с временем года или праздником. Так, осеннее время — время наступления тьмы: на передний план выходят мотивы борьбы света и тьмы, Михаила (Св. Георгия) с драконом. На Пасху — мотивы зерна, смерти и воскресения, как они отражаются в народных сказках (например, Царевна-лягушка) и т. д. Воспитательница также может придумывать истории, в которых в образной форме отражается жизнь группы или проблемы какого-либо ребенка.

Обычно, т. е. в Германии и в других странах Европы, после рассказывания сказки, которое может быть заменено маленьким кукольным спектаклем, празднованием дня рождения какого-либо ребенка (о чем, впрочем, следует обязательно сказать накануне, так как многие дети с нетерпением ждут сказки), родители забирают детей домой. Считается, что не стоит слишком сильно отрывать детей от непосредственной тесной связи с родительским домом. Однако, у нас в стране, в силу социальных обстоятельств, в большинство садов работают группы полного дня. Есть много примеров успешной работы таких групп.

Вальдорфская педагогика — не слепое следование каким-либо установившимся, пусть даже очень хорошим формам. Главное — это сохранить принцип построения дня, ритмическое членение, чередование занятий, которое в каждом детском саду может многообразно варьироваться в зависимости от внешних условий и характера воспитательницы. Но, после установления благоприятного режима дня, рекомендуется его придерживаться.

 

Ритм недели

Как день, так и неделя построена ритмически, то есть характеризуется многообразными повторениями, возвращениями к уже бывшим мотивам и способам работы. Благодаря этому каждый день может получить своеобразный индивидуальный характер. Например, во многих вальдорфских детских садах воспитатель старается построить меню по дням недели, что, по понятным причинам, в России трудно реализовать. Специальное время дня отведено для таких меняющихся в течение недели занятий, как живопись, лепка, кукольный театр, занятия эвритмией… Пятница — конец недели, как правило, день генеральной уборки группы, когда все должно возвратиться к своему первоначальному порядку.

 

Ритм года

Ритм дня и недели включены в большой годовой ритм, на который ориентируется практически вся жизнь группы. Сознательное переживание изменений, происходящих в природе в течение года, должно быть снова открыто для детей через различную активную деятельность. Особенно это важно для городских детей, у которых, благодаря условиям жизни, теряется естественное отношение к окружающей природе. Здесь важную роль играет так называемый «стол времен года» — особое место, на котором можно встретить типичные для времени года или праздника природные материалы. Например, в конце зимы там можно встретить луковички крокусов или других весенних цветов. Луковичку сажают в горшок и наблюдают, как она медленно растет. Дети с восторгом рассказывают дома о своем цветке, который уже «такой большой». Другой типичный пример — осенний праздник урожая, когда на «столе времен года» появляются различные плоды, характерные для осени. В это время года в группе могут появиться срезанные колосья пшеницы, возможно, выращенной самими детьми. Их молотят, зерно размалывают и пекут из него хлеб.

Так, в различных повседневных занятиях, ориентированных на ход года, отражается годичный кругооборот. Кроме этого, на годичный круг ориентированы различные игры и хороводы (райгены), а также поделки детей. Все эти «мероприятия» происходят как совершенно естественная жизнь детей в детском саду, помогая им гармонично найти себя в земном природном и культурном окружении.

Праздники года

К годичному ритму относятся также праздники, которым уделяется в вальдорфском детском саду очень большое внимание. В проведении праздников вальдорфские сады ориентируются на традиционные местные обычаи и традиции, приспосабливая их к специфике детского сада, что делает вальдорфский детский сад настоящим оазисом национальных традиций в разных уголках мира. Если вспомнить о том, что к праздникам готовятся и в них участвуют также и родители, то значение такого подхода в педагогике для сохранения и развития культуры трудно переоценить. В этом отношении в вальдорфском детсадовском движении в нашей стране накоплен уникальный опыт, который может быть использован и в системе государственных детских садов повсеместно.

 

Каждый праздник годичного круга, вписанный в соответствующее время года, имеет свое «настроение», связанное с динамикой жизни света в течение года. Так, праздник Михаила Архангела, отмечаемый осенью, когда день сокращается и наступает тьма, отмечен настроением мужества, внутренней силы и самодисциплины; Рождество — время покоя, внутренней углубленности, дарения подарков; лето, напротив, время радости, ликования, благодарности и т. д. В течение года можно культивировать и упражняться в человеческих добродетелях совершенно естественным способом, через образы праздников, ненавязчиво преподносимых детям. Это крайне важный аспект культуры воли и нравственного воспитания (см. Праздники. Экскурс).

Праздники. Экскурс 5

Праздники года в детском саду

Праздники кругооборота года можно сравнить с душой всей жизни группы вальдорфского детского сада. Здесь к ним готовятся очень тщательно, в их праздновании участвуют, как правило, и родители. Праздник ни в коем случае не должен становиться «мероприятием». Это — важная часть самой естественной культурной[20] жизни.

В осмыслении годичного круга в странах Европы, куда относится и Россия, ориентируются на христианские культурные традиции. В других регионах земли за основу берутся национально-религиозные традиции этих регионов.

Праздники как элемент культуры народов

Праздники — это форма, в которой передаются традиции и выражается культура народов. Появление праздников в жизни людей в историческом прошлом не случайно. Они являются выражением потребности людей в том, чтобы в их жизни присутствовало что-то, выходящее за рамки повседневного, сиюминутного, и связывало бы их жизнь с чем-то более высоким, чем круг повседневных забот. Значительные, выдающиеся события в истории той или иной человеческой общности (семьи, народа, целой культуры или каких-либо других общностей) словно возникают вновь во время праздника. Так образуется память поколений, культурная, национальная, религиозная, семейная и даже индивидуальная идентичность. В празднике все участники становятся причастными к событиям прошлого, продолжающего жить в настоящем.

Самый дорогой подарок

Advent — по латыни «приход» — время, включающее четыре воскресенья накануне Рождества. По традиции зажигается по одной свече каждое воскресенье до тех пор, пока свет четырех свечей не озарит рождение Христа. Если в нашем доме живет праздник Адвента, то мы приносим свет и тепло в зимние холодные дни. Венок или просто симпатичная композиция из четырех свечей и красной ленты, зеленые веточки и сосновые шишки — это символический центр праздника.

Адвент — время внутренних и внешних приготовлений к празднику. Подготавливая внешнее убранство дома, нужно помнить, что мы готовимся принять Рождество и в наш внутренний космос.

В каждой группе в детском саду есть особое место — это стол сезона — маленькое отображение того, что происходит вокруг нас в мире, в природе. Из натуральных материалов, тканей, маленьких кукол мы создаем композиции — так, чтобы они выражали характер данного времени года, не только изменения в природе, но и изменения духовного состояния, связанного с кругооборотом года.

Изменения, которые происходят на рождественском столе, наиболее символичны. Очень просто и наглядно детям преподносится великая Мистерия рождения Иисуса на Земле. Рождество — это праздник не одного дня. Это долгий путь. Долго готовилась Земля к этому событию. И в этой Мистерии, сознательно или нет, принимают участие все: камни, растения, животные. Сотни видений, откровений, упоминаний в Библии свидетельствуют о том, что люди верили в Приход задолго до Рождества.

Чтобы ребенок почувствовал величие Рождества, его значение для каждой частицы Земли — мы должны вместе пройти этот путь ожидания.

Переживание Рождества — самый дорогой подарок, который можно преподнести своему ребенку.

Каждая из четырех недель адвента имеет свой особенный смысл. Мир, небо и земля готовятся к рождению Младенца. Первое, что появляется на столе сезона, — темно-синее небо и темно-коричневая голая земля. Теперь ежедневно здесь будут происходить изменения, чудеса, которые поддержат в ребенке состояние удивления, радости, ожидания. На небе зажгутся одна за другой яркие звездочки, на земле окажутся красивые камни, кристаллы, минералы. На следующей неделе вырастут маленькие деревья (сделанные из веток, по форме напоминающих дерево), появятся мох, сухая трава и листья — все, что есть в природе в это время.

Вскоре начнут появляться животные. Здесь необходимы фантазия и трудолюбие взрослых. Самый простой путь — вылепить фигурки из глины или воска. Сложнее сделать из овечьей шерсти. Животные могут быть самые разные — черепашки, ягнята, птицы, а в конце приходят ослик и волк.

И уже ближе к Рождеству появляются фигуры людей — Марии, Иосифа, пастухов… За четыре недели мы с детьми как бы наблюдаем построение мира — от минерального царства до людей, которые приветствуют рождение Младенца.

В последний день перед Рождеством Мария и Иосиф заходят в вертеп. Над ними загорается яркая Вифлеемская звезда. Появление на следующее утро ребенка в яслях — это очень сильное переживание для ребенка — переживание великого чуда. Если все сделано последовательно и с любовью — вы услышите восторженное восклицание: «Посмотрите, Мария родила сына!» Ради этого стоило пройти весь этот путь.

Помимо того особенного, что связано с культурой и религией того или иного народа, в традиционных праздниках различных народов можно найти и общечеловеческий пласт, связанный общностью жизни людей на земле. Такие семейные праздники, как день рождения или свадьба, наверное, празднуются по всей земле. Во всех культурах люди вспоминают об ушедших близких, о людях, внесших выдающийся вклад в культуру народа или всего человечества. К общечеловеческому относятся и природные циклы, связанные с сельскохозяйственным трудом. На характер, «настроение» праздников влияет переживание времени года, в который этот праздник обычно происходит.

Душевные настроения праздников

Р. Штайнер написал для кругооборота года цикл изречений, который он назвал «Календарь души». В этом «Календаре» весь кругооборот года описывается с точки зрения «душевных настроений». Так, зимой, на Рождество, душа пребывает в себе и ощущает «духовное дитя в душевном лоне». Летом, на Иоанна, наоборот, преобладают впечатления внешних чувств: великолепие цветущей и пышной природы выводит душу во вне — и душа переживает духовное, божественное начало, разлитое во Вселенной. Осенью происходит переход от внешнего света к внутреннему. Это апокалиптическое время испытаний и мужества, время противопоставить внешней тьме внутренний свет, время борьбы Архангела Михаила с драконом. Весна, напротив, такое время, когда холод и тьма отступают, время рождения Новой жизни. Пасхальный мотив — это мотив смерти и воскресения, смерти старого и рождения нового мира и нового человека. Так годичный кругооборот с его динамикой жизни света и природы может быть осмыслен в духе христианской культуры и приведен в связь с переживающей годичный круг душой.

Праздник как педагогическая задача

Праздники с детьми — это особая важная педагогическая задача. На протяжении своей истории вальдорфские детские сады разработали целую культуру празднования праздников. Помимо дней рождений и локальных праздников, характерных для того или иного региона, основной мотив цикла праздников года в детском саду — это переживание кругооборота года, выраженное в образно-символической форме, созвучной детскому мироощущению.

В детском саду акцент делается на переживании жизни природы. История и культура человечества всегда были теснейшим образом связаны с природой и космосом, которые в прежние времена мыслились одушевленными и одухотворенными. Празднование праздников не только дает детям возможность пережить чудесное, не только приобщает их к культурному наследию народа, но и является средством морального воспитания, передачи ценностей.

Каждый праздник связан с той или иной добродетелью. Мужество, доброта, благодарность, любовь, сочувствие, верность выступают в образной форме сказки, истории, сюжета кукольного представления или игрового действия и противопоставляются дурным качествам, также выступающим в виде сказочных персонажей. Согласно философии воспитания Р. Штайнера, основное настроение, своего рода девиз для всего периода дошкольного детства — идея Добра. Для ребенка очень важно прочувствовать идею о том, что в основе мира лежит Добро. В добродетелях — основных «героях» праздников года — Добро являет себя конкретно, в полноте своих проявлений в мире. Настроение добра, в которое, как в основную субстанцию, должен быть погружен маленький ребенок, не обязательно понимать лишь как отдание дани традиции и прошлому, хотя этот аспект также немаловажен. Штайнер имел в виду нечто совершенно конкретное — глубокую психологическую и даже психофизиологическую потребность ребенка чувствовать в своем окружении добро, ощущать, что в большом незнакомом мире, в который ребенок пришел, царит Добро. Если ребенок этого не ощущает, если он видит, что зло побеждает — это для него психологически невыносимо. Настроение добра является, по Штайнеру, условием психосоматического здоровья ребенка — аспект, крайне актуальный в наше время. Таким образом, праздники — помимо своей культурной и воспитательной ценности, имеют еще психологическое и даже терапевтическое значение.

Главное — найти образ

В детском саду речь идет о том, чтобы облечь «настроение», а также смысл праздника в соответствующие образы. Источниками этих образов служат, как правило, богатые народные традиции. Так, например, для осеннего настроения мужества подходят сказки и легенды, в которых встречаются мотивы мужества, борьбы Добра со злом, такие, как Чудо Георгия о змие или другие мотивы сказок, в которых Герой — носитель добра, побеждает злое начало. Пасхальный мотив — это мотив преобразования. Главный образ, содержащий в себе пасхальный мотив, это, конечно, прорастающее в земле зерно. Умирая, оно дает жизнь многим семенам. Хлеб существует благодаря тому, что зерно умерло, пожертвовав собой. Пасхальный мотив преобразования мы находим также и в сказках, в которых заколдованный принц или принцесса обретают свой первозданный человеческий образ (например, Царевна-Лягушка и др.).

К праздникам, которые празднуют в детском саду, относятся и празднования дней рождений, а также некоторые гражданские праздники (день Победы, день города и др.) Весенний «выпуск» из детского сада будущих первоклассников — важное торжественное событие, праздник, в котором участвуют все, — и дети, и взрослые.

Праздник фонариков

Сегодня, когда дети с раннего возраста воспитываются в мире фактов, очень важно помочь им соединить вместе реальность и фантазию и дать простор для развития их воображаемой жизни, пока они маленькие. Грустно, когда дети постоянно слышат от своих воспитателей: «Ничего подобного нет, ни волшебников, ни гномов, ни драконов, ни Деда Мороза»…

Что-то уходит из внутреннего мира при подобном воспитании. И это может привести к однобокому, ограниченному пониманию жизни. Став старше, дети сами во всем разберутся. А вот если не развивать воображение в раннем возрасте, человек, будучи взрослым, уже никогда не сможет ощутить гармонию мира.

Поздней осенью, когда солнце лишь изредка выглядывает из-за низких серых облаков, которые гонит холодный ветер, когда дни становятся все короче и темнее, в нашем детском саду, как и во всей школе, проводится праздник фонариков.

Подготовка к нему начинается задолго: за неделю или две дети начинают делать фонарики самостоятельно. Это совсем несложно: нужно разрисовать акварельными красками лист бумаги, промаслить его и приклеить на основание-донце, для которого может послужить обычная коробочка. Можно сделать дно самим, не забыв приклеить к нему (при помощи клея или пластилина) маленькую свечку на подставке.

До праздника наши фонарики будут висеть на шнурке в углу игровой комнаты.

Настроение этого времени года — природа готовится к зиме. И люди должны помочь ей в этом. Можно привести в порядок цветочные грядки, подстричь кусты, собрать опавшие листья и унести их в специально отведенное место.

Дети могут собирать маленькие камушки и строить из них в корнях деревьев и других укромных уголках маленькие домики для гномиков. Стол времен года также можно украсить пещерой гнома из корней и сухого мха.

На улице по-настоящему холодно, и солнечного света стало заметно меньше. В день праздника, в сумерки, детям рассказывается сказка, образы которой помогут ребенку пережить это непростое темное время года. В этой жизнеутверждающей сказке добро обязательно побеждает зло, а свет — тьму.

И вот, после маленького представления, когда уже почти стемнело, дети выходят на улицу с горящими фонариками, как будто они получили в подарок частицу последнего солнечного света. Держа этот дар перед собой и тщательно его оберегая, они с песнями проходят по аллеям парка. Как мало нужно, чтобы удивить детей и создать им хорошее настроение! А если они обнаружат, что в «пещерах гномиков» горят огоньки, — их восторгам не будет предела.

После праздника фонарики можно унести домой, а можно и оставить в садике. Если время от времени мы, взрослые, будем зажигать их, создавая особое настроение, это поможет ребенку и всем нам по-настоящему пережить сумерки года.

Надо сказать, что значение праздника и праздничного настроения для детей было в последнее время снова открыто в дошкольной педагогике. Во многих детских садах делаются попытки интегрировать праздник в повседневную жизнь группы. Часто это приводит к тому, что детям все время предлагают какой-нибудь праздник, чтобы постоянно веселить их, держать их в праздничном настроении. В результате ребенок не успевает выдохнуть — «переварить» праздничное настроение, и педагогический, воспитательный смысл праздника теряется, превращаясь в свою противоположность. Поэтому важно иметь в виду, что праздник — это особое событие на фоне повседневной, обычной жизни. Праздник включает в себя период подготовки, проведения праздника и паузу, в которой дети могут «переварить» свои впечатления от праздника. Как правило, эти впечатления достаточно глубокие, и детям нужно время, для того, чтобы они смогли начать готовиться к следующему празднику.

Ритм дня: подборка текстовых и видео-материалов

Цена товара: 450р

В подборке электронных материалов:

  • Видеоурок «Ритмы как основа здоровья и формирования полезных привычек» (8 мин.).
  • Видеоурок «Построение ритмов недели, месяца, года» (12 мин.).
  • Видеоурок «Построение ритма дня» (20 мин).
  • Видеоурок «Как приучить ребенка засыпать самостоятельно» (15 мин.).
  • Видеоурок «Ритм дня. История вальдорфской мамы» (17 мин.).
  • Видеолекция с подробным описанием по времени моего ритма дня, когда дети были маленькими (45 мин.).
  • Забота о себе по всем сферам жизни.
  • Как наладить ритм дня, чтобы он работал.
  • Ритуал перед сном.
  • Пять причин, почему дети не спят днем.
  • Что делать, если ритм дня сбивается.
  • Совмещаем дела.
  • Что нужно делать, чтобы появилось ощущение, что день прошел не зря.
  • Ежедневные побуждающие песенки (с песенками участниц моих курсов).
  • Часто задаваемые вопросы по ритму дня.

Есть вопросы?

Напишите нам

 

ритм дня | Творчество с детьми

…Просто мы разучились жить в семье!

Как проходит жизнь современных семей? Утром увели в садик, потом в школу. Сами на работу. Вечером остаётся время только, чтобы поесть, помочь с уроками, посмотреть телевизор или посидеть в интернете, прибрать квартиру. В выходные, в лучшем случае, вместе погулять, куда-то сходить. И так пролетают годы. И возможно карантин и самоизоляция помогут изменить ситуацию? И родители задумаются, что они не умеют взаимодействовать со своими детьми?

Читать далее


Погрузиться в материнство и не потерять себя. Рецензия на «Счастливую маму-1»

В конце мая четыре года назад вышла моя первая книга. Сегодня я бы хотела разместить рецензию, которую опубликовали на портале об образовании и воспитании «Мел» https://mel.fm «Счастливая мама. Пятилетний опыт домашнего воспитания детей» — это не пособие по воспитанию детей, как можно подумать. И не методика по раннему развитию. Это книга, основанная на личном опыте мамы, которая с рождением детей смогла пересмотреть свои жизненные

Читать далее


Ритм – носитель здоровья

Согласно Р. Штайнеру, «ритм является носителем здоровья», как вообще всех жизненных процессов. Ритмическая система организма, имеющего своим центром сердце и лёгкие, представляет собой срединное звено трёхчленного организма, располагаясь между полюсом нервной системы и органов чувств, концентрирующегося, главным образом, в голове, и системой обмена веществ и конечностей. То или иное заболевание можно трактовать как смещение равновесия в сторону одного из этих полюсов. Ритмическая система, которая

Читать далее


Преодолеть себя, чтобы получить что-то большее

В нашей жизни есть вещи, которые приносят нам мгновенное удовольствие и не требует о нас каких-то особых внутренних ресурсов, чтобы начать это делать: вкусно поесть, выпить кофе с шоколадкой, посмотреть кино, почитать интересную книгу… А есть вещи, которые приносят нам много ресурсов в перспективе, но требуют от нас усилий, чтобы начать это делать: занятия спортом, подъём на час раньше, чтобы провести своё «чудесное утро», занятия

Читать далее


«Каждая из Эпох – будто маленькая жизнь…»: цитаты о вальдорфской педагогике

Конспект о вальдорфской педагогике по книгам «Счастливая мама» и «Счастливая мама-2» составила филолог Екатерина Сабурова, мама троих детей. Вальдорфская педагогика стала для меня образцом гармоничного воспитания – воспитания человека, способного жить в ладу с самим собой, с природой, с обществом. В вальдорфской педагогике моё внимание привлекли такие идеи: • Индивидуальность ребёнка может развиваться свободно, если её ничто не подавляет. Речь идёт об особой организации

Читать далее


Цитаты о счастье мамы из «Счастливой мамы…»

Цитаты, которые выписала из книг «Счастливая мама» и «Счастливая мама-2» филолог Екатерина Сабурова, мама троих детей. Счастливая мама – та, которая испытывает глубокое удовлетворение от материнства, максимум позитивных эмоций и минимум негативных в своей повседневной деятельности. С негативными эмоциями мама умеет «работать». Я смогла поменять подход: довольно тяжёлую, скучную, однообразную домашнюю работу во время декретного отпуска превратила в многоплановую интересную деятельность. Увидела в ней

Читать далее


11 причин популярности книг «Счастливая мама» и «Счастливая мама-2»

За три года, прошедшие после выхода в свет моей первой книги, обладателями «Счастливой мамы…» и её продолжения «Счастливая мама-2» стали около 7000 читателей из 20 стран. Я получила более 250 отзывов. На их основе и был составлен список причин, по которым эти книги рекомендуют подругам, родственникам и всем родителям. Книги, которые не пылятся на полке, а становятся настольными. Каждый раз, когда возникает вопрос «как

Читать далее


Попевки на каждый день

Удивительно, начинаешь мурлыкать под нос попевку, выполняя то, о чем поется, и ребенок присоединяется, как правило. Важно: делать все с удовольствием и вместе. Ниже — любимые в нашей семье попевки, помимо основных — приглашающих помыть руки и т.д. Заканчивается игра, побуждает расставить игрушки по местам: Все на место положу, Аккуратно все сложу. Тили-бом, тили-бом, Будет чистым-чистым дом. Смена деятельности после игры: Пора-пора, вот и кончилась игра, Нам

Читать далее


10 успокаивающих игр перед сном

Эти игры настраивают ребёнка на сон, их можно проводить прямо в кровати. Благодаря им малыш расслабится и легко заснет. «Звуки тишины» Правила такой игры перед сном очень и очень просты. Нужно создать абсолютную тишину, а после прислушаться, что происходит вокруг и какие звуки окружают малыша. К примеру, жужжит компьютер или стрекочут кузнечики. Нужно рассказать, кто какой звук услышал. «Волшебный ковер» Можно выделить небольшой коврик

Читать далее


Чем заняться всей семьёй тихим семейным вечером?

Эта статья буквально «взорвала» интернет. Каждый уважающий себя паблик о воспитании разместил её у себя. Да я и сама регулярно просматриваю идеи из данного списка. Старые добрые настольные игры: лото на мелочь и домино. А также уголки, шашки, шахматы, мемори и всевозможные настольные ходилки-бродилки. Современные настольные игры. Из любимых: Доббль, Головоноги, Имаджинариум, Фрукто-10, Джанга, Скраббл (для умеющих читать) и другие (сейчас их масса, ищите,

Читать далее


«Ритм дня» в вальдорфском детском саду — Блог Лунного Дитя — Белла Луна Тойз — Сара Болдуин

В рамках серии SimpleHomeschool «День в жизни» я внес еще один гостевой пост, который выходит сегодня: «День из жизни вальдорфского детского сада». Я описываю «Ритм дня» в классе вальдорфского детского сада. Или, точнее, день в моей классной комнате Вальдорфа. Картина, которую я привожу, изображает типичный «День супа», как дети с любовью относятся ко вторнику.

© Сара Болдуин

Названия дней недели — бессмысленная абстракция для маленьких детей , но дети в моем классе знали, что за Рисовым днем ​​всегда следовал День супа, а затем, в свою очередь, наступают День хлеба, День проса и День овсянки.

Дети также знали, что в Рисовый день мы рисовали, в День супа мы нарезали овощи, в День хлеба мы замешивали тесто, в День проса мы красили мелками из пчелиного воска, а по пятницам полировали и чистили класс.Все это было частью «Ритма недели ».

Сезонно дети будут испытывать «Ритм года », готовясь к празднованию фестивалей года — Майклмас в сентябре, канун Всех Святых, Мартинас, Адвент, День Святого Николая, Рождество, День Святого Валентина, Пасха. и Первомай. Фестивали — намного более значимый способ для ребенка отметить прохождение года, чем даты в календаре.

© Сара Болдуин

Как человеческие существа, мы существа ритма — с момента нашего рождения наши сердца бьются, наши импульсы крови и наши легкие бьются в устойчивый ритм. Мы дарим детям дар и питаем их здоровое развитие, помня о потребности маленького ребенка в ритме, предлагая им последовательность и комфорт, зная, что будет дальше, по мере того, как мы будем двигаться вместе с ними через наши дни, недели и годы ,

Как вы находите способы почитать ритм дней, недель и лет со своими детьми? Вам трудно быть последовательным? Пожалуйста, поделитесь своими предложениями и борьбой!

,
осенних стихов и кружка для школьников Вальдорфа

Спросите Kytka Архивы: 12 июня 2002

У тебя есть стихи на осень?

Я уверен, что да! Вот несколько наших любимых стихов и даже осенняя история! Наслаждайтесь!

Пришел осенний ветер.
Однажды, через лес,
И, ползая вокруг дерева, он украл
Их красоту.
Он разорвал их рыжеватые платья,
Расчесал их золотые волосы.
Он сдул потрепанные биты,
И оставил их коричневыми и голыми.

Вздыхают осенние ветры,

Кража в лесу коричневого цвета,
Когда они мягко проходят стволы деревьев,
Маленькие листья падают.
Но дует сильный шторм
А потом сами листья
Встань и потанцуй по лесу
Также как маленькие эльфы.
Быстрее, быстрее видишь, как они кружатся
Пока буря не прошла.
Один за другим устали листовки
Раковина наконец отдохнуть.

* * * * * * * *

Северный ветер пришел один день,
, такой сильный и полный веселья;
Он вызвал листья с деревьев
И сказал: «Беги, беги дети».
Они пришли в желтом и светлом платье,
В зелено-коричневых тонах,
И весь короткий ноябрьский день
Он преследовал их по всему городу.
Они побежали толпами, они побежали в одиночку,
Они спрятались за деревьями,
Смеющиеся северные ветры нашли их там
И назвали: «Не останавливайтесь, пожалуйста»
Но когда он увидел их уставшими
И сгрудился в куче,
Он тихо сказал: «Спокойной ночи, мои дорогие,
А теперь пойдем спать».

* * * * * * * *

Мое красивое красное розовое яблоко скрыто в тайне;
Вы бы могли проскользнуть внутрь,
пять комнат, такие аккуратные и чистые.
В каждой комнате прячутся
двух сияющих ярких семян;
они спят и мечтают о
прекрасном теплом солнечном свете.
И иногда они мечтают
из многих вещей, которые будут
Как однажды они повесят
на елку

* * * * * * * *

Мир полон цветов
‘Эта осень снова
И золотые и малиновые листья
Лежат в переулке
Желуди коричнево-желтые
Ягоды и алые бородавки
У янтаря и вереска
Фиолетовый на болотах
Зеленый яблоки в саду
, залитые светящимся солнцем
спелые груши и ежевика
, где бегут разноцветные фазаны

* * * * * * * *

Октябрь — трубач,
Трубит по лбу
Грустные сладкие песни солнца
Последнее прощальное лето,
Он пускает до серости Ноябрь
Приходит в тумане и дожде,
И затем он убирает свою трубку
До осени снова приходит

* * * * * * * *

Джек О Фонарь, Джек О фонарь
Твой свет сияет,
Сидишь на окне
И твой свет — мой.

Когда-то ты была желтой тыквой.
Сидишь на крепкой лозе.
Теперь ты фонарь Джека О,
И ночью ты будешь сиять.

* * * * * * * *

Сахарный спрайт

Хэллоуин не за горами, и лучше избегать сладких сладостей, которые всегда являются частью «модернизированного Хэллоуина». В нашем доме мы рассказываем эту историю и обмениваем наши сладости на гораздо лучшие и приятные подарки:

Поскольку погода становится холоднее, сахарному спрайту требуется больше сахара, чтобы согреться, чем ей нужно в летние месяцы.Так, на Хэллоуин дети одеваются в костюмы и идут в дома своих друзей и соседей, чтобы собрать конфеты для нуждающегося спрайта. Несмотря на то, что во время прогулки по холодному ночному воздуху они пробуют немного конфет, дети из «Сахарного спрайта» ставят свои конфеты у подножья кроватей (или у входной двери и т. Д.) Перед сном. Ночью приходит дружелюбный Сахарный Спрайт, берет конфету и оставляет подарок. Сахарный спрайт знает, что нравится всем детям, но иногда дети пишут письма или рисуют спрайт примерно за неделю до Хэллоуина, чтобы не запутаться (ей приходится посещать много детей, чтобы собрать достаточно сахара для предстоящей зимы). !)

* * * * * * * *

Вы можете найти хорошие ресурсы для сезонных занятий в книгах, перечисленных ниже:

Фестивали, Семья и Еда
Эта книга — драгоценный камень информации о праздниках и о том, как их отмечать, включая рецепты (в этом году я испекла булку с орехами на День Благодарения), а также игры и песни.Он представлен в интересной и красивой форме, и даже имеет календарь на день рождения, чтобы отслеживать дни рождения семьи и друга. Предположение автора состоит в том, что чем больше праздников и фестивалей вы отмечаете со своей семьей, тем ближе вы становитесь. Я поддерживаю это мнение и призываю вас прочитать эту книгу и начать праздновать !!!

Сезонная сокровищница ребенка
Обязательная коллекция для учителей Вальдорфа или других лиц, уже знакомых с философией образования Рудольфа Штайнера.Джонс собирает необычные подборки песен, стихов и мероприятий для маленьких детей, организованных по сезонам, предназначенных для использования родителями и учителями, особенно теми, кто занимается или интересуется методами Вальдорфа. Книга является сокровищницей для просмотра!

Для моего АБСОЛЮТНОГО ЛЮБИМОГО — Справочные пособия по классическому воспитанию детей в раннем детстве и детском саду, пожалуйста, нажмите здесь и узнайте о: весне, лете, осени, зиме, Spindrift, Gateways.

Счастливая осень!

,

много голосов, одно видение | Вальдорф Homeschoolers

Много голосов, одно видение

Кытка Джезек, или «Кит», как ласково называют ее друзья, стремится помочь вам полностью раскрыть свой потенциал. Кит применяет свой опыт и полномочия в качестве доктора натуропатии, мастера Рейки, предпринимателя, воспитателя родов, гуру вальдорфского обучения на дому, автора и тренера по личному развитию / спикера. Она вдохновляющая сила; двигатель и шейкер, который постоянно бросает вызов статус-кво и рассказывает о себе во всех сферах своей жизни.Ее личная страсть — показать пример «любви к обучению на протяжении всей жизни», которую она постоянно демонстрирует (более) 10000 книг, которые она прочитала, и (более 100 000 долларов) на семинарах, которые она посещала.

Кытка, поистине радикальный пионер в воспитании детей, движущая сила и шейкер в жизни, также известен как основатель Waldorf Homeschoolers. Ее первая книга «Рейки для детей» была опубликована в 2003 году. Она получила похвалы от целителей Рейки со всего мира за то, что они наконец представили концепцию «Рейки детям».В Обществе альтернативного образования она также признана докладчиком по правам детей в плане образования.

Благодаря позитивной философии Кит и откровенным взглядам на методы воспитания, сотни людей научились создавать больше того, чего они хотят в своей семейной жизни. Кит также приносит вдохновение, чтобы принести здоровье в их тела, умы и духи.

Китка написала для различных журналов о воспитании детей и о здоровье, и ее статьи и сильные мнения появились в Интернете.Она получила награды за ее вклад и тысячи писем в поддержку ее силы, речи и инициатив. Образовательная революция назвала ее в Зал славы.

Кытка прекрасно понимает, что сегодня ничему не учат, а просто … хорошо … передают.

Осознание, Принятие, Оценка, Вера, Кто-то для Моделирования, Разрешить и предложить Разрешение, чтобы отпустить мышление Старой Парадигмы и свободно перейти и перейти к возможностям Новой Парадигмы.

Жизнь — это путешествие для ВСЕХ нас, родителей и детей, друзей и любовников, сообществ и сетей, и мы вместе — в этом путешествии по кармическим причинам; брошенные вместе, чтобы расти вместе. Так что, если это исходит от Кытки, тогда ожидайте увидеть разнообразную смесь практически всего, потому что такова жизнь, нет? Замечательное, невероятное, удивительное, захватывающее путешествие, где единственная постоянная вещь — это изменение, а единственная цель — РОСТ И ЛЮБОВЬ!

На пороге 25-летнего опыта и путешествий, глубоких личных преобразований и духовного путешествия — ее величайшая сила в том, чтобы подняться на подиум и рассказать о своей цели и важности ее послания.Кытка вдохновляет людей искать собственные силы и вносить баланс в свою жизнь.

Кит постоянно стремится привести людей к новым сферам мышления о здоровье, богатстве, отношениях, мирном мире и жизни в изобилии и со всей удивительной силой, которая лежит в их самом славном подлинном «я». Она передает это с умом, юмором, фактами, личным делением и обнажением и чувством юмора и остроумия. Ее цель и страсть — привлечь правильных партнеров, которые помогут ей выпустить в мир все, что она собрала в саду своей собственной жизни.Она серьезная многозадачность, которая спит только 4 часа в сутки и говорит вам, что она работает на высоком уровне жизни!

Она является гордой матерью трех прекрасных доморощенных, мудрых, замечательных, чутких и духовных детей. Она приписывает большую часть своих динамических способностей как автора, докладчика и тренера, а также свое мастерство в своей собственной жизни, своему опыту родителей, которые выбрали родителя от всего сердца и были личностью, а не частью какой-либо группы, которую мы как часто предпочитают социальные существа.

Связаться с Kytka

,

Waldorf Homeschool Philosophy & Curriculum

Посмотрите наши демонстрации уроков Переключить меню Регистрация Войти Поиск Поиск Time4Learning Поиск Time4Learning Войти / Зарегистрироваться Call Time4Learning Войти Зарегистрироваться Зарегистрироваться сейчас
  • Учебный план
  • Предметы
  • Обучение на дому
  • Ресурсы
  • Как это работает
  • Посмотреть демонстрацию
  • Учебная программа по классу
  • дошкольный
  • элементарный
  • Средняя школа
  • Старшие классы средней школы
  • Область применения и последовательность
  • Языковые Искусства
  • математический
  • Наука
  • Социальные исследования
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *