Рисунок одним цветом с разными оттенками для детей: Рисунок одним цветом 6 класс – Как рисовать одним цветом — YouLoveIt.ru

Содержание

Синими, жёлтыми, красными: 8 советов о том, как рисовать цветными карандашами

Творчество

Синими, жёлтыми, красными: 8 советов о том, как рисовать цветными карандашами

12 июля 2018 15 952 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Цветные карандаши — универсальный инструмент, которым могут рисовать все. Они не требуют особых навыков и идеальны для первых зарисовок. Выбрали 8 советов из книги «Дневник художника-натуралиста» — попробуйте создать свою первую картину прямо сейчас.

1. Смешивайте цвета штрихованием

Цвета карандашей редко соответствуют нужному оттенку. Огромный набор не выход: его тяжело и неудобно носить, а поиск нужного цвета отнимает много времени. Лучше купите средний набор и научитесь составлять цвета. Основные цвета — небесно-голубой, желтый и маджента. Из них можно получить другие оттенки.


Олеся Ахмеджанова
Дневник художника-натуралиста

Олеся Ахмеджанова

Обычно цвет карандаша интенсивный и насыщенный. В природе тона более приглушенные. Поэтому еще один плюс смешивания — возможность приглушить чистые цвета до природных оттенков. Олеся Ахмеджанова

2. Как штриховать слоями

Чтобы научиться штриховать слоями, нужно учитывать два момента. Во-первых, выбирайте слегка зернистую бумагу. Не давите на карандаш слишком сильно, иначе бумага отполируется и пигмент не удержится на ней.

Во-вторых, черный карандаш для тени выглядит неестественно — она кажется «приклеенной». Поэтому используйте дополнительные цвета для теней. Их пары лежат на круге друг напротив друга:

  • маджента и зеленый,
  • голубой и оранжево-красный,
  • желтый и фиолетово-синий.

Олеся Ахмеджанова

Используйте цветовой круг, чтобы определять цвета для теней

Сочетание цвета объекта с дополнительным дает приглушенную коричневую или серую тень. Вот пример, как использовать оттенки для изображения тени.

1. Начните рисунок оранжевого шара с тени дополнительным цветом — синим.

2. Поверх тени положите слой темно-оранжевого.

3. Добавьте другие цвета: желтые, красные и зеленые. Рисунок будет светиться проблесками разных оттенков.

Олеся Ахмеджанова

3. Выбирайте подходящую технику штриха

Именно техника штриха влияет на результат и скорость выполнения рисунка. Выбирайте подходящий вариант для желаемого эффекта.

  • Мелкие, легкие, округлые штрихи идеальны для ровного покрытия и максимального контроля. Грифель меньше крошится, цвета проще смешиваются. Требует усидчивости, но под настроение очень расслабляет.

Олеся Ахмеджанова

  • Каракули — быстрая и интересная техника, но не такая точная. Чем мельче каракули, тем точнее результат. Текстура будет видна на законченном рисунке.

Олеся Ахмеджанова

  • Линии — серии параллельных линий. Тоже быстрая техника. Линии рисуйте под углом, удобным для руки. Контролируйте нажим и не увеличивайте его в конце штриха, иначе останутся полосы.

Олеся Ахмеджанова

  • Перекрестный штрих — серии пересекающихся линий. Чем больше слоев, тем глаже текстура: следующие слои скрывают неровности предыдущих. Перекрестные штрихи можно класть тем же цветом для углубления тона или другим, если хотите изменить оттенок.

Олеся Ахмеджанова

4. Как быстро и легко рисовать тени

Тени придают изображению объем и глубину. Не забывайте о них и не оставляйте на потом. Помните, что в конце добавить тени сложнее: жалко перекрывать тщательно смешанные цвета, а бумага уже почти полностью отполирована. Сначала рисуйте тени, затем к ним подбирайте локальный цвет.

Олеся Ахмеджанова

  • Оттенок для теней.
    Большинство теней можно нарисовать карандашом цвета Black Grape. Это приглушенный фиолетовый, он дает убедительные тени в сочетании с большинством других цветов.
  • Жёлтые оттенки. Сложнее всего рисовать тени на желтых объектах. Если в цвете тени есть хоть намек на голубой, она сразу становится зеленой. «Выручалочка» — цвет Greyed Lavender. Его бледный фиолетовый оттенок при смешении с желтым дает приятный нейтральный коричневый или серый.

Олеся Ахмеджанова

5. Как перейти к черному

Если рисовать тени или фон только черным, картина выглядит плоской. Оживите тени дополнительными цветами, а черные области рисунка — темными карандашами. Какими? Синий индиго (Indigo Blue), темный зеленый (Dark Green) и тосканский красный (Tuscan Red) в сочетании дают насыщенный черный с проблесками изначальных цветов. Можно начать со слоя черным карандашом и добавить один или несколько из этих цветов.

Олеся Ахмеджанова

6. Зачем нужно тиснение бумаги

Итак, вы рисуете зеленый лист, и вам нужно получить тонкие светлые линии на темном фоне. Как это сделать?

Олеся Ахмеджанова

  • Белые линии. Продавите бумагу тонким тупым инструментом (его можно сделать самим из тонкой шариковой ручки с высохшими чернилами) — и линии останутся белыми на фоне слоя цветного карандаша. Он должен быть тупым, чтобы грифель не задевал тиснение.
  • Цветные линии. Если хотите получить тонкие цветные линии, сначала нанесите цвет, потом сделайте тиснение и сверху положите другой цвет.

7. Используйте растворитель без запаха для растушевки

Чаще всего на рисунках видны мелкие участки бумаги. Избавиться от них, растушевать штрихи и сделать цвет ярче поможет растворитель без запаха (уайт-спирит). Это обычный бензиновый растворитель, из которого удалили вредные летучие вещества.

Олеся Ахмеджанова

Нанесите его поверх однородных, близких штрихов. Для удобства залейте в кисть с резервуаром и размазывайте по рисунку ватной палочкой/диском или растушевкой. Когда бумага высохнет, можно продолжать рисовать: фактура полностью сохраняется. Растворитель без запаха можно применять в сочетании с бесцветным карандашом — блендером.

8. Бесцветный блендер — тоже для растушевки

Еще один хороший инструмент для растушевки — блендер. Как его использовать? Круговыми движениями потрите рисунок. Цвета смешаются, пробелы исчезнут, бумага отполируется. Цветной слой станет однородным и ярким. Но он подходит только для штрихов, которые расположены близко.

Олеся Ахмеджанова

По материалам книги «Дневник художника-натуралиста»
Обложка поста unsplash

Как расшифровать цвета детского рисунка

Мы уже писали о том, что детский рисунок, если его правильно расшифровать, может многое рассказать о ребенке, о ситуации в его семье и его мироощущении в целом. А сегодня мы расскажем о цветах детского рисунка, что они значат и как правильно их расшифровывать.

Как оценивать цвета в детском рисунке

Во-первых, вы должны помнить, что нельзя оценивать рисунки, которые рисунок нарисовал в школе или в детском саду. Рисунок должен быть нарисован непосредственно при вас или вы должны позаботиться, чтобы ребенку были доступны различные цветные карандаши.

Нередки случаи, когда педагоги (а иногда и детские психологи) делали заключение о неблагополучной обстановке в семье и вызывали службу опеки из-за детского рисунка, сделанного одним темным цветом. А потом оказывалось, что ребенку на занятиях в группе просто достался карандаш такого цвета.

Во-вторых, не надо расшифровывать каждый цвет, который ребенок использовал для своего рисунка. Нужно учитывать лишь общую цветовую гамму и один преобладающий цвет.

 

В-третьих, учитывайте, что именно рисует ребенок. Некоторые темы рисунков (например, небо, солнце, лес и т.д.) сами по себе требуют использования определённой цветовой гаммы. Именно поэтому для анализа рисунка используют в основном три темы — рисунок человека, рисунок семьи, рисунок несуществующего животного.

 

В-четвертых, обращайте внимание, каким цветом нарисованы отдельные фигуры. Например, цвет, каким нарисован каждый член семьи, много расскажет о том, как малыш относится к ним. Цвет, которым нарисовал ребенок сам себя, расскажет, как ребенок воспринимает себя, как он себя чувствует.

 

Что значат цвета

Обращаем ваше внимание, что каждый цвет имеет несколько значений. Какое именно — зависит от других деталей рисунка, например, силе нажима на карандаш при рисовании, расположении фигур на рисунке и т.д.

 

Основные символические значения цветов:

темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;

зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;

красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость ;

коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;

черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

серый

– “отсутствие” цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

 

На что еще нужно обратить внимание

Необходимо учитывать количество использованных для рисунка цветов.

Дети, старше 3-4 лет с нормальным уровнем эмоционального развития используют 5-6 цветов.

Если ваш ребенок рисует только одним или двумя карандашами, то это, возможно, указывает на его негативное эмоциональное состояние в данный момент. Если в этом случае преобладает синий, то ребенка что-то сильно тревожит, красный — ребенок агрессивен, черный — ребенок в депрессия.

Если ребенок предпочитает использовать простой карандаш, то часто это означает, что в жизни ребенка не хватает ярких красок и положительных эмоций.

Также внимательно посмотрите, кого и как нарисовал ребенок. Фигуры, очень важные для него, будут нарисованы большим количеством цветов. А вот тех людей, кого ребенок не воспринимает, он нарисует черным или темно коричневым цветом.

Помните, что анализировать рисунок — не так просто, как кажется. Поэтому, если у вас возникли какие-то подозрения, обратитесь к профессиональному детскому психологу.  

Стоит ли волноваться, если ребенок рисует только темными цветами

Порой дети рисуют карандашами, фломастерами или красками темных оттенков. Мамы при виде этого начинают тревожиться и бросаются изучать результаты детского творчества. Им ведь нужно разобраться: что тревожит малыша? Масла в огонь сомнений порой подливают воспитатели в детских садах, которые намекают мамочкам: а все ли в порядке в семье? Ведь неспроста ребенок рисует черным…

Читайте также:

Прекратить панику советует психолог и многодетная мама Лариса Суркова:

Давайте разберёмся: до 4-5 лет дети чаще выбирают контрастные цвета при рисовании: чёрный; синий; красный. Это не потому, что растут маньяки) это нормальное развитие психики.

Старше 5 лет правда можно анализировать цвета, но не забудьте узнать был ли у ребёнка выбор))) А то часто оказывается, что был всего один фломастер.

Спросите, что он рисовал и почему чёрное. Не бойтесь задавать вопросы.

Если очень хочется анализировать, то лучше ориентироваться не на цвет, а на проективные методики, или рисуночные тесты. Узнаете больше всего интересного 😀, например «дом, дерево, человек» или «моя семья»

В 90% случаев использование чёрного цвета не значит ничего страшного для психики вашего ребёнка или судьбы вашей семьи, если ребёнок моложе 5 лет.

Поэтому, если ваш ребенок принес рисунок, выполненный черным карандашом или в других темных оттенках, не паникуйте!

© Instagram @julia_phr, @liliya_shakira, @milena_koh, @asskiker88

Читайте также:

Прочитайте, что говорят по этому поводу другие мамочки:

Моя любит чёрный, ей 4. Я уговаривала брать яркие цвета 🙂 Теперь не буду.

Мне воспитатели отдавали рисунок с тревожным видом и тремя красными восклицательными знаками на нем. А я повесила его на самое видное место и долго гордилась))))

Дочка года в 3.5 очень любила черным рисовать, причем закрашивать им усердно, квадрат, например ))

А если все же испытываете волнение, заполните баночку с карандаши наборами с позитивными оттенками. Пусть малыш рисует ярко!

Читайте также:

Фото на анонс: Instagram @happy_family_astana

Ребёнок раскрашивает один предмет разными цветами. — Психология

Добрый день, Екатерина. Я бы не был уверен в том, что Вам следует именно беспокоиться, не обсудив при этом пристрастия Вашей дочери к разным цветам с ней самой, а также не наблюдая в ее поведении специфических черт, которые могли бы вызывать опасение. Если Вы считаете это важным, попробуйте, как следует, пораспрашивать у нее, почему она использует так много цветов. Проявляет ли она признаки непослушания, агрессии, часто ли у нее меняется настроение?

Конечно, со временем придется приучать ребенка к соблюдению некоторых норм, в данном случае объяснять, что иногда тот или иной рисунок важно закрашивать соответствующим правильным цветом. Однако не следует забывать о том, что все люди, не следует забывать также о существовании творческих натур, обладающих собственным непохожим на другие видением, испытывающих потребность выходить за границы установленных норм, дабы в полной мере реализовать свой творческий потенциал. Возможно, если Вы не будете чрезмерно ограничивать такого рода потребности своего ребенка, он сможет там, где это возможно, проявлять креативность. Если представить, что Ваша дочь будет рисовать, она могла бы создавать в соответствии со своими личностными особенностями и потребностями яркие работы с разными тонами и, таким образом, сформировать свой уникальный художественный стиль. Нечто аналогичное можно было бы предположить и касаемо любого другого искусства. Если же отбросить в сторону тему творчества, все равно можно говорить о том, что, если Вы постарайтесь не подавлять личные особенности ребенка, а пытаться помочь ему их сублимировать, то есть направить в полезные сферы деятельности, помочь ребенку по возможности находиться в центре внимания, быть открытой, активной, инициативной, возможно, развивающий свой артистизм, чувство юмора, постоянно пробующей себя в чем-то новом, привлекающей к себе внимания других людей(когда будет соответствующий возраст, в том числе, вероятно, лиц противоположного пола), заниматься деятельности, где люди смогут оценить ее потребность во внимании по достоинству.

Конечно, могут возникать и свои трудности в виде, например, импульсивности, агрессии, упрямости и т.д. С ними тоже можно взаимодействовать по-разному. Можно пытаться их полностью подавлять, а можно научить по возможности сдерживать, но находить им применение там, где это, действительно, необходимо или даже полезно. В некоторых случаях возможно стоит позволять недостаткам проявлять себе, просто для того, чтобы дочь могла оставаться собой вместо того, чтобы слишком долго находиться в прокрустовом ложе.

Но не забывайте, что все высказанное мной или другими экспертами, только предположения, с точностью все сказать о ней мы не можем, если Вам покажется, что Ваша дочь не соответствует описанному портрету, не стоит навязывать эту роль, позвольте ей быть самой собой и воспитывайте соответствующим образом.

Цвет в детском рисунке | ЯрМалыш

 

Примерно до 5-6 лет цвет является для ребёнка в большей степени средством выразительным, чем изобразительным. Поэтому цветовая палитра рисунка и в этом возрасте, и даже позже выбирается не случайно.

Психолог и исследователь Макс Люшер впервые доказал, что выбор цвета отражает психическое и физическое состояние человека. Он определил символические значения цветов и предложил по любимому цвету определять характер ребёнка, психологический тип его личности и даже эмоциональную обстановку в семье.

Белый

Конечно, он встречается в рисунках очень редко, но если ребёнок явно проявляет любовь к белой краске, о нём можно сказать, что он эмоционально и духовно развит, чувствителен, склонен к философским размышлениям и замкнут.

Голубой

Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности. Этот цвет обычно предпочитают мальчики.

Жёлтый

Жёлтый цвет вызывает положительные эмоции и о фанате этого цвета можно сказать, что он свободолюбив, любознателен, оптимист, фантазёр и большой оригинал. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, в то же время он может оказаться безответственным. Ребёнок чувствует себя комфортно в своём окружении, хотя вынужден постоянно бороться за право быть другим, отличаться от большинства.

Зелёный

Зелёный – символ настойчивости и даже упрямства, независимости, любознательности, уравновешенности, благородства и честолюбия. Предпочитающим в своих рисунках тёмно-зелёный цвет детям недостаёт внимания и любви. Если ситуация не изменится, ребёнок вырастет замкнутым, скрытным, боящимся любых перемен, апатичным. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия.

Коричневый

Коричневый вызывает отвращение, чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Поклонники этого цвета стараются создать вокруг себя собственный мир, надёжный, но не приносящий тепла и нежности. Родителям следует выяснить причину, по которой их ребёнок стремится отгородиться от реальности.

Красный

Красный цвет противоречив. С одной стороны, он агрессивен, символизирует раздражение и гнев. С другой стороны, говорит о здоровье и силе. Его предпочитают люди энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые, общительные, открытые. Часто фанатам красного цвета присущи эгоизм и лидерские задатки. Внезапная любовь к красному у скромного ребёнка означает напряжение, агрессию. Возможно, такому ребёнку требуется отдых – как физический, так и эмоциональный.

Лиловый

Цвет девочек, символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Любящий лиловый цвет ребёнок живёт в собственном мире.

Оранжевый

Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Выбор этого цвета свойственен детям открытым, эмоциональным, общительным, весёлым, непосредственным, часто меняющим своё мнение и увлечения. Неустойчивость нервной системы такого ребёнка делает его вспыльчивым и плаксивым.

Розовый

Ещё один «женский» цвет, который, как и лиловый, ассоциируется с нежностью, а также с робостью, женственностью и эмоциональностью. Поклоннице розового требуется повышенное внимание, ей жизненно необходимо чувство безопасности. Следует насторожиться родителям мальчика, который часто выбирает розовый карандаш. Это может говорить о неприятии его в коллективе, настороженности, слабости, замкнутости.

Серый

Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Цвет простого карандаша – отсутствие всякого цвета, тревожный сигнал. Фанат серого, как правило, тихий, «невидимый» ребёнок, зависимый от взрослых, не умеющий и не желающий учиться общаться.

Синий

Этот цвет ассоциируется у психологов с тревогой, концентрацией, потребностью в покое. Синий – в некотором смысле противоположность красному. Ребёнок, у которого синее не только небо и море, но и деревья, и солнце, и люди, — спокойный, неторопливый, обстоятельный, склонен к размышлениям, любит порядок и последовательность. Бывает, дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда ищут покой.

Фиолетовый

Фиолетовый – цвет фантазёров, людей творческих, с отличной интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям. Этот цвет тайны предпочитают ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение.

Чёрный

Пожалуй, наибольшую озабоченность вызывает у родителей появление в детских рисунках чёрного цвета в больших количествах. И не зря, ведь он означает депрессию, враждебность, протест и чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным, переживают стресс, им необходима забота и обязательно – консультация психолога.

Можно также обратить внимание на то, какие в целом оттенки чаще всего использует ваш ребёнок в своём творчестве.

Пастельные тона – это знак спокойствия, зависимости, инфантильности. Их, а также тёмные оттенки, любят тихие и скромные дети.

Хорошо, когда ребёнок чаще рисует и раскрашивает такими цветами, как розовый, жёлтый, оранжевый, синий, голубой и зелёный. Эти цвет говорят о спокойствии и положительном настрое.

Не делайте ошибки, пытаясь найти в рисунке вашего ребёнка все цвета и, таким образом, приписав ему все возможные состояния и проблемы. Цвет имеет значение лишь когда он преобладает или когда выделяется на фоне остального рисунка. А также, если конкретный цвет используется при изображении одного и того же человека на разных рисунках.

И, конечно, не стоит беспокоиться, если вы сегодня нашли в рисунке своего ребёнка что-то настораживающее. Волноваться стоит тогда, когда определённый цвет или цветовая гамма используются постоянно на протяжении более чем двух недель.

Кроме того, любые сделанные по рисуночным тестам выводы – это лишь предположения, подтвердить или опровергнуть которые может только опытный специалист на основании полноценного обследования.

 

Рекомендуем:

Скрытый смысл детского рисунка

Как интерпретировать рисунок человека

О чём может рассказать детский рисунок семьи

Рисование по-новому

Выбираем товары для рисования: советы специалиста

Творчество

Родителям ребёнка-левши

Картотека по теме: Подборка дидактических игр на цветовосприятие для детей дошкольного возраста

                                               МБДОУ  «Детский сад №26 «Ягодка»

Дидактические игры

на развитие

 цветового восприятия

для детей дошкольного возраста

(используются

в индивидуальной и кружковой работе)

                      Воспитатель: Юрченко О.А.

г.Камень-на-Оби

2013-2014г.

Подборка дидактических игр, направленных на  развитие цветового восприятия у детей  дошкольного возраста.

 Материал можно использовать как на занятиях, так и в индивидуальной, и кружковой работе.

Развитие цветового восприятия у детей старшего дошкольного возраста

«Сделаем мир цветным «(хроматические цвета)

Закрепление знаний о хроматических цветах основных и производных, знакомство с теплыми и холодными цветами, знакомство с последовательностью цветов спектра, контрастными, нюансными и гармоничными цветовыми сочетаниями.

Для закрепления знаний о хроматических цветах: основных и производных очень важна экспериментальная деятельность, когда ребенок, имея всего три основных цвета, может получить любые производные цвета и оттенки. Дети с удовольствием смешивают краски на палитре, поэтому во время экспериментов с цветом лучше не давать готовых решений, а предлагать им самим определить, какие цвета нужно смешать, чтобы получить тот или иной производный цвет или оттенок. Особое значение для детей имело называние полученных оттенков. Дети сами учились давать название получившимся цветовым сочетаниям (оттенкам), используя названия исходных цветов. Например, желто-зеленый, красно-оранжевый, красно-коричневый. Для закрепления названий цветовых оттенков проводились игры, где подбираются несколько цветных предметов таким образом, чтобы среди них имелись одинаковые предметы, окрашенные в разные оттенки одного цвета, например игра

«Чего не стало»,

«Назови цвет предмета»,

«Угадай, какого цвета одежда»,

«Разложи предметы по цвету»,

«Найди предмет такого же цвета».

Детям сообщалось, что для некоторых цветовых оттенков существуют и другие названия — «болотный», «розовый», «малиновый» и другие.

При работе с красками дети, промывая кисточки, обратили внимание на изменение цвета воды в баночках. И нам удалось превратить это в веселую игру. Каждый придумывал, что у него получилось в баночке — молоко, какао, апельсиновый сок и др.

Для закрепления знаний о получении производных цветов и называния их, можно проводить художественно-дидактические игры:

«Разноцветный дождь»,

«Помоги украсить хвост павлину»,

«Палитры потерялись».

Черно-белая красота (ахроматические цвета)

Знакомство с ахроматическими цветами: черный — серый — белый и различение цветов по насыщенности.

В ходе художественно — дидактических игр:

«Отгадай цвет»,

«Помоги кроликам встать по порядку»,

«Фокусник»,

эксперимента «Превращение», занятий по рисованию «Что бывает серое», «Ворона и воробей», дети систематизировали знания об ахроматических цветах, учились получать и называть различные по тону ахроматические цвета. Завершало блок занятие «Как белая и черная краска подружились». Дети узнали, что ахроматические цвета имеют большие изобразительные возможности. В самостоятельной художественной деятельности дети стали шире применять в рисунке графитные карандаши, уголь, используя их изобразительные возможности, черную и белую краски для получения различны оттенков серого цвета.

Цвета и чувства (эмоциональное восприятие цвета)

Возможность цветом передавать характер, эмоциональное состояние, чувства, настроение, рассматривалась в третьем блоке с помощью художественно — дидактических игр

«Угадай настроение клоуна»,

«Музыкальная палитра»,

Занятий

 «Розовая радость и зеленая тоска», «Какого цвета музыка», «Добрый и злой сказочный герой», «Снегурочка и Снежная королева». При рисовании доброго или злого персонажа дети легко определяли, что добрых героев нужно нарисовать светлыми, яркими красками, а злых — темными. Благодаря ранее проведенной работе, дети старались получить разнообразные оттенки, для получения светлых тонов добавляли белила, для получения темных — черную краску. Характерным при изображении персонажей являлся именно цвет, а не выражение лица, поскольку и Кощей — Бессмертный может улыбаться, перебирая свое золото, а Иван-Царевич может грустить и сердиться когда похищают его невесту… Более сложным в выборе цветовых сочетаний для передачи характера персонажа было изображение Снежной королевы, ее нельзя изобразить темными цветами, здесь контраст между положительным и отрицательным героем, строился на контрасте теплых и холодных тонов. При изображении Снегурочки нельзя было взять чисто теплые цвета, ведь она из снега и может растаять. Дети, рисуя Снегурочку, «холодили» теплые цвета при помощи белил. Большой эмоциональный отклик вызвало занятие, на котором дети цветом пытались изобразить абстрактные понятия (доброта, радость, сомнение, грусть и другие) «Розовая радость и зеленая тоска», более сложным было занятие по теме «Какого цвета музыка», где дети сначала должны были услышать и описать настроение музыки, а затем выразить это в цвете.

По мере проведения игр   всех блоков, параллельно необходимо проводить закрепление изученного материала в течение дня.  

при рассматривании книжных иллюстраций подбираются  книги с цветными рисунками, в которых чаще всего встречаются изучаемые цвета;

в беседах с детьми часто заводится разговор о цвете, предлагается  назвать свои любимые цвета;

во время прогулок дети рассматривают изменение цвета снега (земли, деревьев) в зависимости от времени суток, погоды, окружающих предметов, текстуры поверхности…

дети рассматривают репродукции картин известных художников (особое внимание обращается  на колорит и особенности цветового решения).

«Радуга»

     Цель игры: научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.

    Оборудование: образец рисования радуги на листе формата А2, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится).

    Возраст: 3–4 года.

   После того как дети ответят на поставленные вопросы, руководитель показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге:

   каждый (красный)

   охотник (оранжевый)

   желает (желтый)

   знать, (зеленый)

   где (голубой)

   сидит (синий)

   фазан (фиолетовый).

   Следующим этапом можно попросить ребят нарисовать радугу самостоятельно, используя для этого акварельные краски. Если дети в группе хорошо усвоили материал и знают способы получения разных цветов из красного, синего и желтого, то они вполне могут нарисовать радугу, используя для этого только три основных цвета.

   В случае если малыши к этому еще не готовы, то воспитатель просит их нарисовать данную картинку, используя уже готовые краски фиолетового, оранжевого и зеленого цветов.

    Ход игры: когда все подготовлено на столах детей, воспитатель говорит, что сегодня игра будет посвящена радуге, и спрашивает, видел ли кто-нибудь радугу на улице, в какое время года это было – зимой или летом, какая погода была в это время – солнечно или только что прошел сильный дождь.

«Черное и белое»

    Цель игры: развивать внимательность, ловкость, быстроту, умение быстро действовать в зависимости от ситуации.

    Оборудование: картонный диск диаметром 30–40 см, одна сторона которого окрашена в белый цвет, другая – в черный.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: воспитатель делит всех игроков на 2 команды: «черных» и «белых», которые выстраиваются вдоль прочерченных линий друг против друга. Затем руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что одна команда должна ловить другую, но делать это можно только после полученного сигнала и только на игровом поле, которое ограничивается начерченными линиями.

   Воспитатель бросает диск, и все смотрят, каким цветом вверх он упал. Если это черный, то команда «черных» начинает ловить команду «белых», которые в свою очередь стараются проскочить за противоположную линию, считающуюся теперь их домиком. Все пойманные участники выходят из игры. Побеждает та команда, в которой осталось большее количество игроков.

   Для закрепления названий цветов можно диск окрасить в другие цвета (например, с одной стороны в синий, с другой – в зеленый). Можно использовать и другие сочетания, помогающие ребятам в игровой форме запомнить нужные оттенки.

«Разноцветное домино»

    Цель игры: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.

    Оборудование: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов). Распределение должно соответствовать настоящему времени.

   Возраст: 3–5 лет.

    Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол.

   Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход.

   Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.

   Если в игре участвуют только 2 или 3 человека, то на столе должны остаться 14 или 7 карточек, перевернутых цветами вниз. Они будут служить запасными для тех ребят, у которых во время игры не оказалось нужного цвета.

   Для лучшего закрепления названия цветов желательно просить детей называть их, когда они выкладывают необходимую карточку на стол.

«Веселые обезьянки»

   Цель игры: формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.

    Оборудование: маски обезьянок для каждого участника, футболки разного цвета для каждого игрока, 2 мяча, 2 обруча, 2 гимнастические палки.

    Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть 8-10 человек, и просит участников надеть футболки и маски обезьянок. Для игры требуется еще один ребенок, который будет исполнять роль водящего.

   Условия игры заключаются в том, что водящий отворачивается от обезьянок, называет цвет, который должен совпадать с цветом футболки одного из игроков, и просит выполнить определенное задание. Если участник игры с легкостью справился с полученным заданием, то он остается в команде, но если не справился, то выбывает. Победителем становится та обезьянка, которая смогла выполнить все задания.

   В случае, когда игра проводится среди детей 3-летнего возраста, роль водящего может взять на себя сам руководитель.

   Задания для участников могут звучать следующим образом:

   1) обезьянка в синей футболке, отгадай, в какой руке я спрятал конфету;

   2) обезьянка в красной футболке, ты должен присесть на месте 10 раз;

   3) обезьянка желтого цвета, ответь на вопрос, как кричит петух, и продемонстрируй это 3 раза;

   4) задание для обезьянки в белой футболке: расскажи самую смешную историю, которая происходила с тобой в жизни;

   5) обезьянка в оранжевой футболке должна пробежать 2 круга вокруг стола;

   6) задание для мальчиков-обезьянок: помериться силами на руках;

   7) розовая обезьянка должна посчитать, сколько цветов находится на окне;

   8) фиолетовая обезьянка должна при помощи гимнастической палки перекатить мяч в указанное место;

   9) другие (в зависимости от возраста участников                          

Дидактическая игра «Цирк зажигает огни».

Цель игры: учить создавать целостную картину цирка на подмалевке, решать задачи по пространственному освоению листа. Закрепить знания детей об артистах цирка, атрибутах, используемых на представлениях. Уточнить знания о костюмах артистов: акробатов, жонглеров, клоунов, укротителей животных.

Активизация словаря детей: арена, прожекторы, дрессировщики, жонглеры и т.д.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть подмалевки арены цирка, атрибуты и инвентарь, которые артисты используют для выступлений. Затем рассматриваются фигурки цирковых артистов, их костюмы, фигурки цирковых животных. Педагог предлагает детям на подмалевке выложить цирковой номер и рассказать о нем. Необходимо оказывать детям помощь при составлении композиции на подмалевке.

Цель игры: закреплять навыки детей в изображении портрета, создании выразительного образа. Развивать способность детей определять эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям. Развитие мелкой моторики.

Дидактический материал: карточки-пиктограммы с графическим изображением эмоций человека: горя, гнева, страха, радости, удивления. Вырезанные овалы лица (15Х15 см) с нарисованным носом, части лица: глаза, брови, рот, различные по форме и цвету прически (одинаковые наборы для каждого ребенка в конвертах), цветные фишки для оценки работы.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям за определенное время (2-3 минуты) разложить на подносах перед собой части лица; первый, выполнивший задание, получает фишку. Затем воспитатель берет в руки карточку-пиктограмму и предлагает детям изобразить на портрете это состояние человека, объяснить, какое состояние они изобразили, почему они так считают. На выполнение этого задания отводится 3-4 минуты. Фишку получает тот ребенок, который правильно смог передать эмоциональное состояние, дополнительные фишки получают дети, которые смогли красочно рассказать об этом состоянии.

Дидактическая игра «Волшебный круг» (цветовой круг)

 Для детей старшего дошкольного возраста. В игре могут принимать участие 6-8 детей.

Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к  искусству. Активизировать речь детей.

Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры:

Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные — красная, синяя и желтая и составные — которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски.

Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

2 вариант игры:

Воспитатель выкладывает на цветовой круг карточки с изображением пейзажа, натюрморта или портрета. Среди карточек есть изображения картин, с которыми они уже познакомились на занятиях: Левитан «Золотая осень», Шишкин, Серов, Врубель, Грабарь и др.

Воспитатель вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается назвать жанр живописи. Правильно назвавший получает фишку. Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора картины, ее название. Воспитатель может предложить детям по очереди вращать стрелку.

Дидактическая игра «Народный костюм»

Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях народного костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать общие познавательные способности:

— умение описывать предметы одежды, высказывать предположения;

— сравнивать свой образ с людьми, жившими ранее;

— классифицировать предметы костюма в зависимости от положения людей в обществе (простые крестьяне, духовенство, знать, воины).

Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.

Активизация словаря детей: «веночек», «шаровары», «свитка»и т. д..

Ход игры:

Игра рассчитана на то, что дети знакомы со стихами Т.Г.Шевченко, украинскими народными сказками. Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов , с картинами поэта и художника Шевченко.

Педагог читает отрывок из сказок и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.

Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев  народных сказок и героев зарубежных сказок.

Дидактическая игра «Подводный мир»

Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.

Ход игры:

Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

Дидактическая игра «Театр»

Цель игры: познакомить детей с видом искусства — театром. Объяснить условности этого жанра: костюм, декорация, сцена. Учить детей подбирать для инсценировки декорации, костюмы для героев. Учить создавать сюжетную композицию на подмалевке, создавать театральное действие. Развивать воображение, фантазию, актерское мастерство. Упражнять в составлении связного рассказа. Активизировать словарь детей.

Предварительная работа: педагог рассказывает детям о виде искусства — театре и его особенностях: в театре существует сцена, на которой происходит театральное действие. На сцене выступают актеры, которые могут исполнять самые разнообразные роли: изображать животных и людей, сказочных героев. Для этого театральными художниками создаются костюмы. Для одного и того же спектакля могут быть созданы разные декорации и костюмы. Все актеры обязательно учат свои роли и пытаются передать образы своих героев.

Ход игры:

Педагог показывает детям подмалевки сцены и предлагает инсценировать сказку по желанию детей. Дети вспоминают героев сказки, подбирают соответствующие декорации, выкладывают на подмалевке театральное действие и рассказывают о нем.

Вариант игры:

Педагог рассматривает театральные костюмы, предлагает детям охарактеризовать этих героев, подобрать необходимые декорации, выложить на подмалевке театральное действие и рассказать о нем.

Дидактическая игра «Придумай пейзаж»

 Для детей 5-7 лет.

В игре могут принимать участие от 3-6 детей.

Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию.

Активизация словаря: «пейзаж», «живопись», «времена года».

Игровой материал: «подмалевки» различных времен года, вырезанные силуэты деревьев (соответствующих различным временам года), деревянные дома, церкви, фишки.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает перед детьми «подмалевки» 4 времен года и подносы с вырезанными силуэтами деревьев и домов. Детям предлагается прослушать стихотворение о времени года, определить, когда это бывает и придумать картину природы, соответствующую этому времени года.

    Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила.

    Пожелтел орешник и зарделись клены. В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

    Утешает осень — не жалейте лето! Посмотрите — роща золотом одета!

Сигналом к началу работы служит включение музыки из альбома П.И.Чайковского «Времена года». Дети составляют картину, пока звучит фрагмент музыки. Затем воспитатель рассматривает полученные картины, вместе с детьми определяет правильность составленной композиции. Фишку получает тот ребенок, который правильно решил задачу по композиционному освоению листа, передал перспективу, правильно выбрал предметы по размеру. Дополнительные фишки может получить ребенок, который расскажет о художниках, работающих в этом жанре, сможет назвать их картины.

Затем воспитатель читает стихи о другом времени года, включает музыку, и дети составляют новый пейзаж.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ   ДВИЖЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРАФАРЕТА

Цель: развивать у детей умения выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.

Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть панно, на котором котенок играет с клубками ниток, которые он размотал. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок.

Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.

Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.

                    ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА «ПОДБЕРИ   К   ИЗОБРАЖЕНИЮ  ИГРУШКУ»

Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете.

Ход игры. Детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы.

Выигрывает тот, кто скорее заполнит все клетки.

Варианты игры могут быть разнообразны. Например, на картинке изображены реальные предметы, дети отбирают вырезанные из картона силуэтные изображения и накладывают на реальные изображения.

Формирование способов сличения, анализа предметов и их изображений является эффективным приемом обогащения предметных представлений. Этому способствуют игры типа «Наложи предмет на его изображение», «Составь предмет из частей», «Найди такой же предмет», «Найди такую же половинку предмета, изображения».

При этом важно учитывать индивидуальные различительные возможности зрения. При низкой остроте зрения и отсутствии навыков восприятия изображения лучше начинать работу по сличению предмета с его реальным, цветным изображением, а затем можно перейти к сличению предмета с силуэтным изображением.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЕМ, КАК РАСПОЛОЖЕНЫ ТАРЕЛКИ НА СТОЛЕ»

Цель: упражнять детей в рисовании округлых и овальных форм, развивать умение различать  предметы  по  величине от большой к маленькой.

Для выполнения упражнения детям дают трафареты с прорезями трех кругов разной величины и прорезями трех овалов, расположенных между кругами. Овалы также разного  размера,   к ним пририсованы ручки.

Ход занятия. Педагог говорит: «Дети, к нам в гости пришли три медведя. Давайте мы их угостим. Для этого нам нужна посуда: тарелки и ложки». Педагог показывает детям трафареты и предлагает обвести круги и овалы, а затем дорисовать к овалам ручки, чтобы  получилась ложка.

После выполнения задания медведи вместе с детьми смотрят, как выполнена вся работа, сравнивают с реальной сервировкой на столе, где расположены тарелки и ложки. Здесь же можно уточнить, с какой стороны тарелки расположена ложка.

               ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КТО БОЛЬШЕ И БЫСТРЕЕ НАРИСУЕТ КРУЖОЧКИ»

Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.

Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.

Ход занятия. Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить.

Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток.

Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется – слева — направо, а  другая  рисуется  — справа – налево.

                       ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ «НАРИСУЕМ СОЛНЫШКО»

Цель: упражнять детей в рисовании круглых форм и прямых линий.

Ход занятия. «Наложите трафарет и нарисуйте круг». Дети находят на трафарете круг и обводят его. После этого снимается первая часть трафарета и педагог предлагает   нарисовать лучи солнца пальчиком.

В другом задании можно предложить детям нарисовать с помощью трафарета одуванчик, пуговицы на пальто, неваляшку, воздушные шары и т. д.

Перед тем как дети начнут создавать сюжеты рисунков, надо научить их с помощью трафарета рисовать детали и предметы, которые затем могут войти в сюжет: облако, лодка, дождик, солнце, волны, елки, грибы, домик и т. д.

Начинать рисование надо с более простых по форме предметов. Например: вначале рисуют солнце, позже облако или грибы, а потом елку, снеговика, неваляшку и др.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ В РИСОВАНИИ НАПРАВЛЕНИЙ ДВИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ

Материал: трафареты с изображением рыб,  уток,  гусей,  машин,  самолетов и др.

Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть изображения на трафаретах и показывает, как можно путем переворота трафарета нарисовать предмет , а затем отпечатать его движущимся в другом направлении.

После выполнения рисования предметов дети совместно с педагогом называют направления, в которых движутся на рисунке объекты: влево или вправо, вверх или вниз и т. д.

Иногда можно предварять рисование выкладыванием из вырезанных по контуру изображений рисунка на фланелеграфе или же создавать предметные ситуации из игрушек, реальных предметов.

Иногда целесообразно упражнять детей в определении и изображении движения и направления с опорой на словесное указание педагога: «Нарисуйте машину, едущую вправо и т. д.».

                       

                            ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «УКРАСИМ   ПРЕДМЕТЫ»

Цель: упражнять детей в умении заполнять  ограниченное пространство в соответствии с заданной формой предметов.

Ход занятия. Педагог предлагает детям трафареты с прорезями формы различных предметов: платья, шапки, полотенца, носового платка, чашки, косынки и др.

Затем дети разрисовывают цветными  изображения  заданное пространство . В зависимости от уровня развития изобразительных навыков сложность контуров предметов определяется каждому ребенку индивидуально: один разрисовывает полотенце, другой — платье.

Такие упражнения обогащают детские впечатления о форме реальных предметов, учат замечать общее между ними, в частности, что все предметы раскрашены цветными полосками, все они разные (посуда, одежда, белье и т. д.). Так формируются у детей умения обобщать предметы по одному сходному признаку, вне зависимости от  их  функционального назначения.

                                                  «РЫБКИ  В АКВАРИУМЕ»

Цель: упражнять детей в рисовании предмета, отталкиваясь от основной формы или формы дополнительных деталей, учить зрительному анализу строения предмета.

Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть трафареты, где в прорезях дана основная форма рыб — овал, а затем дорисовать детали , используя уже знакомые нетрадиционные техники.

Затем дети выполняют обводку и дорисовывают  по замыслу.

После создания наброска дети раскрашивают  красками,     фломастерами, цветными мелками, пастелью.

Рисование начинают с дополнительных деталей, рисование основной формы дети могут выполнить с использованием  трафарета,а затем с использованием различных видов нетрадиционных техник.

Таким же способом можно научить детей рисовать грибы, самолет, цветок и др.

                         ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ В РИСОВАНИИ ЛИСТЬЕВ

                                               И ВЕТОК ДЕРЕВЬЕВ С ЛИСТЬЯМИ

Материал к заданию:   трафареты   листьев различных пород деревьев.

Ход занятия. Дети рассматривают трафареты, обследуют форму листьев. Затем педагог предлагает им обвести по контуру или трафарету листья. Задание может быть дано на скорость: кто из детей больше обведет листьев за определенный отрезок времени.

В другом задании дети после обводки раскрашивают листья в разные цвета, так у них получается узор из цветных листьев, в следующем — создают узор из листьев и веток.

Если дети способны рисовать предметы самостоятельно, можно дать задание   создать образец сюжета на фланелеграфе из контурных изображений, а затем срисовать. Обязательное рисование по трафаретам идет только в случае затруднений, имеющихся у детей при изображении предметов.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций

Иттен, Йоханнес (Itten, Johannes) — выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник.

Очень хорошо тем, кто уверен в своём чувстве цвета, и умело применяет своё чутьё на практике. Но не у всех эта уверенность есть. Как раз тем, кто не уверен в своём чувстве цветовой гармонии, хотя это чувство присуще каждому человеку, предлагаю в помощь цветовой круг Йоханнеса Иттена. Этот цветовой круг очень хорошо помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации, состоящие из двух, трех, четырех и более цветов.

Круг Иттена разделен на 12 цветовых секторов. Всего содержится 3 основных первичных цвета — это синий, желтый, красный. Именно при их смешивании и получается всё многообразие цветового круга.

Следующие цвета цветового круга носят название составные или вторичного порядка, их тоже 3 — это фиолетовый, оранжевый и зелёный. Эти цвета получаются путём смешивания в равном соотношении цветов первого порядка.

Благодаря смешиванию цветов первичного и вторичного порядка получаем 6 цветов третичного порядка.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 1

Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.

Внутри каждого круга имеется фигура; линия, треугольники, прямоугольник, квадрат, шестиугольник, вращая фигуру, мы получаем нужную комбинацию сочетания цветов.

Комплиментарные (дополнительные) цвета

Комплиментарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 2

Классическая триада

Классическую триаду образуют три равноудаленных по цветовому кругу Иттена цвета. Чтобы добиться гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте для акцентов.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 3

Аналоговая триада

Аналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатисекторном цветовом круге. При использовании этой схемы, возможно выбрать один цвет главным, второй — поддерживающим, а третий использовать для акцентирования.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 4

Контрастная триада

Контрастная триада — вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 5

Прямоугольная схема

Прямоугольная схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых — комплиментарные.

Эта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций входящих в нее цветов. Чтобы проще было сбалансировать прямоугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные — вспомогательными.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 6

Квадратная схема

Квадратная схема практически повторяет прямоугольную схему, но цвета в ней равноудалённые по кругу. Здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 7

Шестиугольная схема

Шестиугольная схема сочетания цветов более сложная, но тем не менее применяема. В двенадцатисекторный цветовой круг можно вместо треугольника или квадрата вписать и шестиугольник. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться на трёх парах дополнительных цветов.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 8

Однако вполне справедливо можно заметить, что для подбора гармоничных цветов, 12 цветового круга недостаточно. Вернее не то, что бы недостаточно, а просто это еще не всё. Просто в нашем круге получились насыщенные, яркие цвета. А мы ведь пользуемся разными оттенками этих цветов, а получаются они при добавлении белого или черного цветов. Так при добавлении белого цвета получим пастельные оттенки вплоть до практически белого и наоборот при добавлении черного цвета насыщенность будет увеличиваться. В итоге получается большой цветовой круг с множеством оттенков исходных цветов.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 9

Цветовой круг Иттена делится на холодные и тёплые цвета. Мы видим, что жёлтый цвет — самый светлый, а фиолетовый — самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «жёлтый — фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — холодными. Красно-оранжевый, — самый теплейший, а сине-зелёный, — самый холодный цвет.

Вариации цветовых сочетаний:

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 10

Сильно теорией не увлекайтесь, дайте волю своей фантазии и смело импровизируйте!

Желаю вам радужного творчества!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *