Резание ножницами полос по сгибу в школе: конспект урока по психомоторике на тему » Сгибание полос из бумаги и вырезание ножницами» ( 1 класс) – Урок трудового обучения в 1 классе Тема: «Резание ножницами по следу сгиба».

Урок трудового обучения в 1 классе Тема: «Резание ножницами по следу сгиба».

Урок трудового обучения в 1 классе
Тема: «Резание ножницами по следу сгиба».
Цель: формирование овладения орудийными приёмами, через вырезание ножницами по прямым линиям.
Личностные результаты: познакомиться с техникой безопасности при работе с ножницами.
Познавательные результаты: ориентироваться при выполнении сгибания бумаги.
Коммуникативные результаты: формировать умения отвечать на вопросы учителя.
Регулятивные результаты: выполнять работы по словесной инструкции учителя.
Ход урока:
1. Орг. момент.
-Посмотрите внимательно, все ли у вас готово к уроку? Нам понадобиться лист белой бумаги, ножницы.
2. Повторение пройденного.
-Чему мы учились на прошлому роке? (сгибали и разрывали бумагу)
3. Сообщение темы урока.
-Отгадав загадку, вы узнаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.
Два конца, два кольца, посередине гвоздик. Что это? (ножницы)
-Для чего человеку ножницы? (инструмент для резания бумаги и других инструментов)
-Кто мне скажет, чему будем учиться на уроке?
— Из чего состоят ножницы? (из двух частей, одна часть – это два лезвия, которыми разрезают бумагу. Другая часть – два кольца, за которые держат ножницы. Обе части соединяют винтиком)
-Что еще кроме бумаги можно разрезать с помощью ножниц? (стригут шерсть у животных, подстригают кусты, цветы, ими стригут волосы, подстригают ногти и др.)
-Кто знает, как правильно обращаться с ножницами?
Ознакомление учащихся с техникой безопасности при работе с ножницами.
-Покажите, как правильно держать ножницы.
-Покажите, как правильно держать ножницы и бумагу.
4.Физминутка.
5. Практическая часть.
-Сложите лист бумаги пополам (образец учителя)
-Что вы сейчас делали? (складывали бумагу пополам)
-Разверните лист. Что вы видите на бумаге?
-Разрежьте ножницами по следу сгиба.
-Что вы сейчас делали? (разрезали бумагу по следу сгиба)
-Одну часть бумаги уберите в сторону.
-Сложите вторую часть бумаги еще раз пополам.
-Что вы сейчас делали?
-Разрежьте ножницами по следу сгиба.
-Что вы сейчас делали?
-Сложите бумагу еще раз и разрежьте ножницами (обращается внимание на ТБ при работе с ножницами)
6.Физминутка для пальцев рук «Пальчики здороваются».
7. Самостоятельная работа (учащиеся выполняют упражнения в сгибании бумаги и резании ножницами по следу сгиба).
8. Рефлексия.
-Чему мы учились сегодня на уроке?
-Что самым трудным вам было выполнять?
-Что больше всего понравилось на уроке?
9.Оценивание.

15

« сгибание бумаги, вырезание полос».

Тема « сгибание бумаги, вырезание полос».

Цель: Углубление и развитие знаний и умений учащихся, связанных с первоначальными приёмами обработки бумаги (разметкой) с помощью шаблона, резанием бумаги ножницами.

Задачи:

— совершенствовать навыки в вырезании шаблона по контуру из бумаги;
-развивать мелкую моторику рук;

— закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами;
— воспитывать умение работать в коллективе;
— воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока.

Организация учащихся.

Речевая разминка.

Внимание проверь, дружок.

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке?

Всели правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».

Организация рабочего места.

Беседа

-К какому уроку вы подготовились?

-Что вы приготовили для урока?

— Где располагаются инструменты?(Инструменты располагаются с правой стороны).

-Как должны лежать ножницы?(Ножницы должны лежать в закрытом виде, кольцами вперед.).

-Как нужно правильно держать ножницы во время работы?( Во время работы ножницы нужно держать на уровне груди, в горизонтальном направлении от себя).

Сообщение и повторение познавательных сведений о бумаге.

-Из чего делается бумага?(Бумага делается из целлюлозы, а целлюлоза делается из древесины хвойной породы).

Как же надо обращаться с тетрадями, цветной бумагой, книгами? Почему? (Чем больше бумаги мы тратим — тем больше деревьев вырубают, тем меньше лесов остается.) Вырубленный лес — это уничтоженный «дом» многих животных и растений. Не будет лесов. не будет и животных, растений, и не будет человека.

-Какого вида бывает бумага и где применяется? (Бумага бывает писчая, газетная, копировальная, санитарно-гигиенического назначения, фотографическая, чертежная, калька, оберточная).

Какими свойствами обладает бумага?(рвется, мнется, режется, расползается, если попадает в вода).

Физминутка

Вы наверное устали ?

Ну , тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали

Покрутились , повертелись

И за парты вы уселись

Глазки крепко закрываем

Дружно до 5 считаем,

Открываем , поморгаем

И работать продолжаем.

Сейчас мы с вами должны сложить листок пополам, еще пополам.

Берем ножницы и прочерченный лист мы должны с вами взять правильно ножницы и вырезать по образцу, у нас должны получиться прямые линии

Технологическая карта. Тема. Резание бумаги ножницами по размеченным линиям. Как точно резать ножницами по линиям?

Тема. Резание бумаги ножницами по размеченным линиям. Как точно резать ножницами по линиям?

Цель: создать условия для овладения приемами резания бумаги по размеченным линиям.

Задачи:

1. Формируем умения изготавливать несложные конструкции изделий по образцу.

2. Воспитываем ответственность за результаты учебного труда, формируем умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

3. Развиваем художественные и конструкторско – технологические способности.

Оборудование: образцы изделий, клей, ножницы, простой карандаш, линейка, цветная бумага.

Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)

Ход урока

Устное сообщение учителя.

-Мы начнем урок с притчи. Притча называется «Ручеёк». Послушайте.(Слайд )

-Что вы можете сказать о ручейке? Каким он был?

-Чему учит нас эта притча?

-И на нашем уроке не бойтесь трудностей, идите вперёд по дороге знаний.

Готовятся к работе.

-Нерешительный, боялся трудностей, сомневался в том, что может их преодолеть.

-Не бояться трудностей на пути и стараться их преодолеть.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками

Актуализация опорных знаний. Фиксация затруднений.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

-Посмотрите на доску. Что это?

-У вас на столах лежат листы. На них нарисованы прямые линии. Разрежьте лист по намеченной линии, но не до конца.

Проверка.

-Почему в одном случае получилось точно по линии, а в другом – нет?

-Хотите узнать секреты точной работы?

-Посмотрите на слайд. Что изображено на нём?(Готовое изделие: заяц и лиса.)

-Из чего сделаны заяц и лиса?(Из какого материала сделаны? Из каких фигур составлены?)

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки.

-Прямая линия, ломаная линия, кривая линия.

Практическая работа.

Секреты точной работы.

Ножницами режут не по середине линии, а справа от неё, чтобы эту линию хорошо было видно (для левши – слева от прочерченной линии) . Во время резания следует смотреть на концы лезвий ножниц. Рука, удерживающая ножницы, должна быть неподвижной, а другая рука поворачивает материал в любом удобном направлении.

Высказывания детей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

-Как вы думаете, каким образом можно изготовить зайца или лису?

-Что вы уже умеете делать?

-При изготовлении аппликации, какую трудность вы будете испытывать?

-Как вы думаете, что предстоит нам сегодня делать?

-Откроем рабочие тетради и проверим наше предположение.

-Что вы видите на странице тетради?

-Вы можете по выбору сделать зайца или лису.

Называют тему урока.

Высказывания детей.

-Мы умеем резать по линиям.

-Нужно постараться, чтобы клей был «невидимкой» и ровно вырезать треугольники.

-Аппликацию (зайца или лису) из геометрических фигур.

РТ с. 37.

-Зайца, лису, паровозик, ель, которые составлены из геометрических фигур.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение; логические – формулирование проблемы.

Построение выхода из затруднения

Работа в тетрадях.

Есть ли среди вас тот, кто догадался, как сделать данную аппликацию? Расскажите.

-Кто дополнит?

-Проговорим наш план действий.

Самостоятельно – практическая работа

-При работе с каким инструментом нужно быть внимательным?

-Как правильно нужно разместить инструменты и материалы на столе, чтобы они не мешали вам и соседу?

-Выберите, какого животного вы хотите изготовить. Посоветуйтесь друг с другом. Работать вы будете в паре.

Отвечают на вопросы по содержанию; анализируют затруднительные ситуации.

Высказывания детей.

.

-Нужно аккуратно работать ножницами, так как можно пораниться.

Высказывания детей.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование; логические – построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Уборка рабочих мест.

Обобщение.

-Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились?

-Что сделали бы сейчас по-другому?

-Что сделаем теперь?

-Оформим выставку работ.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование

Познавательные: моделирование; логические –построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию.

Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность.

-Что вам хочется сделать со своей работой?

-Вам понравилось работать в паре?

-Ребята, оцените свою работу на уроке (ленточки).

-Вспомним притчу о ручейке. Она вам сегодня помогла?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Высказывания детей.

Мы старались не бояться трудностей на уроке, а смело идти им на встречу.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

Урок » Предметно-практические действия». Тема урока :» Разрезание бумаги ножницами»

Тема урока: « Разрезание бумаги ножницами».

Цель:

-выполнение сгибания бумаги, формирование овладения орудийными приёмами, через вырезание ножницами по линиям.
-познакомиться с техникой безопасности при работе с ножницами.

— выполнять сгибание бумаги, формировать умения отвечать на вопросы учителя.
Ход урока:
1. Орг. момент.

Позвенел звонок,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты дружно сели.
-Посмотрите внимательно, все ли у вас готово к уроку? Нам понадобиться лист белой бумаги, ножницы.
2. Повторение пройденного.

3.Сообщение темы урока.
-Я вам загадаю загадки, а вы мне скажете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке .

Пара острых, тонких ног

Без туфлей и без сапог.

На ногах — по голове

Для чего, скажите мне?

По бумаге ходят ноги,

Режут все, что на дороге.

( Ножницы)

 

Смотрите, мы раскрыли пасть, 

В нее бумагу можно класть: 

Бумага в нашей пасти 

Разделится на части. 

( Ножницы)

-Для чего нам нужны ножницы? (инструмент для резания бумаги и других материалов)

-Отгадайте загадки:

Склеите корабль, солдата, 

Паровоз, машину, шпагу. 

А поможет вам, ребята, 

Разноцветная… 

( Бумага)_

На чем мы пишем что-нибудь,
На чем мы любим рисовать,
Что можно скомкать и согнуть
И даже трубочкой свернуть?

А ну попробуй угадать? (Бумага).
— Из чего состоят ножницы? (из двух частей, одна часть – это два лезвия, которыми разрезают бумагу. Другая часть – два кольца, за которые держат ножницы. Обе части соединяют винтиком)
-Что еще кроме бумаги можно разрезать с помощью ножниц? (стригут шерсть у животных, подстригают кусты, цветы, ими стригут волосы, подстригают ногти и др.)

4.Ознакомление учащихся с техникой безопасности при работе с ножницами.
-Покажите, как правильно держать ножницы.
-Покажите, как правильно держать ножницы и бумагу.
4.Физминутка.
5. Практическая часть.
-Сложите лист бумаги пополам (образец учителя)
-Что вы сейчас делали? (складывали бумагу пополам)
-Разверните лист. Что вы видите на бумаге?
-Разрежьте ножницами по следу сгиба.
-Что вы сейчас делали? (разрезали бумагу по следу сгиба)
-Одну часть бумаги уберите в сторону.
-Сложите вторую часть бумаги еще раз пополам.
-Что вы сейчас делали?
-Разрежьте ножницами по следу сгиба.
-Что вы сейчас делали?
-Сложите бумагу еще раз и разрежьте ножницами (обращается внимание на ТБ при работе с ножницами)
6.Физминутка для пальцев рук «Этот пальчик дедушка..».
7. Самостоятельная работа (учащиеся выполняют упражнения в сгибании бумаги и резании ножницами по следу сгиба).
8. Итог урока.
-Чему мы учились сегодня на уроке?
-Что самым трудным вам было выполнять?
-Что больше всего понравилось на уроке?

План-конспект урока по технологии (1 класс) на тему: урок технологии в 1 классе. Тема: Как точно резать ножницами по линиям? Аппликация из геометрических фигур

Тема: Как точно резать ножницами по линиям?  Аппликация из геометрических фигур

Класс: 1

Учебник:  Е.А. Лутцева «Технология»

Тип урока: «открытие» нового знания (урок-практикум)

Цель: создать условия для овладения приемами   вырезания геометрических фигур по линиям.

Задачи:

Образовательная: формировать  умения вырезать геометрические фигуры, планировать и выполнять технологические операции.

Развивающая: развивать художественные и конструкторско-технологические способности.

 Воспитательная:  воспитываем  ответственность за результаты учебного труда, формируем умение договариваться; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Методы обучения: системно – деятельностный, проблемный, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность

ученика

УУД

1.Самоопределение к деятельности

Беседа

— Попробуйте из данных букв выложить слово. Какое слово получилось?

У М А Б А Г

  — Сегодня мы будем работать с этим материалом. А что будем  делать, узнаете, если отгадаете загадку:

 По волнам дворец плывет,
На себе людей везет (корабль)

— Бумага.

Коммуникативные: создание благоприятной успешной ситуации.

Личностные: формирование позитивного отношения к труду.

Коммуникативные: желание действовать, уверенность в успехе, наличие опыта (умеем вырезать, склеивать детали, рисовать).

2.Актуализация  знаний и фиксация  затруднения.

Познавательно-аналитическая беседа

— Посмотрите на слайд. Что на нем изображено?

— Хотите построить такой кораблик  своими руками?

На следующем слайде  и перед вами наборы из геометрических фигур. Назовите эти фигуры.

Откройте тетради  на странице 37.

— Рассмотрите фигурки. Что вы видите на рисунках?

— Из каких деталей они изготовлены?

— Найдите одинаковые треугольники по размеру.

-Сколько пар одинаковых треугольников в каждой фигурке?

— Какие детали вам потребуются, чтобы сделать эти фигурки?

-Как сделать такие ровные фигурки? Вы уже умеете это делать?

— Попробуйте вырезать ровно треугольник, квадрат.

Пробное действие.

— Кораблик

Называют фигуры.

— Зайчика, котенка, кораблик, ракету.

— Из квадратов и треугольников.

Пробуют вырезать треугольник, квадрат.

Познавательные: осмысление, сравнение, рассуждение, моделирование.

Познавательные: (рассуждают, доказывают)

3.Постановка учебной задачи

Анализ изделия

-Получилось вырезать ровно? Справились с заданием?

— Почему не справились? — Как вы думаете, почему возникло затруднение?

— Что нам нужно узнать?

-Какая же будет тема урока?

-Какая цель нашего урока?

Анализируют свои фигуры.

Регулятивные:  целеполагание

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Открытие практического умения

— Есть ли среди вас такие дети, которые догадались, каким способом можно получить такие треугольники и квадраты, которые изображены на рисунке?

— Как из квадрата получить два треугольника?

Что самое сложное?

Отвечают.

Предлагают свои способы.

 

Познавательные: (анализ, синтез, сравнение)

Регулятивные: (оценка, предположение, прогнозирование)

Познавательные:  (способ решение задачи)

Регулятивные:  (планирование)

Регулятивные:

формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия)

— Представьте, как будет выглядеть ваш кораблик?

— Что вам понадобится, чтобы сделать аппликацию?

-Из какой бумаги будете вырезать детали?

-Составим план работы (планирование предстоящей самостоятельной практической работы, проверка по слайду)

Составляют план работы (совместно):

1.Вырежу квадрат из тетради и разрежу его по нарисованным линиям.

2. Обведу по шаблону квадрат, если будет нужен, и вырежу его.

3. Сложу такие же фигурки на листе бумаги.

4. Поочерёдно наклею каждую деталь на лист бумаги.

Самостоятельно – практическая работа

-Проговорите  в парах ещё раз план работы.

— Повторите правила работы с ножницами.

Организация рабочего места (раздача и размещение материалов и инструментов)

-Но прежде чем начнем работу, давайте выполним упражнения для наших пальчиков.

Самостоятельная работа по изготовлению аппликации.

Следить за работой каждого ученика.

Помощь учащимся при возникновении трудностей.

Проговаривают в парах план работы, повторяют правила работы с ножницами.

Пальчиковая гимнастика

Выполняют работу.

Регулятивные: (корректируют)

Познавательные: (осмысление правил работы с ножницами)

Регулятивные: (освоение способа работы)

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Уборка рабочих мест

Обобщение:

— Какой новый способ вырезания треугольника узнали?

— Вы сами догадались?

— Что вам помогло?

-Где это вам может пригодиться в жизни?

-Сможете теперь самостоятельно изготовить подобный кораблик?

Наводят порядок на рабочем столе.

Выставка работ.

Участвуют в диалоге

Личностные:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Познавательные: обобщение, умение делать выводы

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Ребята, давайте обсудим готовые изделия по следующим критериям: качество, оригинальность, самостоятельность. 

— Чтобы сегодня у вас получились такие аккуратные аппликации, что вам пришлось вспомнить?

— Какое затруднение возникло в процессе работы?

— Что вам хочется сделать со своим корабликом?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Удалось её решить?  Каким образом?

– Как бы оценили своё настроение? Покажите соответствующий смайлик.

В рекомендательной форме указывают  на недочёты в работе

Показывают смайлик.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

формируем умение описывать свои  чувства, оценивать работы

Материал по технологии по теме: Правила трудового обучения в начальных классах (памятки)

Основные правила трудового обучения, изучаемые в начальных классах (памятки).

Правила рабочего человека.

  • Каждый работает на своём рабочем месте.
  • Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
  • Во время работы держи рабочее место в порядке.
  • Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.
  • Закончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.
  • Главное правило: «Работайте дружно!»

Правила работы на уроках трудового обучения.

  • Работу начинай только с разрешения учителя.
  • Употребляй инструменты по назначению.
  • Во время работы держи инструменты правильно.
  • Перед работой и во время работы размести инструменты в нужном порядке.
  • Рабочее место содержи в чистоте.
  • Во время работы не разговаривай.
  • Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
  • Во время работы строго соблюдай технику безопасности.

Правила техники безопасности с инструментами. Техника безопасности при работе ножницами.

  • Пользуйся ножницами с закруглёнными концами. Храни ножницы в указанном месте, в определённом положении, в чехле.
  • При работе внимательно следи за направлением реза.
  • Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
  • Не держи ножницы лезвиями вверх.
  • Не оставляй ножницы в открытом виде.
  • Не режь ножницами на ходу.
  • Не подходи к товарищу во время резания.
  • Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперёд.
  • Во время работы удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Техника безопасности при работе ножом.

  • Храни нож в указанном месте с закрытым лезвием.
  • Не работай тупым и неисправным ножом.
  • Не держи нож лезвием вверх.
  • Передавай нож товарищу ручкой вперёд.
  • Стопку бумаги и картон разрезай только по фальцлинейке с бортиком.
  • При обстругивании реек держи руку выше лезвия. Резать можно только от себя.
  • Пользуйся ножом с закруглённым лезвием.
  • Не применяй складной нож с испорченным или слишком тугим шарниром.

Техника безопасности при работе шилом.

  • Не пользуйся тонким длинным (канцелярским) шилом.
  • Используй шило только по назначению.
  • Не прокалывай шилом твёрдые предметы с гладкой поверхностью.
  • Шило держи так, чтобы ручка упиралась в середину ладони, а указательный палец лежал вдоль металлического стержня,
  • Работай только на подкладной доске.
  • Делай прокол, осторожно вращая ручку. Не применяй липших усилий.
  • Расширить отверстие можно на вису.
  • Передавай товарищу шило ручкой вперёд.

Техника безопасности при работе циркулем.

  • Используй циркуль по назначению.
  • Храни циркуль в определённом месте.
  • Не оставляй в открытом виде.
  • Не держи иглой вверх.
  • Передавай товарищу, держа за ножки.

Техника безопасности при работе иглой.

  • Не бросай иглы. Не втыкай их в ткань или в одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот.
  • Во время работы держи иглы в игольнице.
  • Запасные иглы храни в игольнице.
  • Проверяй количество игл перед началом и после окончания работы. Обязательно найди недостающие иглы.
  • При шитье пользуйся напёрстком.
  • Не применяй игл вместо булавок.
  • Оставляй иглу с ниткой, так её легче найти.

Правила работы клеем.

  • Держи клей в удобной упаковке, чтобы он не разливался или не закрывалось отверстие.
  • Ставь клей на стол в положенном месте.
  • Крышку открывай перед работой.
  • Операции наклеивания выполняй кисточкой. Притирай деталь салфеткой.
  • Не нажимай на открытую упаковку с клеем, держа её отверстием вверх.
  • Следи за тем, чтобы клей не попадал в глаза, нос, на ранки или на одежду. При попадании клея в глаза или в нос тщательно промой их большим количеством воды.
  • Закончил работу, закрой упаковку с клеем.

Сгибание и складывание

Терминология

См.- С.И. Ожегов «Словарь русского языка»

  • Согнуть (см. гнуть) — придавать чему-нибудь дугообразную, изогнутую форму.
  • Сложить — положить вместе в известном порядке.
  • ОРИГАМИ — художественное складывание изделий из бумаги.
  • Фальцовка — (от нем. — сгибать) последовательное сгибание отпечатанных листов в книге.
  • БИГОВКА — получение углубленных бороздок на картоне по линиям сгиба.

Сгибание и складывание. Значение операции.

  • Развивает мускулатуру мелких мышц пальцев и координирует движения.
  • Операция: согнуть, сложить.
  • Вид работы: оригами.
  • Вид разметки.

Правила сгибания и складывания

Бумаги

  • Складывай бумагу только на столе, но не на вису. Сгибай бумагу от себя. Положи лист так, чтобы линия сгиба проходила слева направо.
  • Начало линии сгиба наметь левой рукой, затем всю линию прогладь правой слева направо.
  • Сгибай лист в два приёма: сначала сгиб делай еле заметным, если противоположные стороны листа точно совпадут, то линию сгиба прогладь гладилкой. Гладилка — это хорошо отполированная деревянная, костяная или пластмассовая пластинка. В качестве гладилки можно использовать ручку, карандаш, счётные палочки и т.д.
  • Если сложенный лист бумаги нужно сложить ещё раз, поверни его так, чтобы первая линия сгиба была слева.

Картона

  • Картон сгибают по надрезам, сделанным до половины его толщины со стороны обратной той, в которую надлежит сгибать (ножницами, шилом, ножом). Получение углубленных бороздок на картоне по линиям сгиба называется биговкой.
  • Для получения плавного изгиба лист картона кладут на стол лицевой стороной вниз. Придерживая его ребром линейки, захватить за выступающий из-под линейки край и тянуть его вверх и немного в сторону. Чем сильнее нажимать на линейку и чем круче по отношению к столу поднимать картон, тем сильнее он изогнётся. Не следует пытаться сразу получить необходимую заготовку. Лучше повторить операцию несколько раз.

Резание. Значение операции.

  • Развивает мускулатуру мелких мышц пальцев и координирует движения.
  • Операции: вырезать, разрезать, прорезать, надрезать.
  • Вид работы: симметричное вырезывание, художественное вырезывание.

Правила резания

НОЖНИЦАМИ

  • Ножницы держи правильно: острый конец ножниц внизу, головка винта слева. В кольца вставляют большой и средний пальцы, указательным пальцем снизу придерживают и направляют работу инструмента.
  • Материал держи удобно для работы: большие листы бумаги — на столе, небольшие — в воздухе, над столом, слегка согнув их желобком, чтобы бумага не провисала.
  • Режь бумагу по правой стороне линии разметки.
  • При резании по кривым линиям поворачивай заготовку навстречу ножницам.
  • Детали по наружному контуру вырезай против часовой стрелки, по внутреннему — по часовой стрелке, при вырезывании угла внутри заготовки выполняй операцию в два приёма
  • При резании по прямой линии смотри на линию разметки впереди концов ножниц. При резании по кривой линии смотри на то место, в котором проходит резание.
  • Концы ножниц не разводи широко и не своди их до конца
  • При резании бумаги, сложенной в два и более слоев, слегка наклоняй ножницы вправо.

НОЖОМ

  • Резать на ровной подкладной доске. Пользоваться металлической фальцлинейкой.
  • Под разрезаемую бумагу подложить картон или несколько слоев бумаги.
  • Линия разреза должна идти вдоль волокон древесины.
  • Бумагу по линиям сгиба резать острым ножом способом «на себя» или «от себя».

Склеивание бумаги и картона.

Виды клея, удобные для работы на уроках трудового обучения.

ПВА, декстриновый, казеиновый, бустилат, обойный и т.д. (удобны все виды клея, которые можно развести водой).

Неудобен канцелярский клей. Он старит бумагу (бумага желтеет).

ПРАВИЛА наклеивания бумаги или картона.

  • Уложи деталь на лист бумаги (подкладной лист) продольной стороной слева направо изнанкой вверх. Лист, испачканный клеем, заменяют новым.
  • Склеивание начинать от больших деталей к меньшим.
  • Клей наносить на более тонкий из склеиваемых материалов.
  • Толстая и плотная бумага требует более густого клея.
  • Клей наноси быстро тонким слоем и без пропусков по всей поверхности заготовки плавными движениями кисти вдоль волокон.
  • Кисть следует держать с лёгким наклоном в сторону движения и перемещать от середины листа к краям.
  • Детали, намазанные клеем или клейстером, содержащим много воды, выдерживают 1.5-2 минуты, до полного намокания и только тогда приклеивают.
  • Укладывая намазанную клеем деталь на место, подгони сначала кромку одной из её продольных сторон.
  • Прикрыть деталь чистым листом бумаги и тщательно притереть её от середины листа к краям, следя за тем, чтобы бумага везде плотно пристала к картону и нигде не оставалось бы пузырьков воздуха.
  • Сушить изделие под прессом.
  • Чтобы уменьшить деформацию, картон лучше оклеивать с обеих сторон.
  • Чтобы склеить детали из картона, места склеивания нужно ЗАЧИСТИТЬ (почертить острым предметом, сделать поверхность шероховатой).

КЛЕЙСТЕР

МУЧНОЙ

Муку развести небольшим количеством холодной воды до густоты сметаны, без комков. Заварить крутым кипятком, быстро вливая кипящую воду или наоборот и помешивая раствор.

Соотношение: 1 часть муки, 4-6 частей воды

Можно подержать содержимое на слабом огне, постоянно помешивая, если клейстерообразная масса получилась слабой.

Чтобы клейстер не закис, нужно добавить немного борной или ацетилсалициловой кислоты.

КРАХМАЛЬНЫЙ

Размешать крахмал с небольшим количеством холодной воды до густоты сметаны.

Непрерывной струёй лить кипяток, без перерыва быстро и тщательно размешивать раствор. Когда раствор загустеет и станет полупрозрачным, продолжать приливать кипяток до получения клейстера нужной густоты (при этом учитывать, что при остывании клейстер становится немного гуще).

Соотношение: 1 часть крахмала, 12-15 частей кипятка.

Хорошо, если к крахмалу предварительно подмешать немного муки. Получится крахмально мучной клейстер.

Чтобы сохранить клейстер, нужно добавить немного борной кислоты.

План-конспект урока по технологии (1 класс) по теме: Разметка с помощью сгибания

Урок технологии в 1 классе.

Тема: « Разметка с помощью сгибания».

Цели урока: учащиеся должны освоить приём сгибания как способ разметки; уметь наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы; вырабатывать привычку поддерживать порядок на рабочем месте.

Ход урока.

I. Организационный момент.

На доске записана пословица:

Век живи – век учись.

-Как вы понимаете эти слова?

-Хотите сегодня чему-нибудь научиться?

-Хорошо, приступаем к работе.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация.

-У вас на партах лежат несколько небольших листов тонкой бумаги. Подумайте и постарайтесь найти ответ на следующий вопрос: можно ли без помощи карандаша и других инструментов и приспособлений получить на листе бумаги прямую линию?

III. Постановка учебной задачи,

-Вы смогли выполнить задание?(Нет)

-Почему не получается?(Мы умеем проводить прямую линию только при помощи карандаша и линейки)

-Как вы думаете, на какой вопрос нам предстоит ответить?(Как получить на листе бумаги прямую линию, не используя карандаш  другие инструменты)

IV. «Открытие» детьми нового знания.

-Какие есть предположения?

-Как нам проверить ваши предположения?(Взять листочек и попробовать согнуть лист.)

-Хорошо, пробуйте.

-Получили прямую линию?(Да)

-Не у всех получилась прямая линия.

-Как ещё можно проверить наши предположения?(дети читают в учебнике и делают вывод: прямую линию на листе бумаги  можно получить при помощи сгибания)

V. Первичное закрепление.

-Как называется прямая линия, которую мы получаем при сгибании бумаги?(Линия сгиба)

-Перечислите правила, которые мы должны выполнить при сгибании листа.(Сгибать лист бумаги нужно на столе. Необходимо совмещать уголки листа. Нужно делать чёткий сгиб, чтобы изделие было хорошего качества.)

-Каким словом можно заменить слова «проглаживать сгибы»?(фальцевать)

VI. Самостоятельная работа.

-Выполните задание: попробуйте сгибать листы по-разному, в разных направлениях.

-Оцените свою работу при помощи цветных фишек.

-У кого возникли затруднения?

-Что не получилось?(Не очень ровно)

-Нужно ещё потренироваться?

VII. Повторение.

-Посмотрите на рисунок. Какие ещё приёмы сгибания (фальцевания) можно использовать в работе, чтобы сгибы были чёткими и аккуратными?

Фальцевать гладилкой.

Фальцевать пальцем.

Фальцевать ребром ладони.

Фальцевать кольцами ножниц.

-Я предлагаю вам взять листочки бумаги, которые лежат у вас на партах, и согнуть их, используя разные приёмы сгибания.

VIII. Итог урока.

-Какое «открытие» вы сегодня сделали на уроке?

(Мы научились проводить прямую линию на бумаге, не используя при этом карандаш и инструменты. Мы научились делать чёткие сгибы на бумаге разными способами. Мы узнали, что прямая линия, образуемая при сгибании, называется линией сгиба.)

-Где можно использовать эти знания? (При изготовлении игрушек или других изделий из бумаги.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.