Речь детей раннего возраста: Развитие речи у детей — как развивать речь у ребенка младшего возраста – Материал по развитию речи на тему: «Развитие речи детей раннего возраста»

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа): РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Старший воспитатель: Гудкова Марина Константиновна

Речь – могучее средство общения и взаимодействия людей.

         А.А. Люблинская

Ранний возраст — особый период развития ребенка. В это время необходимо правильно создать для него развивающую среду. Особое внимание необходимо обратить на развитие речи. Для того чтобы оно проходило правильно, с ребенком нужно постоянно общаться, начиная с самого раннего возраста, когда, казалось бы, ребенок еще ничего не понимает. В этом, пока еще пассивном, восприятии закладывается основа для будущего активного словотворчества. И позже, когда ребенок подрастет и освоит элементарную речь, взрослые по-прежнему должны все время общаться с ним. Если же взрослые мало говорят с ребенком и их речь по большей части состоит из запрещений и указаний, развитие ребенка замедляется. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка, и они постоянно поправляют ошибки в его речи, то это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии.

Учёные говорят, что педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня.

В исследованиях учёных Н.М.Аксариной, Е.К.Кавериной, В.А.Петровой установлено, что решающим в речевом развитии ребёнка является наличие потребности в речевом общении, которую необходимо специально воспитывать. Речевое общение ребёнка со взрослым должно стать навыком. Учёные утверждают, что одним из наиболее ответственных периодов в развитии речи ребёнка является 2-ой год жизни, когда наряду с пассивной речью, начинает интенсивно развиваться и активная речь, формируется потребность в речевом общении с окружающими (возникает собственно речевое общение со взрослыми), развиваются отдельные функции речи. Именно в этом возрасте между детьми и взрослыми начинает устанавливаться речевое взаимообщение.

Речь взрослых в общении с ребёнком может быть средством развития речи детей при условии, если она удовлетворяет ряду определённых требований.

Она должна быть:

— эмоционально окрашенной.

— грамотной, правильной, отчётливой, неспешной.

— понятной, касаться интересных для ребёнка тем.

— адресована не только группе детей, но и лично каждому ребёнку.

— более сложной, чем речь ребёнка, как по структуре и форме фраз, так и лексически (взрослый должен давать ребёнку более сложные речевые образцы, чем те, которыми он владеет).

Особенности развития речи в раннем возрасте:

1. Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

2.  Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;

3.  Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

4.  Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;

5.  Возникает описательная речь;

6.  Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

7.  Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования,     

предложения, желания;

8.  Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечи­вают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изоб­разительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные ме­тоды могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рас­сказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучи­вание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Основные требования к проведению занятий:

·     занятия проводятся ежедневно, согласно режима и планируются на основе программы;

·     в каждом занятии четко определяются вид занятия, тема, программное содержание;

·     к каждому занятию заранее готовятся вопросы, подбираются необходимые пособия, игрушки, картинки с учетом возраста детей и уровня их развития.

·     продумывается повторяемость занятий, внесение нового материала. Занятия с детьми
от 1 года до 2 лет могут повторяться от 2 до 8 раз,
с детьми 3-го года жизни — от 2 до 4 раз.
Повторность зависит от содержания, быстроты усвоения материала;

·     перед занятием нужно посадить ребенка так, чтобы ему было хорошо видно демонстрируемый материал. По ходу занятия воспитатель должен следить за осанкой детей;

·     на занятиях с детьми раннего возраста преобладают игровые формы обучения. Цели занятия усложняются по мере усвоения детьми программного материала;

·     длительность занятий на 2-ом году жизни варьируется от нескольких до 10 минут, а показателем того, что нужно заканчивать занятия, является снижение активности, отвлекаемость детей.

·     заканчивается занятие переключением детей на самостоятельную игру. При этом создаются ситуации, способствующие совместным взаимодействиям  детей.

В основе работы лежат общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста.

Принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотрудничество воспитателя и ребенка. Воспитатель прикладывает все усилия, чтобы помочь детям понять содержание всего произведения. В ходе занятий расширяется пассивный словарь ребенка, формируется активный словарь. Поэтому на занятиях формируются все условия, чтобы у малышей возникла потребность речевого взаимодействия с взрослым. Воспитатель предлагает малышу включаться в игровое взаимодействие, например: попоить – цыпляток из ведерочка, убаюкать куколку. При этом воспитатель постепенно побуждает детей проявлять самостоятельность, выражать словами своё отношение к происходящему, например: ответить, кто больше всех понравился, чей домик самый красивый.

Не менее важен в ходе занятий с детьми раннего возраста принцип наглядности, то есть используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д.), с помощью которых создается развернутая картина действий. Пояснение подкрепляются показом наглядного дидактического материала.

Таким образом, можно отметить следующие основные моменты, влияющие на правильное речевое развитие детей раннего возраста:

1. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

2. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп, и в отношении богатства словаря, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

3. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности.

4. Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

 

 

 

 

Развитие речи ребенка в раннем возрасте

Развитие речи ребенка в раннем возрасте


Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Овладение речью — сложный, многосторонний психический процесс.


Для появления и правильного развития речи ребенку необходима речевая среда. Имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом:

— четко произносили все звуки и слова; 
— говорили с ним, не торопясь; 
— следили за своим произношением.
Торопливая, нечеткая речь взрослых негативно сказывается на развитии речи ребенка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.


Речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов:

На первом году жизни происходит подготовка  дыхательной системы к речевым навыкам, образуются голосовые недифференцированные шумы,  ребенок «гулит»,  лепечет, подражая взрослым . Это происходит с 3 до 6 месяцев.

В возрасте 6 месяцев образуются речевые звуки и происходит синтез слогов. На втором году жизни – речь  начинает обогащаться словами,  ребенок начинает произносить простейшие слова.

На   третьем году жизни словарного фонда ребенка составляет до 500 слов и больше; дети учатся говорить предложениями.

На четвертом году жизни  происходит обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше; речевые цепи удлиняются и усложняются, число слов в предложениях достигает 9-10. Дети впервые начинают использовать придаточные предложения.

На пятом году жизни происходит дальнейшее обогащение словарного фонда, вырабатывается регуляция громкости произношения слов. Построение фраз становится более правильным и совершенным.

Развитие речи  у различных детей происходит неодинаково. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи, у других малышей развитие речи отстает.  Поэтому таким детишкам нужно помочь: побольше им  рассказывать, побуждать их к пользованию новыми словами, учить строить фразы. Но и это надо делать осторожно, не перенапрягая его нервную систему непосильными требованиями. 
Чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна возникнуть потребность в общении со взрослым и в каком-нибудь предмете. Только общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, вызывают необходимость назвать этот предмет, произнести первое слово. 
Таким образом, основным двигателем развития речи является общение ребенка со взрослым.  
Не  все дети овладевают речью одинаково успешно. Часто наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения нужно отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, т.к.  они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику. 

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Тренировка мелкой моторики рук стимулирует общее развитие  ребенка  и особенно положительно влияет на развитие речи. Чем меньше ребенок, тем больше его желание двигаться, хватать все руками, исследовать. Природа заложила в ребенка потребность в движениях, в психомоторной активности. Движения развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать, воспринимать, анализировать .
Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном детстве, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению. Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а иногда  даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны обратить на это специальное внимание. В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы.


Что же могут сделать родители для успешного развития речи ?

Побольше разговаривайте со своим малышом. При этом следите, чтобы Ваша речь была грамматически правильной. Произносите все слова так, как нужно, потому что употребление «детского» языка навредит формированию «нормального» языка ребенка.

Внимательно слушайте малыша.  Давайте ответы на все его вопросы. Это — залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить, а также стремления познавать мир.

Снисходительно относитесь к ошибкам малыша, когда он говорит. Ошибки — это необходимый этап развития речи, а ваши критические замечания могут повлиять так, что малыш, боясь ошибиться, медленнее будет развиваться.

Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать: учите его слушать окружающие звуки и различать их: «Вот слышишь, едет машина, а это шумит пылесос, а что это? Да, правильно, это часики». Пусть малыш учится самостоятельно различать звуки, отгадывать, что как звучит, а что не звучит.

Часто дети умеют прекрасно получать все желаемое совсем без помощи слов. Им бывает достаточно указать пальчиком на желаемый предмет и вымолвить магические слова: «Дай», как их желание сразу осуществляется. Но такое положение вещей не удовлетворяет потребности малыша в развитии речи как средства общения с другими людьми. Понимать его будете лишь вы и близкие люди. Поэтому приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения, фразы.

Учите с ребенком  стихи, сказки, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые для себя слова, тренирует память и внимание.

Учите малыша строить связные рассказы о том, что его окружает, описывать рисунки в книжечках. Это сформирует такое умение как контекстный язык, то есть способность представить себе события, которые должны состояться, суметь найти форму для рассказа о них и высказывания. Для этого, рассматривая книжечку, задавайте малышу вопросы: кто это (собачка), какая собачка (белая, пушистая, смешная), что она делает (грызет косточку) и т.п. А потом, подытоживая, составьте коротенький рассказ по рисунку: это маленькая пушистая собачка, у нее есть косточка и она грызет ее. Через некоторое время ваш ребенок способен будет уже сам придумать аналогичную историю, описывая рисунок, собственные игрушки, события, которые происходили с ним на протяжении дня.

Постоянно вводите новые слова, которые изображают предметы окружающего мира, явления и события. Обязательно объясняйте значение новых слов, которые встречаются в речи, в рассказах или стихотворениях, которые вы читаете.

Осваивая язык, ребенок начинает использовать его не только для общения с другими людьми, но и для того, чтобы планировать собственную деятельность. У него постепенно формируется так называемый язык «для себя». Однажды вы заметите, что ребенок сопровождает собственные игры непонятным бормотанием, словами, которые не обращены ни к кому лично. Со временем он не просто будет комментировать, что делает, но и будет планировать словесно свои будущие действия. Вы поможете малышу, если научите его рассказывать о том, что он планирует делать сначала вам. Спрашивайте каждый раз: «Что ты хочешь делать? Куда положишь эту игрушку? Кто будет кататься на машине сначала: кукла или мишка?» Такие рассказы помогут ребенку быстрее научиться планировать собственные действия, будут содействовать развитию мышления и внутреннего языка.

 

Речевое общение — важнейшее средство связи между ребенком и окружающим его миром.

Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека.

Речь у детей — это не врожденная способность, она формируется под влиянием речи окружающих ребенка взрослых. Правильное развитие речи ребенка зависит от объема речевой практики, от обучения и воспитания детей с первых моментов их жизни.

Образец речи для ребенка дает его социальное окружение. В бедных речевыми побуждениями семьях дети начинают поздно говорить и говорят, как правило, мало.

Очень часто отставание в развитии речи сопровождается общим отставанием в развитии ребенка, несмотря на то, что интеллект, природные способности и речевой потенциал находится у таких детей на нормальном уровне.

Ребенок получает информацию от окружающих людей при помощи сигналов и знаков: сначала невербальных, а затем вербальных (речевых).

Развиваются навыки общения, действия, растет игровой опыт. Формирование эмоциональной сферы, воли, адекватного поведения ребенка напрямую зависит от уровня развития его речи.

Нарушения речи сужают возможность социальной адаптации и познавательную деятельность человека в любом возрасте.

Дети, как и взрослые, отличаются друг от друга уровнем развития личности, а значит и речи. Для точной и, главное, своевременной диагностики речевых нарушений ребенка нужно знать и учитывать внешние факторы (среда и окружение), здоровье и генетику.

Например,  к четырем годам средний ребенок имеет в запасе примерно 2000 слов.

Все слова, произносимые детьми в четыре года, приобретают более точное значение. Ребенок любит много говорить, слушать короткие стихи, сказки, рассказы, начинает запоминать и рассказывать их. Недостаток в произнесении сложных, длинных и малознакомых слов считается в этом возрасте нормой.

В пять лет запас слов детей насчитывает в среднем 2500-3000 единиц. Степень понимания значения слова и уровень словообразования значительно увеличиваются. Происходит формирование «чувства языка», основанное на опыте речевого общения ребенка. Дети начинают использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Часто из уст пятилетнего малыша можно услышать связный рассказ. В пять лет, как правило, исчезают возрастные ошибки произношения. Но, вполне допустимо, что ребенок может в этом возрасте неверно понимать и использовать слова.

Шестилетние дети дают верное определение весьма широкому кругу окружающих их явлений и вещей. Они начинают использовать обобщающие слова, совершенствуют произношение.

В детской речи исчезают пропуски и перестановки слогов и звуков. Исключения бывают только при встрече с незнакомыми и сложными словами.

В шесть лет среднестатистический ребенок усваивает основные закономерности словообразования, изменения слов и соединения слов в предложении. В построении фраз ребенок начинает использовать все части речи. Многие дети умеют пересказывать небольшие тексты, приобретают навыки овладения труднейшим видом речи — 

речью монологической.

Консультация по развитию речи: Развитие речи детей раннего возраста

Консультация для родителей

«Развитие речи детей раннего возраста»

Речь – это один из наиважнейших параметров оценки развития высшей нервной активности ребенка. Её развитие начинается с первого месяца жизни малыша, и активно продолжается до возраста 5-6 лет.

Этапы развития речи
Существуют три основных этапа развития детской речи (у ребенка до года):
      — гуление;
      — лепет;
      — первые слова.

С рождения малыш не наделен способностью говорить, и для того чтоб привлечь к себе внимание мамы — он кричит. Постепенно, параллельно с миелинизацией (развитием) мозга появляются и новые возможности: к 5-6 неделе жизни ребенок начинает «агукать», то есть произносить простые звуки вместе (к примеру: а, гу-у, э-э-э). Это, по сути, и называется гулением, и составляет важный этап развития речи детей раннего возраста. В течение последующих месяцев вы заметите, что малыш стал «агукать» продолжительнее, а к четырем-пяти месяцам и вовсе гулит разными звуками.

С шести месяцев ребенок начинает повторять отдельные слоги, например «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «гу-гу-гу» и т.д. Также, по мере развития вы отметите, что малыш повторяет ваши интонации, но пока «разговаривает» на своем языке.

К концу первого года жизни, ребенок произносит от 8 до 14 слов, смысл которых он понимает (мама, баба, дай, нет). К двум годам жизни развивается связная речь у детей – в их словаре к этому возрасту около 200 слов. К трем годам ребенок начинает понимать, как использовать времена, падежи.

Ребенок может неправильно использовать предлоги или их не употреблять, неправильно изменять окончания по аналогии с другими предметами (есть ложком, копать лопатом, много карандашов).

Эти явления должны исчезнуть к четырем годам, если взрослые обращают внимание на окончание слов, согласование, тактично исправляют ошибки своих детей.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Как мы подметили чуть выше, развитие речи детей раннего возраста является важным критерием его нервно-психического состояния. Но что делать, если ваш ребенок не спешит начинать разговаривать. Как развить речь в раннем возрасте?

Для того чтоб развить связную речь у детей раннего возраста, нужно учитывать некоторые особенности их психики. Только в таком случае вы сможете добиться результата.

Принципы, на которых основывается работа с ребенком:

  1. в раннем возрасте, ребенок старается во всем подражать взрослому, поэтому, для продуктивности работы, играйте с ним во «взрослые» игры. Покачайте лялю, «посадите» цветочек в песок, постройте из кубиков дом. При этом нужно четко проговаривать названия, чтоб ребенок, повторяя ваши действия, приобретал пассивный словарный запас, который он со временем сможет использовать;
  2. малыш будет обучаться, только если знания будут представлены ему в форме игры, а также, когда он будет находиться в хорошем расположении духа;
  3. для того чтоб ребенок что-то запомнил, нудно повторять одни и те же слова много раз. Только таким образом в его памяти закрепятся новые слова;
  4. играйте в игры, которые соответствуют опыту малыша – про вещи, с которыми он уже сталкивался. Например, нет смысла учить его говорить «му», если ребенок никогда не видел коровы. Перед занятиями, ознакомьте малыша с темой, и только после этого приступайте;
  5. ребенку сложно длительное время концентрировать внимание – постарайтесь сделать ваши игры короткими, но информативными;
  6. хвалите ребенка. Он должен чувствовать вашу любовь и поддержку.

Развитию речи в ясельном и младшем возрасте поможет развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому необходимо учить детей пользоваться ложкой, одеваться, застегивать пуговицы, молнии, складывать паззлы и мозаики, шнуровать ботинки и выполнять другие действия на развитие координации мышц рук и зрительного контроля.

Развитие речи детей раннего возраста: игры, упражнения, пособия.

Развитие речи детей раннего возраста:

игры, упражнения, пособия.

 

Своевременное и правильное овладение речью важно для развития ребенка. Сначала он осознает речь, слышит ее и понимает, общаясь с взрослыми. Потом говорит только о том, что он видит и делает в данный момент. Поэтому объединение слова и дела-очень важная составляющая формирования активной речи. Взрослым следует помочь детям накопить словарный запас. Новые слова должны быть понятны детям. Активизировать речь возможно с помощью игр и упражнений. В области речевого развития ребенка перед педагогом ставятся основные задачи, они же этапы развития речи:
Формирование активной речи;
Формирование фонематического слуха и силы речевого дыхания
Развитие речи как средство управления собственным поведением.

 

Совершенствование пассивной речи.

 

Одним из важных проявлений речевого развития ребенка раннего возраста является пассивная речь. Ребенок должен научиться понимать речь взрослых. Совершенствовать грамматической структуры речи и преодоление проблемы ситуационной связанности — важнейшие моменты развития в раннем возрасте.

Помогают в решении этих проблем сказки, потешки, песенки, стихи. Но для этого педагог или родители должны так преподнести данный материал, чтобы он был понятным, доступным и интересным для малышей. Можно заинтересовать детей спектаклями разных видов театра, созданными по знакомым сказкам; выразительным чтением. Каждое литературное произведение обязательно прочитывается много раз, чтобы дети повторяли уже знакомые слова.

Можно организовать различные подвижные игры, в которых педагог

сопровождает слова соответствующими движениями.

 

Игра «Наши игрушки»

Мы с игрушками играем,

Мы их выше поднимаем,

Отпускаем дружно вниз.

Ты с игрушкой покружись!

А теперь идем, идем

И в корзинку их кладем!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Дождик»

Дождик, дождик, веселей! (Поднимают руки вверх и встряхивают кистями.)

Капай, капай, посмелей! (Стучат пальцами одной руки по ладони другой.)

Поливай, поливай! (Встряхивают кистями рук.)

Будет крепче урожай! (разводят руки в стороны.)

Капай, капай, не жалей! (Встряхивают кистями рук.)

Мы гулять  пойдем скорей! (Шагают, высоко поднимая ноги).

Слова и выражения, смысл которых ребенок хорошо понимает. Не всегда употребляются им в активной речи или  употребляются им в активной речи или употребляются им в активной речи или употребляются очень редко. Поэтому для обогащения словарного запаса и, как следствие, для дальнейшего употребления слов в активной речи необходимы специально организованные игры. Для запоминания детям предлагаются слова, которые обозначают знакомые ребенку действия, предметы и явления.

 

Игра «Встречаем гостей!»

Цель: Обогащать пассивный словарь (названия домашних животных).

Материал. Игрушки: кошка, собачка.

Ход игры.

Воспитатель.

К нам в гости кто-то пришел. Попробуйте отгадать!

Мягкая шерстка.

Усатая шерстка.

Усатая мордочка.

Коготки на лапах.

«Мяу» говорит ребяткам. (Ответы детей.)

Как говорит кошка? Какая у нее шерстка? Какая у нее мордочка?

Слышите, к нам еще гости торопятся! Отгадайте загадку:

Хвост колечком.

Лежит на крылечке,

Дом охраняет,

Очень громко лает. (Ответы.)

Правильно. Это собака. Как она лает? Что собака охраняет?

В последующих играх добавляются другие домашние животные.

 

Игра «Картинки»

Цель: Обогащать пассивный словарь (название предметов мебели).
Материал: Иллюстрации с изображением предметов мебели.
Ход игры: Детям раздается по одной иллюстрации
Воспитатель: Посмотрите, какие у вас красивые картинки! Давайте поиграем! Я буду называть слово, а вы внимательно слушайте. У кого такая картинка, пусть  покажет ее всем.
Называются предметы мебели. Воспитатель хвалит детей.

 

 

 


Игра «Где же ручки?»
Цель: Обогащать пассивный словарь (название частей тела).
Ход игры: Воспитатель просит детей показать различные части тела: «Покажите, где у вас носик? Щечки? Ручки?» и т.д. Далее можно усложнить задание: «А чем вы смотрите? А чем едите?»

 

Развитие активной речи.

 

Просто разговаривать с ребенком недостаточно, необходимо развивать и активную речь малыша. Известный способ ее развития — повторение за взрослым произнесённых им звуков, фраз, т. е. подражание.

В один-три года дети ещё не умеют произносить многие сложные по артикуляции слова. В этот период они могут придумывать свои слова и звукосочетания, которые понятны только близким взрослым.

Существует ряд эффективных примеров развития активной речи ребенка. Такие как договаривание последних слов в стихотворениях, в каких-либо фразах, вопросы к детям, многократное повторение речевого материала, ритмическое сочетание текста  с движениями, с мелодией, использование иллюстраций к текстам, рифмованные закладки.


Игра «Самолеты»
Цель: Развивать подражание движениям и речи (звуку) взрослого.

Ход игры: Летит, летит самолет,
В небо поднимается.
Прямо, прямо и вперед,
Облаков касается.
Дети «летят», расставив в руки в стороны и произнося звук «у-у».


Игра «Передай!»
Цель: Развивать подражание движениям и речи взрослого («на», «дай»), обогащать фразы с этими словами.
Материал: Игрушки.
Ход игры: Покажите детям мишку. Протяните мишке кубик и скажите: «На, мишка. Кубик! На!». Затем попросите у мишки кубик: «Мишка, дай кубик! Дай!». Ваша речь должна быть эмоционально окрашена. Предложите малышам повторить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Отгадай!»
 Цель: Развивать активную речь с помощью рифмованных загадок.
Материал: Картинки или игрушки-отгадки.
Ход игры: Сначала покажите детям игрушку-отгадку, затем зачитайте саму отгадку.

·        То мурлычет, то играет,
То куда-то убегает,
может прыгнуть на окошко.
Ну конечно это… кошка.

·        Встретишь – гогочет,
Ущипнуть хочет.
А я его не боюсь,
Потому что это… гусь.

·        Он живет в лесу под елкой.
Он не в шерстке, а в иголках.
на колючку он похож.
ну конечно, это… еж.

·        Он в берлоге спит зимой

·        Под раскидистой сосной.
Может громко он реветь.
Это мишенька… медведь.


Развитие фонематического слуха.

 

Фонематический слух – это восприятия звуков речи, их узнавание и различие. Формирование звукопроизношения начинается с гласных и простых по артикуляции согласных (п, б, в, м, ф). Правильного звукопроизношения можно добиться с помощью речевых чистоговорок. Детям предлагается рассматривать картинки и повторять слоги из фраз. Например: мо-мо-мо – люблю эскимо, ва-ва-ва – на дворе трава. И т.д.


Пособия для развития речевого дыхания.

Четкое произношение слов и фраз зависит от степени развития речевого дыхания ребенка. Дети с удовольствием выполняют упражнения на длительный и плавный выдох. Они старательно выдувают мыльные пузыри, дуют на бумажные снежинки, осенние листья. Очень интересное пособие можно сделать из пластиковой бутылки. Наполняем бутылку конфетти, закрываем крышкой, в которой сделано отверстие по диаметру трубочки от коктейля. Деи дуют  в трубочку и любуются взлетающими конфетти. Можно наполнить бутылку любой крупой, тогда сила выдоха должна быть больше. Итак, в раннем возрасте стремительно растет пассивный и активный словарь; формируются коммуникативная, обобщающая и регулятивная функции речи; начинается усвоение грамматического строя речи.

 

 

 

 

 


 

Игра «Наши игрушки»

Мы с игрушками играем,

Мы их выше поднимаем,

Отпускаем дружно вниз.

Ты с игрушкой покружись!

А теперь идем, идем

И в корзинку их кладем!

 

Игра «Дождик»

Дождик, дождик, веселей! (Поднимают руки вверх и встряхивают кистями.)

Капай, капай, посмелей! (Стучат пальцами одной руки по ладони другой.)

Поливай, поливай! (Встряхивают кистями рук.)

Будет крепче урожай! (разводят руки в стороны.)

Капай, капай, не жалей! (Встряхивают кистями рук.)

Мы гулять  пойдем скорей! (Шагают, высоко поднимая ноги).

Слова и выражения, смысл которых ребенок хорошо понимает. Не всегда употребляются им в активной речи или  употребляются им в активной речи или употребляются им в активной речи или употребляются очень редко. Поэтому для обогащения словарного запаса и, как следствие, для дальнейшего употребления слов в активной речи необходимы специально организованные игры. Для запоминания детям предлагаются слова, которые обозначают знакомые ребенку действия, предметы и явления.

 

Игра «Встречаем гостей!»

Цель: Обогащать пассивный словарь (названия домашних животных).

Материал. Игрушки: кошка, собачка.

Ход игры.

Воспитатель.

К нам в гости кто-то пришел. Попробуйте отгадать!

Мягкая шерстка.

Усатая шерстка.

Усатая мордочка.

Коготки на лапах.

«Мяу» говорит ребяткам. (Ответы детей.)

Как говорит кошка? Какая у нее шерстка? Какая у нее мордочка?

Слышите, к нам еще гости торопятся! Отгадайте загадку:

Хвост колечком.

Лежит на крылечке,

Дом охраняет,

Очень громко лает. (Ответы.)

Правильно. Это собака. Как она лает? Что собака охраняет?

В последующих играх добавляются другие домашние животные.

 

 

 

 

 

Игра «Картинки»

Цель: Обогащать пассивный словарь (название предметов мебели).
Материал: Иллюстрации с изображением предметов мебели.
Ход игры: Детям раздается по одной иллюстрации
Воспитатель: Посмотрите, какие у вас красивые картинки! Давайте поиграем! Я буду называть слово, а вы внимательно слушайте. У кого такая картинка, пусть  покажет ее всем.
Называются предметы мебели. Воспитатель хвалит детей.
Игра «Где же ручки?»
Цель: Обогащать пассивный словарь (название частей тела).
Ход игры: Воспитатель просит детей показать различные части тела: «Покажите, где у вас носик? Щечки? Ручки?» и т.д. Далее можно усложнить задание: «А чем вы смотрите? А чем едите?»

 

Игра «Самолеты»
Цель: Развивать подражание движениям и речи (звуку) взрослого.

Ход игры:

Летит, летит самолет,
В небо поднимается.
Прямо, прямо и вперед,
Облаков касается.
Дети «летят», расставив в руки в стороны и произнося звук «у-у».


Игра «Передай!»
Цель: Развивать подражание движениям и речи взрослого («на», «дай»), обогащать фразы с этими словами.
Материал: Игрушки.
Ход игры: Покажите детям мишку. Протяните мишке кубик и скажите: «На, мишка, кубик! На!». Затем попросите у мишки кубик: «Мишка, дай кубик! Дай!». Ваша речь должна быть эмоционально окрашена. Предложите малышам повторить

 

Игра «Отгадай!»
Цель: Развивать активную речь с помощью рифмованных загадок.
Материал: Картинки или игрушки-отгадки.
Ход игры: Сначала покажите детям игрушку-отгадку, затем зачитайте саму отгадку.

·        То мурлычет, то играет,
То куда-то убегает,
может прыгнуть на окошко.
Ну конечно это… кошка.

·        Встретишь – гогочет,
Ущипнуть хочет.
А я его не боюсь,
Потому что это… гусь.

·        Он живет в лесу под елкой.
Он не в шерстке, а в иголках.
На колючку он похож.
Ну конечно, это… еж.

·        Он в берлоге спит зимой

·        Под раскидистой сосной.
Может громко он реветь.
Это мишенька… медведь.

Консультация по развитию речи (младшая группа): «Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»

«Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»

Ранний возраст — важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно — психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия  ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную  грамотную речь.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.

В исследованиях отечественных ученых  Л. А. Венгера, Л. А Выгодского, а также педагогов Н.А. Саккулиной, Е.А. Флёриной и других подчеркивается, что дошкольный возраст — это период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются

все психические процессы (восприятие, мышление, воображение),

становится произвольным внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственном, художественно — эстетическом развитии детей в сензитивном периоде.

В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Хотелось бы остановиться на возрастных особенностях детей раннего возраста. Чем младше ребенок, тем интенсивнее он развивается. Если к году в активном словарном запасе ребенка 10- 15 слов, то к двум годам он составляет 250- 300; к трем- 1000-1500 слов. В интенсивно развивающейся активной речи ребенка осваиваются основные грамматические структуры. Он пытается строить простые предложения, в разговоре  со взрослыми использует практически все части речи.

По мере взросления уровень физического развития замедляется, а уровень психического развития ускоряется. Однако темпы развития в период раннего детства неравномерны, имеют скачкообразный характер. Показатели физического и психического развития носят индивидуальный характер. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

В связи с этим к речи воспитателя предъявляются определенные требования. Она должна быть:

— по возможности чаще адресована каждому ребенку; этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на неё;

— эмоционально-окрашенной; эмоциональное содержание, выраженное определённым тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слова.

— правильной, отчетливой, неспешной;

— понятной по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт;

— более сложной, чем речь ребенка; взрослый должен давать ребенку более сложные образцы, чем те, которыми он уже владеет.

Воспитатель должен разговаривать с детьми в течении дня о том, что они видят и делают, обсуждая события дня, взрослый побуждает их к высказываниям, задает вопросы. Совершая ежедневные процедуры, воспитатель комментирует свои действия, используя в речи подходящие присказки, стишки, навевает песенки. Он сопровождает речью все повседневные дела. Помогая воспитателю, наблюдая за его действиями, дети узнают новые слова, учатся воспринимать речь, действовать по инструкции взрослого.

Существенное значение для развития речи ребенка имеет речевое общение со сверстниками. Поэтому важно стимулировать малышей обращаться друг к другу с вопросами, просьбами, предложениями.

Ребенок может говорить только о том, что он видит и делает здесь и сейчас, поэтому включенность слов в конкретные действия — важный принцип формирования активной речи.  Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию.

В своей работе использую специальные игры и занятия, которые создают условия для развития у детей разных сторон речи:

— потешки,  хороводы ( они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов с четкой концовкой — «топ- топ», «да- да», звукоподражательные игры ( в них развиваются фонематический слух, интонационная сторона речи, четкость произношения), игры с сюжетными игрушками, игры — инсценировки (способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса)

— чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, рассматривание иллюстраций (воспитатель при чтении показывает картинки, задает вопросы, при затруднении сам называет предметы, персонажей, их действия, побуждает малышей воспроизводить речевые образцы.)

— игры — занятия с предметными и сюжетными картинками ( «угадай, что на картинке», «разложи по порядку», «найди половинку», рассматривая их, дети узнают персонажей, называют их, вспоминают то, что знали раньше)

— игры, направленные на развитие мелкой моторики ( они включают движение кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью, упражнения для кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью,  двигательного центра мозга)

Важно отметить, что центральными и определяющими фигурами в речевом развитии ребенка являются родители.

Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

 Родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей.  Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:

    Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.

    Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)

    Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.

    Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.

    Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.

    Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.

    Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.

    Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи.

Проблемы в речевом развитии ребенка необходимо решать комплексно и своевременно на протяжении всего дошкольного детства. В противном случае они могут вызвать большие затруднения при обучении в школе.

Памятка для родителей

Речевое развитие детей раннего возраста

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,  социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

   — Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание и раздевание , игра,  прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

   — Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова  длиннее ,чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

    -Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: «Что он делает?,  вместо: «Он играет?»

    -Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

   — Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

    -Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.

   — Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

   — Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

   — Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

    Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Статья по развитию речи на тему: «Развитие речи детей раннего возраста»

«Развитие речи детей раннего возраста»

       Развитие речи в раннем возрасте – основа грамотной, чёткой, красивой речи, пробуждение интереса ко всему, что нас окружает.

    Всем известно, что начинать общение с ребенком нужно еще тогда, когда он находится в утробе матери. Начиная со второго триместра беременности, малыш слышит все, что говорит ему мама. Когда ребенок рождается, он уже может произносить первые звуки, а к началу второго месяца начинает произносить и первые слоги. Пройдет еще много времени, когда малыш научится говорить, но развитие речи у детей начинается с момента появления на свет и длится до 6-7 лет. Как это происходит? Отчего зависит, и как можно помочь ребенку в речевом развитии? В данной статье поговорим о развитии речи детей раннего дошкольного возраста.

Раннее детство – исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех выполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не выполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особо чувствительным, сенситивным периодом в усвоении речи малышом. Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения), то такой ребенок резко отстает и в речевом и в общем развитии. Проблема развития речи, конечно, волнует взрослых. «Говорящий» малыш не только более понятен, но и более «удобен» взрослому. С помощью слов, во-первых, легче узнать о самочувствии ребенка, его желаниях, чувствах; во-вторых, можно направить его действие в полезное русло и даже оградить от опасностей; в третьих, расширить знания об окружающем мире, таком занимательном и притягательном.

Можно выделить несколько этапов развития речи детей раннего возраста:

• Гуление ребенка. Оно начинается приблизительно со второго месяца жизни и продолжается до 6-7 месяцев.

 • Лепет. С 7 месяцев ребенок начинает произносить много разных слогов, составлять из них несуществующие слова. С этого возраста они начинают подражать взрослым, и им хочется говорить так же, как и они. Самое активное развитие речи у детей начинается именно сейчас.

 • Первые слова. Как правило, они появляются ближе к году. Но, как уже известно, исключения могут быть, особенно у детей раннего возраста. Поэтому если первые слова появляются у детей в возрасте от одного до трех лет, это тоже считается нормальным. Как уже говорилось выше, все зависит от многих факторов и условий развития ребенка

    К двум годам в словарном запасе малыша уже имеется от 100 до 200 слов, и он уже умеет связывать по два-три слова в одно предложение. А к концу третьего года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложения, вести диалоги и рассказывать то, что видели или слышали.

  Предлагаем несколько несложных правил, следуя которым родители смогут помочь малышу в его речевом развитии.

1. С ребенком нужно: разговаривать каждый день, рассказывать, что происходит вокруг, читать книжки.

 2. Обязательно нужно называть вещи своими именами: не би-би, а машина, не ням-ням, а кушать и т.д.

 3. Говорить следует короткими предложениями, выдерживая между ними паузу.

 4. Нельзя говорить с ребенком скороговоркой.

 5. Называя предметы, обязательно нужно их показывать хотя бы на картинке. Не стоит учить ребенка говорить слово, значение которого он не понимает, и не поймет, пока не увидит.

 6. Важно повторять одни и те же слова много раз до тех пор, пока малыш их не запомнит и не воспроизведет.

 7. Не нужно говорить с ребенком, когда он этого не хочет или устал.

 8. Нельзя игнорировать вопрос малыша, на него нужно отвечать развернуто и медленно, чтобы ребенок понимал каждое слово.

 9. Если ребенок делает ошибки в словах, подсказывать ему следует ненавязчиво, чтобы у него не пропало желание говорить. Ведь маленькие дети не терпят неудач.

 10. Не следует угадывать желание малыша и давать ему все, на что он молча укажет пальцем. Заставлять его назвать предмет не нужно, но иногда следует сделать вид, что ничего не видите, и тогда ребенок будет пытаться сказать, назвать то, что ему нужно.

Эти самые основные правила необходимо запомнить всем родителям, которые хотят, чтобы их малыши как можно быстрее научились говорить. Но их иногда бывает недостаточно, и, выполняя все рекомендации, родители порой никак не могут добиться от ребенка хотя бы слова. В таких случаях помогут некоторые упражнения, которые можно выполнять с ребенком ежедневно, начиная с полугода, когда малыш начинает лепетать. Приведем самые распространенные и эффективные из них.

Что же способствует развитию речи? Детям третьего года нужно  давать как можно чаще речевые задания. Более простые из них – это задания повторить слово или произнести какой-нибудь отдельный звук, когда учу произносить слово правильно. Более сложные – когда ребенка прошу: «Костик, Даша принесла тебе машину, и я советую тебе поблагодарить ее. Подойди к Даше, улыбнись ей, и скажи: «Спасибо тебе, Даша».

Во-первых, такие задания полезны для развития речи, потому что я даю ребенку образец речи и не просто образец правильного построения фразы, а пример использования речи в конкретных условиях общения. Можно также сказать, что подобные задания не только способствуют формированию грамматической, лексической правильности речи, но и воспитывают культуру речевого общения, «речевого поведения».

Во-вторых, эти задания полезны, потому что ребенок учится сознательно, осознанно строить свою речь.

В работе с детьми раннего возраста  эффективно сочетать наглядность  со словом. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание рассмотреть их.

      Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произношение слов и фраз. Для развития речевого дыхания предлагать  детям различные легкие упражнения (подуть на ватку, султанчики), игры «Бабочка летит», «Пускание корабликов».

Познавая окружающий мир, ребенок, усваивал словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.

Одним словом – общайтесь: пойте, разговаривайте, инсценируйте, смейтесь, хлопайте, играйте. Дети учатся всему в игре и в общении, а эмоциональность, интерес и позитивное отношение сделают развитие речи детей раннего возраста незаметным и желанным.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *