Работа полушарие: | — Polusharie.com | VK – За что отвечает правое полушарие мозга: упражнения для развития

Содержание

как включить на полную мощность? 7 способов. Психология успеха

Содержание:

Реклама
Реклама

Людям, активно использующим правое полушарие мозга, чаще сопутствует успех, считает автор метода нешаблонного мышления Джон О’Кифф. Мы уже рассказали, за что отвечают и как сотрудничают между собой правое и левое полушария мозга. Сегодня — о способах включить правое полушарие на полную мощность.

Правое полушарие: как включить на полную мощность? 7 способов

Использовать правое полушарие мозга относительно легко. Эти методы лежат буквально на поверхности — иногда нужно просто вспомнить о них. Тем не менее, сформировавшиеся в западном обществе привычки подталкивают нас только к логике, анализу и фактам. Так что тем, кто хочет добиться успеха, стоит обучиться приемам, которые позволяют автоматически включать в активную работу правое полушарие.

Только левое полушарие — и весь мозг: тест

Как почувствовать разницу между работой всего мозга и работой одного левого полушария? Попробуйте быстро ответить на следующие вопросы.

РАЗДЕЛ «А»

  1. Назовите седьмую буква алфавита.
  2. Сколько дней в ноябре?
  3. Сосчитайте цифры от 26 до 0.

РАЗДЕЛ «Б»

  1. Составьте инструкцию, как доехать от вашего дома до работы на машине.
  2. Составьте инструкцию по завязыванию галстука или шнурка на ботинке.
  3. Назовите все буквы алфавита в обратном порядке.

При решении задач из раздела «А» у вас работает исключительно левое полушарие мозга. Они требуют преимущественно механического мышления — мысленного повторения слов, букв или цифр.

Задания раздела «Б» совсем другие. Они включают в работу правое полушарие и требуют, чтобы у вас в голове сформировалась определенная картина, а затем левое полушарие перевело эту картину в логичную инструкции.

Вы без труда сосчитаете числа от 26 до 0 — отчасти это обусловлено механическим мышлением, а отчасти — логикой. Для этого достаточно задействовать одно левое полушарие. Однако большинство людей не могут назвать все буквы алфавита в обратном порядке, потому что алфавит был заучен механически и в нем нет никакой логики. Здесь нужен другой подход.

Есть несколько простых приемов, позволяющих включить в работу не только левое, но и правое полушарие мозга:

  1. Используйте цвет.
  2. Используйте картинки.
  3. Используйте метафоры и аналогии.
  4. Используйте эмоции.
  5. Используйте интуицию.
  6. Используйте не только факты, но и связный рассказ.
  7. Используйте не только профессиональную лексику, но и образные выражения.

Используйте цвет

Этот способ прост, но эффективен. Когда вы в следующий раз будете что-то записывать, возьмите цветные ручки или бумагу разных цветов, в том числе очень яркую. Применяйте разные цвета для заголовков, выделенных слов, резюме и ключевых фраз. Вы почувствуете, как у вас поднимется настроение от работы. Она станет более приятной, интересной, запоминающейся и веселой.

Так вы включаете в работу правое полушарие мозга. Теперь вам в голову приходят несколько другие мысли. Вы ощущаете, что больше не скованы никакими рамками. Вы чувствуете, что ваше мышление становится нешаблонным.

Через две или три недели попробуйте вернуться к черно-белым записям. Они покажутся вам скучными, утомительными, рутинными и ограниченными.

Цвет присутствует почти во всех коммуникациях в сфере бизнеса — современные технологии это позволяют. Презентации включают в себя цветные слайды. Фотокопии могут быть цветными. Персональные компьютеры обеспечивают цветную графику. Газеты и телевидение уже давно перешли на цвет. Представьте себе обратную ситуацию. Вернитесь к черно-белым газетам, кинофильмам, телевидению, к черно-белым слайдам на презентациях, монохромным мониторам. У вас возникнет ощущение, что вы попали в темный подвал. Это происходит из-за деактивации правого полушария мозга. Вам придется тратить огромное количество энергии, чтобы использовать его, столкнувшись с океаном бесцветной коммуникации.

Если это так очевидно, зачем сохранять привычку пользоваться при письме одним цветом, которая уходит корнями в эпоху гусиных перьев?

Реклама

Используйте картинки

Картинки не менее эффективны, чем цвет. Одна картинка заменяет тысячи слов. Не ограничивайте себя миром, состоящим из колонок цифр или множества страниц с перечислением разных фактов. Телевидение одержало победу над радио. Персональные компьютеры обладают мощными графическими возможностями и способны оживить любую информацию. Презентация, в которой на слайдах присутствует только текст, по эффективности никогда не сравнится с той, в которой используются качественные визуальные средства. Действенность картинок обусловлена тем, что они обращаются к правому полушарию мозга.

Картинки могут быть очень простыми, приблизительными; сводиться просто к символам. Однако вопрос «Как это можно проиллюстрировать?» включает правое полушарие мозга. Сочетание же цвета и картинок действует еще эффективнее.

Правое полушарие: как включить на полную мощность? 7 способов

Используйте метафоры и аналогии

Метафоры и аналогии стимулируют правое полушарие — как ваше, так и окружающих. Они вызывают эмоции и чувство сопричастности, помогают нарисовать картину гораздо лучше, чем бесстрастные подробные описания. Например, при столкновении с проблемой дублирования обязанностей типичная реакция представляет собой исследование и анализ проблемы. Другой подход, в котором участвует правое полушарие мозга, выглядел бы следующим образом. В выступлении вы прибегаете к пословице «У семи нянек дитя без глазу», а затем предлагаете четко разграничить зоны ответственности.

Сравнивая цель или проблему с чем-то далеким от обсуждаемой области, метафоры и аналогии снимают ограничения, свойственные стандартному мышлению. Когда вы произносите такие фразы, как «Попробуем стать такими же, как Microsoft» или «Догоним и перегоним по популярности Coca-Cola», это раздвигает привычные рамки и устраняет препятствия на пути творческого мышления.

Используйте эмоции

В эмоциях нет ничего предосудительного. Они существуют, и при этом могут воздействовать гораздо сильнее логических построений. Сочетание эмоций и логики способно смести все препятствия на своем пути. Телевизионная реклама становится гораздо эффективнее, когда обращается не только к логике, но и к эмоциям. Так, например, в одном из рекламных роликов, посвященных автомобильным шинам, особенно подчеркивается их роль в обеспечении безопасности. В рекламе использовано изображение огромной шины, в которой сидит ребенок, — это и есть сочетание логики и эмоций.

Доклады и презентации звучат гораздо убедительнее, если апеллируют к чувствам аудитории, а не только к логике. Это должно войти в систему: используйте собственные эмоции, чтобы обращаться к эмоциям других людей.

Используйте интуицию

Мы слишком часто интересуемся фактами и не спрашиваем о предчувствиях. Факты — это чистая логика. Напротив, интуиция связана с правым, творческим, полушарием мозга. Сочетание логики и интуиции обладает огромной силой.

По всей видимости, самые главные решения своей жизни человек принимает при участии обоих полушарий мозга, а не только левого. Можно назвать три таких момента: выбор супруга/супруги, профессии и места жительства. Возможно, эти решения приходится принимать по нескольку раз в жизни. Однако обычно ни одно из них не принимается только на основе логики, анализа и фактов.

Вопрос создания семьи — это не бесстрастное решение, в основе которого лежат непреложные факты и логика. Выбор профессии в значительной степени опирается на ощущения, немногочисленные сигналы, а также на впечатления и склонности, но не на рациональный анализ. Дом, в котором вы живете, тоже выбирается на основе ощущений, а не сухих фактов — нередко вы поступаете нелогично, переплачивая за то, чтобы жить в понравившемся вам месте.

Используйте не только факты, но и связный рассказ

«Факты говорят сами за себя». Это неправда. Такие заявления часто делают люди, которым не удается до конца убедить собеседника.

Если бы факты действительно говорили сами за себя, то прекратились бы все споры. Все пришли бы к одним и тем же очевидным выводам. Сам факт, что вы используете выражение «факты говорят сами за себя», свидетельствует об обратном: вы не смогли до конца убедить аудиторию, работа сделана лишь наполовину. Вы должны быть готовы использовать различные истории и анекдоты, позволяющие оценить представленные факты — оживить их, чтобы они приобрели для слушателя смысл. Так, например, одна история или один анекдот могут оказаться эффективнее, чем целый перечень фактов — и запоминаются они лучше.

Используйте не только профессиональную лексику, но и образные выражения

Большая часть профессионального сленга связана с левым полушарием мозга. Это нечто вроде набора формул. Профессиональный сленг и аббревиатуры могут присутствовать в нашей речи, но они должны знать свое место. Если вы хотите передать всю глубину смысла, не бойтесь использовать образные выражения.

Возможно, с точки зрения стилистики они окажутся не совсем идеальными, но зато точно передадут смысл того, что вы хотите донести до слушателей. Образные выражения «задевают нужную струну» в правом полушарии мозга собеседника. Образные выражения похожи на картинки. Они включают в работу правое полушарие мозга, на что не способен профессиональный сленг.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Как развивать правое полушарие мозга

Как развивать правое полушарие мозга

Разделение на гуманитариев и технарей напрямую связано с тем, какое полушарие мозга у человека наиболее развито и активно. У первых основную работу выполняет правое полушарие, которое отвечает за интуицию и творческое мышление, у вторых — левое, которое отвечает за логическое мышление.

Правое полушарие необходимо развивать не для того, чтобы стать деятелем искусства (хотя всякое возможно), а для того, чтобы уметь найти творческий подход к чему-либо, например. Или чтобы развивать креативное мышление. И вообще, время от времени каждый нуждается в творчестве. Но это лишь пара примеров, почему стоит уделить внимание правой «половинке» мозга. Чтобы ты осознал все плюсы и пользу, мы расскажем о сферах специализации полушарий и о том, что можно сделать, чтобы развивать правое полушарие.

Левое полушарие

Врачи считают это полушарие доминирующим, но фактически оно доминирует лишь при выполнении немногих функций: контроль речи, языковые способности, способность к чтению и письму, запоминанию фактов, имен и дат. Работу левого полушария можно разделить на пять пунктов: математические способности, буквальное понимание слов, аналитическое мышление, контроль за движением правой половины тела, последовательная обработка информации. Всё это очень важные функции, но в любом случае не густо, согласись.

Правое полушарие

Правое полушарие доминирующим не считают, однако количество выполняемых им функций говорит об обратном. Если функции левого полушария можно разделить на пять основных, то здесь получится больше десятка: ориентация в пространстве, музыкальность, понимание метафор и работ чужого воображения, обработка невербальной информации, параллельная обработка информации, воображение, эмоции, контроль движений левой половины тела, мечты, мистика (и религиозность в том числе) и секс (если, конечно, ты не шибко озабочен техникой процесса).

Что можно сделать, чтобы развивать правое полушарие

Не буквально. Просто представь себя актером театра, репетируй роли и импровизируй. Это отличный способ подключиться к творческому мозговому центру. Импровизация, танец — всё это поможет вырваться твоему потенциалу наружу и избавит от привычных логических мыслей. Можно делать это с воображаемыми партнерами, но лучше попросить подругу или друга о помощи. С воображаемым партнером ты не сможешь достигнуть состояния потока. Но об этом чуть позже.

Исполнительское искусство — это большая сила. Еще одним из его преимуществ является то, что оно меняет твое внимание. Когда ты выполняешь свою роль или исполняешь танец, ты должен быть сконцентрирован на своем партнере. Таким образом ты вынуждаешь мозг быть менее сосредоточенным на своих сознательных, логических мыслях и освобождаешь его для творческого мышления и самовыражения.

Чтобы получить доступ к своему творческому потенциалу, нужно стараться чаще находиться в состоянии потока. Это творческое состояние, когда ты максимально сосредоточен на партнерах и стоящей перед ними задачей. Совсем не одно и то же, что кликать на цифры и заставлять себя решать задачи с сознательными областями мозга.

Рисование «сдвигает» логическое мышление, чтобы уступить место творческому. Учитель рисования Бетти Эдвардс написала книгу «Рисование в правом полушарии мозга». В ней она делится хитростями, которые помогают художникам изменить свой подход к работе. К примеру, там есть упражнение, в котором говорится, что, прежде чем начать рисовать то, что ты планируешь, нужно попробовать мысленно перевернуть это изображение вверх ногами и представить его. Подобные трюки помогают смотреть на привычные вещи по-новому. К тому же это позволяет больше сосредоточиться на деталях, что, в свою очередь, помогает лучше исполнить задуманное.

Изменение привычного взгляда на вещи — это еще один способ получить доступ к творческому мозговому центру. Необязательно ставить перед собой цель стать великим художником, но стоит взять несколько уроков рисования, чтобы отключить сознательные критические мысли и увидеть привычные вещи с новой, творческой стороны. Если ты усидчивый и знаешь, что такое самодисциплина, — возможно, уроки необязательны. Просто возьми бумагу и карандаши и начни рисовать.

Творчество не любит принудительных мер. Каждый испытывал неприятное чувство, когда пытался заставить себя мыслить творчески или сделать что-то креативное. Заставлять логическую область мозга стать творческой — это всё равно что просить дворника провести операцию по удалению аппендикса.

Прекрати принуждать себя. Сделай перерыв. Соверши длинную пешую прогулку, прими ванну с маслами и солью. Позволь своему уму «погулять». Иногда это крайне необходимо. Во время перерыва творческие мысли могут подняться на поверхность твоего внимания, и это поможет тебе их услышать.

Последний трюк, чтобы развивать правое полушарие, — практика внимательности. Можно практиковать внимательность, используя физический подход — йогу. Но если тебе это неинтересно, всегда можно обратиться к медитации. Сегодня много полезных и действенных способов глубокой медитации.

Кроме этого, можно использовать забавные упражнения на осознанность, которые легко включить в повседневную рутину. Например, заставить себя поехать в объезд или притвориться сыщиком, который должен внимательно изучать людей и места. Упражнения на осознанность и тренировки помогут тебе разобраться в том, как работает твой мозг и каков твой нормальный мыслительный процесс на ежедневной основе.

Не забывай, что у внимательности много преимуществ. Она может успокаивать нас, замедлять дыхание и помогает быть более наблюдательными, что является, в свою очередь, отличным способом раскрыть свой творческий потенциал.

Почему правое полушарие мозга полезнее для карьеры? — ООО «БИЗНЕС-ДИАЛОГ» Семинары | Тренинги | Коучинг

 Эпоха рационализма и логики уходит в прошлое. Специалисты приходят к выводу, что вскоре большинство «левополушарных», то есть аналитических профессий, будут вытеснены компьютерами. К таким профессиям принято относить бухгалтеров, финансовых аналитиков, программистов и множество других престижных специальностей.

Ветер перемен

За аналитическое, логическое мышление и речь отвечает левое полушарие. Правое полушарие мозга отвечает за обработку информации, которая выражается в символах и образах. Также правое полушарие отвечает за способности к музыке, изобразительному искусству и позволяет обрабатывать много различной информации в целом, не прибегая к анализу.

На протяжении долгого времени миром безраздельно правили логики, в то время как правое полушарие считали бесполезным, а многие врачи видели в нем не больше пользы, чем в аппендиксе. В последние же годы ситуация резко изменилась. Человечество внезапно осознало всю важность творческих качеств, способность мыслить глобально также стала невероятно востребована.

О преимуществах правого полушария начали говорить ученые. Известный психоаналитик Мерели Зденек в книге «Развитие правого полушария» приводит интервью с известными людьми, добившимися выдающихся успехов за счет развития творческих «правополушарных» возможностей.

Если раньше акценты в воспитании делались на развитие у детей памяти, логики и аналитических способностей, то сейчас все больше внимания уделяется развитию творческого потенциала. Ученые сейчас разрабатывают целые комплексы упражнений для развития правого полушария.

Карьерный мозг

Все это, прежде всего, скажется на работе. Теперь от сотрудника будут требоваться способности, позволяющие ему создавать абсолютно новые идеи, смотреть на мир шире и быть готовым к любым переменам.

«Подобные управленческие подходы в большей степени характерны для западного менеджмента, — комментирует генеральный директор Центра управленческих компетенций Вероника Ярных. — Начиная с 70-80-х годов прошлого века пропагандировались идеи развития креативности, лидерства, навыков внутреннего предпринимательства у руководителей соответствующих структурных подразделений. Связано это было, в частности, с необходимостью конкуренции на уровне наличия и развития тех или иных — чаще всего управленческих — компетенций».

Отмирающие функции

Причины таких перемен называет бизнес-гуру Дэниэл Пинк, автор книги «Будущее за правым полушарием». Их он выделяет три: избыток, Азия и автоматизация.

Избыток заключается в шаблонности большинства идей, мыслей, решений и технологий. В современном мире становится все труднее придумать что-то новое.

Азия угрожает европейским и американским клеркам огромным количеством новых рабочих рук. Работники из стран Азии имеют перед европейцами существенное преимущество: они готовы работать за гораздо меньшие деньги. Разумеется, любой здравомыслящий работодатель будет рад возможности получить рабочую силу с минимальными денежными затратами.

Автоматизация — потенциальная угроза номер один для всех клерков, занятых нетворческой работой. Машины отнимают у людей все больше рабочих мест, поскольку позволяют упростить многие рабочие процессы и сократить расходы. Словом, работа компьютера (а именно его аналогом, по мнению нейрофизиологов, и является левое полушарие) постепенно перестает котироваться.

Все это приводит к обострению конкуренции среди работников, и успех ждет только тех, кто способен совершить качественно новый скачок, то есть перейти на новый уровень мышления и решения задач.

Поэтому еще одна причина, по которой «правополушарные» люди оказались сегодня в более выгодном положении, — это высокая динамичность их мышления. Известно, что правое полушарие воспринимает информацию быстро и целостно, в то время как левое дробит картину мира на множество частей, упрощая ее, и усваивает все постепенно. «Сегодня мир меняется настолько быстро и радикально, что выжить мы сможем, лишь развивая интуитивное познание, чтобы воспринимать новое целостно и быстро (с помощью правого полушария)», — утверждает исследователь принципов и механизмов творчества Люк де Брабандер.

По мнению Дэниэла Пинка, сегодня с офисной средой происходит примерно то же самое, что произошло с аграрной сферой после промышленной революции. Так же, как когда-то сократилось количество фермеров, в ближайшее время стремительно уменьшится и число офисных работников, занятых автоматической деятельностью.

Клерк будущего

Единственный выход из ситуации, который видит Пинк, — это развитие творческих способностей. Только уникальными навыками творца и умением предлагать необычные решения можно отвоевать собственное место под офисным солнцем. Необходимо научиться выполнять то, что невозможно передоверить машине.

Пинк перечисляет и описывает шесть навыков, которые нужно целенаправленно развивать, чтобы заставить правое полушарие активизироваться: творчество (дизайн), написание сценариев, умение видеть общую картину, эмпатия, игра и духовность. Также Пинк дает ряд практических советов, призванных заставить правое полушарие мозга работать активнее. Например, для развития дизайнерских способностей Пинк рекомендует купить записную книжку и фиксировать в ней все встречающиеся вам на пути примеры хорошего и плохого дизайна.

Еще один портрет человека будущего создал автор теории руководства и личной эффективности Стивен Кови. В своем бестселлере «7 навыков высокоэффективных людей» он определил способности, которые позволят сотруднику добиться высот в своей профессиональной сфере. Каждый из семи перечисленных Кови навыков опирается на предыдущий, и все они расположены в определенной последовательности: постепенно овладевая этими навыками, человек проходит путь от зависимости к независимости, а от независимости — к межличностной зависимости.

Данные навыки выглядят следующим образом. Прежде всего будьте проактивны: станьте творцом своей судьбы, но, принимая решения, не забывайте об ответственности. Приступая к заданию, ориентируйтесь на конечную цель. Расставляйте приоритеты: важные дела берите в первую очередь, остальные подождут. Думайте в духе «выиграл/выиграл»: стремитесь добиться взаимопонимания в команде. Пятое качество — способность к эмпатии: постарайтесь понять своего собеседника. Шестой навык состоит в умении добиваться синергии. Это умение соединяет в себе два предыдущих навыка, поскольку только люди, живущие по принципу «твоя победа — моя победа» и способные к сопереживанию, могут работать в команде продуктивнее, чем по отдельности. Суть седьмого правила — «заточить пилу» — заключается в постоянном всестороннем самосовершенствовании.

Русский путь

По мнению Вероники Ярных, для использования подобных «креативных» теорий в российской действительности необходимо наличие определенных условий: в компании должны быть жестко структурированы и прописаны все бизнес-процессы, понятны сфера полномочий каждого сотрудника и система его оценки: «В современных российских условиях такой подход будет востребован на уровне управленческого персонала и на уровне управленческого кадрового резерва. Здесь вопрос креативности и инновационности укладывается в рамки современных требований бизнеса и нестабильной экономической ситуации».

Психологи поддерживают творческий подход к работе. «Сотрудник чувствует себя более удовлетворенным, когда его работа не является однообразной и дает возможность реализовать творческий подход, — объясняет руководитель отдела карьерного консультирования Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Анна Мухина. — Занимаясь творческой работой, сотрудник понимает, что способен влиять на результат в гораздо большей степени. А однообразие и жесткое ограничение функций являются неблагоприятными факторами, которые провоцируют усталость от работы и потерю интереса к ней.»

Многие управленцы давно поняли выгоду такого подхода. Однако для развития и использования творческих качеств сотрудника необходимо соблюсти несколько условий: работники должны быть мотивированы и являться не просто исполнителями, а процедура развития креативности и инновационности должна быть жестко простроена и укладываться в рамки стратегии организации. «В компаниях существуют разные инструменты для развития этих процессов, — говорит Вероника Ярных. — Выбор средств зависит от позиции сотрудника. Для исполнителя это могут быть различного рода конкурсы, процедуры поддержки инноваций и изменений. Для управленцев — развитие качеств внутреннего тренера и коуча, организация различных круглых столов и участие в них, реализация экспертной позиции, возможность участия в проектах компании».

Избыток, Азия и автоматизация

Причины победы «правополушарных» сотрудников

1. Избыток: все уже давно сказано и изобретено. Выдать новую идею становится все труднее.

2. Азия: работники из стран Азии готовы работать за гораздо меньшие деньги, нежели их западные коллеги. Любой работодатель заинтересован в возможности получить дешевую рабочую силу с минимальными денежными затратами. А работник из Индии справится с заданием ничуть не хуже француза или, скажем, немца.

3. Автоматизация: машины отнимают у людей все больше рабочих мест, так как позволяют упростить рабочий процесс и сократить расходы на якобы бесценный человеческий фактор.

4. Высокая динамичность мышления «правополушарных» работников: правое полушарие воспринимает информацию быстро и целостно, левое обрабатывает информацию последовательно по этапам и усваивает сведения постепенно.

7 заповедей

Навыки будущего от Стивена Кови

  • 1. Будьте проактивны: творите свою судьбу, но, проявляя инициативу, не забывайте об ответственности.
  • 2. Начинайте, ориентируясь на конечную цель: делайте прогнозы и воспринимайте проблему в целом, абстрагируясь от незначительных деталей.
  • 3. Важные дела делайте в первую очередь, остальные — после.
  • 4. Думайте в духе «выиграл/выиграл»: работая в команде, добивайтесь взаимовыгоды.
  • 5. Сначала стремитесь понять, потом — быть понятым.
  • 6. Достигайте синергии: стремитесь к творческому взаимодействию.
  • 7. Затачивайте пилу: настройтесь на постоянное саморазвитие и самосовершенствование.

Как развивать правое полушарие

  • тренируйте нестандартность мышления: предоставляйте себе свободу действий, уходите от стереотипов поведения, поступайте по-новому в привычной, даже бытовой ситуации;
  • смотря фильмы или читая книги, придумывайте продолжение сюжета;
  • подмечайте и анализируйте чужие нестандартные идеи и решения: фиксируйте их в записной книжке;
  • займитесь творческим хобби: рисование, например, развивает образное мышление;
  • читайте, собирайте разнообразную информацию по своей специальности, интересуйтесь всем новым;
  • оборудуйте рабочее место таким образом, чтобы вас как можно меньше беспокоили;
  • сочиняйте истории в своем воображении


Хочешь развить своё правое полушарие и быть успешным?


Регистрируйся прямо сейчас на семинар
«Раскрытие феноменальных способностей памяти, внимания, образного мышления и воображения (I ступень)»
по ссылке http://bdialog.net/soon/memento-1.html

Особенности работы полушарий мозга человека: anisiya_12 — LiveJournal

Информация, касающаяся поста ниже, о ЕГЭ. Собственно, именно способности, которыми обладает правое полушарие, и нивелируются, сводятся на нет болонской системой образования. Впрочем, я полагаю, что дело обстоит хуже: болонская система и логические способности кастрирует, по-большому-то счёту. Учёные бьются над созданием искусственного интеллекта, а ведь он уже создан. Роботизированное мышление, бьющееся в тисках раз и навсегда вколоченных в личность алгоритмов, не умеющее создавать новые. Находящееся на том уровне, когда создание нового алгоритма находится вообще выше сферы понимания нового «интеллекта». Отсюда и «эффективные менеджеры» и много другого. ЧАУ — человек, алгоритмически успешный — вот кто рулит в постобществе. Полуавтомат. Инскусственный интеллект.
Впрочем….вернёмся у статье об особенностях работы человеческого мозга.

«Опыты над животными и наблюдения над больными, перенесшими операцию перерезки мозолистого тела, убедили исследователей, что у каждого из нас два самостоятельных, хотя и не разобщенных, мозга, каждый из которых занят своим делом, выполняя возложенные на него специфические функции. Поначалу казалось неоспоримым, что они действуют в достаточной степени независимо друг от друга. Наблюдения над людьми с расщепленным мозгом неожиданно показали, что даже в условиях взаимной изоляции полушария стараются объединить свои усилия, как только сталкиваются с малейшими затруднениями. Нужно ли удивляться тому, что, пока каналы связи между полушариями не нарушены, они работают как единое целое.

Действительно, в осуществление любой целостной функции каждое полушарие, выполняя только ему присущие задачи, вносит свою долю участия. У нас не два, а один целый и неделимый мозг, правда, состоящий из многих отдельных блоков, участие которых совершенно необходимо для сбора, хранения и анализа различных видов информации и в конечном итоге для принятия решений по всем возникающим перед нами проблемам. Выше мы познакомились со специфическими чертами деятельности каждого из полушарий мозга. Теперь попробуем представить, как строится деятельность целого, нерасчлененного мозга.

Главная, чисто человеческая функция мозга – речь. Она важна не только потому, что служит средством коммуникации. Человеческая речь в первую очередь является новым, чисто человеческим способом обработки информации, который дал нам огромные преимущества над животными и, по существу, сделал людьми, став основой психической деятельности нашего мозга.

Мы видели, что анализ речевых звуков, а также их синтез, формирование из них отдельных слов и целых предложений сосредоточены в левом полушарии. Анализируя и синтезируя речь, оно опирается на грамматические правила и на грамматическую информацию. Таким образом, в конечном итоге оно является устройством для абстрактного логического мышления. В нем хранятся логические программы, используемые нашим мышлением.

Однако любой логический анализ кодированной информации лишен всякого смысла, если нет возможности расшифровать ее значение. Без участия правого полушария этого сделать нельзя, так как значения слов известны лишь ему. Образные конкретные представления о предметах и явлениях окружающего нас мира, хранящиеся в правом полушарии, как-то соединены с их словесными обозначениями, хранящимися в левом. Чтобы словами можно было пользоваться, полушария в процессе овладения речью должны поддерживать постоянный контакт. Только деятельность эта пока недоступна нашему наблюдению, и мы о ней забываем.

Правое полушарие заведует и другой речевой функцией – эмоционально-интонационной окраской нашей речи, придавая ей однозначный смысл, соответствующий текущей ситуации. Интонации ограничивают излишнюю избыточность речи, придавая ей конкретный смысл, и тем самым исключают неправильную интерпретацию содержащейся в ней информации.

Наконец, правое полушарие полностью обслуживает мыслительные функции и обеспечивает возможность коммуникации на доречевом уровне. Серьезно облегчающие общение жесты, которыми ребенок овладевает в раннем детстве, и жестовая речь глухонемых находятся в ведении правого полушария, точно так же, как пиктографическая и иероглифическая письменность. В общем, любая форма общения, основанная на обозначении отдельных понятий определенными знаками, использование которых не требует выработки сколько-нибудь сложных грамматических правил, будет осуществляться правым полушарием. Эти способности у правшей не нарушаются даже при самых обширных поражениях левого полушария.

У маленьких детей, когда они овладевают речью, правое полушарие, как уже говорилось, трудится наравне с левым. В этот период оно принимает гораздо большее участие в анализе речи, и звуковые образы слов первоначально хранятся в обоих полушариях. Однако позже левое полушарие полностью узурпирует эти функции, а информация о звуковых образах слов, которой располагает его собрат, оказывается за ненадобностью на самом дне кладовой памяти правого полушария, и разыскать ее здесь нелегко.

Некоторые слова воспринимаются детьми как целостные сигналы, без детального анализа последовательности составляющих их звуков, примерно так же, как словесные команды собаками. Подобные сигналы, неважно, что в данном случае они словесные, это привычный язык правого полушария. В таком виде они только здесь и могут храниться, в левом полушарии эти же слова «записаны» в виде строгой последовательности определенных звуков.

Какую бы сторону деятельности мозга ни взять, обязательно обнаружится принцип строгого разграничения обязанностей, широко используемый техникой. Без этого любая деятельность оказалась бы невозможной.

Представьте себе, что произойдет, если ответ на заданный человеку вопрос будет формироваться отдельно в каждом полушарии. Человеческая речь богата. Одну и ту же мысль можно передать с помощью множества различных предложений. Но что бы делали речевые органы, если бы каждое -полушарие старалось протащить свой вариант ответа?

Вот почему у человека главенствует принцип единоначалия. А иначе командовать нельзя. Ничего хорошего не получится. Вместо оперативного принятия решений по каждому вопросу возникла бы дискуссия.

Сейчас у нас еще недостаточно данных, чтобы решить, кто из полушарий более прилежный труженик, какой объем работ выполняет каждое из них, на чьи плечи возложена более квалифицированная деятельность. Ясно только, что она одинаково важна, так как выполнение любой функции в одиночку всегда страдает.

Однако нет оснований отказываться от терминов «доминантное», или «ведущее», полушарие. В одном вопросе они неравноправны. Работа правого полушария осуществляется автоматически, по заранее заданным программам, а левое произвольно управляет психическими процессами, принимает решение по любым вопросам, и правое ему подчиняется. Командиром мозга, несомненно, служит левое полушарие, и с этим нужно считаться.

Способ хранения собранной инфомации и интимные механизмы ее обработки в правом и левом полушариях мозга, видимо, тоже имеют существенные различия. Многие функции левого полушария очень четко связаны с его определенными районами, хорошо обособленными друг от друга. В правом полушарии локализация выражена менее четко. В выполнении любой деятельности принимают участие обширные районы полушария. Нейроны, привлеченные к исполнению строго ограниченных задач, распределены здесь довольно диффузно и перемешаны с другими нейронами, занятыми другой работой. Поэтому повреждения сравнительно небольших участков левого полушария часто приводят к серьезной патологии, а повреждение таких же по объему участков правого полушария чаще всего не вызывает бросающихся в глаза нарушений.

Левое полушарие не интересуется всем объемом информации, а выхватывает из нее лишь то, что считает наиболее важным. В этом отношении оно работает как фото- или киноаппарат, делающий один за другим серии снимков. До фотопленки доходит лишь небольшая часть отраженных от фотографируемого предмета лучей. Поэтому на ней оказывается зафиксированная обедненная картина, весьма далекая от реальности. Ведь окружающий мир трехмерен, а фотография дает плоскостное изображение.

От любого предмета отражается гораздо больше лучей, чем фиксирует фотопленка. Все пространство вокруг предмета заполнено волнами отраженного от них света, создавая волновое поле. Чтобы получить о нем исчерпывающее представление, волновое поле необходимо зафиксировать без больших потерь. Поиски способов упрощения волнового поля и способов его фиксации привели к созданию голографии. В переводе этот термин означает полное описание. На многослойной фотопластинке волновое поле зафиксировано настолько полно, что, несмотря на то, что предмет фотографировался строго спереди, немного поворачивая пластинку, мы можем увидеть его сбоку.

Правое полушарие, привыкшее собирать об окружающем мире исчерпывающую информацию, видимо, пользуется голографическим методом ее хранения. Не исключено, что для этого используется многослойность коры больших полушарий.

Голографический подход к обработке информации дает много преимуществ, одно из них то, что он помехоустойчив. Фотографируя предмет против солнца, мы рискуем засветить пластинку. При голографическом методе добавление солнечных лучей не помеха. Волновое поле содержит столько информации, что никакой «шум» не сможет ее полностью исказить или «заглушить».

Итак, специализация функций больших полушарий человеческого мозга – это не забавный парадокс, а насущная необходимость, столбовая дорога развития мозга. Хотя у нас два полушария, но психические процессы формируются иначе, чем у золотой рыбки или у многоголового Змея Горыныча. И в этом наше счастье.

Теперь понятно, почему в русских сказках ничего не говорится об особых умственных способностях Горыныча. Стражем он был, видимо, весьма бдительным и превосходным защитником, но мыслителя, даже при наличии трех голов, из него не вышло. Так что для решения наших обычных повседневных дел один ум определенно значительно лучше, чем несколько.

Деятельность мозга при образовании речи

Чтобы стать писателем-прозаиком или тем- более поэтом, нужно быть инженером человеческих душ и конструктором слова. Труд писателя – это напряженная работа над словом, работа на первый взгляд исключительно левого полушария. Но это только на первый взгляд. Нет таких форм речевой деятельности, которые у нормальных людей не требовали бы участия правого полушария. На что уж поэзия, сочинение стихов, выглядит чисто речевой, левополушарной функцией, но при обширных поражениях правого полушария она нарушается.

Твердить слова, рифмуя их при этом, Еще не означает быть поэтом!

Причина затруднений вполне понятна. Никто не поставляет сочинителю поэтических образов и не помогает придать рифмованным строчкам музыкальное звучание. А как сказал персидский поэт А. Джамми:

Стихи – родник прозрачный; с гор стекая, звенит он, полон жемчуга до края.

Впечатляет темп и трудолюбие наших двойняшек. Всего два года требуется левому полушарию, чтобы усвоить грамматику языка, правила соединения слов в содержащие информацию предложения. Правое работает над языком всю жизнь. Маленькие дети превосходно оперируют словами, значения которых не понимают. Только к школьному возрасту заканчивается первый этап уточнения значения слов, его основного словаря. Это лишь начало большой работы, в процессе которой будет много раз переосмысливаться и уточняться значение уже известных слов и одновременно усваиваться новые слова родного языка. Зато при овладении вторым (иностранным) языком основная нагрузка ложится на левое полушарие.

Участие правого полушария имеет огромное значение не только для овладения речью, но и для развития математических способностей. Счетные навыки, которым мы обучаемся в раннем детстве, связаны с умением оперировать во внешнем пространстве, где находятся те предметы, пересчет которых ведет ребенок. Позже счет, как и все абстрактные операции, переходит в ведение левого полушария.

Именно здесь хранится «смысл» цифр, и, если он пострадал, устный счет нарушается. Больной может считать на бумаге с карандашом в руке, но, выполнив правильно задание, назвать результат не в состоянии. Здесь же в теменно-затылочных областях сосредоточены представления о разрядной организации чисел (понятие о единицах, десятках, сотнях, тысячах и т.д.), и, следовательно, никакие счетные операции с числами больше 9, будь то слагаемое, множитель, делимое или конечный результат, без участия левого полушария неосуществимы.

Работа правого полушария только на первый взгляд может показаться несложной. Обычно мы упускаем из виду трудности, с которыми ему приходится сталкиваться. Большинство слов современных языков не имеет достаточно строгих однозначных значений. Когда мы о малосимпатичном человеке говорим, что он свинья, осел или верблюд, никому из слушателей не придет в голову, что у этого злополучного малого на спине два горба, длинные уши или вместо носа пятачок. Кстати, я совершенно уверен, что все читатели поняли, что в данном случае речь шла не о пятикопеечной монете, а о поросячьем носе.

Европейские языки чрезвычайно метафоричны, но это не мешает нам понимать их смысл. Мы без труда догадаемся, о чем идет речь, если девяностолетняя старушка, с трудом взбираясь на подножку вагона, попросит помочь ей «сесть» в трамвай. Ни у кого не вызывает удивления, что студентов «срезают» на экзаменах, насмешника «сажают в галошу», врунишку «выводят на чистую воду». Подобные словесные выкрутасы легко доступны нашему пониманию только потому, что за правильным осмыслением речи стоит огромная, но пока еще плохо изученная работа мозга, в том числе правого полушария, которая позволяет бегло схватывать суть информации, передаваемой нам с помощью звуковой или письменной речи.

У наших двойняшек разный принцип обработки поступающей к ним информации. Правое полушарие склонно вести одновременную обработку сложного сигнала, левое, напротив, особенно интересует последовательность сигналов. Неудивительно, что оно оказалось способным овладеть грамматикой языка, и его обязанностью является не только анализ звуковой стороны речевых сообщений, но и извлечение из нее смысловой информации. Для этого недостаточно знать, что обозначает каждое услышанное слово. Приходится каждую фразу рассматривать через призму универсальных языковых правил грамматики. Только после этого могут стать понятны взаимоотношения между словами.

Особенно важно усвоить значения некоторых слов, наиболее тесно связанных с грамматикой. Вот почему смысл предлогов «в», «из», «над», «под» и других в отличие от основного словаря хранится в левом полушарии. Возможно, правое полушарие способно справиться с такими словами, как «верх» и «низ», тем более что между словами «верх» и «вершина» есть определенное сходство, а значение слова «вершина» записано в правом полушарии, но понять смысл слов «под» и «над» оно не в состоянии.

Интересная особенность левого полушария – врожденное умение работать со знаковыми системами. Какую бы форму ни принимала человеческая речь, вернее, какими бы знаками ни кодировались ее слова, анализ и синтез их берет на себя левое полушарие. Это оно обрабатывает и анализирует зрительно воспринимаемые сообщения знаков пальцевой азбуки глухонемых и синтезирует ответную речь из таких же цепочек двигательных актов, являющихся буквенными знаками. Именно левое полушарие слепоглухонемых людей осуществляет анализ тактильных ощущений о знаках жестовой азбуки или вибрационных знаках, возникающих в гортани говорящего человека, и синтезирует цепочки двигательных актов ответной речи.

Следовательно, для левого полушария важен сам принцип использования знаков и не имеет значения способ их кодирования. Оно работает как опытный шифровальщик, легко переходя от одного кода к другому.

Насколько для развития интеллекта важна речь, позволяющая нашему мышлению перейти от конкретных образов, хранящихся в правом полушарии, к абстрактным понятиям, которыми оперирует левое полушарие, можно получить представление, сравнив уровень умственного развития слепоглухонемых детей, не прошедших школы специального обучения, с уровнем развития детей того же возраста, обучавшихся буквенной речи по специальной системе, впервые в мире разработанной в нашей стране выдающимся ученым И. Соколянским.

До работ Соколянского слепоглухие от рождения дети людьми, по существу, не становились. В них было слишком мало от человека, а их интеллект оставался на уровне животных. Своевременное раннее обучение пальцевой азбуке давало толчок для бурного развития интеллекта. В результате по темпам развития они практически не отставали от зрячих с хорошим слухом нормальных детей.

Трудно утверждать безапелляционно, но создается представление, что воспитанники специального интерната для слепоглухих детей, находящегося под Москвой, в конечном итоге достигают более высокого интеллектуального развития, чем воспитанники обычных интернатов. В числе бывших воспитанников этого маленького коллектива есть лица, имеющие высшее образование, ставшие учеными, получившие степень кандидата наук.

Интересно отметить, что созданная в интернате методика позволяет обучить слепоглухих детей грамматическому строю словесного языка всего за два, реже за три года. Она показала, что применяемая во всем мире методика обучения глухонемых, которых, казалось бы, обучать проще, недостаточно адекватна, так как при ее использовании процесс овладения грамматикой родного языка иногда растягивается на 10…12 лет.

Над осуществлением зрительных функций также совместно трудятся оба мозговых полушария. Изучение больных, подвергшихся операции перерезки мозолистого тела, показало, что каждое из полушарий, работая изолированно от другого, может опознать любой предмет, хотя правое в области зрительного восприятия, несомненно, талантливее своего соседа. Чем труднее в процессе запоминания и последующего опознания сложных фигур или цветных оттенков опереться на помощь речи, тем большую долю работы берет на себя правое полушарие.

Одна из важнейших особенностей зрения – способность узнавать изображение независимо от его размера, местоположения в пространстве и на сетчатке. В то же время и размер и местоположение рассматриваемого предмета для нас далеко не безразличны. Из информации, полученной с помощью зрения, каждое полушарие черпает сведения, интересные лишь ему.

Левое полушарие интересуется формой рассматриваемого предмета. Большой он или маленький, где находится и как расположен, не имеет для него специального значения и не мешает узнать рассматриваемый предмет. Мы одинаково легко узнаем человека стоящего, сидящего, лежащего или прыгнувшего с вышки в бассейн вниз головой. Видимо, в этом процессе львиную долю работы берет на себя левое полушарие.

Соседнее полушарие не удовлетворяется простой классификацией увиденного. Оно обращает пристальное внимание на все особенности рассматриваемого предмета: его размер, место, особенности расположения, в общем, заботится о самом подробном, конкретном описании всей информации, поставляемой глазом. Вникнуть в смысл письма – обязанности левого полушария, узнать по почерку писавшего – правого. Левополушарный человек этого сделать не может.

Особенности восприятия внешнего мира откладывают определенный отпечаток на многие функции полушарий, которые на первый взгляд с восприятием не связаны. Например, память в правом полушарии организована по типу «все или ничего». Если из образа, хранимого в правом полушарии, выпадают какие-то детали, то он теряет свою конкретность, разваливается. В левом полушарии память хранит обобщенную абстрагированную информацию. Любая абстракция, приближая нас к познанию абсолютной истины, в то же время отдаляет от конкретной действительности. Некоторое обеднение информацией лишь изменит степень абстракции, но не разрушит ее. Поэтому повреждения левого полушария вызывают более разнообразные по глубине нарушения памяти.

Наше правое полушарие – правдолюбец. Любая маленькая ложь исказит действительность, о точном отображении которой так заботится правое полушарие. Левое лгунишка. Оно не ляжет костьми, чтобы предупредить маленькую ложь. Ему ничего не стоит исказить действительность, ведь истина не бывает абсолютной. Она всегда относительна. Стоит ли быть принципиальным, если абсолютной истины все равно достичь невозможно.

В каждый образ как отдельный компонент входит и время его формирования. Без этого образы тоже теряли бы свою конкретность. Вот, видимо, почему правое полушарие обращено в прошлое, к тем отрезкам времени, когда формировались образы, и оперирует настоящим и прошлым временем. Другое дело – понятия. Не имеет никакого значения, когда они сформировались, и ‘ вполне естественно, что левое полушарие обращено в будущее и занято планированием, помимо текущей, еще и предполагаемой в последующем деятельности.

И так во всем. Любая функция выполняется в результате единства и борьбы противоположностей, обоюдных взаимных усилий обоих полушарий нашего мозга. Правое полушарие ориентируется в конкретной ситуации, а левое дает ей словесное описание, переводя в удобную для анализа и хранения форму, классифицирует и обобщает. Наконец, взаимодействие полушарий – крайне демократичный принцип взаиморегулирования. Трудно быть совершенно объективным в оценке собственной деятельности. Как говорится, со стороны виднее, и, если одно из полушарий недовольно трудом соседа, оно само может перевести его работу на нужный уровень, ослабить, чтобы силы не расходовались впустую, или, наоборот, подхлестнуть, заставить проявить все свои способности.

Зависимость гениальности от работы полушарий мозга

Итак, в левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом – конкретного образного мышления. Подобное разделение функций невольно заставляет вспоминать описанные в свое время И. Павловым чисто человеческие типы высшей нервной деятельности: мыслительный и художественный. Не связана ли принадлежность к какому-то из этих типов с преобладанием одной из форм мышления?

Такая связь совершенно очевидна. Однако некоторые наблюдения заставляют думать, что существуют не два, а, во всяком случае, четыре типа высшей нервной деятельности человека: адекватный, с избирательной доминантностью в соответствии с решаемой задачей; левополушарный или мыслительный тип с преобладанием левого полушария; правополушарный или художественный с преобладанием правого полушария и неадекватный тип с отсутствием выраженной доминантности.

Интересно, что среди детей 9…12 лет почти половина относится к неадекватному типу. Они во всех отношениях уступают представителям остальных типов. Среди взрослых количество представителей неадекватного типа резко сокращается. Выраженная асимметрия дает людям явные преимущества, но нужно помнить, что любая форма интеллектуальной деятельности требует обязательного участия обоих полушарий. Преобладания правого полушария недостаточно для того, чтобы стать художником или музыкантом. Нельзя достичь вершин мастерства, не обогатив себя огромным багажом знаний, получаемых с помощью слова, то есть благодаря действенной помощи левого полушария.

Не менее необходима помощь правого полушария для людей мыслительного типа, причем не только для архитекторов или конструкторов, где потребность в пространственном зрении особенно очевидна. Попробуем проанализировать необходимость взаимодействия полушарий мозга у деятелей науки – профессии, несомненно, требующей высокого развития абстрактного мышления.

В 1687 году И. Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения. Лукавый насмешник Ф. Аруэ, больше известный нам под псевдонимом Вольтер, утверждает, что на эту мысль Ньютона навело яблоко, упавшее к его ногам. Шутка, но в каждой шутке, несомненно, есть и доля истины. Именно из таких образных восприятий окружающей действительности, переработанных и осмысленных левым полушарием, и рождаются всемирные законы.

Правда, здравый смысл, который достаточно успешно обслуживал развитие науки до начала XX века, в наши дни не всегда может стать надежной опорой. Поток научных знаний растет в первую очередь за счет расширения наших представлений о явлениях, недоступных органам чувств, таких, как магнетизм, электричество, радиация, строение атома и т.д. Особенно быстро увеличивается объем знаний, противоречащих нашей привычной логике и обыденным житейским представлениям. Мы привыкли жить в трехмерном мире, а он, оказывается, может быть четырех-пятимерным. Нам привычна постоянная скорость течения времени, а физика преподносит теорию относительности. Мы узнаем, что вопреки логике элементарная частица может быть одновременно и волной. Возможно, современному ученому, витающему в высоких абстрактных сферах, правое полушарие ни к чему?

Ничуть не бывало! Если большинство простых смертных действительно думает с помощью слов, то для ученых это не всегда характерно. Большинство выдающихся математиков нашего века мыслило зрительными, реже – двигательными образами. Ж. Адамар перекодировал задачи в систему точек и пятен неопределенной формы, а затем оперировал этими символами, расстояниями между ними, свободными пространствами. Только на заключительном этапе исследования начинали использоваться математические знаки, а перекодирование зрительных образов в слова осуществлялось лишь в процессе подготовки открытия к опубликованию.

Точно так же работал А. Эйнштейн. Он и другой великий физик, Н. Бор, с большим отставанием от средней нормы овладели в детстве устной, а затем и письменной речью. Это способствовало большему развитию правого полушария, созданию им особых систем знаков внутренней речи, впоследствии использованных в процессе творческой деятельности, полностью защищенной от вмешательства скептически настроенного левого соседа с его словесным мышлением и логикой традиционного здравого смысла, что в конечном итоге и сделало их выдающимися учеными.

Чтобы творчески осмыслить проблему, одного логического аппарата недостаточно. Необходима интуиция, а это важнейшая функция правого полушария. Левое полушарие выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, но если для ее решения их недостаточно, оно бессильно. Правое полушарие схватывает проблему в целом. Оно легко образует различные ассоциации и с большой скоростью осуществляет их перебор. Это помогает правому полушарию разобраться в ситуации и высказать гипотезу, сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.

Правое полушарие – сфера бессознательного. Мыслительные операции осуществляются в правом полушарии скрытно и независимо от левого, и оно знакомится лишь с окончательным результатом этой работы. Вот почему левое полушарие, командующее всем и вся, не может вмешаться в эту скрытную работу и погубить на корню начинающую зарождаться идею, показавшуюся ему неожиданной и парадоксальной.

Когда левое полушарие занято какой-то проблемой, оно требует помощи всего мозга. Одновременно с этой творческой работой мыслительного полушария могут осуществляться только автоматизированные, хорошо заученные процессы: неторопливая ходьба, работа на конвейере, управление автомобилем, у музыкально одаренных людей – игра на музыкальном инструменте. Такая деятельность создает сосредоточенность, помогая мыслительным процессам. Помните знаменитую скрипку Шерлок Холмса, помогавшую ему обдумывать трудные проблемы?

Правое полушарие помехоустойчиво, оно способно работать в любой обстановке и действительно трудится не покладая рук и когда его левый собрат занят весьма квалифицированной работой, и когда он отдыхает, и во время нашего сна. Работа правого полушария ничему не мешает, не отвлекает наш мозг от других дел.

Озарение, которое может к нам придти и во сне, и когда наш мозг занят совершенно другой работой, – результат творчества правого полушария.

Может быть, мы зря назвали мыслителем его собрата? Нет, ошибки не произошло. Само по себе правое полушарие не творец. Чтобы добиться чего-то путного, ему необходим внешний стимул. Это обязанность левого полушария. Оно формулирует задачу, над которой предстоит работать правому полушарию. Затем беспечное, неунывающее, восторженное левое полушарие время от времени снабжает его необходимым запасом энергии, хорошего настроения, необоснованной, но так необходимой уверенностью в конечном успехе, а когда задача будет выполнена, привлекает весь свой логический аппарат, чтобы проанализировать предположение молчаливого труженика.

Тут опять не обойтись без нашего тунеядца. Именно оно, с его мрачным, скептическим подходом, с его постоянными опасениями заставляет левое полушарие не забываться от радости, не парить в облаках, не принять впопыхах осколок бутылочного стекла за бриллиант, а самым скрупулезным образом осмыслить возникшую идею и дать окончательное заключение о ее пригодности. Таким образом, вклад правого полушария в мыслительную деятельность может быть ничуть не меньше, чем левого, особенно для ученого, исследующего космические процессы или погруженного в микромир.»

ИСТОЧНИК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *