Почему болеют дети? Психосоматика детских заболеваний
В этой статье я хочу поделиться своими наблюдениями, историями из собственного опыта, данными научных исследований на тему детских психосоматических заболеваний для того, чтобы вы, уважаемые мои читатели, нашли ответы на так волнующий всех вопрос “почему болеют дети?”. Ведь дети и здоровье – две огромные драгоценности в нашей жизни, так важно понять, от чего зависит здоровье ребенка и приложить все усилия для его сохранения.
Очень часто в ответ на жалобы молодой мамы о том, что ребенок уже третий раз за сезон болеет простудой, можно услышать такие фразы, как «все дети болеют», «перерастет», «надо кутать, а то вы, молодежь, сами раздетые, и детей не одеваете» и т.д. Так ли это на самом деле, имеют ли место быть такие установки общества в реальности?
Да, то, что все дети болеют – это факт. Но частота, серьезность и характер заболеваний зависят от множества разных факторов. Основные факторы – это психоэмоциональное состояние матери и психологическая атмосфера в семье или так называемый психологический климат. Если эти два момента оставляют желать лучшего, если мама не умеет сама экологично проживать свои эмоции, если родители не научились слушать и слышать друг друга, даже если открытых конфликтов нет, как таковых, то вероятность возникновения у детей психосоматических заболеваний возрастает в несколько раз.
Почему болеют дети: по данным исследований…
По данным Всемирной организации здравоохранения около 40 % всех заболеваний имеют психосоматическую природу. А у детей этот процент намного выше, так как в среднем до 3 лет они полностью находятся в поле матери, а выходят из него совсем только к 24-25 годам, то есть присутствует очень сильная эмоциональная, энергетическая и психологическая связь матери и ребенка, а если ребенок остается жить с родителями, то эта связь остается еще на долгие годы, здесь и кроется частично ответ на вопрос, почему болеют дети.
В современном обществе уже доказано многочисленными исследованиями и общеизвестно, что родительская, в частности, материнская любовь – это залог крепкого здоровья, адекватной самооценки, успешного построения партнерских и семейных отношений.
Хочу рассказать Вам об одном интересном психологическом исследовании, проведенном в Соединенных Штатах Америки. Цель его заключалась в том, чтобы выяснить, насколько здоровье человека зависит от его личной удовлетворённости отношений с родителями. Студентам различных учебных заведений предлагали ответить всего на один простой вопрос «Считают ли они, по их внутренним ощущениям, любят их родители или нет?». Спустя 35 лет экспериментаторы нашли всех опрошенных студентов и встретились с ними, попросив заполнить анкеты с вопросами
касательно их здоровья. В итоге оказалось, что среди тех людей, которые были внутренне удовлетворены родительской любовью, болевшими различного рода заболеваниями было около 25%.
Среди тех, кто по итогам первичного опроса был не удовлетворён родительской любовью, болеющих было 87%.
А среди тех, кто в юношестве ответил, что чувствуют любовь только одного родителя, уровень заболеваний был около 50%.
Согласитесь, очень интересные выводы, которые заставляют задуматься, особенно когда в очередной раз хочется отругать капризничающего ребенка вместо того, чтобы уделить так необходимое ему в эти моменты внимание и показать свою родительскую любовь и поддержку?
Материнская любовь обладает огромной силой, как разрушающей, так и созидающей
Обычно подразумевается, что мать обожает своего ребёнка, она в нем души не чает. В связи с этим во многих источниках упоминают про безусловную материнскую любовь. Как выяснилось в процессе научных исследований, когда человек испытывает любовь, угнетается работа тех отделов мозга, которые отвечают за критику и активизируют отрицательные чувства. Когда женщина с нежностью любуется на ее любимого карапуза, в теле вырабатывается дофамин (этот гормон отвечает за ощущение эйфории), а в мозгу активизируются участки, которые отвечают за чувство удовольствия. Потребность в любви — базовая потребность абсолютно всех людей. Но, к сожалению, так случается, что мама по определенным причинам не может так относиться к своему малышу, не может дать ему безусловное принятие и любовь.
Оказывается, когда человек действительно получает или только чувствует отказ в любви или другими словами
Детская психосоматика: почему болеют наши дети?
Тэги: психосоматика
В аптеке то и дело слышишь: «Одно разорение на лекарствах, каждый месяц ребенок болеет, только в садик пошел, а уже разорение!» И это один взгляд на проблему. Вполне реальный: здоровый ребенок сталкивается с вирусами в детском коллективе, организм не может их побороть и заболевает. Хотя… Заболевает не каждый ребенок. Может, малыш просто подсознательно готов заболеть, чтобы остаться дома с мамой? Почему же болеют наши дети? Портал ННмама.ру спросил гештальт-терапевта, специалиста в области семейных проблем, психосоматических расстройств Центра психологической помощи «Отражение» Илону Фомину.
Отвергнутая девочка
Илона Фомина предлагает на простом примере рассмотреть, как рождаются детские страхи и болезни. Вы удивитесь, но «родитель» у них один. Просто сам ребенок в какой-то момент выбирает, какую реакцию он сделает ключевой на окружающую его обстановку: страх или болезнь.
Пример №1:
В семье растет ребенок – девочка пяти лет. У мамы с папой рождается малыш. Понятно, что мама эмоционально перегружена, а старшему ребенку не хватает внимания и заботы. И вот девочка подходит к маме и говорит: «Поиграй со мной!». А мама отвечает: «Отстань, у меня нет времени. Ты не видишь, я говорю с подругой по телефону?!». Дочка продолжает крутиться рядом, смотрит в глаза, дергает за юбку, а мама не обращает внимание. Девочка опять: «Пойдем играть?». А мама раздражается и говорит: «Иди сама играй!».
И вот эта пятилетняя девочка в состоянии злости кричит маме: «Я тебя ненавижу!» Ну, или любые другие болезненные для любой мамы слова. Женщина в растерянности и испуге думает: «Боже мой, какого монстра я воспитываю!» А дочке говорит: «Закрой рот сейчас же, чтобы я больше таких слов не слышала!» Тут из комнаты выходит папа и подливает масла в огонь: «Ты наказана за такие слова!»
В итоге наша девочка оказывается в очень сложной ситуации. Она не знает, как выразить злость, ведь пятилетний ребенок еще не умеет говорить: «Мама, я понимаю, что ты занята, но я злюсь на то, что ты меня отвергаешь». Ребенок не может видеть мир целостно. К слову, и многие взрослые склонны видеть либо черное, либо белое.
Она оказывается в ситуации, когда рядом нет ни одного доброго человека, например, бабушки с пирогами или того же папы, который поймет ее злость и научит её выражать. Она никак не может понять, что ей делать с болью и одиночеством.
Страх или болезнь?
Что ей дальше делать? Есть два варианта развития событий.
1. Первый вариант развития событий. Девочка понимает, что злиться нельзя, что на это у нее стоит запрет, и, если она будет злость показывать, то будет наказана и дополнительно отвергнута матерью. Она проецирует эту «злостную часть» на собаку (или мультяшного героя, монстра, темноту, высоту) и выстраивает между собой и страхом жесткую границу, чтобы не общаться со своей отвергнутой частью. И говорит: «Ой, эта собака злая, ненавистная, кусачая!» Так формируется страх. И она начинает эту собаку бояться, а фактически она боится злости внутри себя, боится эту злость и нужду выражать в отношениях. С одной стороны, она везде будет этих собак видеть, чтобы наконец-то завершить ситуацию. А с другой, — выстраивать очень жесткие границы и говорить: «Я не пойду к собаке, она плохая!». Фактически, она никак не хочет встретиться со своей злостью и это лучшее, что придумал ребенок чтобы остаться в отношениях с родителями.
2. Второй вариант развития событий. Образуется болезнь. Ребенок в этой точке берет и проецирует эту энергию на свое тело, зажимая грудную клетку. Почему? В том момент, когда мама кричит: «Закрой рот сейчас же!» И выбегает папа… Ей хочется разрыдаться от отчаяния. Она настолько в своей нужде отвергнута, что у нее внутри очень много слез. У нее идет энергия рыдания, боли, крика. Но одновременно мама с папой ее остановили. И вот представьте, в грудной клетке есть желание прокричаться, до конца высказать свою боль: «Вы на меня не обращаете внимание, посмотрите на меня!» И начать рыдать. А с другой стороны – есть остановка. Вот вам готовый асматический приступ.
Илона Фомина уточняет, что такое сдерживаемое телесное состояние должно закрепиться. Разовая ситуация, конечно, к астме не приведет. Но, если из раза в раз повторяется одно и то же и в семье есть запрет на выражение злости, то такая участь вполне вероятно может ждать ребенка.
Главное, что любой симптом – приглашение к отношениям. Болезнь – это творческое приспособление как раз для того, чтобы остаться в и сохранить мир в семье.
В чем здесь ловушка? Наше тело устроено так, что каждая часть тела отвечает за разные чувства. Симптом у ребенка возникает, чтобы дорогие ему отношения сохранить. Наша девочка развила астму именно потому, что она любит маму и папу, и хочет с ними остаться, ну и просто зависима от них. Поэтому она формирует симптом, который удовлетворяет и останавливает обе потребности, оба чувства: и злость, и радость. А в основе лежит боль одиночества и неподдержанности переживаний.
Симптомы и последствия
- Болят руки. Если у нас есть зажим в руках, они болят и плохо двигаются, мы не можем ни обнять человека, ни оттолкнуть. Психотерапевты работают не только над тем, что «я не могу тебя обнять», но и над «я не могу тебя оттолкнуть».
- Зажим в челюсти при неврозах. Мы не можете ни улыбаться, ни целоваться, ни выражать злость.
- Болят уши. Отит в ухе и ребенок плохо слышит. Это: «Я не хочу тебя слышать!» И одновременно «Подойди поближе ко мне, и скажи мне на ухо!»
В любом симптоме, какую часть тела не возьмете, есть два разных амбивалентных переживания: любовь и злость, радость и грусть. И всегда он удовлетворяет две потребности. Он нужен, чтобы сохранить отношения. Как у женщин образуется мигрень?
Пример №2
Вы живете с мужем, любите его, хотите, чтобы он вам дарил цветы, а он не дарит. И вы на него обижены, что он не делает то, что вам нужно. Он подходит к вам и говорит: «Пошли спать. А вы: «Ой, я не могу, у меня голова болит». Вы не можете ему прямо сказать, что я не хочу тебя, потому что я на тебя обижена». Почему? Потому что вы не хотите скандала, конфликта. У вас есть и другие чувства помимо обиды: вам муж дорог, вы его любите и хотите с ним жить. Вот вы взяли и организовали спазм в голове. И удовлетворили обе потребности: вы и остались с ним в кровати, и его отвергли.
В этом тонкость работы, чтобы понять, какие же разные чувства скрыты за симптомом.
Получается, что родители бегают за таблеткой. Таскают ребенка по врачам, пичкают таблетками, а психосоматика, тем временем, развивается. Один симптом переходит в другой.
Советы родителям
- Задумайтесь, чего не хватает в отношениях между вами и ребенком, чтобы он мог смело выражать разные чувства. Это работа над доверием, над опорой, над безопасностью.
- Если вы накричали на ребенка, остановитесь, подойдите и извинитесь. Мама, в первую очередь, должна уметь выражать свои чувства и осознавать, что с ней происходит: «Я люблю тебя, но я устала и поиграю с тобой в следующий раз. Хорошо?» И она должна научить этому ребенка.
- Будьте рядом с больным местом телесно. Закашлял ребенок? Сядьте рядом с ним, положите руку на больное место, спросите, как болит, что болит, почему болит? Пусть малыш попробует вам объяснить.
- Учитесь быть вместе с переживаниями. Любая остановка переживаний приводит к психосоматике. Не останавливайте свои переживания и не останавливайте переживания ребенка.
Ребенок получил двойку? Не «Тупица, вот Ваня получил пятерку, а ты – двойку!» А спросить: «Тебе грустно? Ты расстроен? Почему такое случилось?» Нужно учиться говорить на языке чувств.
Часто видишь, когда отдают ребенка в садик, он плачет и кричит. А мама обещает ему купить игрушку, сладости – третьего в отношениях, утешителя. Вместо того, чтобы сесть на корточки, посмотреть в глаза, прожить расставание вместе. Когда мы останавливаем переживание, мы образуем зажим в теле – магнит для всех болячек.
ПАМЯТКА для ребенка
ЕСЛИ ТЫ ЗАБОЛЕВАЕШЬ ИЛИ УЖЕ ЗАБОЛЕЛ.
- ЧУВСТВУЙ НОГИ, ЧУВСТВУЙ ОПОРУ. ПО ВОЗМОЖНОСТИ ЛЯГ НА ПОВЕРХНОСТЬ, ДЫШИ.
- ВСПОМНИ ТЕХ, КТО, КАК ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ, ТЕБЯ ЛЮБИТ, УСЛЫШЬ ИХ В СВОЕМ СЕРДЦЕ.
- ПОДОЙДИ К РОДИТЕЛЯМ, ПОСМОТРИ ИМ В ГЛАЗА И ПОПРОСИ, ЧТОБЫ ОНИ СКАЗАЛИ ТЕБЕ ДОБРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ СЛОВА.
- ВОЗМИ РУКУ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ТЕБЯ ЛЮБИТ, И ПОЛОЖИ НА ТО МЕСТО, КОТОРОЕ БОЛИТ, РАССКАЖИ ЕМУ О СВОЕМ СОСТОЯНИИ.
- ДОГОВОРИСЬ СО СВОИМ ТЕЛОМ И СПРОСИ БОЛЬНОЕ МЕСТО, ЧТО ЕМУ НУЖНО, ПОПРОСИ ЭТО У ОКРУЖАЮЩИХ.
- ОСМОТРИСЬ ВОКРУГ СЕБЯ, МОЖЕТ МИР НЕ ОПАСЕН И НЕ ВРАЖДЕБЕН, НАЙДИ ТО,ЧТО ТЕБЕ НРАВИТСЯ И ПОДДЕРЖИВАЕТ.
МЫ ЖЕЛАЕМ ТЕБЕ СЧАСТЬЯ И ЗДОРОВЬЯ,
ПОЖЕЛАЙ СЕБЕ ТОГО ЖЕ.
Тэги: психосоматика
Возврат к списку
Почему болеют дети? Психосоматические причины детских болезней
Содержание:
Болезнь как способ получить внимание и любовь
Реакция на травмирующие события
Результат подавленных негативных эмоций
Побочный эффект системы воспитания
Возможность отдыха без чувства вины
Влияние негативных родительских установок
Вирусы, инфекции, слабый иммунитет – не единственные причины болезней. Особенно если ребенок не вылезает из кабинетов врачей, болеет с завидной регулярностью и именно в те моменты, когда в семейных отношениях наступает кризис. Как победить болезнь раз и навсегда? Предлагаем подойти к проблеме комплексно, применяя не только дорогостоящие витамины и пилюли, но также и психологические уловки, которые помогут отыскать неудовлетворенные потребности всех членов семьи и восстановить гармоничную атмосферу в доме.
Почему болеют дети?
На тонком плане заболевание ребенка – это способ его общения с родителями, которые до этого момента не хотели или не могли его услышать. Астма, бронхит, простуда, мигрени, кожные инфекции и заболевания ЖКТ – все это сигналы о помощи, что заставляют взрослых забыть предыдущие конфликты и сосредоточиться на главном – семье, супружеских отношениях. Это лакмусовая бумажка, которая показывает, как важно оставить эгоизм за дверью и объединить усилия, учиться заново любить друг друга. О чем еще сигнализируют детские болезни?
Почему заболел ребенок – 6 психосоматических причин
Болезнь как способ получить внимание и любовь
Когда родители с головой уходят в работу, социальные достижения, устройство карьеры, они забывают о ребенке – общении, играх, внимании к нему. В итоге тому ничего не остается, как начать вести себя плохо, саботировать обязательства, нарываться на ремень. Негативное внимание – тоже внимание. Но если и это не срабатывает, то ребенок серьезно и надолго заболевает, пока родители не возвращаются к своим прямым обязательствам. Тогда кому-то приходится брать больничный, покупать вкусные фрукты, готовить его любимые блюда, заботиться, читать ему сказки. Пусть через боль, но чадо получает дозу родительской ласки, напитывается ею и выздоравливает. До очередного такого срыва.
Реакция на травмирующие события
Иногда психика ребенка не справляется с навалившимся на нее стрессом в связи с переездом, сменой места учебы, разводом родителей, смертью близкого или жестоким обращением со стороны взрослых. Семейная система находится в дисбалансе, ребенок выпадает из привычной колеи жизни, получает серьезную психологическую травму, с которой не может справиться – и его тело дает сбой. Особенно опасно, если родители сами нагнетают обстановку, делая чадо виновником своих бед, вынуждая его быть арбитром в супружеских конфликтах. Единственная возможность уйти из этой ситуации – заболеть, тем самым заново сплотив семью.
Результат подавленных негативных эмоций
Еще одна ошибка в воспитании – это попытка сделать ребенка удобным и послушным. Когда родители запрещают чаду выражать недовольство, гнев или раздражение. Когда внушают ему опасные установки: «мальчишки не плачут», «ты уже взрослый, чтобы бояться монстров», «хватить меня позорить». В таком случае взрослые подавляют личность ребенка, его естественные эмоции и желания, запрещают ему быть собой, внушают чувство стыда и вины. Но хуже всего, когда мама и папа вообще отрицают эмоции отпрыска: «Хватит врать, этого не было!» «Перестань плакать, тебе показалось». Конечно, стресс накапливается и прорывается наружу в виде болезней и нервных срывов.
Побочный эффект системы воспитания
Также родители могут быть излишне авторитарными, не учитывать способности своего ребенка, не считаться с его мнением: должен слушаться старших, и точка! Они могут постоянно конфликтовать друг с другом, давать противоречивые указания, когда мама говорит одно, а папа – другое, отменяя принятые ранее решения или на ходу выдумывая новые правила игры. В такой системе трудно ориентироваться, ребенок постоянно напряжен, не знает, кого ему слушать, как себя вести, на что рассчитывать? У него рождается внутренний конфликт, сопротивление родительскому волюнтаризму, что выливается в болезнь. Кто знает, может, хотя бы в таком положении родители смягчатся и договорятся о своих методах воспитания?
Возможность отдыха без чувства вины
В попытке вырастить вундеркинда родители часто записывают чадо на десятки кружков, водят по репетиторам, изучают по три языка, а в свободное от учебы время заставляют помогать по дому, копать грядки в деревне или ухаживать за престарелой бабушкой. Ясное дело, силы ребенка не рассчитаны на такое количество обязательств, ему нужен отдых, время для себя и общения с друзьями, на что родители реагируют типичными оскорблениями: «неблагодарный лентяй», «ты обязан помогать матери», «не для того мы тебя растили». Болезнь в этой системе – единственная лазейка, которая позволяет отдохнуть, не чувствуя себя виноватым. Особенно если отпрыску пришлось слишком долго быть сильным. Он имеет право не пойти в школу, не заботиться о младших братьях, не насиловать себя уроками сольфеджио, о которых мечтала его мать.
Влияние негативных родительских установок
Родители, которые уверены в том, что ребенку досталась дурная наследственность, обязательно ее найдут. Если бабушка то и дело вздыхает, какой слабенький и хиленький у нее внучек, как легко ему заболеть, не надев на ноги носочки – конечно, он впитает ее страхи и реализует программу. Так утроена детская психика – подстраиваться под запросы окружения. Мама устала на работе? Он ненароком сломает руку и подарит ей заслуженный больничный. Папа не хочет ехать в командировку – дите сляжет с температурой и даст повод отцу остаться дома. Это не карма, просто дети чувствительны к эмоциям и потребностям родителей, поэтому все берут на себя.
Вот почему так важно осознанно подходить к своей жизни. Любить ребенка, разговаривать с ним, давать ему возможность выражать себя. Родители на личном примере должны показывать, как важно слышать свои потребности, реализовывать желания, оставаться в контакте со своей душой. Только тогда ваше тело перестанет быть громоотводом. Здоровья вам и вашим детям!
Психосоматика у детей. Почему ребенок болеет?
«Семейные аномалии» Марк Сандомирский
журнал Наша Психология (Психология на каждый день), № 4 (49) Апрель 2011
Бывает, что ребенок «не вылезает» из болезней. У педиатров есть даже термин «ЧДБ» – часто и длительно болеющие дети, когда после одной простуды ребенок подхватывает следующую, и этой веренице хворей не видно конца. Несмотря на самоотверженные усилия родителей, долгие хождения по врачам, множество утомительных для ребенка обследований и пригоршни лекарств, «впихивание» которых в сопротивляющееся чадо становится испытанием для родительского терпения, проблемы не отступают и тянутся порой годами.
В чем причина? Подобные детские болезни относятся к психосоматическим, то есть имеют двойственную природу: и телесно-физиологическую, и душевную. И для того, чтобы полноценно восстановить здоровье ребенка, нужно убрать обе причины болезни! Если с телесными причинами борются врачи, то в устранении причин душевных необходима помощь психологов. Первое, чем они могут помочь, – научить родителей, особенно маму, выполнять со своим чадом специальную оздоровительную «зарядку». Сюда входят различные игровые упражнения: «успокоительное» дыхание животом, «игра» с телесными ощущениями для разрядки эмоций, «сброс» стрессового напряжения мышц. Это – своего рода программа-минимум для психологического оздоровления ребенка. Но порой перед родителями встает еще и дополнительная «обратная» задача: что необходимо перестать делать, чтобы ребенок, в свою очередь, прекратил болеть. Ибо то, что делают некоторые мамы и папы, буквально заставляет их детей страдать, в том числе хроническими заболеваниями. Выходит, что дети болеют… из-за родителей, хотя последние этого и не осознают.
Виноваты ли в таких случаях «несознательные» родители? В ответе на этот вопрос скрыта проблема двойственности, противоречий между разумом и чувствами, между сознанием и подсознанием. Мнимым решением этих противоречий и оказывается болезнь.
Помните замечательную фразу из кинофильма «Берегись автомобиля»: «Деточкин, конечно, виноват… но он не виноват?». Так получается, когда намерения человека изначально позитивны, но результат его действий, увы, оказывается плачевным. То же самое может происходить и с родителями, когда их поведение приводит к детским болезням, – вот только сами они этой причинной связи не осознают. Ибо действуют, как им кажется, из лучших побуждений, заботясь о благе своих отпрысков.
Как именно это происходит? Существует ряд эмоциональных «ловушек», которые заставляют ребенка болеть.
1. ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
В этом случае симптом болезни становится для ребенка либо оправданием отказа выполнять требования старших, либо разрешением для преодоления родительских запретов. Это отражение семейного педагогического сценария «все позволено», когда родительская жалость, увы, обращается во вред ребенку – он привыкает болеть и подсознательно к этому стремится. Проще говоря, то, что для взрослых представляет собой жалость к ребенку, – для него самого становится поощрением болезни. Психологическое «лекарство» – разумная требовательность родителей, формирование семейных правил поведения, понятных ребенку и обязательных для выполнения.
2. ЩИТ
Порой недуг ребенка служит «живым щитом», за которым родственники ищут спасения от семейных конфликтов («Как вы можете… когда ребенок болеет!»). Это та же индульгенция, только уже не для детей, а для родителей. Тут хворь становится для ребенка подсознательно желанной: ведь когда он болеет, в семье временно воцаряется хрупкий мир.
Сюда же добавляется детский механизм самонаказания, или невротической вины. Ведь маленький ребенок из-за наивного эгоцентризма принимает на свой счет все, что происходит вокруг. Ему непонятны причины взрослых конфликтов, и когда родители недовольны друг другом, ребенок может считать себя виновником: он «плохой», они ссорятся из-за него! То, что для взрослых семейный скандал, – для ребенка болезнь. Психологический «рецепт» прост: чтобы ребенок перестал болеть, старшие члены семьи должны наладить отношения друг с другом. Категорически нельзя допускать, чтобы дети становились свидетелями, и тем более участниками родительских ссор.
3. ДВОЙНАЯ ВЫГОДА
Нередко ребенок использует нездоровье как способ не отпускать маму от себя: и самому не ходить в садик, и при этом мама останется с ним дома – две «выгоды» сразу!
Такая «двойная индульгенция» может возникать и по инициативе родителей – конечно, не высказанной напрямую, а подсознательной. Например, если мама не заинтересована в своей работе и предпочла бы вместо нее находиться дома с ребенком, то он начинает чаще болеть, улавливая это скрытое желание.
4. ЗЕРКАЛО
Мамы часто говорят: «У нас такая-то болезнь», – не задумываясь об истинном значении этих слов. На самом деле недуг ребенка часто представляет собой болезнь «на двоих». Мама переживает за ребенка, а он, как «зеркало», отражает ее внутреннее состояние. Ведь малыш воспринимает маму и себя как одно целое. Когда она погружена в тяжелые душевные переживания, даже если и старается внешне этого не показывать, то ребенок «заражается» негативными чувствами, способными стать для него причиной нездоровья. Ибо то, что для взрослых – обычный эмоциональный стресс, для ребенка – прямой вред для здоровья. Ведь он еще не умеет справляться с эмоциями, вот и они превращаются в симптомы недуга, чаще всего болезней органов дыхания, пищеварения и аллергических расстройств.
В этой ситуации сначала нужно помочь родителям, в первую очередь маме, преодолеть собственные эмоциональные трудности.