Пространство монтессори – Методика Монтессори| Сообщество родителей, педагогов и сторонников метода М. Монтессори| Развитие по Монтессори — счастливое детство наших детей

Содержание

Педагогика Монтессори — Википедия

Подготовленная среда Монтессори-класса

Педагогика Монтессори, также система Монтессори или метод Монтессори — педагогическая система, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори. Система Монтессори основана на идеях сво­бод­но­го вос­пи­та­ния и находится в русле гуманистической педагогики, важное место уделено сенсорному воспитанию (развитию органов чувств) при помощи дидактических занятий и специально организованной среды.[1][2].

Основными принципами системы являются: самостоятельность ребёнка; свобода в установленных границах; естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка.

Выделяют следующие ключевые характеристики метода Монтессори:[3]

  • Разновозрастные группы, при этом наиболее распространены группы возраста от 3 до 6 лет.
  • Учащиеся самостоятельно выбирают занятие из имеющихся в среде вариантов.
  • Модель «обучение через открытия», где учащиеся изучают понятия путём работы с материалами, а не из объяснений учителя.
  • Свобода передвижений по классу.
  • Специализированные образовательные материалы, разработанные Марией Монтессори.
  • Непрерывные циклы работы, обычно длящиеся три часа.
  • Специально подготовленный Монтессори-педагог.

Для школ Монтессори характерно отсутствие экзаменов и оценок (некоторые современные средние школы Монтессори используют оценки), поощряется совместное обсуждение задач[4].

В системе Монтессори задачей педагога является опосредованное руководство, обучение должно осуществляется на основе автодидактизма (самообучения), для того чтобы взрослые не навязывали детям собственные установки и не тормозили этим их естественное развитие. В качестве базы рассматривается упражнение моторных навыков и активности ребенка; задача приобретения знаний является попутной.[5]

Свобода и спонтанная активность ребёнка[править | править код]

Активность ребёнка в Монтессори-классе

С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.

В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

Поскольку каждый ребёнок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребёнка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребёнка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребёнку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.

Монтессори использовала несколько понятий, чтобы описать работу ребёнка, в том числе, впитывающее сознание, сензитивные периоды, нормализация.

Монтессори заметила у детей от трёх до шести лет психологическое состояние, которое она назвала «нормализация». Нормализация начинается с фокусирования внимания детей на какой-то деятельности, направленной на их развитие, и характеризуется способностью концентрироваться, а также «спонтанной дисциплиной, способностью продолжительно и радостно трудиться, стремлением помочь другим и способностью сочувствовать»[6].

Подготовленная среда[править | править код]

Подготовленная среда Монтессори-класса
Счётные шнурки. Учебный материал системы Монтессори

Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться независимым от него. Поэтому оборудование в доме или школе должно соответствовать росту, пропорциям и возрасту ребёнка.[7]

Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Дети должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в детских садах по методу Монтессори даже используется хрупкий фарфор: дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность.

Планировка Монтессори-класса должна отвечать определённым критериям. Основная цель — обеспечить условия для сосредоточенной работы и развития самостоятельности детей. Помещение должно быть просторным, светлым, выдержанным в спокойных цветах. В Монтессори-классе обязательно должен быть доступ к воде. Раковины должны быть в зоне доступа ребёнка, унитазы — на доступной для ребёнка высоте либо оснащены подставками. В классе Монтессори на доступной для ребёнка высоте всегда присутствуют комнатные растения, чтобы дети могли ухаживать за ними.[8]

Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своём окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

Роль взрослого в педагогике Монтессори[править | править код]

Подготовленная среда Монтессори-класса
Роль педагога в Монтессори-группе

В отношении того, что должен делать учитель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определённое, но требование не делать чего-то определённого, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители — не творцы ребёнка, что ребёнок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители — помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребёнка от момента его рождения». Этим она формулирует своё четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям. Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке и его будущем.

Впитывающий разум[править | править код]

Впитывающий разум (в терминологии педагогики Монтессори) — это способность детей без усилий впитывать своё непосредственное окружение: культуру, язык, привычки, обычаи, жизненные установки. Этот феномен, открытый в ходе многочисленных наблюдений, Монтессори объясняет особым типом психики и ментальности, присущим ребёнку.

Взрослые приобретают знания посредством сознательного обучения, в то время как ребёнок неосознанно впитывает знания вместе с впечатлениями из окружающей среды. Такой тип восприятия характерен для ребёнка вплоть до определённого возраста, с точки зрения Монтессори, до шести лет. Восприятие ребёнка отличается тем, что впечатления «не только проникают в сознание, но и формируют его»[7]. Через понятие впитывающего разума в методе Монтессори обосновывается важность первых лет жизни в развитии человека. Задача взрослых в этот период — создать специально подготовленную среду, во взаимодействии с которой ребёнок сможет эффективно развиваться и обучаться, используя возможности впитывающего разума, которым он обладает.

В книге «Впитывающий разум ребёнка»[6] М.Монтессори подробно рассмотрела вопрос об умственных способностях ребёнка, которые позволяют ему в течение всего нескольких лет без наставников, без помощи со стороны системы образования, более того, даже будучи оставленным без внимания, а зачастую и испытывающим противодействие со стороны окружающей среды, создать и упрочить в себе все характерные особенности, присущие личности человека. Эта книга была написана по материалам лекций Монтессори, прочитанных ею в Ахмадабаде (Индия) во время первого обучающего курса, посвящённого изложению положений её педагогической методики. В своей книге Монтессори не только описывает феномен впитывающего разума, но и указывает на ответственность, которую несут за него взрослые, раскрывает практическую важность «образования с рождения».

Сензитивные периоды[править | править код]

Сензитивный период — одно из фундаментальных понятий, лежащих в основе педагогической системы Монтессори. Понятие о сензитивных периодах гласит, что ребёнок в процессе своего развития, в отличие от взрослого, находится в состоянии постоянных, интенсивных преобразований.

Термин «сензитивный период» введён в обращение Хьюго де Фризом, голландским биологом, который описывал проведённые им исследования развития живых организмов. Смысл сензитивных периодов в том, что есть связь между тем, в какой среде находится организм в период своего бурного роста и развития, и конечным результатом этого развития. Очень хорошо объясняет это понятие пример жизни бабочки Porthesia, которая откладывает яйца на кору дерева. Личинки гусениц этой бабочки обладают одной особенностью: они очень чувствительны к свету. Именно поэтому они добираются до верхних ветвей дерева, где самые молодые и нежные листочки. Такая пища идеально подходит для молодых гусениц. Но когда гусеницы подрастают, они теряют такую особую чувствительность к свету и уже перемещаются по всему дереву, что благоприятно именно для этого этапа их развития, поскольку они уже могут использовать в пищу все листья дерева. Получается, что окончание этого сензитивного периода в жизни гусениц после того, как он отслужил своё, так же важно, как и его наличие в период более раннего развития.

Подготовленная среда Монтессори-класса Сензитивные периоды

Как установила доктор Монтессори, условия, которые являются исключительно благоприятными для развития в один период времени, могут быть ненужными и даже вредными в более поздний период. Ребенок, находясь в очередном сензитивном периоде, демонстрирует большую концентрацию внимания на определённом виде деятельности. Он становится очень терпеливым и трудолюбивым именно в этом деле и достигает в нём огромных успехов. В более позднее время такой концентрации уже не наблюдается.

Развивающие упражнения Монтессори были разработаны специально для того, чтобы соответствовать сензитивным периодам развития ребёнка.

В ранние годы ребёнок проходит сензитивный период изучения языка. Это самый лучший период для обучения речи, так как ребёнок может легко воспроизводить слышимые им слова на одном или двух языках одновременно. В пять — шесть с половиной лет ребёнок проходит ещё один период, в котором повышенный интерес у него вызывают именно написания слов.

За ним следует период, когда лучше всего изучать грамматику. Одним из самых интересных сензитивных периодов является сензитивный период порядка. В течение всего этого периода дети демонстрируют повышенный интерес к порядку вещей в пространстве и времени. Для детей особенно важно видеть вещи на привычных местах.

Существуют также периоды чувственного восприятия, когда ребёнок стремится узнать мир на ощупь, если возможно разобрать предмет, и период, связанный с религиозным развитием. Многие периоды накладываются друг на друга, одни длятся дольше других[9].

Стадии развития ребёнка[править | править код]

Подготовленная среда Монтессори-класса Стадии развития ребёнка: иллюстрация по книге Марии Монтессори «Дети другие»

Первый уровень развития детей, по мнению Марии Монтессори, длится от рождения до шести лет. В течение этого периода ребёнок проходит через значительные психологические и физические изменения. Во время этого периода ребёнка рассматривают как исследователя, который выполняет работу по развитию своей личности и приобретению независимости.

Второй уровень развития длится с 6 до 12 лет. В течение этого периода Монтессори отметила физические и психологические изменения у детей и разработала специальную среду в классе, уроки, и материалы, которые соответствовали бы этим новым изменениям. Среди физических изменений она отмечает потерю молочных зубов и равномерный рост ног и туловища. Среди психологических изменений наблюдается «стадный инстинкт», или иными словам тенденция работать и общаться в группах, а также развитие разума и воображения. По её мнению, главной задачей второго этапа является формирование у ребёнка интеллектуальной независимости и социальной организации.[10]

Третий уровень развития длится с 12 до 18 лет, включая подростковый возраст. Монтессори связывает третий уровень с половым созреванием, а также с некоторыми психологическими изменениями. Она отмечает психологическую нестабильность и трудности в концентрации этого возраста, а также творческие тенденции и развитие чувства справедливости и чувства собственного достоинства. Она использовала термин «валоризация», чтобы описать стремление подростков к получению внешней оценки. Монтессори считала, что основной задачей этого периода является поиск своего места в обществе.[7]

Четвёртый уровень развития длится с 18 до 24 лет. Монтессори написала сравнительно мало об этом периоде и не разработала специальную образовательную программу для этого возраста. Она считала, что дети, получившие Монтессори-образование на предыдущих уровнях развития, полностью готовы к изучению культуры и науки для того, чтобы стать лидерами. Монтессори также считала, что экономическая независимость в форме работы за деньги имеет решающее значение для этого возраста, и чувствовала, что ограничение обучения несколькими годами в университете бессмысленно, так как изучать культуру можно на протяжении всей жизни человека.

Нормализация[править | править код]

Подготовленная среда Монтессори-класса Нормализация поведения ребёнка

Процесс максимальной оптимизации развития ребёнка, в ходе которого в его развитии устраняются отклонения девиантного характера. Нормализация происходит, благодаря свободной работе в специально подготовленной среде. Нормализация конкретного ребёнка может быть определена по отсутствию отклонений в поведении и приобретением ряда качеств.

Став одной из первых в Италии женщин-врачей, Монтессори в качестве практики во время обучения занималась вопросами нервных болезней и умственной отсталости. В 1898 году на конференции в Турине она выступила с докладом, в котором доказывала, что проблема детей с нейропсихологической патологией является не столько медицинской, но образовательной проблемой.[11]

В 1899 году Мария Монтессори стала директором ортофренической школы Instituto Ortofrenico. Монтессори под влиянием идей психологов Итара и Сегена (англ.)русск. разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей; метод сразу же показал высокую эффективность.[12][4]

Во время проверки результатов обучения детей в ортофренической школе установили, что подопечные Монтессори превосходят здоровых детей в навыках письма, счета и чтения. Результатом стала постановка вопроса о неэффективности традиционного обучения здоровых детей, начало работы Марии Монтессори со здоровыми детьми и разработки обучающей методики для них.[11]

В 1904 Монтессори возглавила кафедру антропологии в Римском университете и занялась антропологическими исследованиями в области педагогики. Она разрабатывала методику обучения детей письму и чтению, принципиально отличавшуюся от уже существующих методик постановкой на первое место письма, а не чтения. Первый «Дом ребенка» (Casa dei Bambini) для дошкольников с воспитанием по принципам Монтессори был открыт в 1907 в римском квартале Сан-Лоренцо; основной принцип бы сформулирован как обращение ребенка к взрослому: «Помоги мне это сделать самому».[1]

Позднее методика Монтессори для дошкольников была доработана для использования в начальной и средней школе[4].

В 1929 М.Монтессори вместе со своим сыном организовала Международную Монтессори-Ассоциацию (Association Montessori International — AMI), действующую и в настоящее время более чем в двадцати странах мира[13].

Место методики в системе образования[править | править код]

После того как получила известность работа Монтессори в итальянском «Доме ребёнка», где она с 1907 года применяла разработанную методику воспитания и обучения здоровых детей, и выхода в 1909 году обобщающей накопленный опыт обучения детей книги «Metodo della Pedagogia», методика начала распространяться. Были основаны «Дома ребенка» в Милане, Женеве, Вене; на методику Монтессори перешли все дошкольные учреждения швейцарского кантона Тичино. К Монтессори приезжали педагоги из разных стран, были открыты курсы по Монтессори-педагогике. В 1910 на английском языке вышла книга «Метод Монтессори», которая была переведена на 20 языков мира. Несмотря на то, что «Дома ребёнка» и Монтессори-школы в Италии были закрыты в 30-х годах по распоряжению властей, новые Монтессори-школы были открыты после падения фашистского режима. В настоящее время педагогика Монтессори широко распространена во многих странах, как в частной, так и в государственной сфере, при этом «школы Монтессори», как правило, являются дошкольными учреждениями. Монтессори оказала особенно заметное влияние на общую и специализированную дошкольную педагогику. Дидактические материалы ее системы широко используются в детских садах всего мира, эти материалы и применяемые в педагогике Монтессори приемы послужили основой для создания других систем обучения и воспитания детей.[1][4][5][14][15][16]

В России[править | править код]

Методика Монтессори получила распространение и в России. В 1913 была переведена на русский язык и издана книга «Дом ребенка. Метод научной педагогики.»

В том же году Юлия Фаусек основала детский сад, работавший по новому методу; в 1916 она основала «Общество свободного воспитания».

С поддержкой А. В. Луначарского проводились эксперименты по внедрению принципов Монтессори в систему образования Советской России. В 1926 году рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, сколько-нибудь широкое распространение метода Монтессори было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа Монтессори, была закрыта в 1930 году.[1]

В настоящее время в России происходит возвращение интереса к системе Монтессори[5].

В своей книге «Основы педагогики» (1923) российский философ и педагог Сергей Иосифович Гессен подробно проанализировал метод Монтессори, критикуя его за механистичность, пренебрежение игрой и воображением, детским творческим началом, тогда как её немецкий предшественник в развитии детского воспитания Ф.Фрёбель ориентировался на рост личности ребенка, требующий все усложняющегося и разностороннего материала, который «обращался бы к его душе, как к целому»[17].

Гессен делает вывод о том, что «изолированность отдельных чувств, характеризующая систему Монтессори, по необходимости должна продолжаться и внутри детского общества, в отношениях детей друг к другу». Отвергая всякие наказания, Монтессори все же признается в том, что методы принуждения применять приходится — например, изолируя шалунов в углу, вдали от детской компании. «Понятие образования определяется ею всецело материалом, подлежащим воспитанию. Что должно воспитать? — вот вопрос, который она только и ставит, естественно отвечая на него: надо воспитать в человеке все, что только находит и нем физиология и психология! Поэтому она вполне последовательно включает в свою систему воспитания и воспитание, например, вкуса и обоняния, не задавая себе даже вопроса: для чего необходимо развитие этих чувств, какую цель может оно преследовать… Всесторонне развитой человек — это не тот, у которого развиты зрение, слух, осязание, обоняние, но прежде всего тот, кто приобщился ко всем ценностям культуры, то есть владеет методом научного мышления, понимает искусство, чувствует право, обладает хозяйственным складом деятельности. В этом отношении Фребель гораздо глубже понимал задачу образования ребенка»[17].

Гессен настаивает, что воспитание человека возможно только через правильно организованное принуждение. «Свободными — не рождаются, свободными — становятся!» — утверждал учёный.

В журнале Science в 2006 году были опубликованы результаты исследования, целью которого было провести оценку социального и академического влияния Монтессори-образования. В исследовании принимали участие дети последнего года обучения по двум уровням Монтессори-образования: дошкольное (от трёх до шести лет) и начальное (от шести до двенадцати лет). Исследования проводились в Монтессори-школе, расположенной в Милуоки, Висконсин, США. Авторы исследования, Анджелина Лиллард и Николь Ельз-Квест, в обеих группах проводили оценку познавательных, академических, социальных и поведенческих навыков и пришли к выводу: по нескольким показателям дети, посещавшие государственную Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. К окончанию детского сада Монтессори-дети лучше справились со стандартными тестами навыков чтения, математики, на игровой площадке были чаще вовлечены в позитивные взаимодействия, показали более высокие социальные познания, исполнительные функции. Монтессори-дети также больше озабочены вопросами честности и справедливости. К концу начальной школы Монтессори-дети писали более творческие эссе с использованием более сложной структуры предложений, выбирали более позитивные ответы на вопросы, содержащие социальные дилеммы, и, по собственным ощущениям, испытывали большее чувство общности в школе.[18][19] Методы проведения и оценки данного исследования впоследствии критиковались в опубликованных в журнале Science в 2007 году отзывах[20].

Существует множество исследований, посвященных оценкам эффективности как системы Монтессори в целом, так и отдельных ее принципов. Так, опубликованный в 2017 году обзор, насчитывает более двух десятков работ о педагогике Монтессори. Автор, проф. Chloë Marshall, приходит к выводу, что наиболее серьезны свидетельства эффективности отдельных принципов Монтессори, таких как методы раннего обучения грамоте и сенсорный базис математического образования; существуют некоторые свидетельства преимуществ в когнитивной и социальной сфере для оригинальной методики Монтессори, но относительно распространенных в настоящее время адаптированных систем, основанных на Педагогике Монтессори, не существует убедительных свидетельств сравнимой эффективности.[21]

Отношение к педагогической системе Монтессори неоднозначно. У многих родителей и педагогов вызывает неприятие отсутствие домашних заданий и экзаменов. В качестве недостатков системы рассматривается отрицание активной роли педагога, недооценка значения ролевых игр для развития ребенка, а также недостаточное внимание эстетическому воспитанию детей. Принцип, согласно которому ребенок сам решает, чем он хочет заниматься в данный момент, воспринимается противниками системы настороженно, как потенциально ведущий к проблемам адаптации в условиях школьной дисциплины. Помимо этого, при самостоятельном выборе предметов для изучения, школьники не будут изучать те области знания, которые их не заинтересовали, что может оцениваться, как недостаток системы. Среди отмечаемых достоинств системы — введение в практику дошкольного воспитания систематических и планомерных занятий, постановка вопроса о предоставлении ребенку свободы выбора занятий, индивидуальный подход к каждому ребенку. Сторонники метода утверждают, что результатом воспитания по системе Монтессори, является большая самостоятельность и ответственность детей, способность ставить цели и принимать решения, а главное такие дети — умеют и хотят быть свободными.[1][4][5][16]

  1. 1 2 3 4 5 Монессори, Мария // Энциклопедия «Кругосвет».
  2. ↑ Монтессори // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. ↑ AMI School Standards, Association Montessori Internationale-USA (AMI-USA)
  4. 1 2 3 4 5 Montessori-schools (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  5. 1 2 3 4 Система Монессори // Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.
  6. 1 2 Монтессори, Мария. Впитывающий разум ребенка (неопр.). — Издательство: Благотворительный фонд «Волонтеры», 2009. ISBN 978-5-903884-03-2, 2009.
  7. 1 2 3 Монтессори, Мария. Помоги мне сделать это самому (неопр.). — М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. — ISBN 5-8403-0100-0.
  8. ↑ Помещение класса Монтессори (неопр.). Монтессори.Дети. Дата обращения 30 октября 2015.
  9. ↑ Э. М. Стэдинг, М. Монтессори. Революция Монтессори в образовании. — ИПК «Береста», 2015. ISBN 978-5-906670-28-1
  10. Montessori, Maria. From Childhood to Adolescence (неопр.). — Oxford, England: ABC-Clio, 1994. — ISBN 1-85109-185-8.
  11. 1 2 Биография Марии Монтессори: семья и наука (неопр.) (недоступная ссылка). Монтессори.Дети. Дата обращения 19 ноября 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  12. ↑ Maria Montessori (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  13. ↑ International Montessori Association (неопр.). UNESCO. Дата обращения 10 сентября 2018.
  14. ↑ Children’s house (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  15. Дошкольные учреждения — статья из Большой советской энциклопедии. 
  16. 1 2 Монтессори // Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993
  17. 1 2 Гессен, Сергей Иосифович. Критика метода Монтессори. Из книги «Основы педагогики» (рус.). Психологос. www.psychologos.ru. Дата обращения 12 ноября 2019.
  18. ↑ Evaluating Montessori Education, Sceince (29 сентября 2006). Дата обращения 8 сентября 2018.
  19. ↑ Оценка Монтессори-образования: исследование, опубликованное в журнале Science (неопр.). Монтессори.Дети. Дата обращения 11 марта 2016.
  20. ↑ Studying Students in Montessori Schools, Sceince (2 февраля 2007). Дата обращения 8 сентября 2018.
  21. Chloë Marshall. Montessori education: a review of the evidence base, Science of Learning (Nature) (2017). Дата обращения 8 сентября 2018.

Собственные работы[править | править код]

  • Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. — М.: Задруга, 1913. — 339 c.
  • Монтессори М. Воображение в творчестве детей и великих художников. Пер.с итал. А. П. Выгодской // Русская школа. — Кн. 5—6. — 1915. — C. 72—91.
  • Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. Пер со 2-е изд., испр. и доп. по 2-му итал. изданию. — M.: Сотрудник школ, 1915. — 375 c.
  • Монтессори М. Дети — другие /Пер. с нем./ Вступ. и закл. статьи, коммент. К. Е. Сумнительный. — М.: Карапуз, 2004. — 336 с.
  • Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. /Пер. с англ./ — СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2009. — 320 с.

Создание монтессори-среды дома: стоит ли? — запись пользователя MariaKite (MariaKite) в сообществе Монтессори педагогика в категории Монтессори дома

Стоит ли покупать монтессори-материалы домой?

Можно ли организовать монтессори-пространство дома?

В сообществе недавно уже была выложена статья на тему "Стоит ли покупать монтессори-материалы домой", но если кто не видел, то почитать можно здесь.

Я немного не согласна с написанным в статье с точки зрения расстановки акцентов.

Во-первых, я предлагаю упустить финансовый вопрос, поскольку дешево/дорого - это довольно оценочные суждения. Да и есть на рынке детских товаров игры и развивающие материалы тоже стоящие отнюдь не пол-копейки. Поэтому здесь не будем рассуждать о деньгах.

Во-вторых, не представляется мне первостепенно важным вопрос о габаритах детской комнаты. Это все частности.

Я хочу поговорить о целесообразности монтессори-среды в домашних условиях как таковой.

И вот что я думаю.

В первую очередь хочу разочаровать, полноценную монтессори-среду дома организовать не получится. Даже если родитель монтессори-педагог. Хотя бы потому, что монтессори-среда - это среда детского сада или школы. Я нигде не встречала, чтобы Мария Монтессори говорила об устройстве детских комнат именно дома. А коллектив разновозрастных детей очень и очень важная составляющая процесса обучения в монтессори-системе.

Да и обученный монтессори-педагог (а правильнее даже сказать "наставница") необходим(а). (Я писала здесь эссе на эту тему, но очень неудобоваримо читать, это учебная работа).

Но, допустим, что родитель, имеющий знания в монтессори-педагогике, создал упорядоченное монтессори-пространство дома. Все по правилам! Полочки, коврики, детская мебель, зональное разделение (практика, математика, сенсорика, развитие речи, космос), подносы … Вот все как в монтессори-детском саду, только для своего ребенка/детей.

Вот как это может выглядеть (взяла из пинтереста несколько фотографий):





Насколько это необходимо? (Повторяюсь, речь не идет о стоимости и помещениях. Пусть у нас есть миллион и мы живем в ангаре )) ).

Я бы очень хотела услышать в комментариях ваши мнения.

Я же сомневаюсь в целесообразности этого.

Дом - это дом, своя "нора", с любимым медвежонком на кровати, тапочками и завалами книжек у кровати. А такое упорядоченное монтессори-пространство - это класс по сути. Пусть и сделанный дома. Когда в игровой комнате, где ребенок должен играть и отдыхать, перманентно 24/7 класс для занятий, то это мне не кажется правильным.

Если же "монтессори-пространство" в одной части комнаты, а медведи и тапочки в другой? Тоже сомнительно! Правила в монтессори-среде довольно определенные (убирать на место, в среде не игрушки, а определенные материалы). Как провести "демаркационную линию" между пространствами? Хотя, наверное, решения есть.

Ну хорошо. У нас же ангар да? Есть монтессори-класс, есть комната-спалья с игрушками. Кажется, разумно. Но это если мы миллионеры и у нас ангар ) Хотя тут уж овчинка выделки не стоит: куда проще отдать ребенка в монтессори-сад. Или уж открыть свой собственный в этом самом помещении ))) Напомню, что именно в коллективе монтессори-среда наиболее эффективна (причем не в абы каком коллективе, а в прошедшем адаптацию).

С другой стороны моих сомнений красивые картинки ) И тема хоумскулинга. Так может в этом случае домашняя монтессори-среда вполне эффективна и целесообразна?

Но это лишь мое мнение. Очень было бы интересно услышать ваше!

что такое космос определение для детей

создание развивающей среды по правилам великого педагога

05.02.2015

Монтессори дома: создание развивающей среды по правилам великого педагога

Все мы знаем, что развивающая среда – один из ключевых факторов гармоничного развития ребенка. В раннем возрасте особенно важно, чтобы малыш чувствовал себя достаточно безопасно, но при этом свободно и естественно. И здесь имеет смысл прислушаться к принципам Марии Монтессори, великого педагога, воспевшего уважение к самостоятельности ребенка.


Источник

 

Конечно, если вы будете углубляться в изучение методики Монтессори, вы узнаете, что специальные Монтессори-сады и школы подчиняются строжайшим требованиям: для них нужны особые материалы, игрушки и пособия. Занятия по методике также выстраиваются по определенным канонам, которые и помогают сохранять атмосферу свободы и ответственности с первых дней общения ребенка. Однако общие правила организации среды с некоторой адаптацией можно использовать и для построения пространства дома. Так как же учитывать принципы Марии Монтессори в домашних условиях? Соблюдение размера Одним из важнейших правил, которое нам бывает очень часто сложно выполнить, является то, что все предметы в детской комнате должны быть подходящими по размеру ребенку. Шкафчики, стол, стульчики – все должно быть миниатюрным, чтобы маленький человек мог нужные ему вещи взять сам и потом поставить на место. Крючки для полотенец и одежды должны находиться на высоте ручки ребенка. Игрушки и книги лежат на низких удобных стеллажах. Безопасность и экологичность Безопасность превыше всего – это общеизвестный факт, подтверждаемый методикой Монтессори. Помните, что в комнате не может быть никаких хрупких или опасных для малыша предметов. Мама не должна всё время следить, чтобы ребенок не испортил что-нибудь или, не дай Бог, не поранился. Уделите внимание розеткам – они должны быть закрыты специальными заглушками или спрятаны за мебелью. Кроме того, выбирайте в детскую комнату предметы интерьера из экологичных материалов: мебель и игрушки – лучше деревянные, шторы – льняные или хлопковые, ковры – также изготовленные из натурального сырья.

Разделение на зоны


Чтобы вам было проще обустроить Монтессори-пространство в детской комнате, Галка-Игралка подготовила для вас наглядную инфографику.


Посмотреть в полном размере

Для того, чтобы пространство было функциональным, система Монтессори предполагает выделение зон активности, творчества, сна и переодевания.

Зона активности

включает низкий стеллаж с игрушками и Монтессори-материалом, а также уютный коврик неподалеку, чтобы ребенок мог удобно расположиться для игры, а после нее – все убрать на свои места. Стеллажи очень практичны для детской развивающей среды: они помогают легко следить за порядком. Игрушки подбираются по возрасту и периодически меняются, чтобы сохранить интерес ребенка. Если ребенку больше трех лет, то можно разложить игрушки и материалы по темам, как это обычно сделано в классах Монтессори: например, познание окружающего мира, изучение родного языка, математики, зона сенсорики. В этой зоне также могут быть предметы, помогающие физическому развитию, такие как спортивный комплекс, мяч, туннель. Все зависит от размера комнаты, вашей фантазии и степени активности ребенка. Зона творчества, в определенной степени, – часть зоны активности. По сути, это столик и стульчик, а также расположенные рядом полки с материалами для творчества. Конечно, если ваш ребенок еще маловат для того, чтобы самостоятельно использовать клей, ножницы, или у вас есть опасения, что творчество красками будет распространено и на обои, то лучше положить все в отдельную коробку и хранить в другой комнате. Вы можете приносить ее каждый раз, когда будете вместе творить. А пока оставить малышу то, что считаете безопасным. Некоторые подросшие детки также любят работать с материалами или играть в игрушки не на коврике, а за столиком. Зона переодевания. Удобно, когда у ребенка есть небольшой шкафчик с парой вешалок и полочками, где лежат его самые используемые предметы одежды. Сразу хотелось бы оговориться, что не имеется ввиду шкаф для хранения детской одежды. Желательно, чтобы все вещи, которые не используются малышом в настоящий момент: вещи не по сезону, парадные или очень трудные в одевании, – были убраны. Несколько трусиков и маечек, пижамка, платье на вешалке (для девочек), штанишки для мальчиков – этого вполне достаточно для самостоятельного малыша, воспитываемого по методике Монтессори. В зоне переодевания также будет полезен невысокий стульчик, на который малыш будет учиться складывать одежду в процессе переодевания и перед сном. Рядом, если позволяет площадь комнаты, можно разместить небольшой туалетный столик с зеркалом, где малыш сможет причесываться и просто разглядывать себя. Зона сна. Очень удобно, когда ребенок может самостоятельно, причем с самого малого возраста, забираться на свою постель и слезать с нее. Это очень просто организовать, если постелить на пол обычный невысокий матрасик (для подросшего ребенка это может быть низкая кровать). Такое размещение спального места по Монтессори дома не только обеспечивает безопасность ребенка, но также будет стимулировать его познавательную активность, позволит расширить круг его возможностей и заложить основы самостоятельности.


Источник

Какие еще приемы можно использовать, чтобы сделать комнату более удобной и интересной для ребенка, применяя методику Монтессори в домашних условиях? 1. Если позволяет место, отличным Монтессори-материалом будет небольшая детская песочница (в качестве «песка» можно использовать обычную манку). Удобно, если она будет находиться на небольшом столике неподалеку от полки с подходящими игрушками. Также рядом можно поставить веничек и совочек. Со временем малыш научится убирать за собой. 2. Используйте стены! Детская карта, картинки с изображениями животных, детские развивающие плакаты, репродукции великих художников, выставка детских работ – есть масса вариантов того, как сделать комнату насыщенной и полезной. Конечно, не стоит перегружать пространство, завесив каждый пустой клочок стены полезными изображениями, однако оставлять комнату белоснежной, чтобы было предельно аккуратно, тоже не стоит. 3. Детский мольберт не займет много места, однако даст широкое пространство для творчества. На обустройство детской комнаты совсем не обязательно тратить массу средств. На сайтах промокодов вроде Cuponation.ru можно присмотреть детскую мебель, предметы интерьера и принадлежности для творчества с хорошими скидками. Там можно застать распродажи таких магазинов и брендов, как Детский мир, Дочки Сыночки, Kinderly, My Toys. Ищите нестандартные варианты – ваш малыш оценит также вещи, сделанные вашими руками. Особенности обустройства детской развивающей среды по Монтессори для детей до года


Источник
  • Важно, чтобы у ребенка было как можно больше безопасного пространства для передвижения.
  • Размещаем на полу матрасик вместо кровати, над ним – сенсорный мобиль.
  • Зеркало на уровне пола. В него малыш может наблюдать за собой и быстрее учиться осознавать свои движения.
  • На стенах черно-белые графические рисунки, которые полезны для развития зрения малышей.
  • Если малыш только осваивает навыки ползания, то подходящие по возрасту игрушки можно разместить в небольших корзинках прямо рядом с матрасиком, на котором он спит.
  • Также для малышей можно обозначить зону кормления. Как правило, это удобное кресло, расположенное рядом с невысоким столиком и стеллажом с книгами. Здесь мама может уютно устроиться, а малыш всегда будет чувствовать себя спокойно и безопасно.
Как обустроить пространство, когда у ребенка нет своей отдельной комнаты? Очень часто ситуация в семье такова, что у детей нет отдельной комнаты и почти все время они проводят в общей комнате или на кухне рядом с мамой. Как быть в таком случае? Во-первых, обустройство небольшого игрового уголка из стеллажа с низкими полками и коврика рядом с ним не займет много места. Во-вторых, в каждом помещении квартиры можно придумать такие элементы интерьера, которые помогут развиваться ребенку по принципам Монтессори. Например, в прихожей – низкая вешалка с полочкой для щетки и тряпочки и отдельный коврик для маленьких ботиночек. В ванной – низкая полочка с зеркалом и туалетными принадлежностями малыша, корзинка с игрушками для ванной, табуреточка, чтобы достать до раковины, отдельная корзинка для белья и стульчик для переодевания.


Источник

В спальне – миниатюрный шкафчик для хранения одежды, часы и картинки на уровне глаз малыша, ночник, который малыш смог бы сам включать и выключать. На кухне – отдельный шкафчик или полочка для ребенка с детской посудой, полотенцем и тряпочками для уборки, подносом для приготовления еды и подходящими ребенку кухонными инструментами.

Безусловно, создание развивающей среды важно, но даже самая замечательная, продуманная до мелочей, чётко организованная комната не заменит общения с мамой и папой. Грамотно оборудованное пространство поможет малышу легче освоить многие навыки, однако родители всегда должны быть рядом, чтобы показать, объяснить и помочь. Самое ценное для ребенка – ваше присутствие, ваша поддержка и опыт. И конечно, настоящий источник радости для малышей – совместные минуты в игре с мамой. Обязательно поиграйте со своей крошкой в игры, предлагаемые Галкой-Игралкой. Пусть ваши детские будут красивыми и удобными, а игры с малышом – веселыми, яркими и полезными! Екатерина Сазонова Поделитесь в комментариях: используете ли вы в развитии своего ребенка принципы Монтессори? Как вы считаете, полезна ли для малыша организация Монтессори-пространства? Есть ли в вашей квартире такой уголок?

Также рекомендуем прочитать:

Пространство дома по Монтессори

08 декабря 2017

Давайте вместе разберёмся в минимуме домашних необходимостей для самостоятельности и развития ребёнка. На самом деле, этот список будет краток и легко воплотим в реальную жизнь.

Прихожая

Крючки для верхней одежды ребёнка, соответствующие его росту, стульчик или скамейка, на которую ребёнок может легко присесть для удобства в переобувании, отдельная и удобная полка для детской обуви. Не помешает и зеркало, лучше если ребёнок сможет там себя увидеть во всей красе, в полный рост.

Одежда для ребёнка

Детская одежда играет огромную роль в жизни ребёнка, причём он прочно идентифицирует её как непосредственную часть себя. Пока ребёнок не адаптировался в новом месте, он не захочет оставлять там вещи своего личного гардероба. Большинство процессов: переодевание, стрика, хранение, — так или иначе связано с домом. Это такая же часть домашней среды, как и интерьер, мебель, игрушки.
Скажем своё веское нет неудобным/тугим/мелким пуговицам, тем более сложной формы, непосильным застёжкам, сложным шнуровкам и бантикам, неудобным молниям, особенно в местах, куда ребёнок и добраться-то не в состоянии (например, на спине). Штаны нужны свободные, на эластичном поясе. При выборе одежды именно удобство ребёнка должно быть приоритетным, а не стильность-красивость.
Ребёнку просто необходима своя полка для одежды, куда он легко и без усилий должен иметь самостоятельный доступ, там должен храниться необходимый запас одежды, рассчитанный на текущую погоду, и ещё один, запасной комплект. Избыточную одежду нужно убрать в место хранения.

Кухня

Ребёнку необходим свой собственный комплект посуды: тарелка-ложка-кружка, который хранится в доступном для него месте. Он может самостоятельно его достать и поставить на стол. Хорошо, когда есть свой собственный небольшой кувшин для напитков, из которого он может налить себе воды-морса-компота тогда, когда он САМ этого захочет.
Можно и нужно привлекать ребёнка к накрыванию стола, эта активность ребёнку нравится, кроме того, это хороший тренинг и для моторики, и для координации движений.
По возможности ребёнку нужно предоставить доступ к источнику воды, чтобы он мог мыть посуду самостоятельно.

Детская

Ребёнку нужны соразмерные стол и стул, которые он может передвигать по мере необходимости. Стеллаж — полка для хранения игрушек-книг-бумаги и всех прочих необходимостей для ежедневной плодотворной деятельности.

Игрушки

Позвольте ребёнку самостоятельно отобрать по 3-5 самых важных книг-игрушек, их не должно быть много, да и организовать самостоятельную уборку нескольких предметов ребёнку пока сложно. Книги-игрушки лучше подвергать периодичной ротации, меняя их время от времени, обязательно согласуя изменения с ребёнком. Храниться книги-игрушки должны организованно. У каждой вещи-книги-игрушки должно быть своё собственное место, но не общая коробка или корзина. Сломанные игрушки следует немедленно убирать. Затем их можно, при возможности, чинить или выбрасывать. Повреждённые книги нужно «лечить» вместе с ребёнком. Повреждёнными или некомплектными вещами пользоваться не стоит в любом случае.

Уборка

Ребёнку нужны отдельные, удобные и сопоставимые с ним предметы, предназначенные только для уборки: щёточка для сметания со стола, совок и веничек для уборки мусора с пола, маленькое ведёрко и тряпочка с губочкой для собирания пролитого и вытирания пыли, маленькая швабра, которой дети с удовольствием вытирают пол. Знание, что он может просто убрать последствия своих ошибок-помарок-неточностей (собрать за собой крошки на столе, протереть лужу пролитого компота, смести рассыпавшуюся землю из опрокинутого цветочного горшка), даёт ему позитивный опыт самостоятельности на всю жизнь: «Я МОГУ позаботиться о себе!». Кроме того, он берёт на себя ответственность за самого себя.


Центр детского развития «Монтессорики» продолжает набор в Монтессори-группы детей от 3 месяцев до 7 лет.

Прийти к нам на пробное занятие, чтобы посмотреть на наше помещение, увидеть Монтессори-среду в действии и познакомиться с Монтессори-педагогом можно в любой день, записавшись по телефону 783-783.

Запишитесь на пробное занятие по телефону 783-783.

← Все новости о Монтессори

«Слово „Учить детей“ в нашей школе почти запрещено. Дети в полном смысле учатся, т.е. учат себя сами»

Мария Монтессори

«Я не готовлю детей к школе, я готовлю их к жизни»

Мария Монтессори

«Если научной педагогике суждено родиться из изучения личности, то это изучение должно заключаться в наблюдении свободных детей»

Мария Монтессори

«Осветите хорошее и это хорошее будет расти»

Мария Монтессори

«Свобода ребенка, как таковая, должна быть в рамках интересов коллектива. В этом случае формируется то, что мы называем хорошими манерами»

Мария Монтессори

«Именно дети научили нас кое-чему очень важному — тому, что свобода и дисциплина идут рука об руку, на деле это две стороны одной монеты»

Мария Монтессори

«Нам потребовалось бы 60 лет напряженного труда, чтобы добиться того, к чему ребенок приходит всего за три первых года своей жизни»

Мария Монтессори

«Воля не сможет развиться, если в сознании не созреет порядок, ясность, если мы будем туманить ум ребенка нагромождением идей, уроков, которые приходится учить наизусть, если мы помешаем детям принимать решения, решая все за них»

Мария Монтессори

«Важно не учить детей, но умело наблюдать их жизнь и помогать явиться их дарованиям»

Мария Монтессори

«Главная задача ребенка — это строительство человека, в которого ему суждено превратиться»

Мария Монтессори

«Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать, чтобы его знать, надо его наблюдать, чтобы его наблюдать, надо дать ему свободу»

Мария Монтессори

«Разум человека не появляется на пустом месте. Он строится на фундаменте, который ребенок закладывает во время своих сензитивных периодов в возрасте до 6 лет»

Мария Монтессори

«Самый важный период в жизни — не время обучения в университете, а самый ранний, период от рождения до 6 лет»

Мария Монтессори

«Необходимо поддерживать и одобрять то, что сегодня у конкретного ребенка получилось лучше, чем вчера»

Мария Монтессори

«Мы не способны создавать гениев, мы можем только дать каждому ребенку шанс реализовать свои потенциальные способности и стать независимой, уверенной, уравновешенной личностью»

Мария Монтессори

«Получается, что в начале жизни индивидуум может творить чудеса, без усилий и практически не осознавая этого»

Мария Монтессори

«Мы должны создать такую среду для ребенка, чтобы ребенок мог с ней взаимодействовать, среду, в которой он может заниматься без постоянного участия взрослых. Своего рода детский мир, МИР, сделанный для Ребенка»

Мария Монтессори

«Вся жизнь ребенка — это движение к совершенствованию себя, к завершению созидания в себе человека»

Мария Монтессори
Мария Монтессори

«Старайтесь не учить детей, а сохранять природную мотивацию ребенка к освоению окружающего мира, поддерживать его стремление быть самостоятельным и ответственным учеником до конца жизни»

Мария Монтессори

Подготовленная среда

Монтессори средаМонтессори – класс – это подлинно детский мир, выстроенный в соответствии с размерами, темпом, интересами мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 6 лет. Он предназначен для нормализации ребенка за счет предоставления ему свободы в специально организованной подготовленной среде, оснащенной привлекательными учебными материалами.

Подготовленная среда в Монтессори – группах включает в себя дидактические материалы, распределенные в различных зонах в зависимости от назначения, детей разных возрастов, подготовленного учителя, возможность свободного передвижения и самостоятельной работы. Все это способствует саморазвитию ребенка. «В подготовленной среде ребенок найдет то, что организует его внутренний мир, что соответствует его внутреннему проявлению – творить свою человеческую личность». (М. Монтессори). Именно в подготовленной среде ребенок может реализовать свою прирожденную потребность в саморазвитии, реализовать свой внутренний индивидуальный план развития без внешнего насилия.

Монтессори – материалы в классе можно разделить на три основные группы: упражнения в практической жизни, с которых начинают трех и четырехлетние дети; сенсорные материалы, с которыми работают дети любого возраста в этой группе; развивающие материалы, которые отвечают интересам детей в счете, чтении, изучении окружающего мира (географии, биологии и т.п.).

Материалы располагаются на низких открытых полках так, чтобы их мог достать даже самый маленький ребенок.

Столы и стулья в Монтессори – группе легкие и подвижные, их можно переставить по-разному в зависимости от вида деятельности. Дети также могут работать на ковриках на полу, где они чувствуют себя очень комфортно.

Привлекательный материал, свобода выбора, самостоятельная деятельность дают нашим детям возможность мыслить независимо, делать открытия и получать прочные знания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *