Прикорм при – Введение прикорма: порядок, сроки, особенности — очередность введения прикорма грудничку — запись пользователя BabySecret.Ru (BabySecretRu) в сообществе Питание новорожденного в категории Правильное ВВЕДЕНИЕ прикорма

Содержание

Опасный прикорм: ТОП-5 ошибок родителей

Ожирение, язва желудка, кариес… Таким опасностям подвергают своих детей родители, которые неправильно вводят прикорм.

Как познакомить младенца с едой максимально безопасно? Я расскажу о 5 самых частых ошибках в начале прикорма.

А наш уже ест борщ!

Как испортить ребенку желудочно-кишечную систему? Правильно – рано, непоследовательно и в большом количестве вводить прикорм.

Исследования показали, что одной из главных причин гастроэнтерологических заболеваний у детей и взрослых является слишком раннее введение новой пищи.

До 4 месяцев желудочно-кишечный тракт новорожденного просто не готов к взрослому питанию. У ребенка очень тонкие стенки кишечника, ферментативная и иммунная системы недостаточно развиты, и любимый всей семьей борщ для малыша может быть просто опасен для жизни. А также безобидный апельсиновый сок или любой другой прикорм, с которым вы слишком торопитесь.

Когда же начинать? Оптимальные сроки начала прикорма – период с 4 до 6 месяцев. Они могут колебаться для каждого ребенка в пределах 1-2 месяцев.

Когда пора вводить новую пищу?

  • Когда ребенок начинает жевать при попадании в рот ложки, соски или игрушки;
  • Он перестает выталкивать языком густую пищу;
  • Малыш уже начинает самостоятельно сидеть;
  • У него появляются первые зубы;
  • И еще он проявляет интерес к пище со взрослого стола.

Начать прикорм надо с 1-компонентных пюре. Давайте его в начале кормления, когда ребенок голоден. Первая порция – 1 чайная ложка в первой половине дня, когда малыш чувствует себя хорошо, весел и доволен.

Постепенно доводите объем до возрастной нормы. Обращайте внимание на реакцию организма малыша. Если все в порядке, тогда через 3-4 дня можно попробовать новый продукт.

Для сохранения грудного вскармливания после каждого приема пищи рекомендуется докармливать малыша грудью.

Когда прикорм не вовремя?

Когда ребенок болеет или только что выздоровел, нельзя вводить в меню новый продукт. В такой период организм малыша находится на пределе своих возможностей, все силы брошены на борьбу. Поэтому на переваривание пищи их практически не останется.

Если еще присоединяется дисбактериоз, то пища может вызывать даже отвращение.

Как помочь организму ребенка справиться и при этом не навредить?

  • Не заставляйте ребенка есть

У больного ребенка потребность в еде достаточно снижена, и если кормить его насильно, можно прибавить к основному заболеванию проблемы с кишечником, печенью, почками, сердцем и иными органами.

  • Давайте ребенку столько воды, сколько он хочет

Да, в воде нет питательных веществ, но с восстановлением водного баланса она прекрасно справляется.

  • Не будите ребенка ради приема пищи

Он сможет поесть тогда, когда проснется.

Еду лучше всего давать небольшими порциями, но часто.

От прикорма до ожирения?

Мамы часто не замечают, что делают что-то не так. На вопросы врача «Зачем вы даете печенье ребенку в 4-5 месяцев?» или «Зачем вы посыпаете сахаром и так сладкие яблоки?» они отвечают: «Малышу так хочется! Ну, должен же он чему-то порадоваться? Он же взрослый!» Или даже «Он так лучше спит!»

А в результате у малыша в разы повышается риск не только излишнего веса, но и сахарного диабета. Переедание, а так же сладости в рационе ребенка первого года жизни могут приводить к ожирению в детстве, а затем и во взрослом возрасте.

А еще мало кто знает о том, что уже в возрасте 12 месяцев у многих младенцев есть кариес в начальной степени. И виной этому нездоровая, излишне сладкая еда, постоянные соки и подслащенные йогурты, которые ребенок порой пьет каждую ночь.

В результате очень распространен диагноз циркулярный кариес, то есть эмаль оказывается поражена со всех сторон.

Аллергия

Пищевая аллергия очень часто передается по наследству. Если у кого-то из родственников есть такая особенность, нужно быть осторожнее с прикормом. Проявляться аллергия может на коже, а также в виде насморка, отеков, расстроенного стула.

Детям до года точно нельзя давать:

  • Колбасные изделия;
  • Магазинные кондитерские сладости;
  • Соления, жирные сорта мяса;
  • Красные ягоды и овощи, цитрусовые и экзотические фрукты; грибы; орехи; мед;
  • Морепродукты; различные приправы и соусы;
  • Чипсы и газированные напитки;

Цельное коровье молоко и яичный желток тоже лучше не добавлять в пищу.

Для профилактики аллергии важно сохранить грудное вскармливание. Если же питание смешанное или полностью искусственное, то правильно подобрать смесь должен помочь педиатр.

Порой причинами аллергии могут быть также перекармливания и сбивчивый режим кормления.

Лучше поздно?

«А мой ребенок в 8 месяцев ничего не пробовал, кроме материнского молока!» — так хвастаются некоторые мамы в интернете. Но слишком позднее введение прикорма – тоже ошибка.

Пищевой ценности грудного молока хватает ребенку до 6 месяцев, иногда и позже. Но ее недостаточно ребенку второго года жизни.

Позднее введение прикорма может вызвать такие проблемы, как:

  • Задержка в физическом развитии ребенка из-за недостатка питательных веществ;
  • Угроза развития анемии;
  • Ребенок поздно и с трудом учится жевать – а значит, возникают проблемы с пищеварением;
  • Ему сложнее воспринимать новые вкусы и запахи.

Не совершайте ошибок, которые потом будет сложно исправить!

Надеюсь, эти простые советы помогут вам их избежать!

Читаем также:

Опасный прикорм: ТОП-5 ошибок родителей

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

правила при грудном вскармливании, с чего начать, принципы микродоз

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.

Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.

Педагогический прикорм

Плюсы

  • Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
  • Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
  • Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
  • Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
  • Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
  • При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
  • Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.

Минусы

  • Научной базы по введению такого прикорма не существует.
  • Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
  • При первых пробах кроха может давиться пищей.
  • Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.

О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Рассчитать собственную таблицу для традиционного прикорма вы можете, заполнив форму, расположенную ниже.

Когда можно начинать?

Малышу начинают предлагать педагогический прикорм с учетом физиологического, а также психологического развития крохи. При этом согласно рекомендациям медиков, до 6-месячного возраста никакую пищу помимо грудного молока ребенку не дают.

Одни младенцы готовы попробовать пищу с тарелки мамы в 6 месяцев, другие – в 7 или даже позже, то есть начало полностью индивидуально.

Прикорм с 6 месяцев, до этого грудное молоко

Когда и с чего начинать?

Педагогический прикорм не ставит целью насытить кроху новой пищей и вытеснить новыми блюдами грудное вскармливание. Начинать такой вид прикорма советуют при наличии следующих моментов.

  • Физической готовности. Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также поднести ложку ко рту. Когда в рот карапуза попадает пища, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
  • Пищевого интереса. Малютка постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
  • Физиологической готовности желудочно-кишечного тракта. Когда кроха пробует новый продукт, у него не появляется рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.

Прежде чем дать ребенку первую микропорцию новой пищи, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет кроху на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.

Педагогический прикорм ребенка

Педагогический прикорм вводят так:

  1. мама кладет на свою тарелку свежую, вкусную и безопасную для ребенка пищу;
  2. кроха сидит на коленях мамы, держа свою ложку в ручке;
  3. когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки;
  4. как только карапуз потянется к пище, мама угощает малютку микродозой одного из продуктов; так называют крохотную порцию величиной с зернышко риса или головку спички, для жидких продуктов такая микродоза представляет собой один глоток;
  5. малыш ест продукт или выплевывает;
  6. если блюдо понравилось ребенку, ему дают еще до двух микроскопических порций того же блюда;
  7. в течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не больше трех микродоз;
  8. далее при отсутствии отрицательных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложечки.
Педагогический прикорм

Правила и принципы

  • Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Основным аспектом для начала такого прикорма является готовность крохи попробовать незнакомую пищу.
  • Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не изменяется. Малышу дают продукты в том же виде, в котором их едят родители, а не готовят пюре.
  • Для ребенка не готовят отдельно. Для соблюдения этого и предыдущего принципов семья должна придерживаться здорового рациона. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы. Не следует предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
  • Пока малыш не научился держать ложку, пищу он получает из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9-месячного возраста малыша можно усадить в свой стульчик, а еду для него переложить в его отдельную тарелку.
  • Ребенка продолжают кормить грудью. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогический прикорм не рекомендован. Одной из целей введения именно педагогического прикорма является поддержка ГВ до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из маминого молока, запивая им пищу с тарелки взрослого.
  • Никогда не развлекайте детей за едой, потому что при педприкорме это не надо. Поощряя интерес карапуза к пище, которая его заинтересовала, кроху одновременно приучают к правильному поведению за столом. Не нужно допускать, чтобы ребенок безобразничал в тарелке. Если малыш начинает активничать, маме следует отодвинуть тарелку либо прикрыть ее.
  • Ребенку нужно не предлагать еду, а посадить на коленки и есть с удовольствием рядом с ним: именно так формируется правильное отношение к еде, ее ценность, тогда ребенок очень хочет, чтоб ему также досталось. И только после этого отсутствие уговоров отпадает.
  • Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то его следует давать не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушить процесс знакомства карапуза с другой пищей. Не следует настаивать на том, чтобы карапуз попробовал пока не интересную ему пищу.
Педагогический прикорм

Признаки неправильного введения прикорма

Трудности знакомства с взрослой пищей бывают у многих малышей. В отношении педприкорма они заключаются в том, что ребенок после достаточно успешных проб и хорошего аппетита вдруг начинает отказываться от еды. Это верный признак переедания, поэтому для решения проблемы несколько дней не берите кроху вместе с собой за стол. Если же ребенок в это время снова проявил интерес к пище родителей, препятствовать крохе не стоит. К тому же, желательно при малютке есть с аппетитом, и показывать, как вам нравятся продукты в тарелке.

Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр не видит в педагогическом прикорме никакого вреда, но и полезным его не считает. Комаровский уверен, что знакомство детей с овощами, мясом, злаками, кефиром и другими продуктами лучше проводить по традиционной схеме введения прикорма, которая более распространена и поддерживается педиатрами. Такую схему популярный врач считает более безопасной и удобной, а педприкорм относит к способам развлечения родителей. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.

Узнайте, в норме ли вес вашего ребенка, воспользовавшись следующим калькулятором.

Введение прикорма: порядок, сроки, особенности — очередность введения прикорма грудничку — запись пользователя BabySecret.Ru (BabySecretRu) в сообществе Питание новорожденного в категории Правильное ВВЕДЕНИЕ прикорма

Прикормом называют введение в рацион ребенка первого года жизни новой пищи - более концентрированной и калорийной, чем материнское молоко или его заменители. Постепенно и последовательно прикорм сначала дополняет, а затем и замещает кормление грудью или смесью, подготавливая тем самым малыша к переходу на общий стол.

Сроки введения прикорма

Обычно прикорм вводится с 4-6 месяцев: к этому времени у ребенка появляется дополнительная потребность в растительных белках и маслах, жирных кислотах, различных углеводах, и питательных веществ, поступающих с молоком матери или со смесью, начинает не хватать. К тому же, помимо насыщения, прикорм способствует формированию у малыша навыков жевания, вкусовых предпочтений и привычки к правильному питанию. Кроме этого, своевременный прикорм является эффективной профилактикой железодефицитной анемии, различных авитаминозов и задержки роста. Таким образом, прикорм является важным этапом развития ребенка, а потому затягивать с его введением нельзя.

Однако и спешить с включением в рацион малыша новой пищи не стоит: введение прикорма раньше четырех месяцев не оправдано с точки зрения готовности ребенка к его получению (потребности питания, физиологическое созревание и т.п.). В частности, у младенцев первых месяцев жизни снижено количество фермента, расщепляющего крахмал и другие чужеродные углеводы, а особенности ротовой полости ребенка в этом возрасте рассчитаны на поглощение исключительно жидкой пищи. Если в рот попадает твердая пища, она тут же выталкивается языком за счет естественных рефлексов, присущих этому возрасту. И только к 4-6 месяцам, когда рефлекс выталкивания исчезает, ребенок оказывается способен принимать полугустую пищу, а значит, и становится готов к началу введения прикорма.

Однако вопрос о сроках введения прикорма зависит, как правило, не только от возраста, но и от состояния здоровья малыша: хорошо ли прибавляет он в весе? не страдает ли различными нарушениями желудочно-кишечного тракта? доношенный ли он? Ответы на эти и другие вопросы помогут педиатру определить, хватает ли малышу количества потребляемого молока и хорошо ли оно им усваивается, и на основании выводов вычислить оптимальный срок введения прикорма для каждого конкретного ребенка.


В отсутствие же каких-либо особенностей со стороны здоровья и самочувствия малыша мама может ориентироваться на следующие признаки готовности ребенка к введению в его рацион новой пищи. Итак, прикорм можно вводить, если:

- вес малыша удвоился с рождения и составляет не менее 6 кг;

- малыш остается голодным после кормления грудью или смесью в объеме более одного литра в сутки;

- ребенок уверенно сидит без поддержки;

- малыш проявляет интерес к пище, которую едят взрослые;

- у него отмечается угасание выталкивающего рефлекса;

- ребенок самостоятельно вертит головкой и отворачивается от ложки в случае, если тот или иной продукт не пришелся ему по вкусу.

Порядок введения прикорма

Так же, как и сроки, порядок включения в рацион малыша новых продуктов зависит от особенностей конкретного ребенка - состояния его здоровья, скорости набора веса и т.п. Например, недостаточная прибавка в весе или учащенный стул - повод подумать о введении каш в качестве первого основного прикорма. Напротив, избыточный вес, склонность к запорам - основание начать прикорм с овощных пюре.

Допускается также введение прикорма с фруктовых пюре или соков, а вот остальные продукты в любом случае включаются в рацион малыша уже после того, как он познакомился с первыми пятью категориями. Так, не ранее 6 месяцев (если первый прикорм вводился в 6 месяцев, то не ранее 8 месяцев) в меню малыша добавляют творог - основной источник кальция - и кефир, который способствует правильному развитию микробиоценоза кишечника, предупреждает дисбактериоз и аллергические реакции, а также повышает иммунитет.

С 7 месяцев малышам дают желток куриного яйца, предлагая его 2-3 раза в неделю. Но следует помнить, что в рационе детей с аллергическими заболеваниями этот продукт неприемлем, и в таком случае использовать желток перепелиных яиц.

В возрасте 8-10 месяцев начинается введение мясного прикорма (в некоторых случаях, когда детки страдают анемией или гиповитаминозом, мясной прикорм вводят по рекомендации педиатра немного раньше, уже в 6-7 месяцев). С 9 месяцев вместо мясного пюре можно использовать рыбное, но не более 1-2 раз в неделю.


Разнообразить меню подрастающего младенца можно за счет специального детского печенья, которое допустимо предлагать малышу, начиная с 7 месяцев. Однако при всей безопасности упомянутого продукта, ребенка нельзя оставлять с ним одного, так как он может затолкать в рот все печенье целиком и не справиться с таким объемом. Кроме того, с 8-12 месяцев малыша можно побаловать специализированным детским молочным (не сливочным!) йогуртом с умеренным содержанием жиров и углеводов.

Параллельно с введением прикорма в детское меню включаются и разнообразные напитки, ведь с появлением и постепенным увеличением в рационе ребенка густой пищи возникает потребность в дополнительном употреблении жидкости. Как правило, в первую очередь младенцу предлагается вода - в ряде случаев (жаркая погода, повышение температуры и т.п.) допаваить допустимо детей даже с первых дней жизни.

Также с рождения и при наличии показаний возможно введение в рацион ребенка особых детских чаев и чайных напитков, специально разработанных для малышей. Например, напиток с ромашкой рекомендуется как противовоспалительное средство при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и ОРЗ, с шиповником - используется как витаминный напиток, укрепляющий иммунитет, с фенхелем - нормализует работу органов пищеварения и помогает при коликах, с мелиссой и липой - успокаивает и улучшает сон малыша.

Чуть позже (но не ранее трех месяцев) можно уже начинать введение овощных и фруктовых соков, которые не только обеспечат малыша необходимым количеством влаги, но и станут для него дополнительным источником ценных витаминов (во многих традиционных схемах прикорм и вовсе начинается именно с соков). А примерно с полугода детское меню можно разнообразить несладкими компотами, сваренными как из свежих плодов и ягод, так и из сухофруктов.

Общие правила введения прикорма

1. В период введения прикорма грудное молоко или смесь остаются основным питанием малыша. Предлагать прикорм следует до кормления грудью или адаптированной смесью, при этом сразу приучая ребенка к ложечке. Первый прикорм должен иметь более вязкую, чем молоко или смесь, гомогенизированную консистенцию, постепенно становясь более густым.


2. Новый продукт нельзя вводить в период болезни ребенка, в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок.

3. Введение каждого нового продукта начинают с 1/4-1/2 чайной ложки и постепенно, за 5-7 дней, увеличивают его количество до рекомендуемого суточного объема.

4. Начинают прикорм с однокомпонентных продуктов, давая их в первой половине дня - это поможет отследить их переносимость. В отсутствие реакции можно переходить к смеси двух, а затем нескольких продуктов группы. Например, сначала попробовать однокомпонентные каши, позже - из двух злаков, а затем и мультизлаковые.

5. Рацион питания расширяется постепенно - не чаще одного нового продукта в неделю. В случае появления нежелательной реакции (покраснение кожи, изменение стула и т.п.) продукт, ставший ее причиной, исключается из меню малыша на 1-2 месяца.

6. Следующий вид прикорма можно предлагать только тогда, когда произойдет полная адаптация (привыкание) к предыдущему продукту.

7. Согласно рекомендациям современных педиатров, лучше всего давать малышу продукты питания промышленного производства, которые изготавливаются из экологически чистого сырья и благодаря разнообразной рецептуре обеспечивают сбалансированную питательную ценность и оптимальный вкус в любое время года. В более старшем возрасте можно использовать и продукты собственного приготовления, конечно же, при условии полной уверенности в их безопасности.

И, пожалуй, основное правило - запастись терпением и помнить: иногда для принятия нового вида питания малышу требуется до десяти попыток введения нового блюда! Но даже если ребенок настойчиво отказывается от определенного продукта, ничего страшного - просто замените его на другой, ведь сегодня выбор качественного детского питания настолько велик, что вы без труда найдете то, что понравится вашему малышу!

питание при анемии взрослых

Педагогический прикорм при грудном вскармливании: схема и рекомендации

pedagogich

Когда подходит время знакомить малыша со взрослой пищей, каждый родитель стремится подобрать оптимальный для своего ребенка вариант и способ прикорма.

 


Оглавление: 
Суть педагогического прикорма
Преимущества и недостатки педагогического прикорма
Когда следует начинать прикармливать малыша
Техника введения педагогического прикорма
Этапы педагогического прикорма
Педагогический прикорм и аллергическая реакция
Перечень правил, которых необходимо придерживаться при педагогическом прикорме

Существует два вида прикорма, которые прекрасно адаптированы для малышей:

  1. Педиатрический прикорм представляет собой введение отдельно приготовленных для ребенка продуктов питания по специальной схеме. При этом все блюда, предлагаемые малышу, тщательно перетираются в однородное пюре.
  2. Педагогический прикорм или предприкорм – это введение прикорма ребенку микродозами (дозами, которые помещаются между большим и указательным пальцами мамы) из тарелки матери. Основная задача такого прикорма – знакомство ребенка с той пищей, которую употребляют в его семье, то есть малыша прикармливают не отдельно приготовленной едой, а как говорится с общего “казанка”. При этом дневные кормления грудью не отменяются.

Нередко дети, находящиеся на грудном вскармливании, на протяжении довольно долгого времени отказываются кушать что-либо кроме материнского молока. Как отмечают многие мамы, именно с помощью предприкорма получается успешно справится с данной проблемой.

Суть педагогического прикорма

prikormПонятие “предприкорм – питание как воспитание” придумал центр детского воспитания “Рожана”. Данная методика имеет такое название потому, что ее цель не удовлетворять голод малыша, а дать ему возможность познакомиться с правилами поведения за столом, научиться жевать и пользоваться столовыми приборами. В процессе введения предприкорма ребенок понимает, что пищу можно добыть не только из маминой груди.

При введении педагогического прикорма родители обязаны побуждать пищевой интерес малыша, который, как правило, основывается на стремлении подражать своим родителям, а отнюдь не на чувстве голода.

Основные условия, позволяющие вводить педагогический прикорм:

  • ребенок должен находиться на грудном вскармливании. Предполагается, что ферменты, которые поступают из грудного молока, содержащего информацию о съеденных продуктах, помогают поддерживать детский ЖКТ, поскольку и мама, и ребенок едят одно и то же;
  • питание всей семьи должно быть правильным и разнообразным: различные копчёности и другую неполезную еду следует полностью исключить из семейного рациона.

Преимущества и недостатки педагогического прикорма

К преимуществам предприкорма можно отнести то, что:

  1. Ребенок имеет возможность, ориентируясь только на свое желание и вкусовые предпочтения, выбирать продукты со стола. При таком подходе малышу не навязывается определенный вид пищи, как это происходит при педиатрической системе.
  2. С самого раннего возраста ребенок приобщается к семейным традициям, учится самостоятельно есть и пользоваться столовыми приборами.
  3. Введение предприкорма способствует быстрому усвоению ребенком навыков жевания.
  4. У детей, которых прикармливали по педагогической системе, практически никогда не возникает проблем с аппетитом.
  5. Ребенок знакомится с новой пищей без ущерба для грудного вскармливания.
  6. Нет необходимости тратить время и средства на организацию отдельного питания для малыша, поскольку он ест то, что и его родители.

Стоит отметить, что педагогическая система имеет также и свои минусы:

  1. prikormОтсутствие на данный момент какого-либо научного обоснования данной методики. Сторонники так называемой концепции “естественного родительства”, частью которой и является предприкорм, обычно ссылаются на многовековой опыт предков, которые не прикармливали своих малышей отдельно приготовленной пищей, а кормили их с общего стола.
  2. На первых порах, когда ребенок только привыкает к твердой пище, он может давиться ее кусочками.
  3. Сложность определения источника аллергии или расстройства стула, поскольку за один прием пищи ребенок потребляет сразу несколько различных продуктов.
  4. Необходимость в пересмотре семейного рациона питания. Поскольку ребенок должен иметь доступ ко всем продуктам питания, находящимся на столе во время семейной трапезы, родителям стоит отказаться от копченной, острой и жирной еды, а также от полуфабрикатов. Для большинства семей этот момент является решающим минусом.

Когда следует начинать прикармливать малыша

Еще несколько лет назад прикорм вводили начиная с 3-4х месячного возраста ребенка. Сегодня Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) рекомендует начинать вводить прикорм детям, находящимся на грудном вскармливании, не ранее чем с 6ти месяцев, поскольку в первом полугодии материнское молоко благодаря своим питательным свойствам полностью удовлетворяет все нужды малыша. Кроме того, ферментная система и пищевой интерес ребенка также созревает только к полугоду.

Стоит отметить, что в природе все достаточно мудро устроено, и человеческий ребенок, как в принципе и детеныш любого другого млекопитающего, когда готов переваривать новую пищу, всегда подает соответствующие сигналы своим родителям.

Убедиться в готовности ребенка к введению прикорма можно  по следующим признакам:

  1. Малыш уверенно сидит.
  2. Выталкивающий рефлекс угасает.
  3. Вес ребенка в два раза превышает его вес при рождении (для недоношенных малышей этот показатель должен быть несколько выше).
  4. Умеет поворачивать голову, и при необходимости отворачиваться от непонравившейся пищи.
  5. Появился “пищевой интерес”: ребенок тянется к тарелке мамы, чтобы взять из нее еду и положить себе в рот.

prikormОпределить, что у ребенка появляется именно “пищевой интерес”, а не простое любопытство можно по следующему его поведению. Во время семейной трапезы малыш тянется к еде, которую аппетитно поглощают взрослые. Ему не интересны другие предметы, расположенные на столе: ни салфетки, ни столовые предметы, ни подстилки под горячее. А если ребенку попытаться что-нибудь дать в ручки для успокоения, то он гневно выбросит данный ему предмет и продолжит добывать пищу. Такое поведение малыша повторяется каждый раз, как он попадает вместе со взрослыми за стол, приобретая устойчивый характер.

Обратите внимание! Появление “пищевого интереса” обусловлено наличием пищеварительных ферментов, уже дозревших в ЖКТ малыша, которые подают сигнал в мозг о своей готовности работать. В свою очередь, мозг, отвечая на поступившие сигналы, продуцирует соответствующие реакции, “толкающие” ребенка на завоевание новой более сложной еды.

Стоит отметить, что наличие “пищевого интереса” гарантирует хороший аппетит и здоровое отношение к еде на всю жизнь пока еще маленького человечка. Поэтому ни в коем случае нельзя заставлять ребенка поесть и пытаться его накормить, если он этого не желает и не просит сам. В этом процессе инициатива должна полностью исходить от самого малыша: он должен быть активным участником прикорма. Если же ЖКТ ребенка вполне готов к перевариванию взрослой пищи, но пищевого интереса как такового еще нет, то стоит повременить с введением прикорма до его появления.

Когда не следует начинать введение прикорма:

  1. Ребенок или мама болеет. В такой период гораздо важнее больше кормить ребенка материнским молоком, которое поможет обеспечить антивирусную защиту малыша.
  2. Переезд или смена обстановки. На адаптацию к новому месту ребенку следует выделить не менее двух недель.
  3. Выход мамы из декретного отпуска.
  4. Появление нового человека в жизни ребенка (например, няни).
  5. Активное прорезывание зубов.
  6. Стрессовая ситуация в семье, которую может спровоцировать ремонт, развод родителей и т. д.

Техника введения педагогического прикорма

prikormПедагогический прикорм никак не отражается на грудном вскармливании: он является абсолютно параллельным процессом, дополняющим основное питание. Стоит отметить, что в сознании ребенка эти понятия также достаточно четко разделены. Так например, он понимает, что уснуть ему поможет не 50 граммов творожной массы, а сосание маминой груди. А вот увидев вкусный банан, который он обычно наблюдает раз в неделю, малыш конечно же потянется к заманчивому фрукту, а не к маминой груди, к которой у него круглосуточный доступ.

Как правило, весь цикл прикорма занимает около года, в течении которого ребенок должен попробовать ту еду, с которой он будет иметь дело на протяжении всей своей жизни. Малыш знакомиться с продуктами и изучает их:

  • по консистенции и температуре;
  • разнообразие вкусовых качеств, размеров и форм;
  • способы приготовления и употребления;
  • сезонность и прочее.

Важно знать! Если в период прикорма по какой-то причине ребенок не смог попробовать какие-то продукты, то в будущем он может вообще до какого-то возраста отказываться от них или все-таки их есть, но неохотно.

Поэтому следует изначально приобщать малыша к той экологической и социальной нише в области питания, к которой принадлежит его семья.

Пища, предлагаемая ребенку, может быть разной консистенции, но специально делать ее пюреобразной не следует. Предприкорм подразумевает знакомство малыша с пищей через микродозы (микропробы) продуктов, что стимулирует его успешно осваивать навыки жевания и глотания уже в первые месяцы введения прикорма. Кроме того, в процессе знакомства с едой ребенок учится самостоятельности, которую важно поощрять:

  • он может сам брать ручками предлагаемые ему кусочки пищи и отправлять их себе в рот;
  • он пытается “орудовать” ложкой;
  • учится держать чашку и пить из нее.

Задача родителей – только следить за тем, чтобы движения ребенка были правильными и при необходимости помочь ему, но ни в коем случае не пытаться его самостоятельно накормить. Этот процесс не должен превращаться в пассивное открывание рта перед очередной ложкой еды, которую предлагает мама.

Ребенок может садиться за обеденный стол для знакомства с пищей вместе с мамой до 5-6 раз в день. За один прием малышу можно давать не более двух-трех микродоз. Одна доза мягкой пищи должна помещаться между подушечками большого и указательного пальцев мамы, или на кончике чайной ложки.

Микродозы следует давать следующим образом:

  1. Мягкая пища:
    • рассыпчатого вида (макароны, каши, кусочки хлеба, салат и др.) – можно крошки давать ребенку прямо в ротик или же выложить на тарелочку, чтобы малыш пытался захватить их самостоятельно и отправить к “месту назначения”.
    • пюреобразного вида – следует намазать на ложку и вручить ее ребенку.
  2. edaТвердую пищу (сушка, очищенные фрукты, сухари и пр.) следует предлагать малышу под бдительным присмотром взрослых! Он может брать их или со стола, или из маминых рук. Если ребенок откусил очень большой кусочек, не соизмеримый с его жевательными возможностями, то его следует немедленно удалить изо рта малыша, демонстрируя при этом полное спокойствие и невозмутимый вид.
  3. Питье следует предлагать ребенку в небольшой чашке с широким горлышком не более одной чайной ложки за раз. Однако если ребенок просит добавки – доливаем еще одну чайную ложку жидкости. Малыш должен учиться с раннего возраста брать в ручки чашку и опрокидывать себе в ротик ее содержимое.
  4. Супы и другие первые блюда стоит предлагать несколькими способами:
    • даем малышу исследовать/облизывать ложку, предварительно обмакнув ее в бульоне;
    • вылавливаем содержимое бульона и помогаем малышу донести ложкой его до рта;
    • учим прихлебывать из ложечки.

Важно, чтобы малыш держал ложечку сам, а мама только помогает управлять ручкой! Как правило, самостоятельное зачерпывание ложкой становится доступным большинству детей только после того, как они осваивают самостоятельную ходьбу.

Этапы педагогического прикорма

В целом, процесс предприкорма состоит из трех этапов:

  1. Адаптационный период – с первого по восьмой месяц прикорма.
  2. Энергетический период – с восьмого по четырнадцатый месяц прикорма.
  3. Переходной период – с четырнадцатого месяца до 3-хлетнего возраста ребенка.

На первом, адаптационном этапе, происходят только первые знакомства ребенка с новой едой: сначала ему даются микродозы величиной с 1-2 зернышка риса, через неделю – микродоза увеличивается и уже может составлять 1-2 горошины и т.д. По такому принципу малыша знакомят с каждым отдельным блюдом. Как правило, за месяц ребенку удается попробовать практически все продукты из маминого меню. Начиная со второго месяца прикорма, те продукты, которые успешно прошли стадию микропроб, можно предлагать ребенку в увеличенной дозе – до 1-2 чайных ложек. Что касается новых продуктов (например, сезонных овощей или фруктов), то с ними проделываем всю адаптационную работу. В день следует давать малышу не более одного нового продукта, при этом любую “пробу” даем запивать грудным молоком. Только в том случае, если в течение недели организм малыша не дал никаких отрицательных реакций – увеличиваем объем предлагаемого продукта до 1-2 чайных ложек.

Очень важно, чтобы на первом этапе ребенок во время трапезы находился на руках у мамы, а не на отдельном месте. Это обусловлено рядом причин:

  1. edaНа первом этапе у ребенка должен быть постоянный доступ к грудному молоку, которое способствует полноценному усвоению новой еды.
  2. Поведение малыша во время трапезы происходит под пристальным маминым контролем: когда нужно мама вытрет ребенка, даст новую порцию, поможет и обучит технике приема пищи и т.д.
  3. У малыша прекрасное обозрение: он имеет возможность наблюдать за тем, как ведут себя за столом взрослые члены семьи, как аппетитно они едят, и пытается им подражать, тем самым обучаясь пищевым правилам.
  4. На ручках у мамы ребенок чувствует себя полноценным участником семейной трапезы, что придает ему уверенность в действиях и прекрасно стимулирует пищевой интерес.

Начиная со второго, энергетического этапа, ребенок начинает относиться к еде, как к энергетическому источнику и способу удовлетворить чувство голода. В данный период объем потребляемого одного продукта может составлять 2 столовые ложки. Если ребенок не наелся ему предлагаются другие блюда в том же объеме, а малыш уже сам выбирает, чем он будет утолять голод. На данном этапе ребенок уже не запивает еду грудным молоком, а его стул имеет более оформленный характер.

В энергетический период родители малыша:

  • должны стараться поддерживать пищевой интерес крохи, и не пытаться накормить ребенка, если он сам не просит;
  • не должны кормить его из ложечки;
  • не должны предлагать ему еду сами, а можно просто сообщить о том, что собираетесь садиться ко столу на трапезу. Ребенок должен сам определить свое самочувствие, и понять голоден ли он.

На втором этапе введения педагогического прикорма ребенку следует уже выделить отдельное место за общим столом. Проверить его готовность к самостоятельности можно по следующим признакам:

  1. Ребенок освоил навыки обращения с повседневными столовыми предметами (тарелка, чашка, ложка и вилка).
  2. Не играется с едой и не выплевывает ее.
  3. Не опрокидывает и не сбрасывает со стола тарелку с чашкой.
  4. Старается аккуратно кушать ложкой.

prikormКак правило, дети готовы пересаживаться на отдельное место за столом уже ближе к первому дню рождения.

Однако следует помнить, что годовалым малышам свойственна неусидчивость. Поэтому в этот период от родителей требуется особое понимание и терпение. Ребенок может поесть минут пять, а затем потерять интерес к еде и убежать по своим делам; через время вернуться и снова просить поесть. С этим не нужно бороться, со временем все пройдет и ребенок усвоит все правила поведения за столом, но все же не стоит разрешать ребенку покидать границы кухни с куском еды в руках.

На третьем этапе предприкорма ребенок полностью переходит на питание за общим столом. Кроме того, малыш:

  • отлично орудует столовыми приборами;
  • сам следит за чистотой во время еды;
  • справляется с питьем и приемом пищи без посторонней помощи;
  • по-прежнему активно интересуется едой;
  • имеет собственное место за столом.

Максимальная длительность трапезы может составлять от 10 до 15 минут.

К трехлетнему возрасту ребенок должен научиться всему, что делают взрослые члены его семьи во время потребления пищи. Подражая их поведению и движениям, малыш учится:

  • питаться той едой, которую едят все в его семье;
  • правильно использовать столовые приборы и салфетки;
  • благодарить за еду и при необходимости просить о добавке;
  • убирать за собой грязную посуду и т.д.

Педагогический прикорм и аллергическая реакция

prikormПо некоторым данным, педагогический прикорм как раз показан детям, которые имеют предрасположенность к аллергиям.

Здесь применяется так называемый метод “приучения к аллергенам”, позволяющий приспособить организм малыша к неудобным для него продуктам. Для лучшего понимания, рассмотрим этот метод на примере. Если у ребенка выявлена аллергия на абрикос, можно сварить ему компот в соотношении: один абрикос на три литра воды; и предлагать его малышу микродозами. Или же ребенок имеет аллергию на гречку, тогда можно давать ее не более, чем по 1-2 крупинки.  Таким образом получается чуть ли не гомеопатическая доза, которой для проявления аллергии не достаточно, а для привыкания организма – вполне.

Важно отметить, что покрасневшие щеки, появившиеся в процессе введения прикорма, не являются тревожным сигналом. На такие проявления не принято обращать внимание, и можно продолжать прикармливать малыша. Такое поведение объясняется тем, что организм малыша очень чувствителен, поэтому щеки могут среагировать покраснением на что угодно.

К тревожным сигналам организма относятся:

  • появление багровых пятен вместо обычного румянца;
  • сыпь обширного характера;
  • диатез мокнущего типа;
  • коросты.

При появлении данных симптомов следует убрать из рациона ребенка продукты с высоким аллергенным потенциалом, но прикорм не прекращается. Если же спустя две недели после введения гипоаллергенной диеты симптомы не проходят или что еще хуже усугубились, следует полностью отменить прикорм.

Перечень правил, которых необходимо придерживаться при педагогическом прикорме

  1. pedprikorm_grudnichkaРебенок должен кушать вместе со всей семьей за общим столом.
  2. Контроль за тем, как ведет себя малыш на кухне и за столом выполняет мама, она же и устанавливает правила. Никто другой из членов семьи не должен вмешиваться.
  3. Взрослые не должны уговаривать ребенка поесть или подсовывать ему еды побольше. Их задача всего лишь аппетитно поглощать еду, при этом не акцентируя внимание на самом маленьком участнике трапезы.
  4. Грудное молоко должно быть в постоянном доступе для ребенка. Мама может прикладывать малыша, не отрываясь от трапезы.
  5. Ребенок не играется едой или столовыми приборами. Если малыш потерял интерес к пище, его следует просто унести из-за стола.
  6. Пища для крохи не готовится отдельно и уж тем более специально не перетирается в пюре.
  7. Если после малыша остались кусочки еды, мама их молча доедает, тем самым демонстрируя ценность еды. Продукты при малыше не должны выбрасываться.
  8. Объем съедаемой пищи увеличивается постепенно и очень медленно, ориентируясь на запросы малыша.
  9. За столом не должно быть ни каких игрушек или других отвлекающих внимание предметов. То же самое касается различных сказок и плясок в процессе кормления! Ребенок должен сам просить еду! Если не интересно есть, то он отправляется играться в комнату.
  10. Еда не должна быть в свободном доступе для малыша, он ее может получить только от мамы.
  11. Ребенка не кормят с ложечки, он должен сам освоить столовые приборы.
  12. Обеденный стол должен накрываться таким образом, чтобы маме было удобно с сидящим на руках малышом достать все, что необходимо.
  13. Если малыш плохо ведет себя за столом: капризничает, мешает или шумит, его не уговаривают вести себя тихо, а решают проблему выдворением из-за стола. При этом все присутствующие должны отнестись к такому действию мамы с пониманием и не вмешиваться (не жалеть, не комментировать и т.п.).
  14. Из-за стола встают только когда закончена трапеза или по очень важному делу. Не рекомендуется особенно с очень маленьким ребенком даже отвечать на телефонный звонок. Если малыш раньше мамы поел, то его следует вынести из-за стола и вернуться обратно — спокойно и неторопливо доесть, тем самым демонстрируя всю ценность и важность еды!
  15. Важно! Вся семья должна кушать в одном месте, желательно, чтобы этим местом был обеденный стол. Если кто-то из членов семьи будет кушать на табуретке перед телевизором, бесполезно объяснять ребенку то, что он должен жевать сушку только в кухне, сидя на стульчике.
  16. Приучаем малыша к правилам личной гигиены с раннего детства: всегда моем руки до и после еды!
  17. Ребенку, как и любому другому члену семьи, не разрешается копаться в чужих тарелках.
  18. Чтобы ребенок не натворил за столом, никогда не ругаем его, а спокойно исправляем его ошибки.
  19. Следим за чистотой во время еды. Если что-то разлито или испачкано, сразу же вытираем тряпочкой или салфеткой. При желании ребенка можно и его приобщать к процессу вытирания.

Токарева Лариса, педиатр