Приемы лепки – Учебно-методический материал по аппликации, лепке (младшая группа) на тему: Программно-методический материал по художественно-эстетическому развитию «Игровые приемы в обучении лепке детей младшего дошкольного возраста»

Методы и приёмы обучения детей лепке.

Методы и приёмы  обучения детей лепке.

 

Приёмы лепки, тематика, технология в младшем дошкольном возрасте и средней группе.

 Техника приёмов

 

  • Показ приёмов изображения нужен тогда, когда требуется использовать новый технический прием или когда даётся для выполнения сложный объект. Здесь важно выделить последовательность работы.
  • Показ приемов изображения бывает полный или частичный. Полный показ применяется при выполнении нового задания, использовании новых технических приемов.
  • Частичный показ необходим, когда воспитатель видит, что дети какой-то прием выполняют неверно, или хочет обратить внимание на какой-то способ лепки, напомнить, как выполнить ту или иную часть работы. Например, он показывает, как нужно лепить мордочку собаки, ее хвост, уши, а туловище дети смогут выполнить самостоятельно, так как они уже лепили кошку.
  • Частичный показ способа лепки может быть выполнен и ребенком, при этом он должен объяснить, как и что он делает. Таким образом, постепенно ребенок самостоятельно открывает, что с помощью одного способа лепки можно изобразить ряд объектов, т. е. приходит к обобщению способа лепки.
  • При объяснении нового технического приема детям показывают его в медленном темпе, рассказывают, как расположить руки, пальцы. Особое внимание обращается на качество движений. Каждый раз при выполнении того или иного технического приема воспитатель объясняет, как регулировать силу нажима рук, пальцев. При этом он использует слова чуть-чуть, слегка, немного, посильнее, покрепче, очень сильно и т. д.
  • Если действие сложное, то необходимо расчленить его на ряд более простых и каждое назвать, определить термином. Например, при лепке пирожков детям дают комочки глины и предлагают сначала скатать круглый шарик, потом слегка его раскатать и чуть-чуть сдавить ладонями, потом, осторожно, легко надавливая пальцами, сделать уголки пирожка острее. Последнее действие — прищипывание, с помощью которого посредине пирожка делается украшение — гребешок. Объясняя новый прием, воспитатель предлагает детям совершить это движение с ним, повторяя его действия.

I Младшая группа

 Задачи обучения

 

  • Воспитывать интерес к лепке
  • Знакомить со свойствами глины, пластилина
  • Учить правильно пользоваться материалом
  • Учить техническим приёмам
  • Отрывать
  • Раскатывать
  • Соединять
  • Лепить предметы простой форы

 Содержание обучения

 

Занятия носят предметный характер, дети лепят:

  • Столбики, палочки, колбаски (разной длинны и толщины) – прямые движения
  • Шарики, мячики, колобки (разные по величине)
  • Печенье, лепёшки, блинчики (диск)
  • Баранки (форма кольцо) – делается из столбиков
  • Самолёты, пирамиды, погремушка, гриб (из дисков)

 Методика обучения

 На занятиях лепкой в начале обучения детей лучше всего объединять группами по 5-6 человек. Воспитатель садится за стол рядом с детьми и медленно, размеренно показывает необходимые действия с глиной, в увлекательной форме поясняет, что делает. Занятия лепкой должны стать для ребенка интересным делом. Заставлять заниматься детей лепкой, если они не хотят, нельзя. И все-таки воспитатель может попробовать эмоционально воздействовать на ребенка: слепив при нем какую-нибудь игрушку, дать потрогать глину, помять ее, показать, как отрывать маленькие кусочки и снова соединять их. Первоначальные занятия проводятся в течение 5-8 минут с каждой подгруппой. По мере того как дети ознакомятся с материалом, научатся им пользоваться, можно переходить к фронтальным занятиям со всей группой.

Приемы обучения носят наглядно-действенный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения.

 

1 тип занятия «Воспитатель лепит, а дети»

 

  • Наблюдают и узнают вылепленные предметы (2-3 предмета). Дети наблюдают и запоминают, для дальнейшего воспроизведения.
  • Воспитатель предлагает потрогать глину, пластилин, оторвать, помять кусочек.

 

2 тип занятия «Обучение детей самостоятельной лепке» состоит из 3-х частей

 

1 часть занятия

Назвать тему. Показать игрушку или образец в два раза больше детской работы.

Провести обследование предмета (назвать части, определить форму)

Показ способов лепки (медленно показывать действия, сопровождая объяснением)

 

2 часть занятия

Во время выполнения задания детьми, воспитатель должен показать способ лепки. Хорошо использовать метод пассивного движения

Разговаривать с детьми, задавать вопросы.

Предложить детям сдать работы

 

3 часть занятия

Воспитатель даёт положительную оценку детям и детским работам.

Спрашивает: Что лепили? Как лепили?

 

  II младшая группа

Содержание обучения

 Занятия носят предметный характер, подводим  детей к предметно-сюжетной лепке, как результату коллективной работы (это объединение вылепленных изображений единой темой. Каждый ребёнок лепит один предмет, затем все предметы объединяются на единой плоскости «Грибы растут на поляне», «Снеговики пляшут у ёлочки»).

 

Дети лепят:

  • Палочки, карандаши, столбики, конфеты (научить детей формообразующим движениям для получения цилиндрической формы, учить согласовывать работу двумя руками)
  • Сушки, колечки, баранки, крендель (учить видоизменять цилиндрическую форму свёртывая её.)
  • Шарики, мячики, вишенки, орехи (раскатывать между ладонями, круговыми движениями, получая форму между ладонями, получая диск)
  • Пельмени, вареники, батон нарезной (учить защипывать края формы, оттягивать и сплющивать края формы кончиками пальцев)
  • Самолёт, лесенка, неваляшка, погремушка, куколка, птичка, зайчик (учить лепить несложные предметы состоящие из нескольких частей, одинаковой и разной формы, плотно прижимая одну часть к другой)

 

Техника приёмов

 

  • Отрывать
  • Раскатывать
  • Соединять
  • Лепить предметы простой форы
  • Свёртывание
  • Вытягивание
  • Сплющивания
  • Налепливание
  • Скатывание

 Методика обучения

 Дети второй младшей группы более подготовлены к занятиям по лепке. Некоторые из них знакомы с материалом, знают, что из глины можно лепить, владеют простейшими способами получения цилиндра, шара, диска. Выполненные фигурки начинают вызывать у детей чувство радости и удовлетворения. Однако у них ещё не существует чёткой связи между движениями руки и формой, которая получается, нет устойчивости в замысле, недостаточно закреплены гигиенические правила при работе с глиной, пластилином. В связи с этим во второй младшей группе в основном закрепляются имеющиеся умения и навыки.

1 тип занятия «Обучающий» (по заданию воспитателя)

 Занятие носит предметный характер. Детям можно предложить не один, а несколько одинаковых предметов на закрепляющем занятии. Обследование предметов проводить за один, два дня до занятия. Занятия состоит из 3-х частей.

 

1 часть занятия Сообщение темы в разных формах, соблюдать игровую ситуацию.

  • Провести обследование предмета (определить форму, величину частей и их расположение) на игрушке или образце в два раза больше детской работы.

 

2 часть занятия Показ приёмов  лепки, сопровождая объяснением

  • Как разделить пластилин на части,
  • Как вылепить части или предмет (формообразующие движения),
  • Как соединить части
  • Закрепление приёмов лепки
  • Уточнение последовательности работы
  • Указание к работе

 

3 часть занятия Самостоятельная работа детей. Воспитатель контролирует  работу детей и осуществляет руководство.

  • Показ индивидуальный на своём куске
  • Метод пассивного движения
  • Напоминание этапов лепки
  • Поощрение
  • Советы, вопросы
  • Даёт положительную оценку детям и детским работам.

 

2 тип занятия «По замыслу» (творческая работа детей)

 

1 часть занятия

Тема должна давать возможность детям самостоятельно придумать содержание работы. Сообщение темы, которая формируется широко.

  • Что мы умеем лепить?
  • Вылепите, какую хотите игрушку
  • Слепите угощения куклам.

После объявления темы воспитатель разговаривает с детьми,  обсуждая возможные варианты решения темы, предлагает вспомнить и показать приёмы лепки (формообразующие движения).

 

2 часть занятия Показ приёмов  лепки, сопровождая объяснением

  • как разделить пластилин на части,
  • как вылепить части или предмет (формообразующие движения),
  • Как соединить части
  • Закрепление приёмов лепки
  • Уточнение последовательности работы
  • Указание к работе

 

3 часть занятия В конце занятия воспитатель даёт положительную оценку детям и детским работам и предлагает показать что слепили.

 

Средняя группа

 

Содержание обучения

 Занятия носят предметный характер,  предметно-сюжетная  лепка, как результат коллективной работы. Каждый ребёнок лепит один предмет, затем все предметы объединяются на единой плоскости «Птички клюют зёрнышки», «Хоровод»).

 

Дети лепят:

  • Палочки, карандаши, столбики, конфеты (научить детей формообразующим движениям для получения цилиндрической формы, учить согласовывать работу двумя руками)
  • Слойки, цепочки, крендель (учить видоизменять цилиндрическую форму свёртывая её.)
  • Шарики, мячики, овощи, фрукты (раскатывать между ладонями, круговыми движениями, получая форму между ладонями, диск)
  • Посуду, одежду у кукол, столбик, на котором сидит птичка, можно украсить высоким или углубленным рельефом. Это способствует созданию более яркого образа и положительному эмоциональному настрою детей к развитию чувства ритма, симметрии, пропорции стремлению сделать свою работу красивой и законченной.
  • Более высокие требования предъявляются к детям в отношении самостоятельного использования некоторых способов лепки и выбора темы на занятиях по собственному замыслу.
  • Повышаются требования к технике лепки: дети должны уметь лепить форму концами пальцев, плотно скреплять части путем замазывания мест крепления, делать мелкие детали палочкой или путем прищипывания.

Техника приёмов

 

  • Оттягивание
  • Вытягивание
  • Защипывание
  • Налепливание
  • Примазывание
  • Прищипывание
  • Скатывание
  • Раскатывание

Методика обучения

 

Дети пятого года жизни по своему развитию отличаются от детей предшествующего возраста. У них в достаточной мере окрепла мышечная система, расширился словарный запас, в связи с этим повысилась регулирующая роль речи. Дети начинают выделять некоторые функциональные признаки предметов, что облегчает процесс изображения. Они стали внимательнее во время объяснений воспитателя и в процессе занятия, но результаты работы еще мало отличаются от того, что они делали во второй младшей группе: при изображении предметов нарушаются пропорции, нет четкости в передаче формы, непрочно скрепляются части. Происходит это потому, что дети не владеют в нужной мере способами изображения, у них нет ясного представления о предметах, их форме и строении.

1 тип занятия «Обучающий» (по заданию воспитателя)

 

Занятие носит предметный характер. Занятия состоит из 3-х частей.

 

1 часть занятия Сообщение темы в разных формах, соблюдать игровую ситуацию.

Провести обследование предмета (при обследовании дети могут показать или назвать формообразующие движения)

  • Определить части предмета
  • Определить форму частей
  • Величину частей
  • расположение частей относительно друг друга

Показ приёмов лепки (конус или овал). Показ чаще всего не полный, воспитатель показывает:

  • Новые способы лепки (округлая и цилиндрическая). При показе воспитатель объясняет, как регулировать силу нажатия рук и пальцев
  • Способы деления пластилина на части
  • Способы соединения частей

Уточнение последовательности работы (С чего начать? Как делить пластилин?)

Указания к работе

 

2 часть занятия Самостоятельная работа детей. Воспитатель использует словесные методы и практический показ на своём куске пластилина   и осуществляет контроль за работой детей. Готовые работы предлагает разместить на выставке.

 

З часть занятия Анализ детских работ. Кроме  общей положительной оценки, воспитатель учит видеть:

  • Правильно ли вылеплен предмет
  • Правильно ли передано форма, величина и расположение частей относительно друг друга
  • Выразительность образца: передача движения и характерных деталей
  • Уборка рабочих мест

 

2 тип занятия «По замыслу» (творческая работа детей)

 

1 часть занятия  и 2 часть занятия Методика проведения такая же как и во II младшей группе

 

3 часть занятия Обратить внимание на:

 

  • Доведение замысла до конца
  • Самостоятельность в работе
  • Выразительность образа

 «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию», под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.

Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. «Лепка в детском саду»

Москва, «Просвещение», 1978 г.


План-конспект на тему: Конспект занятия«Основные приёмы лепки. Выполнение упражнения — завиток».

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

 Дом детского творчества станицы Советской

 муниципального образования Новокубанский район

Конспект занятия

«Основные приёмы лепки. Выполнение упражнения — завиток».

        

                                                             Разработчик: Тинькова Елена Николаевна

                                                                   педагог дополнительного образования

Станица Советская

План — конспект занятия «Основные приёмы лепки. Выполнение упражнения – завиток».

Дата: 22.09.2015 г.

Тип занятия: комбинированный

Цель: Закрепление основных приемов и способов лепки простых элементов

Задачи:

Обучающая:

· закреплять навыки лепки простых элементов пластическим, конструктивным и комбинированным способом

· закреплять знания способов и приемов лепки

· познакомить с интересными фактами об осьминогах

Развивающая:

· развивать фантазию, творческое мышление;

· развивать мелкую моторику.

Воспитательная:

· содействовать воспитанию эстетического вкуса;

· повышать интерес к декоративно- прикладному искусству;

Оборудование: образец поделки «Осьминог» стеки, баночки с водой, кисти, зубочистки, доски для лепки, мульти-медиа оборудование

Ход урока.

1. Организационный момент.

· Приветствие, контроль посещаемости.

· Проверка готовности учащихся к уроку.

· Психогимнастика:

Установка: сегодня у нас интересное и веселое занятие, но чтобы все успеть и красиво выполнить, нам нужно психологически подготовиться к работе-покажите мне веселого человека, грустного, балованного, глупого, а теперь воспитанного человека. Отлично! Надеюсь, вы сохраните такое выражение лица на все занятие!

2. Вводная часть

2.1. Сообщение темы, постановка цели и задач урока

Я живу на дне морском,

Вам, конечно, всем знаком!

У меня есть восемь ног,

А зовусь я -……(осьминог)

— Угадали, какая у нас сегодня тема? Тема нашего сегодняшнего занятия » Способы и приемы лепки осьминога«, как вы думаете, какая у нас цель? (слепить осьминога)

-Отлично, молодцы! Но это очень большая цель, а какие маленькие задачи встают перед нами? ( на доске висит план по постановке целей, дети отвечают, опираясь на план)

· Познакомиться с незнакомым ( с осьминогом)

· Узнать что-то интересненькое (про осьминога)

· Рассмотреть что-то удивительное

· Слепить что-то красивенькое (осьминога)

-Отличненько, какие вы умненькие!

3. Основная часть

3.1 Актуализация базовых знаний

-Итак, прежде, чем познакомиться с незнакомым, давайте вспомним знакомое! В голубых конвертах на ваших столах лежать карточки с разными словами, выберите среди них только те, на которых напечатаны названия способов лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).

А в розовых конвертах лежат определения, подберите к каждому способу его определение.

-Молодцы, все справились с заданием, все помнят знакомое, пора познакомиться с незнакомым и узнать интересненькое

3.2 Объяснение нового материала.

Теоретическая часть:

Осьминоги-это самые известные моллюски. В основном, они живут на морском дне, но некоторые виды живут на большой глубине в самой толще воды. Головоногими их называют потому, что их ноги прикреплены к голове

Я однажды спросил осьминога:

-Осьминог, тебе ножек не много?

Ну зачем одному восемь ног?

И ответил тогда осьминог:

Заблуждаешься ты, добрый друг!

Ноги ты посчитал вместо рук,

А у нас есть и руки, и ноги,

Мы совсем не просты, осьминоги!

Вы с ребятами вместе считайте:

Сколько ног? Сколько рук? Угадайте

-А вы как думаете, щупальца осьминога-это руки или ноги?

Это его и руки, и ноги. У осьминога две ноги и шесть рук. Ногами осьминог отталкивается от дна, передвигается, а руками захватывает добычу. На щупальцах осьминога есть присоски, они расположены в три ряда, всего же присосок примерно две тысячи. Каждая присоска может удерживать около ста граммов груза, и осьминоги могут с помощью присосок удерживать груз весом в двести килограммов. Некоторые осьминоги очень ядовиты. В опасной ситуации осьминоги могут впрыскивать в воду непрозрачную жидкость-чернила, от которых вода мутнеет и дает осьминогу возможность улизнуть от врагов

Есть у осьминогов одна интересная особенность, из-за того, что у них нет скелета, они умеют менять свою форму: могут распластаться на дне, замаскировавшись под рыбу камбалу.. А еще они могут проплывать в шестисантиметровое отверстие или спрятаться в емкость, которая в четыре раза меньше, чем сами осьминоги.

Представляете, ребята, у осьминогов есть три сердца: два из них прогоняют кровь через жабры, а третье прогоняет кровь по телу.

У осьминогов нет ушей, но они слышат.

В случае опасности осьминоги могут оторвать себе щупальце, как ящерица отбрасывает хвостик.

Осьминоги могут передвигаться по суше, хотя дышат жабрами

Зрачки у них прямоугольной формы

Если осьминога испугать, то он побелеет, а если разозлить, то покраснеет

Осьминоги очень умные и даже поддаются дрессировке! Они могут различать цвета, форму предметов и запоминать людей.

-Интересно было? А вы знаете что-то интересное про осьминогов?

4. Практическая часть:

Беседа.

— Чтобы слепить что-то, нужно знать , как это сделать, а для этого у нас есть еще один план:

· Рассмотреть образец

· Определить форму и количество деталей

· Определить последовательность лепки

· Определить приемы и способы лепки

· Слепить поделку

· Добавить что-то необычное, не такое, как у всех

4.1 Инструктаж по ТБ

· При работе с тестом

· При работе со стеками

5 Физ.минутка «Осьминог», пальчиковая гимнастика

-Подготовим наши пальчики к работе:

Осьминог сидел на суше,

Осьминог конфетки кушал:

Красную конфетку

Подарили детки,

Желтую конфетку

Дали две креветки.

Синюю-улитки,

Белую-дельфины,

Полосатую конфетку

Отдали пингвины!

6 практическая работа

  1. Раздели темный кусок теста на 3 равные части

2.Соедини 2 части вместе

3.Убери третью часть в пакетик, закрой

4. Оставшуюся часть раздели на 8 одинаковых кусочков

5. Скатай 8 ровных гладких шариков

6. Раскатай шарики и преврати их в длинные морковки-это ножки

7. Соедини морковки-ножки при помощи воды, толстым краешком в серединку, тонким —наружу

8. Ты можешь нанести узор на ножки-точечки или полосочки

9. Возьми из пакета первую половинку теста и скатай шарик

10. Слегка сплющи шарик, чтобы получился овал-это голова

11. Приклей при помощи воды голову к ножкам

12. Слепи глазки

13. Приклей

14. Сделай носик и ротик

15. Скатай из светлого теста много малюсеньких шариков-присосок, приклей к ножкам при помощи воды и зубочистки

16. Добавь что-то необычное, придумай что-то свое

???

7. Анализ выполненных работ

-Поставьте, пожалуйста, своих осьминогов на стол. Вы довольны своей работой? Давайте оценим работу друг друга.

Рефлексия

Игра «Хорошо-плохо»

— Уберите, пожалуйста, инструменты и материалы и приведите своё рабочее место в порядок. Сегодняшнее занятие подошло к концу. Спасибо вам за такую чудесную работу! До свидания!

Методическая разработка по технологии (5, 6, 7 класс) на тему: Методическое пособие. Приемы лепки элементов пейзажа

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

Методическое пособие

Приемы лепки элементов пейзажа

                                            Выполнила: учитель I квалификационной категории

                                                                           Носкова Татьяна Валерьевна

             

д. Сухоноска

 2015

   Данное методическое пособие по теме «Приемы лепки элементов пейзажа» предназначено для педагогов, занимающихся тестопластикой в системе дополнительного образования и на уроках технологии. В предлагаемой работе рассматриваются рекомендации по практическому изготовлению некоторых элементов пейзажа (цветы, трава, бабочки, стрекозы).

   Материалы данного пособия подобраны из различных источников и адаптированы к работе, как педагогов, так и детей. Технология изготовления элементов пейзажа апробирована на занятиях творческого объединения «Подарочек».

Содержание:

  1. Введение.
  2. Материалы и инструменты.
  3. Технология изготовления (лепка, сушка, покраска, лакирование).
  4. Приемы лепки некоторых элементов.
  5. Основные законы композиции.
  6. Список используемой литературы.
  1. Введение

Из истории соленого теста.

   Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

   Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.

   В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные из рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

   В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным. 

   В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.

   Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

   Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

   Хотя поделки из теста — древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

   На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки.      Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, — символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -«хлебосол».

 

2. Материалы и инструменты

Рецепт соленого теста:

2 стакана  муки, 2 стакана  соли «Экстра», 1 стакан воды, 2 стол. ложки сухого обойного клея. Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной.

Инструменты и приспособления.

   Для работы могут пригодиться следующие инструменты и приспособления: скалка, формочки, стеки и ножи, кисти, чесноковыжималка, зубочистки и др.

3. Технология изготовления

Лепка.

   Лепить или вырезать фигурки нужно сразу на противне. Место соединения элементов смачивать водой. Противень предварительно так же следует увлажнить водой, либо расстелить пищевую фольгу. В таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия будет ровной и устойчивой.

Сушка.

   Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.
   Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно — за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).
   Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Покраска.

   Окрасить можно уже вымешанное тесто, добавив в него соответствующий пищевой краситель, а затем из него лепить элементы.

   Высохшие фигурки перед раскрашиванием сначала грунтуют белилами. К раскрашиванию приступают только после того, как грунтовка высохнет. Подойдут любые краски, но лучше всего использовать гуашь. Не стоит наносить краски толстым слоем, поскольку после высыхания  поверхность изделия может слегка потрескаться.

Лакирование.

   После того, как изделие полностью готово, его обычно покрывают лаком. Лак используют как жидкий, так и густой прозрачный. Жидкий лак нужно наносить несколько раз. Под защитным слоем лака краски не осыпаются и не выцветают.

4. Приемы лепки некоторых элементов

Полезные советы.

    Перед тем как приступить к работе, нужно внимательно рассмотреть и изучить строение цветка, травы и т.д. Можно использовать фотографии или рисунки, а можно самому сделать набросок и по нему лепить детали, соблюдая пропорции.

   Стебель обычно у основания толще, а ближе к головке тоньше. Раскатайте на доске «колбаски». Вытяните от толстой части к тонкой до получения нужной длины  и толщины. Но не делайте слишком тонкие стебли, так как при сушке они станут хрупкими и быстро сломаются. В том случае, если нужны очень тонкие элементы, постарайтесь, чтобы они лежали на какой-либо основе.

   Листья и лепестки могут иметь совершенно разную форму. В зависимости от этого из теста делают разные заготовки – в форме шариков, эллипсов, конусов, «колбасок». Возьмите заготовку, расплющьте ее на доске и стекой или ножницами вырежьте лист или лепесток нужной формы (вырезать можно и на вису, как из бумаги). Если форма сложная, то стекой обозначьте контуры и по ним вырежьте. Снимите лист или лепесток с доски и подкорректируйте форму пальцами.

Клевер.

   Для стебля скатайте «колбаски», уложите на противень.  

   Для  листьев скатайте овальные заготовки, немного заострите концы и расплющьте на доске. Снимите с доски, подкорректируйте пальцами форму. Стекой нанесите прожилки. Прикрепите готовые листья к стеблю, предварительно смочив его водой, по три штуки.

   Для цветков скатайте довольно крупные шарики, немного сплющьте их и положите на противень в места расположения цветков – это основа под цветы. Сделайте маленькие заготовки каплевидной формы. Смочите основу водой. При помощи стеки прикрепите заготовки к основе, делая в середине каждого лепесточка углубление.

                                         

Колокольчик.

   Раскатайте тонкие стебли и уложите на противень. Листочки слепите из тонких «колбасок», прикрепите к стеблям, смачивая место соединения водой.

   Для цветков сделайте на доске треугольную заготовку. Одну сторону нарежьте зубчиками (5 штук). Снимите цветок с доски, подкорректируйте лепестки пальцами. Смочите края водой и сверните воронкой. Положите цветок на противень, придавая лепесткам необходимый изгиб. Скатайте маленькие шарики и прикрепите их к внутренней поверхности цветка.

                       

                                 

Мать-и-мачеха.

   Стебли – чешуйчатые. Набирайте их из маленьких листиков, начиная с верхушки. Листики вылепите из заготовок каплевидной формы. Уложите их на противень.

   Так как листья у мать-и-мачехи крупные, сделайте довольно большую плоскую заготовку. Легко нанесите стекой очертания листа и вырежьте по контуру. Нарисуйте стекой прожилки. Пальцами придайте листу объем и пластику. Прожилки, переходящие в черенок, сделайте из тонких «колбасок». Смочите лист водой и прикрепите прожилки. Готовые листья уложите на противень, прикрепляя к стеблям.

   Для цветов скатайте довольно крупные шарики и расплющьте их на доске, растягивая в виде эллипса. Снимите заготовки с доски. Стекой сделайте разрезы от центра к краю в виде бахромы. Уложите головки цветка на противень, придавливая пальцем серединку. Так как цветы довольно «пушистые», можно сделать второй такой же ярус, положить поверх первого и так же придавить в центре пальцем. Для серединки скатайте шарик. Слегка вдавите его в серединку цветка и стекой сделайте несколько углублений.

                                     

Купальница.

   Стебель скатайте из «колбасок», уложите на противень.

   Листья у купальницы крупные, поэтому сделайте большую плоскую заготовку. Вырежьте стекой по контуру форму листа. Нарисуйте прожилки. Пальцами придайте листу объем и прикрепите к стеблю, предварительно смочив водой.

   Для цветов вылепите лепестки из круглых и овальных заготовок разной величины. Скатайте небольшой шар и наложите на него сначала небольшие лепестки, а затем более крупные. Наружные края крупных лепестков немного загните. Для бутона также скатайте шар и налепите на него несколько лепестков. Прикрепите готовые головки к стеблям, смачивая водой.  

                                           

Пижма.

   Раскатайте стебли, уложите на противень.

   Листья вылепите на доске из конусовидных заготовок. Снимите с доски. Стекой по краю вырежьте зубчики. Уложите на противень в виде «елочки». Из тонко раскатанных «колбасок» слепите прожилки и положите их поверх листиков, слегка придавливая.

   Под будущие соцветия на противень положите плоские «блинчики», основу под цветочки. Цветы у пижмы состоят из множества сплющенных шариков. Скатайте шарик, немного сплющьте его. Смочите основу водой. На нее уложите полученный цветочек и стекой сделайте в нем углубления. По такому принципу вылепите все цветочки и соберите соцветия.

                                               

Ветреница.

   Скатайте стебель, уложите его на противень.

   Так как листья у цветка крупные, сделайте большую плоскую заготовку. Нанесите на нее стекой очертания листа и вырежьте по контуру. Нарисуйте стекой прожилки. Пальцами придайте листу объем и пластику. Листья прикрепите к стеблю, предварительно смочив его.

   Лепестки сделайте, расплющив шарики. Заострите концы лепестков пальцами, прикрепите их к стеблю. Серединку слепите из приплюснутого шарика, стекой придавая ей фактуру «пушистости». Для пестика скатайте маленький шарик, прикрепите его в центр цветка.

                                       

Астильба.

   Раскатайте стебель, уложите его на противень.

   Так как листья у цветка крупные, сделайте большую плоскую заготовку. Нанесите на нее стекой очертания листа и вырежьте по контуру. Нарисуйте стекой боковые прожилки. Скатайте тонкие прожилки и уложите на лист. Пальцами придайте листу объем и пластику. Листья прикрепите к стеблю, предварительно смочив его.

   Для цветов слепите «блинчик» и положите его на картон в место наибольшего скопления цветочков. Затем уложите на него тонко раскатанные заготовки для цветочных стебельков. Скатайте маленькие шарики, сплющьте их на доске, сделайте пять надрезов по внешнему краю, надавите в серединку стекой.  Снимите заготовки с доски, прикрепите на «блинчик», создавая соцветия. Бутончики – маленькие шарики.

                                           

Ландыш.

   Листья у ландыша крупные, поэтому понадобятся довольно крупные заготовки заостренные с двух концов. Стекой сделайте углубления в виде продольных полосок. Затем пальцами придайте листу нужную форму и изгиб. Когда все листья будут готовы, вложите их один в другой и немного скрутите у основания. Уложите на противень.

   Раскатайте стебель, вставьте в листья, смочив водой. Прилепите к стеблю черенки.

   Для цветка скатайте небольшой шарик и облепите им кончик мизинца. Осторожно снимите, немного сузив у основания, и ножницами вырежьте зубчики. Прикрепите готовые цветочки к черенку. В центр каждого цветочка вложите маленький шарик.

                                         

Василек.

   Скатайте тонкие стебли и уложите их на противень. Вылепите узкие тонкие листочки и прикрепите их к стеблям, предварительно смочив водой.

   Для цветов сделайте заготовки – равнобедренные высокие треугольники. У оснований треугольников ножницами сделайте зубчатый край. Пальцами сверните из треугольников «кулечки». Уложите их на противень, создавая соцветия, закрепите. Сверху прилепите бутончики каплевидной формы, немного сплющьте их и придайте стекой фактуру.

                                           

Ирис.

   Вылепите стебли, лист и чашелистики. Уложите их на противень.

   Для цветка вылепите лепестки из конусообразных заготовок, придавая им плоскую каплевидную форму. Пальцами придайте им помятость. Из нескольких лепестков сделайте «пучок». Еще одним лепестком, придавая ему нужный изгиб, оберните основание «пучка» с одной стороны. Таким же образом с другой стороны прикрепите второй лепесток.  

                                           

Подорожник.

   Листья у подорожника крупные, поэтому понадобятся довольно большие заготовки в форме веретена, т.е. заостренные с двух концов. Сделайте стекой углубления в виде продольных полосок, достаточно сильно надавливая. Затем пальцами придайте листу нужную форму. Когда все листья будут готовы, уложите их на противень розеткой.

   Скатайте стебли, вставьте в розетку из листьев. Скатайте длинные «колбаски» для султанов, немного сплющьте их. Прикрепите к стеблям. Стекой нарисуйте «сетку», придавая соцветиям «чешуйчатость».

                                   

Ромашка.

   Для серединки цветка скатайте маленький шарик, слегка расплющьте, прикрепите его в центр цветка. Стекой нарисуйте «сетку». Лепестки вылепите из заготовок каплевидной формы. Расплющьте их и уложите вокруг серединки.

   Скатайте тонкие стебли с небольшим утолщением вверху, уложите на противень.

   Листья слепите из «колбасок». Расплющьте их на доске. Легко нанесите стекой очертания листа и вырежьте по контуру. Нарисуйте стекой прожилки. Пальцами придайте листьям объем и пластику. Прикрепите к стеблю, предварительно смочив водой.

                                             

Роза.

   Раскатайте стебель, уложите на противень. Прикрепите к стеблю колючки (зубочистки или треугольники из теста).

   Сделайте пять заготовок для листьев сердцевидной формы. Стекой нарисуйте прожилки. Пальцами придайте листу объем и пластику. Прикрепите листья к стеблю, предварительно смочив водой.

   Для цветов вылепите лепестки из круглых заготовок разной величины (четыре маленьких и пять больших). Скатайте маленький шарик и наложите на него сначала небольшие лепестки, затем более крупные. Наружные края лепестков немного загните. У основания прикрепите чашечку.

                                     

Подсолнух.

   Для цветка скатайте довольно большой шар, немного сплющьте его и уложите на противень. В полученную заготовку по кругу вставить семена подсолнечника. Лепестки слепить из заготовок треугольной формы. Уложить их в два яруса.

   Скатайте стебель, прикрепите к цветку, предварительно смочив водой.

   Сделайте довольно крупные заготовки для листьев сердцевидной формы. Легко нанесите стекой на них очертания листа и вырежьте по контуру. Нарисуйте стекой прожилки. Пальцами придайте листьям объем и пластику. Листья прикрепите к стеблю.

                                 

Некоторые пейзажи можно дополнить бабочками, стрекозами, божьими коровками.

Божья коровка.

   Скатайте небольшой шар, немного сплющьте и вытяните его. Уложите на листок. Стекой нарисуйте голову и крылья. Слепите из тонких колбасок шесть лапок и два усика. Прикрепите их к туловищу, предварительно смочив водой.

                                 

Стрекоза.

   Для головы слепите шарик.  Для туловища слепите «колбаску» и еще одну для хвоста. Из маленьких шариков слепите глаза. Слепите еще четыре «колбаски» для крыльев. Слегка расплющьте и прикрепите к туловищу, предварительно смочив водой.

                               

Бабочка.

   Сделайте четыре заготовки для крыльев, две большие и две маленькие. Расплющьте их и вырежьте форму крыльев бабочки. Слепите шарик для головы. Для туловища слепите «колбаску» и еще одну для хвоста. Из маленьких шариков слепите глаза. Уложите все детали в месте соединения крыльев, предварительно смочив их водой. Из тонких «колбасок» слепите усики.

               

5. Основные законы композиции

      В переводе с латинского композиция – составление, сложение, соединение в единое целое в строгом порядке частей, которые вместе взятые образуют определенную форму. Сочетание частей, сложение их элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в природе. Каждое растение состоит из частей: листьев, стеблей, цветков… Вместе же они образуют определенную форму, которая представляет собой гармонически законченную композицию. Создавая различные предметы искусства, человек использует формы, рожденные природой, подражая ей.

   Построение композиции – творческий процесс создания изделия от начала до конца.

   Рассмотрим два закона композиции. Главный смысл первого закона цельности – неделимость композиции. Все ее элементы связаны и взаимно согласованы.

   Второй закон – закон контрастов, которые придают выразительность всей композиции. Существуют контрасты по фактуре, по толщине, по величине, по цвету.

   Кроме законов композиции есть еще разнообразные правила и приемы композиции.

   Прежде всего – соблюдение ритма, равномерного чередования одних и тех же элементов. Это правило применяется редко, т.к. присущ орнаменту. Но без знания этого правила нельзя заниматься творчеством.

   Сюжетно-композиционный центр. Он должен привлекать внимание зрителя. Центр композиции выражает главное в содержании сюжета, выделяется объемом, цветом, фактурой, величиной и т.п. Он не всегда расположен в центре работы.

   Симметрия. Если по центру провести линию, то слева и справа будут одинаковые уравновешенные части, т. е. одна часть зеркально повторяет другую.

   Асимметрия, т.е. отсутствие или нарушение симметрии. Это правило помогает придать изделию динамичность, характер и легкость.

  1. Список используемой литературы
  1. И.Михайлова «Лепим из соленого теста», Москва: «Эксмо», 2004 год.
  2. О.А.Карелина «Цветы из разных материалов», Москва: «Дрофа-Плюс», 2008 год.
  3. Журнал «Клуб», № 1 январь 1998 год, Москва: «Профиздат».

 

Приложение.

Работы, выполненные в творческом объединении «Подарочек».

                   

           

   

   

Статья на тему: Методы и приём обучения коллективной лепке.


  Методы и приём обучения  коллективной лепке.
 В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды

художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги

фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных

материалов и т.д.

Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство

однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках

рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать,

нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные

природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в

детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной

деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности

должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать

для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное,

образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и

представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей

способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного

творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.        
         Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

·        наглядные;
·        словесные;
·        практические.
Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

·        информативно — рецептивный;
·        репродуктивный;
·        исследовательский;
·        эвристический;
·        метод проблемного изложения материала.


В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

Ø     рассматривание;
Ø     наблюдение;
Ø     экскурсия;
Ø     образец воспитателя;
Ø     показ воспитателя.


Словесный метод включает в себя:

Ø     беседу;
Ø     рассказ, искусствоведческий рассказ;
Ø     использование образцов педагога;
Ø     художественное слово.


Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

Ø     прием повтора;
Ø     работа на черновиках;
Ø     выполнение формообразующих движений рукой.


Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в лепке.
Во второй младшей группе на занятиях по лепке активно используется информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.
Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, когда данная форма встречается впервые.


В  детском саду  большое значение надо уделять коллективному творчеству детей. Особое внимание отдавать коллективной лепке.

Коллективные работы значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: « Чего один не сделает, сделаем вместе». 
Детей радует коллективные занятия, их совместная деятельность по лепке. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа.
Для проведения этих занятий требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка.

1.Подготовительный этап, который позволит углубить собственные знания по теме будущей работы, позволит сформировать яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной коллективной лепке.
Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, чтение книг, рассматривание репродукций, иллюстраций, а также совместная подготовка декоративного панно, на котором будет выполняться коллективная композиция.

2.Основной этап – этап выполнения работы, он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы.
Его цель — не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективного творчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.

3.Заключительный этап – период взаимодействия детей с уже завершенной работой.
Выполненную детьми композицию необходимо выставить в уголке «Наше творчество». Тем самым привлечь внимание родителей, они вместе с детьми рассматривают, обсуждают, хвалят ребенка за проделанную работу. А так же, у них возникает желание продолжить работу по изобразительной деятельности в домашних условиях.
Готовые работы можно использовать в игре (например, с/р «Магазин»)

       Если композиция, которую предстоит создать детям, многопредметная, многоплановая, работе над ней можно посвятить 2 – 3 занятия. Если  в группе дети разновозрастные, то и задания по созданию композиции могут быть разные. Надо распределить работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам, создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности, и достигнуть высокого результата.

Можно выделить три основные формы совместной деятельности детей:
«совместно – индивидуальная», «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая».

а) «Совместно – индивидуальная» — характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.
Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.
Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.
б) «Совместно – последовательная» — предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно – взаимодействующая» — работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

На занятиях в младших и средних группах можно использовать все три формы совместной деятельности детей. Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми.

                

                                                   Литература:

1.  Б.П. Никитин. Развивающие игры. — 5-е изд. доп. — М.: Знание, 1994.

2.  Димитр Павлов. Методические разработки по использованию компьютера в образовании. — Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 1992.

3.  А. Зарецкий, А. Труханов, Л. Зарецкая. Энциклопедия профессора Фортрана.

4.  З. М. Бугуславская, Е.О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.

5.  З.А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1990.

6.  Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1992.

Учебно-методический материал по аппликации, лепке по теме: Пособие по приемам лепки в младших группах.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Приемы лепки

Выполнено: 

Семеновой Екатериной Валентиновной

Пояснительная записка

Данное пособие разработано в помощь воспитателям ДОУ и учителям начальных классов. Оно поможет взрослому, научить ребенка овладеть процессом лепки, ее  элементарными приемами. Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, — глиной и пластилином. В данном пособии рассматриваются приемы лепки пластилином.  Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию памяти, образного мышления, зрительному восприятию, прививает навыки и умения, которые необходимы для успешного обучения в школе. Лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. На уроках лепки открываются уникальные возможности для развития психических свойств личности ребенка, для развития моторики рук. Большой плюс лепки – одинаково развиваются обе руки. Благодаря лепке, интеллектуальные и творческие задатки ребенка рано «пробуждаются».

Задачи:

 — развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных приемов лепки из пластилина;

 — развитие конструкторских способностей, мышления, воображения, фантазии;

 — совершенствование навыков ручного труда средствами лепки;

 — формирование культуры.

Материалы для лепки: специальная доска для лепки (можно деревянную, или кусок линолеума), пластилин с комплектом инструментов (стеки).

История лепки из пластилина

Изобрели пластилин в позапрошлом веке в Англии. В 1897 году учитель Вильям Харбатт придумал для своих учеников материал для лепки, который можно было применять много раз, лепить из него было легко и приятно. Получил он пластилин в результате химических опытов, на вид он был серый и «скучный», однако быстро обрел популярность. Затем его стали делать массово, на заводах, цвет придавали с помощью красящих пигментов. Пластилин имеет множество преимуществ – его можно использовать многократно, он почти не вымазывает кожу рук, в зависимости от температуры воздуха – пластилин может быть мягким и застывшим, он не портится, не теряет мягкости.

Основные приемы лепки пластилином

Существует несколько основных приемов лепки – раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание, заглаживание и др.Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение. Рассмотрим некоторые из них:

СКАТЫВАНИЕ – положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получить шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

РАСКАТЫВАНИЕ – прием, который позволяет превратить шарик из пластилина в яйцо или цилиндр. Для этого надо скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать его в цилиндр. А форма яйца получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и начать выполнять раскатывание.

СПЛЮЩИВАНИЕ – подразумевает под собой, получение лепешки или диска. Для этого сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

ПРИЩИПЫВАНИЕ – такой прием применяют, когда надо придать определенную форму поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Соединенными пальцами надо захватить немного пластилина и выделить его, придавая нужную форму.

ОТТЯГИВАНИЕ —  похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формируют новый элемент или деталь.

ЗАГЛАЖИВАНИЕ – применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

РАЗРЕЗАНИЕ – разделение пластилина (бруска) стеком или резачком на отдельные куски.

СОЕДИНЕНИЕ – прием, который подразумевает под собой несильное прижимание или прикладывание деталей друг к другу. При этом надо соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

НАДАВЛИВАНИЕ – нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.

ОТЩИПЫВАНИЕ – отделение от большого куска пластилина  небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки.

Мы рассмотрели основные приемы лепки пластилином. На занятиях лепкой формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, трудолюбие и аккуратность. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, в первую очередь, выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Список используемой литературы и ссылки:

  1. yandex.ru/image
  2. Ткаченко, Стародуб: Уроки лепки из пластилина. Практическое пособие
  3. kidslife.ru
  4. maam.ru›detskijsad/-priemy-lepki…plastilina.html

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о