Приемы лепки из пластилина – СБОРНИК методических материалов для реализации дополнительных общеразвивающих программ по лепке из пластилина

Изобразительная деятельность в детском саду: основные приемы лепки.

Изобразительная деятельность в детском саду: основные приемы лепки.

 

Изобразительная деятельность детей включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в воспроизведении представлений ребенка об окружающем мире.

Рабочим материалом для лепки может быть как глина, так и пластилин или соленое тесто. Своеобразность лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передается форма предмета в трех измерениях. Дети с удовольствием лепят людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки. Предметы, которые они создают, используются в игровой деятельности. Во время подготовки к лепке ребенок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов. На занятиях ребенок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество. В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребенку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности. Во время ознакомления с предметом ребенок учится понимать его красоту. Он сам начинает передавать в лепке отдельные выразительные его признаки, старается тщательно обработать поверхность изделия, разукрашивает его орнаментом и т. д. Ознакомляя детей с некоторыми образцами скульптуры и декоративно-прикладного искусства, мы воспитываем в них любовь и уважение к людям, которые создали эти замечательные вещи. Лепка помогает воспитать любопытство к изобразительной деятельности

Основные приемы лепки

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже  на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

 

«Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»

«Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.

Таким образом, лепка является эффективным средством развития многих сторон индивидуальности ребёнка. Занятия лепкой комплексно воздействует на развитие

ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить и о других её преимуществах.

Индивидуальность ребёнка, неповторимость его взглядов, интересов, силы интеллекта проявляется в уровне творческих способностей

В ФГОС ДО лепка относится к разделу художественно – эстетическое развитие, что предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

ЦЕЛЬ педагога: создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию продуктивной деятельности и творческих способностей.

ЗАДАЧИ:

— Создание эмоционально-положительного настроения.

— Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.

— Формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности.

— Знакомство с сенсорными эталонами.

— Развитие мелкой моторики рук.

— Активизация словаря.

— Развитие умений по продуктивной деятельности.

— Воспитание у детей умения выполнять совместную деятельность.

2. Что такое лепка и ее значение для всестороннего развития личности?

Лепка — один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои сюжеты будущих работ находятся вместе с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскатьЛепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук.

Уникальная методика лепки из глины проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают (особенно у взрослых, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т. е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие.

Как указывают В. В. Косминская и Н. Б. Халезова «руки и пальцы с их тонкой моторикой (от которой, кстати, зависит развитие речи) учатся с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого — рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать мир из целого».

3. Способы и приемы лепки.

скатывание — процесс превращения кусочка пластилина в ровный шарик;

раскатывание — когда из кусочка пластилина (глины) получается яйцеобразная или цилиндрическая форма;

сплющивание — процесс сдавливания шарика из пластилина, в результате чего он приобретает форму диска или лепёшки;

прищипывание — детали будто «выщипываются» из цельного куска;

оттягивание — прежде чем вылепить какую-то мелкую деталь, нужно оттянуть часть пластичного материала;

заглаживание — приём, необходимый при лепке плоских поверхностей, для сглаживания изгибов и исправления недочётов в работе. Выполняется он кончиками пальцев или стеками.

Для лепки в детском саду могут быть использованы мягкие пластические материалы — глина, детский цветной пластилин, технический пластилин. Также возможно использование нетрадиционных пластических материалов собственного изготовления — это тесто и бумажная масса. Каждый из перечисленных материалов обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при создании детских творческих работ на занятиях по лепке.

4. Основные виды лепки.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи.

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. В результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного, хотя при лепке этих предметов они придают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной.

В связи с этим перед детским садом встает задача обучить детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями.

Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.

Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах. Связано это с тем, что ребенку нужно много знать о предметах и уметь пользоваться разными приемами изображения. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.

Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других изделий.

Наблюдая мелкую декоративную пластику народных мастеров, старшие дошкольники могут сами создавать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры.

Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются растительным или геометрическим орнаментом. Орнамент включает в себя различные декоративные элементы. Это различные геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т. д., растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.).

Лепка по замыслу — основная задача здесь состоит в том, чтобы дети самостоятельно учились задумывать тему лепки, опираясь на полученные умения и навыки, доводили работу до конца, проявляя самостоятельность и творческую активность в создании четкой формы предмета, в дополнении его деталями, в применении знакомых способов лепки.

5. Структура занятия по лепке.

1) Организационный момент.

Создание интереса и эмоционального настроя, раскрывается тема занятия в игровой форме, или создается проблемная ситуация.

2) Основная часть или познавательная.

— Показ и анализ изображаемого (натуры, образца)

— Беседа,

— Художественное слово.

3) Практическая часть

— Конкретные указания к выполнению работы.

— Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.

— Во время объяснения или повторения пройденного предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.

4) Самостоятельная деятельность детей.

— Помощь в форме наводящих вопросов, советом.

— Показ изображения (на отдельном листе педагога).

5) Заключительная часть занятия.

— Просмотр и оценка детских работ

6) Способы лепки (традиционные и нетрадиционные)

— Конструктивный способ:

Лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных деталей, присоединяя к ним более мелкие.

— Пластический или скульптурный:

Лепка из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.

— Комбинированный способ

Это способ, объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, т.е. «скульптурный + конструктивный».

Также в работе с детьми дошкольного возраста можно лепить не скульптуры, а картины. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную или керамическую, покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать.

 Нетрадиционные — пластилинография, тестопластика, барельеф.

7) Задачи, методы по лепке в ДОУ

• воспитание детского творчества

• обучение детей изобразительным и техническим умениям,

• развитие интереса к этому виду деятельности.

• Информационно-рецептивный метод направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознание и запоминание новой готовой информации.

• Репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями.

• Эвристический метод – это передача информации ребенку, с целью направить ребенка на поиск решений.

• Исследовательский метод направлен на полное решение поставленных задач воспитателя.

Методы выделяемые по источнику знания

• Наглядный (пассивный, активный)

• Словесный

• Практический

Наглядный метод обучения включает в себя:

• Наблюдение — формирование представления ребенка об изображаемом предмете или явлении. Оно теснейшим образом связано с действием замысливания, которое строится на основе непосредственных наблюдений.

• Обследование — это целенаправленный разбор предмета, которое необходимо провести для изображения. Задача ознакомления с социальным миром.

Словесные методы обучения:

• Беседа — это организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации.

• Объяснение — это словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате.

• Вопросы используются с целью формирования изобразительного представления.

• Поощрение — методический прием, который, следует чаще применять в работе.

• Совет — используется в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения.

• Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью, оно вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам.

При ознакомлении работы с детьми на занятиях по изобразительной деятельности важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

-активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Для того чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, должна проводится работа по формированию игровой мотивации.

Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаем занятие.

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои сюжеты будущих работ находятся вместе с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, который может научить, дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное.

Творческий проект «Лепка из пластилина»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Дмитриева»

Дмитриевского района Курской области

Творческий проект

«Волшебный пластилин»

hello_html_m496f1cf1.jpg

Вып. Петров Артём Александрович, 9 лет

Номинация «Художественные ремёсла»

Руководитель: Носевич Валентина Анатольевна

2015 г.

Содержание:

— Введение.

— Что такое пластилин?

— Рабочее место.

— Необходимые инструменты.

— Правила поведения и меры предосторожности при работе с пластилином.

— Основные приемы лепки пластилином.

— Основные элементы.

— Смешивание пластилина.

— Полезные советы.

— Вывод.

— Литература.

Цель проекта: в ходе работы выяснить о возможностях пластилина и освоить  разные техники работы с ним.

Задачи:

— собрать и изучить информацию о пластилине;

— подобрать материалы, необходимые для работы с пластилином;

— провести наблюдения в ходе работы за свойствами пластилина;

— проанализировать полученные результаты.

Доска для лепки А4 с четырьмя рельефными трафаретами -

Введение

Я весь мир слепить готов –

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин –

У меня есть пластилин.

Как и многие дети, я с малых лет любил лепить из пластилина  разные самодельные скульптуры и   дарить маме на 8 марта. Мне нравится работать с пластилином. Он яркий, мягкий, эластичный, и, главное, из него можно сотворить абсолютно все: свой красочный мир, полный приключений и необычных существ. Я  уже умею лепить всевозможные  фигуры: зверей, техники, загадочных существ.  Но хотелось бы узнать больше о возможностях пластилина. Поэтому цель моей работы такова — в ходе работы выяснить о возможностях пластилина и освоить  разные техники работы с ним.

Сначала буду изучать литературу по этой теме, собирать разный материал с Интернета. Затем буду осваивать разные техники. Я надеюсь, что у меня всё получится.

Что такое пластилин?

Пластилин — материал для лепки. Изготавливают пластилин из очищенной и измельченной в порошок глины. Для того чтобы пластилин не засыхал на воздухе, в глиняный порошок добавляют воск, животное сало и другие вещества. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения различных фигур и изображений. Сначала в промышленном производстве находился пластилин только серого цвета. Но позже стали добавлять краску, и появилось четыре основных цвета. Отличие пластилина от других материалов заключается в том, что он имеет различные оттенки, остается мягким и не твердеет на воздухе (за исключением отдельных разновидностей), практически не липнет к рукам. В зависимости от температуры имеет разную степень мягкости. Пластилин практически безвреден и не имеет срока годности.

Хорошим считается пластилин, который легко режется пластмассовым ножичком, быстро согревается в руках и становится мягким, держит форму, хорошо липнет к самому себе, но не к рукам, не трескается и не крошится, не пачкает руки и легко смывается теплой водой.

Хорошо подходит для лепки фигурок (человечков, животных и т.п.) пластилин российских компаний «Луч» (г.Ярославль) и «Гамма» (г.Москва). Он достаточно «липкий», так что вылепленные детали надёжно «склеиваются» между собой. Даже если захочется поиграть со своими поделками, у них не отвалятся руки и не слетит с головы шляпа. 
Но для малышей я бы его не советовала. Этот пластилин не очень пластичен, перед тем, как начать лепить, его нужно долго разминать в руках, чтобы он стал мягче. Маленьким детям это не под силу. При работе с этим пластилином руки немного пачкаются, удалять его с рабочей поверхности тоже довольно трудно. Прилипает он и к скалкам, и к формочкам. Но мне лично нравится работать с пластилином этих производителей, и вам советую! Ведь мне не 3 года, а я третиклассник! Многие мои друзья тоже любят работать с таким пластилином. 
Несколько лет назад в продаже появился новый вид пластилина — восковой. Этот пластилин создан специально для еще не окрепших детских рук. За счёт своей восковой основы он мягче и пластичнее обычного и безопасен при использовании по назначению. Кусочки воскового пластилина надёжно прилипают друг другу. Благодаря этому он отлично подходит для изготовления пластилиновых панно. 
В процессе поиска данной информации, я открыл для себя много нового. Оказывается, есть шариковый пластилин, плавающий пластилин, пластилин-глина, пластилин-дерево.

Рабочее место

Итак, я выбрал самый красивый и качественный пластилин, но этого недостаточно. Теперь нужно правильно организовать рабочее место, для того чтобы создать атмосферу для творчества. Для этого необходимо соблюдать некоторые простые правила:

— Стол, за которым буду работать, необходимо накрыть клеенкой или бумагой (можно куском гладких обоев). Это спасет стол от налипания пластилина и пятен. Бумагу после занятия можно сразу выбросить и не будет хлопот с уборкой рабочего места.

— Лепить лучше всего на специальной доске для лепки. Это может быть и деревянная доска (например, старая разделочная), и фанера, и даже кусок линолеума, который, кстати, практически не будет скользить по поверхности стола.

— Пол вокруг «мастера» лучше всего застелить старыми газетами, так как в процессе творчества маленькие кусочки пластилина могут падать. А затем все это втаптывается в покрытие пола, ковер, прилипает к тапочкам и носкам.

— Рабочее место должно быть хорошо освещено, чтобы были заметны все неровности вылепленной фигуры и хорошо различались оттенки пластилина.

Необходимые инструменты

Набор шарикового пластилина Инструмент и формы для лепки :: Лепка :: ACTION Доска для лепки

Лепить из пластилина, как уже было сказано, лучше всего на специальных досках для лепки, можно также использовать деревянную доску или кусок линолеума. Величина доски зависит от размера изделия.

Также для работы потребуются различные приспособления, которые позволят выполнять некоторые детали у пластилиновых фигур.

Стек – это резец, используемый при лепке. Стеки понадобятся в процессе лепки, чтобы отрезать куски от основного бруска, делать надрезы, разрезы, вырезать фигурки и пр. Стеки либо входят в набор пластилина или продаются отдельно. Их изготавливают из пластмассы или дерева. Стеком удобно удалять прилипший к поверхности пластилин. Для разрезания или расслоения некоторых фигур из пластилина стек не подойдет, так как может возникнуть необходимость сделать очень тонкий и точный срез. Для такой работы лучше всего приобрести или изготовить самостоятельно резачок. Для резачка понадобится плотный картон и очень тонкая проволока, леска или капроновая нить. Из картона вырезают квадрат со стороной 10 см и сгибают пополам. На сгибе делают два отверстия с помощью иглы, расположив на одинаковом расстоянии от центра. Расстояние между отверстиями – 2-3 см. Сквозь отверстия продевают проволоку так, чтобы образовалась петля. Концы проволоки скручивают внутри картона.

Для проработки мелких элементов пластилиновой фигуры, таких как, прожилки на листьях, глаза и иное стек может оказаться слишком большим, тогда лучше всего воспользоваться зубочисткой или остро заточенным карандашом.

Некоторые наборы с пластилином уже содержат полный комплект инструментов, в который, к примеру, может входить пластмассовая скалочка. Ею удобно раскатывать пластилин в ровные и тонкие пласты. Если нет скалочки, то ее с успехом можно заменить каким-нибудь подручным средством, например тубой из-под клеящего карандаша или любым пластмассовым предметом в форме цилиндра.

Отдельно или в наборе можно приобрести специальные формочки из пластмассы или металла, которые, как правило, выполнены в виде фигурок животных или фруктов, листьев и пр. Готовые формочки очень удобно использовать при выполнении пластилиновых аппликаций или барельефов.

Для того чтобы выполнить ровные валики и жгутики  понадобится небольшая деревянная или пластмассовая дощечка.

Одноразовый шприц без иглы понадобится для получения тонких и одинаковых по толщине валиков или жгутиков. В него нужно поместить кусок пластилина, хорошо его прогреть на солнце или батарее, чтобы пластилин стал мягким и легко выдавливался. Ровные жгутики обычно используют при выполнении пластилиновой аппликации или витражей.

Проволока потребуется для выполнения каркаса некоторых изделий, например фигурок крупных животных или деревьев. Проволока должна быть мягкой и легко гнуться, но не ломаться. Лучше всего подходит медная проволока.

Пластмассовые баночки или контейнеры необходимы для хранения пластилиновых поделок и остатков пластилина. Желательно, чтобы банки имели крышки, тогда фигурки не будут пылиться.

Правила поведения и меры предосторожности при работе с пластилином

— Во время лепки нужно следить, чтобы пластилин не падал на пол или застелить пол газетами. 
— Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду.
— После работы с пластилином следует вымыть руки с мылом. Не стоит трогать тетради, книги и другие принадлежности грязными от пластилина руками, так как на предметах останутся жирные пятна.
— Даже маленькие кусочки пластилина, оставшиеся от работы, не стоит выбрасывать, а следует складывать их в отдельный пакет или пластиковый контейнер, так как они могут пригодиться для другой поделки.
— Поделку, которая не получилась, не стоит сминать в один комок; нужно аккуратно разобрать ее по цветам, так как чистые цвета всегда могут пригодиться для другого изделия.
— Все работы можно сфотографировать для домашней коллекции.
— После занятий лепкой нужно убрать свое рабочее место. Рабочую доску следует очищать от пластилина стекой, а с пола собрать пластилин и по возможности разложить его по цветам.
— Готовую или неготовую поделку убирайте в коробку для поделок.
— Стеки нужно протереть чистой тряпкой и убрать в коробку или пакет.

Основные приемы лепки пластилином

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

 Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

 Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

 Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

 Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

 Оттягивание. Похоже  на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

 Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

 Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

 Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Основные элементы

Для того чтобы приступить к лепке из пластилина какой-либо фигуры, в первую очередь нужно освоить несколько простых приемов лепки простых элементов таких, например, как шар, валик, конус, лепешка и др.

Шар

Шар лучше всего катать руками. Нужно взять кусок пластилина, немного помять его в руках, чтобы он стал пластичным. Подготовленный комочек скатать ладонями в шар. Умение скатывать ровные по форме и размерам шарики, затем пригодиться для выполнения различных более сложных поделок – цветов, фигурок людей и животных.

Валик

Для того чтобы скатать валик, также нужно взять кусочек пластилина и слегка размять его в руках. Обычно катаются валики в ладошках. Чтобы получить валик более ровной, практически идеальной формы, можно катать пластилин между дощечками. Две дощечки, между которыми лежит пластилин, должны совершать возвратные движения, т.е. «туда-сюда».

Умея делать валики, можно значительно разнообразить пластилиновые поделки, выполняя все более сложные фигуры.

Конус

Сначала нужно скатать шар, затем раскатать его между дощечками, нажимая на одну сторону. Конус можно сделать при помощи рук. Выполнение конуса зависит от размера взятого вами куска пластилина. Если он маленький, то возьмите его между указательным и большим пальцами. Затем, надавив на один конец заготовки, раскатайте его вперед-назад. Если кусок пластилина большой, то на один край заготовки надавите боковой стороной кисти, раскатайте вперед-назад. Чтобы выровнять конус, поставьте его округлым основанием на доску для лепки, прижмите. Конусы в дальнейшем пригодятся для лепки, к примеру, колпака клоуна, крыши домика и т.д.

Лепешка

Сначала скатывают шар, раздавливают его на доске при помощи другой дощечки, равномерно прижимая ее сверху. Пластилин может слегка потрескаться по краям лепешки, тогда более ровную форму им можно будет придать руками, стеком или формочкой, подходящего размера.

Также лепешку можно сделать руками. Чтобы слепить лепешку, нужно обратить внимание на размер шара, из которого вы собираетесь ее делать. Если шар маленький, то положите  его между большим и указательным пальцем и расплющите. Затем выровняйте края. Если шар большой, то сожмите его между ладонями, затем отдельно пальцами расплющите края получившейся лепешки.

Очень важно не перестараться, иначе лепешка будет слишком тонкой и начнет рваться. Кроме того, следите, чтобы форма лепешки была красивой. Для этого можете выровнять края, обрезав лишнее стеком-ножиком.

Продолговатый шар

Возьмите шар и поменяйте характер кистевых движений. Пусть одна ладонь останется неподвижной, второй же раскатайте шар вперед-назад 2-3 раза, совсем легко надавливая. Шар должен немного вытянуться.

Полусфера

Для того чтобы сделать полусферу, просто возьмите стек-ножик и разрежьте правильный шар пополам.

Жгут

Жгут или жгутик – необходимая часть большого числа игрушек. Для того чтобы выполнить этот элемент, положите кусок пластилина на одну ладонь. Если кусок большой, то раскатывайте его другой ладонью вперед-назад. Если маленький, то раскатывайте кончиками пальцев. Помните: чем сильнее вы давите на жгут при раскатывании, тем тоньше он получится. Следите, чтобы жгут со всех сторон был ровным по толщине.

Полоска

Для изготовления этого элемента просто расплющите жгут. Старайтесь, чтобы ширина полоски оставалась одинаковой по всей ее длине.

Цилиндр

Для выполнения этого элемента возьмите кусок пластилина между указательным и большим пальцами, раскатайте вперед-назад до формы толстого жгута. Продолжая держать заготовку, указательным и большим пальцами другой руки надавите на оба конца жгута, чтобы выровнять. Если вы хотите, чтобы основание было более ровным, раскатанный жгут обоими концами слегка прижмите к доске для лепки.

Не забудьте: если вы взяли изначально большой кусок пластилина, то раскатайте его до состояния жгута между ладонями, а концы выравниваете сразу двумя-тремя пальцами.

Кубик

Кубик можно слепить двумя способами: простым и сложным. Если вам нужен прямой ровный куб, то гораздо легче сделать его с помощью стека-ножа. Возьмите кусок пластилина и обрежьте лишнее.

И все же при лепке из пластилина, глины, соленого теста один из самых важных моментов – развитие мелкой моторики рук. Возьмите цилиндр и попеременным нажатием пальцев выравнивайте поверхность элемента с четырех сторон: сверху, снизу, и еще с двух сторон. После проделанной работы можете дополнительно выровнять поверхности, прижав каждую из сторон к доске для лепки.

Прямоугольник

Прямоугольник можно сделать на основе кубика. Просто вытяните любые две стороны, надавив на них пальцами. Также вы можете воспользоваться стеком-ножиком и вырезать прямоугольник из цельного куска пластилина.

Смешивание пластилина

Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. На практике это происходит следующим образом. Берут 2 кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик. Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.
Таблица смешивания цветов:

Розовый = 1/5 красного + 4/5 белого

Темно-серый = 3/5 черного + 2/5 белого

Светло-серый = 7/8 белого + 1/8 черного

Салатовый = 1/2 зеленого + 1/2 желтого

Светло-зеленый = 1/3 желтого + 2/3 зеленого.

Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого 

Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов

      

Полезные советы
Остатки пластилина, мелкие кусочки,  можно рассортировывать по небольшим полиэтиленовым пакетам или пластмассовым контейнерам по цветам.
Для того чтобы получить одинаковые элементы фигуры, особенно это касается случаев, когда лепят такие детали, как ушки, руки, ноги, лепестки цветов, листья и прочее, необходимо отделять одинаковые заготовки от куска пластилина. Если брусок новый, стандартного размера, то его легко разделить на равные части. Если же кусок пластилина уже побывал в работе, то нужно скатать из него ровный валик, а затем разделить на ровные части.

Вывод

Изготовление пластилиновых поделок и  картин ярких расцветок с применением различных приёмов — увлекательное занятие, дающее радость.  Цель моей работы –  в ходе работы выяснить о возможностях пластилина и освоить  разные техники работы с ним – достигнута. Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка  и рисование пластилином помогли мне развиваться  эстетически. Я  научился  видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты.

Некоторые  работы  потребовали  терпения и усидчивости, зато результаты  меня радуют!  Готовые  работы  можно дарить друзьям, а можно, вставив в рамку, повесить у себя в комнате, а можно поучаствовать в творческом конкурсе, как я и сделал. Все, кто видел мои работы, удивлялись. Попробуйте и вы удивить своих друзей и близких, пластилиновый мир ждёт вас.

 

Литература:

— В.Кард, С.Петров «Игрушки из пластилина. Веселый зоопарк».

— К. Стародуб, Т.Ткаченко «Лепим из пластилина. Первые шаги» .

— О.Ю Тихомирова, Г.А.Лебедева «Пластилиновая картина».

— Е.В. Чернова «Пластилиновые картины».

— Интернет ресурсы: http://allforchildren.ru/poetry/plastilin09.php

Панно «РОДИНА»

hello_html_1fa20092.jpg

Методическая разработка по технологии «ЛЕПКА ИЗ ЦЕЛОГО КУСКА»

Тема ЛЕПКА ИЗ ЦЕЛОГО КУСКА

Цели: познакомить учеников с новым приемом лепки из пластилина — вытягиванием закрепить уже имеющиеся знания учеников о приемах лепки расширять кругозор учеников воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

— Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Рассмотри и расскажи» Я буду показывать фигуры, а вы рассказывать, как они сделаны.

2. Работа с картинками.

Пример морковка. Чтобы сделать морковку, нужно скатать жгутик или колбаску, отрезать цилиндрик от нее, положить на доску и катать указательным пальцем только одну сторону цилиндрика.

— Молодцы, ребята, хорошо поработали! А сейчас я предлагаю вам прогуляться по африканским просторам.

3. Объяснение нового материала.

— Сегодня на уроке мы изучим новый способ работы с пластилином. Возьмите в руки кусочек пластилина, согрейте его в ладонях, разомните и попробуйте оттянуть немного пластилина в сторону. Представьте, что ваши пальцы — крокодил, а кусочек пластилина — слоненок. Такой прием работы с пластилином называется вытягивание.

Подумайте и назовите те предметы, которые можно вылепить из пластилина с помощью вытягивания. Каждый верный ответ отмечается фишкой.

4. Изготовление жирафа.

1. Сделайте большую заготовку в виде толстой закругленной морковки.

1. С помощью вытягивания оттяните узкую часть морковки еще сильнее, получится шея жирафа.

1. Затем загните небольшую часть шеи вперед — получится голова. Пальцами доработайте, придайте форму голове (см. с. 12).

1. Для того чтобы сделать ноги, вырежьте часть пластилина ножом, затем сделайте продольный разрез и пальцами промните ноги.

1. Остается сделать рожки, уши, глаза, гриву, хвост, рисунок на коже.

1. Траву сделать 2 — ярусную, можно двумя оттенками зеленого. Как получить оттенки, если зеленый цвет один? (Смешать с белым.) Представьте, что вы оказались в Африке. Посмотрите на свои работы и на оформление класса.

3. Релаксация.

— А теперь, ребята, закройте глаза и представьте, что вы лежите на теплом — теплом песке, светит горячее солнышко, вам тепло, от удовольствия вы закрыли глаза. Солнечный лучик щекочет вам щечки. Даже хочется петь! (Можно включить звукозапись песенки Я на солнышке лежу из мультфильма Как львенок и черепаха пели песню).

— Молодцы, вот мы и побывали в Африке.

5. Уборка рабочего места.

А кто из вас, ребята, может сказать, что такое пластилин? (Ответы учащихся.)

– Пластилин – это специальный материал, который используется для… (лепки).

– Знаете ли вы другие материалы для лепки? (Глина.)

– Глина – это природный материал, а пластилин – материал, созданный человеком. Он также состоит из глины, но в него добавляют специальные вещества, которые делают его более мягким, пластичным. Поэтому из пластилина лепить несколько легче, чем из глины. И мы на уроках будем использовать пластилин. Как вы думаете, существуют ли специальные инструменты для работы с пластилином?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *