Правое и левое полушария – Правополушарные и левополушарные люди. Чем отличается левополушарное мышление от правополушарного?

Правая и левая рука. Правое и левое полушарие

5.00 avg. rating (94% score) — 1 vote

Дорогие читатели! Предлагаю вам любопытную и очень полезную статью Михаила Федотова о том, как влияет на развитие мышения, на развитие способностей тот факт, какая рука у нас ведущая.

 

Правая и левая рука. Правое и левое полушарие

Альберт Эйнштейн, римский император Гай Юлий Цезарь, Микеланджело и Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Лев Толстой, Пабло Пикассо, моя любимая актриса Мэрилин Монро – все они были левшами.

Кто же они, эти гениальные левши? Есть теория, что каждый левша – только один из родившихся близнецов и разделение произошло ещё на клеточном уровне! Не зря в парах родившихся близнецов один из них всегда правша, а второй – левша.

Я должен признаться, что страшно завидую левшам. Они запоминающиеся, они талантливые  и всегда непредсказуемые! И я был счастлив, когда узнал, что «левшество» и «правшество» могут быть абсолютными, но могут быть и частичными, а иногда и скрытыми, не выявляемыми в быту. Это значит, что каждый из нас может быть «немножечко» левшой, остаётся выяснить степень нашей левизны. Для этого придётся провести внутрисемейное исследование. Известно, что если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребёнка-левши составляет 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. Если же левши оба, вероятность того, что и ребёнок родится левшой, достигает 46%.

НУ И ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ С ТЕМ ФАКТОМ, ЧТО МОЙ РЕБЁНОК ПРАВША ИЛИ ЛЕВША?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним об особенностях головного мозга. В норме у человека существует функциональная асимметрия мозга. Что это значит? Ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга. Они отличаются и по функциям, и даже по своему строению. Правое полушарие командует левой половиной тела и оперирует образами, заведует ориентацией в пространстве, различает музыкальные тона и мелодии, продуцирует сновидения. Левое полушарие командует правой половиной и оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов. Можно сказать, что правое полушарие образное, чувственное, более того, «художественное», а левое – логическое, аналитическое.

Не секрет, что современный мир ориентирован на правшей, и часть левшей насильно переучена (это отдельная проблема). Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо, в европейской популяции, где пишут правой рукой и читают слева направо, – примерно 42%. У таких людей центр речи в 95% случаев находится в левом полушарии. Правое же полушарие выполняет более глобальные функции: в его ведении зрительное восприятие (узнавание) лиц, формы, цвета, слуховое восприятие музыки, интонаций, тембра голоса, пения птиц, криков животных, плеска воды, оно же ответственно и за навыки ходьбы, одевания, ощущения тела в пространстве. У абсолютных левшей (их в среднем 8-10%) – всё наоборот.

У большинства людей в результате определённой системы учёбы, тренировки, образа жизни резко доминирует одно полушарие (левое). Потому что мы развиваем только сильное полушарие! Более слабое полушарие, у которого есть собственные уникальные особенности, не полностью выполняет свои функции, потому что оно ЗАБИТО более сильным.

Кроме того, слабое полушарие очень вяло участвует в действиях, требующих двойного контроля. ПАРАДОКС: от распространённого сегодня традиционного подхода страдает не только небольшое количество переученных левшей, но и основная масса населения — страдают и правши. У них мало используется ПРАВАЯ половина мозга.

Попробуйте ударить мяч левой рукой, напишите что-нибудь или нарисуйте человечка. Получается? Не очень ловко, но получается. Но ведь левую руку никто не учил всем этим непростым движениям, значит, она незаметно выучилась сама, пока мы обучали правую. Но можно учить и «наоборот»: если всем навыкам мы начнем учить и левую руку, это создаст существенные резервы для ещё более совершенной работы правой руки.

Во многих культурах прошлого считалось, что человек должен быть симметричным, ДВУРУКИМ. Его нужно учить на «двурукость».

ОПРЕДЕЛЯЕМСЯ

Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия предложил определять ведущую руку и ведущий глаз по следующим тестам.

Скрестите руки на груди в «позе Наполеона». Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если вы поменяете позиции рук, то испытаете неудобство, так как вы либо левша, либо правша.

Переплетите несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений.

Посмотрите, какая рука сверху, когда вы аплодируете.

Сложите ладони ровно, вплотную друг к другу. Заметьте: пальцы ведущей руки обычно на 1-2 мм длиннее пальцев на другой руке.

Возьмите карандаш. «Прицельтесь», выбрав мишень и глядя на неё обоими глазами через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз – ведущий, и наоборот.

Ведущей ногой является та, которой вы отталкиваетесь при прыжке.

Весьма часто у многих людей эти тесты не совпадают. Это говорит о том, что у них оба полушария речевые и что они парциальные (частичные) левши.

Обучение должно быть построено таким образом, чтобы более слабый мозг был активным помощником сильного, а не его пассивным придатком. Развивая эту тему взаимной помощи мозговых полушарий, удобно привести пример коридора, на обеих стенах которого висят зеркала. При активности обоих полушарий происходит многократное отражение и усиление их деятельности, как зеркала в коридоре много раз повторно отражают объект и его отражения друг в друге.

Нужно учить обе руки, обе ноги, оба глаза, обе стороны тела.

 

ДЛЯ ВНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕРИ

В возрасте до трёх лет не стоит слишком доискиваться, правшой или левшой является ребёнок. В это время подобное выяснение является нагрузкой для детей и само исследование малонадежно.

И есть еще одно «но» (окончательно всё запутывающее). Большинство авторов всё-таки считают, что в шесть с половиной—семь лет обычный ребёнок делает выбор руки. Такой выбор обязателен, и он свидетельствует о том, что вступило в силу высшее управление деятельностью: все процессы стала контролировать кора головного мозга. И для того чтобы это состояние было достигнуто быстрее, в какой-то момент (обычно около шести лет) нужно начать больше внимания уделять доминирующей руке. Но вот когда выбор будет совершён, мы советуем снова усиленно заниматься симметричностью движений.

А к чему нам нужно стремиться? Встречаются люди, у которых абсолютно одинаковые тесты для обеих рук, плюс оба глаза ведущие, целевые, и их поля зрения одинаковые. Это довольно редкое явление. Таких людей называют амбидекстрами. Они мастера на все руки. Амбидекстром был Леонардо да Винчи. Его пример подтверждает гипотезу: умение владеть левой рукой точно так же, как правой, способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга. Для этого нужно много заниматься теми видами деятельности, которые требуют двойного управления: велосипедом, роликами, брахиацией (замечательно, если у ребёнка есть возможность много бегать и плавать). Мы твёрдо уверены: учить на две руки — значит добиваться более точных, уверенных и совершенных движений.  Для спортсменов это особенно важно! Учить левую руку фехтовальщика, теннисиста, левый глаз стрелка, левую ногу футболиста — создавать резерв, который есть у спортсмена любого возраста (и в мире существуют спортсмены, которые этим успешно пользуются). Кстати, на Западе принято обучать детей письму как правой, так и левой рукой.

 

ЧЕМ ВРЕДНА ПЕРЕУЧЕННОСТЬ?

Обычно мы имеем переученного левшу. Переучивание правшей в левшу производилось в виде эксперимента при помощи магнитного поля в университете в Калифорнии, но это удалось всего на один час. А левшей переучивали в приказном порядке и в детских садах, и в младших классах школ. И вот результат: движения человека начинают контролироваться более слабым полушарием мозга, поскольку так этого человека переучили. Максимально реализоваться (я сравниваю каждого только с его собственным потенциалом) такой человек не сможет! Более того, в моменты наивысшего напряжения — например,  на соревнованиях — доминантное полушарие (не наученное) берёт на себя ответственность за движения, и спортсмен делает невероятные промахи, которые просто непредставимы на тренировках. Вспомните футболистов, которые в последний момент вдруг совершают такой удар выше ворот, что только диву даёшься.

К счастью, это «переучивание» касается только самых явно выраженных левшей. Но есть ещё 48-50% людей, которые являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества, причём более чем у половины из них преобладает левшество над правшеством. Таких людей называют парциальными, или мозаичными (частичными), левшами. Мозаичными в том смысле, что у них доминантными (преобладающими) в реализации речевой деятельности являются не все четыре доли (затылочная, височная, теменная и лобная) правого полушария у левши и левого полушария у правши, а как бы вперемежку. По ведущему глазу человек может быть левшой, а по ведущей руке – правшой, и наоборот. У парциального левши при тестировании на признаки «рукости» могут не совпадать тесты на «пальцы рук в замке» и «позу Наполеона».

Есть ещё много других смешанных типов доминантности полушарий мозга. И каждый из них имеет свои особенности поведения, особенности мышления, и их нужно учитывать родителям и тренерам, чтобы не ломать ребёнка неоправданными требованиями.

Например, даже взрослый, если переложить ему телефонную трубку от правого к левому уху, может перестать понимать, что ему говорят, потому что он начинает воспринимать информацию другой половиной мозга. И в такой ситуации и от ребёнка, и от взрослого бессмысленно что-то требовать. Он не «не хочет», он не может. Вот такие ситуации нужно учитывать в смешанных типах «правшей-левшей».

Если ребёнок берёт ракетку в правую руку, это ещё не значит, что его можно воспитывать как правшу. Он может быть правшой только на руку, а по типу функционирования мозга являться типичным левшой. И если у таких детей можно ненавязчиво развивать левую руку, то это достаточно выигрышное и благодарное занятие. И наоборот, если насильно развивать у ярко выраженного правши левую руку, то это будет такой же стресс, как у левшей, когда их переучивают на правую руку. А если не насильно? Очень интересно, что проведено много исследований на правшах, которые ломали ведущую руку. При этом не только слабая левая рука быстро начинала учиться и выполнять сложные функции, но и в «командном пункте», в правом полушарии, менялось количество серого и белого вещества.

Учите ребёнка на две руки!

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Подобные записи

5.00 avg. rating (94% score) — 1 vote

Мифы о правом и левом полушарии: в чём реальные различия?

Креативно ли правое полушарие мозга? Какая логика у левого? В чём реальные различия? Оказывается, правое полушарие видит факты, но не может объединить их, усмотреть в них причинно-следственные отношения. С левым полушарием другая проблема.

Думаю, что вы уже даже слышали что-то о «межполушарной асимметрии». В книжках по популярной психологии любят писать, что, мол, левое полушарие у нас «логическое» и «разумное», а правое – «творческое» и «креативное». Это, конечно, сильное упрощение. Наше левое полушарие – языковое, а правое – фактологическое. Впрочем, сделаем небольшую оговорку: как мы уже поняли, правое полушарие язык чуть-чуть понимает, но точно не настолько, чтобы им свободно пользоваться.

Чем отличаются правое и левое полушария мозга

Так, например, если мы покажем правому мозгу человека слово «спичка», то оно сможет его прочесть и указать левой рукой на настоящую спичку. Но если в следующий момент мы покажем ему слово «дрова», а затем предложим ряд картинок, в том числе с горящими дровами, оно не сможет её выбрать.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

То есть, правое полушарие видит факты, но не может объединить их, усмотреть в них причинно-следственные отношения. С левым полушарием другая проблема…

Если мы покажем всё тому же правому полушарию набор неких предметов, например, пластмассовую вилку, красный ластик, механический карандаш и т.д., то оно их опознает, хорошо запомнит и не будет ошибаться, если при повторном предъявлении предметов мы попытаемся его запутать.

А вот если мы проведем тот же эксперимент с левым полушарием, а затем совершим подмену, то левое полушарие ошибочно признает, что видело металлическую вилку (хотя она была пластмассовой), синий ластик (хотя он был красным), обычный карандаш (хотя он был механическим) и т.д.

То есть, правое полушарие чётко запоминает, что оно видело, хотя даже не может назвать эти предметы. А вот левое – с легкостью их называет, но затем верит своим словам, а не глазам: да, вилка была, ластик был, карандаш был. Но они были другими! Левое полушарие это уже не волнует – слова правильные и хорошо.

Что ж, Газзанига проводит следующий эксперимент… Он показывает пациенту с расщепленным мозгом две картинки: куриную лапку левому полушарию, а снежный пейзаж – правому. После этого перед испытуемым выкладывают несколько других картинок, которые видят уже оба полушария, и спрашивают, какую он выберет.

Пациент замечает картинку с курицей и говорит: «Вот эту! Я видел куриную лапку». При этом его левая рука сама собой показывает на картинку с лопатой (согласитесь, адекватный выбор, если тебе показали кучу снега). Но пациент не осознает, что видел снежный пейзаж.

Как он объяснит свой выбор? Почему он указал на лопату?

Честным ответом было бы, наверное, сказать: «Я не знаю». Но левое полушарие решает эту задачу иначе: «Почему лопата?.. Понятно почему, чтобы легче убрать курятник!».

То есть, левый мозг пациента с ходу придумывает любую небылицу, только бы не столкнуться с ситуацией неопределенности. Нужно приплести к делу лопату? Приплетём лопату! Главное, не признаваться в своём незнании.

В другом эксперименте правому мозгу пациента показали слово «банан», а левому – слово «красный». После этого исследуемому дали бумагу, набор цветных карандашей и попросили что-нибудь нарисовать левой рукой. Пациент нарисовал красный банан. С красным всё понятно. Но почему банан?

– А почему вы нарисовали банан?

– Эта рука слабее, ей проще нарисовать что-то вроде банана, – ответил пациент.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Ситуация аналогичная: человеку не хватает объективной информации и он прячет свое незнание за выдумками, то есть, по сути дела, обманывает сам себя.

Подобных экспериментов на пациентах с расщепленным мозгом было проведено сотни, если не тысячи, но принцип, я думаю, ясен и так: левое полушарие не терпит неопределенности, а поэтому, сталкиваясь с непонятными фактами, оно создает правдоподобное объяснение, в котором «всё встаёт на свои места».

Что ж, мы познакомились с нашим самоуверенным идиотом. Он есть у каждого. Можете его охранять, холить и лелеять. Но я бы предложил его убивать – каждый божий день по нескольку раз!

В своё время ещё великий нейрохирург и исследователь мозга Уайлдер Пенфилд обнаружил эту зону мозга рядом с речевым центром и назвал её «интерпретативной корой». Но тогда ещё никто не знал, как велико действительно значение этого нашего «интерпретатора».

Принято считать, что логика – это сильная сторона левого полушария. Почему это, мягко говоря, не совсем так рассказал другой эксперимент исследовательской группы Майкла Газзанига.

Испытуемых располагали перед специальным экраном и ставили задачу угадать, какое из двух событий произойдет следующим, а именно: где появится следующая вспышка света – над линией или под линией.

Аппарат был запрограммирован таким образом, чтобы 80% вспышек появлялись выше линии, а 20% ниже неё. В эксперименте в качестве подопытных принимали участие – внимание! – крысы, голуби, дети до четырёх лет и взрослые.

Как вы думаете, кто выиграл в этом заочном поединке? Не буду томить вас с ответом: крысы, голуби и дети до четырёх лет. Их бесхитростная стратегия была абсолютно разумной: если свет чаще появляется над линией, то и предсказывай его появление над линией. Чего мудрить-то?

В результате, крысам и вовсе удавалось «выбить» восьмидесяти процентный результат, показатели голубей и детей были лишь немногим хуже. Взрослые же демонстрировали самые плохие показатели – 67% правильных ответов. Причем, ничего не менялось, даже если им дополнительно объясняли, что появление точки над или под линией носит абсолютно случайный характер.

Как такое может быть? Всё очень просто: наше языковое – левое – полушарие ищет во всём закономерности, даже если никаких закономерностей там нет. Оно словно специально создано для того, чтобы находить не существующие в действительности «закономерности» и «смыслы», безрезультатно упорядочивая хаос. В результате – лишняя суета и ошибка на ошибке.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

А почему же дети до четырёх лет справлялись с этим заданием лучше взрослых? Дело в том, что наш языковой интерпретатор должен ещё созреть до состояния, когда он начнет строить все возможные и невозможные предположения о жизни. Пока же ребенок только осваивает речь, он неспособен придумывать «закономерности».

Возможно, вам приходилось наблюдать ситуацию, когда кто-нибудь из взрослых пересказывает случившееся, а ребенок, вдруг, начинает отчаянно протестовать.

– В магазине Коленьке понравился игрушечный слоник… – рассказывает мама. 

– Не слоник!!! – страшно возмущается Коленька. – Бегемотик! 

– Ну какая разница, дорогой? – успокаивает его мама. 

– Большая! – продолжает верещать сын.

Да, для мамы, чьи языковые способности достигли максимума, всё равно – бегемотик, слоник, да хоть слонопотам: игрушка, она и есть игрушка. А ребенок буквально физически не готов мириться с таким искажением фактов. Для него это нечто совершенно невообразимое. Как можно назвать бегемотика слоником?! Что это вообще такое?! Ужас! Это был бегемотик!

Но пройдут годы и левое полушарие, став доминантным, будет готово и не на такие подмены: факты будут игнорироваться, ситуации тенденциозно интерпретироваться, а любые глупости находить «железобетонные объяснения».

Такова «логика» нашего «разума».опубликовано econet.ru.

Автор: Андрей Курпатов (Отрывок из книги «Чертоги разума. Убей в себе идиота!»)

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Правое полушарие мозга и левое полушарие. Мифы и исследования

Две части мозга человека, представляющие собой левое и правое полушария, отличаются своей работой. Одно из них может преобладать над другим. Вопрос в том, как это отражается на личности?

Существует мнение, что человек либо правополушарен, либо левополушарен, что именно это и определяет поведенческие реакции человека и его личность в целом.

Данная статья – исследование, в результате которого будет выявлено, истинное или ошибочное это утверждение. Далее объясняется функциональность и характеристики каждой половины мозга.

Одно полушарие против другого

Учитывая данное утверждение, у каждого человека есть одна преобладающая часть мозга, определяющая полностью его личность, мыслительную деятельность и поведенческие черты.

Как известно, в жизни встречаются правши и левши. Исходя из этого, мысль о том, что человек либо правополушарный, либо левополушарный, довольно правдоподобна.

Как говорят, наиболее характерные черты левополушарных людей, следующие:

  • более развиты аналитические способности;
  • более развито логическое мышление;
  • они больше ориентированы на детали и факты;
  • более склонны к математическим вычислениям;
  • они умеют «думать словами».

Правополушарные люди, имеют следующие наиболее выраженные характеристики:

  • творческий подход;
  • свободомыслие;
  • интуитивность;
  • обладая абстрактным мышлением, видят общую картину;
  • склонны больше визуализировать, нежели мыслить словесно.

Что показывает исследование?

5dc666163bfe0.png

Проходя обследование с помощью аппарата МРТ, полушария головного мозга обследуемого подвергаются анализу на экране.

Отдельное изучение каждого из полушарий происходит с помощью МРТ-сканеров.

Проведенные не так давно исследования показали, что упомянутая выше теория является неверной. В процессе проведения исследования (2013 г.), в котором принимали участие свыше тысячи человек, рассматривались трехмерные изображения их мозга. Была измерена активность обоих полушарий при помощи МРТ-сканера.

В итоге выяснилось, что люди используют обе части мозга, поэтому становится очевидным, что преобладающей половины не может быть. Однако стоит отметить, что мозговая активность человека действительно отличается. Это зависит от выполняемой задачи.

К примеру, данные исследований PloS Biology показали, что в левом полушарии находятся языковые центры, а правое отвечает за эмоциональное состояние и невербальное общение. Роджер Сперри получил Нобелевскую премию (1960 г.) за внесенную лепту в науку о «латерализации мозга».

Но такое преувеличение этих любопытных открытий дало почву для создания представления о левополушарных и правополушарных личностях. Различается ли преобладание полушария у разных личностей? Например, две женщины в офисе будут вместе смотреть на планшет.

Эксплуатируемая в разных видах деятельности часть мозга, для разных людей неодинакова. На ту половину мозга, что эксплуатируется для определенной деятельности, может влиять правша человек или левша. Проведенное исследование (2014 г.) говорит, что почти у 99% правшей левая половина мозга в ответе за языковые центры. Но и примерно у 70% левшей может наблюдаться то же самое.

Таким образом, доминирование полушария может варьироваться от одного человека до другого. На это влияет род деятельности. Чтобы полностью разобраться во всех обстоятельствах, влияющих на это, необходимо проведение дополнительных научных исследований.

Заключение о левом и правом полушарии

На основании проведенных научных исследований, можно утверждать, что концепция о том, что люди могут быть либо правополушарным, либо левополушарным, не подтверждается.

Наблюдения некоторых людей могут говорить, что концепция действительно соответствует их характеристикам, но это не совсем правильная тактика понимания мозга, поэтому полагаться на нее не стоит.

Вера индивидуума в то, что люди либо левополушарны, либо и правополушарны, будет существовать долгое время, поскольку в действительности мозговая активность не симметрична и варьируется от одного человека к другому.

Перед применением препаратов, указанных на сайте, проконсультируйтесь с врачом.

Эмоции, Интеллект, Правое Полушарие, Левое Полушарие

 

 

        ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  АСИММЕТРИЯ  ПОЛУШАРИЙ  

 

                                    ГОЛОВНОГО  МОЗГА.

 Головной мозг состоит из трех крупных  частей: большой мозг, мозжечок и мозговой ствол. По размерам и функциональной значимости большой мозг играет ведущую роль. Поэтому,  в  упрощенном варианте его  можно называть головным мозгом.  Головной мозг состоит  из   левого и правого полушарий.    Морфологически  или по форме  они очень похожи друг на друга.  Однако их нельзя назвать парными органами,  поскольку в функциональном  плане они не однозначны. Левое полушарие отвечает за интеллектуальную деятельность человека, а правое  за его  эмоциональные характеристики.   Учитывая тот факт, что именно в сфере их функциональной деятельности находятся личностные характеристики человека, его поведение, привычки, эмоции, интеллектуальные способности  а, в конечном счете, и его судьба, изучение мозга является насущной необходимостью.  Кроме того это чрезвычайно интересное занятие, которое приносит нам все новые и новые сюрпризы. Так нами было установлено, что у основной  массы наших людей  правое полушарие  является более активным,  нежели левое,  Поскольку правое полушарие отвечает  за формирование негативного эмоционального статуса человека, то можно считать, что мы все более эмоциональны, нежели  рациональны и, причем негативно эмоциональны. Проще сказать мы очень злые, агрессивные и злопамятные. И это, в первую очередь, бьет по нам самим, это очень вредит нашим семейным и общественным  отношениям, подрывает наше  здоровье и сокращает нашу жизнь на 10 – 15 лет. Как исправить такое положение?

 

Функции полушарий головного мозга

Функциональная неоднозначность полушарий головного мозга  была выявлена на основании данных о нарушениях речи. Открытие это своими корнями уходит во вторую половину XIX  века. Исходя из результатов посмертного вскрытия больных утративших дар речи, французский врач-клиницист P. Broka  установил связь этого заболевания с поражениями нервных клеток в  лобной доле левого полушария  головного мозга.  Несколько позднее С. Wemecxe  описал утрату способности устного речевого общения, так называемую сенсорную афазию, у пациента с повреждением  височной извилины того же полушария. Далее, было установлено, что левое полушарие мозга доминирует не только в речи, но и в процессах чтения, письма, счета, способности к логическому мышлению. Была сформулирована концепция доминирования левого полушария головного мозга.   Правое полушарие представлялось подчиненным и   не имеющим специфических свойств.                

Однако в клинике накапливались факты, проясняющие значение правого полушария в формировании эмоционального статуса  человека. В 1881 г.  B.Luys, исследуя пациентов с очаговыми поражениями головного мозга и полной потерей произвольных движений одной половины тела (гемиплегией), показал, что  правому полушарию головного мозга  принадлежит доминирующая роль в сфере эмоций.     Несколько позднее, доминантность правого полушария в экспрессии эмоций  была определена Н Sackkeim.   Оказалось, что правое полушарие отвечает  за  эмоции  и, в большей степени, за  отрицательные эмоции. При преобладании функции правого полушария человек склонен к негативизму восприятию окружающей среды Он видит, прежде всего, отрицательные аспекты событий, лучше запоминает их и дольше помнит. Таким образом,  при доминирующей активности правого полушария над левым формируется отрицательный эмоциональный профиль личности, выраженность которого зависит от степени  этой активности.  Дальнейшие исследования в этой области показали более глубокую связь в плане функциональных отношений левого и правого полушарий, их взаимно дополняющую друг друга  специализацию.  Как оказалось, функциональная асимметрия полушарий головного мозга неоднозначна, сложно мозаична, имеет возрастные особенности. Однако,  вполне обоснованно и с достаточно высокой степенью достоверности можно утверждать, что левое полушарие, в большей мере,  является вербально логическим, ответственным за интеллектуальный уровень личности, в то время как правое полушарие, в большей мере, является пространственно = чувственным.  Высокий уровень  активности того или иного полушария  определяет психологический тип личности.   Функциональная неоднозначность полушарий головного мозга сформировалась  в ходе  эволюции центральной нервной системы ( ЦНС ).

 

Эволюция ЦНС.

В развитии нервной системы животных принято выделять три последовательных этапа или три типа нервной системы: диффузную, узловую  и трубчатую. Первые многоклеточные организмы, например, пресноводный полип гидра,  имеют  диффузную нервную систему.

По всей поверхности наружного слоя гидры расположены нервные клетки. Они имеют звездообразную форму, т к. снабжены длинными отростками. Отростки   близко расположенных нервных  контактируют между собой, а часть их  контактирует с кожно-мускульными клетками. Рабочее состояние нервной клетки — возбуждение. Если к гидре прикоснуться тонкой иглой, то возбуждение от раздражения одной из нервных клеток передается по отросткам другим нервным клеткам, а от них к кожно-мускульным клеткам. Происходит сокращение мускульных волоконец, и гидра сжимается в маленький комочек.

Дальнейшее развитие нервной системы приводит к тому, что разбросанные по всему телу нашей, уже описанной ранее гидры, нервные клетки постепенно группируются в нервные цепочки и нервные узлы — скопления нервных клеток. Первым представителем, у кого мы наблюдаем узловую нервную систему, являются плоские черви и их типичный представитель – белая  планария.  Этот червяк длиной 1-2см, живущий в прудах и ручьях, имеет белое тело с просвечивающим кишечником, набитым темной пищей. Одной из особенностей    нервной системы  планарии является двусторонняя симметрия. Ее правая сторона выглядит как зеркальное отражение левой. Все органы планарии попарно располагаются по обе стороны воображаемой плоскости, проходящей вдоль тела животного. Двусторонняя симметрия свойственна для большинства многоклеточных животных, в том числе, и человека. Планария имеет по бокам два нервных ствола. В передней части оба нервных ствола заканчиваются крупными нервными узлами, связанными между собой.   У кольчатых червей они формируются в большие подглоточный  и надглоточный узлы. Эти два больших узла и нервные стволы являются   предшественниками  современной ЦНС позвоночных животных и человека.

Более крупный подглоточный узел обеспечивает осязательные, а надглоточный – пищеварительные функции.  Далее, в процессе эволюции происходит перемещение надглоточного узла влево, а подглоточного вправо и вверх,  Таким образом  формируется  правое и левое полушария головного мозга. Вращательные движения надглоточного и подглоточного узлов, соединенных с нервными стволами  приводят к  перекрещиванию нервных путей. Два нервных ствола погружаются вглубь мышечной ткани и, соединяясь между собой, формируют первичный спинной мозг. Функциональная и морфологическая неоднозначность надглоточного и подглоточного узлов явилась причиной функциональной  неоднозначности левого и правого полушарий головного мозга   человека.

 

             функциональная  типология

 Функциональная асимметрия полушарий головного мозга  дает возможность классифицировать людей по степени относительной  активности  левого или правого полушарий головного мозга.     Психологи  всегда  пытались разделить людей на психофизиологические типы.

    Первая попытка такой классификации людей уходит в далекое прошлое.  В  V веке до н.э. древне–греческий врач,  реформатор античной медицины Гиппократ создал учение, согласно которому человеческое тело состоит из 4х элементов: воздуха, воды, огня, и земли. Предполагалось, что соединения этих элементов создают 4 субстанции: кровь, слизь, черная желчь, желтая желчь, которые и определяют 4 типа человека. Несколько позднее, 130-200 лет  до н.э, последователь Гиппократа, греческий врач Клавдий Галлен предложил выделить 4 основных психологических типа, основанных на эмоциональном состоянии человека.  Это сангвиник – склонен к радости, флегматик — к спокойствию, меланхолик – к тоске и холерик – гневный тип. Эта классификация выдержала два тысячелетия. Была выявлена физиологическая связь некоторых болезней с психотипами людей. Так меланхолик склонен к определенным заболеваниям сердечно – сосудистой системы, вегето–сосудистой дистонии, депрессии, шизоидной психопатии. Холерик, например, склонен к дисфункции желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, спазмам, судорогам, маниакальности, истероидной или эпилептоидной психопатии. Знание психотипа имеет большое значение в медицине для уточнения диагноза и лечения, а также в коррекции социальных отношений.

В ХХ веке исследование психотипов получило новое направление, связанное с психоанализом, разработанным З.Фрейдом. Наиболее значимой в этом плане является типология К. Юнга, одного из выдающихся учеников  З.Фрейда. В основу своей системы он ставит 4 класса людей: мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный. Каждый из этих людей того или иного класса может проявить себя как экстравертный, так и интравертный, образуя в общем количестве 8 психотипов. По классификации К.Юнга интраверт склонен оставлять все переживания внутри себя,  он легко раним и беззащитен, подвержен какой-либо идее и ему тяжело пересмотреть свои взгляды.  В этом отношении экстравертам гораздо легче. Они общительны, легко ориентируются в любой обстановке, обществе,  способны прогнозировать и перестраивать свои отношения. Все достается им удивительно легко, а свои неприятности они не замечают и просто пропускают их сквозь пальцы.

И.П.Павлов в основу разработанной им классификации положил основные процессы в деятельности центральной нервной системы. Он выделил 4 типа высшей нервной деятельности по силе, уравновешенности,  возбуждению и торможению нервных процессов.

  Все вышеперечисленные классификации не учитывали факта функциональной неоднозначности левого и правого полушарий головного мозга. Как выяснилось,  на психическую деятельность и поведение человека  серьезное влияние оказывает   доминирование того или иного полушария.   Было предложено выделять два психотипа:  левополушарный и правополушарный, где характеристикой основных свойств каждого типа является функциональная направленность доминирующего полушария головного мозга. Проблема заключается в научно обоснованном определении доминирования того или иного полушария. А.П. Ануашвили предлагает выявлять доминирование правого или левого полушария головного мозга путем определения разности амплитуд колебательных процессов в том или ином полушарии и степенью согласованности этих колебательных процессов между собой. Для определения этих параметров  требуются непосредственные измерения  с помощью датчиков, измеряющих электромагнитные излучения мозга. Кроме того, что данная методика требует использования дорогостоящего специализированного оборудования недоступного для широкого использования, электромагнитные характеристики излучения мозга отличаются высоким уровнем нестабильности. Они легко изменяются и зависят от многих дополнительных факторов. Очевидно, что это существенно влияет на объективность результатов исследований и требуют накопления большого количества статистического материала.

 

Синтезированные фотографии.

Нами предложена методика  косвенного  определения преобладающего полушария  головного мозга сравнением  площади  поверхности левой и правой половины лица. Поверхность лица формируется его мимической мускулатурой и чем сильнее она развита, тем больше площадь поверхности лица. Развитие мимической мускулатуры напрямую зависит от функциональной активности корковых комплексов нейронов левого и правого полушарий головного мозга. Поскольку мимическая мускулатура левого и правого лица иннервируется контрлатерально, то есть противоположными полушариями, то  площадь поверхности правого  лица зависит от активности левого полушария, а площадь поверхности левого лица  соответственно зависит от активности правого полушария. При стабильном доминировании или более высокой активности, например, правого полушария мимическая мускулатура левой половины лица будет развита значительно сильнее мимической мускулатуры правой половины лица, а следовательно и площадь поверхности левой половины лица будет больше площади поверхности правой половины лица.   Заметим, что доминирование одного полушария или более высокая степень возбуждения его нейронов, как правило, вызывает  относительное торможение  нервных процессов в противоположном полушарии.  Это еще больше усиливает  вышеописанный эффект.

  Для выявления доминирующего полушария    сравнивались  площади поверхности синтезированных  фотографий  левого и правого лица.    Синтезированная фотография представляет собой фотоизображение, составленное из одной половины лица и ее зеркального отражения. Лицо на фотографии разделяется по осевой анатомической линии на две половины, и из каждой половины составляются две синтезированные фотографии. Берется  левая половина лица и ее зеркальное отображение  и комбинируется левое  лицо. Таким же образом делается комбинированная фотография правого лица.  Это осуществлялось с помощью компьютерной программы.   Далее измерялись  площади поверхности  левого и правого  лица  синтезированных фотографий.  Одинаковый масштаб фотографий и их фронтальные изображения позволяют производить сравнительную математическую обработку. Площадь искомой половины лица с одной стороны ограничивалась центральной осевой анатомической линией, а с другой внешними контурами лица.

. Для определения доминирующего полушария и  степени его доминирования было введено понятие коэффициента асимметрии лица, который определялся отношением площадей поверхности левого и правого лица. Если отношение площади левого лица  к площади правого больше единицы, то есть площадь левого лица больше правого, то это означает что правое полушарие более активно, чем левое. Если это отношение меньше единицы, то более активным полушарием является левое. Если данный коэффициент равен единице, то лицо является абсолютно симметричным и оба полушария имеют одинаковую активность. Таким образом, мы можем легко выявить какое полушарие у испытуемого является активным и определить его индивидуальный коэффициент асимметрии.  Исследования проводились среди студентов НГМА.  

Результаты оказались несколько неожиданными.  Нам  виделось  что, в количественном отношении число правополушарных и левополушарных типов должно быть примерно одинаковым. Однако в процентном отношении  число  правополушарных  людей составило 87,7%, число левополушарных   12,3%.  Число симметрично функционирующих полушарий равно нулю. Какое — то полушарие всегда является чуть более активным, чем противоположное. Средний коэффициент асимметрии в группе с активным левым полушарием составил 0, 944, а в группе с активным правым полушарием  1,087. Были проведены дополнительные исследования среди различных возрастных и социальных групп. Результаты оказались идентичными. Мы все очень эмоциональны и, как правило, сначала делаем, а потом думаем, совершаем поступки, а потом раскаиваемся.

 

Функциональная типология.

    Левое полушарие обрабатывает информацию, последовательно кодируя и сопоставляя ее детали, т. е. идет от анализа к синтезу, где выводы делаются после тщательной обработки данных. Лишь после этого левое полушарие определяет цели и намечает пути их реализации.  Такой подход  гарантирует высокий уровень успешности и результативности. Анализируя ситуацию, происходящую здесь и сейчас, левое полушарие делает ставку на будущее.  Такой человек в процессе своей настоящей деятельности, прогнозирует ожидаемое будущее и видит себя в этой ситуации активно действующим лицом. Он проявляет исключительную изобретательность и холодную рассудительность в сложных ситуациях. Это позволяет исключать   принятие ошибочных решений и избежать нежелательных последствий. Среди этих людей мы видим ученых, инженеров, руководителей. С учетом всех обстоятельств и особенностей функционирования левого полушария, способов его восприятия  окружающей действительности и выражения своей психической сущности человек у которого доминирует левое полушарие, определяется как интеллектуальный логический  тип.

    Правое полушарие играет ведущую роль в эмоциональной сфере  психической деятельности человека.  Учитывая тот факт, что  левое полушарие  кроме всего, берет на себя весь спектр положительных эмоций,  то естественно, мы оказываемся   не только  эмоциональными, но  эмоциональными  негативно.  Правое полушарие обеспечивает целостное и образное восприятие мира, но это восприятие всегда носит негативный оттенок. Плохое    всегда запоминается лучше, чем хорошее, имеет особенность накапливаться.  Работая в настоящем,  правое полушарие опирается исключительно на прошлое, выискивает там неблагоприятные обстоятельства и опирается на них, принимая решения.   Это приводит к нежелательным и  непредвиденным последствиям. И это еще мягко сказано. Правое полушарие работает в аналоговом режиме с очень узким спектром  анализа. Оно   сравнивает объекты  в таких понятиях как хорошее или плохое, злое или доброе, верное или неверное и совершенно не способно к компромиссам.  Люди, у которых доминирует правое полушарие, относятся к чувственному типу, они чрезмерно эмоциональны  и, находясь во власти эмоций не способны думать.  Однако в эмоциональном  плане они очень выразительны, окружающий мир они воспринимают на чувственном уровне, способны к состраданию,  благотворительности, готовы к самопожертвованию в борьбе за справедливость. Из этой среды выходят вожди.   Отсюда же к нам приходят  художники, скульпторы, поэты, певцы, артисты, в конечном счете, романтики, украшающие наше общество, дающие ему привлекательность и направленность.     Это хорошо. Но существует одна вещь, которая довлеет над  нами.  Это  раздражение.

Правополушарный тип изначально несет в себе раздражение и основанием для этого является постоянная активность правого полушария, его негативно эмоциональная направленность.   Это тлеющий вулкан, который живет в наших душах. Любое непредвиденное препятствие  вызывает в нас  безудержный гнев. Происходит это в результате генерализации возбуждения, когда отрицательные эмоции захватывают весь мозг. Здесь любой внешний импульс только усиливает возбуждение.  Если такого человека  не остановить,  он может совершить любое преступление, вплоть до убийства.

 Подспудное раздражение держит нас в  состоянии, хотя и  слабой, но постоянной  депрессии. Любая, даже незначительная  неблагоприятная ситуация может ввергнуть нас уже в настоящую депрессию. Неуверенность, тревожное и тягостное состояние, подавленный инстинкт самосохранения, невыносимая душевная боль, ощущение собственной никчемности. Этот страшный список можно продолжать до бесконечности. Требуется лишь сказать, что и последствия такого состояния    ничего хорошего не предвещают. Они являются причиной целого ряда тяжелых заболеваний. Это, прежде всего язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет и сердечно =  сосудистые  заболевания. При тяжелых формах депрессии возникают нервные расстройства и суицидальный синдром, который часто заканчивается трагедией. По всем  этим показателям  мы чуть ли не лидеры. Такова наша национальная особенность. В целом, все это сокращает продолжительность жизни до 10 — 15 лет, в зависимости от степени асимметрии полушарий.   Как исправить данное положение?

 

Психологическая коррекция.

Исследования различных типов людей ставят перед учёными-психологами проблему устранения отрицательных характеристик личности, изменения её в позитивном направлении. Задача заключается в создании гармоничной, высоко духовной, творческой личности, помогая ей раскрыть свои положительные качества, способствовать укреплению физического здоровья. Теперь, когда понятны причины наших многих несчастий рассмотрим методы борьбы со злым роком, который не дает нам жить спокойно и счастливо.

     Проявления на лице человека функционального состояния полушария головного мозга позволяют получить, при визуальной обработке синтезированных фотографий левого и правого лица,  коррекцию психологического состояния человека.   Рассматривая  синтезированные фотографии,  составленные из левой и правой половин лица,  испытуемый видит  двух различных людей. Происходит раздвоение личности, которое мозг стремится ликвидировать, устраняя асимметрию между левой и правой половинами лица  Синтезированные фотографии показывают мозгу обнажённую действительность,  результат его неудачной  деятельности и побуждают его к исправлению ситуации. Мозг обладает огромной способностью к самовосстановлению и самосовершенствованию. Когда, наконец, цели  определены, сознание приступает к самокоррекции.  

Визуализацию или просмотр синтезированных фотографий следует проводить  перед сном, в спокойной обстановке.  Просматривать  фотографии следует поочередно, в течение нескольких минут каждую. Далее,  работа по исправлению функциональных перекосов в работе мозга  идёт на подсознательном уровне. Курс данной психотерапии составляет 7 — 10 дней и повторяется через 1 месяц. Достаточно 2 – 3 курса. В результате такой психотерапии меняется поведение человека, геометрические пропорции и эмоциональная выраженность лица меняются в положительную сторону.  Повышается иммунитет и самооценка, уходят болезни, нормализуется давление.

.   Следующий метод заключается в активации левого полушария. Его активность, как мы говорили выше, автоматически будет тормозить активность правого полушария и снизит эмоциональный фон психического состояния человека. Для этого необходимо дать левому полушарию работу. Загрузить его решением несложной логической задачи. Например, пусть у вас в кармане всегда будет несколько монет разного достоинства. Вы на ощупь устанавливаете достоинство каждой монеты и определяете общую сумму вашего монетного  состояния. Задание может иметь несколько вариаций, но результат будет один. Вы обретете спокойствие, а вместе со спокойствием  уверенность в себе и своих силах.

Меликов П С (1980),    Мясников И Г (1964=2008) 

 

 

 

как происходит взаимодействие между полушариями. Мышление наоборот

Левое полушарие лжет, правое полушарие отвечает: как происходит взаимодействие между полушариями

С самого раннего детства мы начинаем овладевать определенными навыками и получаем за это поощрение. Поощрение и приобретенные навыки дают уверенность в своих силах и стремление применять умения при каждом удобном случае. В результате формируется положительная обратная связь, которая дает ощущения спокойствия и комфорта как на физическом, так и на психическом уровнях. С ранних лет мы стремимся к этим ощущениям, обусловленным работой левого полушария, хотя необходимый импульс может быть послан правым полушарием. Во время исследований ученые прибегают к сканированию мозга, чтобы установить, в каком его отделе возникают мысли. Эксперименты проходят в реальном времени. К примеру, участника эксперимента просят подумать о матери. На экране прибора можно наблюдать, какие участки мозга активизируются в этот момент.

Левое полушарие действует как сторож, пропускающий только те стимулы, которые дают приятные ощущения или позволяют хотя бы минимизировать неприятные. Правое полушарие при этом бездействует на заднем плане, позволяя левому доминировать. Поговорив с сотнями добровольцев, принимавших участие в исследованиях мозга, я пришел к выводу, что в правом полушарии содержится информация о нашей истинной сущности, личностных качествах. Эта моя гипотеза пока не нашла научного подтверждения.

Мы все боимся открыться другим людям, сознаем мы это или нет. Это особенно хорошо заметно на детской площадке, когда дети начинают обзываться обидными словами, такими как «трус», «плакса», «подлиза» и т. п. Такие прозвища обидны и неприятны, они вызывают переживания, которых хочется избежать. В результате формируется отрицательная обратная связь. Контролирует эти сложные переживания наше левое полушарие, особенно его префронтальная кора. Она формирует своего рода эмоциональную броню, которая позволяет смягчить удар. Как уже говорилось, негативные переживания оставляют шрамы и рубцы. Поэтому принцип работы левого полушария можно описать как стремление получить поощрение и избежать боли.

Этот порочный круг можно разорвать, если начать активную работу над перепрограммированием мозга. Для этого наше правое полушарие должно заработать в полную силу, что возможно только в доброжелательной атмосфере, например, когда нас окружают родные и любящие люди. Правому полушарию нужна комфортная зона, чтобы работать без напряжения, не боясь упреков и насмешек.

Функции полушарий головного мозга

Начинающему музыканту легче расти и творить в музыкальной семье. Ведь тогда на него работают сразу два фактора: ДНК и окружение. Таким образом правое полушарие получает необходимую поддержку и функционирует в полную силу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *