Правила работы с пластилином в картинках – Методические рекомендации по применению в работе педагогов с детьми дошкольного возраста в технике обратной пластилинографии

Содержание

Материал по технологии по теме: Инструкции по технике безопасности на уроках труда

Инструкции по технике безопасности на уроках труда

Правила подготовки рабочего места перед началом урока

1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.

2.  Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.

3.  Надень рабочую одежду.

4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей оде жды.

Правила уборки своего рабочего места

1.  Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.

2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.

3.  После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.

5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

6. Сними рабочую одежду.

7.  Все принадлежности убери.

Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4.  Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированны ми и заточенными ножницами.

5.  Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8.  Подавай ножницы кольцами вперед.

9. Не оставляй ножницы открытыми.

10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.

Правила безопасной работы с канцелярским ножом

1. Выдвигай небольшую часть лезвия.

2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.

3.  Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.

4.  В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.

Правила безопасной работы с клеем

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2.  Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3.  Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила безопасной работы с пластилином

1.  Выбери для работы нужный цвет пластилина.

2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.

3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4.  По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Правила безопасной работы со швейной иглой

1. Храни иглу всегда в игольнице.

2.  Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

3.  Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

5. Не втыкай иглу в одежду.

6. До и после работы проверь количество игл.

7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

8. Не отвлекайся во время работы с иглой.

Правила безопасной работы с шилом

1. Храни инструмент в безопасном месте.

2.  Работай шилом только на подкладной доске.

3. Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.

4. Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой дру гой материал.

5. После работы убери шило в коробку.

Техника безопасности на уроке технологии

Техника безопасностиhello_html_bbfbcd0.jpg

Общие правила техники безопасности:

  1. Разложить инструменты, приспособления и материал на рабочем месте так, чтобы было удобно их брать.

  2. С правой стороны положить то, что берут правой рукой. С левой стороны положить то, что берут левой рукой.

  3. Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

  4. По окончании работы аккуратно сложить и убрать материалы, инструменты и приспособления.hello_html_m6ff97a8.pnghello_html_514477e.jpg

5.Мыть руки до и после работы.

Правила техники безопасности при работе с ножницами:hello_html_27843472.jpg

  1. С ножницами надо обращаться осторожно. Не держать концами вверх.

  2. Не подходить к своему товарищу во время резания ножницами.

  3. Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми.hello_html_m2f3ca1fb.pnghello_html_3f72cd56.jpg

Правила техники безопасности при работе с иглой:hello_html_m60547d7a.gif

  1. Игла – острый инструмент, пользоваться ей надо осторожно. Хранить иглу следует строго в определённом месте.

  2. Нельзя оставлять иглу в одежде.

  3. Нельзя допускать потери иглы.

  4. Сломанную иглу не бросать, а сдать преподавателю. Никогда не брать иглу в рот.hello_html_m2c1f194f.png

  5. При шитье всегда применять напёрсток.

  6. Мыть руки перед началом работы.

Правила техники безопасности при работе с пластилином:hello_html_253a9ec7.jpg

  1. Выделить место для работы с пластилином.

  2. Аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать пластилин в рот; засучивать рукава перед работой.

  3. Использовать в работе стеки только под руководством учителя.

    hello_html_m2837a486.jpg

  4. После работы с пластилином привести в порядок рабочее место; очистить от пластилина доски, протереть стол мокрой тряпочкой.

  5. По окончании работы дети должны сначала тщательно вытереть руки бумажной салфеткой, а затем вымыть руки теплой водой с мылом, насухо вытереть полотенцем.hello_html_465e5bdc.jpg

  1. Хранить пластилин в специальных коробках, в строго отведенном месте.hello_html_m8f75620.jpghello_html_5487dced.jpg

hello_html_m571dfb51.jpg

Санитарно-гигиенические требования:

  1. На рабочую поверхность стола свет должен падать либо с левой стороны, либо сверху.

  2. Сидеть надо прямо, на всей поверхности стула.

  3. Ноги должны упираться всей ступней на пол.

hello_html_3a62d9d0.jpg

Правило рабочего человека:hello_html_2ae9cb44.jpg

  1. Экономно расходовать материал.

  2. Применять приспособления облегчающие трудности.

  3. Закончил работу – убери рабочее место тихо, быстро и аккуратно.

  4. Работать дружно – главное правило.hello_html_140edb2.png

hello_html_m33e3557e.jpg

Правила безопасности на уроках труда и технологии

article56.jpg

Во время проведения уроков технологии (уроков труда) в школе детьми используются различные инструменты, неправильное обращение с которыми может привести к травме.

 

Здесь мы рассмотрим правила использования ножниц, швейной иглы, клея, пластилина, канцелярского ножа, шила, а также поговорим о правилах подготовки места к работе и его уборки в конце урока.

 

Обучение учащихся соблюдению правил безопасности на уроках технологии в школе — это залог успешного проведения урока и, самое главное, опыт правильного использования различных инструментов детьми в будущем.

 

 

 

 

Правила безопасной работы с ножницами

  1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
  2. Перед работой проверь исправность инструментов.
  3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
  4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
  6. Следи за движением лезвий во время работы.
  7. Ножницы клади кольцами к себе.
  8. Подавай ножницы кольцами вперед.
  9. Не оставляй ножницы открытыми.
  10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
  11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
  12. Используй ножницы по назначению.
     

Правила безопасной работы с клеем

  1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
  2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
  3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
  4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
     

Правила безопасной работы с пластилином

  1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.
  2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.
  3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
  4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.
     

Правила безопасной работы со швейной иглой

  1. Храни иглу всегда в игольнице.
  2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
  3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.
  4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.
  5. Не втыкай иглу в одежду.
  6. До и после работы проверь количество игл.
  7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.
  8. Не отвлекайся во время работы с иглой.
     

Правила безопасной работы с канцелярским ножом

  1. Выдвигай небольшую часть лезвия.
  2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
  3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.
  4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
     

Правила безопасной работы с шилом

  1. Храни инструмент в безопасном месте.
  2. Работай шилом только на подкладной доске.
  3. Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.
  4. Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой дру¬гой материал.
  5. После работы убери шило в коробку.
     

 Правила подготовки рабочего места перед началом урока

  1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.
  2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.
  3. Надень рабочую одежду.
  4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.
     

Правила уборки своего рабочего места

  1. Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
  2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
  3. После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
  4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
  5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
  6. Сними рабочую одежду.
  7. Все принадлежности убери.
     
Также рекомендуем почитать:

Учителям → Диктанты с творческим заданием

Ученикам → Тесты по математике

Учителям → Полезные ссылки для учителей начальных классов

Ученикам → Тренажёр «Отличник»

Ученикам → Развивающая программа «Знайка»

Памятка для детей «Техника безопасности»

Правила безопасной работы с пластилином

hello_html_42671835.png

  1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.

  2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.

  3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Соблюдайте правила

техники безопасности

на занятиях труда!

Свяжитесь с нами!

Адрес: 352192, Краснодарский край, г. Гулькевичи,

Промзона №10

Контактный телефон:

8(86160) 5 52 77;

Факс: 5 36 57

Электронный адрес:

Ostrov_detstva@msrsp.krasnodar.ru

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

«Гулькевичский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Памятка для детей

«Техника безопасности »

hello_html_52657242.png

Составила:

инструктор по труду

Гурова Ирина Александровна

г. Гулькевичи

2018

Техника безопасности при работе с ножницами

1. Храните ножницы в указанном местеhello_html_38fed761.jpg

в определённом положении.

2. При работе внимательно следите за

направлением резания.

3. Не работайте с тупыми ножницами и с

ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держите ножницы лезвием вверх.

5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6. Не режьте ножницами на ходу.

7. Не подходите к товарищу во время работы.

8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так,

чтобы пальцы были в стороне от лезвия. 

Техника безопасности при работе с клеем

hello_html_622fe2f3.jpghello_html_295a19b5.jpg

1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно

глаза.

4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их

в большом количестве воды.

5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Правила безопасной работы с кисточкой и карандашом

  1. К работе с кисточкой или карандашом можно приступать только с разрешения педагога. hello_html_3299fe3a.jpg

  2. Внимательно выслушать объяснение педагога и проследить за показом приемов, которые используют при реализаций поставленной задачи.

  3. При работе с кисточкой и карандашом строго запрещается: брать их в рот, размахивать ими, ломать.

  4. Клади кисточку или карандаши на свое место.

  5. В случае неисправностей (сломан карандаш) обратись за помощью педагогу.

  6. После работы карандаши помести на место заточенной

  7. стороной вверх.

  8. После работы с кисточкой, ее вымой и поставь ворсинками вверх.

  9. Не забудь вымыть руки, вытереть насухо.

Техника безопасности при работе с иглой

  1. Хранить иглы нужно в определенном месте (в игольнице, специальной коробке).

  2. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.

  3. Шить необходимо с наперстком, чтобы не поранить палец.

  4. Нельзя шить ржавой иглой: она плохо входит в ткань, портит ее и может сломаться.

  5. Шить необходимо с наперстком, чтобы не поранить палец.

Инструкции по технике безопасности на уроках технологии в начальных классах

hello_html_1eee2d5d.gifТехника безопасности на уроках технологии

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению. Не просверливай ножницами отверстия.

4. Не работай неисправными инструментами.

5. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

6. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

7. Раскладывай инструменты в указанном учителем порядке.

8. Не разговаривай во время работы.

9. Выполняй работу внимательно.

1.Правила подготовки рабочего места

перед началом урока

  1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.

  2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.

  3. Надень рабочую одежду.

  4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.
     

2. Правила уборки своего рабочего места

  1. Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.

  2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.

  3. После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

  4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.

  5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

  6. Сними рабочую одежду.

  7. Все принадлежности убери.

3. Правила работы со швейной иглой

  1. Храни иглу всегда в игольнице.

  2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

  3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

  4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

  5. Не втыкай иглу в одежду.

  6. До и после работы проверь количество игл.

  7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

8. Не отвлекайся во время работы с иглой.
  

4. Правила работы с шилом

  1. Храни инструмент в безопасном месте.

  2. Работай шилом только на подкладной доске.

  3. Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.

  4. Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой другой материал.

  5. После работы убери шило в коробку.
     

5. Правила работы с канцелярским ножом

  1. Выдвигай небольшую часть лезвия.

  2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.

  3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.

  4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
     

 

6. Правила работы с клеем

  1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

  2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

  3. Клей наносят на середину листа и размазывают равномерно к краям. Края надо всегда хорошо смазывать.

  4. Когда бумага намазана клеем, надо немного подождать, чтобы она размокла и растянулась, а то будут морщины и складки. В поперечном направлении деформация происходит чаще, чем в продольном.

  5. Деталь надо сначала примерить. А потом намазывать клеем.

  6. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

7. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
 

7. Правила работы с ножом

1. Для работы используй нож только с закруглённым концом.

2. При резании бумаги, картона ножом использовать фальцлинейку.

3. Нож надо держать без усилий, но крепко, чтобы во время работы рука не соскользнула на лезвие.

8. Правила работы с циркулем

1.Циркуль готов к работе, когда иголка циркуля и карандаша находятся на одном уровне.

2. Взять нужный размер, туго завернуть винт.

3. При проведении окружности циркуль держи за головку, а козых ножку за карандаш.

9. Правила работы с линейкой и карандашом

1. Линейку держи левой рукой, а карандаш правой.

2. Работай только хорошо отточенным карандашом.

3. Линию проводи слева направо.

4. При черчении карандашом, держи его наклонно.

5. Не нажимай на карандаш, линейку не двигай.

10. Правила работы с природным материалом

1. Не ломай растущие деревья и кустарники.

2. Не обрабатывай сырые, грязные корни и ветки.

3. Для резания веток используй нож с тупым концом.

4. Обрабатывай шишки, каштаны, жёлуди только на деревянной доске.

5. В сухих шишках, каштанах, жёлудях отверстия не делай шилом, а сверли.

6. Храни природный материал в сухом месте.

11. Правила работы с пенопластом

1.Режь пенопласт нагретой проволокой только с разрешения и под контролем взрослых в хорошо проветриваемом помещении.

2. Тонкие листы пенопласта обрабатывай только на деревянной доске.

3. Поролон режь только хорошо заточенными ножницами.

4. Нельзя жечь пластмассы, при сгорании образуются ядовитые газы, удушливый дым.

12. Правила работы с глиной

1. Заготавливай глину только с разрешения или под наблюдением взрослых.

2. Лепку выполняй на подкладной доске, не клади глину на стол.

3. Храни глину в коробочке отдельно от тетрадей и книг.

4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

13. Правила работы с ножницами

  1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

  2. Перед работой проверь исправность инструментов.

  3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

  4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

  5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.

  6. Следи за движением лезвий во время работы.

  7. Ножницы клади кольцами к себе.

  8. Подавай ножницы кольцами вперед.

  9. Не оставляй ножницы открытыми.

  10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

  11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.

14. Правила работы с пластилином

  1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.

  2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.

  3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Проектно-исследовательская работа «Секреты пластилина»

Введение…………………………………………………………..

  1. Теоретическая часть исследования

1. Происхождение пластилина…………………………….

2. Качества пластилина……………………………………

3. Виды пластилина……………………………………….

4. Пластилиновая ворона…………………………………

II. Практическая часть исследования

1. Правила поведения и меры предосторожности при работе с пластилином………………………………………

2. Инструменты для лепки

3. Основные приемы лепки из пластилина………………

4. Изготовление пластилина в домашних условиях

5. Смешивание пластилина………………………………..

III. Влияние лепки на развитие ребенка

Заключение………………………………………………………..

Библиография…………………………………………………….

Приложение……………………………………………………….

3

4

5

6

7

9

10

16

17

19

20

21

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Пластилин — материал, знакомый всем с детства, сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать пластилину вторую жизнь.

Данную тему своей работы я выбрала потому, что мне захотелось узнать, из чего состоит пластилин, какие секреты он в себе таит, что можно из него сделать, и какую пользу можно получить от работы с этим материалом.

Объектом моего исследования является обычный пластилин. Выдвинутая мною гипотеза: «Работа с пластилином приносит пользу детям. Это лучший способ выразить и проявить себя!».

Цели — узнать историю возникновения пластилина, изучить различные виды и технику работы с ним, понять роль пластилина в жизни детей, поделиться полученными знаниями со своими сверстниками.

Задачи:

1. Найти и изучить литературу, интернет-ресурсы и иллюстрации, которые связаны с темой исследовательской работы.

2. Изложить определение пластилина, его историю, характеристики, свойства и области применения.

3. Изготовить пластилин в домашних условиях.

4. Самостоятельно сделать поделки из пластилина.

Методы и приемы работы с пластилином — изучение литературы и Интернет-ресурсов, относящихся к теме исследовательской работы, самостоятельное изготовление пластилина и поделок.

Значимость моей работы состоит в том, что собранный материал в результате исследования можно использовать на уроках технологии и ИЗО.

  1. Теоретическая часть исследования

1. Происхождение пластилина

Слово пластилин берет свое начало от итальянского слова plastilina, и от греческого plastos, что означает лепной. Где же родина пластилина и кто его изобретатель? Пластилину уже больше полувека, и сначала его называли «тесто для игры». В его изначальный состав входил очищенный и размельченный порошок глины с добавлением натурального или минерального воска — озокерита, сала и других веществ, препятствующих высыханию.

Существуют две версии происхождения пластилина, которым мы пользуемся сейчас. Первая версия. Пластилин стал известен миру с 19 века, когда Франц Колба и Уильям Харбут (Приложение 1) получили патенты в Германии (на модельную массу “Plastilin” в 1880 г.) и в Великобритании (на не засыхающую глину “Plasticine” в 1899 г.)

Уильям Харбут был преподавателем школы искусств. В 1897 году он разработал материал, который не высыхал бы при создании скульптур студентами.

Первоначально пластилин использовался в образовательных целях, но после того как шестеро детей Харбута заполнили дом пластилиновыми поделками, родилось верное решение. В 1900 году Харбут открыл свою фабрику, где началось промышленное производство пластилина, пока серого цвета. Позже его стали производить четырех цветов, добавляя в состав растительные краски. Фабрика проработала до пожара 1968 года, после производство было перенесено в Тайланд.

Пластилин Франца Колба можно и сейчас встретить на прилавках как “Мюнхенский художественный пластилин”.

Вторая версия. Поблагодарить за пластилин нужно Джо Маквикера из Цинциннати. Работая на химической фабрике, он запатентовал нетоксичное чистящее средство для обоев. Образец этого вещества он послал своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. Женщина заменила на занятиях обычную глину по лепке на новый материал, который был более пластичным и не пачкал руки.

2. Качества пластилина

Пластилин — материал с богатыми художественными возможностями. Моделирование, лепка, аппликация развивают фантазию, наблюдательность и художественный вкус. Оказавшийся в руках пластилин способен оживать и принимать различные формы, а в голове начинают возникать образы и сюжеты, которые можно вылепить из него. В этом есть — творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Пластилин активно используется детьми в творчестве. Своей популярностью материал обязан следующим качествам:

  1. Широкий диапазон творческих возможностей. Благодаря пластичности из пластилина можно вылепить что угодно – от симпатичных зверюшек до сложных профессиональных работ. При этом цветовое разнообразие материала позволяет сполна воплотить любую задумку.

  2. Возможность корректировки. Если для того, чтобы исправить нарисованную картинку, нужно брать новый лист бумаги и рисовать заново, с пластилином вопросы корректировки обстоят проще. «Не получившуюся» часть можно просто вылепить заново, и при этом нет необходимости исправлять остальные части творения. Для детей это очень важно.

  3. Безопасность. Благодаря своей текстуре пластилин является одним из самых безопасных материалов для детского творчества. Для лепки не нужны острые ножницы, которыми можно порезаться. Работая с ним, невозможно получить занозу, как при работе с деревом. Об него нельзя удариться, обжечься и т.д.

  4. Развитие личных качеств. Работа с пластилином учит детей внимательности и аккуратности, способствует развитию детской фантазии. В то же время это отличное развлечение, хобби, которым можно заниматься не только в одиночку, но и с одноклассниками, друзьями или родителями.

  5. Пластилин развивает мелкую моторику рук, пространственное мышление, усидчивость.

3. Виды пластилина

Пластилин может быть простой, скульптурный, плавающий, прыгающий, восковой, перламутровый, флуоресцентный, шариковый, затвердевающий пластилин, в брусочках, в колбасках, в ячейках и в ведрах.

Обычный пластилин изготавливают из очищенного и размельченного порошка глины и веществ, которые не дают ей высыхать: воска, животного сала, озокерита (минерала, похожего на пчелиный воск), вазелина, они поддерживают его пластичность и мягкость. Обычный пластилин бывает разных цветов, но следует отметить, что, чем больше в нем глины, тем менее ярки его цвета.

Восковой. За счёт своей восковой основы он мягче и пластичнее обычного и безопасен при использовании по назначению. Кусочки воскового пластилина надёжно прилипают друг другу, он отлично подходит для изготовления пластилиновых панно.

Шариковый пластилин. Его масса состоит из очень легких мелких шариков, которые соединяются друг с другом практически невидимым клеящим веществом. Его структура отлично скрывает небольшие неровности на детских поделках. Этот пластилин вообще не липнет к рукам и одежде, имеет самые разные цвета – от сочных флуоресцентных до нежных пастельных оттенков. Шариковый пластилин бывает разных видов: высыхающий и невысыхающий, обычный и мелкозернистый. Поделки из шарикового пластилина долговечны, так как он застывает на воздухе в течение нескольких часов. Как и в обычном пластилине, цвета можно смешивать между собой, получая каждый раз все новые и новые оттенки, что дает огромный простор для вашей фантазии и творческих замыслов. Яркие цвета создают праздничное настроение, поэтому из шарикового пластилина удобно делать небольшие сувениры для родственников и друзей.

Плавающий пластилин. Изделиями из плавающего пластилина весело играть в ванне – слепив корабль, его можно отправить в настоящее плавание или можно устроить «шторм» для пластилиновых кораблей или поселить в тазике с водой уток и других водоплавающих. Чтобы фигурка держалась на поверхности воды, ее основание должно быть плоским и широким, а остальные детали сбалансировано распределены.

Прыгающий пластилин очень податлив и отлично тянется, стоит немного разогреть его в руках – и он готов к работе. Но самое интересное в этом пластилине то, что, остыв, он словно мячик отскакивает от поверхности. С поделками из такого пластилина можно потом активно играть.

Затвердевающий пластилин, отличающийся яркими цветами, пластичностью и легкостью. Такой материал затвердевает в течение суток, и вылепленная из него фигурка благодаря этому превращается в игрушку или статуэтку. Такой пластилин замечательно подходит для создания собственной коллекции автомобилей или бижутерии, а также для декоративного оформления различных предметов – рамок для фотографий, шкатулок и пр. Из затвердевающего пластилина любой ребенок может своими руками сделать изумительный подарок родным и близким. При работе с затвердевающим пластилином следует учитывать, что если отдельные детали фигурки уже подсохли, то они могут плохо приклеиться друг к другу – в таком случае их крепят с помощью кусочков проволоки или спичек.

Существует пластилин профессиональный скульптурный. Он непритязательного серовато-зеленоватого цвета, продается в узкоспециализированных магазинах довольно большими объемами. Таким пластилином пользуются в художественных школах и училищах.

Пластилин имеет свойства мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости в зависимости от температуры.

4. Пластилиновая ворона

До сих пор взрослые помнят и с удовольствием смотрят мультфильм про пластилиновую ворону. В фильме наглядно продемонстрировано, каких чудес можно добиться, работая с пластилином. Ворона (а может быть, корова, а может быть, собака…) всегда вызывала бурный восторг. Ведь действительно, годы ничуть не состарили этот мультик, который поймет не только взрослый, но даже карапуз. Дворник, который позднее перекочевал в полностью пластилиновый мультфильм «Падал прошлогодний снег» стал и вовсе чуть ли не национальным героем. Равно как и ворона, не могущая определиться не только со своим местожительством (ель или пальма), временем суток, но и, собственно, биологическим видом. Стоит отметить такой интересный факт: на создание этого чудесного мультфильма ушло 800 кг советского пластилина, который из-за блеклых цветов пришлось раскрашивать красками. А в северной столице появился памятник «Пластилиновой вороне», он установлен в детском киноцентре «Родина» в память об авторе мультфильма А. Татарском. Пластилиновая ворона выглядит точь-в-точь как в мультфильме: птица восседает на античной колонне и держит в руках «вертушку” и кусочек сыра. Высота скульптуры — около 30 см.

hello_html_28c9ddb.jpghello_html_m3be12023.jpg

  1. Практическая часть исследования

  1. Правила поведения и меры предосторожности при работе с пластилином

При работе с пластилином следует следить, чтобы он не падал на пол, а лучше всего застелить пол старыми газетами, которые потом можно будет просто выбросить и избавить себя от необходимости очищать с ковра и пола прилипший пластилин.

Лепку следует выполнять только на специальной дощечке.

Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду.

Немаловажным предметом является тряпка, которой после работы оттирают рабочие инструменты и руки от пластилина. Она должна быть из мягкой хлопчатобумажной ткани, которая легко впитывает пластилин.

После работы с пластилином следует тщательно вымыть руки с мылом и вытереть их сухим полотенцем. Не стоит трогать тетради, книги и другие принадлежности грязными от пластилина руками, так как на предметах останутся жирные пятна.

  1. Инструменты для лепки

В качестве инструментов для создания поделок используются пластиковые или деревянные стеки разной величины, трубочки, колесики с зубчиками для проработки деталей, а также кондитерские шприцы для выдавливания мягкого материала.

Мhello_html_m5cefcfd4.jpgелкие детали на пластилиновых заготовках, тонкие прожилки на листочках, глаза, узорные линии и пр. неудобно выполнять стекой, а лучше использовать для этого остро отточенный карандаш или зубочистку.

Пластмассовая скалочка – замечательный инструмент, которым очень удобно раскатывать пластилин на тонкие пластины. Такие скалочки могут входить в комплект с пластилином или продаваться отдельно.

Чhello_html_m5e5e60f.jpgасто в комплекте к скалочке прилагается набор пластмассовых или металлических формочек. Они могут выполняться в виде фигурок различных животных, а также листьев, фруктов, овощей и пр. Готовые формочки – прекрасный вариант для тех, кто любит создавать картины из пластилина. К тому же формочки помогут выполнить фигурки из затвердевающего пластилина, которые затем можно использовать для декорирования каких-либо поверхностей.

Для раскатывания ровных и длинных пластилиновых жгутиков или валиков пригодится деревянная или пластмассовая дощечка. Для получения рельефной поверхности можно использовать пластмассовую расческу, которой удобно наносить, к примеру, волны на пластилиновой картине или прорисовывать ствол дерева.

  1. Основные приемы лепки из пластилина

  Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже  на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Основные элементы

 Пластилиновую фигурку можно слепить двумя способами: из целого куска пластилина или соединить несколько деталей в одну. Фигурка, сделанная из одного куска пластилина,  устойчивее фигурки из нескольких деталей и слепить ее быстрее, чем такую же, но составленную из нескольких простых элементов. Однако использование и соединение разнообразных деталей при лепке позволяет сделать фигурки более сложными, детализированными.

Шар

Шар лучше всего катать руками. Нужно взять кусок пластилина, немного помять его в руках, чтобы он стал пластичным. Подготовленный комочек скатать ладонями в шар.

Валик

Для того чтобы скатать валик, также нужно взять кусочек пластилина и слегка размять его в руках. Дети обычно катают валики в ладошках, так как пока еще не стремятся сделать свою поделку идеальной формы. Чтобы получить валик более ровной, практически идеальной формы, можно катать пластилин между дощечками. Две дощечки, между которыми лежит пластилин, должны совершать возвратные движения, т.е. туда-сюда.

Конус

Сначала нужно скатать шар, затем раскатать его между дощечками, нажимая на одну сторону. Конус можно сделать при помощи рук. Выполнение конуса зависит от размера взятого вами куска пластилина. Если он маленький, то возьмите его между указательным и большим пальцами. Затем, надавив на один конец заготовки, раскатайте его вперед-назад. Если кусок пластилина большой, то на один край заготовки надавите боковой стороной кисти, раскатайте вперед-назад. Чтобы выровнять конус, поставьте его округлым основанием на доску для лепки, прижмите.

Лепешка

Сначала скатывают шар, раздавливают его на доске при помощи другой дощечки, равномерно прижимая ее сверху. Пластилин может слегка потрескаться по краям лепешки, тогда более ровную форму им можно будет придать руками, стеком или формочкой, подходящего размера.

Продолговатый шар

Возьмите шар и поменяйте характер кистевых движений. Пусть одна ладонь останется неподвижной, второй же раскатайте шар вперед-назад 2-3 раза, совсем легко надавливая. Шар должен немного вытянуться.

Полусфера

Для того чтобы сделать полусферу, просто возьмите стек-ножик и разрежьте правильный шар пополам.

Жгут

Жгут или жгутик – необходимая часть большого числа игрушек. Для того чтобы выполнить этот элемент, положите кусок пластилина на одну ладонь. Если кусок большой, то раскатывайте его другой ладонью вперед-назад. Если маленький, то раскатывайте кончиками пальцев. Помните: чем сильнее вы давите на жгут при раскатывании, тем тоньше он получится. Следите, чтобы жгут со всех сторон был ровным по толщине.

Полоска

Для изготовления этого элемента просто расплющите жгут. Старайтесь, чтобы ширина полоски оставалась одинаковой по всей ее длине.

Цилиндр

Для выполнения этого элемента возьмите кусок пластилина между указательным и большим пальцами, раскатайте вперед-назад до формы толстого жгута. Продолжая держать заготовку, указательным и большим пальцами другой руки надавите на оба конца жгута, чтобы выровнять. Если вы хотите, чтобы основание было более ровным, раскатанный жгут обоими концами слегка прижмите к доске для лепки.

Кубик

Кубик можно слепить двумя способами: простым и сложным. Если вам нужен прямой ровный куб, то гораздо легче сделать его с помощью стека-ножа. Возьмите кусок пластилина и обрежьте лишнее.

Прямоугольник

Прямоугольник можно сделать на основе кубика. Просто вытяните любые две стороны, надавив на них пальцами. Также вы можете воспользоваться стеком-ножиком и вырезать прямоугольник из цельного куска пластилина.

Заготовки для пластилиновых поделок

hello_html_4eedf4ad.jpgСлоеный пластилин. Чтобы получить слоеную заготовку, необходимо несколько цветных пластилиновых лепешек уложить слоями друг на друга и разрезать. Можно чередовать слои из обычного, воскового, перламутрового пластилина, пластилина с блестками. Слоеный пластилин можно получить и другим способом: валик из пластилина одного цвета обернуть пластинкой из пластилина другого цвета. Двухцветный валик раскатывают при помощи дощечки. Затем его можно обернуть пластилином другого цвета и опять раскатать под дощечкой. Таким образом получиться трехслойный валик. Заготовки, полученные таким способом, подходят для выполнения цветов, которые затем можно будет использовать для составления композиции или  в аппликации.

Крученый пластилин. Для этого нужно перекрутить два куска пластилина разного цвета, предварительно раскатанные в ровные валики. Перекрученную заготовку можно раскатать дощечкой и разрезать на кусочки, в результате получиться довольно интересный узор.

Вырезание отдельных элементов. Для составления аппликации, выполнения простого барельефа или плоской композиции понадобятся плоские фигурки из пластилина, например листья, ягодки, лепестки, контуры животных или птиц и пр. Такие фигурки можно получить при помощи формочек, которые входят в пластилиновый набор или продаются отдельно. Для этого пластилин раскатывают в тонкую ровную пластину и формочкой выдавливают из нее силуэт. Можно сделать бумажный контур, и с помощью стека вырезать фигурку по бумажному контуру. Осенью можно взять настоящий листочек, вкатать в пластилин валиком, снять лист и вырезать по контуру. Получится листочек с жилками.

Кроме лепки, пластилин можно использовать для рисования на бумаге или картоне. Для этого на картон наносятся контуры изображения, которые затем заполняются пластилином разного цвета. Можно делать картины на прозрачном стекле, а потом выкладывать на них узоры из гречки, риса, гороха, фасоли, бусин, блесток, кусочков разноцветной бумаги и т.д. Можно обмазать стеклянную баночку пластилином и слепить разноцветных рыбок, водоросли, камни, а затем поместить все это внутрь прозрачной стеклянной банки и залить водой. Получится великолепный аквариум.

Создание пластилинового шедевра начинается с эскиза, который рисуют обычными красками или карандашами на листе бумаги. Затем композицию переносят при помощи мелков или сетки координат на пленку и начинают прикреплять к ней пластилин. При этом очень часто картины «рисуют» не чистыми пластилиновыми цветами, а получают нужные оттенки путем смешения двух цветов.

В качестве самых распространенных приемов создания картин художники используют методы раскатывания, скатывания, сплющивания и прищипывания. Для изготовления мелких деталей, например, травинок или стеблей используется обычный медицинский шприц только без иглы. При этом непосредственно перед выдавливанием пластилин в шприце немного нагревается в горячей воде или на батарее.

Кhello_html_581bc8a.jpgроме картин и украшений одаренные натуры, увлеченные скульптурной лепкой, создают из пластилина отдельные художественные фигурки людей, животных, героев сказок, комиксов, книг, мультфильмов и кинолент, а также целые грандиозные пластилиновые композиции из всех перечисленных персонажей. А чтобы пластилиновые скульптуры не ломались, в качестве основы или каркаса для них очень часто используются зубочистки, спички, металлическая проволока или просто тоненькие деревянные палочки.

Оhello_html_m7f16e7b7.jpgтдельно следует сказать о пластилиновых солдатиках. Люди, по настоящему влюбленные в армейские атрибуты и старающиеся воссоздать и запечатлеть на долгие годы исторические воинские традиции, изготавливают из обычного пластилина удивительные по красоте и размаху армии времен Наполеона, Великой Отечественной войны или Римской Империи. Они также создают макеты сражений, например, Ледового побоища, Бородинского сражения или битвы под Ватерлоо. При этом очень часто солдатиков не лепят целиком, а делают сначала отдельные детали: руки, ноги, голову, туловище, элементы одежды, а потом собирают все это как конструктор, насаживая на металлический каркас. Отдельные увлеченные натуры используют не разноцветный пластилин, а серый и затем окрашивают готовых солдатиков и покрывают их специальным лаком. Кроме фигурок людей пластилиновые художники создают еще и военную технику: пушки, танки и, конечно же, лошадей.

  1. Изготовление пластилина в домашних условиях

Пластилин легко можно изготовить в домашних условиях

(Приложение 1)

Для этого нам понадобится:

400 гр. муки

200 гр. соли

500 мл кипящей воды

1 столовая ложка «alann» (это порошок, похожий на желатин, он не вреден и продается в аптеке)

1 столовая ложка подсолнечного масла.

Муку, соль и «alann» перемешать в одной чашке, налить кипяток и быстро перемешать, не допуская образования комков. Перемешивать лучше миксером. После того, как налили воду, добавьте столовую ложку масла. В кипяток нужно добавить пищевую краску в большом количестве, чтобы цвет стал красивый и сочный. Когда масса станет густой и миксер не сможет дальше крутить, нужно еще хорошенько замесить массу, как тесто.

И пластилин готов!
Домашний пластилин можно сушить и на воздухе и в микроволновой печи, покрывать лаком и даже немножко пробовать на вкус (солёный!). Домашний пластилин, завернутый в пакет, может храниться в холодильнике около месяца.

Самая привычная форма пластилина – это разноцветные брусочки в коробочке. Однако производители стали более гибкими и стали предлагать не только пластилин в наборах, но и расфасованный отдельными пакетиками. Это позволяет дополнить коллекцию пластилина недостающими цветами.

  1. Смешивание пластилина

Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.

Таблица смешивания цветов:

  • Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого

  • Темно-серый ( для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого

  • Светло-серый ( для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного

  • Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого

  • Светло-зеленый (для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

  • Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

  • Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого

  • Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов

  1. Влияние лепки на развитие ребенка

Создавая поделки из пластилина, ребенок учится анализировать формы и размеры, наблюдает, сравнивает, выделяет черты сходства и различия предметов по размеру, по расположению в пространстве.

Пространственное и образное мышление, внимание, воображение — процессы, способствующие всестороннему развитию. Каждый момент творчества ребенок пропускает через свое сознание. Поэтому, выполняя одинаковое задание, детские работы получаются абсолютно непохожими. Ведь в каждой поделке из пластилина — есть частичка фантазии и любви, которые передаются нам через теплоту рук.

hello_html_m2697934f.jpg

Давно известно, что речевой центр и центр, отвечающий за движения пальцев рук, находятся в головном мозге человека рядом, что развитие мелкой моторики оказывает большое влияние и на развитие речи, и на другие способности ребенка. Замечено, что у детей с развитой мелкой моторикой рук хорошо развита память, они умеют концентрироваться на одном занятии, обладают терпением и усидчивостью, развивается абстрактное мышление и умение логически мыслить, появляется связная речь. У них лучше развита координация движений, малыши лучше владеют бытовыми навыками. Все эти умения придают каждому ребенку уверенность в своих силах. Он уже многое умеет, а значит, и с новыми задачами тоже справится.

Заключение

Моя исследовательская работа подошла к концу, в результате которой гипотеза нашла свое подтверждение. Действительно, работа с пластилином приносит огромную пользу детям.

Из различных источников я узнала, что любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей — согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. А работа с пластилином — это еще и творческое искание, и развитие фантазии. Когда ребенок лепит, развивается мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. И именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Изучив эту информацию, мне стало интересно, и я начала активно заниматься лепкой. Мама мне купила в магазине несколько пачек пластилина, и я каждый день что-нибудь лепила. Эта работа на самом деле оказалась увлекательной и творческой. Благодаря лепке, через некоторое время я заметила, что мой почерк изменился в лучшую сторону. Об этом удивительном открытии я обязательно расскажу своим одноклассникам.

Мне теперь известны все секреты пластилина, его удивительные свойства и качества. Это абсолютно безопасный материал, созданный специально для детского творчества.

Весь мир слеплю из пластилина!

Могу и кукурузу и малину,

И бочку, и собаку, и котенка,

И даже маленького ребятенка.

И рыбку сделаю павлином…

И где взять столько пластилина?..

Библиография:

1. Грушина Л.В. Лепись, рыбка! Детское художественное творчество. Изд.: Цветной мир, 2012 г.

2. Новацкая М.В. Пластилиновый зоопарк. Как слепить зверюшку за 15 минут. Изд.: Питер, 2012 г.

3. Орен Р. Секреты пластилина. Изд.: Махаон, 2010 г.

4. http://stranamasterov.ru

5. http://zapiskiprofana.ru

6. http://blog.kp.ru

7. http://podelkidlyadetei.ru

8. http://it-apharm.ru

9. http://board.doshkolnik.ru

10. http://www.kakprosto.ru

Методические рекомендации по организации работы в технике пластилиновой живописи

 Методические рекомендации  по организации работы в технике пластилиновой живописи.

      В настоящее время педагоги, специалисты в области  развития детей, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественно-эстетической направленности “Шебер колдар”– основной идей которой является обучение детей разным видам ДПИ.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях   весьма актуальна, так как именно прикладное искусство способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук

        Пластилиновая живопись – это  сравнительно новый вид в изобразительной деятельности.

      Этот вид ДПИ представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Основной материал – пластилин, а основным инструментом в рисовании пластилином являются  обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего школьного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия лепкой способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. На  занятиях у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ученик подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Но главное значение занятий по пластилиновой живописи состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности движений.

 Этот вид ДПИ прост в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

·         Для основы картины в качестве основы следует использовать плотный картон или ДВП;

·         предотвратить появление на картоне жирных пятен поможет нанесение фона на основу;

·         устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если убрать слой пластилина и  нанести его заново точно  по контуру рисунка;

·         покрытие пластилиновой картинки лаком для волос или бесцветным для дерева  —   продлит ее «жизнь».

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики.

    В работе лучше всего использовать яркий,  мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам школьника создавать свои первые рисунки.

 Правила безопасной работы с пластилином:

  • Нельзя брать пластилин в рот! (фруктовые запахи)
  • Приступая к работе с  другим цветом, необходимо вымыть руки или протереть влажной салфеткой!
  • Нельзя тереть глаза грязными руками!
  • Помни, что инструменты острые!
  • Обязательно вымой  руки после работы с пластилином!

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно:

·           Сначала важно научить: размазывать пластилин от центра к краям контура-  заполнять фон

·           катать жгутики для контура

·           отщипывать и катать маленькие шарики надавливать на  пластилин различными приспособлениями(авторучка, стеки различной  формы

Обучать работе в этой технике нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок (животные, цветы и т.д.), а затем    постепенно переходить к созданию более сложных (пейзажи, натюрморты).

 Особенности работы с пластилином.  Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.

·          Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами:

 Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.

 Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике или жгутике  и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников.

 Чтобы придать поверхности блеск —  перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой — использовать различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий.  Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл или чеснокодавку.

Основные приемы лепки:

·         раскатывание – кусочек пластилина, находящийся между ладонями или ладонью и доской, раскатывается при помощи прямолинейных движений кистей, приобретая при этом цилиндрическую форму, а затем   превращается в тонкий жгут;

·         скатывание – кусочек пластилина приобретает шарообразную форму при помощи кругообразных движений кистей;

·         заглаживание – используется для создания плоских и гладких поверхностей;

·         сплющивание – сдавливание шарика из пластилина в лепешку;

·         использование медицинского шприца. Внутрь шприца помещают брусочек пластилина и осторожно нагревают, а затем аккуратно выдавливают длинные «нити». Нагреть шприц можно, погрузив его в емкость с горячей водой или положив на батарею отопления.

При помощи расчески, кончиков ножниц, шила или стека, путем продавливания тонких бороздок можно добиться эффекта рельефности некоторых деталей картины (например, морские волны или рябь можно выполнить путем процарапывания поверхности расческой).

Для изображения листьев или кроны деревьев у пластилиновой детали создают резной край. Это можно сделать, разрезая пластилиновую лепешечку стеком или  придавливая его под углом к линии оформления.  

ОБРАЗЦЫ ПРИЕМОВ РАБОТЫ ПЛАСТИЛИНОМ:

Приложение  (рис. 1, 2. 3.)

Смешивание пластилина

Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок  (Приложение «Палитра »)

  НЕЛЬЗЯ использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета.

 Мраморное смешивание= валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цвета.

Смешивание в стиле  «фэнтези» (получается путем пропускания кусочков пластилина различных цветов через чесночницу или шприц)

Прилипший к поверхности пластилин лучше всего удалять при помощи стека, влажной салфетки или сухой тряпочки.

Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить  в рамку без стекла, паспарту и   покрыть лаком.  Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.

Из опыта работы педагога дополнительного образования

Руководителя кружка «Шебер колдар»

Г.Кокшетау  ЦВР «Аулет»

Садретдинова Н.В.2016г.

Приложение

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации работы в технике пластилиновой живописи»

Методические рекомендации по организации работы в технике пластилиновой живописи.

В настоящее время педагоги, специалисты в области развития детей, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественно-эстетической направленности “Шебер колдар”– основной идей которой является обучение детей разным видам ДПИ.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях весьма актуальна, так как именно прикладное искусство способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук

Пластилиновая живопись – это сравнительно новый вид в изобразительной деятельности.

Этот вид ДПИ представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Основной материал – пластилин, а основным инструментом в рисовании пластилином являются обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего школьного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия лепкой способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. На занятиях у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ученик подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Но главное значение занятий по пластилиновой живописи состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности движений.

Этот вид ДПИ прост в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

  • Для основы картины в качестве основы следует использовать плотный картон или ДВП;

  • предотвратить появление на картоне жирных пятен поможет нанесение фона на основу;

  • устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если убрать слой пластилина и нанести его заново точно по контуру рисунка;

  • покрытие пластилиновой картинки лаком для волос или бесцветным для дерева — продлит ее «жизнь».

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики.

В работе лучше всего использовать яркий, мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам школьника создавать свои первые рисунки.

Правила безопасной работы с пластилином:

  • Нельзя брать пластилин в рот! (фруктовые запахи)

  • Приступая к работе с другим цветом, необходимо вымыть руки или протереть влажной салфеткой!

  • Нельзя тереть глаза грязными руками!

  • Помни, что инструменты острые!

  • Обязательно вымой руки после работы с пластилином!

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно:

  • Сначала важно научить: размазывать пластилин от центра к краям контура- заполнять фон

  • катать жгутики для контура

  • отщипывать и катать маленькие шарики надавливать на  пластилин различными приспособлениями(авторучка, стеки различной формы

Обучать работе в этой технике нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок (животные, цветы и т.д.), а затем постепенно переходить к созданию более сложных (пейзажи, натюрморты).

 Особенности работы с пластилином. Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами:

Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.

 Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике или жгутике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников.

Чтобы придать поверхности блеск — перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой — использовать различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл или чеснокодавку.

Основные приемы лепки:

  • раскатывание – кусочек пластилина, находящийся между ладонями или ладонью и доской, раскатывается при помощи прямолинейных движений кистей, приобретая при этом цилиндрическую форму, а затем превращается в тонкий жгут;

  • скатывание – кусочек пластилина приобретает шарообразную форму при помощи кругообразных движений кистей;

  • заглаживание – используется для создания плоских и гладких поверхностей;

  • сплющивание – сдавливание шарика из пластилина в лепешку;

  • использование медицинского шприца. Внутрь шприца помещают брусочек пластилина и осторожно нагревают, а затем аккуратно выдавливают длинные «нити». Нагреть шприц можно, погрузив его в емкость с горячей водой или положив на батарею отопления.

При помощи расчески, кончиков ножниц, шила или стека, путем продавливания тонких бороздок можно добиться эффекта рельефности некоторых деталей картины (например, морские волны или рябь можно выполнить путем процарапывания поверхности расческой).

Для изображения листьев или кроны деревьев у пластилиновой детали создают резной край. Это можно сделать, разрезая пластилиновую лепешечку стеком или придавливая его под углом к линии оформления.

ОБРАЗЦЫ ПРИЕМОВ РАБОТЫ ПЛАСТИЛИНОМ:

Приложение (рис. 1, 2. 3.)

Смешивание пластилина

Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок (Приложение «Палитра »)

НЕЛЬЗЯ использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета.

Мраморное смешивание= валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цвета.

Смешивание в стиле «фэнтези» (получается путем пропускания кусочков пластилина различных цветов через чесночницу или шприц)

Прилипший к поверхности пластилин лучше всего удалять при помощи стека, влажной салфетки или сухой тряпочки.

Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить в рамку без стекла, паспарту и покрыть лаком. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.

Из опыта работы педагога дополнительного образования

Руководителя кружка «Шебер колдар»

Г.Кокшетау ЦВР «Аулет»

Садретдинова Н.В.2016г.

Приложение

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о