Развивающие игры для детей от 2 до 3 месяцев или потешки для младенцев
Умения:
- В 3 месяца — активно реагирует на обращение.
Третий месяц жизни: игры, способствующие развитию слухового восприятия
Цель: развить слуховое восприятие окружающего мира.
Развиваем умение прислушиваться к голосу взрослого
- « Ах ты, котенька»
Наклоняйтесь и удаляйтесь от лица крохи, напевая:
Ах ты, котенька,
Ты мой серенький,
Хвостик беленький!
Как тебя не любить!
Поиграйте с малышом: пощекочите его за ушками, коснитесь шейки и грудки, улыбаясь, напевая.
- « Звучание: высокое и низкое»
Проведите рукой от его шеи к бёдрам, легонько надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника. Это стимулирует приподнять головку.
Поглаживая спинку, ножки, ручки, произнесите имя малыша высоким голосом, а затем низким. Проделайте это неоднократно.
Развиваем умение прислушиваться к звукам
Позвените бубенцами на расстоянии 60-70 см в стороне от малыша так, чтобы он видел.Подождите, пока звучание закончится.
Посмотрите на реакцию ребёнка: прислушивается он или нет.
Повторите игру, наблюдая за малышом.
Через несколько дней замените бубенцы другими музыкальными игрушками.
Развиваем умение поворачивать голову в сторону голоса взрослого
Находясь вне поля зрения от малыша, позовите его по имени, наблюдая за реакцией.Если ребёнок затих и прислушивается к голосу, но не пытается его найти, покажитесь ему.
Произнесите имя малыша.
В дальнейшем чередуйте звучание: окликните обычным голосом, а затем вполголоса.
- « Развлекаем и работаем»
Как у наших у ворот
Муха песенку поёт.
Ай, люли, вот поёт,
Ай, люли, вот поёт!
- « Откуда звучит мелодия?»
Если он прислушивается и не стремиться найти источник звука, покажите ему игрушку.
Повторите игру, только чтобы она находилась в поле зрения малыша.
Перемещая игрушку в разные места, побуждайте его вращать головой. Повторяйте игру неоднократно.
Важно помнить: игра должна доставлять удовольствие, а не слёзы!
Стимулируем отдельные звуки гуканья в ответ на обращение взрослого
Возьмите на руки кроху, щёлкая языком, привлеките его внимание, пропевая: « Агу-гу, агы- гы…».Если малыш будет агукать, повторяйте за ним, поддерживая его.
- « Напеваем, поглаживаем»
Ля, ля, ля, ля, ля
Ля, ля, ля, ля, ля
Да, да, да, я пою
Детке песенку свою,
Детке песенку свою.
Если кроха начнёт агукать, повторяйте за ним, поддерживая.
Стимулируем повторное произнесение звуков гуканья в ответ на обращение взрослого
- « Перекличка со звуками гуления»
Напевая, выдержите паузу для стимулирования звукового подражания.
Стимулируем гуление
- « Повторялка»
Удобно разместитесь на полу или на коврике, положите кроху себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив друг друга.
Привлекая внимание малыша языком можно «поболтать». Напевая звуки «а-о-у», вытягивайте губы трубочкой.
Надуйте свои щеки и фыркните.
Малышу понравится за вами наблюдать, и он захочет подражать вашим действиям.
- « Гули- гули-голубочки»
Прилетели гули,
Гули- голубочки.
Ручки положите на головку:
Сели на головку,
На головку дочке (сыночку).
Отгоните птичек ручкой малыша, напевая:
Ты, моя дочка,
Помаши ладошкой:
Кыш, гули, кыш!
Упражнения и игры, развивающие двигательную активность
Поднимание и удержание головы в положении « на животе»
Цель: стимулирование развития движенийУмения:
- старается из положения лежа на животе поднимать и удерживать голову (1 месяц)
- из положения лежа на животе поднимает и длительно удерживает голову (2 месяца)
- опираясь на предплечья, высоко поднимает голову, в положении на животе(3 месяца)
- находясь на руках взрослого, удерживает голову в вертикальном положении (3 месяца)
- твёрдо упирается на опору при поддержке под мышки( 3 месяца)
- « Подъём головы»
Подложив свою ладонь под его грудь, помогите ему приподнять головку.
Этот приём способствует поднятию и удержанию головы.
- « Покачивание»
Когда будет опускаться голова, ребёнок попытается её удержать.
Читайте потешки:
Ой, качи, качи, качи,
К нам приедут торгачи,
Станут детку покупать,
Мы не будем продавать,
Детку( имя) мы не отдадим,
Детка( имя) нам нужна самим.
Важно помнить: комментируйте каждое своё действие эмоционально насыщенной речью.
- « Весёлый мяч»
Папа придерживает таз и ножки крохи, а мама – за кисти вытянутые ручки.
Совершая легонько движения на мяче вперед- назад.
Тренируем упор ножек. Сядьте на пол, а кроху уложите себе на ноги так, чтобы он упирался в ваш живот.
Поглаживая ножки, подвигайте ими, толкая в живот.
Читайте потешки:
Топ- топ, топотушки!
Пляшут ножки,
Пляшут ручки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что лежишь?
Пляши и ты!
Упражнения и игры, развивающие движения пальцев и рук
Цель: стимулирование развития движений пальцев и рукУмения:
- Работает кулачком — раскрывает, закрывает (3 месяца)
- Наталкивается на игрушки руками, которые висят над грудью. (3 месяца)
Стимулируем раскрытие кулачка и разведение пальчиков
- « Игры с пальчиками»
Погладьте ручки от кулачка к плечу, а затем, взяв кулачки в свои руки, потрите их друг о друга.
Когда раскроются пальчики, погладьте их, читая потешки:
Раз, два, три, четыре, пять!
Хотят пальчики все спать.
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж заснул,
Этот пальчик крепко спит.
Тише, тише, не шумите,
Пальчики вы не будите.
- «Мамина ладошка»
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так, вот так.
Своих ручек не жалеет.
Игра стимулирует раскрыться кулачкам и развестись пальчикам.
Стимулируем хватательный рефлекс
- «Мамины пальчики»
Поглаживая кулачки и ручки малыша, помогаем активизировать разведение пальчиков.
Вложите ваш палец в его ладошку, пробуждая хватательный рефлекс. При этом напевая:
Гуля, гуля- голубок,
Гуля сизенький,
Сизокрыленький,
Всем нам миленький.
Возьмите вязаную перчатку. Можно нашить на неё кусочки ткани разной фактуры, различные пуговички или крупный бисер.
Надев её на свою руку, поглаживайте ручки и пальчики крохи, затем вкладывайте каждый палец ему в ладошку.
При этом малыш будет ощупывать фактуру материала перчатки.
Важно помнить! Маленькому человечку необходима ваша поддержка. Приятной интонацией тембра своего голоса подбадривайте кроху в процессе игр и упражнений.
Литература:
Ю.А. Разенкова И.А. Выдорова Игры с детьми младенческого возраста – М.: Школьная Пресса, 2011 – 192 с.
kak-zavernut-mylo — запись пользователя Олёнка ღ♥ღМоё Счастье рядышком со мноюღ♥ღ (OlinkaM) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Стихи, потешки, колыбельные
Делая малышке массаж или гимнастику, или просто её забавляя, мне хочется что-то приговаривать, чтоб у нее возникали ассоциации, а заодно и речь развивать, да и интереснее так
А вспомнить могу 2-3 потешки, известных еще с детства. И вот я решила пробежаться по просторам интернета и выбрала для себя наиболее понравится. Делюсь и с Вами, вдруг кому-то тоже пригодиться.
***
*Когда малыш проснулся*
Потянушки - потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!***
Трудно утречком проснуться,
Мне б в подушечку уткнуться,
Потянуться, повернуться,
В одеялко завернуться…
Потягуни-потягушки,
Полежалки, позевууууууууууушки…
Глазки просыпаются,
Ротик улыбается -Улетает сладкий сон,
С добрым утром - с новым днём!
***
*для гимнастики (что в это время делать решайте сами)*
У всех есть первые слова:
У лягушонка - ква-ква-ква!
У поросенка - хрю-хрю-хрю -
Тебе я песенку дарю!
У жеребенка - иго-го! -
Бежать за мамой нелегко.
У воробья - чирик-чирик! -
Он с детства к этому привык.
Есть очень сонные слова -
Поет их нам усни-трава.
А я весь день твержу слова:
УА-УА, УА-УА!
***
Для чего малышке (сыночку) ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего малышке руки?
Чтоб они не знали скуки!
Можно ими всё хватать,
И можно маму обнимать!
Для чего малышке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего малышке ротик?
Чтобы сытым был животик!
Для чего малышке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего малышке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего малышке попа?
Чтоб по ней ладошкой хлопать!
***
*для массажа животика:*
(гладить животик по часовой стрелке)Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котёнок.
Улыбается ребёнок.
***
*Купаемся с потешкой:*
Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
***
*вытирая малыша после купания*
Мы ручки мыли? Мыли!
Мы ножки мыли? Мыли!
Мы спинку мыли? Мыли!
и т.д.
И теперь мы чистые заиньки пушистые!
***
*Подстригаем ногти с потешкой:*
Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!
Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!
Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней
Прятались, смеялись,
По полу кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!
Пальчик указательный -
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!
Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!
***
*Игры на подушке*
Тюшки, тютюшки!
Веселы ли, душки?
Подниму дочурку на крутую горку,
Бух! Покатились -
С горки свалились.
Как развивать ребенка в 4 месяца: игры, упражнения, потешки
Как развивать ребенка в 4 месяца? Какие игры и упражнения ему нужны? Что главное в развитии малыша? Об этом мы начали говорить в первой части «Ребенок в 4 месяца», а сегодня научимся простым и очень полезным для малыша играм, упражнениям и маминой гимнастике с потешками для четырехмесячного ребенка.
Развиваем предпосылки речи
Игра в переклички
Это очень важная для своевременного развития ребенка игра, играть в которую мы начинаем с ним даже раньше возраста 4 месяцев. Игра заключается в том, что мама говорит вслед за малышом те звуки, которые он уже произносит, побуждая его прислушиваться к ним и повторять.
Если игра состоит только из речевого общения, то она длится 3 минуты. Если же в нее включается показ разных предметов и игрушек, то тогда игра может длится до 6 минут.
Перед началом игры в перекличку уберите всё лишнее, что может отвлекать внимание малыша.
1.Начните разговаривать с ребенком, называя его по имени, поглаживайте при этом малыша. Малыш начинает вслушиваться в Вашу речь, и это очень важно! Тяните – интонационно выделяйте в своей речи гласные звуки, чтобы ребенок стал слышать их — выделять их из речевого потока. Например: «Потягуууууушеньки, мой Ванююююююююшенька!». Используйте стишки, песенки потешки, называйте части тела малыша, действия. Такое общение длится примерно 1,5 минуты (конечно, это лишь примерный ориентир, главное – ориентироваться не на часы, а на ребенка).
2. Затем покажите игрушку, дайте ее ребенку в руки или поиграйте на музыкальной игрушке. Показ игрушки сопровождайте речью – называйте игрушку, ее части, действия. Повторяйте слова. например: «Вот какая лошадка! Иго-го! Иго-го – говорит лошадка. Поскакала, поскакала, цок-цок-цоооооок. Прыг-скок. Ноооооо! Вот у лошадки голооооовка, а вот хвоооостик. Какой длииинный, красииивый хвоооостик!» и т.д. Говорите, выделяя интонацию: восклицательную, вопросительную, чтобы малыш учился слышать ее в речи.
Делайте паузы между фразами во время своего разговора с малышом, чтобы малыш смог отреагировать ответным звуком. Используйте при демонстрации игрушки потешки и коротенькие стишки.
3. Уберите игрушку из поля зрения ребенка и снова начните общение с ним без игрушки. Попробуйте говорить одну фразу с разной интонацией. Малыш начнет к ней прислушиваться и выделять в потоке речи разные интонации. Говорите то громко, то тихо. Это развивает слуховое сосредоточение у ребенка, он будет вслушиваться в Вашу речь, которая звучит по-разному. Можно произносить беззвучно гласные а, о, у), чтобы привлечь внимание малыша к артикуляции звуков (то есть только губы «говорят», а звука нет). При этом утрированно произносите звуки, тяните их, добиваясь того, чтобы малыш обратил внимание на Ваши губы. У многих детей при этом возникают подражательные движения губами, что способствует развитию артикуляционного аппарата и облегчает в последующем появление у ребенка речи.
В переклички включаются звуки, которые уже есть у ребенка. Однако понемногу вводите в них и те звуки и слоги, которые малыш еще не освоил, расширяйте «репертуар» перекличек.
О чем говорить с малышом в перекличках? О чем угодно! О том, что малыш делает или будет делать, о близких взрослых, об игрушках – о том, что его окружает и что составляет его жизнь. Классический «репертуар» таких «разговоров» Вы найдете в любом сборнике потешек для малышей. Некоторые потешки и стишки Вы найдете далее в этой статье.
Такие переклички повторяются ежедневно и создают прочный фундамент для дальнейшего развития ребенка. Они дают основу для разнообразного развивающего взаимодействия малыша с мамой, создают базу для развития речи и интеллекта в будущем, ребенок в перекличках ощущает чувство эмоциональной близости и защищенности, радость от общения и обмена репликами.
В перекличках малыш уже не просто пассивно воспринимает мамины слова и действия, но активен – он отвечает маме улыбкой, жестом, тянет ручки, гулит. Это тоже очень важно для развития малыша!
Раньше, когда малыш на пятом месяце жизни гулил, взрослые старались поддержать его первые попытки произнесения звуков и напевали ему протяжно:
Поёёёёт – поёёёёт солоооооовушек!
Поёёёёт – поёёёёт молооооооденький!
Молооооооденький, хорооооошенький!
Хорооооооошенький – пригооооооженький!
Гулююююю, гулююююю, гуууууулечек!
Пооооет-пооооет голубооооочек!
Аааааай-да малееееееесенький!
Аааааай-да радеееееесенький!
Аааааагуууууль, ааааагууууууль,
Аааагулеееесеньки!
Эти пестушки можно использовать и в перекличках с современными детьми. Они проверены и отточены веками воспитания малышей.
Потешки
Используя потешки в уходе за ребенком или в играх с 4-месячным малышом, растягивайте гласные звуки при произнесении текста потешки (овееееечка, молокаааааааа, короооова, мууууууу и т.д.), сопровождайте слова действиями (хлопок в ладоши, кивок головой, покажите рожки на голове у коровы и т.д.).
Используйте разные интонации – говорите в соответствии с содержанием стишка или потешки то вопросительно, то с удивлением, то радостно, то восхищенно. Меняйте громкость голоса (тихо – громко) и высоту голоса (низко как мишка, высоко как птичка). Это поможет ребенку научиться вслушиваться в речь, выделять в ней интонации и отдельные слоги и звуки и создаст базу для освоения речи.
Делайте паузы между строчками потешки, давая возможность малышу отреагировать звуками на Вашу речь.
Наблюдайте за реакцией малыша – какие слоги, звуки или жесты ему понравились, какие вызвали его смех? Повторяйте их много раз.
Играть с потешками нужно 2 и более раз в день ежедневно. Сопровождайте потешками уход за малышом – одевание, купание, еду, пробуждение, укладывание спать.
Учусь себя слушать
Создайте тишину во время гуления ребенка, чтобы он научился себя слышать, узнавать свой голос. Можете записать его гуление на диктофон (когда малыш весел и активно гулил) и потом дать прослушать эту аудиозапись. Малыш, прислушиваясь к своим звуками в аудиозаписи начинает их повторять. Поговорите с малышом с разными интонациями, похвалите его.
Примечание: Ребенок не научится себя слышать и прислушиваться к речи взрослых, если в доме постоянно работает телевизор или радио и создается шумовой фон, утомляющий малыша.
Играем с предметами. Учимся захватывать и удерживать в руке игрушку или предмет
Колечки (Автор – Л.Н. Павлова. канд. пед. наук)
Возьмите кольца разного цвета диаметром 10-12 см и прикрепите к ним бубенчики или колокольчики. В дальнейших играх нужно менять игрушки – давать колечко другого цвета, шаркунки, погремушки и другие звучащие предметы.
Часть 1. Покажите малышу звенящее колечко. Вложите его в ручку малыша между большим пальчиком и другими четырьмя пальцами, обхватите своей рукой, чтобы ребенок удержал колечко.
Встряхните колечко и скажите звукоподражание: «динь-динь-динь». Сделайте паузу. Отпустите руку, давая возможность малышу самому поиграть с игрушкой. Затем дайте колечко другого цвета.
Часть 2. После этого привяжите эту же игрушку на ленточку на высоте 10-15 см над грудью малыша справа или слева от него. Подведите колечко к ладошке малыша, чтобы оно коснулось пальчиков. Так мы побуждаем ребенка схватить игрушку и потянуть к себе.
Часть 3. Повторите это упражнение, положив малыша себе на живот.
На! Возьми!
Возьмите погремушку или яркую деревянную ложку за самый кончик. Покажите ее малышу, привлеките внимание к предмету. Дальше скажите:«На! Возьми» и поднесите предмет к ребенку поближе (на расстояние его вытянутой руки), давая возможность малышу схватить игрушку за ручку и удержать в руке.
Разные игрушки
Положите малыша на животик. Разложите перед ним предметы (2-3). Например, два кольца разного цвета и один кубик (или любой другой предмет, отличающийся по форме от первых двух). Малыш начнет активно обследовать предметы и при этом научится приспосабливать движения руки к форме захватываемого предмета.
Давайте в этом упражнении каждый раз новые предметы. Можно дать два объемных предмета, а один плоский. Чередуйте фигуры разной формы (брусок, куб, шар, цилиндр, конус и т.д.). Можно взять эти фигурки из детского конструктора.
Погремушки (колокольчики)
Вариант 1. Повесьте погремушки (колокольчики) над кроваткой малыша на атласных лентах разного цвета. Высота висящих игрушек над грудью ребенка –10-15 см. Рассчитывается высота так – игрушки должны быть на уровне полусогнутых или поднятых вверх рук малыша. Начните раскачивать погремушки, коснитесь ими рук малыша. Так мы побуждаем ребенка к захватыванию игрушки и развиваем зрительно-моторную координацию. Малыш может не только схватить погремушку, но и покачать ее влево-вправо. После игры уберите погремушки.
Вариант 2. Поперек кроватки привяжите шнур и повесьте на него колокольчики (бубенчики). Привяжите к колокольчикам яркие цветные атласные ленточки. Вложите ленточку в ручку ребенка и позвените им. Упражнением мы побуждаем малыша захватывать ленты и вызывать нежный перезвон колокольчиков.
Прочитайте малышу стихотворение о колокольчиках:
Дили- дили-дили-дили —
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили —
Колокольчики будили.
Всех жуков, пауков
И веселых мотыльков.
Динь-день! Динь-день!
Начинаем новый день!
Гирлянда (Автор – Л.Н. Павлова)
Сделайте гирлянду из шариков и кубиков. В гирлянде чередуются детали разного цвета и формы. Для этого детали (шары и кубики с отверстиями) размером в 3-4 см нанижите на ленту длиной 150 см.
Положите малыша на животик. Его туловище наполовину должно оказаться в кольце, очерченном гирляндой. Перед малышом – полукруг гирлянды. Дайте возможность рассмотреть гирлянду. Если малыш не заинтересовался, то передвиньте шарик к нему поближе. Если малыш не тянет ручки, то можно взять его ручку и медленно притянуть ей предмет. Называйте фигурки: «Шаааааарик! Кууууубик!», выделяя гласные звуки «а» и «у» (эти звуки малыш уже произносит в гулении). Через 2-3 минуты поверните малыша на спинку и дайте возможность ему отдохнуть.
Дальше помогите ребенку повернуться со спины на живот и снова покажите игрушку в течение 2-3 минут.
Такие же упражнения можно проводить с гирляндой из разноцветных колокольчиков, с мелкими игрушками.
Развиваем зрительное сосредоточение на предмете, умение прослеживать траекторию его движения
Где игрушка?
К 4 месяцам малыш, с которым делали упражнения по развитию умения следить за двигающимся предметом, может не только плавно переводить взгляд, но и проследить глазами невидимую траекторию движения предмета.
Возьмите яркую игрушку и привлеките к ней внимание малыша (покажите ребенку, извлеките звук). Когда ребенок зафиксирует взгляд на игрушке, начинайте ее передвигать и далее уберите за УЗКИЙ экран шириной 7 см. Далее игрушка продолжает свой «маршрут» за экраном (ребенок ее не видит) и появляется с другой стороны экрана. Покажите такое «путешествие игрушки» 3-4 раза, и ребенок будет ждать появления игрушки в том месте, где она появлялась до этого.
Гляделки: прослеживание взглядом
Положите малыша на спинку. Покажите ему яркую звучащую игрушку (она должна быть удобной для захвата). Когда малыш сосредоточит взгляд на игрушке, начните передвигать ее по кругу. Диаметр круга постепенно увеличивайте. После этого дайте игрушку в ручки малышу, чтобы он ее смог схватить и обследовать.
В этом возрасте малыш уже способен легко прослеживать взглядом сложные траектории движения игрушки – поэтому Вы можете усложнить задание, передвигая игрушку по вертикали, по горизонтали, восьмеркой или по другой траектории.
Также понаблюдайте, может ли малыш прослеживать взглядом за Вашим лицом. Начните говорить с ним (малыш лежит на животе, Ваше лицо на уровне его лица), а затем переместитесь сначала влево-вправо, затем вверх – вниз. При этом разговаривайте с ребенком, называйте его по имени, читайте потешки. Важно чтобы ребенок устойчиво прослеживал взглядом за Вашим лицом в разных направлениях.
Развитие слухового сосредоточения
Откуда звук?
В этом упражнении малыш учится поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, сосредотачивать на нем свой взгляд. Возьмите звучащий предмет – шуршалку, шаркунок, погремушку, детский музыкальный инструмент (какие игрушки нужны малышу и как их использовать для создания развивающей среды Вы уже читали в первой части этой статьи) и начните им звучать. Малыш повернет голову в сторону звука. Затем обойдите вокруг манежа или кроватки, звуча игрушкой – малыш следит глазами за передвигающимся источником звука.
После этого постучите игрушкой о бортики кроватки в разных местах – ребенок будет поворачивать голову в сторону источника звука.
Звучите игрушкой с разных сторон, делайте паузы, разговаривайте с малышом, побуждайте его поворачивать голову в разные стороны.
Всегда делайте такие упражнения, вызывая повороты в разные стороны – влево и вправо!
Мамина гимнастика с потешками
Играем с ручками и ножками
В 4 месяца малыш уже умеет управлять своими ручками, знакомится с ними, пробует брать предмет обеими руками, одной рукой.
Малыш лежит на спине. Произносите слова потешки, делая движения:
-Ручки, ручки, не скучайте! (потрясти ручками, взяв их за локотки)
Где Вы были? Отвечайте! (Сводите и разводите ладошки перед лицом ребенка, руки ребенка держим за локотки)
Посидели дома? (Хлопаем по щечкам ладошками)
И пошли к знакомым! (Хлопаем ладошками ребенка по своим щекам)
Вы можете придумать и свои движения на слова потешки.
Можно заменить слова потешки на слово «Ножки, ножки, не скучайте!…». В этом случае мы берем малыша так, чтобы его ступни прикасались друг к другу – «здоровались». Можно надеть на ножку малыша бубенчик или браслетик.
Можно в этом упражнении использовать и другие пестушки и потешки:
-Тук-тук-тук (стучим кулачками друг о друга) – громко, четко
-Да-даааа-даааа! (раскрываем ладошки и хлопаем в ладошки) — удивленно
-Можно к вам? – вопросительно (снова ударяем кулачками)
-Вам сюда! – радостно, гладим ручками щечки.
Играем с браслетом (Автор – И. В. Мальцева)
Наденьте на ручку малыша цветной яркий браслетик на липучке или на мягкой резинке.
-Ручка, ручка, где была? (возьмите ручку ребенка и поднимите к его лицу, чтобы он увидел браслетик)
-Спрятаться от нас могла? (перемещаем ручку с браслетиком перед глазами малыша, он за ней следит взглядом)
Мы тебя сейчас найдем (сделайте паузу и дайте возможность малышу потянуться к браслетику, ухватиться за него своей второй ручкой)
И играть скорей пойдем.
Обязательно меняйте ручку в таких упражнениях. Поиграв с одной ручкой, поиграйте с другой!
Топотушки
Положите малыша на живот и захватите ножки. Поочередно сгибайте и разгибайте их (пятка то прижимается к ягодицам, то ножка выпрямляется). В этом упражнении укрепляются мышцы, улучшается координация движений, ребенок учится двигать ножками попеременно.
Топ, топ, топотуууушки… (ритмично, весело)
Удивляются игруууууушки, (удивленно)
На окошко прыгнул кот — (удивленно)
Оля по полу идет! (радостно, восхищенно)
Ходит не ладошками, (ритмично, весело)
А топочет ножками,
Маленькими ножками,
Красными сапожками.
И сама удивленааааа, (удивленно)
Что не падает онаааааа!
Присаживание
Возьмите малыша за две ручки и начинайте его поднимать – присаживать. Малыш прогнет спинку. Сначала присаживайте за две ручки, а потом за одну. Упражнение развивает мышцы живота.
Внимание: сажать ребенка нельзя, можно только делать присаживание как упражнение!
Чики, чики, кииииички,
Берёзовые лыыыыычки!
Летели две птиииииички,
Собой невелииииички.
Как они летееееели,
Все люди глядеееееели.
Как они садиииииились,
Все люди дивиииииились.
Мне очень нравятся слова народных потешек, которые не только сопровождали присаживание малыша, но и одновременно …. воспитывали его. Да-да! Именно воспитывали, закладывая основы человеческих взаимоотношений. Например, вот такие «поклончики». Берем малыша за ручки и тянем его на себя до положения «сидя», затем снова опускаем в положение лежа на спине. И каждое движение сопровождаем одной строчкой текста:
Бабушке – поклооооон!
Дедушке – поклоооон!
Папе – поклооооон!
Маме – поклооооон!
Братику – поклоооон!
Сестрице – поклоооон!
А тебе, детонька –
Рост большоооооой! (имеется в виду не то, что малыш будет высокого роста, а то, чтобы он быстро рос и хорошо развивался)
Эту потешку и многие другие подобные потешки Вы найдете в великолепном сборнике, выпущенном кафедрой истории педагогики Санкт-петербургской академии последипломного образования «Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей» в 2008 году. Жаль только одного – что сборник этот доступен, увы, только специалистам и в обычных книжных магазинах не продается.
А вот еще одна потешка для присаживания ребенка из этого сборника, которая пропевается как песенка:
Тооооню тяяяну – рыыыыбу лоооовлю,
К коооошель клаааду, дооооомой нееееесу.
Щучки – в кучки, плотички – в полииички,
Один ершок! Да и тот в горшооок!
Прыжки
Возьмите ребенка под мышки лицом к себе. Приподнимайте и опускайте его так, чтобы ноги малыша касались стола. При этом читайте ритмично слова потешки.
Упражнение развивает упор ног, укрепляет мышцы стопы, вызывает радость у ребенка. Его можно использовать только с детьми, которые отлично держат голову в вертикальном положении туловища. Обычно все дети к 4 месяцам держат голову очень уверенно.
Подпрыгивать можно не только на столе, но и на большом мяче или на … папе!
Прыг-Скок! Прыг-Скок!
Сел кузнечик на листок!
Прыг-Скок! Прыг-Скок!
Лягушонок под мосток!
Скачет козлик по дорожке –
Прыг-Скок! Топ-Топ!
Дети хлопают в ладошки –
Прыг-Скок! Хлоп-Хлоп!
Зайчик солнечный на стенке,Прыг-Скок! Прыг-Скок!
Я на папиной коленке –
Прыг-Скок! Прыг-Скок! (Владимир Данько)
Но, лошадка, прыг — скок!
На пригорок, на мосток.
Мы поскачем по лесам
И опять вернёмся к вам!!!
Неваляшка: Готовимся к поворотам со спины на бок и на живот
Малыш лежит на спине на пеленке. Покажите ему неваляшку (на расстоянии 50 см). Затем переместите игрушку вбок и раскачайте ее, чтобы она зазвучала. Подтяните край пеленки, на которой лежит малыш. Таким образом, мы подталкиваем – стимулируем малыша к повороту. Но при этом малыш поворачивается сам. При таком повороте все ощущения тела такие же как при самостоятельном повороте, и это помогает деткам перейти к самостоятельному действию.
При повороте на бочок освободите ручку малыша. Это нужно, так как после поворота на бочок малыш освоит поворот на живот. А при повороте на живот высвобождение ручки необходимо.
Когда ребенок примет устойчивое положение тела, придвиньте к нему неваляшку. Поддерживайте в это время малыша за спинку. Ребенок играет с игрушкой – раскачивает, слушает как она звучит.
Влееееево-впраааааво,
влееееево-впрааааааво
Весело качаааааается.
Влееееево-впрааааааво,
влееееево-впраааааааво
На пол не роняется. (Г. Верд)
Учимся переворачиваться
Малышу в 4-месячном возрасте пора научиться переворачиваться. Это готовит к ползанию, укрепляет мышцы туловища.
Положите малыша на спину. Покажите ему сбоку яркую игрушку, чтобы у ребенка возникло желание ее взять. Ласково говорите с ним: «Давай, Ирочка, повернемся на бочок». При этом поддержите свой правой рукой выпрямленные ножки малыша. А левой рукой держите согнутую в локте ручку малыша и очень осторожно подтяните в сторону, побуждая повернуться на бочок (тянуть или толкать ребенка не нужно, мы только побуждаем его повернуться самому). Потом делаем упражнение в другую сторону.
Делая упражнение, приговариваем:
«Толкааааааачки – рогаааачки, перевёоооортышки! Толкаааачки-рогааааачки-перевёоооортышки!»
Брыкание
Педиатры советуют уже с 4 месяцев начать проводить с малышом упражнения, которые будут готовить его к овладению стоянием и ходьбой. Подложите свои руки под ступни ребенка и слегка подтолкните. Малыш попытается выпрямить ножки и начнет «брыкаться». Брыкание доставляет ребенку удовольствие и он смеется. Благодаря такому маленькому и короткому упражнению, ребенок учится координированно по очереди сгибать и разгибать ноги, что поможет ему в дальнейшем, когда он будет учиться ходить. К 5 месяцам можно делать движения, напоминающие езду на велосипеде. К 5 месяцам малыш научается и одновременным движениям ногами (эти движения он делает, например, когда пытается сбросить с себя одеяло).
Кач-кач
Это упражнение развивает равновесие в положении лежа на животе, а также опорную функцию правой и левой руки (ладошки малыша раскрыты)
Скатайте валик из полотенца и положите на него ребенка животиком вниз. Покачивайте малыша из стороны в сторону, напевая песенку или читая стишок.
Ай качи-качи- качииииии!
Глянь, баранки, калачииииии.
Глянь, баранки, калачииииии,
С пылу, с жару из печиииии.
В пылу с жару из печиииииии,
Все румяны, горячиииии.
Налетели тут грачииииии,
Подхватили калачииииии.
Нам осталися баааа-рааааа-нооооо-чкиииииии!
Велосипед (4-5 месяцев)
Упражнение укрепляет мышцы ног, готовит к ползанию и ходьбе.
Положите малыша на спинку на твердую поверхность. Начните с ним разговаривать. Затем возьмите за стопы и согните ножки в коленном суставке. И «едьте на велосипеде», приговаривая слова потешки:
Поехали, поехали,
С орехами, с орехами.
Поехали, поехали,
За грибами, за орехами,
Приехали, приехали
С грибами и с орехами.
Повторите упражнение 3-4 раза.
Знакомимся с окружающим миром
Вот моя семья!
Возьмите малыша на руки, подносите его к членам семьи, называйте их, рукой малыша дотрагивайтесь до них. Прочитайте стишок о семье, показывая ручкой малыша до называемого человека. Пусть они поговорят с малышом.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это — мама, это я.
Это — бабушка моя!
Это — папа, это — дед.
И у нас разлада нет!
Кто это?
Упражнение развивает ориентировочную реакцию ребенка на голос мамы и ее лицо. Разговаривая с малышом, внесите изменения в свою внешность – например, наденьте шляпу или повяжите косынку, заколите волосы и т.д. Малыш насторожится. Но узнав Ваш голос, улыбается.
Можете поиграть в «прятки». Во время разговора спрячьте свое лицо платком и потяните ручку ребенка к платочку. Малыш стянет платочек и увидит маму.
Две бутылочки
Предложите малышу две бутылочки. Сможет ли он по цвету бутылочки с разной жидкостью сделать выбор (прозрачная бутылочка с водой или непрозрачная белая молочная смесь)
Путешествие по квартире
Ребенка следует чаще носить на руках по квартире и разговаривать при этом с ним, называть предметы и действия. Это не только позволяет знакомить с окружающим миром и развивать предпосылки речи, но и играет важную роль в формировании объемного зрения. Ведь в таком путешествии малыш видит один и тот же предмет с разных сторон, с разных точек обзора.
Показ игрушки
Положите малыша на живот. На расстоянии 50 см от него поставьте яркую игрушку. Начните демонстрировать игрушку. Называйте ее части, цвет, размер, действия, покажите, как с ней играть, как она звучит. Используйте короткие стишки об игрушке, потешки. Затем дайте малышу возможность поиграть с игрушкой, дотянуться до нее.
Бутылочка
При кормлении из бутылочки держите бутылочку так, чтобы ребенок мог потянуться к ней руками и «взять» — удержать ее. Поддержите бутылочку и помогите малышу ее держать.
В статье Вы познакомились с тем, как развивать ребенка в 4 месяца с помощью игр и упражнений. Еще о развитии ребенка в 4 месяца интересную информацию Вы найдете в статьях:
Стихи для новорожденных и самых маленьких: народные и современные стихи для купания, переодевания, кормления, пробуждения, укладывания спать, игр с ребенком.
Колыбельные для малышей: как правильно выбрать колыбельную для малышей и как ее петь?
Пестушки: проверенный веками метод развития младенцев.
Ребенку 4 месяца: основные линии развития малыша, создание развивающей среды.
О дальнейшем развитии малыша Вы можете почитать:
Ребенку 5 месяцев: игры, упражнения с малышом, что умеет малыш.
Шестимесячный ребенок: особенности развития, игры, упражнения. гимнастика.
До новых встреч в рубрике «Развития малыша от рождения до года»!
О дальнейшем развитии ребенка Вы сможете прочитать в статье «Что умеет ребенок в 5 месяцев». Показатели развития малыша. Игрушки для ребенка в 5 месяцев. Развивающие игры и упражнения.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Картотека (младшая группа): КАРТОТЕКА ПОТЕШЕК И ПЕСТУШЕК ДЛЯ ДЕТЕЙ 1,5- 2 ЛЕТ
Потешки и пестушки придумывались в народе с давних времен и остаются популярными у заботливых родителей и опытных педагогов по сей день.
Потешки для детей не только развлекают и приносят радость детям, но и служат для раннего развития малышей. Рассказывайте их очень ласково, и счастливый ребенок постепенно будет привыкать к вашему голосу, пытаться понять ваши слова, а в будущем и повторять.
Потешки для малышей устанавливают незримую очень тесную связь между ребенком и близкими ему людьми. А также с их помощью дети знакомятся с окружающим миром и своим телом.
Большие ноги
Большие ноги шли по дороге:
То-о-п, то-о-п, то-о-п! То-о-п, то-о-п, то-о-п!
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ!
Киска, киска, киска, брысь!
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись,
Наш малыш по ней пойдёт,
Через киску упадёт!..
Ладушки-ладушки!
Ладушки-ладушки!
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!..
Люли, люли, люли
Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Стали гули ворковать,
Стали гули хлопотать:
Залетели в уголок,
Зажигали огонёк,
Стали кашку варить,
Стали детку кормить.
Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.
Сорока-белобока
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила!
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты чашки не мыл!
Кашу сами мы съедим,
А лентяю не дадим!»
Баю, баю, буси!
Баю, баю, буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Ване пирожок,
Дали Ване пряничка.
Спи скорее, Ванечка!
Прилетели птички
Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Пальчик-зайчик
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул!
А последний – пятый пальчик
Шустро прыгает, как зайчик.
Мы сейчас его уложим
И уснем с тобою тоже!
Поехали-поехали
Поехали, поехали
За шишками-орехами!
По кочкам, по кочкам,
По ягодкам, цветочкам,
Пенечкам и кусточкам,
Зелененьким листочкам
В ямку – бух!
Умываемся
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся.
Водичка, водичка
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Зайка
Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!
Ясный день
На подушке, на простынке.
Нежат розовые спинки?
Ясный день пришел давно
И стучится к нам в окно!
Божья коровка
Божья коровка, полети на небо
Принеси нам хлеба,
Черного, белого, только не горелого!
Идет коза рогатая
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
За малыми ребятами.
Ножками — топ-топ!
Глазками – хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает!
Ехали мы, ехали
Ехали, ехали
В лес за орехами.
По гладенькой дорожке,
По кочкам, по кочкам.
Рысью, шагом – в яму бух!
Раздавили сорок мух!
Гуси, гуси
— гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну летите!
— Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
Мишка косолапый
Мишка косолапый, по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
Шишка отскочила – прямо мишке в лоб!
Мишка рассердился и ногою – топ!
Кошкин дом
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила:
— Ой, спасите, потушите!
Бом-бом! Бом-бом!
Бежит курочка с ведром,
Заливать кошкин дом.
Спешит уточка с ковшом,
А гусак с котелком.
А лошадка – с помелом,
А собачка с фонарем,
Серый заюшка — с листом.
Дружно враз! Раз! Раз!
И огонь погас!
Улитка
Улитка, улитка,
Высунь рога –
Дам тебе, улитка,
Кусок пирога!
Ползи по дорожке,
Дам тебе лепешки.
Зайка
Зайка начал умываться —
Видно, в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо –
Вот и сухо.
Каравай
Как на Машины именины
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой низины.
Вот такой ужины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай.
Тень-тень-потетень
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Поди, поди, догоняй-ка!
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!
Дождик
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки!
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки!
Петушок
— Петушок, петушок –
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Котенька-коток
Котя, котенька-коток,
Котя – рыженький хвосток!
Приди котик, ночевать,
Мою детоньку качать.
Как у наших у ворот
Как у наших у ворот
Муха песенки поет.
Ай-люли, вот поет,
Ай-люли, вот поет.
Комар музыку ведет,
Стрекоза плясать идет,
Ай-люли, вот идет,
Ай-люли, вот идет.
Потешки для детей 1-2 лет
Весёлые русские народные потешки для малышей (1-2 года). Стишки и песенки про еду и продукты, хвалилки, шутки-прибаутки.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Сидит ворон на дубу. Он играет во трубу, Песня ладная, Сказка складная. Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял мужик дуду. Шарил, шарил — не нашёл, Он заплакал и пошёл.
Ай, дыбок, дыбок, дыбок
Ай, дыбок, дыбок, дыбок, Нашей Танечке годок! Купили Танечке платок — Во всю голову цветок!
Большие ноги
Большие ноги Шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п! То-о-п, то-о-п, то-о-п! Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ!
Валенки, валенки
Валенки, валенки, Невелички, маленьки, На резвые ноженьки Нашему Серёженьке. Ноженьки пляшут, А рученьки машут. Валенки новеньки, Серёжа чернобровенький!
Выйдет котя в огород
Выйдет котя в огород — Всполошится весь народ. И петух и курица С деревенской улицы Станут котю в гости звать, Станут котю угощать.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу
Гу-гу-гу, гу-гу-гу, На зелёном на лугу, На зелёном на лугу Стоит чашка творогу. Прилетели две тетери, Поклевали, улетели. Как они летели, Мы на них глядели. Ам!
Дождик-дождик
Дождик-дождик, Полно лить, Малых детушек мочить!
Дубы-дубочки
Дубы-дубочки, Печём блиночки. Блиночки горячи, Не хотят сидеть в печи. Блиночки румяные, С маслицем, со сметаною!
Заинька, походи
Заинька, походи, Серенький, походи. Вот так, вот сяк походи, Вот так, вот сяк походи. Заинька, подбодрись, Серенький, подбодрись. Вот так, вот сяк подбодрись, Вот так, вот сяк подбодрись. Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой. Вот так, вот сяк топни ножкой, Вот так, вот сяк топни ножкой. Заинька, повернись, Серенький, повернись. Вот так, вот сяк повернись, Вот так, вот сяк повернись. Заинька, попляши, Серенький, попляши. Вот так, вот сяк попляши, Вот так, вот сяк попляши. Заинька, поклонись, Серенький, поклонись. Вот так, вот сяк поклонись, Вот так, вот сяк поклонись.
Как у нашего кота
Как у нашего кота Щубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы. Глазки смелые, Зубки белые. Ходит кот по лавочке, Ловит всех за лапочки. Топ-топ по лавочке, Цап-цап за лапочки.
Как у наших у ворот
Как у наших у ворот Муха песенки поёт. Ай, люли, вот поёт, Ай, люли, вот поёт. Комар музыку ведёт, Стрекоза плясать идёт. Ай, люли, вот идёт, Ай, люли, вот идёт. Стрекоза плясать пошла, Муравья с собой взяла. Ай, люли, вот взяла, Ай, люли, вот взяла. «Муравейка, милый мой, Попляши-ка ты со мной!» Ай, люли, ты со мной, Ай, люли, ты со мной. «Уж я рад бы поплясать, Да уж очень я устал!» Ай, люли, я устал, Ай, люли, я устал.
Катя, Катя маленька
Катя, Катя маленька, Катенька удаленька. Пройдись по дороженьке, Топни, Катя, ноженькой.
Киска, киска, киска, брысь!
Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись, Наш Ванечка пойдёт, Через киску упадёт!..
Кисонька-мурысенька
— Кисонька-мурысенька, Ты где была? — На мельнице. — Кисонька-мурысенька, Что там делала? — Муку молола. — Кисонька-мурысенька, Что из муки пекла? — Прянички. — Кисонька-мурысенька, С кем прянички ела? — Одна. — Не ешь одна, не ешь одна!
Котик серенький присел
Котик серенький присел На печурочке И тихонечко запел Песню Юрочке. Вот проснулся петушок, Встала курочка, Подымайся, мой дружок, Встань, мой Юрочка!
Кто у нас хороший
Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Ванечка — хороший, Ванечка — пригожий! Ой, мой маленький, Ненаглядненький, Мой хорошенький, Мой пригоженький.
Ладушки-ладушки!
— Ладушки-ладушки! Где были? — У бабушки! — Что ели? — Кашку! — Что пили? — Бражку! Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели, Домой полетели, На головку сели, Ладушки запели!..
Люли, люли, люли
Люли, люли, люли, Прилетели гули, Стали гули ворковать, Стали гули хлопотать: Залетели в уголок, Зажигали огонёк, Стали кашку варить, Стали Машу кормить.
Куда бежите, ножки?
— Куда бежите, ножки? — По летней дорожке, С бугра на бугор За ягодой в бор. В зелёном бору Тебе наберу Чёрной черники, Алой земляники.
Ножки, где вы были?
— Ножки, где вы были? — За грибами в лес ходили. — Что вы, ручки, делали? — Мы грибочки собирали. — А вы, глазки, помогали? — Мы искали да смотрели, Все пенёчки оглядели. Вот и Ванечка с грибком, С подосиновичком!
Пастушок
Пастушок, пастушок, Заиграй во рожок! Травка мягкая, Роса сладкая. Гони стадо в поле, Погулять на воле!
Потягунушки
Потягунушки — Порастунюшки, Поперёк — толстунушки, А в ножках — ходунушки, А в ручках — хватунушки, А в роток — говорок, А в головку — разумок.
Пошёл кот под мосток
Пошёл кот под мосток, Поймал рыбку за хвосток. То ли съесть по пути, То ли Оле отнести?
Разложили кашку
Разложили кашку Каждому в чашку. Маленькому Яшке Не хватило кашки. Дайте Яшке кашки Из маминой чашки!
Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, Кому в зобок, Кому в платок, Кому в лапочку.
Сорока-белобока
Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила! Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: «Ты воды не носил, Ты дров не рубил, Ты печь не топил, Ты чашки не мыл! Кашу сами мы съедим, А лентяю не дадим!»
Тра-та-та, тра-та-та
Тра-та-та, тра-та-та, Поймал дедушка кота. А бабушка — кошку За левую ножку!
Тушки-тутушки
Тушки-тутушки, В городе пичужки. Тушки-тутушки, В городе пичужки. На печи-то калачи, Они больно горячи!
Ты мороз-мороз-мороз
Ты мороз-мороз-мороз, Не показывай свой нос! Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмём, Мы на улицу пойдём, Сядем в саночки — Самокаточки.
У кота ли, у кота
У кота ли, у кота Колыбелька золота. У дитяти моего Есть покраше его. У кота ли, у кота Периночка пухова. У дитяти моего Да помягче его. У кота ли, у кота Одеяльце шёлково. У дитяти моего Есть получше его… У кота ли, у кота Зановесочка чиста. У дитяти моего Есть почище его, Да получше его, Да покраше его.
У нашей бабушки
У нашей бабушки Десять внучат: Две Акульки сопят в люльке, Две Аринки сопят на перинке, Две Алёнки глядят из пелёнки, Два Ивана на лавках сидят, Два Степана учиться хотят. Десять внуков, а бабушка одна.