Польза ползания для грудничка — Детишки и их проблемы
Ползание – это очень важный период в развитии ребенка. Многие родители не придают значения этому навыку, считая, что главное для ребенка – это научиться ходить. Но врачи-педиатры и невропатологи бьют тревогу, когда малыш не ползая, сразу начинает ходить. Дело в том, что ползание не только укрепляет мышцы ног, рук, спины, но и развивает координацию движений, способствует развитию мозговой деятельности. Известно множество случаев, когда детки в период ползания излечивались от неврологических проблем. Ведь правильное чередование рук и ног требует сложной работы мозга. В тоже время ползание может выявить дефекты развития нервной системы, которые могли бы проявить себя только уже, когда малыш пошел бы в школу, и тогда они бы сложнее поддавались исправлению. Ползание стимулирует двигательную, познавательную активность ребенка.
Причины, по которым ребенок не ползает, когда ему уже больше 7-8 месяцев могут быть разные:
1. Тугое пеленание, которое не способствует развитию координации и двигательной активности. Если по каким-то причинам вам приходится пеленать ребенка, то старайтесь все-таки чаще держать малыша в развернутых пеленках. Подбирайте ему удобную одежду, нестесняющую его движений.
2. Излишний вес ребенка. Когда малыш имеет лишний вес, ему тяжело двигаться, у него тяжелая голова, которую трудно поднимать. Обычно полные малыши позже начинают сидеть, ползать и ходить.
3. Недоразвитие и слабость мышечного аппарата. Этот диагноз должен поставить только врач и назначить лечение, обычно ребенку прописывают массаж, который выполняет специалист.
4. Ослабленный болезнью организм. Замечено, что любая болезнь задерживает развитие малыша, иногда даже дети делают шаг назад в своем развитии. Успокойтесь и дайте ребенку окончательно окрепнуть, как правило, после этого детки быстро наверстывают упущенное и догоняют своих сверстников.
5. Отсутствие пространства для ползания, длительное нахождение ребенка в ходунках и манеже. Если вы не можете отказаться от этих благ цивилизации, то хотя бы, не держите в них ребенка дольше 2 часов в день, причем непрерывное пребывание в манеже или ходунках не должно продолжаться более 30-40 минут. В манеже мало места для ползания, потому манежные детки, как правило, быстрее учатся вставать по стеночке и ходить вдоль нее, пропуская этап ползания.
6. Наследственный фактор. Обычно если родители малыша не ползали в детстве, то и дети могут пропустить этот этап, причем мальчики, как правило, наследуют детское поведение отца, а девочки – матери.
7. Ленивый малыш. Действительно бывают ленивые малыши, которым неинтересно играть в игрушки или читать сказки, к таким деткам нужно искать подход, иначе лень будет дальше усугубляться, что не лучшим образом скажется на учебе ребенка в школе.
Конечно, все дети рано или поздно начинают ползать и ходить, даже если с ними не заниматься, но все же будет лучше, если родители помогут ребенку
Мы уже говорили о том, что замкнутое пространство кроватки или манежа мешают ребенку начать ползать, для освоения этого навыка ему нужно достаточно много места на горизонтальной твердой поверхности, потому уже с 4-5 месяцев выкладывайте кроху на пол, стимулируйте его двигаться. Для этого учите его переворачиваться с живота на спинку и со спинки на животик в обе стороны. Для того чтобы малыш сам старался двигаться, можно на расстоянии немного большем, чем длина его вытянутой руки, класть любимые или новые игрушки. Кроха будет видеть, что предмет близко и до него можно дотянуться, но сделать это в той же позе рукой невозможно, придется переворачиваться, отталкиваться ножкой, тянуться ручкой из состояния, лежа на спине, потом на животе, потом приподнявшись на руках и т.д. Когда малыш добьется цели – похвалите его.
Существует также несколько упражнений, которые будут обучать ребенка ползать на четвереньках:
1. «Тачка». Когда малыш, лежа на животике, упрется ручками в пол и подымет верхнюю часть туловища, подымите его ножки, пусть он сделает несколько шажков на руках.
2. «Работа с валиком». Скрутите из куска поролона или используйте готовый валик, который вы подложите под грудку ребенка. Сначала валик должен быть небольшой, затем увеличивайте его диаметр, чтобы грудь ребенка находилась все выше. Показывайте ему игрушки, меняйте их высоту над полом, чтобы малыш учился вертеть головой, тянуться к ним, это хорошо укрепляет мышцы шеи и плечевого пояса.
3. Теперь подкладываем ребенку подушечку под животик, чтобы он поднял не только грудку, но и попку. Стимулируйте игрушкой передвижение в новом для ребенка положении.
4. Покачивание на вожжах или простыне. Под грудь и живот помещаем кусок ткани (простынь) или детские вожжи. Приподымаем малыша так, чтобы он упирался руками в пол, и попа тоже была приподнята, можно помочь малышу встать на коленки, теперь покачиваем его тело с помощью простыни.
5. Теперь учим кроху, самостоятельно вставать на коленки. Первые движения рук и ног можете помочь сделать ему вы, кроха быстро освоится и поползет сам.
6. Никто не научит ползать так хорошо, как другой малыш. Если у вас пока еще нет старших братиков и сестричек, пригласите в гости друзей с ребенком, который покажет вашему малышу, как нужно ползать. Можете и сами с папой встать на четвереньки и поползать вместе с сыном или дочкой, это будет забавно ребенку, и он тоже постарается повторить за вами движения.
Посвящайте таким играм и упражнениям 1 час в день (несколько занятий по 15-20 минут), и ваш кроха уже через несколько недель научится сам ползать.
загрузка…
Source: www.myway.kiev.ua
Как научить ребенка ползать, во сколько месяцев дети начинают ползать
К полугодовалому возрасту малыша его мышцы становятся крепкими и упругими, поэтому к этому времени младенец уже способен передвигаться самостоятельно. Но многие дети банально ленятся делать первые движения, поэтому родители часто задаются вопросом, можно ли научить ребенка ползать и как это сделать правильно? Вообще, для этого существует специально разработанная программа физических упражнений и даже алгоритм обучения, но сначала родители должны понять, зачем нужно учить ползать ребенка, ведь есть же дети, которые этот этап развития «пропустили» и сразу начали ходить ножками.
Оглавление: В чем польза ползания для младенца Упражнения для развития навыков ползания у грудничка Как помочь малышу научиться ползать правильно
В чем польза ползания для младенца
Ползание для грудничка является важным этапом в развитии, ведь благодаря этому умению получают развитие и двигательные навыки, и формирование психологических факторов, и повышение мозговой активности.
Польза ползания заключается в следующем:
- передвигаясь ползком, грудничок учится ориентироваться в пространстве, улучшает свои тактильные ощущения от прикосновений к различным предметам, познает собственное тело и его возможности;
- становится более ярким зрительное восприятие окружающих предметов, чем осмотр их с рук мамы, ребенок знакомится с новыми формами, цветами, быстро учится их различать;
- ползание активизирует мозговую деятельность – два полушария начинают взаимодействовать, а это способствует одновременной работе верхних и нижних конечностей;
- ребенок учится пребывать некоторое время без мамы, только в самом начале ползания малыш все еще будет требовать к себе повышенного внимания, но затем произойдет его отдаление;
- если ребенок уверено ползает, то его гораздо легче будет научить ходить – его мышечная база полностью окрепнет, появится готовность к освоению нового вида передвижения.
Можно с уверенностью сказать, что ползание является важным этапом в развитии малыша, поэтому родители должны научить своего грудничка этому навыку, если он сам проявляет лень.
Упражнения для развития навыков ползания у грудничка
Чтобы малыш начал ползать и делал это правильно, родители должны помочь ему освоить всего несколько важных навыков путем несложных упражнений:
Важно! Вообще, фитбол рекомендуется приобрести сразу после рождения малыша – выкладывая на него животиком вниз грудничка, можно быстро и без применения лекарственных препаратов избавить его от кишечных колик.- Развиваем коленные суставы. Эти занятия тоже очень удобно проводить на фитболе – нужно уложить ребенка на мяч животиком вниз и поддерживая его за спинку, сгибать поочередно ножки, упираясь в ладонь. Буквально через 2-3 таких занятия кроха уже сам будет отталкиваться от ладони родителя.
- Укрепляем спину. Проводить упражнение нужно на твердой горизонтальной поверхности, под малыша достаточно просто положить одеяло. Ребенка нужно приподнять за бедра из положения лежа на животе, поставить ему ручки «в упор». Теперь нужно немного покачать крохе ножки, что будет стимулировать ребенка совершить движение вперед. Конечно, с первого раза кроха даже не поймет, что от него требуется, но со временем он будет передвигать ручки и ножки.
Вышеописанные занятия, проводимые хотя бы один раз в день, помогут не только научить ребенка ползать, но и укрепят его мышцы и связки, что предотвратит вывихи и растяжки в будущем.
Как помочь малышу научиться ползать правильно
Не стоит самостоятельно пытаться найти способы помощи собственному ребенку в приобретении навыка ползания – существует ряд советов/рекомендаций, которые будут кстати:
- Не стоит ограждать малыша от каких-то активных действий. Наоборот, родители должны поощрять и хвалить кроху за любую попытку привстать, перевернуться, сесть.
- Нельзя ограничивать область передвижения малыша. Достаточно лишь выбрать наиболее безопасное пространство, где не будет электрических узлов, острых углов мебели, розеток – малыш сможет беспрепятственно там находиться и двигаться в любом направлении.
- Во время активных игр нужно почаще выкладывать грудничка на живот и помогать ему приподняться на ручках и ножках. Конечно, в первое время нужно будет страховать малыша – неуверенные движения, неокрепшие мышцы приведут к падению и получению травмы, что может отдалить момент ползания по причине страха ребенка.
- Лучше всего учить ребенка ползать в игровой форме. Например, можно выложить малыша на животик и разместить недалеко от него яркую игрушку. Ребенок будет пытаться дотянуться до нее и неизменно начнет движение вперед – отодвиньте игрушку, пусть кроха и дальше движется. Но совершенно не стоит слишком долго заставлять малыша таким образом передвигаться – он просто может потерять интерес к занятию. Минут 20 таких занятий и дайте ребенку вожделенную игрушку.
- Можно скрутить валик из одеяла или пеленки и положить его под грудь крохи. Такое положение ускорит приобретение навыка опирания на ручки, совсем скоро малыш сможет удерживать свое тело даже на одной руке и как раз в этот период родители могут помочь ему продвинуться вперед, сделав опору для ножек из своей руки.
Научить ребенка ползать вполне реально, ничего сложного в этом нет. Важно прислушиваться к собственному малышу – все груднички разные, они даже развиваются разными темпами, поэтому лучше не торопить события, а медленно, но уверенно двигаться к цели.
Рекомендуем посмотреть полезный видео-урок, который поможет вам научить ребенка ползать правильно:
Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории
4,218 просмотров всего, 3 просмотров сегодня
Загрузка…Ползание ребенка: в чем польза?
Первые полгода малыш не волен в своих передвижениях и полностью зависит от взрослых. Но «спокойное» время быстро заканчивается. В промежутке между пятью и двенадцатью месяцами происходит прорыв в освоении пространства – от постепенного вставания на четвереньки к долгожданному самостоятельному перемещению. Многие дети сначала ползут назад, потом – вперед по-пластунски и, наконец – на четвереньках, со все возрастающей скоростью. Зачем же нам, прямоходящим, нужны эти младенческие «поползновения»?
О пользе ползания
Этап ползания необычайно важен для младенцев. Ползание ребенку необходимо для развития опорно-двигательного аппарата – оно укрепляет мышцы спины, рук, ног, улучшает координацию движений. С его помощью ребенок постепенно готовится к ходьбе. Любая активность ребенка благотворно влияет на развитие головного мозга – происходит образование новых связей в коре мозга и ее рост.
Ползание способствует не только стимуляции моторных зон (участков коры, отвечающих за регуляцию движений), но и улучшению взаимодействия двух полушарий: оно требует согласованного движения перекрестных рук и ног (правая рука – левая нога), которые регулируются противоположными полушариями. Важность ползания подчеркивают психологи и педагоги. Благодаря такому способу освоения пространства у ребенка развивается тактильная чувствительность, ведь он передвигается по разным поверхностям и встречает на своем пути много нового (ножка стула и диван – они такие разные!).
Совершенствуется зрительное восприятие – один и тот же вид из кроватки и постоянно меняющаяся панорама при движении несравнимы!
Ползая, ребенок получает много новых знаний – о предметах, их свойствах, поверхностях, своем жилище и даже о том, что скрывается за заманчивой входной дверью. У ребенка формируются пространственные представления о собственном теле, о взаимоотношении внешних объектов и тела. Именно на этапе ползания закладывается умение ориентироваться в пространстве. Более того, благодаря этому «примитивному» способу передвижения у ребенка формируются предпосылки для освоения родного языка. Он учится понимать слова, обозначающие расположение предметов в пространстве.
Ползая, ребенок впервые может самопроизвольно передвигаться на большие расстояния, и не только в направлении к интересной игрушке или новьм приключениям, но и от мамы, с которой раньше он был почти неразрывно связан, если не всегда физически, то психологически. С этапа ползания начинается постепенное формирование восприятия себя как отдельного человека.
Малыш впервые движется сам и направляется туда, куда он хочет. Постепенно это подготавливает кризис первого года: рвется связка «мы» (мама – ребенок) и малыш пространственно отделяется от мамы. При этом возникают противоречивые потребности в независимости и защищенности – ребенок хочет самостоятельности, но еще нуждается в маминой помощи. Дети, минующие стадию ползания, могут иметь в дальнейшем затруднения в школе. Логопеды отмечают, что ползание является хорошим средством профилактики проблем с чтением и письмом. Если у ребенка недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, в младшей школе у него могут появиться проблемы с письмом (ребенок пишет буквы в их зеркальном отражении), плохим почерком, грязью в тетрадках. Замечено, что многие дети с дислексией и дисграфией не ползали в младенчестве.
Внимание, ползунок!
Родителям малыша, который начинает ползать, лучше не ограничивать свободу его передвижений: пусть ведет настоящую «половую» жизнь – хотя бы в пределах одной комнаты. Для того чтобы оградить кроху от возможных неприятностей, сами встаньте на четвереньки и оглядитесь вокруг. Проверьте, нет ли на пути ребенка острых углов. Посмотрите, что находится в пределах досягаемости малыша. Все опасные предметы нужно убрать повыше, чтобы не превращать жизнь младенца в сплошные запреты.
Разложите на полу игрушки, детские книжки, коробочки, крышки и другие «сокровища», чтобы стимулировать исследовательский интерес первооткрывателя. Проверьте, не сильно ли дует по полу. Возможно, на пол следует положить ковер, чтобы малышу не было холодно. Некоторые мамы предпочитают пускать малыша ползать на расстеленном одеяле, но на некоторых покрытиях оно скользит и сбивается, затрудняя передвижение. Многие дети благодаря активному ползанию нагуливают аппетит, хорошо спят. Но так как ползание требует много сил, ребенок может заметно снизить темп прибавки в весе или даже похудеть – не волнуйтесь, это абсолютно нормальное явление.
Делай так!
- Прежде чем поползти, малыш некоторое время просто лежит на животике. Это положение полезно не только для того, чтобы избавиться от газов и развить новые группы мышц, но при нем и мир выглядит по другому. Яркие предметы притягивают взгляд, а смотреть удобнее «свысока», а не когда носик упирается в книжку, – и малыш старается держать голову.
- Переворачиваться со спинки на животик должна научить мама. Лучше всего это делать, держа малыша за ножки. Не спешите, ведь ему нужно успеть сгруппироваться и принять удобное положение. И не забывайте, что переворачивать надо то через правый бок, то через левый.
- Валик под грудью высвобождает руки, и малышу становится легче тянуться за игрушкой. Предмет можно начать отодвигать все дальше и дальше – крохе придется учиться ползти, чтобы до него добраться.
Как научить ребенка ползать, во сколько месяцев дети начинают ползать
К полугодовалому возрасту малыша его мышцы становятся крепкими и упругими, поэтому к этому времени младенец уже способен передвигаться самостоятельно. Но многие дети банально ленятся делать первые движения, поэтому родители часто задаются вопросом, можно ли научить ребенка ползать и как это сделать правильно? Вообще, для этого существует специально разработанная программа физических упражнений и даже алгоритм обучения, но сначала родители должны понять, зачем нужно учить ползать ребенка, ведь есть же дети, которые этот этап развития «пропустили» и сразу начали ходить ножками.
Оглавление: В чем польза ползания для младенца Упражнения для развития навыков ползания у грудничка Как помочь малышу научиться ползать правильно
В чем польза ползания для младенца
Ползание для грудничка является важным этапом в развитии, ведь благодаря этому умению получают развитие и двигательные навыки, и формирование психологических факторов, и повышение мозговой активности.
Польза ползания заключается в следующем:
- передвигаясь ползком, грудничок учится ориентироваться в пространстве, улучшает свои тактильные ощущения от прикосновений к различным предметам, познает собственное тело и его возможности;
- становится более ярким зрительное восприятие окружающих предметов, чем осмотр их с рук мамы, ребенок знакомится с новыми формами, цветами, быстро учится их различать;
- ползание активизирует мозговую деятельность – два полушария начинают взаимодействовать, а это способствует одновременной работе верхних и нижних конечностей;
- ребенок учится пребывать некоторое время без мамы, только в самом начале ползания малыш все еще будет требовать к себе повышенного внимания, но затем произойдет его отдаление;
- если ребенок уверено ползает, то его гораздо легче будет научить ходить – его мышечная база полностью окрепнет, появится готовность к освоению нового вида передвижения.
Можно с уверенностью сказать, что ползание является важным этапом в развитии малыша, поэтому родители должны научить своего грудничка этому навыку, если он сам проявляет лень.
Упражнения для развития навыков ползания у грудничка
Чтобы малыш начал ползать и делал это правильно, родители должны помочь ему освоить всего несколько важных навыков путем несложных упражнений:
- «Раскрываем ладошки». Передвигаться уверенно и без труда ребенок сможет только в том случае, если будет опираться на раскрытую ладошку. Родители могут научить своего малыша правильно раскрывать ладошки, пользуясь фитболом. Понадобится приобрести большой надувной мяч, на него нужно выкладывать малыша спинкой вверх и, придерживая кроху за ножки, постепенно наклонять его вниз. Как только ручки ребенка коснутся пола, он самопроизвольно раскроет свои ладошки. Это упражнение нужно проводить хотя бы один раз в день.
Важно! Вообще, фитбол рекомендуется приобрести сразу после рождения малыша – выкладывая на него животиком вниз грудничка, можно быстро и без применения лекарственных препаратов избавить его от кишечных колик. - Развиваем коленные суставы. Эти занятия тоже очень удобно проводить на фитболе – нужно уложить ребенка на мяч животиком вниз и поддерживая его за спинку, сгибать поочередно ножки, упираясь в ладонь. Буквально через 2-3 таких занятия кроха уже сам будет отталкиваться от ладони родителя.
- Укрепляем спину. Проводить упражнение нужно на твердой горизонтальной поверхности, под малыша достаточно просто положить одеяло. Ребенка нужно приподнять за бедра из положения лежа на животе, поставить ему ручки «в упор». Теперь нужно немного покачать крохе ножки, что будет стимулировать ребенка совершить движение вперед. Конечно, с первого раза кроха даже не поймет, что от него требуется, но со временем он будет передвигать ручки и ножки.
Вышеописанные занятия, проводимые хотя бы один раз в день, помогут не только научить ребенка ползать, но и укрепят его мышцы и связки, что предотвратит вывихи и растяжки в будущем.
Как помочь малышу научиться ползать правильно
Не стоит самостоятельно пытаться найти способы помощи собственному ребенку в приобретении навыка ползания – существует ряд советов/рекомендаций, которые будут кстати:
- Не стоит ограждать малыша от каких-то активных действий. Наоборот, родители должны поощрять и хвалить кроху за любую попытку привстать, перевернуться, сесть.
- Нельзя ограничивать область передвижения малыша. Достаточно лишь выбрать наиболее безопасное пространство, где не будет электрических узлов, острых углов мебели, розеток – малыш сможет беспрепятственно там находиться и двигаться в любом направлении.
- Во время активных игр нужно почаще выкладывать грудничка на живот и помогать ему приподняться на ручках и ножках. Конечно, в первое время нужно будет страховать малыша – неуверенные движения, неокрепшие мышцы приведут к падению и получению травмы, что может отдалить момент ползания по причине страха ребенка.
- Лучше всего учить ребенка ползать в игровой форме. Например, можно выложить малыша на животик и разместить недалеко от него яркую игрушку. Ребенок будет пытаться дотянуться до нее и неизменно начнет движение вперед – отодвиньте игрушку, пусть кроха и дальше движется. Но совершенно не стоит слишком долго заставлять малыша таким образом передвигаться – он просто может потерять интерес к занятию. Минут 20 таких занятий и дайте ребенку вожделенную игрушку.
- Можно скрутить валик из одеяла или пеленки и положить его под грудь крохи. Такое положение ускорит приобретение навыка опирания на ручки, совсем скоро малыш сможет удерживать свое тело даже на одной руке и как раз в этот период родители могут помочь ему продвинуться вперед, сделав опору для ножек из своей руки.
Научить ребенка ползать вполне реально, ничего сложного в этом нет. Важно прислушиваться к собственному малышу – все груднички разные, они даже развиваются разными темпами, поэтому лучше не торопить события, а медленно, но уверенно двигаться к цели.
Рекомендуем посмотреть полезный видео-урок, который поможет вам научить ребенка ползать правильно:
Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории
4,216 просмотров всего, 1 просмотров сегодня
О пользе ползания. Что происходит, когда ребенок учится ползать. Наш ребенок.
Содержание:
Почему все специалисты говорят, что ползание — очень важный этап в развитии ребенка до года? Некоторые специалисты утверждают, что у ребенка, который пропустил этот этап, могут возникнуть трудности с формированием речи, проблемы с обучением в школе, нарушения в координации движений.
Они правы и не правы одновременно. На самом деле, можно сравнить ползание с обучением в школе. Все учились в школе, но у всех разный уровень знаний. Так и с ползанием — важно качество прохождения этого этапа. Именно качество ползания влияет на развитие ребенка и его успешность в дальнейшей жизни. Есть много примеров, когда успешный человек не ползал, и наоборот.
Почему так происходит и как сделать ползание фундаментом для человека в его дальнейшей жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассматривать ползание целостно. В этот период ребенок не только осваивает некоторый моторный акт, но и обогащается эмоционально, приобретает умения, недостижимые для него раньше. Теперь по порядку.
К содержанию
Ползание — для развития моторики
Ребенок научается выносить ногу от бедра, отрабатываются отношения правая рука — левая нога, нарабатываются ротационные движения позвоночника. Приобретение этих навыков дает возможность ребенку быстрее освоить ходьбу. Не раньше пойти, а встав, уже уметь ходить. Ходить ребенок учится именно в ползании.
Но, как ни странно, именно в моторном отношении пропуск ползания не является критичным. Ребенок немного дольше обучается ходить, если не ползал (дольше мучает родителей, чтобы они его водили за руки), но в дальнейшем справляется со всеми трудностями. Только очень опытный специалист по моторным проявлениям может определить, что человек не ползал в детстве. А если он занимался спортом или танцами — это невозможно определить по моторным проявлениям.
Но человек целостный и развивается не по частям, а целиком. Одновременно развиваются сенсорные системы, эмоции и психика ребенка. Именно в этих областях ползание является ключевым этапом в развитии ребенка.
К содержанию
Я сам!
У ребенка появляется возможность самостоятельно добираться до предметов и изучать их. Не то, что мама с папой дали, а то, что интересно именно ему. Такого не происходит, если ребенок сразу пошел. Точнее — происходит, но значительно позже.
Если ребенок сразу пошел, то скорость его передвижения очень высока для малыша. Он еще не умеет так быстро ориентироваться. Садиться он не научился и достать предметы с пола может, только упав на попу. А как дальше встать? Нужно звать на помощь — опять зависимость.
Ползающий ребенок в реализации своих интересов значительно успешней. Все мы имеем опыт в своей жизни, когда сами в первый раз сделали что-то новое. Все мы помним ту радость, когда САМ. И ребенок тоже испытывает кайф от самостоятельного делания. Это мощнейшая мотивация для дальнейшего развития. Возникает уверенность в своих силах.
Он может доползти до кухонного шкафа, чтобы узнать, зачем мама так часто туда заглядывает, и вынуть из него все. Потом вместе с мамой будет убирать. Какая мама позволит это ребенку, если она его водит за руки? Еще не надо забывать о настроении мамы, которая имеет свободное время (несколько секунд), пока ребенок ползет по своим делам. И как бы ребенок ни нашкодил, он сделал новое, и маму это радует. Эмоциональное очень важно для ребенка в это время — это двигатель его развития.
К содержанию
Новый взгляд
Когда ребенок ползает, его зрительное пространство развивается определенным образом. Ребенок смотрит вперед и одновременно вынужден отслеживать пространство на полу. Куда встают рука и нога. Иначе он будет спотыкаться и падать. У ребенка формируется зрительное пространство, которое является базовым для дальнейшей жизни.
Если провести линии от глаз к руке и предмету, на который ребенок смотрит, то хорошо видно, что угол вертикального взора — 90 градусов. Такой угол позволяет в дальнейшем при ходьбе видеть, куда встанет нога. Сидя за партой, ребенок может спокойно видеть доску перед собой и тетрадь одновременно. Для ребенка, который пропустил ползание в развитии, это очень тяжело, и он постепенно начинает ложиться на парту.
При постепенной вертикализации формируется навык переноса информации из горизонтальной плоскости в вертикальную. Именно этот навык нужен в обучении для списывания с доски. Если этот навык не наработан, то при списывании ребенок может менять буквы местами, пропускать цифры в задании. Можно приводить еще массу примеров, но очевидно одно — ползание является очень важным этапом подготовки ребенку к обучающему процессу.
К содержанию
Вперед к цели
Психическое развитие ребенка делает мощнейший скачок. Он не просто берет много нового, не просто интересуется тем, что в прямой видимости, но запоминает, что находится за углом. Вчера залез в шкаф, мама сразу бросила телефон и была со мной. Пойду еще раз оторву маму от телефона. Именно так ребенок научается удерживать цель, постепенно увеличивая это время. У него появляется не просто зрительная опора, но и умозрительная. Он представляет образ того, что хочет, и сам туда идет.
В заключении скажу, что ползание — очень важный этап в развитии ребенка. Но не нужно родителям знать всех тонкостей прохождения этого этапа — ребенок сам чувствует важность ползания. Нужно просто принять, что ползать обязательно. Природа задумала это не просто так. Очень часто дети, которые сами пошли раньше ползания, затем начинают ползать.
Зачем ребенку ползать? » Перуница
Раннее развитие сейчас вошло в моду. Неутомимые родители готовы буквально с пеленок обучать детишек читать, писать и говорить одновременно. Специальные кубики с буквами, геометрические фигуры медленно, но верно заполоняют дом. Кроху торжественно вытаскивают для развивающих занятий из манежа или кроватки, а потом водворяют обратно. Между тем есть одно, предусмотренное самой природой и весьма развивающее занятие, о котором нередко забывают. Речь идет о ползанье.
Именно в процессе ползанья у ребенка закладываются навыки пространственной ориентации. А от нее в свою очередь будут зависеть потом и способность правильно и красиво писать, и успехи в геометрии, и умение узнавать время по часам, и многое другое. Именно с помощью ползанья человек впервые начинает передвигаться в пространстве.
Однако в нашей культуре к ползанью относятся как к чему-то не особенно важному. Обычно мамы хорошо помнят, когда ребенок сел, встал на ножки, пошел, но мало кто помнит, когда он впервые пополз. Да и детская индустрия всячески поддерживает (в прямом смысле слова) «человека прямоходящего»: посмотрите, сколько сейчас выпускается различных моделей ходунков, манежей, вдоль которых малыш при активной поддержке родителей пытается ходить.
Нередко мамы даже немного бравируют тем, что их малыш «проскочил» ползание, якобы перепрыгнув тем самым сразу на более высокую ступень моторного развития. Однако пропуск этого этапа может привести к тому, что впоследствии у ребенка появляются сложности в пространственной ориентации, путает понятия «лево»-«право», предлоги «за»-«перед». Он путает право и лево, верх и низ, его рисунок рассыпается на отдельные части, буквы упорно поворачиваются не в ту сторону, иметь сложности с чтением, геометрией, умением пользоваться картой.
Подросший малыш подчас похож на маленького медвежонка, потому что он то и дело не вписывается в пространство и постоянно что-нибудь задевает. Ему сложно усвоить пространственные предлоги – под, на, позади, впереди, над, у и т.д. Трудно ему ориентироваться и по схемам-картам, даже самым простым. Вполне возможно, все это – отголоски пропущенного в младенчестве ползания.
Глен Доман, известный апологет раннего развития, говорит о том, что существует очень сильная зависимость между способностью к ползанью и способностью фокусировать взгляд на ближайшей точке, на собственных руках, на том расстоянии, с которого мы читаем, пишем, лепим, рисуем.
Поскольку у первобытных народов отсутствуют полы, и их дети лишены возможности ползать, у них не развивается ближнее зрение, а это ведет к отсутствию письменности и цивилизации.
«Покажите нам культуру, -— говорит Доман, -— где бы отсутствовали полы, и мы сами расскажем вам о ее примитивности. И наоборот. Египетские и греческие полы, полы инков сохранились до нашего времени. И представители этих культур делали операции на мозге и создавали прекрасные произведения искусства еще три тысячи лет назад».
А посему, спустив малыша на пол, вы весьма ускорите его интеллектуальное развитие.
Ползанье – самый удобный для ребенка способ передвигаться вперед. Оно учит малыша использовать одну часть тела для уравновешивания другой. А это, между прочим, важный стимул для развития головного мозга. Такие движения развивают связи между двумя полушариями, именно от этих связей зависит впоследствии координация движений при беге, игре в мяч, лазанье, письме и т.д.
Кстати сказать, если взрослый человек попробует встать на четвереньки и немного проползти, в большинстве случаев он будет это делать «неправильно». Обычно взрослые выдвигают вперед одновременно руку и ногу, находящиеся на одной стороне, а не разноименные, что гораздо лучше позволяет сохранить равновесие. Насколько же разумна природа и ваш «несмышленый» малыш, который инстинктивно передвигается столь сбалансированным способом!
У ползающего ребенка появляется свобода передвижения. Отныне он может самостоятельно исследовать окружающий мир и гораздо меньше зависит от мамы. Имейте в виду, когда «ползунок» активно исследует окружающее пространство, у его мамы наконец-то становится больше свободного времени.
Конечно. Если ваш семимесячный малыш наотрез отказывается ползать, попытайтесь немного ему помочь. Для этого существуют специальные упражнения. Однако, прежде чем вы ими займетесь, проконсультируйтесь у педиатра или ортопеда. Если у ребенка недоразвиты мышцы или ослаблен мышечно-связочный аппарат (например, в результате рахита), необходимо специальное лечение и массаж. В этом случае ваши слишком рьяные попытки научить кроху ползать могут привести к серьезным травмам связок и мышц. То же самое касается различных травм конечностей. Если у ребенка были переломы, растяжения связок или сильные ушибы, ему может быть больно ползать. В этом случае вам также потребуется помощь ортопеда и массажиста.
Если же врач не находит никакой патологии в развитии вашего чада, стратегия и тактика ваших действий должна быть примерно такой:
1. Предоставьте свободное пространство для ползания! У ребенка, который целый день находится в кроватке или в манеже, просто нет возможности поползти.
Однако, прежде, чем вы переселите кроху на пол, подготовьте для него безопасное пространство. Уберите на недоступную высоту предметы бытовой химии, все лекарства, сигареты и пепельницы, все бьющиеся, колющие и режущие предметы, мелкие детали (которые можно проглотить), электрические провода, полиэтиленовые пакеты, комнатные растения. На электрические розетки стоит поставить специальные заглушки.
Итак, все опасные предметы убраны из поля зрения и досягаемости малыша. Теперь подумаем, как сделать интересным первое путешествие вашего ребенка. Выделите в шкафу полку, с которой он сам сможет доставать игрушки или одежду. Например, моя младшая дочь обожала планомерно вытряхивать ящик комода со своей одеждой, а потом запихивать ее обратно. На кухне, когда вы готовите обед, дайте малышу возможность поиграть с кастрюльками и мисками. Пользовался у нас популярностью и таз с игрушками, которые можно было долго разбирать.
2. Создайте потребность в ползании.
Вот любопытная история, которую рассказал мне знакомый врач-ортопед:
«Однажды меня вызвали для консультации к малышу, который в десять месяцев не ползал и не ходил. Семья жила в большом загородном коттедже, к ребенку были приставлены две няни и гувернантка, которые мгновенно исполняли все его желания. Стоило ему потянуться к какой-либо игрушке, как она тут же вручалась ему. Необходимости что-то сделать самому не было ни малейшей. Я предложил дать мальчику возможность самому дотянуться до интересующих его вещей. Сначала он не понял, почему не срабатывает привычный стереотип, и захныкал, но вскоре успокоился и попытался достать игрушку сам. Через 3 дня он уже ползал вовсю, а через 2 месяца – пошел.»
Освоить новый способ передвижения малышу поможет привлекательная игрушка (желательно музыкальная). Сначала поставьте ее на небольшом расстоянии от ребенка, чтобы ему нужно было лишь чуть-чуть до нее дотянуться. Получилось? Если нет, не сердитесь на малыша, попробуйте еще и еще раз. Когда, наконец, он сможет достигнуть заветной цели, искренне похвалите его. В следующий раз дистанцию можно немного увеличить.
Нередко малыши начинают ползать «гусеничкой» – лежа на животе, они сначала подтягиваются на руках, потом подтаскивают ножки, а потом отталкиваются ногами и преодолевают несколько сантиметров. Это совершенно нормально. Вскоре малыш научится вставать на четвереньки и ползать «классическим способом».
3. Постарайтесь по минимуму использовать манеж и ходунки и дайте ребенку возможность ползать, исследуя пространство квартиры.
Чем больше он будет исследовать в этом возрасте, тем более пытливым и любознательным он будет потом.
4. Наглядный пример нередко срабатывает лучше всего.
К семимесячной Наденьке однажды пришла в гости ее десятимесячная «подружка». Пока мамы весь вечер щебетали на кухне, дети с интересом наблюдали друг за другом. На следующий день Надюша поползла.
Если же у вас нет знакомых ползающих младенцев, используйте личный, не менее вдохновляющий пример – ползайте вместе с малышом!
1. Возьмите малыша под мышки и подойдите с ним к краю стола. На краю стола поочередно поставьте на коленку сначала одну ножку, потом другую. Теперь ребенок стоит на краю стола на коленках, а вы продолжаете держать его под мышки. Осторожно наклоняйте его вниз, побуждая опереться на стол руками с раскрытыми ладошками. Теперь малыш стоит на четвереньках. Поддерживая его под животик, немного покачайте его в таком положении.
2. Снова помогите встать ребенку на четвереньки и покачаться в таком положении, только теперь поддерживайте его под животик не рукой, а свернутой пеленкой или полотенцем. Пеленку пропустите под животиком, а потом возьмите оба ее конца сверху над малышом. В таком положении малыш может передвигать ручками.
3. Так же можно покачать ребенка на большом мяче, валике или на собственной ноге. Валик можно сделать самим. Для этого сверните тугим «рулетом» подушку, а затем перевяжите ее веревкой. Главное – дать малышу почувствовать положение «на четвереньках».
Так что ползание – это очень важный этап в развитии маленького человека, поскольку в ползании он учится по-новому постигать мир. Помогите своему малышу научиться ползать, и у него появится новый мощный стимул для развития как опорно-двигательной, так и нервной системы.
Инесса Смык
По материалам журнала «Аистенок»
Как научить ребенка ползать? | Активная мама
Порой малыши пропускают этап ползания и сразу переходят к стоянию и хождению. Некоторые родители беспокоятся по этому поводу, другие, напротив, гордятся тем, что чадо взрослеет и быстро превращается в прямоходящего человечка и всячески этому способствуют (начинают рано ставить кроху на ножки, водить подмышки, а затем за ручки). Однако медики не разделяют восторга по поводу раннего стояния и ходьбы!
Польза ползания для ребенка
Дело в том, что ползание полезно для малыша, ведь с точки зрения физиологии оно прекрасно укрепляет мышечный корсет и не оказывает избыточной нагрузки на позвоночник, чего нельзя сказать о ходьбе! Кроха, который в совершенстве овладел навыками ползания, имеет крепкие ручки, ножки и спинку, и зачастую физически развит лучше, чем его не ползающий сверстник.Кроме того, ползание прекрасно развивает ловкость и координацию движений (речь идет о классическом передвижении на четвереньках с чередованием правой и левой ноги и руки – так называемом, перекрестном ползании). А с точки зрения психологии, умеющий ползать карапуз становится более самостоятельным, настойчивым и уверенным в собственных силах (так как сам может добраться туда, куда ему нужно, ведь по-другому добраться до цели в 6-8 месяцев он просто не умеет), что очень важно для всей последующей жизни!
Когда и как родителям научить ребенка ползать?
Во сколько ребенок начинает ползать? По статистике здоровые малыши начинают передвигаться на четвереньках в возрасте 6-8 месяцев (а отдельные уникумы — еще раньше). Однако не следует думать, что ребенок вдруг возьмет и поползет – этому событию предшествуют длительные тренировки.
Кроха сначала учится становиться на четвереньки (ведь так непросто скоординировать ножки и ручки так, чтобы приподнять не только попку или грудку, но и все тельце), а научившись стоять с упором на ладони и колени, переходит к раскачиваниям. И только пройдя через эти этапы, малыш начинает ползать уже по-настоящему. Некоторые карапузы сначала учатся ползать по-пластунски, извиваясь всем телом, как маленькие червячки, или пятятся назад как раки, или же придумывают свой вид ползания (например, подогнув под себя ногу или подтягивая обе ноги одновременно).
Чтобы научить ребенка ползать, необходимо создать для этого наиболее подходящие условия. Примерно с 4 месяцев желательно сделать так, чтобы часть бодрствования он проводил не в кроватке или детском шезлонге, а на полу (на развивающем коврике, одеяле или каремате) в окружении интересных игрушек. В этом случае у крохи будет больше возможностей для того, чтобы научиться переворачиваться, становиться на четвереньки и ползти.
С самого раннего возраста желательно проводить с карапузом массаж и гимнастику, которые способствуют нормализации мышечного тонуса (ведь гипотонус и гипертонус отодвигают сроки начала ползания), укрепляют мышцы и готовят кроху к самостоятельным движениям. С периода новорожденности малыша надо выкладывать на животик: так он будет сначала учиться поднимать головку, потом плечики и грудку, опираясь на раскрытую ладошку, а затем и становиться на четвереньки. Очень полезны упражнения для грудничка на фитболе (большом гимнастическом мяче).
Ребенок не ползает – что делать?
Не стоит паниковать, если ребенок 7-8 месяцев не ползает. Многое зависит от темперамента крохи, перенесенных болезней, текущего веса и массы при рождении, а также генетики (если мама или папа поползли позже сверстников, вполне вероятно, что малыш будет развиваться по их схеме). Главное, чтобы ребенок пытался ползти – и не беда, если этот навык будет им окончательно усвоен несколько позднее! Нужно просто продолжать гимнастику и как можно чаще предоставлять крохе пространство для маневра.
Однако встречаются малыши, которые игнорируют ползание и не предпринимают практически никаких попыток к самостоятельному передвижению. Они предпочитают играть сидя до тех пор, пока не научатся вставать и ходить. В этом случае очень важно стимулировать кроху к ползанию. Для этого стоит поместить интересную игрушку неподалеку от ребенка, но так, чтобы он не смог до нее дотянуться. Не исключено, что привыкший все получать по первому требованию малыш расстроится и заплачет, поэтому стоит проявить изобретательность и организовать веселую игру, побуждая карапуза добраться до желаемой цели. Нужно помочь ребенку стать на четвереньки (для начала можно организовать упор сзади, чтобы непослушная попка не перевешивала и ножки не уезжали) и начать переставлять ручки и ножки. Для этого можно положить его на полотенце и легонько приподнять. Также стоит чаще играть с малышом в «тачку» — уложить его на животик, одной рукой приподнять ноги, второй поддерживать под животик, побуждая сделать несколько шагов на руках.
А что делать, если ваш ребенок миновал этап ползания — уже подрос и научился ходить, но так никогда (или почти) не ползал? Для того, чтобы помочь крохе компенсировать недостающий опыт передвижения на четвереньках, стоит играть с подросшим чадом в «ползательные» игры (например, в догонялки или в животных, ползание в детском тоннеле). Такие игры будут полезны как для годовалых карапузов, так и для ребятишек постарше, которые в свое время не были активными ползунами.
Чтобы научить ребенка ползать, нужно приложить несколько усилий, добавить в ним мамину любовь и внимание — и рецепт успеха для будущего ползуна готов!
Алина Серик специально для сайта Активная мама