Почему ментальная арифметика портит наших детей: Ментальная арифметика – 12 причин не отдавать ребенка на Соробан – Почему ментальная арифметика портит наших детей? — Саквояж

Почему ментальная арифметика портит наших детей? — Саквояж

Почему ментальная арифметика портит наших детей? –

Подходит к концу первый месяц летних каникул, и многие родители до сих пор не знают, чем занять ребенка. И в эти моменты на память приходят многочисленные баннеры и объявления, которые висят на улице и рекламируют ментальную арифметику. Конечно же, каждый родитель хочет вырастить из ребенка великого Архимеда и поэтому отводит свое дитя на занятие. Но мы расскажем вам страшную тайну – ментальная арифметика фактически никак не влияет на развитие вашего чада и в лучшем случае может быть бесполезной.

Массовое действие на подсознание

«Научим считать вашего ребенка без калькулятора», «Ваш ребенок станет самым умным в классе», «Научите считать свое дитя быстрее калькулятора» – подобные объявления встречаются часто. Заманчиво? Даже очень. Маркетинг и реклама делают свое дело. Родители видят и слышат о ментальной арифметике всюду, и это действует на подсознание. Мамаши-домоседки тут же мчатся отдавать своих детей на чудо-курсы. Массовость этого тренда началась примерно год-два назад.

Для начала разберемся, что такое ментальная арифметика и в чем ее феномен в изложении адептов быстрого счета.

Несколько тысяч лет назад жители Китая изобрели необычные счеты – абакус. Это стало одним из серьезнейших достижений в области арифметики. В XVI веке эти же счеты дошли до Японии и там также обрели популярность. Но протяжении 400 лет абакус претерпевал изменения и усовершенствования, так появились еще одни счеты – соробан, которые также полюбились в народе. Эти самые счеты абакус помогают научиться быстро считать в уме, складывать, делить и производить другие действия с большими числами быстрее, чем это сделает калькулятор. На сегодняшний день особую распространенность получили именно счеты абакус, ими пользуются в Америке, Корее и в Южной Азии.

В один момент, как грибы после дождя, стали появляться школы ментальной арифметики. Учителя в этих школах утверждают, что после курса занятий ваш ребенок станет гением. Уроки по быстрому счету рассчитаны для детей от 4 до 16 лет. Считается, что именно в этот период мозг ребенка пластичен и им легко усваиваются новые навыки. Обу­чаясь с помощью абакуса, ученик может решить любые арифметические задачи, такие как сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление квадратного корня числа за несколько секунд в уме быстрее, чем с помощью калькулятора.

Как утверждают маркетологи, ментальная арифметика может способствовать развитию обоих полушарий головного мозга. Занятия проходят один раз в неделю по два часа, курс длится 2-2,5 года. За это время ребенок учится быстро считать и может решать практически любые примеры из начальной школьной программы. Довольные родители утверждают, что их чадо подтянулось не только по математике, но и другим предметам. И как же раньше жили без ментальной арифметики?

А теперь – более трезвый взгляд на жизнь.

«Вы совершаете большую ошибку!»

Безусловно, первые результаты будут видны уже на начальной стадии. Родители удивляются умениям своих детей, радуются, гордятся ими и ждут, что из них вырастут самые лучшие математики. Но у любой медали есть обратная сторона и не стоит забывать, что громкие лозунги – это лишь реклама, способ вытащить побольше денег и привлечь народ. Эти школы обещают научить быстрому счету, и они это делают, но второго Пифагора на таких курсах вы не воспитаете.

Ильяс Шакенов

Ильяс Шакенов – преподаватель физики и математики, основатель компании Sky students. Окончил РСФМШИ им. Жаутыкова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, механико-математический факультет, бакалавриат, магистратуру, докторантуру по специальности «Вычислительная математика». Ильяс уже не первый год занимается с детьми и сталкивается с явлением ментальной арифметики. Он согласился ответить на наши вопросы и расставил все по местам.

Есть ли польза от ментальной арифметики?

– Я считаю, что ментальная арифметика интересна как метод вычисления, но не стоит уделять два с половиной года, чтобы развить такие навыки, как сложение и умножение многозначных чисел друг на друга, такие задания не просто не встречаются в школьной программе, но и не развивают логику и остальные необходимые навыки.

Разработчики метода утверждают, что занятия ментальной арифметикой развивают память, воображение, творческое начало, однако упражнения, которые они выполняют, не столь разнообразны и не подходят каждому. Можете уделить этому 5-7 дней, покачать головой и идти дальше.

Насколько она эффективна в решении задач?

– В решении задач на логику из стандартной школьной программы, задач на вступительных экзаменах навыки счета, развиваемые ментальной арифметикой, пригодятся очень мало. Это широко распиаренный ход для родителей, которые не хотят сами работать с детьми.

Правильно ли, что родители массово начали отдавать своих детей обучаться этому методу?

– Родители совершают большую ошибку, отдавая детей на курсы ментальной арифметики, да еще и на длительный период.

Так ли необходима эта программа для развития математических способностей у детей? Какие есть альтернативные и более действенные методы?

– Требуется большой комплекс упражнений, вызывающих интерес к математическим методам, занятия с логическими заданиями, любовь и предрасположенность родителей в вопросе образования, хорошие языковые навыки, поощрение к вычислениям в уме, объяснение теорем и методов с доказательствами, а не просто механическое заучивание.

Важно поддерживать интерес к чтению, необходимо учить решать практические задачи, чтобы ребята осознавали, что математика действительно работает и помогает в жизни. И наконец, ребенок должен развиваться всесторонне, в чем родителям поможет два аспекта: ограничить использование компьютеров и телефонов, а также начать заниматься со своими детьми с раннего возраста самостоятельно, а не впихивать им деньги и игнорировать их человеческие потребности.

Лучше разгадайте кроссворд

Занимаясь лишь ментальной арифметикой, гения не вырастишь. Ребенок развивается только в одном направлении – в устном счете. Причем этот навык, конечно же, пригодится при походе в магазин, но не более. И складывается тенденция, когда молодые мамочки, следуя новому тренду, насильно отдают дитя в школу арифметики в раннем возрасте, когда малыш и сам не может понять, интересно ему это или нет. Ребенок становится подобен компьютеру, в который заложили одну программу и требуют ее выполнения. И вред от метода быстрого сложения будет ощущаться чуть позднее, когда в старших классах придется решать задачи, которые требуют не только счета, но и разносторонности.

Заниматься со своими детьми нужно самостоятельно и делать это не однобоко. Умение быстро считать в уме действительно интересно, но при этом у ребенка просто атрофируются другие способности. И психологи заявляют, что ментальная арифметика – это не какое-то ноу-хау, это не чудо-методика, которая даст запредельные возможности ученику, это лишь один из вариантов тренировки мозга, как изучение языка, заучивание стихотворений, разгадывание кроссвордов. Поэтому подумайте, так ли нужно перегружать ребенка трехзначными вычислениями, когда эффект будет такой же, как от разгадывания кроссворда.

published on sakvoiazh.ru according to the materials time-go.ru

Почему ментальная арифметика портит наших детей?

Почему ментальная арифметика портит наших детей? –

Подходит к концу первый месяц летних каникул, и многие родители до сих пор не знают, чем занять ребенка. И в эти моменты на память приходят многочисленные баннеры и объявления, которые висят на улице и рекламируют ментальную арифметику. Конечно же, каждый родитель хочет вырастить из ребенка великого Архимеда и поэтому отводит свое дитя на занятие. Но мы расскажем вам страшную тайну – ментальная арифметика фактически никак не влияет на развитие вашего чада и в лучшем случае может быть бесполезной.

Массовое действие на подсознание

«Научим считать вашего ребенка без калькулятора», «Ваш ребенок станет самым умным в классе», «Научите считать свое дитя быстрее калькулятора» – подобные объявления встречаются часто. Заманчиво? Даже очень. Маркетинг и реклама делают свое дело. Родители видят и слышат о ментальной арифметике всюду, и это действует на подсознание. Мамаши-домоседки тут же мчатся отдавать своих детей на чудо-курсы. Массовость этого тренда началась примерно год-два назад.

Для начала разберемся, что такое ментальная арифметика и в чем ее феномен в изложении адептов быстрого счета.

Несколько тысяч лет назад жители Китая изобрели необычные счеты – абакус. Это стало одним из серьезнейших достижений в области арифметики. В XVI веке эти же счеты дошли до Японии и там также обрели популярность. Но протяжении 400 лет абакус претерпевал изменения и усовершенствования, так появились еще одни счеты – соробан, которые также полюбились в народе. Эти самые счеты абакус помогают научиться быстро считать в уме, складывать, делить и производить другие действия с большими числами быстрее, чем это сделает калькулятор. На сегодняшний день особую распространенность получили именно счеты абакус, ими пользуются в Америке, Корее и в Южной Азии.

В один момент, как грибы после дождя, стали появляться школы ментальной арифметики. Учителя в этих школах утверждают, что после курса занятий ваш ребенок станет гением. Уроки по быстрому счету рассчитаны для детей от 4 до 16 лет. Считается, что именно в этот период мозг ребенка пластичен и им легко усваиваются новые навыки. Обу­чаясь с помощью абакуса, ученик может решить любые арифметические задачи, такие как сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление квадратного корня числа за несколько секунд в уме быстрее, чем с помощью калькулятора.

Как утверждают маркетологи, ментальная арифметика может способствовать развитию обоих полушарий головного мозга. Занятия проходят один раз в неделю по два часа, курс длится 2-2,5 года. За это время ребенок учится быстро считать и может решать практически любые примеры из начальной школьной программы. Довольные родители утверждают, что их чадо подтянулось не только по математике, но и другим предметам. И как же раньше жили без ментальной арифметики?

А теперь – более трезвый взгляд на жизнь.

«Вы совершаете большую ошибку!»

Безусловно, первые результаты будут видны уже на начальной стадии. Родители удивляются умениям своих детей, радуются, гордятся ими и ждут, что из них вырастут самые лучшие математики. Но у любой медали есть обратная сторона и не стоит забывать, что громкие лозунги – это лишь реклама, способ вытащить побольше денег и привлечь народ. Эти школы обещают научить быстрому счету, и они это делают, но второго Пифагора на таких курсах вы не воспитаете.

Ильяс Шакенов

Ильяс Шакенов – преподаватель физики и математики, основатель компании Sky students. Окончил РСФМШИ им. Жаутыкова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, механико-математический факультет, бакалавриат, магистратуру, докторантуру по специальности «Вычислительная математика». Ильяс уже не первый год занимается с детьми и сталкивается с явлением ментальной арифметики. Он согласился ответить на наши вопросы и расставил все по местам.

Есть ли польза от ментальной арифметики?

– Я считаю, что ментальная арифметика интересна как метод вычисления, но не стоит уделять два с половиной года, чтобы развить такие навыки, как сложение и умножение многозначных чисел друг на друга, такие задания не просто не встречаются в школьной программе, но и не развивают логику и остальные необходимые навыки.

Разработчики метода утверждают, что занятия ментальной арифметикой развивают память, воображение, творческое начало, однако упражнения, которые они выполняют, не столь разнообразны и не подходят каждому. Можете уделить этому 5-7 дней, покачать головой и идти дальше.

Насколько она эффективна в решении задач?

– В решении задач на логику из стандартной школьной программы, задач на вступительных экзаменах навыки счета, развиваемые ментальной арифметикой, пригодятся очень мало. Это широко распиаренный ход для родителей, которые не хотят сами работать с детьми.

Правильно ли, что родители массово начали отдавать своих детей обучаться этому методу?

– Родители совершают большую ошибку, отдавая детей на курсы ментальной арифметики, да еще и на длительный период.

Так ли необходима эта программа для развития математических способностей у детей? Какие есть альтернативные и более действенные методы?

– Требуется большой комплекс упражнений, вызывающих интерес к математическим методам, занятия с логическими заданиями, любовь и предрасположенность родителей в вопросе образования, хорошие языковые навыки, поощрение к вычислениям в уме, объяснение теорем и методов с доказательствами, а не просто механическое заучивание.

Важно поддерживать интерес к чтению, необходимо учить решать практические задачи, чтобы ребята осознавали, что математика действительно работает и помогает в жизни. И наконец, ребенок должен развиваться всесторонне, в чем родителям поможет два аспекта: ограничить использование компьютеров и телефонов, а также начать заниматься со своими детьми с раннего возраста самостоятельно, а не впихивать им деньги и игнорировать их человеческие потребности.

Лучше разгадайте кроссворд

Занимаясь лишь ментальной арифметикой, гения не вырастишь. Ребенок развивается только в одном направлении – в устном счете. Причем этот навык, конечно же, пригодится при походе в магазин, но не более. И складывается тенденция, когда молодые мамочки, следуя новому тренду, насильно отдают дитя в школу арифметики в раннем возрасте, когда малыш и сам не может понять, интересно ему это или нет. Ребенок становится подобен компьютеру, в который заложили одну программу и требуют ее выполнения. И вред от метода быстрого сложения будет ощущаться чуть позднее, когда в старших классах придется решать задачи, которые требуют не только счета, но и разносторонности.

Заниматься со своими детьми нужно самостоятельно и делать это не однобоко. Умение быстро считать в уме действительно интересно, но при этом у ребенка просто атрофируются другие способности. И психологи заявляют, что ментальная арифметика – это не какое-то ноу-хау, это не чудо-методика, которая даст запредельные возможности ученику, это лишь один из вариантов тренировки мозга, как изучение языка, заучивание стихотворений, разгадывание кроссвордов. Поэтому подумайте, так ли нужно перегружать ребенка трехзначными вычислениями, когда эффект будет такой же, как от разгадывания кроссворда.

Ментальная арифметика

Обучение ментальной арифметике влияет на работу мозговых структур и их анатомические изменения.
Этот пункт требует пояснения. Разбираться в специальной терминологии мы не стали, т.к. здесь необходимы специалисты – нейрофизиологи. Вот вывод одного из исследований с использованием МРТ:
«Исследование влияния обучения «аbacus arithmetic» показало, что длительное обучение по этому методу усиливает фракционную анизотропию белого вещества в левом затылочно-височном соединении».
Но любое обучение влияет на работу мозга. Поэтому говорить об исключительности ментальной арифметики в этом плане нельзя. Судя по результатам исследований, эти изменения мозговой деятельности под влиянием ментальной арифметике не сказываются на чем-то другом, хотя и имеют специфический характер.

Общий вывод:
Обучение детей ментальной арифметике с использованием китайских счетов абакус повышает эффективность выполнения детьми арифметических действий в уме. Но на других параметрах интеллектуального развития детей не сказывается
.

Исследований о вреде этого метода мы не нашли.

Мнение психолога о ментальной арифметике. 

Мы попросили прокомментировать нашего консультанта, психолога Илью Базенкова.

Илья Львович, что можете сказать о популярности обучения ментальной арифметике?

ИБ. А что тут можно особенно нового сказать? Очередная надежда найти «золотую пилюлю», универсальный метод развития ребенка. Было, есть и, к сожалению, будет. В принципе, обучение детей с использованием зрительных образов, визуализации всегда использовалось. Вопрос только в его обоснованности, в сочетании с другими методами. Но когда делается упор только на что-то одно – это не очень хорошо.

Но исследования показывают, что этот метод значительно улучшает способности детей к арифметическим действиям в уме. Разве это плохо?  

ИБ. А зачем надо придавать такую исключительную важность этой способности? Вам часто приходится считать в уме? Да, наверное, это поможет ребенку в начальной школе лучше справляться с арифметикой на начальном этапе, отчасти снизит стрессовую нагрузку на уроках математики, но не более того. Но если ребенок занимается с удовольствием и для него это не избыточная нагрузка, то почему и нет?

Исследования показывают, что обучение с использованием счетов абакус влияет на развитие мозга ребенка. Не может ли это влияние быть вредным?

ИБ. Не знаю. Я не нейрофизиолог. Созревание мозга — это сложный процесс, в ходе которого мозговые функции и нейроструктуры могут быть изменены какой-то тренировкой, обучением. У детей пластичность мозговых структур выше, чем у взрослых, поэтому метод ментальной математики оказывает на них большее воздействие. Но хорошо это или не очень, я сказать не могу. Надо искать исследования на эту тему. Например, давно известный факт, что работа мозга англоговорящих и китайскоговорящих людей отличается при решении арифметических задач, но нельзя утверждать, что это хорошо или плохо. Просто это есть.

Сторонники ментальной арифметики утверждают, что она всесторонне развивает ребенка, критики, наоборот, говорят об ее вредном воздействии. Что можете сказать?

ИБ. А что еще ожидать от сторонников, особенно тех, кто на этом зарабатывает деньги?  Они будут обещать невиданные успехи во всем. Но вы же сами ссылаетесь на исследования, которые подтверждают отсутствие влияния ментальной математики на развитие чего-либо, кроме умения считать в уме. Добавлю, что родители детей, обучающихся по этому методу, склонны приписывать ему и другие детские успехи, которые у ребенка были бы и без нее. Но ведь люди вообще склонны к обоснованию своих взглядов, идей, действий. Защищают, таким образом, свою самооценку и плохо воспринимают какие-то критические доводы.  
На мой взгляд, самый большой вред от этой ментальной арифметики может быть в том, что порождает у родителей завышенные и неоправданные ожидания, которыми нагружают ребенка. Или ребенок может превратиться во что-то, демонстрирующее родительские успехи. Впрочем, подобное случается и с другими занятиями – так что ментальная арифметика не исключение.  Родители предают повышенное значение обученности ребенка конкретным навыкам, что приводит к «показушности», увлечению внешними поверхностными эффектами, а это плохо влияет на самого ребенка.  Дополню, что увлечение ментальной арифметикой прекрасной пример, как маркетинг создает востребованный продукт, используя тягу людей к поиску простого и универсального способа, обещающего чудеса при относительно небольших усилиях.  

«Домашка» без помощи родителей или зачем ребенку ментальная арифметика

Ребенок, делающий уроки самостоятельно и без понуканий, школьник, сдающий экзамены без репетиторов — это ли не мечта родителей? Как помочь своему ребенку быть более успешным в школьных предметах и при этом не вызвать отвращения к занятиям? В этом вопросе нас проконсультирует директор Школы скорочтения, каллиграфии, развития памяти и интеллекта IQ007* Наталья Таныгина.

Очень часто мамы и папы, садясь делать домашнее задание с младшеклассниками, сами «буксуют» над учебником. И это должен решить/понять 7-12-летний ребенок? А где же азы? Действительно, в школах сейчас очень насыщенная программа, чаще всего предполагается, что дети идут в первый класс, уже умея читать, писать, считать. У них нет времени отработать эти навыки, приходится учиться, буквально обгоняя самих себя! Школьники упускают момент оттачивания базовых умений — счета, письма, чтения и понимания прочитанного. Трудности в учебе накапливаются как снежный ком. А потом двойки, репетиторы, недобор баллов на ЕГЭ. Что могут сделать для своего юного школьника любящие и понимающие родители?

«Записать на занятия, развивающие ребенка. И не упустить момент, когда закладывается база для успешной учебы», — отвечает директор Школы IQ007 в Йошкар-Оле Наталья Таныгина. — В нашей школе дети параллельно осваивают три программы: ментальную арифметику, скорочтение а также письмо и каллиграфию. Это соответствует трем базовым, основным предметам младшей школы — чтению, письму и математике».

Итак, давайте подробнее остановимся на каждом пункте предлагаемой программы:

  • ментальная арифметика;
  • письмо и каллиграфия;
  • скорочтение.

На занятиях по ментальной арифметике дети учатся считать на специальных счётах — абакусе (известный с древних времен абак). Через короткое время они уже с легкостью считают в уме быстрее калькулятора. Эти занятия нужны не только для того, чтобы получать пятерки по математике. Быстрый счет — далеко не основная цель. Ментальная арифметика учит мозг ребенка подключать к задачам оба полушария, развивая умственные способности, логику и образное мышление. Именно поэтому в последнее время ментальная арифметика в Йошкар-Оле стала достаточно популярна. Но в Школе развития интеллекта IQ007 только лишь счетом не ограничиваются.

Зачем человеку нужна каллиграфия, если есть возможность набрать текст на клавиатуре? Здесь тоже можно сказать, что хорошие оценки в школе — побочный эффект. Каллиграфия приучает ребенка к дисциплине, организованности. Эта работа и монотонная, и художественная одновременно, поэтому каллиграфия развивает и стремление к порядку, и творчество. Не зря на Востоке каллиграфия — это высокое искусство. Плюс к этому, дети на занятиях учатся писать не только красиво, но и грамотно, откладывая правописание в моторной памяти.

Быстро читать, лучше понимать, а значит, тратить меньше времени на уроки, получая при этом хорошие оценки — отличная перспектива для любого ученика. Скорочтение — базовый навык в современном мире информации, где нужно быстро перелопачивать огромные объемы текста. Важно научить ребенка работать с информацией именно тогда, когда он находится в самом продуктивном для обучения возрасте. Поэтому в 

Школе IQ007 принимают детей уже с 4 лет, формируют группы младших школьников. (К слову сказать, занятия ведутся и для студентов, и для взрослой аудитории).

«Наша цель, по большому счету, — научить учиться. Когда все у ребенка получается хорошо, у него есть интерес к учебе, он идет в школу в хорошем настроении, садится за уроки без принуждения, — говорит директор Школы IQ007. — Зайдите на нашу страницу в «ВКонтакте» или на сайт iq007.ru чтобы посмотреть, как у нас все устроено. Записывайтесь и приходите на бесплатный пробный урок. В нашей школе не ставят оценок, зато мы ставим цели для каждого ученика в зависимости от его способностей. И если эти цели достигнуты не будут, мы вернем вам деньги. Мы готовы вместе со школой и родителями стать еще одним звеном обучения вашего ребенка. Давайте учить наших детей вместе!»

фото: пресс-служба Школы развития интеллекта IQ007

* Школа IQ007 в переводе с английского языка — название организации АйКью007, IQ — коэффициент умственного развития.

ИА «МариМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *