Почему дети поздно начинают ходить – Самое позднее, во сколько малыш должен начать ходить? — во сколько дети начинают ходить — запись пользователя Вальчик (Valysha777) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Растем и развиваемся

Содержание

Почему ребенок начинает поздно ходить — Детишки и их проблемы

От чего зависит скорость освоения ходьбы?

Здесь стоит выделить всего три наиболее важных фактора:

  • Вес ребенка;
  • Мускулатура и сила;
  • Темперамент.

Вес ребенка, разумеется, оказывает серьезное влияние на процесс обучения ходьбе. Чем ребенок тяжелее, тем тяжелее и дольше он будет вставать по той причине, что еще слабо развитая костно-мышечная система не позволит ему правильно распределять центр тяжести.

Сила и мускулатура оказывают прямое влияние на освоение техники. В зависимости от того, какой мышечный тонус у новорожденного, освоение навыков будет либо быстрым, либо медленным. Чем слабее тонус, тем дольше будет идти процесс. Чтобы предотвратить торможение в физическом развитии, необходимо в первые месяцы, пока он лежит в кроватке, делать гимнастику и массаж.

На то, в каком возрасте начинает ходить ребенок оказывает сильное влияние и его темперамент. Спокойные, флегматичные и меланхоличные детки не спешат куда-то вставать и идти. Поэтому их необходимо заинтересовывать, например, яркой игрушкой. Сангвиники и холерики сами найдут повод, чтобы лишний раз куда-то отправиться.

Учимся ползать

Ребенок ползаетКак уже было упомянуто выше, ребенок постепенно осваивает шаг за шагом. В первые 4-5 месяцев ребенок лежит в кроватке и пытается перемещаться в горизонтальной плоскости – переворачивается, ползает, пытается подниматься, удерживаясь за кроватку. К 6-8 месяцам ребенок уже начинает активно ползать, и это необходимо всячески поощрять.

Ползание – это первый этап на пути укрепления мышц спины и формирования осанки. Кроме того, укрепляются кисти рук, которые необходимы для развития мелкой моторики. Во время ползания ребенок начинает познавать окружающий мир, и ему это очень нравится, а значит, это хорошо влияет на нервно-психическое развитие. Поэтому ни в коем случае не ограничивайте в этом возрасте пространство ребенка. Давайте малышу максимум свободы. Старайтесь до минимума ограничить манеж – потому что так ребенок будет развиваться значительно медленнее.

Стоит отметить важный момент – гиперактивные детки, а также малыши с гипертонусом мышц, часто в этом возрасте уже предпринимают попытки встать на ножки. Этого допускать пока нельзя, потому что организм еще не готов к этому положению, есть риск деформации стопы. Поэтому следите за процессом обучения и если что во время пресекайте попытки встать.

Советы на данном этапе:

  • Продолжайте делать гимнастику и массаж. Очень полезно в этом возрасте заниматься с малышом на фитболе. Это отлично тренирует вестибулярный аппарат и координацию движений.
  • Откажитесь от манежа.
  • Провоцируйте ребенка самостоятельно добираться до интересующих его предметов.

Учимся вставать на ноги

Ребенок ползает по лестницеКонечно, ребенок не сможет после ползания просто взять и сразу встать. Его будет шатать из стороны в сторону. Поэтому подойти к этому вопросу надо разумно. Во-первых, не ориентируйтесь на возраст. У кого-то дети предпринимают попытки встать в 9 месяцев, у кого-то позже. Если ваш ребенок в год еще не стоит на ногах, не стоит переживать.

Малышу необходимо помогать, поэтому сначала придерживайте его за подмышки, провоцируйте его добираться до интересующего предмета, например, на кресло или диван (разумеется под вашим присмотром) – таким образом, малыш получит опору, держась за которую, его не будет так сильно шатать.

Советы на данном этапе:

  • Когда вы поймете, что малыш готов обучаться дальше, оборудуйте его игровое пространство так, чтобы рядом с ковриком была какая-то мебель, позволяющая ему хвататься за нее.
  • В этот период чаще выходите на детскую игровую площадку. Видя других детей, малыши обязательно будут пытаться повторять их движения.

Первые шаги

Ножки малышаКогда малыш научится стоять, его первые шаги все равно еще будут продолжительное время неуверенными. Не успеет он сделать шаг, как тут же бухнется. Это нормально. На обучение первым шагам может уйти от 1 до 2 месяцев. Обычно детки начинают более менее уверенно передвигаться в возрасте от 10 до 12 месяцев.

В этот период родителям особенно важно следить за малышом, контролировать его движения и во время подхватывать, чтобы он не ушибся.

Советы на данном этапе:

  • Не заставляйте ребенка ходить насильно. Если он упал и дальше уже пополз, значит так надо. Каждый шаг для ребенка – это огромнейшие усилия, поэтому не изнуряйте его тренировками.
  • Учите ребенка садиться из положения стоя. Показывайте на своем примере, как это надо делать. Придерживайте за ручки.
  • Купите ребенку какую-нибудь игрушку в виде тележки или каталки. Она будет служить ему замечательно опорой, и его тренировки станут более эффективными.

Нужны ли ходунки?

Когда ребенок начинает ходить, ему можно помочь усовершенствовать навыки с помощью ходунков. Но стоит сразу отметить, что это не панацея, а лишь своего рода тренажер, который можно использовать 1-2 раза в день максимум в течение 7-10 минут. Если ребенок будет слишком много времени проводить в ходунках, развитие будет проходить медленнее, так как он к ним привыкнет и не будет стараться делать что-либо самостоятельно. Кроме того, во время ходьбы на ходунках развиваются не те мышцы и увеличивается нагрузка на позвоночник и таз.

Во сколько месяцев ребенок начинает ходить?

Уверенные и полноценные шаги ребенок начинает делать к 13-18 месяцам. Обычно к двум годам ребенок уже полноценно передвигается без чьей-либо помощи. Конечно, его походка пока еще напоминает робота – коленки практически не сгибает, руки вытягивает вперед для удержания равновесия, ножки широко расставляет. Но бывает и так, что к 1,5-2 годам некоторые дети уже во всю пытаются танцевать и даже бегать.

Повлиять на процесс обучения ходьбе может, что угодно. Неудачное падение, какой-то стресс или испуг – ребенок сразу теряет интерес к обучению. Это может затормозить процесс развития как физически, так и психологически.

Если ребенок к 1,5-2 годам так и не предпринял попытки встать и сделать первый шаг, вам обязательно нужно обратиться к специалисту – педиатру, неврологу или ортопеду.



Source: www.e-motherhood.ru

Почему родители так паникуют, если ребёнок долго не начинает ходить

«А ваш когда начал ходить?» — довольно типичный вопрос, который можно услышать на детской площадке. Но для родителей, чьи дети в год ещё ползают, он может быть очень болезненным. Профессор экономики Университета Брауна и автор двух книг о воспитании Эмили Остер рассказывает, какой стресс она пережила, пока её дочь не начала ходить, и почему всё это было зря.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Это просто нелепо и смешно, сколько ожиданий и условностей складывается вокруг рождения ребёнка и его воспитания. Но в процессе написания двух книг об этом я поняла: существуют вещи, которые практически невозможно предугадать. Люди не говорят о них, потому что они грустные, неудобные или просто странные. Мне кажется, нам следует чаще обсуждать их и, более того, полагаться на факты, чтобы лучше их понимать (я экономист, я люблю факты).

Если признать их важность, то это поможет уменьшить давление на родителей. Ведь факты или отображают уже кем-то накопленный опыт, даже когда ситуация кажется уникальной, или дают нам больше, чем кажется, вариантов, как поступить.

У моей подруги Джейн сын родился спустя три месяца после моей дочери. Сейчас они оба во втором классе, и вы вряд ли заметите их разницу в возрасте. Но в самом начале было сложно поверить в такое. Когда Бенджамин родился, Пенелопа уже казалась гигантом. Когда он был пухлым, мягким шестинедельным младенцем, ей было уже четыре с половиной месяца и она постепенно превращалась в настоящего ребёнка.

Но затем пришло время первых шагов. Как и любой среднестатистический ребёнок, Бенджамин в год встал и начал, пошатываясь, ходить вокруг. Но не Пенелопа. К тому времени, как он пошёл, ей было 15 месяцев, и казалось, у неё нет никакого намерения заниматься чем-то подобным. В некоторых случаях легко игнорировать отличия своего ребёнка от большинства других детей. Но не в случае ходьбы, ведь это так важно, так заметно. К тому же мы постоянно видели Бенджамина, так что было сложно избежать сравнений.

Во время очередного визита к нашему практичному и прагматичному педиатру, доктору Ли, она сказала мне не беспокоиться, что Пенелопа ещё не ходит.

«Если она не пойдёт к 18 месяцам, тогда мы будем проверять. Но не волнуйтесь! Она с этим справится»

Я не могла разделить расслабленную уверенность доктора Ли, у меня не было широты её опыта. Так что я попыталась объяснить Пенелопе, как нужно ходить; она не обратила на это никакого внимания. Я попыталась как-то стимулировать её, но это тоже было бесполезно. Вы ведь помните: она просто была ребёнком.

И однажды, спустя две недели после визита доктора, Пенелопа пошла. Так, как будто для неё это не составляло труда. Возможно, из-за того, что она была постарше, чем другие, она почти не падала, а просто перешла от ползания к полноценной ходьбе буквально за день или два. Вскоре я уже забыла свой страх и перешла к другим неврозам. (Когда ты родитель, поводы для волнения ждут тебя за каждым углом.)

Я не думаю, что мой опыт уникален. Сегодня основным этапам физического развития — сидению, ползанию, ходьбе, бегу — придаётся слишком большое значение. Став родителем, вы оказываетесь в новом и шокирующем мире. Эти основные этапы кажутся чуть ли не единственной картой незнакомой территории. Поэтому неспособность пройти их вовремя, в том возрасте, о котором мы читали, становится причиной для волнений.

Отчасти проблема заключается в том, что все разговоры сосредоточены на среднем возрасте, например «большинство детей начинают ходить в год». Это правда, но при этом мы упускаем (возможно, удивительный) факт, что у всего типичного весьма и весьма расплывчатые границы. Чтобы научиться понимать их, нам следует обратиться к данным, собранным у здоровых, обычно развивающихся детей.

В частности, мы можем воспользоваться данными ВОЗ, чтобы узнать не только средний возраст, когда дети начинают ходить (он действительно колеблется вокруг года), а учесть весь возможный спектр. Возрастной диапазон представлен в виде графика ниже. На нём мы видим, что самый ранний возраст — около 8 месяцев, а самый поздний — около 18.

Задумайтесь, насколько это поразительно широкий диапазон! В него одновременно входят и восьмимесячные, и восемнадцатимесячные дети, которые кардинально отличаются уровнем развития. При этом оба возраста считаются нормальными для первых шагов. Это приводит к мысли, насколько разными дети могут быть уже на этом этапе и как мы должны видеть этапы развития — как диапазон.

Исследования о развитии ребёнка содержат и другие удивительные факты о широком диапазоне основных физических этапов. Большинство из них весьма утешительны. Например, многие дети либо вообще никогда не ползают, либо делают это весьма необычно. Я думаю, немало педиатров отвечали на вопросы родителей, почему их ребёнок передвигается по дому как червяк.

Это в целом обнадёживает, но у многих мам и пап всё равно остаётся вопрос: можно ли что-то спрогнозировать? Если ваш ребёнок не ходит до 17 месяцев, не обречён ли он заранее быть последним в спорте? На самом деле есть очень мало доказательств долгосрочного влияния того, что ребёнок пошёл позже остальных.

Почти все дети — даже подавляющее большинство тех, кто вышел за пределы нормы — в конце концов начинают ходить и бегать. Если вы спросите, связано ли то, что ребёнок сделал рано первые шаги, с тем, что он будет ходить, то ответ таков: «Нет, ходят все».

Когда речь заходит о профессиональных спортсменах, данных слишком мало. Я точно не знаю, может быть, исследователи не особо заинтересованы в прогнозировании спортивных результатов. Может, дело в том, что, даже если бы и существовала какая-то взаимосвязь, вывод был бы настолько неправдоподобным, что мы никогда бы и не увидели его среди данных. Попасть на Олимпиаду, на наш взгляд, нереальная цель для большинства людей.

Так что не удивляйтесь, если ваш ребёнок поздно начал ходить или поздно ползать — или, наоборот, рано пошёл, или совсем не ползает. Как и в большинстве вопросов, связанных с воспитанием, секрет в том, чтобы не поддаваться панике, когда дела идут вразрез с вашими ожиданиями.

Мамин опыт: мой ребенок поздно пошел

Известный факт: если хочешь как следует потрепать себе нервы, необязательно идти в кино на фильм ужасов — достаточно найти в интернете первую попавшуюся табличку с нормами развития детей и сопоставить информацию из нее с «умелками» своего чада.

Не способствует душевному равновесию и армия бабушек, дедушек, тетушек и просто неравнодушных людей — кто-нибудь из них обязательно вставит в разговоре, что их знакомый ребенок (разумеется, на пару-тройку месяцев младше твоего) умеет делать гораздо, гораздо больше, чем наш малыш.

«Мой ребёнок не говорит!»: монологи мам

Задержка речи у ребёнка — серьёзный диагноз. Как ее вовремя распознать и что делать потом? Наши героини готовы поделиться опытом.

В общем, когда мой сын отпраздновал свой первый год жизни, не успев сделать при этом ни единого шага, у многих наших родственников начало заканчиваться терпение — они явно ждали, что день рождения наш ненаглядный кроха, единственный наследник престола и гордость семьи, встретит не на четвереньках.

Поэтому довольно скоро общение с родней свелось к двум вопросам: «Ну что, пошел?» и «А что говорят врачи?»


А врачи говорили разное.

Ортопед,

например, строго-настрого запретил нам каким-либо образом форсировать процесс — никаких ходунков и прогулок за ручки. Объяснение его было простым и понятным: малыш должен сам научиться чувствовать свое тело, держать равновесие и следить за координацией.

Кроме того, к прямохождению должен быть готов и опорно-двигательный аппарат: если начать ходить слишком рано, в будущем у крохи могут возникнуть неприятности с позвоночником и суставами.


Невролог оказалась более категоричной и заявила (почти визгом): «Год и три, мамочка! Если в год и три месяца ребенок не будет уверенно ходить, бегом ко мне!»

Я стала смиренно ждать момента, когда мой ребенок сообразит, что передвигаться на своих двух — прикольно. Однако заветные год и три неумолимо приближались, а мой ненаглядный упорно считал, что в ногах правды нет.

За это время успели пойти: сын однокурсницы, племянник бывшей коллеги, дочка одноклассницы (стоит ли уточнять, что все они на 2-4 месяца младше моего!) и еще примерно миллион совсем малознакомых мне детей.

Я начала водить малыша на детскую площадку, чтобы он насмотрелся на других и тоже захотел начать ходить — без толку. Моя уверенность в том, что я все делаю правильно, таяла на глазах, как и моя группа поддержки — в какой-то момент в ней оказалось лишь двое: муж и лучшая подруга. Первый подбадривал: «Да все у него хорошо! Просто на четвереньках он быстрее — кому ж хочется терять скорость передвижения?» Вторая в качестве успокоительного цитировала исследование, якобы доказавшее связь между поздним прямохождением и высоким интеллектом ребенка. Время шло, паника усиливалась.

Сын пошел за пару дней до того, как ему исполнился год и четыре месяца — просто взял и с первого раза уверенно пересек пешком комнату, ни разу не оступившись и не упав. Я так до сих пор и не поняла, что его к этому подтолкнуло — его невероятный интеллект (мне, разумеется, нравится так думать) или он просто созрел, как и предупреждал ортопед.

Ясно одно: какие бы сроки ни ставили категоричные врачи и найденные в интернете таблички, если ребенок здоров, важно позволять ему расти и развиваться в своем, одному ему известном и понятном темпе.

Буду повторять это себе как мантру, чтобы никогда не поддаваться панике. А если захочется пощекотать нервишки, лучше пойду в кино на ужастик!

Теги по теме: мамин опытходьба

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

что нужно знать об этом родителям

Часто в стремлении помочь ребенку пойти как можно раньше родители совершают много ошибок.

Когда дети начинают ходить

Обычно дети начинают ходить в годовалом возрасте, однако считается нормой, если ребенок делает первые шаги в период от 9 до 18 месяцев. Это зависит от множества факторов, таких как темперамент ребенка, его конституциональные особенности (пропорциональное соотношение частей тела) и даже наследственность.

Спокойные и упитанные дети часто не торопятся осваивать новые двигательные навыки, для исследования окружающего мира им вполне достаточно уже приобретенных умений сидеть и ползать. А подвижные и активные непоседы иногда так стремительно переходят от одного этапа развития к другому, что родители едва успевают схватить фотоаппарат, чтобы запечатлеть их успехи.

Может случиться, что во время первых попыток самостоятельной ходьбы ребенок приобрел негативный опыт: сильно ударился, чего-то испугался или был болен в этот период – тогда он может отложить на некоторое время освоение этого важного навыка.

Ходьба – дело простое только на первый взгляд. Такой кажущийся взрослым легким способ передвижения на самом деле является сложной и достаточно скоординированной работой различных групп мышц, моторных (двигательных) зон коры головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ходьба невозможна без умения хорошо держать равновесие и четкой координации движений. Поэтому перед первыми шагами у ребенка должны окрепнуть мышцы ног и спины, созреть нервная система и вестибулярный аппарат, а кости скелета и связки – стать достаточно прочными, чтобы выдержать вертикальную нагрузку.

Началу ходьбы предшествует приобретение младенцем ряда важных двигательных навыков. Примерно в 7–8 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, придерживаясь за перила кроватки или манежа. Стоять малышу так нравится, что он стремится встать, используя любую возможность на что-нибудь опереться. После того как ребенок научился стоять, придерживаясь за опору двумя руками, он постепенно начинает отпускать одну руку, чтобы взять игрушку, а затем (примерно в 9 месяцев) пытается сделать первые шаги, держась за мебель или стену и передвигаясь вдоль нее. В возрасте 9–10 месяцев ребенок учится сгибать колени и садиться из положения стоя. К 11–12 месяцам малыш обычно уже достаточно окрепший и вполне может стоять, наклоняться и приседать без поддержки. И только овладев этими навыками, ребенок будет готов сделать свои первые шаги.

Большинство детей к 9 месяцам уверенно ползают на четвереньках. Этот способ передвижения способствует развитию связей между правым и левым полушариями головного мозга, правильному формированию позвоночника и является тренировкой мышц и вестибулярного аппарата при подготовке к ходьбе, поэтому не стоит расстраиваться, если карапуз не торопится менять ползание на прямохождение. Есть также немало детей, которые «не рождены ползать» и перемещаются в пространстве удобным для них способом – кто-то «ездит на попе», кто-то «ходит» на коленках.

Если при осмотре неврологом и ортопедом в возрасте 1 года у таких детей не было выявлено патологии, отсутствие ходьбы до 16–18 месяцев не должно беспокоить родителей, так как любая двигательная активность укрепляет мышцы и развивает координацию движений, а значит, готовит ребенка к ходьбе. Важно, чтобы малыш при этом был активным, жизнерадостным, осваивал новые и совершенствовал уже приобретенные навыки.

Как ребенок делает первые шаги

Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему личному графику. Но родители часто волнуются, когда их чадо приобретает тот или иной навык значительно раньше или позже, чем другие знакомые дети. Бытует мнение, что если малыш рано начинает ходить, у него будут кривые ножки. Исследования показали, что прямой связи между возрастом начала ходьбы и искривлением ног нет. Костный скелет ребенка способен выдерживать нагрузку веса собственного тела, при условии, что малыш переходит от одного этапа развития к другому самостоятельно. Если родители не пытаются торопить события, кроха сделает свои первые шаги только когда его опорно-двигательная система достаточно окрепнет и он будет к этому готов.

Здесь нужно отметить, что попытка сделать первые неуверенные шажки – это еще не ходьба. Родители с гордостью могут сказать, что их ребенок действительно пошел, лишь когда малыш научится, оторвавшись от опоры, самостоятельно проходить несколько метров, останавливаться и менять направление движения. Период времени между первыми несмелыми шагами и самостоятельной ходьбой иногда составляет от нескольких недель до нескольких месяцев.

 

Первые шаги

Когда нужна консультация детского ортопеда

Освоение навыка самостоятельной ходьбы – очень важный этап в развитии ребенка. Некоторые ортопедические проблемы выявляются именно в тот момент, когда малыш начинает ходить, поэтому в этот период родителям необходимо обращать внимание на постановку стоп при ходьбе, форму ножек, походку и осанку малыша. Вот несколько основных моментов, которые должны насторожить родителей и стать сигналом для обращения к специалисту:

  • Если ребенок, стоя на ножках или при попытке сделать шаг, опирается не на всю стопу, а только на носочки, скрещивает ножки, часто спотыкается на ровном месте. Это может быть признаком нарушения мышечного тонуса. Выделяют мышечную гипертонию (чрезмерное напряжения мышц) и дистонию (разрозненное напряжение различных групп мышц), которые в дальнейшем могут стать одной из причин отставания крохи в физическом развитии, формирования неправильной осанки и походки. Такие дети нуждаются в наблюдении врача невролога и ортопеда.
  • Родители могут заметить, что ножки ребенка, начинающего ходить, «выгнуты колесом». О-образное (варусное) искривление ног довольно часто встречается у детей первых лет жизни. Причиной развития варусной деформации могут быть наследственность, слабость мышц, недоразвитие связочного аппарата, размягчение костей вследствие нехватки витамина Д. Если изменения не очень выражены, это отклонение может пройти самостоятельно по мере роста, увеличения двигательной активности и укрепления мышц ребенка. Если у малыша есть признаки рахита, лишний вес или другие заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, он обязательно должен находиться под наблюдением врача-ортопеда.
  • В норме ребенок ставит стопы параллельно друг другу или слегка разводя носки стоп наружу, при этом нагрузка на стопу должна приходиться преимущественно на ее наружную часть. Если малыш при ходьбе «заваливает» стопы вовнутрь, то, скорее всего, имеет место вальгусная деформация стоп, вследствие которой у ребенка может развиться Х-образное (вальгусное) искривление ног: когда в положении стоя с сомкнутыми коленями расстояние между лодыжками малыша больше 4–5 см. Причинами вальгусного искривления являются рахит, лишний вес, а также механические повреждения (травмы). Таким детям обязательно нужно наблюдаться у врача-ортопеда, который оценит состояние костей и мышц у ребенка и в случае необходимости назначит лечебный массаж, гимнастику, ношение ортопедической обуви или другие виды коррекции.
  • Если при ходьбе стопы ребенка сильно повернуты друг к другу носками, создавая эффект косолапости или, наоборот, сильно разведены в разные стороны, то его также нужно показать ортопеду. 

Если вы заметили любые признаки, которые вызывают беспокойство, лучше проконсультироваться с детским ортопедом. Только специалист может оценить, являются ли отклонения серьезными и требуют ли они лечения. Чем раньше вы обратитесь к врачу, тем легче и эффективнее можно будет скорректировать выявленные у малыша нарушения. В плановом порядке посетить врача-ортопеда следует в 1, 3, и 6 месяцев, в дальнейшем – когда ребенку исполнится 1 год, 1,5, затем в 2 и 3 года.

Выбираем детскую обувь для первых шагов

Это один из главных вопросов, который возникает у родителей малыша, делающего первые шаги. Стопа ребенка, начинающего ходить, еще не сформирована, мышцы ее довольно слабые, связки эластичные и растяжимые, физиологические изгибы еще не обрели конечную форму, поэтому неправильная нагрузка может привести к нарушениям ее развития. Вот почему важно, чтобы малыш дома и на улице ходил в грамотно подобранной обуви, которая будет фиксировать стопы ребенка, способствовать правильному распределению нагрузки и естественному формированию сводов стопы, предотвращая развитие плоскостопия.

Желательно обувать кроху, как только он начнет предпринимать попытки встать на ножки. Домашние сандалии и ботиночки должны быть легкими и удобными, но при этом отвечать всем требованиям, предъявляемым к детской обуви.

Детская обувь выполняет не только защитную функцию, но и участвует в формировании стопы ребенка, поэтому подходить к выбору детской обуви нужно очень серьезно. Первые ботиночки малыша должны быть действительно «первыми» – т.е. новыми. Не рекомендуется донашивать обувь, полученную по наследству от старших детей, так как при носке она принимает форму стопы своего первого хозяина и уже не будет правильно сидеть на ноге другого ребенка, что может привести к нарушению формирования стоп «преемника».

Выбирать обувь лучше вместе с малышом, чтобы была возможность сразу примерить ее. Примерку лучше осуществлять во второй половине дня, так как к вечеру любая ножка немного отекает.

 

Первые шаги

Размер детской обуви

Если стопы ребенка немного различаются по размеру, выбирать ботиночки нужно по ножке, которая больше. Оценивая закрытую детскую обувь, трудно понять по виду, достаточно ли места для пальчиков, поэтому ортопеды рекомендуют перед походом в магазин заранее подготовить трафарет, чтобы с его помощью найти пару подходящего размера. Для снятия мерки следует поставить ребенка на плотный лист бумаги или картона, обвести ступню и вырезать рисунок по контуру. Кроме того, в некоторых специализированных магазинах есть стопомеры, которые помогают определить длину ступни малыша.

Предпочтительно выбирать ботиночки или летние босоножки из натуральных «дышащих» материалов.

Основные требования:

  • Жесткий закрытый задник, доходящий до щиколотки крохи и надежно фиксирующий пятку.
  • Умеренно жесткая гнущаяся подошва, имеющая рельефную нескользкую поверхность и небольшой каблучок (высотой до 0,5 см).
  • Удобная и надежная застежка, которая хорошо фиксирует ногу в щиколотке.
  • Абсолютно ровная стелька.
  • Носок ботинка должен быть округлым, широким и достаточно жестким, предохраняющим пальчики от травм. При выборе между открытым и закрытым носком предпочтение лучше отдавать закрытому. Расстояние от края носка до пальцев стопы должно быть 1–1,5 см: в летнее время этот запас пригодится, если ножка будет отекать от жары, а зимой он создаст воздушную прослойку, чтобы ножки крохи не замерзли. Не стоит в целях экономии приобретать ботиночки на вырост (на несколько размеров больше), нога ребенка в них будет болтаться, и ему будет очень неудобно ходить.
  • Ботинки, как и босоножки, должны хорошо держаться и не спадать с ноги, а также не деформироваться при ходьбе. Чтобы понять, комфортно ли малышу в выбранной обуви, перед покупкой дайте ему возможность походить в ней в течение 5–10 мин.

Какие ошибки делают родители, когда ребенок начинает ходить

Многие родители в воспитании и уходе за своим ребенком ориентируются на бытующие в народе суждения, которые не всегда оправданы с медицинской точки зрения. Применение на практике таких полезных советов может нанести вред здоровью малыша. Вот несколько распространенных заблуждений:

  • Не умеющего ходить ребенка нужно водить за ручку.

Некоторые родители в стремлении к раннему развитию ребенка начинают водить его за ручки. Такая нагрузка может оказаться непосильной для неокрепшей костно-мышечной системы ребенка и  привести к деформации ног и позвоночника.

  • Дома ребенок должен ходить по полу босиком.

Многие родители считают, что детям полезно ходить босиком. Но здесь большое значение имеет поверхность, по которой топают босые ножки.

При ходьбе по ровной поверхности домашнего пола (линолеум, плитка, паркет, ламинат) не происходит рефлекторного сокращения мышц стопы, а основная нагрузка приходится на слабый связочный аппарат, в результате нарушается естественное формирование сводов стопы и может развиться плоскостопие. Поэтому желательно, чтобы дома ребенок не ходил босиком, в носочках или в мягких тапочках, а делал свои первые шаги только в соответствующей обуви. А вот песок, мелкая галька или невысокая травка на дачном газоне хорошо тренируют формирующийся мышечно-связочный аппарат детских стоп, и ходить босиком по таким поверхностям ребенку очень полезно.

  • Детская обувь должна быть с супинатором.

Существует распространенное мнение, что правильная детская обувь должна обязательно иметь супинатор, между тем ортопеды утверждают, что здоровому ребенку принудительная коррекция сводов стоп не только не нужна, но даже может быть вредна. Супинатор, грубо подпирающий продольный свод здоровой стопы малыша, может воспрепятствовать естественному процессу ее формирования и, наоборот, привести к развитию плоскостопия.

Ношение лечебной ортопедической обуви детям назначается только врачом-ортопедом по показаниям, при этом специалист учитывает индивидуальные особенности стоп каждого конкретного ребенка.

 

Первые шаги

Зачем нужны ходунки для ребенка

Современная индустрия детских товаров делает все возможное, чтобы значительно облегчить жизнь маме. Одним из таких помощников являются ходунки. Часто их спешат приобрести родители, уверенные в том, что они таким образом помогут ребенку в обучении самостоятельной ходьбе – стоит лишь малышу сделать первую попытку встать на ножки.

В пользу ходунков действительно можно привести несколько доводов:

Их использование освобождает маме руки и дает возможность заняться домашними делами.
Ходунки помогают ребенку перейти в вертикальное положение, открывая для него новые горизонты. Малыш получает возможность свободно перемещаться по дому, удовлетворяя свои потребности в движении и исследовании окружающего мира.
Диаметр ходунков не позволяет крохе дотянуться рукой до опасных предметов, а бампер затрудняет открывание запретных дверок и ящиков:то есть, имея возможность двигаться, ребенок находится в относительной безопасности.

Но все же помощь, которую ходунки оказывают родителям, несопоставима с вредом, который они могут нанести ребенку при неправильном использовании. Поэтому маме и папе, собирающимся приобрести своему малышу это средство передвижения, необходимо знать некоторые распространенные заблуждения о его пользе, а также правила безопасности, связанные с этим видом транспорта.

Ходунки помогут ребенку научиться ходить

Механизм ходьбы в ходунках существенно отличается от механизма самостоятельной ходьбы. В первом случае ребенок наклоняется вперед, отталкиваясь носком стопы, а не всей стопой (что принципиально для самостоятельной ходьбы), а это может привести к неправильной постановке стоп и отразиться на походке ребенка.

Кроме того, в ходунках ребенок не учится держать равновесие и правильно падать, группируясь и защищая от удара важные части тела.

Из-за того, что малыш лишен возможности приседать, подниматься и ползать, в ходунках его мышцы гораздо меньше тренируются и укрепляются, а длительное нахождение в вертикальном положении может привести к перенапряжению мышц спины, искривлению позвоночника и деформации ног.
К тому же, ставя ребенка в ходунки, родители могут лишить или значительно сократить очень важный и полезный для его развития период ползания. У ребенка в ходунках не стимулируется потребность в самостоятельном движении, ведь, чтобы достичь цели, ему не нужно прилагать значительных усилий.

Таким образом, применение ходунков может не только не ускорить, но и замедлить приобретение малышом новых двигательных навыков.

Ребенок в ходунках не упадет и не ударится

На деле же ходунки довольно травмоопасны для ребенка. Они могут переворачиваться, застревать в дверных проемах; разогнавшись, сильно ударяются о препятствие. Особенно опасны пороги, ступеньки и стыки одного напольного покрытия с другим, отличным по фактуре (например, переход с ковра на ламинат). Развивая значительную скорость, в таких местах ходунки могут опрокинуться вместе с малышом и нанести травму, гораздо более опасную, чем если бы ребенок просто упал с высоты собственного роста. Постоянно находясь в ходунках, кроха не научится быть осторожным и избегать столкновений.

Кроме того, даже будучи ограниченными в движениях, дети умудряются дотянуться до некоторых опасных предметов, которые прежде были им недоступны.

Ходунки стимулируют развитие интеллекта

Хотя ходунки и расширяют угол обзора малыша и дают ему возможность лучше исследовать пространство квартиры, их нельзя назвать полезными для интеллектуального и психического развития маленького человечка. Если малыш долго будет находиться в ходунках, он не сможет в достаточной мере осознать границы и возможности своего тела. А учитывая, что естественный процесс познания у детей 1-го года жизни протекает через ощупывание руками и опробование «на зуб», не дотягиваясь до интересных предметов, кроха лишается возможности полноценно знакомиться с окружающим миром.

Чтобы не навредить здоровью ребенка, использовать ходунки можно, соблюдая несколько условий:

Не сажать малыша в ходунки раньше 8 месяцев. Ребенок должен уметь хорошо и уверенно сидеть сам, вставать на ножки и желательно ползать.
Высота ходунков должна быть отрегулирована таким образом, чтобы стопы ребенка полностью соприкасались с поверхностью пола. Ножки малыша должны быть обуты в правильно подобранную обувь.
Время пребывания крохи в ходунках не должно превышать 15–20 мин 2–3 раза в день.
Нельзя оставлять ребенка, находящегося в ходунках, без внимания.
Перед покупкой ходунков необходимо проконсультироваться с педиатром и ортопедом. Детям, имеющим симптомы рахита, лишний вес, находящимся под наблюдением у ортопеда по поводу заболеваний костно-мышечной системы, пребывание в ходунках противопоказано.

Опасные места в доме для первых шагов ребенка

Недаром говорят: когда ребенок учится ходить – родители забывают, что такое сидеть. С переменой положения тела для неутомимого исследователя открываются новые горизонты и уголки домашнего пространства. Чтобы не омрачать восторг новоявленного пешехода от приобретенного умения бесконечными окриками, запретами и избежать травм, взрослым следует максимально обезопасить окружающую малыша домашнюю обстановку. Лучше всего опуститься на уровень роста ребенка и с этой высоты оценить, какие предметы могут представлять для него угрозу.

В комнатах не должно быть деталей интерьера, которые малыш мог бы перевернуть или опрокинуть на себя, провода следует надежно спрятать, электроприборы – выключить из розеток, на розетки необходимо поставить заглушки, острые углы мебели прикрыть – например, с помощью специальных накладок.

Самые опасные для ребенка помещения – это кухня и ванная комната. На кухне большую опасность представляют горячие напитки, стоящие на краю стола. Со стола лучше убрать скатерть, чтобы ребенок не смог стянуть ее вместе с посудой и ее содержимым, убрать подальше острые и бьющиеся предметы. Малыша не должно быть на кухне, когда включена всевозможная кухонная бытовая техника, до которой он сможет дотянуться. Особую опасность представляет духовой шкаф и конфорки газовой и электрической плиты. Раскаленные поверхности, до которых малыш может дотронуться, и брызги от готовящейся пищи, попавшие на кожу малыша, способны вызвать сильные ожоги.

Ванная комната не менее опасна, чем кухня. Дверь в ванную должна быть всегда плотно закрыта. Средства бытовой химии, лекарства, бритвенные принадлежности и другие опасные предметы нужно хранить в недоступном для ребенка месте. Не оставляйте малыша в ванной одного, без присмотра, даже если он увлечен каким-то безопасным, по вашему мнению, занятием.

Для безопасности ребека, делающего первые шаги, в детских магазинах можно купить специальные приспособления. Уберечь малыша от падений и травм на улице поможет специальный поводок – ремень для детей, начинающих ходить (так называемые «вожжи»), а для защиты головы крохи можно приобрести мягкий защитный шлем.

Возможно, вам будут интересны статьи «Искривление ног у ребенка: исправляем ошибки раннего развития» и «Что умеет новорожденный» на сайте mamaexpert.ru

Когда ребенок начинает ходить

Когда ребенок начинает ходить самостоятельно, какой возраст является оптимальным?

Такие вопросы часто задают молодые родители. Этот период приходится в среднем на 12 месяц жизни малыша. Однако, это абсолютно не означает, что все дети совершают первые шаги именно в 12 месяцев. Медицинской нормой считается период от 9 месяцев и примерно до 18 месяцев. Сначала малыш начинает активно ползать. Затем делает попытки вставать. Затем совершает пробные шажки, держась за опору — мебель или руки родителей. И только потом пробует себя в самостоятельном хождении. С каждым днем все более уверенном.

Наступление периода, когда ребенок начинает ходить, зависит от множества составляющих:

  1.    Генетика отказывает значительное влияние на наступление момента, когда ребенок начинает ходить. Если мама или папа пошли очень поздно, то, с большой вероятностью, малыш также совершит свои первые шаги поздно;

  2.    Вес, рост и пол малыша также могут повлиять на период, когда малыш сделает первые шаги. Пухлые детишки пойдут несколько позднее стройных ровесников, а девочки сделают первые шаги раньше, чем мальчики;

  3.    Характер малыша влияет на время, когда ребенок сделает первые шаги. Спокойные, уравновешенные наблюдатели не спешат ходить. Им нравится познавать мир не спокойно и они прекрасно чувствуют себя сидя или ползая. Активные непоседы, наоборот, стараются быстрее узнать окружающий мир и учатся ходить очень рано.

Когда ребёнок начнет ходить самостоятельно, вы заметите, что процесс его ходьбы пока еще значительно отличается от ходьбы взрослого по некоторым особенностям:

  •    Стопы малыш ставит параллельно друг другу;

  •    Дети ставят ножки на всю стопу сразу, не умеют перекатываться с пятки на носок;

  •    Дети еще не умеют держать центр тяжести, и поэтому часто падают.

Учитывая эти моменты, родители должны не оставлять малыша без должного внимания надолго и максимально обезопасить территорию, где ребенок проводит большую часть времени — убрать все, что может быть опасным при случайном падении. Первое время желательно страховать ребенка, так как падения плашмя на живот или на спину могут быть очень опасны— малыш не умеет группироваться и при падении может получить травму. Но все же, не стоит сильно бояться падений. Природа устроила организм маленьких детей таким образом, чтобы минимизировать вред от падений. Кости детей в этом возрасте очень эластичны и риск переломов минимальный, а родничок помогает избежать серьезных сотрясений при падении или ударе.

Очень важна реакция родителей при частых падениях малыша. Не нужно каждый раз бежать к ребенку с ужасом на лице и поднимать его. Стоит ласково и спокойно подбодрить начинающего ходить ребенка и подождать, пока он сам поднимется и продолжит шаги.

Как только ребенок станет подвижнее, все опасные предметы нужно удалить из комнат, где малыш чаще всего находится, острые углы обезопасить, родители должны быть постоянно на чеку, не выпускать ребенка из зоны видимости.


Если ребенок рано начал ходить? Лучше раньше или позже?

 В случае, если малыш рано начинает ходить, не стоит сильно радоваться. Мышцы позвоночника и ног могут быть еще не совсем готовы и нагрузка может быть слишком большой для неокрепших мышц. У крупных, упитанных малышей могут возникнуть проблемы с формированием костно-мышечной системы ног. Чаще всего это проблемы с опорно-двигательным аппаратом наступают, если малыш не сам начал ходить, а его родители активно ускоряли это событие. Ножки ребенка искривляются под тяжестью его веса и это также сказывается на постановке стоп. Поэтому не стоит ускорять события, организм каждого ребенка настраивается на процесс хождения самостоятельно.

 Ребенок может начать поздно ходить по нескольким причинам. Возможно, у него еще не готовы мышцы ног и позвоночника к прямохождению. Или наблюдается ослабление иммунитета перенесенным заболеванием или родовой травмой.

Помощью ребенку в укреплении ответственных за хождение мышц станут упражнения и массаж.


Можно ли помочь малышу сделать первый шаг быстрее, если появление этого навыка запаздывает?

 — Самое главное — не форсировать события и методично выполнять рекомендации, которые помогут ребенку встать на ножки и ходить. Есть несколько действенных приемов, способных помочь освоить новый для него навык.

  •    Предоставьте ребенку необходимое свободное от лишней мебели пространство для передвижения. Если есть возможность сделать одну комнату полностью безопасной и открытой для передвижения, то делайте, пользуйтесь манежем только в случае острой необходимости. Расставьте по комнате разные устойчивые предметы мебели, чтобы можно было опереться на них при необходимости. Разместите в разных частях комнаты любимые игрушки таким образом, чтобы нужно было отрываться от опоры, чтобы взять их.

  •    Делайте массаж. Массаж необходим для укрепления и расслабления мышц, принимающих участие в хождении. Поглаживание, растирание и постукивание по мышцам голени, стоп, бедер хорошо воздействуют и принесут желаемый результат, но при массаже избегайте зону коленей по передней и задней поверхностям.

  •    Регулярные гимнастика и стимулирующие упражнения. В комплекс упражнений входят сгибание и разгибание ног, приседания и потягивания с помощью одного из родителей, подпрыгивания на коленях у мамы или папы, занятия на футболе.

  •    Игрушки-каталки могут помочь малышу почувствовать себя уверенней. Ребенок двигает перед собой игрушку и следует за ней практически самостоятельно. Стоит избегать использование ходунков и прыгунков, так как они задействуют только одни группы мышц, когда как при хождении используется большее их количество. 

Первые самостоятельные шаги: когда начинают ходить дети

Первые шаги — событие всегда яркое и долгожданное. И неудивительно: ведь, кажется, еще недавно ваш ребенок был совсем крошечным — но вот он уже уверенно покоряет мир, шагая, как взрослый. Как правило, малыши демонстрируют такое достижение ближе к годовалому возрасту, но это волнующее событие может произойти как раньше — месяцев в девять — так и позже — ближе к полутора годам. Поэтому тема этой статьи будет особенно актуальна для пап и мам, которых волнует вопрос, во сколько месяцев ребенок начинает ходить самостоятельно.

Не расстраивайтесь, если вашему крохе уже исполнился годик, а он и не думает ходить. Если ребенок жизнерадостен, нормально питается и активно двигается, то не нужно бить тревогу: он обязательно пойдет, как только его мышцы и кости в достаточной мере окрепнут. У некоторых детишек это происходит раньше, а у некоторых — позже. Считается, что первых самостоятельных шагов следует ждать в период от девяти месяцев до полутора лет — конечно, при условии, что малыш здоров.

Существует несколько причин, от которых зависит время, когда кроха начнет ходить.

  1. Вес. Несомненно, пухлые крепыши пойдут позже худеньких и юрких сверстников, поэтому «тяжеловесам» стоит сделать послабление в освоении ходьбы.
  2. Пол. Считается, что девочки, как правило, быстрее начинают сидеть, ползать, вставать, а также и ходить.
  3. Темперамент. Резвым и постоянно спешащим холерикам, скорее всего, быстрее наскучит просто сидеть или ползать, поэтому они первыми сделают попытку самостоятельно пойти. А вот дети, обладающие неторопливым складом характера, будут спокойно проходить все этапы своего развития и, возможно, пойдут позже непоседливых ровесников.
  4. Наследственность. Как бы ни хотели родители изменить генетическую составляющую развития своего ребенка, сделать этого они не в силах, поэтому если папа или мама начали самостоятельно ходить на своих двоих поздно, то и требовать от малыша ранних шагов бессмысленно.
  5. Массажи. Дети, проходящие курс массажа или регулярно выполняющие с мамой легкую гимнастику, получают дополнительный стимул к физическому развитию и быстрее осваивают навыки переворачивания, сидения, ползания и ходьбы.

Современные педиатры и ортопеды понимают, что каждый малыш проходит уникальный путь развития и что двенадцать месяцев — усредненный возраст для овладения навыком ходьбы.

В случае, если малыш не пошел самостоятельно в возрасте одиннадцати-двенадцати месяцев, правильной реакцией со стороны родителей будет терпение и помощь, а не паника. Как правило, в период с девяти до тринадцати месяцев свои первые шаги совершают и мальчики, и девочки. Но поскольку на овладение навыком ходьбы могут влиять различные факторы, то дети могут начать передвигаться самостоятельно и в четырнадцать, и в шестнадцать месяцев — они лучше чувствуют возможности своего организма, поэтому не стоит торопить события.

Сигналом к тому, что ваш кроха скоро пойдет самостоятельно, станут его несмелые шаги, которые он делает, опираясь на стены или мебель, а также держа за руку взрослого. Если вы заметили эти первые робкие попытки, следует подготовить квартиру к безопасному передвижению ребенка.

  1. Постарайтесь убрать из зоны видимости малыша все острые и мелкие предметы, а также медикаменты, косметику, парфюмерию и бытовую химию.
  2. Следует снять скатерти и закрепить провода, чтобы малыш не смог, потянув за них, уронить предмет. Помимо этого, стоит обзавестись заглушками для розеток, накладками на острые углы мебели и запорами для дверей шкафов, тумбочек, кухонной плиты и т.д.
  3. Фиксаторы, препятствующие захлопыванию межкомнатных дверей, тоже станут отличными помощниками в безопасном перемещении малыша. Если в доме есть лестницы, то специальные ворота, устанавливающиеся на верхней и нижней ступеньке, помогут уберечь кроху от падения.

Когда ребенок уже практически готов пойти сам, без поддержки взрослого, не следует предлагать ему ходунки: в данный момент они будут только помехой для крохи, достаточно окрепшего для самостоятельного передвижения по квартире. Лучше позаботьтесь о том, чтобы его ножкам было максимально комфортно. Для этого приобретите удобную обувь, руководствуясь следующими критериями:

  1. Выбирайте обувь из натуральных материалов.
  2. Внимательно осмотрите задник: он должен быть твердым, высоким и закрывать лодыжку.
  3. На обуви должен быть небольшой каблучок высотой примерно 1-1,5 см.
  4. Убедитесь, что обувь подходит малышу по размеру и что она плотно, не болтаясь, сидит на ножке.

Дома лучше ходить босиком, если есть такая возможность: ведь это не только закаляет кроху, но и является лучшей профилактикой плоскостопия.

Если кроха не спешит ходить без поддержки родителей, можно помочь ему, выполняя различные массажи и гимнастики, а также проходя специальные водные процедуры в бассейне.

Делать несложный укрепляющий массаж, чтобы ребенок начал ходить, можно самим, не прибегая к помощи медсестер:

  1. Положите ребенка на спинку и поглаживайте ножки снизу вверх и в обратном направлении. Это упражнение можно перемежать со сгибанием и разгибанием ножек.
  2. Зафиксируйте пальцами одной руки лодыжку и легкими пощипывающими движениями другой руки продвигайтесь вверх от стопы до колена, а затем обратно.
  3. Зафиксируйте пальцами одной руки лодыжку и пальцами другой руки легко помассируйте каждый пальчик на одной, а затем на другой ножке малыша.
  4. Несильными движениями разотрите стопу крохи, особое внимание уделяя ее своду.

Помимо массажа выполните с крохой несколько гимнастических упражнений:

  1. Посадите малыша на фитбол спиной к себе и наклоняйте в разные стороны, придерживая за бедра. Это поможет ребенку развить чувство равновесия и координацию движений.
  2. Положите ручки крохи на спинку невысокого стула и плавно и постепенно начните двигать его вперед — малыш должен пойти вслед за движущейся опорой. Вместо стула можно использовать специальную толкалку (каталку).
  3. Положите любимую игрушку крохи на пол перед ним и постепенно двигайте ее по направлению к дивану. Когда ребенок поползет вслед за ней, продолжайте тянуть ее до тех пор, пока она не окажется на краю дивана. Дождитесь, пока малыш доползет до дивана и потянется за игрушкой, после чего продолжайте тянуть ее по направлению к спинке дивана так, чтобы кроха начал подниматься, опираясь на диван, и в коне концов самостоятельно встал на ножки.

В период обучения самостоятельной ходьбе родители нередко замечают, что кроха, делая первые несмелые шаги, ступает на носок, а не на полную стопу. Главное в этом случае — не паниковать, а присмотреться к поведению крохи: хождение на цыпочках не всегда является тревожным симптомом. Если малыш делает так время от времени, то он, возможно:

  • экспериментирует;
  • проявляет любознательность;
  • пытается дотянуться до чего-либо;
  • копирует увиденный где-то стиль ходьбы;
  • боится наступить на что-либо;
  • демонстрирует, что у него замерзли ножки (если он ходит босиком по прохладному полу).

Если же кроха ходит на носочках постоянно, в любой ситуации, то это серьезный повод для беспокойства, потому что таким образом могут проявляться некоторые неврологические заболевания. И чем раньше родители покажут малыша ортопедам и неврологам, тем больше шансов его диагностировать и вылечить.

Некоторые родители могут столкнуться с ситуацией, когда малыш начал самостоятельно ходить, но, испробовав новый способ передвижения, вернулся к старому и испытанному: ползанию. Это может быть связано со следующими причинами:

  1. Падение. Если оно повлекло за собой травму и испуг, но такой негативный опыт надолго останется в памяти крохи.
  2. Привычка: ползать удобнее и быстрее, так как такая манера перемещения давно известна ребенку.
  3. Страх. Если ребенок ходит только с опорой, то, отпустив ее, он сразу опустится на коленки: ведь для него ближе к земле — значит безопаснее.

Все эти ситуации можно и нужно терпеливо переждать, помогая малышу. Водите его за ручку или используйте толкалку, рассказывая в такт его шагам веселые короткие стишки. Кроме этого, делайте укрепляющий массаж и старайтесь не ограничивать кроху в свободе передвижения: не помещайте в манеж или ходунки. В конце концов ребенок все равно встанет на ножки — когда будет готов физически и морально.

когда ребенок начинает ходить и говорить?

Первые шаги ребенка – это значительная веха в развитии вашего малыша. Многие родители ждут данного события с нетерпением наряду с первым словом, первым зубом. Однако, возраст, в котором ваш ребенок сделает первый шаг, варьируется от ребенка к ребенку. Возраст, в котором дети начинают ходить – в среднем около 12 месяцев. Однако, является нормой, когда дети начинают ходить с 9 месяцев и до конца 15 месяцев. Поэтому если ребенок не ходит в год — не нужно паниковать. Наберитесь терпения и понаблюдайте за тем, как ребенок учится ходить – ведь это бывает только раз в жизни. Педиатры говорят, что все дети разные и нельзя сказать точно, когда ребенок должен начать ходить. Есть непоседы, которые жаждут познать окружающий мир, стремятся к независимости, свободе перемещения. Но есть и более спокойные, уравновешенные дети, которые предпочитают наблюдать жизнь вокруг, прекрасно себя чувствуют сидя и не стремятся пойти. Некоторые дети прекрасно ползают, и умения передвигаться на четвереньках им надолго хватает. Некоторые не останавливаются, стараются подняться на ножки, держась за кресло, стул или стену, ходят вдоль опоры. Но постепенно все дети научатся координировать ручки и ножки, держать равновесие, а впоследствии сделают первые шаги. Даже если к году ребенок не пошел, не стоит паниковать. Это еще совсем не значит, что он отстает в развитии, или позже начнет говорить, вовсе нет. Иногда, даже наоборот, дети, которые поздно пошли, раньше начинают выражать свои желания словами. Можно помочь ребенку, делающему первые шаги. Но делать это нужно ненавязчиво. Если малыш падает на попу, не надо со всех ног бросаться к нему, такая реакция его скорее напугает. Лучше успокоить ребенка словами, ведь ничего страшного не случилось. Иначе он никогда не научится преодолевать трудности. Нужно постараться дать ребенку возможность самому учиться ходить, лазить, подниматься, спускаться, тогда он с самого детства будет учиться быть самостоятельным. Ведь это не так плохо? Бывают такие ситуации, когда ребенок начинает делать первые шаги и вдруг перестает ходить. Если ребенок перестал ходить, то проанализируйте причины того, почему ребенок не ходит. Чаще всего ребенок не хочет ходить после стрессовой ситуации. Это может быть болезнь, испуг, негативная и стрессовая обстановка дома. Дети очень восприимчивые к стрессу. Любой стресс может затормозить развитие ребенка. Тут поможет только время и заботливое отношение к малышу. Почему ребенок не ходит? Если у годовалого малыша нет какой-либо врожденной патологии, и он еще не начал делать первые шаги, на это могут быть следующие причины: Генетическая предрасположенность. Часто раннее или позднее освоение ходьбы передается по наследству; Плохое несбалансированное питание; Отсутствие стимулирующего окружения; Негативный опыт в недавнем прошлом — например, если малыш при попытке сделать шаг сильно упал и ушибся; Слишком долгое пребывание в любом замкнутом пространстве (в манеже) ; Использование ходунков — иногда дети, привыкшие передвигаться с помощью этого предмета, боятся самостоятельно ходить, чувствуя неуверенность. Когда бить тревогу, если ребенок еще не ходит? Если малыш веселый, активный, общительный, спокойствие… он пойдет, когда наступит его время. Если же ребенку больше полутора лет, и он еще не начал ходить, нужно обратиться к врачу и искать причины, мешающие ребенку ходить. Чаще всего причины либо в слабом мышечном тонусе, либо проблемы в спинном мозге, что требует обязательной консультации специалистов. Мой сынишка пошел уже к году, пусть неуверенно, но самостоятельно. А некоторые его сверстники в год и два месяца, год и три. Их мамы очень переживали, когда видели, что мой сын уже делает первые шаги, а их дети еще не могут решиться. Через месяц-два их малыши тоже пошли, но, сколько до этого было волнения! Сколько вопросов.

Ходить начал в 10 месяцев. Говорить первое слово не помню точно .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *