Почему часто болеют дети психосоматика: Детские болезни: ПСИХОСОМАТИКА.Стоит прочитать родителям! – Психосоматический симптом: почему болеет ребенок?

Содержание

Психосоматический симптом: почему болеет ребенок?

Часто от мам можно услышать фразу «день в сад ходим, две недели дома сидим». Но далеко не во всех случаях виноват плохой иммунитет ребенка. Зачастую причина кроется в так называемом психосоматическом симптоме. О таких заболеваниях и способах борьбы с ними  рассказала «Летидору» семейный психолог Галия Рюмина.

– Галия, скажите, что сегодня подразумевается под психосоматическими заболеваниями? В чем причина таких заболеваний у детей?

– Если рассматривать семью с точки зрения системы, можно сказать, что психосоматические заболевания – это способ коммуникации. Для ребенка это способ сообщить родителям о какой-то своей потребности. Например, если нарушены супружеские, женско-мужские отношения в семье, то ребенок будет «спасать» эти отношения единственным известным ему способом – болеть, заставляя родителей объединиться. Если родители обращаются ко мне по поводу проблем у ребенка, то я приглашаю на консультацию всю семью. Индивидуально с детьми до подросткового возраста я не работаю, так как это не будет эффективно. Он вернется к семье, в ту же ситуацию и будет снова выдавать симптом, то есть заболевать.

Надо понимать, что когда рождается ребенок, в семье меняется структура, то есть появляется подсистема родителей. Ребенок требует к себе много внимания, сил, любви, здесь важно быть родителями и оставаться при этом супругами.

– Получается, родители должны разделить две роли – роль супругов и роль родителей?

– Именно. И как супруги они могут ругаться, выяснять отношения. Но как родители, они должны быть благодарны друг другу за ребенка. Даже если пара в разводе, у ребенка должна оставаться возможность общаться с обоими родителями. Другая частая причина детских психосоматических болезней – перевернутая иерархия, когда, например, бабушка пытается воспитывать своих внуков. Она входит в пространство этой семьи и указывает, что в семье «правильно» делается, а что – нет. И тем самым обесценивает родительскую компетентность. Дети всегда будут восстанавливать иерархию в семье при помощи поведенческого или соматического симптома.

Например, бабушка, мама и дочка. Девочка часто болеет. Мама вынуждена постоянно сидеть с ней дома, ухаживать. А бабушка утверждает, что мама плохо одевает ребенка, и он болеет, потому что та не одела ему 25 кофточек, или что муж неправильно с ней себя ведет, и вообще что семья какая-то неправильная.

Бабушка, не важно, со стороны мужа или жены, является как будто бы главной фигурой. Но она не может быть таковой. Если бабушка не получает благодарности от ребенка, дочери или сына, то, скорее всего, она бессознательно эту благодарность будет вытаскивать из семьи через внуков.

Это проблема разделения границ. Взрослым детям важно выразить признание своим родителям, но при этом остаться мамой и папой для своего ребенка. Родители должны вместе договориться о правилах, которые будут работать в их семье, и корректно сообщить их бабушкам и дедушкам.

– Какие психосоматические заболевания в вашей практике встречаются наиболее часто?

– Это простудные, аллергические заболевания, астма, энурез, бронхиты, нейродермиты, заболевания ЖКТ. Однако, надо понимать, что психосоматические заболевания – это поведенческие реакции. То есть ответ ребенка на ситуации в семье. Подростком он может не болеть, а убегать из дома, быть «аутсайдером» в классе, драться или плохо учиться. Дети являются самым тонким и чувствительным местом в семейной системе.

Конкретные причины сложно назвать. Тут важен не сам симптом, а то, какое сообщение для семьи ребенок передает через свою болезнь или поведение. Типичная ситуация – когда женщина отвергает мужчину, не понимая, что для ребенка она отвергает его отца. Ребенок неосознанно проявляет лояльность к отцу и «повторяет» его, становится его «копией».

– Может ли таким образом проявляться реакция ребенка на запреты и приказы родителей?

– Конечно. Болезнь может появиться, если родители авторитарны, не учитывают потребности детей и не считаются с их мнением. Однако тут есть тонкий момент: часто родители ведут себя как «хороший» и «плохой» полицейские – мама отменяет решения отца или наоборот. Например, если отец наказал сына, а мама бежит с криком «что ты делаешь с моим ребенком!».

Родители должны договориться между собой. По мере взросления сына или дочери родителям стоит договариваться о решении не только друг с другом, но спросить еще и ребенка.

– Может ли ребенок «протестовать» болезнями на установки родителей, вроде «мальчики не плачут», «должен быть сильным» или «ты уже взрослая и не должна бояться».

– Родители так говорят, когда хотят позаботиться о себе, сделать детей «удобными». Если мальчик плачет или боится, у родителей появляется чувство страха, что они какие-то неправильные родители. Если мальчик «не плачет», энергия все равно найдет выход: либо ребенок побьет кого-то в школе, либо заставит родителей любить себя слабого – ляжет с температурой или ангиной.

Есть функция, которая что-то делает и есть личность, которая чего- то хочет, переживает разные чувства. Обычно как бывает, вот получил «5», не плачешь – молодец, хороший мальчик. При этом потребности самого ребенка могут не совпадать с потребностями родителей. Поэтому здесь основная задача родителей помочь ребенку обнаружить чего он хочет, что ему подходит, что не подходит, как он себя чувствует, что для него вкусно, а что ему не нравится или отвергается им.

– Что вы посоветуете делать родителям, чтобы ребенок не страдал от психосоматических заболеваний?

– Здоровые, успешные, счастливые дети могут быть в семье, где есть разные чувства и возможность их адекватно выражать. Важно, чтобы родители не втягивали детей в конфликт между собой. Иначе дети начинают спасать папу или маму, сочувствовать одному из них. И тем самым они вступают в конфликт лояльности. Ребенок понимает, если он на стороне мамы – он предает папу, если на стороне папы – он предает маму. Но никому не хочется быть предателем собственных родителей.

Также очень важно просто разговаривать в семье: чтобы дети могли понять, про что сейчас злится папа, про что переживает мама. Если мама плачет, а ребенок не знает, про что она плачет, он может нафантазировать. И если ситуация периодически повторяется, свою тревогу он, скорее всего, выразит в виде психосоматического симптома. Важно, чтобы сами родители ощущали состояние «правильности» своей жизни, умели реализовывать свои потребности. Нужно быть чувствительным к себе. Если чувствительность к себе развивается, она будет развиваться и по отношению к детям.

Другая рекомендация – жить «здесь и сейчас». Понимать, что в разный период жизни семьи есть свои трудности и радости. Например, в подростковый период дети начинают себя «странно» вести: мальчики двигаются как «слон в посудной лавке», сахар из ложки рассыпается, вода в стакане проливается, подросток становится неуклюжим, «тормозным», смех может переходить в плач без видимых на то причин. Девочки становятся чувствительными, иногда плаксивыми или наоборот агрессивными. Родители должны понимать, что это естественные физиологические изменения в растущем организме. Нужно объяснить ребенку, что это нормально, что это временные явления, отнестись к ребенку с уважением и любовью. Также с каждым годом степень автономности ребенка растет, поэтому иногда стоит мысленно остановиться, чтобы увидеть изменения в ребенке, признаться себе: «А сыночек-то вырос!».

И еще, что я бы посоветовала мамам и папам – это оставаться детьми для своих родителей, брать любовь от них через реальный контакт или через память о них, но при этом уметь держать свои собственные границы. Не протестовать, если что-то не так, а поблагодарить за то, что действительно подходит для вас.

– Насколько современные родители готовы принять то, что есть такое явление, как психосоматические заболевания, что причина детских болезней зачастую кроется в отношениях взрослых?

– Некоторые родители отрицают это, чтобы не видеть проблему, не замечать, «усыпить» себя. Но сейчас много «психологизированной» молодежи. Они готовы принять этот подход, им интересно, даже проводят параллели с родительскими семьями. Они хотят осознанно относиться к своей жизни, жить более счастливо между собой и со временем стать хорошими родителями.

детская психосоматика — ЖИЗНЕИСЦЕЛЯЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В этой статье я постараюсь максимально просто проанализировать, как мы – родители, можем помочь нашим детям оставаться здоровыми.

 

Многие из моих знакомых родителей, имея больных детей, в свое время «голову сломали», пытаясь найти ответ на вопрос: «Как вылечить ребенка». Касается это и тех, чьи дети болеют длительно или хронически, а также тех, чей ребенок впервые заболел тяжело или совсем некстати – накануне запланированного отпуска, например.

 

Конечно, я говорю о тех родителях, кто воспринимает мир не плоским и черно-белым, а допускает наличие смысла в том, что происходит  вокруг. Любому из нас бывает проще дать лекарство, чтобы заглушить симптом, но иногда наступает время, когда это не помогает, или даже усугубляет ситуацию.

Также популярно бывает «свалить» ответственность на врачей, жаловаться на отсутствие хороших специалистов, на плохую экологическую обстановку и пр. и т.д. Но к здоровью это не приводит.

 

Что ведет к здоровью?

 

Для начала нужно признание того простого факта, что, когда болеет ребенок, он чаще всего выражает или семейный или материнский симптом. Вот, например, в психологии есть такой термин «идентифицированный пациент». Это значит, что все знают, кто больной или из-за кого все проблемы в семье.  Так бывает, когда приходят родители на консультацию, приводят ребенка и говорят: «Вот он…», «Вот у него..» и обязательно: «Сделайте с ним что-нибудь…».

То есть этот больной ребенок и есть идентифицированный пациент. И вроде как всем взрослым удобно согласиться с тем, что если бы не он… или если бы не его болезнь… то все наконец были бы счастливы. А то, что проблема в семье не может исходить от одного человека, а всегда поддерживается членами семьи на системном уровне – заметить бывает сложнее.

 

Что значит «выражает симптом»?

 

Когда я говорю о выражении симптома, я подразумеваю, что любая болезнь, состояние тела есть выражение чувств, состояния души, которое иначе быть выражено не могло. Это последствия  внутренних напряжений, страхов, агрессии, вытесненных переживаний.

 

  • Дети примерно до пяти-семи лет часто выражают своим заболеванием состояние матери. Чем ближе они с ней связаны, чем больше времени находится мать с ребенком – тем это вернее.
  • Когда дети подрастают, их состояние чаще выражает именно семейный симптом. Проще говоря, ребенок телом выражает то, что происходит в семье, обычно это самая острая и самая скрытая проблема. Это естественно – если бы проблема была на поверхности и всем ясна и понятна, ее незачем было бы так криво выражать.
  • Чем старше и обособленнее становится ребенок, тем более он выражает самого себя, свою собственную позицию в мире. Конечно, исключения есть, и мне встречались примеры прочной симбиотической связи с матерью, когда «ребенку» было уже под пятьдесят лет… Но сейчас мы говорим скорее об общих тенденциях в детской психосоматике.

При этом не стоит забывать, что любую детскую болезнь стоит рассматривать в совокупности обстоятельств: это не просто то, что чувствует мать и не выражает, но и одновременно то, как это ощущает малыш.

 

Пример:

Запланирована семейная поездка: супруги и дети должны лететь вместе на прекрасный остров и провести там две недели, наслаждаясь природой и друг другом. И вдруг почти накануне поездки младший ребенок (4 года) заболевает — у него поднимается температура почти до судорог. Также в наличии красное горло и кашель, а более никаких симптомов.

 

Что произойдет, если начать давать лекарства? 

— мощный симптом будет химически подавлен. На него организмом ребенка уже была потрачена немалая энергия, а теперь ее просто подавили извне. Наступает упадок сил, организм получает опыт воздействия извне вместо выработки и привлечения собственных ресурсов для выздоровления. Есть некоторая провокация заболеть еще или заболеть сильнее – ведь то, что хотелось выразить, осталось внутри,  либо осталось непонятым, непроясненным – а, значит, непринятым, непереработанным «начисто» опытом.

 

Что произойдет, если осознать симптом? 

– тайное (подавленное) станет явным (принятым), психическая энергия получит здоровый  выход, соматические симптомы ребенка уйдут за ненадобностью.

 

Итак, мама (например) анализирует происходящее, если есть время  — с психологом. Проявляется причина – до этой поездки мама и папа успешно прятались друг от друга за работой и детьми, не оставаясь наедине долгое время. А тут назрел давний конфликт между ними, но ничего не обговорено, все для отпуска, только бы не сорвался. А взаимных претензий предостаточно! Мама обижается, папа злится, у обоих это в горле застряло…

Так вот: горло у деточки и красное (раздраженное), температура повышенная (от злости), симптом вылез резко (ибо поездка уже «на носу») …

Что делает любящая и храбрая  мама (желающая все же отдохнуть)? Мама идет говорить с папой, без детей. Она говорит как может, искренне, о себе, от первого лица, выражая чувства. Все получается, они с папой (с мужем, то есть), обнимаются, в доме мир и спокойствие, на следующее утро ребенок здоров.  Поездка в данном, вольно пересказанном мною случае,  состоялась.

 

Что делать родителям, чей ребенок заболел?

 

Помимо признания вероятного выражения вашим ребенком семейного или материнского симптома, нужно понять, что именно выражает ребенок и понять, как вам проявить это скрытое самостоятельно, без помощи болезни.

 

Как понять, о чем симптом?

 

Есть несколько возможных способов:

 

1. Посмотреть, что болит. В зависимости, какой орган именно выражает болезнь, можно узнать, о чем таком подавленном идет речь.

Например, нога. Какие основные функции у ноги? – опора и движение вперед. То есть проблема будет в области утраты опоры или запрета движения вперед (обычно к своим желаниям). Соответственно, запрещают это себе либо мать, либо вся семья. Так бывает, когда семья живет по законам «надо», не ориентируясь на «хочу».

 

2. Посмотреть, что болезнь мешает делать, чему препятствует (вот в примере выше она мешала семейной поездке). Соответственно, чему больше всего мешает, там сидит какой-то страх. И можно покрутить, чего именно страшно…

Например, такой болезненный ребенок, такой болезненный… В сад не отдать, на няню не оставить,  из декрета не уйти… А в ходе консультации выясняется, что на работу идти страшно, да и вообще пока неохота. Ну и прекрасно, но почему же открыто не сказать – «мол, работать не хочу, хочу дома сидеть с деточкой»? – а потому, что для семьи вроде как решено, что пора бы и поработать. И муж иногда настойчиво спрашивает – когда жена выйдет на работу. И жена, вместо того, чтобы сказать, что она хочет дома посидеть, отвечает – ну вот, он же болеет все время, как его оставишь? И вроде невелика разница, но плата за смещение ответственности – здоровье ребенка.

 

3. Третий способ:  почувствовать себя ребенком, буквально «побыть в его шкуре» — это для продвинутых пользователей. Но при развитом навыке такого чувствования дает отличные результаты.

Например, ребенка всего обсыпало, выглядит, как аллергия на коже и чешется ужасно. Если дитя не съело кило мандаринов и исключены прочие очевидные вещи, то выглядит работа по прояснению как-то так: «…если я – это дочка Сашенька, то что я чувствую, когда у меня все чешется? Я чувствую раздражение сильное… даже злость. И бессилие, беспомощность какую-то…». И далее вопрос себе, любимой – «А где же, в какой ситуации я прямо сейчас чувствую себя злой и бессильной? Ох, да я же на мужа обиделась… И молчу…» (я предупреждала, что это для продвинутых граждан). И тут, если осознавание произошло, родитель работает над собой, а ребенок выздоравливает.

Труднее справиться с хроническими симптомами. Часто в таких случаях нужна комплексная работа психолога, родителя и врачей.

 

Вывод

Конечно, вряд ли можно добиться того, чтобы дети вообще никогда не болели. Однако свести болезни к минимуму, сделать их легче для всей семьи, помочь детям быстрее выздоравливать – вполне реально.

Важно научиться замечать в телесных симптомах проявления души, того, чему мы сами не дали иного, здорового выхода. Тогда и болезнь станет не поводом к переживаниям за ребенка, а сигналом, подсказывающим, как можно сделать свою жизнь в семье еще более гармоничной.

опубликовано econet.ru

ЕСЛИ ВАМ НЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ РЕШЕНИЕ СВОЕЙ СИТУАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ СТАТЬИ, ТО ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ И МЫ ВМЕСТЕ НАЙДЕМ ВЫХОД

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ: http://goo.gl/forms/TSLXcKjUWW

ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ:

ЭТО ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА «НЕСЧАСТЛИВОГО» ЧЕЛОВЕКА

Его 2 основные проблемы:1) хроническое неудовлетворение потребностей,2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе — даже от самогигиены.Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ…Трудно понять — чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то.

Наоборот — у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.Это –  невротическая депрессияВсе можно предупредить, не доводить до такого результата.Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам:1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

Психосоматика детских болезней: почему ребенок болеет

Изучением психосоматики детских болезней ученые всего мира занимаются уже довольно давно. Этой работе посвящены многие исследования, в ходе которых было выявлено, что на состояние здоровья ребенка огромное влияние оказывает атмосфера в семье. Зачастую психосоматические факторы лежат на поверхности, но бывают случаи, когда они скрыты довольно глубоко и требуют консультации у специалистов.

Книга Луизы Хей

Один из самых известных авторов книг о психосоматике болезней – Луиза Хей. Эта американская писательница посвятила свою жизнь изучению психологии, и в своих трудах она постоянно говорит о том, что физические заболевания имеют прямую связь с душевным равновесием. Поэтому, прежде всего, необходимо беспокоиться именно о нем.

Для того чтобы тело было здоровым, достаточно научиться жить в гармонии с собой, принимая все эмоции и растворяя в душе негатив. А так как детские болезни возникают из-за ошибок взрослых, то эта книга поможет родителям понять, где именно они допускают ошибку. Более того, это позволит не только обеспечить профилактику, но и излечить уже имеющиеся недуги.

В своей книге о психосоматике болезней Луиза Хей опубликовала таблицу с перечнем заболеваний и психологических причин, вызвавших их. Там же читатель сможет найти способ устранения проблемы, причем без медикаментозного вмешательства.

Наиболее частые психосоматические болезни

Некоторые родители отмечают, что их ребенок часто болеет, причем несмотря на строгое соблюдение всех предписаний врача, они следят за питанием, стараются как можно реже бывать в людных местах и т. д. При этом даже специалист не может точно сказать, почему так происходит, так как в целом (согласно результатам анализов) ребенок здоров. Родители со своей стороны воспринимают такое положение дел как настоящее испытание, сильно переживая и усиливая при этом опеку.

В данном случае может иметь место именно психосоматика болезней тела, которая и объясняет возникновение тех или иных проблем со здоровьем без наличия какой-либо патологии. Такие болезни вполне могут протекать легко и в целом поддаваться лечению, но через неделю-другую они вновь атакуют организм. И это говорит о том, что здоровье ухудшается не столько из-за физиологии, сколько вследствие нарушения психоэмоционального фона.

Статистика показывает, что наиболее распространенными заболеваниями становятся:

  • бронхиальная астма;
  • болезни желудочно-кишечного тракта;
  • болезни сердечно-сосудистой системы;
  • сахарный диабет;
  • аллергии;
  • вегетососудистая дистония.

Причем с каждым годом психосоматика недугов и болезней все больше расширяет свои границы, а число диагностируемых на этом фоне заболеваний стремительно увеличивается. Выявить психологические проблемы желательно как можно раньше, так как к подростковому возрасту они набирают полную силу, и даже те, которые к этому времени ребенок должен был перерасти. Случается так, что люди уже и не помнят саму психологическую травму, нанесенную им в детстве, а болезнь все также прогрессирует.

Соматические факторы

Негативные эмоции

Согласно психосоматике детских болезней, возникают они по причине того, что ребенок не способен справляться с отрицательными эмоциями и, переживая, он ощущает сильнейший душевный дискомфорт. При этом малыши зачастую даже не осознают, что именно с ними происходит – описать свои ощущения на данный момент они попросту не могут. Осознанное восприятие окружающего мира приходит только лишь в подростковом возрасте – в это время человек уже начинает предпринимать пытки разобраться в своих проблемах и чувствах.

Детям в этом плане гораздо труднее. Они чувствуют лишь давление той или иной ситуации, неудовлетворенность, но как-либо повлиять на стечение обстоятельств и снять психологическое напряжение не могут. Именно по этой причине психосоматические расстройства уходят корнями в раннее детство. Постоянная подавленность отражается на физическом уровне и приводит к развитию заболеваний, часто хронических. Это состояние постепенно «поедает» ребенка изнутри и лишает его радости жизни.

Если говорить о непродолжительных болезнях, то таковые также возникают на фоне психических проблем. Симптомы заболеваний проявляются только в то время, когда ребенок усиленно думает о неприятной ситуации. Например, малыш наотрез отказывается идти в детский сад, плачет и капризничает. Если это не помогает, он начинает придумывать причины – болит голова, живот, горло и т. д. В результате эта манипуляция трансформируется в реальное заболевание – у ребенка начинается диарея, воспаляется горло, появляется кашель или насморк.

При этом следует помнить, что психосоматические заболевания обычно появляются в изначально ослабленных органах. К примеру, у одного из родителей диагностирована бронхиальная астма. По наследству часто передается предрасположенность к ней (не сама астма!), таким образом у ребенка слабым местом становятся легкие.

Бывают и другие факторы, влияющие на развитие того или иного заболевания, развившегося на фоне психологических проблем:

  • осложнения, болезни и травмы в период беременности;
  • нарушения в работе центральной нервной системы;
  • наличие стафилококковой инфекции, которая была выявлена сразу после рождения;
  • гормональный или биохимический дисбаланс сразу после рождения.

Психосоматика и внутриутробное развитие

Период беременности

Если женщина в период вынашивания ребенка испытывает негативные эмоции, то это может повлиять не только на ее психику, но и на физическое здоровье будущего малыша. С научной точки зрения это точно не доказано, но при этом отрицать данную связь никто не берется.

Согласно исследованиям, дети, которые считались нежеланными и воспринимались матерью негативно, были подвержены различным заболеваниям и расстройствам уже во время рождения. Если же будущая мать имеет хороший положительный настрой, ее поддерживает супруг и близкие люди, то в таких случаях есть все шансы на то, что формирование плода будет протекать в нормальном режиме.

Когда женщина ощущает любовь и понимание, то и по отношению к беременности она проявляет только хорошие эмоции. Этот настрой очень важен и в течение первых дней жизни ребенка. Несмотря на то что после рождения он становится отдельной личностью, связь с родителями у него остается все такой же крепкой. Мама символизирует его внутренний мир, а потому именно через нее он знакомится с окружающей действительностью. Малыш улавливает ее реакцию на ту или иную ситуацию и в дальнейшем отражает эту модель поведения, впитывая как хорошие эмоции, так и волнения.

Бронхиальная астма

Одной из самых распространенных причин развития бронхиальной астмы становится недостаток внимания. И если сразу после рождения мама посвящает своему малышу крайне мало времени, то уже к пяти годам (часто раньше) это заболевание себя проявит.

В неблагополучных семьях, где царит нездоровая атмосфера, дети часто страдают от недостатка внимания. Они пытаются собственными силами повлиять на ситуацию, но безуспешно. В результате развиваются заболевания органов дыхания. Астматикам свойственно отрицание, вытеснение эмоций и регрессия. Чтобы исправить ситуацию, таким детям рекомендованы групповые занятия и тренинги с психологом. В таких группах проводят дыхательную гимнастику и аутогенные тренировки. Родителям в данном случае стоит проанализировать свое отношение не только к малышу, но и друг к другу.

Бронхиальная астма

Существует и другая причина. Психосоматика болезни может быть связана с вашим постоянным присутствием рядом с ребенком, и при этом вы слишком много от него требуете либо оказываете постоянное давление, из-за чего малыш не в состоянии проявить себя, реализоваться. Подобные факторы мешают ребенку выражать эмоции, подавляют его желания и намерения. Периодически он ощущает приступы удушья – сначала в эмоциональном плане, а после на физическом уровне.

Болезни почек

Психосоматика болезней почек проявляется такими патологиями:

  • пиелонефрит;
  • мочекаменная болезнь;
  • патология сосудов почек;
  • инфекциями мочевыводящих путей.

Пиелонефрит обычно развивается на фоне неудовлетворенности своим делом. Ребенок в данном случае может испытывать отрицательные эмоции, такие как страх и отвращение в те периоды, когда родители принуждают его к чему-либо. Обычно это касается желания пораньше заняться его развитием, когда в ход идет бесчисленное количество книг и прочих подобных материалов. При постоянном отрицании негативные переживания могут вылиться в полное разрушение почечных лоханок. Происходит это так, как будто лопается терпение.

Мочекаменная болезнь развивается в то время, когда эмоции не находят выхода или ребенок переживает длительный стресс. И если малыш часто находится в плену негативных ощущений, они могут довольно сильно врезаться в подсознание и возникать даже в спокойной обстановке, а сам ребенок уже не сможет освободить свой разум.

Рассматривая психосоматику болезней почек, необходимо отметить также, что главной причиной патологии сосудов является затяжная депрессия. В таком состоянии органы мочевыделения страдают от недостаточного кровоснабжения. И если вы заметили, что ваш малыш подавлен, недостаточно активен и в целом ведет себя не так, как обычно, то это повод задуматься над его состоянием и проконсультироваться с психологом — специалист поможет определить психосоматику болезни.

Заболевания мочевыводящих путей, в особенности инфекционного характера, могут развиться из-за старых обид. Неумение прощать повышает тонус почечной ткани, из-за чего мочеточники испытывают постоянную нагрузку.

Плоскостопие

Среди болезней ног психосоматика наиболее часто имеет связь с такой проблемой, как плоскостопие. И причиной развития недуга становится атмосфера внутри семьи, когда отец не желает либо неспособен быть ответственным, не умеет решать финансовые и экономические вопросы.

Конфликты в семье

Здесь же сказывается и поведение матери, которая, глядя на главу семьи, высказывает ему свое недоверие. Она не может на него опереться в трудную минуту и выражает неуважение. Ребенок обычно реагирует на сложившуюся ситуацию подсознательно – нерешенные задачи родителей он пропускает через себя и в результате начинает чувствовать постоянную усталость, истощение, стремительно теряет энергию. Он не чувствует твердой опоры, и выливается это в болезнь.

Артриты

Это заболевание суставной ткани возникает у детей, которые привыкли скрывать свои ощущения и подавлять эмоции. Они становятся замкнутыми и, как правило, не просят о помощи. По отношению к самому себе такой ребенок может проявлять жестокость и при внешней мягкости манипулировать окружающими. Если ему чего-то хочется, то на эмоциональном уровне он доводит себя буквально до исступления. Грани между «хорошим» и «плохим» для него не существует. При этом девочки часто приобретают мужской характер.

Подобное поведение становится следствием тирании со стороны родителей, что и заставляет медленно, но уверенно погружаться в себя – эмоции накапливаются и выливаются в болезнь. Такие люди даже во взрослом возрасте не показывают своих истинных чувств. Они не могут четко сформулировать свои желания, не умеют расслабляться. При этом у них прекрасно получается нагружать себя и создавать массу проблем. Собственные неудачи их очень пугают, а в голове крутятся постоянные сомнения.

Согласно мнению Луизы Хей о психосоматике болезней суставов, артриты развиваются на фоне постоянного осуждения. Такие люди с детства испытывают чувство вины, их часто наказывали, из-за чего у них развилась жертвенность и другие негативные эмоции. В данном случае помогает вера в себя и проявление любви к собственной персоне. Важно, чтобы родители это вовремя осознали и постарались дать ребенку понимание того, что он любим несмотря ни на что.

Артрозы

Данную болезнь суставов психосоматика трактует следующим образом. Артрозы развиваются тогда, когда негативные эмоции постоянно направлены в сторону окружающих. И причина кроется в недостатке приятных и добрых чувств к близким людям, прежде всего к родителям. Такой ребенок отличается повышенной ранимостью и ко всем своим промахам относится, как к случайностям, банальным неудачам.

Обиды и агрессия

Это говорит о том, что родители не сумели в свое время привить своему ребенку чувство ответственности, из-за чего впоследствии он перекладывает ее на плечи других и при этом на них же жалуется. При этом внешне человек может быть бесконечно милым, но внутри него постоянно бурлит негодование и прочие негативные эмоции. Он уже не в силах справиться с избытком ощущений и в то же время неспособен вовремя выплеснуть их наружу.

Психосоматика детских болезней объясняет, что такие малыши часто переживали стрессы, погружались в депрессивные состояния и ощущали нервное напряжение. Это приводило к недостатку суставной жидкости, и хрящи постепенно начинали стираться.

Заболевания глаз

Психосоматика болезней глаз связана с несколькими факторами. Прежде всего это печаль, которая не вылилась полностью либо изливается слишком часто. Также основа подобных заболеваний закладывается в тех ситуациях, когда человек с детства видит одни лишь неприятности и вместе с тем не желает больше на это смотреть. И если зрение вдруг начало ухудшаться, значит, эта потребность стала невыносимой, а убрать из поля зрения раздражитель не представляется возможным.

С потерей зрения человек получает то, что внутренне хочет – он больше не видит. Получается, что его дальнейшая жизнь проходит не по правильному пути – вместо того чтобы постараться собственными силами избавиться от раздражителя, он жертвует собственным зрением. Происходит своеобразная компенсация, благодаря которой облегчается психологическое переживание.

Когда ребенок с раннего детства привыкает видеть плохое, он приучает свой ум и подсознание к негативному визуальному опыту. В его речи появляются фразы, которые в той или иной степени связаны с нежеланием что-либо видеть: «с глаз долой», «видеть тебя не хочу» и т. д. Таким образом психосоматика болезней глаз у детей проявляется ухудшением зрения со знаком минус, что характеризует такие заболевания, как близорукость и миопия.

Зрение может ухудшиться из-за установления принудительной границы, которую ребенок выбирает на бессознательном уровне. К примеру, одних детей привлекают игры на свежем воздухе, они интересуются игрушками, словом, постоянно находятся в движении и проявляют интерес к миру. В то время как другим будут интересны лишь компьютерные игры или мультфильмы. Словом, они не желают видеть реальную жизнь и пытаются отгородиться от нее телевизором и монитором. Таким образом у них перед глазами постоянно присутствует препятствие, которое не позволяет тренировать зрение. И чем дольше это продолжается, тем хуже оно становится. А ребенок не проявляет никакой инициативы по отношению к реальной жизни, он просто не хочет больше видеть плохого.

Плохое зрение

Часто психосоматика болезней глаз связана со страхом и непринятием: у молодых – будущего, у пожилых людей – прошлого. Первых пугают размытые перспективы, вторые никак не могут отпустить себе грехи и мысленно постоянно корят себя за совершенные ошибки.

В книге о психосоматике болезней также сказано, что наш разум является одним из органов зрения, а потому стиль и тип мышления играют определенную роль в развитии болезней глаз. Во время чтения, мечтаний мы порождаем в голове картины, которые не являются реальными. Воображение в этот период способно преодолевать любые расстояния и преграды, убегая от момента здесь и сейчас. Через некоторое время физическое зрение становится рудиментарным органом, который теряет свое основное предназначение, и зрительная функция угнетается. В то время как проживая настоящий момент, испортить зрение очень сложно.

Сердечно-сосудистая система

Таким болезням по психосоматике предшествует недостаток любви. В данном случае человек может считать себя недостойным этого чувства либо умышленно избегать его. Зачастую внешне такие люди кажутся черствыми, замкнутыми, но на самом деле имеют тонкую душу.

У детей реакция закрыться возникает в моменты, когда они чувствуют конфликтные ситуации и остро реагируют на скандалы и ссоры между родителями. От собственной жизни такой ребенок также не получает удовлетворения, считает, что он никому не нужен либо, напротив, страдает от излишней опеки. К окружающим он настроен враждебно, так как не может спокойно вздохнуть и постоянно всему сопротивляется. В результате он внутренне напрягается, сжимается, не может выразить свои эмоции, формируя блоки и непроизвольно напрягая мышцы всего тела. Сосуды, которые находятся рядом, также испытывают давление, что приводит к ухудшению кровообращения, гипоксии клеток и кислородному голоданию тканей. Полезные вещества поступают в очень малом количестве. Именно это и приводит к болезням сердца у ребенка. Психосоматика затрагивает несколько заболеваний.

Постоянный негатив, который невозможно выплеснуть, провоцирует развитие артериальной гипертензии. Такие люди имеют свои привычки и особым образом выражают свои эмоции. Прокручивая в голове определенные страхи, они часто бывают агрессивными, но при этом постоянно подавляют это чувство.

Инфаркт миокарда с последующим летальным исходом случается из-за постоянных переживаний, которые возникают на фоне эмоциональной нестабильности. Здесь важно своевременно избавляться от депрессии, тревожности, снимать стресс и напряжение.

Психосоматика болезней сердца имеет место, когда ребенок постоянно находится в страхе, он держит отрицательные эмоции и не умеет их отпускать. В дальнейшем у него начинают происходить панические атаки, что приводит к сердечному неврозу. Это говорит о том, что в детстве он не испытывал любви, ему не хватало настоящей заботы, из-за чего он все время чувствовал раздражение. На этой почве возникало всепоглощающее чувство вины, провоцирующее внутренний конфликт.

Простудные заболевания

Простудные заболевания

Частые простуды, которые сопровождаются кашлем, насморком и прочими проявлениями, затрудняющими дыхание, говорят о том, что вашему ребенку что-то мешает дышать и в эмоциональном плане. Это может быть резкая критика, чрезмерная опека, завышенные требования и т. д.

По психосоматике, болезнь заключает ребенка в рамки, обволакивает в плотный кокон, который не дает ему жить полноценно, из-за чего малыш вынужден постоянно оглядываться и считывать реакцию родителей на тот или иной его поступок. Он беспокоится о том, не обманул ли он ожидания, не расстроил ли и не вызовет ли его поведение волну очередных упреков.

Ангина

При ангине происходит потеря голоса. О психосоматике болезни Луиза Хей говорит, что развивается она на фоне недосказанности. Причем ребенок действительно хочет что-то сказать, но не решается. Так происходит из-за чувства вины или стыда, когда родители говорят своим детям, что их действия недостойны.

Иногда причиной становится конфликтная ситуация, в которой малыш чувствует себя виноватым. Либо он желает пообщаться с мамой, но так как она постоянно занята, боится ее потревожить.

Лечение психосоматических заболеваний

Психосоматика болезней у детей — сложная область медицины, и установить связь между психическим состоянием и физическим здоровьем далеко не всегда получается быстро. Зачастую даже сами родители не осознают, что именно их поведение стало причиной развития того или иного заболевания. А оно тем временем продолжает прогрессировать. В результате врач имеет дело с болезнью тогда, когда она уже сильно запущена, равно как и психологические травмы. Таким образом лечение становится сложным и длительным.

В европейских странах принято направлять детей с рецидивирующими заболеваниями, а также с хроническими болезнями, которые то и дело обостряются, к психологу. Благодаря такому подходу удается вовремя выявить зарождающуюся проблему и искоренить ее. Однако у нас данная практика не прижилась, и вся надежда только на внимание родителей. Вместе с тем заподозрить проблему психосоматики недостаточно. Важно установить связь между физическим состоянием и психическим здоровьем. Только потом с этим можно работать.

Подобные заболевания требуют комплексного лечения, в котором будут принимать участие и родители, и педиатр, и, конечно же, психолог. Лечащий врач разрабатывает консервативный метод терапии, психолог уделяет внимание проблеме, а родители беспрекословно выполняют все рекомендации и стараются создать в своем доме максимально теплую уютную атмосферу.

Внимание родителей

Если адаптация малыша слишком затянулась, то здесь желательно, чтобы кто-то из членов семьи некоторое время посидел с ним дома. Пребывание в детском саду это не отменяет – малыш может посещать его, но только реже, чем обычно, или проводить там неполный день. Сейчас важно обращать особое внимание на поведение ребенка и забирать из группы сразу же, как только он начинает капризничать или плакать. Так вы вселите в него уверенность, что он любим, он нужен вам и вы всегда будете рядом, когда это потребуется. Благодаря такой заботе дети очень быстро преодолевают сложившуюся ситуацию.

Построение доверительных отношений происходит не за один день. Родителям следует сосредоточиться на этом процессе. Дайте возможность ребенку говорить, он при этом не должен испытывать страх и не стесняться делиться своими переживаниями. Покажите ему, что вы на его стороне, что бы он ни сделал. Даже когда малыш оказывается неправ, вести разговор необходимо только в доброжелательной форме, без малейшего намека на критику.

И если причина заболевания действительно скрывалась в плоскости психосоматики, то подобный подход непременно даст положительные результаты. Ребенок пойдет на поправку. Иногда бесследно проходят даже такие заболевания, как бронхиальная астма.

Профилактика

Изучая психосоматику детских болезней, важно понимать, что здоровый ребенок способен стать успешным, в то время как ослабленная психика этому помешает, а ваш малыш рискует приобрести массу различных заболеваний. Такой ребенок уже в детском садике становится раздражительным, у него нарушается сон, и он не верит в собственные силы. Эту модель поведения он наследует от мнительных родителей.

Требования и нагрузки должны быть адекватными. Не ждите от своего чада только высоких оценок, иначе низкие баллы станут для него настоящим стрессом. Постарайтесь дать ему больше свободы и не занимайте каждую его свободную минутку своими идеями. Пусть он сам попытается найти себе развлечение. Такая же ситуация и с развивающими кружками — они не должны идти друг за другом.

В современном ритме жизни необходимо каждый день уделять своему ребенку определенное количество времени. Но при этом старайтесь полностью присутствовать. Лучше выделить один час, но при этом уделить его интересам все свое внимание, чем на протяжении дня разрываться между ребенком, готовкой, уборкой и работой.

В книге о психосоматике болезней Лиз Хей сказано, что родителям нельзя злоупотреблять опекой и запретами. Позвольте своим детям учиться на собственных ошибках. Они должны иметь собственное пространство, в котором смогут принимать самостоятельные решения и быть абсолютными хозяевами ситуации.

И никогда не устраивайте скандалов при ребенке. Сложные отношения в семье следует корректировать без его участия, вне его присутствия. Не ругайтесь, не устраивайте сцен, не оскорбляйте друг друга в то время, когда ваш малыш находится рядом. И никогда при нем не говорите плохо о людях, которые для него являются особенно ценными.

«Тайный язык твоего тела»

О секретах сигналов тела и энергетических причинах вы сможете узнать еще из одного источника – это книга Инны Сигал о психосоматике недугов и болезней «Тайный язык твоего тела». Данное издание является исчерпывающим руководством по самоисцелению. В нем изложено более 200 симптомов различных болезней и недомоганий, которые развиваются на фоне психологических проблем.

Благодаря информации, изложенной в данной книге, вы научитесь находить проблему и исцелять свое тело самостоятельно. Избавившись от негативных убеждений и установок, которые удерживают вас в плену, вы сможете установить контакт с безграничной мудростью и откроете интуитивные способности. Сделать удивительные преобразования возможно только после уничтожения таких негативных эмоций, как страх, боль, отчаяние, гнев, зависть и т. п. Именно этому вас и научит книга Инны Сигал о психосоматике болезней и недугов.

Психосоматика у детей: почему болеют дети?

В аптеке то и дело слышишь: «Одно разорение на лекарствах, каждый месяц ребенок болеет, только в садик пошел, а уже снова больничный!» И это один взгляд на проблему. Вполне реальный: здоровый ребенок сталкивается с вирусами в детском коллективе, организм не может их побороть и заболевает. Хотя… Заболевает не каждый ребенок. Может, малыш просто подсознательно готов заболеть, чтобы остаться дома с мамой? Почему же болеют наши дети? Портал ННмама.ру спросил гештальт-терапевта, специалиста в области семейных проблем, психосоматических расстройств Центра психологической помощи «Отражение» Илону Фомину.

Психосоматика у детей: отвергнутая девочка

Илона Фомина предлагает на простом примере рассмотреть, как рождаются детские страхи и болезни. Вы удивитесь, но «родитель» у них один. Просто сам ребенок в какой-то момент выбирает, какую реакцию он сделает ключевой на окружающую его обстановку: страх или болезнь. 

Пример №1: В семье растет ребенок – девочка пяти лет. У мамы с папой рождается малыш. Понятно, что мама эмоционально перегружена, а старшему ребенку не хватает внимания и заботы. И вот девочка подходит к маме и говорит: «Поиграй со мной!». А мама отвечает: «Отстань, у меня нет времени. Ты не видишь, я говорю с подругой по телефону?!». 

Дочка продолжает крутиться рядом, смотрит в глаза, дергает за юбку, а мама не обращает внимание. Девочка опять: «Пойдем играть?». А мама раздражается и говорит: «Иди сама играй!». 

И вот эта пятилетняя девочка в состоянии злости кричит маме: «Я тебя ненавижу!» Ну, или любые другие болезненные для любой мамы слова. Женщина в растерянности и испуге думает: «Боже мой, какого монстра я воспитываю!» А дочке говорит: «Закрой рот сейчас же, чтобы я больше таких слов не слышала!» Тут из комнаты выходит папа и подливает масла в огонь: «Ты наказана за такие слова!» 

В итоге наша девочка оказывается в очень сложной ситуации. Она не знает, как выразить злость, ведь пятилетний ребенок еще не умеет говорить: «Мама, я понимаю, что ты занята, но я злюсь на то, что ты меня отвергаешь». Ребенок не может видеть мир целостно. К слову, и многие взрослые склонны видеть либо черное, либо белое.  

Она оказывается в ситуации, когда рядом нет ни одного доброго человека, например, бабушки с пирогами или того же папы, который поймет ее злость и научит ее выражать. Она никак не может понять, что ей делать с болью и одиночеством. 

Страх или болезнь?

Что ей дальше делать? Есть два варианта развития событий.  

1. Первый вариант развития событий: образуется страх. Девочка понимает, что злиться нельзя, что на это у нее стоит запрет, и, если она будет злость показывать, то будет наказана и дополнительно отвергнута матерью. Она проецирует эту «злостную часть» на собаку (или мультяшного героя, монстра, темноту, высоту) и выстраивает между собой и страхом жесткую границу, чтобы не общаться со своей отвергнутой частью. И говорит: «Ой, эта собака злая, ненавистня, кусачая!» Так формируется страх. 

И она начинает эту собаку бояться, а фактически она боится злость внутри себя, боится эту злость и нужду выражать в отношениях. С одной стороны, она везде будет этих собак видеть, чтобы наконец-то завершить ситуацию. А с другой, — выстраивать очень жесткие границы и говорить: «Я не пойду к собаке, она плохая!». Фактически, она никак не хочет встретиться со своей злостью и это лучшее, что придумал ребенок чтобы остаться в отношениях с родителями. 

2. Второй вариант развития событий: образуется болезнь. Ребенок в этой точке берет и проецирует эту энергию на свое тело, зажимая грудную клетку. Почему? В том момент, когда мама кричит: «Закрой рот сейчас же!» И выбегает папа… Ей хочется разрыдаться от отчаяния. Она настолько в своей нужде отвергнута, что у нее внутри очень много слез. 

У нее идет энергия рыдания, боли, крика. Но одновременно мама с папой ее остановили. И вот представьте, в грудной клетке есть желание прокричаться, до конца высказать свою боль: «Вы на меня не обращаете внимание, посмотрите на меня!» И начать рыдать. А с другой стороны – есть остановка. Вот вам готовый асматический приступ.

Илона Фомина уточняет, что такое сдерживаемое телесное состояние должно закрепиться. Разовая ситуация, конечно, к астме не приведет. Но, если из раза в раз повторяется одно и то же, и в семье есть запрет на выражение злости, то такая участь вполне вероятно может ждать ребенка.  

Главное, что любой симптом – приглашение к отношениям. Болезнь – это творческое приспособление как раз для того, чтобы остаться и сохранить мир в семье. 

В чем здесь ловушка? Наше тело устроено так, что каждая часть тела отвечает за разные чувства. Симптом у ребенка возникает, чтобы дорогие ему отношения сохранить. Наша девочка развила астму именно потому, что она любит маму и папу, и хочет с ними остаться, ну и просто зависима от них. Поэтому она формирует симптом, который удовлетворяет и останавливает обе потребности, оба чувства: и злость, и радость. А в основе лежит боль одиночества и неразделенные переживания. 

Симптомы и последствия

  • Болят руки. Если у нас есть зажим в руках, они болят и плохо двигаются, мы не можем ни обнять человека, ни оттолкнуть. Психотерапевты работают не только над тем, что «я не могу тебя обнять», но и над «я не могу тебя оттолкнуть». 
  • Зажим в челюсти при неврозах. Мы не можете ни улыбаться, ни целоваться, ни выражать злость. 
  • Болят уши. Отит в ухе и ребенок плохо слышит. Это: «Я не хочу тебя слышать!» И одновременно «Подойди поближе ко мне, и скажи мне на ухо!» 
В любом симптоме, какую часть тела вы не возьмете, есть два разных амбивалентных переживания: любовь и злость, радость и грусть. И всегда он удовлетворяет две потребности. Он нужен, чтобы сохранить отношения. 

Показательный пример: как у женщин образуется мигрень? 

Пример №2: Вы живете с мужем, любите его, хотите, чтобы он вам дарил цветы, а он не дарит. И вы на него обижены, что он не делает то, что вам нужно. Он подходит к вам и говорит: «Пошли спать. А вы: «Ой, я не могу, у меня голова болит». Вы не можете ему прямо сказать, что я не хочу тебя, потому что я на тебя обижена». 

Почему? Потому что вы не хотите скандала, конфликта. У вас есть и другие чувства помимо обиды: вам муж дорог, вы его любите и хотите с ним жить. Вот вы взяли и организовали спазм в голове. И удовлетворили обе потребности: вы и остались с ним в кровати, и его отвергли

В этом тонкость работы, чтобы понять, какие же разные чувства скрыты за симптомом. 

Получается, что родители бегают за таблеткой. Таскают ребенка по врачам, пичкают таблетками, а психосоматика, тем временем, развивается. Один симптом переходит в другой.

Советы родителям: что делать, если ребенок заболевает 

1. Задумайтесь, чего не хватает в отношениях между вами и ребенком, чтобы он мог смело выражать разные чувства. Это работа над доверием, над опорой, над безопасностью. 

2. Если вы накричали на ребенка, остановитесь, подойдите и извинитесь. Мама, в первую очередь, должна уметь выражать свои чувства и осознавать, что с ней происходит: «Я люблю тебя, но я устала и поиграю с тобой в следующий раз. Хорошо?» И она должна научить этому ребенка. 

3. Будьте рядом с больным местом телесно. Закашлял ребенок? Сядьте рядом с ним, положите руку на больное место, спросите, как болит, что болит, почему болит? Пусть малыш попробует вам объяснить. 

4. Учитесь быть вместе с переживаниями. Любая остановка переживаний приводит к психосоматике. Не останавливайте свои переживания и не останавливайте переживания ребенка. Ребенок получил двойку? Не «Тупица, вот Ваня получил пятерку, а ты – двойку!» А спросить: «Тебе грустно? Ты расстроен? Почему такое случилось?» Нужно учиться говорить на языке чувств. 

Часто видишь, когда отдают ребенка в садик, он плачет и кричит. А мама обещает ему купить игрушку, сладости – третьего в отношениях, утешителя. Вместо того, чтобы сесть на корточки, посмотреть в глаза, прожить расставание вместе. Когда мы останавливаем переживание, мы образуем зажим в теле – магнит для всех болячек. 

Советы ребенку: что делать, если ты заболел 

1. Чувствуй ноги, чувствуй опору. По возможности, ляг на поверхность, дыши. 

2. Вспомни тех, кто, как ты чувствуешь, тебя любит, услышь их в своем сердце. 

3. Подойди к родителям, посмотри им в глаза и попроси, чтобы они сказали тебе добрые поддерживающие слова. 

4. Возьми руку человека, который тебя любит, и положи на то место, которое болит. Расскажи ему о своем состоянии. 

5. Договорись со своим телом и спроси больное место, что ему нужно, попроси это у окружающих. 

6. Осмотрись вокруг себя, может, мир не опасен и не враждебен. Найди, что тебе нравится и поддерживает.

Почему болеют дети: детская психосоматика

Автор: Арина Покровская

В этой статье я постараюсь максимально просто проанализировать, как мы – родители, можем помочь нашим детям оставаться здоровыми.

Многие из моих знакомых родителей, имея больных детей, в свое время «голову сломали», пытаясь найти ответ на вопрос: «Как вылечить ребенка». Касается это и тех, чьи дети болеют длительно или хронически, а также тех, чей ребенок впервые заболел тяжело или совсем некстати – накануне запланированного отпуска, например.

Конечно, я говорю о тех родителях, кто воспринимает мир не плоским и черно-белым, а допускает наличие смысла в том, что происходит  вокруг. Любому из нас бывает проще дать лекарство, чтобы заглушить симптом, но иногда наступает время, когда это не помогает, или даже усугубляет ситуацию.

Также популярно бывает «свалить» ответственность на врачей, жаловаться на отсутствие хороших специалистов, на плохую экологическую обстановку и пр. и т.д. Но к здоровью это не приводит.

Что ведет к здоровью?

Для начала нужно признание того простого факта, что, когда болеет ребенок, он чаще всего выражает или семейный или материнский симптом. Вот, например, в психологии есть такой термин «идентифицированный пациент». Это значит, что все знают, кто больной или из-за кого все проблемы в семье.  Так бывает, когда приходят родители на консультацию, приводят ребенка и говорят: «Вот он…», «Вот у него..» и обязательно: «Сделайте с ним что-нибудь…».

То есть этот больной ребенок и есть идентифицированный пациент. И вроде как всем взрослым удобно согласиться с тем, что если бы не он… или если бы не его болезнь… то все наконец были бы счастливы. А то, что проблема в семье не может исходить от одного человека, а всегда поддерживается членами семьи на системном уровне – заметить бывает сложнее.

Что значит «выражает симптом»?

Когда я говорю о выражении симптома, я подразумеваю, что любая болезнь, состояние тела есть выражение чувств, состояния души, которое иначе быть выражено не могло. Это последствия  внутренних напряжений, страхов, агрессии, вытесненных переживаний.

  • Дети примерно до пяти-семи лет часто выражают своим заболеванием состояние матери. Чем ближе они с ней связаны, чем больше времени находится мать с ребенком – тем это вернее.

 

  • Когда дети подрастают, их состояние чаще выражает именно семейный симптом. Проще говоря, ребенок телом выражает то, что происходит в семье, обычно это самая острая и самая скрытая проблема. Это естественно – если бы проблема была на поверхности и всем ясна и понятна, ее незачем было бы так криво выражать.

 

  • Чем старше и обособленнее становится ребенок, тем более он выражает самого себя, свою собственную позицию в мире. Конечно, исключения есть, и мне встречались примеры прочной симбиотической связи с матерью, когда «ребенку» было уже под пятьдесят лет… Но сейчас мы говорим скорее об общих тенденциях в детской психосоматике.

 

При этом не стоит забывать, что любую детскую болезнь стоит рассматривать в совокупности обстоятельств: это не просто то, что чувствует мать и не выражает, но и одновременно то, как это ощущает малыш.

Пример:

Запланирована семейная поездка: супруги и дети должны лететь вместе на прекрасный остров и провести там две недели, наслаждаясь природой и друг другом. И вдруг почти накануне поездки младший ребенок (4 года) заболевает — у него поднимается температура почти до судорог. Также в наличии красное горло и кашель, а более никаких симптомов.

Что произойдет, если начать давать лекарства? 

— мощный симптом будет химически подавлен. На него организмом ребенка уже была потрачена немалая энергия, а теперь ее просто подавили извне. Наступает упадок сил, организм получает опыт воздействия извне вместо выработки и привлечения собственных ресурсов для выздоровления. Есть некоторая провокация заболеть еще или заболеть сильнее – ведь то, что хотелось выразить, осталось внутри,  либо осталось непонятым, непроясненным – а, значит, непринятым, непереработанным «начисто» опытом.

Что произойдет, если осознать симптом? 

– тайное (подавленное) станет явным (принятым), психическая энергия получит здоровый  выход, соматические симптомы ребенка уйдут за ненадобностью.

Итак, мама (например) анализирует происходящее, если есть время  — с психологом. Проявляется причина – до этой поездки мама и папа успешно прятались друг от друга за работой и детьми, не оставаясь наедине долгое время. А тут назрел давний конфликт между ними, но ничего не обговорено, все для отпуска, только бы не сорвался. А взаимных претензий предостаточно! Мама обижается, папа злится, у обоих это в горле застряло…

Так вот: горло у деточки и красное (раздраженное), температура повышенная (от злости), симптом вылез резко (ибо поездка уже «на носу») …

Что делает любящая и храбрая  мама (желающая все же отдохнуть)? Мама идет говорить с папой, без детей. Она говорит как может, искренне, о себе, от первого лица, выражая чувства. Все получается, они с папой (с мужем, то есть), обнимаются, в доме мир и спокойствие, на следующее утро ребенок здоров.  Поездка в данном, вольно пересказанном мною случае,  состоялась.

Что делать родителям, чей ребенок заболел?

Помимо признания вероятного выражения вашим ребенком семейного или материнского симптома, нужно понять, что именно выражает ребенок и понять, как вам проявить это скрытое самостоятельно, без помощи болезни.

Как понять, о чем симптом?

Есть несколько возможных способов:

1. Посмотреть, что болит. В зависимости, какой орган именно выражает болезнь, можно узнать, о чем таком подавленном идет речь.

Например, нога. Какие основные функции у ноги? – опора и движение вперед. То есть проблема будет в области утраты опоры или запрета движения вперед (обычно к своим желаниям). Соответственно, запрещают это себе либо мать, либо вся семья. Так бывает, когда семья живет по законам «надо», не ориентируясь на «хочу».

2. Посмотреть, что болезнь мешает делать, чему препятствует (вот в примере выше она мешала семейной поездке). Соответственно, чему больше всего мешает, там сидит какой-то страх. И можно покрутить, чего именно страшно…

Например, такой болезненный ребенок, такой болезненный… В сад не отдать, на няню не оставить,  из декрета не уйти… А в ходе консультации выясняется, что на работу идти страшно, да и вообще пока неохота. Ну и прекрасно, но почему же открыто не сказать – «мол, работать не хочу, хочу дома сидеть с деточкой»? – а потому, что для семьи вроде как решено, что пора бы и поработать. И муж иногда настойчиво спрашивает – когда жена выйдет на работу. И жена, вместо того, чтобы сказать, что она хочет дома посидеть, отвечает – ну вот, он же болеет все время, как его оставишь? И вроде невелика разница, но плата за смещение ответственности – здоровье ребенка.

3. Третий способ:  почувствовать себя ребенком, буквально «побыть в его шкуре» — это для продвинутых пользователей. Но при развитом навыке такого чувствования дает отличные результаты.

Например, ребенка всего обсыпало, выглядит, как аллергия на коже и чешется ужасно. Если дитя не съело кило мандаринов и исключены прочие очевидные вещи, то выглядит работа по прояснению как-то так: «…если я – это дочка Сашенька, то что я чувствую, когда у меня все чешется? Я чувствую раздражение сильное… даже злость. И бессилие, беспомощность какую-то…». И далее вопрос себе, любимой – «А где же, в какой ситуации я прямо сейчас чувствую себя злой и бессильной? Ох, да я же на мужа обиделась… И молчу…» (я предупреждала, что это для продвинутых граждан). И тут, если осознавание произошло, родитель работает над собой, а ребенок выздоравливает.

Труднее справиться с хроническими симптомами. Часто в таких случаях нужна комплексная работа психолога, родителя и врачей.

Вывод

Конечно, вряд ли можно добиться того, чтобы дети вообще никогда не болели. Однако свести болезни к минимуму, сделать их легче для всей семьи, помочь детям быстрее выздоравливать – вполне реально.

Важно научиться замечать в телесных симптомах проявления души, того, чему мы сами не дали иного, здорового выхода. Тогда и болезнь станет не поводом к переживаниям за ребенка, а сигналом, подсказывающим, как можно сделать свою жизнь в семье еще более гармоничной.

********************************************************************************Я завершила полное обучение у Жильбера Рено  около трех лет назад и  являюсь клиническим психологом со специализацией Recall Healing ( Исцеление воспоминанием)  ,  окончила полный курс  Биологики  у Роберто Барнаи и дополнила свое образование  обучением  в Школе Психосоматики PSY2.0, Все эти школы имеют одним из своих источников  ГНМ(Германскую Новую Медицину-GNM)Если Вы обращаетесь  ко мне   с проблемами здоровья, психосоматическими  проблемами  или повторяющимися ситуациями  в своей жизни , то практически всегда   я прошу Вас заранее заполнить и отправить мне клиентскую анкету, С ней вы можете ознакомиться здесь: моя анкета .  Само по себе заполнение анкеты бывает весьма терапевтично и полезно

 

как обстановка в семье влияет на иммунитет ребенка • Фаза Роста

Дети — наиболее чувствительные члены семьи. Они болезненно ощущают перемены настроения родителей, негативное к себе отношение.

Часто болеющие дети — признак “поломки” в семейной системе. Пониженный иммунитет, простуда, аллергия, болезни кожи или ЖКТ, бронхиты, заикание, нервные тики — символизируют о том, что нужно пересмотреть свое отношение с партнером и ребенком. Это не с ребенком что-то не так, а поломка в семейной системе. 

Причина №1: личные отношения родителей 

Родители редко верят, что причина заболеваний ребенка кроется внутри семьи.

Например, частые простуды — это ответ организма на ухудшение ответа иммунной системы. Такое происходит, когда ребенок живет в хроническом стрессе. Если дома мама и папа ссорятся, скрывают что-то друг от друга, проявляют (или не проявляют!) негативные эмоции — ребенок это чувствует.

Причины детских болезней: как обстановка в семье влияет на иммунитет ребенка

Обычно на семейных терапевтических сеансах обнаруживаются плохие отношения между родителями. При этом ребенок может не быть прямым свидетелем ссоры, — но он способен “считывать” невербальные сигналы. Например, мама ходит грустная и со слезами на глазах. Или отец слишком раздражен во время разговора.

Ребенок это улавливает, воспринимает и переваривает внутри себя, внутри своего психического восприятия семьи. Отсюда и болезни. 

Причины детских болезней: как обстановка в семье влияет на иммунитет ребенка

Причина №2: отношение родителей к ребенку

Вторая распространенная психосоматическая причина детских болезней — негативное отношение одного из родителей к ребенку. Хотя ни одна мама или отец откровенно в этом не признается, все делают то лучшее, на что способны.

Но все воспитывают малышей по-разному. Некоторые дети крайне чувствительны, особенно к упрекам, крикам, обесцениванию, требованиям, неоправданным ожиданиям взрослых. А ведь именно к таким методам воспитания прибегают многие родители.

Если нет похвалы, напоминаний: “мы тебя любим”, “что бы ни случилось, мы будем рядом”, а наоборот — есть только недовольство и упреки, что ребенок “какой-то не такой” — такой ребенок будет болеть. 

Малыши и подростки очень чувствительны к такому обращению, из-за этого находятся в стрессе, и реакция иммунитета на раждражитель падает. Даже не осознавая, что причина постоянных ОРВИ может быть в том, что ребенка бьют, унижают и не говорят слов любви.

Причины детских болезней: как обстановка в семье влияет на иммунитет ребенка

Резюме

Если ребенок заболел — это значит, что в семейной системе что-то идет не так, она нуждается в корректировке. Зачастую в изменениях нуждается поведение родителей. Психосоматика детских болезней — всегда следствие событий, происходящих в семье.  

Работа психотерапевта только с ребенком — неэффективна. Ведь если психолог поможет малышу, он вернется домой, где всё по-старому — лечение пойдет насмарку. Главное разобраться с причиной, а не со следствиями, поэтому работать нужно со всей семьей, а лучше с родителями отдельно.

В любом случае, если вы замечаете слишком частые, серьёзные и, казалось бы, беспричинные заболевания у ребенка — вспомните, когда это началось, и с каким поведением родителей может быть связанно. Лучше всего разобраться поможет семейный психолог.

Эксперт Фаза Роста, детский психолог Юлия Латуненко

Когда болезнь – семейный симптом

К настоящему времени выявлен ряд психологических факторов, приводящих к различным психосоматическим расстройствам. Одним из таких факторов является особый тип дисфункциональных семей – психосоматогенная семья.

Для психосоматогенной семьи характерны определённые особенности, ниже приведена часть из них:

  • Склонность избегать открытого обсуждения конфликтных ситуаций и проявлений несогласия;
  • Наличие скрытых супружеских конфликтов, в которых ребенок и нарушения его здоровья выполняют роль стабилизатора.

Психосоматогенные семьи

Психосоматогенным семьям в целом свойственно избегание свободного выражения чувств и отреагирования отрицательных эмоций. Вырастая в такой семье, ребенок усваивает паттерны подавления эмоций, что приводит к их соматизации и развитию психосоматических заболеваний.

Изначально следует отметить, что психосоматический симптом может быть не только вследствие какой-то определённой личной травмы человека, но и может проявляться внутри семейной системы как семейный симптом и зачастую носителем семейного симптома будет является ребёнок.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Особенностью дисфункциональных семей является то, в ней нарушена коммуникация между членами семьи. Это проявляется тем, что члены семьи не могут открыто говорить о своих чувствах, либо выражать несогласие с другими членом семьи. Тогда вместо открытой коммуникации появляется симптом, чтобы выразить «несогласие», либо изменить текущую ситуацию.

Склонность избегать открытого обсуждения конфликтных ситуаций и проявлений несогласия

Пример 1:

Если родители скандалят и просят ребенка принять ту или другую сторону (маму или папу), либо выступить судьей – кто прав, а кто виноват. Для ребенка это непосильная ответственность, потому что если он любит обоих родителей, то он не может в силу возраста принять решение как поступить в такой ситуации, и чтобы такой выбор не делать, он может заболеть.

Пример 2:

Еще один вариант — это когда ребёнок не может сказать прямо и открыто «нет» своим родителям. Когда родители перегружают ребенка занятиями, учебой и другими активностями, и ребенок либо их не выдерживает, либо активности не соответствуют его увлечениям. Такая ситуация, в которой у ребенка нет права выражать собственное мнение, может также спровоцировать психосоматический симптом у ребенка. 

Для работы с таким симптомом необходимо выявить:

  • кому из членов семьи «адресовано» послание;
  • что именно «зашифровано в послании», которое передает симптом?
  • что ребенку становиться можно делать, когда он заболевает?

В данном случае необходима работа с обоими родителями, во-первых,  чтобы они видели и осознавали его право быть ребенком, и находится в детском сообществе, а во-вторых свои личные ограничения и запреты, которые не позволяют ребенку в семье иметь свое мнение и высказывать его.

Пример 3:

Дети, которые выросли в дисфункциональных семьях переносят свои паттерны поведения в свою взрослую семью. И продолжают говорить «нет» не напрямую партнеру, а через симптом.

Клиентка, 38 лет, обратилась с запросом о постоянных «проблемах» в области гинекологии. Череда новых разных диагнозов заставила ее задуматься о психологической причине их возникновения. В ходе анализа мы с ней выяснили, что они с мужем планируют завести третьего ребенка, именно поэтому она так интенсивно лечится и находится на постоянном наблюдении у гинеколога. Однако на мой вопрос, действительно ли она хочет  третьего ребенка, клиентка засомневалась. Когда мы начали разбираться в ее чувствах, она сказала, что, если бы не муж, ей достаточно было бы иметь двоих детей. На самом деле она не хотела рожать третьего ребенка.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

Таким образом, получается, что один из партнёров хочет ребёнка, а другой только делает вид, что он хочет. Так случается, когда женщина истощена  телесно и психологически не готова к рождению ребёнка.

Выросшая в дисфункциональной семье она не привыкла говорить «нет» и привыкла скрывать свои истинные чувства. Мы вышли на страх клиентки сказать о своих чувствах мужу, так как она боится, что он ее осудит, либо воспримет это как «не любовь» к нему. И вот этот страх она не может вербально высказать и вместо неё этот страх высказывает её тело —   через симптом показывает, что оно в данный момент забеременеть «не может».

Работа строилась следующим образом:

  • мы прорабатывали её детские страхи о том, чтобы заявить вообще своих чувствах;
  • мы работали с внутренним разрешением себе: я имею право на свое мнение, я имею право на свое тело, я имею право решать сколько мне иметь детей;
  • проговаривали возможность, как можно мягко можно сказать о своем нежелание рожать третьего ребёнка и пояснить мужу, чтобы он не обиделся и не воспринял её отказ как «нелюбовь» к нему.

После этого Клиентка осознала, что она действительно имеет право хотеть или не хотеть третьего ребенка, и имеет право об этом говорить.

Наличие скрытых супружеских конфликтов, в которых симптом выполняет роль стабилизатора

Пример 1:

Если внутри семьи разлад и ребёнок увидел, что его болезнь каким-то образом помогает родителям помириться, тогда сам не осознавая этого, ребенок будет каждый раз заболевать, чтобы примирить родителей.

Клиентка, 35 лет страдает частыми ангинами. Когда мы начали выяснять, в каком возрасте она начала болеть ангинами, она вспомнила, что они начались примерно в 10 лет, этот возраст совпал с возрастом, когда родители в первый раз решили развестись, однако она в тот момент заболела тяжелейшей ангиной и родители не развелись. Вероятнее всего она неосознанно связала эти два события и с того момента стала болеть ангинами постоянно – ее родители «решали развестись» достаточно часто. Надо отметить, что клиента из семьи врачей, и эта болезнь «включала» обоих родителей в ее болезнь, и соответственно «выключала» из партнерских отношений в силу профессиональной направленности обоих родителей.

Затем, когда клиентке было уже около 19 лет, она стала значительно реже болеть ангинами, но ее ангины возобновились на второй год ее замужества, когда в ее  собственной семье начались конфликты с супругом. По привычке ее организм включил ранее «работающий» механизм объединения супругов, но в ее семье он уже не срабатывал.   

Подводя итоги:

Если рассматривать болезнь как семейный симптом, необходимо смотреть на то, нарушена ли коммуникация между членами семьи, если да, то в каких именно зонах – запрет на чувства, или запрет свое мнение, запрет на то, чтобы делать самостоятельный выбор;

Как тело клиента коммуницирует и что именно?

Кому адресована коммуникация? Что именно хочет сказать «носитель симптома»?

Почему Клиент не может это сказать, какие страхи блокируют такую возможность?

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Для того, чтобы проводить терапию симптома как «семейного симптома» не обязательно вовлекать всех членов семьи. В семейных системах действует закон, что «изменение одного члена системы приводит к изменению остальных членов системы». Опираясь на этот закон, мы может помочь Клиенту измениться и сделать его семейную систему более здоровой.опубликовано econet.ru.

Автор Елена Ахунзянова

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о