Перечень сюжетно ролевых игр в старшей группе: Материал (старшая группа) на тему: каталог сюжетно — ролевых игр – Картотека (старшая группа) на тему: картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе

Материал (старшая группа) по теме: КАТАЛОГ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Неделя

Название

сюжетно-ролевой игры

Цель

Игровой материал

Подготовка к игре

ДЕКАБРЬ

I

«Редакция газеты»

Закрепить ролевые действия работников редакции, показать, что их труд – коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закрепить знания детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни.

Предметы – заменители, набор букв, картинки.

Беседа о работниках редакции «Какое значение имеет газета в нашей жизни». Изготовление атрибутов к игре.

Чтение художественной литературы:

 на тему: «как появилась впервые бумага »

II

«Детский сад»

Закрепить знания детей о работе медсестры, врача и других работников детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развивать умение применять полученные знания, в коллективной творческой игре.

Куклы, игрушечная посудка, телефон, набор «Доктор», предметы – заменители.

Экскурсия в кабинет врача.

Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду».

Рисование на эту тему.

Наблюдение за работой воспитателя и музыкального работника.

Чтение художественной литературы:

Чтение рассказа Кардашовой А. «Наш доктор»

III

«Ателье»

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Воспитание уважение к труду швеи, модельера и закройщика.

Кукольная одежда, лекало, выкройки, отрезки тканей, журналы мод, предметы – заменители.

Беседа о работниках ателье

Рисование одежды, составление альбома «Ткани».

Изготовление атрибутов к игре: выкройки и бланки.

Чтение художественной литературы:

Чтение литературы на тему: «Ателье», рассматривание иллюстраций.

IV

«Зоопарк»

Расширить представление детей о труде взрослых, работающих в зоопарке. Об основных трудовых процессах по ухаживанию за животными, об образе жизни животных в естественных условиях и о содержании их в неволе.

Фигурки животных, строительный материал, машины, конструктор, ведерки, корм для животных.

Просмотр телепередачи «В мире животных».

Д/и «Зоологическое лото», «Земля и ее жители», «Кто где живет», «Животных жарких стран».

Беседы с детьми о посещении зоопарка, ветлечебниц.

Беседы об особенностях животного мира в других климатических зонах.

Чтение художественной литературы:

Маршак С.Я. «Детки в клетках», Чуковский К. «Айболит», Шевченко Л. «В зоопарке»

ЯНВАРЬ

I

Праздничные дни

II

III

«Магазин»

Совершенствовать умение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закреплять знания о функционировании магазина. Закреплять навыки культурного поведения в общественных местах.

Прилавки, кассы, игрушечные весы, предметы-заместители, кошельки, сумки, деньги.

Беседа о культуре поведения в общественных местах, в том числе и в магазине.

Экскурсия в магазин.

Изготовление атрибутов к игре, изготовление хлебо-булочных изделий, овощей из соленого теста.

Чтение художественных произведений на эту тему.

IV

«Встречаем гостей»

Стимулировать желание угощать гостей, Закреплять культурные навыки, сообщить детям некоторые знания по домоводству (сервировка стола, уборка комнаты).

Кукольная посуда, предметы-заместители, столы, скатерти, чайные приборы, чай, пироги.

Этические беседы «Ждем гостей», «Идем в гости»

Изготовление из соленого теста булочек, пирожков, пирогов,

Чтение художественной литературы:

Разучивание песенки «К нам гости пришли»

ФЕВРАЛЬ

I

«Поликлиника»

Формировать умения творчески развивать сюжет игры, самостоятельно распределять роли между собой. Воспитывать уважение к профессии врача

Игровой набор «Доктор» предметы-заменители, градусники, некоторые реальные предметы.

Посещение медицинского кабинета в детском саду.

Беседа о работе врача,

Изготовление атрибутов к игре: горчичники, бланки рецептов, градусники, карточки для больных.

Чтение художественной литературы:

Ю. Яковлева «Больной», И. Турчин «Человек заболел».

II

«Летчики»

Формировать умения творчески развивать сюжет игры. Закрепить знания о воздушном транспорте.

Строительный материал, игрушка-самолет, куклы,

 предметы–заменители, штурвал.

Беседа о работниках аэропорта. Рисование самолета. Аппликация «Мы пилоты».

Изготовление атрибутов к игре. Рассматривание иллюстраций о работе летчиков.

Чтение художественной литературы:

Винокуров И. «На аэропорте».

III

«Военные»

Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о военных. Расширение представлений о военной технике.

Игрушки: пистолеты, автоматы, погоны, санитарные сумки, рации, вата, бинт, телефон, бинокли.

Беседа о службе военных.

Рисование на тему: «Граница». Рассматривание альбома «Наша служба и опасна и трудна». Изготовление атрибутов.

Чтение художественной литературы:

Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое»,  Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо».

IV

«Салон красоты»

Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии парикмахера.

Бигуди, игрушечный набор «Парикмахерская», различные флаконы, расческа, предметы-заменители.

Изготовление альбома «Модели причесок».

Рассматривание иллюстраций по теме. Беседа о труде парикмахера. Изготовление атрибутов к игре.

Чтение художественной литературы:

Чтение произведений о работе парикмахера.

МАРТ

I

«Театр»

Закрепление представлений детей о театре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Развивать сюжет игры.

Ширма, билеты, деньги, кошельки, таблички «Театр», «Касса», настольный и кукольный театр.

Изготовление атрибутов к игре: билетов, денег, афиш.

Беседа о театре.

Просмотр диафильмов или слайдов о театре.

Кукольный спектакль.

Чтение художественной литературы:

Чтение стихотворений о театре.

II

«МЧС спешит на помощь»

Расширить знания детей о работе МЧС. Научить их быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях. Воспитать смелость, ответственность, желание прийти на помощь людям. Расширить словарный запас.  

Оборудование для работы пожарника. Медицинские инструменты. Игрушки собаки.

Беседа о работниках МЧС.

Рисование на тему «Осторожно огонь». Рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы:

Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое».

III

«Семья»

Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование нравственных чувств.

Куклы, игрушечная мебель, посудка.

Беседа с детьми о взаимоотношениях в семье.

Составление генеалогического дерева. Рисование на тему «Моя семья», «Мамин праздник».

Чтение художественной литературы

IV

«Путешествие по реке»

Развивать сюжет игры. Формирование представлений о видах речного транспорта, о значимости труда взрослых-работников речного порта.

Строительный материал, фуражки, руль.

Беседа о порте.

Рассматривание иллюстраций.

Сооружение из строительного материала причалов.

Рисование различных кораблей. Изготовление карты-схемы реки.

Чтение художественной литературы:

Лева Ф. «Мы плывем на самоходке»

АПРЕЛЬ

I

«Космическое путешествие»

Расширять тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе. Воспитывать смелость, выдержку. Расширять словарный запас.

Строительный материал, инструменты-заменители, игрушечные фотоаппараты.

Рассматривание иллюстраций о космосе, беседа «Покорение космоса», рисование «Космический корабль». Изготовление атрибутов, просмотр слайдов о космонавтах.

Чтение художественной литературы:

А. Андреев «Звездный», очерки о космонавтах.

II

«Поход в музей изобразительного искусства»

Учить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними. Развивать речь детей, обогащать словарь детей.

Касса, билеты, указка, картины русских художников,

Беседа о творчестве русских художников, рассматривание иллюст-раций о музеях, экскурсия в музей.

Рисование «Что мне понравилось в музее»

III

«Библиотека»

Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой. Воспитывать интерес и любовь к книгам, бережное отношение к ним.

Книги знакомые детям, картотека, наборы открыток, карандаши, формуляры.

Экскурсия в библиотеку.

Беседа о труде библиотекаря.

Рассматривание картины «Библио-текарь»

Изготовление формуляров, выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

Чтение художественной литературы

С. Жупанина «Я библиотекарь»

IV

«Строительство»

Продолжать знакомить с такими строительными профессиями, как кровельщик, сварщик и др. Воспитывать дружеские отношения в игре. Развивать речь детей, обогащать словарь детей.

Машины, строительный материал, каски, подъемный кран.

Экскурсия на стройку.

Беседа с детьми о труде строителей. Рисование «Строительство дома»

Чтение художественной литературы

Сказка «Теремок», С. Баруздин «Кто построил этот дом», А. Маркушин «Здесь будет город»

Материал (старшая группа) по теме: Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

Супермаркет

Цель: побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры.

Содержание: приход в супермаркет,

покупка необходимых товаров,

консультации менеджеров,

объявления о распродажах,

оплата покупок,

решение конфликтных ситуаций с директором супермаркета.

Строитель

Цель: отображать в игре знания об окружающей жизни, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры.

Содержание: выбор объекта строительства,

выбор строительного материала,

способ его доставки на строительную площадку,

строительство,

дизайн постройки,

сдача объекта.

Поликлиника (больница, скорая помощь).

Цель: отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

Содержание: приход в поликлинику, регистратура,

приём у врача,

 выписка лекарства,

вызов «скорой помощи»,

 госпитализация, размещение в палате,

назначение лечения,

 обследования,

посещения больных,

 выписка.

Телевидение

Цель: закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения, в жизни людей, закреплять ролевые действия, работников телевидения, показать, что их труд — коллективный, от качества одного зависит результат всего коллектива.

Содержание: Выбор программы,

 составление программы редакторами,

составление текстов для новостей, различных телевизионных программ

подготовка ведущих, зрителей

оформление студии,

работа осветителей и звукооператоров,

показ программы.  

Водители (гараж).

Цель: воспитание интереса и уважение к труду транспортников, пробуждение желания работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники, закреплять знания дорожных знаков, отражать взаимоотношения между играющими.

Содержание: диспетчер выдаёт путевые листы водителям,

водитель отправляется в рейс,

проверяет готовность машины,

заправляет машину,

при необходимости производить ремонтные работы,

оказывает необходимую помощь товарищу,

доставляет груз по назначению,

приводит машину в порядок,

возвращается в гараж.

Ателье.

Цель: воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения.

Содержание:   выбор и обсуждение модели с модельером, подбор материала, закройщики снимают мерки, делают выкройку,

приёмщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения заказа,

швея выполняет заказ, проводит примерку изделия,

заведующая ателье следит за выполнением заказа, решает конфликтные ситуации при их возникновении,

кассир получает деньги за выполненный заказ,

может действовать служба доставки.

ГИБДД.

Цель: воспитание уважения ку труду работников инспекции безопасности движения, их значения для жизни города, условиях труда и взаимоотношений инспектор — водитель, инспектор — пешеход. Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли.

Содержание: определение места работы инспекторов, работа с планами,

инспектор — водитель,

инспектор — пешеход,

оформление документов на машину,

отчёт инспекторов начальнику ГИБДД.  

Моряки (водолазы, подводная лодка)

Цель: отображать в игре знания детей об окружающей жизни, учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки, формировать навыки позитивного отношения детей и доброжелательного отношения в группе.

Содержание: постройка корабля, подводной лодки,

подготовка к плаванию, выбор маршрута,

плавание, выполнение ролевых действий,

ремонт судна,

работа водолазов,

подъём флага на корабле,

возвращение в порт.

Пираты.

Цель: отображать в игре впечатления от прочитанной литературы, просмотренных мультфильмов, фильмов. Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в  единый коллектив. Учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами — заместителями, понимать игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

Содержание: постройка корабля,

постройка пиратского корабля,

поиски сокровища,

встреча двух судов,

разрешение конфликта.

Модельное агентство.

Цель: отображать в игре явления общественной жизни, учить распределять роли и действовать в соответствии с ними, учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки.

Содержание: поступление в модельное агентство,

обучение: сценическая речь, сценодвижение и др.,

выбор моделей для показа,

работа с модельерами,

работа с фотографами,

составление «портфолио»

показ мод.

Школа.

Цель: расширять сферу социальной активности ребёнка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей (учитель — ученик — директор школы).

Содержание: поступление в школу,

подготовка к школе, приобретение необходимых школьных принадлежностей,

1 сентября, торжественная линейка,

урок,

перемена,

уход домой.

Цирк.

Цель: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах. Закреплять знания о цирке и его работниках, учить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, воспитывать дружеское отношение друг к другу.

Содержание: изготовление билетов, программок циркового представления, подготовка костюмов,

покупка билетов, приход в цирк,

покупка атрибутов,

подготовка артистов к представлению,

составление программы,

цирковое представление с антрактом,

фотографирование.

Театр.

Цель: закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости. Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре, учить детей действовать в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми.

Содержание: выбор театра,

изготовление афиши, билетов,

приход в театр зрителей,

подготовка к спектаклю артистов,

подготовка сцены к представлению работниками театра,

спектакль с антрактом.

Исследователь.

Цель: закреплять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелёгком труде, специфических условиях труда. Учить моделировать игровой диалог.

Содержание: выбор объекта исследований,

создание лаборатории,

проведение опытной работы,

фотографирование,

съёмки промежуточных результатов,

занесение результатов исследований в журнал.

Почта.

Цель:углублённое ознакомление с трудом работников связи, формирование уважительного отношения к работникам почты, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, практическое применение знаний о количестве и счёте, развитие умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о выполняемых действиях.

Содержание: Оформление почтового отделения с различными отделами,

работа отдела доставки,

работа отдела связи,

работа отдела почтовых переводов и посылок, бандеролей, телеграф.

 Редакция газеты, журнала.

Цель: закреплять знания детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни, закреплять ролевые действия работников редакции, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива.

Содержание: редакционная коллегия,

изготовление макета газеты, журнала,

распределение заданий и их выполнение, фотографирование, написание статей, использование рисунков, придумывание заголовков,

составление газеты (журнала).

Корпорация «Билайн».

Цель: отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику, формирование навыков речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты, учить оценивать качество выполнения задания, формировать навыки сотрудничества.

Содержание: работа операторов связи,

работа менеджеров по продажам телефонов и других средств связи,

ремонтная мастерская,

оплата услуг,

справочная служба.

Зоопарк.

Цель: расширять представления детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных профессиях: директор зоопарка, рабочие, врачи, проводник, работник кухни, экскурсовод и др., об основных трудовых процессах по обслуживанию животных.

Содержание: приобретение билетов в зоопарк,

изучение плана зоопарка, выбор маршрута,

площадка молодняка, работа проводников с молодняком,

экскурсия по зоопарку,

наблюдение за кормлением животных, уборки вольеров,

площадка отдыха.

 Служба спасения.

Цель: расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, её необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение разделяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.

Содержание: вызов по тревоге,

осмотр места происшествия,

ориентировка на местности,

распределение районов для спасательных работ между разными группами,

использование техники специального назначения,

спасение пострадавших,

оказание первой медицинской помощи,

доставка необходимых предметов в район происшествия,

возвращение на базу.

Библиотека.

Цель: отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте. Согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры.

Содержание: оформление формуляров читателей,

приём заявок библиотекарем,

работа с картотекой (использование компьютера),

выдача книг,

поиск необходимых книг в архиве,

читальный зал.

Кафе (пиццерия, Макдональдс).

Цель: побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формировать навыки доброжелательного отношения детей.

Содержание: выбор столика,

знакомство с меню,

приём заказа,

приготовление заказа,

приём пищи,

работа с менеджером при возникновении необходимости (жалоба, благодарность),

оплата заказа,

уборка столика, мойка посуды.

Агентство недвижимости.

Цель: расширять сферу социальной активности детей и его представления об окружающем, закреплять знания о работе агентств по продаже недвижимости, предоставлять ребёнку возможность занимать различные позиции взрослых (директор агентства — менеджер по продажам — работник рекламной службы — покупатель).

Содержание: знакомство с рекламными проспектами,

выбор недвижимости,

знакомство с особенностями планировки, оформления, местонахождения недвижимости,

оформление сделки,

оплата покупки,

оформление документов.

Исследователи космоса.

Цель: закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы — заместители.

Содержание: выбор объекта исследования (планета, звезда, грунт с другой планеты и т.д.),

создание лаборатории,

работа в обсерватории,

проведение опытной работы,

изучение фотографий, видеосъемки из космоса,

использование космических научных станций,

учёный совет,

подведение итогов исследований.

Банк.

Цель: отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета, выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества.

Содержание: посещение банка,

выбор необходимых услуг,

работа кассы,

пункта обмена валюты,

оформление документов,

приём коммунальных платежей,

работа с пластиковыми картами,

консультации с директором банка.

Химчистка.

Цель: отражать в игре знания о сфере обслуживания, закреплять знания детей о служащих химчистки. Формировать совместную деятельность, направленную на качество исполнения ролей. Использовать при необходимости предметы — заместители.

Содержание: приём заказа,

оформление заказа,

оплата заказа,

чистка одежды,

использование лаборатории для поиска новых средств,

выполнение заказа,

доставка заказа.

Экологи.

Цель: расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, её необходимости для сохранения природы, социальной значимости. создавать условия и поощрять социальное творчество, умение разделяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, формировать навыки речевого этикета.

Содержание: выбор объекта, работа с картами, планами местности,

изучение экологических паспортов,

изучение экологической обстановки (пробы воды, воздуха, почвы и т.д.)

предъявление штрафных санкций,

работы по исправлению экологической ситуации,

фотографирование, съёмка нарушений.

Олимпиада (соревнование).

Цель: отобразить события общественной жизни, интересующие детей, объединить детей вокруг одной цели, способствовать преодолению эгоцентризма, формированию совместной деятельности, направлять внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.

Содержание: зажжение олимпийского огня,

представление и шествие команд,

приветствие спортсменов руководителем страны или министром спорта,

открытие Олимпиады и концерт,

спортивные выступления,

закрытие Олимпиады.

  Первобытные люди.

Цель: отобразить в игре события прошлого. Выполнять различные роли в соответствии с развитием сюжета, использовать различные строительные, бросовые материалы для изготовления необходимой атрибутики, формировать умение планировать действия всех играющих.

Содержание: строительство шалашей, пещер, обустройство их,

изготовление орудий труда, посуды, оружия, украшений и т.д.

охота, приготовление пищи,

воспитание детей и обучение их письму, счёту,

рисование наскальной живописи, написание пиктограмм,

праздники древних людей.

Музей.

Цель: отображать в иге события общественной жизни, нормы общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу.

Содержание: подготовка к посещению музея,

рассматривание путеводителей,

выбор музея,

оформление экспозиции,

экскурсия,

реставрационная мастерская.

Дизайнерская студия.

Цель: закреплять знания детей об окружающей жизни, продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии, учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли, формировать навык речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные моменты, учить оценивать качество выполнения задания (своей работы и партнёров по игре), учить выражать своё мнение публично.

Содержание: выбор объекта,

приём заказа,

конкурс макетов,

подбор материалов, измерение площади работ,

согласование с заказчиком,

оформление интерьера,

сдача заказа,

дополнения декоративными деталями,

решение, при возникновении конфликтных или спорных ситуаций,

оплата заказа.

Картотека (старшая группа) на тему: Картотека сюжетно-ролевых игр

Картотека сюжетно-ролевых игр

Собираемся на прогулку

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

Магазин

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Игрушки у врача

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Аптека

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».

Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

День рождения Степашки.

Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.

Строим дом.

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Зоопарк

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.

Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала, билеты, деньги, касса.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Детский сад

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Парикмахерская

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем

Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

В библиотеке

Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».

Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.

Космонавты

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

Семья

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

В кафе

Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.

Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригасить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

Кругосветное путешествие

Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».

Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.

На дорогах города

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

Правила движения

Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».

Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД – милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

Мы – спортсмены

Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.

Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

На станции технического обслуживания автомобилей

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин. Оборудование: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.) .

Пограничники

Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».

Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

Школа

Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду учителя, расширить словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.

Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Космическое приключение

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».

Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

Мы – военные разведчики

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

Методическая разработка (старшая группа) на тему: Картотека сюжетно- ролевых игр для детей старшей группы доу

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

В данном пособии были использованы различные темы для сюжетно-ролевых игр, с постепенным усложнением сюжетной линии на весь учебный год. Надеюсь, что данное пособие будет интересным для педагогов….

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего возраста по ознакомлению с родным городом

старшего возраста по ознакомлению с родным городом…

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

   Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Также зде…

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе…

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Рубинштейн С. Л. говорил, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаим…

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

материад для воспитателей…

КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР Для детей старшей группы

Карточка №1. «Дом, семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановк…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *