Обучение чтению по Доману — запись пользователя Kata (kuzma) в сообществе Детская библиотека в категории Это надо знать
Набрела в сети на обучение чтению по Доману. Описание методики идет ниже, единственное Но - составителями предполагается, что после ознакомления с текстом, вы пойдете покупать у них карточки. Мною этого не предполагается, поэтому все, что касалось непосредственно продажной части я вырезала. А методика осталась.
Почему нужно учить ребенка читать в таком раннем возрасте
Мы привычно считаем, что знаем о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям, к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?
В своих наблюдениях ученые, занимающиеся исследованием человеческого мозга, пришли к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Давно идут споры: формирует ли человека наследственность или то образование и воспитание, которое он получает. Но до сегодняшнего дня ни одна более или менее убедительная теория не положила конец этим спорам.
Наконец, исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.
Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым, а когда он начинает развиваться сам постепенно научиться уважать его волю, его «Я». Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.
Самый эффективный способ помочь ребенку добиться высоких целей в жизни — научить его читать до трех лет. Именно обучение раннему чтению дает ребенку огромный интеллектуальный потенциал, который в дальнейшем не только подготовит его к школе, но и к жизни в целом.
Основные правила работы с карточками
1. Начинайте с самого раннего возраста. Чем меньше ребенок, тем легче его всему учить.
2. Искренне радуйтесь и хвалите малыша за каждое достижение. И взрослые, и дети любят слышать похвалы. Радуйтесь каждому успеху своего ребенка, тогда он будет счастлив снова доставить Вам радость.
3. Демонстрируете карточки не более 1-2 секунд. Карточки со словами нужно показывать настолько быстро, насколько можно охватить всю длину слова. Примерно по времени короткое слово — 1 секунду, длинное 2 секунды. Это общие рекомендации, а вообще — смотрите за тем, как ребенок пробегает карточку глазами, тогда вы сами выработаете нужный темп. Но не держите карточку слишком долго, иначе ребенок потеряет к занятиям интерес.
4. Не показывайте одно и то же слово больше 3-х раз за день.
5. Как можно чаще вводите новый материал. Ребенок способен впитывать в себя новое, как губка, в особенности в первые годы жизни, поэтому не бойтесь чаще вводить новый материал. Ваш ребенок готов усвоить гораздо больше, чем вы себе представляете. Если ребенок хочет смотреть большее количество карточек – идите у него на поводу, пусть он устанавливает правила, тогда ему самому будет интереснее по ним играть.
6. Успевайте остановиться прежде, чем Ваш ребенок сам этого захочет. Не в коем случае нельзя заставлять ребенка заниматься с карточками, если он устал, капризничает или просто хочет поиграть. Материал не будет усвоен, а ребенок будет воспринимать «в штыки» дальнейшие демонстрации карточек. Как только Вы понимаете, что малыш начал отвлекаться, теребить свою одежду, разглядывать стены и прочее — остановитесь и отложите занятие.
закончилось? Одна лягушка сдалась и утонула, а та, которая усердно гребла лапками, все-таки добилась своего — взбила молоко в масло и
оказалась на свободе. Так и вы должны усердно и терпеливо день за днем
заниматься с вашим ребенком, если вы действительно хотите достигнуть положительного результата!
8. Готовьтесь к занятиям заранее. Карточки со словами нужно разложить в нужном порядке (не забывая каждый раз менять их последовательность) и подписать с другой стороны, чтобы вы сами не отвлекались во время занятий на ненужные вещи. Помните — важен темп занятия.
9. Не награждайте ребенка после занятий сладостями и не обещайте сладости за уроки. Если хотите дать ребенку конфету, то лучше сделать это через некоторое время после занятия, чтобы у него не возникала ассоциация: учеба — сладости.
10. Помните: Вам и ребенку должно быть весело вместе. Начинайте занятия в хорошем настроении, и когда ребенок бодр и весел.
Старайтесь превратить учебу в игру. Чем старше Ваш малыш, тем сложнее удержать его на месте.
С чего начать
Естественно, нужно идти от простого к сложному. Начинайте со слов. Из знакомых слов составляете словосочетания или берите готовые карточки со словосочетаниями. Далее, составляйте простые предложения или берите уже готовые карточки с предложениями. Затем, распространенные предложения. Проще всего понимать основы построения предложений, используя известные стишки, потешки и сказки. Заключительный этап — книжки.
- Слова
- Словосочетания
- Простые предложения
- Сложные предложения
- Книга
Особенности обучения чтению детей разного возраста
3-6 месяцев
Этот период самый благодарный для обучения ребенка чтению. Все что ребенок познает сейчас для него очень интересно и оседает в памяти надолго. В этом возрасте ребенку еще безразлично, что изучать, поэтому, на этом этапе нужно показывать слова быстро и часто обновлять новые слова.
7 месяцев — год
В это время ребенок только научился ползать, ходить и сидеть, очень сложно удержать его внимание на карточках. Поэтому
постарайтесь, чтобы занятия были короткими и проводите их чаше.
1-1,5 года
В это время занятия должны быть максимально короткими. Ребенок научился бегать и начинает общаться с другими детьми, одним словом, превращается в «вихрь». В этот период старайтесь показать хотя бы 5 слов за занятие. И не забывайте остановиться раньше, чем ваш ребенок устанет и сам потеряет интерес к занятию.
1,5-2,5 года
В этот период также сложно продвигаться вперед. Нужно выбирать любимые, интересные слова и начинать изучение постепенно. Не нажимая на ребенка. В этот период ребенок уже может демонстрировать свой характер, поэтому, чем быстрее вы перейдете к этапу словосочетаний и предложений — тем лучше.
2,5—4 года
Несмотря на то, что ребенку захочется сразу перейти к словосочетаниям и предложениям, нужно соблюсти все этапы обучения — от простого к сложному. Ребенку можно давать достаточно сложные слова.
4-6 лет
Ребенку в этом возрасте достаточно сложно воспринимать информацию так же, как и малышу. Ему уже что-то нравится, а что-то нет. Программа обучения детей этого возраста должно быть тщательно проработана. Выбирайте только те слова, которые нравятся ребенку, которые ему хочется читать.
Его нужно быстро знакомить с парными словами, фразами, книгами, чтобы лучше закрепить знание отдельных слов. Не проверяйте успехи ребенка и не разрешайте проверять это другим, так как дети в этом возрасте очень ранимы. Неудачи будут огорчать их. Чем больше они будут чувствовать контроль, тем меньше они проявят желания учиться.
Этапы обучения
Первые семь дней — период привыкания, в течение которого вы постепенно увеличиваете количество наборов карточек, стимулируя интерес ребенка и вырабатывая удобный режим занятий (время суток, скорость показа и т.д.).
1-ый день
Нужно начать в то время суток, когда у ребенка хорошее настроение, и он полон сил. Скорее всего, это будет момент после пробуждения (ранее утро или после полуденного сна). В это время ребенок еще не вошел в пик своей активности и его проще всего привлечь к карточкам.
Используйте комнату, где нет посторонних шумов, игрушек и других отвлекающих объектов.
В первый день вы занимаетесь с 5-ю карточками (выберите самые любимые и знакомые слова ребенка, желательно в первый набор включить его имя). Постарайтесь, чтобы слова первого комплекта не были очень длинными. Улыбаясь, начинайте показывать карточки со скоростью 1-2 секунды, на расстоянии около полуметра. Пусть ребенок посмотрит на карточку, только потом вы четко произносите название слова. Затем, показывайте 4 других карточки. Важно начать именно со зрительного изучения карточки ребенком, чтобы он привык, в дальнейшем вы так и будете демонстрировать карточки. Когда ребенок уже будет различать слова, это даст ему возможность самому подумать, какое слово вы ему показываете. Представьте его радость, когда он поймет, что правильно прочитал слово. Это равносильно открытию! С другой стороны, неправильно прочитав про себя слово, ребенок не будет чувствовать себя неловко, а просто решит, что недостаточно внимательно посмотрел на карточку.
После показа всех пяти слов порадуйтесь его успеху: прижмите к себе, поцелуйте, скажите ему ласковые и ободряющие слова.
В течение первого дня повторите все это еще 3 раза, с перерывом не менее получаса. На втором и третьем занятии не забудьте перемешать карточки, чтобы получить случайную очередность показа. Не забудьте! Старайтесь не покатывать одно за одним слова, начинающиеся с одной и той же буквы.
Всего 5 слов! За день вы потратите на занятия 3 раза по 5-10 секунд, что составит 15-30 секунд!
2-й день
Повторите вчерашнее занятие и добавьте новый комплект из пяти слов. Всего 10 слов.
3-й день
Первых 2 комплекта и новый комплект из пяти слов. Каждый комплект показываем по 3 раза в день. Всего 15 слов.
4-й день и 5-й день
Повторяем 3 комплекта по 3 слова. Всего 15 слов.
6-й день
Добавляем 4-й комплект из пяти слов. В 1-3 комплектах можно заменить по одному слову. Всего 20 слов.
7-й день
Добавляем 5-Й комплект из пяти слов. В первых 4-х комплектах меняем по одному слову. Всего 25 слов.
8-й день и далее
Из каждого комплекта убираем по 1 слову, заменяя его новым.
Итак, обобщим:
Начиная с 8-го дня
5 наборов слов
Одно занятие
1 набор из 5-ти слов, показанный 1 раз
Частота показа
Каждый набор по 3 раза в день (5 наборов* 3 раза = 15 слов)
Продолжительность показа одного слова
1 -2 секунды
Продолжительность 1-го занятия
5-10 секунд
Введение новых слов
5 слов ежедневно, по одному в каждый набор
Убранные слова
5 слов ежедневно, по одному из каждого набора
Количество демонстраций каждого слова
3 раза в день в течение 5 дней,
итого — 15 раз
Подготовка слов в наборах карточек
1. На оборотной стороне карточки карандашом подпишите большими буквами разборчиво название слова с правой стороны. С левой стороны ставить даты показа слова и количество показов, чтобы знать, когда убирать слова из комплекта.
2. Подберите слова по темам. Например:
1 -й набор — одежда
2-й набор — предметы ребенка
3-й набор — действия и т.д.
Подбор слов можно также осуществлять по месту. Например:
1-ый набор — одеваемся (подбираем слова, характеризующие одежду и действия)
2-й набор — купаемся (подбираем карточки со словами, характеризующими действия, предметы и обстановку в ванной) и т.д.
Характеристика комплектов
1-я часть
В данную группу входят наиболее употребляемые по статистике слова.
На наш взгляд, группа «части тела» должна включаться в первые уроки. Поскольку ребенок ничего не знает о своем теле, и эту группу слов проще всего «показать» на ребенке, себе или игрушках. Обращаем ваше внимание, что слова этой группы специально написаны не в уменьшительно-ласкательном варианте, а в сокращенном, с использованием
только корня, таким образом, мы пытались максимально сократить длину слов, чтобы вашему ребенку было проще на первых этапах охватить все слово целиком. Если вы начали заниматься с ребенком в самом раннем возрасте (3-6 месяцев) рекомендуем показывать, в первую очередь, слова, описывающие части головы, так как ребенок больше смотрит на ваше лицо и голову, соответственно, к этой части тела проще привлечь внимание ребенка. А потом, когда ребенок уже втянется в занятия, увеличить зрительный обзор демонстрации предметов. Если же вашему ребенку уже 1-3 года, он умеет сидеть, ползать, ходить, то можете самостоятельно выбирать, как построить список показываемых слов
- часть тела
- предметы ребенка
- одежда ребенка
- действия
- объекты в доме
- в лесу (парке)
- на улице вне дома)
- животные
- цвета
2-я часть
Слова данной части напечатаны красными буквами меньшего формата. Это более сложная группа.
Слова антонимы лучше показывать парами, перемешивая карточки в одном наборе, старайтесь, чтобы они всегда находились рядом. Эти слова проще всего «показать» ребенку жестами и мимикой, так чтобы ребенок почувствовал их противоположность.
Группа Люди помогает разобраться ребенку в окружающих, в их возрасте и половой принадлежности.
В данной части присутствуют уменьшительно-ласкательные слова. Они помогают освоить ребенку построение слов с помощью суффикса. Эти слова более длинные, нежели слова из первой части, их сложнее охватывать целиком, поэтому мы намеренно даем их позже. Можете играть словами первой и второй группы. Например, показывать малышу поочередно и говорить: у мамы — «нога», а у малыша — «ножка» и т.д., вовлеките ребенка в игру, пусть сам поищет пару слова из корня и слова с добавлением суффикса.
- антонимы
- люди
- уменьшительно-ласкательные
- продукты
3-я часть
Эта часть слов составлена из черных букв. Она подготавливает ребенка к следующему этапу — составлению словосочетаний и
предложений.
Местоимения достаточно сложная часть речи в любом языке. Местоимение может использоваться вместо имени и «гуляет» от человека к человеку. Чем больше вы будете составлять предложений и словосочетаний с местоимениями, тем легче ребенок освоит эту тему. Чтобы лучше понять употребление слов мы также составили карточки местоимений в паре предлогами. Это позволит освоить ребёнку правила: местоимения с предлогами пишутся отдельно.
Также особую группу составляют имена, лучше всего выбирать имена самого ребенка и родителей, друзей ребенка, тогда их написание будет лучше запоминаться, кроме того это даст ребенку возможность освоить написание заглавных букв. Если нужных имен нет в нашем наборе, изготовьте их сами с помощью маркеров той же высоты и ширины, что и другие имена. Постарайтесь, чтобы ваши карточки практически не отличались от остальных, чтобы ребенок не выделял их из общего числа по манере написания.
- местоимения
- глаголы в повелительном наклонении
- местоимения с предлогом
- наречия
- имена
4-я часть
Слова также составлены из букв черного цвета.
Похвалы можно прочитать ребенку несколько раз. А потом, просто показывать или награждать ими после уроков, например, за то, что ребенок придумал новую игру со словами, и т.д.
В этой части имеются уже готовые словосочетания и простые предложения. Также вы можете использовать слова из первых частей для самостоятельного составления словосочетаний и предложений. Словосочетания и простые предложения написаны по два слова на карточке. После того, как вы прочитаете словосочетания и предложения по 15 раз, можете разрезать эти карточки так, чтобы на каждой карточке
осталось только одно слово, и составлять из полученных слов новые словосочетания и простые предложения.
Превратите эти занятия в игру, составляйте с ребенком самые смешные или самые несуразные словосочетания и предложения. В этой части имеются словосочетания для игры в действия. Показываете несколько раз, проговаривая по уже описанным правилам карточки, a спустя несколько занятий просто показываете карточки, и пусть малыш выполняет действия. Пример: покажите карточку «спрятали глазки», затем «показали ручки». Таким образом, вы позанимаетесь с ребенком, поиграете и заставите его подвигаться.
Игра мама-сынок, найди пару, кто как разговаривает, тоже интересна. Ребенок может сам выбирать пары «мама-сынок». Показывать голосом, какие звуки издает каждое животное и находить нужную карточку
с этими звуками. Очень полезны карточки, составляющие стихи. Стихи легко учатся и интересны всем детям.
- Все эти карточки можно использовать для составления новых предложений, идей и игр.
- похвалы
- словосочетания
- простые предложения
- поиграем — действия
- игра звуки — предметы
- игра — мама — сынок (найди пару, кто как разговаривая-)
- стихи
Когда переходить от слов к словосочетаниям и простым предложениям?
Родители должны сами решить, готов ли их ребенок к переходу от слов к словосочетаниям. Это зависит от возраста и заинтересованности ребенка. Если вы начали учить ребенка читать с 3-х месяцев, тогда словосочетаниям можно переходить после 5-7 месяцев. Так ребенку проще будет улавливать смысл сразу нескольких слов. К этому возрасту
уже сможете играть с ребенком с помощью карточек. Если Вы начали учиться читать позже 1,5 лет, и многие слова ребенку на слух уже известны, то к словосочетаниям можно перейти уже тогда, когда из прочитанных карточек можно сделать 10 словосочетаний. В этом случае в первых группах карточек можно давать и существительные, и прилагательные, и глаголы. Это очень важный этап, поскольку ребенок начинает понимать, что из знакомых слов можно составлять новые идеи.
Чем отличаются словосочетания от простых предложений? В словосочетаниях одно слово главное, другое зависимое. Пример: маленький мальчик (мальчик — главное слово, маленький – зависимое). В простых предложениях оба слова главные (дерево растет). Простые предложения ребенок усваивает очень легко, как фразы, сообщения. Чтобы научить ребенка различать словосочетания и простые предложения, можете развести их по времени показа. Так ребенок будет самостоятельно осмыслять законы структуры русского языка
Как заменять слова на словосочетания и простые предложения?
Как мы уже знаем, слова показываются 5-ю наборами, по 5 слов. Когда перейдете к словосочетаниям, сформируйте 2 набора из 5 словосочетаний. Замените 2 набора со словами на 2 набора со словосочетаниями.
Далее, заменяйте 1 набор словосочетаний на 1 набор простых предложений. В результате у вас получится следующая картина:
За весь день
5 наборов
Частота показа
Каждый набор по 3 раза в день (5 наборов * 3 раза = 15 показов)
Продолжительность показа одного набора
1-3 секунды (немного увеличится, так как показ словосочетания и простого предложения может быть чуть больше, но старайтесь сильно не затягивать время)
Состав наборов
3 набора с пятью словами
1 набор с пятью словосочетаниями,
1 набор с простыми предложениями
Продолжительность 1 занятия
5-15 секунд
Введение нового материала
3 слова ежедневно, по одному в каждый набор со словами, 1 простое предложение, 1 словосочетание
Убранный старый материал
3 слова ежедневно, по одному из каждого набора со словами, 1 простое предложение, 1 словосочетание
Книги
Теперь ребенок может читать настоящие книги, но не те, которые читают взрослые, чтобы не испортить зрение ребенка, нужно самим изготавливать книги.
Буквы в данной книге должны быть высотой 2.5 см, если вашему ребенку нет еще двух лет и не менее 1 см, если вашему ребенку уже больше 2-х лет. Если ребенку уже больше 3-х лет, то вы смежите найти книги 1-0,8 см в продаже.
На одном листе книги вы можете писать простые или сложные предложения, на другом листе рисовать или приклеивать картинку, изображающую данное действие. Желательно, чтобы слов в книге было около 100. А на одной странице должно располагаться только одно предложение. Слова в книге должны быть знакомыми по написанию. Сначала должен идти текст, потом картинка! Чтобы ребенок действительно читал слова. А не пытался угадать написанное, глядя на картинку.
Можно сделать книжку из известной сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок» и т.д.
Как читать?
Посадите ребенка на колени и читайте ему книгу выразительно, не торопясь. Не просите ребенка читать вслух, если он этого не хочет. Читайте книгу 2-3 раза в день. Прочитанную книгу поставьте на полку к ребенку, пусть ребенок читает ее сам, например, своим игрушкам или друзьям. Детям очень нравится быть первыми, и они с радостью продемонстрируют своим знакомым, что уже умеют читать.
Пополняйте библиотеку ребенка постоянно, не останавливайтесь на достигнутом результате!
Как научить читать ребенка по методике Домана
Чтение — одно из самых сложных навыков у людей. И как научить читать ребенка — порой очень сложный вопрос. Мы все хотим, что бы дети любили читать, а не просто от того, что надо это уметь в школе и в жизни. Любовь к книгам надо прививать с рождения, и желательно на своем примере.
Сейчас очень много разных методик по обучению чтению, они объясняют как научить читать ребенка, и в них очень легко запутаться, а выбрать нужную и результативную еще сложнее. Важно еще не отступать от методики, а следовать ее урокам и довести дело до конца. Самое важное в обучении, что бы оно было в игровой форме и приносило удовольствие и малышу и вам.
Поэтому, я рассматриваю методику Домана, как самую интересную, развивающую, легкую, результативную.
Сейчас я вам расскажу о самом Глене Домане, о карточках Домана, и об его методике: как научить читать ребенка.
Будучи ученым-нейрофизиологом, Глен Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект.
Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.
Родители готовят подборку карточек Домана с изображением растений, животных, великих людей и многого другого. С первых дней жизни детям показывают серии карточек по разным отраслям знаний, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и заканчивая изображением растений, животных, великих людей и исторических событий и многого другого. Показывая картинки, взрослый произносит сначала название, а потом показывает картинку. В будущем добавляются все новые и новые факты об этом изображении.
Например:
1. написанное слово «апельсин» и показывают изображение апельсина
2. Теперь факты: Апельсин – это плод апельсинового дерева
3. Апельсин относится к семейству рутовые, подсемейству Цитрусовые
4. Родина Апельсина — Китай
5. Апельсин — это гибрид, полученный в древности, смешением мандарина с помелом.
6. Сейчас растет по всему побережью Средиземного моря, атак же в Центральной Америке.
Некоторые современные психологи, считают систему обучения детей Глена Домана неприемлемой, используя лишь её самые яркие проявления. Карточки Домана — это прекрасная возможность познакомить ребенка с окружающим миром, увеличить его словарный запас. Постарайтесь подстроиться под ритм, характер и темперамент вашего ребенка — если ему необходимо длительная задержка, остановитесь, рассмотрите карточки, или наоборот показывайте их быстро. Главное в любых занятиях — это удовольствие и желание ребенка.
Предлагаю вашему вниманию карточки Домана для обучения ребенка чтению. По его методике представлены стихи и сказки уже готовые к просмотру ребенком. Их нужно скачать на свой компьютер и запустить. ВСЕ КАРТОЧКИ или ПРЕЗЕНТАЦИИ ОЗВУЧЕНЫ. Каждые 2 дня добавляются новые презентации, заходите и качайте. Перейти к презентациям….
Можно скачать книги:
comments powered by HyperCommentsОбучение чтению по методу Домана
Американский врач-физиотерапевт Глен Доман, постоянно работая с детьми на практике, разработал особую методику раннего развития детей.
Суть методики заключается во врожденной способности маленького ребенка в период бурного развития (от 6-ти месяцев) поглощать и осваивать информацию посредством зрительного восприятия. Этот метод с успехом применяется для обучения детей и школьного возраста, и стал одной из самых распространенных методик развития в мире.
Что касается непосредственно обучения чтению, то методику Домана еще называют «глобальным чтением», так как она основывается на чтении целых слов и предложений, опуская изучение алфавита и букваря.
Догма такой методики заключается в том, что обучение начинается с конкретного и понятного, постепенно производя переход к неизвестному и новому, заканчиваясь абстрактным и сложным. Таким образом, считается, что для двухлетнего малыша нет ничего абстрактнее буквы «А», суть и значение которой остается неизвестно и непонятно ребенку долгое время. При этом он умудряется выучить ее (и еще 32 буквы), только потому, что мама/учитель/воспитатель старше, и они сказали, что это «А».
Читать буквы очень тяжело, их нельзя соизмерить (потрогать, покушать). Буквы, составляющие слово «мама» остаются абстрактными, а вот сама мама вполне конкретна. Ребенку проще выучить и запомнить написание слова «мама», чем одной из этих букв. Так же, как мы учимся говорить раньше, чем учим звуки.
Процесс обучения чтению по Доману делится на некоторые основные этапы:
1 – отдельные слова;
2 – словосочетания;
3 – простые предложения;
4 – распространенные предложения;
5 – книги.
Для достижения положительных результатов в процессе обучения нужно соблюдать некоторые правила.
Во-первых, ребенка нельзя заставлять учиться (в таком случае результата не будет). Для того чтобы ребенку нравился процесс обучения, нельзя давать ему скучать. Дети развиваются слишком быстро, и медленное учение им надоедает.
Каждое из слов показывается и называется ребенку один раз в течение 1-2 секунды, а само занятие должно проходить не более 3-х минут. Перерыв между занятиями должен составлять более получаса.
Особенно сильно скучать начинают дети, прошедшие третий этап и начинающие читать распространенные предложения, т.к. процесс обучения слегка однообразен и длится уже который день. Тут важно маме проявить смекалку и не позволить ребенку скучать этот период (выбирать подходящее время для занятий, настроение малыша и прочее).
Когда ребенок переходит к книгам, его интерес иногда возвращается. Для этого можно подготовиться и выбрать книги максимально интересные малышу, например, ему непременно понравится иллюстрированная книга про ребенка, сказки по возрасту, правдивые истории о сверстниках.
Первый этап начинается с изучения всего 15 слов, затем словарный запас увеличивается, а слова усложняются. Для изучения слов используются таблички размером 10х50 см, в центре которых красным цветом крупным шрифтом написано слово, по бокам имеются поля 1,5 см. Первые слова должны быть простыми и максимально знакомыми ребенку. На 4-5 день слова начинают замещаться, новые добавляются, а старые убираются.
Затем каждое занятие (пять слов) формируется в блоки, каждый блок показывается ребенку не меньше трех раз в день. Когда количество слов увеличивается, неплохо формировать блоки по темам: части тела, предметы обихода, еда, действие и прочее.
Каждый день ребенок читает по 25 слов, разбитых на 5 блоков (по 5 слов), из них каждые пять слов новые.
Затем можно объединять блоки со словами одной тематики, но избегайте моментов, когда два слова подряд начинаются с одной буквы или похожи по написанию (река, рука; мяч, мак) и прочее.
Второй этап начинается, когда у ребенка уже сформирован значительный словарный запас. Технология второго этапа не отличается от первого ничем, кроме того, что на табличках уже написано два (знакомых) слова, объединенные в словосочетание.
Затем можно формировать словосочетание с одним знакомым и одним новым словом. Аналогично проходят остальные этапы обучения до чтения книг.
К недостаткам методики можно отнести тот факт, что процесс обучения трудоемкий для мамы и часто скучный для ребенка.
На изготовление карточек уходит время (хотя можно применять слайд-шоу), а занятия проводятся ежедневно, график и режим малыша приходится менять и подстраиваться.
Кроме того процесс не предполагает взаимосвязи мамы и ребенка, а протекает как механическое загружение информации.
(Посетители 322 за все время, 1 просмотры сегодня)
Алгоритм обучения чтению по методике Глена Домана. | BuBaBi
Наиболее важное правило при обучении ребёнка чтению по системе Домана заключается в том, чтобы оба участника (родитель и ребёнок) спокойно и радостно воспринимали процесс обучения чтению в качестве забавной, желанной игры. Родителю ни в коем случае не стоит забывать о том, что обучение — это не работа, а весьма увлекательная игра жизни.
Все материалы, используемые на пути обучения вашего ребенка чтению, очень просты. Они основаны на многолетней экспериментальной работе большой группы учёных и исследователей. Методика обучения чтению по Доману разработана на основании того факта, что чтение — это ни что иное, как функция мозга. Авторы методики адекватно оценивают возможности и ограниченность маленького детского визуального аппарата и выстраивают этапы обучения так, чтобы встретить нужным образом все вытекающие из этого сложности.
Помните, что знание — это наиболее ценный подарок, который вы можете дать своему ребёнку. Поэтому давайте ему знание великодушно, без претензий на скорейшую его отдачу.
Последовательность действий при обучении чтению по Г. Доману удивительно проста.
Независимо от того, с какого возраста вы начали учить своё дитя читать по методике Глена Домана, вам предстоит пройти пять основных этапов:
- Отдельные слова.
- Словосочетания.
- Простые предложения.
- Распространённые предложения.
- Книги.
Рассмотрим подробно каждый из указанных этапов.
Этап первый (отдельные слова).
Первый этап обучения начинается с использования всего лишь 15-ти слов. И только после того, как ваш малыш будет хорошо знать эти слова, можно будет говорить о возможности развития словарного запаса по Доману в дальнейшем. Благоприятным стартом для процесса обучения может быть хорошее настроение вашего чада. Ориентируйтесь на то время суток, когда малыш полон энергии и восприимчив. Помещение для проведения занятий должно быть тихим и уютным, без отвлекающих зрительное внимание ярких предметов или картин.
Начните занятие с показа вашему малышу карточки со словом «МАМА» и отчётливо произнесите фразу: «Это означает «мама»». Демонстрируйте карточку на расстоянии не менее 35 см от лица, не давая в руки. Время просмотра карточки ребёнком не должно превышать 1-2 секунд, старайтесь избегать каких-либо дополнительных комментариев к написанному и не просите повторять малыша вслед за вами. В том же темпе проделайте аналогичную процедуру с карточкой «ПАПА» и ещё тремя словами из этой группы. В конце занятия обязательно похвалите своего ребёнка, и не забывайте делать это после каждого сеанса.
В течение первого дня обучения повторите показ карточек Домана ещё 3 раза, причём, промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса. На этом первый день закончен, и вы сделали первый шаг в процессе обучения своего ребёнка чтению. Таким образом, количество времени, затраченное на обучение, не должно превысить и трёх минут.
В течение второго дня нужно будет повторить основное занятие 3 раза, а также 3 раза продемонстрировать комплект карточек Домана из нового набора, добавленного вами. В общей сложности, второй день будет состоять из шести занятий.
На третий день стоит добавить третий набор из 5-ти новых слов. В этот день вы будете оперировать при обучении своего ребёнка чтению тремя наборами по 5 слов в каждом. При этом каждый набор слов должен, как и прежде, демонстрироваться по 3 раза. Итого, общее количество занятий возрастет до 9, растянутых на весь день, но каждое из них займет не больше нескольких минут.
Выбрать те заветные 15 первых слов, которые выучит ваш ребёнок, совсем не сложно. Они должны быть самыми знакомыми и приятными для малыша. Слова могут включать имена членов семьи и родственников, клички домашних животных, названия его любимых продуктов, видов деятельности, предметов домашнего обихода и многое другое. В каждой семье этот список разный и будет ограничиваться только вашей фантазией.
Скука – это самое главный сигнал об опасности во время обучающего процесса. Дети обучаются с молниеносной быстротой, но если вы будете показывать ему наборы карточек более трёх раз в день, то ему это наскучит. Демонстрация каждой карточки больше одной-двух секунд может также привести к потере интереса ребёнка к обучению.
Итак, по истечении трёх дней ребёнок с вашей помощью совершил две чрезвычайно важные вещи:
- развил свой зрительный аппарат и, что еще более важно, научил свой мозг отличать один письменный знак от другого;
- справился с самой важной абстракцией, с которой когда-либо имел дело в своей жизни — сумел прочитать слова.
Когда у вас за спиной остались 15 выученных ребёнком слов, можете приступать к следующей группе слов, обозначающих, например, части тела. Этот набор может состоять из двадцати пяти слов, разделённых на пять наборов.
Метод добавления новых слов и изъятия старых по методике Домана очень прост. Для этого удаляйте по одному слову из каждого, уже изученного в течение 5 дней, набора, и заменяйте это слово новым. Поступайте так с каждым набором слов.
Очень упростит работу подписывание карточек Домана с обратной стороны. Ставьте карандашом дату демонстрации того или иного слова, и тогда вы будете точно знать, когда его следует удалить, заменив новым. Постепенно добавляйте к списку группу, состоящую из глаголов, например, обозначающих действие и др.
Таким образом, вы будете учить по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно ваш ребенок будет знакомиться с 5-ю новыми словами, по 1 в каждом наборе, а 5 старых слов будут вами удаляться.
Если вы действуете верно, то в среднем ваш ребенок будет выучивать по 5 слов в день. Но он может выучить по 10 слов в день по методу Глена Домана, а если вы достаточно умны и заинтересованы в этом, то таких слов может быть еще больше.
Также ваш малыш быстро и легко выучит любое слово, которым заинтересуется, если вы напишите его печатными буквами на белом фоне, что тут же пополнит его словарный запас.
Этап второй (словосочетания).
Второй этап в освоении чтения по методу Глена Домана очень важен и является промежуточным звеном между чтением отдельных слов и целых предложений.
Итак, вам следует проанализировать словарный запас своего ребёнка и подумать о том, какие комбинации можно составить из выученных им слов. Причём некоторые из них придется видоизменить, чтобы получились осмысленные сочетания.
Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных цветов. Дети учатся различать и называть цвета быстро и легко, получая большое удовольствие при узнавании. Убедившись, что ребенок усвоил основные цвета, вы можете предложить его вниманию простые словосочетания: «чёрные волосы» или «жёлтый банан».
Через какое-то время вы почувствуете необходимость двигаться дальше. Тогда начните знакомить своего ребёнка с антонимами: «чистый/грязный», «правый/левый».
И снова, в зависимости от возраста и опыта вашего ребенка, вы можете дополнить показ слов по карточкам Глена Домана яркими иллюстрациями на их обратной стороне. «Большой» и «маленький» — это очень простые понятия даже для самого юного малыша он способен мгновенно постичь их, как только они будут представлены ему в простой логической форме. Они очень тесно связаны с его повседневной жизнью: «большая ложка», «маленькая ложка» и др.
Этап третий (простые предложения).
На третьем этапе вам предстоит на основе словосочетаний составить простые предложения, ведь при количестве слов в словарном запасе малыша от 50 до 75 единиц, количество возможных комбинаций довольно велико.
Для этого необходимо составить набор из 5-ти предложений, и, как и ранее, трижды в день на протяжении 3-5 дней демонстрировать его ребёнку. Затем начните работу по обновлению набора: удаляйте по 2 старых предложения и вставляйте вместо них 2 новых. Ваш ребёнок будет усваивать их очень быстро, так что переходите к новым предложениям с максимально возможной скоростью.
На этой стадии вам придётся уменьшить размер шрифта, чтобы разместить на стандартной карточке Домана 2-3 слова, что ещё на шаг приблизит вашу мечту о способности вашего малыша к прочтению книг.
Через некоторое время, попробуйте изготовить простейшую книгу предложений по методике Г. Домана, где каждому из ваших пяти предложений будет соответствовать одна картинка, причём, страницы с текстом будут предшествовать страницам с иллюстрациями. Эта книга может быть легко заполнена фотографиями самого ребенка, когда он выполняет то или иное действие. Такие книги будут очень важными шагами на пути развития вашего ребенка.
Этап четвёртый (распространённые предложения).
После простых предложений подошло время к изучению предложений распространенных. К этому этапу ваш ребёнок уже способен совершить второй по значимости шаг, после того, как впервые научился различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понимать полноценные предложения, выражающие законченную мысль.
Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают (предмет или понятие) — это первый и основной шаг на пути обучения чтению. Узнавание слов, которые используются в предложении и могут обозначать более сложные понятия, — это второй важнейший шаг в том же направлении.
В этом разделе мы пользуемся теми же принципами, что и на третьем этапе, постепенно увеличивая количество слов в предложении. Например, предложение типа «Кот спит» следует дополнить до состояния «Кот крепко спит».
На этом этапе появится необходимость в изготовлении карточек Домана с предлогами и наречиями, однако не стоит углубляться в их изучение.
Вы наверняка заметили то, что, играя с ребёнком в составление предложений и отдавая инициативу в его руки, малышу нравятся смешные предложения типа «Мама скачет на ёлке» и т.п. Пусть это вас не смущает, ведь чем веселее проходят занятия, тем больше усвоит ваш ребёнок.
На этой стадии вы продолжаете предоставлять ребенку новый учебный материал, читая ему вслух предложения или книги. В зависимости от возраста, языковых способностей или личных особенностей, он и сам может, если пожелает, произносить те или иные слова вслух или читать вслух целые предложения. Если он делает это потому, что ему так хочется, то это прекрасно. Однако вам самим не стоит просить его об этом.
Переходя к всё более длинным предложениям, вам, без сомнения, станут малы размеры карточек Домана, поэтому вам предстоит заняться следующим:
- уменьшить размер шрифта;
- увеличить количество слов;
- изменить цвет букв с красного на черный.
Очень важно соблюдать следующее правило: никогда нельзя уменьшать размер шрифта и, одновременно с этим увеличивать количество слов. И то, и другое надо делать постепенно. Помните о том, что предложения не могут быть написаны слишком большими буквами или слишком отчетливо, стоит опасаться только слишком маленьких букв и слишком неразборчивого написания.
На данной стадии всё готово для перехода к последнему и самому волнующему этапу — книге. Мы уже готовились к этому шагу, создавая книги из словосочетаний, простых и распространенных предложений. Но все это было лишь подготовкой к самому главному.
Этап пятый (книги).
Сейчас ваш малыш умеет обращаться со словами и предложениями, написанными большими печатными буквами. Теперь ему предстоит научиться работать с мелким печатным текстом, содержащим огромное количество слов на каждой странице.
Чем меньше возраст ребёнка, тем более вызывающим будет этот шаг. Помните, что к этому моменту вы сумели достаточно развить и укрепить его зрительный аппарат. Если к тому времени, когда вы перешли к чтению книг, отпечатанных шрифтом в 1 см, вашему ребёнку уже исполнилось три года, у вас, по всей видимости, не возникнет особых проблем. Если же вы приступили к чтению книг, когда ребёнку еще нет и 2 лет, то с уверенностью можно предположить, что вам придется сделать самим или приобрести для него книги со шрифтом от 2,5 до 5 см. Если это сработает — прекрасно, поскольку такое чтение по Доману будет способствовать скорейшему развитию и созреванию его мозга.
Большое значение на данном этапе имеет правильный выбор книги, по которой вы и будете учить дитя читать. Чтобы не ошибиться в выборе книги, как источника ценной для ребёнка информации, приведём несколько правил:
- Её словарный запас должен составлять от 50 до 100 слов.
- Она должна содержать слова и предложения уже знакомые ребенку
- В ней должно быть не более 1-го предложения на страницу.
- Высота печатного шрифта должна составлять не менее 1 см.
- Текст должен предшествовать иллюстрациям и идти отдельно от них.
Содержание книги является чрезвычайно важным аспектом. Если при выборе книга покажется вам интересной, то почти наверняка она понравится и вашему малышу. В случае если вы сочтёте понравившуюся вам книгу немного трудной, не спешите отказываться от неё. Лучше слегка помочь ребёнку в процессе её чтения, чем купить слишком примитивную книгу, которая может ему наскучить.
Есть несколько рекомендаций родителям, имеющим желание научить читать книги по методу Г. Домана своего малыша:
- Делайте сами или приобретайте книги, которые будут интересны вашему ребенку.
- Прежде чем приступать к чтению, выучите его всем новым словам, которые в ней встречаются.
- Текст должен быть крупным и разборчивым.
- Убедитесь в том, что вашему ребенку придется сперва прочесть текст, а уж потом перевернуть страницу, чтобы взглянуть на иллюстрации, которые следуют за текстом.
После того, как все эти условия соблюдены, можете приступать к чтению. Сядьте вместе с ребенком и начните читать ему книгу. Если он захочет прочитать некоторые слова самостоятельно — прекрасно. Впрочем, это во многом зависит от его возраста и личных особенностей. Чем моложе ребёнок, тем меньше он хочет читать вслух. В таком случае читаете вы, а он слушает.
Ваш ребёнок начнёт собирать свою библиотеку. Прочитанную книгу ставьте к нему на полку — пусть он потом читает её самостоятельно столько раз в день, сколько захочет.
Какое это великое открытие – умение читать! Лишь немногие вещи в последующей его жизни сравнимы с ним. Он теперь всегда может иметь мудрого взрослого, разговаривающего только с ним о новых интересных вещах в любое время, когда ему только хочется, стоит лишь выбрать новую книгу.
Учение — это награда, а не наказание. Учение — это удовольствие, а не необходимость, это привилегия, а не обязанность. Родителям необходимо всё время помнить об этом и не предпринимать ничего, что могло бы разрушить такое естественное отношение ребёнка к обучению.
обучение чтению детей с особыми потребностями
1. Метод Гленна Домана основывается на изучении слов с помощью карточек: дети гораздо легче осваивают чтение, если обучать их воспринимать слово целиком, а не учить читать по слогам. В методе Домана не используется чтение вслух, которое может стать серьезной, зачастую непреодолимой трудностью для особых малышей. Многие из этих детей имеют проблемы с речью, и если требовать от них произносить прочитанное вслух, то процесс обучения чтению станет еще более затруднительным и даже пугающим. Когда ребенок просто впитывает слова, которые родитель показывает ему на карточках, озвучивая их, малыш чувствует себя комфортно и лучше откликается на обучение.
2. Метод Домана — это короткие, но частые занятия: большинство наших детей не может похвастаться усидчивостью, многие из них гиперактивны, легко отвлекаются. Метод Домана предполагает короткую продолжительность занятий (менее 10 секунд), проводимых достаточно часто в течение дня, благодаря чему ребенок сможет успешно освоить чтение. В среднем, слова следует показывать 15 раз в день. Такая высокая частота помогает детям научится читать, а короткая продолжительность позволяет им наслаждаться занятиями.
3. Главное в методе Домана — обучение с радостью: программа чтения по методу Гленна разрабатывается индивидуально для каждого ребенка. Слова для изучения выбираются с учетом интересов и предпочтений малыша – это могут быть имена членов семьи, любимая еда, занятия, животные и места. Разве может не нравиться учеба, если в ее основе — все самое важное для ученика? Также метод Домана подразумевает отсутствие тестирования, которое, как правило, ненавистно детям. Персональная программа, исключающая стресс-факторы (такие как чтение вслух или проверки знаний), даст ребенку возможность заниматься с удовольствием и усердием!
4. Гленн Доман подчеркивал важность крупного шрифта: когда слова написаны крупным, жирным шрифтом, детям легче их воспринимать! У особых малышей часто бывают проблемы со зрением. Большие четкие буквы на карточках помогают избежать трудностей восприятия и облегчают обучение!
5. Текст и картинки отделены друг от друга: Гленн Доман указывал на то, что многие авторы детских книг, не желая ничего плохого, размещают картинки и текст на одной странице. В школьных учебниках тоже текст и картинки часто расположены на одном листе. Проблема здесь в том, что изображение «уводит» внимание ребенка от текста. Разделение текста и иллюстраций является ключевым моментом, помогающим малышам фокусироваться именно на слове и научиться читать его.
Методическая разработка на тему: обучение чтению по методу Домана (методика глобального чтения)
Методическая разработка
«Обучение чтению детей с легкой степенью умственной отсталости по методу Домана
(методика глобального чтения)
Учитель Переводчикова О.А.
Педагогика не стоит на месте, и помимо традиционных появились и инновационные методики обучения детей чтению. В моем классе обучаются дети с легкой степенью умственной отсталости. Все ученики, кроме одного мальчика, научились читать, а он никак не понимал: как из букв получаются слова, и я перед собой поставила цель – научить мальчика читать с помощью метода Гелена Домана (методика глобального чтения).
Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения.
Обучение делилось на этапы:
I.Чтение отдельных слов
Сначала я использовала 10 слов. Карточки предъявляла мальчику одну за другой очень быстро.
Сначала для показа ребенку взяла карточку со словом «МАМА» и отчётливо произносила фразу: «Это означает «МАМА». В том же темпе проделала процедуру с карточкой «ПАПА» и ещё тремя короткими словами (из 3-4 букв) из этой же группы.
За 1-й день обучения повторила мальчику показ карточек Домана ещё 3 раза (промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса). Общее количество времени, затраченное на обучение, не должно превышать трёх минут.
В течение 2-го дня мы повторили основное задание 3 раза, и также 3 раза я продемонстрировала комплект карточек Домана из нового набора. В общей сложности, 2-й день состоял из шести занятий.
На 3-й день я добавила 3-й набор из 5-ти новых слов. В этот раз использовала 3 набора по 5 слов в каждом. При этом каждый набор слов продемонстрировала по 3 раза. Общее количество занятий возросло до 9, растянутых на весь день, но каждое из них заняло не больше 5 минут.
Первые 15 слов должны быть самыми близкими и приятными для ребенка. Слова могут включать в себя имена членов семьи и родственников, клички домашних животных, названия любимых продуктов. Результатом этого этапа является то, что ребенок должен научиться читать слова.
Выучив 15 слов, мы приступили к следующей группе, обозначающей части тела. Этот набор может состоять из 25 слов, разделённых на 5 наборов
Каждый раз нужно добавлять новые слова и убирать старые. Для этого я удаляла по одному слову из каждого набора, уже освоенного в течение 5 дней и заменяла это слово новым. Необходимо поступать так с каждым набором слов.
Потом точно так же стали изучать глаголы.
Так мы учили по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно мальчик знакомился с 5 новыми словами, по 1 в каждом наборе, а 5 старых слов я удаляла.
В среднем ребенок должен запомнить 5 слов в день, при максимуме в 10 слов.
II. Словосочетания
2-й этап в освоении чтения по методу Глена Домана является промежуточным звеном между чтением отдельных слов и целых предложений.
Сначала проанализировала словарный запас ребёнка и подумала о том, какие комбинации можно составить из выученных слов.
Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных цветов. Мальчик научился различать и называть основные цвета быстро и легко, и я предложила ему простые словосочетания: «чёрные волосы», «жёлтый банан».
Через какое-то время познакомила его с антонимами: «чистый-грязный», «правый-левый».
Потом дополнила показ слов яркими иллюстрациями, которые находятся на обратной стороне слов. «Большой» и «маленький» — это очень простые понятия для ребенка с умственной отсталостью, т.к они тесно связаны с повседневной жизнью: «большая ложка», «маленькая ложка».
III.Простые предложения (из 2-х слов)
На 3-м этапе нам предстояло составить простые предложения на основе словосочетаний. К этому моменту ребенок должен уже знать около 75 слов.
Для этого нужно составить набор из 5 предложений, и трижды в день на протяжении 3-5 дней демонстрировать его ребёнку. Затем удалять по 2 старых предложения и заменять их 2 новых. Мальчик усвоил их быстро, и мы перешли к новым предложениям.
IV.Распространённые предложения (из 3-х и более слов)
К 4-му этапу ребёнок уже сможет сделать второй по значимости шаг после того, как впервые научится различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понять распространенные предложения.
На этом этапе изготовила карточки с предлогами и наречиями ( их не должно быть очень много) и продолжала показывать мальчику новый учебный материал, читая вслух отдельные предложения, тексты из книги. Ребенок сам стал произносить разные слова вслух и читать вслух целые предложения.
Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают — это первый и основной шаг на пути обучения глобальному чтению.
В этом разделе Глен Доман пользуется теми же принципами, что и на третьем этапе, постепенно увеличивая количество слов в предложении. Например, предложение «кот спит» можно дополнить: «кот крепко спит».
V.Книги
На 5 -м этапе нам предстояло научиться работать с мелким печатным текстом, содержащим большое количество слов на каждой странице.
Большое значение на этом этапе имеет правильный выбор книги, по которой вы будете учить ребенка читать, т.к. в глобальном чтении смысл имеет
первичное значение, т.е нужно понять, о чем написано в книге. Она должна
- содержать от 50 до 100 слов;
- состоять из слов и предложений, уже знакомых ребенку;
- в ней должно быть не больше 1 предложения на страницу;
- высота печатного шрифта — не менее 1 см;
- текст должен предшествовать иллюстрациям и располагаться отдельно от них.
Также с ребенком можно будет создать свою книжку, например, по сказкам: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». Затем по сказкам «Три медведя», «Маша и медведь», Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка». Потом тематические книжки на любые темы, например: «Времена года», «Транспорт», «Одежда». Большую радость принесет ребенку создание «личной книжки» «Моя семья».
Преимуществом глобального чтения является одновременное восприятие слова (словосочетания, предложения) зрительно и на слух.
Методика была разработана врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности. Она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определённую систему знаний.
Обучение чтению по методу Домана для умственно отсталого ребенка оказалось самым простым.
В наши дни методику глобального чтения используют не только среди «особых» детей, но и у детей с нормой, чтобы устранить трудности при чтении.