Объемная лепка из пластилина для детей
Недавно, заглянув в магазин канцтоваров, мы открыли для себя еще одно увлекательное занятие – объемную лепку. Наборы для объемной лепки привлекли внимание своим ярким видом и интересной композицией. При этом на коробке красовалось «5+» и стало просто интересно – неужели объемная лепка – это настолько просто, что справится и пятилетний ребенок?
Оказывается, чтобы создавать такие красивее объемные картины, вовсе не надо быть гением. Нужна просто схема и подготовленный шаблон, что и было в коробке. Ну и сам пластилин, конечно.
Что же такое объемная лепка?
Суть объемной лепки заключается в том, что пластилином облепливаются готовые картонные заготовки – части общей картины. Потом эти части соединяются и получается фигурка. Мы приобрели объемную лепку «Лошадка» и «Тигр» и, несмотря на то, что на коробке эти картины мне показались весьма сложными в исполнении, дети справились очень легко и на удивление быстро.
Предлагаем и вам попробовать слепить такие красивые поделки из пластилина. А чтобы все получилось, чуть позже выложим каждую из этих поделок со схемами и инструкциями по выполнению работы.
Что дают занятия объемной лепкой?
Объемная лепка, как и любая работа с пластилином:
- помогает развитию мелкой моторики рук,
- развивает воображение,
- дарит море положительных эмоций,
- учит четко работать по инструкции.
Но самое главное, пожалуй, — это море удовольствия и очень красивый результат. Теперь эти яркие пластилиновые поделки украшают нашу детскую комнату.
Помимо готовых шаблонов можно придумывать и свои варианты поделок, лепить разных животных, деревья, пеньки, полянки и многое другое. Так, например, можно сделать красивый пенек, если просто облепить коричневым цветом колпачок от бутылки и сделать ему корни. А чтобы больше было похоже на настоящий пень – нарисовать на нем кольца и полосы.
Занимайтесь и творите вместе со своими детьми. Ведь объемная лепка дает целый простор для фантазии!
Занятие кружка «Очумелые ручки» по объёмной лепке из пластилина на тему «Колобок на пеньке».
Открытое занятие кружка «Очумелые ручки».Провела: учитель технологии Коротаева Л.Н.
Объёмная лепка из пластилина.
Тема занятия: Сюжетная композиция «Колобок на пеньке».
Вид учебного труда: работа с разными материалами.
Объект труда: сюжетная композиция из сказки «Колобок».
Цели: ознакомить с видами и свойствами пластилина; развивать мелкую моторику рук;
воспитывать аккуратность.
Оборудование: для учителя: образец изделия, инструкционно-технологическая карта; для учащихся: пластилин, стеки, тряпочка, пластиковая дощечка для лепки, плотный картон.
Ход занятия:
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
— Ребята, сегодня мы наше занятие проведем в сказке.
— А знаете ли вы сказки? Сейчас мы с вами узнаем. Я покажу вам картинки, а вы скажете к какой сказке они относятся.
Ответы:
1. Репка
2. Теремок
3. Волк и семеро козлят.
— Отгадайте загадки и скажите, из каких сказок эти герои.
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка.)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький, крючком.
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка.)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит.)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон.)
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш… (Малыш.)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя.)
У отца был мальчик странный,
Необычный — деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратина).
Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола».
(Золушка.)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился… (Колобок).
Ребята, к нам из сказки «Колобок» прикатился Колобок.
Я Колобок, Колобок!
У меня румяный бок.
По амбару я метен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Прикатился на урок.
Какой я славный, Колобок!
Ш. Подготовка к практической работе
-У нас с вами есть заготовка «пенёк». Теперь мы должны испечь с вами из пластилина колобка и посадить на пенёк. А чтобы ему там понравилось, нужно украсить наш пенёк, оживить его. Будем сказочниками и махнув волшебной палочкой, а также поработав руками, создадим сказочный пенёк с цветами, грибами и листьями для колобка, чтобы он не убежал от вас, а ему понравилось бы на вашем пеньке.
— Какие виды пластилина вы знаете?
— Обычно для лепки мы будем использовать наборы цветного детского пластилина. Пластилин — искуссвенная, очень пластичная масса. Различают пластилин скульптурный и детский. Так же как и лепную глину, при создании оригиналов скульптур, проектировании и подготовки образцов лепных архитектурных украшений, моделей керамических изделий, муляжей и игрушек скульпторы, художники, макетчики и лепщики применяют скульптурный пластилин. Этот пластилин имеет обычно серый или зеленовато-серый цвет. Для нашей работы пригоден только самый мягкий скульптурный пластилин № 1, но помните, что он серого цвета. Лучше всего пользоваться детским пластилином.
Детский пластилин выпускаегся и наборах, в которых насчитывается 6—12, реже 16—18 брусков разного цвета. Наличие разноцветного пластилина дает нам возможность передавать в процессе лепки не только форму, но и цвет предмета.
Непосредственно перед работой пластилин как следует разминают, что повышает его пластичность. Для этого брусок пластилина мнут в руках, сгибают и разгибают его в разных направлениях много раз.
При хранении пластилин предохраняют от высыхания (коробки надо держать закрытыми, а отдельные куски пластилина заворачивать в клеенку).
Прочность изделий из детского пластилина невелика. Поэтому хранить изготовленные изделия нам будет трудно! Существуют основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание.
— Как надо работать с пластилином?
Основные правила работы с пластилином
1. Перед тем как лепить, смочите руки водой или протрите мокрой тряпочкой, это касается всего процесса лепки, особенно если вы меняете цвет.
2. Смачивайте инструменты и формочки перед работой после каждого цвета, вытирайте их тряпочкой.
3. Дощечку протирайте влажной тряпкой или соскабливайте ножом.
4. После работы вытрите все инструменты и доску влажной тряпочкой, а потом сухой. Сложите все в коробку, протрите руки сухой тряпочкой и вымойте их с мылом.
5. Для работы хорошо иметь фартук или халат. Подготовка рабочего места
Прежде чем начать лепить, надо выбрать рабочее место к организовать его. Для этого застелите стол клеенкой. Вам понадобится дощечка из дерева или оргстекла, а лучше всего, если она будет не одна. Также нужна миска с водой, которая должна быть достаточно широкой и невысокой, чтобы в нее было удобно макать руки, формочки и тряпочку. Потребуется полотенце или салфетка, которые можно положить на колени и все время вытирать руки. Инструменты поставьте в небьющийся стаканчик. Так как рабочее место надо каждый день убирать, то лучше иметь коробку или полочку, куда
вы будете складывать инструменты.
IV. Подготовка к восприятию
Пластилин был изобретен в 1887 году английским учителем по изобразительному искусству Уильямом Харбутом. Первый пластилин был серого цвета и изготавливался вручную. Пластилин (итал.-plastilina, греч.- plastos) — искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Он изготавливается из очищенного и измельченного порошка глины с добавлением воска, сала, «красителей» и других веществ, препятствующих
высыханию.
2. Повторение базовых форм лепки. Давайте вспомним базовые формы лепки.
Пластилин выпускается различных цветов. Он легко смешивается и соединяется. Прилепляется одна деталь к другой. Повторим основные базовые формы, которые можно слепить из пластилина.
1) Шар (кусочек пластилина катать по кругу между ладонями до получения шара).
2) Яйца (скатать шар и слегка покатать между ладонями вперед-назад, надавливая на один край ладоней сильнее).
3) Капля (скатать шар, защипнуть шарик в одном месте пальцами и слегка вытянуть. Сгладить поверхность руками).
4) Колбаска или жгутик (прокатать кусочек пластилина между ладонями; если нажимать сильнее и растягивать, получится жгутик.)
5) Лепешка (скатать шарик и расплющить скалкой).
— А какая форма понадобится нам для лепки колобка?
V. Физкультминутка.
Поднимает руки класс —
Это «раз». (Потягивание на счет учителя.)
Повернулась голова —
Это «два». (Движение головой.)
Руки вниз, вперед смотри —
Это «три». (Приседания.)
Руки в стороны пошире
Развернули на «четыре». (Повороты туловища,)
С силой их к плечам прижать —
Это «пять». (Движение руками.)
Всем ребятам тихо сесть —
Это «шесть». (Ходьба на месте.)
Руки на пояс поставьте вначале.
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки.
Если сумели — все в полном порядке.
VI. Проведение практической работы
— Для урока нам сегодня понадобится пластилин, тряпочка, пластиковая дощечка для лепки, стеки или пластмассовые палочки с концами разной формы. О пластилине я расскажу попозже. Тряпочка нам нужна для того, чтобы вытирать руки.
— Кто знает, что такое стек?
— Стек — инструмент, которым при лепке пользуется скульптор для обработки поверхности скульптуры.
Колобок
Маленький озорной Колобок — самое простое, наверное, что можно слепить. Для его изготовления не потребуется больших усилий и сложных приспособлений, зато сколько будет
веселья и радости!
Вам понадобится: желтый пластилин, немного белого и оранжевого, доска для лепки, стек с заостренным концом.
Выполнение работы. Для начала прикиньте, какого размера будет ваш Колобок. Возьмите желтый пластилин, хорошо разомните, чтобы он стал мягким и пластичным.
Скатайте пластилин между ладонями так, чтобы получился правильный шар, ровный и гладкий.
Скатайте 2 маленькие белые лепешки круглой формы и прилепите их к желтой заготовке на место глаз. Отщипните от куска черного пластилина 2 зрачка и налепите на глаза.
Слепите небольшой желтый шар и прилепите к личику на место носа. Слегка прижмите.
Делаем улыбку. Сначала нарисуйте острым стеком линию улыбки на мордашке. Достаточно крепко надавливая, проведите стеком по начерченной линии 2 раза. Вы увидите, что получается улыбающийся рот. Надавите стеком на нижнюю линию улыбки изнутри, чтобы расширить ее книзу.
Теперь украсим мордашку Колобка веснушками. Скатайте 6 оранжевых шариков и прилепите к каждой щечке по 3 штуки. Прижмите веснушки к личику, чтобы они расплющились.
Вот и получился непослушный Колобок.
Композиция «Колобок на пеньке»
— Вспомните, ребята, что необходимо для изготовления пенька?
А для украшения пенька понадобится: желтый, коричневый пластилин, немного зеленого и красного для травы и земляники, стек.
Выполнение работы. Из желтого пластилина скатайте толстый валик. Коричневый пластилин раскатайте в тонкий пласт и оберните валик, верхушку которого срежьте стеком. Для корней пенька скатайте несколько валиков разных размеров из коричневого пластилина. Сделайте с одного конца каждого валика надрезы при помощи стека, таким образом получатся ответвления корешков. Заготовку для пенька укрепите на картоне, к основанию прилепите корешки, вдавливая их в бока пенька. Корни расположите вокруг основания пенька, придав им более живописный вид.
Возле пенька прилепите кустики земляники с ягодами или маленькие грибочки. На пенек поставьте главного героя.
VII. Подведение итогов занятия.
Что интересного узнали вы на сегодняшнем уроке?
И что вам понравилось?
Чья работа вам больше понравилась?
— Какие же вы молодцы, какие красивые у вас получились композиции. Вы и правда сказочники. Каждый изготовил свой маленький творческий проект. А теперь скажите какие ещё герои есть в сказке про колобка? (Заяц, волк, медведь, лиса). В следующий раз на занятии мы с вами попробуем вылепить животных из этой сказки. И я надеюсь за неделю вы ещё прочитаете много сказок.
|
|