Новорожденный что умеет: Что умеет новорожденный. Новорожденный – Что умеет новорожденный?

Содержание

Что умеет новорожденный. Новорожденный

Реклама

Начнем с определения, ибо сам термин «новорожденный» — понятие растяжимое. Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше: он составляет, согласно указаниям Всемирной организации здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее — с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери. Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга, и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного, не уточнив, о каком, собственно, новорожденном идет речь, — дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, — дистанция огромного размера. Поэтому договоримся сразу: предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный. С учетом того, что в первые дни жизни очень активно совершенствуются навыки и умения малыша и разница между 1-м и 28-м днем новорожденности велика, уместно подчеркнуть, что из нашего рассказа вы узнаете о самых первых днях жизни младенца.

Развитие новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Стартовая оценка умений, а соответственно — и состояния здоровья новорожденного, проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: «родился 8-9 баллов по Апгар». Не все знают, кто такой или что такое «Апгар», многие уверены в том, что это некая аббревиатура, и безуспешно пытаются ее расшифровать. Поясним: Апгар — это фамилия с ударением на первой букве «А». Принадлежит эта фамилия женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного, а именно сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи, оцениваются по трехбалльной системе — получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.

Но оценивать по шкале Апгар — это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного. Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет… Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе не утешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.

С учетом вышеописанной и очень типичной ситуации постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов — вовремя получить информацию. Есть и второй способ — попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.

Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы этих органов врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего — что дитя видит, что слышит, что ощущает.

Зрение. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко, у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т.е. отличает день от ночи, но попять, что перед ним размахивает руками именно бабушка, — не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое (т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности) косоглазие.

Специфика новорожденного — мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза — не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света — реагирует.

Реклама

Слух. Сразу после рождения он несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как малыш окажется дома, он слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий — вздрагивает, при этом может изменяться глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица. Но младенец часто успокаивается, услышав мамин голос.

Обоняние — чувство, которое значительно развито у малышей с первых дней жизни, ведь именно благодаря обонянию малыш может отличить маму от других родственников и знакомых, ощущая запах молока. На резкие запахи он явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания или беспокойством), но отличить одеколон папы отдухов мамы не в состоянии.

Вкус. Вот с этим — уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе: малыш облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.

Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны (и это надо обязательно учитывать) отрицательные реакции на «невкусные» лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.

Осязание. Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям младенец воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует на них вполне цивилизованно — плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.

Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.

Кожа. Прекрасно снабжается кровью, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву. Но есть и заметный плюс — очень высокая восстановительная способность: заживает все очень быстро — естественно, в том случае, если устраняется повреждающий фактор.

Мышцы. Специфическая особенность — повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22- 25% от веса тела, тогда как у папы с мамой — не менее 40%.

Дыхательная система. Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством так называемого плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом: малыш начинает дышать по-человечески. Важная особенность новорожденного — узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно снабжаются кровью. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить, ковыряя в носу, легко пересушить. При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос — уже никак. Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т.е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия — чтобы пыли было поменьше, чтобы не переусердствовать с обогревателями, чтобы вовремя проветрить детскую комнату.

Нормальная частота дыхания для новорожденного колеблется в пределах 40-60 дыхательных движении в минуту.

Сердечно-сосудистая система. Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия в сердце (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких). Сердце новорожденного — один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращении колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно — практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.

Система пищеварения. Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые, и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю — уже 50 мл, а к концу периода новорожденности — больше 100. Поскольку организм ребенка ориентирован на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу предназначены для успешного переваривания именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала: поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней — светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.

Реклама

Система выделения. Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускания относительно редки — 4-5 раз в сутки. Это вполне нормально. Но их количество стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет: 10-15 мл «собралось» — и достаточно — пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хотя и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) отличны от норм взрослого человека.

Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей. Это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее — меняются постоянно. Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных. Так, например, дрожание мышц конечностей (так называемый тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного — это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, разве что коленный определяется практически всегда и у всех.

Но есть и совершенно особые рефлексы; их так и называют — «физиологические рефлексы новорожденных». Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того как мозг «созревает», они угасают и к 4 — 5 месяцам исчезают. Эти рефлексы любой родитель может обнаружить у своего ребенка самостоятельно.

Хватательный рефлекс. Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять над поверхностью стола.

Рефлекс объятия. Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.

Рефлекс ползания. Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед, возникают движения, напоминающие ходьбу.

Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.

Все изложенное позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного. Малыш, хотя и кажется слабеньким и беспомощным, на самом деле умеет очень много.

Главное его умение — способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам. Он может плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то: успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все его устраивает. Он умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное — от горького, мягкое — от твердого — не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Что умеет новорожденный?

С самого рождения у малыша присутствует ряд рефлексов, которые помогают ему выжить и приспособиться к новой жизни. Эти рефлексы называются безусловными (т.е. врожденными автоматическими реакциями) и проявляются непроизвольным сокращением мышц в ответ на внешнее раздражение. Некоторые из безусловных рефлексов останутся навсегда (например, роговичный рефлекс: в ответ на легкое касание роговицы глаза малыш моргает; глотательный, сухожильные рефлексы и др.), а некоторые просуществуют лишь 2–3 месяца, а затем угаснут. Но несмотря на такой короткий срок существования, эти рефлексы очень важны для крохи.
Вот они:
  • Поисковый рефлекс. Так, при прикосновении пальцем или грудью мамы к ротику ребенка у него опускается нижняя губа, отклоняется язык, и он поворачивает голову в ее сторону. Малыш как бы «ищет» мамину грудь. Поисковый рефлекс важен в первые месяцы жизни, в дальнейшем сменяясь уже осознанной реакцией при виде груди мамы или бутылочки с молоком.
  • Хватательный рефлекс. Если в ладонь ребенка вложить большой палец, он крепко схватит его и будет прочно удерживать какое-то время.
  • Рефлекс Моро. В ответ на резкий звук или внезапное разгибание ножек малыш сначала резко отводит ручки в стороны, раскрывая кулачки, а потом сводит их, как бы обхватывая себя руками. Этот рефлекс может появляться при пеленании малыша.
  • Защитный рефлекс. Если выложить ребенка на живот, он инстинктивно повернет голову в сторону. Этот рефлекс позволяет малышу дышать даже в положении лежа на животе и проявляется уже с первых часов жизни.
  • Рефлекс ползания. Новорожденные могут совершать ползающие движения. Если взрослый положит ребенка на живот и подставит к его стопам свою ладонь, малыш оттолкнется от нее, как от опоры, и продвинется вперед.
  • Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. Если кроху поставить на опору, он будет опираться на нее стопами и непродолжительно стоять на полусогнутых ногах, а если его слегка наклонить вперед, он начнет переступать ножками.
Родители могут сами вызывать и наблюдать рефлексы у новорожденного, однако проверяет и оценивает их только врач. Именно по наличию безусловных рефлексов, их выраженности и срокам угасания доктор может судить о правильном созревании и развитии нервной системы малыша на первом году жизни. Наличие рефлексов определенным образом обеспечивает ребенку и физическое развитие.

Зрение младенца

Уже с первых минут жизни новорожденный видит окружающий его мир. В ответ на освещение глаз фонариком малыш моргает, жмурит глазки, отодвигает голову назад. Лучше всего ребенок фокусирует взгляд на расстоянии 25–30 см. Это как раз то расстояние, на котором сосущий грудь младенец видит лицо своей мамы. К середине второй недели жизни младенец обычно умеет, хотя и кратковременно, удерживать в поле зрения движущийся предмет. Эта фиксация длится всего несколько секунд, а движения глаз новорожденного еще неустойчивые и скачкообразные.

Новорожденный трехнедельного возраста уже не только останавливает на игрушке взгляд, но и сопровождает ее глазами вправо и влево на некотором расстоянии. При этом движения глаз у малыша становятся уже более плавными и координированными. Следует отметить, что дети, родившиеся недоношенными, могут фиксировать взор несколько позже, чем их сверстники, родившиеся в срок.

Для любого младенца самым интересным объектом для зрительного и слухового сосредоточения и вместе с тем лучшим «успокоительным средством» являются лицо, руки и голос мамы. Этот голос ребенок слышал еще внутри утробы и привык к нему. Теперь кроха учится соотносить черты лица мамы, тепло ее рук с ее голосом и интонациями. Однако это не значит, что новорожденному вообще не нужны игрушки.

Желательно, чтобы первые игрушки малыша были яркими (красного, оранжевого, желтого цвета), размером 8–10 см и звучащими. Перемещая такую игрушку вправо-влево, вверх-вниз, мы вызываем реакцию слежения. В роли «живой игрушки» может выступать и взрослый. Для этого пойте, говорите с малышом и одновременно ходите перед ним.

На третьей-четвертой неделе жизни над кроваткой на расстоянии 40–50 см от лица ребенка можно повесить яркую, но не многоцветную игрушку. Крохе будет удобно учиться фиксировать на ней взгляд. В последующие месяцы можно менять игрушки над кроваткой, передвигать их, опускать пониже, когда малыш начнет поднимать ручки.

Что умеет новорожденный, слух новорожденного, зрение младенца, адаптация новорожденного, Как развить навыки младенца

Слух новорожденного

На первом месяце жизни изменяется и реакция ребенка на звук. В первые недели здоровый малыш отреагирует на звуковой раздражитель лишь вздрагиванием и миганием, движением ручек и ножек (это слуховая ориентировочная реакция), но уже к третьей неделе жизни он придает звукам внешней среды гораздо большее значение. Так, если ребенок беспокоен, громко плачет или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, можно попробовать погреметь погремушкой, находясь вне поля зрения малыша, или запеть. Вы заметите, что маленький человечек на 5–10 секунд успокоится и остановит движение своих ручек и ножек (проявит кратковременное слуховое сосредоточение), после чего, возможно, продолжит плакать.

К концу первого месяца жизни слуховое сосредоточение ребенка на звуках (стремление прислушаться к голосу взрослого, звуку игрушки) станет еще более выраженным и продолжительным.

Больше разговаривайте с крохой, четко проговаривая слова. Ваша речь должна быть спокойной, а интонации голоса – ласковыми. В то же время малышу полезно слышать голоса разного тембра. Было бы замечательно, если бы с ним «беседовали» не только мама, но и другие родственники.

Помимо разговоров малышу очень полезно слышать родительское пение, которое способствует его знакомству с разнообразием звуков и ритмикой. При этом не всегда нужно стоять напротив ребенка, поддерживая прямой зрительный контакт. Иногда можно походить вокруг его кроватки так, чтобы малыш не видел вас: пусть он учится находить источник звука.

В моменты бодрствования крохи можно ненадолго включать тихую мелодичную музыку (классику, детские песенки). Разговаривая с малышом, можно комментировать происходящее. В этом возрасте он реагирует не на слова, а на интонацию. Поэтому старайтесь не повышать голоса, даже если вы устали или раздражены.

Как развить навыки младенца

Физическому развитию малыша на первом месяце жизни будет способствовать выкладывание его на животик. Начать можно со второй недели жизни. Положение на животе очень полезно для крохи: пытаясь поворачивать и приподнимать головку на несколько секунд, он укрепляет мышцы спины и шеи. Кроме того, в положении на животе лучше отходят газы, что может облегчить состояние малышей, страдающих кишечными коликами. Уже в возрасте 1 месяца дети с удовольствием проводят в положении на животе несколько минут, приподнимая и удерживая голову над поверхностью в течение 5–20 секунд.

 С третьей недели жизни малыша родители могут обсудить с педиатром проведение новорожденному массажа. Он улучшает аппетит, поддерживает нормальную работу кишечника, способствует установлению правильного ритма сна и бодрствования, нормализует мышечный тонус, закаливает малыша, способствует его моторному и психическому развитию.

Для того чтобы массаж был максимально эффективным, ребенок должен быть в хорошем настроении. Проводить массаж надо не ранее чем через 30–40 минут после кормления, чтобы не спровоцировать срыгивания. Массаж стимулирует нервную систему ребенка, так что не следует делать его в вечернее время: это может нарушить ночной сон крохи. Длительность массажа в этом возрасте должна составлять 5–10 минут.

Из приемов оздоровительного массажа на первом месяце жизни приемлемы лишь легкие поглаживания ручек, ножек, груди, животика, спины и ягодиц. Желательно, чтобы первый сеанс массажа родители делали под наблюдением врача или медсестры, так как неправильно проведенные упражнения могут нанести вред ребенку.
К концу первого месяца жизни малыши обычно радуют родителей не только достижениями в физическом развитии, созревании зрительного и слухового анализаторов, но и появлением первых положительных эмоций в ответ на родительское присутствие. Во время разговора с грудничком мама может заметить, что ее кроха не только останавливает движения ручек и ножек, но и приоткрывает ротик (появляется так называемое «ротовое внимание»), пытаясь как бы ответить на обращенную к нему речь взрослого. А на ласковые обращения ребенок может отвечать появлением кратковременной первой улыбки, пусть еще и не совсем осознанной. Запаситесь терпением и  наслаждайтесь каждым, даже самым маленьким успехом в развитии малыша.

Адаптация новорожденного

Родителям не следует забывать о том, что первый месяц жизни является очень напряженным периодом привыкания грудничка к внеутробной жизни. Поэтому ему особенно важны:
  • Тишина и покой. Для новорожденных и детей первых месяцев жизни особенно опасны перегрузки нервной системы. В этот период мозг ребенка получает и перерабатывает колоссальное количество информации. Именно поэтому младенцы много спят, их нервная система как бы оберегает себя от перегрузок. Комфорт и покой, особенно в первые дни после рождения, являются для них основными условиями. Домашняя обстановка должна быть спокойной, а освещение в комнате – приглушенным. Бурные эмоции со стороны счастливых родственников могут не просто испугать и переутомить малыша, но и вызвать плач, а порой и нарушение сна.
  • Тактильный контакт. Следует как можно чаще брать ребенка на руки. Это поможет крохе чувствовать себя комфортно и безопасно. На первом месяце жизни держать новорожденного лучше в горизонтальном или полувертикальном положении, обязательно поддерживая спинку и головку малыша. Так во время бодрствования кроха знакомится с окружающим миром.

Что «умеет» новорожденный? — Статьи

Начнем с определения, ибо сам термин «новорожденный» — понятие растяжимое. Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше и составляет, согласно указаниям Всемирной Организации Здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее — с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.
Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного, не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, — дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, — дистанция огромного размера. Поэтому договоримся сразу — предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный, поскольку физиологические особенности детей недоношенных — тема специфическая, требующая акцента не столько на «умениях», сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.
Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: «родился 8-9 баллов по Апгар». Не все знают, кто такой или что такое «Апгар», многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать. Поясним: Апгар — это фамилия такая с ударением на первой букве «А», принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного, а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе — получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.
Но оценивать по Апгар — это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного. Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет… Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.
И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов — вовремя получить информацию. Есть и второй способ — попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.
Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего — что дитя видит, что слышит, что чувствует.
Зрение. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка — не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.
Специфика именно новорожденного — мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза — не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света — реагирует.
Слух. Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома — слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий — вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.
Обоняние. На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии.
Вкус. Вот с этим — уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.
Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на «невкусные» лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.
Осязание. Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано — плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.
Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.
Кожа. Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву. Но есть и заметный плюс — очень высокая восстановительная способность — заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.
Мышцы. Специфическая особенность — повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой — не менее 40%.
Дыхательная система. Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, — малыш начинает дышать по-человечески. Важная особенность новорожденного — узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить. При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос — уж никак. Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия — чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.
Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.
Сердечно-сосудистая система. Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких). Сердце новорожденного — один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно — практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.
Система пищеварения. Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100. Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала — поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней — светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.
Система выделения. Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое — 4-5 раз в сутки — это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет — 10-15 мл «собралось» и достаточно — пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) — отличны от норм взрослого человека.
Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее — меняются постоянно. Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных. Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.
Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют «физиологические рефлексы новорожденных». Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг «созревает», они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности. Примеры:
Хватательный рефлекс. Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.
Рефлекс объятия. Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой — ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.
Рефлекс ползания. Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.
Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.
Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.
Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение — способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам. Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого — не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

автор Комаровский Е.О.
опубликовано 19/01/2007 14:15
обновлено 29/10/2016
— Образ жизни

9 вещей, которые ребенок делает в первые часы жизни

Что: плач

Когда: сразу после рождения

Первый крик ребенка – особенный, он отличается от последующих приступов плача, поскольку звучит сразу после того, как легкие начинают свою работу, ознаменовав конец внутриутробной жизни. Ребенок может заплакать уже на выходе из родового канала или уже после того, как его выложат на живот матери. Часто в российских роддомах, чтобы спровоцировать первородный плач, детей переворачивают вверх ногами и шлепают по попе. Сторонники полной естественности рождения считают этот метод негуманным.


Что: расслабление

Когда: сразу после плача

После того как первый плач утихнет, ребенок успокоится и расслабится. Если он будет лежать на материнском теле, его сердцебиение и дыхание нормализуются автоматически и бессознательно. Эта фаза продлится около минуты.


Что: пробуждение

Когда: в среднем через три-пять минут после рождения

Начинается исследование мира и себя вне утробы. Малыш откроет глаза, пошевелит ручками и ртом.


Что: активные действия

Когда: через восемь минут после рождения

Вот он попробовал открыть рот, а вот в действие вступает поисковый рефлекс новорожденного, направленный на то, чтобы как можно скорее приложиться к груди.


Что: передышка

Когда: в любой момент в процессе поиска груди

Малыш может замирать и отдыхать, прикрывать глаза, но не спать, поскольку все новые и первые открытия требуют больших усилий, и ему нужна передышка.


Что: ползание

Когда: примерно через 35 минут после рождения

Если малыш лежал у матери на животе, через полчаса после появления на свет он начнет двигаться по направлению к груди. Он доберется до соска, даже если ему никто не будет помогать. Путь до груди может занять у младенца до тридцати минут. И это, наверное, самое поразительное и самое животное из всего, что можно увидеть в первый час жизни малыша.


Что: ознакомление

Когда: примерно через 45 минут после рождения

Когда малыш доберется до груди, он начнет знакомиться ней – облизывать, трогать и мять ее кулачками. В ответ на эти действия ребенка материнский организм начнет высвобождать окситоцин – гормон, помогающий наладить с ребенком связь, запустить лактацию и начать работу по сокращению матки.

Малыш пока не может видеть грудь и маму так хорошо, как взрослый, но он поймет, что добрался до источника пищи по запаху – молозиво пахнет так же, как и амниотическая жидкость, этот запах ребенку хорошо знаком.

В процессе ознакомления со вкусом материнской груди ребенок может трогать ее, после чего засовывать руки в рот, а потом повторять эти действия снова. Знакомство может занять до 20 минут.


Что: сосание

Когда: через час после рождения

И вот он наконец нашел сосок. Если сосок коснется щеки малыша, он автоматически откроет рот (это все тот же поисковый рефлекс), потом повернет голову и в первый раз по-настоящему приложится к груди. Молозиво даст ему первую пищу и первые полезные бактерии, которые заселят его пищеварительный тракт.


Что: сон

Когда: через полтора-два часа после рождения

После большого и трудного пути, знакомства с мамой и первой трапезы малыш обязательно уснет. Во сне он проведет не меньше часа. После этого его можно будет взвесить, измерить и обмыть.

Что умеет новорожденный

Содержание:
Что умеет новорожденный23.11.16 09:00 / 👁1579 (7 за неделю) / ⏱️5 мин. /

На протяжении первого месяца жизни ребёнок продолжает считаться новорожденным. Это самый важный и сложный этап в жизни любого ребёнка, поскольку ему после рождения трудно привыкнуть совершенно к иным условиям существования. Природа нашла мудрое решение, заставляя новорожденных большую часть времени спать и исподволь привыкать к окружающему миру в краткие моменты пробуждений.
Крошку в недельном возрасте трудно назвать красивым. У него лицо ещё синеватое, припухшее, иногда несимметричное. Это является непосредственным следствием тяжёлого процесса родов, поскольку при прохождении узких родовых путей матери крошку достаточно сильно «мнёт» о стенки. Природа и это предусмотрела, поэтому мягкие хрящеобразные косточки малыша, помятые при родах, постепенно выпрямятся, а отёчность спадёт.

Физиология младенца первой недели жизни

На протяжении первой недели у малыша изменяются кожные покровы. После удаления первородной смазки кожа младенца становится красной (простая эритема), так она реагирует на непривычную для неё воздушную среду. Но к концу первой недели краснота обычно проходит. Кроме того, на 3-5 день иногда наблюдается шелушение кожи, которое также не требует специального лечения – достаточно лишь смазывать маслом или питательным молочком шелушащиеся участки. У некоторых детей в первые дни также может появиться физиологическая желтуха. Причиной её становится увеличение содержания в крови билирубина. Она обычно также исчезает самостоятельно и не нуждается в специальном лечении.
Также на первой неделе происходит изменение стула младенца. Сразу после родов наблюдается первородный стул в виде тёмно-зелёной массы. А на 3-5 день стул становится переходным – в виде комков слизи, чередующихся от тёмно-зелёного до зеленовато-жёлтого цвета. В конце концов, стул начинает напоминать жёлтую кашицу.

Рефлексы у новорожденных

У малыша уже при рождении есть некоторые навыки и умения, которые называются безусловными рефлексами. К третьему-четвёртому месяцу жизни они вытесняются условными рефлексами. Отсутствие безусловных рефлексов можно считать патологией так же, как и несвоевременное угасание таковых. Исследуя безусловные рефлексы, медики могут оценить состояние ЦНС ребёнка.

  • Защитный рефлекс новорожденного заключается в том, что когда его кладут на живот, то он рефлекторно поворачивает голову в сторону. Проявляется такой рефлекс с первых же часов жизни младенца.
  • Рефлекс испуга (Моро) проявляется так: если малыша испугает громкий шум или быстрое перемещение в пространстве, то он инстинктивно выгибает спину дугой, раскидывает в стороны конечности и может кричать.
  • Стопный разгибательный рефлекс (Бабинского) выглядит так: если на подушечку стопы новорожденного надавить большим пальцем, то у него сгибаются пальцы ног, а если на подошве стопы пальцами рисовать штрихи, то наблюдается тыльное сгибание стопы, а пальцы расходятся веером.
  • Автоматическая походка или рефлекс опоры наблюдается, когда ноги новорожденного касаются твёрдой поверхности. В ответ на это он приподнимает их, словно пытаясь сделать шаг.
  • Сосательный рефлекс – если ввести в рот новорожденного на 2-3 сантиметра палец, то он начнёт делать ритмичные сосательные движения.
  • Хватательный рефлекс. На ладонь младенца нужно надавить указательным пальцем: если ребёнок здоров, то он крепко схватит палец, иногда с такой силой, что его можно даже чуть приподнять вверх.
  • Рефлекс Галанта – если раздражается кожа над позвоночником, то ребёнок изогнёт спину дугой, иногда это дополняется разгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах.
  • Рефлекс Переса выражается в следующем: если провести пальцами с лёгким нажимом по остистым позвоночным отросткам от копчика к шее, то крошка начинает кричать, разгибать спину, приподнимать голову, сгибать ручки и ножки, проявляя негативную реакцию.
  • Поисковый рефлекс (Куссмауля) выглядит так: если поглаживать уголки рта младенца, то у него опускается губа, язык и голова поворачиваются в сторону раздражителя. Если же надавливать на центр верхней губы, то открывается рот ребёнка. Если надавливать на центр нижней губы, то нижняя челюсть опускается. Особенно ярко этот рефлекс проявляется за полчаса до очередного кормления малыша.
  • Хоботковый рефлекс – если к губам новорожденного быстро прикоснуться пальцем, то они вытянутся вперёд.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина) проявляется, если надавить на обе ладони ближе к основанию большого пальца – тогда младенец наклонит голову, откроет рот, согнёт руки в плечах и предплечьях, подтягиваясь к кулачкам.

Оценивать рефлексы новорожденного нужно в хорошо освещённой тёплой комнате на полужёсткой ровной поверхности. На некоторые раздражители голодные и сытые малыши реагируют неодинаково, поэтому нужно сразу проинформировать врача о том, когда младенец ел в последний раз, чтобы доктор мог правильно оценить степень выраженности рефлексов.

7 секретов тайм-менеджмента от мамы погодок 1 посетитель рекомендует1 7 секретов тайм-менеджмента от мамы погодок

Молодым мамам очень помог бы тайм-менеджмент, что фактически означает распорядок дня — умение правил …

Умения малыша на первой неделе жизни

Молодых родителей всегда интересует, что должен уметь новорожденный ребенок в свою первую неделю жизни. А может он:

  • несколько секунд держать голову;
  • на расстоянии 5-15 см фокусировать взгляд;
  • непроизвольно улыбаться;
  • непроизвольно смыкать пальчики и ручки;
  • оживляться при появлении родителей;
  • отличать свет от темноты (при слишком ярком свете закроет глаза или будет моргать).

Что может видеть недельный ребёнок?

  • У новорожденных крайне слабое зрение, расплывчатое и нечёткое, во много раз хуже, чем нормальное человеческое. Они видят только контуры предметов, которые находятся не дальше 30 см от их глаз.
  • Лучше всего новорожденный видит блестящие или красные предметы и способен за их движением следить глазами.
  • Внимание новорожденных привлекают также подвижные овальные предметы.
  • Пока малыш не видит лица людей, а мать узнаёт по голосу и запаху.

Что может слышать недельный ребёнок?

  • На этом этапе слух у младенцев развит намного лучше зрения, поскольку он служил ему ещё во внутриутробной жизни. Поэтому он может уже различать близкие и удалённые звуки.
  • Если над спящим в кроватке ребёнком шептать, то он будет моргать и ворочаться.
  • Он уже способен различать голоса близких людей, особенно выделяя материнский. А низкое звучание отцовского голоса также помогает его отличать.

Что ощущает недельный ребёнок?

  • У новорожденных с рождения есть чувство вкуса: сладкое их успокаивает, а солёное и горькое возбуждает.
  • Также сразу после рождения ребёнок начинает чувствовать запахи. Например, если рядом оказалась мамина грудь, то малыш мгновенно поворачивает к ней голову.
  • Осязание малыша сразу же очень тонкое – он чувствителен к любым касаниям и обращению с собой. Касаниями его можно как успокоить, так и возбудить.

О чём думает младенец: факты и предположения

Учёные проводили исследования деятельности мозга новорожденных и выяснили, что он вовсе не находится в покое, а активен. Даже в состоянии отдыха в отделах мозга, отвечающих за слух, зрение и моторику, проходят электрические сигналы.
Что бы ни говорить крохе в 2-3 дня, смысла слов он не поймёт, зато прекрасно уловит интонацию. Кроме того, чем интенсивнее происходит общение с малышом путём рассказывания и показывания ему чего-либо, тем быстрее пойдёт его дальнейшее развитие. Даже находясь в утробе у матери, ребёнок уже чувствует и слышит, поэтому к моменту рождения речь становится для него более привычной, а смысл слов понятным. Постоянное общение с ним до и после родов активизирует мыслительные процессы в его мозге и помогает ему развиваться.

Кризис новорожденного

Любой ребёнок в момент рождения преодолевает этот кризис, который связан с кардинальным изменением обстановки и лавиной новых небывалых впечатлений. Присутствие матери помогает ему пережить этот кризис, поэтому её потеря или ранняя разлука с ней могут вызвать перетекание кризиса новорожденного в синдром госпитализма, вызывающему апатичность, вялость, потерю веса, постоянный слабый плач. Если же контакт с матерью у малыша постоянный и тесный, то уже к третьей неделе он останавливает взгляд на её глазах, а к концу первого месяца, увидев её или заслышав родной голос, улыбается. Улыбку у крохи довольно рано может вызвать и состояние сытости или купание, однако, улыбка от чьего-то присутствия вырабатывается примерно к концу первого месяца, на чём период новорожденности заканчивается.

Оцените статью!
Рекомендовать 0 Не рекомендовать 0
7 лайфхаков супермамы 1 посетитель не рекомендует1 7 лайфхаков супермамы

У некоторых мам после рождения малыша не оказывается помощников, и им сразу же приходится ломать гол …

Я срываюсь на ребёнка 3 посетителя рекомендуют3 Я срываюсь на ребёнка

Когда мамы признаются, что срываются на своих детей, то это звучит неприятно и грустно. Речь идёт не …

Вы можете оставить здесь свой комментарий.

Что «умеет» новорожденный?

С учетом того, что в первые дни жизни очень активно совершенствуются навыки и умения малыша и разница между 1 -м и 28-м днем новорожденности велика, уместно подчеркнуть, что из нашего рассказа вы узнаете о самых первых днях жизни младенца.

Стартовая оценка умений, а соответ­ственно — и состояния здоровья ново­рожденного, проводится медицинскими работниками непосредственно в родиль­ном зале. Итог этой оценки каждый роди­тель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: «родился 8—9 бал­лов по Апгар». Не все знают, кто такой или что такое «Апгар», многие уверены в том, что это некая аббревиатура, и безус­пешно пытаются ее расшифровать. Пояс­ним: Апгар — это фамилия с ударением на первой букве «А». Принадлежит эта фа­милия женщине, американскому анесте­зиологу. Апгар предложила шкалу, в соот­ветствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного, а именно сердцебиение, дыхание, мышеч­ный тонус, рефлексы и окраска кожи, оце­ниваются по трехбалльной системе — по­лучают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и на­бирается максимум 10.

Но оценивать по шкале Апгар — это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вотсобрались на семейный совет. Имеем новорожденного. Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручон­ками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вер­тит и вообще орет… Столпившиеся у кро­ватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе не утешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.

С учетом вышеописанной и очень ти­пичной ситуации постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо са­мый надежный способ избежать стрессов — вовремя получить информацию. Есть и второй способ — попросить родствен­ников воздерживаться от комментариев, дабы не создавать ненужные стрессы, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.

Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы этих органов врач ос­мотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего — что дитя видит, что слышит, что ощущает.

Зрение. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко, у новорож­денного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как тако­вой, т.е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками имен­но бабушка, — не в состоянии. Упомяну­тая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое (т.е. совер­шенно нормальное для периода новорож­денности) косоглазие.

Специфика новорожденного — мига­тельный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза — не мигает, а вот на яркий и внезапный пу­чок света — реагирует.

Слух. Сразу после рождения он нес­колько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как малыш окажется дома, он слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук дос­таточно громкий  —  вздрагивает,  при этом может изменяться глубина и часто­та дыхания, реагируют мимические мыш­цы лица. Но младенец часто успокаива­ется, услышав мамин голос.

Обоняние — чувство, которое значи­тельно развито у малышей с первых дней жизни, ведь именно благодаря обонянию малыш может отличить маму от других родственников и знакомых, ощущая запах молока. На резкие запахи он явно реагиру­ет (как правило, изменением частоты дыха­ния или беспокойством), но отличить оде­колон папы от духов мамы не в состоянии.

Вкус. Вот с этим — уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаиваю­ще: малыш облизывает губы, делает гло­тательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.

Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны (и это надо обязательно учитывать) отри­цательные реакции на «невкусные» ле­карства и средства гигиены, коими поль­зуется кормящая мать.

Осязание. Развито хорошо, но нерав­номерно, поскольку неравномерно расп­ределены нервные окончания. Прикосно­вения к лицу и конечностям младенец воспринимает более активно, чем погла­живание спины. Ну а реагирует на них вполне цивилизованно — плачет от хо­лодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.

Итак, с органами чувств мы разобра­лись. Теперь понемножку обо всем ос­тальном, не менее важном.

Кожа. Прекрасно снабжается кровью, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факто­рами связана значительная чувствитель­ность к повреждающим факторам, осо­бенно к перегреву. Но есть и заметный плюс — очень высокая восстановитель­ная способность: заживает все очень быстро — естественно, в том случае, ес­ли устраняется повреждающий фактор.

Мышцы. Специфическая особен­ность — повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышеч­ная масса

Что умеет новорожденный

заметно отличается от взрос­лого человека и составляет всего 22— 25% от веса тела, тогда как у папы с ма­мой — не менее 40%.

Дыхательная система. Легочное ды­хание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством так называемого плацентар­ного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие за­полняются воздухом: малыш начинает дышать по-человечески. Важная особен­ность новорожденного — узость и носо­вых ходов, и гортани, и трахеи, а покры­вающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно снабжаются кровью. Слизистые оболочки верхних ды­хательных путей легко повредить, ковы­ряя в носу, легко пересушить. При сухос­ти и запыленности воздуха в большом ко­личестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, неред­ко возникают проблемы, когда слизь на­капливается в дыхательных путях. Чих­нуть новорожденный может, а вот выс­моркать нос — уже никак. Знать это важ­но именно потому, что малыш, разумеет­ся, может дышать по-человечески (т.е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники соз­дадут ему человеческие условия — чтобы пыли было поменьше, чтобы не переусе­рдствовать с обогревателями, чтобы вов­ремя проветрить детскую комнату.

Нормальная частота дыхания для но­ворожденного колеблется в пределах 40—60 дыхательных движений в минуту.

Сердечно-сосудистая система. Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Напол­няются кровью легкие, перестают функци­онировать и закрываются некоторые со­суды и отверстия в сердце (через них у пло­да осуществлялся кровоток в обход лег­ких). Сердце новорожденного — один из самых здоровых органов, оно весьма ус­тойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кисло­рода. Частота сердечных сокращений ко­леблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно — практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.

Система пищеварения. Ребенок рож­дается с очень хорошо развитыми жева­тельными мышцами и относительно боль­шим языком. Это делает возможным дли­тельное и активное сосание. А вот слюн­ные железы еще незрелые, и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, че­рез неделю — уже 50 мл, а к концу пери­ода новорожденности — больше 100. Поскольку организм ребенка ориентиро­ван на молоко, то ферменты желудка и ки­шечника по качественному и количествен­ному составу предназначены для успеш­ного переваривания именно молока. В первые 10—20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размно­жающиеся в кишечнике бактерии изменя­ют внешний вид кала: поначалу он корич­невый, затем зеленовато-желтый, еще че­рез несколько дней — светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.

Система выделения. Уже при рожде­нии в мочевом пузыре есть небольшое ко­личество мочи. В первые 3 дня жизни моче­испускания относительно редки — 4—5 раз в сутки. Это вполне нормально. Но их количество стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорож­денного от 50 до 80 мл, но накапливать мо­чу в таком количестве дитя не умеет: 10— 15 мл «собралось» — и достаточно — по­ра менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хотя и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к мо­менту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание бел­ка) отличны от норм взрослого человека.

Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей. Это, по­жалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее — меняются постоянно. Мышечный тонус  больше  выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолют­но ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных. Так, например, дрожание мышц конечнос­тей (так называемый тремор) очень не­желателен для разволновавшихся ба­бушек, но для новорожденного — это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с по­мощью молоточка) у новорожденного не постоянны, разве что коленный оп­ределяется практически всегда и у всех.

Но есть и совершенно особые реф­лексы, их так и называют — «физиоло­гические рефлексы новорожденных». Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они име­ются у всех здоровых новорожденных, но по мере того как мозг «созревает», они угасают и к 4 — 5 месяцам исчеза­ют. Эти рефлексы любой родитель мо­жет обнаружить у своего ребенка са­мостоятельно.

Хватательный рефлекс. Если под­нести к внутренней стороне ладони ма­лыша палец взрослого, дитя обхваты­вает его и прочно держится. Так проч­но, что ребенка несложно поднять над поверхностью стола.

Рефлекс объятия. Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребе­нок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в сто­роны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.

Рефлекс ползания. Если малыша уложить на животик и ладони взрос­лого приставить к ступням, ребенок отталкивается.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в  пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед, возникают движения, напоми­нающие ходьбу.

Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.

Все изложенное позволяет нам соста­вить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного. Малыш, хо­тя и кажется слабеньким и беспомощ­ным, на самом деле умеет очень много.

Главное его умение — способность отли­чать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам. Он может плакать и звать на помощь, когда голоден, когда ис­пытывает дискомфорт, когда болит что-то; успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все его устраивает. Он умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого — не так уж и мало для челове­ка, возраст которого определяется днями.

 

 

Что умеет новорожденный?|Ваш ребенок

С самого рождения ребенок воспринимает мир с помощью органов чувств: он видит, слышит, обоняет, осязает… И это только начало: в своем развитии с каждым днем он станет удивлять вас больше и больше.

И это несмотря на то, что на протяжении длительного периода времени многие полагали: новорожденные умеют только есть и спать. На самом деле, конечно, все не так! Мир только что родившегося малыша гораздо интереснее, чем, кажется на первый взгляд. Едва появившись на свет, новорожденный уже обладает врожденными навыками, заложенными в нем генетически, как и полагается в природе. И, правда: маленькому всего несколько минут от роду, а процесс адаптации (приспособления) ко вмиг изменившейся окружающей среде уже на полном ходу. Как только кроха появляется на свет, он начинает активно приспосабливаться к новой, неведомой ему доселе. До той поры он был окружен жидкостью, как рыбка, пребывал в темноте и тесноте, а теперь буквально за несколько секунд легко и быстро должен адаптироваться к новому (с точностью да наоборот) пространству — воздушному, светлому, огромному… И в промежутках между сном, примерно каждые 2,5-3 часа, он будет интенсивно, как губка, впитывать в себя с помощью органов чувств и, конечно же, мамы новую информацию об окружающем мире.

Приятно пахнет!

Вспомните, насколько точно совершенно беспомощный новорожденный определяет свой первый путь — к груди мамы — и делает это благодаря чувству обоняния — по теплому и вкусному запаху материнского молока. Будто знает: в нем кроется его сила. С момента появления на свет малыш способен не только различать запахи, но и запоминать их, выделяя самый-самый — запах родной мамы. Это ощущение не только управляет его пищевым поведением, но и дает чувство защищенности и безопасности, оттого что он уже способен чувствовать: мама рядом. Причем каждый отдельный запах выполняет свою роль. Малыш связывает их с теми или иными действиями, запоминает. К примеру, запах груди мамы напоминает о кормлении, а запах шеи, возможно, успокаивает…

Музыкальный слух

Вы, наверное, заметили: кроха способен реагировать на звуки, и вероятно, вам уже показалось, что именно к вашему голосу он прислушивается внимательнее. Ничего удивительного в этом нет. Слуховая система у новорожденного уже функционирует полноценно — она получила развитие еще во внутриутробном периоде. Можно предположить, что это происходило благодаря шуму околоплодных вод, а главное, вибрациям голоса мамы и тех звуков, которые слышала она сама, например музыкальных. Неудивительно поэтому, что кроха узнает голос мамы, разговаривающую с ним в то время, как пеленать новорожденного. Ведь она разговаривала с ним во время беременности. В дальнейшем именно мамина интонация послужит малышу образцом для подражания, когда он будет учиться говорить. Довольно рано, примерно с 2 месяцев, младенец будет способен узнавать и некоторые мелодии, особенно те, которые повторялись, в том числе задолго до его рождения.

А я все вижу!

Лучше всего новорожденный видит на расстоянии от 18 до 25 см, а все, что находится ближе или дальше, он видит, но пока нечетко. Просто имейте это в виду, когда вам не терпится поймать его взгляд. Кроме того, он различает темное и светлое — к примеру, ваши глаза, в которых ему хорошо заметны радужные оболочки и зрачки на белом фоне склер. Однако пока малыш не способен воспринимать светотени и оттенки цветов. Его внимание скорее привлекут предметы яркие и контрастные. Если вы надумаете повесить над его кроваткой игрушку, выбирайте яркую модель, а главное — повесьте ее не прямо над головой, как это обычно делают, а на уровне груди. Три месяца — время революционных изменений. Теперь уже он может сам отводить взгляд от предмета. Малыш может следить за предметом плавно, не отрывая глаз, и выбирать — смотреть туда же дальше или не обращать никакого внимания. Еще одна важная зрительная революция возникает в этот период: появляется рельефное зрение. Теперь образные представления малыша не плоские и широкие, а трехмерные. Кроме того, ребенок начинает лучше различать цвета: к двум месяцам — красный и зеленый, к трем — голубой и синий, а к четырем и вовсе все оттенки.

У новорожденных довольно четко выражены визуальные предпочтения: так, например, им больше нравятся сложные образы с ясной структурой. Под эти описания подходят и человеческие лица. Исследования показали: младенцы охотнее разглядывают рисунок, схематически изображающий именно лицо человека (круг, а в нем три квадрата на месте глаз и носа), особенно когда этот рисунок повернут к ним правильно, а не «вверх ногами». С 3 месяцев кроха начнет узнавать лица, и в первую очередь лицо мамы.

Ой, как вкусно!

Новорожденный по-разному может относиться к вкусовым оттенкам: горький — само собой, самый неприятный, сладкий — обычно самый любимый, кислый и соленый — здесь чаще проявляются индивидуальные наклонности. В какой-то степени имеют значение пищевые пристрастия мамы во время беременности. Можно предположить, что околоплодные воды не только снабжают будущего малыша необходимыми питательными веществами, но и играют роль в привитии ему определенного вкуса. Если мама во время беременности ела много блюд, к примеру, с корицей, родившийся малыш уже косвенно будет знаком с ними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *