Когда новорожденный начинает видеть и слышать – на бэби.ру!
Ученые давно выясняют, когда новорожденный начинает слышать и видеть. Одни после появления на свет редко открывают глаза, другие щурятся, а третьи сразу начинают рассматривать окружающий мир. Также малыши по-разному реагируют на звуковые раздражители.
Формирование зрения
Беременных всегда интересует вопрос, когда новорожденный начинает видеть. Уже доказано, что это происходит сразу после появления на свет. Однако сначала зрение у младенцев расплывчатое, так как малыш только адаптируется к непривычной для него среде. У грудничков низкая острота зрения. Улучшается зрение постепенно по мере формирования головного мозга, сетчатки и глазного яблока.
Как видят новорожденные: развитие зрения по месяцам
Месяцы |
Формирование зрения |
До месяца |
Различает темноту и свет, но в серых оттенках. |
Первый |
Видит крупные предметы, но размыто. |
Второй |
Начинает следить за большими объектами и людьми. Взгляд начинает фокусироваться, но еще пока скользящий, не останавливается на предметах. |
Третий |
Подолгу рассматривает движущие игрушки. Различает желтый и красный цвета. |
Четвертый |
Разглядывает погремушки, берет их в руки и рассматривает, приближая к лицу. Пока еще не умеет оценивать расстояние до предметов, но уже различает основные цвета. Начинает фокусировать взгляд и в целом хорошо видит. |
Пятый |
Уже различает все цвета. |
Шестой |
Узнает родных, наблюдает за небольшими предметами. Чувствительность сетчатки – 2/3 чувствительности сетчатки взрослого человека. |
Седьмой–восьмой |
Умеет распознавать геометрические фигуры. |
Восьмой–год |
Видит все предметы целиком и по частям, старается найти объекты, пропадающие из поля зрения. Различает не только цвета, но и их оттенки. Зрение уже как у взрослого человека. |
Бинокулярное зрение формируется только с 6-й недели, а видеть осознанно ребенок начинает с 4-го месяца. До этого срока малыш не умеет использовать для «просмотров» оба глаза, поэтому кажется, что взгляд косит или блуждает. До полугода это нормально, но если такой взгляд остается дольше – это повод обратиться к врачу, чтобы предотвратить развитие офтальмологической патологии.
Развитие слуха
Матерей всегда интересует, слышит ли ребенок в утробе. Слух у малыша начинает развиваться с 17-й недели беременности. Женщины всю беременность разговаривают с ребенком, в результате чего он запоминает материнский голос и потом легко отличает его от других. После рождения малыш тоже прекрасно слышит, но его физиология такова, что реакцию вызывают только громкие и резкие звуки.
Интересно, что через несколько часов после рождения ребенок уже различает голоса и по-разному реагирует на них . Однако в любом случае голос, который он слышал еще в утробе, действует на него успокаивающе. Слух ребенка проверяется в роддоме методом отоакустической эмиссии.
Следующее обследование проводится в месяц, уже в обычной поликлинике. Адаптация слуха (в сравнении со зрением) проходит более медленно. В первый месяц малыш реагирует только на громкие звуки и шум. Развитием слуха можно заниматься с момента рождения. Малыш вслушивается в голос, когда с ним разговаривают, поют ему песни.
Резкие и громкие звуки его пугают. К шести месяцам малыш уже распознает свое имя и проявляет любопытство по отношению к источнику шума. В результате ребенок начинает издавать новые звуки, что считается хорошим показателем развития слуха.
Читайте также:
Помощь в развитии зрения и слуха
Малышу больше всего нравится рассматривать предметы, которые находятся в десятке сантиметров прямо перед ним. Сначала ребенку трудно сфокусировать взгляд. Для развития этого навыка есть специальные упражнения:
- Нужно осторожно поворачивать голову ребенка в разные стороны и удерживать, когда в поле его зрения попадет лицо или яркая игрушка. Желательно, чтобы предмет был как можно крупнее. Так взгляд малыша быстрее за него «зацепится».
- Двух- или трехнедельным грудничкам проще задерживать взгляд в вертикальном положении. Даже если со стороны кажется, что он ничего не видит и не рассматривает, всё равно в поле его зрения попадает много предметов, поэтому ребенка нужно как можно чаще носить на руках.
- Тренировать зрение после полугода можно уже с игрушками разных цветов, особенно если они с контрастными кругами или полосками. Зрение ребенка развивается очень быстро, и ему уже самому интересно рассматривать разные цвета.
К концу 1-го месяца жизни ребенок иногда фокусирует (хоть и ненадолго) взгляд на предметах, которые находятся от него в 90 см, поэтому над кроваткой желательно поместить большую подвеску или звенящую карусель. Это будет привлекать внимание малыша и способствовать развитию слуха и зрения.
Как определяется нарушение слуха и зрения?
Основные способы проверки слуха и зрения – это шелест, шорох, движение световых лучей. Все перечисленное применяется в первые дни после рождения. Обращение к врачу необходимо, если после 1-го месяца нет кратковременной заинтересованности малыша, когда двигается крупный объект.
Также тревожным симптомом является отсутствие реакции ребенка на слишком громкие звуки или яркий свет. К 4-му месяцу малыш уже должен узнавать человека, который за ним ухаживает, издавать разные звуки. Плохо, если взрослея, ребенок не пытается рассмотреть игрушки, не интересуется происходящим вокруг.
Иногда родители начинают задаваться вопросом, видят ли новорожденные, если глаза у них «блуждают». Если косой взгляд появляется не всегда, а периодически, то это до полугода нормально. Малыш просто смотрит на окружающее каким-то одним глазом. В одну картинку все фрагменты начинают объединяться только после полугода.
Слышать малыш начинает еще в материнской утробе, а сразу после рождения на грудничка обрушивается много новых звуков и он учится их различать. Зрение формируется после того, как ребенок появился на свет, однако развивается очень быстро, и уже к году малыш видит так же, как и взрослые.
Читайте также:
Фото: Depositphotos, Рexels
Сон грудных детей с 1 по 12 неделю жизни – фазы сна, проблемы
С 1-й по 12-ю неделю своей жизни ребенок адаптируется и привыкает к окружающему миру, к ритмам и времени, и родителям необходимо знать, сколько же должен спать их малыш. Ориентируясь по нормам сна, мамочки могут определить, правильный ли режим у крохи, или ребенок заболел.
Сколько должен спать ребенок в первую неделю жизни?
Режим сна новорожденного
В первые дни своей жизни кроха только спит и кушает. У него нет строгого режима сна, так как новорожденный привыкает к времени окружающего мира.
Как правило, ребенок спит в сутки от 18 до 20 часов. Этого времени хватает для восстановления сил и энергии, которую затрачивает малыш на познание внешнего мира, а также для развития всех систем организма.
Фазы и длительность сна новорожденного 1 недели жизни
Спят новорожденные дети почти сутки. При этом они просыпаются каждые 2-3 часа, чтобы покушать.
Те малыши, которых кормят грудью, могут проснуться и через 1,5 часа. Ведь грудное молоко переваривается 75 минут.
Днем ребенку необходимо для сна 9 часов, а на ночной отдых ему требуется от 10 до 11 часов.
Причины беспокойного сна у новорожденного на первой неделе жизни
Ночь у малыша этого возраста наступает в 21 час и заканчивается в 9 утра. Именно в этот период новорожденный должен крепко спать. Но не забудьте, за ночь его необходимо покормить 3-4 раза.
Дневной и ночной режим сна может быть нарушен, если в комнате душно.
Нужно проветривать помещение.Также, чтобы сон младенца был крепким, необходимо пеленать его. Ему должно быть уютно, тепло, но не жарко.
Сколько должен спать ребенок на второй неделе от рождения?
Режим сна грудничка возрастом две недели
Двухнедельный малыш спит в сутки от 18 до 20 часов. В это время он растет. Его организм развивается, начинают адаптироваться все системы, в основном — нервная. Кроме того, во время сна появляется энергия, которую ребенок тратит на познание окружающего мира.
Фазы и продолжительность хорошего сна у грудничка второй недели жизни в ночное и дневное время
Днем новорожденный спит от 8 до 9 часов, а ночью — от 10 до 11. Его сон прерывается для того, чтобы покушать.
Заметьте, через 1,5-2 часа просыпаются груднички. А те дети, которых кормят смесями, могут проспать до 3 часов.
Почему плохо спит или не спит ребенок на второй неделе жизни?
Грудничок может плохо спать по нескольким причинам.
- Во-первых, ему может стать жарко. Следите, чтобы под одеялом ему было тепло. А чтобы было уютно, попробуйте запеленать малыша.
- Во-вторых, влияет температура в помещении. Чтобы в комнате не было душно, следует ее проветривать.
Как и сколько спят новорожденные дети на третьей неделе жизни?
Режим сна и бодрствования у грудничков в возрасте трех недель
В этом возрасте дети начинают проявлять активность. Они могут пошевелить осознано руками, приподнять на несколько секунд голову и подолгу смотреть на интересующий предмет. Причем дети просыпаются до положенного времени, рассчитанного для кормления, и ложатся спать не сразу, как покушали, а позже.
Чтобы набраться сил, детишкам требуется 18 часов в сутки крепкого сна.
Фазы и продолжительность сна у новорожденного трех недель жизни ночью и днем
Трехнедельный малыш стабильно днем спит 8 часов, а ночью 10. При этом просыпается каждые 2-3 часа, чтобы подкрепиться и рассмотреть внешнюю обстановку.
Многие мамочки замечают, что самый крепкий сон у малышей с 11 вечера до 9 утра.
Почему ребенок плохо спит в возрасте 3 недель жизни
Грудничок может не спать из-за того, что ощущает дискомфорт.
- Например, ему может быть жарко.
Обычно малышей пеленают и накрывают сверху одеялом. Чтобы проверить, не жарко ли крохе, стоит засунуть за шиворот палец. Если спинка не вспотела, значит все в норме.
- Также малышу может быть холодно.
Проверить это можно по замерзшему носику.
- Кстати, духота в комнате тоже мешает засыпать.
Сколько в норме спит ребенок на четвертой неделе после рождения?
Особенности дневного и ночного сна у грудных детей четырех недель
В месяц ребенок уже начинает понимать, что такое день и ночь. У него вырабатывается режим сна.
Всего в сутки малыш отдыхает 18 часов. Этого времени достаточно для роста и развития организма, а также, чтобы восстановить потраченные силы на познание нового мира.
Длительность и фазы сна четырехнедельного новорожденного
Уже в месяц у крохи образуется 4 дневных периода сна, и один ночной.
Всего днем малыши спят 8 часов. Это время делится на два утренних периода по 3 часа, и два вечерних поверхностных сна — по 30-40 минут.
Многие мамочки замечали, что их дети спят 4 раза по 2 часа. Эта привычка негативно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка.
Ночью дети спят по 10 часов.
Нарушение сна у новорожденного 4 недель жизни: основные причины
Новорожденный может не спать по нескольким причинам.
- Во-первых, ему может мешать внешний раздражитель типа музыки или разговора. Желательно следить за окружающими факторами.
- Во-вторых, ребенку может быть холодно или жарко. Его необходимо запеленать так, чтобы он чувствовал себя уютно.
- В-третьих, могут на сон повлиять комнатные условия, например, духота или влажность. Нужно обязательно перед сном проветривать помещение.
Как спят новорожденные дети на пятой неделе жизни?
График сна пятинедельного ребенка
Ребенок этого возраста спит 18 часов в сутки. Этого времени хватает, чтобы пополнить запасы сил и энергии.
Малышу пяти недель требуется уже больше родительского внимания, так как он может бодрствовать до 3-4 часов ежедневно.
Кроме того, кроха придерживается 4-разового дневного сна и 2-разового ночного.
Продолжительность и фазы сна грудничков в 5 недель жизни в ночное и дневное время
Днем сон ребенка делится на 4 периода, и составляет 8 часов.
Как правило, в первые два дневных периода малыш спит по 3 часа, а в последние два вечерних периода — по 30-40 минут. Этого времени хватает, чтобы выспаться и «не уходить» в глубокий сон.
Ночью мамочки могут уже спать спокойней, так как в течение 10 часов чадо нужно будет покормить 1-2 раза.
Почему ребенок беспокойно спит или совсем не спит в 5 недель?
- Частой причиной плохого сна является душная комната. Перед тем как укладывать ребенка, следует ее проветрить.
- Также не спать малыш может из-за неудобной подушки или пухового одеяла. Желательно проверять, не жарко или не холодно ли ему.
- А еще причиной беспокойного сна могут являться боли в животе. Они появляются из-за того, что кормящая мама съела продукт, который раньше не употребляла.
Сколько должен спать грудничок на шестой неделе жизни?
Режим сна у ребенка шести недель жизни в ночное и дневное время
К 6 месяцам у новорожденного формируется стабильный режим сна и бодрствования.
Днем ребенок продолжает спать 4 раза. А ночью может прерываться 1-2 раза на кормление.
Всего в сутки малыш спит 18 часов. Этого времени хватает, чтобы набраться сил и вновь начать познавать окружающий мир.
В этом возрасте ребенок уже самостоятельно держит голову в вертикальном положении, следит за предметами, поворачивая шею.
Сколько должен спать грудничок в 6 недель по времени?
Дневной сон крохи делится на 4 периода и составляет 8 часов. Малышу требуется два глубоких сна по 3 часа и два поверхностных по 30-40 минут.
А ночной сон ребенка ограничивается 10 часами. При этом он тоже может быть разделен на 2-3 периода, так как ребенка необходимо кормить и ночью.
Почему ребенок 6 недель беспокойно спит ночью/днем?
- Самой распространенной причиной плохого сна у ребенка этого возраста являются неправильные ассоциации засыпания. То есть он может проснуться ночью, заплакать и уснуть только после того, как его покачают или возьмут на руки.
Врачи рекомендуют приучать малыша засыпать самостоятельно. То есть укладывать его надо в отдельную кроватку, но не в родительскую постель.
- Малыш может проснуться от вздрагиваний. От них спасает пеленание.
- Кстати, причинами плохого сна также могут стать духота в комнате или болезнь.
Сколько в норме должен спать ребенок семи недель от рождения?
Режим сна у детей в семинедельном возрасте днем и ночью
В 7 месяцев ребенок начинает энергично проявлять себя.
Родители должны приучить его к активным играм в первой половине дня, и к спокойным занятиям после обеда. Тогда малыш хорошо уснет.
За сутки ребенку этого возраста хватает для сна 18 часов. Если ваше чадо спит дольше, то, возможно, чувствует себя плохо.
От режима сна и бодрствования малыш не должен отучаться.
Сколько и как должен спать ребенок в 7 недель?
Дневной сон 7-недельного малыша не отличается от 6-недельного.
Отдых делится на 4 периода: 2 по 3 часа и 2 по 30-40 минут.
Желательно, чтобы первые периоды глубокого сна проходили в первую половину дня, а вторые поверхностные периоды вечером.
Всего за день малыш может спать до 8 часов. А на ночной отдых ему требуется 10 часов.
Почему ребенок плохо спит в ночное и дневное время в семь недель жизни: причины
Про активные игры мы писали выше, они должны проходить днем.
А еще одной причиной плохого сна является неудобная подушка или матрац. Так как младенец уже начинает двигаться, то, конечно же, может сползти во время сна и лечь, как ему захочется.
В этой проблеме родителей спасает пеленание. Укутавшись в теплый плед, ребенок не захочет никуда ползти и шевелиться.Кстати, а еще пеленание предотвращает вздрагивания малыша.
Сколько спит новорожденный ребенок на восьмой неделе жизни?
График сна у детей в возрасте восьми недель в дневное и ночное время
Режим сна у детей 8-ми недель не отличается от режима малышей 5,6,7 недель. Как правило, им требуется ежедневно для отдыха 18 часов.
Малыши уже могут держать голову в вертикальном положении или лежа на животе.Кроме того, дети уже различают понятия дня и ночи.
Фазы сна и продолжительность у ребенка в возрасте 8 недель
В этом возрасте малыши спят ночью по 10 часов. Мамочки встают к ним всего лишь 1 раз, чтобы покормить и перепеленать.
А днем деткам хватает 8 часов для сна. Он делится на 4 периода: 2 глубоких сна по 3 часа и 2 поверхностных по 30-40 минут.
Нарушение сна у ребенка в 8 недель жизни: причины
Как правило, в этом возрасте малыш спит спокойно. Но если его потревожит внешний раздражитель, голос или музыка, он проснется.
- Также причиной плохого сна может стать болезнь. Когда ребенку плохо, он не будет спать.
- Кроме того, если ему будет жарко или холодно, дитя может начать плакать.
- А еще причиной может стать духота в комнате. Проветривайте помещение за полчаса до сна.
Как и сколько спит ребенок на девятой неделе жизни?
График правильного сна у детей 9 недель жизни
Стабильный 4-разовый дневной отдых также сохраняется у 9-недельных детей. Но по времени он уменьшается на 1 час.
А ночной сон не меняется. Всего же малышам требуется для отдыха 17 часов.
Силы им нужны для того, чтобы изучать окружающий мир, научиться ровно держать голову и опираться на предплечья, лежа на животе, а также поворачиваться на бок.
Сколько должен спать ребенок по времени днем и ночью?
Продолжительность дневного сна ребенка меняется на 1 час и составляет 7 часов.
Кроме того, ребенок спит 4 раза днем: 2 глубоких сна по 2-3 часа и 2 поверхностных по 30-40 минут. Как правило, первые проходят до обеда, вторые после.
А ночное время не изменяется. Для сна крохе хватает 10 часов. Конечно же, ночью мамочке придется встать 1 раз для кормления.
Почему грудничок 9 недель плохо спит днем или ночью?
- Чтобы ребенок крепко спал, укутайте его в мягкую теплую простынку, а затем накройте одеялом (в случае если в комнате холодно).
- Обратите внимание на внешние раздражители — музыку, радио, телевизор. Отключите их.
- Перед тем как класть ребенка в постель, проветрите комнату, вдруг ему будет душно.
- И, конечно же, приучите малыша засыпать самостоятельно. Он не должен просыпаться, чтобы почувствовать ваши руки или покачивание.
- Кстати, причиной плохого сна могут быть боли в животе и другие болезни.
Как должен спать грудной ребенок на десятой неделе от рождения?
Сколько должен спать ребенок ночью и днем?
Как только у малыша увеличилась зона осмотра из-за того, что он научился держать голову, лежа на животе, он начинает следить за окружающими предметами.
Чтобы у крохи было много сил и хватало энергии на 7 часов ежедневного бодрствования, в сутки он должен спать минимум 17 часов.
Продолжительность и фазы сна у ребенка в возрасте 10 недель
Дневной сон грудничка разделен на 4 периода, из них 2 глубоких сна по 2-3 часа и 2 поверхностных сна по 30-40 минут. Желательно, чтобы первые приходились на день, а вторые на вечер.
На ночной отдых малышам необходимо 10 часов. За ночь мама может потревожить свое чадо 1 раз, чтобы покормить.
Почему ребенок не может спать днем или ночью, что его беспокоит?
Часто причиной нарушения сна являются боли в животе. Мама грудничка должна следить за тем, что она ест. Ребенка на искусственном вскармливании можно перевести на другую смесь.
Также плохо спать ребенок может из-за неудобного матраца, жаркого одеяла, душной комнаты или просто голода.
Сколько должен спать ребенок на одиннадцатой неделе жизни?
Режим сна у детей в возрасте 11 недель жизни в ночное и дневное время
График сна у ребенка в этом возрасте почти не меняется. В сутки малыш должен спать 16-17 часов.
«Гуляет» он уже немного дольше обычного, и может спать меньше днем. Кроме того, 4-разовый дневной сон сохраняется. Он необходим, чтобы у ребенка были силы на активные игры.
Фазы сна и продолжительность у грудничка в возрасте 11 недель
У детей этого возраста дневной сон разделен на 4 периода. Малыши спят 2 раза в первой половине дня по 2-3 часа и 2 раза во второй половине дня по 30-40 минут. Заметьте, ночной режим у детей 11 недель не меняется, он составляет 10 часов. Кормить также можно 1 раз за ночь.
Почему ребенок в 11 недель жизни плохо спит днем или ночью: причины
Причиной нарушения сна может стать переутомление. Малыш может перетрудиться, лежа на животе, держа свою головку. Также переутомление появится из-за напряжения мышц, ведь ребенок в этом возрасте будет стараться доползти до игрушек и повернуться на бок.
Также причиной плохого сна может быть голод, духота в помещении, жесткий матрац, неудобная подушка, жара, холод, ночные вздрагивания или болезнь.
Сон детей на двенадцатой неделе от рождения
Особенности дневного и ночного сна у грудных детей 12 недель
К трем месяцам ребенок должен научиться не только держать голову, но и двигать ею в стороны: вверх, вниз, вправо, влево. Также он должен опираться на предплечья, лежа на животе, и поворачиваться на бок.
Для того, чтобы младенец был в хорошем настроении и у него хватало сил и энергии на развитие собственных способностей, ему потребуется 16-17 часов сна.
При этом его 4-разовый дневной сон также должен сохраняться.
Фазы сна и длительность у детей 12 недель жизни
Многие мамочки замечают, что сон ребенка в 3 месяца не длится больше 4 часов подряд.
Несмотря на этот режим, дневной отдых проходит в 4 периода. Малыши спят 2 раза по 2-3 часа в первую половину дня, а после обеда 2 раза по 30-40 минут. Норма дневного сна для ребенка 12 недель составляет 6-7 часов.
А ночной график крохи не меняется, ему нужно 10 часов для сна. При этом ребенок может проспать всю ночь и не проснуться, чтобы подкрепиться.
Причины плохого сна у детей 12 недель
- К этому возрасту дети должны спать самостоятельно. Их не нужно укачивать или брать на руки. Малыш не сможет уснуть, если родители поменяли тактику укачивания.
- Нарушиться сон может еще из-за болезни, часто у детей болит животик.
Также причинами плохого сна являются духота или влажность в комнате, холод, жара, неудобные постельные предметы (подушка, матрац, одеяло), внешние раздражители (музыка, телевизор, голос, телефон).
Поделитесь с друзьями:уход и питание, что должен уметь новорожденный
Безопасный дом
Несмотря на то, что многие трехнедельные малыши не очень активны и еще не умеют самостоятельно менять позу, они как будто мгновенно преодолевают «огромные» расстояния до края стола или комода, стоит родителям отвернуться. Поэтому ни на минуту не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столе или на диване.
Личная гигиена малыша
У новорожденных очень нежная кожа, поэтому одежду для самых маленьких надо выбирать осторожно. Отдайте предпочтение тканям из натуральных волокон и моделям, сшитым швами наружу.
Стирать детские вещи лучше отдельно от взрослых и использовать специальные средства с минимальным количеством отдушек и красителей.
В этом возрасте малышей достаточно купать 2—3 раза в неделю, главное — следить за чистотой и сухостью кожи в местах соприкосновения с подгузником: в подмышках, в области шеи, в подколенных и локтевых сгибах.
Детям очень полезно принимать «воздушные» ванны. Положите ребенка на пеленку и снимите подгузник, меняйте положения крохи, поочередно переворачивая его на бочок, животик или спинку.
Важное о здоровье
Все дети имеют врожденный иммунитет, унаследованный от мамы, однако иммунная система трехнедельного ребенка еще недостаточно окрепла, поэтому, лучше избегать тесного общения малыша с посторонними людьми.
Соблюдение правил гигиены значительно сокращает риск заражения инфекционными заболеваниями: попросите всех посетителей вашего дома мыть руки с мылом перед контактом с малышом. Постарайтесь отказаться от визитов друзей и родственников в первый месяц жизни ребенка, они еще успеют познакомиться с ним, когда малыш подрастет.
Не допускайте сквозняков, но регулярно проветривайте комнату, в которой живет малыш.
Совсем скоро ребенок научится осознавать простые причинно-следственные связи и «управлять» событиями: чувство голода и неудобства становится причиной плача, плач способствует появлению мамы, а мама — источник пищи и удовольствия. Поэтому, когда кроха увидит у своей кроватки маму, он ощутит себя в безопасности, заранее зная, что его потребности будут удовлетворены.
В ближайшее время малыш научится поднимать и держать головку, когда лежит на животике.
С самого рождения дети отличаются друг от друга и обладают разными способностями и особенностями. Забота и терпение родителей помогут им расти и развиваться гармонично.
Меню малыша
Забудьте на время слово «диета» и сосредоточьтесь на принципах здорового питания. Никаких консервантов и химических красителей!
Посоветуйтесь с нутрициологом: возможно, вам следует обратить особое внимание на определенные группы продуктов, из которых ваш организм лучше усваивает природные минералы и витамины.
Полноценное питание в период грудного вскармливания — залог того, что здоровье мамы не пострадает из-за недостатка кальция или витамина D (именно они отвечают за сильные и здоровые волосы, зубы и ногти). Прислушивайтесь к своему организму, подстраивайте свой режим питания под изменившиеся нагрузки. Возможно, в период грудного вскармливания, вам будет комфортнее, если вы будете есть часто (каждые 2—3 часа), но меньшими, чем обычно, порциями.
Детский сон
Циклы сна у детей включают стадии медленного и быстрого сна, но эти промежутки гораздо короче, чем у взрослых. Самостоятельно регулировать процессы засыпания и перехода к бодрствованию малыши могут не всегда, им необходима помощь родителей.
Уставший ребенок может начать тереть глазки, теребить ухо, плакать и капризничать. Скоро вы обнаружите, что у вас открылось настоящее «шестое чувство», помогающее вам понять, когда ваш малыш захочет спать. За несколько недель в вашем арсенале накопится достаточно средств для того, чтобы помочь ребенку успокоиться и расслабиться.
Младенцам, находящимся на искусственном вскармливании можно время от времени предлагать соску-пустышку, если это помогает им заснуть. Только не усердствуйте, чтобы не было привыкания: чрезмерное сосание может способствовать формированию неправильного прикуса в дальнейшем. Деткам на грудном вскармливании не рекомендуется давать сосать что-либо, кроме материнской груди.
В этот период можно начать приучать ребенка к смене времени суток. День — время, когда вокруг светло и шумно, родители разговаривают по телефону, слушают музыку и весело играют с малышом, если он не спит. Ночью свет и звук приглушены, никаких веселых игр и громких разговоров.
Совет недели
Для укрепления мышц шеи положите ребенка на животик и приближайте свое лицо к малышу так, чтобы ему пришлось приподнять головку, чтобы посмотреть вам в глаза. Покажите ребенку язык: некоторые дети уже начинают подражать выражению лица взрослых и тоже начнут высовывать язык.
Все фото: © Depositphotos
Первые 40 дней жизни малыша первые дни малыша после рождения
Опубликовано в журнале «Мой ребенок», 2008 г.
Попробуем представить себе, какие, самые первые впечатления, получает крошечный человечек – маленький, только что родившийся ребенок.Прежде всего, стоит помнить, что новорожденный малыш – не совсем «чистый лист».
Многие из его предпочтений обусловлены внутриутробными впечатлениями.
Так, например, в околоплодных водах, которые окружают ребенка в материнской утробе, содержатся все химические компоненты запаха матери и вкуса ее молока. Поэтому ребеночек, который первый раз взял грудь переживает своего рода «узнавание» – он узнает во вкусе материнского молока, этой амброзии и пище богов, знакомый вкус. Ведь находясь в материнском животе, ребенок весьма активно заглатывает околоплодную жидкость, и именно вкус околоплодных вод формирует вкусовые предпочтения малыша. Порядка 12 лет назад были проведены эксперименты, наглядно показавшие, что из 6 предложенных ваток, намоченных молоком кормящих женщин, ребенок, которому всего неделя от роду, устойчиво выбирает запах молока своей мамы. При условии, что его кормили грудью с самого рождения.
Первый вдох малыша
Итак, началом жизни считается первый вдох. И этот вдох не приносит малышу приятных ощущений. Ощущения новорожденного скорее всего будут напоминать резкий вдох при сильном морозе или глоток воздуха на высоте порядка 5-6 километров. Это резкие, неприятные, обжигающие ощущения. Есть специалисты, которые считают, что именно эти ощущения являются причиной первого плача малыша. Привычка дышать возникает достаточно быстро – несколько вдохов, и все неприятные ощущения проходят. Но дышать холодным воздухом малыш будет готов совсем не сразу.
Ребенку, который только что родился, стоит попытаться показать, что тот непривычный мир, в который он родился – вполне уютное место. И произвести это можно единственным способом – восстановив тактильный и сенсорный контакт с матерью. Контакт «кожа- к-коже».
Первое, что стоит сделать сразу после родов – это помочь ребенку восстановить контакт с «сенсорным миром матери».
Красивое и сложное на первый взгляд понятие «сенсорный мир матери» обозначает всю сумму впечатлений, которые дает живое присутствие мамы рядом. А именно: мамино тепло, стук маминого сердца, который сопровождал ребенка все время, пока он рос в материнском животе. Это запах мамы, так легко узнаваемый. Это мамин голос и легкое покачивание, контакт «кожа- к- коже», ну и конечно же – вкус материнского молока.
Считается, что многие взрослые и почти все дети так любят мороженное именно потому, что из всех продуктов, только мороженное по сладости и жирности, и общей вкусноте напоминает вкус грудного молока.
Попробуем представить, как функционируют органы чувств новорожденного ребенка:
Осязание
Помните, что 80% информации о мире в течении первых недель жизни ребенок получает через осязание. Взрослый человек этот же объем информации получает через зрение. Поэтому смело можно говорить о том, что у ребенка ведущая модальность восприятия – осязание, а у взрослого – зрение.
Что же можно почувствовать, благодаря осязанию?
Во-первых, конечно же, это простые осязательные ощущения: насколько мягка ткань? Тепло или холодно? У новорожденного ребенка есть ярко выраженная «тепловая доминанта», то есть малышу приятно, когда тепло и неприятно, когда холодно. Новорожденному ребенку лучше всего подбирать ткани максимально мягкие, претерпевшие не одну стирку.
Через осязание малыш также может почувствовать эмоциональное состояние человека, который его держит. Да, да, не удивляйтесь. Такие маленькие дети чувствуют эмоции непосредственно. И если человек, который их держит напряжен, расстроен или обеспокоен – малыш может начать беспокоиться и плакать. А если его держать жесткие и равнодушные руки – малыш зажимается и становится напряженным. Приятнее всего малышу уверенные, спокойные, теплые и родные руки мамы, которая не слишком сомневается в том, что она хорошая мама. Для того, чтобы нормально развиваться, ребенку необходимо достаточное количество тактильного контакта с мамой. Есть польская поговорка, в которой говорится о том, что дети, которых чаще трогают, лучше растут.
В первые часы, дни и недели жизни вашего малыша, когда контакт между вами только налаживается, ребенку очень полезен тактильный контакт. Да и матери чувствуют себя гораздо спокойней, когда держат на руках своего малыша, или чувствуют его тепло и дыхание рядом. Специалисты считают, что достаточное количество контакта «кожа – к – коже» служит профилактикой возникновения послеродовой депрессии.
По мнению психологов, именно тактильный контакт запускает естественные сильные материнские чувства.
Поэтому тем мамам, которые думают, что они недостаточно любят своего кроху, можно смело рекомендовать держать его побольше на руках, и не просто на руках, а при непосредственном тактильном контакте.
Современные психологи и педиатры совсем не считают, что ребенка можно испортить, если много держать его на руках (внимание, эта рекомендация в столь категоричном виде касается только первых недель жизни ребенка, в дальнейшем следует настраиваться на то, что малыш не будет проводить у вас на руках все время своего бодрствования).
Простой, непрофессиональный, материнский массаж, описанный в книгах для родителей, поможет вашему малышу начать осознавать свое тело и развиваться гармонично, а маме – почувствовать уверенность и наладить контакт с новорожденным.
Обоняние
В первые 3 месяца жизни обоняние также играет ведущую роль во впечатлениях малыша.
Так, ребенок, которому всего 3 дня от роду в состоянии отворачивать голову от неприятного, резкого запаха. Главный, и самый желанный для малыша запах – вы угадали какой – запах мамы. Но постепенно, в течении первых недель жизни у ребенка формируются и другие предпочтения, он начинает узнавать запахи папы или бабушки. Но резкие, искусственные запахи будут отталкивать и пугать малыша достаточно долго. Поэтому молодой маме следует по возможности избегать парфюмерии и косметики ненатурального происхождения. Очень аккуратно следует использовать ароматерапию и любые благовония. Стиральный порошок стоит выбирать с максимально ненавязчивым запахом, или же включать режим «больше воды при полоскании».
Отдельно хочу заметить, что к запаху курящего папы малыши привыкают очень быстро. И наличие этой, безусловно вредной привычки, ни в коем случае не аргумент для того, чтобы не давать папе на руки младенца.
Если вы собираетесь в первый раз после родов отлучиться ненадолго из дома – есть проверенный способ сделать ваше отсутствие временем, не слишком дискомфортным для малыша. Просто оставьте в кроватке или коляске, недалеко от носика ребенка свою футболку, которую вы только что носили. Ребенок, чувствуя рядом запах мамы будет вести себя намного спокойнее. Вообще, запах мамы успокаивает детей вплоть до поступления в школу. Ведь запах этот совершенно особый, первый из известных.
После 3 месяцев осязание начинает играть в развитии ребенка меньшую роль, но все дети до года-полутора чувствуют запахи не хуже, а лучше, чем женщина в первый триместр беременности.
Помните об этом, и, собираясь в гости с ребенком, не забудьте захватить с собой одеяльце, пахнущее домом.
Слух
Как известно, слух ребенка начинает работать задолго до рождения. На седьмом месяце беременности ребенок слышит уже довольно хорошо, и даже может различать голоса своих близких и пугаться резких или низкочастотных звуков. Вот почему считают, что рок – не лучшая музыка для беременных женщин. Да их, как правило, на него и «не тянет».
Ребенок после родов узнает голоса папы и мамы несмотря на то, что околоплодные воды довольно сильно искажают звук. И если мама во время беременности регулярно напевала какую-нибудь мелодичную песенку – есть высокие шансы, что ребенок узнает мелодию, и она будет влиять на него успокаивающе.
Вообще же, лучший способ угомонить расплакавшегося младенца – это простая материнская колыбельная, соединенная с запахом матери, теплом материнского тела, мерным темпом покачивания. Не стоит пренебрегать этим, веками проверенным способом. Ведь все это возвращает новорожденного в «сенсорный мир матери» – привычный, надежный, защищенный.
Зрение
Зрение – главные ворота восприятия взрослого. И природа как бы щадит малыша, бережет его от избытка впечатлений. Зрение совсем не сразу начинает работать в полную силу. И, чтобы научиться грамотно устанавливать визуальный контакт с младенцем, нужно знать особенности работы зрения в первые недели жизни.
Перечислим их: первые несколько дней жизни по многим данным, ребенок видит мир «перевернутым», так как зрительные нервы не работают в полную силу. В первые недели жизни дети реагируют на контрастные черно-белые изображения с большим интересом, чем на цветные. Позже это предпочтение меняется.
Для новорожденного весь мир как бы «не наведен на резкость» все видится размыто, как игра света и тени. Отчетливо малыш видит только на фокусном расстоянии, которое составляет 18-25 см, то есть ровно то расстояние, которое разделяет лицо ребенка и лицо мамы в положении «под грудью». Природа как бы сама определила тот единственный объект, на который ребенку действительно интересно смотреть – это незнакомое лицо знакомого изнутри человека. И малыш может смотреть на мамино лицо подолгу не отрывая глаз, и это занятие ему не надоедает. Только это еще не взгляд «глаза в глаза» – это появится позже, как раз к концу периода новорожденности, то есть через 40 дней после родов. Говорили в древности, что в этом возрасте дети видят ангелов. Так действительно можно подумать, наблюдая за внимательным взглядом ребенка.
Но к 6 неделям ситуация меняется, зрение начинает работать в полную силу, и теперь уже малыш хорошо видит и фокусирует взгляд на расстоянии 50-60 сантиметров.
Наблюдать в этом возрасте дети больше всего любят за движущимися предметами, поэтому подвижные мобили – лучшая игрушка для первых 3 месяцев жизни.
А еще малыши очень любят разглядывать человеческие лица, а также крупные черно-белые фотографии и даже символические изображения человеческого лица – например, личико, нарисованное маркером на воздушном шарике.
Помните, что через зрение малыш получает очень много информации, непривычно много. И он может от переизбытка впечатлений уставать. Главный признак приближающейся усталости ребенка – то, что он отводит глаза.
Что же касается первых сорока дней после рождения – главная мысль, на которую стоит ориентироваться, что для ребенка это не время игрушек и игр, а время привыкания к новому миру и множеству ощущений, идущих извне и изнутри тела.
Самоощущения младенца
В первые недели жизни все ощущении, которые идут от ручек, ножек, кишечника и мочевого пузыря – весьма непривычны для малыша. Изменилось почти все, по сравнению с жизнь в мамином животе. Так, тело младенца ощущается как непривычно тяжелое и немного неудобное: ведь, находясь в воде, тело весит значительно меньше. Так что ощущения малыша похожи на ощущения космонавта, высадившегося на планете, на которой гравитация в 2 раза мощней, чем на Земле. И привыкать к этим ощущениям малыш будет несколько недель.
Массу не самых приятных впечатлений может вызывать процесс переваривания маминого молочка и необходимость освобождать кишечник и мочевой пузырь. Нередко малыши от этого горько плачут.
Тело новорожденного совсем не послушное – малыш даже не знает, что его рука это его рука, а его нога – действительно его.
Только в районе 40 дней происходит так называемое «зрительное открытие руки», и ребенок понимает, что то, что появляется у него в поле зрения – это его собственная рука и он может ей управлять. Малыш начинает сосредоточенно смотреть на руку и, немного времени спустя, пытается попасть рукой по игрушкам, подвешенным над кроваткой. Так начинается исследование мира предметов.
Голова новорожденного очень большая и тяжелая, она имеет массу до 1\4 тела и ограничивает попытки малыша менять положения. Дети очень не любят, когда их берут резко, не поддерживая при этом головку. Владеть мышцами шеи младенец научается около 1,5 месяцев от роду.
Вкус
Единственный вкус, действительно приятный младенцу – это вкус молока собственной мамы. Молоко сладкое, жирное, пахнущее мамой – это настоящий эликсир жизни. А от горького, соленого, кислого, от всех других вкусов и привкусов дети морщатся и пытаются плеваться. Их нежный желудочно-кишечный тракт еще совсем не готов к восприятию чего-либо, кроме материнского молочка.
Не отсюда ли у многих взрослых и детей постарше такая любовь к сладкому?
«Шестое чувство» – чувство эмоционального состояния близких
Новорожденный малыш еще не обзавелся многочисленными слоями психологических защит, существующих у нас, взрослых. Все дети вообще, но в особенности младенцы, то есть малыши, не умеющие говорить, необыкновенно чутки к эмоциональным состояниям близких людей, либо просто людей, которые оказались рядом.
Например, если в комнату зашел человек, который находится в сильном негативном эмоциональном состоянии (злится, раздражен, расстроен) – младенец вполне может начать капризничать плакать.
Он, не имея слоев психологических защит чувствует такие состояния другого человека просто кожей и негативные эмоции ему неприятны. Особенно сильно данные способности проявляются между 2-3 и 5-7 месяцами жизни.
Такая чувствительность младенцев одна из причин, по которой расстроенной, раздраженной, очень уставшей маме трудно уложить и успокоить малыша.
Для того, чтобы успокоиться, младенцу нужен островок спокойствия в душе взрослого человека.
Материнская интуиция
Для понимания всех этих чувств и ощущений, так отличающихся от ощущений взрослых, у каждой мамы есть превосходный, от рождения данный инструмент – материнская интуиция. Но только не все мамы решаются доверять ей и к ней прислушиваться. А ведь грамотный педиатр обязательно спросит мать о ее мнении по поводу состояний и проблем ребенка. И с доверием отнесется к ее словам.
Для того, чтобы помочь интуиции включиться и заработать необходимым считается достаточное количество контакта «кожа- к-коже», который запускает глубинные механизмы материнского инстинкта. Еще два условия, без которых маме трудно будет доверять себе – настрой на максимально ранний контакт с младенцем, а главное – способность радоваться тому, что в мир родился новый человечек.
В завершении, стоит поговорить о том, как важно внимательно и ответственно отнестись к первым неделям жизни малыша не только в плане ухода и кормления, но и в плане психологического комфорта в семье.
Все вместе
Есть такая русская поговорка: «Когда семья вместе – душа на месте».
Например, педиатры и психологи отмечают, что гораздо меньше количество послеродовых проблем у матери и ребенка в семьях, в которых между родителями близкие и доверительные отношения. Там, где папа в курсе событий, надежд и тревог молодой мамы, и не отстраняется от них, передоверяя все это пусть и грамотным, но совсем не таким близким помощникам.
Итак, лучшая профилактика послеродовых осложнений, почти необходимое условие возникновения полноценного контакта с малышом – папин послеродовый, хотя бы и недолгий отпуск. В присутствии папы мама чувствует себя достаточно надежно и защищено, и способна все силы отдать младенцу. Так что нетипичный для России, но вполне обычный для многих европейских стран послеродовый отпуск для папы – решение, о котором никто еще не жалел.
Родителям новорожденных можно пожелать первые 40 дней после родов провести в максимально возможной гармонии и как можно больше времени проводить вместе, втроем, всей своей новой, расширенной семьей, привыкая к малышу и постоянно ему удивляясь.
Дела, которые, как известно, никогда не кончатся, могут и подождать, а вот время возникновения импринтинга, и пробуждения родительских чувств – первые недели после родов – действительно золотое и неповторимое. Младенец, который в период установления контакта и возникновения связей видит рядом с собой обоих родителей, начинает привыкать к обоим и строить с каждым свои отношения. И папе совсем необязательно ждать, когда малыш подрастет, чтобы начать общаться с ним. Младенчество, несмотря на распространенные взгляды, – совсем не обязательно период, когда воспитывать малыша и возиться с ним могут только женщины. Дети, отцы которых активно участвуют в их каждодневной жизни, держат их на руках и проводят с ними достаточно времени, развиваются лучше и чувствуют себя в жизни гораздо более уверенно.
Дата публикации: 18 Апреля 2011
Автор статьи: Екатерина Бурмистрова, психолог
Источник: Сайт Екатерины Бурмистровой
Раннее развитие ребенка (первые игры с 2 недель) игры с грудничком 2 3 месяца
В первые дни после рождения у ребенка общение как таковое отсутствует. Младенец плачем сигнализирует о своем неблагополучии, при этом он не обращается к конкретному взрослому, не ищет его – он кричит «в пространство». После устранения причины дискомфорта малыш успокаивается и чаще всего засыпает. Однако постепенно, со 2-3-й недели жизни, ребенок начинает фиксировать взгляд на лице взрослого, а затем и на его глазах. Так вот, взгляд в глаза и есть первый признак зарождающегося общения.
К концу первого месяца в ответ на обращение взрослого младенец не только замирает, глядя в глаза, но и улыбается. Именно улыбка является признаком потребности в общении. И теперь взаимодействие между ребенком и взрослым начинает стремительно развиваться. В течение 4-5 недель малыш, уже умеющий выделять взглядом взрослого и отвечать улыбкой на его обращение, учится более четко и точно воспринимать действия взрослого: уверенно отыскивает его взглядом, поворачивается на звук его голоса, замечает издали на все большем расстоянии. А с третьего месяца младенец и сам может более активно общаться со взрослым, используя для этого мимику, звуки гуканья и гуления, движения ручками и ножками.
Различные игры и забавы не только помогут вам весело провести время, но и будут способствовать развитию вашего малыша.
Взаимодействие между ребенком и взрослым
Уже на первом месяце жизни младенца появляются отрезки активного бодрствования, сначала по 20-30 минут, к концу третьего месяца – до часа. Задача взрослого – создать все необходимые условия для того, чтобы ребенок проявлял активность. Пусть звучит мелодичная музыка. Берите малыша на руки, подносите к окну, к зеркалу, носите из комнаты в комнату. Рассказывайте обо всем, что видите сами. Разнообразные ощущения, звуки, запахи – все это на пользу растущему человечку. Вот несколько игр, которые помогут вам установить теплые взаимоотношения с ребенком.
Тушки-тутушки (со 2-3-й недели)
Положите малыша на спинку. Напевно произносите слова потешки. При словах «Тушки-тутушки» прикасайтесь и нежно похлопывайте ребенка по разным частям тела.
Тушки-тутушки,
С творогом ватрушки!
Тушки-тутушки,
Пшеничный пирожок!
На опарушке мешен,
Высоконько взошел!
Тушки-тутушки,
На столе преснушки!
Тушки-тутушки,
А в печи ватрушки!
Тушки-тутушки,
Пекла баба плюшки.
Всем по плюшке,
А две – Ванюшке (Катюшке)!
Вскоре малыш при каждом прикосновении будет улыбаться и с нетерпением ожидать нового прикосновения.
Едет-едет паровоз (со 2-3-й недели)
Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала голову и шею ребенка, а другая ягодицы. В ритме песенки поднимайте и опускайте его.
Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.
Две трубы, сто колес,
Машинистом рыжий пес.
Едет, едет паровоз,
«Чух, чух, чух», – пыхтит наш пес.
Пятьдесят поросят
На подножках висят.
На последних словах поцелуйте малыша в животик и шумно выдохните: «Чух, чух, чух!»
Смелый пилот (со 2-3-й недели)
Положите малыша животом на большой гимнастический мяч. Удерживая его за колени и напевая, раскачивайте ребенка вперед, назад, в стороны:
Вырасту, буду
Летчиком смелым.
Нет для мальчишки
Лучшего дела.
Лужица (со 2-3-й недели)
Возьмите ребенка на руки. Покружитесь с ним по комнате, напевая:
Аи гу-гу, аи гу-гу,
Не кружись на лугу.
На лугу-то лужица,
Голова закружится.
Прямо в лужу упадешь,
Мокрый к ужину придешь! При словах «прямо в лужу упадешь» слегка присядьте, имитируя падение.
Вот проснулись (с 3-4-й недели) После пробуждения положите ребенка на пеленальный стол. Нежно прикасаясь к малышу, потягивайте его за ручки, покачивайте с боку на бок, приговаривая:
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
После слов «Где игрушечки, погремушечки?» достаньте погремушку. Пусть малыш сосредоточит на ней взгляд. Потряхивая игрушкой, медленно передвигайте ее влево-вправо, вверх-вниз.
Носик к носику (с 1 месяца)
Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала голову и шею ребенка, а другая – ягодицы. Приближайте свое лицо к лицу ребенка, говоря: «Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да, да, да!». На третье «да» прикоснитесь своим носом к носику малыша. Повторите игру несколько раз, меняя тон и громкость своего голоса, делая его то высоким, то низким. Можно первое и второе «да» произносить шепотом, а третье – обычным голосом. Ребенок будет ждать продолжения игры, улыбаться, смотреть вам в глаза.
Коза (с 1 месяца)
Это любимая забава детей с давних времен. Указательным пальцем и мизинцем бодают ребенка:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Ножками – топ-топ!
Глазками – хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!
Развитие зрительного восприятия
Интерес к предметам ближайшего окружения младенец проявляет с первых дней жизни. Зрительное восприятие развивается стремительными темпами. Скачкообразное, ступенчатое движение глаз к началу второго месяца жизни сменяется плавным слежением. Из предлагаемых игрушек малыш отдает предпочтение медленно движущимся, мелодично звучащим и красочным. Кроме того, младенец довольно рано (со 2-3-й недели) начинает обращать внимание на лицо матери (в основном при кормлении). Развиваются координационные движения глаз (на втором месяце жизни), что позволяет малышу рассматривать не только лица окружающих людей, но и свое отражение в зеркале, а также неподвижные предметы и игрушки. Находясь в вертикальном положении на руках у взрослого, ребенок учится рассматривать предметы в новом ракурсе. Можно предложить ребенку несколько игр, способствующих развитию зрительного восприятия.
Где же наш малыш? (с 3-й недели)
Сядьте на стул, ноги поставьте на скамеечку. Положите ребенка на спинку лицом к себе. Наклоняйтесь к лицу ребенка и удаляйтесь от него.
Где же, где же наш малыш?
Где наша крошечка?
Где же, где же наш(а)…… Сашенька (Поленька)?
Где же наше солнышко?
Ребенок научится удерживать в поле зрения ваше лицо.
Подвешенная игрушка (с 1 месяца)
Подвесьте игрушку над кроваткой на расстоянии примерно 50 см от груди ребенка. Лучше, если это будет однотонная игрушка красного, синего, желтого или зеленого цвета. Привлеките к ней внимание малыша, покачайте из стороны в сторону, погремите. Опишите игрушку: что это, какого цвета, как звучит, как движется. Убедитесь, что ребенок увидел игрушку. Отойдите от него, дайте возможность самостоятельно рассмотреть игрушку. Через 2-3 дня игрушку поменяйте.
Где мама? (с 1,5-2 месяцев)
Привлеките внимание малыша к своему лицу, высовывая язык, надувая щеки, округляя губы. Возьмите руку ребенка и проведите ею по своему лицу, дотрагиваясь до лба, носа, губ, щек и подбородка. Не забывайте разговаривать с малышом. Наклоняйте голову вправо-влево, напевая какую-нибудь песенку. Эта игра научит ребенка долгое время следить за вашим лицом.
Настольная лампа (с 1,5-2 месяцев)
Поднесите ребенка к настольной лампе и включите ее, воскликнув: «Ой! Огонек!» Выключите лампу, сказав: «Нет огонька, погас!» Повторите действия несколько раз.
Развитие слухового восприятия
Слуховое восприятие ребенка развивается столь же стремительно, как и зрительное. Ребенок первого месяца жизни уже реагирует на разнообразное звучание игрушек, мелодий. Однако явное предпочтение малыш отдает речи и пению взрослого. К 2 месяцам жизни зрительные, слуховые и двигательные реакции дополняют друг друга, сложным образом сочетаясь между собой. Малыш не только узнает голос мамы, но и способен повернуть голову в ту сторону, откуда он доносится, может взглядом отыскать звучащий предмет. Взрослые могут помочь ребенку развивать слуховое восприятие с помощью следующих игр.
Высокие и низкие звуки (с 3-4-й недели)
Положите малыша на пеленальный столик. Называйте его имя сначала высоким голосом, потом низким. Несколько раз меняйте тон и громкость своего голоса. Играя с вами, малыш научится прислушиваться к разнообразному звучанию вашего голоса.
Бубенчики (с 3-4-й недели)
Для игры понадобятся бубенцы. Расположите ребенка у себя на коленях. Звеня бубенцами, напевайте песенку:
Бубенчики висят,
Качаются, звенят.
Повторим их звон:
Динь-динь, дан-дан, дон-дон.
Позвените бубенцами справа или слева от ребенка. Посмотрите, прислушивается ли он к их звучанию. Пусть малыш следит глазами за движением бубенцов. Игру повторите несколько раз. Можно использовать и другие предметы и игрушки.
Поиск взрослого (с 1,5-2 месяцев)
Положите малыша на кровать, а сами прилягте рядом справа или слева от него, но так, чтобы он вас не видел. Позовите малыша по имени, нежно и ласково нараспев произнося его имя. Если малыш только прислушивается к вашему голосу, а не пытается вас найти, поверните его голову в свою сторону. Потом позовите ребенка с другой стороны. Повторите игру несколько раз, все меньше помогая малышу. В следующий раз зовите его то обычным голосом, то шепотом.
Развитие двигательных навыков
Постепенно, по мере взросления, ребенок с помощью взрослого обретает относительную власть над своим телом. Сначала включаются в работу мышцы шеи, и младенец начинает к двухмесячному возрасту поворачивать голову в сторону каких-либо звуков. Поначалу согнутые руки и ноги малыша к 1,5-2 месяцам распрямляются. Движения их хаотичные и резкие, но, благодаря упражнениям и гимнастике, за три месяца они становятся плавными и целенаправленными. Сжимаются и разжимаются кулачки, и к третьему месяцу можно вкладывать в ручки ребенка погремушку. Осознать свое тело, обрести власть над ним крохе помогают игры со взрослыми.
Потягушеньки (со 2-3-й недели)
Положите ребенка на кровать или пеленальный столик. В такт словам потешки поглаживайте называемые части тела малыша:
Потягушечки, порастушечки!
Поперек – толстушечки!
Руки – хватушечки
(скрестить руки ребенка на груди),
Ноги – бегушечки
(потопать ножками),
Потягунюшки, порастунюшки!
В ножки – ходунушки,
В роток – говорок,
А в головку – разу мок!
Токи-токи-тошки (со 2-3-й недели)
Играя с ножками ребенка, легко постукивайте по подошвам, поглаживайте, «топайте» его ножками:
Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Деточкины ножки
Едут по дорожке.
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ-топ –
Приехали!
Топ-топ (с 2-2,5 месяцев)
Положите ребенка на спину на пеленальный столик. Возьмите его за ножки в области голени и «топайте» его ножками в такт потешке:
Большие ноги шагали по дороге:
Топ-топ-топ
(медленно).
А маленькие ножки бежали по дорожке
Топ-топ-топ-топ-топ
(быстро).
Привет, ладошка! (с 2-2,5 месяцев)
Играйте с пальчиками малыша, прижимая их подушечками своих пальцев, поглаживая, разминая, целуя их.
Утро настало,
Солнышко встало.
Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!
Хлоп-хлоп (с 2-2,5 месяцев)
Потрите кулачок малыша о свою ладонь, а потом в ритм потешки похлопывайте его ладошкой о свою руку:
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так,
Своих ручек не жалеет.
Развитие речи
В начале второго месяца ребенок уже пробует издавать звуки. Сначала это характерные гортанные звуки – гк, гм, кхы. Несмотря на свою «простоту», эти звуки готовят артикуляционный аппарат малыша к сложной работе. Свое «гыканье» он обращает к взрослому, приглашая к общению. К третьему месяцу в «речи» ребенка начинают появляться протяжные гласные звуки. Чем больше взрослые разговаривают с малышом, тем активнее и быстрее развивается его речь. Поэтому обязательно комментируйте все свои действия, рассказывайте малышу о том, что видите и слышите, и вскоре ваш малыш ответит вам тем же.
Перекличка (со 2-3-й недели)
Положите малыша к себе на колени. Наклоняйтесь над ним, напевно, с разной интонацией произносите гласные звуки: а, о, у, и, а также их сочетания: агы, агу и т.д. Чередуйте громкую речь с шепотом и беззвучным артикулированием. Положите малыша себе на грудь и повторите игру. Возьмите руки ребенка, обхватите ими свое лицо, проведите ладонями по векам, носу, губам, напевая звуки.
Песенку пою (с 1-1,5 месяцев) Вам понадобится пуховка или комочек ваты. Поглаживая личико, шейку, ручки, ножки и животик малыша, напевайте:
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Лю-лю-лю, лю-лю-лю,
Да-да-да, я пою
Детке песенку свою.
Если в ходе игры у крохи появились первые звуки гуканья, поддержите их: поговорите с ребенком, используя его же звуки.
Малыш, видя эти забавные действия, через некоторое время начнет повторять их.
Подводим итоги
В результате общения и взаимодействия взрослого и ребенка в первые 3 месяца жизни у малыша появляются следующие умения.
1 месяц:
Плавно следит за движущимся предметом.
Прислушивается к голосу взрослого, звучанию игрушки.
Улыбается в ответ на разговор с ним.
2 месяца:
В положении лежа смотрит на лицо взрослого, неподвижный предмет.
Поворачивает голову в сторону говорящего взрослого, быстро отвечает ему улыбкой.
Лежа на животе, поднимает и короткое время удерживает голову.
Издает отдельные звуки.
3 месяца:
В вертикальном положении сосредоточенно смотрит на лицо взрослого и игрушки.
Лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову.
В ответ на обращение взрослого демонстрирует «комплекс оживления» (улыбается, издает звуки, двигает руками и ногами).
Будьте внимательны к своему малышу, отслеживайте признаки усталости или желания поиграть в другую игру. Не начинайте игру, если малыш сопротивляется или капризничает. Помните, что любая игра должна в первую очередь приносить удовольствие (и детям, и взрослым) и сопровождаться только положительными эмоциями.
Читайте также: что должен уметь малыш в 10 недель