Нетрадиционные техники лепки – Методическая разработка по аппликации, лепке на тему: Нетрадиционные техники лепки и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Статья на тему: НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ЛЕПКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ   САД №32   КРАСНОСЕЛЬСКОГО   РАЙОНА                                                                                                

                                           САНКТ-ПЕТЕРБУРГА  

                           СТАТЬЯ

                                                       НА ТЕМУ

                          «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ЛЕПКИ»

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                       СОСТАВИЛА:

                                                                                                                                                       ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                                                                                                                        ГБДОУ №32

                                                                                                                                                        САХАВАТОВА А.Н.

                                                                     САНКТ-ПЕТЕРБУРГ                                                                                  

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…                         Чем больше уверенности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействия руки с орудиями труда, тем ярче творческая стихия детского разума»

                                                                                                          В.А.Сухомлинский

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического восприятия, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Лепка —  это объемное, трехмерное изображение предметов в пространстве с помощью мягкого вещества: глины, пластилина, тесто. Своеобразие лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передается форма предмета в трех измерениях. Своеобразным является и содержание детской лепки.  В отличии  от скульптора , изображающего в основном живые существа, дети лепят почти все окружающие предметы. Однако взрослым надо понимать.   что они должны учить ребенка лепить, а не делать из него скульптора и лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.

К нетрадиционным техникам лепки в дошкольном возрасте относятся:

использование в лепке различных нетрадиционных пластических материалов;

интеграцию лепки с различными видами детской изобразительной деятельности;

создание оригинальных лепных образов.

Нетрадиционные техники позволяют детям познакомиться с разнообразными пластическими и вспомогательными материалами, что способствует повышению выразительности лепных образов,  поддерживанию их эмоционально – положительного отношения к данному виду деятельности , способствует удовлетворению потребности детей в художественном  выражении, развитию детского изобразительного творчества. Нетрадиционные техники лепки способствуют развитию данного вида художественной деятельности. Одно из основных достоинств является привлекательность нетрадиционных техник для детей и легкость некоторых техник в освоении детьми. Вместе с этим нетрадиционные техники способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты и индивидуальности каждого ребенка.

Тестопластика – лепка из соленого теста. Техника тестопластики интересна, многообразна. Изделия , выполненные из соленого теста не только приносят радость взрослым и детям, но и украшают жилище или становятся хорошим подарком для родных и близких  

Пластинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные.

Пластилиновая мозаика – заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками. Технология изготовления пластилиновой мозаики крайне проста – из пластилина вылепляются мелкие шарики, которые укладываются на лист картона вплотную друг к другу. Такая работа требует усидчивости и аккуратности.

Роль нетрадиционной техники лепки в развитии мелкой моторики и воображения дошкольника

Тюкаева Татьяна Вячеславовна,

воспитатель ДО 1

ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,

Сторожева Наталия Юрьевна,

воспитатель ДО 1

ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,

Гусева Ольга Игоревна

воспитатель ДО-1

ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,

[email protected]

В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, что и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета.

Илья Яковлевич Гинцбург

Лепка относится к такой образовательной области, как художественно-эстетическое развитие. Благодаря занятиям лепкой у ребенка развиваются творческое мышление, память, мелкая моторика рук, аккуратность и усидчивость. Однако в современной практике существует проблема малого количества техник лепки, которым обучают детей. К традиционным приемам дети быстро привыкают, и их дальнейшее развитие притормаживается. Возникает необходимость постоянно внедрять в образовательный процесс что-то новое, чтобы вызвать у детей любопытство. Любопытство, в свою очередь, способствует росту познавательного интереса, увеличению степени вовлеченности ребенка и, как следствие, расширению его кругозора. Поэтому мы и решили практиковать нетрадиционные техники в дошкольных образовательных учреждениях. Тема нетрадиционных техник лепки в настоящее время недостаточно изучена в педагогической литературе. Это и побудило коллектив авторов написать данную работу. Термин «нетрадиционный» применительно к технике лепки означает использование различных материалов, инструментов, способов, которые не являются общепринятыми. В этой статье мы приводим перечень нетрадиционных методов лепки, которые мы применяем в нашем дошкольном учреждении. При этом мы ни в коем случае не уменьшаем значения традиционной лепки. Целью данной статьи является не просто теоретическое объяснение и толкование мелкой моторики, но обоснование применения в воспитательной работе в детских дошкольных учреждениях некоторых необычных методов, которые помогут детям развиваться. Рассмотрим несколько нетрадиционных техник лепки.

Тестопластика

Дети очень любопытны, и новые, незнакомые техники стимулируют у них познавательный интерес. Детям нравится мять тесто, формировать из него разные фигурки. Высушив поделки, дети с увлечением их расписывают. Мы делаем тесто так: мука – 1 стакан; соль – 1 стакан; масло растительное – 1 ст. ложка; вода – полстакана. В тесто можно добавить разные краски, и тогда у нас получится материал разных цветов и детям будет ещё интереснее. Мы стараемся не делать большие поделки, так как они долго сохнут. Дети в силу своих психологических особенностей стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней.

Пластилинография

Одним из неклассических видов работы с пластилином является пластилинография. Эта техника способствует развитию у детей стремления создавать различные тематические картинки. Получившиеся работы впоследствии могут быть приятным украшением, служить обычными декорациями или стать красивым подарком. Во время занятий пластилинографией нужно использовать плотный картон вместо обычных тонких листков бумаги. Это необходимо для сохранения результатов примазывания, придавливания, сглаживания поверхностей. Сначала наносим на картон трафарет изображения (пингвин, жирафик, блюдо с фруктами и т.д.), а затем «раскрашиваем» пластилином. То есть берём небольшие кусочки пластилина, разминаем пальцами для мягкости и примазываем по контурам. Получаются очень симпатичные картинки

Пластилиновая мозаика

Мозаика – отличная и очень интересная тема для детского творчества. Эта техника вначале напоминает пластилинографию, то есть для основы мы также должны взять плотную поверхность (картон, фанерку и т.д.). Далее наносим рисунок. Дальнейшая работа с рисунком выглядит следующим образом: 1)      катаем шарики (или тонкий столбик, чтобы потом разрезать его на равные кусочки) из пластилина нужного цвета; 2)      выкладываем получившимися шариками пластилина контуры рисунка, а затем заполняем его. После заполнения всего рисунка надо обязательно удостовериться, что на картоне не осталось больших пустот.

«Рисование» пластилиновыми жгутиками

Из пластилина можно не только лепить разные фигурки, но и рисовать, как карандашами или фломастерами, а именно создавать изображение из тонких пластилиновых «нитей». Для создания жгутиков-нитей нужен исключительно мягкий пластилин, иначе процесс будет невыполнимым. Также понадобится шприц. Его можно использовать в обычном виде или обрезать узкий кончик, чтобы облегчить работу с пластилином. Сначала нужно согреть и размять немного пластилина в руках. Далее – вытянуть поршень из шприца, поместить внутрь пластилин и вставить поршень обратно. Надавливая на шприц, начинаем выдавливать пластилин из узкого отверстия. Именно таким образом и образуются тонкие «нити».

Лепка в технике миллефиори

Недавно мы открыли для себя новую, необычную и очень интересную технику, которая называется миллефиори. Когда дети в первый раз попробовали эту технику, они были в восторге! И так как слово для них очень сложное, то дети дали своё название – «пирожковое». Техника такова: Начиняем пластилиновый блинчик разноцветной начинкой. А можно свернуть цветную стопку в рулончик. Нарезаем стекой на тонкие полоски и выкладываем занимательные рисунки.

Вариантов в этой технике много. Можно скатать несколько разноцветных колбасок, сложить вместе и так же разрезать стекой.

Лепка из фольги

Ещё один интересный вид лепки – это лепка из фольги. Детям очень понравилась эта техника. Вот как мы лепили паучка: 1)      из двух кусков фольги сформировали два шарика; 2)      заворачиваем полученные шарики в фольгу; 3)      делаем жгутики из фольги, складываем их вместе и перекручиваем с формой. Таким же способом можно слепить человечка, как на фотографии.

* * *

Лепка уникальна тем, что помимо воздействия на речь ребенка она развивает мышечную активность рук. Впоследствии это окажет позитивное влияние на овладение ребенком навыков работы с ручками, карандашами и ножницами. Во время лепки происходит познание ребенком окружающего мира с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства. Однако при работе с пластичным материалом дети имеют еще и уникальную возможность менять то, к чему прикасаются. Это напрямую связано с развитием интеллектуальных способностей. В процессе занятий с описанными материалами ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Представленные в данной статье методики рекомендуются авторами к активному внедрению в образовательный и воспитательный процессы в детских садах для детей старших групп. Исходя из нашего опыта, технику тестопластики и пластилиновую мозаику можно использовать уже в средней группе. Остальные техники: рисование пластилиновыми жгутиками, миллефиори, более сложные техники – подходят детям старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1.      Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2000. 2.      Давыдова Г.Н. Пластилинография. М.: Скрипторий 2003, 2008. 3.      Лычагина И.А. Лепка из солёного теста с детьми 4-5 лет. М., Мозаика-Синтез, 2017. 4.      Тихмирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина. М., Мозаика-Синтез, 2012.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Материал по аппликации, лепке: Презентация «Нетрадиционные виды техники в лепке»

Слайд 1

Нетрадиционные виды техники в лепке

Слайд 2

Тестопластика Пластилиновая мазаика Пластилинография Нетрадиционные виды техники в лепке

Слайд 3

Тестопластика – лепка из соленого теста. Техника тестопластики интересна, многообразна. Изделия, выполненные из соленого теста, не только приносят радость взрослым и детям, но и украшают жилище или становятся хорошим подарком для родных и близких. Тестопластика

Слайд 4

Пластилиновая мозаика – заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками. Технология изготовления пластилиновой мозаики крайне проста – из пластилина вылепляются мелкие шарики, которые укладываются на лист картона вплотную друг к другу. Такая работа требует усидчивости и аккуратности. Пластилиновая мозаика

Слайд 5

Пластинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные . Пластинография

Слайд 6

Нетрадиционный вид техники лепки- Пластилинография

Слайд 7

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Слайд 8

* совершенствовать зрительное восприятие. * способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию: * развивать восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластичности материала; * развивать мелкую моторику кисти руки, синхронизацию действий обеих рук; * развивать фантазию, воображение, пространственное мышление; * формировать эмоционально-волевую сферу детей, развивать навыки самоконтроля за выполняемыми действиями. * способствовать социализации детей: развития у них трудовых навыков планирования работы по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его. Возможные задачи :

Слайд 9

* Прямая пластилинография * Обратная пластилинография * Модульная пластилинография * Мозаичная пластилинография * Контурная пластилинография * Многослойная пластилинография Виды пластилинографии :

Слайд 10

В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста . Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями. Рисунок заполняется более мягким пластилином, например восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Такую технику нужно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае необходимо предварительно оклеить поверхность скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками. 1 . Прямая пластилинографии – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

Слайд 12

Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография . Так как на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло. Перенесите рисунок на поверхность при помощи маркера, а затем заполните элементы рисунка пластилином. Для этого нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках, а затем размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить в готовую рамку. 2.Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная .

Слайд 14

Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки . 3. Модульная пластилинографии – изображение лепной картины с использованием различных элементов — валиков, шариков, дисков.

Слайд 16

Такая техника наиболее простая , так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур. 4. Мозаичная пластилинографии – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина.

Слайд 18

Данная техника больше походит для старшего возраста , так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство. 5. Контурная пластилинографии – изображение предмета при помощи жгутиков.

Слайд 20

Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки.Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3-Д эффекта. 6. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев.

Слайд 22

Барелье́ф Барелье́ф (фр. bas-relief —низкий рельеф) Барельеф — распространённый вид украшения архитектурных сооружений, разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф). Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, которые будут выступать на поверхности 7. Фактурная пластилинография — изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением ( барельеф, горельеф, контррельеф)

Слайд 23

Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Такой вид углубленного рельефа можно добиться при помощи валиков с нанесенным рисунком. Необходимо раскатать пластину, предварительно выровнять ее при помощи скалки, а затем нанести узор валиком или штампиком . Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию. Контррельеф

Слайд 25

Лепка для детей является частью изобразительного искусства, при помощи которой они отображают свои эмоции и окружающий их реальный мир. Дети передают свои ощущения мировоззрения . В ходе создания своей творческой работы они получают огромное удовольствие от пластичных свойств и объёмности форм используемых материалов . Н етрадиционные техники способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты и индивидуальности каждого ребенка. Значение лепки для детей

Слайд 26

Спасибо за внимание

Методическая разработка по аппликации, лепке на тему: Нетрадиционные техники лепки и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37
Калининского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка:

Нетрадиционные техники лепки и их роль в развитии детей дошкольного возраста

                       Составитель:
                      Мусатова Мария Валерьевна

Санкт-Петербург 2017

Значение лепки для детей

«Истоки творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

                                                                                           В. А. Сухомлинский

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки.

Лепку можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения.

Лепка имеет большое значение для воспитания и обучения детей. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, развитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может создать бесчисленное количество образов — лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным.

В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику. При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.

Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Цель и задачи нетрадиционной техники лепки

К нетрадиционным техникам лепки в дошкольном возрасте относят:

— Пластилинография;

— Пластилиновая мозаика

— Тестопластика.

Цель:

Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов  в изобразительной деятельности

Задачи:

  • Знакомство детей с различными пластическими и вспомогательными материалами
  • Способствовать повышению выразительности лепных образов, поддержанию их эмоционально – положительного отношения к данному виду деятельности
  • Способствовать удовлетворению потребности детей в художественном выражении
  • Развитие детского изобразительного творчества
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук

Одним из основных достоинств лепки является привлекательность нетрадиционных техник для детей и легкость некоторых техник в освоении детьми. Вместе с этим нетрадиционные техники способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

•Способствует снятию детских страхов;

•Развивает уверенность в своих силах;

•Развивает пространственное мышление;

•Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

•Развивает умение детей действовать  с разнообразным материалом;

•Развивает чувство композиции, ритма,  колорита, чувство фактурности и объёмности;

•Развивает мелкую моторику рук;

•Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии;

•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Пластилинография

Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.

Для рисования пластилином понадобятся следующие материалы:

  • картон или плотная бумага;
  • деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина;
  • емкость с водой для смачивания рук;
  • набор разноцветного пластилина;
  • влажные салфетки для рук;
  • набор стеков разной формы.

Создание поделки в технике пластилинография состоит из следующих операций:

1. Выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина. Для самых маленьких художников начать рисование пластилином лучше всего с радуги. Переносим эскиз понравившегося изображения на картон, обращая внимание на то, на каком фоне будет лучше смотреться выбранная картинка: белом или цветном.

2. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с задумкой. При этом используем различные приемы лепки:

  • раскатывание – кусочек пластилина, находящийся между ладонями или ладонью и доской, раскатывается при помощи прямолинейных движений кистей, приобретая при этом цилиндрическую форму;
  • скатывание – кусочек пластилина приобретает шарообразную форму при помощи кругообразных движений кистей;
  • заглаживание – используется для создания плоских и гладких поверхностей;
  • сплющивание – сдавливание шарика из пластилина в лепешку;
  • прищипывание;
  • оттягивание.

3. Для создания картин из пластилина с большим количеством деталей, а также более выразительной прорисовки предметов можно использовать медицинский шприц без иглы. Внутрь шприца помещают брусочек пластилина и осторожно нагревают, а затем аккуратно выдавливают длинными тонкими «нитями». Для более толстых нитей можно использовать кондитерский шприц. Нагреть шприц можно погрузив его в емкость с горячей водой, или положив на батарею отопления.

4. Для получения более мягких переходов между цветами и получения необходимых оттенков пластилина, различные цвета пластилина смешивают просто в руках. При этом нужно помнить о следующих нюансах:

  • не стоит смешивать более двух цветов пластилина одновременно, иначе цвет получится тусклым;
  • добиться более яркого и глубокого оттенка можно путем примешивания к любому цвету черного пластилина;
  • получить пастельные оттенки можно примешивая к любому цветут белого пластилина.

Пластилиновая мозаика

Пластилиновая мозаика – это способ создания изображения из небольших пластилиновых шариков. Детям доставляет удовольствие отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать из них шарики.

Создание изображений из пластилиновой мозаики развивает у детей воображение, мышление, мелкую моторику рук, общую ручную умелость.

Существует два вида способа создания изображения способом пластилиновой мозаики: контурный и силуэтный.

Контурный способ включает в себя выкладывание изображения шариками из пластилина по представлению или нарисованному контуру.

Силуэтный способ предполагает сначала выкладывание изображения из пластилиновых шариков по контуру, а затем заполнение изображения внутри силуэта контура.

Для работы нам понадобятся:

  • разноцветный пластилин,
  • простой карандаш, трафареты,
  • книжки – раскраски.
  • картон
  • клей
  • влажные салфетки для рук
  • деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина

Этапы работы:

  1. Выбираем рисунок основы для работы.Можно нарисовать контур будущей работы, обвести трафарет или воспользоваться рисунком из книжки – раскраски.
  2. После того, как рисунок выбран его надо приклеить или перенести на картон.
  3. Выбираем пластилин нужного цвета (при желании можно смешать несколько цветов пластилина, отщипываем небольшой кусочек пластилина, скатываем из него шарик и крепим шарик на картон. Начинать работу лучше с контура изображения. Затем заполняем весь силуэт.

Тестопластика

Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творческих способностей дошкольников.

Успех  в развитии интереса к нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в продуктивной деятельности. Важно, перед  тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного  материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий. Педагогу необходимо подобрать и  изучить литературу по нетрадиционной лепке, подобрать материал с учетом гигиеничности и безопасности материала, осуществлять планирование с учетом возраста детей,  их индивидуальных особенностей  и навыков в лепке, самому быть творческой личностью.

 

Список используемой литературы:

1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М., 1999.

2. Кискальт И. «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.

3. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.

4. Г.Н.Давыдова. Пластилинография. ООО Издательство Скрипторий 2003г

5. О.Ю.Тихмирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2012г

6. Саккулина Н.В, Комарова С.Т. Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 2006 — 178с

Статья на тему: НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ЛЕПКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ   САД №32   КРАСНОСЕЛЬСКОГО   РАЙОНА                                                                                                

                                           САНКТ-ПЕТЕРБУРГА  

                           СТАТЬЯ

                                                       НА ТЕМУ

                          «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ЛЕПКИ»

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                       СОСТАВИЛА:

                                                                                                                                                       ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                                                                                                                        ГБДОУ №32

                                                                                                                                                        САХАВАТОВА А.Н.

                                                                     САНКТ-ПЕТЕРБУРГ                                                                                  

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…                         Чем больше уверенности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействия руки с орудиями труда, тем ярче творческая стихия детского разума»

                                                                                                          В.А.Сухомлинский

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического восприятия, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Лепка —  это объемное, трехмерное изображение предметов в пространстве с помощью мягкого вещества: глины, пластилина, тесто. Своеобразие лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передается форма предмета в трех измерениях. Своеобразным является и содержание детской лепки.  В отличии  от скульптора , изображающего в основном живые существа, дети лепят почти все окружающие предметы. Однако взрослым надо понимать.   что они должны учить ребенка лепить, а не делать из него скульптора и лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.

К нетрадиционным техникам лепки в дошкольном возрасте относятся:

использование в лепке различных нетрадиционных пластических материалов;

интеграцию лепки с различными видами детской изобразительной деятельности;

создание оригинальных лепных образов.

Нетрадиционные техники позволяют детям познакомиться с разнообразными пластическими и вспомогательными материалами, что способствует повышению выразительности лепных образов,  поддерживанию их эмоционально – положительного отношения к данному виду деятельности , способствует удовлетворению потребности детей в художественном  выражении, развитию детского изобразительного творчества. Нетрадиционные техники лепки способствуют развитию данного вида художественной деятельности. Одно из основных достоинств является привлекательность нетрадиционных техник для детей и легкость некоторых техник в освоении детьми. Вместе с этим нетрадиционные техники способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты и индивидуальности каждого ребенка.

Тестопластика – лепка из соленого теста. Техника тестопластики интересна, многообразна. Изделия , выполненные из соленого теста не только приносят радость взрослым и детям, но и украшают жилище или становятся хорошим подарком для родных и близких  

Пластинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные.

Пластилиновая мозаика – заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками. Технология изготовления пластилиновой мозаики крайне проста – из пластилина вылепляются мелкие шарики, которые укладываются на лист картона вплотную друг к другу. Такая работа требует усидчивости и аккуратности.

Методическая разработка по аппликации, лепке по теме: Нетрадиционные техники лепки

Нетрадиционные техники лепки

Цель:   —   познакомить педагогов  с многообразием нетрадиционных приёмов в лепке;

—   раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

1 СЛАЙД. НАЗВАНИЕ

2 СЛАЙД

 «В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета».

И.Я. Гинцбург

Мой ребёнок талантлив. Каждый родитель, приводя ребёнка в ДОУ, думает именно так. Для того  что бы достойно нести свою миссию, современный воспитатель должен владеть огромным педагогическим арсеналом, выходящим за рамки программы. Уметь малую вещь сделать мощным инструментом воспитательного воздействия, обычное занятие превратить в праздник, своим творчеством сделать жизнь воспитанников  интересной и увлекательной. Дети подвержены гипнозу творчества.

Чтобы научить ребенка лепить, воспитатель должен сам тренироваться в лепке, освоить все технические приемы работы.

Влажный песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин — из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. Малыш еще плохо держит в руках ложку, но отведите его в песочницу, и он слепит вам такой пирожок или кулич, что вы подумаете: «Какой талантливый ребенок! Он умеет лепить». Лепка, пожалуй, самый естественный для человека изобразительный творческий процесс. Ведь и Бог, задумав человека, вылепил его.

3 СЛАЙД

Рассмотрим несколько нетрадиционных техник лепки.

4 СЛАЙД

        Пластика.        

Появился недавно, новый материал для работы с детьми — пластика. Он предназначен для занятий лепкой, и является аналогом глины, имеющим ряд положительных сторон, не присущих глине: Имеет светло-серый цвет, а при высыхании становится почти белым и не требует в дальнейшем грунтовки. При росписи — краска ложится ровно, сохраняя яркость цветов. Но в данное время появился пластик различных цветов.

5 СЛАЙД

 Пластика — материал очень пластичный, податливый, при этом не требует специального оборудования для сушки и обжига,

6 СЛАЙД

 а особенно будет удобно использовать пластику для изготовления атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

7 СЛАЙД

Тестопластика

Тестопластика является одним из видов нетрадиционной техники. Для эффективной организации образовательно-воспитательной деятельности воспитанников должны быть  созданы необходимые условия для работы с соленым тестом, подобраны материалы и инструменты, доступные детям, изготовлены демонстрационные пособия.

8 СЛАЙД

Так, для изготовления фигурок из солёного теста потребуется (на каждого ребенка): стека, небольшая скалка для раскатывания теста, зубочистка, чесночница для оформления «причёсок», «шерсти» животных и различных декоративных фактур. Понадобятся также формы для печенья.

В качестве инструментов можно использовать детали от обычной шариковой ручки, саму ручку, пробки от бутылок. Пригодятся старые фломастеры с изображениями различных цветов, сердечек или птиц на колпачке, которые можно использовать для нанесения отпечатков на изделие. Инструментами могут служить пластмассовые вилки, карманная расческа и многое другое, что найдётся под рукой. Для склеивания изделий потребуется кисточка, холодная вода, или влажная салфетка.

9 СЛАЙД

В процессе лепки нужно пользоваться стеками.  Стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой же с формы снимается лишняя масса, делаются надрезы.

10 СЛАЙД

Тесто не столь эластично, изделие большой толщины очень плохо высыхает (внутренняя часть остается сырой и ломкой). Сушить тесто лучше всего в естественных условиях, положив на солнце. Однако, если это необходимо, можно воспользоваться духовкой. Изделия из теста сушат на медленном огне, иначе на поверхности могут появиться трещины.

11 СЛАЙД

В занятия  можно ввести игровой персонаж – человечка из соленого теста. Дать ему имя. Человечек все время попадает в различные ситуации: захотел помочь куклам постирать одежду («Можно ли ему мочить руки?) (Почему нельзя?). Захотел побегать по лужам босиком («Почему это опасно для него?) (Что нужно сделать, чтобы не растаяли ножки?» и т.п.).

12 СЛАЙД

Есть несколько моментов, которые необходимо учитывать в работе с детьми при обучении техники «Тестопластики». Для закрепления технологического приема необходимо подбирать 2-3 примерно одинаковых по сложности изделия. Во-вторых, при подготовке к занятию особенно необходимо учитывать такое важное обстоятельство: в силу своих психологических особенностей дети стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней. Поэтому надо так подбирать изделие и величину материала, чтобы за 1, максимум 2 занятия у всех детей оно было бы готово. В-третьих, необходимо учитывать то, что для детей игра является главной движущей силой умственного и психического развития. Изделия, которые можно использовать в играх, находят отклик в сердцах детей. В результате понимание детьми технологических приемов происходит быстрее. В-четвертых, учитывая психологические особенности дошкольников и зная, что они уже умеют делать, какими приемами владеют, можно для них подбирать более сложные изделия. 13 СЛАЙД

14 СЛАЙД

Пластилинография

К нетрадиционным видам  работы с пластилином относится и такой вид изобразительного творчества как — Пластилинография.

Занятия пластилинографией сначала под руководством взрослого, а затем самостоятельное творчество научат детей создавать своими руками интересные тематические картинки, которые они смогут поставить на стол, повесить на стену, преподнести своим близким и друзьям. А самое главное, дети узнают много интересного об окружающем их мире, научатся любить и не причинять вред природе и живым существам, населяющим нашу планету.

15  СЛАЙД

Работу в технике Пластилинография необходимо начинать с трехлетнего возраста, используя самые простые приемы (придавливание). При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых предметов.

Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.

16 СЛАЙД

Самая простая техника раскрашивания

Отщипнуть кусочек пластилина, прилепить его на изображение и размазать пальцами.  

17 СЛАЙД

Работа со стекой (придает картинке объем)

 Полоски («нарисовать» стекой полоски на пластилине, нанесенном в один слой либо в два разноцветных слоя) (РИСУНОК ВСТАВИТЬ).

18 СЛАЙД

Мазки («нарисовать» стекой как кистью легкие мазки).

19 СЛАЙД

Работа с водой

Смочить пальцы в воде и размазать пластилином. Поверхность получится гладкой и шелковистой.

20 СЛАЙД

Более сложные техники раскрашивания

Раскрашивание шариками (отщипнуть кусочек пластилина, сформировать из него шарик, прилепить шарик к картине, закрасив, таким образом, всю картину).

21 СЛАЙД

Раскрашивание мазками из шариков (отщипнуть кусочек пластилина, сформировать из него шарик, прилепить шарик к картине и размазать пальцем, будто делаем мазок кистью).

22 СЛАЙД

Как смешивать цвета?  Прямо на картинке

23 СЛАЙД

В руках до полного смешивания и образования нового цвета.

24 СЛАЙД

В виде полосатых «колбасок» (раскатайте из пластилина две разноцветные «колбаски», скрутите их между собой)

25 СЛАЙД

Пластилиновая мозаика

Мозаика — отличная и интересная тема, для детского творчества

Для работы понадобится крышечка от майонеза и пластилин.

— На крышечку наносим желаемый рисунок (с помощью маркера). Если у вас прозрачная крышечка,  то рисунок (например, из раскраски или распечатанный) можно закрепить с левой стороны кусочком скотча.

— Чтобы выделить наш рисунок, фон сделаем гладким, размазав кусочки пластилина вокруг нашего рисунка и его элементов. Цвет фона должен отличаться от цвета рисунка и, желательно, чтоб он был контрастным.

— Теперь начнём работу с самим рисунком. Берем пластилин необходимого цвета и, отщипнув от него небольшой кусочек, катаем шарики. Чтоб шарики получились более-менее одинакового размера, можно скатать колбаску, порезать на равные кусочки, затем скатывать шарики. Можно сначала заготовить много шариков, а затем выкладывать рисунок, можно катать по одному шарику, прикреплять его к рисунку, постепенно заполняя изображение.

— Большую область на рисунке следует начать с выкладывания шариками пластилина контура, а затем его заполнения. Некоторые части рисунка можно выложить колбаской, для большей выразительности.

— Когда весь рисунок заполнен, удостоверяемся, чтоб не было больших пустот. При желании работу можно дополнить рамкой из пластилина. Пластилиновая мозаика готова!

26 СЛАЙД

Некоторые детали в пластилиновой мозаике стоит подчеркнуть или выделить, сделать это можно с помощью «колбасок» из пластилина, например, веточка и прожилки листика, травка вокруг грибочка и т.д.

27 СЛАЙД

Интересно будет смотреться работа, выполненная полностью из пластилиновых «колбасок». Данная работа сложнее, чем катать шарики, требует большей усидчивости, развитого глазомера, развитой мелкой моторики, ведь «колбаски» должны быть одинаковой толщины по всей её  длине

28 СЛАЙД

Пластилиновая аппликация.

Одним из видов декоративно-прикладного искусства является пластилиновая аппликация. Слово «аппликация» переводится как «прикладывание», потому что при занятии этим видом творчества мы «прикладываем» детали к основе. Техника немного схожа с пластилиновой мозаикой. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

29 СЛАЙД

             Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами, например  на прозрачных пластиковых крышках:

-Выбираем понравившийся рисунок;

-Располагаем крышку на рисунке;

-Обводим контур рисунка жгутиками из тёмного пластилина;

-Заполняем изображение пластилином соответствующего цвета,

сминая его пальцами, слой за слоем, внахлёст;

-Переворачиваем крышку, смотрим что получилось, подправляем и всё…

-Любуемся готовой аппликацией.

30 СЛАЙД

Рисование на пластилиновой основе

Рисование на пластилиновой основе — очень увлекательное и несложное занятие  для детей от  3 лет. В этом возрасте дети сами могут отщипывать кусочки от пластилина и размазывать их по картону, чтобы получился сплошной фон. Затем рисуем с помощью чего-либо острого, например, зубочистки, спички с оторванными серными головками, палочками от суши.

Не обязательно уметь рисовать, чтобы получилось красиво. Достаточно простых волнистых линий, кружков и т.д. А можно воспользоваться предметами с разными рельефными поверхностями, например: колпачки от фломастера, ручки, колечки, штампики, стержни, стеки и др.

Детям поменьше лучше работать с небольшими размерами КАРТОНА  (размер A6).

2. Разминаем пластилин, отрываем кусочки, крепим к картону  и размазываем по поверхности.

3. Берём зубочистку или непишущую ручку и начинаем рисовать любые абстрактные формы.

31 СЛАЙД

Дети постарше с удовольствием смогут,  нарисовать, целую картину.

32 СЛАЙД

Рисование на пластилиновой основе с помощью различных предметов (в основном разные крышки от фломастеров и тюбиков) с элементами рисования зубочисткой.

33 СЛАЙД

Рисование на пластилиновой основе целой картины с помощью зубочистки. Фон в разных случаях может быть разным, в том числе и неоднотонным.

34 СЛАЙД

Приемы лепки полезно использовать и для оснащения игровых зон группы. Дети участвуют в изготовлении реквизита к ролевым играм, гордятся, что их «произведения искусства» нужны другим и используются в общих играх и мероприятиях. Так, например, малыши 2-3-х лет с энтузиазмом лепят для сюжетно-ролевой игры « Магазин» баранки, конфетки, яблочки, баурсаки простыми способами.

35 СЛАЙД

 Детям постарше , 4-5-ти лет, задача усложняется тем, что надо более точно передать форму и дополнить мелкими деталями. Так вишню, например можно сделать, скатав два шарика, по размеру настоящих вишен, воткнуть в них зубочистки и скрепить ещё одним куском теста («листочки») наверху. Технология очень проста, и конечный результат видим практически сразу.

36 СЛАЙД

Если наложить друг на друга разноцветные пластинки из теста,  разделить круг на 8 частей, сделать розочки из жёлтого теста. И всё это разрезать специальной леской для пластилина, то получится многослойное пирожное, очень аппетитное.

37 СЛАЙД

Ребенок открывает глаза и созерцает мир — незнакомый, удивительный и таинственный. Малышу еще предстоит ощутить свою принадлежность к этому большому, прекрасному миру, раствориться в нем, но при этом остаться индивидуальностью и стать творческой личностью, созидателем.

38 СЛАЙД

Наиболее естественным выражением своих впечатлений об окружающем мире для малыша является изобразительная деятельность. Как легко и просто провести карандашом по листу бумаги — и вот перед тобой мяч или цветок. Но куда интереснее суметь сделать собственными руками все, что видишь. Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке

39 СЛАЙД

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Статья: Развитие творчески способностей у детей через нетрадиционные техники рисования, лепки и аппликации.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 с приоритетным  осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга

 «Развитие творческих способностей у детей через нетрадиционные техники рисования, лепки и  аппликации»

                                                       

       Подготовил:

     воспитатель 1 квалификационной категории

Храменкова В.Д.

Санкт-Петербург

2019

Художественное творчество — один из любимых видов детской деятельности.

Вводить детей в мир искусства, творчества следует как можно раньше, постепенно, систематически, от простого к сложному, от конкретного к общему

Занятия лепкой, аппликацией и рисованием имеют большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Они способствуют развитию зрительного восприятия, памяти,  образного мышления, развитие мелкой  моторики. Так же формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Рисование- один из важных видов искусства, который является не только способом передать то или иное изображение, но и внутренние чувства, восприятие внешнего мира, эмоции, фантазии и многое другое.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Использование нетрадиционных техник рисования позволяет сделать работы детей более интересными и красочными.

Лепка- лепка самый осязаемый вид художественного творчества, ребёнок не только видит то, что он создал, но и трогает, берёт в руки, в лепке синхронно работают две руки.

Нетрадиционные техники в лепке это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Аппликация — это вид искусства наиболее простой и доступный для создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Почему техники называют нетрадиционными, если они уже вошли в практику многих образовательных учреждений?

  • Во-первых, многие техники не получили достаточно широкого распространения и  являются скорее экспериментальными.
  • Во — вторых, педагогический опыт применения разнообразных техник пока не систематизирован, не обогащен и не представлен в должной степени в современных образовательных программах.

   Нетрадиционные техники художественной деятельности играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Дети создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *