Музыкальные занятия для детей 3 4 – Методическая разработка по музыке на тему: Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет «ТАНЦУЮ, ИГРАЮ — СЕБЯ ОТКРЫВАЮ»!. Реализация программы сроком на 4 года.

Содержание

Методическая разработка (младшая группа) по теме: Музыкальные занятия для детей 3 – 4 лет

Музыкальные занятия для детей 3 – 4 лет

Невозможно представить нашу жизнь без музыки. Музыкально-ритмическое воспитание, которое объединяет музыку, движение и слово, -один из основных стимулов развития детей. Ребятишки, которые посещают музыкальные занятия, тонко чувствуют окружающий мир.

Эти занятия дают детям возможность прикоснуться к миру музыки на занятиях, посвященных музыкально-ритмическому развитию детей.

Педагоги учитывают психологические и физиологические особенности детей. К примеру, ребятишки 3 – 4 лет эмоциональны и непосредственны. Им бесконечно нравится двигаться под музыку. Однако их движения еще не очень точны, поэтому все двигательные упражнения проходят, естественно, в игровой форме.

На занятиях у детей воспитывается интерес и потребность двигаться под музыку, развивается слуховое внимание и умение выполнять движения в соответствии с музыкальным ритмом. Ребятишки учатся передавать в движении характер музыки, а также ее настроение (оно ведь может быть разным – веселым и грустным, спокойным и шаловливым).

Кроме этого, развиваются двигательные умения ребятишек, они учатся ориентироваться в пространстве. Конечно же, совершенствуются творческие способности  — развивается воображение и фантазия, у детей возникает потребность в самовыражении через движения в сопровождении музыки. Развиваются и психические процессы (к примеру, малыш учится выражать эмоции с помощью мимики, развивается память, внимание и мышление).

Дошкольное детство — период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Музыка окружает нас с самого рождения. Малыш еще не знает язык, не понимает слов, но, слушая колыбельную, успокаивается и засыпает. Упущенное в дошкольном детстве – невосполнимо!

На музыкальных занятиях дети много слушают музыку: это музыка разучиваемых песен и музыка, сопровождающая движения (пляски, упражнения, игры), т.е. ту музыку, которая выполняет важную, но прикладную роль.

Однако, с третьего года жизни нужно специально слушать именно классическую музыку для малышей.

В младшей группе детского сада ребятам понятен и очень нравится «Детский альбом» П.И. Чайковского и такие пьесы как «Болезнь куклы», «Марш оловянных солдатиков» сразу находит отклик в душе ребенка (вызывают чувства сопереживания, радости). При повторном прослушивании малыши узнают эти пьесы, понимают их содержание, рассказывают о характере пьесы. В младшем возрасте дети очень хорошо воспринимают сказочные образы: «Избушка на курьих ножках» М.П. Мусоргского, «В пещере горного короля» Э.Грига. Малыши хорошо понимают термин «музыка умеет рассказывать» и никогда не боятся этих образов, часто просят послушать еще и еще эти пьесы. Пьесы «Аквариум», «Слон», «Длинноухие» К. Сен-Санса, «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского, «Бабочка» Куперена – вызывают просто восторг у малышей и желание подражать данным персонажам, так ребятки к окончанию младшей группы с легкостью узнаюt 3-5 классических произведений.

П. Чайковский «Детский альбом»

П. Чайковский «Марш оловянных солдатиков из балета «Щелкунчик»

Э. Григ «В пещере горного короля»

Слушая классическую музыку, у ребенка развивается воображение, музыкальная память, внутренний слух. Дети любят и радуются классической музыке.

Нужно прививать детям желание слушать классику, находить в этом радость. И пусть малыш воспринимает музыку по-своему. Ему это необходимо. Ведь музыка — это самый субъективный вид искусства.

Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие дошкольника, очень важный и острый. Здесь безусловное предпочтение должно быть отдано классической музыке.

Современная поп-музыка, культивируемая средствами массовой информации и звучащая отовсюду громко и постоянно, оказывает ( как говорит психолог) сильнейшее отрицательное влияние на слабую нервную систему, эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка.

Слушайте классическую музыку с малышами в детском саду, дома, в концертном зале. Будем слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой!

Вашему ребенку исполнилось 3 года, следовательно, вы имеете замечательную возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект.

Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

Наукой доказано то, что классическая музыка благотворно влияет на психику человека.

Классику можно слушать как в привычном для нас исполнении, так и в адаптированном для самых маленьких детей варианте (сборников с такими обработками невероятное множество).

В адаптированных специально для малышей мелодиях привычные для классики музыкальные инструменты заменяются инструментами с более «игрушечным» звучанием. Например, в произведениях В.А. Моцарта шарманка в аккомпанементе струнного оркестра проигрывает более привлекательные мелодии из «Волшебной Флейты», «Маленькой ночной серенады» и многих других известных шедевров. Также во многих произведениях можно услышать звонкое и яркое звучание ксилофона, нежный голос флейты, аккордеон и много других инструментов.

Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

Еще с древних времен люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием.

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего детства. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Ведь задатки к музыкальной деятельности (то есть физиологические особенности строения организма, например, голосового аппарата или органа слуха) имеются у каждого. И если для музыкального развития ребенка с самого его рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, Она позволила слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый человек по своему проявляет интерес и увлечение музыкой., отдаёт предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт слушания. Как учатся писать, читать, рисовать, считать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот прекрасный своеобразный язык.

Ещё одна интересная особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредоточится, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания.

Пусть в вашем доме звучит классическая музыка, которая своими волшебными звуками может исцелять, развить  способности, подарить радость.

Белые ночи (Времена года — май) П.Чайковский

Танец феи Дражже П. Чайковский

Карнавал животных — лебедь К.Сенс — Санс

Аве Мария (первая прелюдия) И.С.Бах/Ч.Гуно

Жизнь артиста Иоган Штраус

К Элизе Людвиг Ван Бетховен (инструментальная)

Музыка имеет огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает развивать чувство прекрасного, прививает хороший вкус, поднимает культурный уровень. Особую роль в музыкальном воспитании малыша играют классические мелодии, отличающиеся гармонией, богатством оттенков, благородством интонаций, изысканной сложностью. Воспринимать их, конечно, сложнее, чем современные песни. Поэтому учить слушать и понимать классическую музыку следует с самого маленького возраста.

Музыка, которая окружает новорожденного, становится частью его мира. Пускай он еще не умеет слушать и чувствовать ноты, но уже старается воспринимать их. Звуки, словно солнечный свет, проникают в подсознание младенца и влияют на его состояние и настроение. Поэтому им следует уделять такое же внимание, как интерьеру комнаты или игрушкам.

Наиболее благотворно на детскую психику влияет классическая музыка. Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Бетховена, Вивальди, Моцарта, заметно выигрывает в культурном плане по сравнению со сверстниками, которые пассивно слушают ритмы попсы или рока. Давать слушать мелодичные композиции можно уже детям до трех лет. При этом не стоит выбирать грустные, минорные мелодии, а лучше сделать акцент на мажорные, то есть светлые и оптимистичные интонации. Они создадут позитивный настрой и научат воспринимать жизнь как радостный и прекрасный мир. Например, днем, когда ребенок более активный, поставьте ритмичную музыку Моцарта, «Шутку» Баха. Заснуть ребенку помогут медленные, расслабляющие мелодии, такие как «Лунная соната» Бетховена, «Ноктюрн соль-минор» Шопена, «Свет луны» Дебюсси.

В возрасте четырех лет малыш уже способен слушать музыку более осмысленно, улавливать ритм, темп, поэтому искусству следует уделять больше времени. Объясните малышу, что такое мажорное и минорное звучание. В качестве примера минорной мелодии включите «Первую утрату» Шумана. Чтобы продемонстрировать мажорные интонации, поставьте «Итальянскую польку» Рахманинова.

Постепенно малыш привыкнет к хорошим музыкальным произведениям, начнет различать оттенки и красоту мелодий, благодаря чему его внутренний мир станет богаче. К тому же доказано, что восприятие классики благоприятно воздействует на организм детей.

Подбор музыкального репертуара для своего ребенка не представляет особой проблемы, главное, чтобы в записи играли не электронные, а живые инструменты, звучала красивая мелодия, создающая светлый и позитивный настрой.

Музыкальное развитие. Музыкальное развитие детей 4-5 лет

Содержание:

Реклама
Реклама

Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей — в наших силах. Когда же стоит начинать музыкальное развитие и в чем же оно должно заключаться?

Музыкальное развитие детей 4-5 лет

Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление, чувство прекрасного.

Музыкальное развитие от рождения до 2 лет

Как известно, слуховое восприятие (не пример зрительному) к моменту появления крохи на свет сформировано очень хорошо. Еще находясь в животике у мамы, кроха слышит ее голос.

Ребенок повторяет речь людей, звуки животных. Неживая природа (стук двери, к примеру) его совершенно не интересуют. Исследователями отмечено, что лепет всех детей мира одинаковый, независимо от того, какой язык звучит вокруг.

Обращаясь к погремушкам, стоит отметить, что они производят разнообразнейшие звуки — глухие, трескучие, как маракасы, или звонкие, как колокольчик. При покупке старайтесь подбирать как можно больший спектр звучаний. Предложите малышу сравнить звуки разных погремушек.

В настоящее время на рынке детских товаров большую нишу занимают электронные музыкальные игрушки (мобили, музыкальные коврики, электронные пианино и пр.). Важно, чтобы воспроизводимая музыка была узнаваема и хорошего качества. Ценно еще и то, что для извлечения звука (мелодии) малышу потребуется совершить действие — ударить по клавише, повернуть рычажок, потрогать игрушку и т. п. Это будет способствовать формированию причинно-следственных связей на уровне «реакция – стимул», развивая тем самым кору головного мозга.

Совсем маленькому ребенку вы интуитивно предлагаете спокойные колыбельные перед сном, задорные и ритмичные песенки во время бодрствования. Двухлетнему малышу можно предложить выбрать самому, какой вариант из предложенных музыкальных отрывков больше подойдет, например, для зарядки. Объясните, что значит выражение «делать под музыку». Дети прекрасно поймут его смысл, если не стесняться преувеличенно серьезно изобразить маршевые движения под музыку Грига. Получается? Нет. Под эту музыку движения должны быть плавные и размеренные.

Безусловно, можно использовать записи песенок из мультфильмов. Но не поленитесь внести разнообразие. Дети очень хорошо воспринимают «мягкие» джазовые композиции (с легко прослеживаемой главной темой). Их удачно предлагать перед отходом ко сну. К примеру, подойдут такие произведения, как «Summertime» Дж. Гершвина, «Осанна», практически любое произведение Вебера. Из репертуара классической музыки можно остановиться на «К Элизе» и 14-й сонате (Лунной) Бетховена, вальсах Грибоедова, ноктюрнах Глинки, «Пер Гюнте» Грига, «Элегии» Массне. Для активного времяпровождения возьмите итальянскую польку и 14-й концерт Рахманинова, турецкое рондо Моцарта, вальс Хачатуряна к драме «Маскарад», «Шутку» из оркестровой сюиты Баха.

Сейчас существует великое множество тематических компакт-дисков с записями музыкальных произведений, аранжированных для малышей. Это варианты популярных произведений без сложных для детского уха аккордов и вторых тем. Практически звучит одна мелодия.

В любом возрасте человеку приятно и полезно слушать записи звуков природы — журчащего ручья, бушующего моря, шуршащего дождя… Но не забывайте непреложное правило — разговаривайте с ребенком о том, что он услышал. Спросите малыша, понравилось ли, о чем он думал во время прослушивания, какие чувства переживал. Ведь может оказаться, что у него возникают неприятные ассоциации. Обсуждайте все, что услышано впервые, обращая внимание на эмоциональную сторону (какие возникают чувства, образы).

2—3 года — первые инструменты

В слушании музыки мы уже поднаторели, и на смену добрым старым, но уже надоевшим погремушкам приходят самые настоящие музыкальные инструменты. В этом возрастном промежутке наиболее оптимально будет обратить внимание на ознакомление малыша с музыкальными инструментами.

Барабан, можно быть уверенным, будет воспринят на «ура». Предложите юному ударнику хлопнуть по барабану ладошкой, потом постучать пальчиком, поверхность можно погладить. Отбейте барабанную дробь; хотя подобные упражнения малышу еще не под силу, этим вы расширите для него диапазон воспроизводимых звуков и побудите интерес к дальнейшим манипуляциям. Палочки пока стоит отложить в сторону во избежание травматизма.

Затем предлагаем бубен — по сути, усложненный вариант барабана — можно и бить, и звенеть. Покажите малышу, как можно аккомпанировать любым мелодиям. Вариантов аккомпанемента множество. Самый простой — удары на сильную долю — места, которые звучат более сильно и четко. Например, «В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик» и дрожание бубенчиков на протяжные гласные. Отлично подойдет «Песенка водяного», в частности фраза «А мне лета-а-ать охота» или «Крылатые качели», то есть медленные мелодии.

На этих музыкальных инструментах лучше всего показать, что такое темп и ритм. Малыши хорошо воспринимают ассоциацию с шагами. Топ… Топ… Топ… (делаем паузы в 2—3 секунды). Топ. Топ. Топ (в обычном темпе, без пауз). Топ-топ-топ побежали (быстро). Теперь также пальчиками по барабану/бубну. Проверьте, понял ли вас малыш, слушая детские песенки. Они, как правило, демонстрируют четко быстрый или медленный темп. В первом случае подойдут «А может быть ворона», «Песенка Красной Шапочки», «Танец маленьких утят». Медленный темп отлично проиллюстрируют «Песенка водяного», «Песенка Черепахи и Львенка», «Колыбельная медведицы».

Немаловажно то, что прослушивание детских песенок инициирует певческую активность малыша, способствует развитию речи, обогащает пассивный словарь. Попытки подпевать внесут вклад в развитие артикуляционного аппарата, а соотнесение музыкальной темы с любимым мультфильмом позволит создать позитивный настрой, улучшить эмоциональное состояние. Дети обычно не стесняются петь вслух, если только «добрые» взрослые не сказали когда-то нечто нелестное о таком пении. Не допускайте подобного, в противном случае придется исправлять допущенные промахи — личным примером бесстрашно демонстрировать любовь к пению.

Следующий шаг — показать разную длительность звука и ритм. Итак, левой рукой медленно и ритмично (раз в две секунды) бьете по барабану, затем добавляете правую (каждую секунду). У нас получается на одни удар левой — два удара правой. Теперь предложите малышу «заменить» вашу левую руку — сначала пусть положит ладошку сверху и ощутит ритм, затем тихонько убираете свою ладонь. И перед нами — тандем ударников! Дальше меняетесь «партитурами», убыстряете или замедляете темп, меняете соотношение ударов (1:4) и т. д.

А теперь — ложки. Их даже покупать не надо. Наверное, найдется в хозяйстве пара деревянных ложек. Сложите их тыльными сторонами, скрепите концы для удобства резинкой. Для первичного ознакомления вполне достаточно. Держать ложки нужно за скрепленные кончики, не сжимая слишком крепко, иначе, будучи сжатыми, они не издадут стука. Детям не так просто правильно взять ложки, куда привычнее схватить покрепче, как погремушку. Потребуется добиться некоторой расслабленности. Звучание ложек традиционно сочетается с народными песнями и попевками, но подойдет и практически любая ритмичная мелодия («Танец маленьких утят», «Антошка», «Кабы не было зимы»). Если вдруг найдете в продаже трещотку, ее тоже можно предложить ребенку. Так же, как и ложки, этот инструмент требует определенной координации движений для извлечения звука. Тут необходима согласованная работа мышц кисти и предплечья. Игрой на трещотке удобно сопровождать речевки, частушки (можно использовать «Частушки бабок ежек»).

После 3 лет можно предложить малышу металлофон. Мелодичные гаммы способны воодушевить детское творчество — подобного их маленькие ушки еще не слышали. При этом надо учесть, что палочку следует держать легко, не сжимал, иначе звук не получится чистым. Этот момент малыши «ловят» не сразу, но со времен все начнет получаться.

Реклама

Музыка для детей 4 лет – слушаем музыку

Четырехлетний слушатель уже довольно опытен, по-прежнему пытлив, непоседлив и нетерпелив. Именно сейчас большую часть времени стоит уделить слушанию музыки.

Прослушивая музыкальное произведение, малыш легко разберется с темпом и вычленит известные ему инструменты. Пора расширить его кругозор, познакомить с новыми музыкальными инструментами. Это позволит при прослушивании музыки действовать важную психическую функцию — анализ, который необходим для умственного развития крохи. Обладая новыми знаниями, ребенок готов к посещению консерватории. Можно предвосхитить культурный поход просмотром видеозаписей с концертами, проанализировать и обсудить услышанное.

Музыка, оказывается, может рассказать о себе очень много. Не только про темп, ритм и состав инструментов. Познакомимся со словами «мажор» и «минор». Сделать их доступными для понимания ребенка помогут антонимы весело — грустно. И предложить определить, какому произведению что подойдет. Для минора можно взять «Болезнь куклы» Чайковского, а для мажора «Турецкое рондо» Моцарта. Мажор — всегда уверенный, радостный, бравирующий, минор — грустный. Еще проще для детишек определять характер музыки следующим образом: мажор — хочется смеяться, минор — хочется плакать. Малышу нужно выбрать, что лучше делать под звучащую музыку, и «поставить диагноз».

Чтобы закрепить этот материал, хорошо потренироваться на следующих музыкальных произведениях. Минор — «Первая утрата» Шумана, «Танец маленьких лебедей» Чайковского, русская народная песня «Во поле береза стояла». Мажор — «Итальянская полька» Рахманинова, «Клоуны» Кабалевского, «Чунга-чанга». Теперь еще более странно звучащие слова, но объяснить их еще проще: стаккато — резко, отрывисто и легато — плавно, замедленно. При исполнении стаккато каждый звук «говорит» отдельно, ждет своей очереди, а в случае легато — звуки «перетекают» один в другой. Например, «Во поле березка стояла» — очевидное легато, песня «Улыбка» — бесспорное стаккато.

Ну и, конечно же, стоит организовать знакомство с более широким кругом музыкальных инструментов. Малышу уже хорошо известны ударные. Из группы клавишных вполне возможно показать фортепиано, упомяните про орган, клавесин (их малыш увидит в консерватории). Группу духовых представят флейта, труба. Хорошо, если совместно со звучанием можно будет показать изображение инструмента.

Расскажите малышу перед походом в консерваторию о правилах поведения в этом месте. Объясните, что во время исполнения не принято разговаривать, вставать с места, шуметь. Для начинающих предлагаются абонементы на концерты, непродолжительные по времени. Можно посетить концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных. Здесь проводятся воскресные дневные концерты; в числе прочих произведений исполняются этюды Листа (например, «Хоровод гномов»), музыка Грига к пьесе Ибсена «Пер Гюнтх», Сен-Санс «Карнавал животных». Будет очень неплохо, если во время первого посещения консерватории малыш услышит уже знакомые произведения — это позволит яснее оценить разницу между воспроизведением с диска и «живым» звучанием. Для первых посещений можно выбрать цикл пьес Кабалевского, произведения малых форм Моцарта, фольклорные песни. далее выбирайте музыкальную сказку «Волк и семеро козлят», оперы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Рикки-Тикки-Тави», «Огниво».

Не менее интересно для малыша будет посещение Российского центра музейной педагогики детского творчества в Государственном Русском музее. Туда можно пойти с ребенком двух лет, например, на абонемент «В художественном музее вместе с мамой», «Игры со звуками и красками». Для 4-летних малышей предлагается абонемент «Встречи с прекрасным».

В Московском международном доме музыки вниманию малышей и их мам предложат сказочный концерт «Конек-Горбунок» и «Сказку о царе Салтане» по одноименной опере Римского-Корсакого. В Московском театре Новая опера им. Е. В. Колобова вниманию юных слушателей представят оперу «Кошкин дом».

Можно также посетить детский музыкальный театр им. Н. Сац с богатым репертуаром спектаклей для малышей.

Интересные спектакли можно посмотреть в музыкальном театре «Эксперимент Ъ». Наибольшим успехом пользуются постановки «Котенок по имени Гав», «Летучий корабль», «Кошка, которая гуляла сама по себе».

В возрасте 4 лет полезно познакомиться с таким приемом, как медитация под музыку. Совсем недавно был пройден кризис трех лет (или вы еще в процессе), малыш осознает себя в окружающем мире отдельно от вас, чувствует себя независимой личностью, но это не так уж просто. Попробуйте с ребенком медитировать. Важное условие — уравновешенное, спокойное эмоциональное состояние родителей. Выбирайте спокойную, прозрачную музыку, без тревожных звуков. Рекомендуемые произведения: композиции Китаро, «Спектральная сюита» Стива Халперна, «Вечерняя серенада» Шуберта, «Песня Сольвейг» Грига.

Вам понадобятся также мягкие пастельные или масляные карандаши, лист бумаги. Время медитации — 20-30 минут. Уложите малыша в уютное, теплое место, приглушите свет, включите выбранную музыку и начинайте рассказывать историю. Примерно такую:

«Это было давным-давно (или совсем недавно). В далекой стране жили Солнце и Свет. Они очень любили друг друга. И когда у них появился Лучик, они были счастливы. Лучик рос очень быстро, согревал всех своим теплом и дарил радость окружающим. Его учили лучшие мудрецы, и он стал понимать язык зверей и птиц, язык ветра и волны. Когда Лучик подрос, он решил отправиться путешествовать, чтобы помогать всем остальным. И во время странствий увидел чудесный дом, в нем звучала музыка. Он зашел туда и увидел то, что ему было так нужно…». Теперь предложите малышу нарисовать, что увидел Лучик. То, что на самом деле необходимо ему самому. Если ребенок не захочет рисовать, пусть расскажет.

В этом упражнении музыка помогает малышу расслабиться, идентифицировать себя с героем сказки, а значит, почувствовать себя любимым и счастливым. Этот образ семьи оказывает положительное воздействие, путешествие иллюстрирует разумную самостоятельность.

Развитие музыкального восприятия у детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет в детях творческая жилка буквально бьет ключом, но при этом уже намного более дисциплинирована, нежели год-другой назад. Творить и производить шум — насущная потребность дошкольника. То есть самое время перейти от слушания к воспроизведению.

Предлагаем вам организовать музыкальный шумовой оркестр. Это достаточно шумное мероприятие, для которого потребуется и фоновая музыка, которая создаст необходимый настрой, задаст ритм. Подойдут африканские или японские барабаны, маракасы.

Не менее увлекателен и процесс изготовления инструментов. Пригодятся банки с водой, стеклянные и пластиковые бутылки с горохом, фасолью, гречкой, бубны, ложки, расческа, ведра, резиновые шары, даже счеты. Подойдет все, с помощью чего можно извлечь хоть какой-то звук.

Поставив музыкальное произведение, слушаем его, вникаем, создаем настроение. После этого пытаемся дополнить звучание своими силами. Лучше попробовать все инструменты, потом раздавать предпочтения. Возможно, сначала у малыша не получится никакой мелодии. Если он просто бьет инструментами, не прерывайте действо. Это отличный способ избавиться от негативных эмоций, разрядиться. В следующий раз начнется процесс синтеза, созидания. Занятие будет более эффективным, если в нем примут участие двое-трое детей. Работа усложняется, но увеличивается и количество решаемых задач. Придется научиться слушать друг друга. Для вас же это возможность оценить эмоциональное состояние своего чада и дать ему возможность импровизации.

В зтом возрасте продолжаем расширять репертуар музыкальных произведений, которые можно предложить ребенку для прослушивания. Подбирать музыкальные произведения нужно соответственно настроению малыша. Вы сможете позитивно влиять на его эмоциональное состояние. Для 5-6-летних детей рекомендуется использовать следующий репертуар:

  • при переутомлении — «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
  • при плохом настроении — «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта;
  • при выраженной раздражительности — «Хор пилигримов» Вагнера, «Сентиментальный вальс» Чайковского;
  • при снижении внимания — «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Грезы» Шумана.

Опираясь на этот список, вы можете дополнять его, учитывая вкусы и потребности своего малыша.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

План-конспект на тему: Конспект открытого занятия по музыке «В гостях у мишки». ( для детей 3-4 лет)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества «Сокол», г. Липецка.

ПЛАН – КОНСПЕКТ

открытого занятия в детском объединении «Домисолька»  студии раннего развития «Азбука»

Тема: «В гостях у мишки».

(конспект музыкального занятия для детей 3-4 лет)

Время проведения: 20 минут.

Педагог

 дополнительного

образования

Соловьева Е. В.

г. Липецк,

 2014 г.

Цель: Способствовать развитию музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность, в непроизвольной форме.

Задачи:

Обучающие:

— научить двигаться в соответствии с текстом и изменением содержания музыки;

— научить различать длинные и короткие звуки.

Развивающие:

 — развить чувство ритма;

— развить вокально-певческие навыки, творческие проявления;

— развить координированность движений и мелкую моторику;

— развивать музыкальность детей с помощью творческого музицирования.

Воспитательные:

 — воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям;

— воспитывать любовь к музыке, желание петь друг с другом;

— воспитывать культуру общения.

Материалы и оборудование: конспект занятия, презентация, мультимедийная установка, фонограммы, бубны, маракасы, треугольник, мишка, сундук, мячики.

План занятия:

  1. Организационная часть (1 мин.):
  2. Практическая часть: (17 мин.):
  3. Подведение итогов: (2 мин.).

Слайд №1.

Ход занятия.

  1. Приветствие.

М. р: Занимайте свои места, ручки на стол, спинки прямые. Начинаем занятие с музыкального приветствия.

Проводится упражнение-распевка.

Слайд №2.

М.р. вместе с детьми поет: Здравствуйте, здравствуйте! Доброе утро!

М.р.: Молодцы! Проверим по журналу, все ли у нас собрались или мы кого то потеряли?

        /отметка отсутствующих в журнале/

  1. Музыкально — ритмические движения.

М.р.: Дети, сегодня мы отправимся с вами в гости к мишутке. Он живет в музыкальном лесу. Путь туда не близок, и чтобы нам не скучать давайте споем песенку. Для этого нужно выйти на волшебный коврик и построиться друг за другом. Начать наше путешествие нам помогут большие и маленькие ноги.

Слайд №3.

«Большие и маленькие ноги» муз. В. Агофонникова (приложение №44)

/учит детей различать двухчастную форму музыки, самостоятельно менять движения/

Муз. рук: Устали наши ножки. Как же нам продолжить путь? А поможет нам в этом лошадка.

Слайд №4.

 «Топ, топ, топоток….». музыка В. Журбинской (Приложение №68)

/Педагог берет лошадку в руки. Дети, строятся за педагогом, берут в руки вожжи (длинную ленту, которая прикреплена к лошадке с двух сторон). Под музыкальное сопровождение все идут, высоко поднимая колени, поют песню, на проигрыше  прищелкивают язычками. Остановившись, все дружно говорят: «Тпр-р-р-р-у!»/

/На экране появляется на фоне леса спящий мишка/

Слайд №5.

М.р.: А где же мишка? Пригласил нас в гости и не встречает?

/раздается храп/

М.р.: Слышите? Кажется, кто то храпит. Наверное, это мишка заждался нас и уснул. Надо его разбудить. Что бы мишку не напугать, нужно позвать его потихонечку. Вот так (педагог тихо говорит): «Мишка, вставай!»

/работа над развитием динамического слуха, закрепление понятий: тихо — громко/

Дети (тихо): Мишка, вставай!

М.р.: Не просыпается, давайте немножко громче его позовем: «Мишка, вставай»

Дети: Мишка, вставай!

М.р.: Еще громче, не слышит нас мишка, мишка, вставай!

Дети: Мишка, вставай!

         /педагог берет мишку в руки, мишка просыпается/

Мишка: Это кто тут кричит? Спать не дает?

М.р.: Это мы! Принимай, мишка, гостей!

Мишка: Ну, наконец – то гости пожаловали, теперь можно и поиграть, только я ещё не придумал как.

  1. Пальчиковая гимнастика.

М.р.: У наших детей очень ловкие пальчики, они умеют плясать  под веселые песенки.

Мишка: Скорее покажите, так хочется посмотреть!

Слайд №6.

«Паучок»                                                                  

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползет опять.

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Одна из ручек (или рука взрослого) — веточка.

Её вытягиваем вперёд, пальцы растопырены.
Вторая ручка – «паучок», который гуляет «по ветке». 

 «Паучок» бегает по предплечью,

А затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик).

Хлопок по столу или коленям.

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит).

Действия аналогичны первоначальным.

«Паучки» ползают по голове.

Слайд №7.

«Червячки»

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз два три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает.

Каркает: «Вот и обед!»

Глядь, а червячков уж нет!

Ладони лежат на коленях или столе.

Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь. Движение ползущей гусеницы.

Идут по столу указательным и средним пальцами. Остальные пальцы прижаты к ладони.

Складывают пальцы щепоткой, качают ими вверх, вниз.

Раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные наверх.

Сжимают кулачки, прижимают их к груди.

Мишка: Я тоже знаю веселую музыкальную игру, называется она «Шарик». Давайте поиграем в нее.

Слайд №8.

/мишка раздает всем детям резиновые мячики/

«Шарик»

В процессе игры поочерёдно используются обе руки. Сначала «шарик» в правой руке, затем — левой.

«Показывают» шарик (вращательные движения кистью).

Вот он шарик маленький смешной,      

Хочет этот шарик поиграть с тобой.

Движения в соответствии с текстом.

Он летел, он летел        

На твою макушку сел.

Он летел, он летел        

На твою макушку сел.                  

…И к тебе на носик  сел.

…И на твой животик шарик сел.

…И к тебе на ножки  сел.

Он попрыгал в ногах,

«Шарик» прыгает.

А потом вдруг лопнул – бах!

Хлопок ладонью по коленям.

  1. Развитие чувства ритма, музицирование.

Слайд №9.

М.р.: Ай, да молодец, мишка. Хорошая у тебя песенка и гимнастика для рук. /показывает на сундучок./ А что это у тебя за сундучок?

Мишка: Этот сундучок музыкальный. В нем хранятся музыкальные инструменты. Я сейчас буду на них играть, а вы попробуйте отгадать, что за музыкальный инструмент звучит.

Слайд №10.

Мишка играет за ширмой на треугольнике,  бубне, маракасах, дети отгадывают.

Слайд №11.

Мишка:  Молодцы! Все правильно отгадали. А теперь, я спою вам про себя песенку, а вы скажите, из каких звуков состоит эта песенка.

Слайд №12.

Мишка поет: МИШ-ка, МИШ-КА.

На экране ритмическая цепочка из кружков: ТА-ти-ТА-ТА (МИШ-ка, МИШ-КА)                

/Дети отвечают/

Муз. рук:  Молодцы! Давайте пропоем эту песенку вместе с мишкой звуками.

/Выполняется задание/

Муз. рук:  Теперь споем песенку словами и прохлопаем ритмический рисунок.

                

/Выполняется задание/

  1. Слушание музыки.

Слайд №13.

Мишка: Вы так хорошо пели про меня песенку, что захотелось танцевать.  

М.р.: Дети. Давайте сыграем для мишки на бубнах под музыку, а он потанцует.

Слайд №14.

«Полька» муз. Г. Штальбаум (приложение №61)

Муз. рук:  А кто мне скажет, как называлось музыкальное произведение, под которое танцевал мишка?

                /Дети отвечают/

  1. Распевание, пение.

Слайд №15.

М.р.: Дети, а давайте спаем мишке песню «Самолет» и покажем, как мы умеем летать. Все встаем. Расправляем крылья, самолет загудел «у-у-у», полетел и запел песенку, а вы помогайте.

«Самолет» муз. Е. Тиличеевой (приложение №75)

7.        Итог занятия.

Слайд №16.

Муз. рук:  Хорошо мы провели время в музыкальном лесу с мишкой. Пора и домой возвращаться. Давайте попрощаемся с мишуткой и сядем на свои места.

                /Дети прощаются, и садятся на стульчики/

Слайд №17.

Муз. рук:  Ребята понравилось вам у мишки в гостях?

                В какие пальчиковые игры мы с ним играли?

                На каких музыкальных инструментах любит играть мишка?

Под какое музыкальное произведение мишка танцевал?

                А про что пели песню?

Молодцы! На этом наше занятие закончено. Всем большое спасибо, и до свидание!

Музыкальное занятие для детей 3–4 лет. Тема: «Мои любимые игрушки»

Цели занятия: развитие музыкального восприятия разнохарактерных музыкальных произведений и слухового внимания; эмоционально-образного представления звучащей музыки.

Задачи:

  • научить внимательно вслушиваться в произведение и слушать его от начала до конца;
  • формирование навыков определения основных средств музыкальной выразительности – темпа, характера музыкального произведения, регистра;
  • закрепление навыков танцевально-ритмических движений в соответствии с музыкой.

Музыкальный материал.

  1. Д. Шостакович “Вальс-шутка” — слушание.
  2. В. Ребиков “Медведь” — слушание.
  3. Н. Сидельников “Играю в мяч” — слушание [3].
  4. З.Роот “Танец с игрушками” - музыкально-ритмические движения [2].
  5. “Как под яблонькой” (русская народная мелодия) — музыкальная игра “Чей кружок соберется быстрее?” [1].

Оборудование.

  1. Музыкальный центр.
  2. Игрушки по количеству детей: мячики, куклы, мишки.
  3. Картинки-раскраски мячиков, кукол, мишек.

Предварительная работа

В течение нескольких занятий заранее разучиваются “Танец с игрушками” [2], музыкальная игра “Чей кружок соберется быстрее?” [1], с детьми разучиваются стихотворения про мишку, куклу и мячик [2].

Для детей второй младшей группы музыкальная игра “Чей кружок соберется быстрее?” проводится в более простом варианте [1]. Перед танцем дети выбирают с какой игрушкой они будут танцевать: с мячиком, куклой или мишкой. С 1-го по 8-ой такты дети идут спокойным шагом по кругу, держа перед собой игрушку. С 8-го по 16-ый такты бегут по кругу и с остановкой музыки присаживаются и закрывают глаза. На следующие четыре такта (с 17-го по 20-ый) воспитатель в центр круга на расстоянии друг от друга сажают на стульчики мишку и куклу, кладут мячик. В конце 20-го такта исполняется резкий аккорд, после которого дети должны собраться в кружок, каждый у своей игрушки (такты 21-24). Игра повторяется 2-3 раза.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики.

М.р.: Сегодня у нас будет необычное занятие. Я буду вам загадывать музыкальные загадки про игрушки. Внимательно слушайте первую мою загадку и скажите про какую игрушку расскажет музыка.

Музыкальный руководитель исполняет пьесу “Медведь” В. Ребикова.

Дети угадывают загадку про мишку. Музыкальный руководитель акцентируется внимание детей вопросами на средствах музыкальной выразительности этой пьесы: в каком регистре исполнялась музыка (на высоких или низких звуках), темп произведения (как ходит мишка быстро или медленно).

Ребенок, выучивший стихотворение про мишку, с мишкой в руках рассказывает стихотворение:

У меня в руках Мишутка заводной,
Любит он играть со мной!
Он забавный, косолапый,
И умеет топать лапой,
А еще может реветь,
Ведь на то он и медведь!

Музыкальный руководитель загадывает следующую музыкальную загадку. Исполняется “Вальс-шутка” Д.Шостаковича.

Дети определяют легкий, порхающий характер музыки (в сравнении с пьесой “Медведь”), ее танцевальность.

Девочка читает стихотворение про куклу:

Куклу дочкой называю,
Яркие ленты в косички вплетаю.
С куклой нарядной люблю танцевать,
А также ей сказки рассказывать и играть.

Музыкальный руководитель исполняет третью музыкальную загадку про мячик.

Дети определяют по музыке ее характер: плавный или отрывистый, и отгадывают последнюю загадку.

3-ий ребенок читает стихотворение про мяч:

Мячик можно покатать,
Можно вверх его бросать,
Можно поиграть в футбол
И забить в ворота гол!

М.р.: Дети, любите вы игрушки?

Дети: Да.

М.р.:

Тогда возьмите по игрушке,
Становитесь друг за дружкой!
Раз, два, три четыре, пять –
Будем с вами танцевать!

Дети исполняют «Танец с игрушками» [2] на музыку З.Роот.

М.р.:

С вами мы потанцевали,
А теперь мы поиграем.
Будем вместе мы шагать,
А затем бежать-бежать,
А потом присядем все в кружок,
И как только отдохнем чуток,
Надо быстро каждому найти
Ту игрушку, что в руках несли.
Три кружочка соберется
И игра опять начнется.

Игра “Чей кружок соберется быстрее” проводится 2-3 раза.

М.р.:

Вы так дружно танцевали,
Все загадки отгадали.
А теперь для вас у нас
Есть раскраски для ребят.

Детям раздаются раскраски-игрушек и под музыку они покидают зал.

Литература

  1. Игра “Чей кружок соберется быстрее?” //Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. /Авторы-сотавители: С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. — М.: Просвещение. 1983.
  2. З. Роот “Танец с игрушками”. — //Музыкальный руководитель, 2008, №3. — З.Роот. Праздник выпуска детей в школу “приключения буквы “Я”.
  3. Шаг за шагом. Хрестоматия для обучения игре на фортепиано слепых и слабовидящих учащихся. / Авторы-составители: Антонова Ю.П., Диденко Н.С. — М.: ГСИИ, 2007. (Программно-методическое обеспечение учебного процесса в специализированном вузе, выпуск 5).

Музыкальное развитие | Жили-Были

2

2015-07-17

Подвижные музыкальные игры

Подвижные музыкальные игры

Зачастую родители, занимаясь с малышом, излишне увлекаются изучением букв, цифр, цветов, иностранных языков, а такая немаловажная сфера как музыкальная остается в стороне. Между тем развитие музыкальности в ребенке крайне полезно для формирования личности: прослушивание музыкальных произведений и музыкальные игры способствуют не только развитию слуха и чувства ритма, но и развитию эмоциональности, творческих способностей, внимания и воображения малыша.

Подвижные музыкальные игры

11

2014-12-08

Классическая музыка для малышей

Классическая музыка для малышей

До сих пор мои статьи были посвящены в основном моторному и интеллектуальному развитию ребенка. Но есть еще одна очень важная сфера развития малыша, о которой нельзя забывать, если вы хотите вырастить всесторонне развитую личность. Это музыкальное воспитание малыша. И речь здесь вовсе не идет о том, как вырастить из ребенка юного музыканта и как развить ему музыкальный слух. Вовсе нет! Музыка необходима любому малышу для развития эмоциональной и эстетической сфер, она помогает привить ему чувство прекрасного.

Из этой статьи вы узнаете, когда и как начинать знакомить малыша с музыкой и какие конкретно композиции включать малышу для прослушивания.

Календарно-тематическое планирование (младшая группа) по теме: Календарное планирование по музыкальному воспитанию для детй 3-4 лет.

1.Сентябрь

 

«Солнышко и дождик»

Слушание музыки

Исполнительство:

Пение

Музыкально-ритмические движения

Творчество:

Музыкальная игра

Слушать музыку и эмоционально на нее откликаться. Беседа о характере музыкального произведения.

-Хорошо в лесу осеннем,

птички звонко там поют

По дорожке, по тропинке,

Дети весело идут.

Вот детей зовет кукушка: Ку-ку! Ку-ку!

Отвечают дети птичке: «Ку-ку! Ку-ку»

Знакомить детей с русским народным песенным творчеством. Предлагать протягивать ударные слоги в словах.

Развивать ритм дыхания.

Закреплять и развивать умения прислушиваться к музыке и начинать и заканчивать движение с музыкой. Выполнять движения по показу педагога, высоко поднимая колени, а с окончанием музыки и пения воспитателя на слово «стоп» останавливаться.

Учить  ходить врассыпную под музыку, топая ножками, спокойно, не наталкиваясь друг на друга.

Обыгрывание песни «Дождик» . Вызывать у детей интерес к русской народной игровой песне. Объяснить, что народные песни не только поют, их можно обыграть. Дети  свободно ходят по залу в рассыпную «гуляют», с изменением характера музыки — дети легко бегут на носочках к воспитателю под зонтик, на музыку солнышка, дети используют знакомые танцевальные движения.

М. Раухвергер «Хорошо в лесу»

«Дождик» русская народная песня

(Компонент ДОУ)

«Ладошки» А. Стрельникова

(Компонент ДОУ)

М. Раухвергер «Ножками затопали»

М. Картушина танец «Озорные малыши»

«Дождик» русская народная игра

(Компонент ДОУ)

(Компонент ДОУ)

2.

«Прогулка в лес»

Слушание музыки

Творчество:

Исполнительство:

Пение

Музыкально-ритмические движения.

Творчество:

Музыкальная игра

Знакомить детей с народной песней.

Развивать музыкальную память, способность запоминать и узнавать знакомые музыкальные произведения.

Развивать  умения  подражать пению петушка на звуках разной высоты (большой и маленький петушок)

Предлагать петь естественным звуком, не напрягаясь. Диагностика выполнения задания.

Развивать ритм дыхания.

Продолжать  учить начинать и заканчивать движение с музыкой.

Учить  легко бегать на носочках по залу не наталкиваясь друг на друга, легко взмахивать руками, изображая птичек.

-К нам сегодня пришли озорные малыши.

Не скучают, на сидят. Нам потопать хотят.

Вот так!-4 раза.

Учить ритмично стучать каблучком одной ноги, затем другой. Продолжать учить ходить врассыпную спокойным шагом.

Продолжать обыгрывать знакомые песни «Петушок» . Вызывать у детей интерес к русской народной игровой песне. Объяснить, что народные песни не только поют, их можно обыграть. Дети присаживаются, закрывают глаза, пока воспитатель поет песню. С окончанием пения воспитатель будит детей возгласом «Ку-ка-ре-ку», дети просыпаются.

-Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь, громко песни поешь,

Деткам спать не даешь?

А я громко запою и ребят разбужу! Ку-ку- ре-ку!

Русская народная песня «Петушок»

(Компонент ДОУ)

«Дождик» русская народная песня

«Ладошки» А. Стрельникова

(Компонент ДОУ)

«Ножками затопали» М. Раухвергер

«Хорошо в лесу»

А. Серов «Воробушки»

М. Картушина «Озорные малыши» танец

«Петушок» русская народная игра.

\(Компонент ДОУ)

Кукла «Би-ба-бо»

ширма

султанчики

иллюстрация

Игрушка

3.

«Кто живет в лесу»

Слушание музыки

Исполнительство:

Пение

Музыкально-ритмические движения

Творчество:

Музыкальная игра

Беседа о характере музыкального произведения, обратить внимание на динамику,  темп. Приучать высказывать свое отношение к музыке.

Продолжать знакомить детей с русской народной песней. Сказать детям, что сегодня к ним пришел петушок не только поиграть с ними, но и послушать как они умеют петь. Петушок поет, протягивая гласные звуки.

Продолжить работу  над  правильным дыханием и чистотой интонирования.

Развивать дыхание с опорой на диафрагму

Поиграть в такую игру: воспитатель гуляет с игрушкой по лесу- залу на 1 часть мелодии. На вторую часть , подходит к кому- нибудь  из детей и берет его за руку. На эту фразу они гуляют вместе. На повторение упражнения воспитатель берет других детей. В конце упражнения воспитатель приглашает погулять всех детей.

Двигаться врассыпную легким бегом.

-Побежали наши ножки. Побежали по дорожке.

Вот как, вот как побежали ножки.

Вот как, вот как, прямо по дорожке.

Вот как весело бежали и нисколько не устали.

Закреплять спокойный шаг врассыпную. Продолжать  притопывать каблучком  одной ноги, затем другой

Продолжать знакомить детей с народными игровыми песнями.  Предлагать легко бегать врассыпную на носочках после слов петушка: «А я громко закричу: Ку-ка-ре-ку! И ребяток догоню!». Дети убегают в домики- обручи   Побуждать к звукоподражанию пения петушка.

А. Гречанинов «Моя лошадка»

 

«Петушок» русская народная песня.

«Дождик» белорусская народная песня

(Компонент ДОУ)

«Ладошки» А. Стрельникова.

(Компонент ДОУ)

М Раухвергер. «Хорошо в лесу»

«Автобус» М. Иорданский

«Воробушки» А. Серов

«Побежали наши ножки» русская народная попевка

М. Картушина танец

 «Озорные малыши»

«Петушок» русская народная игра.

(Компонент ДОУ)

Иллюстрации

Кукла «Би-ба-бо»

ширма

Шапочка петушка

4.

«Осенний лес полон сказок и чудес»

Слушание музыки

Творчество:

Исполнительство:

Пение

Музыкально-ритмические движения.

Музыкальная игра

Продолжать учить детей слушать музыку и эмоционально на нее откликаться. Беседа о характере произведения (плясовая). Сказать, что народные песни можно не только петь. Под их исполнение можно весело плясать. Попросить поплясать зайчика. Спросить, какие танцевальные  движения выполнял заинька?

Петь в спокойном темпе, слаженно. Слушать музыкальное вступление.

Петь выразительно, передавая характер звучания.

Развивать ритм дыхания

Продолжать  двигаться врассыпную легким бегом. Следить, чтобы дети не наталкивались друг на друга,  заканчивать движение с окончанием музыки. Можно в конце упражнения сказать «Стоп».

Предлагать  кружиться вокруг себя топающим шагом.

-К нам сегодня пришли озорные малыши.

Не скучают не сидят, покружиться хотят.

Вот так!- 8 раз. Диагностика выполнения.

Развивать эстетическую восприимчивость на основе русской народной культуры. Знакомить с образцами игровых народных песен. Предлагать легко, непринужденно бегать на носочках по залу врассыпную,  легко прыгать на двух ногах.

-К деткам зайчик подбежал,

Возле деток прыгать стал!

Прыг, скок, прыг, скок!

Догони меня, дружок»

Дети становятся свободно. С началом песни дети легко подпрыгивают на двух ногах. С окончанием пения дети убегают в домики.

«Заинька» русская народная песня в обр.  В. Агафонникова

(Компонент ДОУ)

«Дождик» б.н.п.

«Петушок» русская народная песня.

(Компонент ДОУ)

«Нюхаем цветы» А. Стрельникова

(Компонент ДОУ)

«Побежали наши ножки» русская народная попевка

А. Серов «Воробушки»

М. Картушина танец «Озорные малыши»

«Заинька» русская народная игра

(Компонент ДОУ)

Иллюстрации, кукла Би-ба-бо.

ширма

Игрушка

платочки

Шапочки зайчиков.

5.

«Кто по лесу идет»

6.

«Громкая и тихая музыка»

Слушание музыки

Исполнительство:

Пение

Музыкально-ритмические движения

Творчество:

Музыкальная игра

Слушание музыки

Исполнительство:

Музыкально-ритмические движения.

Пение

Творчество:

Музыкальная игра

Слушать музыку и эмоционально на нее откликаться. Рассказать о музыкальных звуках: коротких и долгих. Сравнить, как идет медведь и прыгает зайчик. Отгадывать на слух долгие и короткие звуки.

Петь слаженно. Вместе начинать и заканчивать пение. Водить пальчиком по раскрытой ладошке.

Развивать дыхание с опорой на диафрагму

Выполнять прыжки  на двух ногах, руки свободны или согнуты в локтях. Следить за тем, чтобы дети прыгали легко, слегка пружиня ноги. Продолжать заканчивать движение с окончанием музыки.

-На лесной лужайке  запрыгали зайки,

Вот какие зайки, зайки побегайки!

(дети легко прыгают под музыку)

Как лисичку увидали,

Сразу прыгать перестали.

(С окончанием музыки дети присаживаются и прячут глазки)

Продолжать  кружиться вокруг себя топающим шагом. Закреплять попеременное притопывание каблучками то одной, то другой ноги.

Знакомить с образцами игровых народных песен. Учить выполнять движения по тексту: водить пальчиком по раскрытой ладони другой руки; перебирание пальчиками; зовущие движения кистей рук; легко бегать по залу врассыпную и с окончанием музыки присесть на месте.

-Сорока, сорока! Где была? Далеко!

Кашку варила, детушек кормила! На порог скакала, деток созывала.

Кыш- полетели! А устали, сели!

 

Слушать музыку и эмоционально на нее откликаться. Беседа  о музыкальных звуках: громких и тихих.  Спеть детям песенку и попросить зайчика поиграть детям на музыкальном инструменте. Спросить зайчика, как называется его музыкальный инструмент. Отметить, что зайчик играл на бубне разные звуки. Он играл сначала тихие звуки: повторное прослушивание. Затем зайчик играл громкие звуки: повторное прослушивание. А сейчас зайчик просит вас поиграть с ним и отгадать, как играет зайчик: громко или тихо?

Продолжать учить прыгать на двух ногах, руки свободны или согнуты в локтях. Следить за тем, чтобы дети прыгали легко, слегка пружиня ноги. Продолжать учить заканчивать движение с окончанием музыки.

Стараться  ритмично хлопать в ладошки.

-К нам сегодня пришли, озорные малыши.

Не скучают, не сидят, нам похлопать хотят.

Вот так! 8 раз

Продолжать  кружиться вокруг себя топающим шагом. Закреплять попеременное притопывание каблучками то одной, то другой ноги.

Стараться  петь слаженно. Вместе начинать и заканчивать пение. Водить пальчиком по раскрытой ладошке, правильно выговаривать слова.

Развивать дыхание с опорой на диафрагму

Продолжать  выполнять движения по тексту: водить пальчиком по раскрытой ладони другой руки; перебирание пальчиками; зовущие движения кистей рук; легко бегать по залу врассыпную и с окончанием музыки присесть на месте.

Галынин «Медведь»

Агафонников «Зайчик» «Кто по лесу идет»

Е. Тиличеева

«Сорока» русская народная песня

(Компонент ДОУ)

«Погончики» А. Стрельникова

(Компонент ДОУ)

«Зайчики» К. Черни «Этюд»

М. Картушина «Озорные малыши»

«Сорока» русская народная игра

(Компонент ДОУ)

«Ах, вы,  сени» русская народная мелодия.

(Компонент ДОУ)

«Тихая и громкая музыка» Р. Рустамов

«Кто хочет побегать?» Л. Вишкарев

«Зайчики» К. Черни

Картушина «Озорные малыши»

 «Сорока» русская народная песня

«Погончики» А. Стрельникова

(Компонент ДОУ)

«Сорока» русская народная игра

(Компонент ДОУ)

Мягкие игрушки

Дидактическая игра

«Кто по лесу идет»

игрушки

Пальчиковый театр

Шапочки зайчиков

Игрушка

Бубен, игрушка  театра «Би-ба-бо» ширма

Дидактическая игра

«Тихая и громкая музыка»

Пальчиковый театр, ширма

Косынка

7.

«Мы играем и поем»

Слушание музыки

Исполнительство:

Пение

Музыкально-ритмические движения

Музыкальная игра

Уметь слушать музыку и эмоционально на нее откликаться. Продолжать знакомить с музыкальными  звуками: громкими  и тихими.  Спеть детям песенку и попросить зайчика поиграть детям на музыкальном инструменте.

-Наш зайчонок бубен взял

Очень тихо заиграл.

Вот, послушайте, ребята.

Очень тихо (громко) заиграл! Затем попросить детей помочь зайчику поиграть на бубне. Показать детям как держать бубен,  и как ударять по бубну кистью руки.

-Саша тоже бубен взял,

Очень тих заиграл.

Вы послушайте, ребята,

Очень тихо (громко) заиграл.

 Учить петь естественным звуком, не напрягаясь. Продолжать учить петь слаженно. Вместе начинать и заканчивать пение. Водить пальчиком по раскрытой ладошке.

Развивать дыхание с опорой на диафрагму

Развивать ритм дыхания.

Двигаться врассыпную спокойным шагом и легким бегом. Слушать музыку, определять ее характер и соответственно менять движения.

Продолжать учить ритмично хлопать в ладошки.

Продолжать учить кружиться вокруг себя топающим шагом. Закреплять попеременное притопывание каблучками то одной, то другой ноги, кружение вокруг себя.

Обогащать музыкальные впечатления детей посредством  русских народных игр. Учить ориентироваться в пространстве.

«Как играет бубен»  И. Арсеев,  «Как у наших у ворот», русская народная мелодия.

(Компонент ДОУ)

«Петушок» р.н.п.

 «Сорока» русская народная песня.

(Компонент ДОУ)

«Погончики» А. Стрельникова

(Компонент ДОУ)

Е. Тиличеева

«Ходим или бегаем»

Игра. латвийские народные мелодии.

(Компонент ДОУ)

Русская пляска

«Сапожки» русская народная мелодия в обр. Т. Ломовой

«Сорока» русская народная игра.

(Компонент ДОУ)

Бубен

Кукла Би-ба-бо

.ширма

Дидактическая игра «Как играет бубен»

Шапочка сороки

8.

«Край, в котором мы живем»

Слушание музыки.

Исполнительство:

Пение

Творчество:

Музыкально-ритмические движения

Музыкальная игра

Познакомить детей с музыкальным фольклором народов Севера. Учить детей слушать вокальную музыку и понимать о чем поется в песне. Вспомнить, какие звери живут на Ямале. Сказать, что звери сегодня пришли к нам в гости с нами петь и играть. Но чтобы они пришли, нужно внимательно послушать музыку и отгадать как она звучит. Вы любите играть? Тогда будем искать нашего гостя. Будем ходить по тундре под музыку и чем музыка громче, чем ближе то место, где спрятался наш гость.

Побуждать чисто интонировать звуки, различные по высоте, расширять диапазон голоса.

Развивать дыхание с опорой на диафрагму

Рассказать, что в нашем крае живут и другие звери медведи, лисички, белочки

Побуждать  выразительно изображать  в движении образ зверей: медведя, зайчика, белочки, лисички. Рассказать, что мишка очень большой и идет он очень тяжело, переваливаясь с боку на бок. А вот лисичка идет по лесу мягко и неслышно. Вот так., посмотрите. Показать детям движения и попросить их походить как звери. Закрепить прыжки на двух ногах. Учить ходить мягким, крадущимся шагом.

Знакомить с музыкально-игровым фольклором народов Ямала. Учить передавать игровые образы, данные в музыке

-Зайку в тундре мы нашли

К нам на праздник привели.

Зайка весело пляши

И ребяток рассмеши.

(Проявлять творческую активность в самостоятельном исполнении знакомых плясовых  движений)

«Зайка в тундре» музыка народная

(Региональный компонент)

«Громкая и тихая музыка» Р. Рустамов

Музыкально-дидактическая игра

«Сорока» русская народная песня

«Повороты головы» А. Стрельникова

(Компонент ДОУ)

Г. Галынин «Медведь» В.Агафонников «Маленький, беленький»

Т. Ломова «Мелодия»

А. Серов «Воробушки»

Русская пляска

«Сапожки» русская

народная мелодия в обр. Т. Ломовой

«Заинька»

 (Компонент ДОУ)

ненецкая народная игра

(Региональный компонент)

Иллюстрации, игрушки.

Шапочки зверей.

С орнаментом

Шапочки зверей с орнаментом

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Комплексное музыкальное занятие для детей 3-4 лет «Разноцветная прогулка»

Комплексное музыкальное занятие для детей 3-4 лет «Разноцветная прогулка»

Дети под музыку входят в музыкальный зал, украшенный  в виде лесной полянки.

Ведущая:  Ребята, посмотрите, как вокруг красиво! На деревьях – зеленые листочки, а в травке – красные, желтые, синие цветочки. В голубом небе летают и поют птички «Чик-чирик!». Все радуются теплу и солнышку. Давайте и мы с вами веселую песенку о солнышке споем.

 Песня «Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеевой

Ведущая:        Вот денек какой хороший!

                Так и хочется плясать!

                Будем топать, будем хлопать,

                Будем дружно приседать!

 Парная пляска с игровым массажем

(дети стоят парами лицом друг к другу)

На полянке разноцветной,                хлопают в ладоши,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Расплясались наши детки!                хлопают по ладошкам партнера,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Наши щечки хороши.                        растирают  щечки круговыми

Хороши, хороши.                                 движениями,

Веселятся малыши.                        растирают щечки друг друга,

Малыши, малыши.

Мы погладим носик,                        поглаживают свой нос,                

Носик, свой носик.

И дружка курносик.                        поглаживают носики друг друга,

Носик-курносик.

По плечам пошлепаем.                        шлепают ладошками по плечам,

Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп.

По спине похлопаем.                        обнимают друга, шлепают ладошками

Вот так вот!                                по спине,

Ведущая:        Ребятки, а что это за домик на полянке стоит? Такой необычный – разноцветный. У него стены желтые, окошки синие, крыша красная, а труба на крыше – зеленая. Кто же здесь живет? Давайте мы к нему подойдем и тихонько постучим.

                — Тук-тук! Кто здесь живет?

(из домика, построенного из мягких модулей, выходит Радуга в разноцветном платье и венке с разноцветными лентами)

Ведущая:        Да это же сама красавица Радуга! 

Радуга:        Здравствуйте, мои дорогие ребятишки! Я очень рада встрече с вами. Я – разноцветная Радуга. Смотрите, какое у меня волшебное платье! На нем уместились все цвета. Какие вы видите?

(ответы детей)

Я очень хочу поиграть с вами в мои разноцветные игры. А вы хотите?

Радуга показывает желтую ленту

Радуга:        Угадайте, что за цвет?

Дайте мне скорей ответ.

Дети:         Желтый.

(дети с помощью воспитателя перечисляют предметы желтого цвета вокруг)

Ведущая:        Радуга, а наши детки знают про желтый цвет веселую песенку. И сейчас ее тебе споют.

Пальчиковая игра «Желтая песенка»:

Как на небе появилось                                         поднимают ручки вверх,

Желтенькое солнышко.                                 

В желтом танце закружилось                                «фонарики»,

С желтеньким подсолнушком.

А под солнышком проснулись                        машут руками, как

Бабочки и пчелки.                                         крылышками,

Лапками поправили                                        дети гладят себя по голове,

Желтенькие челки.

Солнечные зайчики                                        стучат по коленкам

Ярче заблестели,                                                 кончиками пальчиков,

Желтенькую песенку                                         хлопают

Весело запели.

        

Радуга:         Какая веселая песенка! Молодцы, ребятки!

(на центральной стене в оформлении происходят изменения: картонные тучки постепенно закрывают нарисованное солнце)

Радуга:        Только что-то наше солнышко загрустило, за тучку спряталось. Что же делать?        

Ведущая:         Так  бывает и у деток, когда они поссорятся. Только наши малыши не могут долго сердиться! Они любят веселиться!

Парная пляска «Подружились» Т. Вилькорейской

Ведущая:          Дети уже помирились, а синие тучки с синего неба не хотят уходить! Кажется, дождь начинается!

Песня «Дождик» муз. Ю. Слонова

Радуга:         Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей!

Для лесов, для полей,

И для маленьких детей,

И для мам, и для пап

Кап-кап! Кап-кап!

Будет, будет лето в радугу одето.

                                        (П. Синявский)

Я раскрою зонтик,

Разноцветный зонтик.

Все скорей ко мне, друзья!

Спрячетесь здесь от дождя.

Игра «Солнышко и дождик»

(в конце игры дети громко хлопают в ладошки, и солнышко опять показывается из-за тучки)

Радуга:        Сердитая тучка убежала. Как светло и тепло стало!

Радуга показывает красную ленту

Радуга:         Ребятки, а это какой цвет?

Дети:            Красный!

Радуга:        Как в лесу-лесочке

                Выросли грибочки.

                Шапки у них аленькие,

                Все грибочки маленькие.

                Вы корзиночки возьмите

                Да грибочки соберите!

Игра «Собери грибы в корзинку»

(дети собирают игрушечные грибы в 2 большие плетеные корзины)

Ведущая:        Вот так урожай грибной! Смотрите, какой большой гриб на нашей полянке вырос!

(показывает детям шляпку  из картона)

Ведущая:        Наверное, ее какой-то грибок потерял! Эй, грибочки, выходите, веселее попляшите!

Хоровод «Грибочки и ягодки»

Радуга:        Вам в подарок, друзья,

                Карусель я принесла.

                Ленточки здесь разные –

                Желтые и красные,

                Зеленые и синие –

                Карусель красивая!

                Вы за ленточки беритесь,

                На карусели прокатитесь!

Игра «Карусель»

Радуга:        Ребята, сейчас вы сами сделаете маленькие картиночки с маленькими радугами – моими сестричками. Вот вам разноцветные бумажные полоски и красивые листы с рамочками.

Аппликация «Маленькая радуга»

Ведущая:        Понравилась вам, дети, разноцветная прогулка? Пора нам прощаться, в группу возвращаться. Спасибо, Радуга, за игры и веселье!

Радуга:        Вы меня не забывайте, чаще в гости приезжайте!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *