Математика карточки домана – Карточки Домана. Скачать бесплатно карточки Домана для самых маленьких

Содержание

Как обучить малыша математике: Невероятный метод Домана

Экология потребления. Дети: Метод, разработанный Гленном Доманом, удивительно прост и невероятно эффективен. Его цель…

Институт достижений потенциала человека работает с матерями и их детьми на протяжении последних 40 лет. Специалисты центра исследований много времени посвятили работе с детьми, имеющими повреждения клеток мозга.

В результате тщательного изучения проблемы выяснилось, что дети с отклонениями ходили в школу, разговаривали и вели себя, как совершено здоровые, а иногда даже имели уровень интеллекта, близкий к гениальному.

Почему же здоровые дети при прочих равных условиях не показывают лучшие результаты, чем те их сверстники, которым в результате хирургического вмешательства удалили часть клеток мозга? Что же с ними не так?

Как обучить малыша математике: Невероятный метод Домана

Проблема в уровне развития центральной нервной системы.

Ребенок с повреждениями мозга, обычный здоровый ребенок и гений — это не три разных типа детей, а совершенно одинаковые дети с разной степенью развития и организации центральной нервной системы. Когда ребенок учится читать, уровень развития повышается, и чем больше информации получает ребенок, тем быстрее повышается его уровень интеллекта. Мозг — как мускул, который улучшает свои качества по мере тренировок.

Книга «Как научить своего малыша читать» вышла в мае 1964 года и произвела фурор среди родителей. Ее перевели на пятнадцать языков и выпустили тиражом более пяти миллионов экземпляров. Книга содержит систему обучения ребенка чтению с пеленок. Если такого малыша можно научить читать, то можно ли научить его математике?

Книга «Как обучить своего малыша математике» предлагает эффективную систему обучения, по которой любой ребенок сможет легко считать в уме сложные примеры — на радость себе и родителям. 

1. Зачем маленькому ребенку математика?

Мамы и их дети представляют собой превосходную команду, настроенную на получение результата. Маленький ребенок способен выучить несколько языков, играть на скрипке, решать сложные уравнения в уме, быть физически развитым. Обучая ребенка чему либо, мама не только повышает уровень его интеллекта, но и формирует крепкую связь, пронизанную любовью и уважением.

Математика — предмет сложный, но мозг ребенка способен понимать его гораздо легче и быстрее, чем нам, взрослым, кажется. Чем раньше начинается процесс обучения, тем легче и проще усваивается информация. В чем секрет?

В отличие от взрослых, дети проще запоминают факты, а не символы, их обозначающие. К примеру, символ цифры «шесть» — это «6», а факт — это реальное количество предметов — шесть бабочек. Или нота «до», изображенная в нотной тетради, это символ, а факт — это звук, который эта нота производит. 

Символы ребенку ни о чем не говорят. Ему нужны голые факты. Если взрослые легко понимают математические символы, цифры от 1 до 1 000 000, то фактическое количество предметов, скажем, больше двадцати, с ходу определить сложно. Дети же могут с высокой степенью уверенности определить как количество предметов, так и соответствующий символ, если научить их в раннем возрасте.

1.1. Ребенок ХОЧЕТ учить математику

Дети по своей натуре любопытны и в раннем возрасте впитывают огромный объем информации. Взрослые ошибочно считают любопытство недостатком концентрации. За первые шесть лет ребенок узнает, возможно, больше, чем за всю последующую жизнь. Он усваивает целый новый для него язык (любой язык, на котором ребенок начинает говорить), и, скорее всего, после шести лет он не преуспеет настолько же совершенно в любом другом иностранном языке.

К сожалению, многие взрослые бессознательно ограничивают свободу обучения. Этого можно избежать, поощряя способности ребенка и его желание учиться. Дети учатся посредством всех своих основных чувств без исключения — они видят, слышат, чувствуют, пробуют на запах и вкус. Они следуют инстинктам. Взрослые же ограничивают их действия, стараясь обезопасить, и тем самым лишают возможности учиться.

Мы покупаем им игрушки, которые нельзя сломать, например, яркую погремушку. Ребенок тратит ровно 90 секунд на изучение, а потом теряет интерес. Его внимание переходит на коробку от погремушки, которая не менее интересна. В отличие от игрушки, коробку можно сломать и тем самым понять, как она устроена.

Горькая правда состоит в том, что взрослые изобретают такие игрушки для себя, чтобы избавиться от ребенка, пусть даже временно. Дети в свою очередь никогда не создают игрушки, они создают инструменты — деревянная палка, например, легко становится молотком, а ракушка — тарелкой.

Мы покупаем ребенку манеж для игры. Мы считаем, что защищаем его. Однако мы защищаем себя от необходимости постоянно держать руку на пульсе и от ответственности за безопасность ребенка. Мы не даем ребенку ползать, трогать разные предметы, ломать их, ограничивая процесс обучения. И это в то время, когда желание учиться у ребенка на максимальном уровне!

Ребенок воспринимает учебу как игру, самую веселую в жизни, до тех пор, пока не приходит осознание того, что это тяжкий и неприятный труд. К некоторым детям это осознание не приходит. Мы называем их гениями.

Как обучить малыша математике: Невероятный метод Домана

Основные правила обучения:

1.  Процесс обучения начинается с рождения.

2.  У всех детей врожденная страсть к обучению.

3.  Дети предпочтут учебу еде.

4.  Дети предпочтут учебу игре.

5.  Дети считают своей работой процесс взросления.

6.  Дети хотят повзрослеть сию секунду.

7.  Дети считают, что обучение — это необходимый навык выживания.

8.  И в этом они определенно правы.

9.  Дети хотят узнать все обо всем и прямо сейчас.

10.  Математика — стоящий предмет для познания.

 

1.2. Ребенок МОЖЕТ учить математику

Все дети — гении лингвистики. В свои первые месяцы они усваивают целый новый, «иностранный» для себя, язык. И это не мы учим детей первым словам. Ребенок сам запоминает их, просто слушая наши разговоры. Не секрет, что в семье, где мама и папа говорят на двух языках, ребенок может говорить на двух языках, и это не будет для него чем-то сверхъестественным.

 

Речь и способность к языкам — встроенная функция головного мозга. Понимать факты, стоящие за математическими символами — тоже встроенная функция головного мозга.

Ребенок усваивает информацию со скоростью молнии, если ему предоставить четкие, недвусмысленные факты. К сожалению, взрослые имеют свойство делить понятия на конкретные и абстрактные. Конкретные легко понять, абстрактные — труднее. Чтобы объяснить ребенку абстрактные понятия, мы чаще всего выдаем за истину наше собственное мнение об этом понятии, нежели голый факт. Это большая ошибка. 

Дайте ребенку факты, и он сам поймет логику их взаимодействия.

Хороший пример на эту тему есть у прекрасного детского писателя Корнея Чуковского в книге «От двух до пяти».

Все семейство поджидало почтальона. Он появился у самой калитки. Варя первая заметила его.

— П о ч т а н и к, п о ч т а н и к идет! — радостно возвестила она.

Девочка хорошо усвоила правило образования названий профессий, таких как молочник, мясник и т. д., и прекрасно справилась с применением его на практике. Она просто не знала про исключения из правил. 

 

1.3. Ребенку СТОИТ учить математику

Есть две чрезвычайно важные причины, почему маленьким детям стоит учить математику:

  • Человек — единственное из живых существ на земле, которое может решать математические задачи, и это одна из немногих вещей, с которыми он сталкивается ежедневно.
  • Чем раньше ребенок поймет суть математических примеров, тем быстрее возрастет его общий уровень интеллекта.

Наш мозг — удивительная штука. Так же как мышцы в нашем теле, он становится совершеннее, если его чаще тренировать. Мозг содержит в себе столько информации, сколько мы ему даем. Даже не так — мозг способен хранить в себе столько информации, сколько мы не сможем дать ему за всю свою жизнь.

Человека от животного отличает ряд способностей, за которые отвечает головной мозг:

  1. Передвигаться на двух ногах.
  2. Устно и письменно выражать свои мысли.
  3. Читать.
  4. Слушать и понимать язык, который создан самим же человеком.
  5. Тактильно различать предметы.

Чем больше мы совершенствуем одну из этих способностей, тем больше совершенствуются и все остальные. Чем больше мы думаем, тем больше повышаем уровень своего интеллекта. 

Математика — прекрасный способ заставить человека думать.

2. Метод Домана

Как обучить малыша математике: Невероятный метод Домана

2.1. Секрет метода

Секрет метода заключается в том, чтобы познакомить ребенка с цифрами и их истинной сутью, показывая ему изображения с тем или иным количеством красных точек. Для взрослых изображение цифры «три» как «3» или изображение трех красных точек — это одно и то же. Задача метода — научить ребенка их различать.

Взрослые могут распознать до двадцати точек на картинке более или менее уверенно. О количестве больше 20 можно только гадать. Дети легко справятся с этой задачей, если их сначала обучить сути цифр, нежели их символам.

Если взрослому назвать число, например «шесть», то он скорее представит цифру шесть, а совсем не увидит шесть предметов.

Не то чтобы он не «увидит» это. Он не поймет, что это именно такое количество точек на рисунке. Взрослому нужно вручную посчитать все точки. Ребенок видит правильный ответ, лишь взглянув на картинку.

Способность различать «три» как «3» и «три» как три красные точки и будет преимуществом детей перед взрослыми. Вы сможете научить ребенка математике, даже если вы сами не мастер этого дела. Это даже легче, чем научить его читать. Причем весь процесс займет не более получаса в день. В течение лишь нескольких недель вы заметите прогресс.

Важно запомнить следующие моменты:

1. До пяти лет ребенок легко впитывает колоссальный объем информации.

2. До пяти лет ребенок принимает всю информацию.

3. Чем больше информации ребенок получает до пяти лет, тем больше ее остается.

4. Дети до пяти лет обладают громадным объемом энергии.

5. У детей до пяти лет огромное желание учиться.

6. Дети до пяти лет могут и хотят научиться читать.

7. Все маленькие дети — гениальные лингвисты.

8. До пяти лет они могут выучить целый язык или даже несколько языков, если вы им в этом поможете.

Математика — это тоже язык, который ваш ребенок может легко изучить.

 

2.2. Основы обучения

Как родитель и учитель вы должны усвоить, что учеба — самое большое приключение в жизни ребенка. Это самая интересная игра из всех существующих. Вы должны не забывать об этом в течение всего процесса. Кто-то считает, что мы не должны забирать у ребенка детство, заставляя его учиться. Это говорит об определенном отношении к обучению. Это не работа и не наказание. Если вы или ваш ребенок не получаете удовольствия от процесса, значит, вы делаете что-то не так.

Игра должна быть приятной, и, если ребенок или родитель устал или в плохом настроении, нужно отложить процесс на некоторое время.

Важно также помнить, что время подачи информации должно быть максимально коротким. Скажем, можно проводить такие сеансы два-три раза в день, но продолжительность каждого должна быть не более нескольких секунд. Вы должны остановиться до того момента, как ваш ребенок сам этого захочет.

Взрослые ожидают, что ребенок будет смотреть на учебный материал, концентрироваться на нем и пытаться его запомнить. Детям это не нужно, они схватывают информацию на лету. Скорость, новый материал и хорошее настроение родителей — это все, что нужно.

Вы удивитесь, насколько жадным до новой информации будет ребенок, когда вы начнете обучение. Пусть он вас ведет. Не давайте ему скучать. Нет ничего более нудного, чем заучивать наизусть одни и те же примеры.

Будьте последовательны — подготовьте весь учебный материал заранее, и если пришлось отложить сеанс, то, когда придет время продолжить, не возвращайтесь к уже пройденному. Продолжайте с того места, на котором закончили. И никогда не пытайтесь проверить усвоение материала, не тестируйте своего малыша. Все тесты воспринимаются как что-то неприятное.

Как обучить малыша математике: Невероятный метод Домана

Учебный материал очень простой:

1. Белые карточки формата 30 х 30 см. На первое время вам понадобится минимум 100 штук, поэтому удобнее будет купить уже готовые и не тратить драгоценное время на вырезание.

2. Красные точки на клейкой бумаге диаметром примерно 2 см. Красный цвет привлекает малышей.

3. Толстый красный маркер, чем толще, тем лучше.

На подготовку материала потребуется время, но в целом это совсем не сложно. Существует готовый набор карточек с точками от одного до ста, разработанный издательством. Но если его найти не удалось, то вот несколько советов, чтобы упростить задачу:

1. Начните с карточки «сто» и продолжайте по убыванию. Чем больше количество точек, тем сложнее. Как правило, мы более сконцентрированы и внимательны в начале.

2.  Считайте красные точки, прежде чем клеить их на карточку.

3.  С обратной стороны карточки в каждом углу проставьте значение, прежде чем клеить точки на карточку.

4.  Убедитесь в том, чтобы наклеенные точки не напоминали какую-либо фигуру (например, квадрат или треугольник).

5.  Наклейте точки на карточку так, чтобы они не накладывались друг на друга.

6.  Оставьте поля, чтобы ваши пальцы не закрывали точки, когда вы держите карточку.

 

2.3. Шаг 1. Распознавание количества

Первое, с чего нужно начать обучение математике — это выучить номинал или суть цифр. Для первых занятий будет достаточно карточек со значениями от одного до десяти. Для одного сеанса нужно всего пять карточек. Дождитесь момента, когда у ребенка хорошее настроение и ничто его не беспокоит. Выберите место, где ребенка не будет ничего отвлекать. Телевизор, радио — все нужно выключить.

Возьмите карточку с одной точкой. Покажите ее ребенку и скажите громко и отчетливо: «Это один». Не задерживайтесь. Говорите фразу ровно столько, сколько нужно, чтобы ее сказать. Затем уберите карточку с одной точкой, достаньте карточку с двумя и скажите: «Это два» — и так до пяти. Внимательно наблюдайте за ребенком. Не просите ребенка повторить цифры. Обнимите и поцелуйте его. Пусть он поймет, что вам очень нравится этот совместный процесс. Это один сеанс. Повторите его три раза в течение дня.

На следующий день покажите ребенку карточки от шести до десяти. Также похвалите в конце каждой сессии. Не подкупайте его сладостями. После того, как вы показали карточки в порядке возрастания, смешайте их и во время следующих сеансов покажите карточки в случайном порядке. Крайне важно не медлить. Дети запоминают информацию молниеносно.

Показывайте ребенку карточки от одного до десяти в течение пяти дней, перемешивая их, затем добавьте пару новых карточек (следующих по порядку) и уберите столько же старых (один, два, три и т. д.). Важно помнить основное правило — ребенку не должно быть скучно! Если ему стало скучно, вы медленно показываете карточки.

Вполне достаточно выучить карточки от одного до ста, чтобы ребенок мог сходу понять, сколько точек на картинке — двадцать восемь или двадцать девять. Все настолько просто. Теперь ему не нужно будет помнить злополучную фразу «два пишем, один в уме». Он будет понимать, о чем идет речь. Он будет «видеть» реальное количество, скрывающееся за цифрой. У вас появится соблазн проверить уже усвоенные знания. Не делайте этого. Вы можете спугнуть ребенка, и он потеряет интерес к обучению.

2.4. Шаг 2. Арифметические действия

Возможно, даже до того, как ваш ребенок освоит «сотню», он будет готов к следующему шагу —простым арифметическим действиям. Для учебного материала возьмите уже готовые карточки и напишите на обратной стороне ряд примеров сложения, вычитания, умножения и деления.

Начните со сложения. Это самый простой пример, потому что ребенок уже знаком с ним. Когда вы показывали ему карточки в порядке возрастания, то, по сути, вы прибавляли к каждой карточке единицу.

Возьмите три карточки и положите их себе на колени лицевой стороной вниз. Затем, проговаривая уравнение, начинайте показывать карточки. Например, «один» (покажите карточку «один») «плюс два» (покажите карточку «два») «равно три» (покажите карточку «три»). Всю фразу произнесите громко и отчетливо. На данном этапе не нужно объяснять ребенку значения слов «плюс» и «равно». Он и сам их поймет по ходу дела. Важно использовать все время одну и ту же терминологию.

За один сеанс показывайте по три уравнения, итого у вас получится девять примеров в день. Не повторяйте примеры. Изучайте сложение в течение двух недель.

Такой же принцип и для остальных арифметических действий.

2.5. Шаг 3. Решение примеров

Как уже неоднократно говорилось, не старайтесь проверить своего ребенка. Дети обожают учиться, но ненавидят проверки. Процесс обучения может либо затянуться, либо остановиться совсем. Ребенок заподозрит, что вы не верите, что он может решить тот или иной пример, пока он вам это не докажет. По сути, это попытка выяснить, что ребенок не знает, а вы, в свою очередь, знаете.

Вместо этого нужно дать ребенку шанс показать себя. Предложить ему решить проблему. Например, возьмите две карточки «тридцать восемь» и «двенадцать», покажите их ребенку и спросите: «Где тридцать восемь?» Пусть ребенок посмотрит на правильную карточку или дотронется до нее. Если ребенок сразу не отвечает, поднесите правильную карточку и спросите еще раз: «Вот же тридцать восемь, правда?»

Добавьте по одному такому примеру в каждый сеанс обучения. Так у вас будут чередоваться цифры, арифметические действия и решение примеров.

Чтобы увлечь ребенка, добавьте разнообразия в свои уравнения. К примеру, можно создать ряд примеров с похожим компонентом.

  • 4 х 3 х 5 = 60
  • 3 х 5 х 4 = 60
  • 5 х 3 х 4 = 60

На данном этапе важно не смешивать сложение и вычитание с умножением и делением, во избежание ошибок. Добавляйте до четырех компонентов в пример, и вы будете удивлены, насколько быстро ваш малыш научится с ними справляться.

Более продвинутые родители могут продолжить обучать своего ребенка другим арифметическим функциям — арифметической и геометрической прогрессиям, «больше чем» или «меньше чем», неравенствам и простейшей алгебре.

2.6. Шаг 4. Распознавание цифр

Как только ребенок научился понимать количественную сущность, можно научить его распознавать и сами цифры, а именно графическое отображение цифр, как мы, взрослые, привыкли их видеть. Для этого нужно взять уже известные нам пустые карточки и черным маркером написать цифры от одного до ста. Будьте последовательны и внимательны. Цифры должны быть визуально одного размера, примерно 15 см в высоту и 8 см в ширину. Принцип обучения аналогичен первому шагу. Вам потребуется не более пятидесяти дней на изучение числительных. Можете добавить примеры числительных больше ста — 200, 300, 400 и т. д., а также не круглых числительных — 258, 369, 1256 и т. д.

После того как ваш ребенок усвоил числительные, смешайте карточки с точками и цифрами и составьте свои уравнения. Покажите ему карточку с привычной нам цифрой, скажем, «двенадцать», громко произнесите ее вслух. Потом скажите «равно» и покажите карточку с двенадцатью красными точками, скажите «двенадцать».

Этот шаг, как правило, является самым легким для ребенка.

2.7. Шаг 5. Уравнения с числительными

Этот шаг повторяет все предыдущие с одной лишь разницей. Теперь в уравнениях задействованы привычные нам цифры. Для уравнений с числительными вам понадобятся новые карточки прямоугольной формы длиной 45 см и шириной 10 см с меньшим шрифтом. Примерно такие:

25 + 5 = 30

Всегда держите правильный ответ под рукой. Ребенок не должен увидеть ваши сомнения в поиске правильного ответа.

Когда вы пройдете с вашим ребенком все шаги, можно считать, что вы открыли ему двери в волшебный мир математики, где он будет чувствовать себя как рыба в воде.

3. Идеальный возраст для обучения

Система обучения ясна, но как нам определить, когда наш ребенок готов к обучению?

 

3.1. С рождения до трех месяцев

Как только ребенок открывает глаза и видит этот мир, он начинает учиться. Это не значит, что он сразу может считать сложные уравнения в уме. В это время происходит развитие визуальных функций его головного мозга. Мы не можем начинать «шаг один» без предварительной подготовки. Назовем это «шаг ноль».

Это будет скорее не обучение математике, а стимуляция визуального восприятия. Ребенок не сразу начинает видеть детали предметов. Занятия с ребенком математикой по системе Домана стимулируют эту способность. Это легко и даже логично. Мы же разговариваем с ребенком с самого рождения, и даже в течение девяти месяцев до него.

«Шаг ноль» заключается в том, чтобы показывать ребенку карточки с красными точками от одного до семи. Сами карточки должны быть раза в полтора больше, чем обычные, и сами точки — тоже больше. Место для занятий должно быть хорошо освещено. Покажите ребенку карточку, громко и отчетливо произнесите цифру и подождите. В этот момент ребенок будет искать глазами карточку. Его внимание в этом возрасте хорошее, а вот зрение плохое. Однако не старайтесь поймать его внимание карточкой. Он отвлечется на движущийся объект и забудет про то, что вы ему сказали.

В первый день занятий ожидание его внимания к карточке займет секунд пятнадцать, но в каждый последующий раз все меньше и меньше. Начните с того, что вы покажете ему карточку с одной точкой до десяти раз в первый день.

Во второй день — карточку с двумя точками и т. д. Итак, скажем, в понедельник ребенок будет видеть карточку «один», в воскресенье — «семь». На следующей неделе повторите процесс.

И так три недели. Не забывайте, что ребенок должен быть в хорошем расположении духа. На четвертую неделю возьмите новые карточки от восьми до четырнадцати. Еще через три недели ваш ребенок будет готов перейти к «шагу один».

3.2. От трех до шести месяцев

В этом возрасте хорошо воспринимаются первые два шага. Сосредоточьтесь на них. Ребенок уже хорошо узнает детали и умеет на них концентрироваться. Он буквально заглатывает всю информацию, которую ему говорят громко и отчетливо. Сам он при этом общается с нами звуками. Как же можно заниматься с ребенком математикой, если он и говорить-то не умеет? Это и не нужно. Глаза и уши — основные в это время органы восприятия. Основные правила — показывайте карточки быстро и чаще обновляйте материал.

 

3.3. От семи до двенадцати месяцев

Частота сеансов и еще большая скорость показа карточек — то, что стоит запомнить на этом этапе. Большой объем новой информации обернется катастрофой. В этом возрасте ребенок начинает двигаться, потом ползать и, наконец, ходить, и огромная часть его внимания уходит на процесс движения. Это уже не трехмесячный ребенок, который сидит на одном месте и которому вы можете показывать все новые карточки. Сейчас крайне важно не отвлекать ребенка от важного занятия надолго. Он не сможет просмотреть пятьдесят карточек за раз. Пяти будет достаточно.

3.4. От двенадцати до восемнадцати месяцев

На этом этапе важно не забывать про краткость сеансов и необходимость остановиться до того, как ребенок сам этого захочет. Прислушивайтесь к своему малышу. В этом возрасте он готов легко воспринимать первый, второй и третий шаги программы. С другой стороны это время еще больших открытий. Он все больше ходит и бегает – и меньше сидит на месте. Именно поэтому все сеансы должны быть максимально короткими.

3.5. От восемнадцати до тридцати месяцев

В восемнадцать месяцев и старше ребенку становится все труднее запоминать новую информацию, поэтому, если вы начинаете программу обучения с этого этапа, то постарайтесь перейти к пятому шагу как можно быстрее. Первые этапы могут показаться ребенку слишком скучными. В этом возрасте пропадает непредвзятое отношение к новой информации. Теперь ему может что-то нравиться, а что-то нет. Ребенок начинает говорить, осознает, что его понимают, и формирует миллион требований. В данной ситуации стоит преподать материал таким образом, чтобы сначала заинтересовать его, а затем оставить немного «голодным».

3.6. Старше тридцати месяцев

Разница между новорожденным ребенком и ребенком в возрасте тридцати месяцев колоссальна. Это уже не ребенок, и ему гораздо сложнее освоить карточки с количеством. Вы все еще можете попробовать поработать с карточками с красными точками, но шанс их усвоения невысок. Однако это еще не конец света. Не вся математика состоит из умения мгновенно решать в уме сложные арифметические задачки. Сосредоточьтесь на карточках с цифрами и уравнениях.

Как обучить малыша математике: Невероятный метод Домана

Заключение

Метод, разработанный Гленном Доманом, удивительно прост и невероятно эффективен. Его цель —научить ребенка распознавать цифры и их суть. Мы начинаем с того, что с самого раннего возраста по несколько раз в день показываем ребенку карточки с точками. Это учит его связывать понятия абстрактных цифр и осязаемого количества. От точек мы переходим к карточкам с цифрами, арифметическим примерам и даже простейшей алгебре.

В основу метода Домана положены следующие принципы:

  • Мозг вашего малыша способен на то, о чем вы даже не догадываетесь. Дайте ему «чистый» материал, голые факты, тогда он сам додумается до правил, по которым эти факты работают. Ведь дети — это маленькие ученые, которые начинают учиться с чистого листа.
  • От возраста начала занятий будет зависеть формат учебного материала, скорость подачи материала и количество сеансов в день. Например, для новорожденного малыша стоит подготовить карточки большего размера и ограничиться цифрами от одного до семи. А когда ребенок начнет ползать и ходить, информацию нужно подавать быстрее и обновлять чаще, чтобы он не успевал заскучать. Всегда помните: нужно остановиться до того, как этого захотел ваш ученик.
  • Маленькие дети любопытны и голодны до новых знаний. Они предпочтут учебу игре или еде. Дайте им такую возможность, и чем раньше, тем лучше.
  • Когда вам захочется проверить, насколько малыш усвоил учебный материал, не тестируйте его, а обозначайте проблему и предлагайте ее решить.
  • Получение новых знаний — это самое веселое времяпрепровождение, о котором можно только мечтать. Никогда не начинайте занятия, если вы или ваш ребенок в плохом настроении или неважно себя чувствуете.

Математика научит ребенка логически мыслить, пополнит словарный запас и даже поможет быстрее начать говорить.опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте, Одноклассниках

Карточки Домана. Наш опыт (биты интеллекта, слова, математика)

Я очень люблю карточки и игры с ними. И считаю их одной из самых универсальных игрушек. У нас их очень много (не все распечатаны), в электронном виде моя коллекция выложена здесь, в группе Вконтакте.

Так как для большинства мам карточки – это прежде всего демонстрационный материал, «карточки Домана», решила описать наш опыт занятий и по Доману тоже. Сразу скажу, что с дочерью занятия продолжались до 1,5 лет, с сыном не пошли вообще. Может, еще пойдут? Парню 9 месяцев только. Теперь по порядку.

На этом блоге уже были опубликованы ранее заметки о наших занятиях по Доману, но я их удалила: восторженные, короткие – одни эмоции, словом.

Сначала расскажу про карточки с предметами

Книгу Домана про гармоничное развитие ребенка я прочитала в первые месяцы жизни первого моего ребенка, вдохновилась очень и с 3 мес. методично показывала ей карточки. Это были как приобретенные и не совсем домановские, так и самодельные. Но и они всем требованиям Домана к карточкам не соответствовали. Потому что в оригинале это должны быть карты из белого картона размером 28х28 см (где взять такую бумагу?), с изображением, иллюстрирующим один предмет/явление/существо и с подписью крупными прописными буквами красного цвета.

card_08

У меня же были карточки размером А5 (15х20 см, половинка листа А4), издательства «Мозаика-синтез» (часть – с фоном), найденные в интернете я распечатывала в таком же формате, ну и сама делала карточки в графических программах опять же в половину листа. Мне такие показались удобнее всего: и хранить компактно, и листать удобно, и ребенку точно видно, что там нарисовано.

По классической схеме Домана смотреть карточки у нас получалось с натяжкой. 5  наборов по 3 раза в день со сменой каждый день по одной карточки в наборе….запутались? Вот и я запуталась. И показывала так часто, как вспоминала про них, и как ребенок требовал какого-то развлечения, и столько, сколько сохранялся интерес. Правило Домана прекращать раньше, чем ребенок потеряет интерес, я не соблюдала: отворачивается – значит, убираем, а пока смотришь – пожалуйста, вот еще!

Дочке очень нравились эти демонстрации, и все протекало очень гладко до тех пор, пока ребенок не научился сидеть и хватать. Тогда интерес от изображения все время переносился на стремление успеть ухватить карточку, пока мама не убрала. Отсаживалась подальше – подползает. Тогда выход я нашла в превращении карточек в книжку-листалку. Я купила скоросшиватели и прозрачные файлы формата А5, разложила карточки по 2 в файл, чтобы с двух сторон было изображение. Такими книжками мы развлекались очень долго. Так, собственно, и кончился наш подход к занятиям, приближенный к Доману, и начались игры с карточками и картинками.

Автор советует после того, как показаны примерно 200 карточек, переходить к углублению программы и при каждой демонстрации сообщать один факт об изображаемом. Например «лимон желтый», «собака – домашнее животное». Когда я книгу читала, у меня был порыв написать такие программы ко всем карточкам и действительно внедрить систему от и до. Программы я так и не написала – не смогла выделить 5 фактов про каждую картинку. Моя проблема выбора сыграла в очередной раз злую шутку. Или добрую, потому что сэкономила кучу времени на составлении этих программ. Какие 5 фактов надо знать ребенку про ворону или кота, самых-самых важных? Что значит любых? Автор не предлагает никакой схемы-описания. Например, сначала вводить форму, потом цвет, потом происхождение. Мне как педагогу по образованию и любителю всяких методик было тяжело это понять.

Итак, когда мы перешли на стадию «сообщать факты», я просто начинала рассказывать про то, что нарисовано: про собаку (что она живет с человеком, покрыта шерстью, у нее 4 лапы и хвост), про мяч (он круглый, красный, может скакать). То бишь я просто занималась рассказами по картинкам. И, конечно же, мы искали так любимые всеми мамами глазки, хвосты, лапы и уши. Сначала много раз показывала на кошке все части, потом начала задавать вопросы «Где у кошки….?»

Прочие занятия с картами, предложенные Доманом, мы тоже выполняли в вольном стиле. Например, из 2-3 карт просить ребенка выбрать нужную. Дочь начала делать это, но гораздо позже, чем мне казалось это возможным после прочтения книги Домана.

С года до 1,5 лет мы периодически возвращались к карточкам, но уже не как специальному пособию, а как к книжкам с картинками, где есть хорошие и крупные изображения. Со временем любимой стала книга, где было много картинок на листе. Дочь уже могла выделать один объект из многих, и играть в игры «найди корову» стало веселее и в пределах одной книги, без раскладывания карточек.

Не подумайте, что я противница Домана, как раз наоборот! Будучи в ожидании второго ребенка, я снова перечитала его книги, и снова загорелась идеей с карточками. Но сын не оценил. Совсем. Мы вдвоем с дочкой до сих пор пытаемся к нему приставать с этими картинками: «Смотри, овечка! Смотри, огурец» А он не взглянет даже и ползет мимо. И даже когда у него выхода другого не было, как смотреть прямо, интереса тоже не было. Тут мне, как и многим другим мамам двух и более детей, оставалось только констатировать истину: «Все дети разные!»

Методика Домана рассчитана, как мне кажется, прежде всего на детей в меру усидчивых и/или с приоритетным развитием восприятия через зрение (визуалов). Вспомним, что Доман свою методику разрабатывал на больных детях с дефектами нервной системы, большей частью прикованных к постели.

Дочь – ярко выраженный визуал, хоть и не усидчивый совершенно. Я ее называю «методическим ребенком», потому что она разделяет мою любовь к разным дидактикам, развивающим пособиям, с ней всем этим легко заниматься, ей интересно. А вот на слух она информацию воспринимает гораздо хуже. С ней наши домановские эксперименты закончились просмотром фильмов Умницы «Карточки Домана на ДВД». Сомневаюсь, что это как-то сказалось на ее умении читать, но фильмы ей и мне нравились, и, будем надеяться, пассивный словарь расширяли. Она их пересматривала в более-менее сознательном возрасте 3 лет с тем же интересом.

Сын — пока, во всяком случае, — демонстрирует мне задатки кинестетика. Познает через движение. Какие-либо картинки его мало интересуют в принципе. Слушает он лучше, чем Ирина, а с визуальной частью — методический провал. Возможно, временный.

Все карточки у нас живы до сих пор, и часто пригождаются в играх на разные темы и по разным направлениям, от счета до домашних спектаклей. Про эти игры я писала отдельную статью, почитайте. А здесь — о видах карточек (не только домановских  — вообще). Я карточки люблю, я их делаю сама, но именно домановский подход – у нас состоялся только частично.

 Карточки Домана со словами

Такие карточки я тоже делала сама (принтера еще не было), осилила где-то 200 штук. Писала на полосках картона (лист А4, разрезанный на 3 части) крупными красными буквами слова, из тех, что советуются в книге: имена членов семьи, части тела, предметы быта, одежды, животные, продукты.Карточки Домана - слова

Надо сказать, я изначально слабо верила, что мы дойдем таким методом до настоящего чтения. Но надо же что-то ребенку показывать! Надо же обогащать ощущения лежащему, смотрящему в потолок младенцу! Удивительное дело, но эти карточки нравились младенцу Ирине еще больше, чем изображения. Поэтому мы их тоже листали активно до 6-7 месяцев, и прекратили по той же причине – ловля и засовывание в рот. Хотела их с Пашей попробовать, но не нашла. А пригодились бы, Ирину читать учить например. Мы как раз сейчас этим активно занимаемся, с 3,5 лет.

У меня есть еще и «кубики Зайцева», слышала на семинаре у Даниловой, что после Домана за Зайцева можно браться, а наоборот – нельзя. Переключились поэтому на кубики, как раз с 6-7 месяцев. Но это уже другая тема.

 Карточки с точками

card_06

Работа с ними началась и прекратилась примерно по той же схеме, что и с другими карточками. Сделала 30 карточек. Сначала ребенок (первый) с упоением смотрел, потом пытались с ней угадывать – не получалось. Дальше второго десятка двигаться не стали, примеры не брали. Периодически я доставала карточки первого десятка для отработки навыков счета.

Эта методика из всех трех мне почему-то кажется самой рабочей и жизнеспособной. А как она на сайте Умницы описана, в их новом комплекте! Действительно, заманчиво, что твой ребенок будет на взгляд количество определять. Есть одно НО. Как и у всех других домановских приемов – очень трудоемко. Автор честно пишет, что его разработки рассчитаны на профессиональных родителей, которые главным образом заняты развитием ребенка, скорее всего – единственного.

Карточки все еще лежат, ждут, когда младший Паша реализует свою потребность в ползании и ощупывании. Именно по математике, с точками, мне хочется все-таки попробовать еще, показывать. Может, и старшую подключим!

 Вывод из этого слегка сумбурного описания из  нашего опыта знакомства с методикой Домана следующий.

Имеется в виду именно часть методики по умственному развитию, с физическим у нас успехи очень даже меня устраивающие, читайте в этом разделе.

Методика Домана, как и многие другие, не универсальна и подходит не всем детям. И родителям. По типу восприятия, по интересам, по затраченному времени. Поэтому если хочется попробовать – пробуйте, но не закупайтесь вагоном карточек, начните с нескольких, либо будьте готовы придумывать (или подглядывать) игры с ними, но уже не по Доману.

Я искренне восторгаюсь людьми, планомерно занимающимися по этой методике. Это очень целеустремленные и работоспособные люди, подвижники. Только если это происходит не за счет прогулок и развития других направлений. Потому что именно так представляют домановских детей противники методики: бедный ребенок сидит целыми днями и только и видит, что бесконечные карточки.

Результат не гарантирован, вы найдете в интернете как восторженные истории, как ребенок свободно читал в 3 года и считал в 2, так и полные горечи за потраченное время откровения, что делали «все по книжке», а результатов второй год дождаться не могут. Я тоже такие читала и на свой страх и риск попробовала. Как пробую и другие вещи и методы. Потому что очень страшно что-то упустить, недодать. А, прочитав книги Домана, с четкой и эмоциональной аргументацией, крайне сложно немедленно не побежать вырезать карточки.

Поэтому, главный вывод следующий: изучайте все методики, желательно — в оригинале (а не краткое содержание в переложении), выбирайте ту, что комфортна для вас и вашего ребенка, берите сильные элементы каждой из них и не бойтесь экспериментов. Это всего лишь карточки!

Математика с пеленок

математика с пеленок

математика с пеленок

Математика с пеленок — это просто потрясающе! 

 Ребенок с одного взгляда может определять количество изображенных предметов.

Для тренировки математических способностей есть программа для развития врожденных математических способностей.

Каждый урок — это демонстрация ребенку карточек с точками или предметами.

Программа направлена не только на обучение распознаванию количества, но и на обучение сложению, умножению, вычитанию и делению, а также обучению цифр, последовательности.

 

Программа математика с пеленок полностью озвучена мужским приятным голосом, легка в управлении, не требует установки.

 Что внутри программы:

КОЛИЧЕСТВА:

математика с пеленок количества

математика с пеленок количества

точкаМожно показывать по дням. Каждый день прибавляется и убирается по 3 карточки. Или устанавливать свой диапазон от 0 до 100

точкаЕсть функция «по порядку» или «случайным образом» — повторений никогда не будет.

точкаМеняется в настройках интервал показа, можно установить быстро и медленно.

точкаИ что показывается: по умолчанию — красная точка, можно любую картинку, можно цифру

нажмите на картинку для увеличения

 

 

 

 

 

РАВЕНСТВА С КОЛИЧЕСТВАМИ:

математика с пеленок равенства

математика с пеленок равенства

точкаИспользуем значения от 0 до 100 — диапазон выбираете любой, в зависимости от того, что вы сейчас проходите.

точкаМожно поставить галочку — не повторять значения, в каждом примере будет браться новая карточка, не повторяясь.

точкаДействия. Сложение, вычитание, умножение, деление.

точкаНесколько действий. Можно задать сложение из 2х, 4х, 10ти количеств. Можно с разными действиями, или все действия на сложение — это как вам захочется!

точкаКоличество равенств можно менять от 1 до ….. за показ.

точкаИзображение так же на ваш выбор — точка, ваш рисунок или цифра.

нажмите на картинку для увеличения

 

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:

математика с пеленок последовательности

математика с пеленок последовательности

точкаПростые последовательности: функции — случайным образом (т.е. может попасться или на сложение последовательность или на деление и т.д. — для продвинутых),  или выбираем конкретно сложение, вычитание, умножение или же деление.

точкаКоличество последовательностей от 1 до…..  Выбираете сами под ребенка.

точкаИнтервал и паузу между последовательностями тоже можно регулировать. По умолчанию стоит самый оптимальный вариант.

нажмите на картинку для увеличения

 

 

 

  

,,

,,,,

Введите свои данные чтобы скачать программу:     Математика с пеленок

email рассылки comments powered by HyperComments

Математика по Доману | ДЕТИ

Математика по Доману

Статью написала Алёна

Рубрика: Математика и логика

Метки: математика, раннее развитие

14 комментариев

Добрый день, друзья сайта Дети — это счастье!

37В предыдущей статье я рассказывала о методиках обучения математике с пеленок. Сегодня подробнее остановимся на математике по Доману. Что касается методик Домана, то они зарекомендовали себя по всему миру. Я и сама занимаюсь по этой методике с сыном и вижу результаты. Поэтому могу смело рекомендовать такую методику обучения, проверенную многими родителями и временем.

Занятия по методике Домана развивают логическое и пространственное мышление, обучают количественному счету, в дальнейшем — числам, простейшей арифметике и алгебре, геометрии. Математика развивает аналитические способности мозга, тренирует память и интеллект. Все занятия проходят в игровой форме — ведь только так можно заниматься с ребенком первых лет жизни.

В России методику Домана предлагают несколько изданий. Мы занимаемся по комплекту математика с пеленок умницы. Думаю, что и другие издания достойные. Принцип у всех похожий, поэтому буду рассказывать о математике Домана-Маниченко (создатель компании Умница), а применять его можно и самим без этих комплектов. Карточки Домана по математике скачать можно в конце статьи, распечатать и заниматься. Размер карточки — 27 на 27, цифры 15 на 7,5. Желательно количества все же печатать красным цветом. На оборотной стороне карточек напишите количества для себя, чтобы озвучивать ребенку.

Итак, Математика. Методика Домана.

Принцип обучения по методике Домана заключается в быстром показе карточек с количествами. Сами карточки представляют собой листы с изображением красных точек. В комплекте — 100 карточек от 1 до 100 точек, карточки  с цифрами, арифметическими знаками, карточка ноль.

Как это работает и почему такое обучение эффективно для малышей? Все очень просто. Вся методика основана на способностях мозга ребенка воспринимать большие количества. Например, взрослый человек на взгляд, без пересчитывания, может определить количество предметов в пределах 10, обычно 6-7. А дети могут воспринимать такие количества до 100 предметов. То есть если ребенку показать 37 машинок и сказать, что это 37, то он запомнит это количество визуально. С возрастом эта способность мозга угасает и мы начинаем все пересчитывать. Но если начать тренировать мозг с рождения, то это может принести отличные результаты, о которых я уже писала выше.

Схема обучения по математике Домана:

1. Количества (карточки с точками) от 1 до 20. Оптимальный вариант — 2 комплекта по 5 карточек. Но если ребенок хочет больше, можно показать и 4-5 комплектов.

2. Когда пройдено 20 карточек, можно начинать показывать сложение. Параллельно показываем карточки до 50. На занятие получается 2 комплекта точек по 5 карточек и 3 примера на сложение.

3. Проходим количества до 100.  Каждое новое действие вводим через 2 недели. В уравнениях участвуют только те карточки, которые уже были показаны ребенку. Порядок действий:

  • сложение
  • вычитание
  • умножение
  • ноль
  • деление
  • равенства в несколько действий
  • последовательности
  • больше и меньше
  • равенства и неравенства
  • дроби
  • простая алгебра

Когда одно действие прошли — начинаем следующее, а старое прекращаем.

4. Цифры. Вводим в показ цифры только тогда, когда пройдены все количества и равенства с количествами.

5. Равенства с цифрами.

Как показывать карточки математика с пеленок

При показе карточек озвучиваем их. Карточку держать можно хоть вверх ногами. Цель занятий — не дать ребенку заучить карточки, а именно открыть понятие «количества». При озвучивании примеров важно использовать одни и те же слова. То есть, когда показываем пример 1+2=3, говорим всегда слова «плюс» и «равно». Нельзя говорить то «равно», то «будет», то «равняется». На первых этапах это важно.

Начинаем занятия:

1 ДЕНЬ: Достаньте первые 5 карточек с точками. Показывайте их по очереди и говорите: «это один», «это два» и так далее.  После этого похвалите ребенка, выразите радость. В день проводите 3 таких занятия. Перерыв между ними — не менее 30 минут.

2 ДЕНЬ: 5 карточек со вчерашнего дня + 5 новых карточек. Три раза в день. Каждый показ карточки нужно перемешивать.

3 — 4 ДЕНЬ: повторяем 2 день, постоянно перемешивая карточки и переворачивая их на 90 градусов.

С 5 ДНЯ: в каждом комплекте меняйте по 1-2 карточки каждый день.

Показ одной карточки должен занимать минимальное количество времени, только чтобы успеть сказать количество и мельком показать. Когда выучите первые 20 карточек, можно переходить к равенствам.

Для тех, у кого карточки из набора, занятия готовить проще, так как на оборотной стороне карточек есть все примеры. А если вы делаете карточки сами, придется самим придумывать примеры. В клубе умницы есть готовые дневники занятий с примерами, там их можно скачать.

Скачать карточки Домана математика можете здесь:

скачать материалы

Удачных вам занятий! Все статьи на похожие темы ищите на Карте сайта!

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *