План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему: Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию на тему: «Мухоморчик» в технике пластилинографии для детей старшей группы
Конспект НОД по пластилинографии (художественно — эстетическое развитие) на тему:
«Мухоморчик» для детей старшей групы.
Цель:
создание условий для развития у детей художественного вкуса и творческих способностей посредством нетрадиционной техники – пластилинографии.
Задачи.
Обучающие:
учить детей создавать выразительный образ посредством объёма и цвета.
Развивающие:
развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
формировать у детей интерес к творчеству.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Связь интеграций.
Художественно – эстетическая, познавательная области.
Материал:
¼ листа картона тёмного цвета, на картоне силуэт гриба, пластилин разного цвета, дощечки, образец работы, игрушка мухомор и картинки с изображением мухомора; стеки, коробка; игрушка ёжик, печенье.
Предварительная работа:
1. Чтение стихотворений, сказки «Мухомор Яша», рассматривание иллюстраций с изображением грибов и исследования их муляжей.
2. Просмотр презентации.
3. Складывание разрезных картинок с изображением мухомора.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям прислушаться.
— Ребята, что за звук? (Ответ детей)
Воспитатель: Правильно это нам, кто — то звонит.
Посмотрим, кто это. Аудиозвонок из леса от лосихи (у неё беда: маленькие лосята страдают от болей в животиках). Воспитатель уточняет с детьми, что лоси и олени – единственные животные, которые лечатся при помощи мухоморов, не боятся его ядовитого содержимого.
Воспитатель:
— Вы хотите помочь лосихи и ее лосятам?
Обратите внимание, что лежит перед вами. Назовите, пожалуйста.
Дети называют предметы, лежащие на столах и их характеристики. Например: пластилин красного цвета, пластилин белого цвета, зелёного и т. д.
Воспитатель:
— Ребята напомните мне, что же случилось у лосихи и ее лосят, Как вы думаете, чем мы можем помочь маленьким лосятам (ответы детей)
Воспитатель:
— Вы готовы приступить к работе?
Мы уже научились размазывать, скручивать пластилин, катать шарики и делать примазывание. Посмотрите, какой красивый мухомор получается. Показывает образец, дети рассматривают.
Воспитатель:
— У вас на картоне силуэт гриба, мы с вами берем пластилин красного цвета, отрываем от него маленькие кусочки и катаем шарики примерно одного размера. Готовыми шариками начинаем заполнять шляпку мухомора, размазывая их по контур. Помогаем себе стекой. А затем катаем маленькие шарики белого цвета для украшения шляпки. Ребята, обратите внимание, что ножка и травка мухомора оформлены другим способом в технике пластилинографии. А кто из вас может назвать, в какой технике оформлена травка и ножка мухомора. (Ответ детей: размазывание)
— Ребята, вы готовы приступить к работе, всё ли вам понятно? Если в процессе работы у вас возникнут трудности, вы можете обратиться ко мне.
Воспитатель:
— Чтобы ваши пальчики ловко справились с работой. Я предлагаю вам поиграть с пальчиками (физминутка)
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Дети лепят. В процессе работы детей педагог оказывает индивидуальную помощь.
Итог.
Воспитатель:
— Ребята кто закончил работу, предлагаю привести в порядок свое рабочее место.
Посмотрите, сколько у нас получилось красивых мухоморов. Вам нравится? Я предлагаю вам поменяться своими мухоморами и рассказать о работе своего соседа, какой он у него получился (красивый, яркий, красочный, аккуратный). А теперь обратите внимание на экран. Получился у нас мухомор таким же, как на экране? Я очень рада, что мы справились с задачей.
Воспитатель:
— И сейчас все получившиеся мухоморы мы сложим в коробку, отправим посылкой через почту в лес лосихе и ее лосятам.
Скоро лосиха получит наши мухоморы и вылечит своих деток.
Ребята, а в какой технике мы делали с вами мухомор?
А что больше всего вам понравилось?
Какие цвета мы использовали для лепки нашего мухомора?
Что для вас было самым трудным при лепке мухомора?
Стук в дверь: входит Ёжик (ребенок) вносит гостинцы от лосихи (корзиночка с печеньем — грибочками).
Воспитатель: Здравствуй, ёж! Что несешь?
Еж: Под березой на пригорке встретил я лосиху, передала она для вас плетеную корзинку, а в корзинке грибочки для ребят.
Воспитатель: Спасибо тебе, Ёжик! (Ёжик уходит)
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему: конспект по лепке «Мухомор»
Воспитатель: Из каких частей состоит мухомор?
На какую геометрическую фигуру похожа шляпка?
Пятнышки? А ножка? (ответы детей).
Какого цвета у него шляпка? А пятнышки? Подскажите мне, почему его назвали мухо-мор? (ответы детей) Потому, что он морит мух.
Показ воспитателя.
Воспитатель:
Шаг 1
Лепим шляпку. Слепим конус из красного пластилина. Пальцем сделаем в конусе выемку, слегка расплющивая края.
Слепим из белого пластилина шарик, расплющим его в лепешку и прилепим к внутренней стороне шляпки. Можно нанести стеком насечки-пластинки.
Шаг 2
Лепим ножку. Скатаем из белого пластилина цилиндр. Из белого же пластилина слепим небольшую колбаску и расплющим ее. Соединим расплющенною полоску с ножкой-цилиндром, создавая мухомору «юбочку».
Шаг 3
Прилепим шляпку к ножке, на шляпку налепим белые пятнышки.
Шаг 4
Осталось поставить мухомор на подставку из пластилина и декорировать его пластилиновой травкой.
Воспитатель:
Вопросы для закрепления: — Ребята, что сначала мы будем лепить? Что потом? Как сделать «чашку-шляпку» мухомора? А когда мы слепим шляпку, что потом? (подробные ответы детей)
Воспитатель: что – то засиделись мы, пора немного отдохнуть не так ли? (ответы детей)
Физкультминутка:
Гриша шел-шел-шел,
(ходьба на месте)
И грибок нашел.
Раз — грибок,
Два — грибок,
Три — грибок,
(наклоны корпуса вперёд)
Положил их в кузовок.
Воспитатель: ну что, пора приниматься за работу, я сяду за стол и приступлю к работе. (дети тоже садятся за столы)
Разогреем пластилин: помнём его в руках, чтобы он стал мягким
Воспитатель рассказывает:
Трудно мнется
Туго гнется,
Он лепиться не дается?
Вот вам и нелепица –
Пластилин не лепится!
То ли мальчик неродивый
То ли пластилин ленивый.
Дети лепят, обращают внимание на схемы лепки.
Воспитатель:
Мухоморы — это чудо
Ядовиты?
Ерунда!
Все равно их рвать не буду
Раз такая красота!
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, какие замечательные мухоморы сделали, молодцы!
Воспитатель: а, сейчас, я хочу поиграть , а вы? (ответы детей)
Дети играют в Игру «Раз, два, три, что может быть опасно — найди»
Воспитатель:
— Ребята, хотите послушать сказку о мухоморе? (ответы детей)
Жил – был Мухомор. С ним никто не дружил. Однажды около Мухомора пробегал Ёжик. Мухомор сказал ему: — Ёжик, давай дружить. — Нет, ты ядовитый, — ответил Ёжик и убежал по тропинке. Обидно стало мухомору. Тут мимо проходит Зайчик.
— Зайчик, давай дружить, -сказал Мухомор.- Нет, ты ядовитый! Я с тобой дружить не буду, — ответил Зайчик и ускакал.
Мухомору стало очень грустно. Видит он на ветке сосны сидит Белка и грызёт орешки. — Белка, давай дружить, —
говорит Мухомор. — Нет, — отвечает Белка. – С тобой никто не будет дружить, потому что ты очень вреден и ядовит. Мухомор услышал это и заплакал. Вдруг затрещали ветки деревьев, и показался Лось. — Мухомор, почему ты плачешь? – спросил Лось. _ Как мне не плакать. Со мной никто не дружит. Я никому не нужен, — сказал Мухомор. Ты нужен нам – лосям. Мы лечимся мухоморами, — ответил Лось. Мухомор очень обрадовался, что он кому-то нужен и приносит пользу.
Воспитатель: Поэтому, ребята, когда вы увидите мухомор, не сбивайте его. Пусть он растёт, а лоси им лечатся
План-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) по теме: Конспект НОД в области «Художественное творчество»по лепке в технике — пластилинография с детьми 3-4 лет
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Художественное творчество» по лепке в технике – пластилинография с детьми 3-4 лет
Тема: « Тучка слезки проливает»
Программное содержание:
— продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазать пластилин на картоне
— формировать интерес к работе пластилином
— развивать мелкую моторику.
Материал:
— листы картона серого или голубого цвета формата А5 по количеству детей
— синий или голубой пластилин
— салфетка влажная.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Перед началом занятия воспитатель готовит основу – «тучку в небе»: а) из пластилина; б) аппликация.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползет.
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы
Демьянов И.
Рассматривание иллюстраций с явлением природы – дождем.
2. Основная.
- Объяснение и закрепление знаний.
Воспитатель: Ребята, смотрите, какая туча появилась в небе и закрыла солнышко.
-Как Вы думаете, что сейчас произойдет?
Дети: Пойдет дождь!
Воспитатель: Да это так, а еще можно сказать, что тучка плачет. Вот и мы с вами сейчас нарисуем дождь необычным материалом – пластилином.
— А скажите, как капает дождик?
Дети: Кап-кап-кап!
Воспитатель: Правильно, дождик капает капельками.
2.Самостоятельная работа.
Предложить детям отщипывать пластилин, скатывать шарики, придавливать их к картону и немного размазывать, чтобы капельки дождя получались длинее.
Разминка для пальчиков
«Зайчики-пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять, Сначала кулачок сжат.
Вышли зайчики гулять Потом пальчики по одному разжимаются,
Раз, два, три, четыре, пять, а в конце снова по одному прячутся в кулачок.
В домик спрятались опять.
3.Оценка работ.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, прям настоящие художники. Посмотрите, какие у вас замечательные работы.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Художественное творчество» по лепке в технике – пластилинография с детьми 3-4 лет
Тема: « Красивый гриб, но ядовит»
Программное содержание:
— учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга
— формировать интерес к работе с пластилином
— развивать мелкую моторику.
Материал:
— листы картона формата А5 белого цвета (с заранее приготовленным рисунком или аппликацией)
— пластилин белого цвета
— игрушка или рисунок с изображением мухомора.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям послушать загадку:
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый…….(мухомор)
Дети: — Это мухомор!
Воспитатель: — Правильно, это мухомор!
2. Основная.
- Объяснение и закрепление знаний.
— Рассматривание иллюстрации (игрушки) с изображением мухомора.
— Давайте внимательно рассмотрим этот гриб. Вот у него ножка. А это шляпка. А что у мухомора на шляпке?
Дети: — Белые точки (кружочки)
Воспитатель: Правильно, шляпка, этого необычного гриба украшена, вот такими белыми крапинками
Воспитатель: А сейчас ребята, смотрите, на нашей полянке тоже растут грибы, вот только мне кажется, что им чего-то не хватает!?
Дети: Украшений на шляпке!
3. Самостоятельная работа.
Воспитатель: Сейчас мы с вами это исправим! Для этого соберем грибочки, сядем на рабочие места и приступим украшать шляпки наших грибков. Возьмем пластилин отщипнем небольшой кусочек, который ложем между ладошек и раскатываем круговыми движениями. Посмотрим, что у нас получилось!?
Дети: Шарик!
Воспитатель: Теперь, ложем этот шарик на шляпку гриба и придавливаем пальчиком и немного размазываем.
Разминка для пальчиков
«Встретились двое»
Встретились двое котят: «Мяу-мяу!» соединяем мизинцы обеих рук
И двое щенят: «Гав-гав», соединяем безымянные пальцы обеих рук
и две лошадки: «Бру-бру», соединяем средние пальцы обеих рук
и две коровки: «Му-му», соединяем указательные и большие пальцы обеих рук
а рогатые ж, ну и ну!!! показать рога, выпрямляя указательные пальцы и
мизинцы
3. Оценка работ.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все украсили грибок. Но запомните такой красивый с виду гриб кушать нельзя, так как он – ядовитый, им можно только любоваться.
План по самообразованию воспитателя средней группы «Пластилинография «
Пояснительная записка
Счастливое проживание периода дошкольного детства ребёнком , неотъемлемая частью его успешности во взрослой жизни. Именно поэтому перед работниками детских садов стоит непростая задача – выстроить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение неповторимости дошкольного периода детства. Достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада вызывает у воспитателя определённые трудности. Не маловажно здесь то, что основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом групп. Несмотря на все сложности, есть, и положительные моменты, одним из которых является совместное воспитании детей разного возраста. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Воспитательная работа в разновозрастной группе строится на основе общеобразовательной программы дошкольного образования, но при этом учитываются особенности совместного пребывания детей разного возраста. В целях рационального построения педагогического процесса надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две – три подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно–образовательную работу. Важным условием эффективного проведения занятий разного вида в разновозрастной группе является умение педагога планировать работу, определять дидактические задачи, программное содержание, методы обучения в соответствии с требованиями последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала. Занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим проводим со всеми детьми сразу. Занятия по математике – с каждой подгруппой отдельно. Такие занятия как лепка, рисование, аппликация, музыкальное и физкультурное проводим тоже совместно, но с подбором материала, который соответствует каждому возрасту. Хотелось бы уделить особое внимание развитию творческих способностей у детей в разновозрастной группе. Ведь именно в период дошкольного детства закладывается и начинает развиваться творческая сторона личности ребёнка, начинает проявляться его творческие потенциал. Как вариант развития данных способностей мною была выбрана работа с пластилином. Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности, позволяющий освоить ребенку объём, сделать картинку рельефной и живой.
2. Принцип гуманистичности— индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности — развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
Для того чтобы правильно организовать работу с пластилином в группе, необходимо для начала изучит теоретическую сторону данного вопроса. Для этого нужно как минимум изучить методическую литературу, из которой почерпнуть такие знания, как правильно подготовить и организовать рабочее место, какие необходимы инструменты, виды и способы работы с пластилином. Одним из наиболее важных условий развития художественного творчества является разнообразие и вариантность, необычное начало работы и возможность выбора. Все это обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности
1. Пробуждение интереса к лепке
2.Формирование навыков работы с пластилином.
3. Освоение новых приёмов
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Ознакомление с окружающим миром.
6. Развитие фантазии и эмоций.
Методы работы с детьми :
1.Наглядные – наблюдение, показ, образец;
2.Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснения, поощрение;
3.Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Как и многие другие виды творчества, работа с пластилином должна создавать радость, желание вновь и вновь заниматься этим интересным делом. Поэтому в процессе занятий не следует ставить очень сложные задачи, особенно на начальном этапе. Начинать обучения необходимо от простого к сложному.
Простые приёмы:
1.Рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками».
2.Рисование мазками.
3.Заполнение фрагментов картинки пластилиновыми шариками.
Усложнённые:
1.Процарапывание по пластилину.
2.Вырезание отдельных заранее картин, дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.
Как и любая работа, работа с пластилином требует внимательности и усидчивости, поэтому проведение динамических пауз – обязательно. Для достижения наилучшего результата перед началом необходимо провести диагностику творческих способностей воспитанников. Диагностики, проведённая мною в сентябре, показала следующие результаты :
— низкий уровень – 70%
— средний уровень – 20%
— высокий уровень –10%
Исходя из данных диагностики, моими задачами к концу учебного года является:
1. Поднять уровень теоретических знаний и практических умений воспитанников, при работе с пластилином.
2.Обучить детей выполнению пластилиновых картин, аппликаций с дополнительным украшением, бросовый и природный материал.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап № 1. Подготовительный
Задачи перед ребёнком:
— Освоить прием надавливания.
— Освоить прием вдавливания.
— Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.— Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
Этап № 2. Основной
Задачи перед ребёнком:
— Научиться не выходить за контур рисунка
— Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
— Использовать несколько цветов пластилина
— Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
— Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
— Научиться доводить дело до конца
— Научиться аккуратно, выполнять свои работы
— Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
— Научиться действовать по образцу воспитателя
— Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
Этап № 3. Итоговый
Задачи перед ребёнком:
— Самостоятельно решать творческие задачи.
— Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
— Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Календарно – тематический план по пластилинографии в разновозрастной группе
Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой Вторая«Северное сияние»
Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы, вливания одного цвета в другой
Третья
«Яблоки поспели»
Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе
Четвёртая
«Дымковская игрушка»
Формирование знаний об особенностях росписи, колорите, основных элементах узора, воспитание народных традиций.
Октябрь
Первая
«Улитка»
Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания)
Вторая
«Золотая рыбка»
Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество
Третья
«Аквариум»
Четвёртая
«Золотая осень»
Вспомнить с детьми осенние приметы. Продолжать учить их создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. Развивать мелкую моторику рук
Ноябрь
Первая
«Цветные зонтики»
Формировать интерес к осенним явлениям. Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Стимулировать активную работу пальцев рук
Вторая
«Кот Тишка»
Формировать у детей обобщенное понятие о домашних животных – кошках: живут дома, бывают разных окрасов, имеют когти, усы и т. д. Развивать умение находить связи между формами реального и изображаемого животного, передавать их природные особенности и цвет. Продолжать учить пользоваться стекой, передавать структуру шерсти животного
Третья
«Подарок для мамочки»
Четвёртая
«Белая снежинка мне на ладошку села»
Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина
Декабрь
Первая
«Снеговичёк»
Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал
Вторая
«Подарок для Хрюши» (И. А. Лыкова «Лепим сказку» Г.Н. Давыдова » Пластилинография.Анималистическая живопись»)
Закреплять представления детей о домашних животных, особенностях их внешнего вида. Продолжать знакомить со свойствами пластилина. Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать желание дарить подарки
Третья
«Новогодние шары!
Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика
Четвёртая
«Елочка новогодняя»
Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук
Январь
Вторая
«Рождество»
Третья
«Ах! Зимушка, зима»
Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого
Четвёртая
«Птички за окошком»
Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер
Февраль
Первая
«Чему я научился» (Самостоятельная деятельность детей»
Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других
Вторая
«Сердечки» (Самостоятельная работа детей)
Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук
Третья
«Яблоки в тарелочки»
Ознакомить детей с понятием «натюрморт». Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие
Четвёртая
«Подарок для папы»
Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы
Март
Первая
«Розы для принцессы» (Подарок для мамы)
Развивать умение восхищаться природными формами живых цветов и преобразовывать их в декоративные. Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином. Учить составлять композицию из цветов и листьев, ритмично располагая их на горизонтальной поверхности
Вторая
«Кактус в горшочке»
Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности
Третья
«Мы веселые матрешки»
Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов
Четвёртая
«Подводное царство» (Коллективная работа)
Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление
Апрель
Первая
«Весна красна»
Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук
Вторая
«Удивительный мир насекомых»
Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию
Третья
«Волшебное яичко»
Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия
Четвёртая
«Разноцветный луг» (коллективная работа)
Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие
Май
Первая
«Не стареют душой ветераны»
Провести беседу с детьми о защитниках нашей Родины. Предложить выполнить портрет ветерана в технике пластилинографии. Поощрять детей за дополнительные детали в работе. Оформить выставку пластилиновых картин
Вторая
«Зоопарк»
Обобщить представления детей об обитателях зоопарка. Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его. Поощрять самостоятельную деятельность. Оформить тематическую выставку работ «Наш веселый зоопарк
Третья
«В лесной чаще»
Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук
Четвёртая
«Ягодка лесная»
Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список литературы.
1. Г.Н. Давыдова «Пластилинография» Издательство «Скрипторий, 2003»
2. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство «ГНОМ и Д»,2004
3. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников — Издательство» АСТ «,2002
4. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т.С. Издательство » Российское педагогическое агентство»,1997
Конспект занятия по пластилинографии «Грибы-грибочки выросли в лесочке»
с детьми средней группы
Цели:
формирование у детей обобщенного понятия о грибах;
развитие умения находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет;
закрепление знаний детей о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму.
Оборудование: плотный картон (половина формата А4), набор пластилина, стека, доска для лепки, иллюстрации с изображением грибов, муляжи грибов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, осенью в лесу очень много грибов. Сейчас я вам загадаю загадки-подсказки, а вы попробуйте отгадать, как называются эти грибы.
Воспитатель загадывает загадки и одновременно демонстрирует
иллюстрации или муляжи грибов.)
Воспитатель:
Над грибами – главный,
Гладенький и славный.
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Ответ: белый гриб, боровик.)
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос яркий, как Петрушка,
Ядовитый…
(Ответ: мухомор.)
Молодцы, отгадали все загадки! А кто из вас когда-нибудь ходил за грибами вместе с родителями?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Теперь давайте решим, кто какой грибочек будет делать. У меня есть боровики, мухоморы и сыроежки. Выбрали? Молодцы! Начнем рисовать гриб с ножки. У всех грибов они белые. Значит, нам понадобится белый пластилин. У боровичков ножки толстые, крепкие, поэтому вам нужно взять большой кусочек пластилина и скатать его колбаской. А у мухоморов и сыроежек ножки тоненькие. Тем, кто хочет изобразить эти грибы, нужно взять пластилина поменьше и также скатать тоненькие колбаски.
(Дети скатывают из пластилина колбаски.)
Воспитатель: Колбаски готовы, их нужно приложить к ножкам грибочков на ваших картонках. Равномерно прижимаем получившуюся ножку и расплющиваем на основе. Для травки нам понадобится зеленый пластилин. Возьмем несколько маленьких кусочков и скатаем небольшие колбаски для травинок. Затем приложим их к нижней части ножки и расплющим в разные стороны. Теперь дело за шляпкой. У боровиков шляпочки коричневые гладкие блестящие, у мухоморов – вытянутые красные в белый горошек. У сыроежек шляпки бывают разные, давайте сделаем их серыми. Возьмем пластилин нужного вам цвета, скатаем шарик, приложим в центр шляпки. Затем, сплющивая, равномерно распределим пластилин по всей шляпке грибочка. А теперь разгладим на шляпке неровности и выступающие детали. Те, кто лепят мухоморы, не забудьте сделать беленькие точки. Для этого скатайте пальчиками маленькие шарики из белого пластилина и путем сплющивания прикрепите их к шляпке.
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Дети встают рядом со стульчиками и выполняют движения вместе с педагогом.
Воспитатель:
Ветер дует нам в лицо. (Выполняют махи руками вперед перед лицом.)
Закачалось деревцо, (Поднимают руки вверх, изображая крону дерева, наклоняются вправо и влево.)
Ветер тише, тише, тише. (Руки перед собой, выполняют неглубокие приседания.)
Деревцо все выше, выше. (Руки вверх, постепенно поднимаются на носочках и тянутся.)
Воспитатель: А теперь посмотрим, что у вас получилось. Я спою вам веселую песенку про грибочки, а вы внимательно слушайте. Когда я назову гриб, который вы нарисовали, скорее поднимайте вашу картинку вверх.
Жил в лесу, лесу, лесу
Маленький грибочек.
Сыроежки его звали «Наш боровичочек».
Мухоморы красные качали головой,
Почему его берут с собой, с собой?
Молодцы! У вас получились самые настоящие лесные грибочки.
Пластилинография. Виды пластилиновой аппликации.
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.
Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.
Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Для пластилиновой аппликации понадобиться разноцветный пластилин, картон (цветной или белый), кроме того, аппликацию можно выполнять на стеклянной поверхности, затем накрыв ее таким же куском стекла и вставив в рамку.
Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги.
Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.
Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на стекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав стеком краям нужную форму.
Аппликация на стекле
Кусок стекла предварительно нужно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла, обсушить салфеткой. Края стекла лучше всего заклеить скотчем или изолентой, чтобы не пораниться во время работы. Перенесите рисунок на стекло при помощи маркера, заполните элементы рисунка пластилином, для чего подбирают нужный по размерам кусочек пластилина и хорошо разминают его в руках и размазывают по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. После того как аппликация закончена, нужно снять скотч с краев и наложить на пластилиновую поверхность фон из цветной бумаги, а сверху плотно – еще одно стекло такого же размера, затем плотный картон. По контуру полученную работу обклейте полосками из цветной бумаги, чтобы получилась аккуратная рамка. Аппликацию также можно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае на основе будут оставаться жирные пятна от пластилина.
Виды аппликации из пластилина
Аппликация из целых деталей. Пластилиновые картины
Картина – это уже более сложный вариант аппликации из пластилина. Здесь потребуется некоторый навык работы с этим материалом, умение смешивать цвета и аккуратность. Технологию пластилиновой картины лучше всего начать осваивать с простых изображений небольшого размера. В процессе выполнения картины в пластилиновой технике у каждого вырабатываются свой стиль и манера, появляется уверенность в работе с материалом, собственные рецепты получения тонов и оттенков, а также маленькие хитрости и секреты. Выполнив несколько простых и небольших картин. Можно будет приступать к более сложному произведению.
Итак, для создания пластилиновой картины потребуется сюжет (собственный или из книги (журнала), основа, набор стеков и немного первоначальных знаний о технике выполнения пластилиновой картины.
В качестве основы для пластилиновой картины подойдет плотный картон, пластина из оргстекла или фанера. Картина, выполненная из пластилина, может быть как плоской, так и выпуклой в зависимости от составляющих ее деталей.
Картина из пластилина имеет ровную поверхность и напоминает масляную живопись, а в барельефном исполнении составляющие фигуры могут слегка выступать над ее поверхностью.
Картина может быть квадратной, круглой, овальной и др. Пластилин на основу наносят с помощью стека или пальцами. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.
Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, путем резания ножницами и поднимания разрезов, протирания пластилина через сито или выдавливание его через чеснокодавилку и пр.
Работу над картиной начинают с верхнего края основы, чтобы исключить касание рук покрытых пластилином участков поверхности. Округлые и овальные элементы выполняют из скатанных пластилиновых шариков, которые при закреплении на основе расплющиваются.
Тонкие полоски на картине выполняют при помощи скатанных на плоскости валиков. Валики не должны быть слишком длинными, иначе их трудно будет переносить на основу. Длинные линии и элементы составляют из нескольких коротких валиков. Перед накладыванием валиков на поверхность их нужно предварительно остудить. Раскатывая тонкие валики, нужно учитывать, что при расплющивании они увеличиваются в поперечном сечении.
Для выполнения таких деталей картины, как лепестки, стебли цветов, завитки, пряди волос, нужны будут ровные валики, которые можно получить, выдавливая разогретый пластилин через одноразовый шприц или через чеснокодавилку. Если протереть пластилин через мелкое металлическое ситечко, то можно получить рыхлые и пушистые элементы картины, такие как кораллы, трава, мех животных и иное.
При помощи расчески, кончиков ножниц, шила или стека, путем продавливания тонких бороздок можно добиться эффекта рельефности некоторых деталей картины (например, морские волны или рябь можно выполнить путем процарапывания поверхности расческой).
Для изображения листьев или кроны деревьев у пластилиновой детали создают резной край. Это можно сделать, разрезая пластилиновую лепешечку ножницами, стеком или скальпелем, придавливая его под углом к линии оформления.
Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стека.
Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков.
Чтобы получить эффект объемности или прозрачности некоторых элементов картины, пластилин наносят тонким слоем и растирают пальцами. Для достижения нужного эффекта лишний слой пластилина соскабливают стеком.
Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Картину с рельефным изображением можно также поместить в рамку под стекло, но вдоль рамки положить прокладку, соответствующую выпуклости изображения. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.
Итак, подведем итоги, что же необходимо, чтобы создать пластилиновую картину?
Основа: картон, оргстекло, фанера, клеенка.
Инструменты: набор стеков, ножницы (для вырезания деталей), канцелярский нож или скальпель, шило или зубочистки, скалка, расческа, металлическое ситечко, чеснокодавилка или специальный пресс для пластилина, обычный медицински
й шприц, специальные наборы формочек и шприцы для пластилина.
Чернографитовый карандаш для рисования эскиза. Для самых маленьких очень удобны треугольные чернографитовые карандаши.
Доска для лепки. Можно взять кусок обычного линолеума.
Стакан с водой (для смачивания рук, чтобы пластилин не лип)
Салфетки для рук. Очень удобно пользоваться обычной кухонной влажной салфеткой из микрофибры. Хороший пластилин. Это тот пластилин, который имеет яркую окраску, тонко раскатывается и не липнет к рукам.
Придумать эскиз. Выбрать цвет изображения и фон. Подобрать нужный формат картины. Решить какого она будет размера и формы. В соответствии с этими размерами подготовить основу.
Рамка со стеклом или пищевая пленка.
Основные приемы лепки пластилином
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Основные элементы
Пластилиновую фигурку можно слепить двумя способами: из целого куска пластилина или соединить несколько деталей в одну. Фигурка, сделанная из одного куска пластилина, устойчивее фигурки из нескольких деталей и слепить ее быстрее, чем такую же, но составленную из нескольких простых элементов. Однако использование и соединение разнообразных деталей при лепке позволяет сделать фигурки более сложными, детализированными.
При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности. Ведь ребенок только учиться познавать мир через сложный процесс творчества. С возрастом можно увеличивать количество деталей. Мысленное дробление предполагаемой поделки на части научит ребенка анализировать и планировать.
Для того чтобы приступить к лепке из пластилина какой-либо фигуры, в первую очередь нужно освоить несколько простых приемов лепки простых элементов таких, например, как шар, валик, конус, лепешка и др.
Полезные советы
Остатки пластилина, мелкие кусочки, можно рассортировывать по небольшим полиэтиленовым пакетам или пластмассовым контейнерам по цветам.
Для того чтобы получить одинаковые элементы фигуры, особенно это касается случаев, когда лепят такие детали, как ушки, руки, ноги, лепестки цветов, листья и прочее, необходимо отделять одинаковые заготовки от куска пластилина. Если брусок новый, стандартного размера, то его легко разделить на равные части. Если же кусок пластилина уже побывал в работе, то нужно скатать из него ровный валик, а затем разделить на ровные части.
Смешивание пластилина
Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. На практике это происходит следующим образом. Берут 2 кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик. Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.
Таблица смешивания цветов:
Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого
Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого
Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного
Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого
Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого
Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.
Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.
Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого
Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов
Прилипший к поверхности пластилин лучше всего удалять при помощи стека или сухой тряпочки. Для того чтобы готовая фигурка из пластилина блестела и ее поверхность была гладкой, ее нужно подержать на некотором расстоянии от пламени свечи. В этом случае следует соблюдать аккуратность и осторожность, и осуществлять процедуру обязательно в присутствии взрослых.
Придание прочности пластилиновой поделке
Для того чтобы сохранить фигурку из обычного пластилина надолго, можно покрыть ее 2-3 слоями водоэмульсионной краски, главное, чтобы, не оставалось подтеков. Краска будет хорошо ложиться на пластилиновую поверхность, если ее предварительно обезжирить. Для этого используют тальк, крахмал или муку, которые наносятся на изделие сухой кисточкой. После того как краска высохнет, фигурку раскрашивают гуашью и покрывают лаком. Обработанная таким образом фигурка будет долго храниться и выглядеть как настоящая статуэтка. Единственное, что нужно, — предохранять фигурку от падения, чтобы она не деформировалась. Для получения прочной поверхности пластилиновой поделки можно воспользоваться другим способом: на изделие наносят тонким слоем клей и присыпают манной крупой. После того как поверхность высохнет, ее покрывают белой водоэмульсионной краской, а после высыхания расписывают акриловыми красками. Этот способ займет некоторое время, так как нужно будет хорошо просушить каждый нанесенный слой.