Можно ли детям смотреть телевизор
Можно ли детям смотреть телевизор – этот вопрос в настоящее время один из самых актуальных и спорных. В большинстве современных семей есть и телевизоры, и дети. А раз так, то ребенок обязательно захочет посмотреть по «ящику» мультик или другую передачу. Уж слишком велик соблазн.
Так что же, пускай дети смотрят телевизор, сколько им заблагорассудится? Или все же категорически запретить им телепросмотры? А, может, следует подойти к этой проблеме взвешенно, что-то из телепередач разрешая смотреть, а что-то – не позволяя ни в коем случае?
Что говорят врачи и ученые
Вот к каким выводам пришли ученые и педиатры, а вместе с ними – педагоги и сами родители. Вред от просмотра телевизора для детей имеется, и он весьма серьезен.
Во-первых, от частого и долгого сидения перед телевизором у ребенка портится зрение. Впрочем, это лишь самая малая из всех возможных бед. К тому же о ней известно давно, еще с середины минувшего века, когда в домах стали появляться первые телевизоры. А вот о других, более серьезных бедах, следует поговорить подробнее.
Современные педиатры практически в один голос заявляют: телевизор, вернее, долгое сидение перед ним, основная причина плохого здоровья большинства современных детей. «Ящик» оказывает просто-таки разрушительное воздействие на психику, поведение и характер детей, увеча их личности. Конкретно это проявляется в том, что:
- сидя перед телевизором, ребенок тем самым ведет неактивный образ жизни, тогда как нормальное детское развитие – это активное познание мира;
- ребенок, благодаря телепередачам, усваивает неправильные (вымышленные) ценности и идеалы. Реальные и правильные представления о жизни и человеческих взаимоотношениях дети должны получать от родителей, бабушек и дедушек, педагогов. То есть, от живых людей, а не от выдуманных героев;
- у ребенка снижается стремление к познанию. В самом деле: для чего мучиться над вопросом «что такое хорошо, а что такое плохо», когда мультяшный герой может дать скорый и готовый ответ;
- из-за долгого неподвижного сидения умственное и физическое развитие ребенка замедляется. Кроме того, это отрицательно сказывается на его наглядно-образном мышлении;
- у детей-«телеманов» обычно плохая память, они плохо спят, их нервная система истощена, из-за чего они бывают неадекватно, не «по- детски» возбуждены либо, наоборот, заторможены;
- из-за телевизора ребенок может вырасти ленивым и безвольным. Как можно пойти и сделать что-то полезное, когда по «ящику» показывают мультик или ужастик?
- сидя перед телевизором, нет необходимости активно думать, поэтому из таких детей часто вырастают тугодумы;
- по причине частого и долгого просмотра телепередач у детей формируется примитивный склад речи, они часто, кстати и некстати, употребляют готовые фразы из рекламы и фильмов;
- отсутствие желания творить и креативно мыслить – еще один вред от долгого сидения ребенка перед телевизором;
- нежелание общаться с родителями и товарищами и как следствие, одиночество в будущей жизни – еще одна беда маленького «телемана».
Такой вот внушительный и страшный список, над которым стоит задуматься…
Родительские заблуждения
Иногда и сами родители вольно или невольно добавляют дополнительные пункты в приведенный выше печальный список. Рассмотрим самые распространенные родительские вредные заблуждения на тему «ребенок и телевизор».
- Телевизор просвещает, учит, воспитывает. Это далеко не так. Для ребенка до 2-х лет любая телепередача – лишь раздражитель его нервной системы. Дети старшего возраста могут почерпнуть много негативного из телепередач, и это скажется на их нравственном и интеллектуальном развитии. Поэтому телевизор – никакой не педагог и не просветитель. Особенно в настоящее время.
- Поскольку маленькие дети не могут понять смысла телепередачи и запомнить ее содержание, то при них можно смотреть все, что угодно. Во-первых, хоть что-то, да они поймут, ибо ребенок, как доказано, начинает развиваться еще в утробе матери. Во-вторых, почти наверняка они усвоят это неправильно. И то, и другое отрицательно скажется на их дальнейшем развитии. Поэтому не следует родителям смотреть телевизор в присутствии детей.
- Телевизор убаюкивает ребенка, и он прекрасно спит. Поэтому перед сном малыш обязательно должен посмотреть мультик. А еще лучше – оставить включенный телевизор фоном, и уж тогда-то ребенок будет крепко спать всю ночь. Но далеко не всякий мультфильм можно показывать перед сном малышу. Зачастую ребенок после просмотра и вовсе не может заснуть. Издревле известно, что нет для малыша лучшего «успокоителя», чем присутствие рядом мамы или папы и рассказанная ими на ночь сказка или спетая песенка.
- Когда ребенок смотрит телевизор, он лучше кушает. Здесь – целая гамма заблуждений. Подробнее о них узнайте в видео.
Смотреть или не смотреть?
Так что же, ребенку совсем нельзя смотреть телевизор? А если все-таки можно, то с какого возраста? И какие передачи? На эти вопросы медиками, учеными, педагогами, да и самими родителями уже давно найдены ответы.
- Начинать смотреть телепередачи ребенок может с 2-летнего возраста. Да и то не более 15 минут в день.
- С 3 до 6 лет малышу позволительно сидеть у телевизора до 45 минут.
- Начиная с 6 лет, ребенок может проводить перед телевизором до полутора часов. Но – с обязательными перерывами.
- Следует всячески ограждать детей от просмотра рекламы, сериалов, информационных программ, всяческих шоу, а также современных мультфильмов. Мелькание кадров, страсти и споры, стрельба и убийства, современные мультяшные уродцы – все это непременно скажется на развитии ребенка, притом не в лучшую сторону.
- Лучше малышу смотреть советские мультфильмы, развивающие программы, фильмы о природе и животных. Причем, желательно с родительским участием – чтобы можно было попутно ответить на детские вопросы.
А еще лучше – личным примером показать ребенку, что кроме телевизора, есть множество увлекательных и полезных занятий: совместные прогулки, подвижные игры, рукоделие или просто общение по душам. А подробнее о том, надо ли детям смотреть телевизор, можно узнать из этого видео.
Дети и телевизор: что смотреть, в каком возрасте, сколько
Телевидение уже давно поселилось в наших домах, и, несмотря на появление еще и компьютеров, остается актуальным для каждой семьи. И, если раньше дети ждали нового мультфильма, сказки или интересной детской передачи, то сегодня телевизор вещает практически круглосуточно, иногда просто фоном и нередко вместо няни. И, увы — о качестве ТВ-контента сегодня приходится только мечтать. Конечно, некоторые детские каналы пытаются стать полезными, но «коммерческая составляющая» все-таки перевешивает…
Содержание статьи:
- Влияние телевизора на ребенка, польза и вред
- С какого возраста и сколько времени смотреть?
- Как свести к минимуму вредное влияние ТВ?
- Выбор мультиков, фильмов и телепередач
- Что нельзя разрешать к просмотру?
- Ребенок после просмотра ТВ
Влияние телевизора на ребенка – польза и вред телепросмотров для детей
Безусловно, сказать, что «от телевидения – только вред» — неправильно. Все-таки еще остались каналы, которые весьма бережно относятся к выбору программ и фильмов, заботясь о своей репутации.
Кроме того, существуют специальные познавательные и детские каналы, в какой-то степени способствующие развитию детей. Но процент таких каналов ничтожно мал.
Есть ли плюсы от ТВ?
Грамотная передача или хороший мультфильм…
- Расширяют кругозор.
- Увеличивают словарный запас.
- Развивают эрудицию.
- Приобщают к классике и истории.
Обратная сторона медали…
Увы, пунктов в списке «чем вредно телевидение» наберется больше:
- Вред для глаз. Ребенок не может сфокусировать взгляд на одной картинке, потому что она меняется слишком быстро. Также важно отметить, что ребенок около телевизора реже моргает, двигательная активность глаз сильно снижается, а нервная система устает от мерцания. Со временем перенапряжение внутриглазных мышц ведет к близорукости и даже косоглазию.
- Вред для развития мозга. Ребенок, «живущий» у телевизора, теряет воображение, логику, способность размышлять логически, анализировать и делать выводы: нужные изображения и выводы ему дает ТВ, оно же «разжевывает» все задачки и дает ответы, которые мозг ребенка должен искать самостоятельно. Телевизор превращает ребенка из потенциального творца в обычного «потребителя», который, раскрыв рот и почти не мигая, «поедает» все, что льется с экрана.
- Вред для психического здоровья. При длительных просмотрах ТВ нервная система ребенка перевозбуждается, следствием чего становятся бессонница и нервозность, стресс, агрессивность, и проч.
- Вред для физического здоровья. Лежа/сидя у телевизора, ребенок находится в состоянии физического покоя и практически не расходует энергию. Мало того, согласно проведенными исследованиям, во время просмотра ТВ расходуется еще меньше энергии, чем просто в состоянии покоя. Большинство любителей ТВ страдают от лишнего веса и проблем с позвоночником.
- Вред для развития речи. Лексикон ребенка обрастает жаргонизмами и теряет литературность. Постепенно речь обескультуривается, становится примитивной. Кроме того, развитие речи ребенка не может происходить в одиночку – только лишь за счет общения с экраном. Для развития речи нужен контакт – живой диалог ребенка и взрослого. ТВ-изолированность от такого взаимного общения – прямой путь к потере способности воспринимать речь на слух, и оскуднению речи в целом.
К другим негативным последствиям детской увлеченности телевизором можно отнести…
- Подавление естественных желаний и навыков (ребенок забывает есть, пить и даже ходить в туалет, общаться с друзьями, заниматься привычными вещами и пр.).
- Замена реального мира телевизионным. В реальном мире слишком мало «драйва» после ярких мультфильмов, динамичных кинокартин и громких реклам.
- Бессмысленная потеря времени. За 2 часа у телевизора можно сделать массу полезных для общего развития вещей. Телевизор деорганизует – маленький человек еще быстрее взрослого теряет способность организовывать собственное время.
- Провоцирование ребенка на действия, которые быть опасными для здоровья и жизни. Маленький ребенок все принимает на веру. Если на экране мальчик летает на метле – значит, и ребенок сможет летать на метле. Если в рекламе показывают вкусный майонез, который едят всей семьей чуть ли не ложками — значит, он действительно вкусный и полезный.
И, конечно, нельзя не сказать о том, что телевизор – он, как няня, постепенно внушает ребенку те или иные «истины» и способен легко манипулировать детским сознанием. Ребенок, подобно губке, впитает абсолютно все.
С какого возраста и сколько времени в день можно смотреть детям телевизор?
Ребенок не способен критически осмыслить все, что происходит на экране – он принимает все на веру. И все ТВ-картинки воспринимаются детским сознанием не по отдельности, как образы — а в качестве единого замысла.
Способность анализировать и отделять вымысел от реальности к ребенку придет позже — и до этого момента можно «наломать немало дров», если не выбирать для чада ТВ-контент, и не ограничивать время просмотра.
Что говорят специалисты о временных рамках для просмотра детьми ТВ?
- До 2-х лет – категорически запретить просмотр телевизора.
- В 2-3 годика – максимум 10 минут в день.
- В 3-5 лет – не более 30-ти минут за весь день.
- От 5-ти до 8 лет – не боле часа в день.
- В 8-12 лет – 2 часа максимум.
Дети смотрят телевизор – как свести к минимуму вредное влияние ТВ, и другие негативные факторы?
Чтобы снизить вредное влияние телевизора на здоровье детей, нужно следовать определенным правилам:
- Строго лимитируем время просмотра.
- Смотреть ТВ исключительно в положении сидя.
- Не смотреть телевизор в темноте – комната обязательно должна быть освещенной.
- Минимальное расстояние от ребенка до экрана ТВ – 3 м. При экране с диагональю боле 21 дюйма – и того больше.
- Смотрим ТВ вместе с ребенком, чтобы помочь ему проанализировать увиденное.
- Отдаем предпочтение диафильмам, при просмотре которых мозг ребенка лучше усваивает увиденное, чем при просмотре быстро меняющихся картинок мультфильма.
Как выбирать мультики, фильмы и телепередачи для детских просмотров правильно – инструкция для родителей
Мультфильм – это один из инструментов воспитания, если использовать его с умом. Ребенок часто копирует образ и поведение любимых героев, подражает им в речи, примеряет на себя ситуации из мультфильмов и кинокартин.
Поэтому важно правильно выбирать ТВ-контент, который должен быть исключительно полезным с этической и педагогической точки зрения.
На что ориентироваться, выбирая передачи, фильмы и мультики для ребенка?
- Собираем свою коллекцию видео – специально для ребенка. В нее можно включить научные передачи для его возраста, детские кинофильмы и мультфильмы, которые воспитывают в детях правильные качества (борьба за правду, защита слабых, воспитание силы воли, уважение к старшим и проч.), исторические передачи, викторины.
- Не проходим мимо советских мультфильмов, которые являются настоящими энциклопедиями важнейших жизненных ценностей. Кроме того, «наши» мультфильмы не перевозбуждают детскую психику, а напротив – гармонизируют ее.
- Выбирайте хорошие мультфильмы не как способ «отдохнуть от ребенка полчасика», пока тот смотрит в экран, а в качестве поощрения. Выбранный мультфильм обязательно смотрите вместе, всей семьей – это поможет вам, кстати, лучше узнать свое чадо. А еще можно завести добрую семейную традицию – смотреть фильмы и мультики вместе. Для просмотра длинного мультфильма в 1,5-2 часа выбирайте максимум 1 день в неделю, не чаще.
- Чтобы не лишать ребенка выбора, и не выглядеть тираном, предлагайте ребенку передачи или мультфильмы на выбор.
- Анализируйте заранее – какими качествами обладают герои, какая речь звучит с экрана, чему учит мультфильм, и проч.
- Выбирайте контент по возрасту! Не торопите ребенка жить – не нужно заранее рассказывать ему через экран ТВ о взрослой жизни и ее проблемах. Всему свое время.
- Обращаем внимание на темп смены сюжета. Для деток до 7-8 лет рекомендуется выбирать мультфильмы и кинокартины со спокойной сменой обстановки, чтобы ребенок успевал усваивать и понимать увиденное.
- Фильм, мультик или передача должны вызывать вопросы! Если ребенок после просмотра ни о чем не спрашивает, стоит задуматься – не слишком ли примитивный контент вы выбрали. Ориентируйтесь на такой контент, который заставляет думать, а не тот, где уже «все разжевано и в рот положено».
- Выбираем героев, на которых ваше чадо захочет стать похожим. Не пукающего Шрека, не смешного и сумасшедшего Миньона — а, например, робота Валли или Лиса из Маленького Принца.
- Отдельно стоит выделить мультфильмы о животном мире, о котором детки еще так мало знают: о том, что малышей-пингвинят высиживают папы, а не мамы; о том, как волчица прячет своих волчат, и проч.
- Подбираем для ребенка фильмотеку самостоятельно. Не приучаем чадо быть зависимым от ТВ и программы передач. Но не включаем видео на «ютубе», откуда ребенок сможет перескочить и на запрещенный для его возраста контент.
- Не используем телевизор в качестве няни и во время еды.
- Для ребенка 3-8 лет рекомендуется выбирать ТВ-контент, который не будет давить на психику – спокойные развивающие передачи, добрые мультфильмы, короткие поучающие видео.
- Для ребенка 8-12 лет можно подобрать добрые детские фильмы, научные программы для его возраста, развивающие передачи различной тематики. Конечно, в этом возрасте уже можно дать чаду чуть больше свободы в выборе тем, но контролировать просматриваемый контент следует обязательно.
Конечно, не нужно с головой закапываться в поисках психологически правильного мультфильма, чтобы случайно не включить мультик с каким-нибудь тайным смыслом – ни к чему разбирать каждый кадр по косточкам и искать психологически неверные ходы мультипликаторов. Достаточно краткого анализа – общий смысл, характер героев и речь, методы достижения цели героями, полученный результат и мораль.
Ну и, конечно — главным «мультфильмом» для ребенка должна стать реальная жизнь. Нужно найти для своего чада такие занятия и хобби, от которых он не захочет отрываться. Тогда бороться с ТВ и интернетом даже не придется.
Что категорически нельзя разрешать к просмотру детям по телевизору – родители, будьте внимательны!
В погоне за прибылью производители мультфильмов и кинокартин для малышей и школьников совсем забывают о морально-этической, и тем более — о воспитательной стороне вопроса. И оставленные наедине с телевизором дети в итоге видят то, что им видеть совершенно не нужно.
Поэтому, в первую очередь — не оставляем детей наедине с телевизором!
Ну, а вторым шагом родителей должен стать жесткий отсев ТВ-контента, нежелательного для просмотра детьми.
Например, фильмы, передачи и мультфильмы, в которых…
- Отсутствует литературная речь, и в большом количестве присутствуют американизмы и жаргонизмы.
- Учат лицемерию, вранью, злорадству.
- Главные герои – непонятные и непривлекательные существа со странным поведением.
- Со злом не борются, а воспевают его.
- Плохое поведение героев одобряется.
- Присутствует насмешка над слабыми, старыми или больными персонажами.
- Герои издеваются над животными, или наносят вред окружающим, или неуважительно относятся к природе и окружающим.
- Присутствуют сцены насилия, агрессии, порнографии и проч.
Конечно, под запрет – все новостные программы, ток-шоу, взрослые фильмы и передачи, если только это — не научно-познавательный или исторический фильм.
Также под запрет и весь ТВ-контент, который может вызвать агрессию, страх, неадекватное поведение ребенка.
Ребенок посмотрел телевизор – избавляемся от лишних эмоций и включаемся в реальную жизнь
Согласно исследованиям, ребенку после просмотра ТВ требуется от 40 минут и более, чтобы прийти в себя и «вернуться в реальный мир». Спустя 40 минут нервная система постепенно возвращается в исходное состояние, а ребенок успокаивается.
Правда, речь идет только о спокойных мультфильмах и передачах. А вот на восстановление после мультфильма, где герои кричать, носятся, стреляют и проч., иногда требуется и несколько дней.
Важно отметить, что дети до 3-5 лет особо уязвимы — и относительно зрения, и относительно психики. Поэтому мультики «с драйвом» лучше оставить на потом.
Итак, выделим главное:
- Выбираем спокойные мультфильмы и кинокартины, чтобы ребенок быстрее вернулся в реальный мир. Не забываем лимитировать время просмотра.
- Обсуждаем с ребенком все, что он увидел – хорошо или плохо, зачем герой так поступил, и проч.
- Ищем, куда выплеснуть накопленные во время просмотра ТВ эмоции – ребенок не должен остаться с ними наедине! Во-первых, обсудить с мамой/папой, во-вторых, можно придумать игру по мультфильму, устроить вернисаж рисунков с любимым персонажем, придумать кроссворд на тему, собрать главного героя из конструктора и проч. Главное, чтобы эмоции ребенка куда-нибудь выплеснулись.
Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами и советами в комментариях ниже.
Влияние телевизора на детей
В наше время тяжело найти семью, у которой нет телевизора. Скорее в доме можно обнаружить не один, а два или три телевизора. Для взрослых телевидение – это нормальное повседневное явление. Мы смотрим фильмы, новости, различные телепередачи. Часто телевизор просто работает фоном, пока мы ужинаем или делаем работу по дому.
А как же телевизор влияет на детей? Можно ли детям смотреть телевизор? Сколько часов ребенок может смотреть телевизор, не нарушая психику? Чем занять ребенка кроме мультиков? В статье “Влияние телевизора на детей” вы найдете ответы на интересующие вас вопросы.
Содержание статьи
Можно ли смотреть детям телевизор?
- малыши до 2-х лет. Деткам до двух лет не стоит вообще смотреть и слушать телевизор. Даже, если вы считаете, что ребенок его не смотрит. Ваш ребенок его слышит и впитывает как губка каждое слово, увиденное изображение, услышанный звук…
Многие мамы сажают детей за просмотр мультика, чтобы быстрее покормить или заняться своими делами. Но в итоге от этого больше вреда, чем пользы.
Ребенок должен постоянно активно двигаться, осваивать новые предметы, рисовать, лепить, строить, пересыпать, переливать. Во время просмотра телевизора ребенок пассивен, он не развивается.
- дети от 2-ух до 3-х лет. Разрешается смотреть телевизор не более 15 минут в день. Внимательно выбирайте материал, который будет смотреть ваш малыш. Избегайте просмотра мультиков без звуков, так как это может негативно отразиться на развитии речи ребенка. Если вы включаете телевизор, оставайтесь вместе с ребенком и комментируйте увиденное на экране. Ребенок должен правильно воспринимать и усваивать информацию, показанную по телевизору.
В период до 3-х лет активно идет процесс развития речи, памяти, внимания и интеллекта. Телевизор влияет на психическое состояние ребенка. Происходит быстрая смена картинок, неокрепший мозг не успевает перерабатывать такой поток информации. Ребенок находится в перевозбужденном состоянии и, как следствие, появляется плохой сон, страхи и капризы.
- дети от 3-х до 6-ти лет. Разрешается смотреть телевизор не более 40 минут в день, желательно с перерывами. В этом возрасте ребенок познает мир через экран телевизора. Выбирайте, какую информацию усвоит в это время ваш ребенок.Следите за тем, какие мультики он смотрит, лучше всего записать хорошие мультики, развивающие программы и передачи. В этот период активно развивается творческое мышление. А если ребенок смотрит на готовое изображение, его воображение перестает работать.
- -дети с 7-ми лет. Разрешается смотреть телевизор до 90 минут в день с перерывами. Обязательно следует контролировать ребенка, смотреть, сколько времени он проводит у телевизора. Ведь у него может появиться зависимость. Старайтесь не оставлять ребенка одного, найдите для него альтернативные занятия.
Требования к просмотру телевизора
- смотреть только в сидячем положении
- размер экрана должен быть от 21 дюйма. При увеличении экрана должно увеличиваться и расстояние до него
- смотреть телевизор с расстояния не менее двух метров
- смотреть телевизор только при включенном свете в комнате
Последствия просмотра телевизора у детей, рано начавших его смотреть и проводящих много времени перед ним:
- Постоянно работающий телевизор оказывает отрицательное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка. Физическое развитие замедляется, так как ребенок сидит и смотрит в одну и ту же точку. Дети по природе очень активны и любознательны и после неподвижного сидения наступает период перевозбуждения, агрессии и капризов.
- У детей ухудшается зрение. Причем ухудшение происходит постепенно.
- Замедляется работа мозга. Ребенок перестает творчески мыслить и придумывать новые идеи. За него это делает телевизор.
- Уменьшается объем памяти и снижается уровень наглядно-образного мышления. Дети перестают интересоваться предметами и событиями, позже начинают читать, их речь очень проста.
- Нарушено развитие воли и желание добиться поставленной задачи, так как ребенок не совершает никаких активных действий.
Советы по уменьшению влияния телевизора на детей:
- Следует ограничить время, проведенное за просмотром телевизора. Например, 2 мультика в день. Однако не запрещать, а договариваться и предлагать альтернативу – чтение, рисование, прогулка, совместные игры, лепка. Дети очень любят помогать взрослым. Воспользуйтесь этим.
- Телевизор должен стоять в таком месте, чтобы он привлекал минимум внимания.
- Создайте определенные правила и соблюдайте их. Во время еды телевизор смотреть нельзя.
Важно, чтобы наши дети выросли умными, любознательными и активными. Конечно, смотреть телевизор можно, но стоит это делать в разумных пределах.
А сколько времени проводят у телевизора ваши дети? Какие передачи они смотрят?
С какого расстояния можно смотреть телевизор детям 🚩 Здоровье ребенка
Позволять смотреть мультфильмы и детские передачи ребенку можно, но при этом нужно обязательно соблюдать рекомендации врачей и опытных педагогов. Ведь зрение гораздо проще потерять, чем потом восстановить. Можно даже не заметить, как ребенок стал плохо видеть еще до школы, ведь здоровье малыша подчас гораздо более хрупкое, чем у взрослого человека.Расстояние от экрана — это очень важный показатель для сохранения зрения. Чем больше экран телевизора, тем большим должно быть и расстояние от него. Так, при средних размерах экрана нужно усадить ребенка не меньше, чем в трех метрах. Если размер телевизора большой, лучше всего будет максимально увеличить расстояние до глаз малыша. Кроме того, смотреть на экран ребенок должен по возможности прямо, не снизу, иначе лишняя нагрузка идет уже не только на глазные мышцы, но и на мышцы шеи и позвоночника. Поэтому не разрешайте малышу сидеть на полу прямо перед прибором, лучше всего усадить его на кресло или диван, расположенные вдали от телевизора. Это правило касается всех типов мониторов — обычных, плоских, жидкокристаллических, плазменных.
Кроме этого, следует следить и за освещением в комнате, не позволять ребенку смотреть телепередачи в темноте или при неярком свете, чтобы между прибором и окружающим пространством не было очень большого контраста цвета — это особенно сильно может влиять на утомляемость детских глаз.
Какие же механизмы происходят, когда на ребенка воздействует свет телеэкрана и с какого возраста разрешен просмотр разных телепередач и мультфильмов? В первые годы жизни зрение ребенка еще только формируется, поэтому оно особенно уязвимо. Когда малыш появляется на свет, он может видеть предметы и людей на расстоянии 20-30 см, при этом видит он довольно нечетко, еще плохо различает цвета. Но со временем зрение у него становится все лучше, в процессе познания мира он учится видеть предметы дальше, ярче и четче. Этот процесс заканчивается примерно к 3-4 годам, поэтому до этого времени смотреть на экраны телевизоров или компьютеров детям вообще не рекомендуется.
Кроме физиологической причины есть и психологическая. Краски, звуки и образы этого мира приятны малышу, они развлекают его, дают ему пищу для познания. Однако чересчур яркие картинки, быстро сменяющиеся кадры в мультфильмах могут навредить психике маленького ребенка. Он еще не может справиться с таким огромным количеством информации, поэтому может перевозбудиться, стать более нервным, страдать расстройствами сна или гиперактивностью, синдромом дефицита внимания. Показывать мультфильмы можно только тогда, когда ребенок психологически уже дорос до этого.
Причем, начинать просмотры телевизора нужно с малых доз: вначале можно разрешить ребенку посмотреть короткий мультфильм не более 5-10 минут, с 4 до 7 лет позволять проводить за экраном не более 30-40 минут в день, делать перерывы между отдельными передачами. В младшем школьном возрасте ребенок должен тратить не более 2 часов в день на просмотре телепередач, а в средней и старшей школе — не более 3 часов.