Мозаика что развивает – Мозаика. С какого возраста стала интересной? — запись пользователя Елена (Leonka25) в сообществе Игры с детьми

Польза пазлов и мозаик для развития детей

Всем родителям давно известно, что самым лучшим способом развития мелкой моторики и пространственного мышления являются мозаики.

Польза пазлов и мозаик

  1. Польза пазлов и мозаик для развития детейВ возрасте 1-6 лет активно развиваются все системы ребенка, в том числе головной мозг. Простимулировать раннее развитие можно с помощью микромассажа пальчиков, который делает мозаика.
  2. Речь на кончиках пальцев. Пазлы стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь, поэтому чем мельче пазл и мозаика, тем лучше для развития речи. Многие родители стараются не брать мозаики с мелкими деталями, поскольку собирать их очень сложно детям, однако именно они лучшим образом влияют на развитие. Во время игр с мелкими пазлами необходимо находиться рядом с малышом, чтобы ребенок не проглотил какую-либо из деталей.
  3. Внимательность и усидчивость. Если в раннем детстве ребенок научился и полюбил играть в пазлами и мозаиками, то это гарантирует его хорошие успехи в учебе в будущем.

Основные виды мозаик

  1. Классическая мозаика. Представляет собой набор деталей и рабочую поверхность, в которую они помещаются. Для того, чтобы малышу было интересно существует множество тематик таких мозаик. Морские, для девочек, для мальчиков, приключения.
  2. Мозаика с формами. Лучше всего для познания видов и форм фигур, представляет собой набор различных фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник), и базу, куда они прикрепляются или вставляются. Польза пазлов и мозаик для развития детей
  3. Картонные пазлы. Подходят для детей всех возрастов в зависимости от размера и тематики.
  4. Деревянные пазлы. Это пазлы для самых маленьких. Даже малыши, которым еще нет года, с удовольствием пытаются их собирать, они красочные, но в тоже время безопасные, поскольку сделаны из натуральных материалов.
  5. Пазлы для дошколят. Это комплекс пазлов для детей различных форм и размеров, которые включают в себя элементы всех остальных видов мозаик.
  6. Мозаика “Составь по шаблону”, подходит уже для дошколят немного постарше и представляет собой карточку-образец и поверхность для составления фигуры с помощью наклеек. Сам процесс отклеивания и составления фигуры является очень кропотливым и трудоемким для ребенка, но формирует навыки легкого письма в будущем.

Мозаика это один из самых недорогих, но в тоже время действенных способов развивать своего малыша с помощью игры и сенсорного восприятия мира. Выбрать подходящую мозаику вы всегда можете на сайте магазина ООО Чудошоп

( Пока оценок нет )

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Почему мозаика важна для развития детей?

В статье рассказано о пользе мозаики для детей, описаны ее виды, оптимальные для того или иного возраста. Ведь именно мозаика развивает мелкую моторику детей, которая служит залогом хорошего, развитого речевого аппарата у детей.

Когда со стороны наблюдать за ребенком, который складывает мозаику, кажется, что ничего сложного в этом нет, что это обычное занятие, складывание фишек друг к другу, чтобы получился рисунок. Многие родители покупают мозаику для того, чтобы убить время.


Но на самом деле это ошибочное мнение, ведь за всем этим скрывается довольная сложная деятельность, которая помогает раскрыть творческие способности ребенка. Ведь мозаика является способом изображения или же определенного узора из мелких деталей. На сегодняшний день существует много различных наборов мозаики для детей.


Для того чтобы собрать мозаику, ребенок задействует образное мышление, воображение, а главное – мелкую моторику рук. Кроме того, во время создания изображения у малыша развивается целенаправленная деятельность, а также регуляция поведения. Также мозаика способна развивать художественный вкус у ребенка, а также выступает средством познания мира.


Часто родители задаются вопросом о том, в каком же возрасте данная деятельность наиболее полезна ребенку, когда она помогает развить его личность. Чтобы ответить на данный вопрос, следует проследить особенности создания детского мозаичного воображения.

Главным отличием мозаики от рисования является то, что при рисовании ребенок актуализирует образ спонтанно, рисуя палочки, кружочки и квадратики, а чтобы построить изображение из мозаики, нужно долго удерживать в памяти образ как цель.

Стоит добавить, что детская мозаика является также и познавательной деятельностью, так как представляет собой образно точеный рисунок, который должен иметь детализированные представления. Все это сводится к тому, что мозаика подойдет для детей возрастом от 3-х или 4-х лет. В любом случае нужно учитывать особенности ребенка.

При выборе мозаики следует обязательно учитывать возраст ребенка, ведь для детей 3-4 лет подойдет крупная модель с простым полем. Но все равно ребенка с такой сложной работой нельзя оставлять, лучше помочь ему и подсказать, где нужно.

Но так как нынешние технологии активно стремятся вперед, многообразие мозаик позволяет заниматься детям с 1-2 лет. Родителям только остается выбрать, какой же вариант будет оптимальным именно для их ребенка.

Имеются в продаже наборы для детей до года. Такие модели представляют собой крупные фишки, без полей, которые соединяются между собой прорезями. Данный вариант можно собирать на полу, столе и так далее. Ребенку удобно держать фишки благодаря их крупным размерам. Родители должны знать, что ребенку такого возраста интересен принцип соединения деталей, цветовая гамма фишек, а также их форма.

Данная мозаика для детей может прослужить до 4-5 лет, но только с возрастом нужно будет увеличивать количество деталей и подбирать более мелкие фишки.

Когда ребенку исполнилось 3 года, его начинает интересовать построение изображения. Поэтому вместе со взрослым можно сложить определенный рисунок. В этом возрасте можно сложить домик, цветочек, солнышко. Можно не только сложить рисунок, но и рассказать о нем сказку, описать этот предмет или предложить ребенку самому сочинить сказку про определенный предмет или же придумать окончание уже существующей сказки.

Также в этом возрасте можно использовать мозаику на магнитах. Она представляет собой магнитное поле, на которое крепятся фишки. Это несложный вид мозаики, так как фишки хорошо держаться, а рисунок крепко зафиксирован. Деток также интересует сам магнит, они любят играть с ним, он может крепиться на холодильник или куда-либо.

Мозаика является тем видом деятельности, которая позволяет сверить свою работу с образцом. Поэтому ребенок одновременно и проявляет свое творчество, и в то же время позволяет сверить свое изобретение с образцом. Эти две деятельности отлично подготавливают детей к школе.

Можно сделать вывод, что польза мозаики огромная. Кроме вышеперечисленных достоинств складывание мозаики во многом укрепляет отношения ребенка с родителями, если они этим занимаются вместе. Поэтому следует больше экспериментировать, творить и креативно мыслить, тогда получится непревзойденный результат.

Мозаика для детей: польза и особенности выбора

Мозаика для детей: польза и особенности выбора

Мозаика является одной из наиболее интересных развивающих детских игрушек. Для ее изготовления могут использоваться самые разные материалы – древесина, пластмасса, картон на клейкой основе и многие другие.

Польза мозаики

При покупке этой игрушки нужно понимать, как ее следует использовать и что она должна развивать. Мозаика способствует развитию воображения, образного мышления, логического мышления, фантазии и творческих способностей, целостного восприятия мира, мелкой моторики, концентрации внимания и усидчивости. Подобрать и купить мозаику для детей всегда можно на сайте www.indigo-kid.ru.

мозаика для детей

Разновидности мозаики

К основным разновидностям этой игры относятся следующие:

  • магнитные;
  • термомозаики;
  • «Азбука + математика»;
  • напольные для маленьких детей;
  • с игровым полем и ножкой;
  • самоклеящиеся; 
  • тетрис-мозаики.

Возраст, с которого можно обучать ребенка

Считается, что мозаика эффективнее всего для детей с трехлетнего возраста. Однако сейчас предлагается большое количество разновидностей мозаики для малышей от одного года. В раннем возрасте родители вместе с ребенком могут складывать только простейшие картинки. Дети постарше способны самостоятельно складывать довольно замысловатые узоры из разных видов мозаики. Родителям важно подбирать игрушку по возрасту и играть вместе с ребенком.

Особенности мозаики для детей от одного до двух лет

При выборе мозаики для малыша в возрасте один-два года нужно уделить внимание следующим критериям:

  • детали должны быть как можно крупнее;
  • качество материала должно позволять использовать его для маленьких детей;обширный выбор цветов;
  • легкость соединения деталей;
  • ближе к двухлетнему возрасту нужно обратить внимание на логическую мозаику и на мозаику с ножками;
  • отличной альтернативой являются аппликации. 

мозаика для детей

Особенности мозаики для малышей от трех до пяти лет

В этом возрасте мелкая моторика детских рук уже достаточно развита, поэтому можно выбирать более сложные игрушки. Важно учитывать следующее:

  • размер деталей может быть уменьшен;
  • нужно играть с изображением и сюжетом;
  • надо увеличивать число деталей в наборе мозаики;
  • следует обратить внимание на мозаику-наклейки и магнитную мозаику.

мозаика для детей

Таким образом, мозаика необходима для развития детей. Она не только способствует улучшению мелкой моторики пальцев, но и стимулирует мозговую деятельность и речевую активность. Малыш учится логическому мышлению, постановке и решению конкретных задач.

Как научить ребёнка собирать мозаику

Тема нынешнего поста посвящена мозаике, как средства логического, сенсорного и мелкомоторного развития.

Если во времена нашего с Вами детства при словосочетании «детская мозаика» на ум приходила лишь та самая, классическая – с шестигранными деталями на тонких ножках, то в нынешний век, вариативность мозаик для детей зашкаливет, что, несомненно, расширяет диапазон развития ребёнка.

В чём польза мозаики как развивающей игрушки?

Мозаика позволяет формировать у малыша щипковый захват, как основу развития кистевого праксиса. Кроме того, подобное формирование мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на центр речи. Это происходит потому, что зоны мозга, отвечающие за речь и движение, находятся в непосредственной близости, тем самым, взаимодействуя друг на друга.

Благодаря мозаике малыш учится координировать свои действия: для маленького ребёнка поставить деталь на место – задача не из лёгких, для выработки должного действия потребуется терпение. А это, несомненно, влияет на усидчивость и концентрацию внимания во время выполнения того или иного задания.

Мозаика развивает логику и наблюдательность. С мозаикой можно придумать множество игр от обычной сортировки по цветам до выкладывания узора.

Классическая мозаика. Как выбрать и когда предлагать ребёнку?

Лучше начинать знакомство с мозаикой тогда, когда малыш перестаёт окружающие его предметы тянуть себе в ротик. Обычно это происходит в возрасте около 1,5 лет (обычно, но не обязательно – у каждого ребёнка свои сроки развития). При выборе мозаики обратите внимание на размер и форму деталей: в идеале это должны быть шестигранные «гвоздики» на тонкой ножке с диаметром шляпки не менее 13 мм, и не более 30 мм. Для удобства лучше приобретать мозаику в комплекте с лотком для хранения, где крышкой служит поле мозаики.

Примеры:

Май-шоп (1 вариант), май-шоп (2 вариант)

Как научить ребёнка собирать мозаику?

Самое главное условие занятий – хорошее настроение ребёнка и мамы. Именно эмоциональный фон даёт мощный толчок  развитию.

Основным принципом развития является «от простого к сложному». 

Перед тем как демонстрировать малышу новую игру, подготовьтесь – соберите все фишки в пакет, оставив всего лишь одну штуку, и уберите его так, чтобы ребёнок не видел. Иначе у ребёнка может возникнуть соблазн запустить руки во все фишки сразу, сжать их в кулачки, и, возможно разбросать по комнате. Выбранная деталь должна хорошо, без усилий, входить в поле. Поэтому проверьте её заранее. Возьмите ребёнка на руки и сядьте за стол. Расположите основную пластину и деталь мозаики на расстоянии вашей вытянутой руки, чтобы малыш смог понаблюдать за вашими действиями, но не перехватывать их. Покажите малышу, как вы ставите деталь в отверстие несколько раз, желательно так, чтобы ваша кисть не прикрывала обзор. Действия озвучиваем: «Посмотри, какой цветочек (грибок, зонтик и пр.)! Давай его поставим на полянку?». Далее каждый раз при показе проговариваем инструкцию: «Берём за шляпку и ставим в дырочку».  После этого подвигаем только «гвоздик» и просим ребёнка взять его правильно, проговаривая: «Берём за шляпку…».  Не отчаивайтесь, если у ребёнка не получилось с первого раза взять деталь правильно. От ребёнка это, как кажется на первый взгляд, простое действие требует колоссальных затрат. Но, как пишет нейропсихолог Семенович А.В., без боли онтогенеза не бывает, т.е. без труда не будет развития.

Когда малыш научиться захватывать деталь мозаики, немного приблизите основу к нему. Покажите вновь несколько раз, как нужно поставить деталь в отверстие: «Берём за шляпку и ставим в дырочку».  После этого просим малыша сделать также. На первых порах допустимо направлять руку ребёнка в нужное место, но вскоре, после нескольких попыток, предоставляем самостоятельность ребёнку.

Когда ребёнок научиться ставить деталь на место мы можем класть перед ним от 3- 5 штук, постепенно увеличивая количество.

Важно! Учите малыша убирать за собой фишки после игры в коробку: пусть кладёт их по одной, произнося какое-либо звукоподражание («бух», «оп», «вот»  и т.п.)

Мозаика. Развиваем логику.

Цветные дорожки . Ставим рядом с полем мозаики игрушку (или две игрушки – одну напротив другой). Можно заменить на картинки. Показываем ребёнку, как можно построить дорожку: «Посмотри, обезьянка потеряла свою маму. Давай поможем ей найти маму?» (по мотивам Дж.Дональдсон). После этого сами берем фишки одного цвета и строим дорожку. Вынимаем фишки. Просим малыша построить такую же дорожку  для обезьянки.

Последовательности. «Сейчас мы для наших кукол сделаем красивую гирлянду! Посмотри, как я делаю: красная, жёлтая, красная, жёлтая, красная. Какая теперь?». Просим малыша продолжить ряд. Постепенно усложняем, добавляя комбинации из 3-х и более цветов.

Дождь. Ставим синие детали в мозаику и произносим при нажатии «кап». Таким же образом можно изображать рой ос, ставя жёлтые детали и проговаривая «ой», или все имеющиеся цвета (салют) – «бах».

Первые узоры. Просим малыша выложить «травку» или «море», предложив ему выбрать цвет самостоятельно. «В травке будут расти цветы!». Выкладываем «цветочек» без серединки – малыш заканчивает узор. Каждый раз при показе «цветочка» уменьшаем количество поставленных деталей на одну, добиваясь, чтобы ребёнок самостоятельно мог собрать «цветок».

Лесенка. В левый верхний угол ставим одну деталь. Следующий ряд – две детали, затем три, четыре и т.д. Т.е., учим ребёнка понятию  «ещё один». Такое упражнение готовит к азам математики.

Работа со схемой. Предлагаем после трёх лет изображать узор с опорой на картинку.

С 4-5 лет предлагаем придумывать узоры самостоятельно. Это разовьёт в ребёнке воображение и креативность.

Также мне хотелось бы рассказать и о других полезных мозаиках.

Полезные виды мозаик.

Мозаика болтовая (винтовая) (Озон,

Смысл мозаики в прикручивании деталей различных форм к основе при помощи болтов пластмассовой отвёрткой. При игре ребёнок совершает вращательные движения, задействуя всю кисть, кроме того необходимо правильно определить сторону вращения для прикручивания и откручивания. Ребёнок работает одномоментно двумя руками: одной держит болтик и деталь, а второй – орудует отвёрткой (либо помогает второй рукой проворачивать инструмент): развиваются межполушарные связи. В некоторых подобных наборах есть схемы для создания картинок. Да и сам малыш с таким обилием деталей может придумать что-то своё, развивая конструктивную деятельность. В общем, для работы мозга – отличная игрушка!

У нас мозаика «Папины дети» от Бондибон пользуется невероятным успехом!

Компания Djeco отличается эталонным качеством и интересным исполнением.

Мозаика Риголо примечательна наличием шаблонов и разной формой некоторых деталей.

Благодаря этой игре родители могут побудить интерес у ребёнка к сбору картинок, который в дальнейшем должен осуществляться без шаблонов, по собственному замыслу.

Аналог подешевле от Бондибон (с тем же принципом):

Мозаика «Сова» или «Рыбка» тренирует наблюдательность, усидчивость и умение работать по образцу:

Аналоги:

Мозаика-головоломка «Рыбка». Очень похожа на Djeco, но в данном варианте нет карточек с заданиями.

Мозаика «Лисичка» (без заданий).

И ещё один вариант, несколько отличающийся по типу заданий:

Чудо-молоток (май-шоп, лабиринт)

Смысл игрушки в пробивании деталей к пробковой доске с помощью молоточка.

А как в мозаику со своими детками играете Вы? Делитесь своими находками в комментариях.

Возможно, Вам будет интересно:

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3.

Это заключительная — третья часть моего цикла публикаций «Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения»

В предыдущих частях я писала о технике безопасности и о схеме проведения своих занятий. Здесь же расскажу о том, чем могут заниматься дети в витражной мастерской в зависимости от возраста.

Часть 1 часть 2 статьи доступны по ссылкам:

https://www.livemaster.ru/topic/2623817-vitrazh-tiffani-i-mozaika-master-klassy-dlya-detej-i-podrostkov-osobennosti-provedeniya-chast-1?&inside=0&wf=

https://www.livemaster.ru/topic/2624057-vitrazh-tiffani-i-mozaika-master-klassy-dlya-detej-i-podrostkov-osobennosti-provedeniya-chast-2?inside=1&wf=0&cp=1&vr=1

Итак, к каким материалам и каким работам можно допустить в витражной мастерской детей разного возраста?

Как я уже писала в предыдущих частях своей статьи о мастер-классах для детей и подростков, возраст детей на моих мастер-классах варьируется от 4 до 17 лет. Возраст определяет многое. От него зависят техники, которые можно освоить на мастер-классе, сложность работ и качество изготовления стеклянного сувенира, которое будет на выходе.Конечно, все деления условны. Но на своем опыте я выделила 4 категории:

А. Сначала расскажу о малышах. Дети до 6 лет очень хотят участвовать в мастер-классах! Ничуть не меньше, чем их старшие братья-сестры. Ничуть не меньше, чем их мамы. Эту жажду творчества надо непременно удовлетворять. Давайте делать это грамотно. Конечно, к необработанному стеклу мы их не допустим. Да и в мастерскую, где хранится стекло, где его режут, зайти можно только на минуточку, держась за руку взрослого. Зачем это нужно? Да чтобы унять любопытство! Жажду познания. Предполагаю, что найдутся те, кто меня осудит. Как можно?!! Отвечаю, как мама троих детей: можно, только осторожно. Осторожно и с умом. Без разумного подхода тут никуда. И эту разумность нужно развивать с детства — показывать, пояснять, что делать нельзя, потому что опасно, и сразу после этого ограничения нужно показать, что делать можно! Обязательно показать, что можно трогать, а на что можно только посмотреть из маминых рук. Что у нас разрешено? Можно вместе с мамой аккуратно потрогать стеклянные изделия, посмотреть сквозь них на свет, на солнышко, порадоваться игре света и тени, рассмотреть разноцветных солнечных зайчиков.

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 1

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 2

Можно унести с собой в подарок разукрашенный стеклянный камушек в виде жучка или лягушонка.

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 3

Можно вместе с мамой сложить мозаичную картинку, оформить рамку для фотографии.

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 4

Что ребенок возраста до 6 лет может сделать сам? Думаете, что ничего? Вот и неправда. Малыши до 6 лет отлично справляются с заданием:

1) Нанизать бисер на медную проволоку (к слову, это занятие благодатно влияет на развитие мелкой моторики). К примеру, мама делает ангела, а маленькое подмастерье готовит красивые ниточки с бисером для украшения крыльев, платья или нимба ангелов. Ребенок сам выбирает цвет, форму бисера, чередование цветов. И это еще не все.

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 5

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 6

2) Нарисовать на стекле узоры витражными красками, например — украсить таким образом платье ангелочка.

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 7

3) Пусть малыш поможет мамочке сделать самый последний штрих (и самый важный, конечно) — выбрать в шкатулочке с разноцветными ленточками ту, на которой будет висеть ангелочек, вставить эту веревочку в крепежное колечко, предложить маме, куда лучше всего повесить дома рукотворный сувенир. Мы часто недооцениваем радость ребенка от совместного творчества. Пусть основную часть работы сделал взрослый, пусть! Но то, что малыш на последней стадии работы помог украсить изделие — очень приятно. Ребенок ведь не осознает масштабов работ, проведенных взрослыми, а вот то, что ангелочек стал красивее после бисерных проволочек, это он понимает. Малышу приятно, что мама доверилась его вкусу по выбору цвета бисера и ленточки, что приняла его совет, где выбрать место в доме для стеклянного украшения. Детки чувствуют свою причастность к сотворению сувенира, свою важную роль. Это повышает их самооценку, развивает творческое мышление, а еще между мамой и ребенком укрепляются невидимые глазу нити любви, доверия и дружбы.

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 8

4) Сделать мозаику. Стеклянной мозаикой можно декорировать предметы интерьера — например, фоторамку, блюдо или зеркало. Хочется сказать несколько слов о мозаике. Занятия мозаикой очень полезны для детей. Создание мозаики можно сравнить с маленьким волшебством, потому что на глазах ребенка из маленьких разрозненных кусочков складывается целая картина. В процессе сборки идет развитие мелкой моторики, работает воображение, развивается художественный вкус и образное мышление. При создании мозаики мы тренируем у детей целенаправленность, внимательность и наблюдательность, развиваем абстрактное и пространственное мышление. Составляя картинку из деталей мозаики, ребенок фантазирует. А это служит мощным средством в психосоматическом развитии. Одно из таких занятий описано мною в блоге https://www.livemaster.ru/topic/2256967-v-lyuboj-neponyatnoj-situatsii-tvori?vr=1&inside=1

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 9

Для детей возраста до 6 лет используем разноцветные кусочки материала с безопасными шлифованными краями, это могут быть обрезки витражного производства или готовые покупные наборы для мозаики из цветного стекла или пластика.

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 10

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 11

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 12

Для работы с детьми важно выбрать наиболее безвредный клей. Безопасный с точки зрения запаха. Я использую клей-герметик «Квик seal». Он не пахнет. Поверхность, на которую будем клеить мозаику, сначала обезжириваем — протираем спиртосодержащим раствором. Объясняем ребенку эти действия, что делаем и зачем. Клей на кусочки мозаики наносим специальным шпателем, следим за тем, чтобы не было контакта с кожей рук ребенка. Дети сами выбирают цвет наклеиваемых фрагментов, форму, ритм рисунка. Интересно наблюдать, как детки из одних и тех же материалов создают совершенно разные работы. Время занятости ребенка до 6 лет с мозаикой по моему опыту должно укладываться в 20 минут. Работать дольше маленькому человечку будет уже не интересно, внимание уплывет. Поэтому размер мозаичного панно должен быть небольшим, до 20 см в диаметре, а кусочки мозаики крупными, чтобы ребенок мог самостоятельно выполнить работу и получить от нее удовольствие.

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 13

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 14

С учетом времени, которое ребенок может удерживать интерес к работе, нужно решить, будет ли мозаика заполняться затиркой. Работу можно оставить в виде картинки из наклеенных фрагментов, а можно и заполнить промежутки между мозаикой затиркой. Разводить такую затирку нужно взрослым, ребенку можно предложить выбрать цвет затирки, размешать, нанести ее шпателем. Затем выдерживается технологическая пауза (по инструкции к затирке), излишки затирки вытираются. Еще раз выдерживается технологическая пауза, изделие протираем, и замечательный мозаичный сувенир готов!

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 15

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 16

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 17

Б. Следующая категория — это дети 6-9 лет, они допускаются мною к самым простым работам со стеклом. Что можно делать в мастерской с детьми 6-9 лет? Уже горазд больше, чем с малышами:

1. С ребятами и девчатами 6-9 лет можно рисовать витражными красками на гладких поверхностях из стекла (вазочки, фоторамки и проч.), на зеркалах, стеклянных капельках (имею ввиду стеклышки для аквариумов или игры марблс).

Технология рисования по стеклу проста. Она по силу детям такого возраста. Не занимает много времени, безопасна и радует глаз.

Декорируемая поверхность обезжиривается спиртосодержащим раствором (одеколон, лосьон подойдут). Затем ребенок наносит на стекло витражные краски.

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 18

Мы рисуем разноцветными контурами. Контуры можно приобрести в магазинах, торгующих товарами для художников. Контуры бывают простые цветные, цветные с блестками и с перламутром. Витражная краска сохнет около 30 минут, после этого можно наносить дополнительные слои краски или заворачивать поделку для транспортировки.

Вот такие замечательные божьи коровки получаются из стеклянных капелек.

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 19

А так можно украсить витражными красками стеклянную подвеску собственного производства.

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 20

2. С детьми 6-9 лет можно сделать мозаичное панно. Украсить стеклянной мозаикой подставку под горячее, подсвечник, косметическое зеркало, разделочную доску, шкатулку и все-все, что ждет приложения нашей творческой фантазии и рук, которые созданы совсем не для скуки. Взрослый помощник наколет кусачками заг-заг стеклянные детали для мозаики. Можно и ребенку дать попробовать. Но одному будет тяжеловато, сложновато и может быть даже страшновато. Затем готовим поверхность для наклейки мозаики. Если это фанерная заготовка, то я предварительно, до мастер-класса, окрашиваю ее антисептиком и водоотталкивающим лаком. Если основа мозаики — это стеклянная или зеркальная поверхность, то обезжириваем ее — протираем спиртосодержащими жидкостями.

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 21

3. Детям возраста 8-9 лет доступно для изготовления простое витражное изделие без стыковки стекол или с одним паечным швом, например, кулон с украшением из медной проволоки или стеклянной капелькой, кулон, украшенный рисунком витражными контурами. Изделие должно быть простым в изготовлении: небольшой размер, лаконичный контур, отсутствие сложного узора стыковки стекол, расположение стекол в одной плоскости.

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 22

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 23

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 24

4. Создание флористической картины — еще одно замечательное направление занятий с детьми. Сложность у него низкая, а результат прекрасный. Подробное описание процесса я делала у себя в блоге http://www.livemaster.ru/topic/1994089-vse-genialnoe-prosto-ili-osennee-ukrashenie-dlya-interera-bystro-byudzhetno-krasivo?vr=1&inside=0. Дети выкладывают на бумаге композицию из растений (используем листья, цветы, траву, веточки), а затем оформляют ее под стекло в рамочку. Если подойти к процессу творчески, то можно сначала напечатать на бумаге любимое стихотворение, тонировать бумагу краской, чаем или кофе, обжечь края на огне, придав работе винтажный вид и как бы создавая особую историю для своей картины. Можно сложить фон картины из фрагментов, можно вставить в рамку рифленое или тонированное стекло. Саму рамочку тоже можно украсить. Здесь перед детьми открывается широкое поле для реализации своих фантазий и экспериментов. Такие занятия полезны с точки развития творческого, познавательного мышления.Даю ссылку на мою публикацию о мастер-классе по созданию флористической картины с девочкой 11 лет. https://www.livemaster.ru/topic/2212609-otchet-o-master-klasse-po-sozdaniyu-floristicheskoj-kartiny-ili-nash-deviz-follow-your-heart-sleduj-za-svoim-serdtsem?vr=1&inside=1

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 25

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 26

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 27

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 28

В. Дети 9-13 лет и подростки от 14 лет, конечно же, способны делать все работы, которые были перечислены в предыдущих возрастных категориях. Отличие заключается в том, что дети 9-13 лет могут изготовить витражные сувениры более высокой сложности, чем дети 6-9 лет. Это изделия, состоящие из 3х и более частей, а также изделия, размещенные в 2х и 3х плоскостях (со 2го занятия).

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 29

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 30

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 31

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 32

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 33

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 34

С детьми от 9 лет можно создавать работы в смешанной технике витража и мозаики. Примером тому служат вот такие мозаичные кулоны.

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 35

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 36

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 37

Подробно процесс их создания я описала в своем блоге https://www.livemaster.ru/topic/1881731-letnij-legkij-neordinarnyj-sozdaem-kulon-iz-podruchnyh-sredstv?vr=1&inside=1

Для создания подобного кулона ребенок выполняет самую простую работу в технике витража Тиффани — вырезает основу из стекла или зеркала, оклеивает ее фольгой, опаивает, прилаживая к кулону крепежный элемент. Затем наклеивает на основу кусочки цветной мозаики. Такой мастер-класс получается недолгим по времени — около 2х часов и дает замечательный результат: ребенок знакомится с азами создания витража и мозаики плюс уносит домой стильное украшение на зависть всем друзьям и подругам. Описание одного такого занятия, его подводные камни, можно найти в моей записи по ссылке https://www.livemaster.ru/topic/2623797-otchet-o-master-klasse-po-sozdaniyu-zerkalnogo-mozaichnogo-kulona?inside=1&wf=0&cp=1&vr=1

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 38

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 39

Г. Подростки от 14 лет выбирают интересные, сложные в изготовлении сувениры, состоящие из многих фрагментом или выполненные в совмещенных техниках. В таких случаях имеет смысл делить занятия на части. Как мы поступили, к примеру, с девушкой, которая решила сделать изделие в совмещенной технике витража и WireWrap https://www.livemaster.ru/topic/2205719-sozdaem-neobychnoe-interernoe-ukrashenie-v-smeshannoj-tehnike-soedinyaem-wire-work-i-tiffani?vr=1&inside=1

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 40

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 41

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 42

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 43

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 44

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 45

Если ребенок и родители готовы разделить занятие на части, то можно замахнуться и на создание мозаичного панно. Первое занятие будет отведено созданию картинки — колке, сложению и приклеиванию узора. Второе — приготовлению затирки и заполнению швов. Третье занятие — по желанию — нанесению рисунка витражными красками и запеканию работы в духовке для их закрепления красок. Подробное описание процесса создания мозаики я делала в мастер-классе https://www.livemaster.ru/topic/1877879-zhil-byl-volk-ili-istoriya-sozdaniya-odnoj-mozaichnoj-tablichki?vr=1&inside=1

Ну вот и все, дорогие читатели!

Надеюсь, что мой позитивный опыт, изложенный в статьях на Ярмарке мастеров ссылки на часть 1 и часть 2, поможет определиться с выбором тем, кто еще только задумывается о проведении мастер-классов для детей и подростков. Возможно, кто-то почитает и решится посетить мастер-классы по витражу и мозаике сам, придет на них вместе со своими детками или отправит их в увлекательное путешествие в мир цветного стекла самостоятельно.

Напоследок хочу отметить, что пользу творческих мастер-классов сложно переоценить. На них дети планируют свое будущее произведение, удерживают в мыслях его образ, реализуют на практике, доводят идею создания собственного «шедевра» до конца. Ребята и девчата познают мир, узнают себя, свои возможности и способности. Чем больше направлений приложения своих талантов и способностей ребенок попробуют в детстве, тем легче ему будет определиться со своим призванием, образованием, профессией, предназначением.

В добрый путь!!! Желаю всем радости творчества и реализации своих рукотворных проектов!!!

Витраж Тиффани и мозаика: мастер-классы для детей и подростков, особенности проведения. Часть 3., фото № 46

Консультация (младшая группа): Консультация для родителей «Что вы знаете о мозаике?»

Консультация для родителей

«Что вы знаете о мозаике?»

Наблюдая за малышом, складывающим       мозаики, кажется, что это так просто: сиди себе втыкай фишки. Пустое занятие, помогающее убить время.

Однако за внешней простотой и доступностью скрывается сложная, тонкая, многогранная деятельность, во многом способствующая раскрытию творческого видения мира. По инерции родители и педагоги покупают для детей наборы мозаики, но в силу некоторых причин не используют их в полной мере.

Мозаика — средство развития

Мозаика — способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток и т. д.). Сегодня существует очень много разнообразных наборов мозаики для детей. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается волевая регуляция поведения (произвольность). В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность.

Итак, мозаики — вещь крайне необходимая для малыша. Она актуальна для детей, начиная с 3-4 лет. Мозаик на современном рынке игрушек великое множество. Как разобраться, что именно нужно вашему малышу?

В самом расцвете мозаичных сил

Ближе к 3-м годам малышей уже начинает интересовать построение изображения. Конечно, для этого немалое значение имеет влияние взрослого, вместе с ребенком создающего мозаичный рисунок. Ребенку в таком возрасте доступны простые знакомые предметные изображения: например те же солнышко, домик, цветочек и др. Однако исследования психологов показывают, что из поколения в поколение передается «традиция» использования детской мозаики почти исключительно для этих изображений. Это очень ограничивает продуктивную деятельность детей, может быть, поэтому многие родители, педагоги, психологи отмечают, что период увлечения мозаикой у детей очень недолог. Но ведь возможности мозаики гораздо шире! Мозаичные рисунки всегда впечатляют. Этот вид изобразительной деятельности очень красив, богат и требует творческого видения задачи, не зря он претерпел проверку временем. Поэтому важно показать малышу, что мозаика — один из способов изображения чего угодно, в том числе и сюжетов. Можно «нарисовать» какой-нибудь сюжет из знакомой сказки (например, «Колобок») и рассказать ребенку, что изображено. Так для него расширятся возможности использования мозаики. Или сделав из мозаики кораблик, придумать для малыша рассказ о том, как он плывет, качаясь на волнах, в поисках земли.

Магнитные мозаики. Обычно они представляют собой магнитное поле и фишки, которые легко крепятся на него. Несомненным преимуществом такой мозаики является отсутствие всевозможных сложных и не очень креплений, благодаря чему фишки легко переставлять, а рисунок при этом хорошо фиксируется. Кроме того, детям очень интересен сам магнит и малыши с удовольствием экспериментируют с ним. Еще одним достоинством магнитных мозаик является то, что многие из них с легкостью крепятся к любым металлическим поверхностям (например, холодильнику), благодаря чему ребенок исследует свойства магнита: к деревянному столу фишки почему-то не крепятся, а к ключам так и липнут! Можно создавать шедевр не только на горизонтальной поверхности. Вертикально созданный рисунок (на том же холодильнике) не только выглядит иначе, но и требует других движений руки, глаз, что, безусловно, расширяет возможности действий ребенка.

Этот вид мозаик также может долго прослужить: скорее всего даже будучи уже младшим школьником (7-9 лет) ребенок с удовольствием будет иногда придумывать что-то необыкновенное, создавая шедевр из магнитной мозаики. Единственным для этого условием является уже упомянутое увеличение количества деталей с возрастом.

С 3-х лет можно предложить ребенку всем знакомую мозаику с ножками. Она обязательно имеет поле, на котором и строится изображение. Фишки этих мозаик бывают самых разных форм и расцветок, вплоть до полупрозрачных. Разноцветные детали, сквозь которые проникает свет, очень радуют детей, доставляют им эстетическое удовольствие. Ведь как здорово «нарисовав» такой мозаикой, например, лампу, пропустить затем через нее свет!

К сожалению, одним из недостатков современных мозаик с ножками является маленькое поле, на котором не так-то просто развернуться, и совсем небольшое количество фишек: их часто не хватает даже на то, чтобы покрыть все поле. А ведь так хочется, как на листе бумаги, не оставить ни одного белого пятнышка, «закрасить» всю поверхность цветом! Поэтому оптимальным вариантом для детей дошкольного возраста будет покупка большого поля и большого количества фишек, причем разных цветов, с помощью которых можно будет изображать все, что захочется, а не только пресловутых бабочек и однообразные домики.

Мозаика по образцу

Почти в любом наборе мозаик имеются образцы от производителя — те рисунки, которые достоверно можно собрать с помощью этого набора. Действие по образцу — это, безусловно, важное умение, которое, однако, доступно для детей не младше 5 лет. А сложные рисунки, создаваемые с помощью графических образцов, особенно представленных в виде схем, вообще поддаются ребятам с 6-7лет. Старший дошкольный возраст (5-7 лет) — это время, когда правило, образец начинают играть в жизни ребенка особую роль. Именно в этом возрасте мы можем слышать от детей, как бывает, а как не бывает, что можно, а что нельзя, что такое хорошо и что такое плохо. Мозаики — тот вид деятельности, который позволяет сверить свою работу с правилом именно благодаря наличию образца. Таким образом, этот вид деятельности дает возможность ребенку, с одной стороны, проявить творческое начало, актуализировать собственный образ, а с другой стороны, действовать в соответствии с образцом. Эти две, вроде бы противоположные по сути, деятельности замечательным образом сочетающиеся в мозаике, являются необходимыми для наилучшей подготовки к школе.

Еще задолго до школы, в возрасте 3 лет ребенку тоже можно задавать образец, только не конкретный, а абстрактный. Например, можно попросить малыша нарисовать с помощью мозаики цветочек. «Цветочек» — это и будет образец для малыша. Умение действовать в соответствии с кем-то заданным правилом — это первый шаг к произвольности. Усложнять задачу можно с помощью уточнения задаваемого образца. Например, нарисуй красный цветочек, нарисуй красный цветочек с желтой сердцевиной и т.д.

НЕ мозаика

Мозаиками иногда ошибочно называют пазлы или другие составные картинки. Это совсем не верно, поскольку создаваемая из кусочков — частей целого картинка, с раз и навсегда неизменным изображением совершенно не предполагает творческой деятельности ребенка, актуализации его собственного образа, изготовления чего-то своими руками. Пазлы скорее задействуют образы восприятия, чем мышления, что, конечно же, говорит о разных уровнях активности ребенка. Именно поэтому сложные составные картинки иной раз доступны детям, даже не достигшим 2-х лет, в то время как самое простое мозаичное изображение отвечает возможностям ребенка ближе к 3-летнему возрасту. Опять же это не значит, что, покупая игрушку для малыша, надо делать выбор в пользу мозаики. Нужно стараться сделать среду ребенка максимально разнообразной и соответствующей потребностям и возможностям самого малыша.

Мозаика вокруг нас

К сожалению возможности мозаики сегодня редко используются в полной мере. Отчасти это связано с маленьким полем, ограничивающим действия ребенка, небольшим количеством фишек и бедностью цветовой гаммы. Показать малышу, что мозаичное рисование возможно не только с помощью купленных наборов, но и с помощью других подручных средств — значит открыть ему целый мир, подарить ощущение себя творцом этого мира. Например, можно сделать мозаичную картинку «На дне океана», используя мелкие камешки, стекляшки, ракушки, монетки, пуговички и т.п. В данном случае камешки могут служить дном океана, ракушки — водорослями, пуговички — сундуком, а монетки и стекляшки сокровищами в этом сундуке. Созданное совместно с малышом великолепие можно при желании закрепить клеем, таким образом увековечив. Занимаясь рисованием с помощью такой мозаики вместе с малышом, вы поможете развитию всей его психической деятельности: и таких важных интеллектуальных процессов, как восприятие, мышление, воображение; и эмоциональности ребенка; и волевой регуляции; и заложите в нем стремление к творчеству и самостоятельности. Придумывайте, ищите, творите — и вы удивитесь, какой творческой личностью вырастет ваш малыш!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *