Методика самостоятельного засыпания – kak-priuchit-rebenka-spat-na-zhivote — запись пользователя Мария (september_flower) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Сон

Содержание

Методики самостоятельного засыпания:не работают или у меня не получается?: malyshi — LiveJournal


Моя позиция по детсокму сну простая :все дети разные (характер, нервная система), условия бытовые у всех разные, материальное состояние у всех разное.Плюс особенности возраста, обстановка в семье и тд.

Главное — чтобы ВСЯ семья была счастлива.Чтобы все высыпались (а не «потерпим-ка года 3,а зачем тогда детей рожали». Дети — это счастье каждый день, а не попытка пережить этот день. Материнство — это часто работа, и вы все это прекрасно знаете 🙂
Логично предположить, что не совсем правильно планировать вид сна СС или своя кроватка (если у вас действительно есть выбор по Вашим обстоятельствам) до рождения. Мамы с 2мя и более детками меня поймут — они такие разные 🙂 У прекрасно спящей самостоятельной сестры может появиться братик, которому необходимо только СС. И наоборот.

Однако сегодня хочу обратить ваше внимание именно на метод самостоятельного засыпания.
Как осознанный выбор родителей. Постараюсь ответить на вопрос: «почему у нас не получилось, мы же пробовали по методике». «Пробуют» обычно от стресса, недосыпа, понимания «предела», злости на «скакуна с сисей во рту «, укладываний по 2-3 часа. Пробуют резко и непоследовательно.

Как бы я хотела написать сообщение, которое увидят сразу ВСЕ, кому оно может пригодиться:)

Любое приучение к самостоятельному засыпанию — это РАБОТА.

Будь то Методы Фербера, Эстевиля, Моргенота (войти-выйти), мягкая Трейси Хогг (стоять рядом, вместе справляться), «бесслезная» Э.Пэнтли, Г.Эззо и Р.Букман с их «Тихой ночью» и сном под руководством родителей, Вайсблута и его «здоровым сном» — все это не волшебная палочка. Это система. Даже Серзы — сторонники укачивания и СС признают, что далеко не всем деткам нужен СС (до 4го ребенка они и не знали, что для некоторых малышей — это просто необходимость до определенного возраста). Серзы не спят со своими 8ю детьми в одной кровате — рано или поздно они переводят маськов в их собственное ложе, и тоже предлагают СИСТЕМУ!(постепенно отодвигать кровать и тд).

Именно поэтому люди писали книги, которые опираются на исследования в области детского сна. Именно поэтому описание непосредственно метода — это 5 страниц подробно, а 125стр в каждой книге — это особенности детского сна по возрастам, описание необходимости режима и ритуала,доказательства ВАЖНОСТИ полноценного здорового сна.

Основы этой системы, работы это:

МАМА — уверенная и НЕ нервная (уставшая)
ПАПА (если нужен) -разделяет убеждение, понимает, что происходит, момогает, поддерживает.
Ребенок, который обласкан днем, здоров.

0. Абсолютно здоровый ребенок и особенности его возраста (нет проблем с зубками, животом,в семье все без изменений, не планировать перелет,не перевозбуждать и тд)
1.Много любви днем
2. Контроль по суточной норме сна (чтобы не накопить усталость)
3. Режим сна (отход ко сну в одно время), режим дня (ранний лучше всего)
4. Режим еды
5. Сытость перед сном
6.Ритуал (ежедневная рутина перед сном со спокойным общением, песенкой, повторяющейся привычной сказкой — у каждого свой)
7.Отследить признаки усталости
8.Отследить биологические часы ребеночка (когда он хочет спать, а не когда вы его хотите уложить)
9.Уверенность мамы и согласие всей семьи действовать по плану. Это очень важно. Важно понять, что большинство малышей, с которыми мама проводит весь день (и мама знает, что они получают всю необходимую ласку в течение дня)вполне могут спать самостоятельно,без маминой помощи большую часть ночи (или всю ночь после года обычно).А ласку можно подарить папе, например.
Возможно, кто-то сейчас улыбается с возмущением. Но, знаете,огромное кол-во мам, таких ласковых и нежных с детьми, перестают вообще дарить ласку мужчинам (а они, как известно, тоже дети, пусть и самые понимающие).Нередко встречаются и примеры яркого детоцентризма в семье (в лучшем случае, папы спят в отдельных комнатах (а мамы с детьми), в худшем варианте — мужчина просто уходит из семьи (по причине отсутствия нормального СС мужженщинав том числе). Я думаю, вы тоже знаете подобные примеры.
10. Разнести по времени еду и сон. В амер лит-ре это называется — убрать ассоциации.
Построить режим: еда- игра — сон (а не еда-сон -игра)
11. Когда 10 пунктов работают, составить план:четкий и на все дни по одной из методик, подготовиться, продумать все варианты.
12.Быть гибким: если вы видите, что этот вариант вам не подходит, модифицировать его под своего ребенка, пробовать другие варианты.

В результате этой работы (2 нед — 1 мес)у нас (имея четкий план) есть все шансы, чтобы метод сработал.
в идеале:
 — малыш знает свой распорядок дня, знает что за чем следует (режим)
 — знает, когда начинается ритуал, скоро буду спать (ритуал)
 — знает, что спать — это НЕ есть, это именно спать (еда-игра (чтение, песенки)-сон)
 — знает он сыт (хорошо ужинаем)
 — знает, что мама его понимает и помогает (укладываем по признакам засыпания)
и тд

В итоге остается просто заменить СПОСОБ зазыпания: с укачиваний на свою кроватку, например.
Будет протест, еще бы

Но.Все остальное для малыша привычно, просто мама меняет правила засыпания, мама знает, мама не паникует — уверенность передается малышу, значит, так надо.

При таких условиях и системе методы работают за 3, 5, 7, макс 9 дней.

Потом малыши засыпают сами за 3-5 мин, спят всю ночь не просыпаясь (те сами засыпают), а когда не хотят вдруг спят, лежат в кроватке, а потом засыпают.

У родителей есть свое время и личная жизнь!
happy end

пс. напомню, что я рассматривала систему самостоятельного засыпания как изначально выбранный родителями вариант.
замечу, что есть малыши,которым подходит только СС,грубой ошибкой родителей будет этого не заметить.

ппс. есть детки, которые без всяких методик отлично спят, есть, которые прекрасно спят с ГВ и на СС, но в этой статье речь не о них.

и последнее, но не по значимости: я веду сообщество, в котором в том числе огромное внимание уделяю СНУ, его полезности, особенностям,исследованиям в области сна, книгам по детскому сну и способах засыпания.
если кому-то нужна помощь или поддержка в этом важном вопросе — по возможности готова помочь
ссылку давать не буду, некоторым она известна, кому очень нужно, тот найдет по профилю 🙂

хорошего вечера и
спасибо за внимание 🙂
 

 


Совместный сон с ребёнком, и почему я против методики самостоятельного засыпания

Сначала я думала, что не очень много знаю по этому вопросу, настолько долго мы уже практикуем совместный сон. И тут мне начали вспоминаться все источники на эту тему, которые я изучала в самом начале нашего пути. Тогда я поняла —  посту быть!
Начну с того, что мы не сразу стали спать совместно с ребёнком, всё произошло даже как-то без моего особого мнения. Об этом чуть позже.
Будучи беременной, я прочитала в своей первой книге доктора Комаровского:

«детки прекрасно спят в своих кроватках»

И так как этот эксперт для меня авторитет уже довольно давно и по сей день, за что выражаю огромную благодарность за его труд, я преспокойно поставила галочку «спят в кроватке».
Эта кроватка у нас даже появилась, и малыш в ней даже поспал почти целую неделю после роддома.
С того момента я поняла, не все дети хотят расти по Комаровскому ☝️ но первое время ещё очень сетовала, ну как же так, должен же спать. Это уже позже я узнала, что таких матерей гораздо больше (я имею в виду, кто практикует совместный сон с малышом). Если вашему малышу комфортно спится в своей кроватке после засыпания на груди или на ручках, и пускай спится, вы попали в небольшие около 10% мам, чьи детки такие самостоятельные. По крайней мере так я услышала у консультанта по ГВ. Мы же попали в 90% обычных детей, которые часто просыпаются ночью и хотят к маме.
А в остальном, я согласна с мнением У. и М. Сирс, чья методика воспитания детей сейчас достаточно популярна. Они призывают пробовать и выбрать тот вариант, который обеспечит хороший сон вам обоим.

И «не бойтесь потребности брать ребёнка к себе в постель».

Очень скоро он вырастет и ни в какую не захочет с вами спать, даже если вы его попросите. А

«через лет 25 вы вообще маловероятно будете знать, с кем он спит»

Мысль одного известного детского педиатра (Карло Гонсалес), которая мне очень нравится.
Мы пришли к совместному сну так.
В роддоме в виду малого веса и прочих нюансов, о которых я уже писала в посте про ГВ , он был на докорме. А по-простому, на смеси. Поэтому он прекрасно спал в «своём» казенном прозрачном лотке. И первую неделю дома он также был на докорме в достаточно большом объёме, об этом я тоже писала.
И так как смесь — штука очень тяжелая для переваривания, вот он у меня и дрых, ему в принципе было всё равно, где спать.
К концу первой недели я уже могла сцеживать объем молока на всю ночь, и ночью смесь не вводила. А потом и вовсе резко сократила докорм, когда стала кормить через накладки и поняла, он может съесть больше из груди сам. С этого момента малыш стал более активным, чаще просыпался, чтобы покушать. И в этот период так совпало, что на улице уже похолодало, а отопление ещё не дали, в виду того, что желудок ночью был уже не так забит, ребёнок просто замерз в своей кроватке, конечно проснулся и испугался. С этого момента он спит на одной кровати с нами. Специально под него был куплен наматрасник из 3х слоев кокоса, это уже по Комаровскому. Сама то я с удовольствием спала бы на матрасике помягче.

Спать то он спал, а мой мозг ещё долго был беспокоен. Ведь сразу откуда ни возьмись появляются «добрые люди», которые скажут «а вот можно же придавить во сне»
Это уже потом я прочитаю, что, например, в Китае о таком вообще не слышали. Там как раз распространено понятие «внезапная смерть в своей кровати». И дети всегда спят совместно с родителями.
Это потом мне начнут попадаться разные материалы «за» и «против».

На своем опыте я бы выделила несколько пунктов «ЗА» совместный сон

  • Безусловный плюс, если вы на ГВ — удобно кормить.
    Не надо ночью подрываться к его кроватке. Ночной опыт двух первых недель хорошо мне это показал в сравнении. Например, несколько раз я засыпала с ним ночью на руках в кресле. Не понятно, что более вероятно: упасть во сне со спящим малышом или придавить рядом лежащего, учитывая, что мамин сон очень чуткий. Все мамы это подтвердят, как бы крепко они ни спали до появления ребенка.
  • Мамочка лучше высыпается.
    Это логично вытекает из первого пункта.
    Опять же, если вы на ГВ. На искусственном вскармливании готовить бутылочку всё -равно придется. Но малыш может просто проснуться, если замерз, например, или испугался, тогда тоже придется вставать.
  • По словам современных психологов, малыш тоже лучше спит во время совместного сна, плюс он менее подвержен стрессу. Сравнить не с чем, просто беру за плюс.
  • По популярной нынче «теории привязанности» помогает формированию привязанности к главному значимому взрослому. Спорно, тут помимо совместного сна важны отношения. Если вы просто будете ночью спать вместе, а днем игнорировать потребности ребёнка, скорее всего, на одном совместном сне выехать не получится.

Итого имеем, если при совместном сне получается хорошо выспаться и маме, и малышу, — спите, на здоровье. Однако если мама не может спать, боится придавить и от этого находится в постоянном стрессе, зачем мучить и себя, и ребёнка. Есть другие варианты.
Например, детская кроватка без одного бортика ставится впритык к вашей.
Кстати, именно так рекомендуют «отселять» ребенка в отдельную кроватку, когда придет время. Как правило, это не ранее завершения грудного вскармливания.

Меры безопасности при совместном сне родителей и ребенка

  • ☝️ Позаботьтесь о том, чтобы край, с которого спит ребёнок был защищен. Сейчас продают специальные бортики. Можно поставить детскую кроватку, если вы её покупали заранее, а ребёнок не стал спать, как у нас. Можно поставить впритык кровати диван. Главное, чтобы вы были уверены, что у малыша нет ни единого шанса упасть во сне.
  • ☝️ Лучше, чтобы у малыша было отдельное спальное место. То есть на вашей простыне лежала его пеленка и а-ля подушка из сложенной в 4 раза пеленки (если считаете нужным). Доктор Комаровский говорит, что до года вообще никакая подушка не нужна. Нам так показали в роддоме, и так он у нас и спит на сложенной пеленке для небольшого возвышения. Я заметила, что мне так удобнее кормить, чем совсем без возвышения головы.
  • ☝️ Никакого алкоголя и других, расширяющих сознание веществ. Это больше для пап, конечно. Даже небольшая доза, и вы уже теряете контроль. Мы не пробовали, лучше поверить врачам.
  • ☝️ Небольшой лайф-хак, если вы всё-таки боитесь придавить, а хотите спать совместно с ребёнком . Укладывайте малыша вровень со своим лицом. То есть его голова напротив вашей. Так, это чисто физически невозможно — это, как я считаю, это самая безопасная поза совместного сна с грудничком.  А чтобы удобно было кормить, как раз поможет отдельная пеленка. Покормили — передвинули. Также я,  первое время подкладывала валик в районе своих ног, чтобы случайно не наехать ногой. А когда малыш уже подрастет, сама мысль, что его можно придавить, уже покажется, как минимум, странной.
  • ☝️ Считается, что лучше, чтобы малыш спал именно с краю, так как он гость в родительской кровати, и ему всё равно когда-то придется уйти. Я пока точно не знаю, как это сделать технически, так как ночью я ещё кормлю часто и из обеих грудей. Поэтому мне проще перескочить самой, чем совершать какие-то кульбиты, но чтоб ребёнок непременно оставался с краю. Возможно, это получится у вас лучше.
  • ☝️И как пожелание, не отселяйте папу из вашей кровати. Это в первую очередь кровать супружеская, в которой гостит ребенок. Насколько долго продлится совместный сон с малышом еще неизвестно (все детки по-разному становятся готовы к отселению), а папе может и понравиться засыпать отдельно с теликом или планшетом.

Вы, прежде всего, семья. И это главное. Вы вместе переживаете все радостные и не очень моменты родительства. Чувствуя сопричастность к ночным кормлениям, сменой подгузника, укачиванием, готовностью помочь в какой-то момент, ваши супружеские отношения будут только крепче и ближе, не смотря на некоторые нюансы физической близости. А для этого, в конце концов, в квартире есть и другие локации помимо кровати.

Теперь немного о «французской методике самостоятельного засыпания»

Французская методика самостоятельного засыпания младенцев стала достаточно популярной на различных форумах и в социальных сетях. Маловероятно, что какая-то современная мамочка об этом хоть что-то не слышала.
Как-то наша  бабушка,  видя как я в очередной раз укладваю ребёнка на ночной сон, сказала: » Вот взял бы сейчас и сам уснул. Хорошо бы было…»
Не скажу, что эти крамольные мысли меня не посещали ведь некоторые мамочки хвастаются, что детки сами засыпают даже в дневной сон ☝️
Но когда я узнала, какой ценой это достигается просто пришла в ужас.
По французской методике самостоятельного засыпания, которая, как выяснилось позже, активно критикуется психологами, ребенок засыпает сам, но ! После определенной тренировки.
А делается это так. Мамочке предлагается уложить ребёнка в кроватку, улыбнуться и сказать «засыпай, я рядом», повернуться, выйти из комнаты и закрыть дверь.
Ждать 5 минут, потом 10, 10, 20… заходить в комнату через эти промежутки, если малыш не спит, опять говорить «засыпай, я рядом», не доставать из кровати ни в коем случае. И так пока не уснет
А он в конце концов уснет. Покричит и уснет.
Но это лишь видимость сна. Он уснет от безысходности, что кричать бесполезно: никто всё равно не придёт. А не от того, что поймет, — надо спать.
Какая уж тут теория привязанности. 
И не смотря на то, что давно доказано, что эта методика просто убийственна для психики, что уровень картизола (гормона стресса) у таких деток не опускается даже во время сна, то тут, то там я нахожу ролики счастливых мам, как хорошо спят их детки сами после всего недели тренировки. Неделя истошного плача младенца, вот цена этого счастья.
Это лично моё мнение, вы сами решите готовы ли вы на такой эксперимент или нет.
Мой ребёнок засыпает на груди на руках, и нам обоим от этого хорошо и уютно. И у мамы есть ми-ми-мишные минутки уединения с малышом, которые никому не отнять.
Есть сейчас консультанты по сну. Их методы более гуманны. Но мне тоже не подходят. Как-то в блоге одного такого консультанта я прочитала совет по самостоятельному засыпанию. «Как можно дольше не меняйте памперс». А что если консультанту бы самой надеть памперс, заполненный водой, и так поспать.
Нет, я не хожу в лаптях и не ем корешки, мой ребенок спокойно спит в памперсе, который я меняю несколько раз за ночь, чтоб ему было комфортно.
И никогда, никогда!! я не применю эту теорию на своём ребёнке.
Одного поста мне хватило, чтобы окончательно закрыть для себя вопрос с самостоятельным засыпанием.
Как мы будем укладываться позже, покажет время (с книжкой или мамой в кроватке), а пока мой ребёнок сладко засыпает на груди.
А вы решайте сами. Главное побольше изучите материалов по этой теме, прежде чем слепо доверяться консультанту по сну. Её то цель известна, а как это отразится на психике ребенка узнаете только вы и скорее всего, гораздо позже.

Любите детей — кормите грудью! 

Как и когда отучить ребёнка от совместного сна?

Как я и писала выше, обычно совместный сон прекращают после завершения грудного вскармливания. Ниже мы нашли видео на эту тему.

Метод Фербера — метод Фербера как научить ребенка спать самостоятельно, описание

   На форумах и в социальных сетях мы видим много вопросов от родителей, которые хотят научить ребенка спать по методике Фербера. Этот подход в обучении детей самостоятельному засыпанию всегда вызывает неоднозначные и противоречивые комментарии. Кто-то считает, что это отличный, очень эффективный и действительно работающий способ, а некоторые делятся негативным опытом и даже предостерегают других родителей от его применения.

   Давайте разберемся, в чем же особенность данной методики, какие у неё есть плюсы и минусы и как относимся к ней мы, команда консультантов «Спи, Малыш»

 

 Кто такой Фербер?

Способ работы с детским сном, предложенный американским ученым Ричардом Фербером, носит название «Метод Контролируемого Плача». Эта методика была впервые предложена Амосом Ролидером и Роном Ван-Хоутеном как более подходящая родителям альтернатива «cry it out» или «проплакаться до засыпания». Подход к обучению сну был немного изменен и популяризирован

Ричардом Фербером в его книге для родителей, изданной в 1985 г.

 

 Исследования эффективности методики

   Результаты исследований эффективности Метода Контролируемого Плача показывают положительный эффект после применения.

   Различные варианты методики оценивались в 14 исследованиях, суммарно на 748 детях. Все работы продемонстрировали снижение проблем при укладывании ребенка  спать и/или частоты ночных пробуждений.

   Подобная статистика несомненно может воодушевлять родителей на работу по улучшению сна по методике Фербера.

 

 Описание методики

   Методика Фербера основана на поведенческой психологии и заключается в том, что родители кладут ребенка в кроватку и дают ему плакать и успокаиваться в течение определенных интервалов времени. Родители подходят к малышу через определенный интервал времени, находятся рядом с кроваткой малыша не более 1-2-х минут и снова уходят. С каждой ночью интервалы времени, через которые родители заходят к малышу, увеличиваются — так ребенок учится самоуспокоению.

   Дети достаточно быстро улавливают ассоциативную взаимосвязь – отсутствие реакции родителя на крик и отказываются от плача, в силу того, что он не приводит к желаемым последствиям -родитель не подходит. Ребенок перестает плакать, засыпает быстрее и спит без пробуждений.

 Схема применения методики

   Первая ночь. Время укладывания на ночной сон увеличивается на полчаса-час, при этом время последующего утреннего пробуждения остается тем же. После ритуала, нужно положить ребенка в кроватку и выйти из комнаты на 3 минуты, в независимости от того, плачет он или нет.

   Если после этого времени он все еще плачет, нужно подойти, но не брать  малыша из кроватки на руки. После этого нужно выйти и побыть вне комнаты уже 5 мин. Далее снова войти и снова выйти. В следующий раз интервал увеличится до 10 минут, в независимости от того, плачет ли ребенок в кроватке или нет.

   Продолжать обучать малыша спать нужно по этой же схеме, с 10 минутными интервалами, пока он не уснет. Когда ребенок просыпается ночью, нужно не помогать ему успокоиться сразу, а подождать 5-10 минут.

 

   Вторая ночь. Схема повторяется, но интервалы времени, через которые родители заходят к малышу увеличиваются по схеме:

  • 5 минут для первой проверки
  • 10 минут для второй проверки
  • 12 минут – для всех последующих заходов до засыпания.

 

   Третья и последующие ночи. Схема: 10 минут – для первой проверки, 15 минут – для второй, 20 минут  – для последующих, даже если ребенок не спит все это время.

   Методика Фербера может применяться к здоровым детям старше 4-х месяцев. При условии, что ребенок не обладает повышенной возбудимостью и не переживает скачок роста.

 Плюсы и минусы в методики Фербера

   Несмотря на то, что противников, выступающих против Метода Контролируемого Плача достаточно, у него есть

объективный плюс: такой подход демонстрирует быстроту и высокую эффективность — на 2-5 день уже можно заметить выраженный эффект, ребенок засыпает быстрее в своей кроватке.

   В некоторых случаях именно эта методика может быть показана как самый эффективный способ научить малыша засыпать. Например, если мама совсем не спит, находится на грани нервного срыва и даже боится навредить малышу. Или когда кто-то из родителей является негативной ассоциацией на засыпания ребенка.  Или мама совсем не выдерживает работы по медленной методике. При условии, что все близкие согласны на применение методики, можно рекомендовать ее применение.

 

   Но очевидных минусов этого подхода гораздо больше:

  • Ребенок много плачет и может накопить усталость из-за затяжных укладываний
  • Методика категорически не подходит легковозбудимым детям.
  • Чтобы последовательно применить методику родителям и научить ребенка спать необходимо много терпения и воли, что тяжело в условиях общего переутомления.
  • Много вопросов вызывает методика в отношении привязанности и ее нарушения.

 

   При обучении сну по методике, предложенной Фербером, родители выходят из комнаты, оставляя малыша плакать одного. Для малыша, особенно в возрасте до 12 месяцев, плач – это единственный способ заявить о своей потребности. Ребенок может выражать плачем потребность в тепле, в ласке, в безопасности. Малышу может быть одиноко, страшно, неуютно.

   Игнорируя эти потребности, родители невольно транслируют ребенку посыл «твои потребности не интересны, не нужны миру. Будь удобным, тогда мир заметит и одобрит тебя». Этот посыл, конечно, негативно отражается на формировании базового доверия к миру и может выражаться в последствии двумя полярностями: либо чрезмерной привязкой малыша к матери и его несамостоятельности во многих вопросах, как компенсации «самостоятельности», приобретенной в более раннем возрасте. Так и высокой самодостаточностью, но наряду с этим и высокой тревожностью и повышенной эмоциональной ригидностью – отстраненностью, холодностью.

 

 Методика Фербера или методика Ким Вест?

   Команда Спи, Малыш представляет мягкую методику Ким Вест в России — Метод Медленного Отдаления. Методика Ким Вест с успехом применяется во всем мире уже 20 лет и доказала свою безопасность и эффективность.

   Обойтись без единой слезинки в процессе обучения невозможно – и даже в самом мягком способе обучения слезы ребенка возможны. Главное отличие методик в том, что по Ким Вест плач не является реакцией, которую надо оставлять без внимания, игнорировать. Родители, обучающие ребенка  спать самостоятельно по технике Медленного Отдаления помогают малышу и не оставляют его плакать в одиночестве.

 

 Какие же основные отличия методик?

   ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ.

   По технике Ким Вест родители помогают ребенку, если видят, что он не может справиться сам, уменьшая свою помощь последовательно, постепенно, раз в несколько дней, дожидаясь, пока малыш привыкнет к уменьшению объема помощи. Подход Фербера же подразумевает самостоятельное успокоение малыша с первого дня обучения.

 

   РЕБЕНОК В КОМНАТЕ.

   По Ким Вест родители не оставляют малыша одного в комнате, пока он не будет к этому готов. Выход из комнаты происходит по прошествии нескольких дней обучения, когда ребенок уже привык к постепенному сокращению помощи и не плачет. По Ферберу родитель выходит из комнаты с первого дня обучения, несмотря на плач.

 

   СКОРОСТЬ ПЕРЕМЕН.

   Скорость перемен  по методике Ким Вест индивидуальная и плавная. В методике Фербера есть достаточно жесткая универсальная схема, подразумевающая увеличение интервалов выхода из комнаты с первого дня применения.

 

   МЕСТО СНА.

   Обучение засыпанию по методике Ким Вест возможно и при совместном сне, и в детской кроватке. При использовании метода Фербера ребенок обучается засыпанию без помощи родителей  только в кроватке.

 

 Какой же метод выбрать?

   У каждого родителя, у каждой семьи есть гласная или негласная «философия родительства». Прежде, чем приступать к обучению по любому способу, родителям важно обсудить взгляды друг друга и прийти к общему видению, чтобы быть последовательными и уверенными, реализуя обучение на практике.

   При выборе той или иной методики одно из главных условий, являющимся фундаментом обучения, становится настрой родителей на этот формат обучения. Если методика подходит по своей философии и маме и папе, у них нет разногласий, оба они настроены решительно – это гораздо более здоровая ситуация для всей семьи, нежели спорящие и тем более ссорящиеся родители. В случае разногласий  может не только снижаться или вовсе не достигаться эффект от обучения, но и в целом ухудшаться внутрисемейная атмосфера, что в свою очередь, также негативно влияет и на качество сна всех членов семьи.

   Обучение малыша засыпать  и спать самостоятельно имеет прямую связь с развитием самостоятельности на протяжении дня. Если малыш очень привязан к маме днем, обучение сну, где мама резко оставляет его одного будет достаточно травматичным для него.

   Умение засыпать и спать самостоятельно – это навык, а ребенку требуется время, чтобы этот навык освоить. Задача родителей помочь своему малышу научиться засыпать самостоятельно, проведя соответствующую подготовку: наладив условия сна, сформировав режим сна и бодрствования, организовав вереницу ритуалов перед сном. При отсутствии подготовки, резкое обучение сну может вести за собой переутомление, недосып, и, как следствие плохое самочувствие в течение дня и ослабление иммунитета малыша.

   При выборе любой из методик очень важна последовательность действий, чтобы ребенок учился и привыкал к определенной схеме. Важно не нарушать ее, «не выдержав плача» — это только усугубит и эмоциональное состояние малыша и переживания родителей, а также снизит эффективность работы со сном.

   Родителям важно определиться сразу, что и в каком подходе обучения приемлемо для них, а что нет, и, исходя из этого, начинать подготовку к работе со сном и приступать к ее реализации. При положительном настрое и уверенности родителей, они смогут прийти к договоренности и выбрать оптимальную для их семьи стратегию обучения малыша сну.

   

Метод Эстивиля — метод Эстивиля или как научить ребенка спать, описание

   Когда уложить ребенка спать становится тяжело, когда почти каждое укладывание сопровождается капризами, когда ночью ребенок пробуждается около 10 раз, мама устает, теряет всякую надежду и думает, как изменить ситуацию. Как научить спать малыша лучше, как обучить его самостоятельному засыпанию? Ведь ребенок растет, становиться тяжелее его укачивать и сложнее удержать на месте. И тогда родители ищут в интернете всевозможные способы укладывания ребенка спать с минимальным участием взрослого.

   В этой статье речь пойдет об одном из методов обучения сну детей – о методе доктора Эстивиля или методе контролируемого плача.

 

 Кто такой Эстивиль?

   Эдуардо Эстивиль – это испанский доктор, профессор барселонского центра исследований и лечения нарушений сна, который доработал метод Фербера и выпустил свою книгу по детскому сну «Спите спокойно» (1996 г.). Мы попробуем рассказать объективно про суть данного метода, про его плюсы и минусы.

 

 Исследования эффективности

   Был проведен ряд исследований, в рамках которых изучалось использование поведенческих методик для лечения первичной детской инсомнии (бессонницы/ нарушения сна). «Метод исключения плача» («дать проораться»/ «cry it out») признали неэффективным, т.к. он вызывает стресс как у родителей, так и у ребенка.

   Одной из тем изучения эффективности обучения ребенка самостоятельному засыпанию был и «метод контролируемого плача». Методика была впервые предложена Амосом Ролидером и Роном Ван-Хоутеном как более подходящая родителям альтернатива «методу CIO».  «Cry it out» был немного изменен и популяризирован Ричардом Фербером в его книге для родителей (1985 г.) и Дугласом (1989 г.).

   Чуть позже подход Фербера был немного доработан доктором Эстивилем. Различные варианты «метода контролируемого плача» оценивались в 14 исследованиях на 748 детях. Результаты изучения действия метода показали снижение проблем при укладывании ребенка или сокращении частоты ночных пробуждений. Также 5 исследований были посвящены подобному принципу (игнорирование ребенка и выход из комнаты), но без четкой процедуры проверки ребенка. И все-таки исследователи пришли к выводу, что «метод контролируемого плача» не уступает по эффективности «методу исключения плача».

 

 Описание метода Эстивиля

   Доктор Э. Эстивиль заявляет, что с 6 месяцев ребенок может спать один в отдельной комнате, когда вокруг абсолютная темнота, и не пробуждаться до утра. По мнению автора 6-7 месячные здоровые дети должны уметь:

  • идти в кроватку без плача и с радостью
  • засыпать одни в комнате без посторонней помощи
  • спать в своей кроватке в темноте без ночников-светильников
  • спать ночью около 10-12 часов без пробуждений.

 

 Схема применения

   Автор уделяет много внимания ритуалам и последовательным действиям перед сном, к которым малыш постепенно привыкает. Говорит, что можно оставить игрушку и соску – они могут помочь малышу справиться с отсутствием поддержки взрослого. И далее предлагает укладывать малыша спать примерно в одно и то же время вечером, указывая на то, что именно в это время ребенок заснет легче.

   Согласно подходу Эстивиля, мама должна положить ребенка в кроватку без укачиваний и лишней помощи. Справедливо, что ребенок, почувствовав уход мамы, будет стремиться удержать ее: может начать капризничать, вставать в кровати, тянуть ручки к маме.

   При этом предлагается не бежать к малышу, чтобы вновь укладывать ребенка спать, а присесть к нему и успокоить голосом, объяснить, что «мама будет учить тебя спать». И после этого мама должна выйти, набраться терпения и выждать время, пока малыш находится один.

   По предложенному методу мама начинает выход с 1 минуты, и в этот же день последующие выходы должна быть по 3-5 минут. После возвращения к ребенку в комнату рекомендуется ни в коем случае не брать его на руки, а просто показаться «вот она я, я никуда не делась, я возвращаюсь». И далее опять выйти. Так с каждым заходом в комнату время за дверью увеличивается на 2-4 минуты в день по предложенной автором схеме – до 7, 10, 12 минут и так далее. При пробуждении ночью предлагается делать все также, как вечером при засыпании.

 

 Плюсы и минусы метода Эстивиля

   Плюсы:

  • Применение с 6 месяцев
  • Учитывается состояние здоровья ребенка
  • Уделяется внимание ритуалам для засыпания
  • Срочная помощь для семей, где мама уже теряет контроль над эмоциями и боится навредить ребенку.

   Минусы:

  • Резкая смена условий
  • Почти нет помощи взрослых
  • Методика не подходит для детей, у которых повышенная возбудимость и которые не склонны к самоуспокоению
  • Сон в отдельной комнате, что до 1 года небезопасно
  • Часто вызывает стресс у родителя, который не может долго игнорировать плач ребенка
  • Плохо влияет на формирование привязанности между мамой/ папой и ребенком.

 

 Сравнение методик Эстивиля и Ким Вест

   Представьте, что малыш привык засыпать с укачиванием, а тут мама резко меняет план действий. Она просто кладет малыша в кроватку. Но он не готов еще к такому, он ждет привычных условий укладывания. Поэтому, если вы использовали укачивания всегда, то для начала необходимо их сократить.

   Допустим мама уделила внимание сокращению укачиваний в течение определенного периода времени. И уже укладывает малыша в кровать и решает выходить, не дождавшись, пока он уснет. Что происходит с малышом в этот момент? Ему страшно, непонятно, почему мама его «бросила», почему ушла и не возвращается. В такие стрессовые моменты подрывается, мягко сажем, доверие к миру. Ребенок учится делать сам что-то, чтобы справиться со своими эмоциями… Но какой ценой? Ведь новая ситуация или условия воспринимаются как стресс. В таких случаях ребенок больше всего нуждается в маме: ее внимании, взгляде, успокоении, голосе. Это то, что знакомо, привычно, а потому стабильно и безопасно. Важно даже не то, что ребенок плачет. А что его никто не утешает, не поддерживает в такую «трагическую» для него минуту.

   Психологи считают, что для формирования здоровой и безопасной привязанности очень важно находится с малышом во время стресса и помочь ему справиться со своими эмоциями. Мама является тем, кто перерабатывает эмоции, отзеркаливает, понимает, сочувствует и помогает малышу с ними справится, находясь рядом.

   А мама выходит из комнаты и на плач, истерики, капризы малыша не возвращается и никак не реагирует. Как будто приучает его к тому, что время ее отсутствия будет увеличиваться. Поэтому кричи-не кричи, а ты должен будешь уснуть когда-то. Но что происходит, когда близкий значимый взрослый не реагирует на потребности ребенка и при этом выходит, то возникает вполне логический вопрос: а как же будет формироваться привязанность (эмоционально близкие отношения) между мамой и малышом? Если ребенок зовет, а мама уходит. И тут не про то, что нужно скакать вокруг малыша или сразу же мчаться и брать его на руки. Но хотя бы участие, сопереживание, утешить голосом, пожалеть…Это действительно важные элементы в детско-родительском взаимодействии.

   По методу мягкого отдаления, который представляет команда Спи, Малыш в России — мама находится рядом и постепенно помогает малышу учиться засыпать с минимальной ее помощью, и только потом увеличивает дистанцию.

   Испанский ученый уделяет отдельное внимание психоэмоциональному состоянию мамы в момент укладывания. И это, действительно, важно. Ведь малыш в таком раннем возрасте очень чувствителен к эмоциям мамы: он их отслеживает, чувствует и заряжается ими. С этим мы тоже согласны. Потому так важно уделять больше внимания своему отдыху и стараться контролировать свои переживания в момент укладывания.

   Что касается возраста обучения самостоятельному засыпанию. Действительно, детские специалисты не рекомендуют обучать самостоятельному сну детей до 6 месяцев, так как ребенок еще физически к этому не готов – ему еще нужна помощь мамы, чтобы успокоиться и уснуть. К тому же нервная система еще не настолько развита, чтобы самостоятельно справляться с успокоением. Мы также рекомендуем начинать обучением самостоятельному засыпанию после 6 месяцев и после предварительной подготовки.

   Эстивиль пишет о том, что по его методу малыш может с 6 месяцев спать в своей комнате, отдельно от взрослых. Мы считаем, что это небезопасно в таком возрасте. И мы рекомендуем: все-таки до 1 года лучше спите в одной комнате с малышом. Во-вторых, сон в отдельной комнате с 6 месяцев встречается в некоторых культурах и это нормально, но нашим мамам это не подходит. Потому как есть культурные различия и особенности воспитания. На западе ребенок быстрее становится самостоятельнее, у наших мам более теплые отношения с детьми и более опекающие. Потому для наших мам резкое дистанцирование от ребенка ведет к внутренним противоречиям и часто к отсутствию результата. Потому команда «Спи, малыш» адаптировала американскую методику медленного отдаления для славянских мам. Мы уделяем много внимания психологической готовности мамы и малыша.

   Эстивиль утверждает, что дети могут спать без пробуждения всю ночь. Да, действительно, могут. Но с небольшой оговоркой. Автор упорно исключает психологические причины трудностей со сном. Но все-таки сон – это комплексное состояние, оно зависит от многих факторов и причин, которые важно учитывать. Дети в периоды стресса (уход от ГВ, выход мамы на работу, переезд, начало посещения детских занятий или детского сада), скачка роста/ регресса, во время обострения страха разлуки с мамой (в периоды психологической сепарации), в периоды болезни или плохого самочувствия могут просыпаться ночью и нуждаться во внимании мамы или показывать так называемые «периодические проверки» по поводу «рядом ли мама». И это нормально!

 

 Как выбрать метод для своей семьи?

   Важно понимать, что волшебства в обучении самостоятельному засыпанию нет. Тут важны подготовительные шаги, терпение и последовательность действий взрослого. НО обучить спать малыша с минимальной помощью взрослого возможно, если подойти к этому вопросу основательно. И для начала важно пройти все подготовительные шаги перед тем, как Вы решитесь на применение метода мягкого отдаления с консультантами Спи, Малыш или самостоятельно (например, прочитав наши статьи на эту тему и посмотрев наши вебинары). Для начала нужно:

  • Наладить условия сна и создать приятную атмосферу для засыпания: темнота, тишина, проветривание и т.д.
  • Уделить должное внимание подготовке ко сну и ритуалам для засыпания.
  • Выстроить режим (утренний подъем, укладывание на ночной сон, дневные сны), подобрать для своего малыша комфортное время бодрствования, учитывая его признаки усталости.
  • Уйти от стойких ассоциаций на сон: сократить укачивания, уйти от сна на руках или в коляске, снизить ассоциацию «еда=сон».
  • Обучить спать в своей кроватке. Уйти от сна в движении (машине, коляске). Пробовать малыша укладывать в его кроватку не только спящим, но иногда и сонным.
  • И только последний шаг перед обучением самостоятельному засыпанию (по методика мягкого отдаления) – постепенное сокращение помощи взрослого при засыпании. Уже тут ребенок может стать спать лучше.

   После подготовки можно переходит к этапу обучения самостоятельному засыпанию и стартовать методику мягкого отдаления. Это постепенное обучение малыша успокаиваться с минимальной помощью взрослого. Да, тут тоже могут быть слезы. Но они не про то, что малышу больно, а про его протест новым непривычным условиям. При этом самое главное – мама на момент обучения находится рядом и своим присутствием, голосом и дозированными прикосновениями помогает малышу привыкнуть к тому, что уже он будет засыпать в своей кроватке с минимальной ее помощью.

   В любом случае, выбор метода всегда за мамой. Но помните, что детства не вернуть. И пока мы можем помочь нашим деткам справляться с эмоциями, постепенно они научатся в таких безопасных условия – рядом с мамой – справляться со стрессом. А это также важный навык для детского развития.

   

Метод Вайсблута — метод самостоятельного засыпания Марка Вайсблута, описание

   Марк Вайсблут – врач из Америки с 35-летним стажем работы в области педиатрии, автор множества научных работ. Марк Вайсблут исследовал сон 2000 детей и разработал собственную методику по улучшению сна детей, которую в англоязычных научных источниках называют «cry it out», или «extinction», в русском языке его название звучит как «метод исключения плача» или «дать проораться».

 

 Описание и подготовка к работе по методу исключения плача

   Этап подготовки. Для начала работы по методу Вайсблута важно, чтобы у малыша уже был сформирован режим. В методике говорится о раннем режиме, где укладывание происходит в интервале с 18 до 20 вечера, когда концентрация мелатонина наиболее высока.

   Для старта работы по методике, важно исключить 1) недомогание/проблемы со здоровьем малыша 2) недосып.

   Поэтому, перед началом обучения по этому способу родители должны взять подтверждение у педиатра, что малыш здоров и никакие медицинские проблемы не влияют на его сон. А также «отоспать» малыша и уметь отслеживать признаки усталости малыша, чтобы придерживаться оптимального по его возрасту времени бодрствования. Автор рекомендует укладывать ребенка на сон не дожидаясь окончания ВБ (например, при норме ВБ в 1,5 часа, начинать укладывание малыша на сон через 1 час)

   Описание методики. После того, как родители проведут ритуал, малыша следует положить в кроватку, пожелать ему спокойной ночи и выйти из комнаты. В соответствии с рекомендациями Вайсблута, реагировать на плач ребенка родителям не следует никаким образом. Поплакав несколько ночей подряд, ребенок привыкнет и перестает часто просыпаться.

 

   Схема применения методики:

  1. Малыша нужно уложить в кроватку по первым признакам усталости
  2. Дать ребенку возможность успокоиться в кроватке самостоятельно. Никогда не нужно кормить его или укачивать до засыпания.
  3. Выйти из комнаты и не заходить, даже если ребенок будет плакать. Дождаться пока он уснет сам.
  4. На следующий день не менять режим дня и продолжительность дневных снов, чтобы ребенок не отсыпался днем. Оставлять его одного минимум на час на время дневного сна.
  5. Последовательно действовать каждую ночь.

 

   Условия применения методики:

  • Малыш должен быть старше 3х месяцев
  • Малыш должен быть здоровым
  • Родители уже пробовали обучать ребенка самостоятельному засыпанию и пришли к выводу, что «ничего не помогает».

 

 Плюсы и минусы методики

   Плюсы:

  • Высокая эффективность
  • Быстрый результат, а также более продолжительный сон  можно наблюдать уже на 3-4 день работы
  • Родители внимательны к признакам усталости малыша, что в результате способствует улучшению его сна

 

   Минусы:

  • Ребенок много плачет
  • Стресс у родителей
  • Этот способ обучения засыпанию не подходит для работы с чувствительными, легковозбудимыми детьми, не склонных к самоуспокоению
  • Малыш может быстро накопить усталость
  • Нарушение базовой привязанности

 

 Исследования и результаты

   В исследованиях (более 50 исследований), где применялись поведенческие методы для лечения первичной детской инсомнии одним из первых был метод, описанный в 1959 году. Это методика Марка Вайсблута здоровый сон,  методика, которую в англоязычных научных источниках называют «cry it out», в русском языке его название звучит «дать проораться».

   Эффективность методики «cry it out» исследовалась в 19 научных работах, в общей сложности на 552 детях. В 17 работах продемонстрирована высокая эффективность этого способа в разрешении сложностей с засыпанием на ночь, а также с ночными пробуждениями, сон также стал продолжительнее.

   Один из наиболее значимых недостатков этого метода – вызываемый у родителей стресс в ответ на плач ребенка. Большинству родителей тяжело игнорировать длительный плач малыша и, не выдерживая, они нарушают методику обучения. Часть авторов предложила использовать более мягкую вариацию этой методики, где родители остаются в комнате – и такой способ оказался более подходящим.

   Более «мягкий» вариант «cry it out», с присутствием родителя в комнате имел большую популярность в Великобритании, а в США появился уже после 2006 года. Результаты четырёх исследований на 290 детях показали эффективность этого подхода в  обучении засыпанию.

   Рассматривались и возможные негативные последствия этого способа. Нарушения поведения ребенка   днем не были выявлены ни в одном исследовании как результат методик. Наоборот, дети, которым проводились методики, были более спокойными и предсказуемыми, менее раздражительными, меньше капризничали и плакали. Матери указали, что методики не оказывают влияния на грудное вскармливание. Также отметилось, что проведенные методики быстро и выраженно улучшают эмоциональное, психологическое состояние родителей, уменьшают симптомы депрессии, улучшают супружеские отношения и уменьшают уровень стресса родителей.

 

 Исследования привязанности

   Время перед сном – трудный момент для многих малышей.  Вечером, находясь в темной комнате, в отдельной кроватке или в отдельной комнате малыш чувствует отделение от близкого человека, с которым у него сформирована привязанность.

   Была выдвинута гипотеза, что у детей с ненадежной или амбивалентной привязанностью значительно чаще развиваются проблемы со сном. Но эта гипотеза не получила полного подтверждения. Так, в одном исследовании показано, что проблемы со сном одинаково часто встречаются у детей с надежной (55%) и амбивалентной (60%) привязанностью. Кроме того, часть работ показывает, что дети с ненадежно-амбивалентной привязанностью чаще страдают проблемами и трудностями со сном. Можно отметить, что данные проблемы возникают и у многих детей с надежной привязанностью.

   Таким образом, те или иные нарушения сна в большей степени определяет использование физических способов успокоения малыша, а также представления родителей.

   Дети, которые больше зависят от мамы, больше нуждаются в ней и которым чаще требуется физический контакт, чтобы успокоиться, чаще просыпаются ночью.

 

 Влияние методики cry it out на матерей

   Отделение малыша от матери провоцирует тревогу не только у младенца, но и у мамы. Материнская тревога отделения изучалась в ряде исследований. Это неприятное эмоциональное состояние, включающее чувство вины, беспокойства, печали, которое возникает при коротком разделении с малышом. Согласно исследованиям, высокий уровень тревоги отделения приводит к повышенной чувствительности к сигналам малыша, говорящим о дискомфорте, к физической близости во время укладывания, большему участию во время ночных пробуждений родителей.

 

 Сравнение с методикой Ким Вест

  • Методика обучения cry it out имеет достаточно выраженные различия с методикой Ким Вест, которую команда Спи, Малыш представляет в России. Прежде всего, методика cry it out – это более ранняя по времени возникновения методика в сравнении с методикой Ким Вест, в то время как последняя —  более современная, учитывающая недостатки и минусы других способов обучения засыпанию.

   Методика Ким Вест принципиально отличается от техники «cry it out» своей философией. Если по методике cry it out важен результат, пусть даже ценой плача, то по методике Ким состояние малыша, спокойствие его и мамы является ключевым фундаментом, на котором строится обучение по типу «no cry».

  • Автор методики исключения плача пишет не только про младенцев, но и про младших и средних школьников. Ким Вест говорит о детях до 6 лет.
  • Методика Марка Вайсблута более конкретная и бескомпромиссная, она реализуется быстрее, чем методика Ким Вест, подразумевающая более плавную и поэтапную стратегию.
  • Методика cry it out позволяет работать со здоровыми детьми от 3х месяцев, по методике Ким Вест основной этап обучения самостоятельному засыпанию проводится с 6 месяцев при условии физиологической и психологической готовности как мамы, так и малыша.

 

   Методика Ким Вест является мягким способом обучения засыпанию, основанном на укреплении привязанности между мамой и малышом. Он реализуется посредством последовательных действий мамы с постепенным, следующим после этапа подготовки, сокращением помощи мамы малышу, с учетом готовности их обоих.

 

 Мнение психологов Спи, Малыш о методике исключения плача

   Несмотря на результаты исследований, показавших высокую эффективность применения данного способа обучения, у него есть и минусы. Основной из них – это тот факт, что малыш остается плакать, пока его учат спать. Исследования по привязанности демонстрируют, что дети остаются «спокойными», «меньше капризничают и плачут». Здесь возникает вопросы: всегда ли «спокойствие» приравнивается к положительному критерию оценки душевного состояния малыша? Чувствует ли малыш себя в безопасности, пока происходит обучение? Не является ли малыш, который больше не плачет скорее «удобным», нежели счастливым? Хорошо ли ему, безопасно? Хорошо ли при этом родителям? Их внутренние переживания тоже влияют на малыша. Можно ли сказать о таком сне малыша, что это «здоровый сон»?

   При выборе способа обучения сну важно обращать внимание не только на эффективность в данный конкретный момент, но и влияние тех или иных действий на будущее – на те тонкие психологические сферы, которые сложно оценить в процентном соотношении, провести статистику.

   Малыш, который получил опыт отсутствия реакции на свои потребности, выражаемые плачем, привыкает не проявлять их больше. Это тот самый момент, который в психологии называют «базовым доверием к миру». Мир на этом возрастном этапе заключен в родителях, в маме и в их реакциях. И если этот мир игнорирует потребности ребенка, малыш перестает доверять ему, становясь «удобным».

   Каковы будут последствия такого опыта, полученного во раннем возрасте на последующую жизнь ребенка, его способности доверять, быть в контакте со своими чувствами, привязываться?

   Это открытые вопросы, на которые предстоит ответить родителям, выбирая тот или иной способ обучения малыша самостоятельному засыпанию.

   Выбирая тот или иной способ обучения малыша сну, родители должны проанализировать, готовы ли они к последовательной работе или уже нет возможности ждать и нужен быстрый результат? Могут ли они назвать себя скорее тревожными или готовы настаивать на своем?  Какая сейчас перед ними стоит цель обучения, чего именно хочется достичь и почему именно сейчас?

   Почему они выбирают тот или иной способ обучения, какие у него есть плюсы и недостатки. Порой взвешенный анализ ситуации оказывается очень эффективным способом не только выбрать ту или иную технику обучения малыша самостоятельному засыпанию, но и лучше понять себя, свои потребности, свою мотивацию, свои желания и ожидания от этого процесса.

   Важно, чтобы родители были в согласии с собой и с тем способом обучения, который они выбрали. В этом случае выбор будет осознанным, с пониманием всех плюсов и минусов.

  

Метод Ким Вест — метод самостоятельного засыпания Ким Вест, описание

   Методика, который команда Спи, Малыш использует в своей работе, разработана ведущим специалистом по детскому сну Ким Вест The Sleep Lady ™ и называется The Sleep Lady Shuffle. Это мягкий подход к обучению сну, который предусматривает комплексную корректировку режима сна и бодрствования, условий гигиены сна, а также корректировку ассоциаций на сон, учитывает бытовые и эмоциональные аспекты, имеющие большое значение в раннем возрасте. Методика Ким Вест уже почти 20 лет с успехом применяется во многих странах мира и доказала свою безопасность и эффективность.

   Ким Вест является официальным партнером и куратором проекта Спи, Малыш в России.

   В этой статье, мы подробно расскажем о подходе К. Вест к обучению сну и о том, почему мы выбрали именно его для работы с русскоязычными мамами. 

 

 Кто такая Ким Вест?

   Ким Вест или Леди Сон (The Sleep Lady TM) – специалист с мировым именем по поведенческим проблемам детского сна, автор метода Медленного Отдаления (The Sleep Lady Shuffle ТМ), который уже более 20 лет с успехом применяется по всему миру.

   Ким Вест — автор трех книг-бестселлеров для родителей, переведенных на несколько языков, автор программы обучения консультантов по детскому сну Gentle Sleep Coach http://gentlesleepcoach.com, основатель Международной Ассоциации по Детскому Сну www.IACSC.com.  

   Ким Вест – основатель Школы Консультантов Gentle Sleep Coach. Уже более 150 сертифицированных консультантов по всему миру носят звание GSC, среди них и все члены команды консультантов по детскому сну Спи, Малыш.

   Ким Вест помогла тысячам семей по всему миру наладить сон своих малышей. Ким разработала методику Медленного Отдаления и подробно описала ее в своей книге «Спокойной Ночи, Сладких Снов», которая стала бестселлером.

 Исследования эффективности методики

   Научное исследование эффективности методики Медленного Отдаления запланировано на начало 2019 года. Исследовательская группа ученых (Wendy Middlemiss, PhD, Sarah Blunden, PhD, Macall Gordon, M.A.) планирует сравнить 2 группы родителей детей в возрасте 6 месяцев, где в одной группе будет использована методика Фербера, а в другой группе методика Ким Вест (или Методика Медленного Отдаления). Выдвигается гипотеза, что в группе родителей, применяющих методику Медленного Отдаления, будет выше процент % последовательных действий родителей и количество случаев доведения методики до завершения.


 Описание методики

   Методика Ким Вест или The Shuffle TM была создана более 20 лет назад на основании огромного запроса от родителей, связанного с детским сном. В ответ на этот запрос в тот момент времени врачами предлагалось 2 пути:

   1) подождать, пока ребенок перерастет проблемы со сном

   2) применение методики Cry It Out (CIO или «проплакаться до засыпания»), которая активно продвигалась Доктором Марком Вайсблутом.

 

   Но ни один из этих двух путей не решал проблему не высыпающихся родителей на 100%. Тем более, что Методика CIO вызывал опасения на тему психологической и физиологической безопасности ребенка, обучающегося самостоятельному засыпанию с таким подходом. И не все родители решались на применение CIO.

   К. Вест была проведена огромная работа по изучению физиологии и психологии детского сна. На основании этих знаний и большого опыта работы с поведенческой коррекцией, и как альтернатива методике CIO, была создана мягкая методика обучения самостоятельному засыпанию, которая носит название Метод Медленного Отдаления.

   Подход Ким основан на мягком и последовательном обучении ребенка самостоятельному засыпанию. Методика реализуется через постепенное сокращение помощи ребенку в засыпании, когда родитель минимизирует свое непосредственное участие в этом процессе.

   Методика осуществляется в присутствии родителя (малыш не остается один в кроватке/комнате) и с максимальной помощью ребенку при обучении засыпанию.

Методика Мягкого Отдаления:

  • Может применяться к здоровым детям старше 6 месяцев
  • Родители не вмешиваются там, где ребенок может справиться сам, и помогают там, где пока не может!
  • Мама или папа остаются с малышом в комнате, пока он не заснет
  • Взрослые постепенно снижают степень своей помощи, пока малыш не освоит навык. Скорость перемен индивидуальна.
  • Обучить ребенка самостоятельному засыпанию можно как в отдельной кроватке, так и при совместном сне.

 

 Схема применения

   ПОДГОТОВКА

   Методика Медленного Отдаления комплексная и предполагает обязательный этап подготовки. Что важно сделать до начала применения методики:

  • Приведите в порядок условия сна. Доказано, что качественные условия сна напрямую влияют на качество сна.

 

  • Подберите комфортный режим сна и бодрствования. Переутомленный ребенок не сможет быстро расслабиться и заснуть из-за действия «гормона стресса» кортизола. Именно поэтому комфортный режим сна и бодрствования напрямую влияет на скорость засыпание и непрерывность сна. Проверьте, достаточно ли малышу сна, следите, чтобы малыш не переутомлялся. 

 

  • Найдите «окно в сон». «Окно в сон» — начало выработки «гормона сна» мелатонина и идеальное время для укладывания на сон. Наблюдайте за малышом и записывайте признаки усталости.

 

  • Уберите все негативные ассоциации на засыпание. Ассоциации на засыпание – все те действия, которые помогают малышу засыпать. Например, укачивания и кормления. Если малыш, пробуждаясь между циклами сна, не сможет воспроизвести свои ассоциации на засыпание самостоятельно, он будет звать родителей на помощь, а сон станет прерывистым.

 

  • Получите «Зеленый свет» от педиатра. Важно получить подтверждение от педиатра, что плохой сон не связан с медицинскими проблемами. Все вопросы со здоровьем должен решать врач!

 

  • Выберите реалистичную дату для старта: 2-3 недели сна на одном месте. Для формирования правильных привычек на сон важно дать малышу привыкнуть к условиям, в которых он засыпает и оставить их неизменными хотя бы на период обучения и закрепления привычки.

 

  • Заручитесь поддержкой родных. Утомленной маме сложно будет придерживаться правил. Если поддержки от родных нет, важно хотя бы восстановить силы и выспаться самой маме. Иначе ресурса на изменения у нее не будет. А эмоциональное состояние мамы непременно отразиться на детском сне.

 

   ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ

   Начинайте применение методики с ночного сна. Ночью вам будет помогать «гормон сна» мелатонин и способствовать засыпанию. Подготовьте ребенка ко сну, проведите ритуалы, положите ребенка в кроватку «готовым ко сну», но не спящим. Важно, чтобы малыш понимал, что его положили в кроватку. Находитесь рядом и успокаивайте ребенка. Не выходите из комнаты. На следующий день начинайте применение методики на дневной сон. Каждые три дня отодвигайте стул дальше от кроватки, пока совсем не окажетесь за дверью.

 

   КАК СКОРО РЕБЕНОК ОТКЛИКНЕТСЯ НА ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ

   Однозначно ответить на этот вопрос сложно, потому что у каждой семьи и у каждого ребенка свои особенности. Некоторым детям достаточно 3 дня, чтобы освоить навык самостоятельного засыпания, у кого-то это растягивается на 4 недели. Методика, которую мы используем не может быть универсальной, потому что у каждой семьи и каждого ребенка есть свои особенности.

   Эффект от применения методики зависит от нескольких факторов:

  • реалистичности ожиданий и целей на программу обучения сну
  • особенностей и темперамента ребенка
  • родителей, их настроя, терпения и последовательности в выполнении всех необходимых действий.

 Как и почему мы адаптировали подход Ким Вест в России

   Методика Ким Вест является одним из самых мягких подходов в обучении сну. Его автор – американка, и, конечно, работая по этой методике, мы адаптировали ее под российские условия и нашли отклик у многих семей.

   Нужно понимать, что детский сон не «живет» сам по себе, а является органичной частью жизни, взаимоотношений родителей с детьми. Поэтому способ укладывать малышей сильно разнится в разных культурах, так же, как скажем, возраст и способ прикорма, время начала походов в детский сад, отношение к болезням, выход мамы на работу и так далее. Особенно различается то, что считать «нормальным», что приветствуют, а что осуждают.

   Наша команда семейных и перинатальных психологов, консультантов по сну, работая с русскоговорящими мамами, учитывает эти культуральные особенности. Мы, как специалисты, не стремимся «подогнать» наших клиенток под некие стандарты, а интересуемся философией родительства каждой обратившейся к нам семьи. В нашей работе мы не призываем мам следовать только за инструкциями по применению методики, а обращаем внимание на взаимоотношения между мамой и малышом, и стараемся направить работу на укрепление привязанности между ними. На наш взгляд, спокойная мама, чувствующая себя и свои потребности сможет более внимательно и бережно подойти к вопросам обучения сну, нежели мама, действующая согласно инструкции, но игнорирующая психологический контекст.

 

Kim West (The Sleep Lady) и Ксения Антипова (Спи, Малыш)

 

   Мы понимаем, что в раннем возрасте очень важно сформировать полезные навыки, не навредив при этом маме и ребенку. Мы знаем, как этого достичь и практикуем комплексный и системный подход.

   Специалисты Спи, Малыш учитывают все причины, влияющие на плохой сон малыша:

  • здоровье,
  • организацию сна и бодрствования,
  • семейную атмосферу,
  • отношения в паре «мама-ребенок»
  • и, конечно, настрой и самочувствие самой мамы.

 

   Последнему мы уделяем наибольшее внимание. В процессе налаживания сна, мы помогаем маме находить собственные комфортные решения, прислушиваться к своим желаниям и потребностям малыша, спокойно относиться к текущим трудностям.

   Помимо этого, мы активно привлекаем ближайшее окружение, тех родных и близких, на которых мама может опереться в работе, ищем доступные способы восстановления сил. Ведь от ее отдыха и позитивного настроя в полной мере зависит качество заботы о малыше, а значит, и качество его сна.

   Стиль нашей работы: гибкость и индивидуальный подход, ведь каждые мама и малыш неповторимы! Мы стараемся идти маленькими шагами, действуя аккуратно и бережно. Мы всегда предупреждаем о всех возможных рисках, даем полную информацию о вариантах действий в случае выявления медицинских проблем и работаем только в рамках своей профессиональной компетенции.

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *