Монтессори зона сенсорного развития – Вся правда о Марии Монтессори и ее методе. И как можно организовать правильную развивающую среду дома. | Развитие и воспитание детей

Содержание

Зона сенсорного развития в Монтессори

Одной из зон в среде Монтессори для детей является зона сенсорики — зона сенсорного развития. Эта зона создана для того, чтобы развивать восприятие мира малышом через его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.

Сензитивный период сенсорного развития малышей — 2,5 — 6 лет (подробнее об этих периодах можно почитать в моей статье «Сензитивные периоды развития ребенка«), однако, наблюдайте, предлагать ниже представленные варианты материалов можно и раньше.

Ну и помните, что совсем не должен ребенок сидеть час с одной работой, это просто невозможно. Внимание ребенка до 6 лет — непроизвольное, он не может по команде взрослого сконцентрироваться для выполнения задачи. У малышей первых трех лет жизни концентрация внимания возможна лишь на 3-10 минут и постепенно увеличивается со временем.

Для чего еще полезны упражнения из зоны сенсорики — чтобы гармонизировать и «подтянуть» работу органов чувств. Ведь у ребенка глаза «отстают» от рук, а еще больше отстает ушко.

Во всех материалах сенсорной зоны изолирован один признак, с которым будет работать ребенок (например, все одного цвета, но отличается по размеру, или в одинаковых коробочках что-то разного вкуса/запаха). Давайте рассмотрим, какие материалы есть в классе монтессори, и что можно взять на вооружение домой.

Сенсорное развитие в монтессори: ЗРЕНИЕ

В этой зоне находятся работы, которые работают на утончение зрения ребенка. Это предметы, которые могут помочь изучить такие понятия как большой/маленький, толстый/тонкий, высокий/низкий и т.п., и конечно же цвет.

В классе это цветовые дощечки, штанги, коричневая лестница, розовая башня.

В повседневной же жизни можете использовать все, что есть под рукой.

Например, при приготовлении супа, показывайте большую/маленькую картошку, длинную/короткую или тонкую/толстую морковку. Апельсин/яблоко/мандарин — круглые, морковка/кабачок/огурец (если обрезать с двух сторон) — цилиндр, киви/яйца — овальной формы и т.п.

С цветами тоже очень много разного придумать можно — собирать все фрукты/овощи одного цвета (морковка/апельсин/мандарин/ или лимон/желток/кукурузаяблоко или  огурец/горошек/брокколи/яблоко/петрушка).

Можно найти любые сортировки в игрушечных магазинах или сделать их самостоятельно. Вешать прищепки одного цвета на такой же кусок картона. Вещи ребенка раскладывать вместе с ним по цветам и т.п. Сложность занятий будет зависеть от возраста ребенка.

Сенсорное развитие в монтессори: СЛУХ

Слух в материалах класса монтессори развивают звуковые цилиндры (шумовые коробочки), звуковые кубики, звоночки.

Подумайте, что именно можете организовать вы. Если есть возможность — купите пары одинаковых колокольчиков одной тональности (чтобы они выглядели одинаково, но звучали по-разному). А можно соорудить из подручных средств.

Например, маленькие бутылочки из-под воды выкрасьте в одинаковый непрозрачный цвет и попарно насыпьте туда одинаковое количество фасоли, гороха, риса, бусин, бисера и т.п. Предлагайте ребенку найти пару. Хорошо такое упражнение делать с закрытыми глазами, чтобы оставить «рабочим» только слух. На кухне можно давать несколько разных кастрюль/мисок и ложку — пусть малыш извлекает звуки (конечно, мама при этом должна быть в ресурсе, чтобы иметь возможность спокойно выдержать эту тарабарщину :))

Когда гуляете с ребенком на улице — играйте в игру «что я слышу?» (пение птиц, проезжающие машины/мопед/мотороллер, гул самолета/поезда/метро, моторных лодок возле воды, детский смех/плач/крик, разговоры людей, музыку, лай собак/мяуканье котов/воркотание голубей, шуршание листвы под ногами, звуки льющейся воды при поливе клумб и т.п.).

Сенсорное развитие в монтессори: ОБОНЯНИЕ

Для развития обоняния используются коробочки с запахом. Вы можете разложить ватки, сбрызнутые разными духами или вымоченные в разных специях, либо насыпать специи (ванилин, корица, мускат) в баночки с дырочками (непрозрачные одинаковые солонки, например).

Предлагайте ребенку с закрытыми глазами нюхать продукты, имеющие выраженный запах — лимон, апельсин, ананас, дыня, арбуз и т.п., а затем и тонкие ароматы. Нюхайте свежевыстиранное белье, еду, аромомасла дома, цветы, деревья (кору), прелую листву осенью на улице. Если у вас дома растут цитрусовые и вы протираете их листья, они тоже будут источать тонкий аромат.

Сенсорное развитие в монтессори: ВКУС

Для развития вкусовых рецепторов в классе педагоги используют вкусовые капли или продукты в коробочках. То же можете делать и вы.

Приготовьте в одинаковых маленьких посудинках (например, рюмочки) попарно: сок лимона/яблока/апельсина, сироп вода+сахар, соленую воду, заваренные травы (ромашка, мята, мелисса и т.п.) — пусть малыш пробует и подбирает пару пока вы готовите.

Или подготовьте одинаковые кусочки разных продуктов, поочередно кладите в рот ребенку и пусть угадывает, что он ест. Конечно, продукты должны быть знакомыми ребенку, а если вы предлагаете что-то новое, то оно должно быть одно, чтобы малыш запомнил новое название. Давайте пробовать то, что вы готовите, предлагая ребенку сказать название блюда. Можно устраивать дни «дегустатора». Например, сегодня дегустируем и называем исключительно фрукты, завтра ягоды, послезавтра овощи и т.п. Или сегодня только красные фрукты, завтра зеленые овощи и т.п. Или по способу приготовления: сегодня картошка (морковка/свекла и т.д.) — сырая, жареная, пюре, печеная, молодая, драники, зразы и т.п.

Сенсорное развитие в монтессори: ОСЯЗАНИЕ

На осязание, я уверена, ваша фантазия подкинет множество вариантов. Можно просто трогать разные предметы, можно различать их по температуре, фактуре, весу и т.п. В классе монтессори вы можете встретить такие работы как термобаночки, термопластины, дощечки/подушечки разной тяжести, шершавые дощечки, ткани одного цвета, но разной фактуры, волшебный мешочек — пощупай, угадай что это.

Все это можно сделать дома. Давайте ребенку трогать все предметы, называя их свойства — гладкий/шершавый/мокрый/сухой/тяжелый/легкий/горячий/теплый/холодный/скользкий/мягкий/твердый/колючий и т.п. Не забывайте на прогулке тоже щупать — трогайте деревья, шелковистую травку, собирайте плоды (их, кстати, можно еще соотносить и по форме/весу/величине и т.п.). Наше любимое занятие было собирать каштаны (приносили с прогулки целый мешок), высыпать дома в тазик, и топтаться босыми ножками в течение дня.

Как вы видите, сенсорную зону можно организовывать не только в детской комнате — половина материалов может быть в кухне. А ведь очень часто мамы задают вопросы «что с ребенком делать на кухне?» и жалуются, что дети отвлекают и не дают ничего приготовить.

Работайте на опережение — отвлекайте первыми! 🙂

Заказать мои книги можно заполнив форму ниже:

Поделиться «Зона сенсорного развития в Монтессори — как использовать сенсорику дома?»

| Монтесори пространство, зоны Монтессори

Малышам и детям с особыми образовательными потребностями необходима особая подготовленная развивающая среда, которая подразумевает особый быт и большое количество дидактических материалов, способствующих его сенсорному развитию. Зоны Монтессори выстроены таким образом, чтобы ребенок имел возможность гармонично развиваться во всех направлениях исходя из сензитивных периодов развития.

Зоны Монтессори

1. Зона бытовой деятельности – это зона реальной жизни. Тут ребенок учится совершать жизненно необходимые действия: чистить, мыть, одеваться, вырезать и пр. Во время занятия тренируется внимание, развивается моторика.

2. Зона сенсорного развития. Тут дети учатся различать предметы по разным характеристикам: размеру, весу, высоте, форме. Первоначально им приходится делать соотношение визуально, выделяя характерные особенности. А также развитие обоняния, осязания, слуха, зрения, тактильных ощущений.

3. Зона упражнений с водой. Тренируются навыки пользования водой: переливание ее из разных емкостей и разными способами: ложками, с помощью губок, банками. Также допускается возможность доставать предметы из таза с водой. Преимущественно в этом процессе задействованы шарики и пуговки.

4. Зона для развития мелкой моторики. Тут есть различные материалы, для пальчиковой тренировки: шнуровки, бусины, вкладыши и т.д. С ними производятся простые, но полезные действия: завязывание-развязывание, наматывание-разматывание, закручивание-раскручивание, выжимание и пр.

5. Зона продуктивной ИЗО-деятельности. Рисование разными методами: пальчиками, кистями, мелками и пр. Здесь не стоит задача освоить технику рисования в привычном понимании, главное – художественно прожить образ. Ребенок сам выбирает материалы и способы передачи.

6. Зона речевого развития. Здесь у детей есть возможность расширить свой словарный запас, развить фонематический слух, они постепенно готовятся к овладеванию письмом, осваивая печатные и письменные буквы посредством подвижного алфавита. Звуки произносятся как стоя, так и в движении.

7. Зона космоса для активизации умственного развития и создания целостной картины мира с пособиями, направленными на постижение основ языка, математики, ботаники, анатомии, географии и других наук.

8. Зона для развития координации, тренировки вестибулярного аппарата, мышц и ловкости движений.

«Зона сенсорного воспитания» по Монтессори

Педагогические идеи Марии Монтессори

Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. Всякая педагогическая мера, мало-мальски пригодная для воспитания маленьких детей, должна облегчать детям вступление на этот путь самостоятельности. Педагоги должны учить их ходить без посторонней помощи, бегать, подниматься и спускаться по лестницам, поднимать оброненные предметы, самостоятельно одеваться и раздеваться, купаться, произносить слова отчетливо и точно выражать свои желания. В детях необходимо развивать умение достигать своих индивидуальных целей и желаний. Все это — этапы воспитания в духе независимости. Долг педагога по отношению к ребенку при всяком случае заключается в том, чтобы помогать ему овладеть полезными действиями, каких природа требует от него.

Если принять к руководству вышеизложенные принципы, то упразднение наград и наказаний будет естественным выводом из этих принципов. Человек, дисциплинированный свободою, начинает жаждать истинной и единственной награды, никогда его не унижающей и не приносящей разочарования, — расцвета его духовных сил и свободы его внутреннего «я», его души, где возникают все его активные способности. Что касается наказаний, то не раз обнаруживались дети, которые беспокоили других, не обращая ни малейшего внимания на увещания. Таких детей немедленно подвергали медицинскому исследованию. Если ребенок оказывался нормальным, воспитатели ставили один из столиков в углу комнаты и этим путем изолировали ребенка; поместив его в удобное креслице, сажали его так, чтобы он видел своих товарищей за работой, и давали ему его любимые игрушки и игры. Эта изоляция почти всегда успокоительно действовала на ребенка; со своего места он мог видеть всех своих товарищей, мог наблюдать, как они делают свое дело, и это был предметный урок, куда более действительный, чем какие угодно слова учительницы. Мало-помалу он убеждался, как выгодно быть членом общества, столь деятельно трудящегося на его глазах, и у него рождалось желание вернуться и работать вместе с другими. Таким путем удавалось дисциплинировать всех детей, сначала казавшихся неукротимыми.

Важной составляющей Монтессори-педагогики являются развивающие материалы. Речь идет о классическом дидактическом Монтессори-материале. Непрерывно экспериментируя над материалом, она все более и более совершенствовала их. Монтессори-материал — важнейший составной элемент разработанного ею метода развития детей. Материалы служили важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое должно было стать основой обучения ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Монтессори-материалы были устроены таким образом, что ребенок мог самостоятельно находить и исправлять свои ошибки, развивать терпение и волю, наблюдательность и самодисциплину, упражнять собственную активность. Они позволили М. Монтессори реализовать принцип самообучения, добиться того, что дети, свободно выбирающие занятия, выполняли их так, как задумал воспитатель, оперируя предложенными им «клавишными досками», «числовыми станками», «рамками с застежками», фигурами-вкладышами и т.п. Следует отметить то, что материалы Монтессори меняются со временем: многие из них были созданы не самой Монтессори, а ее последователями. Например, не так давно появились рамки с липучками, а рамки с застежками, которые уже не используются, вышли из потребления.

Важной новацией Мария Монтессори стал отказ от классно-урочной системы, организация классов, включавших в себя детей разного возраста, создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями.

Важно также рассказать о подразделении окружающей среды, в которых занимаются дети, на ряд зон:

· «Зона практической жизни», где дети приобретают важные практические умения. Имеет особенное значение для детей от 2,5 до 3,5 лет. Здесь находятся материалы для общеподготовительных упражнений, все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизывание бус, сортировкой мелких предметов. Также сюда относят материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе. К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для рук и чистки ногтей. Материалы позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи — чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола. В эту же зону входят материалы, которые позволяют ребенку научиться заботиться об окружающем мире — мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла. Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть не игрушечными, а настоящими.

· «Зона сенсорного воспитания». Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделены на несколько групп:

§ материалы для развития зрения. Сюда входят четыре блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками — вкладышами, проекциями, объемные геометрические тела с основаниями. Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия — комплект конструктивных треугольников, биномиальный и триномиальный кубы;

§ материалы для развития осязания. Это — шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью;

§ к материалам для развития барического чувства (различения веса) относятся весовые таблички, для развития вкуса — вкусовые баночки, для развития слуха — шумовые цилиндры.

· «Математическая зона». Сюда входит материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучение состава и свойств; чисел первого десятка — числовые штанги, шершавые цифры, «веретена», цифры. К материалам для знакомства с десятичной системой: сложения, вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел относятся банк золотого материала с набором карт — символов, игра с марками. Так же есть материал для освоения порядкового счета до ста — это доски Сегена и коробочки с цветными и золотыми бусами; материал для получения навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления — игры в змейки и с полосками, наборы рабочих и контрольных карт на все действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор стержней для умножения.

· «Языковая зона». Сюда входит материал для расширения словарного запаса — классификационные карточки с обобщением, материал для развития фонематического слуха — наборы мелких предметов, звуковые игры; материалы для подготовки руки к письму — металлические рамки — вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги; материал для знакомства с письменными буквами — шероховатые буквы, поднос с манкой для письма; материал для написания слов — большой подвижный алфавит; материал для чтения — серии из карточек, наименование предметов, списки слов, предложений, книжек.

· «Космическая зона». Дидактическая сторона теории космического воспитания охватывает многие области: географию, историю, этику, физику, искусство, биологию, антропологию, охрану окружающей среды и др. Эта зона оборудована глобусами, картами мира, флагами, термометрами, схемами физического строения человека, альбомами, самостоятельно создаваемыми детьми Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей — М.: ВЛАДОС, 2006. — с. 120.

В настоящее время многие Монтессори-школы дополняют среду, окружающую ребенка, такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующими дальнейшему обогащению общего развития ребенка. Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.

Благодаря всему этому, а также тонкому психологическому подходу, учету индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, опоре на естественные особенности человеческого восприятия «монтессорианские дети» раньше (к 5 годам) и лучше своих сверстников овладевают письмом и счетом, у них формируется склонность к учению, развивается воля.

Каждый Монтессори-класс неповторим. Несмотря на то, что метод имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и каждый Монтессори-класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.

Итак, педагогика Марии Монтессори — образец подлинно гуманистической педагогической системы. Феномен педагогики М. Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ И ВЗГЛЯДОВ МАРИИ МОНТЕССОРИ В РОССИИ

Первое в России упоминание о педагогических взглядах М. Монтессори содержится в статье «Новая система воспитания маленьких детей». 26 ноября 1911 года в Петербургском обществе содействия дошкольному воспитанию детей состоялся доклад Е. Н. Янжул «Методы итальянского детского сада госпожи Монтессори». С каждым годом в российских педагогических журналах и изданиях росло количество публикаций, посвященных педагогическим идеям Монтессори, хотя эти идеи, равно как и педагогическая система, воспринимались не всегда однозначно. На 1912-1915 годы приходится пик интереса отечественных педагогов к Марии Монтессори: из Англии был выписан комплект дидактического Монтессори-материала, который демонстрировался для педагогической общественности в различных учебных заведениях; вышел первый русский перевод книги М. Монтессори «Дом ребенка. Опыт научной педагогики» (1913 г.). В конце 1915 года в России организуется общество «Свободного воспитания (метод Монтессори)», а с 1916 года начинают работу курсы по подготовке педагогов, через которые в течение года прошли 69 слушателей.

Центром изучения и популяризации педагогической системы Марии Монтессори в России был Петроград (Ленинград), где жила и работала Ю.И. Фаусек. Проницательный ум и незаурядные способности позволили ей сразу оценить оригинальность и новизну системы Монтессори. В октябре 1913 году при горячем содействии профессора С.И. Созонова, Ю.И. Фаусек удалось положить начало первому детскому саду по системе Монтессори в Петербурге. Летом 1914 года при поддержке опять-таки С.И. Созонова Юлия Ивановна была командирована Министерством народного просвещения в Рим для ознакомления с постановкой дела воспитания детей дошкольного возраста в домах ребенка. Фаусек не просто побывала в этих учреждениях и увидела своими глазами их педагогический процесс, ей также удалось побеседовать с самой Марией Монтессори. Вернувшись в Россию, Ю.И. Фаусек подробнейше описала увиденное и опубликовала книгу «Месяц в Риме в «Домах детей» Марии Монтессори» (Петроград, 1915). Благодаря этим описаниям мы сейчас можем ярко представить, как строилась работа этих учреждений под руководством самой М. Монтессори.

1 сентября 1918 года был учрежден Педагогический институт дошкольного образования (ПИДО). Это был первый в России ВУЗ по подготовке дошкольных работников. Институту было предоставлено помещение бывшего Николаевского сиротского института. Основной целью Института являлась подготовка специалистов с высшим образованием для дошкольных учреждений, а также для воспитания и обучения дефективных детей (отстающих и одаренных). Помимо учебной работы Институт должен был решать научные задачи, связанные с исследованием разнообразных проблем дошкольной педагогики. При этом важно было пропагандировать идеи зарождающегося в стране дошкольного образования.

На работу в ПИДО были приглашены лучшие специалисты Петрограда по дошкольному воспитанию (Е. И. Иорданская, В.В. Таубман, Е.И. Тихеева, П.О. Эфрусси, Л.И. Чулицкая, Е.Н. Янжул и др.). Среди приглашенных в качестве профессоров — Ю.И Фаусек — крупнейший специалист в области теории свободного воспитания, имеющий уникальный опыт, как работы с детьми дошкольного возраста, так и просветительской деятельности. С 1918 по 1925 год она возглавляет кафедру по системе Монтессори на дошкольном факультете ПИДО.

Ю.И. Фаусек была идейным вдохновителем работы кафедры: увлеченно читала лекции студентам, много внимания уделяла содержанию учебных курсов. Как практик, Юлия Ивановна особое внимание уделяла практической подготовке студентов к работе с детьми. Детский сад по системе М. Монтессори, созданный при ПИДО (1920 год), курировала сама. Это была своеобразная лаборатория ее кафедры. Студенты под руководством преподавателей вели психолого-педагогические наблюдения, изучали дидактический материал Монтессори, наблюдали и проводили занятия с детьми. В помещении детского сада велся семинар по системе Монтессори, работал кабинет, в котором была педагогическая библиотека, полный набор дидактического материала. Кроме студентов детский сад и кабинет посещали экскурсии и отдельные лица, интересующиеся системой Монтессори.

Во второй половине 20-х годов в России начинается последовательная критика педагогической системы М. Монтессори. В 1923-1924 годах выпускается специальный сборник Пересмотр основ педагогики Монтессори», где Марии Монтессори ставилось в упрек последовательная тренировка индивидуализма, затрудненность развития творческих задатков, обращенность дидактического материала изначально к умственно отсталым детям и др. В 1927 году создается специальная комиссия для детального анализа работы дошкольных образовательных учреждений по системе Монтессори. После работы комиссии ее система признается идеологически и педагогически неприемлемой для советских дошкольников. На государственно уровне было принято распоряжение о закрытии детских садов по системе Монтессори, сокращается выпуск научно-методической литературы. В 1930 году по идеологическим причинам перестал существовать и экспериментальный детский сад Ю.И. Фаусек.

Новая история Монтессори-педагогики в России началась лишь в 1991 году, после образовательного фестиваля в Крыму — по сути, первой международной встречи российских и европейских педагогов, организованной по общественной инициативе без какого бы то ни было участия государственных чиновников. Голландцы привезли на этот фестиваль два чемодана с учебными материалами, которые, в конце концов, остались у Елены Хилтунен. Она-то и стала руководителем первого в Москве детского сада, возродившего педагогику Марии Монтессори. В октябре 1991 года в Москве открылась экспериментальная Монтессори-школа для маленьких детей. Постепенно открывались новые детские сады, построенные на методе выдающегося итальянского педагога. Сегодня только в Москве насчитывается порядка 20 таких детских садов и экспериментальных групп в традиционных садах. Всего же идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны.

К сожалению, в нашей стране процесс создания и распространения дошкольных учреждений по системе Монтессори базируется на чистом энтузиазме. Как правило, все начинается с того, что в традиционном детском саду энтузиасты уговаривают директора создать одну экспериментальную группу на основе метода Монтессори. После этого они находят педагога, обученного данной методике, и создают группу. В скором времени прогресс в развитии детей становится настолько очевидным, что другие родители начинают завидовать. В результате появляется следующая группа, потом — третья, четвертая и так далее.

Сложнее дело обстоит с начальными школами. Министерство образования не готово к столь рискованным экспериментам, как разновозрастные классы (обычно их формирование допустимо только в сельских школах), отсутствие фиксированной почасовой нагрузки и прочее.

Все учебные программы «Монтессори-садов» соответствуют целям, установленным российскими программами воспитания детей дошкольного возраста, но достигаются эти цели иными методами. И основными результатами обучения в таких садах и начальных Монтессори-школах считаются реальные жизненные умения, в том числе и социально-психологические, с которыми ребенок приходит во взрослую жизнь.

С ноября 1999 года Ассоциация Монтессори-педагогов России проводит и собственную аккредитацию детских садов, использующих эту методику. Дело это добровольное и не дает никаких преимуществ, и пока процесс прошли до конца только 8 учебных заведений. Но это только начало.

Недавно стараниями Ассоциации Монтессори-педагогов России в Москве открылась первая в России специальная группа для мам с детьми от 8 месяцев до трех лет. Существуют и курсы, на которых работе по этой методике обучают педагогов. Например, на курсах Ассоциации Монтессори-педагогов России за шесть недель можно полностью овладеть методом. Семь блоков программы, объем которой составляет 230 академических часов, можно пройти сразу или частями. Сдав шесть зачетов по результатам обучения, вы получите свидетельство государственного образца, а курсы проводятся совместно с Академией повышения квалификации. Иметь педагогическое образование не обязательно. Курсы организуются пять раз в год, и желающих учиться на них довольно много. Если вы хотите учиться за рубежом, к вашим услугам около 55 учебных центров в разных странах.

Подводя итог, можно сказать, что отечественная педагогическая наука и практика всегда обращалась к лучшим сторонам педагогического наследия Марии Монтессори, среди которых: приоритет личностной свободы ребенка в аспектах самодеятельности, самостоятельности, саморазвития, опора на сензитивные периоды личностного развития ребенка. В настоящее время в связи с актуализацией этапа дошкольного образования педагогическая система Марии Монтессори выступает поистине безграничной кладовой передового опыта мирового образования, способной обеспечить эффективность решения педагогикой детства выдвигаемых временем задач. Опыт оренбургской школы Монтессори это подтверждает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо отметить гуманистический подход Монтессори к ребенку. Ставя его в центре своей педагогической системы, она подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована личность ребенка, и признается уникальной гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.

Монтессори зона сенсорного развития — Детишки и их проблемы


Ребенок может постичь базовую основу математики еще до того, как познакомится с цифрами и счетом. В математической зоне собран сенсорный материал для развития чувств ребенка, умения сравнивать, измерять, упорядочивать; мыслить логично и точно.

Благодаря своей наглядности и конкретности Монтессори-материалы этого раздела позволяют объяснять детям трудные абстрактные математические понятия и операции.

Математические материалы делятся на 5 основных групп: обучение прямому и обратному счёту до 10; знакомство с цифрами от 1 до 10; соотнесение числа и количества; усвоение состава числа; знакомство с многозначными числами; порядковый счет до 1000; материал для постепенного запоминания таблиц сложения, вычитания, умножения и деления; дроби. 

Числовые штанги

Это 10 деревянных штанг, длиной от 10 см до 1м, разграниченные на чередующиеся красные и синие отрезки. Штанги можно использовать следующим образом: выкладывать в порядке возрастания и убывания; сравнивать их по длине, изучая понятия «длинное», «длиннее», «короткое», «короче»; определять, насколько отрезков одна штанга длиннее другой; самой маленькой штангой можно измерять длину длинных штанг; если выкладывать штанги крест-накрест, то ребенок будет учиться находить их середину. Но самое главное предназначение штанг – это донести до ребенка информацию о том, что каждое число обозначает определенное количество предметов. Выкладываем штанги по порядку, пересчитав на каждой отрезки, рядом кладем карточки с соответствующими цифрами. Развить глазомер ребенка можно с помощью игры «Угадай, сколько в этой штанге отрезков». Штанги подходят для изучения состава числа: считаем, из скольких отрезков состоит штанга (например, из трех) и думаем, сколько еще надо добавить отрезков, чтобы получилось 4. С помощью штанг дети на сенсорном уровне знакомятся с понятием дециметр.

Шершавые цифры

Вам понадобятся таблички с шероховатыми цифрами от 1 до 9. Ребенку нужно обводить двумя пальчиками цифру, запоминать её форму, написание и название. Найди соседей 8 прямоугольных карточек. Каждая разделена на три части. На центральной части написана определенная цифра от 2 до 9. Так же имеются отдельные карточки с цифрами от 1 до 10. Ребенку нужно подбирать соседей к карточкам.

Веретёна

Нужны два ящичка, разделенные внутри перегородками на 5 отсеков. Каждый отсек обозначен цифрами от 0 до 9. Необходимо также 45 счетных палочек (веретён). Ребенок раскладывает в каждую ячейку по нужному количеству палочек: где цифра 1 – одну палочку, цифра 2 – две палочки и т.д. Обговаривается, почему в ячейку с цифрой 0 не положили ни одной палочки. Подобную игру можно провести с пронумерованными стаканчиками и фасолью. Если все фасолины разложены по стаканчикам правильно – то фасолин не остается.

Числа и чипсы 

Цифры от 1 до 10 и 55 красных кружков. Ребенок выкладывает цифры по порядку, а потом под ними в столбик кладет соответствующее количество кружков. Получается визуальная лесенка. На этом материале можно знакомить с понятиями четных и нечетных чисел.

Размен денег

Играть можно как в настоящие деньги, так и вырезанные из картона дубликаты. Ребенку нужно научиться считать деньги, разменивать десятирублевую купюру монетами, давать сдачи.

Объединение множеств

Подготовьте несколько шнурков и разные геометрические фигуры небольшого размера. Ребенок выкладывает на столе несколько треугольников и «очерчивает» их шнурком. Затем так же выкладывает квадраты, круги и тоже объединяет их шнурками.

Знакомство с десятичной системой

Если ребенок умеет считать до 10, он сможет научиться считать и дальше. Единица – это маленькая бусинка, если взять десять бусин-единиц, которые ребенок собственноручно наденет на стержень, то получится десяток. Сотня – это квадрат из десяти стержней, а куб из сложенных друг на друга квадратов – сотни. Ребенок надевает бусинки на стержень.

Метр, сантиметр, дециметр, миллиметр

Ребенок с помощью линейки и метра измеряет различные предметы (лист бумаги, книгу, зеркало, стол, лавку и т.д.). Можно сделать бумажный ростомер и периодически измерять рост ребенка.

Килограмм, грамм

Ребенок с помощью напольных и бытовых весов взвешивает различные предметы.

Золотой материал

С помощью этого материала действие сложения, вычитания, умножения и деления приобретает буквальный смысл. Используется 100 бусинки золотистого цвета, 45 стержней с бусинками, 10 квадратов – сотен из бусин, 1 куб из бусин, карточки с цифрами от 1 до 9000. Ребенок знакомится с количеством 1, 10, 100, 1000 и учится выкладывать эти множества с помощью золотого материала. Единицы к единицам, десятки к десяткам, сотни к сотням, тысячи к тысячам. Затем осваивает карточки с написанием этих чисел и начинает сопоставлять количество и символы. Теперь можно на том же самом золотом материале наглядно осваивать сложение, вычитание, умножение и деление.

Доски Сегена

Две доски разделены на пять частей. На каждой части написано число 10. Прилагаются табличками с цифрами 1-9. С помощью этого пособия дети изучают цифры от 11 до 19 и соотносят их с определенным количеством стержней и бусинок.

Доска для сложения

Доска разделена на 11 горизонтальных рядов по 18 квадратов. Самый верхний ряд пронумерован от 1 до 19. Еще имеется 9 синих полос (первое слагаемое) и 9 красных полос (второе слагаемое). Все они разной длины – от 1 см до 9 см и пронумерованы. Чтобы сложить, например, 4+5, мы берем синюю полоску в 4 см и кладем её горизонтально по верхней строчке доски. К её концу прикладываем красную полоску «5». И смотрим по верхней строке – на какой цифре закончилась полоска – на 9. Значит, 4+5=9.

Доли и дроби

Нужны круги-дроби красного цвета от 1 целой до 1/10. Ребенок упражняется в составлении целого круга из 2х половинок, из 3х, 4х и т.д. частей; сравнивает эти части друг с другом: что больше 1/2 или 1/5. Постепенно соотносит количество частей с символами. Знакомится с названиями частей, учится их сравнивать, записывать, выполнять арифметические действия с дробями.



Source: www.montessori-city.ru

Сенсорное развитие младших дошкольников с использованием метода М. Монтессори



Роль сенсорного воспитания в развитии младших дошкольников переоценить трудно, поскольку оно оказывает влияние на дальнейшее интеллектуальное совершенствование ребенка.

Цель сенсорного воспитания является направленное развитие ощущений и восприятий.

Задачи, поставленные сенсорным воспитанием:

– создание условий для формирования у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

– мотивированное развитие у детей системы сенсорных эталонов;

– побуждение детей к развитию умений самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных: эталонов в практической к познавательной деятельности.

Первым, кто заговорил о необходимости сенсорного развития ребенка, был Фридрих Фребель (1782–1852) — создатель первой системы дошкольного воспитания и основатель детских садов.

Второе педагогом, заговорившим о важности сенсорного воспитания, был Рудольф Штайнер (1861–1925). Создатель Вальдорфской школы, который первый ввел разновозрастные группы в обиход детского сада.

Третьей стала Мария Монтессори (1870–1952) (далее М.Монтессори), будучи врачом, начала, разработку методов воспитания детей с особыми образовательными потребностями с помощью сенсорного воспитания, а после работы с ними создала образовательную систему для развития обычных детей.

В отечественной педагогике Венгер Леонид Абрамович (1925–1992) посвятивший жизнь изучению сенсорного развития детей и разработке дидактических игр для воспитателей. Анна Михайловна Леушина (1898–1982) занимавшаяся проблематикой сенсорного развития в детском саду, уделяя большое внимание ориентированию в пространстве и опознанию геометрических фигур у дошкольников. Здесь следует отметить тот факт, что все пособия и дидактические игры изготавливались руками воспитателя, а позиция педагога и ребенка «объект-субъект», что является неприемлемым в условиях внедрения ФГОС ДО.

В современном обществе проблема сенсорного воспитания стоит особенно остро, поскольку люди, улучшая себе условия жизни, усложняют ребенку возможность исследования и познания мира. Для поиска и обработки необходимой информации современное медиа пространство идеально, однако, для получения сенсорного образования подходит мало, поскольку для ребенка дошкольного возраста первично тактильное восприятие окружающего мира, а после него зрительное и слуховое. Дети с недостатком сенсорного воспитания испытывают трудности в области правописания, графопостроения, изготовления поделок, повторении движений за инструктором по физической культуре, танцам и т. д. Такое положение дел приводит к снижению самооценки ребенка, его мотивация к движению вперед падает.

Также стоит отметить отсутствие в отечественной педагогике систематического подхода к созданию образовательной среды, как правило, встречаются общие фразы, например: «…Образовательная среда должна включать в себя предметы, способствующие сенсорному развитию…» [2, c.3] или «…Главной задачей педагога при работе с младшими дошкольниками является развитие сенсорных и моторных навыков, в разработанной для этого среде…», а также «…Развитие ребенка должно двигаться от простого к сложному», здесь же нелишним будет упомянуть Федеральный государственный образовательный стандарт, говорящий о вариативности образовательной среды и об интеграции областей детского развития. Невольно возникают вопросы: каким образом построить образовательную среды, чтобы выполнить, как требования ФГОС ДО? Как построить область сенсорики для младших дошкольников, выполнив методические рекомендации, ориентируясь на три группы детей: с развитием по возрасту, опережающих развитие, отстающих в развитии?

Практика показывает, что достичь систематичного подхода к созданию сенсорной зоны в образовательной среде можно, используя метод М. Монтессори.

Метод М. Монтессори в отличие от вышеперечисленных имеет строгую систематику, с четким регламентом движений при демонстрации материала педагогом ребенку.

Монтессори материал (далее М. материал) разработан, существует в открытой продаже в России, в Санкт-Петербурге и одобрен AMI (Association Montessori Internationale). Иными словами, существует без коренных изменение уже второе столетие, что доказывает его состоятельность.

О материале и методе и самой М. Монтессори было много отзывов в большинстве своем положительных. Цель статьи не написать еще один, а рассмотреть влияние М. среды, на сенсорное воспитание современных дошкольников.

Главный принцип аналогичен фребелевскому — воспитание гармонично развитой личности. Разница в подходах и дидактическом материале. При использовании системы Монтессори (далее М. система) ребенку позволительно вести активную познавательную деятельность, в рамках правил — «Помоги мне сделать это самому» [3, с. 12], что помимо прочего помогает сгладить кризис трех лет. Личный пример педагога еще одна установка. Среда делится на 4 зоны: Упражнения в практической жизни, Сенсорика, Математика, Развитие речи. Рассмотрим зону сенсорики

Развитие тактильной чувствительность. Комплексы предметов, из материалов, для определения: размера, формы, цвета, звука, тактильных ощущений, запаха, веса. Все выполнено из материалов, знакомых ребенку.

Главная задача этого комплекса развить чувства: тактильные, зрительное, слуховое, обонятельное. Второстепенная задача — плавно подготовить ребенка к переходу к математической и языковой зонам, также продолжается развитие мелкой моторики. План работы с сенсорным материалом не привязан к определенным дата, поскольку ребенок может поступить в Монтессори — класс (далее М. класс) в любое время и его обучение начинается с самых азов, согласно концепции индивидуального подхода к каждому воспитаннику.

Принцип работы педагога с ребенком: «Помоги мне это сделать самому», а также «Свобода и дисциплина» — мотивирует ребенка на познание нового материала. Упражнение показывается столько раз, сколько необходимо для полностью самостоятельного выполнения ребенком. При этом демонстрация ненавязчива. Исправление ошибок только после окончания детской деятельности.

В М.-системе существует пять ступеней развития ребенка в использовании материала.

На первой ступени дети учатся сосредоточивать свое внимание, делают первые сравнения, поэтому последовательно работают с блоками-цилиндрами, используя, как один блок, так и несколько за один раз.

Вторая ступень дети упражняются в распознавании величин, цветов, тактильных ощущений. Красные штанги, коричневая лестница, розовая башня по-разному дают ребенку представление о величинах и их различиях. Первый комплект цветных табличек дает представление о трех основных цветах спектра. Шершавы доски помимо развития тактильной чувствительности, развивают мелкую моторику, косвенным образом готовят руку к письму.

На третье ступени у детей формируется хроматическое чувство, развивается тактильная чувствительность.

Четвертая ступень раскрывает перед ребенком многообразный мир оттенков с помощью большого набора цветных табличек и тактильных ощущений с ящиком с тканями.

Таблица 1

Ступени развития ребенка виспользовании материала

Первая ступень

Вторая ступень

Третья ступень

Четвертая ступень

Величина

Блоки-цилиндры

Красные штанги Коричневая лестница Розовая башня

Цвет

Цветные таблички

Цветные таблички

Цветные таблички

Тактильное восприятие

Шершавые доски

Шершавые таблички

Ящик с тканью

В приведенной таблице я осознанно не привожу пятую ступень развития ребенка, поскольку на ней заканчивается сенсорное воспитание и начинается активное освоение родного языка (письмо, чтение), также продолжение формирования математических представлений.

На основе вышеизложенного можно констатировать, что метод М. Монтессори в развитии сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста показал свою эффективность.

Работать педагогу-дошкольнику, используя эту методику легче, поскольку есть возможность уделять полноценное внимание нескольким детям во время образовательной деятельности. Сенсорное развитие происходит естественным образом в образовательной среде, где у ребенка есть возможность самостоятельно выбрать себе занятие.

Также дети самостоятельно переходят от одного простого материала к более сложному, внимательно следили за действиями педагога, активно подражали им в самостоятельной деятельности.

Влияние М — материала на сенсорное развитие детей можно охарактеризовать как положительное по нескольким причинам:

– сенсорное развитие происходит естественным образом в образовательной среде, где у ребенка есть возможность самостоятельно выбрать себе занятие, переходя от простого материала к более сложному;

– контроль ошибок производится самим ребенком, а возможность исправления без помощи педагога поднимает самооценку;

– дети, занимавшиеся М-материалом демонстрируют лучшие результаты в области сенсорики, чем дети, занимавшиеся с традиционным материалом.

Литература:

  1. Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори — материал: Школа для малышей — М.: Мастер, 1992. — 80 с.
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя дет. сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер, под ред.Л. А. Венгера — М.: Просвещение, 1988. — 144 С
  3. Дмитриева В. Г. Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори. Помоги мне это сделать самому — М.: АСТ; СПБ.: Сова, 2006. — 96 с.: ил
  4. Смирнова Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с.

Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное воспитание, ребенок, образовательная среда, сенсорное развитие, ступень, развитие, ступень развития ребенка, Коричневая лестница, Розовая башня, детский сад.

Консультация на тему: Пять зон раннего развития по методике Марии Монтессори.

Зоны развития, или где что лежит.

Монтессори выделяет пять зон развития ребенка:

  1. Зона практической жизни. Цель этих упражнений – помочь ребенку научиться заботиться о себе. Уроки для малышей в Монтессори группах просты и жизненны: налить воду в кувшинчик, а затем в чашку, открыть и закрыть дверь, правильно поздороваться, высморкаться, вытереть лицо салфеткой. На больших деревянных рамках, как на манекенах, части одежды со всевозможными застежками, большими по размеру, чем на самом деле. Так легче научиться застегивать пуговицы, крючки и кнопки, завязывать шнурки. Кроме того, малыши учатся чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего обычно мама не разрешает дома. Упражнения практической жизни включают в себя также материалы, которые можно использовать для переливания, пересыпания и сортировки предметов,-все то, что развивает движения руки и является подготовкой к освоению письма, чтения и математических абстракций. Очень важно: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными.
  2. Зона сенсорного развития. В этой зоне развития можно научить ребенка различать температуру, трогая лед, металлические предметы, нагретые на солнышке камешки, погружая руки в теплую воду. Можно развивать «барическое» чувство – умение ощущать разницу в весе, взвешивая в руке или на игрушечных весах тяжелые и легкие предметы. Игра на музыкальных инструментах поможет научиться различать их звучание. В этой зоне малыш может получить все ощущения, которых недостает ему в жизни: он развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также может потренироваться различать температуру, ощутить разницу в весе предмета. Здесь ребенок учиться различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, может познакомиться со свойствами тканей.
  3. Математическая зона. В этой зоне собраны материалы, позволяющие обучить ребенка основам математики. Обучение математике происходит естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, «пропитанной» математикой. Математическая зона содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился сложению, вычитанию, умножению и делению, освоил порядковый счет – и все то, что считается необходимым для готовности ребенка к школе.
  4. Зона языкового развития. В этой зоне кроха расширяет словарный запас, учится читать и писать. Большое значение уделяется развитию мелкой моторики. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе, учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.
  5. Зона естественнонаучного («космического») воспитания. Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов. В этой зоне малыш также узнает основы ботаники, зоологии, анатомии, географии и других естественнонаучных дисциплин.

Дополняют окружающую среду такими зонами, как музыкальная, зона искусства и танцев, работ по дереву, иностранного языка, двигательной активности. Эти зоны способствуют дальнейшему всестороннему развитию ребенка.

 

Зоны по Монтессори — запись пользователя Nastya (kopirochka) в сообществе Раннее развитие в категории Методика Марии Монтессори

Зоны в подготовленной среде и направление деятельности детей

Наполнение среды по зонам (Материалы, оборудование, игры.)

1. Зона упражнений в практической жизни

1.1

Подготовительные упражнения:

-умение носить различные предметы;

-умение разворачивать, сворачивать, открывать, закрывать и т.п.

-развитие мелкой моторики;

-подготовка руки к практической деятельности;

-умение работать иголкой, ножницами, пинцетами.

Стулья, материал, игрушки…

Коврики, салфетки, баночки к крышками, коробки, замки, винты и гайки, сумочки и кошельки с разными застежками.

Бусины разного размера для нанизывания, мозаики разного размера и формы; перекладывание и сортировка различных материалов: поролона, фасоли, орехов, ракушек, других природных материалов; поиск мелких фигурок в песке, крупе.

Пересыпание из кувшина в кувшин, ложкой из мисочки в мисочку; из мисочки в 2-3 меньшие; через воронку. Переливание из кувшина в кувшин; из кувшина в 2-3 емкости; через воронку; спринцовкой; губкой; шприцем; шнуровки.

Предвышивание, вышивание по картону, по ткани; пришивание пуговиц; разрезание полосок бумаги; перекладывание разных предметов пинцетами различного размера и формы.

1.2

Забота о себе:

-умение застегивать свою одежду

-умение мыть руки

-умение пользоваться зеркалом, расческой, носовым платком

-умение чистить обувь

Рамки с пуговицами, кнопками, крючками, липучками, шнуровкой, ремнями, бантами, молнией.

Комплект посуды и оборудования для мытья рук.

Зеркало, предметы личной гигиены.

Комплект материалов для чистки обуви.

1.3

Забота об окружающем:

-стирка

-глаженье белья

-мытье посуды

-мытье овощей и фруктов

-вытирание стола, подметание со стола

-подметание пола

-мытье пола

-чистка овощей

-резка овощей и фруктов

-формирование букета

-украшение группы

Комплект материалов и оборудования для стирки

Комплект материалов и оборудования для мытья глажки.

Комплект материалов и оборудования для мытья посуды.

Комплект материалов и оборудования для мытья овощей и фруктов.

Комплект материалов и оборудования для подметания со стола и мытья стола.

Метелка и совок.

Комплект материалов и оборудования для мытья пола

Комплект материалов и оборудования для чистки и резки овощей

Комплект материалов и оборудования для мытья посуды

Комплект «Красивый коврик», рамки, вазочки, др.материалы для украшения.

2. Зона сенсорного развития детей

2.1.

Развитие зрительного восприятия-различение размеров

-различение цвета

-различение формы

Блоки с цилиндрами, цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги.

Цветные таблички – коробки № 1, 2, 3, 4. ( пары по цвету, оттенки цветов)

Геометрический комод, конструктивные треугольники. Биологический комод.

2.2

Развитие осязания

Доски для ощупывания, шершавые таблички, ткани разной фактуры. Комплект материалов с различной поверхностью( обои, картон, мех, пластик…)

2.3

Развитие слуха

Шумовые цилиндры, колокольчики.

2.4.

Развитие обоняния

Баночки для развития обоняния

2.5.

Развитие вкусового восприятия

Вкусовые баночки

2.6.

Развитие теплового восприятия

Тепловые баночки, тепловые таблички. Комплект разных материалов.

2.7.

Развитие барического чувства ( восприятия веса)

Весовые таблички, мешочки разного веса. Безмен, грузики.

2.8.

Развитие стереогностического чувства

Геометрические тела, сортировки, волшебные мешочки с комплектами природного, геометрического материала, фигурок и т.п..

3. Зона математики

3.1

Первая группа математических материалов: счет в пределах первого десятка( количества и числа)

Красно-синие штанги, шершавые цифры. Веретена.

Чипсы. Материал для игры на расстоянии.

3.2.

Вторая группа материалов : десятичная система, введение математических действий.

Банк «золотого материала» ( единицы, десятки, сотни, тысячи). Комплекты карточек от 1 до 9000. Вводные подносы (на введение количеств и символов). Поднос с материалом для раскладки десятичной системы. Подносики.Марки. Карточки и книжки с задачами. Счеты.

3.3.

Третья группа математического материала: количества и числа от 11 до 19 и от11 до99.

Доски Сегена 1. Доски Сегена 2. Бусины к доскам Сегена. Цветные цепочки: для счета с перепрыгиванием, сотенная, тысячная.

3.4

Четвертая группа математического материала : запоминание таблиц сложения, умножения, вычитания и деления, упражнения на действия.

«Положительная змея», доска с полосками для сложения, рабочие карты для сложения. «Отрицательная змея», доска с полосками на вычитание, рабочие карты для вычитания.

Коробка со стержнями для умножения, доска для умножения, рабочие карты для умножения.

Контрольные карты на сложение, вычитание, умножение , деление.

Доска для деления, рабочие карты для деления.

Наборы примеров на все арифметические действия.

Бланки для упражнений на все арифметические действия.

3.5

Пятая группа математических материалов

Деревянные дроби. Круглые металлические дроби.

3.6

Дополнительные материалы по математике

Раздаточные листы для самостоятельной работы.Дидактические математические игры и лото. Наборы карточек для сопоставления количеств и чисел.

4. Зона русского языка и развития речи

4.1.

Расширение словарного запаса

Наборы предметов, муляжей, фигурок. Наборы карточек на разнообразные темы( растения, животные, предметы, приборы, техника…).

4.2

Звуковые игры

Коробочки с мелкими предметами на определенный звук. Ящичек с тремя отделениями.

4.3

Подготовка руки к письму

Рамки с вкладышами. Комплект материалов для освоения письма

4.4

Подготовка к письму

.Шершавые буквы прописные и заглавные. Комплект материалов для тренировки умения писать.Подвижный алфавит. Доски для выкладывания слов.

4.5.

Обучение чтению

Материал для первого( интуитивного) чтения. Серии карточек разной сложности для чтения слов, предложений, текстов. Книжки.

4.6.

Тренировка в рассказывании

Серии картинок и фигурок для составления рассказов, придумывания сказок.

4.7.

Дополнительный материал.

Дидактические игры и материалы ( самодельные и на печатной основе) на запоминание букв, тренировки в чтении, рассказывании.

5. Зона космического воспитания

5.1.

Живая и неживая природа. Четыре стихии: вода, воздух, земля, огонь

Наборы ракушек, камушков, коры, кусочков древесины и т.п. Карточки с изображениями живой и неживой природы.

Лаборатория ( уголок экспериментирования)

5.2.

Мир животных

Фигурки животных, карточки для чтения с классификацией, энциклопедии.

5.3.

Мир растений

Муляжи фруктов и овощей, гербарии, коллекции семян и плодов ,кусочков древесины, коры , мха и т.п. Сухие букеты. Уголок природы с живыми цветами. Карточки для чтения с классификацией. Энциклопедии. Наборы для экспериментирования над растениями, посадки растений и наблюдений за ними.

5.4.

Человек

Карточки, знакомящие детей со строением человека. Наглядный материал. Энциклопедии.

5.5.

Потребности человека (транспорт, жилище, мебель, посуда, одежда и т.п.)

Наборы мелких предметов для классификации . Наборы карточек для чтения с классификацией.

5.6.

География

Глобусы. Карты и атласы мира, России, Урала. Материал «Рельеф». Карточки с изображением рельефа на карте. Фотографии с видами Урала, Москвы, природы России. Материал «Континенты» (для чтения).

5.7.

Время. История.

Календари разного вида. Часы – песочные, модели, действующие. Карточки, знакомящие детей с названиями временных отрезков. Ленты времени.

6.Другие дидактические материалы

6.1.

Развивающие игры.

Логические кубы с отверстиями для фигур и тел разной формы. «Почтовый ящик»Наборы геометрических фигур разного размера и цвета.

Развивающие материалы Никитиных.

Пазлы разного вида. Конструкторы и мозаики разного вида, формы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *