Межполушарные связи: Развитие межполушарных связей | Витамин ума – Развитие межполушарных связей у детей, упражнения и игры. Признаки несформированности межполушарного взаимодействия

Развитие межполушарных связей | Витамин ума

или как несколько минут специальной гимнастики в день помогут всем стать отличниками.

 

В этой статье я хочу рассказать вам о специальных упражнениях для развития межполушарных связей коры головного мозга и о том, почему это важно.

Отдавая ребенка в школу каждый из нас надеется, что учеба будет даваться малышу легко и без усилий. Но мало кто знает, что для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие межполушарных связей правого и левого полушарий коры головного мозга.

Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых, в основном, выполняет свою функцию. Левое полушарие отвечает за логику и анализ, а правое полушарие отвечает за образное мышление, креативность и целостность восприятия. Согласитесь, только налаженное взаимодействие двух полушарий позволяет качественно воспринимать и обрабатывать полученную в школе информацию. Обмен информации между полушариями происходит через мозолистое тело, которое можно очень успешно развивать как в дошкольном так и в школьном возрасте. Для этого используются специальные, так называемые кинезиологические упражнения.

Такие упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению памяти и внимания, улучшают мыслительную деятельность, облегчают процесс чтения и письма. А еще эти упражнения формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю!

Попробуйте выполнять регулярно приведенные ниже упражнения, и результат не заставит себя долго ждать!

  1. Напишите на листе бумаги два ряда больших букв, например:

К Р В Б З Н М Л В О Н

Л П Л Л В В П Л П П В

Буквы верхней строчки нужно просто читать вслух, но одновременно с этим нужно выполнять руками действия, которые написаны в нижней строчке. Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднять вверх.

  1. Находясь на улице просите ребенка в течении двух минут очень быстро и без пауз называть вслух абсолютно все, что он видит. Наше правое полушарие видит образы, а левое полушарие подбирает под эти образы названия. Вы увидите, что с этим упражнением ребенку не очень легко справится. Для того, чтобы было веселее, можно использовать для практики этого упражнения, например, настольную игру «Флэш».
  2. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец с другими последовательно. Сначала в одном порядке, затем в обратном. Делать сразу двумя руками.
  3. Чередуем положения ладоней на столе. Сначала кладем ладонь на стол, потом ставим ладонь на стол ребром, как заборчик, а затем сжимаем ладонь в кулак и ставим на стол. Меняем по очереди.
    Выполняем сначала одной рукой, затем второй, а после – двумя вместе. Удобно сначала сделать медленно, а затем ускорять. Делаем сидя за столом.

Невероятно полезно рисовать двумя руками одновременно. Для этого хорошо подойдет лист бумаги в клеточку. Начинайте от центра листа и рисуйте две зеркально симметричных половинки какого-то орнамента, а если умеете, то  два зеркальных рисунка.

Попробуйте выполнять обычные дела, но не ведущей рукой. Например, чистить зубы, писать или даже управлять компьютерной мышкой.

Кроме кинезиологических упражнений во время прогулок или вынужденной потери времени, например, в транспорте или очереди, можете предложить ребенку ряд развивающих игр «на скорую руку».

Важно, чтобы эти упражнения выполнялись ребенком не по принуждению – из-под палки – а в виде азартной, веселой, развивающей игры. Тогда навыки использования межполушарных связей будут приобретаться ребенком легко и будут особенно прочными.

Огромную пользу для развития межполушарного взаимодействия принесут сложнокоординационные занятия спортом и спортивные игры на свежем воздухе.

Для гармоничного развития ребенка очень важно, чтобы у него были задействованы оба полушария головного мозга, без резкого преобладания одного над другим. Эти веселые упражнения помогут Вам развивать межполушарные связи и улучшать творческие способности, как взрослых, так и детей.

В магазинразвивающие упражнения

 

 

 

 

 

Узнать о нас

Система межполушарных соединений — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Система межполушарных соединений — это система пучков нервных волокон (белого вещества, состоящего из аксонов отдельных нейронов), соединяющих полушария мозга на разных уровнях их организации.[2]

К системе межполушарных соединений относятся, в частности, мозолистое тело, передняя комиссура, задняя комиссура, обеспечивающие связь в основном на уровне коры больших полушарий, спайка свода, обеспечивающая связь между собой левой и правой половинок гиппокампа, спайка поводков, обеспечивающая связь между собой левого и правого поводков (левой и правой хабенул) эпиталамуса, межталамическое сращение, обеспечивающее связь между собой левой и правой половинок таламуса, спайки верхних и нижних холмиков четверохолмия, а также червь мозжечка, обеспечивающий связь между собой полушарий мозжечка.

[2]

Имеющиеся данные позволяют предполагать, что развитие и усложнение функциональной организации головного мозга хордовых животных в ходе эволюции шло в направлении «снизу вверх», или «от заднего конца к переднему» — в направлении наращивания новых, всё более развитых и сложных, всё более гибко адаптивных и всё более узко специализированных, структур мозга поверх уже имеющихся структур. Старые структуры мозга при этом сами остаются относительно неизменными (эволюционный консерватизм), но утрачивают часть своих прежних физиологических функций (иногда при этом они также частично атрофируются анатомически), и передают утраченную часть функциональности новым, более развитым и сложным, более специализированным и обладающим большей гибкостью и адаптивностью структурам.

[2][3]

Билатеральная симметрия как тела, так и мозга возникла в ходе эволюции живых существ очень рано, и свойственна не только хордовым, но и членистоногим и моллюскам. Их центральный нервный узел уже достаточно сложен для того, чтобы его можно было называть мозгом. Он также имеет достаточно чётко выраженные левую и правую половинки, и также имеет систему связей между этими половинками, причём на разных уровнях. Судя по имеющимся молекулярно-генетическим данным, очень рано в ходе эволюции возникло и разделение единого первичного мозгового пузыря («протомозга») на две симметричные половинки — на два полушария. Вероятно, оно возникло уже у общего предка хордовых и членистоногих — у так называемых урбилатерий.[2][3]

В дальнейшем, по мере усложнения организации головного мозга предков хордовых и образования новых мозговых структур поверх уже имеющихся, на каждом этапе между половинками вновь образовавшихся структур возникало новое межполушарное соединение. Старое же межполушарное соединение, параллельно утрате части функций соединяемыми им структурами мозга и возникновению новых структур с их новым межполушарным соединением, частично утрачивало своё значение в информационном обмене между полушариями. Большая часть информации между полушариями передавалась по вновь возникшему соединению. Нередко старое межполушарное соединение подвергалось при этом и частичной или полной анатомической атрофии, как это произошло с межталамическим сращением у человека и приматов.

[2]

Развитие межполушарных связей

Развитие межполушарных связей

Развитие межполушарных связей

Эмоции ребенка, за которые отвечает правое полушарие, напрямую влияют на процесс обучения, способность к концентрации, долговременную память, которые контролируются левым полушарием. Наладив четкое взаимодействие между обеими половинами головного мозга, можно повысить успеваемость ребенка, его обучаемость и нестандартное мышление. В школе Жохова развитие межполушарных связей у детей происходит на каждом уроке благодаря поочередному задействованию то одного, то другого полушария – картинки на проекторе чередуются с арифметическими и логическими задачами. В результате этого в решении учебных заданий оказывается задействован весь головной мозг, а между эмоциями, телом и мышлением достигается баланс.

Обучение без стресса

В жоховской системе детей не ругают и не критикуют на уроках – это очень важно, ведь стресс может блокировать приток крови к коре мозга, нарушив коммуникацию между полушариями и работу органов чувств. Из-за стресса ребенку становится трудно действовать и думать одновременно.

Тем не менее, стресс зачастую все равно возникает в процессе обучения, поэтому нужно восстановить взаимодействие между мозгом и телом. Делается это через высвобождение накопившейся энергии – в жоховских классах дети могут свободно ходить по классу, их не заставляют сидеть неподвижно на одном месте в течение всего урока, поэтому они могут самостоятельно избавляться от стресса и, помимо этого, помогать друг другу с заданиями, учиться сообща. А еще одним инструментом для восстановления работы органов чувств являются развивающие межполушарные связи упражнения и игры.

Кинезиологические упражнения

Образовательная кинезиология – это современное направление в науке, изучающее возможность развивать умственные и физические способности детей с помощью специальных двигательных упражнений. Благодаря им у учеников образуются новые нейронные связи, снижается уровень стресса и налаживается межполушарное взаимодействие, от которых напрямую зависит интеллект и эффективность процесса обучения.

Кинезиология совмещает себе знания из целого ряда других наук, таких как:

·         медицина;

·         философия;

·         психонейрофизиология;

·         педагогика;

·         генетика;

·         психология;

·         кибернетика;

·         информатика.

Кинезиологические упражнения очень просты, не требуют от детей больших усилий и могут выполняться где угодно. Ученики воспринимают их как игры, но результатом таких упражнений оказывается формирование баланса между левым и правым полушариями головного мозга, каждое из которых отвечает за собственную сферу в умственной деятельности ребенка.

Преимущества левополушарных и правополушарных типов

Левое полушарие мозга отвечает за умение читать, писать, анализировать информацию, способность к абстрактному, а также к двумерному и концептуальному мышлению. В зоне его ответственности – символы, слова, условные знаки. Дети, у которых доминирует левое полушарие, склонны к обобщению и абстрагированию, поступающая информация обрабатывается долго и последовательно. Они показывают лучшие результаты при постоянном повторении учебных материалов, отсутствии временных ограничений и нуждаются в умственной деятельности.

Правое полушарие отвечает за способность ориентироваться в пространстве, оперировать образами предметов, распознавать пространственные отношения. Дети с доминирующим правым полушарием проявляют склонность к искусству, музыке, рисованию и обладают невербальным интеллектом. Им лучше даются творческие задания, обучение в коллективе и любая социальная активность.

Зачем развивать межполушарные связи

Доминирование одного из полушарий дает такому ребенку весомые преимущества в определенной сфере деятельности, однако приводит к сложностям, когда учебный материал затрагивает другие сферы. Пристальное внимание к развитию межполушарных связей, которое уделяют учителя жоховских классов на каждом занятии, как раз преследует цель помочь детям научить мозг работать в полную силу, используя преимущества каждого из полушарий головного мозга. Это не только повышает успеваемость ребенка в школе, но и облегчает восприятие информации уже в старшем возрасте, открывая возможности к самореализации в любой сфере – интеллектуальной, творческой, социальной. Свободное передвижение по классу, благожелательное отношение и отсутствие критики способностей ребенка, кинезиологические упражнения с использованием проектора – вот комплекс мер и инструментов, используемых в жоховской системе обучения, которые помогают ученикам стать развитыми и разносторонними личностями.

Нарушение межполушарного взаимодействия

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно  и активно продолжается после рождения.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие  головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Агенезия (нарушение, недоразвитие)  мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.

Нарушаются пространственная ориентация, баланс, осознание собственного тела, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.

Ребенок с такими проблемами не ползает, тяжело начинает ходить,  с большим трудом начинает читать и писать, воспринимая информацию на слух или зрительно. У детей с данной патологией, если вовремя не начать коррекцию и последующую реабилитацию, возникает целый ряд серьезных проблем, которые являются серьезным препятствием в развитии и обучении, в том числе и школьном.

В том случае, если агенезия мозолистого тела не сопровождается никакими другими патологиями развития, прогноз для больного достаточно благоприятный. Примерно восемьдесят с лишним процентов таких детей развиваются практически без нарушений либо с пограничными проблемами в неврологическом развитии. Нужно признать, что главная «опасность» этого нарушения таится в том, что у ребенка не происходит закрепления полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты», ребенок требует всё время поддерживающей терапии с нарастающей нагрузкой для мозга. Такой подход должен сохраняться до 12-14 лет ребенка, пока межполушарные связи окончательно не сформируются. Форсировать события здесь, к сожалению, нельзя. Иначе не избежать сочетанных проблем и других патологических состояний, которые усиливают симптоматику и ухудшают клиническую картину.

Агенезия мозолистого тела, хоть и встречается сравнительно часто, тем не менее, является малоизученным состоянием, особенно на просторах нашей страны.

Межполушарное развитие и речь ребенка

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития речи, чтения и письма.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется! Оба полушария начинают работать без связи! Многочисленные иследования показали, что у детей ведущим полушарием является правое, значит левое блокируется. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами, возникают сложности с речью.

Для детей со специфическими нарушениями чтения и письма характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении такого типа возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонией созревания головного мозга, нарушением межполушарного взаимодействия.

Есть специальный тест на определение наличия межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислекии и дисграфии.

Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.

 Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.

Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии. Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.

Как же можно помочь такому малышу?

Первым делом обратиться к специалисту — нейропсихологу. И делать специальные кинезиологические упражнения, направленные на улучшение и развитие межполушарных связей.

Упражнения можно посмотреть здесь

В ходе систематических занятий по  кинезиологическим  программам у ребенка исчезают явления  дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшаются память, концентрация внимания, пространственные представления. Все упражнения  нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и  сложность. Выполним несколько упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *