Диагностика детей вырежи фигуры
Методика «Вырежи фигуры»
Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.
Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежи фигуры».
Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)
Оценка результатов
В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются врмя и точность выполнения ребенком задания.
10 баллов — все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.
8-9 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.
6-7 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.
4-3 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.
2-3 балла — все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.
балл — ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Методика «Времена года»
Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Оценка результатов
10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
4-5 баллов — ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
0-2 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий.6-7 баллов — средний.
4-5 баллов — низкий.
0-3 балла — очень низкий.
Методика «Запомни и расставь точки»
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).
Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки».
Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки».
Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.
8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.8-9 баллов — высокий.
6-7 баллов — средний.
4-5 баллов — низкий.
0-3 балла — очень низкий.
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание .Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.
Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0-1 балл — за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний
2-3 балла — низкий
0-1 балл — очень низкий.
Методика «Кому чего недостает?»
Эта методика предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет. Перед началом выполнения задания, включенного в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок, на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке.
Задание, получаемое ребенком, заключается в том, чтобы как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.
Оценка результатов
10 баллов — время выполнения задания оказалось меньше чем 30 сек.
8-9 баллов — время выполнения задания оказалось в пределах от 31 сек до 49 сек.
6-7 баллов — время выполнения задания составило от 50 сек до 69 сек.
4-5 баллов — время выполнения задания заняло от 70 сек до 89 сек
2-3 балла — время выполнения задания оказалось в пределах от 90 сек до 109 сек.
0-1 балл — время выполнения задания заняло до 110 сек и выше
Стимульный материал к методике «Кому чего недостаёт?»
Выводы об уровне развития
Методика «Скульптура
Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.
Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.
0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.
2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.
4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.
6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.
8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.
10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.
Комментарии к методике психодиагностики воображения. Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.
Выводы об уровне развития
Оценка в 10 баллов свидетельствует о наличии у ребенка задатков к тому виду деятельности, для которого существенно развитие соответствующего вида воображения. Такой ребенок, безусловно, готов к обучению в школе по тестируемому признаку.
Оценка, находящаяся в пределах от 8 до 9 баллов, говорит о том, что ребенок достаточно готов к обучению в школе.
Оценка в интервале от 6 до 7 баллов является признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.
Оценка в 4-5 баллов говорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной.
Оценка, равная 3 и меньше баллам, чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе.
Методика «Узнай фигуры
Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.
В методике детям предлагаются картинки в сопровождении следующей инструкции:
«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».
Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.
8-9 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.
6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.
4-5 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.
2-3 балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.
0-1 балл — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежи фигуры». — Студопедия.Нет
Подходы к определению способностей и одаренности в отечественной психологии. Понятия общих и специальных способностей (примеры методик). Определение понятия «способность».
Способность, будучи одной из наиболее общих психологически понятий, по-разному трактуется учеными. В отечественной психологии подчеркивается, что способность является индивидуально – психологической особенностью человека (Б.М.Теплов) и представляет собой «сложное синтетическое образование» (С.Л.Рубинштейн). Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу наиболее часто используемого в отечественной психологии определения способностей.
Способности – это индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость, быстроту и прочность овладения новыми способами и приемами деятельности.
Разработка проблемы способностей в отечественной психологии связана с именами трех крупнейших ученых Б.М.Теплова, С.Л.Рубинштейна и Б.Г.Ананьева.
Б.М.Теплова интересовали общие проблемы способностей. Именно он выделили те три признака способностей, которые положены в основу большинства определений, предлагаемых в учебниках по психологии. Кроме того, он изучал взаимосвязь способностей и задатков (на примере музыкальных способностей). Рассматривая связь между способностями, с одной стороны, и знаниями, умениями, навыками, с другой, Теплов подчеркивал, что они несводимы один к другому, а находятся в диалектической взаимозависимости: способности обусловлены наличными у человека знаниями, умениями и навыками и, в свою очередь, сами позволяют более легко и прочно овладеть знаниями, умениями и навыками.
С.Л.Рубинштейн активно разрабатывал вопрос о соотношении способностей и одаренности. Он предложил трактовку способности как обобщения психических процессов и деятельности. Он утверждал, что способности существуют и проявляются в конкретных видах деятельности, а не в чистом виде, как это предполагали многие ученые за рубежом.
С работ Б.Г.Ананьева началось исследование уровней способностей. Ему принадлежат первые в отечественной психологии подходы к сущности и структуре таланта и гениальности. Ананьева также интересовали вопросы взаимосвязи способности и характера, способности и личности.
Одаренность – это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость – это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.
Виды способностей
общие (общий уровень развития) и специальные (связанные с некоторыми особенностями деятельности, формируются на базе общих способностей)
потенциальные (не реализуются в конкретном виде деятельности, но могут актуализироваться при изменении соответствующих условий) и актуальные (реализуются и развиваются в конкретном виде деятельности). Теплов связывал общие способности с общими моментами в разных видах деятельности, а специальные – с особыми специфическими моментами.
Тесты способностей.
Методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества.
Методика «Выделение существенных признаков»
Цель: методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.
Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного — перед скобками.
Тест пригоден для обследования подростков и взрослых. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно — ситуационные признаки.
Инструкция для детей и подростков: «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках — 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками — «сад», а в скобках слова: «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно 2 слова — «земля» и «растения».
Инструкция для взрослых: «В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее — пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.
Бланк
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).
8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).
9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).
10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).
11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).
12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).
13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).
15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).
16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).
17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).
18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).
19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).
20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).
Ответы (ключ).
1. Растения, земля. 11. Сражения, солдаты.
2. Берег, вода. 12. Бумага, текст.
3. Здания, улица. 13. Голос, мелодия.
4. Крыша, стены 14. Колебания почвы, шум.
5. Углы, сторона. 15. Книги, читатели.
6. Делимое, делитель. 16. Почва, дерево.
7. Диаметр, окружность. 17. Состязания, победа.
8. Глаза, текст. 18. Врач, больные.
9. Бумага, редактор. 19. Чувства, человек.
10. Игроки, правила. 20. Родина, человек.
Этот тест обычно включают в батарею тестов на мышление. Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого, следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.
Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол. Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.
Интерпретация.
Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает в начале ошибочные ответы, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по таблице.
Оценка в Баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Количество правильных ответов | 20 | - | 19 | 18 | 16-17 | 14-15 | 12-13 | 10-11 | 9 |
Методика «Вырежи фигуры»
Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.
Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежи фигуры».
Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)
Оценка результатов
В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.
10 баллов — все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.
8-9 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.
6-7 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.
4-3 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.
2-3 балла — все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.
0-1 балл — ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Методика «Закономерности числового ряда»
Методика оценивает теоретические математические способности. Обследуемые должны найти закономерности построения 7 числовых рядов и написать недостающие числа. Время выполнения — 5 мин.
Инструкция: «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 мин».
Числовые ряды
1) 24 21 19 18 15 13 — — 7
2) 1 4 9 16 — — 49 64 81
3) 16 17 15 18 14 19 — —
4) 1 3 6 8 16 18 76 78
5) 7 16 9 5 21 16 9 — 1
6) 2 4 8 10 20 22 — — 92 94
7) 24 22 19 15 — —
КЛЮЧ
1) 12 9
2) 25 36
3) 13 20
4) 36 38
5) 13
6) 44 46
7) 10 4
Интерпретация
Производится по числу правильно написанных чисел. Норма для взрослого человека — 3 и выше.
«Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС)
Цель: определить выраженность коммуникативных и организаторских способностей подростков.
Методика используется в психолого-педагогической практике достаточно давно, известна как составляющая комплексной диагностики профессионально важных качеств.
Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).
Текст опросника
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у Вас много друзей?
38. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
39. Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?
40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка результатов
Коммуникативные способности — ответы «да» на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и «нет» на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
Организаторские способности — ответы «да» на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и «нет» на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле:
К = 0,05 . С, где
К — величина оценочного коэффициента
С – количество совпадающих с ключом ответов.
Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0 — о низком уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.
Коммуникативные умения:
Показатель | Оценка | Уровень |
0,10-0,45 | 1 | I — низкий |
0,46-0,55 | 2 | II — ниже среднего |
0,56-0,65 | 3 | III — средний |
0,66-0,75 | 4 | IV — высокий |
0,76-1 | 5 | V — очень высокий |
Организаторские умения:
Показатель | Оценка | Уровень |
0,20-0,55 | 1 | I — низкий |
0,56-0,65 | 2 | II — ниже среднего |
0,66-0,70 | 3 | III — средний |
0,71-0,80 | 4 | IV — высокий |
0,81-1 | 5 | V — очень высокий |
Анализ полученных результатов.
Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.
Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряться в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Испытуемые, получившие высшую оценку — 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативности и организаторской и активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, Чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищёт такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Методика «Вырежи фигуры» — Психологу
Просмотр содержимого документа
«Методика «Вырежи фигуры»»
Методика «Вырежи фигуры»
Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.
Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежи фигуры».
Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)
Оценка результатов
В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.
10 баллов — все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.
8-9 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.
6-7 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.
4-3 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.
2-3 балла — все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.
0-1 балл — ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Методическая разработка (средняя группа) по теме: Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Григорьева Лидия Васильевна
Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель: Определить уровень развития мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Задачи:
1. Определить уровень развития координации движений кисти рук детей
среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. .
2. Определить уровень развития быстроты движений кисти рук детей
среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Определить уровень развития регуляции размаха и точности
движений рук детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Определить уровень развития скоростно-силовых способностей
пальцев рук детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
5. Определить соразмеренность движений руки и глаза детей среднего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
6. Определить уровень развития динамической координации рук детей
среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для проведения работы из научно методической литературы были отобраны методики, направленные на выявление и оценку уровня развития мелкой моторики пальцев рук детей среднего дошкольного возраста. Это методики: «Змейка», «Лабиринт», «Вырезывание круга» (Н.О.Озерецкого), тест «Речка» (С.О.Филиппова), тест «Скатай шарик» (Н.О.Озерецкого, Н.И.Гуревич), тест «Дорожка» (М.Безруких), тест «Штриховка» (М. Безруких), тест «Сложи квадрат».
Методика «Змейка»
Цель: выявление скорости движений и уровня развития координации кисти рук
Оборудование: бланк «Змейка» (см.рис)
о о о о о о о
о о о о о о
о о о о о о
о о о о о о
о о о о о о
о о о о о о
о о о о о о
о о о о о о
о о о о о о
о о о о о о
Описание процедуры исследования: ребенку предлагается в течение 30 секунд «запятнать» как можно большее количество кружков в «змейке»(т.е. поставить в центре кружков точки). Для левшей тест выполняется левой рукой.
Критерии оценки: при оценивании результатов ведется подсчет общего количества точек, нанесенных испытуемым, а затем из полученного числа вычитывается общее количество точек, поставленных вне кружка или на его границе. Полученное число (баллы) будут являться показателем успешного выполнения задания.
Выше 34 баллов — высокий уровень
27-33 балла — выше среднего
18-26 баллов — средний уровень
12-17 баллов — ниже среднего
До 11 баллов — низкий уровень
Методика «Лабиринт»
Цель: выявление уровня развития динамической координации руки
Оборудование: бланк «Лабиринт»
Описание процедуры исследования: испытуемому предлагается провести непрерывную линию, повторяя все изгибы лабиринта, но, не «дотрагиваясь» до его «стенок» (ограничительных линий). На проведение линий в двух лабиринтах отводится 1 минута 30 секунд без перерыва. Инструктаж сопровождается демонстрацией. Для левшей упражнение выполняется левой рукой.
Критерии оценки: ошибкой при выполнении задания считается:
1. выход за пределы лабиринта;
2. отрыв руки от бумаги при рисовании линий;
3. нарушение изгибов лабиринтов при их повторении.
Ошибки фиксируются в виде штрафных баллов (очков).
Методика «Вырезывание круга»
Цель: выявление степени развития динамической координации и соразмеренности движений кисти рук
Оборудование: бланк «Вырезывание круга»
Описание процедуры исследования: ребенку предлагается вырезать круг диаметром 5 см., ограниченный с двух сторон линиями на расстоянии 1 мм. На выполнение задания отводится 1 минута (для левшей задание выполняется левой рукой).
Критерии оценки: задание считается выполненным отлично, если ребенок за заданное время вырезал круг, практически не отклоняясь от центральной линии. (Небольшие отклонения возможны не более 2 раз).
Выполнение теста можно считать хорошим, если при вырезывании круга наблюдались отклонения от центральной линии, но линия разреза не касается ограничений и выглядит ровной (нет углов при разрезании).
Удовлетворительным вырезанный круг является в том случае, когда линия разреза не выходит, но касается ограничительных линий и выглядит не округлой, а ломанной (имеются углы при разрезании).
Ребенок справился с заданием плохо, если:
1. не уложился во времени, но кружок вырезал аккуратно;
2. линия разреза выходит за пределы ограничительных линий не более 2 раз.
Работа считается не выполненной в том случае, если:
1. испытуемый не уложился во времени и выполненная часть работы не
отвечает удовлетворительной оценки;
2. при вырезывании кружка испытуемым не соблюдались, перечисленные
выше требования, т.к. имеются множественные выходы за
ограничительные линии.
Тест «Речка»
Цель: определение уровня регуляции размаха и точности движений.
Оборудование: бланк «Речка»
Описание процедуры исследования: ребенку дается бланк для графического упражнения и карандаш (фломастер), предлагается сделать 15(20) штрихов («мостиков»), соединяя две линии («берега речки»). Эти штрихи чертятся по вертикальным линиям клеток тетрадного листа. Перед началом упражнения детям объясняется техника выполнения задания. Обращается внимание на точность нанесения линий, не искривляя их и не заводя карандаш за «берега речки». Объяснение сопровождается показом нанесения штрихов.
Критерии оценки:
5 баллов — задание выполнено полностью, без искажений линий и
захождения за «берега речки». Допускается не выполнения одной линии.
4 балла — задание выполнено с незначительными искажениями линий и захождениями за «берега».
3 балла — задание выполнено со значительными искажениями линий и захождениями за линию «берега».
2 балла — задание выполнено полностью, но с очень большими искажениями и захождениями за «берега».
1 балл — задание выполнено не точно, не полностью, с очень значительными ошибками.
Тест «Скатай шарик»
Цель: определение скоростно-силовых способностей пальцев рук.
Оборудование: лист бумаги для пишущих машин формата А4
Описание процедуры исследования: ребенку дают лист бумаги ипредлагают скатать из нее шарик, но предупреждают: действовать надо одной рукой, вытянув ее вперед, а вторую опустить вниз и не помогать ей. Затем задание выполняется другой рукой.
Критерии оценки: нормой для ведущей руки считается 15 секунд.
Тест «Дорожка»
Цель: выявление уровня развития координации руки
Оборудование: бланк с рисунком «Дорожка»
Описание процедуры исследования: ребенку предлагается провести путь от стрелки до конца, не касаясь линий и не отрывая руки. ‘
Критерии оценки:
Высокий уровень — линия ровная, без разрывов, небольшое количество
касаний ограничительных линий;
Средний уровень — линия неровная, с разрывами, большое число
касаний, тремор;
Низкий уровень — очень медленное движение, линия неровная,
разорванная, сильный тремор.
Тест «Штриховка»
Цель: определение соразмеренности движений руки и глаза .
Оборудование: бланк с рисунком «Штриховка»
Описание процедуры исследования: ребенку предлагается заштриховать две фигуры, соблюдая параллельность и стараясь не выходить за границы фигуры.
Критерии оценки:
Высокий уровень — штрихи ровные, параллельные, не выходят за
границы фигуры;
Средний уровень — штрихи неровные, нарушена параллельность,
небольшие нарушения ограничительных линий;
Низкий уровень — штрихи неровные, линии разорванные, нет
параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.
Тест «Сложи квадрат»
Цель: определение быстроты движений кисти и пальцев рук Оборудование: квадрат из бумаги 20*20см.
Описание процедуры исследования: ребенку предлагается на время согнуть лист бумаги по диагонали и еще раз пополам, до получения маленького треугольника.
Критерии оценки:
13 секунд — высокий уровень;
27 секунд — выше среднего;
41 секунд — средний;
65 секунд — ниже среднего;
1 минута 19 секунд — низкий.
Методика «Круг»
Методика «Круг»Цель: изучить проявления сострадания в поведении детей и их причины.
Группе испытуемых предлагается как можно точнее и аккуратнее обвести карандашом окружность. Каждому ребенку дается лист бумаги с нарисованной окружностью диаметром 19 см и цветной карандаш. Любой выход за пределы черты считается за ошибку, а большое количество ошибок влечет за собой наказание – исключение из игры. Перед началом работы экспериментатор произносит: «Сейчас ошибки засчитываются всей группе, каждому из вас», — и по его сигналу испытуемые одновременно начинают вести карандаши по окружности от вертикальной отметки в направлении слева – вниз. Спустя 5 — 10 секунд работа останавливается; дети отмечают вертикальной чертой место остановки и кладут карандаши. Далее экспериментатор сообщает, что в группе назначается «бригадир», который является ответственным за выполнение общей задачи, но ошибки каждого участника игры будут засчитываться одному «бригадиру», поэтому в случае большого количества ошибок исключение из игры грозит лишь ему одному. После того как смысл инструкции становится понятным для каждого испытуемого, экспериментатор произносит: «Сейчас ошибки засчитываются бригадиру», — и работа возобновляется: от вертикальной отметки дети ведут свои карандаши по окружности то количество секунд, что и в предыдущем случае.
Ситуации интегрального и порционального санкционирования повторяются, чередуясь 6 – 8 раз, при этом время замеров остается постоянным.
Поскольку для детей является очевидной прямая зависимость качества выполнения задания от скорости (чем быстрее, тем больше ошибок и наоборот), то при наличии побуждения уберечь от наказания своего товарища каждый ребенок в группе должен работать максимально осторожно, по крайней мере, в той же степени, в какой он работал при собственном наказании, поэтому скорость при парциальном санкционировании, когда за ошибки должен наказываться «бригадир», должна быть меньше или такой же, как при интегральном, т.е. Vn – Ve = 0, где V = S/T. Постоянное Т выполнение задания в обеих ситуациях наложения штрафных санкций дает возможность судить о скорости (а значит, о побуждении избежать ошибок) по протяженности пути, т.е. по суммарной длине дуги, прочерченной ребенком в ситуации интегральной штрафной санкции по сравнению с ситуацией парциальной. Положительная (или нулевая) разность между суммой «длин отрезков» в интегральной и порциальной сериях свидетельствует об усилиях, затраченных индивидами в группе по избежанию наказания своего товарища, т.е. о наличии гуманного отношения вследствие действенной идентификации с ним, отрицательная разность будет свидетельствовать об отчуждении детей от наказываемого («бригадира»).
Источник:
|
Диагностика подготовительной к школе группы. Диагностический материал. Экспресс диагностика в детском саду Н.Н. Павлова, Л.Г.
Экспресс диагностика
Комплект материалов Павловой Н.Н, Руденко Л.Г. предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Для диагностики используются классические методики, позволяющие
Подробнее1. «Найди такую же картинку» (внимание)
1. «Найди такую же картинку» (внимание) Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости
ПодробнееДиагностические материалы
Диагностические материалы Задание 1 «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко) Назначение задания: выявить умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному
ПодробнееКартотека игр «Развиваем память»
Картотека игр «Развиваем память» КАРТОЧКА 1 «Что изменилось?» Вариант 1. Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты.
ПодробнееРодительский клуб «Ребенок идёт в школу»
Родительский клуб «Ребенок идёт в школу» Критерии определения готовности ребенка к обучению в школе Социальная готовность 1. Принятие позиции школьника; 2. Мотивационная готовность; 3.Отношение к школе,
ПодробнееГрафические диктанты для дошкольников
Графические диктанты для дошкольников Что такое графические диктанты? Представьте перед собой лист бумаги, на котором расчерчены клеточки. В задании указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры
ПодробнееА ВЫ ГОТОВЫ К ШКОЛЕ?
А ВЫ ГОТОВЫ К ШКОЛЕ? ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития общества как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни
ПодробнееМетодика «Что здесь лишнее?»
Методика «Что здесь лишнее?» Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Успеваемость учащегося начальной школы, качество усвоения им знаний в школьный период во многом зависит от дошкольной подготовки. Почему один ребёнок хорошо успевает в начальных классах,
ПодробнееКартотека игр по теме «Транспорт. ПДД»
Картотека игр по теме «Транспорт. ПДД» Кулик Е.В., воспитатель 1 кв. категории Описание: представленные игры способствуют развитию произвольности психических процессов, элементарных мыслительных операций
ПодробнееГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Когда ребенку исполняется 6-7 лет, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, был хорошим учеником?
ПодробнееМотивационная готовность.
Мотивационная готовность. Понятие мотивационной готовности включает в себя отношение дошкольника к будущему учению. Речь идет о положительном отношении ребенка к школе, о его настроенности на серьезную
ПодробнееРазвивающие упражнения на память
Развивающие упражнения на память 1. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти: «Каскад слов» Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположите их
Подробнее1 класс Стартовая диагностика
1 класс Стартовая диагностика Содержание инструкций и заданий Задание 1 Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры).
ПодробнееПсихологическая готовность к школе
Психологическая готовность к школе В психологической готовности к школе традиционно выделяют три основных аспекта: эмоциональный, социальный, интеллектуальный. Эмоциональная зрелость ребѐнка предполагает,
ПодробнееКонспект НОД Тема «Как помочь Буратино»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад 41 «Рябинушка» 2017 г. Конспект НОД Тема «Как помочь Буратино» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Образовательная область образовательной
Подробнее«Назови предмет» «Быстрее нарисуй»
Серия дидактических игр 1 этап — игры направленные на развитие умения произвольно распределять и переключать внимание с одного объекта на другой в результате сознательных усилий воли. «Найди отличия» Обучающая
ПодробнееПодготовка к школе обучение письму
Подготовка к школе обучение письму ВНИМАНИЕ!!! Это бесплатная электронная книга. Приветствуется ее свободное бесплатное распространение, размещение на сайтах для свободной загрузки, раздачи посетителям
ПодробнееИЗУЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИЗУЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Автор: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Источник публикации: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. — 291 с. Цель
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Подготовительный класс Программа для индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий для учащихся подготовительного класса составлена на основе учебно-методического комплекта
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка «Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе значит быть готовым всему этому научиться». Л.А.Венгер, А.Л.Венгер «Готов ли Ваш ребёнок
ПодробнееОбъединение «Школа детства»
МБУДО ЦДТ «Феникс» Объединение «Школа детства» Дополнительная общеобразовательная программа по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста «Считалочка» (третий год обучения).
ПодробнееКак развивать внимание детей
Как развивать внимание детей Внимание — это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью,
Подробнее4. Тест отношений к школе «Домики»
4. Тест отношений к школе «Домики» Методической основой теста Домики является основанный на предпочтении цвета ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткинда. Процедура теста предполагает
ПодробнееКруги отношений: что такое личное пространство ребенка
Ольга Сумкина
Привет, меня зовут Ольга. Сегодня мы хотим обсудить важную тему — личное пространство ребенка и его границы. Сначала поговорим о теории вопроса, а потом вместе с моим сыном Артемом перейдем к практике — возьмем в руки карандаши, ножницы, цветную бумагу и через творчество попытаемся разложить информацию по полочкам.
Почему эта тема важна?
- Если ваш ребенок будет знать, что такое личное пространство, это позволит предотвратить различные виды психического (эмоционального), физического и сексуального насилия над ним со стороны взрослых.
- Если ваш ребенок будет понимать, кто может находиться рядом с ним в границах его личного пространства — кто может держать его за руку, обнимать, целовать, усаживать на колени, то при нарушении его личной зоны комфорта он почувствует это и поступит правильно.
А что значит «поступить правильно»? Это значит, что нужно совершить действия по алгоритму, который назовем «Три шага».
Алгоритм «Три шага»
Шаг первый
Если возникает ситуация, когда нарушается личное пространство ребенка, он должен почувствовать и понять:
- что ситуация является некомфортной или опасной;
- что его личное пространство нарушено без его разрешения;
- что ему не нравится ситуация, в которой он находится, и он хочет прекратить то, что происходит
Шаг второй
Ребенок должен попытаться сам остановить некомфортную или опасную ситуацию, сделав что-либо. Он должен сказать себе: «Стоп! Мне некомфортно».
Самое сложное для ребенка — остановить ситуацию и сказать вслух о своих чувствах.
Не все дети могут быстро выразить свой протест. Чувство страха или чувство стыда ребенка в этот момент могут перевешивать чувство «некомфорта» или даже чувство надвигающейся опасности.
— Ребенок может подумать, что бояться — это стыдно. «Зачем мне бояться и говорить о некомфортной ситуации родителям, учителям или друзьям? Лучше я промолчу и буду сильным в глазах взрослых и детей».
— Ребенок может испытывать страх быть непонятым. «Если я расскажу о чем-то неправильном своим друзьям, надо мною будут смеяться».
Шаг третий
Если ребенок сам не может справиться с ситуацией, он должен обратиться за помощью. В первую очередь — к родителям. Если их рядом нет, то к взрослым людям, которые могут помочь. Это учителя, медицинские работники, полицейские.
Если некомфортная ситуация возникла на улице и рядом с ребенком нет взрослых, к которым он может обратиться за помощью, то он должен знать, что можно зайти в любой большой магазин, в аптеку или на почту и обратиться за помощью. Нужно говорить: «Мне страшно, помогите мне пожалуйста, позвоните моим родителям». Ребенок должен действовать так до тех пор, пока кто-либо из взрослых не поможет ему и не позвонит родителям.
Задача взрослых — рассказать ребенку о том, что делать в подобных ситуациях.
Круги отношений
Как сделать так, чтобы ребенок усвоил информацию про личное пространство? Как научить ребенка применять её в ежедневных ситуациях?
Это можно сделать в форме практического занятия, состоящего из двух частей (теория и практика).
Вам понадобится инструкция «Circles of relationships», или «Круги отношений». Эта схема используется в школах Европы для объяснения детям темы про личное пространство.
Для проведения занятия необходимо заранее:
- сделать одну схему—инструкцию из цветного картона и подготовить цветной картон для изготовления схемы ребенком;
- начертить другую схему—инструкцию на листе формата А4 простым карандашом (чтобы ребенок мог раскрасить её).
Размеры схемы-инструкции «Круги отношений», которую подготовили мы.
Круг 1 (фиолетовый) — диаметр 3 см, круг 2 (синий) — диаметр 4 см, круг 3 (зеленый) — диаметр 5 см, круг 4 (желтый) — диаметр 6 см, круг 5 (оранжевый) — диаметр 7 см, круг 6 (красный) — диаметр 9 см.
Схему лучше разместить на листе формата А4 в горизонтальном виде.
Схема—инструкция, сделанная мною заранее из цветного картона.
Схема-инструкция, подготовленная для раскрашивания.
Первая часть занятия — детские вопросы и взрослые ответы
Мы с Артёмом рассмотрели «Круги общения», сделанные из цветной бумаги. Обсудили название, цвет и значение каждого круга.
Главное:
- Каждый круг — это определенная группа людей, с которыми ребенок вступает во взаимные отношения ежедневно (члены семьи, друзья, знакомые и незнакомые взрослые).
- Отношения ребенка могут быть доверительными или не доверительными в зависимости от группы людей (цвета круга).
- Акцент при доверительных отношениях делается на принципе уважения личного пространства вашего ребенка и уважении вашим ребенком личного пространства другого человека (участника взаимоотношений).
Фиолетовый круг — это круг, обозначающий личное пространство ребенка.
Это ты и твое тело. Это все твоё и принадлежит тебе. Взрослые люди только помогают тебе расти и развиваться. Ни один взрослый человек не может нарушить твое личное пространство без твоего согласия.
Но ты тоже не можешь нарушать личное пространство других людей — твоих друзей и одноклассников, твоих родителей и родственников. Назовем этот круг — «круг Я».
Синий круг, имеющий название «Family» или «Семья».
В этом кругу живут самые близкие тебе люди, с которыми ты общаешься постоянно. Это мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки, дяди и тети.
Но! Ты должен понимать, что у каждого человека в твоей семье тоже есть свое личное пространство. Ты должен уважать личное пространство членов твоей семьи, а они не должны пересекать границы твоего личного пространства.
Зелёный круг, который называется «Friendship» или «Дружба».
Зелёные отношения — это отношения с друзьями. Ты не должен нарушать личное пространство друзей, ты не должен обнимать своих друзей, если они этого не хотят, не должен садиться к ним на колени, не должен целовать их в щечку (если дружат — мальчик и девочка).
Но и твои друзья должны соблюдать границы твоего личного пространства.
Следующий круг — желтый. Его название — «Acquaintance» или «Знакомые».
Желтые отношения — это отношения со взрослыми и детьми, которых ты знаешь не очень хорошо. Иногда ты разговариваешь с ребятами, с которыми живешь в одном доме или ходишь в музыкальную школу.
Но! Нельзя заставлять разговаривать других детей, задавать им много вопросов, если они сами не хотят этого. Иначе ты нарушишь их личное пространство.
Если же малознакомый человек нарушит твое личное пространство, ты действуешь по алгоритму «Три шага».
Пятый круг оранжевого цвета. Его название — «Community helpers» или профессиональные помощники.
Это люди, которые могут помочь, если тебе нужно. Это учителя, полицейские, врачи, воспитатели и другие. Иногда их можно отличить по специальной форме. Ты можешь обратиться к ним за помощью, если оказался один и понял, что попал в опасную ситуацию.
Красный круг, который называется «Strangers» или незнакомцы.
Это все люди, с которыми ты не знаком.
Даже если незнакомый взрослый человек (мужчина или женщина):
- начинает задавать тебе на улице вопросы про тебя, твою семью, твоих родственников;
- дает тебе конфеты или жвачку;
- зовет в кино или в гости;
- предлагает проводить тебя до квартиры;
- говорит, что знает твою семью и родителей, что их послал за тобой твой папа или твоя мама;
- просит помочь найти магазин, аптеку или остановку
то ты не веришь им и поступаешь так:
- не разговариваешь с незнакомыми людьми,
- не отвечаешь на их вопросы,
- ничего не берешь у них,
- не задаешь вопросов сам,
- никуда не идёшь с незнакомыми людьми,
- не садишься с ними в машину, автобус, трамвай;
- не помогаешь незнакомым людям искать магазин, аптеку или остановку;
- ты уходишь от них, как будто ты их не слышишь.
Познакомьте ребенка с каждым кругом общения, чтобы он мог отличать опасную ситуацию от безопасной.
Мнение профессионала
Мы попросили высказать мнение о методике опытного педагога, психолога и заместителя заведующей МБДОУ «Частинский детский сад» (Пермский край) Марину Николаевну Панькову:
— Методика «Круги общения» является, на мой взгляд, простым и доступным способом научить детей основам безопасного поведения. Методика охватывает практически все виды взаимоотношений между ребенком и внешним миром. Важная информация дается ребенку доступно в игровой форме. Наряду с вопросами безопасности ребенок учится социализироваться в современном обществе, познает правила общения, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни, которые помогут ему завести друзей, быть успешным и самодостаточным человеком.
Вторая часть занятия. Как мы делали круги общения
Далее мы перешли ко второй практической и творческой части занятия.
Необходимые материалы:
- Цветной картон (наличие 7 цветов — фиолетовый, синий, зеленый, желтый, оранжевый, красный и белый)
- Ножницы
- Циркуль
- Простой карандаш
- Цветные карандаши или фломастеры
- Клей
- Линейка.
Артём открыл готовальню, достал циркуль, рассмотрел его внимательно и удивился, что он острый.
Артём попробовал сам начертить круги разных размеров. Было непросто!
Пришлось ему помочь.
Вырезаем круги.
Наклеиваем круги — от большего к меньшему.
Раскрашиваем вторую заготовленную схему.
Подписываем название кругов и продолжаем обсуждение вопроса про личное пространство.
Советы
- Придумайте заранее (до обсуждения вопроса про личное пространство ребенка) разные практические ситуации, которые могут возникнуть в жизни вашего ребенка в зависимости от его ежедневных дел (школа, секция, свободное время).
- Уделяйте время обсуждению вопроса про личное пространство ребенка два раза в неделю по несколько минут .
Личное пространство ребенка — мир, в котором должно быть безопасно и спокойно. Методика «Круги общения» — ваш помощник. Обсуждая вопрос каждую неделю, вы сможете помочь маленькому человечку установить границы личного пространства. Ребенок научится различать опасные и неопасные ситуации, применяя полученный игровой опыт в жизни.