Методика устного счета соробан на пальцах: Японские счеты Соробан (Абакус) – Учимся считать в уме. Все, что нужно знать о ментальной арифметике | ОБРАЗОВАНИЕ

Японские счеты Соробан (Абакус)

Методика счета под названием Соробан сегодня распространяется со скоростью света. Ее цель – развить умственные способности детей, равномерно задействуя левое и правое полушария. Этой методике более 25 лет в Японии, 3 года она работает в постсоветских странах. Но самое интересное, что счетам, на основе которых она построена, уже более 2,5 тысяч лет. И только сейчас из далеких стран Азии этот инструмент счета начинает распространяться по всему миру.

Ментальная арифметика первомайская

Что такое абакус?

Абакус (Абак), или Соробан – это древние счеты, которые использовали в древних странах Азии и Европе. В Китае они назывались абак  (по-латыни «абакус»), в Японии – Соробан. Однако применяли их также в Древнем Риме и Греции. Абакус несколько видоизменялись в зависимости от страны, где они использовались, но суть оставалась прежней.

Счеты представляют собой рамку, разделенную перекладиной. В верхней части расположена одна линия косточек. Каждая косточка в ней означает «пять». Внизу расположены ряды косточек, в каждом из которых по 4 косточки. Каждая из них обозначает «один».

Косточки на счетах Соробан, или Абакус специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Счеты Абакус обозначают единицы, десятки, сотни, тысячи и миллионы. С помощью Соробан дети быстро осваивают устный счет и даже могут перемножить многозначные числа.

счеты соробан

Как проходят занятия?

Методика обучения на счетах Соробан, или Ментальная арифметика, позволяет развить способности детей до небывалых высот. Основным инструментом при этом являются счеты Абакус. На первом этапе дети учатся пользоваться счетами.

На второй этапе дети представляют счеты Соробан в уме. Т.е. ребенок начинает представлять Соробан перед собой и производить вычисления в уме. При этом осваиваются 3 математические действия:

  • сложение;
  • вычитание;
  • умножение;

Обучение продолжается 2 года. Лучше всего начинать обучение в возрасте ребенка от  5 до 11 лет. Этот возраст считается оптимальным.  Но это не означает, что методика Соробан недоступна для старших детей и взрослых, просто для обучения может потребоваться больше времени.

Занятия в центрах Соробан проходят в течение 2 часов 1 раз в неделю. На дом детям даются задания. Если они выполнены, тренер открывает доступ к следующим. Для выполнения задания достаточно четверти часа в сутки. Программа может корректироваться индивидуально в зависимости от того, как успевает каждый ребенок.

Счеты соробан как выглядят

Как пользоваться?

Чтобы научиться пользоваться счетами, необходимо знать, что они из себя представляют. Счеты состоят из:

  • рамки;
  • разделительной полосы;
  • верхних косточек;
  • нижних косточек.

Посередине находится центральная точка. Верхние косточки обозначают пятерки, а нижние – единицы. Каждая вертикальная полоса косточек, начиная справа налево, обозначает один из разрядов цифр:

  • единицы;
  • десятки;
  • сотни;
  • тысячи;
  • десятки тысяч и т. д.

Чтобы отложить число, необходимо на счетах придвинуть к разделительной линии косточки, по числовому обозначению соответствующие цифре каждого разряда. Например, чтобы отложить число 165, необходимо на первой линии справа придвинуть верхнюю косточку (она обозначает пятерку), на второй линии – верхнюю и одну нижнюю косточку (5+1=6), на третьей линии – одну нижнюю. Так мы получаем требуемое число.

Дальнейшие вычисления будут сопровождаться передвижением косточек по линиям соответственно разрядам.

Что дает ментальная арифметика?

Японские счеты под названием Соробан учат не только считать, хотя в этом дети добиваются небывалых успехов.  Малыши с легкостью вычисляют в уме 10-значные числа, умножают и вычитают. Но быстрый устный счет не главная цель.

Считать – лишь способ развивать умственные способности. Ментальная арифметика способствует:

  • умению концентрироваться;
  • активизации слуховой и зрительной памяти;
  • совершенствованию интуиции и смекалки;
  • умению нестандартно решать проблемы;
  • проявлению самостоятельности и уверенности в себе;
  • реализации способностей и успешной карьере в будущем.

В основе методики лежит сила воображения. Именно благодаря ей удается ускорить мышление, наладить ускоренные связи между правым и левым полушариями мозга. Дети, которые учились по методике Соробан, быстрее осваивают иностранные языки, хорошо учатся в школе, более целеустремленные.

Здесь Вы можете посмотреть видео учеников, обучающихся в школе Соробан™

Отзывы

Так ли это? Действительно ли метод обучения столь эффективен? Отзывы в основном положительные: дети уже через пару месяцев начинают быстро считать и лучше соображать.

В основном родители довольны: дети подтягиваются по предметам, становятся внимательнее и сосредоточеннее. Но у некоторых ребят случаются неудачи. В основном это связано с тем, что задания в школе Соробан следует выполнять ежедневно. Некоторых детей трудно усадить ежедневно за выполнение заданий, и  они не успевают усваивать курс.

Таким образом, родители должны внимательно следить за реакцией ребенка на обучение. Если ему нравится, он успевает, и занятия не становятся предметом для слез и переживаний, можно продолжать. Но если малышу не уроках не комфортно, он не успевает, стоит попросить руководителя определить индивидуальный курс или вовсе пока прекратить занятия. Каждому свое!

Читать онлайн «Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей» — автор Куралай Жунисбекова

От автора

Методическое пособие написано преподавателем по ментальной арифметике, главным методистом, директором по образованию в центре по ментальной арифметике. Автор участвовал в составлении методики ментальной арифметики, когда она только появлялась в станах СНГ. Проанализировав рынок, заметила, что бывшие коллеги, которые также стали профессионалами в этой сфере, стали открывать компании, центры, ассоциации, выдающие сертификаты по ментальной арифметике онлайн обучение курсу ментальной арифметики для преподавателей. Они поняли, что франшиза это дорого, и стали дешевле сами обучать данному курсу.

В этой книге отражено большинство аспектов преподавания ментальной арифметики, чтобы преподаватели могли без прохождения дорогостоящего обучения, онлайн курсов, и тем более без франшиз, преподавать и развивать учеников с помощью ментальной арифметики.

Введение

Данное методическое пособие составлено для обучения преподавателей по ментальной арифметике, для руководителей детских центров и других профессий, связанных с обучением ментальной арифметике. С помощью данной книги Вы сможете обучиться всем формулам сложения и вычитания, умножения и деления, научитесь методике объяснения данного курса ученикам, организации работы преподавателя (план урока, работа с родителями, экзамены, олимпиады, нормативы, отчеты преподавателя и т.д.).

Тщательно изучив материал, преподаватель сможет добиться отличных результатов учеников, то есть для изучения курса ментальной арифметики преподавателю не нужно будет проходить дорогостоящие онлайн или оффлайн курсы, покупать франшизу.

Также в введении хочу оговорить основные понятия.

Ментальная арифметика — это методика быстрого устного счета (быстрее калькулятора), основанная на вычислении на специальных счетах — соробан. Научившись считать на соробане, ученики начинают ментальный счет.

Ментальный счет. Ученики представляют перед собой соробан и быстро считают на воображаемых счетах. Именно ментальный счет развивает оба полушария мозга: представляя соробан работает правое полушарие, переводя картинку в числа работает левое полушарие. То есть развивается логика, творческое, аналитическое мышление, фотографическая память, быстрота реакции, увеличивается уверенность в себе. На уроках ментальной арифметики используются флеш карты, развивающие задачки, диктанты на слух, ментальные диктанты, эстафеты, которые также развивают мелкую моторику рук, оба полушария мозга, слуховую и визуальную память, и как следствие улучшаются оценки по всем предметам.

1. Методика преподавания ученикам

1.1 Фундаментальные упражнения

Фундаментальные упражнения — примеры, которые необходимо выполнять каждый день для разработки пальцев, для повышения скорости решения примеров, в дальнейшем они же помогут при переходе на ментальный счет. Они меняются в зависимости от темы, формулы, пройденной на уроке. Фундаментальные упражнения необходимо выполнять быстро, соблюдая технику пальцев. Тремя пальцами левой руки держим соробан (мизинец, безымянный, большой). Большим пальцем поднимаем косточки (складываем), указательным опускаем (отнимаем). Верхнюю косточку, то есть 5 и поднимаем, и опускаем указательным пальцем. На соробане считаем пальцами правой руки (и левши, и правши).

По японской методике на соробане нужно считать так:

— большим и указательными пальцами правой руки

— средним и указательными пальцами левой руки.

Остальные пальцы левой руки держат соробан. Удобно когда ученики решают примеры на 3х-4х значные числа на скорость. Когда решаем на 3х-4х значных, то в середине используются те руки, которыми удобно ученикам. Технику пальцев следует соблюдать с первых занятий.

Фундаментальные упражнения следует выполнять после новой темы, до итогового диктанта и перед каждым домашним заданием.

ФУ нужны для закрепления формул и увеличения скорости решения примеров. Развивает мелкую моторику рук, что также влияет на интеллект и речь.

Преподаватель может составить свои игры/эстафеты ФУ, чтоб будет вызывать интерес у учеников, родителей и конкурентов.

Примеры для ФУ преподавателю рекомендуется знать наизусть или иметь при себе на занятиях.

Например, ФУ к формуле +4 Младших товарищей.

1+4

2+4

3+4

4+4

ФУ к формуле +9 Старших товарищей

1+9

2+9

3+9

4+9

6+9

7+9

8+9

9+9

ФУ на отработку всех формул

6+6+6+…=60

7+7+7+…=70

8

СОРОБАН. МЕТОДЫ УСТНОГО СЧЕТА

СОРОБАН. МЕТОДЫ УСТНОГО СЧЕТА

Никитская В.А. 1

1МБОУ Лесногородская СОШ

Черникова И.С. 1

1МБОУ Лесногородская СОШ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

С развитием современного стиля жизни, становится все актуальнее идея быстрого и наименее затратного обучения. Создаются различные методики, позволяющие быстро на базовом уровне овладеть иностранными языками, различными гуманитарными и техническими науками.

Наиболее остро эта тема затрагивается в начальной школе, поскольку обучение детей до десяти лет является самым продуктивным и важным этапом становления ребенка. Свойства памяти в этот период жизни позволяют максимально быстро осваивать окружающую информацию и приспосабливаться к миру.

Продуктивное обучение детей в этот период позволит ускорить темпы обучения в последующих классах. Я хочу затронуть тему быстрого устного счета, в котором мы часто нуждаемся в повседневной жизни.

Не всегда нужно придумывать что-то новое, чтобы добиться значительного прогресса. Иногда достаточно обратиться к хорошо забытому старому, к системам и методам исчисления, проверенными веками и тысячелетиями. Одним из таких примеров является Соробан.

Сейчас данная методика активно используется в школах Японии. Некоторое время назад в Японии была введена система обучения на компьютерах, но она была отменена в пользу соробана, обучение счету на котором сейчас начинается с 4 лет.

Счет на соробане так же был включен в систему сдачи экзаменов и является обязательной частью обучения в детских садах, школах, колледжах и даже некоторых вузах.

В отличие от большинства систем, соробан не требует длительного срока обучения и сложных дополнительных знаний или навыков и начать быстро пользоваться данной системой может любой желающий, изучив только основные положения бусин и действия, необходимые для проведения математических исчислений.

Единственной трудностью, с которой могут столкнуться люди, обучающиеся на соробане, может стать непривычная система счета, связанная с тем, что счет на соробане производится слева направо, совпадая с направлением письма в Японии. На первых этапах это может путать обучающихся, но подобный метод сильно облегчает счет и позволяет минимизировать возможность допустить ошибку.

Я выдвигаю свое предположение, гипотезу, согласно которой обучение устному счету на соробане или других видах абака поможет школьникам заметно изменить свои показатели скорости и точности подсчетов в лучшую сторону. Целью моей работы является выявление наиболее рационального и удобного вида счет, позволяющих работать с математическими данными максимально продуктивно, и подтверждение или опровержение выдвинутой ранее гипотезы.

Я ставлю перед собой задачу проверить свои предположения на практике, провести сравнительный анализ истории развития различных видов счетных механизмов, метод ее решения — анализ влияние данной системы счета на успеваемость одного конкретного ученика. В случае успеха я хочу продолжить свою работу, а так же предложить подобную систему для обучения учеников младших классов, чтобы улучшить общий уровень успеваемости в начальных классах.

Объектом моего исследавания являются различные виды счет, а предметом – характеристики подсчетов — их скорость и точность.

Помимо прочего, такой вид счета заставляет учеников использовать свое воображение, тренирует память и внимательность детей. Этот опыт будет полезен не только касательно общих математических способностей, но так же затронет становление ребенка и его индивидуальных качеств, таких как терпение, усидчивость, внимательность, собранность и так далее.

Глава 1. Сравнительный анализ устройств счета

1.1 История Соробана

В истории соробана часто мелькают такие слова как абак, суаньпань или сун-пан. Что же такое Соробан, Абак и Суаньпань? Все это — варианты счетной доски, относящиеся к разным эпохам и культурам. Проще говоря, счеты. В России их называют «Десятичный абак» или «Русские счёты».

Абак — доска для арифметических вычислений, использовавшаяся приблизительно с V века до н. э. в Древней Греции, Древнем Риме и в Китае. Впервые абак появился, вероятно, в Древнем Вавилоне. 3 тыс. лет до н. э. Первоначально представлял собой доску, разграфлённую на полосы или со сделанными углублениями. Счётные метки (камешки, косточки) передвигались по линиям или углублениям. В V веке до н. э. в Египте вместо линий и углублений стали использовать палочки и проволоку с нанизанными камешками.

У восточных арабов, как и у индийцев, абак был скоро вытеснен индийской нумерацией, но он крепко держался у западных арабов, захвативших в конце VIII века и Испанию. В X веке здесь познакомился со счётом на абаке француз Герберт (940—1003), написавший об этом книгу и пропагандировавший сам и через своих учеников употребление абака. Вместо камешков при счёте на абаке употреблялись и жетоны с начертанными на них числовыми знаками или римскими цифрами [1].

В Европе абак применялся до XVIII века. В Средние века сторонники производства арифметических вычислений исключительно при помощи абака — абацисты — в течение нескольких столетий вели ожесточённую борьбу с алгоритмиками — приверженцами возникших тогда методов алгоритмизации арифметических действий.

В странах Востока распространен китайский аналог абака — суаньпань и японский — соробан. Конструкции принципиально аналогичны, используют десятичную систему счисления, хотя японский вариант несколько экономичнее (в китайском, как и в русских счётах, используются «лишние» с точки зрения математики косточки). Для китайского и японского абака существует скрупулёзно разработанный набор алгоритмов, позволяющих механически (то есть, не занимаясь дополнительными вычислениями в уме или на бумаге) выполнять все четыре арифметических действия и даже извлекать квадратные и кубические корни.

Суаньпань (иногда неточно суан-пан) — китайская семикосточковая разновидность абака [2]. Суаньпань изготовлялись всевозможных размеров, вплоть до самых миниатюрных — в коллекции Перельмана имелся привезённый из Китая экземпляр в 17 мм длины и 8 мм ширины. Из-за дополнительных, ненужных костей суаньпань может быть труднее в освоении, чем японская разновидность абака [3].

Соробан (яп. 算盤 / そろばん, «счётная доска») — японские счёты абак [4]. Происходит от китайского суаньпаня, завезённого в Японию в Средние века (по некоторым сведениям, в XVI в.) [5]. Соробан состоит из нечётного количества вертикально расположенных спиц. Каждая спица представляет собой цифру. Обычно их 13, но встречаются соробаны и с 21, 23, 27 или даже с 31 спицей. Большее количество спиц позволяет набирать бо́льшие числа, или представлять сразу несколько чисел на одном соробане. На каждой спице нанизано по 5 костяшек, причём верхняя костяшка на каждой спице отделена от нижних рамкой. Четыре нижние костяшки называются «земными», и каждая представляет собой единицу. Верхняя костяшка называется «небесной» и считается за пять «земных».

В 16 веке, абак привезли в Японию. Из-за активного развития торговли, важность математического образования была очень высока. После продолжительных изучений и многих изменений абак принял современный вид. В 1928 году промышленная торговая палата Японии утвердила сдачу экзаменов на абаке. Хотя сегодня математические вычисления удобно выполнять с использованием калькулятора, навыки счета на Соробане не теряют актуальности [6].

Линейки расположены не горизонтально, как в русских счетах, а вертикально. Для десятичной позиционной системы это еще один плюс, так как соответствует форме записи чисел слева направо. Кстати, вычисления на соробане тоже ведутся слева направо, начиная со старших разрядов [7].

1.2 Почему «Русские счеты» уступают соробану?

Удалив косточку на каждой из осей обычных русских счетов, мы получили «русский соробан», в надежде, что он не уступит японскому. Да, удалось избежать неоднозначности набора цифр (в русских счетах число 10 можно представить двумя различными способами). Полученные счеты с девятью косточками развернули горизонтально, теперь, как и на японском соробане, сложение можно было производить поразрядно слева направо, что приблизило их к десятично-позиционной форме записи чисел. С увеличением скорости счета стали появляться трудности определения «на глаз» количества отложенных косточек на линейке, приходилось пересчитывать их (особенно 7 или 8 косточек). Это тормозило счет. Оказалось, наше «изобретение» не приспособлено под психологические особенности зрительного внимания человека так, как японский соробан.

Сложение в изначальных русских счетах производится перекидкой соответствующего количества костяшек справа налево по проволочкам [10], например, 6,5 — значит нужно взять шесть костяшек на первой направляющей и перекинуть влево и пять — после разделительной короткой полоски. Также и прибавляется следующее число, но если в каком-то ряду костяшек больше 10, то это значит, что нужно добавить костяшку в более высоком разряде (если на строке получается 11, соответственно оставляем 1 на низшем разряде и добавляем 1 в более высоком). Подобная система удобна в полном представлении десятичной системы исчисления, однако слишком громоздка и трудновыполнимая без непосредственного взаимодействия со счетами (в воображении).

Остальным видам абака соответствуют еще более сложные комбинации счета – по 6, 7 или 8 бусин. Из-за этого подобные счеты удобны исключительно при физическом взаимодействии с ними. Поэтому в данной исследовательской работе я буду проводить исследования с помощью именно соробана, чтобы облегчить процесс обучения и добиться лучших результатов.

1.3 Алгоритмы счета на соробане

Сброс соробана производится путем опускания всех косточек вниз. Для этого счеты слегка ударяют о стол. После этого двумя пальцами отодвигают верхние бусинки от перегородки.

Цена нижних косточек — один, а верхних — пять. Сначала нужно отложить первое слагаемое. Ряд за рядом формируется общее число, поразрядно. Все действия на счетах осуществляют слева направо. Сначала откладывается старший разряд и так до младшего, по порядку [8].

Затем также слева направо поразрядно необходимо произвести прибавление следующего числа. В принципе, это не сложно. Главное запомнить, что если разряд переполняется косточками, нужно добавить одну бусинку к старшему разряду (слева).

При этом не следует забывать, что на соробане работают всегда слева направо большим и указательным пальцами обеих рук [9].

Глава 2. Исследовательская часть

2.1 Исследовательская работа

До начала работы я провела небольшую работу со своей младшей сестрой (ученицей 4 класса) и подсчитала количество ошибок и среднюю скорость подсчета устных примеров, включающих сложение и вычитание нескольких чисел, в том числе содержащих два и три разряда.

После этого мною была проведена ознакомительная работа с ней, на которой она обучалась простейшим математическим действиям на соробане (сложение, вычитание, умножение, деление), узнала историю счет и различных систем исчисления. Подобные тренинги актуальных для любых возрастов, а обучение в группах принесет большие плоды, так как обучение в классе значительно отличается от непосредственного взаимодействия учитель-ученик.

Обучение одного ребенка является начальным этапом моей работы, чтобы получить наименее расплывчатые данные конкретно одного индивидуума, не делая поправку на коллективное мышление и деление учеников на «сильных» и «слабых».

Обучение продолжалось в течение нескольких уроков и для анализа результатов данной работы была проведена итоговая контрольная, по сложности соответствующая проведенной ранее работе, но включающая другие примеры.

Ей были представлены двадцать примеров различной сложности (не сложнее 4 класса) и производилось засекание времени для каждой группы примеров.

2.2 Используемые примеры:

Первая группа:

41 846 — 95 88 + 9 589 =

25 • 79 • 4 — 7 800 =

3 • 125 • 25 • 8 • 4 =

60000 : 15 • 12 : 6 =

500 000 : 10 000 • 80 : 125 =

23 746 + 48 598 =

23 756 + 48 498 =

3 400 · 1 560 · 156 000 =

125 + 126 + 127 + 128 + 129 127 · 5 =

85 000 — 12 543 — 16 267 =

96 000 : 3 : 5 : 15 =

4 000 : 80 • 20 =

480 : 16 • 130 =

45 • 40 : 30 =

(4 356 — 4 150) • 3 =

18 018 : 6 : 3 =

На какое число надо поделить 4500, чтобы получить 90?

Во сколько раз 340 больше, чем 17?

На какое двузначное число делятся и 54, и 36?

На какое число надо умножить 35, чтобы получить 140?

Вторая группа:

25 • 17 • 4 =

180 : 3 • 15 =

24 • 5 : 4 • 180 =

(800 — 796) • (900 : 6) =

8 • 12 : 6 • 50 =

(85 : 5) • (520 : 13) =

780 + 250 + 240 + 210 — 650 =

Мешок муки весит 100 кг. Сколько весит четверть мешка?

Четверть мешка крупы весит 20 кг. Сколько весит весь мешок крупы?

На какое двузначное число делятся и 24, и 60?

Во сколько раз 50 меньше, чем 4000?

60 000 : 12 : 25 =

35 • 2 • 6 =

750 : 150 • 42 =

70 : 5 • 3 =

80 : 16 • 13 =

85 : 17 • 120 =

600 : 150 • 23 =

12 • 60 : 4 : 3 =

560 : 40 • 50 =

[11], [12], [13], [14], [15]

Общее время подсчета всех примеров в первый раз (приблизительно) – 10 минут 15 секунд

Каждый пример – около 31 секунды

Количество ошибок – 2

После проведенных тренингов общее время подсчета – 8 минут 6 секунд

Каждый пример – около 24 секунд

Количество ошибок — 0

2.3 Анализ полученных данных:

 

Количество ошибок

Среднее время подсчета, секунды

Счет на соробане (устно)

0

24

Устный счет

2

31

Данные в виде диаграмм [23],[24]:

[25], [26]

Из этих диаграмм наглядно видно, что, несмотря на недолгий срок обучения, ребенку удалось заметно улучшить свои показатели. При внедрении данной программы в обязательную часть обучения учеников младших классов, общие показатели успеваемости, как в начальной школе, так и в последующих классах должны заметно измениться в лучшую сторону.

Выводы

На основе всех проведенных мною исследований и проанализированных данных, моя гипотеза была подтверждена, соробан действительно является несложной системой быстрого устного счета, а главное — легко осваиваемой и хорошо запоминающейся у детей. Введение подобной системы в учебных заведениях для обучения быстрому устному счету будет весьма полезным включением, экономящим время, развивающим память, воображение и образное мышление учеников начальной школы.

В настоящий момент многие Московские школы, вслед за Японскими школами и многими Европейскими учебными заведениями все чаще прибегают к использованию данной системы исчисления для обучения методам устного счета, в том числе с участием трудных математических подсчетов (уравнения, возведение в степень и т.д.) [27].

Я собираюсь продолжать свою исследовательскую работу, проведя внеклассные часы с учениками 3-4 классов, ознакомив их с принципами работы на соробане и так же проанализировать полученные данные. В данном случае, на основе более полной картины данных и более продолжительной работы у меня будет возможность так же выявить общее влияние подобной системы счета на память и внимание учеников.

Список используемой литературы и информационных ресурсов

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BD

  2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_japan/741/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BD

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%87%D1%91%D1%82%D1%8B

  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/15153

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D0%B0%D0%BA

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D1%8C

  7. https://soroban.by/blog/chto-takoe-soroban/

  8. http://steshka.ru/kak-schitat-na-abakuse-sorobane

  9. How to use a Japanese Abacus — Paul Green

  10. http://ergosolo.ru/reviews/history/schety/

  11. https://infourok.ru/zadaniya-dlya-ustnogo-scheta-klass-1109669.html

  12. http://pedsovet.su/load/240-1-0-18881

  13. https://doc4web.ru/matematika/sbornik-zadaniy-dlya-ustnogo-schyota-v-klassah.html

  14. http://nashol.com/2017010892525/ustnii-schet-sbornik-uprajnenii-4-klass-samsonova-l-u-2015.html

  15. http://matematika.gym075.edusite.ru/scheti.html

  16. http://hobbyshopnews.com/freedemo/bkabvurm/pic1935614.jpg *

  17. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c4/%D0%90%D0%B1%D0%B0%D0%BA.jpg *

  18. http://www.tsu.ru/upload/medialibrary/6bc/suanpan.jpg *

  1. http://www.hh.schule.de/metalltechnik-didaktik/museum/abakus/china/ab39.jpg *

  2. http://www.menar-rf.ru/upload/image/abak1.png *

  3. http://media.ffclub.ru/up216869-_____-1355553840.jpg *

  4. http://shogi.ru/wasan/Fukagawa/photos/16.jpg *

  5. http://www.onlinecharts.ru/

  6. http://graphing.ru/g

  7. http://chart.apis.google.com/chart?cht=bvg&chbh=a&chtt=%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D0%BA&chco=000000&chs=400×200&chd=t:2,0&chl=%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE+|%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BD&chds=0,2 *

  8. http://chart.apis.google.com/chart?cht=bvg&chbh=a&chtt=%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F%2C+%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%83%D0%BD%D0%B4%D1%8B&chco=000000&chs=400×200&chd=t:31,24&chl=%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE+|%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BD&chds=0,31 *

  9. http://soroban.ru

* фотографии, используемые в презентации

14

Просмотров работы: 704

Статья блога Школы Соробан

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А. Сухомлинский

Всё более актуальным в наше время становится вопрос о необходимости развития моторики рук. Это актуально и для офисного работника, и для рабочего на производстве. На всех этапах жизни движения  рук играют важную роль. Степень их развития определяет такие качества, как: речевые способности, внимание, координация в пространстве, концентрация, воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребёнка, исключительно важны для его умственного и физического развития. Именно на этой особенности человеческого организма и построена уникальная методика устного счёта Соробан.

Через развитие мелкой моторики – к успешному будущему с Соробан

Мелкая моторика представляет собой совокупность разных движений рук, скоординированных между собой и призванных на выполнение определённых задач. Такая координация достигается за счёт одновременного функционирования мышечной, нервной, зрительной систем, а также костной. Доказано научно, что не менее трети площади коры головного мозга, отвечающей за двигательную проекцию, приходится на кисти рук. Это мощный артикуляционный аппарат. Чем раньше начать его развивать, тем раньше мы сможем обеспечить ребёнку  управление  своим костно-мышечным двигательным аппаратом через контроль движений органами чувств и высшей нервной деятельностью. С течением времени навыки управления координацией действиями пальцев и кистей рук становятся всё более сложными и разнообразными. Актуальность развития мелкой моторики возрастает в период от 5 до 11лет. Именно в этом возрасте возникают и укрепляются все необходимые мыслительные новообразования. К 5 годам у ребёнка начинается осознание положения и перемещения собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно – тактильно – кинетических связей. Движение рук  уже выполняется под контролем зрения. К 8 годам основное развитие связей между полушариями (создание и развитие мозолистого тела посредством движений) заканчивается.

Именно поэтому для детей от 5 до 11 лет в школе Соробан созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук. У нас Обучение:
  1. регулярное;
  2. систематическое;
  3. доступное;
  4. посильное;
  5. привлекательное;
  6. тренирует мозг.
Занятия:
  • ежедневные, но не длительные;
  • добровольные;
  • комфортные;
  • гарантирующие победу и положительную оценку.
Опытные тренеры применяют разнообразные методы и приёмы, активизирующие мыслительные и двигательные центры мозга. Дети, играя, формируют свой жизненный потенциал. Если же мелкая моторика слабо развита и не развивается, то у ребёнка наблюдаются характерные отклонения:
  • нарушена техника движений;
  • страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность;
  • недостаточность психомоторики;
  • плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;
  • неумение правильно держать ручку или карандаш, регулировать силу нажима на них.

Ребёнок плохо говорит?

Поскольку мелкая моторика напрямую связана с речью, ведь  их центры в головном мозге находятся очень близко, то недостаточность её развития влечёт нарушение произношения и различения звуков, маленький словарный запас, недоразвитую связную речь. У этих детей отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере, снижена наблюдательность и мотивация, появляется неуверенность в себе, агрессивность и обидчивость, неумение общаться с окружающими и ребятами своего возраста.

Развитие мелкой моторики рук в раннем возрасте

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятие ребёнка. Развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно переплетаются. Если активизируются моторные навыки пальцев рук, речевой центр  тоже активизируется. Лучше раньше начать разработку моторики, чем рано обучить чтению. От эффективности  раннего развития именно мелкой моторики зависит координация движений и восприятие ребёнком окружающего мира и себя в нём. Создание произвольного внимания тоже  во многом связано с влиянием двигательных процессов мелкой моторики. Все эти процессы напрямую зависят от особенностей физиолого-психологического развития детского организма.

Развитие мелкой моторики пальцев в Соробан

В школе Соробан дети учатся пальчиками откладывать примеры на косточках, после –на воображаемых счётах, представив их в голове. Работает мышечная память, или двигательная. Создать и буквально потрогать – вот принцип уникального счёта.  Соробан обучает счёту при помощи обычных косточек.  Ребята, притрагиваясь подушечками  пальчиков к ним, ощущают их поверхностные особенности и форму. Тем самым, они приобретают стимульные реакции, которые переходят в навыки проведения вычислительных операций в уме при помощи мелкой моторики( жестикуляции), наглядного материала и воображения, которые проходят в процессе игры. Тренировки пальцев активизируют нейронные центры в обоих полушариях мозга, запуская процесс развития нейронных связей.

Упражнения на счётах с помощью  пальцев задействует сразу оба полушария, развивая их согласованно и гармонично. Дети производят ритмичные движения пальцами и у них резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Вот так начинает своё развитие мышление. Постепенно с помощью работы с косточками реальных и воображаемых  счётов движения всех пальцев обоих рук становятся достаточно точны, развиваются мелкие мышцы рук. Так формируются новые нейронные связи и этот процесс запускают пальчики, начиная с нервных окончаний подушечек.  

Посмотреть расписание уроков ментальной арифметики школы устного счета Соробан в Вашем городе

 

Развитие мелкой моторики и внимания в Соробан

Посмотреть расписание уроков ментальной арифметики школы устного счета Соробан в Вашем городеУ  4 –х летнего малыша концентрация внимания длится всего 10-15 минут и если не развивать эту способность, то этот процесс может так и остаться на этих показателях. Благодаря занятиям в Соробан, на которых   активно используются  кисти рук, дети поднимают показатели не только  произвольного внимания, но и образного мышления и интеллекта. Создавая в воображении счёты, ребёнок  подключает кисти  обоих рук и при этом внимательно следит за монитором, слушает голос тренера и выполняет счёт. Ему нужно очень внимательно наблюдать за цифрами, чтобы не пропустить ни одной, что способствует улучшению концентрации внимания.

В это же время работает воображение, перемещая воображаемые косточки пальчиками в нужном направлении. Память удерживает результат каждой операции, формирует ответ. А если ребёнок при этом ещё и поёт  или  читает стихотворение(даже выразительно)и выполняет ещё какое-нибудь действие, то как развивается его интеллект! Прибавьте к этому процессу ещё и большую заинтересованность и уверенность в успехе. Работают пальчики! Именно с их развития и начинается развитие интеллекта : двигательные импульсы рук неразрывно связаны с головным мозгом и уверенно развивают и внимание, и  интеллект, и образное мышление.

Запишите на уроки ментальной арифметики в школу устного счета Соробан!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *