Методика мозаика для дошкольников – Методическая мозаика по теме «Использование элементов интерактивных методов обучения для развития коммуникативных навыков в условиях внедрения новых Государственных образовательных стандартов»

1) Название методики: Мозаика

2) Возрастной диапазон: ст.дошк. 5-7 лет

3) Цель методики: изучение зрительно-пространственного восприя­тия взаиморасположения объектов на плоскости, способ­ности различать основные и оттеночные цвета, форму гео­метрических фигур

4) Оборудование: цветные фломастеры, картин­ка-образец, лист бумаги с контурным изображением гео­метрических фигурок

5) Инструкция: «Посмотри, перед тобой картинка — мозаика. На ней нарисованы разноцветные фигурки, собранные в узор. Рядом с тобой листок бумаги, на котором эти фи­гурки рассыпались и не раскрашены. Раскрась их в нуж­ный цвет».

Перед ребенком стимульный материал. Диагност предлагает ребенку выполнить зада­ние согласно инструкции.

6) Обучающая помощь: стимулирующая и организующая помощь — подбадри­вание, стимуляция или концентрация внимания; разъясняющая помощь — повторение инструкции в бо­лее медленном темпе, с акцентом на том, что каждая фи­гурка должна быть раскрашена так же, как на образце.

7) Анализ результатов: По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: соответствие цвета фигурок на изображении и образце, качество раскрашивания, особен­ности зрительно-моторной координации, трудности в на­хождении нужной фигуры, степень соответствия получен­ного изображения картинке-образцу.

Зрительное восприятие цвета. Оценивается способность ре­бенка зрительно дифференцировать по цвету раскрашива­емые фигуры.

Зрительное восприятие формы. Оценивается способность ре­бенка зрительно дифференцировать по форме геометри­ческие фигуры.

Проявления показателя:

  • различает и соотносит все фигуры;

  • испытывает незначительные трудности в различе­нии фигур;

  • испытывает значительные трудности в различении фигур;

  • не различает фигуры.

8) Оценка результатов:

Высокий уровень восприятия

– ребенок правильно дифференцирует фигуры по цвету и форме, при раскрашивании выбирает правильный цвет, быстро находит нужную фигуру, не испытывает каких-либо трудностей при выполнении задания.

Средний уровень восприятия – ребенок испытывает трудности в дифференцировке фигур по цвету и форме, проявляет сниженный темп нахождения нужной фигуры, испытывает некоторые трудности в выполнении задания.

Низкий уровень восприятия – ребенок испытывает значительные трудности при выполнении задания, не дифференцирует фигуры по цвету и форме, показывает низкие результаты.

Левченко И.Ю., Киселева Н.А., Психологическое изучение детей с нарушениями развития. — М.: Издательство «Книголюб», 2008. -НЮ с; цв. ил. (Специальная психология.)

3

1) Название методики: Найди парные картинки

2) Возрастной диапазон:

2-3 года

3) Цель методики: выявить уровень развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.

4) Оборудование: две (четыре) пары предметных картиной (грибок, дом, зонтик, бабочка).

5) Инструкция: «Смотри, у нас с тобой одинаковые картинки. Сейчас я буду показывать тебе свою картинку, а ты найдешь такую же у себя и покажешь мне».

Перед ребенком кладут две предметные картинки, идентичная пара находится в руках взрослого. Он указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку просит показать такую же.

6) Обучающая помощь: если ребенок не выполняет задание, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.

7) Анализ результатов: принятие задания; осуществление выбора; понимание жестовой инструкции; обучаемость; результат; отношение к своей деятельности.

8) Оценка результатов: 4 балла (высокий) — ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.

3 балла (средний) — ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку; после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.

2 балла (ниже среднего) — ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

1 балл (низкий) — ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно (переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т. д.).

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.).

4

Диагностика взаимоотношения детей дошкольного возраста


Цель: эта методика позволяет проанализировать существующие эмоциональные связи в детском коллективе группы.

Это эксперимент, с помощью которых можно определить, какие существуют особенности отношений между сверстниками в дошкольной группе.

Исследуется степень вовлеченности ребенка в действия одногруппника, способы его участия, степень сочувствия, особенности просоциальных видов деятельности в случае, когда нужно выбирать – либо действовать в свою или чужую пользу.

В игре во время исследования принимают участие два ребенка. Каждый получает коробку, в которой расположены разноцветные элементы. И каждому выделяется пространство для деятельности. Одному из детей дается задание разложить у себя домик, а другой ребенок должен просто наблюдать за действиями первого.

Нужно пронаблюдать, насколько интенсивно и активно второй ребенок наблюдает за первым, заинтересован ли он в его действиях. Наблюдающий сначала должен порицать собирающего домик, а затем наоборот, хвалить его.

При этом нужно понаблюдать, какова реакция второго ребенка на неадекватную негативную оценку.

Станет ли он в открытую выражать свое несогласие с необоснованной критикой?

Или же он, напротив, начнет поддерживать ее?

Как он относится к похвале: противоречит ей или поддерживает?

После того, как первый ребенок закончит выкладывать домик, нужно детей поменять ролями.

Следующая часть исследования.

Детям нужно наперегонки построить солнышко. При этом заранее нужно позаботиться, чтобы цветные элементы были распределены по коробочкам детей так, чтобы большинство желтых элементов находилось в коробочке одного из них. Начав собирать солнышко, один из детей замечает, что у него явно не достает элементов нужного цвета.

Возникает ситуация, в процессе которой один из детей вынужден обратиться за помощью ко второму, но при этом они являются соперниками.

Как только работа по солнышкам заканчивается, водящий просит выложить небо.

Теперь ситуация складывается так, что тот, у кого было мало желтых элементов, обнаруживает у себя много синих элементов и его соперник вынужден обратиться к нему за помощью.

Для того, чтобы определить уровень сопереживания детей, нужно в этих ситуациях обратить внимание на их реакцию на просьбы помочь и поделиться элементами нужного цвета. Готовы ли они отдать детали, которые нужны им самим?

Оценка производится в соответствии со следующими шкалами:

1. Эмоциональная вовлеченность в действия соперника.

Интерес, проявляемый к действиям сверстника, насколько ребенок чувствителен к результату его деятельности – все это показывает уровень внутренней причастности.

0 – ребенок не проявляет никакого интереса к действиям соперника;

1 – ребенок бегло с интересом заглядывает в сторону соперника, но задерживает взгляд не на долго;

2 – время от времени пристально наблюдает за деятельностью соперника, возможно даже задает вопросы и комментирует;

3 – ребенок наблюдает за деятельностью соперника и даже активно помогает ему.

2. Способ участия в деятельности соперника.

Положительно ли он оценивает сверстника во время игры, отрицательно или старается сравнивать с собой.

0 – не дает никаких оценок;

1 – негативно относится к действиям соперника;

2 – старается сравнивать его действия с собой, говорит о своих действиях;

3 – позитивно оценивает действия соперника, дает советы и даже оказывает практическую помощь.

3. Способ выражения сопереживаний сопернику, которые проявляются в случае успеха или неудачи в его деятельности.

0 – абсолютно безразличен и не проявляет ни положительных, ни отрицательных чувств к оценкам соперника.

1 – поддерживает отрицательные оценки взрослого для соперника и выражает несогласие с положительными оценками. Считает, что превосходит соперника.

2 – соглашается и с положительными, и с отрицательными оценками для соперника. Этим самым ребенок пытается показать свое уважение к взрослому, дающему оценки.

3 – ребенок принимает адекватную похвалу своего напарника и протестует против несправедливого обвинения.

4. Способы выражения просоциальных видов поведения в тех случаях, когда нужно принять решение – действовать в свою или в чужую пользу.

Если дошкольник действует в пользу своего напарника по игре легко и без сомнений, то это отражает его личную внутреннюю позицию. Сомнения и попытки оттянуть время говорят о том, что ребенок пытается себя морально принудить поступить так.

0 – ребенок ни при каких обстоятельствах не помогает своему партнеру. Не помогают даже уговоры это сделать. Это свидетельствует об эгоистической направленности мышления ребенка, его желание самому хорошо выполнить задание.

1 – дети оказывают помощь своему партнеру с неохотой и под давлением окружающих. Если партнер упрашивает дать ему детальки нужного цвета, то он дает ему лишь один элемент, ожидая от него благодарности. Такая помощь называется провокационной, потому что она провоцирует партнера вновь обратиться за помощью.

2 – дети помогают своему партнеру, но только тогда, когда сами успешно справились со своим заданием. Это обусловлено тем, что игра является соревновательной, поэтому сначала ребенок пытается выиграть, а уже затем помочь сопернику, зная что тот в любом случае проиграл. Такой вид помощи называется прагматическим.

3 – ребенок дает возможность своему партнеру безвозмездно и без уговоров пользоваться всеми своими детальками. Иногда он даже сам проявляет в этом инициативу, не дожидаясь просьбы о помощи. Воспринимает соперника по игре, как партнера.

Применение диагностических методик для выявления объективной картины межличностных взаимоотношений дошкольников

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдалённые последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребёнку преодолеть их – важнейшая задача педагога и психолога.

Выявление и исследование межличностных отношений связано со значительными методическими трудностями, поскольку отношение, в отличие от общения, не может быть непосредственно наблюдаемо. Вербальные методы, широко используемые при исследовании межличностных отношений взрослых людей, также имеют ряд диагностических ограничений, когда мы имеем дело с дошкольниками. Вопросы и задания взрослого, адресованные дошкольникам, как правило, провоцируют определенные ответы и высказывания детей, которые порой не соответствуют их реальному отношению к окружающим. Кроме того, вопросы, требующие вербального ответа, отражают более или менее осознанные представления и установки ребенка. Однако между осознанными представлениями и реальными отношениями детей в большинстве случаев существует разрыв. Отношение своими корнями уходит в более глубокие пласты психики, скрытые не только от наблюдателя, но и от самого ребенка.

В психологии существуют определенные методы и методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений дошкольников. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина, так или иначе, отражает характер их взаимоотношений. При этом психолог или педагог констатирует особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии и воссоздает более или менее объективную картину взаимоотношений дошкольников. В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление глубинных внутренних характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Поэтому субъективные методы в большинстве случаев имеют проективный характер. Сталкиваясь с «неопределенным» неструктурированным стимульным материалом (картинки, высказывания, незаконченные предложения и пр.), ребенок, сам того не ведая, наделяет изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами, переживаниями, т.е. проецирует (переносит) свое Я.

Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются: социометрия, метод наблюдения, метод проблемных ситуаций. Предлагаем описание этих методов подробнее, для применения их в диагностической работе с детьми.

Социометрия

Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения.

Применение донной методики позволяет нам выявить различное статусное положение детей внутри группы, т.к. одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие — менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы. Описание предлагаемых методик соответствуют возрастным особенностям дошкольников 4-7 лет.

Капитан корабля

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

  • Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
  • Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
  • Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
  • Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Два домика

Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них — большой красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Таким образом, применив данную методику на практике, мы видим, что симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Метод вербальных выборов

Старшие дошкольники (5—7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

  • С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить, никогда не станешь?
  • Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?
  • С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

Обработка данных и анализ результатов.В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу)  Приложение № 1

Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:

  • популярные («звезды») — дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,
  • предпочитаемые — дети, получившие один-два положительных выбора,
  • игнорируемые дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками),
  • отвергаемые дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей. Наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные звезды и отверженные.

Метод наблюдения.

Применение данного метода позволяет нам увидеть конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Он незаменим для получения предварительных сведений. При наблюдении за детскими взаимоотношениями необходимо обращать внимание на показатели поведения детей:

  • инициативность — отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение,
  • чувствительность к воздействиям сверстника — отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения, сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него,
  • преобладающий эмоциональный фонпроявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

Предлагаем отмечать наличие данных показателей и степень их выраженности в индивидуальном протоколе. Приложение № 2

Но, по нашему мнению, этот метод имеет и ряд недостатков, главный из которых — его чрезвычайная трудоемкость. Он требует высокого профессионализма и огромных затрат времени, которые вовсе не гарантируют получения необходимой информации. Поэтому рекомендуем использовать данный метод совместно с дополнительными методиками.

Метод проблемных ситуаций.

Для исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.). Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это — игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3—4 лет, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь. Приведем примеры проблемных ситуаций, которые мы применяли на практике:

Строитель

В игре участвуют двое детей и взрослый. Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т.е. осуществлять активные действия), а другой — контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый 2—3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает».

Одень куклу

В игре участвуют четверо детей и взрослый. Каждому ребенку дают бумажную куклу (девочка или мальчик), которую надо нарядить на бал. Взрослый раздает детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги (для девочек — платья, для мальчиков — костюмы). По цвету, отделке и раскрою все варианты одежды отличаются друг от друга. Помимо этого, в конверты вкладываются различные вещи, украшающие платье или костюм (бантики, кружева, галстуки, пуговицы и пр.) и дополняющие наряд куклы (шляпы, сережки, туфли). Взрослый предлагает детям одеть свою куклу на бал, самая красивая из кукол станет королевой бала. Но, приступая к работе, дети вскоре замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава и один ботинок, а в другом — три ботинка, но ни одного носка и т.д. Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями. Дети вынуждены обращаться за помощью к своим сверстникам, просить нужную для их наряда вещь, выслушивать и реагировать на просьбы других детей. По окончании работы взрослый оценивает (хвалит или делает замечания) каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.

Мозаика

В игре участвуют двое детей. Взрослый дает каждому поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно отметить интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их.

Фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

Во второй части проблемной ситуации детям предлагается наперегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого — синие. Приступив к работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. Таким образом, возникает ситуация, в которой ребенок вынужден обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы.

После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка.
Способность и желание ребенка помочь другому и отдать свою деталь, даже если она нужна ему самому, реакция на просьбы сверстников служат показателями сопереживания.
Приложение № 3 (Обработка данных и анализ результатов).

Таким образом, применяя методы диагностики межличностных взаимоотношений на практике, мы своевременно обнаруживаем проблемные, конфликтные формы в отношении каждого ребенка с другими детьми. Использование данных методик на практике позволило нам выявить достаточно полную картину не только особенностей поведения ребёнка, но также вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстника. Эмоциональное и практически-действенное отношение выявляются в этих методи

Интерактивный метод «Мозаика» в образовательном процессе

Цель: Показать использование интерактивного метода «Мозаика» при организации учебного процесса

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

1

Приветствие гостей

 

Приветствуют

2

Вижу настроение у всех отличное и можно начинать занятие.

1-й слайд (приложение 4).

 

3

Чуть не забыла, вам большой привет передал Егорка и попросил выполнить его задание.

3-й слайд (приложение 4).

Работа в парах: проговаривают друг другу скороговорку, начинает 1-й вариант.

 1–2, 2–1.

4

Почему мы занятие начинаем со скороговорок?

 

Говорят «почему?»

5

А вот это мое задание, здесь есть варианты ответов, и я предлагаю их обсудить, что такое «Ажурная пила».

5-й слайд (приложение 4).

Работа в парах. 2-й вариант – ведущие.

6

Кто из вас прав подскажет шифровка «Расставь числа по возрастанию»?

7-й слайд (приложение 4).

Индивидуальная работа, взаимопроверка в парах.

7

 Мозаика, это что? Игра, правильно!

 У нас будет тоже игра, но учебная и играть начнем мы в малых группах по 4 человека. Даю 2 мин. на подготовку.

8-й слайд (приложение 4).

Ответы.

Самостоятельная посадка по 4 в группу и распределение ролей (командир, секретарь, докладчик, советчик), командир подает сигнал о готовности группы.

8

Девизом нашей игры будет:
«Дружба – хороший помощник».

Как вы это понимаете?

9-й слайд (приложение 4).

Поясняют.

9

Что бы вы хотели сейчас услышать об этой игре? Правильно! Посмотрите и послушайте эти правила.

1. Вы сейчас называетесь малой группой, а будете теперь называться основной группой.

10-й слайд (приложение 4).

Правила.

2. Командир основной группы получит задание и раздаст его вам.

3. Получив задание, вы уходите в экспертную группу.

11-й слайд (приложение 4).

4. В экспертной группе выполняете свое задание.

5. Подаете сигнал о готовности и возвращаетесь в основную группу для передачи своих знаний и для получения новых знаний

12-й слайд (приложение 4).

Задание группам: выяснить, чем будет заниматься ученик в группе, получивший роль командира, секретаря, докладчика, советчика.

13-й слайд (приложение 4).

10

А сейчас я побуду немного волшебником и превращаю, малую группу в …,

Еще раз.

11-й слайд (приложение 4).

Продолжают: в основную гр.

Основную группу в …,

12-й слайд (приложение 4).

Продолжают: в экспертную гр.

Экспертную группу в …

13-й слайд (приложение 4).

Продолжают: в ОГ.

11

Вопросов стало меньше?

Покажите в группе схему превращения групп.

14-й слайд (приложение 4).

Рисуют на плакатах
МГ – ОГ – ЭГ – ОГ.

12

Практикум.

1-й шаг. Чем будет занимается основная группа?

11-й слайд (приложение 4).

Работа в парах 1–2.

13

2-й шаг. Чем будет занимается экспертная группа?

12-й слайд (приложение 4).

Работа в парах 2–1.

14

3-й шаг. Для чего нужно возвращаться в основную группу?

13-й слайд (приложение 4).

Работа в парах 1–2.

15

Девиз:
Научился сам, научи других.
Как вы его понимаете?

15-й слайд (приложение 4).

Работа в парах 2–1.

16

Практикум: составить схему продвижения групп по «Мозаике».

Приложение
2.

Работа в парах, самоконтроль

16

1. Мы начинаем учебную игру «МОЗАИКА». Напоминаю задание группам: выяснить, чем будет заниматься ученик в группе, получивший роль командира, секретаря, докладчика, советчика.

2. Раздаю карточки КОМАНДИРАМ.

3. Моя помощь в освоении групповой работы «Мозаика».

Приложение
1.

 Передвижение самостоятельное по маршруту.

Отчет о работе.

Заполнение карточки задания.

17

На этом наше занятие заканчивается. Рефлексия «Я …».

16-й слайд (приложение 4).

Высказываются.

18

Настроение солнышко.

17-й слайд (приложение 4).

 

19

Настроение изобразить детской мозаикой.

18-й слайд (приложение 4).

На магнитной доске группы строят цветовую гамму настроения: красный, желтый, синий.

20

Звонок.

19-й слайд (приложение 4).

 

21

Творческих успехов.

20-й слайд (приложение 4).

 

22

Попрощаться!

 

 

Методическая разработка (старшая группа) по теме: «Методики диагностики межличностных отношений дошкольников»

Слайд 1

МБДОУ АР «ЦРР — Д/С № 6 «Олененок» «ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ». Подготовила: Самонкина Е. А. воспитатель высшая категория

Слайд 2

Введение Практически в каждой группе д\с разворачивается сложная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уж в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важная задача педагога и психолога. Отношение к другим людям является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Таким образом , нравственное развитие, отношение к другому неразрывно связано с отношением человека к себе и с характером его самосознания. На основе этих представлений была определена проблема и сформулирована гипотеза:

Слайд 3

ПРОБЛЕМА: конфликты в отношениях детей ГИПОТЕЗА: Если мы с помощью разных методик выявим проблемы детей в общении, то сможем осуществлять коррекционную работу по развитию нравственных качеств детей и отношений со сверстниками (Сможем определить детей с конфликтным и бесконфликтным поведением). Если дети научатся прислушиваться к сверстникам, понимать их качества и достоинства, они научится сопереживать другим людям, принимать их точку зрения.

Слайд 4

Цель: выявление проблем межличностных отношений детей в группе. Задачи: Апробировать методы диагностирования. Выявить избирательные предпочтения детей в группе сверстников. Формировать у детей нравственные чувства. (сопереживание, эмпати, сочувствие, сопереживание). Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений. Обогащать опыт социальных отношений детей.

Слайд 5

Предполагаемый результат: -создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка; -выявление детей с разным типом поведения; -развитие нравственных качеств детей; -оказание помощи в преодолении ребенком конфликтных ситуаций; -разработка занятий; оказание помощи родителям.

Слайд 6

І. Объективные методы (выявляющие объективную картину межличностных отношений): -социометрия; -метод наблюдений; -метод проблемных ситуаций. Социометрия Положение детей в группе в психологии выявляется социометрическими методами , которые позволяют выявить взаимные ( либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. Уже в старшей группе д\с существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, другие – менее. Степень популярности ребенка в группе имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития.

Слайд 7

«КАПИТАН КОРАБЛЯ» Стимульный материал: рисунок корабля или игрушечный кораблик. Проведение методики: Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля ( игрушка) и задает следующие вопросы: Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился в дальнее путешествие? Кого пригласил бы на корабль в качестве гостя? Кого ни за что не взял бы с собой в путешествие? Кто еще остался на берегу? Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети , получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Слайд 8

«ДВА ДОМИКА» Стимульный материал : лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой, красивый, красного цвета, а другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Проведение теста: Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: « Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный домик, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь. Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домике.

Слайд 9

Метод наблюдения Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает интересные факты, отражающих жизнь ребенка. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей: — инициативность – отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение; — чувствительность к воздействиям сверстников – отражает желание и готовность ребенка воспринимать его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных действиях ребенка на обращения сверстника, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраивать под него; — преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой, негативной. На каждое испытание заводится протокол отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности, которая измеряется в условных баллах – от 1 до 3.

Слайд 10

Метод проблемных ситуаций Для целенаправленного исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы ( поделиться или не поделиться со сверстниками, оценить его действия, разрешить конфликт и т.д.). Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это – игры и действия рядом, в которых дети могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия оказывать поддержку и помощь, взаимодействие.

Слайд 11

Ситуация : «МОЗАИКА» В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому – наблюдать за действиями партнера. Важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрение или принимает их. После того, как домик завершен. Взрослый дает аналогичное задние другом ребенку. 2 часть проблемной ситуации – детям предлагается на перегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого — синие. Приступив к работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. Таким образом, возникает ситуация, в которой дети вынуждены обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы. После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка.

Слайд 12

«ЗАКОНЧИ РИСУНКИ» Дети садятся полукругом. У каждого набор карандашей и листок бумаги. Взрослый говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который начали рисовать не вернется к вам». Дети начинают рисовать картинку на любой сюжет, затем по хлопку ведущего передают ее соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того, как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось, и кто из ребят, что нарисовал. В этой методики формируются различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстниками, помогать в процессе совместной деятельности, общение направлено на достижение общего результата. Эта методика способствует развитию взаимопомощи, способности принимать замыслы другого и радоваться успеху.

Слайд 13

ІІ. Субъективные методики- ( выявляющие субъективные аспекты отношения к другому). Все методики, направленные на выявление внутренних, субъективных аспектов отношения к другому, имеют проективный характер: ребенок проецирует (переносит) свое Я (свои ожидания, представления и установки) на других людей. «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ИСТОРИИ» Метод позволяет выявить отношение ребенка к окружающим. Взрослый просит ребенка закончить несколько ситуаций: Маша и света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: « Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила:… Что ответила Маша? Почему? Петя принес в детский сад новую игрушку – машину. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему? Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера…Что сделала Вера? Почему? Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: « Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», — ответила Оля. А Таня сказала…Что сказала Таня? Почему? При анализе ответов детей особое внимание следует обращать не только на правильность ответов ребенка, но и на его мотивировку.

Слайд 14

«ЛЕСЕНКА» Ребенку показывают рисунок лестницы, состоящей из 7 ступенек. Посередине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка. Взрослый объясняет значение нарисованных ступенек: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывает) ставят хороших детей, чем выше –тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Воспитательница? Твой друг? Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение взрослого. Анализ результатов . Прежде всего, обращается внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие дети» и даже «самые хорошие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе. При этом у ребенка развивается установка, что он или вовсе недостоин любви, или что его любят только за его соответствие определенным требованиям ( выполнить которые ребенок порой не в состоянии).

Слайд 15

«БЕСЕДА О ДРУГЕ» Отвечая на вопросы взрослого о других детях, ребенок открывает свое восприятие других и отношениях к ним. В ходе беседы взрослый спрашивает ребенка, с кем из детей он дружит, а с кем – не дружит. Затем просит охарактеризовать каждого из них: « Что это за человек? Что ты мог бы о нем рассказать?». При анализе ответов выделяются два типа высказываний: 1)Высказывания о друге : добрый/ злой, красивый/ некрасивый, смелый/трусливый и т.д., а также указание на его конкретные способности, умения и действия (хорошо поет, громко кричит). 2 ) Высказывания об отношении друга к себе: «он мне помогает/не помогает,». «он меня обижает/не обижает», «он со мной дружит/не дружит». При обработке результатов этой методики подсчитывается процентное соотношение высказываний 1и2 типа. Если в описаниях ребенка преобладают высказывания 2 типа, в которых доминирует местоимение «Я» ( меня, мною и т.д.), мы можем говорить, что ребенок воспринимает не сверстника как такового, а его отношение к нему. Это свидетельствует о восприятии другого через призму собственных качеств и характеристик. Преобладание высказываний 1 типа свидетельствует о внимании к сверстнику, о восприятии другого как самоценной, независимой личности.

Слайд 16

Вывод : Предложенные методики помогают выявить определенные тенденции в развитии отношения ребенка к сверстникам и к самому себе. Особое внимание должно привлекать случаи игнорирования сверстников, страх перед ними, враждебное отношение к другим, подавление и обвинение их. Использование предложенных методик будет способствовать своевременному выявлению этих тенденций и поможет обнаружить детей, представляющих своеобразную «группу риска» в развитии проблемных форм межличностных отношений.

Слайд 17

Особенности отношений детей со сверстниками Бесконфликтное поведение -Никогда не остаются безразличными к действиям сверстников;- переживают и поддерживают других детей;-предпочитают разрешать конфликты мирным путем;-успехи сверстников радуют их;-в большинстве случаев бескорыстно помогают сверстникам ( отдают им то, что нужно им самим). Конфликтное поведение -доминанта на собственной ценности;-приписывает людям определенное отношение к себе и переживает его как реальное;- не признают свою вину, в конфликтах обвиняют других, наказывают их;-трудности в отношениях с другими людьми и с самим собой;-самоутверждение — дети постоянно дерутся, агрессивны;-другие люди сами по себе им не интересны.

«Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе»

Цель: Показать возможность использования интерактивного метода «Мозаика» при организации учебного процесса в начальной школе.

Задачи:

  1. Раскрыть суть метода «Мозаика».

  2. Способствовать освоению метода при изучении техники работы в группе.

  3. Выявить плюсы и минусы данного метода.

Оборудование:

  • Презентация. 

  • Схема продвижения учащегося. 

  • Карточка-задание для групповой работы. 

  • Разработка интерактивного метода «Мозаика». 

  • Смайлики, солнышко, тучки, бабочки, цветочки, лучи и капельки.

Ход мастер – класса

  1. Приветствие гостей.

Свой мастер- класс, как и свои уроки, я начну с приветствия.

Скажем «Здравствуйте!» руками

Скажем «Здравствуйте!» глазами

Скажем «Здравствуйте!» мы ртом,

Станет радостно кругом.

Вижу, вы улыбнулись, настроение у вас прекрасное, можно начинать.

  1. Постановка темы и целей мастер – класса.

В школу приходят разные дети: «способные» и «менее способные». И мы стремимся, чтобы ВСЕ они были активны на уроке. Но… возникает вопрос, как включить каждого ученика в урок. Эту проблему можно решить через использование интерактивных методов обучения. И сегодня мы с вами познакомимся с одним из них. Чтобы наше занятие было более эффективным необходимо активизировать внимание, мышление и память, а поможет нам такой прием: «Ложная альтернатива».

  • Сумма чисел 8 и 4 равна — 11 или 13 ?

  • 7 х 7 – 47? или 48?

  • Что растет не березе — яблоки или груши?

  • Слово «ч…сы» — пишется как «чесы» или «чисы»?

  • Что тяжелее – килограмм гвоздей или килограмм ваты?

  • Столица России — Париж или Минск?

  • Какие звери живут в Африке — мамонты или динозавры?

  • Ажурная пила – это инструмент или жена, ругающая мужа?

Правильно, это МЕТОД. Как по — другому называется этот метод, вы узнаете, выполнив задание.

Вычеркните буквы, обозначающие только твердые согласные звуки, прочитайте слово. Правильно: Ажурная пила или мозаика.

  1. Знакомство с методом «Ажурная пила или мозаика»

А что такое мозаика? (игра, в которой из кусочков частей выстраивается вся картинка)

Данный метод строится на том же принципе, когда весь учебный материал разбивается на отдельные части, а потом собирается в целое.

Его разработал 1978 г. профессор Э.Аронсон и назвал Jigsaw «Мозаика», в дословном переводе «Ажурная пила» .

Этот метод  реализуется по следующей схеме: команды формируются по 4–6 человек. Такая группа называется основной или домашней. Каждому члену группы присваивается номер. Выбирается капитан.

Новый учебный материал делится на 4–6 частей, которые капитан распределяет между членами команды, и каждый учащийся самостоятельно изучает свою часть.

Затем члены разных команд, изучавшие одинаковую часть учебного материала, собираются вместе для обсуждения. Задача этого этапа: сравнить свои ответы с ответами других членов группы, объяснить свою точку зрения, прийти к общему решению.

После этого они возвращаются в свои команды, и каждый из них поочередно (согласно логике учебного материала) объясняет содержание своей части остальным членам команды.

Уровень усвоения учебного материала каждым учащимся можно оценить по результатам индивидуальной самостоятельной работы, теста или обобщающей таблице, которую они заполняют вместе.

Выигрывает та группа, которая набирает наибольшее количество баллов.

  1. Практическая часть.

Данный метод универсален, его можно применять на различных уроках. Самое широкое применение возможно на уроках литературного чтения и окружающего мира, когда необходимо познакомиться с большим количеством информации, но и на уроке математики и русского языка этот метод тоже можно применять.

Окружающий мир 4 класс – природные зоны, тундра.

Участники делятся на группы по 5 человек в каждой. 1 эксперт изучает географическое положение и климат, 2 эксперт – растительный мир, 3 эксперт – животный мир, 4 – деятельность людей в данной природной зоне и 5- экологическую обстановку. Встретившись опять в домашней группе, каждый рассказывает свою часть учебного материала, и вместе заполняют таблицу (приём «Белые пятна»).

Литературное чтение – работа с текстом, стихотворением.

Текст делится на части, каждый эксперт работает над своей частью, отвечает на вопросы, подбирает иллюстрации, можно озаглавить часть, составить характеристику героя, делает выводы, подбирает пословицу или поговорку, соответствующую его тексту.

Математика 1 класс. Решение задач в два действия.

Составная задача делится на две простых. 1 экспертная группа получает задание решить 1 задачу, вторая – 2 задачу, а третья записать краткую запись к составной задаче с пропущенными данными.

Затем они возвращаются в домашнюю группу, 1 эксперт объясняет решение своей задачи, а 2 эксперт решение своей задачи. 3 эксперт дополняет данные своей задачи и краткой записи, используя две предыдущие задачи и уже вместе решают составную задачу. Проверкой может быть самостоятельная работа по решению подобных задач.

Переходим к практической части нашего мастер – класса, в которой рассмотрим применение данного метода на уроке русского языка.

Тема: 3 склонения имен существительных.

Нам потребуются 3 группы по 3 человека в каждой. Коллеги, получившие жетоны за ответы, прошу занять свои места.

Каждая группа получает задания, распределяет их между собой и приступает к изучению и выполнению.

Пока участники работают, мы с вами посмотрим, какие же задания они получили. 1 эксперт работает над именами существительными 1 склонения, определяет род, выделяет окончания, отвечает на вопросы, формулирует выводы.

Соответственно 2 и 3 эксперты работают над 2 и 3 склонением.

По сигналу учителя участники переходят в экспертные группы в соответствии со своим номером. Сверяют свои ответы и решают, что они расскажут в своей домашней группе.

Вернувшись в домашние группы, каждый по очереди объясняет ту часть материала, в которой он стал экспертом.

В качестве проверки можно использовать самостоятельную работу по определению склонения имени существительного. После проверки подсчитывается количество баллов в каждой группе. Выигрывает та, которая набрала наибольшее количество баллов.

  1. Подведение итогов.

А нам пора подвести итоги.

Представьте, что я корреспондент журнала «Начальная школа».

Что Вы можете сказать о методе «Мозаика»?

Назовите плюсы и минусы данного метода.

Будете ли Вы применять его на своих уроках?

  1. Рефлексия.

Перед вами ромашковое поле, каждый цветок соответствует определенному этапу мастер-класса. У вас на столах лежат бабочки, расположите бабочку над тем этапом, который вам больше всего понравился и запомнился.

У нас с вами получилась солнечная картина, значит, наш мастер-класс прошел удачно! Всем вам творческих успехов! Спасибо за внимание!

Приложение 1

1 эксперт.

Определите род имён существительных. Выделите окончания.

Новая майка, длинная палка, дырявая сетка, любимый дядя,

деревянная ложка, новая няня, интересная книга, сильный папа,

хозяйственная сумка, желтая дверца.

Ответьте на вопросы:

Имена существительные какого рода относятся к 1 склонению?

Какие окончания они имеют в И.П.?

Сформулируйте вывод:

К 1 склонению относятся имена существительные ______и _________рода с

окончаниями_________ Например:___________________________________

Выполнив задание, перейдите в экспертную группу с тем же цветом карточки, что и у Вас. Сверьте свои ответы с ответами коллег, обсудите их, придите к единому мнению. Решите, что вы расскажете членам своей домашней группы.

2 эксперт.

Определите род имён существительных. Выделите окончания.

Большой дом, красивое озеро, старый пень, весеннее солнышко, бескрайнее поле, летний день, синее море, трудный пример, высокий шкаф,

любимый шарф.

Ответьте на вопросы:

Имена существительные какого рода относятся ко 2 склонению?

Какие окончания они имеют в И.П.?

Сформулируйте вывод:

Ко 2 склонению относятся имена существительные ______и _________рода с

окончаниями_________ Например: ___________________________________

Выполнив задание, перейдите в экспертную группу с тем же цветом карточки, что и у Вас. Сверьте свои ответы с ответами коллег, обсудите их, придите к единому мнению. Решите, что вы расскажете членам своей домашней группы

3 эксперт.

Определите род имён существительных. Выделите окончания.

Длинная тень, деревянная трость, густая шерсть, темная ночь,

золотистая рожь, красивая речь, любимая дочь, бедренная кость,

черная тушь, русская печь.

Ответьте на вопросы:

Имена существительные какого рода относятся к 3 склонению?

Какие окончания они имеют в И.П.?

Сформулируйте вывод:

К 3 склонению относятся имена существительные ______рода с __________

окончанием. Например: ___________________________________

Выполнив задание, перейдите в экспертную группу с тем же цветом карточки, что и у Вас. Сверьте свои ответы с ответами коллег, обсудите их, придите к единому мнению. Решите, что вы расскажете членам своей домашней группы

Приложение 2

Определите род, выделите окончания. По роду и окончанию определите склонение имен существительных.

Куст, кошка, лес, окно, ветер, чашка, речка, мышь, песок, груша, кукла,

тушь, снег, лягушка, дорога, кочка, дочь, лето, метр, лень.

Литература

  1. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г

  2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. — М.: Вита-Пресс,2005.

  3. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.

  4. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.

  5. http://festival.1september.ru/

Дошкольное развитие: Методика Земцовой / GAKKEN — запись пользователя Катя_мама_Принцессы (mother__princess) в сообществе Детские книги в категории дошкольникам

Чем бы дома заняться?

Отечественная методика Земцовой О.Н (кандидата педагогических наук, руководителя Центра дошкольного развития и воспитания детей). Это не первые книги автора, которые мы опробовали, но например серия "Умные книжки" не шла так страстно. Совершенно неудивительно, разве есть дошколята равнодушные к наклейкам. Переклеили всё что только можно, особенно любимы дочерью "Супернаклейки" от Махаона - дворцы и кукольный домик. Поэтому "Дошкольная мозаика" книжки с наклейками нам полюбились очень. Наклейки помогают активизировать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, а значит, повышается результативность занятий, ребёнок учится концентрировать внимание, развивается его мышление и память, наклеивание картинок приучает ребёнка к аккуратности. Кроме того, книжки с наклейками дают возможность ребёнку раскрыться. Проявить инициативу, свои творческие способности. во время игры малыш раскрепощается, становится более контактным, у него поднимается настроение.
Серия Дошкольная мозаика включает в себя 9 тематических книг и 1 пособие с тестами на закрепление навыков и оценку результативности обучения.
Мне очень нравится, что система охватывает все основные аспекты умственного развития ребёнка, грамотно и детально разработана применительно к разным возрастным группам. Понятные, яркие и эффективные развивающие издания по очень доступной цене.

В нашем распоряжении серия книг с заданиями на 2-3 года, на момент обучения ребёнку 2,8 года. Есть книги, которые она раскусила сразу и была готова выполнить все задания непременно, либо переклеить все наклейки. Поэтому главный принцип обучения по данным пособиям для нас - постепенность и выработка усидчивости, концентрации внимания, аккуратности и терпеливости, чего очень не хватает моему крайне активному ребёнку. Книги интересные по содержанию, прежде чем наклеить наклейку, обязательное условие рассказать, что ты видишь на картинке, описать в деталях. Поэтому основной плюс от книг - явное развитие речи. Не смотря на то, что дочь к своим годам и так отлично разговаривает, всё же после нескольких дней обучения произошел новый виток в развитии речи, предложения стали более полными, сложными, с ещё большим количеством прилагательных, говорить стала чётче и быстрее.

"Знакомимся с природой"

"Цифры и счёт"
От простого к сложному - сначала ребёнок учится понятиям "много", "мало" "один" с последующим переходом к каждой цифре, счёту предметов. Смысл научить не только счёту, но и визуальному узнаванию каждой цифры. Также на каждую цифру дана пропись.

"Цвета и формы"

Одна из тех книг, которую хочется изучить всю сразу - задания увлекательные.

"Готовим руки к письму"

"Развиваем память"

Тоже очень интересные задания - запомни, воспроизведи по памяти и дополни наклейкой.

"Развиваем мышление"

"Развиваем речь"

Одна из любимых у дочери, на каждую сценку представлен мини-диалог в вопросах и правильных ответах. Прекрасный вариант, когда мама устала, не нужно ничего выдумывать)

"Развиваем внимание"

Найди недостающий элемент и наклей.

"Учим буквы"

Вот такой блок с наклейками в каждом пособии:

"Тесты"

Задания в книгах "Тесты" составлены по разделам: мышление, грамота, развитие речи, математика, окружающий мир, моторика, сенсорика, внимание, память. Ребёнок ответит на вопросы по различным темам, научится размышлять и решать логические задачки, познакомится с основами чтения и счёта и подготовит руку к письму. В конце книги вы сможете подвести итог, подсчитав количество правильно и неправильно выполненных заданий.

Единственный ляп - не соответствует наименование блока в заданиях и столбец в таблице "грамота/сенсорика"

Вся вышеописанная методика Земцовой О.Н.в Лабиринт

****************

Немного о новинке на нашем рынке GAKKEN - методика основанная на японских принципах развития ребёнка, в общем а-ля KUMON, может по интересней. Книги с наклейками, часть из которых присваиваются как награда за каждое задание, звание "Молодец!"), остальная часть включены в задание, например "Кузнечик и лягушонок прыгают, проведи линию по пунктиру и приклей на новое место лягушонка и кузнечика", наклейки немного смягчают сложность задания, удваивают интерес, помогают привлечь ребёнка к выполнению сложного задания.

Если сравнивать несравнимое японские методики и ту же методику Земцовой, первые для моего ребёнка идут заметно труднее, они требуют большей концентрации, труда, терпения, приучают к выполнению заданий за столом, развивают усидчивость. Я знаю, что есть детки, которые и Кумон и Гаккен щёлкают как орешки, на ура, для нас же это огромный молчаливый труд, 1-2 задания за раз.

"Лабиринты"

Книга «2+ Лабиринты» научит вашего малыша:
• рассуждать логически;
• доводить начатое до конца;
• концентрироваться на решении задачи;
• рисовать разные виды линий.
А ещё лабиринты, как никакая другая деятельность, готовят руку малыша к письму и формируют хороший почерк.

Совершенно не люблю вынимать лист с заданием, но иначе заниматься ребёнку неудобно. Для меня это скорее минус в подаче материала.

В отношении изучения счёта, тетради Гаккен представлены также в варианте для самых маленьких: первая ступень счёт до 5, вторая счёт до 10. Мы начали со второй, первую актуально лет бы с двух.

Счёт. 2 ступень

В начале книги представлена обобщённая таблица-памятка. Мне она очень нравится, так как совмещает в себе все варианты: визуализация, пропись, японские точки и материал для счёта.


Вот такие наши февральские занималки.

с чего начать изучение японского

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о